Богослужения в храмах кобрина

Свято-Петропавловская церковь Кобрина

Кобрин довольно большой город в Брестской области нашей страны, история Кобрина насчитывает уже многие сотни лет. Не удивительно, что на территории города собралась целая россыпь великолепных церквей, соборов и храмов, относящихся к различным периодам развития религии. Церкви Кобрина относятся к православным и католическим конфессиям. Познакомимся с их историей.

Свято-Петропавловская церковь Кобрина

Точная дата постройки этой церкви неизвестна, первые упоминания о ней появляются в 1465 г. Во времена Суворова эта церковь находилась в центре города, недалеко от его дома. Сам Суворов был очень набожным человеком, не пропускал ни одной службы и сам пел в хоре церкви Кобрина. До сих пор здесь хранят его псалтырь. В 1912 г. церковь обновили и перевезли на новое место, где она стоит до сих пор, а на её старом месте собирались строить новый помпезный храм, который так и не был построен из-за начавшейся Первой мировой войны. Нужно заметить, что только Свято-Петропавловская церковь не была закрыта во времена советской власти, и служения в ней не прекращались ни на один день. От разорения и закрытия её спасло имя Суворова.

Свято-Николаевская церковь Кобрина

Мне кажется, что церкви Святого Николая – самые распространенные, например, в Бобруйске тоже есть Свято-Никольский храм. Первая Свято-Николаевская церковь в Кобрине была построена в 15 веке, но в 1835 г. храм сгорел. Нынешнюю церковь 1750 г. постройки перевезли из села Новосёлки, где был упразднен монастырь. Церковь понадобилась из-за частых разливов реки Мухавец из-за которых православные прихожане не могли попасть на службы, которые проводились в центре города. Перенос здания состоялся в 1939 г., где и стоит до сих пор. Во время советского союза церковь Кобрина закрыли, некоторое время она пустовала, потом в ней был организован овощной склад. В настоящее время к ней пристроили притвор, а во дворе поставили трёхъярусную колокольню.

Католический храм Успения Пресвятой Девы Марии в Кобрине

Есть в Кобрине храм католический, построенный в 1843 г. на средства прихожан. Архитектор Носов построил его в стиле классицизм и украсил фасад скульптурами. Во время войны храм не пострадал, а во время советской власти избежал сноса из-за того, что его в своё время запечатлел знаменитый художник Наполеон Орда. Много лет здание пустовало, а в 1990 г. снова было передано верующим, после чего храм Успения Пресвятой Девы Марии в Кобрине отремонтировали, и теперь в нём ведутся службы.

Александро-Невский собор

И снова провожу аналогию с нашим Бобруйском: у нас в Бобруйской крепости как раз восстанавливают собор Александра Невского, взорванный в 30-х годах! Собор Александра Невского в Кобрине построен на месте захоронения солдат, погибших в 1812 г. во время сражения с армией Наполеона. Строительство каменного собора началось в 1864 г. Уже в 1866 г. собор был освящен, а на пять его глав были водружены позолоченные кресты. В 1960 г. Александро-Невский собор был закрыт, в нём собирались сделать планетарий и изменить его вид. Планетарий находился в этом здании недолго, после этого здесь же показывали бесплатные фильмы, потом сделали музей, и в конце здание было передано архиву. В 1989 году собор Кобрина вернули верующим, после чего сразу же начались реставрационные работы. В 1990 г. Александро-Невский собор был заново освящен.

Свято-Георгиевская церковь Кобрина

Ещё одна церковь Кобрин была построена на территории старого христианского кладбища в 1889 г. Есть предположение, что её перестроили из упраздненной ранее Пречистенской церкви, об этом говорят некоторые зафиксированные документально факты. Во время Советского Союза Свято-Георгиевская церковь была закрыта, как и многие другие церкви на территории БССР. После распада СССР храм восстановили и снова освятили в 2005 г. По ссылке вы можете познакомиться с историей Свято-Георгиевского храма моего города.

Церковь в честь Рождества Христова

В последние годы город Кобрин стал расширяться, увеличилась численность населения. Многие верующие, живущие в новых микрорайонах, стали ощущать нехватку времени и возможности посещать церкви и храмы Кобрина, находящиеся в центральной и заречной частях города. В связи с этим в 2004 г. в день 60-летия освобождения Кобрина была заложена новая церковь Рождества Христова. Для нового храма была выбрана самая высокая точка в городе. Кроме того, по проекту храм должен стать самым высоким и самым вместительным в городе. Уже некоторое время службы проходят в построенном здании, но внутренние работы пока ещё ведутся.

Свято-Введенский храм Кобрина

Ещё один удалённый от центра район нуждался в собственной церкви. Вскоре на территории бывшего военного городка возник Свято-Введенский храм. Его организовали в бывшей офицерской лётной столовой. Для этого здание пришлось переделать и переоборудовать. Рядом строится новое здание храма Кобрина, которое уже в ближайшее время сможет проводить службы и принимать большое количество верующих.

Вот такой религиозный тур в храмы и церкви Кобрина получился у меня этим октябрьским вечером! А как дела у вас? 🙂

Кобринский Спасский женский монастырь

С первой половины XIV столетия Кобрин являлся центром одноименного княжества. При Спасской городской церкви одним из потомков князя Ольгерда, сына Гедиминова, последним представителем мужской линии из рода князей Кобринских – Иоанном Семеновичем и его матерью вдовой княгиней Иулианией Семеновной и была основана Кобринская обитель. У известного церковного ученого митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) в его монументальном труде «История Русской Православной Церкви» впервые монастырь упоминается под 1465 годом.

В 1465 году вдовая княгиня Кобринская Иулиания с сыном Иоанном Семеновичем пожертвовали Спасской церкви Кобринского монастыря мельницу на реке Шевне (приток Мухавца) с прудом и землей, а игумену Варлааму – 10 сакков меда (от греческого Sakkos – мешок), священнику и диакону – по три сакка меда и две капы денег. Как видно из содержания документов, уже в 1465 году в Кобрине существовал монастырь во главе с игуменом Варлаамом. О количестве насельников того периода сведений не сохранилось.

справа

Со смертью князя Иоанна Семеновича прервалась мужская линия князей Кобринских. Позднее княжеством некоторое время владели его жена Феодора Ивановна (до 1512 года) и сестра Анна Семеновна. После смерти последней, в 1519 г. город Кобрин перешел в королевские столовые имения, а вместе с ним королю перешло и право патроната над монастырем. В 1532 году король Сигизмунд I подарил Кобринские земли своей жене королеве Боне Сфорца.

В рамках земельной реформы, которую затеяла новая владелица Кобринщины, была проведена ревизия всех имений, в том числе и Спасского Кобринского монастыря. Благодаря этому сохранились сведения о храмовом устройстве и содержании ризницы обители.

Переход монастыря под патронат короля повлек за собой изъятие его из-под власти епархиальных архиереев. С этого времени он управлялся своеволием назначаемых королем-католиком настоятелей и светских покровителей. Жажда наживы, полное пренебрежение к духовной жизни, притеснение братии – все это явилось следствием такого «покровительства».

Архимандрит Иона (Гоголь) стал последним православным настоятелем Спасского монастыря. В мае 1596 года Кобринский монастырь со всем имуществом был отдан польским королем Сигизмундом III в пожизненное управление активному стороннику унии Луцкому епископу Кириллу Терлецкому.

После введения унии православные монахи были изгнаны из Спасского монастыря, а в стенах обители разместились базилиане – члены униатского монашеского ордена, способствовавшего латинизации и полонизации унии. В 1652 году польский король Ян Казимир, «зная ревность и усердие к унии монаха ордена св. Василия Венедикта Глинского», представляет ему Кобринскую архимандрию, с согласия Пахомия Войны Оранского, Пинского епископа, коадьютора Киевской митрополии, Кобринского архимандрита. Венедикт Глинский получил полное право пользоваться данной ему архимандриею с церковью, монастырем, фольварками, селами, подданными, их повинностями, землями, полями, лесами, сенокосами, озерами, реками, прудами, мельницами и всякими другими доходами.

О состоянии духовной жизни в монастыре, а вернее о ее полном упадке красноречиво свидетельствовали выводы самих униатских властей. В 1671 году, когда сей Венедикт Глинский уже занимал униатскую епископскую кафедру во Владимире-Волынском (с 1667 по 1678 гг.), Новогрудская конгрегация силой отняла у него Кобринскую архимандрию, т.к. монастырь был наполнен светскими людьми, и в нем не было ни одного монаха.

Вся дальнейшая история Спасской Кобринской обители, отображенная в документах – яркий пример взаимоотношений местной польской шляхты и насельников греко-католического монастыря.

справа

Во время Отечественной войны 1812 года, когда армия Наполеона находилась в Кобрине, Спасский монастырь стал невольным участником боевых действий. О состоявшемся сражении свидетельствует мемориальная доска, до сих пор расположенная на монастырском строении. Она гласит: «15 июля 1812 года после девятичасового упорного боя, здесь капитулировал и сложил оружие саксонский отряд под командованием генерала Клингеля, входивший в состав 7-го корпуса армии Наполеона. В бою русскими войсками под командованием генерала Тормасова были захвачены 4 знамени и 8 пушек. В плен сдались 2.382 солдата, 76 офицеров и 2 генерала».Так произошла первая полная победа русских войск со времени начала военных действий 1812 года, после которой командующий 3-й Западной армией генерал А.П. Тормасов в Кобрине принимал парад русских войск и колонну пленных, а в Санкт-Петербурге в честь этого события прогремел первый победный салют.

Указом императора Николая I от 28.04.1828 г. в Санкт-Петербурге была учреждена особая греко-униатская коллегия под председательством униатского митрополита Иосафата Булгака. Решения коллегии были направлены на очищение униатского богослужения от латинских обрядов и возвращение к постановлениям Брестского собора 1596 г. Униатской коллегии было поручено провести ревизию всех базилианских монастырей и ненужные из них закрыть. В результате было упразднено свыше 60-ти таких монастырей, а их имения поступили на содержание училищ и белого духовенства. Среди этого числа значился и Кобринский Спасский монастырь.

1 сентября 1830 г. в монастыре было открыто уездное духовное училище. С 25 марта 1839 г., после Полоцкого собора, упразднившего церковную унию 1596 г. и возгласившего воссоединение с Православием, училище перешло в ведение Православной Церкви.

Из рапорта Пружанского благочинного протоиерея Андрея Червяковского в Духовную Консисторию известно, что 2 ноября 1869 г. в сослужении двух священников при Кобринском училище была освящена домовая церковь в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

Синодальным указом от 8 сентября 1872 г. училище было переведено в местечко Жировичи (ныне Гродненская область), а все недвижимое имущество бывшего Спасского монастыря, а именно: каменный двухэтажный дом с двумя небольшими флигелями, два деревянных дома и деревянный сарай, земля в количестве 2 десятин и 197 кв. саж. также поступили во владение Жировичского духовного училища.

Пожар 1895 г., в также войны начала ХХ в. полностью уничтожили монастырские строения, оставив лишь полуразрушенный келейный корпус. Спасский монастырь

От монастыря остались одни развалины, полностью отсутствует крыша. Одноэтажный корпус также практически уничтожен огнем, за исключением каменных стен и дымоходов, стоит как бы отдельно от основного корпуса, хотя следы примыкания еще сохранены на части стен дворового фасада. Накануне празднования 100-летия победы в Отечественной войне 1812 г. вновь высказывалась необходимость восстановления кобринского монастыря, «здание которого в настоящее время представляет полуразрушенный каменный корпус, а каменной монастырской стены вовсе не сохранилось…». Но благим намерениям не суждено было сбыться: события последующих лет – 1-я Мировая война, октябрьский переворот, гражданская война отодвинули решение вопроса о восстановлении здания на годы.

В середине 20-х годов ХХ в. польской администрацией было принято решение отреставрировать вековые стены для последующего размещения в них поветового суда. Восстановительные работы сопровождались очередной весьма существенной перепланировкой интерьера.

На монастырской территории издавна находилось два пруда. По народному преданию, в течение длительного времени в них находили разнообразное оружие. Утверждалось также, что там затоплены колокола Свято-Александро-Невского собора, так как в Первую мировую войну по причине вынужденного отступления власти отдали приказ ни в коем случае не оставлять неприятелю медные церковные колокола. До наших дней сохранился только один пруд.

С 1923 по 1939 г. в монастырском корпусе располагался поветовый суд, с 1939 по 1962 г. – горкомхоз, с 1962 г. до 2010 г. – Кобринский РОВД .

Собор Святого Александра Невского в Кобрине, Беларусь: история, описание, фото

Пятиглавый Александро-Невский собор с середины XIX века возвышается в Кобрине над рекой Мухавец. Он напоминает жителям не только о величии веры, но и о славных победах в Отечественной войне 1812 года.

Храм в честь победы и реформы

Кирпичное здание православного храма во имя святого князя Александра Невского начали возводить в Кобрине в 1864 году. Строительство собора было приурочено к важнейшему событию в Российской империи – крестьянской реформе и отмене крепостного права 1861 года.

Средства на строительство храма жертвовал бывший начальник Северо-Западного края граф Михаил Муравьев. Деньги также собирали и временно-обязанные крестьяне Кобринского уезда.

  • В 1866 году на пятиглавую церковь водрузили позолоченные кресты, созданные питерским мастером Соколовым.

  • В 1867 году церковь освятил епископ Брестский Игнатий.

  • В 1868 произошло окончательное завершение строительства.

Еще более глубокий смысл возведение собора обрело в связи с тем, что храм заложили на месте захоронения русских воинов, погибших в знаменитом Кобринском сражении 1812 года.

Что значила победа под Кобрином?

Это была первая и разгромная победа русской армии над войсками Наполеона в войне 1812 года. Битва состоялась 15 июля. Русскими полками руководил кавалерийский генерал Александр Тормасов. В результате сражения было уничтожено около двух тысяч солдат саксонской бригады Кленгеля. Русские потеряли всего 77 солдат, 180 было ранено.

Кобринский успех позволил оттянуть часть французских войск с Московского направления. За победу Тормасов получил от царя орден Святого Георгия. А город Кобрин был почти целиком разрушен и сожжен артиллерийским огнем русских пушек (уцелело лишь 80 построек из 630).

Сейчас рядом с собором находится монумент в честь победы под Кобрином.

Особенности архитектуры

Собор Александра Невского – архитектурный памятник ретроспективно-русского стиля с чертами классицизма (архитектор Иван Каленкевич).

Основной объем – крестово-центричный. Он завершался мощным восьмеричным барабаном, а в последние годы – живописным пятикупольем на шатрах. Плоскостные фасады завершены треугольными фронтонами. Арочные оконные проемы окаймлены архивольтами. Главный вход оформлен накладным порталом с лучковым фронтоном и арочным наличником.

Храм-планетарий

Александро-Невский собор в Кобрине был закрыт в начале 1960-х годов, богослужения в нем не проходили. Здание изъяли якобы по причине пожара, который случился в 1961 году по вине смотрителя.

Через какое-то время советские власти переоборудовали храм в планетарий. Но любоваться на искусственные звезды местные жители шли с неохотой. Тогда из церкви сделали кинотеатр, а позже в здание переехал местный музей.

Очередным учреждением, которое разместилось в соборе, был районный архив. Перед его «новосельем» в храме произвели реконструкцию, в результате которой были навсегда утрачена богатая церковная библиотека и архив собора.

Возрождение и деятельность храма

Собор вернули православным верующим в 1989 году. После небольшой перестройки его заново освятил Митрополит Минский Филарет 12 сентября 1990 года, в день памяти благоверного князя Александра Невского.

Сейчас церковь Александра Невского – кафедральный собор Кобринского благочиния Брестской епархии Русской православной церкви. Настоятелем храма является протоиерей Богдан Хома.