Будьте совершенны как он свят

К свету

Сознательно читать я научился, когда мне было лет четырнадцать. жилось мне в ту пору трудно. Работал я много, почти до отупения, будни и праздники были одинаково загромождены мелким, безрезультатным трудом.

Я был совершенно потрясён, когда увидел в каком-то журнале портрет знаменитого Фарадея, прочитал непонятную мне статью о нём и узнал из неё, что Фарадей был простым рабочим. Это крепко ударило мне в мозг, показалось мне сказкой.

Точно какие-то дивные птицы сказок, книги пели о том, как многообразна и богата жизнь, как дерзок человек в своём стремлении к добру и красоте. И чем дальше, тем более здоровым и бодрым духом наполнилось сердце. Я стал спокойнее, увереннее в себе, более толково работал и обращал меньше внимания на бесчисленные обиды жизни.

Книги шептали мне о другой жизни, более человечной, чем та, которую я знал; они указывали мне моё место в жизни. Всё более расширяя передо мной пределы мира, книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он сделал на земле.

По М. Горькому (167 слов)

Грамматическое задание

  1. Подчеркните сказуемые в четвёртом предложении. В скобках укажите их тип.
  2. Разберите по составу слова: прочитал, бесчисленные, спокойнее.
  3. Начертите схему четвёртого предложения.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по русскому языку для 9 класса рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Составила Кремнева Татьяна Ивановна

учитель русского языка и литературы

МБОУ Средне-Лопатинской основной общеобразовательной школы

Русский язык 9 класс

Контрольная работа №1.

Изложение.

Много есть озёр на свете – больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, и нет другого такого водоёма в мире, который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов. В них звучит не только большая любовь и почитание, но ещё и нечто такое, что внушает уважение, подчёркивает величие, присущее только Байкалу и резко выделяющее его из всех озёр земного шара.

О Байкале есть и древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад.

Будто в давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала и начинает свой бег стремительная река Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете.

Было у Байкала 336 сыновей. В чёрном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную котловину.

То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.

Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого богатого Иркута. Ещё строже стал он стеречь дочь, спрятал её в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подводной темнице, просила богов помочь.

Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.

Проснулся от шума Байкал, рассердился, бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Всё дальше убегала Ангара от разъярённого отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут её люди Шаманским Камнем.

Разбушевавшийся старик всё кидал и кидал вслед беглянке обломки скал. Но чайки кричали каждый раз: » Обернись, Ангара, обернись!» И девушка ловко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев.

Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студёному морю.

Легенда переплетается с былью. 336 сыновей Байкала – это притоки озера, большие и малые реки, собирающие свои воды с территории более 550 тысяч квадратных километров, что примерно равно площади Франции.

Вытекает же из озера река Ангара – могучая, полноводная артерия, неустанно обновляющая озёрные воды. Ширина потока около километра. Это про неё говорят буряты: » Разоряет дочка старика Байкала!»

( 432 слова) ( По А. П. Муранову. Голубые очи планеты)

Задание: 1. Озаглавьте текст и перескажите его сжато.

2. Известны ли вам легенды о городах, реках, озёрах и т. д.?

Расскажите одну из них.

Русский язык 9 класс

Контрольная работа №2.

Диктант с грамматическим заданием.

Звон бубенцов.

Поздняя осень- пора глухая. Дни коротки и тусклы, а ноябрьские ночи, как говорится в пословице, до снега темны. Владимир Даль, который щедр на пословицы, характеризующие каждое время года, тут ограничился одной- единственной. Уж так печально вокруг, и говорить не хочется. Пусты поля, обнажены леса, и природа отошла ко сну.

Но ноябрьские ночи темны лишь до первого снега. И когда настанет то первое белое утро, с белыми крышами домов, с убелёнными ветвями деревьев, то сразу светлеет душа. Это ещё не зима с её холодною красою, но уже и не осень с её необъятной печалью.

И каждый раз в это белое утро слышу я отдалённый звон бубенцов. Откуда он? Не знаю, но думаю, что из далёкой старины. В те времена первый обильный снегопад открывал в городах зимние гулянья на санях.

(130 слов).

Грамматическое задание.

  1. Сделать синтаксический разбор любого ССП.
  2. Найдите в тексте слова, интересные для фонетического и морфемного разбора, и произвести эти разборы.
  3. Найдите вводное предложение. Подчеркните его волнистой линией.
  4. Найдите в тексте односоставные предложения и определите их тип.
  5. Объясните графически знаки препинания в 1-ом и 5-ом предложениях.

Русский язык 9 класс

Контрольная работа №3.

Изложение.

Мой друг. ( Упр.277, стр.185)

Познакомились мы на рыбалке, понравились друг другу и стали встречаться примерно раз в неделю.

Это был редчайшей душевной тонкости человек. Его коллеги говорили, что он первоклассный биолог, гордость института.

Друзья считали его необыкновенно доверчивым человеком. Я тоже видел это и никак не мог понять до конца. Что это? Львиная храбрость духа, который не боится ударов жизни и не выставляет никаких сторожевых постов? Обаяние натуры щедрой, доброй, никогда не стремящейся выскочить вперёд и отцапать побольше от жизни и поэтому не наживающей себе врагов? Думаю, и то и это.

Вариант лжи и зла просто никогда не приходил ему в голову. Разумеется, бывали люди, которые его обманывали или подводили с низкими, корыстными целями. К таким людям он испытывал потом хроническое отвращение. Он им не мстил, но прощения им не было во веки веков. Это была какая-то музыкальная злопамятность.

Однажды в компании речь зашла об одном известном в городе человеке, который почти насильно запихнул свою мать в дом престарелых.

» А что вы удивляетесь?- сказал мой друг. Я с ним учился в школе. Этот негодяй в седьмом классе бросил кошку с третьего этажа».

Приходя ко мне домой, он обычно рассказывал забавные истории о самом себе, своих коллегах-чудаках, о должниках – а одалживал он на право и налево. Особенно много рассказывал он о своём профсоюзном боссе.

Однажды мой друг сидел в заполненном автобусе, и шофёр уже закрыл дверь, когда он заметил в толпе осаждающих автобус профсоюзного босса. Тот, потрясая высоко поднятым портфелем, давал знать шофёру, что важность содержимого требует немедленной доставки портфеля совместно с его владельцем.

Шофёр некоторое время держался, а потом его сердце дрогнуло, и он открыл дверь, куда хлынули люди.

Как только профсоюзный босс очутился в автобусе, он немедленно стал ругать шофёра за то, что тот впускает людей в переполненный транспорт. » Классический пример разорванности сознания», -хохоча заключил он свой рассказ.

Но больше всего я любил наши разговоры с ним после рыбалки. Мы говорили с ним о Средиземноморье, о золотом сне Новгорода, о влиянии мутагенных веществ на наследственные процессы, об искусстве 20 века, о сочинениях Платона, об интуиции Столыпина.

Как же я любил его в эти часы! «Нет, — думал я, — не может сгинуть страна, в которой есть такие люди!»

Русский язык 9 класс

Контрольная работа № 4.

Изложение.

Рождение музыки.

Жизнь была уже полна звуков. Над горными склонами Фракии гулко разносилось ржание коней, ещё не знавших узды. Из зарослей выбегал чёрный ощетинившийся вепрь и, суетливо хрюкая, звал за собой кабаниху и дюжину полосатых поросят. Медведь под дуплом дуба ревел, отбиваясь лапой от гудящего роя пчёл. Густо населённые зверьём, птицами и насекомыми леса клокотали от нестройного хора голосов. Человек жил тут же рядом, внушая к себе уважение и вызывая страх. Однако его голос не выделялся из разноголосицы природы, частью которой он себя считал.

Но однажды — как рассказывает предание- на поляну вступил юноша. В руках его не было ни камня, ни палки, без которых тогда не осмеливался покинуть пещеру или землянку ни один человек. Кажется, юноша никого не боялся. Он расположился на камне и снял с плеча предмет, не знакомый обитателям леса. Его можно было принять за лук, со свистом выпускающий жалящие и пронизывающие насквозь стрелы. Но на луке была одна тетива, а здесь семь, и укреплены они так, что для стрелы нет упора. Юноша ударил пальцами по натянутым нитям своего странного лука и исторг звуки, каких никогда не слышал ни один зверь и ни один человек. Они напоминали что-то давно забытое или потерянное, что-то разлитое в самой природе, но ещё никем не извлечённое. Словно бы пчёлы вместо того, чтобы собирать сладость цветов, решили нанизывать всё лучшее, что содержал мир звуков, и юноша услышал это и воспроизвёл. И хотя это не напоминало знакомые голоса или шумы природы, но будило какой-то странный отзвук и властно тянуло к себе, заставляя презреть выработанные веками осторожность, страх и вражду.

Уйдя с головой в божественные звуки, юноша не замечал ничего вокруг. Он выливал из себя всё, что его переполнило, не заботясь о слушателях. А их с каждым мгновением прибывало всё больше и больше. Царственно прошагал лев и лёг, склонив огромную голову на скрещенные лапы. Рядом с ним замер пугливый олень, закинув ветвистые рога. Тут же пристроился заяц. Деревья привстали и, казались, вот-вот шагнут навстречу певцу.

Музыканта звали Орфей. Он не мог похвастаться знатностью своего рода. Другие герои считали своими отцами Зевса или Аполлона, матерью- Афродиту. Отцом Орфея был затерявшийся во фракийских дебрях горный поток Загр, а матерью — муза Каллиопа( Прекрасноголосая). Не совершал он подвигов подобных тем, которые прославили Персея или Геракла. Но деяния его беспримерны, так же как беспримерна его слава.

( 375 слов) ( А. И. Немировский. Мифы Древней Эллады)

Перескажите текст сжато.

Ответьте на вопрос: «Какую роль играет музыка в вашей жизни?»

Русский язык 9 класс

Контрольная работа № 5.

Изложение.

Тургеневский дуб.

В Спасское-Лутовиново я приехал во второй половине ноября. Мемориальный музей был уже закрыт, в парке стало совершенно безлюдно и тихо. Даже мои шаги бесшумны: под снежком – ещё не примятая трава.

Вот здесь, значит, и жил Тургенев… Вот здесь…

Уцелели флигель, погреб, конюшня, сбруйная и каретный сарай, богадельня, мавзолей Лутовинова, церковь, правда, без колокольни… Уцелело много старых деревьев в парке. Уцелел и дуб Тургенева. Мне приятно снять с полки первое издание писем Ивана Сергеевича и процитировать отрывок из его письма Я. П. Полонскому от 30 мая 1882 года : «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, не увижу».

Хватает за сердце от этих слов, полных любви и грусти, от этого обращения к дубу, так естественно ставшему образом далёкой родины. Много раз я замечал: человеку для выражения любви к самому великому и необъятному нужна всего лишь точка приложения его чувств. Что – то небольшое, вещественное, очень простое.

Через год Тургенева не станет, не раз в письмах своих он говорит о том, что никогда уже больше не увидеть ему Спасского и, стало быть, своего молодого дуба.

По мнению специалистов, возраст дерева 150 – 160 лет. Для посадки Ванюша Тургенев взял саженец – дичок лет десяти, быть может, своего одногодка. Под мощной кроной дуба, вымахавшего к небу и во все стороны света, и любил сидеть Иван Сергеевич. Молчаливый друг Тургенева не раз был при смерти, и только искусство многих специалистов спасло ему жизнь.

Тревогу забили в 1951 году.

«С северо – восточной стороны в основании ствола, — сказано в документе, — был сильный ушиб… Вследствие этого «мокла кора»… Дерево плачем просило о помощи».

«Плачем…», «просило…». Уж не одушевлённое ли существо этот дуб?

Для осмотра заболевшего дерева приехал профессор К. С. Семёнов. Он нашёл, что почва под дубом уплотнена и осела, корни обнажились…Тысячи экскурсантов сочли непременным своим долгом постоять под дубом Тургенева – и вот результат.

Дуб сейчас достигает 28 – 30 метров высоты. Окружность ствола пять метров. При такой любви к нему и внимании он ещё долго простоит, безмолвный друг великого человека, воскрешая в памяти страницы его неспокойной жизни.

Из – за облаков иногда выглядывало солнце и грело неожиданно сильно для ноября, под снежком – густая мягкая трава.

Никого… Тишина… Первозданная свежесть и покой…Чистый снежок на вечно живом дубе, осенённом величием человека.

Жизнь и творчество Тургенева изучали и будут тщательно изучать, и любители прямых линий в биографии классика не раз споткнутся, вынужденные объяснить те или иные факты его жизни. Но человек, который посадил дерево, вырастил его и видел в нём символ родины, всем понятен без объяснений.

( 406 слов) ( По С. П.Антонову. Тургеневский дуб.)

  1. Перескажите текст подробно. Ответьте на вопрос: «Как вы думаете, что самое важное в данном тексте?»
  2. Перескажите текст сжато. Ответьте на вопрос: » Что для вас является образом Родины?»

Русский язык 9 класс

Контрольная работа №6.

Диктант по теме » Сложноподчинённое предложение».

Сознательно читать я научился, когда мне было лет четырнадцать. Жилось мне в ту пору трудно. Работал я много, почти до отупения, будни и праздники были одинаково загромождены мелким, безрезультатным трудом.

Я был совершенно потрясён, когда увидел в каком-то журнале портрет знаменитого Фарадея, прочитал непонятную мне статью о нём и узнал из неё, что Фарадей был простым рабочим. Это крепко ударило меня в мозг, показалось мне сказкой.

Точно какие-то дивные птицы сказок, книги пели о том, как многообразна и богата жизнь, как дерзок человек в своём стремлении к добру и красоте. И чем дальше, тем более здоровым и бодрым духом наполнялось сердце. Я стал спокойнее, увереннее в себе, более толково работал и обращал меньше внимания на бесчисленные обиды жизни.

…Книги указывали мне моё место в жизни. Всё более расширяя передо мной пределы мира, книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле.

(152 слова)

Грамматическое задание.

1. Сделать синтаксический разбор любого СПП.

2. Разобрать слово по составу: 1-й вариант – сознательно

2-й вариант — расширяя

3. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово:

1-й вариант — загромождены

2-й вариант — прекрасен

4. Укажите орфограмму в слове: 1-й вариант – безрезультатным

2-й вариант – бесчисленные

Фарадей (1791-1867) – английский физик, химик; основоположник учения об электронно-магнитном поле. Профессор Королевского института.

Русский язык 9 класс

Контрольная работа № 7.

Диктант по теме «Обобщение изученного по

сложноподчинённому предложению».

В Журавлихе есть молодая посадка. Рядами стоят одна к одной сосенки. Я помню, когда они были мне до колен, а теперь переросли меня.

Однажды, в начале лета, когда все ждут появления первых, самых ранних грибов, прошёл слушок, что кое-где видели маслят. Я вспомнил про молодые сосенки и подумал, что если где-нибудь и показались маслята, то, наверное, там. Мы с женой взяли большой полутораведёрный кузовок и отправились на разведку.

Издалека увидели мы под сосенками в траве что-то жёлтое ,словно насорено ярких осенних листьев. Но откуда взяться осенним листьям в начале июня? Пожалуй, это не листья, а грибы.

И точно – кругом огибая сосенку, словно взявшись за руки и водя хоровод вокруг неё, кружились маслята. Тот гриб наклонился на одну сторону, тот на другую, те низко присели, те, напротив, привскочили на цыпочки.

Я в своей жизни не видел такого обилия маслят. Нашу полутораведёрную корзину мы наполнили моментально, не обойдя и пяти сосенок. Нам выпал тот самый день, который выпадает один раз и про который вспоминают потом, сколько бы лет ни прошло.

( 168 слов) ( В. А. Солоухин )

Русский язык 9 класс

Контрольная работа № 8.

Диктант по теме » Бессоюзное сложное предложение».

Медвежий характер.

Про волка всякий охотник скажет: свирепый и злой зверь. А вот про медведя спросишь охотников – мнутся, в затылках чешут.

Сам я медведя на воле не встречал: случай не представился. А очень хотелось.

Случай – душа охоты. Пробирался я раз по горному склону, поросшему редкими пихтами и берёзками. И вижу – медведь! Близко медведь: в бинокль видно – как шевелятся от дыхания травинки у медвежьего носа.

…Вдруг зверь дрогнул и зашарил носом по земле. Что- то унюхал! Мне, конечно, сверху не видно, но догадываюсь: жучок прохожий защекотал медведя по носу. Жучишка удирает, а медведь башку склонил набок и одним глазом на него смотрит. Отползёт жучишка – медведь его носом назад, чтобы видней.

Прижал медведь носом жука да как фыркнет! Пыль вверх, а жук так и отлетел! Не найдёт медведь жука. Камни ворочает, топчется на одном месте и ревёт глухо, будто гром вдали.

…Если кто спросит, какой же у медведя нрав, я, как и другие охотники, буду чесать в затылке. Кто его разберёт! Но одно бесспорно : интересный зверь.

Просящему у тебя дай… Любите врагов ваших… Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:42–48)

ПРОСЯЩЕМУ У ТЕБЯ – враг ли то, друг ли, или неверный у тебя просит – ДАЙ, глаголет Господь, И ОТ ХОТЯЩЕГО ЗАНЯТЬ У ТЕБЯ НЕ ОТВРАЩАЙСЯ, т.е. не откажи ему. Иной нуждается в пище или одежде, другой – в деньгах, тому нужен добрый совет, этому – слово сердечного братского участия; никому ни в чем не отказывай, делись даже последним – во имя Христово. И опять любовь подскажет тебе, когда полезно дать просящему, а когда и вредно; она не позволит тебе подать нож требующему его безумцу, или же яд желающему лишить себя жизни. Иной слабый человек просит на водку, на прихоти; такому иногда полезнее бывает вместо денег подать слово братского вразумления. И Спаситель не всякому просящему подавал именно то, чего он просил: один проситель, например, кричал Ему из толпы: «Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство», но Господь вместо этого подал ему и всем бывшим тут совет: «смотрите, берегитесь любостяжания» (Лк. 12:15). Повелевая давать взаймы, Он разумеет давать деньги не в рост, а просто одалживать. В другом месте Он требует еще большего: чтобы мы давали и тем, от которых не надеемся получить обратно. ВЫ СЛЫШАЛИ, ЧТО СКАЗАНО: ЛЮБИ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО. Гордые Иудеи считали своими ближними только своих соотечественников и единоверцев, Иудеев же, а всех язычников, особенно Римлян, считали врагами Божиими и, конечно, своими.

Они слишком буквально понимали те места в Писании, где говорится о ненависти к ненавидящим Господа; им заповедано было не дружить, не сближаться с соседними идолопоклонническими народами, чтобы не заразиться их нечестием; но они не в состоянии были понять, что Бог повелевает ненавидеть только самое нечестие, самый грех, а грешника в то же время велит любить и жалеть. И вот, понимая заповеди о любви к ближнему в узком, буквальном смысле, они уже от себя прибавляли такой вывод: если ближнего, т.е. Иудея, надо любить, то значит всякого неиудея, как врага Божия, надобно ненавидеть: И НЕНАВИДЬ ВРАГА ТВОЕГО, хотя таких слов в самом Писании нигде и не было написано. А Христос Спаситель учит нас такой любви, которая обнимает всех людей без различия: А Я ГОВОРЮ ВАМ: ЛЮБИТЕ всякого человека, кто бы он ни был, любите и ВРАГОВ ВАШИХ, тех, кто делает вам зло, будет ли этот человек одной с вами веры или нет; БЛАГОСЛОВЛЯЙТЕ ПРОКЛИНАЮЩИХ ВАС – говорите о них только доброе, желайте им только добра, но мало и этого – сами БЛАГОТВОРИТЕ НЕНАВИДЯЩИМ ВАС. Если враг твой попал в какую-то беду, спеши к нему на помощь; если он голоден, накорми его; если жаждет, напои его. Не допускай его до тяжкого греха, где можно – уступи ему, а где совесть твоя не дозволяет уступить, там постарайтесь вразумить его по-братски. И МОЛИТЕСЬ ЗА ОБИЖАЮЩИХ ВАС И ГОНЯЩИХ ВАС, за всех тех, кто обижает, поносит вас, вредит вам. Жалейте их: они сами не знают, не понимают, что их учит делать вам зло отец всякого зла – диавол. Молитесь же за них, чтобы Отец Небесный не оставил их во власти диавола. Пожалейте их: это несчастные, больные люди; они больше себе вредят, чем вам. Вам они вредят временно, а себе вечно. Молитесь за них, они лучшие ваши благодетели: кто гонит и обижает вас, тот облегчает вам наказание за грехи ваши. Кто оскорбляет, поносит вас. тот дает вам случай заглянуть в ваше собственное сердце; загляни же каждый туда, и ты увидишь, какие там гады, страсти, живут… Пока не разломил ты хлеба, не видишь его гнилости, а разломи его – и увидишь, что он весь прогнил. Вот так же бывает и с сердцем нашим: пока тебя никто не трогает, ты думаешь, что ты свободен от злобы на ближнего, а скажут тебе слово обидное – посмотри, как закипит эта злоба в твоем сердце. Молись же за врагов своих: без них не увидеть бы тебе нечистоты твоей, а нечистые сердцем и Бога не узрят. Видишь ли, какая высота любомудрия? Но за это – блистательна и награда! Спаситель обещает таковым, что они будут подобны Богу, насколько это возможно для человеков: ДА БУДЕТЕ СЫНАМИ ОТЦА ВАШЕГО НЕБЕСНОГО…

Итак, о чем возмечтал некогда праотец Адам в раю, то обещает, заповедует нам любовь Божия ныне. Бог обещает нас усыновить Себе, и хочет и требует, чтобы мы были Ему подобны. И как мало стоит нам этот великий дар! «Любите врагов ваших… да будете сынами Отца вашего Небесного!».. Все люди – дети одного Отца Небесного, их Творца и Промыслителя; но не все они чада Божии по благодати. Кто возлюбил врага своего братской любовью, кто плачет о его заблуждениях и молится за него, как за друга, за брата, за лучшего благодетеля, – тот воистину есть благодатный сын Небесного Отца, Который праведных любит и грешных милует, ИБО ОН ПОВЕЛЕВАЕТ СОЛНЦУ СВОЕМУ ВОСХОДИТЬ, проливать свет солнечный НАД ЗЛЫМИ И ДОБРЫМИ И ПОСЫЛАЕТ Свой благотворный ДОЖДЬ НА ПРАВЕДНЫХ И НЕПРАВЕДНЫХ. Какой прекрасный, понятный для всякого образ всеобъемлющей любви Божией! Господь щедрой рукой рассыпает дары Свои всем Своим созданиям; и добрые, и злые одинаково наслаждаются и пользуются и кротким светом солнца, и его живительной теплотой, и плодотворным дождем, который льется на поля и угодья и добрых, и злых. «Можно разуметь, – говорит блаженный Феофилакт, – под дождем и солнцем еще благодать Святаго Духа и учение Христово: Христос на всех готов излить Свою благодать и всех поучает. Поучайся же, человек, делать добро врагу своему, поучайся у Самого Отца Небесного. Подумай притом: Кто Он и кто ты?» – «Тебя оскорбляет подобный тебе, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – а Его – раб, и притом такой, который получил от Него безчисленные благодеяния. Когда ты молишься за врага, то благодетельствуешь ему словами, а Бог благодетельствует ему весьма великими и чудными делами, освещая его солнцем и посылая дожди в нужное время. Но ты весьма тяжко обижен? Что же такое потерпел ты, что было бы подобно страданию твоего Владыки? Когда больные, находящиеся в сумасшествии, наносят удары и обиды врачам своим, то особенно в это время врачи и жалеют о них и наиболее стараются об их излечении. Избавь и ты врага своего от лютого демона ярости. Он несчастнее бесноватого, потому что хотя и беснуется, но еще не лишился ума, а поэтому и бешенство его непростительно. Сам Бог тебя наградит за то, что ты освободил брата своего от жестокой болезни. Для святых Божиих это было законом их жизни. А Спаситель побуждает тебя к этой добродетели не только примером благости Божией, но и от противного: ИБО ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ЛЮБИТЬ, – говорит Он, – только ЛЮБЯЩИХ ВАС, КАКАЯ ВАМ НАГРАДА? Тут нет еще никакого подвига: ты за то их и любишь, что они тебя любят, значит, ты при этом любишь только себя же самого. НЕ ТО ЖЕ ЛИ ДЕЛАЮТ И МЫТАРИ?

Даже и эти люди, которых Иудеи считали корыстолюбцами, отъявленными нечестивцами, и они вот любят любящих их: значит, это дело нетрудное, за что же таких людей награждать высокой наградой? И ЕСЛИ ВЫ ПРИВЕТСТВУЕТЕ при встрече ТОЛЬКО БРАТЬЕВ ВАШИХ, только родных и близких людей, ЧТО ОСОБЕННОГО ДЕЛАЕТЕ? НЕ ТАК ЖЕ ЛИ ПОСТУПАЮТ И ЯЗЫЧНИКИ? – эти люди грешные, забывшие Бога истинного и кланяющиеся идолам… Что же это за любовь? За что вас награждать Отцу Небесному? «Видишь ли, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – как Христос малопомалу возводит нас на самое небо? Итак, чего будем достойны мы, которые получили повеление уподобляться Богу, а между тем, может быть, еще не сравнялись и с мытарями? Какому не подвергнемся наказанию, будучи ниже язычников, тогда как должны быть превосходнее книжников?» Если ты не научился любить врагов своих, то напрасно носишь имя христианина. Для ученика Христова слишком мало, чтобы жить подобно язычникам. ИТАК БУДЬТЕ, – говорит Господь, – СОВЕРШЕННЫ, будьте так же святы, праведны и любвеобильны, КАК СОВЕРШЕН ОТЕЦ ВАШ НЕБЕСНЫЙ. Недостижимо это для человека, но в каждом человеке есть образ Божий, и каждый должен по мере сил своих, при помощи благодати Божией, очищать его, приближаться к Богу и уподобляться Ему. «Конечно, – говорит святитель Филарет, митрополит Московский, – ты не можешь засветить другое солнце для мира, но ты можешь засветить свет спасительной истины в уме неверующего, ты можешь зажечь искру любви к добру в сердце жестоком; и вот ты – подражатель Богу, не только сияющему солнцем на видимый мир, но и просвещающему души светом духовным. Не дано тебе свести с неба дождь и оросить поля праведных и неправедных, но ты можешь оросить слезой сострадательной любви иссохшее от скорби сердце невинного страдальца, или сжигаемое раскаянием сердце грешника; и вот ты – подражатель Богу, Который посылает дождь на праведных и неправедных». – «Никогда, – говорит блаженный Августин, – не будь доволен собой; все прибавляй, все иди вперед. Если же скажешь – довольно, то ты погиб». Какое дивное, воистину Божественное учение! Как оно отвечает на все запросы сердца человеческого! Воистину здесь глаголет не человек, а Сам Бог – Сердцеведец…

25 июня. Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный

Аудио

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 5, ст. 42 — 48.

42. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

45. да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

47. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48. Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

(Мф. 5, 42-48)

Ветхозаветный закон повелевал иудеям не мстить и не иметь злобы на сынов своего народа, но любить ближнего, как самого себя. За ближних они почитали единоверцев или людей, равных самим иудеям по происхождению. Остальные же были для них врагами, любовь к которым считалась неуместной. Таким образом, иудеи понимали этот закон как повеление ненавидеть врагов.

Христос, желая, чтобы Его ученики были достойными сынами Небесного Отца, заповедал: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).

Борис Ильич Гладков поясняет: «И как Отец их Небесный, чуждый гнева и ненависти, любит всех людей, даже злых и неправедных, – видимым доказательством чего может служить повеление Его Своему солнцу светить добрым и злым, и дождю изливаться на праведных и неправедных, – так и они, ученики Христа, желающие быть сынами Отца Небесного, должны любить всех, любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молиться за обижающих и гонящих. Только при этом условии они и могут называться сынами Отца Небесного».

Научая, что добродетель любви к любящим нас не заслуживает высокой награды, Спаситель замечает: Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? (Мф. 5, 46). Иудея являлась в то время римской провинцией. Конечно, иудеи с ненавистью переносили это порабощение и с нежеланием платили подати римлянам. Эту ненависть они переносили и на сборщиков этих податей, то есть мытарей. Некоторые из них были иудеями по происхождению, но причислялись соотечественниками к разряду людей корыстолюбивых и преступных, потому как несправедливо и безнравственно притесняли народ.

Продолжая сравнение, Господь добавляет: И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? (Мф. 5, 47). Этими словами Спаситель желал показать ученикам, что, если они будут любить только любящих их, то не станут выше даже мытарей или язычников, которые так делают по естественному закону любви, вложенному в человека.

Епископ Михаил (Лузин) пишет: «Источник любви только к тем, которые сами нас любят, есть более или менее наше самолюбие; это не есть еще вполне чистая любовь, совершенная; это свойственно и греховной, поврежденной природе человека, и потому такая любовь не заслуживает такой высокой награды, так как в ней еще нет особенного подвига».

Восходя по лестнице христианского совершенства, возрожденный человек сподобится высочайшей любви к врагам, заповедью о которой и заключает Господь первую часть Своей Нагорной проповеди. И желая показать, насколько исполнение этой заповеди приближает слабого и несовершенного человека к Богу, Христос подтверждает, что идеал христианина – это Бог: Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48).

Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Это вполне согласно с Божественным планом, выраженном еще при сотворении человека: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему (Быт. 1, 26). Божественная святость для нас недостижима но имеется в виду некое внутреннее уподобление, постепенное приближение человеческой души к ее Первообразу при помощи благодати».

Призывая Своих последователей быть совершенными, как совершен Отец Небесный, Господь заново открывает для нас возможность стать подобными Богу, то есть любить и прощать врагов, творя им добро. Сам Спаситель всей Своей жизнью и Крестной смертью явил нам совершенный пример такой любви к человеческому роду. И для нас, дорогие братья и сестры, важно понимать, что смысл новой и истинной жизни, к которой Он призывает нас, состоит в том, чтобы наполнить мир именно такой любовью. Ведь мы обретаем христианское совершенство лишь тогда, когда прощаем так, как прощает Бог, и любим так, как любит Бог. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Контрольные диктанты по русскому языку (5-9 кл.)

5 класс

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАН

Листопад

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Часто осенью я следил за падающими листьями. Мне хотелось поймать ту долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю.

К счастью, я дождался этой минуты. Вот осторожно отделился от ветки клёна красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам.

Каждый лист был совершенным творением природы.

(80 ел.)

(По К. Паустовскому)

Чудо

Чудо это радует и удивляет людей. Чудо это не занимает много мес­та. Его можно класть на стол или ставить на полку, носить в школьном портфеле. Невелико это чудо, но в нём может поместиться весь мир.

Если подружиться с ним, чудо это расскажет тебе, как жили люди, как искали дорогу к счастью.

Чудо это не класс в школе, не кабинет ученого. Но если ты будешь постоянно заглядывать в это чудо, то станешь человеком образован­ным.

Тебе уже ясно, о чем идет речь? Ведь нет на свете чуда большего, чем умная, хорошая, интересная книга.

(91 ел.)

(По Л. Кассилю)

6 класс

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАН

Осенью

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.

В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.

Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.

«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.

(90 слов)

(По И.Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – На голых листьях …;

2 вариант — Вдруг среди листвы…

2) Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.

3) Выполните разбор любых двух словосочетаний.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАН

за 1 семестр

7 класс

АЙВАЗОВСКИЙ.

В живописи нет более прославленного певца моря, чем Иван Константинович Айвазовский.

На самом берегу моря построил он мастерскую. Во время бури солёные брызги обдавали террасу, где обычно сидел художник, любуясь разбушевавшейся стихией. Он прислу­шивался к звукам бури, чутким ухом, казалось, ловил от­далённые крики погибающих моряков и звон колоколов на дальних маяках. Айвазовский нашёл точные средства для изображения величия и красоты морской стихии.

О приёмах своей работы Айвазовский рассказывал: «Че­ловек, не одарённый памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным худож­ником — никогда…

Непременное условие моей мастерской — гладкие стены, не обвешанные ни картинами, ни эскизами».

Число картин, имеющих авторскую подпись Айвазовского, доходит до четырёх тысяч.

(110 слов.)

(По В. Ос о к и н у.)

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАН

За II семестр

7 класс

Наступление ночи

Я пошёл вправо через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Казалось, вместе с вечерними парами отовсюду и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась заросшая дорожка. Я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд. Всё кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку и побрел по полю межой. Уже с трудом различал я отдельные предметы. Поле белело вокруг, за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо раздавались мои шаги в застывшем воздухе. Побледневшее небо стало синеть, но уже это была синева ночи. Звездочки замелькали, зашевелились на нем.

(По И.Тургеневу)

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАН

за 1 семестр

8 классе

ОСЕНЬ НА ПРОРВЕ

Старое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких ре­пейников, колючек, огромных грибов-дождевиков.

Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лод­ки часто нельзя высадиться на берег.

Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю, но недолго. На Прорве слишком много помех. То за кустом крикнет какая-то птица, то ударит хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут. Начинает разгораться зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли.

Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца. К рассвету лицо об­жигает легкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря.

Воздух густ и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой.

(По К. Паустовскому)

Грамматическое задание

  1. Найдите в тексте диктанта три односоставных предложения (в том числе и те, которые являются частями сложного предложения).

  1. Обозначьте в них грамматические основы, определите тип этих предложений.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАН

за II семестр

8 класс

Зеленый шум

Май — это месяц первой зелени, первых цветов, пер­вых весенних гроз.

Передо мной — молодой березовый лес, умытый дож­дем. Он еще голый, без листьев. Стволы березок тон­кие, белые, а ветви лиловые. На концах ветвей сережки висят, а на сережках сверкают капли дождя. Снизу от влажной земли пар поднимается, плывет над поляной. А воздух теплый, влажный, и пахнет сырой землей, го­речью набухших березовых почек. Кругом по деревьям птицы поют: зяблики, овсянки, скворцы, дрозды. Вдали кукушка кукует. Все певцы на свой манер стараются.

Будто в сказке, с каждой минутой прямо на моих глазах лес распускался и зеленел. Набежал ветерок, качнул мохнатые нежно-зеленые ветви березок, и я вдруг услышал легкий, едва уловимый шум, похожий на сдержанный шепот, первый шум молодой листвы.

Тот, кто любит природу, сразу поймет меня. Поймет и оценит — что значит услышать в лесу первый зеленый шум.

(Г. Скребицкий.)

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАН

за 1 семестр

9 класс

К СВЕТУ

Сознательно читать я научился, когда мне было лет четырнад­цать. Жилось мне в ту пору трудно. Работал я много, почти до оту­пения, будни и праздники были одинаково загромождены мелким, безрезультатным трудом.

Я был совершенно потрясён, когда увидел в каком-то журнале портрет знаменитого Фарадея, прочитал непонятную мне статью о нём и узнал из неё, что Фарадей был простым рабочим. Это крепко ударило мне в мозг, показалось мне сказкой.

Точно какие-то дивные птицы сказок, книги пели о том, как многообразна и богата жизнь, как дерзок человек в своём стремле­нии к добру и красоте. И чем дальше, тем более здоровым и бодрым духом наполнилось сердце. Я стал спокойнее, увереннее в себе, бо­лее толково работал и обращал меньше внимания на бесчисленные обиды жизни.

…Книги шептали мне о другой жизни, более человечной, чем та, которую я знал; они указывали мне моё место в жизни. Всё более расширяя передо мной пределы мира, книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он сделал на земле.

(По М. Горькому)

Грамматическое задание

1) Подчеркните сказуемые в четвёртом предложении. В скобках укажите их тип.

2) Разберите по составу слова: прочитал, бесчисленные, спокойнее.

3) Начертите схему четвёртого предложения.

За II семестр

9 класс

Выполнение контрольных заданий

1.Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы.

СЕВ..РНЫЙ ЛЕС

Я люблю сев..рный лес за строгую крас..ту его де..ственных линий за барх..тную зел..нь красавиц пихт за т..ржественную тиш..ну которая вс.. гда царит в нем.

Особ..нно хорошо в сам..м густом ельник.. где(нибу..ь) на дне глубокого лога. (Не, ни) привычному чел..веку т..жело в таком лесу где м..хнатые ветви образуют над г..л..вой спл..шной свод а скво..ь него тольк.. (кое) где проглядывают клоч..я г..лубого неба.

Мя..кий ж..лт..ватый мох скрад..вает малейш..й звук и вы точно идете по к..вру в котором мя..ко тонут ноги. Гр..мадные пап..р..тники которые т..порщатся св..ими перистыми лист..ями в разные стор..ны (пре, при) дают картин.. леса (сказ..чно)фанта-стический характер.

(По Д.Мамину-Сибиряку)

Задания

  • Произведите фонетический разбор слов

  • 1 вариант всегда, 2 вариант ельнике.

  • От каких слов и каким способом образованы слова1 вапиант торжествен­ный,

  • 2 вариант кое-где?

  • Разберите как части речи слова1 вариант только, , 2 вариант свесившиеся.

  • Выполните синтаксический разбор предложения, постройте схему к нему: Мя..кий ж..лт..ватый мох скрад..вает малейш..й звук и вы точно идете по к..вру в котором мя..ко тонут ноги.

Когда я впервые с этим столкнулась, была совершенно потрясена…

(продолжение)Она внутренне его стала оправдывать, дескать, он не виноват, что он такой. Скорее всего, у него так было дома, когда он жил с родителями и он настолько привык, что для него это теперь норма. Не буду рассказывать подробностей, одним словом, она создала такую ситуацию, что бы остаться у него дома одной на весь день. Она решила, что сделает у него дома уборку и он увидит, как же это приятно, жить в чистоте и станет поддерживать порядок. Привезла с собой моющие-чистящие средства и весь день мыла, убирала. Соприкоснувшись с беспорядком вплотную, все оказалось еще хуже, чем казалось сначала. Грязь и антисанитария была такой, как вероятно бывает в притонах и на мусорках. Но она справилась. И даже приготовила ужин после всего, когда уже было чисто. Она не ждала, что он должен теперь ее благодарить до конца жизни, но ожидала обычной благодарности. Она даже придумала, как это будет. Он увидит и скажет: «Как чисто и красиво теперь у меня. Спасибо тебе, что убралась». А она ответит: «Мне было приятно это сделать для тебя». И все на этом. Далее она планировала перевести тему и больше не говорить об этом, что бы это не выглядело, как какой то подвиг. Убралась и убралась, рассыпаться в благодарностях не обязательно. Она же женщина и может для своего мужчины сделать приятно. Но как же она ошибалась. Все произошло совсем не так. Он пришел домой и сделал вид, что ничего не произошло, как будь то и не заметил чистой, сверкающей квартиры. Он буднично поужинал тем, что она приготовила и сказал, что идет смотреть телевизор. Тут ее прорвало. Она не выдержала и сказала, что то, что он сделал вид, что не заметил чистоты в квартире, это ладно, пусть, но то, что выходя из-за стола даже не сказал спасибо за ужин, это слишком. Он ей ответил буквально следующее: «А за что я тебя должен благодарит? Ты и должна была это сделать, потому что ты женщина и это женская работа. И вообще, ты просто хочешь замуж за меня, вот и стараешься показать, какая ты хозяйственная. А значит, ты все это сделала из- за собственной выгоды». После такого моя подруга даже не нашлась что ответить, эмоции накрыли ее с головой, она просто хватала воздух ртом, как рыба, потому что на ТАКОЕ! ну просто нечего было ответить. Она пулей вылетела в прихожую, быстро оделась и так же пулей вылетела из квартиры. Она потом, когда рассказывала мне это, снова не могла сдержать эмоций. В тот момент, когда он ей это говорил, она увидела, что этот человек был настолько уверен в своих словах, что объяснять ему что-то было бесполезно. Тут- то Лена поняла, что благими намерениями вымощена дорога в ад. И для нее поговорка «не делай добра, не получишь зла», стала реальностью. Это была точка. Она поняла, что продолжать с этим человеком не стоит. Вы будете смеяться, но он снова не понял, что произошло и в последствии сказал ей, что не понимает причину ее обиды, ничего такого он ей не сказал. Но на нее это уже не имело действия. Больше она с ним не встречалась. А спустя примерно две недели после обозначенных событий у него в гостях с мужем была одна из ее подруг — коллег, из той компании, что сложилась на работе. Так вот она рассказала, что у него в доме уже снова грязь беспросветная и то, что тут недавно был порядок сложно сказать, остались от этого порядка жалкие остатки и главное, как можно было так быстро снова квартиру загадить. Вот Лена и поняла, что горбатого могила исправит, что грязь в доме, это характер, это образ жизни, образ мышления, а не просто неприбранность в доме. Таким людям не нужен порядок, они не видят разницы между порядком и грязью. Как бы странно это не звучало.

Будьте совершенны

«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48). Быть христианином – это ежедневный процесс, в ходе которого все более и более происходит уподобление Христу, быть соответственной Ему (Быт.2:18). Бог сообщается с нами через Св. Писание, обращаясь к разуму, вкладывает в наши души желание «искать Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живём и движемся и существуем» (Деян.17:27,28).

Христианство отличается от всех религий тем, что оно не требует достижения совершенства когда человек приходит ко Христу. Христос призывает всех: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28). Когда человек своей верой призывает имя Господа, он получает полное прощение грехов и подарок жизни вечной (Рим.10:9-10; Ин.3:16). До Христа, «закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр.7:19). И только после возрождения силой Духа Святого, Христос требует от человека проявлять свою веру в послушании Его Слову. «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:14-16). Бог употребляет нашу жизнь, со всеми ее событиями и страданиями, чтобы сделать нас подобными образу Сына Своего, чтобы представить чистыми и неповинными в день Христов. Даже Сына Своего совершенного Отец провел через страдания, чтоб Он испытал горе, чего нет в царстве небесном. «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр.5:8,9). «Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол.1:28), «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13). «чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу» (Кол.4:12). Потому Евангелие не однократно призывает христиан достигать совершенства:
В познании
«что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил.3:7,8). «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить» (Фил.3:12-16). «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых… — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (Евр.10:14; 1Пет.2:9).
В мире
«Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он. Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная» (Ис.26:3,4). «Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил.4:5-7)
В радости
Радость не зависимая от пищи и материальных вещей, есть показатель присутствия Духа Святого в возрожденном человеке.
А) «радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лук.10:20; 1Пет.1:6).
Б) «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Иоан.16:24).
В) «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Матф.5:11,12).
В терпении
«Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.3:2). «терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак.1:4).
В разумении
«для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол.2:2,3). «Закон Господа совершен, укрепляет душу (Пс.18:8), чтобы вера ваша не на мудрости человеческой, но на силе Божией. Мудрость же мы проповедуем между совершенными» (1Кор.2:5,6). «твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога» (Евр.5:14; Евр.6:1).
В вере
«да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:17). «покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь… ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Пет.1:5-11). «вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим» (Иак.2:22,23).
В любви
«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:14). «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим.13:10). «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Иоан.4:17,18).

Писание не однократно призывает верующих: «чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая , принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Кол.1:10-14). Право быть со Христом дал Бог каждому, но решение быть с Ним, а значит повиноваться Ему, живя в святости остается за человеком. «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?» (Лук.6:46). Божье действие порождает в человеческом сердце ответное чувство, и когда мы располагаем и умиляем наше сердце, душа обращается и прилепляется к Нему: «Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян.5:32). Вся жизнь Давида и всех праведников представляется бурлящим потоком духовной жажды общенья с Богом: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс.41:2-3). Такие переживания являются личными, поскольку они возникают не в толпе, а приходят к каждому конкретному человеку, чтобы затем открыться в нем и для других. И найдя Бога по-настоящему, мы уже не довольствуемся «церковной ложкой», а продолжаем Его искать лично, наедине. Для Моисея, знавшего Бога, это стало лишь основанием, чтобы еще больше воспламениться желанием познавать Его: «Итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя…» (Исх.33:13). Это же отражало цель и сердечную устремленность апостола Павла: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил.3:8).