Алексей бортсурманский святой

Святой праведный Алексий Бортсурманский

Память 20 апреля / 4 мая

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Святой праведный Алексий Бортсурманский

Святой Алексий (Гнеушев) родился 13 мая 1762 года в селе Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губерниив семье священника. По окончании Нижегородской семинарии (1784) он женился и был поставлен диаконом в село Бортсурманы. Спустя 13 лет его рукоположили в пресвитера к той же церкви, и он не покидал ее до самой кончины.

В начале служения он не отличался строгостью жизни и иногда даже забывал меру в употреблении вина. Однажды его попросили причастить умирающего из соседней деревни. Отец Алексий рассердился и выгнал прочь присланного к нему человека, говоря, что состояние больного не так уж безнадежно, и он может подождать до утра. Однако в ту же ночь, испытывая муки совести и будучи не в силах заснуть, он встал и отправился к больному. Но тот был уже мертв, а возле его постели отец Алексий увидел ангела, держащего в руках святую Чашу. Потрясенный видением, отец Алексий упал на колени перед покойным и провел всю ночь в молитве.

С той поры он каждый день служил Божественную литургию и соблюдал, насколько это было в его силах, монашеское молитвенное правило. В полночь он читал полунощницу, чин двенадцати псалмов и житие святого, чья память праздновалась в этот день, а также поучение из «Пролога». Наутро он читал утренние молитвы, часы, акафист преподобному Сергию, великомученице Варваре или святителю Митрофану. В полдень он прочитывал четыре кафизмы из Псалтири, а вечером – канон и акафист Спасителю, канон Ангелу-Хранителю, молитвы на сон грядущий. Ежедневно он также совершал полторы тысячи поклонов с Иисусовой молитвой.

Во время, свободное от служб и келейных молитв, он принимал у себя прихожан. Тех, кто хотел взяться за духовный подвиг, он благословлял или, напротив, отговаривал, согласно откровению Божию. Иногда он давал посетителям духовные наставления, но делал это всегда с такой великой кротостью, что она покоряла сердца слушающих. Святой Алексий был суров только по отношению к колдунам и разного рода ясновидящим, а также людям, которые обращались к ним за помощью. Он раздавал бедным все, что оставалось у него после щедрых дарений, из которых он, однако, всегда выделял часть на украшение церкви. Не раз, когда крестьяне страдали от разных несчастий, например от пожаров или эпидемий, они находили у себя деньги. Никто не знал, откуда они появлялись, пока один крестьянин, дом которого сгорел, не застал отца Алексия, когда тот хотел подбросить ему деньги.

Ненавидя праздность – матерь всех пороков, святой, как только появлялось хоть немного времени, шел работать в поле или трудился по дому. Обретя великое дерзновение пред Господом, он исцелял больных своими святыми молитвами, утешал страждущих словом Божиим, часто являя дар прозорливости.

Также он сподобился многих видений и откровений. Однажды, когда отец Алексий был прикован к постели из-за тяжелой болезни, он внезапно услышал небесное пение и увидел Пресвятую Богородицу в сопровождении великомученицы Варвары. Она приблизилась к нему и чудесным образом исцелила. В другой раз ему явился ночью Господь Иисус Христос, облаченный в царские одежды, и благословил. Со Христом были также Его Пречистая Матерь и три девы в белых одеждах – добродетели Вера, Надежда, Любовь. Он услышал голос, который сказал: «Сей есть Сын Мой единородный, Сын Божий».

Во времена наполеоновского нашествия (1812) праведный Алексий молился за литургией, чтобы Господь даровал России победу, и внезапно увидел ангела, который возвестил, что силы небесные уже двинулись на помощь и враг будет сокрушен. Однажды перед преложением Святых Даров на литургии, когда отец Алексий читал тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый…», он услышал голос над Телом и Кровью Христовыми: «Сей есть Сын Мой возлюбленный!»

За девять лет до кончины святой Алексий вышел за штат и отстранился от всех приходских и семейных дел, но литургию, как и прежде, служил почти каждый день и богослужений не сокращал, во всем следуя уставу. В последние годы он жил в маленькой келье, единственное окно которой выходило на церковь. Чуждый житейских забот, он всецело посвятил себя молитве. Он выглядел тогда уже стариком, маленького роста, худым и согбенным. Но лицо его, очень напоминавшее лицо преподобного Серафима Саровского, излучало духовную радость, переполнявшую его и потому освещавшую все вокруг. Его взгляд был столь проникновенным, что, казалось, он читает в душах приходящих к нему людей.

В течение последних 30 лет своей жизни святой Алексий не мылся и, приближаясь к концу жизни, носил власяницу, в которой и был похоронен согласно своему желанию. В его келье не было другой обстановки, кроме маленькой печки, грубой постели, стола с несколькими стульями да аналоя перед иконой с теплящейся лампадой. По апостольской заповеди отец Алексий молился непрестанно (см.: 1 Фес. 5: 17). В какое бы время люди ни приходили к нему в келью, они заставали его молящимся. Он принимал пищу не чаще одного раза в день, строго соблюдал все посты, не ел ни рыбы, ни растительного масла даже тогда, когда это было разрешено. Никто не знал, чем святой питался на первой и последней неделе Великого поста, ибо по его просьбе ему вообще не приносили еды в эти дни.

Столь велика была вера и любовь праведного Алексия к Богу, столь горячими были его молитвы, что враг рода человеческого решил подвергнуть его многим испытаниям. Так, когда святой ночью молился и клал поклоны, враг поднимал его в воздух и бросал оземь, а когда он пытался заснуть хоть на минутку, бесы не давали ему покоя. Тогда отец Алексий пробуждался, творил многочисленные поклоны или читал Псалтирь. Однажды диавольские искушения стали столь жестокими, что отец Алексий принялся горячо молиться перед иконой Спасителя, – тогда он увидел, как по иконе текут слезы, и услышал голос, обещавший ему венец праведников.

Получив такое ободрение в брани, которую он вел против сил тьмы, святой Алексий мог и сам утешать скорбящих, призывая их к терпению. Одной игумении, которая была его духовной дочерью, он писал: «Будь терпелива и возложи надежду на помощь Божию, благодаря которой ты можешь отразить все нападения врага человеческих душ. Если бы не было испытаний, не было бы и венцов!»

В годы служения он всегда охотно приходил к тем, кто просил его прийти помолиться за него, но избегал праздных визитов и разговоров. В последние годы жизни, посвященные исключительно посту и молитве, он покидал свою келью только чтобы пойти в церковь.

Местные помещики и даже землевладельцы из соседних губерний почитали его за святую жизнь. Они приходили к праведнику, писали ему письма, просили благословения. Все почитали его за великого святого и молитвенника, обладающего даром исцеления. Так, он исцелил девочку из города Курмыша, которая от рождения не могла ходить, и воскресил мальчика из своего прихода горячей молитвой. Отовсюду к святому приводили душевнобольных и одержимых – и все они исцелялись его молитвами.

1 января 1848 года отец Алексий почувствовал, что силы оставляют его. Сам он уже не мог совершать церковных служб, но попросил близких отвести его в церковь. Несмотря на слабость, он считал большим грехом не принимать приходивших к нему людей и собирал последние силы, чтобы наделить их благоуханием наставлений. Дойдя до полного истощения, он завершил свой жизненный путь, полный скорбей, в Великий четверг 1848 года, сидя у окна, к которому подошел, чтобы благословить множество людей, пришедших проститься с ним. Одни преклонили колена, другие тихо плакали. Отец Алексий благословлял их до тех пор, пока его рука не опустилась в последний раз, чтобы уже более не подняться. Он был погребен в саду при Успенской церкви села Бортсурманы, напротив алтаря. Не проходило ни одного воскресенья, ни одного праздника, когда бы на его могиле не служилась панихида, и почти все прихожане взяли по горсточке земли с его могилы.

Преподобный Серафим Саровский питал глубокое почтение к подвижническим трудам святого Божия. Хотя они никогда не встречались, святой Серафим знал о нем благодаря дару прозорливости и говорил так: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возжженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте». Когда христиане из тех мест, где жил святой Алексий, приходили к преподобному Серафиму, он отсылал их обратно, смиренно убеждая, что у них есть ревностный заступник пред Господом – отец Алексий, священник из села Бортсурманы.

И действительно, на его могиле, ревностно почитаемой до наших дней, в изобилии совершались чудеса. В советское время власти не раз пытались разорить могилу праведника, но почитание его народом и очевидность совершавшихся там чудес не позволили им совершить задуманное.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича

М. Ю. Лермонтов написал «Песня о купце Калашникове…» в 1837 году, а уже в 1837 году еще при жизни писателя она была издана. Написано произведение в уникальном стиле фольклорного эпоса. Главными героями являются купец и опричник, чья характеристика и представлена ниже. Какова же сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича?

Характеристика Калашникова

Молодой купец Степан Парамонович Калашников – главный герой поэмы М. Ю. Лермонтова. Автор описывает его могучим богатырем с широкими плечами и горящими очами. Калашников – честный человек, имеющий торговую лавочку с шелками и тканями. У героя есть замечательная семья: двое ребятишек и красавица-жена Алена Дмитриевна. Степан ведет праведную жизнь: верует в Бога, имеет честный заработок, уважает жену. Узнав о поруганной чести Алены Дмитриевны, он не испугался и в честном кулачном бою убил обидчика своей суженой Кирибеевича. Таким образом он выполнил просьбу своей поруганной жены о защите от людской молвы. Находясь перед рассерженным царем Иваном Грозным, главный герой не юлит и честно признается, что убил опричника по собственной воле. Хотя, если бы он соврал и сказал, что нечаянно убил Кирибеевича, то царь его, возможно, помиловал. Однако герой привык жить по совести и готов пойти на казнь. Единственная просьба к царю касается его жены и детей. Он просит царя не наказывать их, и царь, пораженный такой силой духа, разрешает братьям Калашникова беспошлинную торговлю, а жене назначает выплаты за казненного мужа.

Характеристика Кирибеевича

Кирибеевич – молодой опричник, любимец царя Ивана Грозного. Он происходит из рода Малюты Скуратова, известного своею жестокостью. Кирибеевич – смелый и бесстрашный воин, утверждающий, что нет ни одного человека, способного победить его в кулачном бою. Кирибеевич имеет буйный характер. Влюбившись в замужнюю женщину Алену Дмитриевну, он, несмотря на ее законный брак с купцом Калашниковым, пристает к ней и позорит ее прямо на улице на глазах у соседей. Назвать героя честным и порядочным человеком нельзя, так как он запятнал честь венчанной женщины, а также не признался царю, который одобрил его сватовство к Алене Дмитриевне, что она замужем. За свои поступки Кирибеевич поплатился собственной жизнью: в кулачном бою он погибает от руки купца Степана Калашникова.

Сравнение Калашникова и Кирибеевича

Калашников и Кирибеевич – центральные герои произведения. Степан Калашников – исключительно положительный герой, в то время, как Кирибеевича сам автор считает отрицательным героем. Не случайно Лермонтов не называет Кирибеевича по имени, а лишь иногда использует выражение «басурманский сын».

Степан Парамонович является примерным семьянином, любит жену и заботится о детях. Кирибеевич не женат, но мечтает об Алене Дмитриевне, жене Калашникова. Он позорит женщину перед людьми, совершенно не задумываясь о последствиях.

Калашников был цельным человеком. Он видел свое назначение в честном труде и заботе о своих близких. Кирибеевич же был человеком одиноким, не знал куда податься, не мог найти смысл в своей жизни.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича». Здесь дается характеристика образа каждого героя, рассматриваются их поступки и поведение в обществе. Тест по произведению

Значение слова басурманский

Примеры употребления слова басурманский в литературе.

Потому что недавно, в прошлые филипповки, один московский придворный царский Никита Харлампиев, едучи в Крым выкупать из неволи басурманской своих кровных, был тут на Сечи Запорожской и выкупил у нас за девятьсот золотых трех Татаринов, так сей дворянин слышал от многих своих близких к царскому величеству приближенных князей и бояр, что его царское пресветлое величество зело благоволит и от всей души желает нас Войско Запорожское со всем народом украинским в своем монаршем союзе и протекции иметь, только не хочет нас об этом известить, чтобы не дать от себя панам шляхте удобной причины разорвать с ним нынешний мир.

Первым-наперво пришел я в ваш басурманский лагерь, чтобы голову свою поправить, винцом вашим опохмелиться.

Такой хлоп, да еще знающий не только латынь, но и басурманский язык, далеко пойдет.

Царь сам сел в седло, три года — с 1549 по 1552 — глядел на басурманский город через великую Волгу, положил немало войска, но настоящей победы не добился.

И казачки местные этот Азов тебе берут, но мусор басурманский из поганой твердыни выгребать гордятся.

При трепетном пламени свечей Федор Иванович молится о священном чине, о всякой душе скорбящей, об избавлении от гладу, хладу и мору, огня, меча, нашествия басурманского и междоусобиц.

А сам с опаской поглядывал по сторонам, остерегаясь басурманского удара.

Семен Одинец взмахнул на басурманского коня и погнался за отхлынувшими монголами.

Слыхала я, что вельможная пани собирается выкупить из басурманского плена своего сына и племянника.

Он должен пойти на любые жертвы, даже на унижение, лишь бы вырваться из этого басурманского мешка, покуда тот не завязан страшным узлом.

И пан Сагайдачный уговорил Богдана остаться в казацком войске толмачом басурманского языка.

Этих бродячих хлопов, мерзавцев, не только нужно сажать на кол, а по басурманскому обычаю вешать на крюк за ребро.

Приняв наполненный до краев сосуд, Митрий Флегонтыч изрек: — Прими, душа грешная, последний посошок, да не обессудь, что басурманским вином тебя опоганил.

Москве обернется мором, гладом, лезвием басурманским, а с Москвой — и тебе, лебедица.

Под мечом и под пламенем Русь вновь наплачется, под басурманским гнетом навеки сникнет!

Источник: библиотека Максима Мошкова

Уминский, Алексей Анатольевич

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Уминский.

Протоиерей Алексий Уминский


Протоиерей Алексей Уминский во время проповеди в храме святителя Николая в Котельниках, 2014 год

Имя при рождении

Алексей Анатольевич Уминский

Дата рождения

3 июля 1960 (59 лет)

Место рождения

Москва, РСФСР, СССР

Страна

СССР
Россия

Место службы

Храм Троицы Живоначальной в Хохлах

Сан

протоиерей

Духовное образование

2004 — Московская духовная семинария

Светское образование

1982 — факультет романо-германских языков МОПИ имени Крупской

Церковь

Русская Православная Церковь

Награды


Цитаты в Викицитатнике

Алексе́й Анато́льевич Уми́нский (род. 3 июля 1960, Москва) — священнослужитель Русской православной церкви (протоиерей), настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, публицист, телеведущий, автор многочисленных публикаций на тему христианской педагогики.

Биография

Родители прот. Алексея были неверующими, отец по профессии был инженером, мать — учительницей. В юности принадлежал к субкультуре хиппи, о чём, по его собственным словам, хочется просить прощения у родителей. Вырос в Перове. Крестился в 1980 году. Духовный отец — протоиерей Сергий Романов, который, в свою очередь, является учеником и последователем Всеволода Шпиллера.

В 1982 году окончил факультет романо-германских языков МОПИ имени Н. К. Крупской. В течение восьми лет работал учителем французского языка в общеобразовательной школе. В это время через общих знакомых познакомился с будущей супругой.

В конце 1980-х архимандрит Иоанн (Крестьянкин) благословил его на путь священства. 27 мая 1990 года рукоположён в диакона, 9 сентября 1990 года рукоположён в пресвитера. Служение проходил в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клина Московской области. Родители прот. Алексия стали воцерковляться, когда он уже готовился стать священником, а затем он сам повенчал своих родителей.

С 1990 года настоятель Успенского собора Каширы, благочинный храмов Каширского округа Московской епархии.

С 1993 года настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах. В 1990-е — 2000-е годы был членом редсовета журнала «Альфа и Омега».

В 2002 году возведён в сан протоиерея.

В 2004 году окончил Московскую духовную семинарию.

Несколько лет работал директором Свято-Владимирской гимназии, затем — духовник этой гимназии и преподаватель Закона Божия.

Вёл на канале «Культура» программу «Дела житейские», а потом сериал, посвящённый житиям святых «Тесные врата». С октября 2003 года — ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия».

В 2010 году удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени.

В 2014 году по просьбе архимандрита Дионисия (Шишигина), благочинного Богоявленского округа, составил «Молебен о нищих, бездомных, безродных».

Большинство книг составил, наговаривая их на диктофон.

Примечания

  1. 1 2 3 4 ВОСПИТАНИЕ В ВЕРЕ. ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСЕЙ УМИНСКИЙ: ДЕТИ НАСТРОЕНЫ НА ЛЮБОВЬ Архивная копия от 8 июля 2017 на Wayback Machine // nikeabooks.ru
  2. Персонально ваш, 10 МАРТА 2017, 15:05
  3. Правила жизни: Алексей Уминский
  4. Храм Святой Троицы в Хохлах / История одного прихода.
  5. Романов Сергий Константинович. Протоиерей // Вестник Замоскворечья. — 31.10.2010.
  6. http://www.bogoyavlenskoe.ru/about/duhovenstvo/uminskii/
  7. Прот. Алексий Уминский составил молебен о нищих, бездомных, безродных.

Статьи

  • Проблемы православной гимназии // Вестник пастырского семинара. М., 1996. — № 2. — C. 31-37.
  • Заметки о высшем искусстве. Православное воспитание детей в семье // Альфа и Омега. М., 1997. — № 1(12). — C. 310—316.
  • «Над пропастью во ржи». Место культуры в правосл. воспитании и образовании // Альфа и Омега. М., 1997. — № 3(14). — C. 346—350.
  • Воспитание в школе через почитание новомучеников российских // Альфа и Омега. М., 1998. № 4(18). стр. 321—326.
  • Православное воспитание и современный мир // Альфа и Омега. М., 2000. — № 2(24). — C. 281—288.
  • Амфилохий (Радович), митрополит Черногорско-Приморский. Литургия и подвижничество. Гл. из кн.: Основы православного воспитания. Пермь, 2000. / пер.: Луганская С., предисл.: Уминский А. А., свящ. // Альфа и Омега. М., 2000. — № 3(25). — C. 317—333
  • Фрагменты из приходских бесед. О молитве // Альфа и Омега. 2002 — № 1 (31). — С. 247—266
  • Фрагменты из приходских бесед. Поучение аввы Дорофея «О страхе Божием». // Альфа и Омега. 2002. — № 2 (32) — С. 274—286
  • Фрагменты из приходских бесед. О страхе Божием. О смиреномудрии // Альфа и Омега. 2002. — № 3 (33) — С. 278—296
  • Фрагменты из приходских бесед. Память смертная. О совести // Альфа и Омега — 2002. — № 4. — С. 251—276
  • Фрагменты из приходских бесед. О лжи. // Альфа и Омега. М., 2003 — № 1(35). — C. 236—251
  • Фрагменты из приходских бесед. Об осуждении // Альфа и Омега. 2003. — № 2 (36) — С. 300—314
  • Фрагменты из приходских бесед. О самоукорении // Альфа и Омега. 2003. — № 3 (37) — С. 282—298
  • Фрагменты из приходских бесед. О борьбе со страстями // Альфа и Омега. 2003. № 4 (38) — С. 254—276
  • Фрагменты из приходских бесед. Беседы о Литургии // Альфа и Омега. 2004. — № 3 (41). — C. 260—276
  • Фрагменты из приходских бесед. Беседы о Литургии // Альфа и Омега. 2005. — № 1 (42). — С. 276—291
  • Паства и пастыри // Альфа и Омега. 2005. — № 2 (43). — С. 226—232
  • Фрагменты из приходских бесед. Беседы о Литургии // Альфа и Омега. 2005. — № 2 (43). — С. 255—268
  • Фрагменты из приходских бесед. Беседы о Литургии // Альфа и Омега. 2005. — № 3 (44). — С. 249—264
  • Проповеди // Альфа и Омега. М., 2008. — № 1 (51). — C. 14
  • Болезни приходской жизни // Альфа и Омега. М., 2008. — № 2. — C. 238—243
  • Церковь и пустота // Альфа и Омега. М., 2009. — № 2 (55). — C. 269—275

Книги

  • Тайна примирения. Беседы с прихожанами об исповеди. М.: Даниловский благовестник, 2007. 254 с.
  • Практический справочник по православию / . — М.: Русское энцикл. товарищество : ОЛМА медиа групп, 2008. — 1022 с. : ил., табл.; 18 см; ISBN 5-901227-80-8
  • Ребёнок в Церкви: заметки о высшем искусстве. — М.: Данилов мужской монастырь : Даниловский благовестник, 2012. — 126, с. : ил.; 20 см; ISBN 978-5-89101-466-4
  • Евангелие от Марка с беседами протоиерея Алексея Уминского: для бесплатного распространения. — М.: Никея, 2012. — 255 с.; 22 см. — (Серия «Встречи в Богом»).; ISBN 978-5-91761-132-7
  • Человек и Церковь: путь свободы и любви / Протоиер. Алексей Уминский, Этери Чаландзия. — М.: АНФ, 2013. — 277 с.; 21 см; ISBN 978-5-91671-263-6
  • Божественная литургия: к чему готовит нас таинство крещения? : . — М.: Никея, 2013. — 159 с.; 21 см; ISBN 978-5-91761-134-1
  • О чём говорит Христос: разговор о Евангелии со священником Алексеем Уминским. — М.: Никея, 2012. — 255 с.; 22 см. — (Встречи с Богом).; ISBN 978-5-91761-133-4
  • Что я хочу от Бога. — Москва : Никея, 2013. — 103 с.; 21 см; ISBN 978-5-91761-160-0
  • Тайна примирения: книга об исповеди и покаянии. — М. : Никея, 2013. — 319 с.; 21 см. — (Встречи с Богом).; ISBN 978-5-91761-175-4
  • Основы духовной жизни. — Москва : Никея, 2014. — 191 с.; 21 см; ISBN 978-5-91761-309-3
  • Что я хочу от церкви: о христианстве и духовном потреблении. — М.: Никея, 2014. — 154 с.; 21 см. — (Встречи с Богом).; ISBN 978-5-91761-264-5
  • Свеча — огонь любви. Как правильно поставить свечу? / сост.: протоиер. Алексей Уминский, Елена Зубова. — М.: Символик, 2015. — 23 с.; 20 см. — (Свет Истинный).; ISBN 978-5-906549-30-3 : 7000 экз.
  • Мы с тобой одной крови: лекции, беседы, проповеди:. — М.: Pravmir.ru : Даръ, cop. 2015. — 479 с.; 21 см; ISBN 978-5-485-00530-6 : 3000 экз.
  • О чём говорит Христос: беседы на Евангелие от Марка. — М.: Никея, 2016. — 190 с.; 22 см. — (Встречи с Богом).; ISBN 978-5-91761-480-9 : 5000 экз.
  • Великий Пост. Объяснение смысла, значения, содержания. — М.: Никея, 2016. — 189 с.; 21 см; ISBN 978-5-91761-512-7 : 3000 экз.
  • Ребёнок в семье и церкви. Как не навредить детской вере. — М.: Никея, 2016. — 150 с.; 19 см; ISBN 978-5-91761-585-5 : 5000 экз.
  • Подросток в семье и Церкви: преодоление зон недоверия. — М.: Никея, 2017. — 127 с. : портр.; 19 см; ISBN 978-5-91761-725-1 : 7000 экз.
  • Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста: издание для народного пения : с объяснениями протоиерея Алексея Уминского. — М.: Никея, 2017. — 73, с.; 24 см; ISBN 978-5-91761-680-3 : 6000 экз.

Ссылки

  • Произведения на Azbyka.Ru
  • Протоиерей Алексий Уминский
  • Алексий Уминский на сайте «Русское православие»
  • Уминский, протоиерей Алексий, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах
  • Протоиерей Алексей Уминский в передаче «Диалог под часами»
  • Как не есть людей (23.03.2017)

О лжеучениях протоиерея Алексия Уминского

Как известно, многие российские либералы ненавидят и Христову Церковь, и священников Истинного Бога. Но есть один священник, которого либералы очень любят и охотно зовут на «Эхо Москвы» и в «Новую газету». Это модернист протоиерей Алексий Уминский, который постоянно транслирует в мир все новые и новые лжеучения. А недавно этот человек и вовсе совершил духовное преступление — люди, поверившие ему, обречены не только на вечные загробные страдания, но и на жизнь, омрачаемую душевными муками.

Восстание протоиерея против церковных таинств

Уже давно отец Алексий начал выступать за то, чтобы в Русской Православной Церкви взяли пример с Элладской Православной Церкви и разрешили причащаться без предварительной исповеди. Как будто обязательность исповеди перед причастием — это не благо, а наказание для нас. Иеромонах Василий (Росляков), убитый в Оптиной пустыни в 1993 году, по молитвам которого сейчас совершаются чудеса, не считал участие в таинстве покаяния тяжкой и бессмысленной повинностью, и исповедовался каждый день даже тогда, когда уже был в сане священника.

А теперь протоиерей Алексий Уминский уже настолько осмелел, что заявил на встрече с молодежью, о которой во всех подробностях рассказали в статье модернистского портала «Православие и мир», что таинство покаяния (исповедь) — это вообще сомнительное таинство. Из соответствующей статьи «Правмира» выяснилось, что отец Алексий не сомневается только в трех таинствах — таинстве крещения, таинстве священства (которое он при этом смешивает с таинством миропомазания) и таинстве причастия. Это просто нонсенс, что священник, не запрещенный в служении, идет против православного Катехизиса, которым признается наличие семи таинств.

Сначала этот известный модернист подробно рассказал молодежи, почему таинство покаяния и таинство брака сомнительны. Например, отец Алексий заявил: «А таинство покаяния только у христиан существует? А царь пророк Давид в Ветхом Завете 50-й псалом оставил, который является образом покаяния». При этом почему-то он не сообщил, что пророк Давид даже несмотря на этот псалом после смерти ушел в ад, где его Христос и встретил после Своей крестной смерти, а затем уже отправил в рай, тогда как люди, чьи грехи снимаются с души во время исповеди, после своей кончины отправляются в Царство Небесное.

А затем отец Алексий сказал: «И поэтому я бы хотел сосредоточиться на трех таинствах, которые, без сомнения, являются таковыми, потому что они по-настоящему меняют человеческую жизнь и приобщают человека к Богу. Таинство крещения — это таинство, которое делает человека христианином. Таинство рукоположения, хиротонии, которое является таинством миропомазания первым. Потому что миропомазание как образ хиротонии появилось достаточно поздно, а изначально Дары Святого Духа подавались апостолами через рукоположение. Миропомазание по смыслу ничем не отличается от рукоположения. И таинство Евхаристии».

Тут, конечно, не содержится прямых фраз о том, что я, дескать, презираю четыре таинства из семи, а два таинства смешиваю в одно. Но в этом нет ничего удивительного. Еретики всех веков отличались лживостью и изворотливостью. Архимандрит Рафаил (Карелин) так говорит о повадках современных нам еретиков-модернистов: «Модернисты, высказывая свои мысли, стараются не раскрывать их до конца, чтобы не выдавать свою антиправославную сущность. Поэтому у модернистов чувствуется отрывочность и незаконченность концептуальных взглядов».

При этом следует вспомнить, что протестанты отвергают все таинства кроме таинства крещения. Так что протоиерей Алексий Уминский идет в этом вопросе по стопам еретиков-протестантов.

Что ждет после смерти поверивших отцу Алексию людей

Как бы человек ни каялся, но если он не расскажет о каком-либо грехе на исповеди, и если священник не отпустит ему его, то после смерти душа человека встретит этот грех. И если грех большой, он воспрепятствует душе войти в Царство Небесное и низведет ее в ад.

Из сказания о мытарствах блаженной Феодоры православные христиане знают, что во время прохождения посмертных мытарств Феодора услышала от ангелов: «Нет иного пути для душ, восходящих на небо, все идут этой дорогой, но не все бывают так истязаемы, как ты и подобные тебе грешники, которые творят неполное исповедание своих грехов, из ложного стыда утаивая перед духовником срамные дела свои. Кто же чистосердечно рассказывает на исповеди все свои злые дела и жалеет о содеянном, того грехи невидимо заграждаются Божиим милосердием. И когда всякая покаявшаяся душа приходит сюда, воздушные истязатели, раскрыв свои книги, не находят в них ничего записанного, и такая душа, радуясь, восходит к престолу Божию».

Прижизненные страдания презрителей исповеди

Когда во время таинства покаяния человек освобождается от перечисленных им грехов, с души снимается их тяжесть. И если было исповедано много серьезных грехов, христианин даже может почувствовать после разрешительной молитвы душевную легкость. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) как-то раз сказал: «Тяжесть кома греховного, который мы успеваем накатать в душе, будет давить до тех пор, пока над головой искренне покаявшегося грешника во время таинства исповеди (покаяния) не будет прочитана священником, имеющим по благодати священства власть разрешать грехи, разрешительная молитва».

Кроме того, благодаря таинству покаяния люди избавляются от страстей. Если человек будет все время исповедовать один и тот же грех (пусть даже незначительный и мысленный — например, осуждение), к которому его приводит какая-либо страсть, сила этой страсти будет ослабляться с каждой исповедью. Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет про это свойство таинства покаяния: «Грех, перешедший в природу, подобен дереву, где одному человеку вряд ли по силам справиться с ним. Здесь нужны молитвы Церкви, духовное руководство, подчинение всей жизни строгим правилам и частая исповедь».

А если христианин, наслушавшись протоиерея Алексия Уминского, будет увиливать от частой исповеди, он может проиграть в войне с наиболее сильными страстями. И они будут толкать его на дикие поступки (например, человек от неуправляемой злости будет устраивать побоища в своей семье и на производстве, в результате которых будет и сам страдать от ответной агрессии окружающих). Кроме того, страсти помрачают ум, и человек все видит в неправильном свете — подозрительному везде мерещатся враги, ревнивому — несуществующие любовники жены, честолюбивому — несуществующие заговоры несуществующих претендентов на его место, а завистливый видит даже в глубоко несчастных людях счастливчиков. Все это не только портит настроение омраченному той или иной страстью, но и отражается на его поведении, навлекая на его голову массу неприятностей.

Кроме того, неисповеданные грехи, даже несмертные, привлекают к людям бесов. Когда к преподобному Нектарию Оптинскому приехала его духовная дочь, он ей сказал: «Тебе надо исповедаться, над тобой туча бесов!»

А вот как преподобномученик Кронид (Любимов) избавился от нечистых духов, внушавших ему хульные помыслы. Эти помыслы наводили на него страшную тоску. Через какое-то время преподобномученик Кронид, по его словам, «поведал свои душевные помыслы» духовнику. Тот подвел его к кресту и Евангелию и прочитал разрешительную молитву, которую читают во время таинства исповеди. И вот как преподобномученик Кронид описывает то, что произошло после таинства покаяния: «После этого на душе у меня стало так легко, что я от духовника не шел, а летел на крыльях радости. Все страшные помыслы исчезли».

А уж вместе со смертными грехами бесы могут и войти в человека, и тогда он станет бесноватым. Выгнать же нечистых духов из человека можно будет только после того, как он покается в своих смертных грехах на исповеди.

Соответственно, поверившие отцу Алексию люди обрекаются на уже пожизненное сосуществование с бесами-наставниками, действующими на душу при помощи мысленных внушений, а также на душевные муки и жалкую жизнь рабов страстей.

Другие лжеучения протоиерея Алексия Уминского

Перечислить все лжеучения известного модерниста невозможно — мне вообще кажется, что это открытый список, который отец Алексий постоянно пополняет. Назову лишь некоторые из них.

Той же несчастной молодежи, которой этот протоиерей впаривал басни о том, что есть сомнительные таинства, он объявил, что все православные христиане — это священники: «И поэтому, дорогие миряне, это надо очень хорошо понять: мы все рукоположены в священный сан. Через миропомазание. А все дальнейшие рукоположения — это следующие ступени священства. Первая ступень священства — быть христианином».

Это просто неприкрытое протестантство. Как известно, Мартин Лютер сделал такое «открытие» — что каждый христианин является священником. Тут отец Алексий фактически отрицает священство, потому что если все мы священники, то зачем нам еще нужны священники в рясах? То же самое делают протестанты — они отвергают священство. У них всеобщее священство. Пасторы протестантов это не священники.

В Катехизисе говорится, что миропомазание — это таинство, во время которого верующим подаются Дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной. А в таинстве священства человек получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и таинств. Существует три степени священства: епископ, пресвитер и диакон. Из этого видно, что протоиерей Алексий Уминский вступает в противоречие с Катехизисом.

Также во время выступления перед молодежью протоиерей Алексий Уминский попрал догмат о святости Церкви, заявив: «Церковь — Богочеловеческий организм, который подвержен в том числе и болезням, и трансформации». По Катехизису, Церковь свята, кающиеся грешники не препятствуют ей быть святой, а нераскаянные грешники, через которых может быть внесена болезнь, отсекаются от Церкви или видимым образом — действием церковной власти, или невидимым образом — Самим Богом. Таким образом Церковь никогда не теряет своей святости и в ней никогда не появляются болезни. И трансформации Церковь не подвержена — в ней лишь иногда меняются некоторые частности. Например, если лет сто назад в Русской Поместной Православной Церкви причащались один или четыре раза в год (в те времена люди, в отличие от наших современников, не были облеплены со всех сторон грехами и страстями), то теперь причащаются раз в месяц и чаще, но это нельзя назвать трансформацией.

Также отец Алексий призывает переводить богослужение с церковнославянского на русский язык, хотя это значительно обеднит великие тексты великих отцов и выхолостит из них половину глубоких мыслей.

Кроме того, он как-то раз говорил, что можно отпевать подростков, доведенных до самоубийства через соцсети. Это прямое нарушение канонов Церкви, которые запрещают отпевать самоубийц — исключение делается только для психически больных людей со справками, которые не соображали, что делали — грубо говоря, выходили в окно, думая, что это дверь. К тому же о самоубийцах опасно молиться даже дома, потому что, как показывает практика, такие молитвенники сами в итоге совершают суицид.

Помимо этого отец Алексий призывал православных самостоятельно вырабатывать для себя устав поста, и допускал, что человек может признать постной курицу и поститься курицей. За 2000 лет существования Церкви Христовой в ней еще никто и слыхом не слыхивал о том, что мясо является постным продуктом.

А недавно в интервью порталу «Православие и мир» протоиерей Алексий Уминский высказал такую богохульную мысль, что это не то что копировать, а даже читать стыдно, противно и страшно. Но чтобы люди знали, что это за человек, я скопирую сюда эту богохульную ересь отца Алексия. Рассуждая об интимных отношениях в браке, о которых другому священнику, может быть, и неудобно было бы разглагольствовать, этот протоиерей неожиданно заявил: «Церковь — это тоже форма соития, только совершенно иного. Соития, когда мы становимся единым телом со Христом, когда мы и Он буквально друг в друга проникаем… Это наибольшее пронзение любви, через которое ты наконец-то можешь другого до конца принять в себя — так, что уже невозможно отделиться друг от друга, вы совершенно вместе. Это любовь, которая делает единым существом». Я не знаю, к чему относится фраза после многоточия, поставленного редакцией «Правмира», — к Христу или к интимным отношениям в браке, но это просто какой-то кошмар.

Не зря святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелию. Ересь — грех более диавольский, нежели человеческий; она — дщерь диавола, его изобретение, нечестие, близкое к идолопоклонству. Отцы обыкновенно называют идолопоклонство нечестием, а ересь — злочестием. В идолопоклонстве диавол принимал себе божескую честь от ослепленных человеков, ересию он делает слепотствующих человеков участниками своего главного греха — богохульства».

Что говорится в Катехизисе святителя Филарета Московского о лжеучениях отца Алексия Уминского

А там говорится следующее: «Важное преимущество Кафолической Церкви в том, что ей, собственно, принадлежат высокие обетования (обещания), что врата адова не одолеют ей, что Господь пребудет с ней до скончания века, что в ней пребудет слава Божия о Христе Иисусе во вся роды века, что, следовательно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешитъ в истине веры или впасть в заблуждение. «Несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины, ибо Дух Святый, всегда действующий чрез верно служащих отцев и учителей Церкви, предохраняет ее от всякаго заблуждения» (Послание Восточных Патриархов о православной вере, чл.12)».

Из этого следует, что учение Церкви — истина. Отдельные люди и группы людей, вступающие в противоречие с этим учением, отраженным в Катехизисе, называются у православных еретиками. У святителя Филарета написано, что ересь — это когда люди «к учению веры примешивают мнения, противоречащие Божественной Истине».

А апостол Павел говорит в послании апостолу Титу: «Еретика, после первого и второго вразумления отвращайся».

Благодатный Огонь

Подвиг в миру всегда возможен. О немонашествующем монахе – Сергей Комаров.

Сегодня Церковь празднует память перенесения мощей святого праведного Алексия Бортсурманского, русского подвижника. Житие его довольно необычно. Родился святой в 1762 году, в 1784-м окончил Нижегородскую семинарию, женился и был поставлен диаконом, а затем и священником в селе Бортсурманы (тогда Симбирская губерния, ныне Нижегородская область). В первые годы священства отец Алексий не отличался особым благочестием – служил по силе, занимался хозяйством, любил выпить вина с друзьями и приятелями. Если не считать исполнения им священнических обязанностей, то можно сказать, что во всем остальном он жил так, как все – как миллионы крестьян того времени.

Однажды вечером к нему пришли односельчане и попросили причастить умирающего больного. Но священник поленился идти ночью через все село. Он выгнал просителей, сказав, что ничего с больным не произойдет до утра. Однако ночью он не мог уснуть, ворочался с боку на бок и все же решил идти к недугующему. Войдя в дом к больному, он понял, что опоздал – тот уже умер. Рядом с ним отец Алексий увидел Ангела с Чашей. Потрясенный видением, батюшка с рыданиями рухнул на колени перед покойником.

С тех пор жизнь священника очень изменилась. Он начал ежедневно служить Литургию, вычитывал многочасовое монашеское правило. Сохранился перечень молитвенных (или просто душеполезных) текстов, читаемых кающимся батюшкой каждый день до самой смерти: полунощница, чин двенадцати псалмов и житие святого, чья память праздновалась в этот день, поучение из «Пролога»; утренние молитвы, часы, акафист преподобному Сергию, великомученице Варваре или святителю Митрофану. Также днем прочитывались четыре кафизмы из Псалтири, а вечером – канон и акафист Спасителю, канон Ангелу-Хранителю, молитвы на сон грядущий. Ко всему этому подвижник прибавлял полторы тысячи поклонов с Иисусовой молитвой.

Питался святой по строгому монастырскому уставу. Дав себе зарок никогда не быть праздным, в свободное время он работал на огороде или по хозяйству. Весь доход жертвовал бедным, отделяя только немного на прокормление семьи и на нужды храма. Были даже случаи, когда праведник подбрасывал в дом к неимущим деньги, подобно святителю Николаю Мирликийскому. Всех приходящих к нему он принимал в любое время суток, причем говорил с людьми с необыкновенной кротостью и лаской.

За усиленную подвижническую жизнь отец Алексий получил от Бога многие дары: прозорливости, исцеления, духовного утешения. Впоследствии он сподобился разных видений и откровений. Так, во время Отечественной войны 1812 года, молясь о победе русского оружия, подвижник увидел Ангела, который сообщил ему, что силы небесные уже устремились на сокрушение врага. Также праведник удостоился посещения Самого Спасителя и Его Пречистой Матери.

Последние годы святой праведный Алексий провел в малой келье, специально построенной для него в части его дома. Здесь он усилил аскетические подвиги. Литургию по-прежнему служил почти ежедневно, большую часть дня и ночи молился. Кушал раз в день, не употребляя даже растительного масла, а в первую и последнюю седмицу Великого поста не ел ничего. Спал на жестком войлоке, носил власяницу, не мылся (вода не касалась тела старца последние 30 лет его жизни). Терпел множество бесовских нападений и страхований. О святости подвижника был наслышан сам преподобный Серафим Саровский, который говорил о нем: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возожженной пред Престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте».

Своими молитвами святой Алексий исцелил девочку, не ходящую от рождения, и воскресил мальчика – своего прихожанина. Слава о чудотворце разошлась по всей губернии и привлекла к нему множество посетителей, принимать которых старец считал своим долгом. Даже ослабев в продолжительной смертельной болезни, он считал грехом не пустить к себе пришедшего человека. Придя в полное истощение от недуга и постоянного приема посетителей, праведный Алексий окончил свой жизненный путь в Великий четверг 1848 года, сидя у окна, через которое он слабой рукой благословлял людей. Отдав последнее благословение, святой старец тихо скончался. Его похоронили в саду, напротив алтаря Успенской церкви села Бортсурманы.

После кончины праведника многие люди получали исцеление и благодатную помощь, молясь на могиле старца Алексия. В начале XX века были собраны материалы для канонизации, но революционные события помешали. Прославление святого праведного Алексия Бортсурманского состоялось лишь в 2000 году, на Архиерейском cоборе РПЦ. Сегодня мощи чудотворца находятся в храме села Бортсурманы Пильненского района Нижегородской области. Рядом с храмом XVII века – могилка старца. Многие верующие приезжают к мощам святого, получая помощь Божию по его молитвам.

Фото: sreda.org

***

В истории святого Алексия примечателен тот факт, что его подвиг начался с преступления. По вине нерадивого священника верующий человек умер без христианского напутствия – это серьезное духовное преступление, за которое можно было лишиться сана. Но страшная ошибка батюшки стала отправной точкой для его новой жизни, а точнее – жития. Можно ли сомневаться, что впоследствии святой Алексий вымолил спасение не только умершему без причастия больному, но и самому себе, а также тысячам других людей? А трамплином для резкого изменения жизни стал трагичный и непоправимый, казалось бы, случай. Наш удивительный Бог воистину способен обратить падение в восстание, проигрыш в выигрыш, потерю в приобретение, смерть в жизнь.

В церковной жизни часто происходят подобные истории. Например, за несколько лет алтарничества в кладбищенском храме мне пришлось видеть множество случаев искреннего обращения в веру целых семейств через смерть любимого родственника. Раньше люди жили как хотели, Христа не знали и храма чуждались. И вдруг погиб в автокатастрофе любимый всеми младший сын. Шок, потрясение. Отпели сына в кладбищенской церквушке, похоронили. Что дальше? Смысл жизни потерян, депрессия, уныние. И вот сын является матери во сне и просит есть. Родители приходят к батюшке, спрашивают, как реагировать на такие видения. Конечно, священник говорит: «Сын ваших молитв просит. Придите на Литургию, исповедайтесь, причаститесь, помяните сыночка. Останьтесь на панихиду, еще помолимся о нем». Они приходят, все делают по сказанному – и им становится легче. Затем снова сынок снится, говорит, что холодно ему, просит дать одеться. Они – к батюшке. Тот говорит: «Раздайте бедным вещи покойного с просьбой помолиться о сыне». Они раздают, и образ любимого человека перестает сниться.

Потом снова приходят в храм. «Что такое? – говорит батюшка. – Снова сны?» Нет – оказывается, просто помолиться пришли в церковь, хорошо им здесь. Так и начали ходить, воцерковились. Сами встали на путь спасения, сына вымаливают и за все благодарят Бога. И таких случаев – сотни.
Если человек не может проснуться сам, Господь будит его через удары судьбы. Только всегда ли мы желаем понять смысл таких потрясений? Как правило, мы ропщем, недоумевая: за что мне, хорошему, все это?

***

Житие преподносит еще одну важную мысль: подвиг в миру всегда возможен. Да, русская глубинка XVIII века совсем не похожа на современный городской Вавилон, в суете которого мы вращаемся ежедневно. Но все же: вокруг святого Алексия тоже находилось множество людей, но он не бежал от них, а молитвенно служил им. В очередной раз можно убедиться: твердая решимость послужить Богу и ближним всегда найдет формы воплощения при любых внешних обстоятельствах. И для этого далеко не всегда необходимо уходить в пустыню.

Живи человек хоть в самых адских условиях (а нашу городскую жизнь поэт и определил однажды как «адище города»), он никогда не лишится возможности отдать свои силы на молитву Богу и помощь братьям. В XX веке весьма многие подвижники просияли святостью, живя в каменных джунглях Москвы (св. Матрона Московская, св. Алексий Мечев), Сан-Франциско (св. Иоанн Шанхайский), Токио (св. Николай Японский) или других мегаполисов, разбросанных по всей карте мира. Как свежая зелень пробивается весной через трещину в асфальте, так и Дух Божий рождает те или иные формы святости в любое время, в любых жизненных условиях: в сельской тишине Нижегородской области, в шуме городского столпотворения, среди звуков непонятной речи японцев. В режиме гонений и в период относительной свободы в XVII, XIX, XX, XXI веке были и есть святые, созерцающие мир глазами, полными любви.

Есть Бог, есть другие люди, и есть я сам. Фоном этой троичной связи может быть каменная громада небоскребов, сельская изба, тюремный барак – все что угодно. Но существует определенное качество общения с Богом, ближним и самим собой под названием «святость». Житие Алексия Бортсурманского, а также вся новозаветная агиология показывает, что главным условием приобретения этого качества является внутренний императив, а не внешние условия. Дай Бог это хорошо понимать нам, вечно жалующимся на все и вся.

***

Святой праведный Алексий да прибавит нам своими молитвами решимости, плодов покаяния и деятельной любви к Богу и ближним, а также всего того, о чем захочет помолиться ему всякая православная душа, почитающая друзей Христовых – угодников Божиих. Святой праведный отче Алексие, моли Бога о нас!

Сергей Комаров

Алексей Гнеушев родился 13 мая 1762 года в селе Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губернии (современная Нижегородская область) в семье священника. В 1784 г. по окончании Нижегородской духовной семинарии рукоположен во диакона к Успенской церкви в селе Бортсурманы, в 1797 г. ― во священника к той же церкви. Однажды ночью его позвали к умирающему в соседнюю деревню, отец Алексий рассердился, выгнал посланного и лег спать. Но через некоторое время, мучимый совестью, решил поехать. Войдя в дом, священник увидел, что крестьянин уже умер, рядом с почившим стоял Ангел со Святой чашей в руках. Это видение так поразило отца Алексия, что он упал на колени и всю ночь молился, домой он вернулся другим человеком. Каждый день он совершал Литургию, насколько было возможно, исполнял монашеское келейное правило и устав. Правило было такое: полуночное ― полунощница, 12 избранных псалмов, житие святого и поучение из Пролога; утреннее ― молитвы утренние, часы, акафист прп. Сергию, или вмц. Варваре, или свт. Митрофану; полуденное ― 4 кафизмы; вечернее ― канон Спасителю с акафистом, канон Ангелу Хранителю, молитвы на сон грядущим; отец Алексий ежедневно совершал 1500 поклонов с Исусовой молитвой. Во время, свободное от служб и келейных молитв, он принимал приходивших к нему людей, тайно помогал неимущим и попавшим в беду. За свою праведную и подвижническую жизнь отец Алексий получил от Бога дары исцеления и прозорливости и сподобился многих Божественных откровений. Во время Отечественной войны 1812 г. он молился за Литургией, чтобы Господь даровал России победу, и вдруг увидел Ангела, который возвестил ему, что Силы Небесные уже двинулись на помощь и враг будет сокрушен. Неоднократно отец Алексий был удостоен видений Спасителя, Божией Матери, святых; свои видения и откровения он записывал. За 9 лет до кончины вышел за штат, но Литургию служил, как и прежде, почти каждый день, и богослужений не сокращал и во всем следовал уставу. Последние годы он жил в малой келье, под одной крышей с его домом. Удалив от себя все мирские заботы, он предался аскетическим и молитвенным подвигам: носил власяницу, спал на жестком войлоке, пищу вкушал раз в день, мяса не употреблял, строго соблюдал посты.

Слава о нем как о великом молитвеннике и чудотворце распространилась далеко за пределами его округи. Когда к прп. Серафиму Саровскому приходили люди из местности, где жил отец Алексий, преподобный отправлял их обратно, уверяя, что у них есть свой усердный молитвенник. «Сей человек своими молитвами подобен свече, возжженной пред Престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте», ― говорил прп. Серафим об отце Алексие. Число чудесных исцелений, совершенных отцом Алексием, очень велико. Однажды он силой своей молитвы воскресил умершего мальчика. «Принесли отпевать ребенка. Родители так любили свое дитя, что просто не хотели верить в его смерть, а потому не хоронили до тех пор, пока не показались признаки разложения. Тогда и привезли гробик в церковь. Все присутствовавшие плакали, певчие не могли петь. Даже отец Алексей от слез едва мог служить. И тогда батюшка зашел в алтарь и перед престолом с высоко поднятыми руками стал дерзновенно взывать ко Господу: Боже мой, Боже мой, Ты видишь, что нет у меня сил дать отроку сему последнего целования. Не попусти же меня, раба Твоего, иерея, уйти из храма сего посрамленным, да не посмеется надо мною, служителем Твоим, враг рода человеческого, что я, по немощи своей, прервал требу сию. Внемли стенанию и плачу народа Твоего, внемли страданиям родительского сердца, внемли моему старческому иерейскому прошению. Не отнимай от нас отрока, Тобою нам данного во исправление, для вразумления, для прославления имени Твоего Святаго. Не Ты ли, Господи, сказал, что дашь нам все, о чем мы с верою будем просить Тебя. Не Ты ли, Милосердный, сказал нам: просите, и дастся вам. Воскреси же отрока сего, ибо Ты все можешь. по смирению, а не по гордости дерзаю… Вдруг в храме раздался пронзительный крик. Оглянувшись, батюшка увидел, что мальчик сидит в гробу и смотрит по сторонам. Господь воскресил ребенка» (отец Даниил Сысоев). Также он исцелил 6-летнюю Татьяну Растригину из г. Курмыш, которая от рождения не могла ходить. Бесноватый купец, выздоровевший по молитве праведного Алексия, устроил в бортсурманской церкви чугунный пол. Скончался 21 апреля 1848 года. Перед своей кончиной прав. Алексий всех утешал и говорил, что не забудет тех, кто будет его поминать. Погребен напротив алтаря Успенской церкви с. Бортсурманы. Жители села и окрестных деревень чтили его могилу, по воскресеньям и праздникам здесь служили панихиды по отцу Алексию, после которых многие просившие исцеления избавлялись от своих недугов. Был распространен также обычай брать землю с могилы святого и принимать ее с водой в случае тяжелой болезни. В октябре 1913 г. в Бортсурманы приехала комиссия из Нижегородской духовной консистории для расследования устных и печатных сообщений о чудесах, связанных с праведным Алексием. Чудеса подтвердились, но революции и последующие события не позволили тогда канонизировать подвижника. В советское время власти многократно пытались разорить могилу, но почитание праведника народом, очевидность чудес помешали им это сделать. Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г.