Что значит соль

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

— А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Анализ стихотворения в прозе «Два богача» Тургенева

Поэтическая зарисовка «Два богача» Ивана Сергеевича Тургенева впервые была опубликована еще при жизни автора в «Вестнике Европы».

Стихотворение написано летом 1872 года. Его автору исполнилось 60 лет, он признанный корифей русской литературы. Каждую его новую книгу встречали с интересом, издатели не скупились на гонорары. Жил он в основном во Франции, где самой близкой для него была семья Виардо. По жанру – стихотворение в прозе. Собственно, жанр этот также обязан своим возникновением Франции образца первой половины XIX века. Сам цикл в целом писатель в черновых набросках именовал «Старческое». Эти миниатюры И. Тургенев считал стихами без ритма и размера. Интонация повествовательная. Лирический герой – сам автор. Рассказчик – сквозная фигура всего цикла. Объем произведения – 5 абзацев, в каждом последующем число строк уменьшается.

Завязка композиции – рассуждение лирического героя о «богаче Ротшильде» с легко читаемым чуть скептическим авторским отношением. Скажем, через эпитеты: из громадных своих доходов, целые тысячи. И через перечислительную градацию с неизменным предлогом «на»: лечение, воспитание, призрение. Дома призрения – дома престарелых для одиноких и больных. Глаголы с нарочито возвышенным смыслом: я хвалю и умиляюсь. Они же переходят в настойчивый рефрен во втором абзаце. Дальнейшее развитие событий подчеркнуто двойным отрицанием «не могу я не». Затем автор описывает крестьян, решавших – брать ли в дом «сироту-племянницу». Есть ее имя: Катька. Эпитеты красноречивы: убогое семейство, разоренный домишко (уменьшительный суффикс подчеркивает их бедность и простоту). Вводится прямая речь персонажей – «бабы» и «мужика, ее мужа». Через прием инверсии выделена индивидуальность речи: возьмем мы. Опять эпитет с местоимением: последние наши гроши. Грош равнялся 2 копейкам. «Не на что будет похлебку посолить»: впечатляющий мотив И. Тургенева с дороговизной соли. Впрочем, на вес золота она не была, стоила в те годы от 50 копеек до 1 рубля за пуд (16, 3 кг), другое дело, что у крестьян денег было в обрез. И буквально через 2 года акциз на соль был отменен, цена упала до примерно 30 копеек, а с увеличением промышленной добычи подешевела еще больше. Крестьянка осторожничает, ждет решения хозяина. Сделав паузу, будто задумавшись, мужик отвечает, что «а мы ее… и не соленую». Развязкой и авторским эпилогом стало восклицание: далеко Ротшильду до этого мужика! Писатель как бы обращается к читателю, призывая его согласиться с этим выводом. По его мнению, жертва крестьянина – выше благотворительности банкира. И если первый персонаж богат деньгами, то второй – щедрым и жалостливым сердцем.

Лирическая миниатюра «Два богача» — маленький факт из биографии И. Тургенева, ставший под пером писателя нравственным уроком.

Что такое «завет соли»?

Здравствуйте!

Завет соли или соль завета?

Комментаторы указывают на три основных упоминания «завета соли».

Одно — то, которое Вы приводите в своем вопросе (Ваикра 2, 13). Второе — в книге Бемидбар, в разделе Корах (18, 19), там речь идет о частях жертв, обещанных потомкам Аарона (коэнам — священникам) «заветом соли». Третье — обещание царю Давиду и его потомкам царства навеки — «заветом соли» (Диврей а-Йамим II, 13, 5).

Но между этими упоминаниями существует различие. Если в нашем стихе сказано «соль завета» (сначала «соль», а потом «завет»), то в двух других сказано «завет соли».

В чем же тут соль?!

В принципе, понятно. Ведь в первом стихе речь идет именно о соли (которая необходима при жертвоприношениях), поэтому она «соль завета». А в двух других местах речь идет о завете (который а-Шем заключает с Аароном и Давидом), и это завет не простой, а «завет соли».

Как завет связан с солью?

Комментаторы объясняют: одно из основных свойств соли — способность сохранять, консервировать. С ее помощью консервируют продукты, и земля, посыпанная солью, не дает урожая, то есть сохраняется в прежнем состоянии (рав Шимшон-Рэфаэль Гирш). Поэтому, когда Творец хочет заключить союз, который не будет изменен, не будет подвержен тлению и гниению, Он заключает его «солью». То есть этот завет как бы «засолен», «законсервирован», неизменен.

А почему соль необходима при жертвоприношениях?

Ибн-Эзра говорит, что это объясняется другим свойством соли, а именно — придавать вкус еде. Пресная пища не вкусна человеку, поэтому не подобает приносить такую жертву Б-гу. И поэтому Творец предписал приносить жертвы с солью.

Хорошо, но при чем тут завет, спросите Вы?

И еще: получается, что это два совершенно разных понятия (завет соли и соль завета). Существует ли смысловая связь между ними, или это просто игра слов?!

Рамбам объясняет: так как Творец предписал всегда приносить жертвы с солью, именно соль стала символом завета вообще. Как нерушим завет о жертвоприношениях с солью, так нерушим будет союз, заключенный с Аароном и Давидом. Согласно этому объяснению, «завет соли» — это тот самый завет о жертвоприношениях с солью.

Можно объяснить и по-другому. Соль завета — это соль, которой заключают заветы, союзы. Согласно этому объяснению, соль необходима при жертвоприношениях еще и потому, что ею Творец будет заключать союз царства и священства. Так считает великий Йонатан, сын Узиэля (ученик Иллеля, переведший Тору на арамейский язык).

Кто-то удивится: «И это все? Не хватает здесь какой-то соли!» А более сведущие спросят, почему автор не приводит в первую очередь объяснение Раши.

Здесь мы подходим к самому интересному. Ведь до сих пор (до главы Ваикра) Тора нигде не упоминала о каком-либо завете, связанном с солью, как же тут она говорит о нем, как о чем-то само собой разумеющемся? Объясняют мудрецы (которых цитирует Раши): Тора здесь намекает на завет, заключенный при сотворении мира. Так как вода была разделена во второй день творения, то есть «отдалена» от Творца, обещал Он ей, что это только на время (до полного исправления мира). И даже в этом мире она будет возвращаться к Нему через жертвоприношения в виде соли, которая добывается из воды. Это показывает нам, что и наша душа, отдаленная в этом мире от Творца, стремится вернуться к Нему несмотря на все преграды.

Более того, сама природа соли, добываемой из воды с помощью иссушения (то есть силой огня), как бы свидетельствует о Нем, Соединяющем противоположное — огонь и воду (как в казни огненным градом в Египте). Это и есть, по мнению А-Ктав вэ-а-Кабала, тот «удивительный» Б-жественный союз, о котором говорит Тора, союз противоположностей. Соль нужна при жертвоприношениях еще и поэтому: она показывает, что мы служим Единому Создателю, а не различным силам, божкам.

И еще один нюанс. В Талмуде сказано, что даже если жертвоприношение личное, соль должна быть обязательно из общественной казны. Это показывает, что любое желание, даже самое святое, должно быть сверено с эталоном Торы, полученной общиной Яакова, неизменной, как соль. Потому что в мире меняются только декорации (раньше ездили на лошадях, теперь летаем на самолетах), но суть, душа не меняется.

С уважением Яаков Гельфман

“Вы – соль земли”

Господь вложил в различные элементы созданного Им мира духовный смысл, чтобы люди имели возможность посредством их постигать Бога. Чтобы постредством их люди имели возможность постигать Бога. Библия открывает нам эти образы. Небо, горы, солнце, море, соль, вода, хлеб, вино, масло, реки, золото, ладан, пустыня – все это в Библии говорит о Боге, о духовном мире. Но соль среди них имеет особенное значение.

НЕМНОГО О СОЛИ

Мы воспринимаем соль несколько иначе, чем ее воспринимали люди в древности. Сейчас можно просто пойти в магазин и купить ее в любом количестве. Но так было не всегда. У древних греков ходила поговорка: без золота прожить можно, без соли – нельзя. Одно время римским легионерам даже выплачивали жалованье солью. Такая дороговизна соли обусловливалась трудностью ее изготовления.

Добывали соль двумя способами: в открытых месторождениях, которые довольно редки, или путем выпаривания морской воды. Поскольку древние не владели современными технологиями, то занятие это было очень трудоемким и вредным. Перевозилась соль в небольших количествах караванами на большие расстояния, поэтому стоимость ее сильно возрастала и в некоторых странах сравнивалась со стоимостью золота. Спор за месторождения соли часто становился поводом для войны. Воспоминание о дороговизне соли сохранилось и в русской культуре: дорогих гостей встречают хлебом-солью.

Нам необходимо учитывать это, потому что, когда в Библии говорится о соли, следует понимать, что имеется в виду дорогая вещь.

Каковы же духовные смыслы, которые заложены в образ соли? Для христиан очень важно знать это, потому что Христос в Нагорной проповеди сказал ученикам: «Вы – соль земли» (Мф. 5:13).

СОЛЬ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

С солью связаны жертвоприношения. Фактически, ни одна жертва не могла приноситься без соли. «Не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси соль» (Лев. 2:1). Само священническое служение связывалось с солью. «Все возносимые святыни, которые возносят сыны Израилевы Господу, отдаю тебе и сынам твоим и дочерям твоим с тобою, уставом вечным; это завет соли вечный пред Господом, данный для тебя и потомства твоего с тобою» (Чис. 18:19). И еще одно место Писания говорит о завете соли, но на этот раз в контексте царствования Давида: «Не знаете ли вы, что Господь Бог Израилев дал царство Давиду над Израилем навек, ему и сыновьям его, по завету соли?» (2 Пар. 13:5).

Что же это за завет соли, каков его смысл, и как связаны с ним жертвы Богу и царствование Давида? Мы уже сказали, что соль была вещью дорогой, это символизировало ценность отношений человека и Бога. Все, что посыпано солью, не портится. Поэтому с ней связано представление о силе, поддерживающей, охраняющей и продлевающей жизнь. Употребление соли при жертвоприношении должно было показать, что жертва не только искупает грех человека пред Богом, но и соединяет человека с Богом.

Соль символизирует прочность и неизменность завета Божьего. Это нашло отражение и в распространенном на Востоке представлении о том, что съеденная вместе с кем-либо соль обладает силой, соединяющей людей. Например, в книге Ездры в письме чиновника (как доказательство его верности царю) говорится, что он «ест соль от дворца царского».

Поэтому можно сделать вывод: соль символизирует прочность и нерушимость отношений человека и Бога, восстановленных как результат искупления грехов путем принесения жертвы. Эти отношения позволяют человеку сохранить жизнь. Более того, придают особый, царственный статус.

Но этим духовные образы, заложенные в соль, далеко не исчерпываются. По закону жертвенное мясо не должно было содержать в себе крови. Поэтому, чтобы удалить всякие остатки крови, мясо посыпали крупной солью, которая вытягивала кровь. Другими словами, очищала его. Именно об очищающем действии соли в духовном смысле говорит Христос: «Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится» (Мк. 9:49).

Но и этим не исчерпывается значение соли в Ветхом Завете. Она также символизирует проклятие и бесплодие как результат греха. Ведь на земле, содержащей в большом количестве соль, ничто не растет, там нет жизни. Ярким примером может служить Мертвое море, в котором концентрация соли очень высока. В воде его нет никакой жизни, берега совершенно пустынны. Именно на этом месте находились Содом и Гоморра, уничтоженные в огне божественного гнева. Стоит упомянуть и жену Лота, нарушившую повеление Бога и в результате превратившуюся в соляной столп. «Он превращает реки в пустыню и источники вод – в сушу, землю плодородную – в солончатую, за нечестие живущих на ней» (Пс 106:34).

Как же увязать столь различные значения, придаваемые соли? С одной стороны, она символизирует нерушимые отношения с Богом, с другой – проклятие и бесплодие греха. Все становится на свои места, если попробовать вместо слова «соль» употребить «суть, смысл». Если человек имеет отношения с Богом, то он имеет в себе соль, имеет смысл своего существования. Тогда он благословен, защищен и процветает. И, наоборот, если этих отношений нет, то грех приводит к проклятию и бесплодию.

СОЛЬ ЗЕМЛИ

В свете этого становится более ясно, почему Христос назвал учеников солью земли.

Христиане придают земле смысл существования, являются ее солью, сутью. В мире , погруженном во мрак греха и неверия, есть христиане – маяки света и веры, которые освещают эту тьму.

Христиане названы солью земли еще и потому, что, подобно соли в пище, придают особый вкус жизни, делают ее привлекательной. Окружающие люди видят, что там, где другие грешат, верующие живут в святости. Там, где другие таят злобу и месть, они прощают; где проклинают и злословят – благословляют. Они показывают, что не все в жизни плохо, что есть добро, и оно сильнее зла. С верой и надеждой смотрят в будущее, как бы тяжело ни было в настоящем. Рядом с ними хочется жить.

Иисус, называя учеников солью земли, говорит тем самым, что их присутствие предохраняет мир от полного разложения и сдерживает готовый разразиться суд Божий. Сила эта заключена в слове Иисуса, которое живет среди Его учеников. «Слово ваше всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол. 4:6).

Более того, христиане названы солью земли потому, что их положение в глазах Бога очень высоко, но велика и ответственность. «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).

Мы несем ответственность за этот мир пред Богом и ходатайствуем о нем в молитвах.

Человек может потерять отношения с Богом, и тогда вся его жизнь станет никчемной: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13).

Вот каковы только некоторые библейские смыслы, которые можно увидеть в соли. Очень важно знать их, и не только понимать, но и жить так, чтобы с полным правом можно было носить звание «соль земли».

Станислав БУЛАНОВ

КОЕ-ЧТО ПРО СОЛЬ

В странах с холодным климатом требуемая организму ежедневная норма потребления соли значительно ниже, чем в странах с жарким климатом, виной тому различная потливость. Средняя ежедневная норма потребления для взрослого человека: 3-5 граммов соли в холодных странах и до 20 граммов в жарких.

Систематический приём избыточного по сравнению с физиологической нормой количества соли приводит к увеличению кровяного давления. Чрезмерное потребление соли вызывает болезни сердца и почек.

В России в XVII веке произошёл Соляной бунт, вызванный непомерно высокими ценами на соль. Тысячелетия назад соль была настолько дорога, что из-за неё устраивали войны. Сейчас соль является самой дешёвой из всех известных пищевых добавок, если не считать воду.

Римским солдатам выдавали разрешение на покупку соли (на латыни: sal), salarium argentum, от которого родилось английское слово salary (заработная плата), от этого же произошли названия мелкой монеты: в Италии «сольди», во Франции «солид» и французское слово «салер» — «жалованье». И, может быть, отсюда же произошло на всех европейских языках слово «солдат». Римляне также предпочитали солить зелень, в результате чего латинское слово, обозначающее соль, вошло в состав нового слова salad (салат). На варварской латыни salata обозначало «солёный».

Марко Поло описывал, как изготовлялись соляные деньги в Китае: «Рассол кипятился в небольших котлах. Через час соль принимала вид теста, и из него делали род пирожков. Те из них, которые выпуклы с верхней стороны и плоски с другой, ставились на горячие черепицы близ зажженного огня, чтобы они сохли и твердели. На этот род монеты накладывали клеймо Его Величества, и ее не мог делать никто, кроме его собственных чиновников.

Еще в середине 30-х годов нашего века в Эфиопии были в ходу «солевые» деньги. Они имели цену даже в самой столице, а в провинции можно было получить все, что угодно, только на деньги, сделанные из соли. Они назывались «амоле» или «рэй» и имели вид бруска длиной в 65 сантиметров, шириной в 5 сантиметров и весом в 640 граммов.

Обожаю крупную соль и готовить всякое вкусное, в том числе с ней.

В какой-то момент в излюбленной солонке появляется соль странного коричневого оттенка. С недоверием потыкала ложкой странный продукт, но мозг вынес вердикт: йодированная, пользоваться!

В течение недели жизнь на кухне кипела, готовились шейки бараньи в казане, крем суп из королевских шампиньонов, мидии в соусе блю чиз… ну и овсянка по утрам, как без нее. И каждый раз, бросая в молоко щепотку соли, терпеливо вылавливала какие то бякушки, всплывающие на поверхность. И вот очередное утро, традиционная каша, наглые черные грязьки в молоке. Видно их лимит был превышен и закрались подозрения, что как-то йодированная соль с этим может быть связана. Спрашиваю у бабушки из какой упаковки она её сыпала. «Да вон открытая стоит под сервантом». Сходила, достала две вскрытые упаковки крупной соли, в одной обычная, а в другой коричневая. Вот тут -то и всплыл в памяти новый чугунный казан, который прокаливался с каменной солью, вспомнилась просьба бабушки соль эту не выкидывать, а отдать ей посыпать лёд у подъезда зимой…

Приятного аппетита во всех отношениях, в общем! Вздохнула и в очередной раз отдала бабушке (ей 88) посыпать лёд этой йодированной солью. Не выкидывать же. Авось пронесет и на сей раз.

ПС Бабушка моя и все сюрпризы с ней связанные тоже мои)

ППС Я гуманитарий далекий от химии, скажите, кто её знает не по наслышке, всю табличку Менделеева мы потребляли в дозах далеких от гомеопатических эту неделю или всё не так плохо?

Беседа № 23.

49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.33 50Соль – добрая /вещь;/ но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

«Речь к Двенадцати» Марк заканчивает словами Иисуса Христа, которые изначально были произнесены, скорее всего, в другой связи.

Стих 49 встречается только у Марка. Этот стих был подготовлен евангелистом благодаря стиху 48 и ведет к стиху 50: (ст. 48: «где червь их не умирает и /огонь/ не угасает». Ст. 49: «ибо всякий /огнем осолится». Ст. 50: «Соль – добрая вещь; … Имейте в себе соль»). Но стих 50 возвращает нас к ст. 33–34, давшим повод ко всей речи Иисуса Христа (ст. 50: «…и мир имейте между собою». – Ст. 34: «Они … дорогою рассуждали между собою, кто больше»).

Ст. 50 в несколько иной форме использован евангелистом Матфеем как часть Нагорной проповеди: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф 5,13), а у Луки, в еще другой форме, завершает собрание речений Иисуса на тему «следования» Ему, Иисусу: «Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк 14,34–35).

О чем говорит весь этот разнобой в форме слов Иисуса Христа и в ситуации, в которой эти слова были высказаны? О том, что Иисус часто ронял короткие замечания, которые остались у людей в уме, потому что они просто не могли забыть их. Но часто люди, запомнив высказывание Иисуса, забывали по какому поводу и в какой ситуации оно было произнесено. И в Евангелиях используется то или иное высказывание Иисуса, чтобы прояснить мысль, важную для каждого евангелиста в его конкретной ситуации.

Смысл слов, завершающих речь Иисуса Христа к Двенадцати ученикам, определяется двумя важными символами: огонь/ и соль. Значение огня задано стихом 48: «где червь их не умирает и /огонь/ не угасает». То есть, огонь здесь – символ боли и страдания. Соль же, напротив, согласно ст. 50, понимается положительно: «Соль – добрая /вещь;/ … Имейте в себе /соль/»). То есть соль – сохраняющее, очищающее средство, придающее вкус пище.

У Марка, в противоположность к Мф 5,13 в Нагорной проповеди, Двенадцать учеников не сравниваются с солью. Не сказано, как у Матфея, «Вы – соль земли». У Марка сказано нечто иное: «Всякий огнем осолится, … Имейте в себе соль».

Что же такое соль у евангелиста Марка? Он не дает ясного ответа. Но кое-что мы все же можем понять из его слов. Соль связана с огнем. Следовательно, «осолиться», быть посoленным, иметь в себе соль – болезненный процесс очищения: «Всякий огнем осолится!». Это положительный процесс, так как он придает отдельному человеку ту «соль», которая очищает его жизнь, предохраняет от разложения и служит придающей вкус приправой. Огонь связан здесь с понятием очищения. Огонь очищает металл, отделяя все примеси. То есть, огонь означает все, что очищает жизнь. Богу угодна жизнь, выдержавшая очищающие испытания, трудности и опасности преследований и гонений. Мученичество и исповедничество – жертва, угодная Богу. Нельзя забывать также об огне Святого Духа в день Пятидесятницы.

Конечно, соль может «потерять свою силу» и прийти в почти безнадежное состояние: «Ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите?» (Мк.9:50)34. Против такой опасности утраты своей «соленой» силы по причине теплохладности или стремления к комфорту звучит предостережение Иисуса Христа: «Имейте в себе соль!». В данной ситуации это означает: «Мир имейте между собою» (Мк.9:50). Чтобы понять это, стоит оглянуться на всю речь Иисуса Христа Двенадцати ученикам.

Мы видели, что предложенная Марком «Речь Иисуса Христа к Двенадцати» (Мк.9,35–50) сформирована самим евангелистом. Цель, которой он при этом руководствовался, очевидна:

По всей видимости, мир между Двенадцатью, то есть между ведущими лицами в общине первых учеников, мог быть нарушен тем, что по меньшей мере некоторые из них хотели быть первыми. Вспомним, что стало поводом для Речи к Двенадцати: Иисус спросил учеников: «О чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше» (Мк.9,33–34). А чем Речь заканчивается? – Словами Иисуса «мир имейте между собою» (Мк.9,50). Примерно такая же картина встретится нам и в следующей, 10-й главе, где сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн просят Учителя: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей». Эта просьба вызывает негодование остальных десяти, а Сам Иисус выговаривает братьям: «Не знаете, чего просите» (Мк.10,35–41). Да, стремление выдвинуться, быть первым, быть выше других, стать над другими – естественное стремление, характерное для животного мира и для человека в падшем состоянии: «Иисус, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими» (Мк.10,42). Но против такого естественного инстинкта Марк напоминает:

Воля к социальному превосходству, по словам Самого Иисуса Христа, несовместима с волей и поступками Самого Бога: «И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» (Мк.9,35–37).

Стремление к превосходству делает человека бездушным, нетерпимым и приводит к опасности ввести в соблазн «малых» в Церкви (Мк.9,38–42). Об этой опасности мы много рассуждали в прошлой беседе. Сейчас напомню только, что под «малыми» в Евангелии имеются в виду не дети, но люди неприметные, простые, незначительные, непривилегированные в общине учеников Иисуса. «Соблазнить» же кого-то означает – своим поведением привести человека к такому духовному настрою, что он откажется от веры в Иисуса Христа и от следования за Иисусом.

Натурально-эгоистическому устремлению человека к превосходству Иисус Христос противопоставляет заповедь быть «из всех последним и всем слугою» (Мк.9,35).

Такой отказ от естественных человеческих стремлений и инстинктивных потребностей к доминированию некоторым может показаться неприемлемым насилием над собственной природой. Ведь для этого требуется, по словам Иисуса Христа, как бы отсечь свою руку или ногу, вырвать свой глаз… (Мк.9,43–47). Последовать такому требованию жертвенного самоочищения («осоления», по слову Господа) может быть болезненным, соединено со страданиями: «всякий огнем осолится» (Мк.9,49). Но что стоят эти страдания по сравнению с теми, которые ожидают человека, если он, вопреки ясному указанию Иисуса, проморгает, потеряет свое будущее? Тогда его будет ожидать геенна и «огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает».

Марк знал, что именно для Двенадцати, для особо призванных Иисусом в качестве Его самых близких, самых доверенных лиц, именно для них, особо избранных, должно быть весьма болезненно искать не почестей, а неприметности, стремиться не к высокому положению, а к самому последнему месту в «иерархии». Это и в самом деле трудно и может быть даже мучительно. Однако только так они могут осолиться: «всякий огнем осолится» (Мк.9,49). Иными словами, только на этом пути смирения они могут достичь необходимой им чистоты и вкуса. И только так они смогут сохранять между собою мир.