Челубей и пересвет

Пересвет и Челубей: кто кого на самом деле

Год издания: 1968

Страна: СССР

Каждый школьник знает, что Куликовская битва освободила Русь от монгольского ига. Те, кто знают историю чуть лучше, чем школьники, могут задуматься о том, с кем именно сражались русичи и в чьих интересах. Но в любом случае о смертельном поединке русского богатыря Пересвета и татарского витязя Челубея перед битвой слышали все. Но происходила ли эта схватка на самом деле?

Брянский боярин Александр Пересвет — фигура историческая, хотя о жизни его сведений сохранилось крайне мало. Распространенная версия, будто бы он постригся в монахи и именно как духовное лицо участвовал в Куликовской битве, вызывает у историков сильные сомнения. Пошла эта легенда из житий Сергий Радонежского и самого Пересвета, причисленного русской православной церковью к лику святых. Однако эти тексты написаны через пару веков после сражения с татарами и вряд ли могут считаться достоверными. Если вчитаться в описание схватки, то оно больше напоминает былину. Татарин Челубей специально использовал очень длинное копье, лишавшее его противников шансов на победу. Монах Пересвет снял доспехи, чтобы это копье легко прошло бы сквозь мягкие ткани его тела. Именно благодаря этому ему удалось «подобраться» поближе к Челубею и убить его. Конь донес до русского строя уже мертвого монаха, чудом удержавшегося в седле. Всё это похоже на фэнтези.

Марка из серии «Государственный русский музей». (личная коллекция автора)

Александр Пересвет действительно участвовал в Куликовской битве. Его упоминает самый ранний источник об этом сражении — «Задонщина», написанная всего через несколько лет после сражения. Правда, о героической гибели Пересвета перед битвой в поэме нет ни слова. Наоборот, в самом конце боя Пересвет гарцует на своем коне, «посвельчивая» золочеными доспехами. О существовании Челубея вообще нет достоверных сведений. Получается, что героический сюжет русской истории, вдохновивший таких художников как Виктор Васнецов, Михаил Авилов и Павел Рыженко, — не более чем легенда.

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» — картина советского художника Михаила Ивановича Авилова (1882-1954). Картина была написана в 1943 году. Холст, масло. Размеры: 327 × 557 см. Находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.

Михаил Иванович Авилов изобразил на своей картине, которая, надо сказать, стала самой известной среди всех его произведений, битву русского и татарского богатырей. Перед самой Куликовской битвой, которая состоялась 8 сентября 1380 года, в смертельном сражении сошлись русский богатырь Пересвет и татарский воин Челубей. Согласно источникам, которые донесли до нас историю той битвы, оба воина погибли, пронзив друг друга копьями, однако победа засчиталась Пересвету, так как конь смог довезти его тело до русских войск, тогда как Челубей был выбит из седла и остался на земле.

На картине мы можем увидеть решающий момент схватки. Кажется, что в поединке сошлись не только богатыри, но и кони, которые с оскаленными мордами встали на дыбы. Авилов разместил воинов так, чтобы мы видели лицо Пересвета, который свирепо смотрит на своего врага. Его копьё разбивает щит татарского воина и выбивает того из седла. Головной убор слетает с головы татарского воина, но тот также оказался мастером военного дела и смертельно ранил своего соперника — Пересвета.

По бокам сражающихся находятся два войска. С левой стороны — русское войско под предводительством великого князя Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389), который стоит впереди на белом коне. Русское войско выражает ощущение спокойствия, мужества и стойкости. В правой части картины находится татарское войско беклярбека Золотой Орды Мамая. Нестройностью рядов татарских воинов Авилов выразил их сомнение в поединке и неуверенность в исходе боя.

Картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» была написана в годы Великой Отечественной войны, что делает её ещё и примером для советских воинов, которые вышли на бой против новой «орды». В те годы было крайне важно поддержать дух русского воина, показав яркие примеры из истории Руси, когда воины бились до последней капли крови против любого врага, кто посягнёт на их Родину.

Картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» М.И. Авилов

Любите рисовать и хотите попробовать что-то новое? В этом случае вам стоит попробовать технологию онлайн рисования шёлком на сайте http://risunki.online/. Уникальный способ создания красивых изображений, который понравится и детям и взрослым.

Поединок перед Куликовской битвой

О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова. Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей.

В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.

Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.

Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.

Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?

Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.

У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.

Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».

Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.

От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.

Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.

Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.

Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.

За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.

vyatich_79

Воинами христолюбивыми, святыми поборниками земли Русской и «прехвальными страдальцами послушания» именует Русская Православная Церковь преподобных иноков Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).

20 сентября — память прпп.иноков Александра Пересвета и Андрея 0сляби

Александр Пересвет совершил свой подвиг иноческого послушания в самом начале Куликовской битвы (1380) в поединке с татарским богатырём Челубеем; Андрей Ослябя — в ходе всего сражения, в первых воинских рядах, поддерживая физически и духовно бившихся с ним бок о бок «пехотных людей».

Как пришло решение к профессиональным военным — люботскому боярину (из г. Любутска на Оке) Андрею (Ослябе) и брянскому боярину Александру (Пересвету) принять монашеский сан, неизвестно. Существует предание, согласно которому Пересвет принял постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, который был выстроен на реке Устье, среди величавой красоты сосновых боров, по благословению Преподобного Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно преданию и историческим источникам, когда князь Дмитрий (будущий Донской) в 1380 году приехал за благословением на битву к Преподобному Сергию, оба бывших воина были уже послушниками Троице-Сергиевого монастыря.

18 августа 1380 года святой благоверный князь московский Дмитрий приехал просить у Преподобного Сергия Радонежского благословение на битву, и тот дал ему в подкрепление двух своих иноков. Призвание Осляби и Пересвета в ряды войск имело не столько военное, сколько духовное значение. Самих иноков Преподобный Сергий вооружил «нетленным Крестом Христовым, нашитым на схимах». Передав воинов-схимников в распоряжение князя, Преподобный Сергий сказал им: «Братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за всё православное христианство».

В день праздника Рождества Богородицы принял Александр Пересвет вызов сильнейшего воина из войска Мамая и вступил с ним в единоборство.

В Никоновской летописи дано описание этого поединка: выехал печенег из полку татарского, потрясал оружием пред русскими рядами, и «был он страшен зело, и никтоже смеяше противу его изыти». В «Сказании о Мамаевом побоище» Челубей уподоблен древнему Голиафу: «пяти сажен высота его и трёх сажен ширина его», Пересвет также представлен воином-богатырём. Соперники были на конях. Пересвет возложил на себя святую схиму — матерчатый шлем ангельского образа с нашитым на нём крестом. Соперники, по словам «Сказания», «ударились крепко копьями, едва земля не преломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались». «Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения Преподобного Сергия и воодушевил русские войска. Известно, что павших в Куликовской битве хоронили в течение восьми дней на поле боя, тело же Пересвета привезли в Москву и погребли в храме Рождества Богородицы в Симоновом монастыре.

Андрей (Ослябя) героически сражался в воинских рядах на Куликовом поле, был ранен, но выжил. Древнейшие рассказы о битве: «О побоище, иже на Дону» (в Рогожском летописце, Симеоновской летописи), летописная «Повесть о Куликовской битве» (в Новгородской и Софийской летописях) — сообщают о гибели на Куликовом поле только Александра (Пересвета). В летописных списках убитых на Куликовом поле и в синодиках обыкновенно приводится имя одного Александра, что косвенно может свидетельствовать о том, что Андрей после Куликовской битвы служил у московских митрополитов. Так, некоторые источники позволяют предположить, что в 1398 году Ослябя ездил в Константинополь в составе посольства московского Великого князя Василия для оказания помощи Византии, пережившей опустошительные набеги турок. В документах, относящихся к 1390—1393 годам, также встречаются упоминания «чернеца Андрея Осляби» в числе бояр Митрополита всея Руси Киприана.
Закончивший свой жизненный путь Андрей Ослябя был похоронен рядом с Александром Пересветом в храме Рождества Богородицы в Симоновом монастыре.

Над их останками были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». В 1509 году на месте деревянного храма строится каменный. В ХУШ-ХIХ веках к четверику храма пристраивается трапезная часть, и место погребения героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби оказывается в самом храме. При перестройках храма их могилы оставались в сохранности в течение многих веков. Место погребения героев Куликовской битвы всегда особенно почиталось народом России и особенно её правителями. Существуют свидетельства посещения могил Пересвета и Осляби Великим князем Иоанном III, Царями Иоанном Грозным и Феодором Алексеевичем.

В 1928 году храм Рождества Богородицы в Симоновом монастыре был закрыт. Могилы святых иноков — героев Куликовской битвы — оказались на территории созданного здесь завода «Динамо», надгробия использовались как платформа для электромотора. Хотя имена монахов-воинов упоминались в советских учебниках по отечественной истории. Наконец в 1980 году, в связи с 600-летием Куликовской битвы, могилы Пересвета и Осляби были отнесены к историческим памятникам, охраняемым государством. В 1988 храм Рождества Богородицы был отделён от завода и в 1989-м открыт для посещения, надгробия восстановлены.

Сохранился посох из яблоневого дерева, по преданию, принадлежавший Александру (Пересвету). В течение последних веков он находился в алтаре соборной церкви Димитриевского монастыря (близ г.Скопина Рязанской обл., в 45 верстах от Куликова поля). Согласно монастырскому преданию, Пересвет по дороге на битву остановился в келье отшельника, жившего на месте будущего монастыря в честь небесного покровителя князя Дмитрия Донского — преподобного Димитрия Солунского. Облачившись в воинские доспехи, Александр отдал отшельнику свой дорожный посох.

В XVII веке имена Александра и Андрея, преподобному-чеников Московских, были внесены в святцы, в конце XVII века включены в «Описание о российских святых»; в 1896 году их имена поместили в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников Прп. Сергия, в месяцесловах не означенных»), а в 1981-м они записаны в Соборе Радонежских святых. Изображения Александра и Андрея сохранились в Лицевом житии Прп. Сергия (XVI в.), в Лицевом летописном своде (2-я пол. XVI в.), на житийной иконе Прп. Сергия 1680 года.

Богата Русь и обильна великим сонмом людей, поработавших Христу на ниве богоугодной жизни. Здесь и святители, и князи благоверные, и праведные мiряне, воздержники и мученики безстрашные, и даже монахи-воины: всякому желающему снискать Царство Небесное даёт Господь послужить. Имена Пересвета и Осляби светятся здесь, на скрижалях родной истории, напоминая изверившимся современникам и будущим поколениям россиян, что военная слава Руси вырастала из её духовной мощи.

На поле Куликовом агарян победисте и венцами славы увенчастеся, преподобномученицы Александре и Андрее, молите Христа Бога и нам врага рода человеческого побеждати!

Ирина Владимировна ВОРОНЦОВА

Правда о схватке Пересвета и Челубея

Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета». На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.

Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.

Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.

Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.

Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.

На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.

И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.