В переводе с греческого означает образ

Содержание

икона

В Википедии есть страница «икона».

Русский

В Викиданных есть лексема икона (L112448).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. ико́на ико́ны
Р. ико́ны ико́н
Д. ико́не ико́нам
В. ико́ну ико́ны
Тв. ико́ной
ико́ною
ико́нами
Пр. ико́не ико́нах

и·ко́-на

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -икон-; окончание: -а .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Икона

Значение

  1. религ., церк. в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) — живописное изображение на священную тему ◆ Икона сопровождает своего владельца всюду: в походе, на дороге, на свадьбе, на похоронах, иконы охраняют входы в дома, ворота, улицы, переулки, и всякий, кто желает благополучно пройти охраняемую иконой территорию, должен снять шапку и обратиться к иконе с молитвою. С.А. Еремеева, «Лекции по русскому искусству», 2000 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ На простой, из хорошо обработанного дерева подставке в красном углу стояла небольшая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Лев Корнешов, «Газета», 2000 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. образ, лик

Антонимы

Гиперонимы

  1. изображение

Гипонимы

    Родственные слова

    Ближайшее родство

  • уменьш.-ласк. формы: иконка
  • пр. существительные: иконика, иконопись, иконописец, иконостас; псевдоикона, лжеикона, антиикона
  • прилагательные: иконный, иконический, иконописный

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • чудотворная икона
  • благословлять иконой

Перевод

Анаграммы

  • Анико, инока, киноа

Метаграммы

  • икота

Библиография

  • икона // Мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия». — М. : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2014—2017.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)

Болгарский

Ед. икона
Ед. об. икона
Ед. суб. иконата
Мн. икони
Мн. сов. иконите
Числ.
Зв.

ико-на

Существительное, женский род, склонение 41.

Корень: —.

  • МФА:

Икона

  1. религ., церк. икона (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

Происходит от др.-греч. εἰκών «образ, изображение, подобие», далее из праиндоевр. *weyk- «подходить, соответствовать».

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

      Смотреть что такое «икона» в других словарях:

      • ИКОНА — ИКОНА (от греч. εικών образ, изображение) один из главных феноменов православной культуры в целом и русской в частности; важная категория православного религиозно эстетического сознания. В качестве культового изобразительного образа икона… … Философская энциклопедия

      • Икона — Архангел Михаил . Работа ученика Феофана Грека. ИКОНА (от греческого eikon изображение, образ), в православии и католицизме изображение Иисуса, Богоматери, святых, сцен из Священного Писания; произведений иконописи. Культ иконы зародился во 2 в … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      • икона — Образ, лик, боги, Божье милосердие. Ср. изображение … Словарь синонимов

      • ИКОНА — (н. греч. eikona, образ). Священное изображение предметов и лиц нашего религиозного поклонения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИКОНА новогреч. eikona, древнегреч. eikon. Живописное изображение И.… … Словарь иностранных слов русского языка

      • ИКОНА — жен. образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников. Подымать икону, брать и переносить куда. Молись иконе, да будь в покое/ Наперед икону целуй, там отца и мать, а там хлеб соль. Иконы не купят, а меняют (вместо: не покупают).… … Толковый словарь Даля

      • Икона — Икона ♦ Icоne Значимый образ или образный знак. В этом смысле слово «икона» по значению близко к слову «символ», но содержит более выраженный элемент изобразительности. Символ чаще выступает в роли знака абстрактной идеи; икона – предметов… … Философский словарь Спонвиля

      • ИКОНА — (от греч. eikon изображение образ), в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение; произведение иконописи. Иконами называют также священные живописные изображения в ламаизме … Большой Энциклопедический словарь

      • ИКОНА — ИКОНА, иконы, жен. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

      • ИКОНА — ИКОНА, ы, жен. У православных и католиков: предмет поклонения живописное изображение Бога, святого или святых, образ 2. | прил. иконный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      • Икона — (от греч. eikon изображение, образ), в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, сцен из Священного писания, которому церковь приписывает священный характер; в узком… … Художественная энциклопедия

      • Икона — (греч. eikon – изображение, образ) в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

      Происхождение иконы

      РУССКАЯ ИКОНА

      Ирина ЯЗЫКОВА

      Русское слово «икона» происходит от греческого «ейкон» (), что значит «образ» или «портрет». И хотя на иконах изображаются люди, это не портреты в привычном смысле слова, потому что человек представлен в особом, преображенном виде. Да и не всякий человек достоин быть изображенным на иконе, а только тот, кого мы называем святым, — Иисус Христос, Богородица, апостолы, пророки, мученики. На иконах изображаются также ангелы — бесплотные духи, которые и вовсе отличаются от людей. Мир в иконе тоже является преображенным — это не окружающая нас действительность, а мир духовный, «Царство Небесное». Задача иконописца весьма трудна, ведь он должен написать то, чего нет или почти нет в нашем привычном опыте. Апостол Павел писал: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог для любящих Его».

      Богоматерь Владимирская
      Первая треть XII в. ГТГ, Москва

      Иконописное изображение на первый взгляд необычно: оно не реалистично, вернее, не натуралистично, а сверхприродно. Язык иконы условен и глубоко символичен, потому что в иконном образе открывается нам иная реальность. Создание первых икон предание относит ко временам апостолов и называет первым иконописцем апостола и евангелиста Луку. Правда, историки отрицают, что в то время вообще кто-либо писал иконы. Но Лука создал одно из четырех Евангелий, а в древности Евангелия называли «словесной иконой», икону — «живописным Евангелием», так что в каком-то смысле Луку можно назвать одним из первых иконописцев.

      С. Спиридонов Холмогорец. Св. Лука
      80-е гг. XVII в. Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник

      Однако первые три века своей истории христиане не писали икон и храмов не строили, поскольку жили в Римской империи в окружении язычников, враждебно относившихся к их вере, и жестоко преследовались. В таких условиях христиане не могли проводить богослужения открыто, они собирались тайно, в катакомбах. За стенами Рима простирался целый город мертвых — некрополь, состоящий из многокилометровых подземных галерей-катакомб. Здесь-то и собирались римские христиане на молитвенные собрания — литургии. В катакомбах сохранилось немало изображений II–IV вв., свидетельствующих о жизни первых христиан — рисунки-граффити, живописные композиции, образы молящихся людей (орант), небольшие скульптурки, рельефы на саркофагах. Именно здесь истоки иконы — в этих символических изображениях вера христиан обретала зримый образ.

      Статья опубликована при поддержке интернет – портала «English-Polyglot.com». Хотите быстро освоить английский язык не прибегая к спец курсам и самоучителям? Используя материалы сайта www.english-polyglot.com вы сможете за 16 часов стать полиглотом знающим английский язык. Посетите сайт www.english-polyglot.com и выучите английский язык.

      Св. Агнесса в окружении голубей, звезд
      и свитков Закона. III в. Катакомбы Памфила, Рим

      На плитах захоронений и на саркофагах рядом с именами умерших встречаются очень простые рисунки: рыбка — символ Христа, кораблик — символ Церкви, якорь — знак надежды, птицы с веточкой в клюве — души, обретшие спасение, и др. На стенах можно видеть и композиции более сложные — сцены из Ветхого Завета: «Ноев Ковчег», «Сон Иакова», «Жертвоприношение Авраама», а также из Нового Завета — «Исцеление расслабленного», «Беседа Христа с самарянкой», «Крещение», «Евхаристия» и др. Часто встречается образ «Доброго пастыря» — юноши с овечкой на плечах, символизирующего Христа Спасителя. И хотя первые христиане вынуждены были скрываться в катакомбах, их искусство свидетельствует о радостном восприятии жизни, и даже смерть они встречали светло, не как трагичный уход в никуда, а как возвращение к Богу, в Отчий дом и встречу с Христом, их Учителем. В росписи катакомб нет ничего мрачного, аскетичного, манера письма свободная, легкая, сцены перемежаются орнаментами с изображениями цветов и птиц, символизирующими рай и блаженство вечной жизни.

      Добрый пастырь. Катакомбы
      св. Каллиста. IV в. до н.э. Рим

      В 313 г. римский император Константин Великий издал Миланский эдикт о веротерпимости, отныне христиане могли исповедовать свою веру открыто. По всей империи стали возводить храмы, их украшали мозаиками, фресками, иконами. И все, что было наработано в катакомбах, пригодилось в украшении этих храмов.

      Иисус из Назарета в образе императора. Ок. 494–520
      Архиепископская Часовня, Равенна

      Древнейшие из дошедших до нас икон были найдены в монастыре Святой Екатерины на Синае, их датируют V–VII вв. Написаны они в технике энкаустики (восковыми красками), энергично, пастозно, натуралистично, как было принято в античности. Стилистически они близки фрескам Геркуланума и Помпей и позднеримской портретной живописи. Некоторые исследователи прямо выводят икону из так называемого фаюмского портрета (первые такие портреты были найдены в оазисе Фаюм, близ Каира) – небольшие дощечки с изображением умершего человека, их клали на саркофаги при погребении. На этих портретах мы видим выразительные лица с широко раскрытыми глазами, глядящими на нас из вечности. Сходство с иконой значительно, но велико и различие, оно касается не столько изобразительных средств, сколько смысла образа. Погребальные портреты писались, чтобы удержать в памяти живых облик ушедших из жизни. Они всегда напоминают о смерти, о ее неумолимой власти над миром. Икона же, напротив, свидетельствует о жизни, о ее победе над смертью, ведь образ святого на иконе есть знак его присутствия рядом с нами. Икона есть образ Воскресения, ибо религия христиан зиждется на вере в Воскресение — победу Христа над смертью, которая, в свою очередь, есть залог всеобщего воскресения и жизни вечной, в которую первыми входят святые.

      Портрет супругов.
      Ок. 65 г. Помпеи
      Фаюмский портрет. I в.
      ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

      В VII–VIII вв. христианский мир столкнулся с ересью иконоборчества, которую поддержали императоры Византии, обрушившие весь репрессивный аппарат империи не только на иконы, но и на приверженцев священных изображений. Более ста лет в Византии шла борьба между иконоборцами и иконопочитателями, закончившаяся победой последних. На VII Вселенском соборе (787 г.) был провозглашен догмат об иконопочитании, а Константинопольский собор (843 г.) утвердил праздник Торжества Православия как истинного исповедания Христа, исповедания и в слове, и в образе. С этого времени во всей христианской ойкумене иконы стали почитать не только как священные изображения, но и как образ, в котором выражена вся полнота веры в Боговоплощение и Воскресение Христа. В иконописном изображении соединились слово и образ, догмат и искусство, богословие и эстетика, поэтому икону называют умозрением, или богословием в красках.

      Св. Петр. V–VII вв.
      Монастырь св. Екатерины, Синайский полуостров

      Согласно церковному преданию, первое изображение Иисуса Христа было создано при его земной жизни, вернее, оно проявилось само собой, без всякого человеческого усилия, отчего и получило название Нерукотворного образа, по-гречески Мандилион (), в русской традиции — Нерукотворный Спас.

      Происхождение Нерукотворного образа предание связывает с исцелением царя Авгаря, правителя Эдессы. Будучи неизлечимо больным, Авгарь услышал об Иисусе Христе, исцеляющем больных и воскрешающем мертвых. Он послал в Иерусалим своего слугу, чтобы пригласить Иисуса в Эдессу. Но Христос не мог оставить предназначенного ему дела. Слуга попытался нарисовать портрет Христа и не смог этого сделать из-за сияния, исходившего от его лика. Тогда Иисус попросил принести воды и чистое полотенце, умыл лицо и вытерся полотенцем, и тотчас на ткани изобразился нерукотворно его лик. Слуга доставил это изображение в Эдессу, и Авгарь, приложившись к образу, получил исцеление.

      Однако до IV в. о Нерукотворном образе в христианском мире ничего не было известно. Первое упоминание о нем мы находим у Евсевия Кесарийского (ок. 260–340) в «Церковной истории», где он называет Нерукотворный образ «богоданной иконой». А история Авгаря рассказана в «Учении Аддаи». Епископ Эдессы Аддаи (541 г.) повествует также, что во время нашествия персов на Эдессу плат с запечатленным на нем ликом Христа был замурован в стене, но в один момент образ проступил на стене и так был вновь обретен. Отсюда берут происхождение два иконописных варианта Нерукотворного образа: «Спас на убрусе» (то есть на полотенце), и «Спас на чрепии» (то есть на черепице, или на кирпичной стене).

      Туринская плащаница. Фрагмент

      Постепенно почитание Нерукотворного образа стало широко распространяться на христианском Востоке. В 944 г. византийские императоры Константин Багрянородный и Роман Лекапин выкупили святыню у правителей Эдессы и торжественно перенесли в Константинополь. Этот образ стал палладиумом Византийской империи. В 1204 г. во время разгрома Константинополя крестоносцами Нерукотворный образ исчез. Считается, что французские рыцари вывезли его в Европу. Многие ученые отождествляют пропавший Нерукотворный образ с Туринской плащаницей. И сегодня в научных кругах споры о происхождении Туринской плащаницы не прекращаются, в церковном же предании Нерукотворный образ считается первой иконой.

      Спас Нерукотворный. 1130–1190-е гг.
      Государственная Третьяковская галерея, Москва

      Как бы ни относиться к историчности предания о Нерукотворном образе, это изображение, прочно вошедшее в иконографию, связано с главным догматом веры христиан — тайной Боговоплощения. Всемогущий и Непостижимый Бог, которого невозможно видеть человеку (отсюда и запрет на его изображение в Ветхом Завете), являет свой лик, становясь человеком — Иисусом Христом. Апостол Павел в своих посланиях прямо называет Христа иконой Бога: «Он есть образ () Бога невидимого» (Кол. 1:15). И сам Христос в Евангелии говорит: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14: 9). Запрет Ветхого Завета на изображение Бога, о чем гласит вторая заповедь Декалога (Исх. 30: 4), в Новом Завете обретает иной смысл: если Бог воплотился, принял видимый образ, значит, Его можно изображать. Правда, святые отцы всегда оговаривали, что икона изображает Иисуса Христа по человеческому естеству, а божественная его природа, оставаясь неизобразимой по сути, в изображении присутствует.

      Человек согласно Священному Писанию также есть образ, или икона, Бога. В книге Бытие читаем: «…и создал Бог человека по образу () Своему» (Быт.1: 27). Апостол Павел задолго до появления иконописи писал: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4: 19). Святость в христианстве всегда воспринималась как отражение Божьей славы, как печать Бога, поэтому уже в первых веках христиане почитали тех, кто последовал за Христом, и прежде всего апостолов и мучеников. Святого можно назвать живой иконой Христа.

      Первые иконы Богоматери христианская традиция приписывает евангелисту Луке. На Руси Луке приписывается около десяти икон, на Афоне — около двадцати, столько же на Западе. Наряду с Нерукотворным образом Христа почитался и Нерукотворный образ Божьей Матери. Так именуется Лиддская-Римская икона, представляющая первоначально изображение на столбе. Предание гласит, что Богоматерь обещала апостолам Петру и Иоанну, шедшим в Лидду на проповедь, что она их там встретит. Когда они явились в город, то увидели в храме изображение Богоматери, которое, по словам жителей, нерукотворно проступило на столбе. В иконоборческие времена по приказу императора это изображение пытались убрать со столба, его закрашивали, стесывали штукатурку, но оно снова проступало с неумолимой силой. Список этого образа был отослан в Рим, где также прославился чудесами. Икона получила именование Лиддской-Римской.

      Церковное предание знает немало историй о чудотворных иконах, но церковь, утверждая иконопочитание, подчеркивает, что главный смысл его в почитании Иисуса Христа как истинного образа Бога. В своей глубине христианское искусство направлено на восстановление истинного образа человека в его подлинном достоинстве, как создания богоподобного. Святые отцы говорили так: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом».

      Входя в храм, мы видим множество самых разных образов: иконы в иконостасе и киотах, фрески на сводах и стенах, вышитые изображения на пеленах и хоругвях, каменные рельефы и металлическое литье и др. Через эти изображения невидимый духовный мир становится зримым. В Средние века церковное искусство называли «Библией для неграмотных», потому что для людей, не умеющих читать, оно служило главным источником знаний о Боге, мире и человеке. Но и сегодня, несмотря на то что все стали грамотными, икона остается кладезем мудрости.

      Ветхий и Новый Завет, сотворение мира и будущая его кончина, история церкви и судьбы царств, чудесные явления и Страшный суд, подвиги мучеников и жития святых, представление о красоте и святости, о доблести и чести, об аде и рае, о прошлом и будущем — все это запечатлено в иконописном искусстве. Иконопись — древнее искусство, но оно не принадлежит только прошлому, оно живо и сегодня: иконописцы пишут священные образы, как и много веков назад. В сюжетах, казалось бы, традиционно повторяемых веками, как в зеркале вечности, мы находим новый и порой неожиданный взгляд на нас самих, нашу жизнь и наш мир, его идеалы и ценности.

      Икона

      См. раздел ИКОНА – ОКНО В ИНОЙ МИР

      • Фоторассказ ИКОНА ПРАЗДНИКА
      • Воцерковление для начинающих. Иконы свящ. А. Торик
      • Иконы и крест игумен Иларион Алфеев
      • Можно ли считать изображение Христа на Туринской плащанице иконой?
      • Знамения от икон в конце ХХ века в России А.М. Любомудров
      • Как узнать православную икону Пресвятой Богородицы свт. Николай Сербский
      • Зачем перед иконой зажигается лампадка свт. Николай Сербский
      • О молитве перед иконами св. Иоанн Кронштадтский
      • Как правильно обращаться с иконами
      • Монреальская Иверская икона Божией Матери
      • Раздел иконописца В. Фронтинского
      • Символика икон
      • Видео об иконах
      • Тест: Иконопочитание

      Ико́на (от греч. εἰκών (икон) — изображение, образ) – живописное изображение Святой Троицы, Иисуса Христа, Божией Матери, Ангельских Сил, святых, а также священных событий, написанное в соответствии с церковными иконописными канонами и освященное по церковному чину.

      Седьмой Вселенский Собор следующим образом сформулировал учение Церкви об иконопочитании: «…Чем чаще при помощи икон они (изображения) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на сии иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и приобретают более любви к ним. Чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по вере нашей богопочитанием, которое подобает единому Божескому естеству, но почитанием, фимиамом и возжением свечей, ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному».

      Божественная благодать, действующая в изображённых на иконах, сопричастна и их иконам, поэтому так благоговейно, так почтительно мы относимся к этим изображениям.

      Некоторые иконы имеют особые названия:

      Аналойная – икона небольших размеров, предназначенная для возложения в храме на аналой. Запрестольная или выносная – находится непосредственно за престолом, у левого его угла; выносится на крестных ходах.

      Местная – так называются иконы Спасителя и Божией Матери, находящиеся, соответственно, справа и слева от Царских врат, а также икона храмового святого или священного события, в честь которого освящен храм, находящаяся рядом с иконой Спасителя (носит еще название храмовой).

      Мироточивая – из которой источается или источалось ранее св. миро.

      Надвратная – находящаяся над входом в храм или монастырь.

      Нательная – икона маленького размера, носимая на груди.

      Праздничная – изображающая священное событие или святого, в честь которого совершается данная праздничная служба; возлагается на аналое посреди храма.

      Семейная – икона, на которой изображены святые небесные покровители всех членов семьи (см. Именины).

      Складная (складень) – состоящая из двух или трех небольших икон, складывающихся друг с другом.

      Чудотворная – через которую обильно действует Божия благодать: совершались или совершаются чудеса, засвидетельствованные Церковью:(исцеления, защита от бедствий, исполнение прошений и т.п.).

      Явленная – чудесным образом явившаяся или обретенная.

      Образ, на котором Спаситель или святой изображен по пояс, называется поясным, а по плечи – оплечным.

      Икона – это глубоко символическое изображение. Все характерные особенности иконописного лика, изображение жестов и положения фигуры имеют духовный смысл. Например, высокий лоб означает духовную мудрость и глубокомыслие, большие глаза – проникновение в Божественные тайны, тонкие губы – аскетизм, удлинённые пальцы – духовное благородство и чистоту дел, наклон головы – внимание в своём сердце Божьему гласу, воздеяние рук – молитву, чуть склонённая фигура – смирение и послушание воле Божией.

      Что общего и что отличного между иконой и картиной?

      Икона, как и картина, является предметом художественного творчества человека. Как и написание картины, написание иконы требует использования определенных художественных методов и приёмов, художественного мастерства.

      Между тем, икона отличается от картины по существу. Прежде всего нужно отметить, что икона представляет особую сферу человеческого бытия — духовно-религиозную, имеет особые функции, особое предназначение.

      Картина может отображать как действительный, так и вымышленный, воображаемый мир. Икона же — только действительный, однако в отличие от картины она являет его не с точки зрения живописца, а с опорой на Откровение Божье.

      Мир, отображаемый на иконе, это не только, и даже не столько мир привычного для грешников земного бытия, сколько мир инобытия. Представляя даже и земной, видимый, чувственный мир, икона обнаруживает его таким, каким он видится со стороны святых: как объект Божьего Творения и Попечения; как арена духовной борьбы сил Добра и зла. Вместе с тем иконы представляют нам и мир горний, и мир дольний.

      Даже если речь идёт о религиозных картинах, где могут отображаться идеи, присущие Православной иконографии, эти картины, будучи независимыми от требований церковных канонов, несут на себе печать индивидуализма их авторов, след частного, субъективного мироощущения и связанных с этой частностью авторских ошибок, фантазий, мечтаний (в данном отношении разницу между иконами и картинами можно сопоставить с той разницей, какая прослеживается между церковной и вне-церковной религиозно-философской литературой).

      Цель иконы — способствовать единению человека и Бога. Конечно, в какой-то мере картина тоже может служить этой цели, например, благотворно воздействуя на эстетическое и даже религиозное чувство и тем способствуя нравственному преображению личности. Однако, это относится далеко не ко всем образцам живописного искусства. Достаточно часто картины, даже и принадлежащие к области высокого творчества, возбуждают в человеке те чувства, с которыми совершенно не мирится понятие о христианской добродетельности, чистоте.

      В отличие от картин, отображающих действительность с той или иной степенью конкретности, икона — глубоко символична; причём, как правило, эти символы понятны и доступны всем внимательным, образованным верующим. Образы же символических картин нередко бывают понятными только для их авторов.

      Наконец, икона служит окном в горний мир. Благоговейно взирая на образ Божий или Его святого, отмеченный на иконе, христианин духовно возносится к Самому Первообразу; молясь перед ликом изображенного, он реально соединяется духовною связью с Самим изображенным, Богом или Его святым; а Бог, или Его святой, реально слышит молитву, реально отвечает на просьбу молящегося (по мере веры и в меру уместности).

      Картина не имеет такого значения и предназначения. Более того, ложное картинное изображение Бога способствует формированию у доверчивого зрителя ложного о Нём впечатления, что может привести к созданию в душе некоего воображаемого идола.

      Чем икона отличается от идола?

      Изначально человек не был неверующим. До грехопадения первозданные люди живо ощущали присутствие Бога, пребывали в общении с Ним. Эти отношения были разрушены в результате дерзкого преступления. Первое время знание об Истинном Боге, Творце, распространялось между потомками от отцов и матерей к детям. Постепенно истинное знание о Боге вытеснялось ложным, обрастало мифами и легендами.

      В конце концов, между народами распространились извращённые верования в местных богов. Стремясь иметь под рукой осязаемые образы вымышленных божеств, люди стали создавать себе кумиров и идолов. Нередко и сами кумиры «наделялись» сверхъестественными, божественными свойствами. Стало быть, идолы появились вследствие неведения Бога, как один из результатов греха.

      Идол в переводе с греческого — изображение. Это статуя, истукан, которому поклоняются как божеству. Для язычника истукан, которому он поклонялся, был как бы живым, физическим воплощением божества. Принести идолу кровавую жертву, поднести угощение в виде каких-то плодов или цветов значило буквально «накормить, задобрить божество». Языческое сознание воспринимало рукотворного идола как визуализированное божество, которое материализовалось в дереве, металле, мраморе или любом другом материале, из которого был сделан истукан.

      В отличие от идолов святые иконы олицетворяют не обожествленную тварь, не воображаемых ложных богов. Они представляют образы воплотившегося Единого и Истинного Бога, а также образы Его угодников, образы видимого и невидимого мира, важные события прошлого, настоящего, будущего.

      В отличие от идолопоклонников, веривших в могущество своих идолов, христиане, почитая иконы и молясь перед ними, не имеют в виду, что молитвенные обращения направляются к дереву и краскам. Православные относятся к иконам как к святыням, богоугодным средствам, способствующим единению с Господом, добрыми ангелами, праведниками, однако не наделяют их Божественными качествами.

      При том, что сами по себе идолы не обладают никакой сверхъестественной силой, поклонение им может сопровождаться проявлением потусторонних сил. Почему? Идолопоклонство угодно дьяволу; почитая идолов и кумиров, люди вступают в общение с демонами (1Кор.10:19-20).

      Совсем другое дело — иконопочитание. Практика почитания святых икон угодна Богу. Одно из первых прообразовательных изображений Христа было создано по указанию Божию ещё во времена Ветхого Завета. Речь — о медном змее: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и , ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Числ. 21:8). Медный змей прообразовал собою Христа, вознесенного на Крест, умершего и воскресшего, взирая на Которого с верой христиане избавляются от власти диавола и греха.

      Идолы бессильны. А по молитвам истинно верующих, молящихся перед иконами Бог преподаёт благодать. Икона помогает богомольцу возвыситься духом к тому первообразу, чей образ представлен на ней. Стало быть, взирая на образ, христианин вступает в общение не с изображением, а с изображенным святым. И несмотря на то, что молящийся предстоит образу, его молитву действительно, а не мнимо слышит сам первообраз. В этой связи икона нередко обозначается как окно в горний мир.

      Поклонение идолам развращает нравы людей. Смиренное же и покаянное моление перед иконами способствует восхождению по лествице духовных совершенств.

      Поклоняющиеся идолам могут быть подвергнуты суду Божьей Правды уже в земной жизни, но гораздо страшнее то, что они ставят себя под угрозу вечной погибели (Втор.27:15). Почитающие же святые иконы нередко становятся объектами Божией милости, Божьих благословений.

      Зачем освящать иконы?

      Смысл освящения икон выражен в молитве, которую читает священник при освящении иконы: «Воззри на эти иконы, которые рабы Твои в честь и славу Тебя <…> создали, благослови их и освяти, и подай им силу целебную, все козни диавольские прогоняющую, и сделай, чтобы все, прилежно пред ними молящиеся были услышаны, и милость Твоего человеколюбия обрели, и благодать получили».

      По словам С.В. Алексеева, «освящение – это, можно сказать, благословение, которое дает от лица всей Церкви священнослужитель на использование предмета или изображения для Богообщения. Применительно к святым иконам освящение – это также критерий оценки их богословского содержания и, соответственно, разрешение на участие в литургической жизни Церкви. Сомнительные по содержанию и технике выполнения иконы благословения не получают.
      Не будем судить о том, происходят ли изменения в физической природе предмета в момент его освящения, но с точки зрения нравственной – эти изменения очевидны. Меняется не только статус предмета, но и отношение человека к нему».

      Кто и когда написал самую первую икону?

      Согласно Церковному Преданию, первая икона появилась во время земной жизни Спасителя. Это образ, который мы знаем под названием «Нерукотворный Спас». Подробное изложение происхождения Нерукотворного Образа находится в Четьи Минее. Кратко оно сводится к следующему: Едесский царь Авгарь, больной проказой, послал к Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему. Ханнан застал Христа окруженным густой толпой, он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой Лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу Сам, говоря, что Ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнению Своего дела Он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников. Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но его лицо оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.

      Когда появились первые рукописные иконы?

      Первые иконы Божией Матери Церковное Предание относит к святому евангелисту Луке. В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти таких икон. Конечно, все эти иконы принадлежат евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой. Авторство апостола Луки нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом.

      Все ли иконы являются чудотворными?

      Церковная история знает множество чудес, происходящих через святые иконы, с глубокой древности и до наших дней. При в Церкви существует множество явленных образов (то есть чудесно обретенных по Промыслу Божию), и их явление ознаменовано чудесами. Но грань между чудотворной и не чудотворной иконой не безусловная и не принципиальная. Каждая икона благодатна и может стать чудотворной. Можно даже сказать, что всякая икона, перед которой горячо и искренне молятся Богу, святым или бесплотным силам, становится для молящихся чудотворной, так как пред данным образом совершается чудо преображения души.

      Какие иконы кладутся в центре храма на аналое?

      В центре храма на аналое полагается икона праздника (если в этот день есть какой-либо церковный праздник) или икона с изображением святого, память которого празднуется в этот день. В воскресный день кладут икону Воскресения Христова, кроме нее может полагаться и икона праздника или святого. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен главный престол храма.

      Почему верующие целуют икону?

      Лобызание святых икон и поклонение им свидетельствует о любви к изображенным на них – к Богу, Божией Матери и святым. Через почитание святых икон привлекается к человеку благословение Божие и любовь святых угодников Божиих.

      Как правильно целовать иконы?

      К иконам следует подходить, не спеша, мысленно произнося молитву. Принято дважды перекреститься с поясным поклоном, затем приложиться к иконе в знак любви и почитания изображенного на ней. После этого в третий раз перекреститься, поклониться и отойти. У изображенного на иконе Спасителя следует целовать ноги, благословляющую десницу (правую руку), край одежды. У Божией Матери и святых – руку или край одежды, а нерукотворный образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя – во власы. Если перед вами икона, которой кроме вас хочет поклониться большое количество людей, помолитесь заранее, чтобы не задерживать и не искушать других верующих.

      Для чего зажигаются светильники перед иконами и совершается перед ними каждение?

      Светильники символизируют духовную радость, теплоту веры и горение духа молящихся перед иконами. Зажигать светильники перед священными изображениями и совершать перед ними каждение благовонным фимиамом повелел Сам Бог пророку Моисею: «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых» (Исх.27:20-21). За православным богослужением возжигаются светильники в знак радостного горения духа перед Богом, и бывает каждение благовонным ладаном для напоминания верующим, что молитва, как дым кадильный, должна возноситься вверх к Престолу Божию.

      Как устроить домашний иконостас?

      Обязательно надо иметь дома иконы Спасителя и Божией Матери. Кроме того, существует много икон угодников Божиих. Хорошо иметь в домашнем иконостасе иконы святых, имена которых носят члены семьи и тех святых, к небесной помощи которых наиболее часто обращаются. Приобретать иконы лучше в православном храме или в специальных церковных магазинах, где они уже освящены. Располагать иконы в святом углу или домашнем иконостасе нужно по принципу иерархичности. Главное место должно быть выделено иконам Пресвятой Троицы, Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Желательно, чтобы икона Троицы, Христа была не меньше остальных икон. Икона Пресвятой Богородицы, как правило, ставится рядом с изображением Спасителя, одесную (то есть справа, по правую руку) Его. Остальные иконы располагаются по обе стороны от них, изображая собор святых вокруг Господа Иисуса Христа. Обязательно на видном месте должен поставляться святой крест, как символ спасения людей от вечной смерти.

      Где устроить домашний иконостас?

      Для домашнего иконостаса желательно специально выделить часть главной комнаты (или место в каждой комнате), по древнерусской традиции избирался передний угол, то есть при входе в комнату передний справа угол, который часто мог совпадать с востоком. В этом так называемом красном углу и обустраивается место исключительно для икон, лампад, святой воды, просфор и других святынь. Можно, если не позволяют условия, устроить место для икон и не в углу комнаты, главное, создать своего рода домашний иконостас, который станет удобным местом для личной и семейной молитвы. Желательно избегать близкого соседства с иконостасом телевизора, магнитофона и другой бытовой техники, которая вся служит земным, сиюминутным целям. Не стоит рядом со святыми иконами ставить декоративные предметы светского характера.

      Что означают надписи на иконах, например, буквы на главе Спасителя?

      На иконах имеются обязательные надписи. Икона считается законченной лишь тогда, когда была поименована: в духовном смысле это означает соединение имени и образа. Надписи на иконах – знаки святости, славы и Божественной тайны. Иконы Господа нашего Иисуса Христа всегда имеют венчик или нимб – символ фаворского света, святости. На нимбе начертаны три буквы на греческом языке, которые означают – Сущий (Самобытный – имеющий жизнь, бытие в Самом Себе).

      Что делать с иконой, если она пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

      Такую икону ни в коем случае нельзя просто выбросить. Раньше такие иконы пускали по течению реки, но сейчас реки полны нечистот, поэтому лучше всего отнести такую икону в храм и отдать для сжигания в церковной печи. Надо помнить, что порча иконы – грех, поэтому выцветшие бумажные иконы нельзя сминать, разрывать, разрезать. Даже к испорченной иконе следует относиться с благоговением.

      Каковы основные типы иконографии Спасителя?

      Иконография Господа Иисуса Христа включает множество направлений, в том числе, связанных с Праздничным циклом (впрочем, иконография Праздников обычно рассматривается как самостоятельное направление иконописи).

      В качестве основных иконографических типов Спасителя чаще всего выделяют пять: Спас Нерукотворный, Господь Вседержитель (Пантократор), Спас в силах, Спас Эмануил (Еммануил), Спас на престоле.

      Спас Нерукотворный

      Согласно Преданию Церкви, иконы этого типа воспроизводят прижизненный образ Христа, явленный вследствие чуда.

      История связывает это чудо со следующими событиями. Когда Едесский царь Авгарь, страдавший от неизлечимой болезни (проказы), узнал про совершаемые Христом чудеса, он послал к Нему своего живописца, Ананию, с тем, чтобы тот вручил Ему письмо с приглашением посетить город Едессу. Выслушав Ананию, Христос отказал Авгарю в личном посещении, однако не отказал в Своей милости. Омыв лицо и потребовав принести убрус (плат), Христос отёрся. В результате на ткани платка отпечатлелся Его Божественный лик. Через Ананию плат был передан царю Авгарю, после чего тот был исцелен.

      Уверовав во Христа, Авгарь обратил к истинной вере своих подданных. Согласно его распоряжению, Нерукотворный Образ был размещён в нише над городскими воротами; он почитался как великая святыня. Когда один из потомков Авгаря, впав в грех идолопоклонства, захотел снять этот Образ, епископ Едесский, по наставлению свыше, тайно замуровал нишу, скрыв Образ за глиняной доской.

      Со временем о местонахождении Образа забыли, но когда (около 545 года) Едессу осадило войско персидского царя Хозроя I, Небесная Владычица, явившись архиерею Евлалию (Евлавию), указала на Образ и повелела извлечь его из городской стены. Ниша была вскрыта, и к удивлению присутствующих помимо Нерукотворного Образа (на убрусе) был обнаружен ещё один, аналогичный ему, воспроизведенный на прикрывавшей его глиняной доске. По вознесении горожанами молитв к Богу и совершении Крестного хода (с Нерукотворным Образом) вражеское войско отступило, и город был избавлен от меча и позора.

      Иконы «Спас Нерукотворный» в разных вариантах представляют лик Господа либо без намёка на плат, либо отображенным на плате (убрусе) или на черепице (чрепии). Два последних варианта определяются как «Спас на убрусе» и «Спас на чрепии» соответственно.

      Господь Вседержитель

      На изображениях этого иконографического типа Господь бывает представлен фронтально: в рост или в форме поясного изображения.

      Его десница пишется сложенной в жесте благословения — в знак благословения всех людей на избавление от греха и стяжание Царства Небесного. В левой руке Искупителя воспроизводится раскрытое или закрытое Евангелие, либо свиток. Как Книга, так и свиток указывают на Евангельскую проповедь; с другой стороны Книга указывает на Книгу жизни.

      Основная идея сюжета: Господь представлен в образе Всемогущего, Всевластного Царя (Пантократора, Вседержителя).

      Спас в силах

      Характерной особенностью икон этого плана является то, что восседающий на престоле Спаситель изображается на фоне трех особых геометрических фигур: красного ромба (квадрата), вписанного в синий овал (круг, эллипс), который, в свою очередь, «наложен» на красный четырехугольник, в углах коего, выступающих из-за контура овала, расположены символы четырех Евангелистов, по одному в каждом углу (орёл — знак Иоанна, ангел — Матфея, телец — Луки, Лев — Марка).

      Красный ромб, обрамляющий фигуру Спасителя, знаменует огонь Божества и указывает на Божественное достоинство Мессии; синий овал символизирует Небо, ангельский мир, а внешний и самый крупный четырехугольник, включающий символы Евангелистов, указывает на проповедь Евангелия по всему миру.

      Христос пишется благословляющим правой рукой, держащим в левой Книгу (символ Благовестия и Книги жизни)

      Иконография этого сюжета отображает эсхатологический мотив, являя Мессию в величии Небесной славы, Таким, Каким Он явится при кончине веков, чтобы судить мир.

      Отчасти сюжет заимствован из видения пророка Иезекииля, созерцавшего Господа, носимого ангельскими силами, представленными под образом таинственных животных (Иез.1:4-28).

      Спас Эммануил

      Иконы этого направления представляют Христа в образе Отрока или Младенца — Эммануила, располагающегося не на руках Своей Матери, но отдельно. Имя Эммануил, озвученное через пророка Исаию, означает «С нами Бог» (Ис.7:14).

      Иконографией этого вида с особой выразительностью оттеняется мысль о цели Пришествия Сына Божьего в мир — Спасении человека, призвании всех людей в Царство Божье.

      Спас на престоле

      Сюжет икон этого типа близок по содержанию сюжетам изображений «Господь Вседержитель». Христос предстает величественно и торжественно восседающим на престоле, как Царь Славы, Судья и Правитель мира.

      Внешним отличием является то, что Евангелие располагается на колене Христа, и Сам Он изображается в полный рост.

      Каковы основные типы иконографии Божьей Матери?

      В иконографии Божьей Матери традиционно выделяют следующие типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса

      Оранта (Молящаяся)

      Оранта — один из наиболее древних образов Божьей Матери. В древности изображения молящейся жены нередко относились к христианам вообще, символизируя порыв души к Богу. Позднее этот образ закрепился в иконографии Богородицы.

      Будучи Матерью Христа по человеческому естеству, а также в силу особой святости, праведности, нравственной чистоты Дева Мария имеет особенное дерзновение к Богу.

      На иконах типа «Оранта» Она бывает представлена фронтально, с воздетыми кверху руками, в знак искренней, напряженной молитвы, как Заступница и Ходатаица перед Господом, Небесная Владычица.

      Поясные (а иногда и ростовые) изображения Молящейся Богородицы с Младенцем (Отроком) Христом, отмеченным в медальоне, относятся к типу «Знамение».

      Слово «знамение» сближается по смыслу со словом «чудо». Иконография «Знамения» с яркой выразительностью указывает на величайшее чудо в истории мира — Воплощение Сына Божьего ради Спасения людей.

      Одигитрия (Путеводительница)

      Иконы, принадлежащие этому типу, являют Богородицу с Сыном. Обычно Господь бывает воспроизведен сидящим на Её левой руке.

      В свою очередь в Его левой руке — изображается свиток, символизирующий Евангельскую проповедь. Десница Христа бывает сложена в жесте благословения, в знак того, что Он благословляет людей идти путём Света, Истины, Жизни.

      Елеуса (Умиление)

      На иконах этого вида Богородица изображается таким образом, что Её щека бывает нежно (с умилением) прижата к Младенцу-Христу. Через данную иконографическую деталь воспроизводится идея высокой и бескорыстной любви Богоматери к Сыну, особая духовная близость (что также подчеркивается и сопряженностью Их нимбов).

      Сын Божий может изображаться сидящим как на Её левой, так и на Её правой руке.

      В более пространной интерпретации подобного рода иконы указывают на единение земного и Небесного, на близость Христа и Его Церкви, на близость к Богу всякой христианской души.

      ***

      Протоиерей Алексий Уминский:
      Почитание святых икон является не только эстетическим, но прежде всего почитанием догматическим и существенно важно для осуществления нашей веры.

      Мы знаем, что в Ветхом завете существовало запрещение изображать всякий образ. И понятно почему: ведь по Своей сущности, Бог совершенно непостижим и непознаваем, и следовательно не может быть изобразим. Бог безмерно больше всего на свете, И поэтому всякое изображение того, кого невозможно даже представить, понять и познать, обязательно будет ложью. А ложный образ – это идолообраз, уводящий от истины. Поэтому в Ветхом завете запрещалось изображение Божества.

      Почему же новозаветный образ существует и торжествует? Потому что Бог явился нам во плоти, Сын Божий воплотился, стал одним из нас, стал иметь наш лик, наши руки, наши глаза, человеческую душу. Изображая Господа, мы тем самым утверждаем, что Господь возвысил человека, возвысил каждого из нас. Он принял на себя нашу человеческую природу абсолютно окончательно и до конца, и ничто в природе не осталось не уврачеванным, не осталось не спасенным. Мы изображаем Лик нашего Спасителя, потому что мы знаем, что этот лик Он оставил нам в Своем Евангелии, этот лик есть образ того, каким должен быть каждый из нас.

      ***

      Икона — это не объект поклонения, это только видимый знак присутствия Бога и святых, «контактный» предмет. Кумир, в отличие от иконы, — это то, что подменяет сам объект поклонения.
      митр. Питирим (Нечаев)

      ***

      Дело Ильи Горячева: от БОРН до Антимайдана

      Вчера в Москве начался суд над неонацистом Ильей Горячевым, лидером «Русского образа», обвиняемым в соучастии в серии убийств, совершенных Боевой организацией русских националистов (БОРН). Суд этот обещает быть интересным, ведь Горячев – наиболее публичная фигура среди всех, кто проходит по этому делу. Александр Литой выяснял, что связывает нео-нациста с Администрацией президента, центром «Э», кремлевскими журналистами и деятелями «Антимайдана».

      Ранние годы

      Горячев родился в Москве в 1982 году, в 2004 году окончил истфак Государственного университета гуманитарных наук. Активно интересовался православием (в 2001 году получил даже грамоту от РПЦ как лауреат конкурса «Христианство: история и современность»). Сам он себя поначалу позиционировал как журналист, специализирующийся по балканским странам и в начале нулевых имел несколько публикаций в «Независимой газете» и «Новых Известиях» (в 2010 году, уже после убийства Маркелова, он попытался также завести блог на Slon.ru и даже опубликовал один текст, но редакторы быстро опомнились и через несколько часов текст был снят).

      Будучи еще студентом, Горячев сближается с Никитой Тихоновым (основателем БОРН) – тот тоже учится на истфаке, но в МГУ, тоже интересуется Сербией и исповедует ультраправые взгляды. Правда, в отличие от щуплого Горячева, Тихонов к тому моменту уже активно участвовал в силовых акциях неонацистов, будучи членом группировки Объединенные Бригады-88 (за организацию погрома на Царицынском рынке в 2001 году за решеткой оказался один из лидеров ОБ-88 Михаил Волков – выйдя на свободу, он позже присоединится к БОРН).

      В 2002-м году Тихонов и Горячев вместе посетили Сербию, где познакомились с местным националистическим движением «Образ». К тому моменту основатель «Образа» Небойши Крстич уже погиб в автокатастрофе, но организация была крайне активной и попала под запрет только в 2012 году. Вернувшись в Москву, Горячев и Тихонов начали издавать журнал «Русский образ» – выходил он один-два раза в год, брошюра формата A4 с довольно профессиональной версткой. В первое время «Русский образ» существовал только как журнал. По словам одного из собеседников The Insider, близких к «Русскому образу», у этого журнала даже не проводилось очных редколлегий – комплектовалось издание в ходе общения авторов-националистов по интернету. На тот момент о политической организации еще речи не шло.

      В 2006 году пути Тихонова и Горячева временно разошлись – Тихонов и его соратник по ОБ-88 Александр Паринов (позже также присоединится к БОРН) убили 19-летнего антифашиста Александра Рюхина и Тихонову, скрываясь от следствия, пришлось сбежать в Украину, где он обзавелся новым паспортом. Впрочем, довольно скоро Тихонов вернулся в Москву, где Горячев помогал ему жить на нелегальном положении.

      По версии следствия, тогда у старых друзей родилась концепция: Горячев создаст легальную политическую организацию, а Тихонов – группировку боевиков, которые будут взаимодействовать как ИРА и «Шин фейн». Горячев действительно увлекался ирландским национализмом, за что подвергался критике других ультраправых: в те времена большинство из них находилось под влиянием движения наци-скинхедов, имеющего английские корни. Предполагалось, что Тихонов будет подбирать людей и возглавлять боевую организацию, а Горячев – представлять политическое крыло. Так и возникла спайка БОРНа и движения «Русский образ».

      «Русский образ». Как Горячев сотрудничал с Кремлем и МВД

      Горячев начинает обрастать полезными политическими контактами еще когда Тихонов прячется в Украине. В 2006-м он стал помощником одиозного депутата-националиста Курьяновича, известного своим сотрудничеством с ультраправыми группировками (большинство из которых сегодня запрещены). С 2007 года он также стал активно сотрудничать с Максимом Мищенко, на тот момент депутатом и лидером одной из главных прокремлевских организаций – «России молодой».

      Максим Мищенко (Румол) и Дмитрий Тараторин (Русский образ)

      Сам Горячев в своих показаниях открыто говорит о том, что сотрудничал с Администрацией президента и в частности с Павлом Карповым, помощником Никиты Иванова, курировавшего в АП молодежные организации. В 2007 году он также познакомился с Леонидом Симуниным, возглавлявшим люберецкое отделение прокремлевского движения «Местные». Ранее Симунин участвовал в нападении на членов ныне запрещенного НБП, но из обвиняемого странным образом превратился в потерпевшего, а нацболы получили реальные сроки (о Симунине речь ещё пойдет ниже).

      Горячев и сам хотел – как и Симунин с Мищенко – иметь «крышу» во власти и правоохранительных органах. И это желание было взаимным. Властям «Русский образ» в 2008—2009 годах был выгоден как спойлер Движения против нелегальной иммиграции.

      «Русский образ» встал на путь спойлера для ДПНИ, сделав ставку на сотрудничество с властями

      «Русский образ» возник где-то на периферии ДПНИ, когда несколько человек во главе с Ильей Горячевым (тогда издателем дружественного нам журнала, который в обязательном порядке распространялся среди соратников ДПНИ), решили пойти своим путем», – рассказывает The Insider Владимир Басманов, один из создателей ДПНИ, — К 2008 году «Русский образ» встал на путь спойлера для ДПНИ, сделав ставку на сотрудничество с властями на почве противопоставления себя ДПНИ. Получая деньги и разные бонусы от властей, эта организация стала переманивать наиболее ценных соратников, на зарплату или просто куда-то пристраивая (так, например, наш лучший руководитель по линии пропаганды, дизайна, автор множества известных в то время громких и креативных плакатов, был ими просто перекуплен и пристроен в прокремлевское движение «Местные», как я потом узнал), в то время у нас не было достаточных финансовых возможностей, это всё напрягало. Пиком, пожалуй, стало проведение ими в 2008 году альтернативного и согласованного с властями «Русского Марша» с одновременным запретом нашего «Русского Марша» по приказу кремлевской администрации, в результате чего пришлось проводить марш на Кремль, я потом две недели лежал в больнице с сотрясением в результаты прорыва через кордоны ОМОНа. В дальнейшем они продолжили эту линию, в момент проведения «Русского Марша» 2009, объявили и широко распространили рекламу «приходите на концерт группы «Коловрат» у Кремля», оттянув туда тысячи людей».

      На определенном этапе «Русский образ» и МВД активно и взаимовыгодно сотрудничали. Свидетельство об этом The Insider удалось получить с самой неожиданной стороны.

      27-летний москвич Роман Железнов, также известный как Зюхель, принимает активнейшее участие в нацистском движении с середины нулевых. Он уже дважды сидел в тюрьме и на него готовилось третье уголовное дело, от которого он сбежал в Украину. Там он воюет в «Азове». Бывших участников «Русского образа» он не любит за «ватническую позицию по Украине», и потому готов рассказывать о них все, что знает.

      «С Горячевым меня свели весной 2007 года, – рассказывает Железнов The Insider. -Порекомендовали как человека «в теме» по вопросу антифа. То, что Горячев сам к политизированным молодежным субкультурам не принадлежал, я это сразу понял. Конечно, полюбопытствовал, откуда у него вообще пробудился интерес к таким темам. Илья ответил, что это нужно не ему лично, назвал уважаемых в определенных кругах людей из Объединенных Бригад-88. С упомянутыми им лицами я сам никогда не общался, это другое поколение. Просто знал, что есть такие. Посчитав, что имена эти помянуты не зазря, общаясь с Горячевым, был уверен, что он действует от их лица. Но доказательств этого я, конечно, не спрашивал. Я сам сразу «в лоб» задал Горячеву вопрос: не пойдет ли информация милиции? Меня он заверил, что все наоборот – свои люди в милиции помогут уточнить недостающие данные, информация останется в распоряжении узкого круга, и им ни к чему любая огласка».

      Железнов утверждает, что один из соратников Горячева, являвшийся, как и Горячев, помощником националиста Николая Курьяновича, выезжал ОВД после массовых задержаний антифашистов. Там у правоохранителей покупали паспортные данные антифа.

      «Дальше я сортировал полученные им сведения и комментировал, какой персонаж «интересный», а какой нет, почему. Некоторая часть информации шла в открытый доступ на тематические ресурсы, а актуальный эксклюзив нигде не публиковался. К кому в итоге все уходило, я сам точно не знаю, не интересовался», – рассказывает Железнов.

      Сотрудничество Железнова и Горячева продолжалось с 2007 по 2008 годы. Есть достаточно много свидетельств, благодаря которым к словам Железнова стоит относиться серьезно. Так, например, известны случаи, когда личные данные задержанных антифашистов и их фотографии, сделанные в ОВД, оказывались в интернете.

      В конце нулевых московские антифашисты получили доступ к аккаунту Железнова «ВКонтакте» и ознакомились с перепиской, которую он вел в течение нескольких лет – значительная её часть была посвящена выслеживанию антифашистов. Одной из тем обсуждения Железнова с соратниками был антифашист, которого они считали наркоторговцем. Они обсуждали, как скоординировать его задержание с запуском сюжета по ТВЦ об «экстремистах, продающих наркотики». И, действительно, этого человека вскоре попытались арестовать.

      По словам источника The Insider, к расследованию деятельности БОРН не допускались оперативники центра «Э», и делом занималось ФСБ по той причине, что у «эшников» слишком много информаторов среди наци, которых они захотели бы прикрыть.

      Одна из нитей, связывающих «Русский образ» с МВД – Андрей Гулютин, бывший участник редколлегии «Русского образа», а затем главред их сайта Modus Agendi.org (уже закрытого). Сейчас работает заместителем главного редактора «Ридуса», его предыдущее место работы – администрирование сайта «Молодой Гвардии Единой России». В 2013 году его опознали) как человека, на левых митингах неоднократно следившего за участниками вместе с оперативниками центра «Э».

      «Гулютин – не уголовник, потому в его понятиях не западло общаться с органами. Лично знающие его люди также в курсе, что он из семьи правоохранителей. Супруга, с которой он прожил уже 10 лет, главред молодежного издания МВД. Ну и наконец, Гулютин сам некогда работал в МВД», – так Modus Agendi.org ответил на обвинения в стукачестве в адрес своего главреда.

      И подобное сотрудничество – продолжается. После того как лидер «Молодой Гвардии» Тимур Прокопенко стал замглавы Управления внутренней политики Администрации президента (о нем The Insider уже писал не раз), дела его экс-соратника Гулютина пошли в гору. По данным The Insider он продолжает тесно общаться с Прокопенко и получать от него разного рода задания.

      В начале 2015 года бывшие участники «Русского образа» выпустили аналитический доклад «Экстремистские движения в России и украинский кризис».Одним из героев доклада стал Максим Солопов, ныне журналист РБК, пишущий о правоохранительных органах, ранее он был известным антифа-активистом. Он неоднократно упоминается в докладе. По словам Солопова, его источники в МВД показывали эту брошюру ещё до её презентации в «России сегодня»: она попала в органы в качестве рекомендованной литературы.

      В выпущенном на деньги президентского гранта докладе об экстремизме «эксперты» используют в том числе ссылки на тексты Ильи Горячева – которого сейчас будут судить как руководителя одной из самых опасных экстремистских группировок в России.

      БОРН

      По версии следствия, Горячев общался только лично с Тихоновым, другие боевики БОРН не знали о его существовании. Хотя один из них, Вячеслав Исаев, дал в суде показания, что знал, что к БОРН имеет отношение человек по имени Илья. Тихонов поясняет, что так и было задумано – личных контактов Горячева с боевиками не должно было происходить. Но это не значит, что Горячев никак не взаимодействовал с БОРН. Собственно, его судят сейчас именно как руководителя организации, опираясь на показания, прежде всего, Никиты Тихонова и его гражданской жены Евгении Хасис.

      В частности, Тихонов рассказывает, как в 2007-м году Горячев настаивал, что первой жертвой БОРН должен стать официальный представитель Московской патриархии Всеволод Чаплин, который якобы представляет в РПЦ «еврейское лобби». БОРН уже начал подготовку к ликвидации Чаплина, но его радикальные высказывания (в том числе поддержка разгрома выставки «Осторожно, религия») вызвали у Тихонова симпатию и он – к неудовольствию Горячева – от убийства отказался.

      Горячев не только подсказывал жертв. По признанию Тихонова, браунинг из которого он застрелил Станислава Маркелова и Анастасию Бабурову, передал ему именно Горячев. Собственно, сама идея убийства Маркелова, по словам Тихонова была также подсказана Горячеваым.

      «Борьба за власть идет не с Кремлем, а с идеологическими оппонентами в нашей нише, с лево-либералами. Это другое поколение людей. Поколение 20-летних не борется с поколением 50-летних. Борьба идет за будущую власть в пределах одного поколения. Лево-либеральный лагерь, антифа — это наш главный конкурент», – утверждал Горячев в 2010 году.

      Станислав Маркелов

      Никита Тихонов дает показания о том, что Горячев считал Маркелова одной из самых перспективных политических фигур «в стане врага» и постоянно требовал его ликвидации. Действительно, убийство Маркелова выглядит как «навязанное» боевикам. Причем именно из-за Маркелова БОРН лишился одного из главных своих боевиков — Коршунова. У БОРН был большой список потенциальных жертв, за многими пытались следить, и в ходе слежки нацистов за Маркеловым охранявшие его антифашисты сфотографировали Алексея Коршунова – ближайшего соратника Тихонова по БОРНу и также участника ОБ-88. После убийства Маркелова Коршунову спешно пришлось покинуть Москву (позже он случайно подорвался на собственной гранате).

      По версии следствия, Горячев также помогал собирать информацию о жертвах. Никита Тихонов утверждает, что Горячев передавал ему персональные данные антифа, на основе которых их затем выслеживали.

      Всего с 2008 по 2011 год группировка БОРН совершила 10 убийств, Горячев проходит обвиняемым по 5 из них. Это убийство случайно встреченного боевиками в Битцевском лесу гастарбайтера Салохиддина Азизова (с последующим отрезанием головы и подбрасыванием её на ступеньки районной управы), убийство подсудимого по «Делу черных ястребов» (группы, совершившей нападение на националистов в метро) Расула Халилова, убийство адвоката Станислава Маркелова (убийство журналистки Анастасии Бабуровой расценивается как эксцесс исполнителя, поэтому Горячева в этом не обвиняют), и убийство двух антифашистов – Федора Филатова и Ильи Джапаридзе.

      Сам Горячев отрицает все обвинения и позиция его защиты (адвокатами выступают Николай Полозов и Марк Фейгин) строится на том, что, основные показания против Горячева дали Никита Тихонов и Евгения Хасис, а у тех на Горячева зуб – ведь он, в свою очередь, ранее дал показания на них и тем самым помог посадить их за решетку. Сотрудничество со следствием положительно влияет на условия содержания заключенных, а для Хасис – это ещё и возможность не быть судимой за членство в БОРН. Свои 18 лет лишения свободы она получила только за соучастие в убийстве Маркелова и Бабуровой. «Тогда Гудрун Энслин тоже в RAF не состояла, а просто спала с Андреасом Баадером», – язвит Илья Горячев в текстах, которые передает из СИЗО.

      Евгения Хасис и Никита Тихонов

      У следствия, впрочем, есть и аргументы, не связанные с показаниями Тихонова и Хасис. Среди них – участие Горячева совместно совместно с Тихоновым в написании текста «Русское национально-освободительное Движение. Стратегия 2020», в котором распланирована вооруженная борьба ультраправых. Двое националистов, активно участвовавших в уличных группировках московских наци в нулевые, в разговоре с The Insider подтвердили, что в свое время «Стратегия 2020» широко разошлась в их среде, воспринималась как план на будущее. В 2010 году Горячев давал показания о том, что, якобы, пытался смягчить его формулировки, сейчас же в своих письмах из СИЗО он говорит, что якобы случайно поучаствовал в его редактировании. Поверит ли таким пояснениям суд – мы скоро узнаем. Так или иначе, даже после «смягчения» (если оно и правда имело место) текст, насыщен призывами к поджогам, партизанской войне, «прокладыванию пулями и бомбами дороги к думской трибуне».

      Кроме того, у следствия и другие свидетельства. «Русский образ – это легальная политическая организация, БОРН — это нелегальная организация, ее боевое крыло»», – такие показания на суде над Тихоновым и Хасис в 2011 году дал Сергей Голубев, бывший лидер российского филиала авторитетного среди наци движения «Кровь и честь». По словам источника, близкого к расследованию деятельности БОРН, у прокуратуры есть возможность снова привести Голубева в суд, но пока не ясно, понадобится ли это.

      Также, по словам источника The Insider близкого к следствию, важной составляющей 54-томного дела против Горячева является его скайп-переписка, ставшая доступной для ФСБ. Она показывает цели, которые перед собой ставил подсудимый. Но именно на неё надеются и адвокаты Полозов и Фейгин: в ней не содержится призывов к убийствам конкретных жертв БОРН.

      Антимайдан

      В начале нулевых Илья Горячев и «Русский образ» заметно отличались от других ультраправых. Тогда были популярны расистские концепции о «превосходстве белых»: для большинства наци-скинхедов не было большой разницы между немцами, поляками, русскими, украинцами и французами, первичной для них была ненависть к чернокожим, азиатам, евреям и кавказцам.

      Особенно дружили ультраправые Украины и России: в России концерты музыкальных групп, поющих о подвигах Адольфа Гитлера, проводить было непросто, в отличие от Украины. Наци из Москвы по несколько раз в год ездили на тематические концерты в Харьков, Киев и Львов.

      Для «Русского образа» национализм всегда был важнее расизма. По их представлению, украинцы и даже поляки – «отбившиеся от рук» части русской нации. В 2010 году отделение «Русского образа» появилось в Донецкой области, членский состав его частично совпадал с «Донецкой республикой» – движением, из которого вышел донбасский сепаратизм.

      С началом войны на Донбассе местное отделение «Русского образа» перестроилось в одну из боевых единиц ополчения ДНР.

      «То, для чего появился «Русский Образ» (как кружок вокруг одноименного журнала) в начале 2000-х, сегодня становится официальной государственной политикой со стремительно формирующейся идеологией. Сейчас люди, прошедшие «РО», во многом формируют общественное мнение на многих направлениях, оказывая серьезное влияние на общественно-политическую жизнь страны. Возможно, пока это не очевидно, зачастую Real Politics не терпит публичности, но со временем всё встанет на свои места — на страницах будущих учебников истории», – писал в прошлом году Илья Горячев из СИЗО, вдохновляемый событиями в Крыму и на Донбассе.

      Возможно, это не совсем бахвальство. Несмотря на шумиху вокруг БОРН, соратники Горячева продолжают выступать консультантами полицейских из центра «Э», работать в пропутинских СМИ и аналитических структурах.

      Если «Ридус» – малопопулярное медиа, то «Комсомольская правда» – одна из самых массовых газет в России. Дмитрий Стешин, старейший член редколлегии «Русского образа» и друг Никиты Тихонова – один из ведущих журналистов «Комсомолки» и один из самых популярных авторов у руководителей Новоросии. Адвокат Горячева Николай Полозов в разговоре с The Insider отметил, что роль Стешина в истории БОРН ему кажется «недооцененной». Он утверждает, что Стешин будет допрошен в суде над Горячевым, а на стадии следствия он дал показания, которые не повредят его клиенту.

      Дмитрий Стешин

      Никита Тихонов ранее дал показания, что Стешин познакомил его с торговцами оружием, через которых БОРН и обзавелся своим арсеналом. И, кроме того, Тихонов оставил в доме родителей жены Стешина, Елизаветы, в городе Сестрорецке Ленинградской области винтовку в футляре из под гитары.

      По словам источника The Insider, близкого к следствию, судебной перспективы эти показания для Стешина не несут. Он отметил, что оставленная в Сестрорецке винтовка уже попала к правоохранителям. Один из родственников Елизаветы Стешиной обнаружил её и попытался вывезти из дома на дачу, и по дороге был задержан полицией. Елизавета Стешина (уже бывшая жена Дмитрия Стешина, журналист «Комсомольской правды» создал новую семью) не ответила на просьбу The Insider об интервью.

      Ещё двое многолетних соратников Горячева – Евгений Валяев и Станислав Бышок– представляют себя «политическими экспертами». Сейчас они трудоустроены в «Народную дипломатию» и «Международную организацию по наблюдению за выборами «CIS-EMO». В обоих НКО они – не единственные сотрудники с ультраправым бэкграундом.

      «Народная дипломатия» ранее специализировалась на налаживании связей России и Приднестровья, с появлением Новороссии работы у неё серьезно прибавилось. CIS-EMO – НКО, близкая Центризбиркому России, традиционно обеспечивающая «дружественное международное наблюдение за выборами».

      Бышок и Валяев углубились в тему «анализа влияния Майдана на оппозицию». И неплохо монетизировали свое «экспертное мнение». В 2014 году их НКО выиграли два президентских гранта на 2015 год, распределяемых через Общественную палату.

      За «Мониторинг деятельности националистических и экстремистских движений в России и странах СНГ» «Народная дипломатия» получит 5 698 020 рублей, а на реализацию проекта «Националистические угрозы демократическим институтам на постсоветском пространстве и взаимодействие российских и украинских неправительственных организаций на межрегиональном уровне» CIS-EMO получит 4 929 630 рублей.

      Бывшие активисты «Русского образа» были и среди организаторов серии митингов в Москве «Битва за Донбасс», числятся партнерами «Антимайдана».

      Не менее интересный сюжет – возможное сотрудничество «Русского образа» и Игоря Гиркина. Многие националистические ресурсы обошел текст, в котором рассказывается о том, что Игорь Гиркин курировал работу «Русского образа» от ФСБ, и даже сдружился с Горячевым, пытался организовать с ним совместный бизнес. Илья Горячев считает, что текст написан одним из основателей ДПНИ, Владимиром Басмановым. Горячев отрицает кураторство Гиркина над своей организацией, но подтверждает, что виделся с ним.

      Игорь Гиркин

      Владимир Басманов в разговоре с The Insider не подтвердил, что является автором текста о Гиркине и Горячеве. Он, как и лидер движения «Русские» Дмитрий Демушкин, утверждает, что узнал о Грикине только в контексте событий на Донбассе. По словам Демушкина, в ходе общения с оперативниками ФСБ, которые занимаются националистами, они подтвердили ему, что «Гиркин работал с ними».

      А вот Дмитрий Стешин давно знает Гиркина. «Игоря Стрелкова мы с моим другом и бессменным напарником Сашей Коцем знали еще по Чечне, по Косово. Уже тогда у Игоря Всеволодовича была легендарная репутация. В Новороссии он раскрылся полностью», – утверждает Стешин.

      Ещё в 2010 году Илья Горячев дал показания, что «Русский образ» от администрации президента курировал до этого малоизвестный политтехнолог Леонид Симунин, ранее работавший с «Идущими вместе», «Местными» и «Россией Молодой». В прошлом году Симунин устроился в правительство ДНР. До этого, он дважды появлялся в программе «День-ТВ» Александра Бородая, будущего премьера ДНР. На этих видео Бородай и Симунин друг с другом «на ты». Бородай подтвердил The Insider, что давно знаком с Симуниным, но отказался пояснить, при каких обстоятельствах они познакомились.

      Бывший куратор «Русского образа» Леонид Симунин теперь боевик ДНР

      У Горячева и Гиркина действительно много общего – историческое образование, националистические взгляды, интерес к Сербии и белогвардейцам, идея о том, что националисты должны взаимодействовать с Кремлем. Возможно, в ходе судебного разбирательства мы узнаем об этом больше. Пока ясно только одно, даже если Горячев будет осужден по делу БОРН, десятки его соратников сохранят свои твердые позиции в рядах кремлевских «аналитиков», осведомителей центра «Э», провластных журналистов и видных деятелей «Антимайдана».

      Имидж

      1. Образ; изображение.

      2. Отражение (в зеркале); точное подобие.

      3. Облик человека, характеризующий его умение со вкусом одеваться, носить костюм, причесываться, пользоваться косметикой, вести себя в обществе.

      «Большой толковый словарь русского языка» (С. А. Кузнецов)

      Этимология слова

      Слово «имидж» ведет свое происхождение из древнего языка санскрита. По индийской мифологии, всевышний бог Брама испокон веков видит не себя, а отражение всех чудес своего могущества в зеркале Майи (Maya). Отсюда образовались слова: magus (маг), magia (магия), image (образ), imagination (воображение), подразумевающие волшебство облечения первобытной живой материи без образа в определенную форму, вид, существо.

      В научное употребление понятие имидж было введено только в начале 60-х годов ХХ столетия. Имидж происходит от латинского слова imago — образ, которое связано с другой лексемой — imitari, т.е. имитировать. Другие исследователи утверждают, что термин «имидж» имеет англоязычные корни и наиболее часто употребляется для определения того образа, который конструируется, создается с целью вызвать желаемые изменения в сознании и поведении людей, оказать на них определенное социально-психологическое воздействие. Одним из первых, кто ввел это понятие в специальную русскоязычную литературу, был О. Феофанов.

      Синонимы

      Образ, вид, фигура, облик, амплуа

      Антонимы

      отсутствуют

      Слово в контексте

      Имидж — ничто, жажда — все! (реклама)

      «Мой имидж – я сам” (американский журналист Питер Дженнингс)

      В названиях книг и журналов

      Журнал «Национальный имидж»

      В текстах научного стиля

      «Поведение зависит от имиджа — суммы того, что, как нам кажется, мы знаем» (американский ученый К. Болдинг)

      «Имиджи различных товаров, после того как они установились в подсознании покупателя, оказываются исключительно долговечными» (О. Феофанов «США: РЕКЛАМА И ОБЩЕСТВО»)

      В контексте психологической науки, имидж описывается с точки зрения стереотипа, эмоционально окрашенного образа или мнения об индукторе. (Д.И. Спичева «Феномен имиджа в современных научных исследованиях»)