Да не оскудеет рука

На переводческой рассылке всплыл вопрос о происхождении пословицы «не оскудеет рука дающего». Интересный вопрос. Действительно, это не прямая цитата из Библии.
По-видимому, пословица основана на словах Библии, в Притчах 28:27 : «Дающий нищему не обеднеет, а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий». Так утверждает Краткий словарь библейских фразеологизмов (в свою очередь очень интересный документ, весьма некстати обрывающийся на букве З (update: нашлось окончание словаря: получай, фашист, гранату)).
Он опирается в этом своём суждении на «Русскую мысль и речь» Михельсона (1902-1903).
Но если это парафраза библейских слов, встаёт вопрос, кто первым так перефразировал, и почему именно в этом варианте она стала столь известной. Ответа на этот вопрос я не знаю.
Но и это ещё не всё. Вследствие (полагаю) исчезновения глагола «оскудевать» из живой речи, вследствие «книжности» и размывчатости его смысла, фраза эта используется в наше время в двух несколько различных значениях:
1. Не оскудеет рука дающего: Тот, кто даёт другим, от этого не обеднеет.
2. Не оскудеет рука дающего: Если кто-то даёт другим, то пусть он и дальше продолжает им давать (т.е. пусть не оскудеет, не прекратится именно то, что он даёт в своей руке).
Второе значение поддерживается возникшим (когда? недавно?) вариантом: Да не оскудеет рука дающего. Гугль, например, находит всего 813 страниц с фразой «не оскудеет рука дающего»; из них 324, т.е. почти две пятых, содержат «да не оскудеет…». Мне кажется, что этот альтернативный вариант с «да…» всегда или почти всегда однозначно используется во втором значении. Но если верно объяснение происхождения этой фразы, то именно первое значение — исконное, изначально «верное».
Поучительный случай.

ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» «Не отказывай в пропитании нищему и не утомляй ожиданием очей нуждающихся; не опечаль души алчущей и не огорчай человека в его скудости; не смущай сердца уже огорченного и не откладывай подавать нуждающемуся; не отказывай угнетенному, умоляющему о помощи, и не отвращай лица твоего от нищего»(Сир.4:1-4). Важность милостыни измеряется не количеством поданного, а расположением подающего. Милостыня состоит не в том, чтобы только давать деньги, но чтобы давать с христианским чувством милосердия. Только та милостыня истинная, которая подается с радостью. Подавать милостыню – долг каждого православного христианина. «Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его» (Притч. 3:27).. Благой Господь может все это, но доверяет сделать это нам. «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 34–40). (Притча от Ивана Тургенева) Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шёл старый, больной человек. Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нём висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь… Он изнемогал. Он присел на придорожный камень, наклонился вперёд, облокотился, закрыл лицо обеими руками, и сквозь искривлённые пальцы закапали слёзы на сухую, седую пыль. Он вспоминал… Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат, и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам… И вот теперь у него нет куска хлеба, и все его покинули, друзья ещё раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно. А слёзы всё капали да капали, пестря седую пыль. Вдруг он услышал, что кто-то зовёт его по имени; он поднял усталую голову — и увидал перед собою незнакомца. Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой. — Ты всё своё богатство роздал, — послышался ровный голос. — Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал? — Не жалею, — ответил со вздохом старик, — только вот умираю я теперь. — И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, — продолжал незнакомец, — не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней? Старик ничего не ответил и задумался. — Так и ты теперь не гордись, бедняк, — заговорил опять незнакомец, — ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры. Старик встрепенулся, вскинул глазами, но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий. Старик подошёл к нему и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего. Но за ним шёл другой — и тот подал старику малую милостыню. И старик купил себе на данные гроши хлеба. И сладок показался ему выпрошенный кусок, и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость. Аминь.

Да не оскудеет рука дающего и 5 похожих библейский цитат

Скачать эту статью

«Батюшка, а вот, что значит фраза “Да не оскудеет рука дающего”? Вы должны знать, ведь в Библии написано». Такой вопрос в практике священников встречается нередко. Любопытно то, что Библия таких слов не содержит. И всё же, если что-то звучит «под старину», то за разъяснением идут именно к священникам. А добросовестный батюшка должен на всё иметь ответ, а не отмахиваться от прихожан, мол, не его профиль.

Значение фразы — в том, что щедрый человек не обеднеет

Фраза «Да не оскудеет рука дающего» имеет довольно прозрачное значение: щедрый человек не обеднеет.

Это выражение можно было бы назвать псевдобиблейским, если бы оно вообще как-то претендовало на своё наличие в Священном Писании. Но нет. Ясно, что люди просто ассоциативно связывают Библию с подобным слогом, но в действительности это всего лишь пословица.

Книга на православную тематику «Рука дающего не оскудеет. О добродетели милосердия», сборник историй

Это крылатое выражение призывает людей делать добро. Хорошему человеку всё возвратиться.

Такая идея есть и у славян, и в христианстве, а на Востоке её связывают с течением энергий — мол, деньги — это тоже энергия. И если ты ей обеспечиваешь течение, то к тебе скоро всё вернётся с торицей.

Эту фразу часто употребляют неправильно.

Сегодня эта пословица приобрела большую популярность:

  1. Её цитируют в кино и литературе.
  2. Используют в качестве заголовков статей.
  3. Этим выражением называют книги.

И т.д. Получается не всегда уместно. Далеко не все знают, когда именно и как употреблять эту фразу, от чего получается нечто вроде «Да не оскудеет рука берущего» С одной стороны, иронично, но с другой — совершенно бессмысленно. Но это уже проблема филологического и лингвистического толка.

Для нас же интереснее найти библейские параллели. А таковые есть.

4 похожие цитаты из Книги Притч

Книге Притч тема вознаграждения за щедрость и кары за скупость оказалась ближе всего. Рассмотрим имеющиеся там цитаты.

Цитата 1.

(Прит.22:8)

«Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит»

Английский комментатор Библии Мэтью Генри даёт к этому отрывку два толкования:

  1. «неправедно добытое богатство не будет процветать: сеющий неправду, кто поступает несправедливо, надеясь от этого получить выгоду, пожнет беду (суету, англ.пер.). То, что он получит, не послужит ему во благо и не даст удовлетворения. Его ждет лишь разочарование. Кто создает трудности для других, тот готовит беду для самого себя. Люди пожнут то, что сеют.
  2. Власть, которой злоупотребляют, будет недолгой. Если жезл власти превращается в трость гнева, если человеком вместо благоразумия управляют страсти, а вместо государственного благополучия он стремится прежде всего удовлетворить свое негодование, то трости гнева его не станет, она будет сломлена, и власть не спасет его (Ис 10:24,25)».

Библейские цитаты о том, кто щедро даёт, можно рассматривать в широком смысле

Толкование учителя богословия МакДональда намного лаконичнее:

«Тот, кто сеет неправду, не пожнет ничего достойного или существенного. Попытки побоями и гневом заставить людей подчиниться не увенчаются успехом».

Цитата 2

(Прит.28:27)

Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий.

МакДональд пишет об этой цитате:

«Бог вознаградит тех, кто проявляет милость к нищим. Человек, отводящий глаза от настоящей нужды, потерпит много несчастий».

А Мэтью Генри снова обнаруживает два смысла в высказывании:

«1. обетование для благотворителей: дающий нищему от этого никогда не станет беднее; он не обеднеет. Если он будет иметь немного и окажется в опасности стать нуждающимся, то пусть даст то немногое и тем самым не позволит ему превратиться в ничто. Так щедрость вдовы из Сарепты к Илии (для которого она сделал первую лепешку) спасло то немногое, что она имела, когда осталась лишь горсть муки. Если он имеет много, то пусть и дает много, так как у него не уменьшится; он и его семья не будут нуждаться из-за его благочестивой благотворительности. Мы даем то, что имеем».

«2. Угроза для жадных людей: кто закрывает глаза свои, чтобы не видеть бедственного положения нищих и не читать их просьб, чтобы глаза не повлияли на сердце и не потребовали у него помочь им, на том много проклятий от Бога и человека; а так как они не являются беспочвенными, то обязательно сбудутся. Горе человеку, против которого направлено слово Божье и молитвы нищих».

Цитата 3

(Прит.22:16)

«Кто дает богатому, тот обеднеет»

Это выражение менее остальных похоже на фразу «Да не оскудеет рука дающего», но уместно в силу того, что перекликается с другими цитатами.

Картина «Слепцы», художник: А. Пластов

Комментарий Мэтью Генри:

«Этот стих показывает, на какие порочные пути иногда становятся богатые люди. Из-за этого они беднеют, побуждая Бога, несмотря на свое богатство, ввергать их в нужду; они обижают бедного и дают богатому.

  1. Они не помогают бедному из благотворительности, а отнимают у него, чтобы, лишая его самого необходимого, но, по их мнению, ненужного, иметь возможность умножать свое богатство. Но в то же время они делают подарки богатым и устраивают для них пышные приемы из гордости или тщеславия, чтобы выглядеть величественными, или из хитрости, чтобы в ответ получить с прибылью. Такие обязательно обеднеют. Многие стали нищими из-за глупой щедрости, но никто из-за благоразумной благотворительности. Христос велит нам приглашать бедных (Лук 14:12,13).
  2. Но таковые не только не приглашают бедных, но и обижают их, грабят благотворительные заведения, обирают своих бедных арендаторов и соседей, посягают на права тех, кто не имеет денег, чтобы защитить себя, а затем дают взятки богатым, чтобы те защитили и покровительствовали им в подобных делах. Но все напрасно; они обеднеют. Кто грабит Бога и тем самым делает Его своим врагом, не сможет защитить себя, давая взятки богатым, чтобы сделать их своими друзьями».

Фраза «Кто дает богатому, тот обеднеет», возможно, обещает бедность в любом исходе

А вот Новая Женевская Учебная Библия обнаруживает интересную особенность языка в этом месте.

«Древнееврейский текст не совсем ясен. NIV вместо “тот” предлагает прочтение “оба” и тем самым безоговорочно относит предсказание бедности и к той, и к другой ситуации. Тем не менее данный стих может представлять собой обычное противопоставление богатства, приобретенного путем насилия, и нищеты, к которой приводят тщетные попытки купить расположение богача».

Завершим разбор толкованием МакДональда:

«Работодатель, который обогащается за счет того, что выплачивает своим работникам мизерную плату, содержа их на грани голодной смерти, в конце концов, сам обнищает. То же произойдет и с человеком, который дает богатым, вероятно для того, чтобы заслужить или сохранить их благосклонность. Мы должны давать тем, кто не может дать нам взамен».

Цитата 4

(Притч 19:17)

«Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его»

Комментарий святителя Кесария Арелатского:

«Если скажет тебе верный человек: “Дай мне одну медную монету, а я тебе верну сотню золотых солидов”, разве не дашь ты ему с радостью одно, чтобы получить сто? Насколько же больше должен ты ссудить на земле Бога тем, что получишь сторицей в жизни вечной, ибо сказал тебе Бог неба и земли: Благотворящий бедному дает взаймы Господу (Притч 19:17), и как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25:40), и в псалме: Добрый человек милует и взаймы дает (Пс 111:5)? И когда в ангельском собрании удостоишься ты предстать пред трибуналом вечного Судии, со спокойною и верной совестью сможешь сказать: “Дай мне, Господи, то, что дал я: помилуй меня, ибо помиловал я сам”».

Эту тему затрагивал Моисей

Справедливо будет процитировать Второзаконие:

(Второзаконие 15.7–8)

«Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твой перед нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде…»

Наставления Моисея о щедрости тесно сплетены с еврейским законом, так что ссылаться на них христианину не всегда корректно

Однако в данном случае стоит осторожно относиться к цитате. Сам фрагмент выхвачен из контекста и является практическими рекомендациями для конкретной культуры и времени. Велико искушение усилить им прочие высказывания Библии, но здесь есть тесная привязка к соблюдению субботы и прочим иудейским принципам. Здесь лучше ограничиться цитатой и не приписывать великому пророку лишнего.

В Евангелии от Луки сказано «Давайте, и дастся вам»

В Евангелии от Луки читаем:

(Лук.6:38)

«Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам»

Очень глубокий комментарий на этот отрывок написал блаженный Феофилакт Болгарский:

«Итак, отпускай, и тебе отпущено будет; давай, и тебе дано будет. Ибо меру хорошую, надавленную, натрясенную и преисполненную дадут в недра ваши. Ибо Господь будет возмерять не скупо, а богато. Как ты, намереваясь отмерять какой-нибудь муки, если желаешь отмерять без скупости, надавливаешь ее, натрясываешь и накладываешь с избытком, так и Господь даст тебе меру большую и преисполненную. Быть может, иной остроумный спросит: как Он говорит, что дадут в недра ваши меру преисполненную, когда сказал, что возмерится вам той же мерой, какой вы мерите, ибо если переливается через верх, то не та же самая? Отвечаем, Господь не сказал: возмерится вам «тою же» мерой, но “такою же”. Если бы Он сказал: «тою же мерою», тогда речь представляла бы затруднение и противоречие; а теперь, сказав: “такою же”, Он разрешает противоречие, ибо можно мерить и одной мерой, но не одинаково. Господь то и говорит: если ты будешь благотворить, и тебе будут благотворить. Это – такая же мера. Преисполненной названа она потому, что за одно твое благодеяние тебе заплатят бесчисленными».

Апостол Павел тоже касался этой темы

О щедрости апостол Павел решил поговорить во Втором послании к Коринфянам:

(2 Кор. 9:6)

«Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет»

Святитель Иоанн Златоуст написал к этому фрагменту такой комментарий:

«Итак, будем подавать щедрую милость, взирая не только на принимающего, но помышляя о Том, Кто относит к Себе все, что делается для бедных, Кто обещает награду за подаяние. Таким образом, к Нему возводя ум, постараемся подавать со всем усердием и щедро сеять, пока есть время, чтобы получить и щедрую жатву. Кто сеет скупо, сказано, тот скупо и пожнет. Итак, не скупой рукой будем бросать эти добрые семена, чтобы в свое время нам пожать в изобилии. Теперь – время сеяния: не упустим же его, прошу вас, чтобы в день воздаяния за посеянное здесь нам пожать плоды и удостоиться человеколюбия Владыки».

9 глава 2 послания к Коринфянам призывает к щедрости

Далее апостол Павел продолжает мысль:

(2Кор 9:7)

«Доброохотно дающего любит Бог»

Идею святого Павла объясняет Толковая Библия Лопухина:

«Апостол пользуется случаем для того, чтобы здесь сказать и о расположении, в каком должно подавать милостыню, и о могуществе Божием, в силу которого подающий может быть всегда уверен в том, что Бог всегда может дать ему средства к щедрому благотворению, и, наконец, о той пользе, какую приносит щедрая милостыня. Заключает свою речь Апостол воссыланием хвалы Богу за Его величайший дар, какой человечество получило в Христе Иисусе и какой еще более побуждает христиан быть щедрыми к другим».

Месяц Октябрь. 8-й день Дающая рука не оскудеет

(Из слова о милостивом схоластице)

Да не отвратиши сердца твоего, говорит Писание, ниже сожмеши руки твоей пред братом твоим требующим. Отверзая, да отверзеши руку твою ему… Даянием да даси ему. Дающую ти ему благословит тя Господь Бог твой во всех делах твоих и во всем (Втор. 15, 7–10). Иже дает убогим не оскудеет (Притч. 28, 27). Состарихся, говорит Давид, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлеба (Пс. 36, 25). Истины непреложные, ибо подтверждаются бесчисленными примерами чудесного восполнения для милостивых, розданного ими. Предлагаю вашему вниманию один из них следующий.

В горе Аскалоне был один благочестивый муж, проводивший все время в делах благотворения. Он раздавал милостыни по монахам и бедным, кормил странных иноков и других пришельцев, и дом его был пристанищем для всех бесприютных. Однажды, когда, по обычаю его, нужно было ему посылать подаяния в бедные монастыри, случилась ему нужда в деньгах, и он, не зная, где бы мог достать их, сидел скорбя. Вдруг является к нему в дом благолепный старец и спрашивает: «О чем скорбишь?» «Да о грехах моих», – по обыкновению отвечал милостивый. «Нет, не о грехах,– продолжил старец, – а о том, что не знаешь, где, найти денег. Но Бог заботится о тебе. Вот тебе триста златниц и столько же сребреников. Пошли их по твоему обычаю». Взяв деньги, милостивец пошёл, чтобы убрать их, но, лишь только он вышел, старец сделался невидим. Возвратившись и не видя старца, хозяин дома с гневом начал выговаривать семейным и привратнику, зачем отпустили старца до его возвращения; но все с клятвою уверяли, что никого у них в доме не было и никакого старца они не видали. Милостивый муж понял тогда, что золото послано ему свыше, и с тех пор сделался еще милостивее и роздал уже все имение свое нищим. Когда он жил в бедности, однажды пришли к нему два инока и дали ковчег с золотом. Нищелюбец стал было уговаривать их вкусить пищи, но они, отговорившись тем, что должны были навестить пустынников египетских, ушли от него, обещавшись вечером прийти к нему. Прошел вечер – их не было. Милостивый справился о них у отцов египетских; но те сказали, что у них никого не было. Опять тут он убедился, что золото дано ему от Бога. Был и еще третий в его жизни случай, также чудесный. В его церкви раз случился недостаток в деревянном масле, и ключарь хотел было сказать ему о сем – но, хотя не успел сказать, однако, возвратившись в церковь, увидал сосуд, переполненный маслом. Таким образом, чем больше милостивый давал, тем больше от Бога милостей получал и чрез них, конечно, имел случай убедиться в особенном к себе благоволении Божием.

Итак, братие, ясно отсюда, что, как говорит Василий Великий: «Милости к дающим возвращаются. Дал ты алчущему – о своей пользе постарался; ибо что ты дал, получишь с избытком» (На богатящихся). И св. Амвросий Медиоланский то же говорит: человек (о смерти Феодосия Великого) милосердый, когда другим помогает, и себе пользу делает, и чужим лекарством свои раны лечит». Аминь.

Метаморфозы: Да не оскудеет рука дающего

Журналисты часто используют крылатые фразы для создания заголовков и ярких фраз. Чаще всего, пожалуй, идут в дело библеизмы. Чего стоит одно только «не хлебом единым»: на месте хлеба тут не побывало разве что дефлопе с крутонами. Впрочем, иногда авторы текстов изменяют выражения до неузнаваемости. «Правмир» решил составить свой список библеизмов, которые чаще всего появляются в прессе, и выяснить, какие метаморфозы с ними происходят.

Сегодня мы расскажем о фразе «Да не оскудеет рука дающего».

СПРАВКА

Рука дающего не оскудевает — пословица, указывающая на то, что человек щедрый всегда найдет возможность помогать другим, добро его возвращается к нему как благосклонность судьбы, удача в делах. (Словарь-справочник «Библейское слово в нашей речи», Николаюк Н.Г.)

Любопытно, что самого выражения «рука дающего не оскудевает» или «да не оскудеет рука дающего» вы в библейских текстах не найдете. Это, по сути, просто формулировка идеи милосердия, за которое воздает Господь. Отсылки к «руке дающего» можно найти, например, в предписаниях Закона Моисеева: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки руки твой перед нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде…» Если же говорить о Новом Завете, то можно вспомнить послание апостола Павла к коринфянам: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет»

В прессе крылатая фраза «Да не оскудеет рука дающего» почему-то, как правило, меняется так, что превращается в совершенно нелогичную. Лидер по числу упоминаний в СМИ — вариант «Да не оскудеет рука берущего». Речь, естественно, о коррупции. Дело тут в том, что меняется направление — с ОТ кого-то на К кому-то. И сразу возникает много вопросов: как рука может оскудеть, если она и так берет? И что значит «да не оскудеет» — что надо брать еще больше? Но «не оскудеть» и «разбогатеть» — это вовсе не синонимы. И тем не менее «рука берущего» возникает в прессе с завидной регулярностью.

Впрочем, не только этот вариант видоизмененной крылатой фразы передает смысл присвоения, прибавления, а не отдачи. Еще один пример: «Да не оскудеет рука крадущего к копирайтом». Тут тоже не совсем понятно: если крадет с копирайтом, то значит, уже и не совсем крадет.

А иногда рука и вовсе меняется на ногу, как в заголовке к какой-то спортивной новости «Да не оскудеет нога бегущего». Нога по определению не может оскудеть — она ничем не владеет, ничего не берет и не отдает. Разве что оскудеть силами.

Встречаются и, напротив, очень логичные варианты. В «Известиях» я как-то видела статью под заголовком «Да не оскудеет меню жующего». Тут, по крайней мере, все понятно: надо, чтобы меню было богатым и разнообразным.

Или еще: «Да не оскудеет рука налогоплательщика».

Сам же глагол «оскудеть» меняют не так часто. «Да не отсохнет язык поющего»,- такой заголовок темы я увидела на каком-то форуме.

Интересно, что почти все трансформации этой крылатой фразы в прессе так или иначе связаны со сферой не духовного, а материального, практического. И идея щедрости, заложенная в исходном варианте, меняется на противоположную — накопительства, стяжательства, преумножения богатства. Или примитивного насыщения, как в случае с «меню» и «жующим».

Да не отсохнет рука берущего

«Да не оскудеет рука дающего» — из притчи
Да не отсохнет рука берущего
Ассигнация, золотистая ассигнация морковного цвета разжигала теплом в кармане руку, ощупывающую щедрое подаяние. Куда столько много? Даже сребролюбием охватило душу. Куда ни шло – монету дать, — а тут такое, что стыд брызнул и в щёки и в очи…
Попрошайка наш шёл к храму от храма, где был до того, к храму, где должен был быть Саша, белорус, занимавшийся тем же самым, что и он. Да, Саша на месте. Но что-то не очень у него густо, видно сегодня на службе мало людей.
Что это ещё? Стоит девица лет 16-ти с развёрнутым постом и, видно, просит на нужду. Наш герой подошёл ближе и стал вчитываться в дело о просьбе помочь. Потом стал выспрашивать, сколько лет мальчику (восемь), давно ли болен (шести месячная черепно-мозговая травма, височно-затылочная), где на лечении (в Москве). Ну, что тут пытку устраивать, ясно – случай тяжёлый, — друг с таким диагнозом 20 лет в режимном госпитале. Рука остыла, и наш герой положил на блюдо 5 000 рублей, те, что только недавно жгли руку.
Как легко стало на душе, лукавый посрамлен. Аминь.

Взятка, Откат Или «да не оскудеет рука…»

В последнее время уже набила оскомину постоянно звучащая проблема необходимости борьбы с коррупцией в масштабах государства, поскольку чиновники потеряли меру и стыд в плане изощрённого вымогательства подарков, денег и др. знаков внимания и благодарности. При этом болящие за народ либерасты всех мастей выдвигают требования об отставке первых лиц страны, будто именно эти руководители способствуют умножению тех, кто плодит паразитов, жиреющих на взяточничестве.
Так ли это? А может всё-таки за поборы ответствует пред Богом душа конкретного вымогателя?

«Да не оскудеет рука дающего»
В Святом Писании я не нашел этого расхожего выражения. Там есть подобные:
«Дающий нищему не обеднеет, а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» (Притчи 28:27)
«Человека, доброхотно дающего, любит Бог (и недостаток дел его восполнит)» (2Кор 9:7)
По русским культурным традициям на подарок нужно отвечать также подарком и стоимость роли не играет. Уже подзабыто слово «гостинец», т.е. идущий в гости, зная что его будут угощать, не должен являться с пустыми руками, чтобы не потерять честь и достоинство, не умалить душу пред Богом и людьми.

До сих пор в деревнях если вы помогли бабусе с ремонтом забора или накололи да уложили дрова, она вас обязательно накормит и очень обидется если откажетесь: «Ну хоть семечек на дорожку возьми, сыночек, они свеженькие, жареные, вкусные»!
И возьмёшь — негоже обижать. А откуда эта обида?

Бытовало древнее поверье, что приняв что бы то ни было даром — ты расплатишься душой, если не ответишь достойно. Поэтому абсолютным враньём является ныне распостранённое мнение, что русские всегда мечтают о халяве. Этого изначально не было в нашей культуре!
Теоретики, исследующие проблему взяточничества, утверждают, что чиновники, по получении чина, обеспечивались правами, именьем, прислугой. Но за свою консультативную и разрешительную помощь, они не получали денег от государства. Якобы это и создало почву для практики незаконных подношений, поскольку чин, должность уже обязывали служащего к исполнению без оплаты.

М.Н. Задорнов и иже с ним может впервые обратили внимание на недосказанность поговорок. Всем теперь известны варианты: «Если ударили по правой щеке, то подставь левую, но не позволь ударить», или «Голод не тетка, а мать родная».
Вот так и к приведенной мною фразе приросло продолжение:
«Да не оскудеет рука дающего и да не отсохнет рука берущего».
Скорее всего «берущие» и приложились к фольклору. Интересны старинные термины, отражающие суть поборов:
Многостяжание — безмерное обогащение.
Скверноприбытчество — вымогательство.
Мздоимство — вымогательство за выполнение действий в сфере круга профессиональных проблем.
Лихоимство — вымогательство за выполнение действий в обход законодательства.
МШЕЛОИМСТВО — ростовщичество, жизнь на % по предварительной договорённости. «Аки мох наростает сам на пню», так процентщик, не прикладывая усилий, получает средства для безбедного существования.

Теперь мы уже выучили слово ОТКАТ, и читаем определение — чиновник, при выборе компаньона по бизнесу, получает от последнего за этот выбор либо фиксированную сумму, либо процент от сделки. Именно на величину этого отката, а не на бизнес интересы ориентируется «откатчик». И таких вариантов не счесть: и благотворительная помощь несуществующим дочерним предприятиям, и оплата обучения детей «в загранице», и сообщение счёта в банке, с к-рого можно забрать сумму, и пр. Наши предки бы сейчас язык себе сломали, подбирая определения!
Всё вышеописанное создаёт картину шествия чиновничьих душ «вверх по лестнице, ведущей вниз». Даже можно выделить таких 5 ступеней:

1. Вы пришли на приём с законным вопросом, чиновник вас выслушал и бытро, толково помог (кто-нить помнит такое?). Вы даёте ему по получении результата подарок или деньги в знак благодарности. Но платить-то ему не нужно — он для того и сидит там, чтобы качественно и без нервотрёпки выполнять свои обязанности. Взятка I-й ступени или Вз-I.
2. Вы пришли с несовсем законной просьбой и до результата приплатили чиновнику, чтобы он вам помог обойти закон. Вз-II.
3. Вы пришли на приём не важно — с лёгкой или законодательнотрудной проблемой. Но вас будут «пролонгировать» т.е. крутить карусель волокиты до тех пор, пока вы не заплатите. Вз-III.
4. С любой Вашей просьбой Вас будут гнобить в очередях и гонять за справками, покуда не выбьют из Вас таксу т.е. установленную для данного чинуши сумму, по получении к-рой он только начинает реагировать. («У Иван Иваныча проходной — 100 баксов!») А потом уже будет какой-то результат и не всегда в вашу пользу, законы, знаете ли… Вз-IV.
5. Вы пришли с любой своей проблеммой, заплатили таксу (в установленном конспиративном порядке), чтобы не волокитили решение. У Вас деньги взяли и точка. Большой вопрос: будут ли вами заниматься или просто кинут. Жаловаться же вы не будете. Вз-V.

У меня был случай, когда я отправил на консультацию мать с дочерью, но предупредил их о таксе, поскольку этот профессор-воротила ничего безплатно не делает. Авторитет взял деньги и не помог. Я разрулил ситуацию сам. Но как-то на областной конференции я в компании авторитетов съязвил в адрес скверноприбытчика. А потом, встретив меня в коридоре он, сверля глазёнками, злобно мне прошипел:»Слыш ты, острослов х-в, в словарь глянь: там есть слово «взятка», вот когда появится «отдаватка», тогда и вякай»! Не, ну убедительно. С тех пор с ним не сотрудничаю — жду новой редакции словаря.

А крылатую фразу, думаю, что с Божьей помощью дополнит сама жизнь:

«Да не оскудеет рука дающего и да не отсохнет рука берущего, покуда оскудевает и отсыхает душа его!»

Рука берущего оскудеет

Коррупция, хищение в особо и не особо крупных размерах, воровство в госструктурах и на различных уровнях власти – эти темы сейчас не обсуждает только ленивый. Средства массовой информации вещают об этом почти круглосуточно, большие кремлевские начальники говорят, что коррупции объявлена смертельная война. Однако у любого здравомыслящего человека возникает вопрос – кто эту войну будет вести, если обе армии по одну сторону фронта? Народ негодует, тем не мене с готовностью и без особых угрызений совести откупается от вузовских преподавателей, чиновников, гаишников. И получается такой замкнутый круг: одни с удовольствием берут, пользуясь своим положением, а другие дают, когда им это выгодно. Так и живем, по временам пеняя на зеркало. Однако не об этом мне хотелось бы поговорить. Я хочу рассказать одну историю, которая лично меня потрясла до глубины души. Рассказ этот о том, что лихоимство, как и любой грех, делает с человеком и как сурово за него порой приходится платить.

***

Был у меня в школе друг. Назовем его Димой. На уроки он приходил всегда с выполненным домашним заданием, в аккуратно повязанном пионерском галстуке и с безупречным пробором в прическе. Был Дима этаким домашним мальчиком, упитанным, добрым и общительным. Жил он в частном доме неподалеку от того места, где сейчас расположен Свято-Алексиевский женский монастырь. Зимой мы ходили туда кататься на санках, а после всей гурьбой шли к Диме есть мармелад с молоком. Это было его фирменное угощение. Мама Димы доставала где-то невероятно вкусный мармелад, а поедать его запивая молоком придумал он сам. В любой день, когда у тебя случалась неприятность или вдруг становилось скучно, можно было придти к Диме на мармелад с молоком.
Если зимой начинались сильные морозы и занятия в школе отменялись, мы частенько брали коньки и шли на каток. Лед от мороза был особой плотности, коньки в него почти не врезались, но мы мужественно катались до посинения, а потом шли к Диме греться, потому что у нас в квартирах было холодно, а у него в частном доме стоял собственный котел. Он был всегда рад гостям.
Папа у него работал в милиции.
Прошли годы. Мы закончили школу и поступили в вузы – кто куда. Дима пошел по стопам отца – поступил в школу милиции. Учась на первом курсе, мы случайно встретились с ним, он был какой-то неопрятный, в мятой форме. Жаловался на то, что едва не завалил сессию. Отец своими связями в органах помог сдать экзамены. Я не верил своим глазам и ушам. Дима, который всегда выполнял домашнее задание, был одним из лучших учеников в классе, едва не завалил сессию! Вот уж, действительно, дурные сообщества развращают добрые нравы. Но это было только начало.
Мы периодически встречались. Я с сожалением видел, как этот домашний интеллигентный мальчик превращается… как бы это сказать помягче и поточнее… в милиционера.
На последнем курсе мы в очередной раз встретились. Дима сказал, что будет работать в ГИБДД. Везде и со всеми уже договорились. Хотя я тогда и не думал покупать машину, но чтобы как-то поддержать разговор пошутил, что хорошо иметь такого друга, как он, в случае чего, можно рассчитывать на его помощь.
— Это смотря кем ты будешь, — всерьез ответил Дима, тем самым давая понять, что кому попало он помогать не собирается. Мне стало грустно и обидно. С моим биологическим образованием я понимал, что никогда не стану большим и важным человеком, и рассчитывать на помощь бывшего одноклассника не следует.
После института я пошел работать в фирму к отцу, занимался мелким строительным бизнесом. Видел Диму еще пару раз, когда покупал машину и оформлял номера. Он был высокомерен, суров и немногословен. Во вторую нашу встречу мы все-таки разговорились.
— Я в аспирантуру буду поступать, — сказал я между прочим.
— Зачем? – не понял Дима.
— Не хочу на стройке работать, не мое, — ответил я.
— Деньги платят?
— Платят.
— А что тебе еще надо?
— Наукой хочу заниматься, преподавать.
Дима посмотрел на меня как на идиота. На том и расстались.
Я рассказал об этом разговоре одному своему приятелю.
— А чему ты удивляешься? – сказал он. – Для них деньги – главное. Знаешь, сколько какой-нибудь старший лейтенант ГИБДД домой приносит? Десять-пятнадцать тысяч. Каждый день.

***

Совсем недавно, будучи уже священником, я шел по городу и встретил другого своего одноклассника. Мы кратко пообщались. Максим, так его зовут, позвонил вечером, сказал, что хочет увидеться. Последний раз мы с ним встречались год или полтора тому назад, когда Максим работал председателем земельного комитета Саратова. С тех пор он сильно изменился, постарел, но в общении стал проще. Поговорили о делах и проблемах. Максим жаловался на здоровье — пошаливала поджелудочная.
— Помнишь, ты раньше говорил, что вообще не болеешь? – сказал я. – Вот теперь пришла пора. Ничего не поделаешь – человеку свойственно болеть.
— В земельном комитете заболеешь, — кивнул он. – Одни нервы. Работенка не для рахитов.
Поздно вечером Максим вез меня домой. По дороге мы вспоминали школьных приятелей – кто кем стал, кто где работает.
— Ты знаешь, с Димкой Владимировым какая беда приключилась? – спросил Максим. – У него правая рука отказала.
— Как? – не понял я.
— Ну, как! Поехал он однажды с сослуживцами на шашлыки. Там они, конечно, прилично приняли. Димка в машину на пассажирское сидение сел, руку правую в открытое окно высунул, положил на нее голову и уснул. Проснулся через несколько часов – рука затекла и не шевелится. Знаешь, как во сне затекает? Только трезвый человек вовремя просыпается, а пьяный – нет. Он утром к врачам. Те говорят, мол, извините, помочь вам ничем не можем. В общем, он, когда спал, артерию пережал себе, кровь перестала поступать, и нервы отмерли. Это по-медицински даже как-то называется. Хорошо еще, что гангрена не началась. Короче, теперь он инвалид. Из милиции его, скорее всего, комиссуют.
— Может, писарем хотя бы оставят, — предположил я.
— Вряд ли. Там везде здоровые нужны, — ответил Максим.
Мы приехали. Попрощавшись, я захлопнул за собой дверь и, ошеломленный, побрел в подъезд. В голове назойливо крутилась мысль: «Рука берущего оскудеет, рука берущего оскудеет, рука берущего…».
Дима был, наверное, не хуже и не лучше своих сослуживцев, но почему-то именно через него Господь преподал такой страшный урок.

***

Я часто проезжаю или прохожу мимо того частного дома, где жил мировой парень Дима Владимиров. Вспоминаю вкус самого любимого нашего лакомства – мармелада с молоком. Вспоминаю пышущий жаром котел, самодельные санки. А перед глазами у меня непроизвольно встает образ тридцатидвухлетнего семейного мужика с правой рукой на перевязи, ставшего вдруг инвалидом.

Рука дающего не оскудеет

Я запомнила один рассказ моей бабушки. А ей это рассказывала, в свою очередь, ее мать, моя прабабушка.

В Святки обычно съезжались к ней погадать и узнать свою судьбу. И вот, приехала одна женщина, очень богатая по тем временам. Женщина спросила мою прабабушку, почему она вот уже девять лет не беременеет. В чем причина? Прабабушка моя ей ответила:

– Ты уже беременна, хотя еще не почувствовала. У тебя будет двойня. Но не в радость будет тебе твой приплод. Когда близнецам исполнится восемнадцать лет, они умрут в один день, на Ивана Купалу.

Выслушав это, женщина уехала, но вернулась через год. Она действительно родила двойню, и ей не давала покоя мысль о том, что сказала ей моя прабабушка.

Женщина стала просить отвести от ее детей погибель, на что ей та ответила:

– Если бы это было не в праздник, я бы помогла. Но день гибели твоих детей падает на Ивана Купалу. В этот день Богу молятся да кореньям кланяются. Но ты сама можешь попытаться умилостивить Бога тем, что поможешь людям, которые страдают, чтобы потом самой страдания не претерпеть.

И привела ей пример из Библии.

Прошло много лет, и снова приехала к прабабке та женщина и рассказала то, что слышала моя бабушка, присутствуя при том разговоре.

Оказалось, что мать тех близнецов все эти годы помогала нуждающимся, помня наказ делать посильный подвиг милостыней.

К семнадцатилетию своих детей она продала один из самых богатых своих домов и отдала все вырученные деньги на монастырь. И вот, когда детям исполнилось по восемнадцать лет, на Ивана Купалу, перевернулся плот, и все погибли, кроме ее детей.

Моя бабушка говорила: «Рука дающего не оскудеет».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >