Сколько богов в исламе

Может ли мусульманин читать православные молитвы

Если человек крещеный, но у него больше тяги к Исламу, интересуется Исламом и молится мусульманскими молитвами. Однако, шахаду не произносил. Засчитываются ли такие молитвы? Имеют они силу?

Такие молитвы могут быть причиной, по которой впоследствии христианин станет муслимом.

Шахаду не читает?

Но мы в молитве тоже читаем шахаду)

Любая молитва, обращённая к Единому будет услышана,

Но чтоб считаться праведным муслимом, покорным Богу надо иметь правильные убеждения,

Избавиться от заблуждений.

Затем признать Единобожие сердцем.

Затем признать пророчество последнего из пророков мир ему и благославление.

Затем совершать молитву как совершал её посланник Аллаха салаЛлаху алейхи ва салям.

И совершать искренне.

Первое за что мы будем спрошены в Судный день это молитва.

Надо читать на арабском и понимать смысл. Чтобы Священное Писание проникало в сердце, в глубину, в самую глубину сердца.

Согласно Библии любая молитва и хвала Единому засчитываются как обращение к Богу.

И не дам Славы своей и Хвалы своей истуканам!

Согласно Исламу тоже. Обращение к Единому Богу и есть обращение к Аллаху. Но принятие поклонения в Судный день, имеет условие соответствия учению пророка мир ему и благославление. Должно быть соблюдение Завета.

Можно ли мусульманину молиться за христианина?

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.

Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогая сестра! Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Нам, разумеется, разрешено воздавать дуа за наших живых немусульманских родственников и друзей, молясь за их здоровье, благополучие и наставление на путь ислама. Но самой важной является наша молитва о наставлении их на путь ислама. Мы должны совершать ее постоянно и одновременно с этим мудро и красноречиво убеждать их принять ислам. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

“Коль хоть один человек встанет на прямой путь благодаря вашим усилиям, это будет лучше для вас, чем владение всем миром!”

Что касается наших умерших немусульманских родственников или друзей, то нам не разрешено молиться за них, если мы точно знаем, что они умерли в неверии. Аллах говорит:

“Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада” (Коран, 9: 113).

Следовательно, согласно исламу каждый человек ответственен за выбор, который он сделал в жизни, и если он выбрал путь неверия, мы не должны молиться за его прощение. Если, однако, мы не уверены, в какой вере умерли наши немусульманские друзья или родственники, то нам разрешено вознести за них следующую общую мольбу, которая относится ко всем верующим. Если они умерли в вере, то она коснется и их, и Аллах нам всем судья: Аллахумма игфир ли аль-мумина ва аль-муминат, аль-ахья миехум ва аль-амват (О, Аллах, прости всем верующим, мужчинам и женщинам, тем, кто жив, и тем, кто умер). Мы можем также молиться за них так, как Пророк Иса (Иисус, мир ему) молился Аллаху за христиан, которые приобщили его к сотоварищам Аллаха:

«Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они – Твои рабы. Если же Ты простишь им, то ведь Ты – Могущественный, Мудрый» (Коран, 5: 118).

Молиться за наших родных-немусульман?

Вопрос:

Можем ли мы молиться за немусульман? Мои родители-немусульмане, могу ли я делать дуа за них, в частности, просить для них здоровья или долгой жизни? (Аноним)

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракятух!

В Исламе нет запрета на совершение дуа (молитвы) за немусульман. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) имел обыкновение молиться за своих родственников-немульман, чтобы Аллах направил их на путь истины, путь Ислама. Вам тоже следует это делать и просить Аллаха, чтобы Он направил ваших родных на путь Ислама. Это самая важная молитва, которую вы можете делать за них.

Также разрешается молиться за здоровье или благополучие немусульман, на это нет запрета в Коране и хадисах.

Но в Исламе запрещено молиться за прощение грехов людей (в том числе и родственников), если они умерли (или живы и пребывают в неверии – прим. Islam-today) в состоянии куфра (неверия), то есть немусульманами.

Аллах говорит в Коране:

Не подобает Пророку и тем, которые уверовали, просить прощения для многобожников, даже если они были бы родственниками, после того как стало ясно для них, что они – обитатели Огня . (9,113)

Этот Аят был ниспослан после того, как Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пытался убедить своего любимого дядю (Абу Талиба) принять Ислам перед его смертью. Но к сожалению, его дядя не принял Ислама и умер на религии своих предков. Это очень огорчило Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), и он говорил:

لأستغفرن لك ما لم أنه عنك

После этого Аллах ниспослал данный Аят, запрещающий просить прощения за тех, кто отверг Ислам (Тафсир ибн Касира).

До тех пор, пока ваши родители живы, используйте эту возможность и пытайтесь побудить их к принятию Ислама, относясь к ним по-доброму, показывая им по-настоящему благой нрав истинного мусульманина. Также продолжайте совершать дуа, чтобы Аллах направил их на истинный путь

Пусть Аллах облегчит это для вас и направит ваших родных на путь Ислама. Амин!

Каждый человек, который считает себя последователем какой-либо религии, должен иметь представление хотя бы о ее основах. Сегодня мы решили провести эксперимент на знание главной молитвы. Что из этого получилось, увидите прямо сейчас.

Главная молитва в Исламе

«Аль-Фатиха» (с арабского «Открывающая») – первая сура (глава) Корана, состоящая из семи аятов (стихов), и главная молитва в исламе.

Знание «Аль-Фатихи» — обязанность каждого мусульманина!

Каждая ее фраза настолько многозначительна и информационно-емка, что даже множество богословских трудов оставляют ощущение недосказанности.

«Фатиха» обязательно читается при совершении пятикратного намаза.

Порядка 1,5 млрд. мусульман проживают сегодня во всех частях света. Это значит, что первая сура Корана звучит по всей планете каждую минуту.

Как и сам священный Коран, «Аль-Фатиха» в намазе читается исключительно на языке оригинала и не подлежит каким-либо изменениям. При этом, безусловно, верующему следует знать и понимать ее смысл, изучать толкования, постигать значение молитвы.

«Отче наш» — главная христианская молитва

Согласно христианскому Евангелию, Иисус (мир ему) дал ее своим последователям в ответ на просьбу научить их молитве.

Читается в разных церквях и странах на разных языках. Разночтения «Отче наш» до сих пор вызывают споры и дискуссии, впрочем мусульмане не признают полной достоверности современных библейских текстов.

6 июня 2019 года Папа Римский Франциск внес определенные коррективы в текст молитвы.

Русская православная церковь последовать этому примеру отказалась.

Необходимость знаний

Приобретение знаний — обязанность каждого мусульманина и мусульманки!

Первый ниспосланный аят Священного Корана побуждает: «Читай во имя твоего Господа!» (96:1);

«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (Коран, 58:11);

Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: «Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах облегчает путь в Рай» (Муслим).

Если раньше нужно было отправляться за тридевять земель, чтобы погрызть гранит науки, то с современными технологиями практически любое образование можно получить прямо на дому. Пример тому онлайн академия «Медина». Мы попросили ее директора Абдуль-Басита Микушкина рассказать, как происходит обучение и, что получают будущие выпускники.

Мусульмане и христиане: диалог или вражда?

Ислам и христианство являются наиболее крупными по числу последователей конфессиями на нашей планете. На сегодняшний день практически во всех странах мира мусульмане и христиане живут бок о бок, и от межрелигиозных отношений, зачастую, во многом зависит национальное благополучие. В этой связи необходимо разобраться, как ислам предписывает своим последователям относиться к христианам.

В современных реалиях немало радикальных группировок пропагандируют ненависть к христианам, называя их безбожниками, неверными и так далее. Встречается такой антагонизм и на бытовом уровне. Но что же говорится об отношении к христианам в Священном Коране и Пречистой сунне Пророка Мухаммада (с.г.в.)?

1. Близость по духу

В суре «Трапеза» Создатель обращается к нам со словами:

«Ты также непременно найдёшь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: «Мы — христиане». Это – потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия» (5:82)

2. Дозволенность пищи христиан

В этой же суре сказано:

«Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им…» (5:5)

3. Брачные узы

В пятой суре также говорится:

«…Вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас…» (5:5)

При этом следует отметить, что данное правило действует лишь в том случае, если мусульманин (т.е. мужчина) намерен вступить в брачные узы с христианкой или иудейкой.

4. Достойный диалог

В суре «Паук» сказано:

«Если вступаете в спор с людьми Писания (христианами и иудеями – прим.ред.), то ведите его наилучшим образом…» (29:46)

5. Прощение

В случае каких-либо неурядиц Аллах в Своей Книге призывает не к агрессии, а к прощению, о чем повествует сура «Корова»:

«После того, как прояснилась им истина, многие из людей Писания из зависти своей хотели бы отвратить вас от веры, когда вы уже приняли её. Простите их и будьте великодушны…» (2:109)

6. Огорчение поражениями христиан

Следует отметить, что в VII веке крупнейшими государствами-соседями молодого мусульманского государства являлись Восточная Римская империя, более известная как Византия, и Государство Сасанидов. Эти державы вели постоянную борьбу друг с другом за влияние в регионе и захват новых земель. При жизни Пророка Мухаммада (с.г.в.) между византийцами, исповедующими христианство, и персами-язычниками состоялась крупная битва, победу в которой одержало Государство Сасанидов. После того, как данная весть дошла до Аравийского полуострова, мекканские многобожники начали издеваться над мусульманами, восклицая, что единобожники из Византии не смогли одолеть персов-язычников, и никакой Бог не помог римлянам. После этого Аллах ниспослал аят, в котором предвещал скорую победу римлян в противостоянии с язычниками:

«Повержены римляне в самой низкой (или ближайшей) земле. Но после своего поражения они одержат верх через несколько (от трёх до девяти) лет. Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого. В тот день верующие возрадуются помощи Аллаха» (30:2-5)

7. Запретность агрессии

Милость миров Мухаммад (с.г.в.) подчёркивал: «Верующий – это тот, от которого люди в безопасности касательно своей жизни и имущества» (Насаи). Ещё одно его известное высказывание гласит: «Убийство одного невинного человека хуже для Аллаха, чем уничтожение всего мира» (Муслим).

Кроме того, если мы обратимся к истории первого мусульманского государства – Арабского халифата, то в нём проживало немало христиан, наделённых такими же правами, как и мусульмане, включая право на исповедование своей религии. А после взятия Иерусалима в седьмом веке нашей эры войском под командованием второго праведного мусульманского халифа Умара ибн Хаттаба в городе не было разрушено ни одной христианской святыни, и это является наглядным примером того, что ислам – религия добра, мира и любви.

Тем не менее, в случае агрессии извне и возникновения необходимости самообороны, защиты своей родины и семьи мусульманин наделяется правом отстаивать жизнь и свободу своих близких. В кораническом аяте сказано:

«Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им» (22:39)

8. Добрые взаимоотношения

Как-то раз Пророк Мухаммад (с.г.в.) обратился к своим сахабам: «Сказать ли вам хорошее дело, которое лучше, чем намаз, ураза и садака?» – Сподвижники ответили утвердительно. – «Это добрые взаимоотношения, поскольку взаимный разлад уничтожает хорошие дела подобно лезвию, сбривающему волосы», – пояснил Посланник Всевышнего (хадис приводит ат-Тирмизи).

Бог в исламе

Имена Аллаха

Имя Значение
Аллах Бог
Ар-Рахман Милостивый
Ар-Рахим Милосердный
Аль-Малик Царь
Аль-Куддус Святой
Ас-Салям Миротворец
Аль-Мумин Оберегающий
Аль-Мухаймин Хранитель
Аль-Азиз Могущественный
Аль-Джаббар Могучий
Аль-Мутакаббир Превосходящий
Аль-Халик Размеряющий
Аль-Бари Создатель
Аль-Гаффар Снисходительный
Аль-Каххар Господствующий
Аль-Ваххаб Даритель
Ар-Раззаку Наделяющий
Аль-Фаттах Открывающий
Аль-Алим Всезнающий
Аль-Кабид Уменьшающий
Аль-Басит Увеличивающий
Аль-Хафид Принижающий
Ар-Рафи Возвышающий
Аль-Муизз Усиливающий
Аль-Музилль Ослабляющий
Ас-Самиу Всеслышащий
Аль-Басир Всевидящий
Аль-Хакам Судья
Аль-Адль Справедливейший
Аль-Латиф Проницательный
Аль-Хабир Сведущий
Аль-Халим Спокойный
Аль-Азим Великолепный
Аль-Гафур Милующий
Аш-Шакур Благодарный
Аль-Алий Всевышний
Аль-Кабир Великий
Аль-Хафиз Хранитель
Аль-Мукит Поддерживающий
Аль-Хасиб Достаточный
Аль-Джалиль Величественный
Аль-Карим Щедрый
Ар-Ракиб Смотритель
Аль-Муджиб Отзывчивый
Аль-Васи Всеобъемлющий
Аль-Хаким Мудрейший
Аль-Вадуд Любящий
Аль-Маджиду Славный
Аль-Баис Воскрешающий
Аш-Шахид Свидетель
Аль-Хакк Истина
Аль-Вакиль Доверенный
Аль-Кавий Всесильный
Аль-Матин Непоколебимый
Аль-Хамид Достохвальный
Аль-Мухси Счетовод
Аль-Мубди Основатель
Аль-Муид Возвращающий
Аль-Мухйи Оживляющий
Аль-Мумит Умерщвляющий
Аль-Хайи Живущий
Аль-Кайум Самостоятельный
Аль-Ваджид Богатый
Аль-Маджид Наиславнейший
Аль-Вахид Один
Ас-Самад Постоянный
Аль-Кадир Могучий
Аль-Муктадир Всемогущий
Аль-Мукаддим Приближающий
Аль-Муаххир Отдаляющий
Аль-Ауваль Начало
Аль-Ахир Завершение
Аз-Захир Явный
Аль-Батин Сокровенный
Аль-Вали Правитель
Аль-Мутали Превознесенный
Аль-Барру Добродетельный
Ат-Тавваб Принимающий
Аль-Мунтаким Карающий
Аль-Афув Прощающий
Ар-Рауф Сострадающий
Малик уль-Мульк Царь Царствия
Зу-ль-Джаляли
валь-Икрам
Обладатель
Величия и Радушия
Аль-Муксит Справедливый
Аль-Джами Объединяющий
Аль-Ганий Самодостаточный
Аль-Мани Ограждающий
Ад-Дарр Сокрушитель
Ан-Нафи Благотворитель
Ан-Нур Просветляющий
Аль-Хади Ведущий
Аль-Бади Творец
Аль-Баки Вечный
Аль-Варис Наследник
Ар-Рашид Правильный
Ас-Сабур Терпеливейший
Эту страницу предлагается объединить со страницей Аллах. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К объединению/25 августа 2019.
Обсуждение длится не менее недели (). Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.

В исламе Бог (араб. الله‎ — Алла́х) — творец мира, управляющий Судным днём и пославший к людям своего посланника (расуль) Мухаммеда. В доисламской Аравии Аллах был одним из высших божеств. Краткая форма символа веры ислама (шахады) гласит: «Нет никакого божества, кроме единого Бога (Аллаха), и Мухаммед — посланник Бога (Аллаха)!»

Бог в Коране

Согласно исламскому вероучению, Коран — прямая речь Бога, обращённая к пророку Мухаммаду непосредственно или через ангела Джибриля. Аллах мусульман в принципе идентичен Богу христиан и иудеев. Образ Аллаха является стержнем всей проповеди Корана; как в мекканский, так и в мединский периоды основные черты Аллаха неизменны, хотя акценты на разные черты в разные периоды различны. Одна из главных тем Корана — единственность и внутреннее единство Аллаха. Вера в него противопоставляется многобожию.

Он один, единственный, у него нет и не может быть никаких «сотоварищей», «не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один». В Коране постоянно говорится о том, что Аллах совершенен, могуществен (аль-Азиз) и величественен (аль-Джалиль). Ему подчинено всё в мире, ничто не совершается без его воли и без его ведома. Он опекает свои творения, милостив (ар-Рахман) по отношению к людям, милосерден (ар-Рахим) и всепрощающ (аль-Афув). Люди должны осознавать могущество и величие Аллаха, подчинять себя ему, быть покорными (ислам), богобоязненными (таква), благочестивыми. Они должны верить Аллаху и всегда полагаться на его волю и милость.

Аллах в Коране выступает в качестве единственного творца, создавшего всё сущее, включая человека, и то, чем он живёт (ризк). Он творит вещи своим приказом (словом «Будь»). Аллах для людей — единственный подлинный царь (малик) и судья (хакам), воздающий людям за их добрые и греховные поступки. Один из излюбленных коранических сюжетов — наказание народов и селений, жители которых не захотели слушать его посланников и совершали множество грехов. Время от времени Аллах посылает к людям своих пророков (наби) и посланников (расуль), которые призваны нести людям весть об Аллахе. Последним таким посланником провозглашён Мухаммад, посланный ко всему человечеству.

В угодное для себя время Аллах уничтожит все небеса и землю, воскресит мертвых (бас бад аль-маут) и соберёт (хашр) их к себе на Страшный суд (киямат). Каждому человеку будет воздано за его деяния либо блаженством в раю (джаннат), либо низвержением в ад (джаханнам). Образ суда и наказаний неверных (кафир) составляет значительную часть первых проповедей пророка Мухаммада.

Аллах проявляет себя людям в своих творениях. Все творения Аллаха — это его знамения людям. Одним из чудес (муджизат) Аллаха является Коран.

Имена Аллаха

Основная статья: 99 имён Аллаха

В исламской традиции существует понятие атрибутивных имён Бога. Все эти имена выражают качества Аллаха, которыми он выражает своё присутствие в сотворённом мире. То есть, несмотря на множественность имён Аллаха, все они принадлежат только ему. Их нельзя уподоблять качествам творений. Известен следующий хадис пророка Мухаммада: «У Аллаха девяносто девять имён, сто без одного. Тот, кто станет перечислять их — войдёт в Рай». Например, именами Аллаха являются упомянутые в Коране Ар-Рабб (Господь), Ар-Рахман (Милостивый), Ар-Рахим (Милосердный), Аль-Хайй (Живой), Аль-Ахад (Единый) и т. д. Однако число имён Аллаха не ограничивается девяносто девятью, потому что у Аллаха есть имена, не упомянутые в Коране и Сунне.

Богословские проблемы

В ряде аятов Корана Аллах описывается слишком конкретно или противоречиво. Это вызывало споры среди различных мусульманских течений, а также использовалось немусульманами в антиисламской полемике. Однако, мусульманские богословы едины в том, что эти аяты содержат лишь кажущиеся противоречия, которые на самом деле взаимодополняют друг друга.

В Коране многократно говорится о том, что все дела человека сотворены Аллахом, что всё в мире происходит лишь с его ведома (см. кадар). Одновременно всячески подчёркивается, что человек ответственен за свои поступки, за которые он получит воздаяние. Контрастность этих суждений об отношениях Бога и человека стала поводом для споров в среде исламских богословов. Аналогичная ситуация произошла с аятами-муташабихат, в которых об Аллахе говорится метафорически как о существе, имеющем части тела, как у человека (рука, лицо, глаза), и совершающем человеческие действия (сидит на Троне, приходит и т. д.).

Учение об Аллахе — основа исламской религии и богословия, а догмат о единственности и единстве Аллаха (таухид) — главный догмат ислама.

Различные аспекты природы Аллаха обсуждались и разъяснялись в хадисах, в толкованиях Корана (тафсирах), в специальных богословских сочинениях (акида). Две главные проблемы:

  • сущность природы Аллаха (вуджуд Аллах, ат-таухид);
  • природа деяний Аллаха (аф’аль та’ала, аль-‘адль).

На протяжении VIII—XII веков главные дискуссии вызывала проблема качеств (атрибутов) Аллаха и их соотношения с его сущностью. Традиционалисты требовали принимать содержащиеся в Коране упоминания о качествах Аллаха без рассуждений — би-ля кайфа (см. хашавиты, ташбих). Другие течения отрицали существование у Аллаха качеств или толковали их символически (см. джахмиты, мутазилиты). С IX—X веков распространились представления о реальном существовании у Аллаха свойств, неразрывно связанных с его божественной сущностью (см. калам, ашариты, матуридиты). Предметом разногласий богословов было реальное содержание таких качеств Аллаха, как «видимость» (лицезрение его людьми в День суда и праведниками в раю) и «речь». Один из важных богословских споров VIII—X веков — вопрос о сотворённости или несотворённости «речи Аллаха». В богословской среде также обсуждалось возможность толкования (или отказа от толкования) «антропоморфических» выражений в Коране.

Исламское богословие, по существу, зародилось в конце VII—VIII веков с обсуждения вопроса сочетания принципа справедливого воздаяния людям за их поступки с всемогуществом Аллаха и творением им всех человеческих поступков (см. кадариты, джабриты, мурджииты). Исходя из текстов Корана и хадисов, традиционалисты отказывались от окончательного решения проблемы. Мутазилиты и другие богословские школы допускали способность человека творить свои поступки. В X—XII веках сложилось несколько концепций, примиряющих конечную зависимость поступков человека от божественной воли с действиями человека по осуществлению этого поступка через «выбор», «приобретение», «способность к его совершению» и так далее (ихтияр, касб, иститаа).

Проблемы связи между людьми и Аллахом нашли развитие в шиитских воззрениях на имамат. Суфии рассматривали проблему природы Аллаха как проблему пути его познания, постижения его сущности не разумом, а посредством любви (махабба), упования во всем на Аллаха (таваккуль) и аскетизма (зухд). Суфийская концепция вахдат аш-шухуд предполагает нисхождение Аллаха в сердце мистика, а вахдат аль-вуджуд — растворение человека в божественной сущности.

Мусульманские философы уделяли главное внимание познанию Аллаха с помощью разума и рациональным доказательствам необходимости его существования. Для философов Аллах — высшее и необходимое совершенство, высший Разум и высшая Любовь, который творит мир, воплощаясь в нём через иерархию эманации (см. фалсафа).

Единобожие

Основная статья: Таухид

Для обозначения догмата о единственности и единстве Аллаха мусульмане используют термин таухид. Таухид является одним из основных, фундаментальных догматов ислама, которое означает прежде всего отрицание политеизма (ширк), выражающееся в формуле «нет никакого божества, кроме Аллаха». Слово таухид происходит от глагола «ваххада», что означает «делать что-либо единым», «считать что-либо единственным». На уровне спекулятивной теологии проблема таухида решалась в плане объяснения соотношения сущности (зат) Аллаха и Его атрибутов (сифат), Творца и Его творений.

Таухид означает признание того, что Аллах является единственным Творцом — Господом всего сущего. Он обладает прекрасными именами и совершенными качествами. Наиболее полно и ясно раскрывают сущность доктрины единобожия мекканский суры Корана, в частности сура «аль-Ихлас».

Основным принципом таухида является утверждение того, что существует только один Бог-Творец, сотворивший всё сущее бытие. Он вечен и управляет всеми процессами во вселенной. Все нуждается в Нём, а Он не нуждается ни в чём, и ни в ком. Доктрина таухида отвергает христианскую Троицу и утверждения о том, что якобы у Бога могут быть сыновья или дочери. Таухид отвергает и утверждения иудеев о том, что Творец благоволит только одному избранному народу.

Важной частью доктрины таухида является необходимость поклонения только лишь Аллаху. Актами служения являются не только конкретные религиозные обряды, но и вся жизнь, все поступки человека. Люди должны в точности исполнять все повеления Аллаха и совершать только разрешенное и воздерживаться от совершения запрещенного Им.

Аллаху присущи атрибуты, которые не являются чем-то отличным от Его сущности. Он имеет различные имена (исма аль-хусна), носящие атрибутивный характер. В обязанности мусульманина входит вера во все имена и качества Аллаха, упомянутые в Коране и достоверных хадисах. Эти имена и качества необходимо понимать так, как они описаны в священных текстах (насс), не уподобляя (ташбих) их именам и качествам творений и не отказываясь от их истинного значения.

Аллах, обладающий абсолютной силой, властью и могуществом, может создавать различные формы живой и неживой природы и уничтожать их. Всё, что происходит в этом мире, имеет глубокий смысл, и всё построено по изначальному плану Творца. Ему также принадлежат законодательные функции. Аллах присутствует в сотворённом Им мире и управляет всеми процессами, благодаря чему Его творения обладают способностью к жизнедеятельности и обеспечиваются необходимыми для этого средствами (ризк).

Аллах милостив и справедлив к Своим творениям. Он не желает зла для Своих творений. Те, кто поступает несправедливо, будут держать ответ перед Аллахом в день Страшного суда и понесут справедливое наказание.

Принципы доктрины единобожия были подробно изучены и систематизированы мусульманскими богословами.

Мутазилитская теология включала в понятие таухида отрицание отличных от сущности Аллаха и вечных его атрибутов.

Ашариты и сифатиты толковали таухид как признание единственности Аллаха в отношении его сущности (вахид фи затихи ля шарика лаху), его вечных атрибутов (вахид фи сифатихи аль-азалия ля назира лаху) и его действий (вахид фи аф’алихи ля шарика лаху).

Ханбалиты, в частности Ибн Таймия, включали в понятие таухид признание только за Аллахом божественной природы (таухид аль-улюхия); признание его единственным Творцом и путеводителем (таухид ар-рубубия); и полную самоотдачу человека Аллаху (таухид аль-’убудия).

Понимание таухида в суфизме сводилось к отрицанию многобожия и считалось достоянием рядовых верующих (таухид аль-’амма). Суфии выделяли три главные формы таухида:

  • растворение человеческой воли в божественной (таухид иради);
  • самоуничтожение (фана’) человека в его бытии (таухид шухуди);
  • постижение того, что нет ничего сущего, кроме Аллаха (таухид вуджуди).

Последняя форма таухида была свойственна учению Ибн Араби, которое позже стали квалифицировать как учение о «единстве бытия» (вахдат аль-вуджуд).

Сущность и атрибуты Аллаха

Основная статья: Сифат

Для обозначения «божественных атрибутов» мусульмане используют термин сифат. Впервые этот термин был введён мутазилитами. На первых этапах развития калама эквивалентом сифата выступал термин маани («значения», «смыслы», «идеи»). Некоторые мутакаллимы (Абу Шахим аль-Джуббаи, аль-Бакиллани, аль-Джувайни и Фахруддин ар-Рази) вместо термина сифат использовали термин ахваль («состояния», модусы), ввиду чего их называли «сторонниками концепции состояний» (асхаб аль-ахваль).

Признание наличия у Аллаха положительных атрибутов получило наименование «исбат» («утверждение»), а его сторонники назывались «сифатитами»; отрицание же этого именовалось «татилем» («лишение» Аллаха атрибутов), а его сторонники — «муаттиля». К муаттиля относили фаласифа (Ибн Сину и его последователей), которые приписывали Аллаху только соотносительные атрибуты (сифат аль-идафа), такие, как «первопричина», и атрибуты негативные (сифат ас-сальб), такие, как «извечный». Как татиль (лишение) квалифицировалась также точка зрения мутазилитов, которые не признавались в реальности сифатов в качестве характеристик («знание», «могущество» и т. п.).

Согласно наиболее распространённой классификации, сифаты делились на сущностные атрибуты (сифат аз-затзатийа, например «самодостаточный») и атрибуты действия (сифат аль-филь, например «питающий»). Встречается также деление атрибутов на сущностные (затия, нафсия), описательные (васфия, манавия, хабария, например «знание», «жизнь»,) и атрибуты действия (филия).

Суфии выделяли сифаты красоты (сифат аль-джамаль, например «знающий»), атрибуты величия (сифат аль-джалаль, например «великий», «могущественный») и атрибуты совершенства (сифат аль-камаль, например «творец», «самодостаточный»). Помимо этого суфии говорили о божественных именах (аль-асма аль-иляхия), приложимых к самому Аллаху, его атрибутам и действиям и соответственно делившихся у них на сущностные (затия, например Аллах), атрибутивные (сифатия, например «знающий») и обозначающие действия (афалия, например «творец»).

Ашариты считали сифаты и не тождественными самому Аллаху, его сущности (зат), и не отличными от него. Асхаб аль-ахваль характеризовали модусы Аллаха как нечто и несущее, и не несущее. В спекулятивном суфизме (Ибн Араби и др.) имена Аллаха рассматривались как аспекты божества, различающиеся не сами по себе, а в зависимости от нашей установки (би-ль-итибар). Суфии и матуридиты говорили об извечности сифатов всех разрядов, а ашариты признавали извечность лишь сущностных атрибутов.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ислам: ЭС, 1991, с. 19.
  2. аль-Ихляс 112
  3. Сборники Бухари и Муслима
  4. 1 2 3 4 Ислам: ЭС, 1991, с. 20.
  5. Гогиберидзе, 2009, с. 15.
  6. Ньюби, 2007, с. 257.
  7. 1 2 3 4 5 Ислам: ЭС, 1991, Таухид.
  8. Али-заде, А. А., 2007.
  9. Ньюби, 2007, с. 258.
  10. 1 2 3 4 5 6 Али-заде, А. А., 2007, Таухид.
  11. 1 2 3 4 5 Ислам: ЭС, 1991, ас-Сифат, с. 210.

Литература

на русском языке

  • Аллах // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Али-заде А. А. Бог в исламе // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.
  • Батыр Р. Первое имя Бога // Вместо реформы. Сборник статей / Под общ. ред. Д. В. Мухетдинова. — Н. Новгород—Ярославль: ИД «Медина», 2007. — 176 с.
  • Гогиберидзе Г. М. Исламский толковый словарь. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 266 с. — (Словари). — 3000 экз. — ISBN 978-5-222-15934-7.
  • Ньюби Г. Краткая энциклопедия ислама = A Concise Encyclopedia of Islam / Пер. с англ.. — М.: Фаир-пресс, 2007. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-8183-1080-0.
  • Пиотровский М. Б. Аллах // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, ГРВЛ, 1991. — С. 19-20. — ISBN 5-02-016941-2.
  • Рощин М. Ю. Аллах // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. II. — С. 27. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.

на других языках

Почему мусульмане называют Бога «Аллахом»?

Некоторые люди ошибочно полагают, что Аллах – это мусульманский Бог. Это мнение далеко от истины. На самом деле, на арабский язык слово «Бог» переводится именно как «Аллах».

Арабский язык, как и иврит, считаются семитскими языками. К семитским языкам также входит, почти исчезнувший в наше время, арамейский – язык, на котором говорил Пророк Иса (мир ему). Во всех этих языках к Богу обращаются по имени, которое очень похоже по своему звучанию на имя Всевышнего.

В иврите, например, это Элох. В арамейском – Иль. Поэтому, Пророки Иса и Муса (мир им), говоря о Боге или взывая к Нему, использовали то же обращение, что и мусульмане.

Это яркое свидетельство тому, что Аллах – тот же Бог, Создатель Вселенной, которого любили и которому поклонялись все пророки.

Всевышний Аллах говорит:

«Он — Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него — самые прекрасные имена» (Сура «аль-Хашр», аят 24).

Несмотря на то, что процент арабоязычных мусульман в мире невысок, мусульмане всего мира обращаются к Богу Его великим именем – Аллах. Тому есть несколько причин:

1. Коран был ниспослан на арабском языке.

История Корана 2: как он был ниспослан, сохранен и записан?

2. Мусульмане ежедневно по 5 раз совершают намаз и обращаются в намазе к Аллаху опять же Его великим именем.

И это нас объединяет. Не имеет значения кто мы по происхождению и где родились. Слово «Аллах» понятно и известно всем мусульманам. Мусульмане предпочитают обращаться к Аллаху именно по этому Его имени.

Обратимся к русскому языку. В русском языке, если мы пишем слово «Бог» с заглавной буквы, то всем сразу становится понятно, что речь идет о единственном Боге – Творце Вселенной. Если же на письме использовать строчную «б», то по контексту речь может идти о божествах и идолах давно минувших дней и эпох, таких как Зевс, Афродита или Один, а также просто об абстрактном божестве.

И пока мир не стал теснее, а информация не стала так быстро распространяться по миру, очень сложно было различить о ком идет речь в разговорах о Боге. Кроме того, язык допускает создание «богинь» или множества «богов» простым путем добавления суффиксов и окончаний.

В то же время, в арабском языке есть два разных слова для различения «Бога» и «бога». Это слово «илях», что означает «божество», а также «Аллах», что означает Всевышнего Создателя. Но самое важное это то, что в арабском языке никаким способом невозможно создать множественное число от слова «Аллах». Также, в арабском языке нельзя произвести от слова «Аллах» существительное женского рода.

Таким образом, когда вы говорите «Аллах», вы подразумеваете только Его – Вечно живого, Милостивого и Милосердного Создателя небес и земли.

Всевышний Аллах говорит:

«У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые уклоняются от истины в отношении Его имен» (Сура «аль-Араф», аят 180).

Как возник ислам

Нам всем, наверное, очень хорошо знакомо понятие «исламский фундаментализм». Многочисленные теракты, война в Чечне, захват заложников и пр. и пр.

Очень большую часть людей в этом мире объединяет одна религия – ислам. Нам всем очень хорошо известен основатель христианства – Иисус Христос. Но что известно об основателях ислама. Откуда взялась эта религия?

Основателем ислама был МАГОМЕТ (570—632). Магомет родился в 570 году в Мекке, в южной части Аравии; в то время это был отсталый регион, удаленный от центров торговли, ремесел и просвещения. С шести лет Магомет осиротел, рос и воспитывался в бедности. Согласно исламской традиции, Магомет был неграмотным. Но его материальное положение улучшилось, когда он в возрасте двадцати пяти лет женился на богатой вдове. Но даже когда ему уже было под сорок, ничто еще не говорило о том, что Магомет — выдающаяся личность. Большинство арабов тогда были язычниками и исповедовали многобожие. В Мекке, правда, было небольшое количество иудеев и христиан, и, возможно, именно от них Магомет впервые узнал о едином всемогущем Боге, повелителе Вселенной. Когда Магомету исполнилось сорок лет, он пришел к убеждению, что этот единственный истинный Бог (Аллах) говорит с ним через посредство архангела (Гавриила) и сделал его, Магомета, своим избранником ради распространения среди людей истинной веры. Около трех лет Магомет проповедовал новую веру в узком кругу родных и друзей.

Однако в 613 году он начал выступать с публичными проповедями. Постепенно у него появились сторонники, и власти Мекки стали смотреть на него как на смутьяна. В 622 году, опасаясь преследований, Магомет бежал в Медину (город в 200 милях к северу от Мекки), где сумел приобрести значительную власть и влияние. Этот исход из Мекки, получивший название «хиджра», стал поворотным этапом в жизни пророка. Если в Мекке у него были, немногочисленные последователи, то в Медине их число стало значительно больше, и вскоре он приобрел такое влияние, что превратился там, по сути, в неограниченного правителя. В следующие несколько лет, когда число последователей Магомета быстро росло, начались военные столкновения между Меккой и Мединой. Война эта закончилась в 630 году триумфальным возвращением Магомета-победителя в Мекку*. (* Есть сведения, что он получил поддержку многих рядовых бедуинов в самой Мекке, так как они хотели избавиться от гнета жрецов Каабы и ростовщиков.).

Последующие два с половиной года жизни пророка ознаменовались быстрым переходом арабских племен в новую веру. Накануне своей смерти в 632 году Магомет уже был правителем всей Южной Аравии. Аравийские бедуины были известны как свирепые воины. Правда, они были сравнительно малочисленны, среди них часто происходили междоусобные войны, и у них не было большого войска, как в северных государствах с оседлым земледельческим населением. Однако небольшое войско арабов, объединенных впервые в истории Магометом и вдохновленных ревностной верой в истинного Бога, смогло осуществить завоевания, удивительные по своему размаху. На северо-востоке Аравии простирались владения новоперсидской империи Сасанидов, а на северо-западе находилась Византийская империя. Численно арабы явно уступали своим противникам. Тем не менее на поле битвы арабы, вдохновленные новой верой, быстро покорили всю Месопотамию, Сирию, Палестину. К 642 г, они отняли у Византии Египет, (а дерсидркое войско было разгромлено в решительных битвах при Кадисии в 637 г. и при Нехавенде в 642 г. Но и эти великие завоевания, осуществленные под руководством ближайших друзей и последователей Магомета Абу Бекра и Омара, не означали конца арабской экспансии. В 711 г. арабы захватили Северную Африку и дошли до Атлантического океана, после чего переплыли Гибралтарский пролив и покорили вестготскую Испанию. Был момент, когда казалось, что мусульмане могут покорить всю христианскую Европу. Лишь в 732 году мусульманские войска, дошедшие до центра Франции, потерпели поражение.

Тем не менее, за столетие эти бедуины-воины, вдохновленные словом пророка, создали империю, простиравшуюся от границ Индии до Атлантического океана — самую обширную по тому времени. И повсюду в завоеванных краях появилось множество последователей новой веры. Не все эти завоевания оказались одинаково прочными. Персы, хотя и сохранили веру пророка, добились впоследствии независимости от арабов. Испанцы через семь веков, наконец отвоевали весь полуостров в результате христианской Реконкисты. Месопотамия же и Египет, эти две колыбели древнейшей цивилизации, остались арабскими, как и Северная Африка. А новая религия в последующую эпоху продолжала распространяться далеко за границами первоначального региона мусульманских завоеваний. В настоящее время десятки миллионов мусульман живут в Африке и Центральной Азии и еще большее количество — в Пакистане, северной Индии и Индонезии. В Индонезии новая вера также превратилась некогда в объединяющий фактор. В Индии же, напротив, противоречия между индусами и мусульманами остаются главным препятствием к единству.

P.S. Хотя мусульман в мире примерно в два раза меньше, чем христиан, но они представляют собой более сплочённую группу людей объединённых одной религией. Влияние ислама, как религии, оказывает очень сильное воздействие на жизнь и поведение этой группы.
Многие мусульмане, к сожалению, представляют собой угрозу жизни и безопасности многих людей в мире. Влияние ислама растёт, что само собой вызывает вопрос «Как это отразится ну будущем всего человечества?».

Аллах не имеет сына

«Не в силе Бог, а в правде» (Св. благ. кн. Александр Невский)

В прошлом номере «Православного Санкт-Петербурга» была напечатана статья, в которой речь шла об увлечении исламом православной девушки, жительницы нашего города. Впрочем, история началась с «влюбленности» в Шамиля Басаева, печально известного лидера исламских экстремистов.
Что хотелось бы отметить прежде всего? Крайнюю безответственность молодого поколения русских людей. Именно безответственность, нечувствие к горю соотечественников, чудовищно преувеличенное любование личными ощущениями возмущает в позиции молодой девушки. Басаев — злодей и преступник — становится «симпатичен» ей не случайно. Это чувство симпатии к изуверу, которого многие простые мусульмане не признают достойным имени человека, — продукт сатанинского эгоизма. Адским холодом веет от слов любви к тому, кто руководил захватом больницы в Буденовске, кто открыто признает, что и в будущем постарается «повторить Беслан».
Тот же холод пронизывает душу при мысли, что человек, посещающий храм Божий, приступающий к Святым Тайнам Христовым, может «увлекаться» религией, в которой отвергаются самые основы христианской веры. Здесь новый виток крайней безответственности, потребительского отношения к самому святому. Душа, способная к такому легкому, безпроблемному «прелюбодеянию», вызывает, по крайней мере, неприязнь, если не сказать брезгливость. И пускай не обижается девушка, о которой идет речь, а ужаснется своему состоянию и встрепенется из болота самовлюбленности. Не случаен и совет искренних мусульман — не спешить в ответ на поспешный «перелет» нашей «птички»: предателей в стане противника никто никогда не считал своим до конца.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ ОБ ИСЛАМЕ

Святитель Николай Сербский (XX век): «На мечети Омара в Иерусалиме высечена на стене такая заповедь: «Правоверные, знайте, что Аллах не имеет Сына». И именно потому, что по этой вере Бог не имеет Сына, в Коране нигде не говорится о любви Божией, но только о правде Божией и милосердии. Несмотря на то, что почти все свои понятия Мухаммед почерпнул из Ветхого Завета, он не заметил слов Всевышнего: Ужели Я, Который отворяет утробы, не могу родить? Ужели Я, Который дарует жизнь, останусь без наследия? (Ис. 66,9) Любовь в одном лице — не любовь, а самолюбие и себялюбие.
Вот почему Мухаммед сказал: «Моисей и бывшие после него так называемые пророки и сам Христос были посланы от Бога с чудесами и различными знамениями, а я послан с мечом и имею повеление убивать непокоряющихся моим словам»…
С этим жестоким и насильственным Востоком, с магометанством — еврейско-христианской ересью, не могут отождествляться православные».
Прп. Иоанн Дамаскин (VIII век): «Но кто же свидетель, что Бог дал ему писание?… когда Мухаммед в вашем писании приказывает вам ничего не делать и не принимать без свидетелей, не сказали ему: прежде всего сам подтверди чрез свидетелей, что ты пророк, что от Бога пришел и какие писания свидетельствуют о тебе?»
Свт. Симеон Фессалоникийский (XIV век): «Помешанные на деньгах, помешанные на наслаждениях и распутном образе жизни, сии заблудшие веруют, будто эти вещи они получают как праведные и верные… и осмелился сей нечестивый (Магомет) назвать самого себя более высшим, чем Христос; и , что видел Бога подобным кристаллу (кристаллическим), целиком сферическим, а кроме того своим сторонникам обещал предоставить райские сады, исполненные всякой распущенностью».
Свт. Игнатий Кавказский (XIX век): «Ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между магометанами спасутся… Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христом и, может быть, не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства».
Подобные мысли высказывали св. прп. Максим Грек, св. равноап. Кирилл, свт. Григорий Палама и многие другие.

КУЛЬТ СИЛЫ И РЕЛИГИЯ СИЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

Сила, отвлеченная от нравственного фундамента, пропогандируется нам с Запада, она же пленила девушку в лице террориста-изувера. Но для православного «Бог не в силе, а в правде», истинная сила дается только Господом, а человеческая и диавольская торжествуют лишь временно и внешне, приводя своих почитателей к вечной погибели, к абсолютному поражению.
Сопоставляя учение Мухаммеда и учение Христа, можно видеть, какая из религий предназначена для сильного человека, и какая имеет власть сделать его сильным. Начнем с того, что само священное писание мусульман по объему в три раза меньше Священного Писания христиан. Даже для того, чтобы просто прочитать Библию, требуется втрое больше усилий, времени и усидчивости, чем для того, чтобы прочитать Коран.
Христианство учит обузданию собственных страстей, таких, как ненависть, похоть, сребролюбие; ислам же, напротив, потакает всем им: хотя и признает, что Богу угоднее милосердие, но позволяет месть; хотя и говорит, что Богу приятнее единство семьи, но признает развод по любой прихоти мужа; хотя и поощряет милостыню, но ублажает страсть к накопительству.

Христианство благословляет брак с одной лишь женой, ислам дозволяет иметь четыре жены и безсчетное количество наложниц. Любому разумному человеку ясно, что соблюдать супружескую верность в законном браке с единственной женой много сложнее.
Ислам заповедует обязательно молиться пять раз в сутки, христиане же имеют заповедь непрестанно молиться (1 Фес. 5,17). Мусульмане постятся лишь три недели, тогда как в Православной Церкви постными являются почти две трети дней в году, причем пост длится полные сутки, а не только днем, как в исламе.
Как нечто высокое приводят в пример мусульманский закон, запрещающий винопитие. Но при внимательном рассмотрении и в этом ислам уступает учению Церкви. Христианство не запрещает употребление вина, но строго-настрого запрещает пьянство: пьяницы Царства Божьего не наследуют (1 Кор. 6,10). А любому очевидно, что только сильный человек может, употребляя спиртное, соблюсти меру и не впасть в пьянство, полный же отказ от спиртного является куда более легким путем.
Также ислам запрещает вкушать свинину, устанавливает и некоторые другие ограничения в одежде и поведении, но совершенно ясно, что гораздо проще не есть свинину и не носить шелка, чем блюсти заповедь воздерживаться от греха даже в мыслях — как заповедано каждому христианину.
В исламе ведение войны основывается на ненависти к убиваемым, а в христианстве основанием воинского подвига является любовь к защищаемым — нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15,13), и слова эти по праву относятся к тем, кто с честью погиб в битве. Таково учение Христа, и только сильный духом человек может понести его. Продолжать сопоставления можно долго. Но и на основе уже приведенного можно вполне объективно сказать, что христианство — религия сильных людей, тогда как ислам — религия для слабых и хилых. Потому ислам и становится популярен сейчас на Западе, что ныне наступает эпоха слабого человека: человечество культивирует свои немощи и погрязает в добровольной расслабленности. Как приятно слышать им: Аллах хочет облегчить вам (жизнь); ведь создан человек слабым (Коран 4,28).

ЖЕНЩИНА В ИСЛАМЕ И ХРИСТИАНСТВЕ

Молодая увлекшаяся особа должна также четко осознать положение женщины в мусульманской семье. Согласно распространенному хадису-изречению «пророка», большинство женщин окажутся в аду. Сунна полна высказываний, оскорбительных для женщин. Полигамия сама по себе свидетельствует о глубоком различии в правах: женщина, в отличие от мужчины, не может позволить себе иметь несколько мужей. Женщина обязана хранить верность мужу, в то время как муж вправе законно нарушать верность жене (с другой женой, с временной женой, с наложницей).
Шариат знает несколько видов разводов. Хотя поводы для развода достаточно точно определены, муж мог развестись с женой и без объяснения причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну из установленных фраз: «Ты отлучена» или «Соединись с родом». Жена же может требовать развода только через суд. Согласно шариату, свидетельство двух женщин в суде приравнивается к свидетельству одного мужчины. Женщинам запрещено следовать за похоронной процессией. Мужчина-мусульманин имеет право жениться на иноверке, но мусульманка выйти замуж за иноверца не может. В Коране прямо предписывается бить непокорную жену (Коран 4, 34). Даже до нынешнего дня и в самой Европе из-под пера ученых шейхов выходят специальные книги, посвященные тому, как надо «правильно» бить жену!
Остается только сравнить мусульманское понимание женщины как ущемленного в правах «наиболее вредоносного», «имеющего недостатки в вере и уме» существа, обреченного в итоге на ад, и христианское понимание женщины как созданной по образу Божию (Быт. 1,27), сонаследницы благодатной жизни, которой надлежит оказывать честь (1 Пет. 3,7), которая в браке имеет право быть единственной любимой (Еф. 5,28), являясь в этой любви образом Святой Церкви (Еф. 5,23).

КТО ХОЧЕТ ВОЙНЫ?

Войну в Чечне начали не мы, а экстремистские силы ислама. Россия при своей военной мощи давно бы могла разделаться с обольщенными группами боевиков в Чечне. Российским гражданам и Православной Церкви эта война не нужна, а история царской России дает нам чудные примеры мирного сосуществования христиан и мусульман. На всю жизнь запомнился отрывок из воспоминаний генерала Краснова о Первой мировой войне: солдаты из большой российской мусульманской части попали в плен к австрийцам; немецкое командование обещало им хорошие условия и муллу, но в ответ на предложение перейти под немецкие знамена все воины-мусульмане встали на колени и запели «Боже Царя храни»!
Традиционно в России распространен ислам суннитского толка, ханафитского масхаба. Это направление отличается терпимостью, допускает широкое применение светского права. В начале 90-х годов в связи с развалом СССР резко активизировались псевдоисламские культы. Конечной целью их является установление теократического исламского государства на территории мусульманских регионов России. Следует отметить, что их руководители активно контактируют с лидерами преступных группировок, наркомафией, а в ряде случаев происходит слияние криминальных и религиозных структур. Басаев — фигура именно такого плана.
Экстремистам Кавказа надо бы вспомнить, что даже их «идол» — легендарный имам Шамиль, который в XIX веке более тридцати лет воевал с Российской империей, в конце жизни очень жалел, что столько времени потратил на войны с русскими. Дагестанец Шамиль часто жаловался на чеченцев: в решающие моменты они ему не помогали и даже воровали лошадей из его армии. По свидетельству Назимы Ханафи Мухаммед, правнучки легендарного имама Шамиля, которая, кстати, приняла Православие и живет в Эфиопии, такие бандиты, как Басаев, не новое явление: «Те, кто называют себя «борцами за свободу», на самом деле хотят не независимости, не свободы. Они хотят, чтобы никто не мешал им грабить и терроризировать соседей… Еще во времена моего прадеда в Чечне было немало разбойников, от которых стонал весь Кавказ. Шамиль очень не любил этих людей». В своем интервью корреспонденту «Известий» Максиму Юсину она отметила: «Не могу понять, чего хотят те, кто сегодня сражается против России. В составе большого, сильного государства чеченцам будет гораздо лучше жить, гораздо легче защищать свои интересы».
На фоне такого свидетельства еще более контрастно выглядит мысленный «флирт» нашей питерской девушки с преступником фашистского толка. Думается, тут виновна и пресса, дающая таким подонкам слово. Но все же каждый ответит пред Богом сам за себя, а таких, как Басаев, надеемся, Сам Господь покарает еще в этой жизни, и его гордая сатанинская улыбка превратится либо в покаянный плач, либо, что скорее всего, в скрежет зубов.
Иеромонах Кирилл (ЗИНКОВСКИЙ), преподаватель Духовной Академии, кандидат богословских наук