Акафисты всем святым

Акафист всем святым, от века Богу благоугодившим

Кондак 1

Избранным угодником Божиим, всем святым, от века во всем мире просиявшим и на небеси венцы славы приявшим, похвальное приносим пение. Вы же, яко имущии велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободите, да зовем вам хвалебно: Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Икос 1

Ангельский собор, умаленный падением гордых ангел и вами, всеми святыми, восполняемый, светло торжествует в день памяти вашей, и всю вселенную созывает на веселие духовное. Мы же, им подражающе, зовем вам радостно: Радуйтеся, святии, от века Богом предуведеннии и предуставленнии к славе небесней; Радуйтеся, от всех родов, мест и времен в служение Господу избраннии. Радуйтеся, избрание ваше подвигами благочестия оправдавшии; Радуйтеся, образом добрых дел ваших правый путь к небеси нам показавшии. Радуйтеся, прежде писаннаго закона Божия по закону совести праведно пожившии; Радуйтеся, в законней сени благочестно житие свое совершившии. Радуйтеся, в новей благодати светло добродетельми просиявшии; Радуйтеся, в последняя сия времена Богу благоугодившии и мзду с первыми получившии. Радуйтеся, от земных скорбей прешедшии к небесному покою; Радуйтеся, сподобльшиися зрети неисповедимую славу Божию. Радуйтеся, с лики безплотных непрестанно хвалящии Пресвятую Троицу; Радуйтеся, всегда молящиися Ей о всех почитающих вас. Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 2

Видящи Православная Христова Церковь, многочисленными лики святых, яко прекрасными райскими цветы себе украшену, светло почитает память их и Пречистую Богоматерь с Рождшимся от Нея Христом Богом величает, вопиющи Тому хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разуму нашему просвещение у Господа испросите, святии угодницы Божии, да отрясше земное пристрастие, вознесемся сердцем и мыслию в наследованная вами и нам обещанная селения райская, и возопием вам радостно: Радуйтеся, ветхозаветнии праотцы и патриарси, родоначальницы по плоти Христа Сына Божия; Радуйтеся, яко благословением Божиим умножишася роды ваша, яко звезды небесныя. Радуйтеся, среди мрака древняго нечестия правую вашу веру во истиннаго Бога сохранившии; Радуйтеся, с надеждою чаявшии обетованного Искупителя. Радуйтеся, яко от вашего племене возсия пресветлая свеща — Богородица Мария; Радуйтеся, яко от Нея родися Победитель смерти и ада. Радуйтеся, верою во грядущаго Христа спасение улучившии; Радуйтеся, вместо древния клятвы благословение тем получившии. Радуйтеся, и во аде Христова пришествия ожидавшии; Радуйтеся, адских мучений Им избавленнии. Радуйтеся, на небеса со славою возведеннии; Радуйтеся, с лики ангельскими в вечныя обители Отца Небеснаго вселеннии. Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 3

Силою Вышняго осенени бывше, святии, дерзновенно ополчистеся противу начал и властей злобы поднебесныя, и победивше тех коварства, вся благая начинания ваша добре совершисте, воспевающе всесильному человеколюбцу Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще святии пророцы преславная селения во обителех дому Отца Небеснаго и присносущным светом лица Божия просвещаеми, неизреченнаго воистину со всеми святыми наслаждаетеся блаженства, егоже мы земнии причастницы быти желающе, воспеваем вам сице: Радуйтеся, святии пророцы, Богом избраннии прежде вашего рождения; Радуйтеся, верно поработавшии Ему прежде Христова воплощения. Радуйтеся, от младенчества благодатию Святаго Духа освященнии; Радуйтеся, посланнии от Господа вразумляти заблуждшия сыны Израилевы. Радуйтеся, предвозвестившии Христово от Девы славное рождение; Радуйтеся, звезды, предварившии пришествие истиннаго Солнца. Радуйтеся, законопреступных царей Израилевых дерзновенно обличившии; Радуйтеся, всякое людское нечестие мечем слова Божия нещадно посекшии. Радуйтеся, вернии раби Господни, вся хотения Его исполнившии; Радуйтеся, истину небоязненно пред властьми вещавшии. Радуйтеся, многи скорби в мире претерпевшии; Радуйтеся, со всеми избранными торжествующии на небеси в славе вечней. Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 4

Бури житейския избавльшеся, вси святии, преидосте в небесный покой, на места злачна и прохладна, идеже потоцы сладости неисповедимыя, пища славы Божия нетленная, пения и гласы празднующих; тамо убо торжествуете со всеми ангельскими силами, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Око не виде и ухо не слыша, и на сердце земнаго человека не взыдоша радости и сладости, ихже вы ныне наслаждаетеся, Апостоли святии. Сего ради благоговейно взываем вам: Радуйтеся, святии Апостоли, с Предтечею Иоанном ближайшии друзи Христовы; Радуйтеся, по Пресвятой Деве Марии, первостоятелие у Престола Святыя Троицы. Радуйтеся, возвестившии миру таинство нашего искупления; Радуйтеся, светом веры Христовы омраченныя люди просветившии. Радуйтеся, семя слова Божия в сердца человеческая всеявшии; Радуйтеся, плоды трудов ваших в небесном вертограде пожинающии. Радуйтеся, святии отцы, седмию вселенскими соборы исповедание православныя веры утвердившии; Радуйтеся, утишившии бурю еретическаго нечестия. Радуйтеся, изъяснившии нам догматы православныя веры; Радуйтеся, и доныне учением вашим ограждающии Церковь Христову от ересей и расколов. Радуйтеся, святии иерарси, словом и житием светло просиявшии; Радуйтеся, во свете невечернем с духовными вашими чады ныне обитающии. Радуйтеся, вси святии, теплии о все мире Богу молитвенницы.

Кондак 5

Боготочною, Спасе, Кровию Твоею искупленнии и верно Тебе на земли послужившии вси святии, ныне на тверди церковней яко звезды пресветлыя сияют, и всех нас, по морю страстнаго сего жития плавающих, на путь правый, к небесному отечеству ведущий, наставляют; о сем убо с радостию благодарно поем Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевши святии мученицы, яко в мире сем вся суетна суть и тлению причастна, потщастеся предвечному Богу благоугодити и претерпением лютых мук тленная на нетленная пременити, за еже сподобистеся предстояния у страшнаго Престола Владычня в славе вечней, в нейже не забудите и нас, память вашу совершающих и вопиющих вам таковая: Радуйтеся, святии страстотерпцы, кровию своею запечатлевшии правую вашу во Христа веру; Радуйтеся, не убоявшиися убивающих тело, души же не могущих убити. Радуйтеся, претерпевшии страшная мучения; Радуйтеся, явльшии на себе Христовых страстей изображения. Радуйтеся, победившии лютых мучителей свирепства; Радуйтеся, чрез огнь и воду прошедшии и в покой вечный вшедшии. Радуйтеся, исповедницы и священномученицы, пострадавшии за благочестие и почитание святых икон; Радуйтеся, преподобномученицы, в молитве Богу собеседовавшии и страданием диавола поправшии. Радуйтеся, за славу и честь Царя Небеснаго мужественно воинствовавшии; Радуйтеся, победную почесть от Христа на небеси приимшии. Радуйтеся, велию благодать от Господа получившии; Радуйтеся, многая и различная чудеса в славу Божию в поднебесней содевающии. Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 6

Проповедуют христианстии роди славу вашу, вси святии; вы бо яко рай насажденный явистеся посреде Церкве, имущии древо жизни Самаго Господа, от него же вкусивше сладости райския, вся скорогибнущая в мире сем презресте, и радостно в небесный вертоград внидосте, поюще: Аллилуиа.

Икос 6

Правоверие и добродетели преподобных отец, яко солнце, всему миру сияют и нам мрачный путь жизни сея просвещают, да не заблудим в пустыни греха и душепагубных ересей. Сего ради хвалебно им воспеваем: Радуйтеся, преподобнии отцы, мир и яже в мире любве ради Божия волею оставившии; Радуйтеся, преподобнии матери, в подвизех дневных и нощных земное течение совершившии. Радуйтеся, пустынницы, в пещерах и горах со зверьми пожившии; Радуйтеся, постницы, в алчбе и жажде временное житие препроводившии. Радуйтеся, столпницы, мраз и зной Царствия ради Небеснаго претерпевшии; Радуйтеся, затворницы, в сердечней тишине Бога взыскавшии. Радуйтеся, девственницы, целомудрие сохранившии и непорочному Агнцу Христу пoследовавшии; Радуйтеся, послушницы, Христово смирение стяжавшии. Радуйтеся, в общежитиих во взаимной братской любви ангельски пожившии; Радуйтеся, мудрии и кротции монахов наставницы бывшии. Радуйтеся, вси трудолюбцы, добродетелей совершенство стяжавшии; Радуйтеся, в покой Господа своего вшедшии. Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 7

Хотя Всеблагий Господь явити миру, яко не всуе труждаются вси благоугождающии Ему, но яко велия мзда уготовася им в Царствии Небеснем; сего ради прослави сонмы святых угодник Своих, различне тому на земли послуживших; да и мы поревнуем тех житию, и тоя же вечныя славы чающе, поем Ему: Аллилуиа.

Икос 7

«Веруяй в Мя, аще и умрет жив будет»,— рече Господь. Вам же, святии вси, изрядно приличествуют сии Владычни глаголы; вы бо аще и умросте на земли плотию, но душами в вышнем селении всегда живи суще, многая и неизреченная совершаете в мире чудеса, и теплым вашим к Богу ходатайством пособствуете нам, сице возглашающим вам: Радуйтеся горняя мудрствующим вашим умом истиннаго Бога познавшии; Радуйтеся, правую вашу в Святую Троицу веру непорочно сохранившии. Радуйтеся, Христа Сына Божия, истиннаго Бога и совершеннаго человека исповедавшии; Радуйтеся, в спасительныя Его страсти несумненно веровавшии. Радуйтеся, православием, яко звезды, блистающии; Радуйтеся, праведностию, яко финикс процветающии. Радуйтеся, плотию на земли, умом же на небеси пожившии; Радуйтеся, временною смертию на безконечную жизнь прешедшии. Радуйтеся, тесным путем евангельски шествовавшии; Радуйтеся, узкими враты Царствия Небеснаго достигшии. Радуйтеся, вечных благ наследницы; Радуйтеся, о спасении нашем теплии к Богу ходатаи. Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 8

Страну ону горнюю, идеже вси святии по трудех земных почивают, умным очесем своим представляюще, аще и не можем постигнути сущаго тамо блаженства, мы земнии и плотию обложеннии, обаче, верою сие проразумевающе и сердцем предвкушающе, поем дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Исчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй, Вседержителю Господи, Ты един веси по имени всех благоугодивших Тебе. Мы же, дело суще руку Твоею, якоже песка морскаго исчести, сице и всех святых по имени нарещи не могуще, токмо изряднейшия рабы Твоя, от начала мира Тебе благоугодившия, именуем, глаголюще: Радуйтеся, Адаме и Ево, праотцы всего рода человеческаго; Радуйтеся, Авеле и Сифе, первии в мире благочестия рачителие. Радуйтеся, Ное, вторый рода нашего родоначальнице, и Аврааме, завета Божия приемниче; Радуйтеся, Моисее боговидче и Аароне, первый ветхозаветный священниче. Радуйтеся, Еноше и Илие, плотию смерти невкусившии и на небо восхищеннии; Радуйтеся, Исаие, Давиде и Данииле, зрителие таин Бога Вседержителя. Радуйтеся, Иоакиме и Анно, родившии Деву Марию, Матерь Христа Бога нашего; Радуйтеся, Петре, Павле, Иакове и Иоанне, избраннейшии Апостоли Христовы. Радуйтеся, Николае, Василие, Григорие, Иоанне и Афанасие, непоколебимии столпи церкве Христовы; Радуйтеся, Антоние, Пахомие, Евфимие, Иларионе и Савво, великие монахов наставницы. Радуйтеся, Георгие, Димитрие, Евстратие и Пантелеимоне, велиции мученицы Христовы; Радуйтеся, Варваро, Ирино, Параскево, Екатерино и вси мученицы, кровию своею торжество веры возвеличившии. Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 9

Вси святии Твои, Господи, ангельский подражая чин, безпрестани славят Пресвятое Имя Твое на небеси, «Свят, свят, свят», — вопиюще; с ними же и мы грешнии на земли бренными устнами вопием: Аллилуиа.

Икос 9

Витии суемудрыя недоумеют глаголати: како вы, вси святии, подобострастии нам бывше человецы, непреодолени страстьми бысте, мужеством вашим безплотныя враги победисте. Мы же, прославляюще укрепившаго вас Господа, хвалим доблести ваша и умиленно вопием: Радуйтеся, святии, вседушно Господа возлюбившии; Радуйтеся, любве Его ради живота своего не щадившии. Радуйтеся, мир и миродержителя победившии; Радуйтеся, вся сети древняго змия яко паучину разорившии. Радуйтеся, смирившиися под крепкую руку всеблагаго промысла Божия; Радуйтеся, покорившии волю свою воле Отца Небеснаго. Радуйтеся, прославившии Господа в душах и телесех ваших; Радуйтеся, возвеличившии Его во всех делех ваших. Радуйтеся, воздвизавшии руце ваши на творение дел благих; Радуйтеся, направлявшии стопы ваша на путь правый. Радуйтеся, не приложившии сердец ваших к земному богатству и наслаждению; Радуйтеся, всегда помышлявшии о благах небесных и вечном веселии. Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 10

Спасения путем право шествующе и о судьбах правды Божия поучающеся, вси святии, явистеся яко древеса благоплодная при исходищах вод, и принесосте Богу плод добродетелей ваших во время свое. Ныне же в горнем Едеме неизреченнаго наслаждающеся блаженства, помяните и нас, чад ваших, отеческое ваше о спасении нашем попечение восхваляющих, Богу же поющих: Аллилуиа.

Икос 10

Стена тверда нам противу лица вражия вы есте, вси святии, и теплии молитвенницы ко Христу о всем роде христианстем. Темже от стрел невидимаго борителя присно вами защищаеми, радостно взываем: Радуйтеся, рода человеческаго велие украшение; Радуйтеся, в странствии земном присная нам отрада и утешение. Радуйтеся, в брани со врагами спасения нашего сильнии нам помощницы; Радуйтеся, от меча гнева Божия молитвами вашими нас защищающии. Радуйтеся, сами искушени бывше, и нам во искушениих помогающии; Радуйтеся, покаянию нас грешных зело радующиися. Радуйтеся, на различных местех земли во вся времена праведно пожившии; Радуйтеся, аще и согрешившии, обаче истинным покаянием и слезами скверну грехов омывшии. Радуйтеся, от Адама даже до днесь в надежди жизни вечныя скончавшиися; Радуйтеся, от Востока и Запада пришедшии и на лоне Авраамли почившии. Радуйтеся, яко сонм ваш новыми с земли пришельцами всегда умножается; Радуйтеся, яко вами место падших духов в соборе ангельском восполняется. Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 11

Песни наша хвалебныя, аще бы и тмочислени были, не довлеют к прославлению добродетелей ваших, вси святии; и нам немощным удобее любити молчание; но да не явимся лениви и неблагодарни за полученныя вас ради милости и благодеяния Божия, поем прославльшему вас Владыце: Аллилуиа.

Икос 11

Светильницы света невечерняго вы есте, вси святии, у Престола Пресвятыя Троицы с ангельскими чинми в молитве о нас присногорящии, и на светлую спасения стезю наставляющии вопиющих вам сице: Радуйтеся, светильницы огня невещественнаго; Радуйтеся, насельницы обителей Отца Небеснаго. Радуйтеся, гроздие винограда Христова; Радуйтеся, благоуханнии цвети райстии. Радуйтеся, животочнии реки, в жажде духовней нас напояющии; Радуйтеся, дожденоснии облацы, в знои искушений нас прохлаждающии. Радуйтеся, духовнии ветри, зиму уныния от сердец наших прогоняющии; Радуйтеся, сладкопеснивии славии, духовную весну вечнаго блаженства нам возвещающии. Радуйтеся, мысленныя горы, к небеси нас возводящии; Радуйтеся, умнаго Солнца лучи, милость Его на нас изливающии. Радуйтеся, добрии кормчии, от потопления греховнаго нас спасающии; Радуйтеся, вернии путевождие, в небесное отечество нас путеводящии. Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 12

Благодать, от Бога данную вам в воздаяние многих добродетелей ваших, кто от земнородных исповести возможет, о святии! Якоже бо капли морския по единой исчерпати, сице чудодействий ваших и подаваемых вами нам благодеяний несть мощно исчести. Сего ради радостно совершаем славное ваше торжество, и вся действующему в вас Господу зовем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Тя, Владыко Вседержителю, восхваляем вси Пресвятое Имя Твое, яко от начала мира в различная времена явил еси приснопамятныя святыя Твоя, Тебе единому в Троице славимому Богу благоугодившия, ихже молитвами от всех зол избавляеши вопиющия к ним: Радуйтеся, святии Божии угодницы с Пресвятейшею всея твари Приснодевою Мариею; Радуйтеся, и вы, безплотнии ангели, хранителие рода человеческаго. Радуйтеся, святии царие и князи, на земли благочестиво царствовавшии и Небесное Царствие наследившии; Радуйтеся, добрии градоправителие, в небесном граде обитати сподобльшиися. Радуйтеся, нелицеприятнии земнии судии, у небеснаго Судии оправдание и милость получившии; Радуйтеся, ревностнии словесных овец пастырие, от Пастыреначальника Христа похваленнии и прославленнии. Радуйтеся, праведнии земледелателие, в простоте сердца и незлобии Богу послужившии; Радуйтеся, терпеливии странницы, небеснаго отечества достигшии. Радуйтеся, юродивии, поношения и укорения Христа ради претерпевшии; Радуйтеся, безсребренницы, туне болящим исцеления подававшии и на небеси мзду приявшии. Радуйтеся, во всяком возрасте и звании угодившии Богу мужие и жены, яко вы едино есте о Господе и души ваша в руце Божией; Радуйтеся, яко в будущем веце купно с душами и телеса ваша вечныя славы причастны будут. Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 13

О всеблаженнии угодницы Божии, вси святии, приявшии наследие благ вечных! Приимите сие наше хвалебное пение, и благоприятными вашими к Богу молитвами испросите нам грехов оставление и вечных мук избавление, да с вами в небесном нашем Отечестве поем Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

>Акафист всем святым, от века Богу благоугодившим.

Акафисты

Полезно? Поделись ссылкой!

Акафист — это один из жанров церковной гимнографии — особое хвалебное песнопение в честь Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, ангелов или святых. Происходит от греческого словосочетания Ο Ακάθιστος Ύμνος, буквально означающего «гимн, при пении которого нельзя сидеть».

Структура акафиста

Каждый акафист состоят из 25 строф или песен: 12 икосов (пространных песен) и 13 кондаков (кратких хвалебных песен).

Кондаки акафиста значительно короче икосов и состоят из двух неравных частей: повествовательной, развивающей какую-либо тему и рефрена «Аллилуйя». Исключением является лишь первый вступительный кондак или кукулий, окончание которого совпадает с завершающим рефреном икоса.

В отличии от кондаков в составе икосов частей выделается три.

Первая часть икоса, как и в случае с кондаком, может быть названа повествовательной. Она метрически одинакова с кондаком и всегда начинается с определённого вводного слова, задающего тему для первой фразы икоса.

Вторая часть икоса состоит из нескольких пар хайретизмов, содержащих хваление. Чаще всего пар хайретизмов в икосе — шесть, но может быть и меньше: к примеру в икосах одного из двух акафистов Пресвятой Богородице в честь её иконы «Избавительница» пар всего две. Однако, достаточно распространены и акафисты с нечётным количеством хайретизмов, а также акафисты с различным количеством хайретизмов в разных икосах.

Завершающая третья часть икоса образует рефрен — хайретизм, общий для всех икосов одного акафиста и заключительной части кукулия. В случае если акафист адресован кому-либо из святых рефрен как правило включает его имя; в остальные хайретизмы имя святого не включается.

Все хайретизмы в пределах одного акафиста начинаются с одного и того же слова или сочетания слов (инициали): в большинстве случаев таковым является слово «радуйся», которое характерно для начала хайретизмов в акафистах к святым и ангелам. Инициали хайретизмов в акафистах к Господу Богу более разнообразны: «Иисусе, Сыне, Божий», «Иисусе, Свят еси», «Свят, свят, свят» и многие другие. Интересно, что в ряде Господских акафистов инициаль хайретизмы может не совпадать с начальной частью рефрена: к примеру хайретизмы акафиста Рождеству Христову начинаются со слов «Слава Тебе», а рефрен со слова «Иисусе». В акафисте же Пресвятой и Животворящей Троице с инициалью не совпадает и начало первого хайретизма каждого икоса, состоящее из слов «Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш» и противопоставленное сокращённому «Свят еси, Господи Боже наш».

История появления акафистов

Точная дата создания первого акафиста — не известна, но полагают, что произошло это не позднее 626 года. К этому времени для текста, известного в русском обиходе как Акафист Пресвятей Богородице («Взбра́нной Воево́де победи́тельная…») или Великий акафист, патриархом Сергием был заново сочинён зачин или кукулий: акафист принял свой окончательный вид.

Автор первого акафиста также не известен. Одни источники приписывают авторство акафиста святому Роману Сладкопевцу, другие — автору зачина патриарху Сергию Константинопольскому, третьи — диакону великой константинопольской Церкви Георгию Писидийскому.

Зато точно установлена история создания первого из акафистов: в честь победы на аварами, осаждавшими Константинополь в VII веке. Согласно преданию победить осаждавших помогла горожанам сама Матерь Божия: в благодарность за это заступничество был установлен праздник Похвалы Пресвятой Богородицы и создан победный гимн, обращённый к Богородице от лица «Ея града», то есть Константинополя, избавленного от «злых».

В 13 веке — на исходе византийской эпохи — по образцу Акафиста Пресвятей Богородице стали появляться и другие гимнографические произведения: именно к этому периоду относится составление второго по старшинству Акафиста Иисусу Сладчайшему.

К 50-м годам 14 века относится составление акафистов архистратигу Михаилу, Иоанну Предтече, святителю и Чудотворцу Николаю, Успению Божией Матери, Кресту Господню, апостолам Петру и Павлу, двенадцати апостолам, озаглавленных их автором Патриархом Исидиром I как «Икоси, подобны акафисту, творение Святейшаго Патриарха Новаго Рима, Константина града Кир Исидора». К 60-м и 70-м — составление акафистов Всем святым и Живоносному Гробу и Воскресению Господню Патриархом Константинополя Филофеем Коккиным.

Первые акафисты на славянском языке появились много позже: лишь в начале XVI века. Вероятно древнейшими из них являются Акафист Пресладкому имени Иисусову и Акафист «Радости» Иоанну Предтече, составленные и изданные Франциском Скориной около 1522 года в Вильне (первоначальное название Вильнюса).

На протяжении XVII и XVIII веков на Руси создаются акафисты преподобному Сергию Радонежскому, великомученице Варваре, святителю Николаю Чудотворцу, святому Даниилу Московскому, апостолу Иоанну Богослову и ряд других. В целом несмотря на широкое распространение практики чтения акафистов в храмах новые произведения этого жанра церковной гимнографии в то время создавались редко. Всплеск интереса к гимнографическому творчеству в России начался лишь с середины XIX века и продлился до 10-х годов века XX. В вышедшей в 1903 году книге Алексея Попова «Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения» упоминается о том, что к 1901 году цензорами духовного ведомства было одобрено к печати 157 новых акафистов, а ещё около 300 — отвергнуто.

Новый всплеск к созданию акафистов в России начался с 90-х годов XX века и продолжается до сих пор. В этот период ежегодно стало появляться до 40—50 новых произведений этого жанра, а общее число утверждённых акафистов приблизилось к двумстам.

Список акафистов на русском языке

В настоящее время на русский язык переведено более 500 акафистов, с большинством из которых можно ознакомиться на сайте. Все они сгруппированы по нескольким разделам, в зависимости от того, кому посвящены:

Акафисты Господские и к праздникам

Божественным Страстям Христовым

Воскресению Христову

Живоносному Гробу и Воскресению Господню

Животворящему Кресту Господню

Премудрости Слова Божия

Пресвятой и Животворящей Троице

Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу

смотреть все

Акафисты Богородичные

Великий Пресвятой Богородице

Покаянный Пресвятой Богородице

Ко Пресвятой Богородице Киево-Печерских старцев

Пресвятой Богородице во обстоянии

На Хвалу Пресвятыя Пречистыя и Преблагословенны Царицы Богородицы

Благовещению Пресвятой Богородицы

Введению во храм Пресвятой Богородицы

Покрову Пресвятой Богородицы

Положения честныя Ризы Пресвятой Богородицы

В Похвалу Пресвятыя и преблагославенныя Богородицы

Поясу Пресвятой Богородицы

Рождеству Пресвятой Богородицы

Успению Пресвятой Богородицы

смотреть все

Акафисты архангелам и ангелам

Архангелу Варахиилу

Архангелу Гавриилу

Архангелу Михаилу

Архангелу Рафаилу

Архангелу Уриилу

Собору Архангелов

Ангелу Хранителю

Святым Безплотным силам

Акафисты одному святому

Акафисты двум и более святым

Акафисты прочие

Покаяния

Ко святому Причащению

Благодарственный по святом Причащении

Использование акафистов

Согласно уставу акафисты, за исключением первого из них — Акафиста Пресвятей Богородице, не являются обязательным богослужебным чином, поэтому каких-либо строгих указаний на их использование нет. Их можно читать как в храме, так и дома (келейно) хоть каждый день. Единственным правилом, пожалуй, является лишь запрет чтения акафистов в период Великого Поста: исключение сделано лишь для двух из них — Великого акафиста, читаемого на утрене праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, и акафиста Страстем Христовым, читаемого во время пассий во 2—5 седмицах Великого Поста. Однако запрет этот относится лишь к церковным богослужениям; дома же акафисты можно читать и в Великий Пост: только лишь на Страстной неделе рекомендуется заменить их чтением Евангелия, а на неделе Пасхальной – особым Пасхальным каноном.

Несмотря на то, что почти все акафисты являются неуставными (не входят в богослужебный устав) практика их использования в общественном богослужении имеет давнюю историю. Сегодня акафисты часто исполняются на утрени вместо кафизм или на великой вечерне. Имеются сведения об исполнении акафистов после малой вечерни или полунощницы, на молебном пении в качестве замены канонов. Келейно же разрешено читать акафисты в любое время суток и по любому поводу. Но чаще всего читают их в двух случаях: для помощи в разрешении житейских проблем и в моменты особой радости и благодар

Благословления для чтения акафистов в большинстве случаев брать не нужно: по мнению священников главным во время чтения является искренность просящего. Однако, если верующий чтением акафиста возлагает на себя какой-либо обет благословление духовника или священника получить всё же придётся. Как замечает по этому поводу иерей Владимир Шлыков: «Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать».

Правила келейного чтения акафистов

Согласно древней традиции все акафисты принято читать стоя, независимо от того где происходит молитвословие: в доме или в храме. Исключения делаются лишь для больных и немощных прихожан.

В связи с тем, что в большинстве случаев читаются акафисты в соединении с утренними и вечерними молитвами, читать какие-либо дополнительные молитвы не требуется. Акафист в таком случае читается перед молитвой «Достойно есть».

В случае же если акафист читается отдельно от утреннего или вечернего молитвенного правила то сперва произносятся следующие молитвы:

Молитва предначинательная

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Молитва Святому Духу

Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.

Вместо этой молитвы от Пасхи до Вознесения читается трижды: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т даровав»; от Вознесения же до дня святой Пятидесятницы (Троицы) эта молитва не читается вовсе, сразу читается Трисвятое.

Трисвятое

Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.

Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.

Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.

Читается с крестным знамением и поясным поклоном.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва Святой Троице

Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.

Господи, помилуй.

Господи, помилуй.

Господи, помилуй.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

И воскресшаго в третий день по Писанием.

И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Затем читается сам акафист (при соединении с каноном акафист читается после 6 песни) и после заключительные молитвы:

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни пасхального канона: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего».

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. (Трижды)

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.

В старообрядческих церквях перед чтением акафиста, испрашивают благословления, произнося «седмипоклонное начало»:

Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон)

Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. (Поклон)

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон)

Без числа согреших, Господи, прости мя. (Поклон)

Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго. (Поклон)

Ангеле Хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя. (Поклон)

Святой апостоле (или мучениче, или преподобне отче, имя рек) моли Бога о мне. (Поклон)

И только потом читают положенные в этом случае начальные молитвы.

Сайт нуждается в вашей помощи!

С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон. Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!

akathistos

Предлагаемый список требует дальнейшего уточнения и не может претендовать на полноту. В скобках указаны либо дата официального утверждения акафиста, либо дата первой публикации в официальном издании Московской Патриархии (прежде всего — в ежегодном «Православном церковном календаре»). Если досточтимые участники имеют, что добавить к этому списку, это можно сделать в комментариях.
Список акафистов, утвержденных Священноначалием РПЦ после 1901 года
Одобрены до восстановления Патриаршества (в скобках — дата одобрения акафиста Святейшим Синодом или дата первой его публикации с синодальным грифом):
прп. Серафиму Саровскому (одобрен 23 марта 1904 г.)
семи отрокам Ефесским (1906)
Кресту Господню (1907)
свт. Иоанну Златоусту (одобрен в 1908 г.)
блж. Иоанну Устюжскому (одобрен в 1908 г.)
прп. Сампсону странноприимцу (1909)
сщмч. Харалампию (1909)
прп. Елеазару Анзерскому (одобрен в 1910 г.)
Трем святителям (1910)
блгв. кн. Анне Кашинской (одобрен 1 января 1911 г.)
свт. Иоасафу Белгородскому (одобрен в 1911 г.)
равноап. кн. Ольге (одобрен в 1911 г.)
прп. Сергию Нуромскому (одобрен 12 марта 1912 г.)
прп. Арсению Комельскому (одобрен 18 мая 1912 г.)
прмч. Галактиону Вологодскому (одобрен 25 мая 1912 г.)
прмч. Адриану Пошехонскому (одобрен в 1912 г.)
свт. Василию Великому (1912)
правв. Марфе и Марии (1912)
вмч. Никите (1912)
правв. Иоакиму и Анне (1912)
прпп. Афонским отцам (1913)
свт. Иакову Ростовскому (одобрен в 1913 г.)
прп. Парфению Лампсакийскому (1913)
прп. Дионисию Глушицкому (1914)
прп. Макарию Римлянину (1914)
свт. Питириму Тамбовскому (1914)
Пресвятой Богородице в честь Ее иконы Смоленской (1914)
Пресвятой Богородице в честь Ее иконы Ахтырской (1916)
свтт. Герасиму, Питириму и Ионе Великопермским (1916)
сщмч. Ермогену, патриарху Московскому (1916?)
прп. Иринарху Ростовскому (1916)
архангелу Гавриилу (первая официальная публикация — 1917 г.)
Одобрены Патриархом Тихоном или Патриаршим Синодом:
ап. Варфоломею (одобрен Святейшим Патриархом Тихоном в 1917 г.)
блгв. кн. Даниилу Московскому (1918)
мч. Вонифатию (в 1918 г. одобрен сщмч. Вениамином (Казанским; †1922) к епархиальному употреблению в Петроградской епархии, 27 декабря 1994 г. Священным Синодом — к общецерковному)
прп. Антонию Великому (одобрен Священным Синодом в августе 1919 г.)
Пресвятой Богородице в честь Ее иконы Калужской (одобрен Священным Синодом в октябре 1919 г., однако для употребления лишь «в церкви при богослужении пред иконою Божией Матери Калужской»)
архангелу Гавриилу (иной, одобрен Священным Синодом 25 июля 1921 г.)
во славу Светоносного Преображения Христа-Спасителя и во исповедание тайн спасения, в Преображении Господни являемых (одобрен Святейшим Патриархом Тихоном 26 декабря 1921 г.)
Одобрен Патриархом Сергием:
прп. Иоанну Дамаскину (одобрен 6 августа 1928 г.)
Одобрены Патриархом Алексием I или Священным Синодом:
сщмч. Власию, еп. Севастийскому (одобрен Святейшим Патриархом Алексием I 8 ноября 1930 г. для употребления в новгородской Власьевской церкви)
прп. Моисею Угрину (одобрен Священным Синодом в марте 1951 г.)
Пресвятой Богородице пред образом Ее «Нерушимая Стена» (одобрен Священным Синодом 3 апреля 1952 г.)
свт. Иоанну, митрополиту Тобольскому (одобрен Священным Синодом 3 апреля 1952 г.)
свтт. Кириллу и Лаврентию Туровским и прп. Мартину Туровскому (одобрен Священным Синодом в июле 1953 г. для употребления в пределах Белоруссии)
прп. Макарию Жабынскому и Белевскому чудотворцу (одобрен Священным Синодом в июле 1953 г. для употребления в пределах Тульской епархии)
Честному и Славному Рождеству Пресвятой Богородицы пред чудотворной иконой Ее «Пустынно-Глинская» (одобрен Священным Синодом в 1950-е гг. к употреблению в Глинской пустыни)
Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Взыскание погибших» (одобрен Святейшим Патриархом Алексием I 13 декабря 1962 г.)
Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Донская» (одобрен Святейшим Патриархом Алексием I в 1962 г., первая официальная публикация — 1981 г.)
Одобрены при Патриархе Пимене:
Воскресению Христову (опубликован в «Православном церковном календаре» на 1974 г.)
свт. Мелетию, архиепископу Харьковскому (одобрен Священным Синодом 21 февраля 1978 г.)
Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Владимирская» (опубликован в «Православном церковном календаре» на 1981 г.)
прп. Нилу Сорскому (опубликован в «Православном церковном календаре» на 1986 г.)
прп. Амвросию Оптинскому (одобрен Святейшим Патриархом Пименом 22 сентября 1988 г.)
Одобрены Патриархом Алексием II или Священным Синодом:
свт. Игнатию Кавказскому (одобрен Святейшим Патриархом Алексием II в 1990 г.)
прав. Иоанну Кронштадтскому (одобрен Священным Синодом между 1989 и 1991 гг., новая редакция гимна одобрена Священным Синодом 24 декабря 2008 г.)
свт. Макарию, митр. Московскому (одобрен Священным Синодом между 1989 и 1991 гг.)
вмч. Меркурию Кесарийскому (одобрен Священным Синодом между 1989 и 1991 гг.)
прп. Силуану Афонскому (одобрен Священным Синодом между 1989 и 1991 гг.)
Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Косинская» («Моденская») (одобрен Священным Синодом 20 октября 1992 г.)
блж. Ксении Петербургской (одобрен Священным Синодом 20 октября 1992 г.)
свт. Тихону, Патриарху Московскому и всея России (одобрен Священным Синодом 20 октября 1992 г.)
прп. Пимену Великому (1993)
Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Целительница» (одобрен Священным Синодом 27 декабря 1994 г.)
прпп. Кириллу и Марии Радонежским (одобрен Священным Синодом между 1992 и 1995 гг., однако о его одобрении не было сообщено в журналах Священного Синода, в связи с чем на заседании Священного Синода 17 июля 1997 г. акафист был утвержден повторно)
прав. Матроне Московской (одобрен Священным Синодом 20 апреля 2000 г.)
свт. Феофану Затворнику (одобрен Священным Синодом 20 апреля 2000 г.)
прав. Александру Чагринскому (одобрен Святейшим Патриархом Алексием II 20 февраля 2003 г. для употребления в пределах Самарской епархии)
свт. Филарету, митр. Московскому и Коломенскому (одобрен Священным Синодом 24 декабря 2004 г.)
сщмч. Серафиму (Чичагову), митр. Петроградскому (одобрен Священным Синодом 15 апреля 2008 г.)
Одобрены при Патриархе Кирилле:
свв. новомученикам и исповедникам Российским (одобрен Священным Синодом 10 октября 2009 г.)
свв. Царственным страстотерпцам (одобрен Священным Синодом 10 октября 2009 г.)

Журналы заседаний Священного Синода (1992 – 2010).
Акафисты русским святым: в 3 т. — СПб.: Титул, 1995 – 1996.
Андроник (Трубачёв), игум. Богослужебная Синодальная комиссия РПЦ // Православная энциклопедия. Т. 5. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. С. 535 – 536.
Кравецкий А. Г., Плетнева А. А. История церковнославянского языка в России (конец ХIХ – ХХ вв.). / Отв. ред. А. М. Молдован. — М.: Языки русской культуры, 2001.
Лебедев А. Русский православный акафист в Синодальный период нашей Церкви // Православный путь: Церковно-богословская ежегодная конференция. (Прил. к журн. «Православная Русь»). Джорданвилль, 1993. Прил. I. М., 1993.
Примечания:
Составлен монахиней Еленой (Анненковой; †1889) в 1887 г., предварительно отредактирован епископом Тамбовским и Шацким (впоследствии архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии) Иннокентием (Беляевым; †1913), личность второго редактора неизвестна, предположительно — сщмч. Серафим (Чичагов; †1937).
Составлен сщмч. Никодимом (Кононовым), еп. Белгородским (†1919) ок. 1895 г.
Составлен протоиереем Серафимом Архангеловым ок. 1908 г.
Составлен прот. Иоанном Слободским в 1911 г.; в литературе встречаются также сведения об авторстве митр. Саратовского и Балашовского Вениамина (Федченкова; †1961).
Составлен «одним боголюбцем из Вологды», редактор текста — епископ Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский; †1919).
Составлен в Арсение-Комельском монастыре, редактор текста — епископ Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский; †1919).
Автор неизвестен, редактор текста — епископ Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский; †1919).
Известна дореволюционная публикация акафиста свт. Питириму (составлен И. А. Аносовым, опубликован в: Богословский вестник 1916. Т. 2. №6. С. 211 – 218 2-й пагинации), однако статус этого текста на данный момент не прояснен. В практике Русской Православной Церкви употребляется иной акафист, опубликованный (вместе со службой святителю) в «Журнале Московской Патриархии» (№12, 1974, вкладка отдельной пагинации, акафист на стр. 8 – 13) и позднее републикованный в «Акафистнике» (М.: Изд-во Московской Патриархии, 1993. Т. I. С. 222 – 228). Вопрос об официальном одобрении того или иного акафиста в Синодальный период остается пока открытым.
В рукописях и различных печатных изданиях воспроизводятся по крайней мере два различных акафиста в честь Смоленской иконы Божией Матери; определить достоверно, был ли какой-либо из них официально одобрен Святейшим Синодом, и если да, то какой, на данный момент не представляется возможным.
Составлен прот. Илией Гумилевским (†1963), однако в литературе встречаются данные об авторстве сщмч. Неофита Любимова (†1918) или протопр. Николая Любимова (†1924). Возможно, о. Николай (бывший на момент канонизации св. Ермогена протопресвитером Успенского собора Московского Кремля) выполнил редактуру акафиста, составленного о. Илией (см. Богословский вестник 1916. Т. 2. №9. С. 3 – 26 2-й пагинации). Надежных данных об официальном одобрении данного акафиста до сих пор не обнаружено, однако он был напечатан в «Православном церковном календаре» на 1986 г. (М.: Изд-во Московской Патриархии, 1985).
Составлен святогорцем иеромонахом Феофаном в 1914 г.
Составлен митр. Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым; †1956) в 1917 г.
Составлен в 1918 г. архиеп. Волоколамским Феодором (Поздеевским; †1937) и сщмч. Германом (Ряшенцевым), еп. Вязниковским (†1937).
Составлен в 1917 г. священником Андреем Простосердовым, руководителем петроградского Свято-Вонифатьевского братства.
Составлен в Андреевском скиту на Св. Горе Афон, отредактирован Святейшим Патриархом Сергием.
Составлен митрополитом Горьковским и Макарьевским Феофаном (Туляковым; †1937).
Составлен мирянкой Анной Ивановной Кулаковой в 1921 г.
Составлен протоиереем Леонидом Красновым, клириком Рязанской епархии. Резолюция об одобрении текста к общецерковному употреблению подтверждалась Святейшими Патриархами св. Тихоном (резолюция от 22 января 1924 г.), Алексием I (резолюция от 10 декабря 1945 г.) и Алексием II (резолюция от 28 ноября 1999 г.). Во исполнение последней резолюции акафист был напечатан в Издательстве Московской Патриархии в 2000 г.
Составлен протоиереем Димитрием Димровским; до настоящего времени находится в рукописи.
Составлен в 1930 г., предположительно кем-то из прихожан Власьевской церкви г. Новгорода Великого. Акафист был просмотрен епископом Череповецким Макарием (Опоцким; †1941), давшим 3 сентября 1930 г. свой отзыв о возможности его употребления за богослужением, и отредактирован епископом Великолукским и Торопецким (позже Череповецким) Тихоном (Рождественским; †1937), 18 сентября 1930 г. также давшим свой отзыв о возможности употребления этого акафиста за богослужением. На основании их отзывов архиепископ Хутынский Алексий (Симанский; †1970), будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси, временно управлявший Новгородской епархией, одобрил акафист к употреблению во Власьевской церкви. Текст до настоящего времени находится в рукописи.
Составлен архимандритом Василием (Прониным; †1997), предположительно в 1946 г.
Составлен З. Стальской.
Составлен архиепископом Ульяновским и Мелекесским Иоанном (Братолюбовым; †1968). Авторская работа над текстом была завершена 25 августа 1929 г., редактуру в конце 1951 – начале 1952 гг. осуществил митр. Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов; †1956).
Составлен протоиереем Константином Раиной, клириком Могилевской епархии.
Составлен иеромонахом Гермогеном (Иноземцевым), клириком Тульской епархии.
Составлен протоиереем Николаем Голубцовым (†1963) летом 1962 г.
Составлен протоиереем Николаем Голубцовым (†1963), по всей видимости, в 1950-е гг.
Составлен Святейшим Патриархом Сергием (Страгородским; †1944).
Составлен митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом (Руснаком; †2011) в 1977 г.
Составлен Святейшим Патриархом Сергием (Страгородским; †1944) на основании текста акафиста, одобренного Святейшим Синодом в 1886 г.
Составлен предположительно возобновителем Нило-Сорской пустыни иеросхимонахом Нилом (Прихудаловым; †1870).
Составлен в Оптиной пустыни в 1988 г.; встречается атрибуция архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию (Смирнову), бывшему тогда наместником обители.
Автор акафиста неизвестен; встречается атрибуция схимонахине Игнатии (Пузик; †2004). В 1990 г. акафист был издан Синодальной библиотекой с благословением Святейшего Алексия II.
Составлен митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом (Руснаком; †2011) в 1980 г., перед первым одобрением радикально отредактирован. Редактор, предположительно, — архиепископ бывш. Брянский и Севский Мелхиседек (Лебедев). Вторая редактура текста была проведена Синодальной Богослужебной комиссией.
Составлен архимандритом Макарием (Веретенниковым).
Текст акафиста был подготовлен Синодальной Богослужебной комиссией.
Составлен митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом (Руснаком; †2011) до канонизации святого, по некоторым сведениям — в 1978 г.
Составлен, предположительно, архимандритом Владимиром (Кучерявым; †2010).
Составлен сщмч. Аркадием (Остальским), еп. Бежецким (†1937) ок. 1925 – 1926 гг. Акафист был (впервые?) опубликован в составе «Акафистника»: М.: Изд-во Московской Патриархии, 1993. Т. I. С. 212 – 220.
Составлен, предположительно, архимандритом Владимиром (Кучерявым; †2010).
Текст акафиста был подготовлен Синодальной Богослужебной комиссией.
Текст акафиста был подготовлен Синодальной Богослужебной комиссией.
В основе одобренного акафиста — гимн, составленный мирянином Александром Ивановичем Яковлевым, преподавателем ПСТГУ, однако в Синодальной Богослужебной комиссии он был подвергнут радикальной редактуре.
Текст акафиста был подготовлен Синодальной Богослужебной комиссией.
Текст акафиста был подготовлен Синодальной Богослужебной комиссией.
Текст акафиста был подготовлен Синодальной Богослужебной комиссией.Метки: авторство акафистов, акафистоведение, наши проекты, официальные документы

Акафистник

Слово «акафист» греческого происхождения; «акафистос химнос» значит буквально «неседальное пение». Так называются торжественные славословия в честь Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и святых, которым христиане обыкновенно внимают стоя. Акафист состоит из 12 долгих строф и одной краткой (13–ый кондак), за которой обычно следует заключительная молитва. Каждая долгая строфа делится на 2 части. Первая часть называется «кондак» (от греч. «контос», т. е. «палочка», на которую наматывался свиток пергамента). В этом песнопении раскрывается какой‑либо момент учения Церкви об одной из тайн Божиих, об осуществлении Божия домостроительства спасения рода человеческого, о тех, кто послужил осуществлению этого замысла любви Божией. Вторая часть строфы называется «икос» (от греч. «ойкос» — «дом», термин, возникший по–видимому вследствие буквального перевода сирского «beth», что значит «дом» и «строфа»). Икос заключает в себе более пространное развитие темы, содержащейся в кондаке, обычно в 12 воззваниях, начинающихся призыванием имени Господня, приветствием Ангела–Благовестника, обращенного ко Пресвятой Богородице: «Радуйся», и т. д. В этих молитвенных воззваниях представлены как все ветхозаветные прообразования, относящиеся к воспеваемому в акафисте лицу или событию, так и их новозаветное свершение, описываются величие и совершенства Божии, святость избранных Его и благодеяния, явленные и постоянно являемые верующим по благости Божией и по ходатайству Пресвятой Богородицы, Ангелов и святых.