Благотворительность семьи романовых

Содержание

Династия Романовых и благотворительность

Более трехсот лет милосердие, забота о сиротах, детях, немощных, ставшие с утверждением на Руси христианства обязательной составляющей образа доброго, справедливого и мудрого монарха, были неотъемлемой частью жизни Династии, преемственно продолжившей принципы социального служения Верховной власти, заложенные первыми правителями нашей Державы.

В относящемся к XI в. «Слове о Законе и Благодати» первого русского митрополита Илариона автор, прославляя Святого Равноапостольного Великого Князя Киевского Владимира Святославича (ок. 960-1015), восклицает: «…кто поведает нам о многих твоих милостынях и щедротах, творимых денно и нощно убогим, сиротам, больным, должникам и всем, просящим о милости». Подчеркивается цель этой деятельности: «Твои щедроты и милостыни и поныне вспоминаются людьми, но еще выше они перед Богом и ангелом его…».

Пересказывая «Повесть временных лет» и другие исторические источники, Н.М. Карамзин представляет нашему взору картину благотворительной деятельности Крестителя Руси: «… он был истинным отцом бедных, которые всегда могли приходить на двор княжеский, утолять там свой голод свой и брать из казны деньги. Сего мало: больные, -говорил Владимир, не в силах дойти до палат моих – и велел развозить по улицам хлебы, мясо, рыбу, овощи, мед и квас в бочках. «Где нищие, недужные?», — спрашивали люди княжеские и наделяли их всем потребным. Сию добродетель Владимирову приписывает Нестор действию христианского учения. Слова Евангельские: «блажени милостивии, яко тии помилованы будут», и Соломоновы: «дая нищему, Богу в заим даете», вселили в душу Великого князя редкую любовь к благотворению». Милосердие св. Владимира стало столь глубоким, что он даже засомневался в своем праве казнить преступников.

Цель благотворители на Руси преследовали в течение веков. В Поучении Владимира Мономаха (1053-1125) говорится: «всего же более убогих не забывайте, но… по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами». Он полагал, что милостыня, наряду с покаянием является обязательной обязанностью каждого христианина. Источники свидетельствуют о том, что многие Великие Князья велели развозить по городам и дорогам продовольствие для раздачи бедным и заключенным в тюрьмы. Так Александр Ярославич Невский (1221-1263) постоянно ставил вопрос о необходимости княжеской помощи бедным и сиротам, желая полного равенства всех пред лицом закона, который берет под свою непосредственную защиту слабых и неимущих.

Первоначально на Руси существовали такие формы благотворительности, как княжеское попечительство о нищих, убогих, вдовах и сиротах и монастырская и церковная благотворительность в виде приходской помощи нуждающимся прихожанам, богаделен и своего рода пунктов питания при монастырях.

Первый Великий государь Руси Иван III Васильевич (1440-1505) в Судебнике 1497 г. повелел включить положения, касающиеся содержания бедных и убогих. На Стоглавом Соборе 1551 г. ставился вопрос о ликвидации нищенства. Предписывалось с целью призрения устраивать мужские и женские богадельни, которым «боголюбцы могли приносить милостыню и все необходимое для жизни своего ради спасения». Характеризуя средневековую русскую благотворительность, В.О. Ключевский, в частности, замечает: «Любовь к ближнему полагали, прежде всего, в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали личную милостыню. Такая помощь рассматривалась… как духовное, нравственное возвышение самого дающего». Богоугодным делом считалась не только раздача милостыни, но и призрение на основе благотворительности.

В начале XVII века наиболее заметный след в истории благотворительности в России оставил Борис Годунов (1552-1605). В 1601 — 1602 гг. во время неурожая и последовавшего за ним голода и мора, он раскрыл в Москве Царские хлебные закрома для голодного люда и ежедневно выделял на милостыню неимущим по 30 тысяч рублей.

Поведение Тишайшего Царя Алексея Михайловича, который в дни религиозных праздников лично раздавал милостыню продуктами и деньгами нищим и даже заключенным, являло пример личной благотворительности русского правителя которое было, по словам В.О. Ключевского, «дополнительным актом церковного богослужения, практическим требованием правила, что вера без дела мертва».

«24 декабря, в сочельник, накануне Рождества рано утром государь делал тайный выход в сопровождении только отряда стрельцов и подъячих Тайного приказа в тюрьмы и богадельни, где из собственных рук раздавал милостыню тюремным сидельцам, полоняникам (пленным), богаделенным, увечным и всяким бедным людям. По самым улицам, где проходил государь, он также раздавал милостыню нищим и убогим, которые, без сомнения, во множестве собирались даже из отдаленных мест к таким Боголюбивым Царским выходам». В тоже самое время по поручению царя его доверенные лица раздавали милостыню на Красной площади, у Лобного места и на Земском дворе. «Ни один бедный человек в Москве, — пишет И.Е. Забелин, — не оставался в этот день без царской милостыни». «В день Рождества Христова, как и в другие большие праздники, цари не садились за стол без того, чтоб не накормить прежде так называемых тюремных сидельцов и пленных».

Такие же «тайные выходы» для творения милости бедным совершались царями накануне Пасхи, двунадесятых и великих праздников и постов, причем милостыня раздавалась, как указывают исторические источники, «бесщотно», то есть бессчетно.

К благотворительной деятельности Верховной власти того времени можно отнести также выкуп пленных, о котором говорится в Главе восьмой Соборного уложения 1649 г. Выкуп пленных признается обязанностью государства. Для получения средств на выкуп с населения взимался налог. Но выкуп считался таким же богоугодным делом, как раздача милостыни. За это, говорится в Уложении, «общая милостыня нарицается, а благочестивому Царю и всем православным христианам за это Великая мзда от Бога будет».

Следует отметить, что начиная с правления Алексея Михайловича, благотворительностью начинают заниматься женщины семьи Романовых — первая и вторая жены Царя — Мария Ильинична Милославская (1626-1669) и Наталья Кирилловна Нарышкина (1651-1694). Их неучастие в общественно-политической жизни, свойственное тому времени, однако, не только не мешало, но напротив, помогало их благотворительной работе. «Замкнутость царицына быта, и особенно быта царевен, конечно, еще больше способствовали водворению в их хоромах монастырской жизни. Молитва и милостыня – вот исключительная, единственная и достойная стихия этой жизни, руководившая не только помышлениями, но и всеми поступками и подвигами ее деятелей». Руководствуясь предписаниями «Домостроя», царицы принимали в своих покоях священно и церковнослужителей, монахов, странников и юродивых, нищих и калек, кормили их, раздавали им деньги. Во время своих выходов на богомолье государыни также творили милостыню.

Царские дети сызмальства приучались творить добрые дела. Как правило, царевичи и царевны раздавали милостыню своим сверстникам.

Помимо личной разнообразной благотворительности, первые цари династии Романовых принимали законодательные меры для организации общественной помощи нуждающимся на государственном уровне. Устройством царской благотворительности занимался Приказ тайных дел. Помимо этого существовали такие центральные государственные учреждения, как Приказ строения богаделен (1670-1680), компетенция которого понятна из названия, и Приказы литовских полоняничных дел (1634-1636) и Полоняничный (1667-1678), специально занимавшиеся выкупом пленных. После упразднения Полоняничного приказа эти функции перешли к Земскому приказу. Особое место среди прочих имел Приказ «что на сильных бьют челом», созданный по инициативе святейшего патриарха Филарета в 1619 г. и просуществовавший 20 лет. Он занимался защитой прав «униженных и оскорбленных» — разбирал челобитные на высокопоставленных чиновников. Таким образом, развивалась традиция благотворения в правозащитной сфере.

Организация регулярного призрение продолжилась во время правления Царя Федора Алексеевича (1661-1682). При нем в 1682 году был издан новый указ об открытии в Москве приютов и богаделен.

Как и его предшественники на престоле, Петр I Алексеевич (1672-1725) считал себя не просто правителем, но покровителем и защитником всех своих подданных. Однако это не находило выражения в личной благотворительности, как у его отца. Речь шла уже не о проявлении личного милосердия, а о создании на основе благотворительности организованной социальной помощи в виде учреждений призрения. Благотворительность основатель Империи стремился регламентировать и поставить под контроль государства. Просящим милостыню места в новом государстве не было. Больным и немощным должно было находиться в богадельнях, здоровых, которые не служили и не трудились, Петр требовал определять в работу. Бродяжничество и попрошайничество жестоко преследовалось.

Запрещалось как просить, так и подавать милостыню на улицах. В Принципе Петр не был против того, чтобы частные лица творили добро. Он лишь стремился упорядочить такую помощь, чтобы не плодить профессиональных попрошаек. В 1722 г. был издан указ о наложении штрафов на лиц, дающих приют бродячим трудоспособным нищим, занимающимся бродяжничеством. Царь требовал милостыни отнюдь не давать; а ежели кто похочет дать милостыню: и им отсылать в богадельню; а буде которые люди станут таким нищим милостыню подавать, имать у них штрафу, первый раз по пяти, другой по десяти рублей. Весьма большие по тем временам суммы. Как видим, Петр I отдавал предпочтение государственной благотворительности перед индивидуальной милостыней. Но Петр вооружился против частной милостыни не просто так, а во имя общественной благотворительности как учреждения, как системы богоугодных заведений. Петр не запрещал частную благотворительность в Принципе, а только стремился направить ее для оказания помощи находившимся в государственных учреждениях — богадельнях и монастырях. Поэтому в данном случае речь идет о стремлении Петра организовать государственный контроль над благотворительностью, но никак не о замене частной благотворительности общественной или государственной. Особое внимание в этот период уделялось призрению бездомных детей. В 1715 г. по указу Петра I при церквах открылись «гошпитали» для сирот. По примеру западноевропейских стран дети в эти учреждения сдавались тайно. Содержались «гошпитали» на городские средства и частные пожертвования. В 1724 г. в Москве в учреждении для сирот насчитывалось 865 приемышей (до 8 лет), на которых выделялось из казны 4781 рубль. Выросшие мальчики отдавались для обучения какому-либо ремеслу, а девочки выдавались замуж.

Новой формой организации благотворительности стали со времени Петра I Царские и Императорские Ордена.

Заложенная Петром Великим система Орденов одной из целей имела организацию дел милосердия. Российские Императорские и Царские ордена были не просто знаками отличия и признания заслуг. Они представляли собой почетные корпорации, объединяющие заслуженных сынов и дочерей Отечества. Становясь кавалером того или иного ордена за уже совершенные подвиги и благие дела, человек в тоже время принимает на себя дополнительную ответственность и долг еще более усердно продолжать служение Родине, в том числе и на ниве благотворительности. В Статуте высшего императорского ордена св. апостола Андрея Первозванного указываются следующие обязанности его кавалеров: «С каждого кавалера ордена св. Андрея Первозванного, при пожаловании его сим орденом, взимается единовременно и доставляется в Капитул Орденов на дела богоугодные пятьсот рублей. Из сей суммы сто двадцать рублей отсылаются в Государственное Казначейство, в распоряжение Комитета о раненых, для вспоможения увечным, а прочие остаются в распоряжении Капитула.

1 из 5 След. стр. →

Продолжение традиции благотворительности царственных женщин дома Романовых

Ольга Николаевна Куликовская-Романова

8 ноября 2009 года в рамках VIII церковно-общественной выставки-форума «“Православная Русь” к Дню народного единства» и XI Всероссийского фестиваля школьных театров «Русская драма» состоялся круглый стол «Презентация международной молодежной благотворительной программы “Детская лепта”»,посвященной памяти преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой и проблемам школьной и студенческой благотворительности в наши дни.

Почетным участником круглого стола стала княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова – невестка сестры государя-страстотерпца Николая II Ольги Александровны, вдова Тихона Николаевича Куликовского-Романова, родного племянника последнего российского императора.Ольга Николаевна является почетным академиком Российской академии художеств, членом Союза писателей России, автором множества публикаций и книг («Ее императорское высочество великая княгиня Ольга Александровна (1882–1960). Жизненный путь» (М., 1997), «Под благодатным покровом» (М., 2000), «Царского рода» (М., 2004), «Живая душа. Встречи с владыкой Иоанном (Снычевым)» (СПб., 2005) и других). Публикуемое ниже выступление О.Н. Куликовской-Романовой открыло круглый стол.

Благотворительность была поистине семейной чертой русского императорского дома Романовых. И свое начало она берет еще от царя Федора Алексеевича Романова. По его приказу собирали маленьких нищих и бродяжек в особом подворье в Москве, где их учили грамоте и полезным ремеслам.

В 1775 году императрица Екатерина II учредила специальный Приказ общественного призрения для благотворительной деятельности.

Императрица Мария Федоровна, жена императора Павла I, стала поистине организатором дела благотворительности в России на государственном уровне. Она оказалась прирожденным социальным работником. Именно благодаря ее деятельности в мире появилась такая профессия. Сначала Мария Федоровна продолжала дело своей царственной свекрови (как известно, по инициативе Екатерины II были основаны московский и санкт-петербургский Воспитательные дома для брошенных детей, сирот и детей беднейших родителей), а затем начала самостоятельную деятельность. Ее первейшей заботой стали дети. Сама мать девятерых детей, она все силы отдавала организации работы с детьми, прекрасно понимая ее важность. Особым попечением вдовствующей императрицы пользовались училища глухонемых в Павловске и Петербурге и училище лишенных зрения в Гатчине. Такие учреждения появились в России впервые, и это личная заслуга Марии Федоровны. Школа для глухонемых в Павловске работает до сих пор.

Попечительство о слепых создала императрица Мария Александровна (супруга Александра II, мать Александра III и бабушка Николая II). Не имея возможности работать, все супруги российских императоров активно занимались благотворительностью.

Так, в 1877 году в Самаре открылось Общество оказания помощи при кораблекрушениях под августейшим покровительством ее императорского высочества государыни цесаревны Марии Федоровны (будущей императрицы, супруги Александра III, матери Николая II). Под ее непосредственным покровительством находилось Российское общество Красного Креста и Попечительство о глухонемых.

Но серьезнее всего уровень благотворительности Романовых был в период правления царя-мученика Николая II. Общество повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям находилось под высочайшим его императорского величества покровительством. А в 1902 году было создано Императорское человеколюбивое общество. Все члены семьи последнего российского императора обязательно занимались благотворительностью. Их так воспитывали. Например, община сестер милосердия в Самаре называлась «имени ее императорского высочества великой княжны Ольги Николаевны». Приют бездомных детей в Самаре назывался «имени ее императорского высочества великой княжны Татьяны Николаевны».

В 1906 году и супруга Николая II, Александра Федоровна, подключилась к благотворительной деятельности семьи, создав и возглавив попечительство о домах трудолюбия и работных домах. В 1913 году появился общесемейный Романовский комитет по призрению детей-сирот из сельской местности.

В годы Первой мировой войны в ведомство учреждений императрицы Марии входили Императорское женское патриотическое общество, Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых и Попечительство императрицы Марии Федоровны о глухонемых.

С 14 сентября 1914 года заработал Комитет ее императорского высочества великой княжны Татьяны Николаевны (дочери Николая II) для оказания помощи пострадавшим от военных действий.

10 января 1915 года учредили Особо уполномоченный комитет великой княгини Марии Павловны (двоюродной сестры Николая II) по снабжению больных и раненых воинов теплой одеждой.

10 мая 1915 года начало работать Всероссийское общество здравия в память войны 1914–1915 годов под покровительством ее императорского величества государыни императрицы Александры Федоровны.

Широко известна благотворительная деятельность святой великой княгини Елисаветы Феодоровны. Она еще до гибели мужа и своего пострижения в монашество состояла попечительницей и председательницей Петровского благотворительного общества, убежища для слабых и выздоравливающих детей в Санкт-Петербурге, Царскосельского благотворительного общества, а в Москве – Елисаветинского благотворительного общества, Общества помощи слепым детям, Общества попечения о бедных детях, Комитета сбора пожертвований в пользу голодающим. Она основала Марфо-Мариинскую обитель, юбилей которой торжественно отмечался на самом высоком уровне.

Следует сказать хотя бы несколько слов об Ольге Константиновне, королеве эллинов. Она, как и все женщины дома Романовых, много занималась благотворительностью: основала образцовую больницу, открыла медицинские курсы для женщин и сама посещала их. Во время Первой мировой войны приехала в Россию, работала в госпиталях, помогая раненым. В одном из писем она писала: «Совестно жить в удобстве при виде нищеты кругом».

Среди замечательных русских женщин, стремившихся отдать себя служению России, была и младшая дочь императора Александра III, сестра императора Николая II – великая княгиня Ольга Александровна, моя дорогая свекровь. Документы свидетельствуют о многогранной и многосторонней деятельности великой княгини, о помощи страждущим в период русско-японской войны. Мне рассказывал Тихон Николаевич, что в те же годы его матушкой было основано общество по уходу за могилами павших на войне. В годы Первой мировой войны ею на собственные деньги были организованы госпитали, в которых она работала обычной сестрой милосердия. С какой искренностью и теплотой она относилась к раненым в госпитале! Многие больные даже не предполагали, что за ними ухаживает сестра императора, настолько скромно себя держала Ольга Александровна. В одном из писем племяннице великой княжне Татьяне она писала: «Мои дорогие ахтырцы ужасно милы. Я сама ежедневно их перевязываю, никому не уступаю». Благотворительность великой княгини была частью ее жизни.

Чтобы увековечить память великой княгини Ольги Александровны и продолжить добрую традицию благотворительности дома Романовых, в 1991 году ее сыном Тихоном Николаевичем и мною был создан – один из первых в постсоветской России – благотворительный фонд ее имени. Пришлось пережить много трудностей, связанных и с бюрократией при регистрации фонда, и поиск пожертвований, и сбор разнообразного груза в Канаде для отправки в Россию, и оформление таможенных документов и т.д. Весь груз надо было взвесить, упаковать, провести санобработку, загрузить в контейнеры. Все наши немногочисленные сотрудники трудились самоотверженно.

За 18 лет существования фонда из Канады в Россию было отправлено 29 контейнеров с гуманитарной помощью: медицинским оборудованием, продуктами питания и одеждой, весом около 600 т, общей стоимостью на более чем 3,5 млн. $ США. Оказана помощь более 75 организациям по всей России: больницам, приютам, «горячим точкам», беднейшим церковным общинам. Почти половине этих заведений фонд помогал неоднократно, а несколько школ, учебных заведений и детских летних лагерей продолжает поддерживать и по сей день.

В 1998 году к нам обратился наместник Валаамского монастыря архимандрит (ныне епископ) Панкратий. Ввиду банковского кризиса жители Валаама оказались в бедственном положении. Мы организовали уже в Москве сбор в помощь Валааму, и на остров было отправлено 6 т дизельного топлива, продукты, одежда, предметы первой необходимости, а также деньги. Затем была большая акция помощи Соловкам. Наш фонд в позапрошлом году стал одним из первых инициаторов сбора гуманитарной помощи пострадавшим от землетрясения в Невельске, на Сахалине. Таким образом, в наши дни продолжается традиция благотворительности, которая всегда была отличительной чертой женщин семьи Романовых. Акции, большие и малые дела, организованные и проведенные фондом, можно перечислять долго.

Нынешняя Россия – богатая страна, в которой много не только природных ископаемых, но и состоятельных людей, крупных фирм с огромным капиталооборотом. Дело благотворительности должно утверждаться сейчас именно в самой России, а не за счет надежды на зарубежную помощь, как это было до недавнего прошлого. Богатые люди, богатые фирмы, которые составили свои состояния в значительной степени за счет обнищания громадного большинства русского народа, народов России, должны осознать эту простую истину. Наша задача – будить совесть в русском сердце, напоминать о вечных ценностях человеческой души, человеческой жизни.

Рождественские традиции царской семьи

Рис. Великой княжны Ольги Александровны

Когда-то на «Ярмарке мастеров» я писала о том, как весело и пышно отмечали Пасху в царской семье. А вот сегодня мне хотелось бы рассказать ярмарчанам о том, как праздновали Рождество русские цари.

Надо сказать, что наши самодержцы трепетно и сердечно относились к празднованию Рождества, только поначалу отмечали они его по-другому.

Так в старинные времена Царь Алексей Михайлович Тишайший, очень верующий человек, рано утром в рождественский сочельник делал «тайный выход» в тюрьмы и богадельни, где из собственных рук раздавал милостыню тюремным сидельцам, чтобы у всех был праздник!

Народ отмечал Рождество святками и веселым маскарадом (в общем-то вполне по языческим традициям), а вот ёлок в то время никто не ставил. Их появлению в нашей стране предшествовали государственные реформы и смена календарных стилей. Так артистичный бунтарь Петр I изменил время празднования древнеславянского Нового года и повелел украшать дома еловыми ветками по немецкому обычаю. Но народ продолжал праздновать Рождество традиционно — после церковной службы и разговления с рождественскими песнопениями, колядками и Вифлеемской звездой обходили дома и пели поздравления хозяевам, получая угощения.

Но вообще в петровской и послепетровской России ёлка ассоциировалась исключительно с кабаками. Так Пушкин в “Истории села Горюхина” упоминает “древнее общественное здание (то есть кабак), украшенное ёлкою и изображением двуглавого орла”. В результате кабаки в народе стали называть “ёлками” или же «Иванами ёлкиными».

Рис. Великой княжны Ольги Александровны

И хотя сейчас православные мужи утверждают, что Рождественская елка выбрана у христиан символом жизни и бессмертия, что это давняя и очень правильная традиция, и во всех церквях каждый год зажигаются на Рождество пышные зеленые красавицы, но надо признать, что Святейший Синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство ёлок в школах и гимназиях, считая ёлку языческим символом. И последняя императрица писала Николаю в декабре 1914 года: «Говорят, Синод издал указ, воспрещающий устраивать ёлки. Я постараюсь добраться до истины в этом деле, а затем подниму скандал. Это совершенно не касается ни синода, ни церкви, а затем чего ради лишать этого удовольствия раненых и детей? Только из-за того, что этот обычай первоначально позаимствован у немцев? Какая безграничная узость!» И это было в начале 20 века!

Но на Руси традиция украшать свои дома на Рождество вечнозеленым деревом началась в 1817 году. Именно тогда молоденькая и веселая красавица, немецкая принцесса Шарлотта (в крещении великая княгиня Александра Федоровна), будущая императрица и жена императора Николая I, скучая по родному дому и немецким обычаям, впервые на своей новой родине устроила веселый праздник. Ей хотелось дать еще один повод для радости и своим близким, и новым подданным. Именно тогда впервые на Руси, поставили и нарядили красивую ёлку, дарили подарки. И хотя праздник был очень коротким (начался в восемь часов, а в девять гости уже разъехались), он всем понравился, в том числе и Николаю Павловичу, которому тогда шел всего двадцать первый год. И ёлку стали устраивать ежегодно.

В мемуарах современников остались описания этих праздников. По воспоминаниям фрейлины императорского двора, баронессы Марии Фредерикс, «в сочельник, после всенощной, у Императрицы была всегда ёлка для ее августейших детей, и вся свита приглашалась на этот семейный праздник… Имели каждый свой стол с ёлкой, убранной разными подарками… Нас всегда собирали сперва во внутренние покои Ee Величества. Там, около закрытых дверей концертного зала или ротонды в Зимнем дворце, в которых обыкновенно происходила ёлка, боролись и толкались все дети между собой, царские включительно, кто первый попадет в заветный зал. Императрица уходила вперед, чтобы осмотреть еще раз все столы, а у нас так и бились сердца радостью и любопытством ожидания. Вдруг слышался звонок, двери растворялись, и мы вбегали с шумом и гамом в освещенный тысячами свечей зал. Императрица сама подводила каждого к назначенному столу и давала подарки. Можно представить, сколько радости, удовольствия и благодарности изливалось в эту минуту… Ёлку со всеми подарками потом мне привозили домой, и я долго потешалась и угощалась с нее, эти подарки состояли из разных вещей, соответственно летам. В детстве мы получали игрушки, в юношестве книги, платья, серебро; позже — бриллианты и тому подобное. У меня до сих пор хранится письменный стол с одной из царских елок…»

Детей и племянников было много, поэтому ёлки ставили и в парадных залах Зимнего дворца. Ставилось больше десятка ёлочек. И подарки для детей были скромными: игрушки или сладости. Интересно, что император Николай Павлович сам посещал магазины, выбирая рождественские сюрпризы каждому из своих близких.

Сохранилось описание одного из подарков от отца, который получил в тринадцать лет наследник-цесаревич. «Император подарил сыну бюст Петра I, ружье, саблю, ящик с пистолетами, детского размера вицмундир Кавалергардского полка (к которому с трех лет был приписан цесаревич), фарфоровые тарелки и чашки с картинками, изображающими различные воинские подразделения русской армии и, кроме того, книги на французском языке».

А самый необычный и смешной подарок, с прицелом на будущее, родители подарили в 1843 году своей подросшей дочери, великой княжне Александре Николаевне. Когда отворились долгожданные двери в зал, то около ёлки царевна увидела, привязанного золотыми ленточками… своего жениха. Он тайно приехал днем раньше, и родители девушки ото всех это скрыли, желая сделать дочери сюрприз 🙂

Для остального Двора и светского общества при Николае Павловиче ёлку устраивали на следующий день, и главным событием здесь была лотерея. Разыгрывались прекрасные фарфоровые вещи — сервизы, вазы, лампы.

Голубь из обсидиана. Один из подарков членам царской семьи.

«Обустройство» и оформление ёлок тогда, как правило, заказывали известным кондитерам. И были они вполне бюджетными, так главная ёлка «с бронзовыми украшениями» стоила 45 рублей, а ёлки для остальных членов семьи — по 25. Ёлочные угощения были достаточно скромными по сегодняшним стандартам, они включали в себя «сюрпризы французские», фунт «конфект», 2 шт. мандаринов, 2 шт. яблок, и только для Великих Князей — чернослив. От стандартного «подарочного рождественского набора» отличался только подарок Александру II: в его «комплект» включался ящичек абрикосов — «пат де абрикос».

Годы шли, во дворцах менялись лица, а ёлки продолжали проводить. Но сами традиции празднования немецкого Рождества при Дворе стали прочными и повторялись из года в год. Хотя, разумеется, по ситуации ёлки могли быть менее пышными или более грустными, например, как та, что устраивала жена Александра II для их умирающего в Ницце первенца, великого князя Николая, когда вместо игрушек на ветвях висели фотографии близких и знакомых.

Ёлка на детской половине Александровского дворца

При Александре III Рождество, как правило, отмечалось в Гатчинском дворце, где для царской семьи и братьев Императора ставились ёлки в Желтой и Малиновой гостиных. По воспоминаниям Великой княгини Ольги Александровны за несколько недель до Рождества во дворце начиналась суматоха: прибывали посыльные с какими-то пакетами, садовники несли ёлки, повара сбивались с ног. Даже личный кабинет Императора был завален пакетами, на которые маленькой Ольге и ее брату Мише было запрещено смотреть.

В тесной кухне в задней части детских апартаментов священнодействовала няня Великой Княжны миссис Франклин, готовя сливовые пудинги и не желая уступить эту обязанность поварам. К сочельнику все уже было готово, и пополудни во дворце наступало всеобщее затишье. Все русские слуги стояли возле окон, ожидая появления первой звезды. В шесть часов начинали звонить колокола Гатчинской дворцовой церкви, созывая верующих к вечерне. После службы устраивался семейный обед.

«Цикламен на фоне ёлки» Рис. Великой княжны Ольги Александровны

«Обедали мы, — пишет Великая княжна Ольга Александровна, — в комнате рядом с банкетным залом. Двери зала были закрыты, перед ними стояли на часах казаки Конвоя. Есть нам совсем не хотелось – так мы были возбуждены – и как же трудно нам было молчать! Я сидела, уставясь на свой нож и вилку, и мысленно разговаривала с ними. Все мы, даже Ники (будущий Император Николай II), которому тогда уже перевалило за двадцать, ждали лишь одного – когда же уберут никому не нужный десерт, а родители встанут из-за стола и отправятся в банкетный зал. Но и дети, и все остальные должны были ждать, пока Император не позвонит в колокольчик. И тут, забыв про этикет и всякую чинность, все бросались к дверям банкетного зала. Двери распахивались настежь, и мы оказывались в волшебном царстве».

Великие княжны на фоне ёлки

Три дня спустя ёлки нужно было убирать из дворца. И дети занимались этим сами. В банкетный зал приходили слуги вместе со своими семьями, а Царские дети, вооруженные ножницами, взбирались на стремянки и снимали с елей все до последнего украшения. Все изящные, похожие на тюльпаны подсвечники и великолепные украшения, раздавались слугам.

Душевно щедрый Александр III считал своей семьей не только Императрицу Марию Федоровну и детей, но также и великое множество родственников, тысячи слуг, лакеев, придворной челяди, солдат, моряков, членов придворного штата и всех, кто имел право доступа во дворец. И всем им полагались подарки!

Нужно сказать, что эти подарки были иногда настоящим подспорьем для тех семей, которые испытывали впоследствии материальную нужду. Это было маленькое состояние! Сами ёлочные игрушки, которые позволялось брать с ёлки, были дорогими произведениями искусства. Безусловно, царские подарки бережно хранились, с ними старались не расставаться, но, все же, это был незаменимый «сберегательный» банк. Перед уходом с царской ёлки каждый ребенок получал в подарок полушубок, обувь, теплую одежду, белье или платье. Кроме того, каждой семье в виде подарка полагалась одна сажень дров.

А внутри самой царской семьи Рождественский подарки отличались разнообразием, среди них были довольно-таки дорогие вещи, но, вообще, императорские дети не придавали значения ценности подаренных им предметов. Для них простая вещь ручной работы или незатейливая игрушка могла быть такой же желанной, как и дорогое украшение, которым они могли пользоваться только на торжествах. Кроме того, подарки почти всегда соотносились с возрастом. Маленьким детям обычно доставались конфеты и различные игрушки, детям постарше и сувениры были подороже. Ольга, дочь Николая I, вспоминала свой двадцать второй сочельник: «В Концертном зале были расставлены столы, каждому свой. Я получила тогда чудесный рояль фирмы Вирт, картину, нарядные платья к свадьбе Адини и от Папа браслет с сапфиром — его любимым камнем».
«По-настоящему солидные магазины, – вспоминает дочь Александра III Ольга Александровна, – в то время не рекламировали своих товаров. Но даже если какие-то из них и рекламировали их, мы, дети, все равно их рекламу не смогли бы увидеть: приносить газеты в детские было строго-настрого запрещено… Подарок, который я всегда дарила Папа, был изделием моих собственных рук: это были мягкие красные туфли, вышитые белыми крестиками. Мне было так приятно видеть их на нем». Часто императорские дети за малым количеством карманных денег ограничивались открытками или же старались смастерить что-нибудь сами в качестве личных подарков, а от отца они получали практические подарки вроде книг и инструменты для ручного труда, садоводства и рукоделия.

После того, как детские рождественские подарки были розданы и пакеты открыты, зажигались свечи на рождественской елке служащего персонала. Слуги в качестве рождественского подарка получали как небольшие сувениры, так и деньги, фрейлинам, Государыня посылала желанные подарки и уже украшенные маленькие рождественские ёлочки.

А на следующий день зажигались свечи на рождественских ёлках в манеже Царского Села для Дворцового и Собственного Его Императорского Величества Конвоя. Каждый солдат получал серебряную вещь, а офицерам раздавались поистине драгоценные подарки. Их вручали лично Великие княжны, кроме того, значительные суммы денег раздавались нуждающимся раненым, но делалось это почти тайно, так что, наверно, многие из них и не подозревали, откуда идет эта помощь.

Последняя Императрица Александра Фёдоровна тоже с удовольствием одаривала близких и имела одну, своего рода слабость: она непременно хотела, чтобы свечи на ёлке задувала она сама. Она гордилась тем, что особенно сильной струей воздуха ей удавалось погасить самую верхнюю свечу.

Но как писал Александр Спиридович, начальник дворцовой охраны Николая II , рождественские праздники не были для членов царской семьи днями отдыха, скорее наоборот. К примеру, в 1907 году Император Николай II должен был посетить шесть ёлок в Царском Селе: в военном госпитале, в школе нянь, в Инвалидном доме, а также мероприятия для охраны, офицеров и рядовых. И если первые четыре торжества требовали его присутствия на час-другой, то последние занимали как минимум по три часа. А после начала войны в список «общественных» ёлок вписали праздники для многочисленных раненных, их тоже непременно посещал Император и члены его семьи.

Так, благодаря царской семье, в нашу жизнь вошла прекрасная и волшебная традиция рождественских ёлок!

В предвкушении ёлки 🙂

В магазине ёлочных украшений

Ёлка в доме Ф.И.Шаляпина

Ёлочные базары в Москве 1913 г.

Ёлочные базары в Москве 1913 г.

>
LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Alexandra-Victoria Пасхальные традиции семьи последнего царя династии Романовых.

style=»text-align: center;»> style=»text-align: center;»> style=»text-align: center;»>
style=»text-align: center;»>

«Открытка» Татьяны, 1910 г. Надпись: «Христос воскрес. Стихотворение А.Коринфского»

style=»text-align: center;»> style=»text-align: center;»>

Николай записал в дневнике: «Получил пасхальные яички от дорогой Алекс и детей…. Около полковой церкви в березовой роще я христосовался с казаками и нижними чинами всех частей, стоящих в Могилеве — всего 860 человек».

style=»text-align: center;»> style=»text-align: center;»> style=»text-align: center;»>

Акварели Великой княгини Ольги Александровны Романовой

Более подробно здесь… http://rodnayaladoga.ru/index.php/lestvitsa/877-tsarskaya-paskha Серия сообщений «Великие династии»:Великие династии Часть 1 — История прекрасной дамы на портрете | Цецилия Августа Мария Мекленбург-Шверинская — правнучка Николая I.
Часть 2 — Д/ф «Русские цари:правление Анны Иоанновны (1730–1740)» | Шутовство при дворе и интересные факты.

Часть 22 — Великая княгиня Ольга Александровна Романова (1882-1960)… Тринадцать лет ожидания и Рай в шалаше с любимым…
Часть 23 — Стояла вечная Весна — Цветы в горшках, так, для души… Великая княгиня О. А. Романова (1882-1960) — ученица Маковского, Жуковского и Виноградова.
Часть 24 — Пасхальные традиции семьи последнего царя династии Романовых.
Серия сообщений «ПАСХАЛЬНОЕ»:ПАСХАЛЬНОЕ Часть 1 — Готовимся к Пасхе… Роспись яиц: крашанки, крапанки, дряпанки. Цвета и символы. (часть1)
Часть 2 — Готовимся к Пасхе (часть-2) | Простые способы декора Пасхальных яиц

Часть 19 — Воскресение Христово… Проснись! Пой песню Воскресенья – Христос Воскрес!
Часть 20 — Идеи для дома… СЕРВИРОВКА И ДЕКОР ПАСХАЛЬНОГО СТОЛА
Часть 21 — Пасхальные традиции семьи последнего царя династии Романовых.
Часть 22 — Воскрес Христос! Христос воскрес! И смерть попрал навеки!
Часть 23 — «Праздников Праздник». Пасхальная радость светлого Христова Воскресения

Сорокин А. А., к.и.н. (ИМОМИ ННГУ им. Н.И. Лобачевского). «Столыпинские реформы местного управления и местного суда»

Богородицкая Нина Алексеевна, к.и.н., доцент. «Нижегородская ярмарка в начале ХХ века»

Медоваров М.В., к.и.н. (ИМОМИ ННГУ им. Н.И. Лобачевского). «Экономическое развитие и хозяйственные перспективы России по материалам журнала «Русское обозрение»»

Селезнев Ф.А., д.и.н., профессор (ИМОМИ ННГУ им. Н.И. Лобачевского). «Россия – родина передовых технологий в нефтяном деле (конец XIX – начало ХХ в.)»

Наумова Г.Р. — д.и.н., профессор Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. «Нижний Новгород в системе народного хозяйства России рубежа XIX -XX веков»

Россия – родина передовых технологий в нефтяном деле (конец XIX – начало ХХ в.). Селезнев Ф.А., д.и.н., профессор ИМОМИ ННГУ им. Н.И.Лобачевского (Нижний Новгород).Земство и Русская деревня. Хвостова И.А., к.и.н., доцент ИМОМИ ННГУ им. Н.И.Лобачевского (Нижний Новгород)Нижегородская ярмарка в начале XX вв. Богородицкая Н.А.к.и.н., доцент.Военные реформы В.А. Сухомлинова. Евдокимов А.В., к.и.н.,преподаватель кафедры социально-гуманитарных наук ПИМУ Минздрава России (Нижний Новгород).Экономическое развитие и хозяйственные перспективы России по материалам журнала «Русское обозрение» (1889–1892 гг.). Медоваров М. В., к.и.н., доцент ИМОМИ ННГУ им. Н.И. Лобачевского Руководитель проекта «Память времен» обсудил с нижегородскими учеными проблемы преподавания истории в школах и вузах.

Проект «Память времен» реализуется с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов.

Романовские чтения в Нижнем Новгороде были посвящены экономике России на рубеже веков.

10 декабря 2019 г. Благотворительный фонд Князя Димитрия Романова провел в Нижнем Новгороде Романовские чтения.

Они прошли в нижегородском филиале НИУ ВШЭ и были посвящены теме «Развитие российской экономики в конце XIX — начале XX в.в.: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, технологические открытия, торговля, Нижегородская ярмарка».

Проект «Память времен», поддержанный грантом Президента РФ, направлен на популяризацию объективной истории России времен династии Романовых. Соорганизаторами чтений выступили нижегородский филиал НИУ ВШЭ, Общественная палата г. Нижний Новгород, Центр краеведческих исследований ИМОМИ НГУ им. Н.И.Лобачевского, Общество «Нижегородский краевед», а также нижегородский Государственный музей ордена Почета А.М. Горького.

Соловьев Кирилл Андреевич, д.и.н., профессор Школы исторических наук Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», главный научный сотрудник Института российской истории РАН. -«Кто правил самодержавной Россией. Феномен бюрократического государства»

Федосов Петр Анатольевич, к.и.н., доцент -«Цари и сановники — Case study: Романовы и Муравьевы»

Абакумов Станислав Николаевич, к.и.н., доцент, сотрудник Академии ФСО России -«Общественно-политическая деятельность представителей семьи Романовых на территории Орловской области в к. XIX — н. XX вв.»

Аронов Дмитрий Владимирович, д.и.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права «Орловского государственного университета имени И.С, Тургенева» -«Председатель первой Государственной думы С.А.Муромцев: крупнейший общественный деятель XIX в.»

Проект «Память времен» в Нижнем Новгороде

10 декабря в 11.00 в здании НИУ Высшая школа экономики по адресу Нижний Новгород, ул. Большая Печерская, 25/12 состоятся Романовские чтения проекта «Память времен», организуемые Благотворительным фондом Князя Димитрия Романова с использованем гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Общественно-политическая деятельность представителей семьи Романовых на территории Орловской области в к. XIX-н. XX вв. Абакумов С.Н. — к.и.н., доц., сотрудник Академии ФСО РоссииКомандный состав штаб- и обер-офицеров Орловского пехотного/мушкетерского полка в военных кампаниях второй половины ХVIII столетия. Цыбаков Д.Л. — доктор политических наук, профессор кафедры политологии и государственной политики Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. В ходе Романовских чтений в Орле состоялась встреча руководителя проекта «Память Времен» с учеными-историками.

Проект «Память времен» реализуется с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов.

Романовские чтения в Орле были посвящены выдающимся деятелям государства -выходцам из дворянства и других сословий империи.

25 ноября 2019г. Фонд князя Димитрия Романова провел в Орле в рамках проекта «Память времен» чтения по истории России конца XIX — начале XX в.в. на тему: «Опоры государственной власти : выдающиеся деятели государства, роль дворянства, система сословий, социальная мобильность».

Проект «Память времен» в городе Орел

25 ноября в 11:00 в здании Среднерусского института управления филиала РАНХиГС в рамках проекта «Память времен» состоятся Романовские чтения, организуемые Благотворительным фондом Князя Димитрия Романова с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов.

Арцишевский И.С. — Центр эффективных коммуникаций. «Дворянское воспитание в начале XX века»

Иванов А.А. — д.и.н., Санкт-Петербургский государственный университет. «Николай II и русские правые»

Мелентьев Ф.И. — к.и.н., Государственный архив РФ. «Российская империя глазами наследников царя-освободителя»

Лукоянов И.В. — д.и.н., Санкт-Петербургский институт истории РАН «Негласные корреспонденты Николая II»

Котов А.Э. — д.и.н., Санкт-Петербургский государственный университет. «Русский консерватизм в 80-90-е гг. XIX в.»

Мироненко С.В. — д.и.н., профессор, Государственный Архив РФ. «Распутин и «распутинщина» как политическая реалия времен Николая II»

Русский консерватизм в 80-90-е гг. XIX в. Котов А.Э. — д.и.н., доцент Института истории СПбГУИмператор Николай II и русские правые. Иванов А.А. — доктор исторических наук, профессор кафедры Новейшей истории России Института истории СПбГУВласть и общество в период Первой Думы: был ли возможен диалог? Ведерников В.В. — к.и.н. Санкт-Петербургского государственного технологического института СПбГТИ(ТУ) Руководитель проекта «Память Времен» обсудил с учеными Санкт-Петербурга актуальность изучения темы монархии.

Проект «Память времен» реализуется с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов.

Романовские чтения в Санкт-Петербургском государственном университете в рамках проекта «Память времён»

Проект «Память времен» реализуется с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов.

Большая императорская семья в пореформенной России. Андреев Д.А. — к.и.н., заместитель декана по научной работе Исторического факультета МГУ им.М.В.ЛомоносоваДинастия и бюрократия в эпоху Великих реформ и в пореформенные десятилетия. Мамонов А.В. — к.и.н., с.н.с. ИРИ РАН, заместитель главного редактора журнала «Российская история» Романовские чтения проекта «Память времен» в Санкт-Петербурге

Проект «Память времен» реализуется с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов.

«Россия и мир — внешняя политика и безопасность империи в конце XIX– начале ХХ веков». Ревякин А.В. — д.и.н. профессор МГИМОАндреев Д.А. — к.и.н., заместитель декана по научной работе Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Лекция

Мамонов А.В. — к.и.н., с.н.с. ИРИ РАН, заместитель главного редактора журнала «Российская история»

Гайда Ф.А. — д.и.н., доцент Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Лекция

Ревякин А.В. — д.и.н., профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД РФ. Лекция

Интервью с С.В. Мироненко научным руководителем ГАРФ

Проект «Память времен» в Доме Русского Зарубежья г. Москва

Проект «Память времен» реализуется с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов.

Интервью с В.А. Москвиным директором Дома Русского Зарубежья им.А.Солженицына

Интервью с Р.Г. Пихоя гл. редактором журнала «Российская история»

Интервью с А.В. Мамоновым заместителем главного редактора журнала «Российская история».

Открытие проекта состоится 18 сентября 2019 г. в Доме русского зарубежья им.А.И.Солженицына

Приглашаем всех желающих 18 сентября 2019 г. в 11:00 в Дом русского зарубежья им.А.И.Солженицына.

Встреча команды проекта «Память времен» с ведущими историками.

Проект «Память времен» реализуется с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов.

Благотворительный Фонд Князя Дмитрия Романова. Рюриков Д.Б. 06-08-2019

Проект «Память времен» получил грант Президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов.

Проект «Память времен» станет первым этапом большого проекта по восстановлению и популяризации объективной истории России времен династии Романовых.

17 мая 2019 года. Светлая память Димитрию Романову в день его 93-летней годовщины со дня рождения!

Троюродный племянник последнего русского императора, человек, связанный династическими узами со многими августейшими домами Европы, он всю свою долгую жизнь служил России. Родина всегда была в центре его мыслей и поступков.

«Романов Бал» — «Однажды в декабре…» 20 декабря 2018 года г. Санкт-Петербург.

Дамы и кавалеры кружатся в такт венского вальса в старинном особняке Великого Князя Михаила Романова — казалось бы, обычная для Санкт-Петербурга история. Однако, этот бал не совсем привычный.

Заседание совета попечителей благотворительного фонда князя Димитрия Романова

28 ноября 2018г. в московском Доме русского зарубежья имени А.И.Солженицына состоялось расширенное заседание Совета попечителей Фонда князя Димитрия Романова. В заседании приняли участие члены Совета попечителей, а также известные российские историки Р.Г. Пихоя и Л.А.Лыкова. Обсуждались направления и планы работы Фонда в 2019г.г.

К столетию гибели Романовых

16-18 июля 2018г. в Санкт-Петербурге находилась княгиня Доррит Романова, которая приняла участие в мероприятиях по случаю трагической гибели Императорской семьи в Екатеринбурге 17 июля 1918г..

Княгиня Доррит Романова в Москве посетила могилу князя Николая Николаевича-младшего

25 мая в ходе пребывания в Москве княгиня Доррит Романова посетила Храм Христа Спасителя, а также возложила цветы к могиле деда Димитрия Романова Великого князя Николая Николаевича-младшего, перезахороненного с супругой в 2015г. в Храме-часовне Преображения Господня близ Мемориального парка героев Первой мировой войны.

92-летие князя Димитрия Романова

23 мая 2018г. в Доме русского зарубежья состоялся вечер, посвященный 92-летию князя Димитрия Романова. На вечер были приглашены российские и зарубежные дипломаты, депутаты Государственной и Московской думы, представители Совета Федерации, видные деятели науки, искусства и культуры, бизнесмены, представители СМИ.

«Русские эмигранты в Дании» Выставка в Москве

21 февраля 2018 года в Доме Русского Зарубежья им. А. Солженицына состоялось открытие выставки «Русские эмигранты глазами датской художницы Анне Гюрите Шутт».

На выставке представлена серия портретов эмигрантов из России и их родственников.

Романовы избрали нового председателя «Объединения членов рода Романовых». Впервые семью будет представлять женщина.

После смерти Димитрия Романович в семье был объявлен неофициальный траур сроком на полгода, и в этот период было решено не проводить каких-либо организационных собраний. Осенью 2017 года настало время созвать ассамблею для решения ключевых и важнейших вопросов объединения.

В память о князе Димитрии Романове

Год назад 31 декабря 2016г. Димитрий Романович Романов ушел из жизни и был похоронен в Копенгагене. После периода траура и скорби пришло время размышлений о создавшейся ситуации и дальнейшей судьбе Фонда. Было решено, что продолжение и расширение деятельности Фонда позволит наилучшим образом сохранить память о Димитрие Романове — замечательном светлом человеке, который всю свою жизнь был верным сыном России.

Ушел из жизни князь Димитрий Романов

31 декабря 2016 года в Дании на 91-м году жизни ушел из жизни князь Димитрий Романович Романов — Председатель Благотворительного Фонда князя Димитрия Романова. С 1993 года, после выхода на пенсию, Димитрий Романов все свое время посвятил гуманитарной работе в России и странах СНГ.

Дмитрий Медведев вручил орден Александра Невского князю Димитрию Романовичу

6 октября 2016 года Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев вручил орден Александра Невского князю Димитрию Романовичу. Этой наградой отмечен большой вклад старшего в роду Романовых в распространение за рубежом знаний об историческом и культурном наследии России и содействие укреплению международных гуманитарных связей.

Выставка творческих работ иконописца-реставратора Кобзаря В. А.

16 мая 2015 г., в Музейно-выставочном центре г. Серпухова совместно с Благотворительным фондом князя Димитрия Романова, Русским географическим обществом, в рамках празднования 1000-летия памяти святого равноапостольного князя Владимира — Крестителя Руси и явления чудотворной иконы «Неупиваемая чаша», прошла выставка творческих работ иконописца-реставратора Кобзаря В. А.

Выставка «Церковь и Искусство»

12 июня 2014 года в г. Малоярославец, Калужской обл. в музейно-выставочном центре им. И.А.Солдатенкова состоялось торжественное открытие первой в рамках года Культуры выставки «Церковь и Искусство», посвященной 900-летию памяти священномученика Кукши, 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, и 400-летию дома Романовых.

События в Боровске

26 октября 2013г. в г.Боровске Калужской области состоялись мероприятия, посвященные 400-летию восшествия на российский престол династии Романовых. Была открыта памятная доска в честь пребывания в Боровске Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Александровича (брата Императора Николая II).

О венском романовском бале

25 мая 2013г. Князь Димитрий Романович Романов с супругой Доррит по приглашению Оргкомитета были гостями Одиннадцатого благотворительного Венского Бала в Москве, посвященного 400-летию восшествия на российский престол Михаила Федоровича Романова.

Открытие Феодоровского собора Божией Матери

К 300-летию царствования Дома Романовых в 1913 году в самом центре Северной столицы в пяти минутах ходьбы от Невского проспекта на пересечении Полтавской и Миргородской улиц был возведен уникальный храм-собор Феодоровской иконы Божией Матери — фамильной иконы двух правивших в России династий: Рюриковичей и Романовых.

Романов в Доме русского зарубежья

24 мая 2013 г. Димитрий Романович Романов с супругой посетил Дом русского зарубежья имени А.И.Солженицына. Его приветствовал директор Дома известный деятель науки и культуры России В.А Москвин, благодаря усилиям которого сохраняется и умножается огромное культурно-историческое наследие русской эмиграции ХХ века

Открытие памятника Великому князю Александру Михайловичу Романову

19 июля 2012г. Димитрий Романович Романов принял участие в открытии памятника Великому князю Александру Михайловичу Романову. Торжественное открытие памятника состоялось на территории «Санкт-Петербургского Парусного клуба

Награждение «Орденом Дружбы»

В июне 2011 года указом президента России Димитрий Романович был награждён «Орденом Дружбы» за «большие достижения в укреплении дружбы и культурного сотрудничества между Россией и Королевством Дании и за достижения в качестве председателя Фонда князя Димитрия Романова».

День Национального Единства 2008 г.

3 ноября 2008г. князь Д.Р.Романов с супругой в Москве участвовали в организованной Правительством Москвы конференции соотечественников и торжественном приеме в Кремле по случаю национального праздника России – Дня Единства. Д.Р.Романова и супругу принял в Кремле В.В. Путин.

Перезахоронение останков матери Николая II

В 2006 г. Д.Р.Романов внес большой личный вклад в организацию перезахоронения в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга останков супруги Александра III, матери Николая II, Вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, урожденной датской принцессы Дагмар, ушедшей из жизни в 1928 г.

Где работают принцессы: благотворительность семьи Романовых

Многое из опыта работы ведомств и комитетов, описанных в книге «Благотворительность семьи Романовых», может пригодиться благотворителям наших дней

Александр Соколов, Игорь Зимин. Благотворительность семьи Романовых. XIX – начало XX в. Повседневная жизнь Российского императорского двора. – М., Центрполиграф, 2015. Фото с сайта centrpoligraf.ru

Царская династия была щедра на милостыню. Сведения о такой традиционной форме благотворительности есть с начала ХVII века. Но системный характер благотворительная деятельность Романовых приобрела в конце ХIХ начале ХХ века. Именно тогда благотворительность с личным участием и под управлением членов императорской фамилии приобрела небывалый размах, опередив свою эпоху.

О том, как зарождалась и развивалась благотворительность Дома Романовых, рассказывается в новой книге, которая вышла в 2015 году в издательстве «Центрполиграф». Книга Александра Соколова и Игоря Зимина «Благотворительность семьи Романовых» на сегодняшний день является самым подробным изданием по этой теме. Даже бегло пролистать ее – весьма интересно.

Больше, чем благотворительность

В царской России отсутствовала государственная социальная политика, поэтому благотворительность была не только способом государя показать заботу о подданных, но и чуть ли не единственной реальной возможностью помочь нуждающимся. Крупные благотворительные организации (тогда их роль выполняли ведомства и комитеты) действовали под непосредственным руководством государя и других членов фамилии. Система расширялась и совершенствовалась. В 1862 году министру внутренних дел было разрешено утверждать уставы благотворительных обществ и заведений, тогда как раньше это было прерогативой императора. К ХХ столетию подобные благотворительные ведомства стали важнейшим элементом социальной поддержки в России.

Императрица как эффективный менеджер

Большое внимание благотворительности традиционно уделяла вдовствующая императрица. Потеряв супруга, она сохраняла статус и могла содержать свой двор. Удивительно, но императрицы зачастую бывали не только номинальными покровительницами, как сказали бы сейчас, лицом благотворительных проектов, но и реально (и весьма активно) ими руководили.

Пожалуй, самый серьезный вклад в развитие благотворительности внесла Мария Федоровна, супруга императора Павла. Свои первые благотворительные проекты она осуществляла в Павловске, где в частности под ее началом делались прививки от оспы, а также была открыта и содержалась школа для бедных детей.

Мария Федоровна создала в России целый комплекс социальных учреждений. Она составляла учебно-воспитательные программы подведомственных учреждений, занималась финансами, кадрами, входила во все подробности жизни учебных заведений и воспитательных домов. Руководитель-женщина, это, согласитесь, не совсем типично для начала ХIХ века.

Безупречная репутация и благочестие Марии Федоровны резко контрастировали с нравами эпохи. Мария Федоровна пережила своего старшего сына Александра I и невестку и скончалась в 1828 году. Внутренняя структура ведомства учреждений императрицы Марии была довольно сложной и неоднократно менялась.

В какой-то степени делами ведомства императрицы Марии Федоровны занималась и супруга Александра II Мария Александровна (Мария Гессен-Дармштатская), в зону ее ответственности в частности входило попечение над женскими институтами. В конце ХIХ – начале ХХ века отношение к женскому образованию было иное, чем к мужскому. От девиц тогда многого не требовали, ожидая от них в будущем успехов не в науках, а на поприще материнства. Но наличие такой патронессы, как императрица, позволило совершить некоторые шаги, по тем временам довольно радикальные.

В частности, Мария Александровна посодействовала тому, что воспитанницы институтов получили летние каникулы (у этой идеи, как ни странно, было очень много противников), и именно при ее поддержке инспектором в Смольный институт был назначен выдающийся педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

Последние Романовы

Русские цари за исключением Петра I традиционно общались с узким кругом приближенных и нечасто показывались на публике. В глазах народа царские особы были небожителями. С начала ХIХ века ситуация стала меняться. Развитие общественной жизни и государственных институтов потребовало решения большего количества управленческих задач, это вызвало расширение круга общения Романовых.

Благотворительность для последних Романовых была не одной лишь обязанностью, но и личным человеческим вкладом. Деятельность супруги Николая II Александры Федоровны определялась не только ее статусом, но и непростыми жизненными обстоятельствами. Став матерью, императрица близко к сердцу приняла проблемы материнства и детства.

Одним из ее первых крупных благотворительных проектов было финансирование «Школы нянь» в Царском селе, это учреждение было рассчитано на 50 воспитанниц, которых в течение двух лет обучали самому прогрессивному для того времени уходу за ребенком. Воспитанницы находилась на полном пансионе, кроме того при школе был приют на 50 детей.

Во втором десятилетии ХХ века под покровительством Романовых был создан ряд новых благотворительных структур. В 1913 году для призрения сельских детей был организован Романовский комитет, находившийся под покровительством императора, и Попечительство по охране материнства и детства, созданное под покровительством императрицы.

Вступление России во вторую мировую войну привело к появлению новых проектов, предназначенных для помощи разным категориям пострадавших. Крупнейшая из этих структур была создана в 1914 году и названа в честь дочери Николая II, Татьяны. «Комитет ее императорского величества великой княжны Татьяны Николаевны по оказанию временной помощи пострадавшим от военных бедствий». Сокращенно комитет назывался Татьянинским, а финансировался он на три четверти из государственных средств, а на четверть – из пожертвований.

В 1914 году был создан так же «Особый Петроградский комитет ее императорского величества великой княгини Ольги Николаевны по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну», называемый так же Ольгинским или Петроградским. Этот комитет тоже привлекал благотворительные пожертвования.

Из личной копилки – в фонд

По общему числу благотворительных обществ и заведений ведомства и комитеты дома Романовых занимали третье место после Министерства внутренних дел и Синода, социальную помощь получали тысячи человек. Благотворительные ведомства под покровительством Дома Романовых сочетали в себе элементы государственных структур и общественных организаций.

На благотворительность Романовы тратили весьма значительные суммы из собственных доходов, часто для того, чтобы поддержать свои проекты им приходилось сокращать личные расходы.

Принцессы в лазарете

Члены семьи последнего самодержца помогали и личным трудом. Благотворительной деятельностью была известная старшая сестра императрицы великая княгиня Елизавета Федоровна, которая в частности организовала Марфо-Мариинскую обитель милосердия и сама немало в ней потрудилась.

С началом Первой мировой войны императрица Александра Федоровна развернула в помещениях Зимнего дворца госпиталь, где она трудилась вместе с дочерями, помогая раненым – венценосные сестры милосердия ассистировали при операциях и перевязывали раны. Рассказы об этой помощи стали уже хрестоматийными и воспринимаются как само собой разумеющееся, но попробуйте сейчас представить дочь министра или внучку депутата, которая помогает хирургу в операционной или работает в гнойной перевязочной… Все-таки есть в благотворительности царской фамилии много такого, к чему нам еще долго предстоит возвращаться.

Александр Соколов, Игорь Зимин. Благотворительность семьи Романовых. XIX – начало XX в. Повседневная жизнь Российского императорского двора. – М., Центрполиграф, 2015.

2016. 04. 015. Соколов А. Р. , зимин И. В. Благотворительность семьи Романовых. XIX — начало XX В. Повседневная жизнь российского Императорского двора. — М. ; СПб. : Центрполиграф: русская тройка — СПб. , 2015. — 604 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

автора, вновь, как и более 100 лет назад, эти книги могут стать ведущим вектором исламизации региона Поволжья.

О.В. Большакова

2016.04.015. СОКОЛОВ А.Р., ЗИМИН ИВ. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ СЕМЬИ РОМАНОВЫХ. XIX — НАЧАЛО XX в. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ДВОРА. — М.; СПб.: Центрполиграф: Русская тройка — СПб., 2015. -604 с.

Ключевые слова: Россия, конец XIX- начало XXв.; благотворительность; императорская семья; российский императорский двор.

Книга российских исследователей А.Р. Соколова и д-ра ист. наук, профессора И.В. Зимина представляет собой всесторонний анализ деятельности российских благотворительных учреждений XIX — начала XX в., которым покровительствовали члены императорской семьи. Благотворительные ведомства, комитеты, общества и находившиеся в их составе попечительские учреждения осуществляли весомую и достаточно разнообразную для своего времени поддержку различных категорий нуждавшихся.

Источниковую базу монографии составили архивные материалы (ОР РНБ, РГИА, ЦГИА СПб.), опубликованные официальные документы, мемуарная литература и дневники. Авторы использовали также научную литературу конца XIX — начала XX в. и современные исследования, в том числе англоязычные. Книга имеет следующую структуру: введение, четыре части и заключение.

Во введении авторы отмечают, что «личная благотворительность в форме традиционной милостыни осуществлялась Романовыми с начала XVII в., однако организованный, системный характер это явление приобрело только в имперский период русской истории» (с. 7). К XX столетию благотворительные ведомства императорской семьи стали важнейшим элементом системы социальной поддержки в России. Они пережили Первую мировую войну и Февральскую революцию 1917 г., продолжали функционировать при Временном правительстве и даже некоторое время при советской власти (последние из них прекратили свое существование в начале 1918 г.).

В первой части книги рассматриваются мотивация, традиции и организационно-правовые формы благотворительности дома Романовых. Авторы подчеркивают, что особенности благотворительности в России обусловила «присущая самодержавию парадигма персонификации власти, олицетворявшейся монархом…» (с. 9). Женщины фамилии Романовых традиционно покровительствовали благотворительности. Традиции милосердия в России существовали в течение многих веков, осуществляясь изначально под воздействием христианского представления о спасении души. Такой подход сохранился и в эпоху капитализма. На рубеже ХУШ-Х1Х столетий начало масштабной благотворительной деятельности положила супруга Павла I Мария Федоровна, взявшая под свое покровительство основанные Екатериной II благотворительные учреждения и создавшая собственный комплекс учебно-воспитательных, медицинских и богадельных организаций — «Ведомство учреждений императрицы Марии» (1797). В 1812 г. было создано Санкт-Петербургское женское патриотическое общество под покровительством императрицы Елизаветы Алексеевны. В 1816 г. создается Императорское человеколюбивое общество под личным покровительством правящего монарха.

Проявлением личной благотворительности императорской фамилии были финансовые пожертвования отдельных ее членов. Среди них авторы выделяют вышеупомянутую Марию Федоровну, пожертвовавшую на благотворительные цели 1 241 478 руб. серебром и 515 389 руб. ассигнациями. Пожертвования супруги Александра I Елизаветы Алексеевны по записи 1884 г. составили 1 510 597 руб. ассигнациями (с. 43).

Во второй половине XIX в. появилось еще одно обстоятельство, побуждавшее Дом Романовых поддерживать традиции благотворительности, — императорская семья «оказалась под пристальным вниманием общественного мнения» (с. 52). Теперь Романовы вынуждены были прислушиваться к голосу общественности. Понимая это, Александр II пожертвовал 1 млн руб. на благотворительные цели и лично посещал женские институты, несмотря на то что специально не занимался делами благотворительности. Александр III, вопреки поверхностной осведомленности о деятельности благотворительных учреждений, вместе с супругой посещал женские институты и знакомился с отчетами по Ведомству императри-

цы Марии и Человеколюбивому обществу. Отношение Николая II к женским институтам не отличалось от взглядов на них его предшественников. Он интересовался здоровьем воспитанниц, но «совершенно не понимал образовательных и воспитательных задач, которые время ставило перед женскими учебными заведениями России в канун XX столетия» (с. 56).

К членам императорской семьи, которые не ограничивались поверхностным знакомством с благотворительными учреждениями, авторы относят великих княгинь Елену Павловну и ее дочь Екатерину Михайловну, занимавшихся управлением несколькими благотворительными учреждениями. В какой-то степени этим же занималась великая княгиня Александра Петровна, супруга вел. кн. Николая Николаевича, сына Николая I. В начале XX в. широкую известность получила деятельность великой княгини Елизаветы Федоровны, возглавившей в 1904 г. благотворительный Комитет для оказания помощи воинам, пострадавшим в сражениях Русско-японской войны. Кроме того, Елизавета Федоровна была покровительницей нескольких учреждений призрения, участвовала в управлении благотворительными организациями. Как пишут авторы, «в соответствии с традицией почти все члены императорской фамилии состояли покровителями или председателями правлений благотворительных ведомств, комитетов, обществ и отдельных учреждений» (с. 71). В то же время роль представителей императорской фамилии как благотворителей определялась наличием времени на такого рода деятельность и личными качествами каждого члена семьи. «Не все Романовы обладали соответствующими знаниями и способностями», — утверждают А.Р. Соколов и И.В. Зимин (там же). Тем не менее крупные благотворительные ведомства и общества Дома Романовых играли значительную роль в общероссийском призрении. Они занимали ведущие позиции по многим направлениям социальной помощи, что «позволило сохраниться им в виде единого комплекса учреждений призрения после свержения монархии» (с. 180).

Вторая часть книги посвящена помощи бедным в контексте социальной политики Романовых. Первые попытки организовать призрение бедных в богадельнях относятся ко времени правления царя Федора Алексеевича. Однако система постоянно действовавших специализированных учреждений подобной направленности

начала создаваться только в конце XVIII — начале XIX в. Многие учреждения принадлежали Ведомству Марии Федоровны и Человеколюбивому обществу. В российском законодательстве не было четких критериев нужды, при этом у каждого сословия были свои представления о бедности. Традиционно нуждавшимися считались нищие. В 1833 г. для богаделен, находившихся в ведении Министерства внутренних дел, были приняты правила, согласно которым, по распоряжениям губернского начальства туда определялись «нищие из разночинцев, не принадлежащие ни к каким обществам и не имеющие родственников, кои согласились бы дать им содержание, в том случае, когда они впали в убожество от несчастных обстоятельств, сиротства, старости или дряхлости и когда по состоянию здоровья не могут трудами снискивать пропитание» (цит. по: с. 188-189). В 1904 г. к ним было сделано дополнение — право на помощь получали «бродяги, признанные по освидетельствованию неспособными следовать в ссылку, а также имеющие ко времени отправления более 60 лет от роду» (цит. по: с. 189).

Участие России в Первой мировой войне поставило перед властью вопрос об организации массового призрения фронтовиков и членов их семей, гражданских лиц, пострадавших во время боевых действий, и беженцев. В эту работу были вовлечены благотворительные ведомства, комитеты и общества под покровительством Дома Романовых, в том числе Ведомство императрицы Марии, Императорское человеколюбивое общество, Романовский комитет и Морское благотворительное общество под председательством вел. кн. Ксении Александровны. С самого начала войны функционировали Татьянинский и Ольгинский комитеты. Татьянинский комитет имел статус негосударственного, что позволяло широко привлекать к работе в нем общественность. Созданный 11 августа 1914 г. Верховный совет по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов возглавила императрица Александра Федоровна. Это должно было «олицетворять заботу монаршей власти о защитниках Отечества и их родных» (с. 314).

Третья часть монографии посвящена участию императорской фамилии в деле воспитания «полезных обществу граждан». Как отмечают авторы, «важнейшим направлением работы благотворительных ведомств под покровительством Дома Романовых было

призрение детей и юношества» (с. 361). Во второй половине XIX в. это направление стало приоритетным для учреждений императрицы Марии. Значительную роль в призрении несовершеннолетних играло Человеколюбивое общество и созданное в конце XIX в. Попечительство о домах трудолюбия и работных домах.

Социальная помощь детям и юношеству осуществлялась в различных формах в зависимости от возраста, семейного и сословного положения питомцев. Последние делились на подкидышей, сирот, полу-сирот и детей, имевших родителей или близких родственников. До второй половины XIX в. учебно-воспитательное призрение имело сословный характер, затем сделалось всесословным. Питомцы находись на штатных вакансиях, а сверхштатные вакансии содержались благотворителями, «в качестве которых могли выступать частные лица, включая членов императорской фамилии, различные общественные организации, в том числе благотворительные, которые располагали средствами, но не имели своих учреждений призрения» (с. 363).

На рубеже XIX-XX вв. в благотворительных учреждениях Дома Романовых начали осуществляться преобразования, имевшие целью совершенствование и расширение социальной помощи. Они были обусловлены «переменами, происходившими в общественной жизни страны в период ускоренной модернизации» (с. 472-473). Реформированию подверглись прежде всего Воспитательные дома. Кроме того, были утверждены предложения по уменьшению смертности среди питомцев, о правилах приема детей в Воспитательные дома. Эти и другие направления реформирования были определены созданной в 1889 г. комиссией по преобразованию Воспитательных домов под председательством В. А. Нейгардта.

К началу XX столетия в целом был усовершенствован порядок управления детско-юношескими учреждениями призрения, завершилось формирование организационно-правовых основ их деятельности. К управлению этими учреждениями на местах все шире и активнее привлекалась общественность. Воспитательные дома и Ведомство детских приютов накопили огромный опыт работы и «могли стать базой для организации единой государственной системы призрения детей и юношества, вопрос о необходимости создания которой активно обсуждался общественностью» (с. 533).

В четвертой части книги рассматривается благотворительная помощь слепым и глухонемым. Власть впервые обратила внимание на слепых при Петре I. Согласно указу 1723 г., незрячих, не имевших пристанища, предписывалось помещать в богадельни. Первые серьезные опыты призрения слепых в эпоху капитализма относятся к 1880-1890-м годам. Помимо собственно призрения помощь слепым и глухонемым включала в себя «ряд мероприятий медицинского и социально-психологического характера, специальное образование и профессиональное трудовое обучение» (с. 534). Подобная поддержка оказывалась как детям, так и взрослым.

К началу 1890-х годов помощь слепым оформилась в самостоятельную отрасль. Это произошло благодаря усилиям председателя Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых К.К. Грота. Вопросы помощи стали обсуждаться на ведомственных съездах, в которых участвовали и сами слепые. С 1884 г. Попечительство о слепых начало открывать губернские училища для слепых, которые содержались за счет пожертвований, иногда значительных. Так, пишут авторы, в 1886 г. купец Клочков «пожертвовал училищу слепых в Воронеже каменный дом с мезонином, двумя флигелями, хозяйственными постройками и садом» (с. 557-558). Кроме того, без помощи государства в 1903 г. в Петербурге было создано Братство во имя Христа Спасителя для помощи слепым.

На рубеже XIX-XX вв. получило развитие призрение глухонемых. В 1898 г. было создано Попечительство императрицы Марии Федоровны о глухонемых. Деятельность императорских ведомств в сфере призрения слепых и глухонемых «свидетельствовала о перспективности взаимодействия власти и общества в этой сфере» (с. 593).

В заключении авторы пишут, что благотворительность Дома Романовых, призванная продемонстрировать заботу самодержавия о подданных, в первой половине XIX столетия «одновременно становится средством решения задач в сфере социальной помощи» (с. 594). Во второй половине XIX в. под воздействием изменившихся исторических условий Дом Романовых поддерживал и развивал благотворительность, модернизировал благотворительные учреждения с целью сохранения авторитета монархии. «Организационно благотворительные ведомства и комитеты Дома Романовых были самостоятельными и ревниво оберегали свою независи-

мость», — отмечают авторы (с. 597). При этом они широко привлекали общественность к решению социальных задач, что находило свое выражение как в пожертвованиях, так и в участии общественности в управлении учреждениями призрения на местах. Как пишут Соколов и Зимин, «многое из опыта работы ведомств и комитетов под покровительством Дома Романовых может быть востребовано и в наши дни» (с. 599).

О. В. Бабенко

2016.04.016. ГРЕБЕНКИН И.Н. ДОЛГ И ВЫБОР: РУССКИЙ ОФИЦЕР В ГОДЫ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И РЕВОЛЮЦИИ. 19141918 гг. — М.: АИРО-XXI, 2015. — 528 с.

Ключевые слова: Россия; Первая мировая война; революция 1917 г.; русская армия, офицерский корпус.

Монография д-ра ист. наук И.Н. Гребенкина посвящена исследованию офицерского корпуса русской армии как социальной группы и профессионального сообщества в условиях социально-политического кризиса в России периода Первой мировой войны и Революции 1917 г. Обращение к этой теме автор обосновывает необходимостью всестороннего изучения феномена русского офицерства, что подразумевает отказ от «всевозможных, ставших привычными, политизированных апологий и житейских штампов» (с. 9). Необходимо увидеть в русском офицере «не схему, обусловленную традицией и институциональным статусом, а сообщество, в котором отразились процессы модернизации страны начала ХХ века» (там же).

Монография состоит из введения, 14 глав и заключения. Первые две главы охватывают предвоенные десятилетия. Автор приходит к выводу о том, что военные реформы второй половины XIX в. положительно сказались на развитии офицерского корпуса, который по своим профессиональным качествам должен был соответствовать требованиям наступившей эпохи массовых армий. Перемены выразились, прежде всего, в «постепенной демократизации армии и улучшении специально-образовательного уровня офицерства» (с. 68). Однако социально-политические условия в России рубежа XIX-ХХ вв. в значительной степени тормозили эти процессы. К 1914 г. русский офицерский корпус «не завершил свое