Дети в храме

Содержание

Дети в храме: что делать?

На страницах портала Православие.Ru уже несколько раз поднималась тема, когда приводить маленьких детей в храм: к началу службы или только ко Причастию. Большинство родителей сталкивалось с тем, что дети определенного возраста не в состоянии сосредоточиться на Богослужении, они капризничают и своими капризами отвлекают остальных богомольцев от сосредоточенного переживания Божественной службы. Как поступить в этой ситуации: стать источником беспокойства для окружающих или ограничить время посещения храма для себя и своих детей, – на этот вопрос мы хотели бы получить и ваши ответы. Если вы – «состоявшийся родитель», т.е. смогли с детства воспитать свое, ныне подросшее чадо в православной вере, имеете живой опыт преодоления этой проблемы, пишите по адресу editor@pravoslavie.ru Лучшие заметки будут опубликованы.

***

Анна Мазур (пятеро детей): «Братья и сестры! Будем снисходительны друг к другу»

Здравствуйте! Я мама пятерых деток. Старшие – мальчики, уже большие: 11 и 14 лет. Младшие – девочки: 6 лет, 3,5 года и 11 месяцев.

Напишу о своем опыте.

Конечно, маме в ее работе по воспитанию детей невозможно оставаться без церковных служб и таинств. Дети забирают очень много сил – физических, душевных, духовных. Конечно, и радости они приносят много, но всё же нужно очень много отдавать.

Без сил мама становится раздражительной, часто впадает в уныние, а ведь ей постоянно надо проявлять деятельную любовь к детям и к мужу и еще, желательно, к остальным людям! А где же ей взять эту любовь, как не попросить у Господа?! Принести к Нему и Его Пречистой Матери свои тяжести! Попросить исцелить душу и наполнить ее любовью Христовой! Попросить вразумления, чтобы воспитывать чадо во славу Божию и на радость людям!

Как без этого? Я точно знаю, что невозможно!

Это ответ тем людям, которые спрашивают, зачем мама идет в храм и дитя с собой тащит.

Спасибо всем неравнодушным, кто считает, что чужих детей не бывает! На самом деле таких людей очень много! Они часто находят, как помочь маме, у которой уже на лице написано, что стоит она со своими малышами из последних сил, одного держа на руках, другого пытаясь утешить прикосновением руки, а третьему пытается подбадривающе улыбнуться.

Но, конечно же, надо стараться в храме сильно не шуметь, не отвлекать молящихся и не нарушать атмосферу службы. Мы стараемся приходить к Херувимской песне или даже еще позднее, к Символу веры, когда с нами совсем малыши.

Если в семье не один ребенок и даже не два, то это уже коллектив, который не может быть совсем тихим, особенно если в нем есть маленький младенец.

«Каждая мама примерно представляет, как долго именно ее семья может не сильно беспокоить молящихся, – из этого и нужно исходить».

Мне кажется, каждая мама примерно представляет, как долго именно ее семья может не сильно беспокоить молящихся, – из этого и нужно исходить.

Постепенно это время будет увеличиваться.

А периодически можно стараться все-таки находить, с кем оставить деток, и маме приходить одной – спокойно помолиться. Пусть это будет нечасто, но ничего: именно в эти моменты многое понимаешь и набираешься новых сил!

Братья и сестры! Давайте будем стараться быть снисходительны к слабостям друг друга! И стараться помогать друг другу в трудный момент, и, конечно же, стараться не мешать и не раздражать друг друга! Ведь так учил нас Христос! По-моему, это и есть любить ближнего, как самого себя…

Простите, если в чем-то не права, и за многословие!

С Любовью о Господе,
Анна Мазур

***

Наталья Черненко: «На нашем приходе был один интересный случай»

Дети в храме – это такая же тайна, как и взрослый в храме. Как каждый человек приходит к Богу, только Ему и известно. Как это случается с детьми? Точно так же.

На нашем приходе был один интересный случай.

Одного 4–5-летнего ребенка нельзя было привести в храм даже к моменту Причастия. Переступая порог храма, он устраивал вопли во всю силу своих легких.

Нет, он не плакал, он кричал – от переизбытка чувств, видимо. Его бедная бабушка, свечница в том же храме, милейший, добрейший и скромнейший, к слову, человек, очень переживала за своего внука.

Ни уговоры, ни «выведение на улицу», ни запугивания не помогали. Он мешал не только прихожанам, но и священников отвлекал.

Наш дорогой батюшка, тем не менее, благословил ребенка в храм приводить, да почаще. Видимо, так нужно было: нам, прихожанам, – потерпеть, бабушке – посмиряться, священникам – проявить любовь к несмышленому чаду. Через некоторое – не очень продолжительное – время Господь призрел на любовь и терпение нашей большой православной семьи, усмирил малыша. Теперь это один из самых благочестивых маленьких прихожан.

***

Протоиерей Владимир Гамарис: «Нельзя приучать к небрежному отношению к Литургии, говоря “онижедети”»

«Онижедети» – часто слышу я в моем родном Киеве, когда «дети» уже не просто шалят, а совершают тяжелые грехи и преступления. Для того, чтобы этого не было, обязательно детей надо приучать к храму и к богослужению.

Умный родитель постарается сделать так, чтобы посещение храма было не тяжелой обязанностью, а совместной духовной радостью.

К преподобному Серафиму Саровскому пришла молодая мама и спросила: «Батюшка, а с какого возраста надо приучать ребеночка к храму и к молитве?» – «А вашему сколько?» – «Полгода». – «Вы уже опоздали на полгода», – ответил ей святой.

Мои маленькие сыновья всегда с радостью шли со своими родителями на Литургию. С 3–4-летнего возраста выстаивали Литургию полностью, крестились на каждом прошении диакона, хорошо знали богослужение. Хотя священнослужителями не стали, а вторая их радость в жизни (после православного церковного богослужения) – скрипка – привела их в Гнесинское училище.

По опыту приходского служения знаю, что дети с самого маленького возраста вполне могут приучиться к церковной службе. Для особо подвижных и нетерпеливых деток мы сделали детские площадки и возле собора, и возле Борисоглебской («детской») церкви.

В нашей Борисоглебской церкви есть специальные скамейки, где мамы могут переодеть ребенка зимой, богослужение состоит только из Божественной Литургии. Мы сознательно не совершаем в «детской» церкви требы, панихиды, заказные молебны, чтобы не переутомлять детей. Каждое воскресенье, каждый праздник Борисоглебская церковь полна молящимися детьми и их мамами. Когда мы восстанавливали этот храм, то по благословению правящего архиерея – Высокопреосвященнейшего Митрополита Ювеналия – расписали ее радостными, светлыми, пасхальными, яркими традиционными церковными росписями. Внутри храм стал похож на сказочную шкатулку. Детям очень нравится.

Ребенок чувствует благодать Духа Святого не хуже, а иногда лучше, чем мы, грешные взрослые.

Недостатки в отношении дитяти к службе надо исправлять, но с любовью. При этом нельзя приучать к небрежному отношению к Литургию, говоря «онижедети».

Хотел бы закончить цитатами святых преподобных Оптинских старцев в помощь родителям: http://www.optina.ru/lection/13/#1.

***

Марина Леванович: «Какой радостный сегодня день – как много в храме деток!»

Хочу высказать свою точку зрения по этому вопросу, поскольку эта тема затрагивает всех верующих, бывающих в храме на службах.

Когда я только начинала ходить в храм, воцерковляться, мне запомнилась проповедь батюшки, которая была как раз этому посвящена. Была воскресная служба, как всегда, много деток, которые то пищали, то разговаривали, то плакали. То и дело раздавались детские голоса. Многие молящиеся шикали на них и их родителей, одергивали, выказывали недовольство.

Батюшка же после службы сказал следующее: «Посмотрите, какой сегодня замечательный день – как много сегодня в храме деток. Какая радость, что становится больше верующих в Господа, которые уже с детства приходят в храм. Для них это уже неотъемлемая часть их жизни, это обязательно и естественно».

Мне настолько запомнились эти слова, эта неподдельная радость, что я тоже взглянула на это под совершенно другим углом.

Поэтому когда заплакал ребенок в храме или ребятишки не могут долго стоять спокойно, я стараюсь относиться к этому по-доброму. Главное – что они в храме.

У нас в храме Покрова Богородицы в Покровском-Стрешнево на службах часто бывают казаки – воспитанники самых разных возрастов, лет от 7. И, конечно, некоторым трудно еще почти неподвижно стоять всю службу, но как больно смотреть, когда умудренные и такие правильные взрослые начинают их дергать и ругать! Ну вряд ли от этого они смогут сосредоточиться на службе, молитве. Так же, как и окружающие. Ведь Господь нас учит терпимости, смирению.

Но высказывая свою точку зрения, я, конечно же, не имею в виду тех взрослых, которые устраивают из храма детскую площадку или, видя, что ребенка не удается успокоить, не выходят с ним из храма.

Истина, на мой взгляд, как всегда, где-то посередине. Суть – в отношении родителей, приходящих с детьми.

Если родители забывают об окружающих – это, безусловно, неправильно.

«Если родители забывают об окружающих – это неправильно. Но так же неправильно чрезмерно резко реагировать на любой писк».

Так же неправильно, как и чрезмерно резко реагировать на любой писк ребенка.

Ведь это – жизнь. У детей свой темперамент, физиология. Но это не значит, что они не должны привыкать к правильной церковной жизни. Кто же тогда их научит?

Мне, например, гораздо больше мешают сосредоточиться бабушки, помогающие в храме, громко обсуждающие свои насущные проблемы и новости.

С уважением,
Марина

***

Вера Петровна Терехова: «Все, что я знаю о Православии, начинается с моей бабушки»

Давно наблюдаю за дискуссией о детях в храме, которая разворачивается на любимом мною сайте. Читаю, сравниваю с тем, что вижу в нашем храме, вспоминаю собственное детство. Начну с последнего.

В моей семье верующей была бабушка, причем она была воцерковленным человеком всю свою жизнь. А прожила она почти 96 лет, на которые пришлись события 1917 года, страшный 1918 год, гражданская война, эпоха борьбы с Православием, когда верующие ходили пешком за много километров, чтобы причаститься в чудом уцелевшем сельском храме, немецкая оккупация, послевоенная разруха, причуды земляка Хрущева и 80-е годы прошлого столетия. Умерла она на Сретение, 15 февраля 1986 года.

Перед смертью строго говела пять дней, причастилась, пришла домой после Причастия, прилегла и больше не встала. Через два дня потребовала священника, который после праздничной службы пришел только в 12 часов. Соборовалась, причастилась и через два часа отошла ко Господу.

Всё, что я знаю о Православии, начинается с моей бабушки и передается, теперь уже через меня, из поколения в поколение.

Я не помню, водила ли она в храм моих брата и сестру, но то, как ходила с ней в храм я, сформировало во мне четкие представления о том, как можно, как нельзя и как нельзя никогда.

Бабушка была неграмотная, с трудом расписывалась, никогда не читала молитвословов и Святое Евангелие. Всю жизнь молилась коротким молитвенным правилом Серафима Саровского. Хорошо понимала церковнославянский и пересказывала то, что читалось на службе.

Шла ли я на Причастие или просто на службу, независимо от моего возраста, со мной накануне велась духовная беседа

Если меня брали в храм, то об этом мне объявлялось заранее. Независимо от того, шла ли я на Причастие или просто на службу, независимо от моего возраста, со мной накануне велась духовная беседа (это теперь я так называю тот серьезный разговор).

Надо сразу заметить, что большую часть своей жизни я была невыносимо болтлива, лезла через головы взрослых и всегда вставляла свое мнение там, где этого не нужно было делать.

Разговор был всегда очень серьезный (бабушка была крутого нрава, жестким, иногда жестоким человеком). Смыслом его был Страх Божий, который она пыталась поселить во мне.

Второе чувство, которое мне прививалось, – это отношение к Дому Божиему как к Великой Святыне. До сих пор я вспоминаю то чувство, с которым я переступала порог Введенской церкви: страх перед Богом, благоговение перед Богом и еще какое-то странное чувство, прорезающееся внутри меня, – любовь к Богу, любовь, преодолевающая страх.

В храм одевалось лучшее платье, которое только находилось в моем скудном гардеробе, а вот платок на голову мне не повязывался. Бабушка говорила, что отроковицам он не обязателен, а вот когда девочка становится девушкой – вот тогда одевается косынка или шарфик. Она и своим дочерям, а было их у нее пять, и мне завязывала ленты, как когда-то завязывали ей. Все готовилось вечером: гладилось, штопалось, начищалось. Утром, после короткой молитвы, мы отправлялись в храм.

Отдельная часть беседы посвящалась тому, как в храме нужно себя вести. Категорически запрещалось разговаривать в храме. Запрет этот объяснялся просто: «Это грех». Понятие греха воспитывалось с детства, и никаких поблажек на возраст, незнание и неумение не давалось. Категорически запрещалось отходить от взрослых, сновать по храму между людьми, задавать вопросы. Моя сознательная память начинается с трехлетнего возраста, но я не могу вспомнить, когда и как меня учили осенять себя крестом. Мне кажется, что это я знала всегда.

Бабушкина крепкая рука держала меня за левое плечо, я стояла чуть впереди, рассматривала иконы и слушала, как идет служба.

Когда я уставала, в этот самый момент служба чудесным образом заканчивалась

Когда я уставала, в этот самый момент служба чудесным образом заканчивалась и начиналась подготовка к Таинству Причастия.

Я не знаю, может, мне это кажется, а может, детские воспоминания стерлись, но как-то тогда это было иначе.

Если мы не причащались, то шли в конец храма, где бабушки и больные присаживались на лавку. Они дружно двигались и выделяли местечко для Лениной внучки (мою бабушку звали Елена Яковлевна). После службы полагалось принять просфору.

Особым образом помолившись, дав обещание не потерять ни одной крупинки, я получала этот Священный Хлеб в свои детские ладошки. Ничего вкуснее в моей жизни не было и нет.

Недавно в одном из величайших храмов России, прихожанкой которого, по великой милости Божией, я состою, еще молодая бабушка протягивает просфору внучке, только что получившей Святые Дары. Внучка, лет пяти или шести, громко восклицает: «Ой, булочки!» – и начинает хлопать в ладоши. Меня действительно прошил «столбняк». На все мои попытки объяснить ребенку, что это Святая Просфора, был категоричный ответ бабушки: «Она еще маленькая».

Когда мне исполнилось десять лет, мы с бабушкой отправились на Великую Пасхальную службу. В храм меня не пустил комсомольский патруль. Бабушка после этого как-то сникла и больше не брала меня в храм. Через четыре года она выдала нам с братом (по нашей просьбе) Святое Евангелие, которое хранилось в святом углу за иконами, подробно объяснив нам, как бережно нужно относиться к этой книге, и мы его прочитали.

Своего сына я водила в храм до восьми лет. Потом наступил период, когда мы в храм не ходили. В 2010 году я начала воцерковляться, а год назад ко мне присоединился и мой сын.

Два года назад я стала прихожанкой Сергиево-Казанского кафедрального собора, который построили супруги Машнины, с колокольни которого выпал обычный отрок Прохор, а на землю приземлился Великий Святой – Серафим Саровский.

До этого я была прихожанкой другого храма – новостроя в спальном районе, в пяти минутах ходьбы от дома.

Однажды пришла в Сергиево-Казанский собор и больше не смогла расстаться с этим особенным местом, осененным стопами Пресвятой Богородицы. Опыт моих наблюдений позволяет сделать выводы, которые я попытаюсь изложить в этих заметках.

В нашем храме много детей разных возрастов, есть семьи, в которых три поколения прихожан стоят на службе, есть многодетные семьи, много молоденьких родителей с грудничками. Маленьких деток много, а вот подростков 13–14 лет можно пересчитать по пальцам. Все семьи разные, а проблемы у всех одни (как-то эта фраза похожа на Толстого, но поверьте, это действительно так).

Можно привести много примеров, но я ограничусь выводами. Часто мамочки уклоняются от необходимости одернуть свое разыгравшееся чадо, жестко взять за руку и поставить рядом с собой, запретить вести себя так, как это делает ребенок. Они перекладывают это на плечи отцов, сохраняя при этом свою безучастность. Мне, воспитавшей своего сына в одиночку, бывшей для него и мамой, и папой, это странно и непонятно. Как можно безучастно смотреть и ничего не делать?!

Все-таки без примеров не обойтись. В нашем храме есть семья, в которой двое девочек-близняшек семи лет и брат лет пяти. Между сестрами конкуренция за первенство, но они мгновенно объединяются, когда нужно побороться с братом. Героический папа приходит на утреннюю службу (в 7 часов), чтобы помолиться, а к следующей службе приводит детей. Иногда с ними приходит мама.

Лето. Двунадесятый праздник. В храме много народа, открыты окна. Папа где-то замешкался, и дети остались одни. Служба подходит к концу, и дети собрались в правом углу храма, где большую часть времени стоит Гроб Господень, на который в Страстную пятницу укладывают Плащаницу. Сестры борются друг с другом, брат, как всегда, держится в сторонке. Одна из сестер пытается с ногами взобраться на церковный подоконник. Мама безучастно наблюдает за происходящим. Стоя за ее спиной, громко говорю: «Ну правильно, еще на окнах не висели как обезьяны». После драматической паузы мама все-таки зовет дочь. Дети мгновенно преображаются и собираются вокруг нее. Скажите, почему нужно ждать реакции прихожан? Что мешало этой мамочке вмешаться в ситуацию раньше?

Рассказывать можно много, дело ведь не в этом. К этому примеру можно добавить много других, совершенно положительных. Я хочу ответить мамочке, у которой есть время писать такие обширные статьи с такими обширными рассуждениями.

В начале советы:

– любую проблему, возникающую в вашей жизни, начинайте решать с себя. Не с мужа, не с ворчливых и скандальных прихожан, а с себя драгоценной. Первый вопрос самой себе: «Что же я делаю не так, и почему возникают эти проблемы?»;

Если вы беременны – самое время начать обучать будущего ребенка духовным основам

– посмотрите вокруг, обратите внимание на своих братьев и сестер по вере и по Церкви. Среди них полно добрых и отзывчивых людей. Это и те самые бездетные девушки, которые еще не успели обрести свое семейное счастье, и бабушки, у которых собственные внуки далеко, которые с любовью смотрят на ваших деток и готовы помочь. Шагните им навстречу. Но помогать можно только тогда, когда духовные основы в детях уже заложены. Так что если вы беременны – самое время начать обучать будущего ребенка духовным основам, привлекая к этому младших детей.

Еще несколько слов о вашем отношении к людям. Время, когда ваши дети вырастут и разлетятся из родного гнезда, наступит неизбежно, и тогда вы поймете, что ничего из этой жизни нельзя забыть. Материнская память так устроена, что в ней сохраняется всё, периодически возникает и заставляет задуматься снова и снова. В далеком 1993 году священник-монах, положив руку на голову моего шестилетнего сына, сказал мне такие слова: «Держите, матушка, своего сына и учите, хотя учить уже поздно, уже вдоль лавки лежит, а учить надо, когда поперек». Только 20 лет спустя я начинаю понимать всю глубину и мудрость этого совета.

Вы не просто мамочка, вы – Матушка, жена священника, предмет внимания и заботы его прихожан. Вы сами выбрали этот путь, вас никто не заставлял. Храм – это Дом Божий, а не место работы. Проявите талант и духовную зрелость, организуйте свою жизнь и жизнь своих детей. Помогите в этом своему мужу и всей Православной Церкви. Станьте духовным ориентиром для наших детей.

С уважением и пожеланием духовной благодати –

Вера Петровна Терехова,
прихожанка Сергиево-Казанского кафедрального собора,
г. Курск

***

Татьяна (трое детей, живет в Германии): «Проблемы закончились, когда я начала воспринимать роль матери как службу Богу»

Здравствуйте! Мне хочется поделиться опытом по поводу детей в храме. У меня с третьей дочерью проблемы совмещения молитвы и внимания к ребенку закончились, когда я начала воспринимать роль матери как службу Богу.

Например: читаю вечернее правило. Ребенок заметил, что я отошла (вниманием) от нее, и начинает как-то привлекать меня обратно.

Я откладываю молитвослов и (с любовью!) обращаюсь к ней (ведь она – тоже образ Божий).

Вопросы, проблемы решаю быстро и снова возвращаюсь к молитвенному чтению (вслух).

Дочка вскоре поняла, что я не ухожу от нее, и стала воспринимать длинные молитвы как совместное таинство…

Одним словом, мне помогло понимание того, что человек – это образ Божий и молитва неотделима от делания своего дела. Вот. Простите.

***

Светлана Колосова (матушка, шестеро детей): «Почему я должна ставить свою молитву выше, чем спокойствие окружающих?»

У нас шестеро детей. Было время, когда я ходила к Причастию с тремя детьми одновременно, с четырьмя. Но помолиться и причаститься самой получалось один раз в месяц, когда приезжала моя мама и отпускала меня.

Муж у меня священник, со временем мы перешли в отдельный храм, я стала регентовать и должна была приезжать на каждую службу. Поэтому пятый и шестой ребенок родились, не отходя от клироса, часто спали в коляске рядом.

Считаю, что многодетная мама должна изыскивать возможность причаститься без детей (раз в месяц, мне кажется, это реально). Остальное время приводить детей к Причастию, чтобы не мучить их, если они не могут спокойно находиться в храме, и окружающих людей, включая клиросных, которым очень тяжело петь, если в храме шумно, и служащего священника, который должен предстоять перед Престолом Божиим, не думая о чьем-то малыше, который чувствует себя некомфортно в храме и мучает маму и всех молящихся.

Я со своими маленькими детьми «пулей» вылетала из храма, если они только начинали «пищать», и считаю это правильным: почему я должна быть такой эгоистичной и ставить свою молитву «любой ценой» выше, чем спокойствие окружающих?

***

Дарья Лапшина (сын Георгий, 6 лет): «Дети не должны стать помехой в духовной жизни взрослых»

Точно помню этот день – это было Вербное воскресенье (я очень люблю этот праздник – особенный, светлый, яркий, наполненный счастьем и светом, духом Святым). Мы пришли на Литургию с сыном. Я – купаясь в этом внутреннем солнце предстоящего Причастия, а сын – с красивым пушистым букетом вербы. На тот момент ему было без малого 6, тот возраст, когда дети, как я считаю, уже могут осознано понимать, что и как происходит в Церкви, как идет служба и вообще зачем туда ходят люди.

И вот в тот самый день, в Вербное воскресенье, стоя со мной в очереди на исповедь, он вдруг САМ решил, что тоже пойдет на исповедь. Хотя не должен, мал еще.

Но он сам пошел, что-то говорил, отец Владимир пытался скрыть в окладистой бороде добрую улыбку…

Как так вышло? Я была невероятно обрадована, но отнюдь не удивлена таким поворотом событий. Я думаю, что это вполне закономерно, если есть семья – «единая чаша».

Ведь невозможно, например, чтобы родители постились, а ребенок даже не знал, что это такое. Или не знал, имя какого святого он носит и чем этот святой известен.

(Естественно, что в свои теперь уже полные 6 лет он постится – это однозначно решение уже взрослого человека.)

Дети ни в коем случае не должны стать досадной помехой в духовной жизни взрослых.

Они непременно должны быть вовлечены в духовную жизнь родителей. Таким образом, они – по примеру взрослых – раньше начнут формировать и собственный путь внутреннего развития, а это ох как поможет в будущем…

И дом, обращенный в малую Церковь, обращенный к Церкви «великой», станет местом христианского образования всех членов семьи…

Мы объясняли ребенку какие-то моменты очень постепенно – примерно с 4 лет. Раньше, думаю, это бессмысленно: до четырех лет храм для него – это где красиво горят свечки (разные по размеру, что важно), вкусно пахнет ладаном, крестятся, плачут и так далее, но смысл в общем и целом – не ясен. Хочется побегать, пошалить, заняться, наконец, этими свечками. Ох, как же они манили моего сына…

Весьма важным я бы назвала в этом случае принцип наглядности: ребенок берет пример с взрослого.

И ему нужно всё объяснять – и в храме (шепотом), и дома, конечно же.

Еще очень важен и внешний вид дома – иконы, например.

Никогда не забуду, как радовался ребенок, когда я подарила большую, ручной работы икону Георгия Победоносца – он ни одной машинке так не радовался, как этому подарку.

Нелегко привлечь внимание ребенка к «душеполезным» беседам, но поразительная вещь: если родители обсуждают что-то между собой, то дети ловят каждое слово, они, как губки, всё впитывают в себя и прекрасно запоминают. Еще бы: им не надо терпеть скучные наставления – они подслушивают взрослый разговор.

И если папа с мамой обсуждают за столом страдания 40 святых мучеников Севастийских, то дети слушают так же увлеченно, как самые интересные приключения. Но для этого, конечно, требуется подготовка родителей.

С огромным уважением, для любимого портала,

Дарья

Дети в храме (Опыт протоиерея Константина Островского). Поведение ребенка в церкви: 15 правил.

«Привести в храм маленьких детей — это полдела: нелепо приводить ребенка в храм, бросать его там, а самому молиться где-то в углу или даже уходить куда-то. Вот это действительно детей разлагает… Когда я с детьми ходил в церковь, то сам с ними стоял обычно всю Литургию. Я решительно проходил с детьми к амвону, и там мы всегда стояли… Дети были маленькие, им, конечно, было тяжело, и то сделаешь поклончик с ними вместе, то свечку дашь поставить, то на батюшку покажешь, что-то пояснишь шепотом»

Поведение ребенка в церкви: 15 правил.

На Рождество и на другие церковные праздники верующие посещают церкви, храмы. И если взрослые уже знают, как себя вести, то поведение ребенка в церкви часто вызывает недоумение. Каковы же главные правила поведения деток в православных церквях и храмах?

  1. На службу важно приходить заранее – за 5-10 мин. Заранее уходить лучше только по самой серьезной необходимости или усталости ребенка.
  2. Желательно, чтобы девочки (особенно, старше 3-х лет) входили в храм не в брюках или шортах. Не везде уже придерживаются таких правил, но вполне обоснованно могут не пустить в таком виде. Не стоит забывать и о покрытой голове девочки (платок или косыночка)
  3. На входе нужно перекреститься (помочь ребенку) и поклониться в пояс, духовно настроиться и оставить все мирское.
  4. Предупредите ребенка, что громко разговаривать в церкви нельзя. А лучше беседы отложить на потом. Поздороваться со знакомыми можно кивком.
  5. Попросите ребенка выбросить жевательную резинку до церкви, также мелкие светские игрушки и развлечения.
  6. Держать руки в карманах также не полагается.
  7. Не нужно разрешать ребенку ходить по храму без нужды, а тем более бегать.
  8. Совсем запрещено ходить, разговаривать во время чтения Евангелия, пения Евхаристического канона на литургии и «Херувимской». Прикладываться к иконам и ставить свечи тоже нельзя в этот период.
  9. Смеху и праздным разговорам также не место в храме.
  10. Не разрешайте ребенку ничего есть в храме, если это только не благословенный хлеб от священника (исключение трапеза в Воскресной Школе по благословению).
  11. Если вы учите с ребенком церковные песни, не позволяйте подпевать громко – это можно делать только тихо (исключение пение на клиросе по благословению).
  12. Если ребенок устал, его можно посадить на скамью. Хотя их обычно и не так много в православных церквях. Закидывать ногу на ногу не позволяется.
  13. Если не получается успокоить ребенка (плач или баловство), то лучше выйти с ним из церкви. Также можно позволить ребенку выйти, если он сам попросится от усталости. Но предупредите, что нужно перекреститься и только потом тихо выйти.
  14. Научите ребенка ставить свечи – аккуратно поджечь верх и низ, чтобы свеча хорошо стояла.
  15. Девочек постарше приучайте приходить в храм без косметики или хотя бы прикладываться к иконам без губной помады.

Не всех детей можно сразу приучить к благоговейному поведению в храме. Пока ребенок сам не поймет важности поведения, организовывать его достойное поведение придется родителям. Возможно, сначала это будут очень краткие посещения. Важно и не доводить до баловства или конфликта, и не создавать для ребенка неприятных ощущений от церкви.

Дети очень любят ритуалы, вводите ребенка в них постепенно, объясняйте, позволяйте участвовать. Спрашивайте, за кого он хочет поставить свечу, заказать молитву и т.п.

Нередко «знающие» бабушки начинают поучать молодых мам об их поведении и поведении детей. Не спорьте, скажите: «Простите», и отойдите в другое место, но не берите близко к сердцу. Никого одергивать в церкви не позволительно, если это не хулиганство.

А просвещать – это дело священника или преподавателей Воскресной Школы храма.

LiveInternetLiveInternet

Строительство храмов всегда велось с размахом.Архитекторы стремились создавать необычные и величественные здание.Существует рейтинг самых необычных,самых маленьких и самых больших церквей.Храмы и соборы с уникальной архитектурой Как известно, история архитектуры возникла именно с архитектуры культовых сооружений.На Земле есть несколько древних храмов, а также построено немалое количество современных. Подробнее ознакомимся с наиболее уникальными соборами

Храм Св. Георгия (Эфиопия)

В Эфиопии есть храм, который вытесали из скалы в тринадцатом веке – это храм Св. Георгия. Он находится в городе Лилабела. Это пещерный собор, построенный в виде креста двадцать пять на двадцать пять метров, высота так же составляет двадцать пять метров. Церковь уходит под землю. Местные легенды гласят, что строительство велось двадцать четыре года.

Соляной Собор Сипакира (Колумбия)

Ещё одна церковь в скале высечена в Колумбии. Речь о Соляном Соборе Сипакира. Много лет назад там была соляная шахта индейцев. За ненадобностью, когда все запасы соли исчерпали, там организовали церковь. Чтобы попасть в зал, который может вместить до десяти тысяч человек, прихожанам приходится идти по длинному узкому коридору. Высота собора – двадцать три метра.

Церковь Преображения Господня (Россия, Кижи)

Уникальнейшая деревянная старинная церковь со множеством куполов находится на острове Кижи. Её по праву можно назвать верхом плотницкого искусства. Строительство было окончено в начале восемнадцатого века, при этом мастера использовали гвозди только для строительства куполов, само же здание воздвигнуто без гвоздей. У церкви сложная архитектура: на нижний восьмигранный сруб поставлены два восьмигранных сруба меньшего размера.

Миланский собор (Италия)

На лес мраморных скульптур, колонн, разнообразных башенок и шпилей похож Миланский собор, построенный в стиле поздней готики. Известно, что от начала строительства до его завершения прошло целых пять веков. Этот беломраморный храм – символ Милана.

Храмы необычных религий

Кроме общепринятых религий есть и редкие, необычные. Не все религии строят свои церкви, порой верующие собираются в разных местах, где молятся или совершают обряды. Есть же религии, имеющие церкви по всему миру.

Лютеранский арктический собор (Норвегия)

В небольшом норвежском городе Тромсё есть необычная лютеранская церковь, внешне похожая на две сливающиеся треугольные архитектурные конструкции. Конструкции покрыты алюминиевыми пластинами, из-за чего храм ассоциируется с айсбергом.

Церковь Саентологии (США)

Саентологические церкви есть в разных странах, их общее количество превысило восемь тысяч. Самое большое здание находится в Вашингтоне, недалеко от Белого Дома. Его площадь более четырёх с половиной тысяч квадратных метров.

Храм Гришнешвор (Индия)

Индийский Храм Махараштра известен Храмом Гришнешвор. Этот храм – место проведения необычного обряда, суть которого – в сбрасывании маленьких детей с пятнадцатиметровой высоты. Отцы должны поймать своих детей, стоя под стенами храма. Прихожане верят, что такие дети наделяются умом и здоровьем.

Самые большие и самые маленькие храмы

Какой из храмов самый большой, а какой самый маленький, достаточно интересные вопросы. Как правило, строительство огромных храмов велось известнейшими архитекторами, а вот самые маленькие храмы возводились, порой, архитекторами никому неизвестными.

Часовня Кросс-айленд (США)

Рекордно маленькой, самой миниатюрной в мире является часовенка Кросс-айленд. Она воздвигнута на деревянной платформе посреди пруда в городе Нью-Йорк. Площадь сооружения – без малого двадцать девять квадратных метров. Часовня так мала, что там с трудом помещается два человека и священник. Её открывают только по запросу. Чтобы попасть туда, посетителям приходится браться за вёсла.

Надувная церковь (Голландия)

Не более тридцати прихожан готова принять голландская надувная церковь. Идея её создания принадлежит голландскому философу Фрэнку Лосу. Её уникальность в том, что церквушку можно поставить в любом месте, необходимо только привезти её туда в багажнике машины.

Кёльнский собор (Германия)

В конце девятнадцатого века собор в городе Кёльн был самым высоким в мире. Известно, что его строительство шло двумя этапами. Первый этап относится к тринадцатому – пятнадцатому векам, второй — к девятнадцатому. Высота этого культового сооружения – сто пятьдесят семь метров.

Собор Святого Петра (Ватикан)

Титул самого большого в мире православного собора принадлежит всем известному Собору Святого Петра. Его площадь – более двадцати тысяч метров. Он находится в центре католицизма – Ватикане. Несколько итальянских архитекторов на протяжении ста лет трудились над строительством этого шедевра архитектуры.

Самый удивительный храм в мире

Самым необычным и удивительным является Храм всех религий. Он находится в России недалеко от Казани. Посёлок, где построено это здание, называется Старое Аракчино. Второе название храма – Вселенский храм. Его построил архитектор Эльдар Ханов.
Храм всех религий не был создан для проведения там богослужений. Храм – символ объединения всех верований. В его архитектуре использованы купола и элементы культовых зданий шестнадцати мировых религий – синагоги, мечети, церкви, пагоды и так далее.

>10 способов найти ребенку место в храме

1. Рычать и шипеть на него

Это, несмотря на кажущуюся абсурдность, действенный способ влиять на ребенка. Но только на чужого. Если вы – вредная грымза из приходских анекдотов, не упустите возможность повоспитывать чужое дитя шипением и угрозами. Обычно дети тушуются, замолкают и бегут к маме. Вам же этого хотелось? Тем временем подготовьтесь к ее реакции: вы можете проявить себя во всей красе, устроив грандиозный базарный скандал во время Евхаристического канона. Но иногда метод действует и обратно: мама хватает ревущего малыша и пулей выскакивает из храма. Торжество Православия.

Если же ребенок – ваш собственный, то, конечно, вы уже поняли, что угрожающее рычание не работает. Иначе все было бы слишком просто, и никто не обсуждал бы годами, на какое такое место поставить в храме этих детей, чтобы все были сыты и целы.

2. Приучать себя вести, постоянно разъясняя правила

Если у вас много терпения, доброты и сопутствующих методов поощрения – вероятно, это ваш путь. Есть нюанс – многие дети не любят одних и тех же регулярных монотонных объяснений, и перестают их слышать. Придется проявить немалую изобретательность, чтобы красочно и разнообразно повторять одни и те же правила поведения и быть снисходительным к нарушениям, давая ребенку почувствовать последствия. Поход в храм должен всегда быть исключительно позитивным событием – и целое искусство сделать его таким, ведь и сами мы в храм приходим не только в радости.

Другая крайность: за «правильное» воспитание часто выступают люди раздражительные и агрессивные. Именно от них мы слышим советы о том, как надо было еще с пеленок приучать ровно стоять, тихо молиться, складывать ручки и лишний раз не открывать рот. Им кажется, что можно одним жестким махом решить проблему, и дальше все пойдет как по маслу. Иногда это получается, но чаще – нет. И, главное, ни о какой радости тут речи не идет.

Рано или поздно у ребенка возникнет вопрос: зачем ходить в унылое место, где столько нудных правил, а он всем только мешает?

У вас готов ответ? Вероятно, такой же унылый…

Есть и третий вариант: ребенок долгое время подыгрывает родителям, что ему в храме радостно, и он с большим рвением исполняет требуемое ради маминой любви. Люди вокруг не нарадуются, родителям удобно. Пожалуй, озорство ребенка безобиднее лицемерия, но каждый воспитатель делает свой выбор.

3. Приводить или приносить только к причастию

Правильный выбор для мам младенцев, грудничков, особых детей и таких, которые не в состоянии посидеть спокойно больше 10 минут.

Также для мамы, которая устала, на ногах не стоит, негде и не с кем оставить ребенка – это отличный выход, ведь это не шаг от матери и ребенка, а наоборот, навстречу – пришла к концу службы, причастила ребенка, ушла, отдыхай, гуляй.

Фото: tatarstan-mitropolia.ru

Напряжение возникает, когда мама во что бы то ни стало свое желание быть в храме всю службу ставит во главу угла. Дети беспокойны, выдержать службу не могут, а ей надо решить в этой крайне важной вылазке кучу своих проблем: исповедоваться, взять какое-нибудь благословение на пост, пообщаться, да и в целом сказать себе – я молодец, вожу детей в храм.

Почему-то именно в это время бабушки и тетушки, умиляясь младенцу, скажут: «Правильно, води с пеленок, вот он как раз сейчас к молитве приучается». Да не приучается он!

Грудному все равно, где хотеть есть, а те, кто постарше, просто ходят в такое место, важность и красоту которого они в силу возраста оценить еще не в состоянии.

Никто не водит малышей 2-4 лет в Третьяковскую галерею и Большой театр на три часа и не требует стоять или сидеть там смирно. И, конечно же, когда скучно, дети везде ищут себе развлечение. И есть, в общем, два лагеря: за то, чтобы дети развлекались в храме, но все же пребывали там, и те, кто против этих развлечений.

4. Выпроводить гулять во двор

Развлечение, которое дает возможность детям поиграть рядом с храмом и относительно спокойно помолиться тем, кто пришел без детей. Такой поход в храм объединяет семью и позволяет детям найти новых друзей, круг общения. Дает ли это радость? Да. Воспитывает ли это в детях серьезное отношение к храму? Скорее, нет.

Очень скоро можно услышать от подрастающих детей: «А мы пойдем сегодня в храм играть? А на самокате можно?» Родители поправляют, иногда даже злятся: храм – место не для игр, а для молитвы. Но ребенок уже сделал свои выводы, и часто на призыв войти и постоять недолго в храме он уже не готов расстаться с игрой.

5. Поиграть с ним во время службы

Игра переносится в помещение храма. Не всегда можно гулять (плохая погода, отсутствие места), но можно попробовать тихо развлечь ребенка, чтобы скоротать время в ожидании конца службы – рисование, чтение, небольшие настольные игры. Как правило, молиться самостоятельно при этом трудно, если же и ребенок мается от такой игры – возникает вопрос, зачем?

6. Создать резервацию

Почему бы не объединить всех детей в группу и не назначить одного наставника, который будет следить за ними в отдельном помещении? Отношение к храму как месту развлечений не уходит, но родители смогут полноценно быть на службе.

Проблема – найти энтузиаста, готового регулярно несколько часов заниматься с такими разными детьми. Кроме того, это не вариант для малышей, которые пока не могут оставаться без мамы.

Но в целом наличие детской комнаты решает многие проблемы – мамы и сами рады побыть со своими детьми, в ней же можно и покормить, и переодеть ребенка.

7. Не обращать внимания на детей

Здесь, как и в первом пункте, все зависит от того, ваши это дети или чужие. Тренировать спокойствие и выдержку, не обращая внимания на шумящих чужих детей – христианский подвиг. Не обращая никакого внимания на поведение своего ребенка, будьте готовы к ответной реакции и повторному базарному скандалу во время причастия. Но, может, и прокатит: ребенок найдет себе занятие и будет полчаса тихо и незаметно размазывать воск по длинной юбке самой строгой бабушки прихода…

8. Занимать детей полезными делами

В некоторых приходах принято привлекать детей постарше к несложным делам, например, следить за подсвечником. По сути – то же развлечение, которое на первое время увлечет ребенка, дав почувствовать себя значимым, нужным, и в то же время дисциплинирует. Однако однообразная работа без прогресса довольно скоро надоест, и проблема вернется.

Минус в том, что нет стольких подсвечников и ответственных заданий, чтобы занять всех детей прихода, значит, для многих решения так и не будет. А еще поручения детям требуют и выдержки, и контроля со стороны взрослых – чем учить, хвалить и тайком переделывать, проще сделать все самим.

9. Не водить ребенка в храм

То есть как это – не водить? Совсем?!

Ну, конечно нет. Но наверняка в жизни каждого родителя наступает момент, когда ребенок начинает сопротивляться. Родители могут этого не замечать, объясняя плохим поведением, упрямством. Хотя ребенок чаще всего либо перенасытился и устал, либо в принципе не находит себе в церкви места и позитивного занятия. И эта ситуация тоже требует какого-то решения: настаивать, не давить, водить ненадолго, водить в другой храм, водить как угодно, но лишь бы ходил?

Есть вариант, который требует некоторого мужества и самостоятельного родительского решения: ходить в храм редко. Да, это повлечет за собой неудобную для семьи ситуацию, когда, возможно, все начнут ходить в храм не вместе. На приходе вам не преминут сделать замечание, что вы давно не появлялись, и вообще, положено ходить каждую неделю.

Вы пропустите какой-то праздник, но зато для вас праздником станет, когда через какое-то длительное время сам ребенок скажет вам: «Что-то мы в храм давно не ходили, давай сходим».

Ничего плохого не случится, и вы останетесь в Церкви, просто по-другому. Главное – не делать из лишения храма какую-то семейную драму, в которой виноват ребенок. Возможно, именно с этого момента начнется его самостоятельный путь к Богу, о сложности которого столько сейчас говорят. И он будет благодарен вам за разрешение идти самостоятельно.

10. Поставить себя на место ребенка

Часто думают, как поставить ребенка на место. Или как найти ему где-то место. Есть хороший способ – поставить себя на его место. Присядьте рядом, чтобы ваши глаза находились на его уровне. Что он видит в храме? Ноги, попы, широкие спины? Ножку подсвечника? Узорчатую стену, цветочки под иконами? Однозначно, ребенок видит не то, что взрослый, и чувствует – тоже. Как вам такой вид в течение 2-3 часов, не возникает желания перейти на другое место, сменить обстановочку?

«Сегодня такой праздник, а ты так себя безобразно ведешь!» Да, для взрослого, может быть, и праздник, но ребенка-то он почти не касается. Мы идем в храм и говорим: «Сегодня праздник». Ребенок оживляется: «А какой? А как мы будем праздновать? А подарки будут? А в кафе пойдем?» Родители напрягаются: мы же не это имеем в виду! Что-то свое, высокое и далекое. День обещает быть интересным, но к концу службы энтузиазм у ребенка угасает, ведь мы не смогли ни передать ему свое настроение, ни приблизить важный день к его пониманию, а только дергали и раздражались. А он виноват – «Ну вот, ты и мне весь праздник испортил!»

Что делать? Или искать способы по-человечески приблизить, или, если нет сил и фантазии – не обнадеживать. Дождаться, когда ребенок дорастет и сам выделит для себя важные вещи, какими бы они ни были: выбирать платочек в цвет праздника, ходить с друзьями в кафе после службы или повидаться с любимым батюшкой – все эти радости есть и во взрослой жизни прихожан, сколько бы ни говорили, что это – не главное.

Когда родители посвящают время тому, чтобы выбрать подходящую школу, кружок или компанию – мы считаем это важным и нормальным. Мы забираем детей из неподходящих мест, от нервных учителей и стараемся найти то, что им нравится, то, что соответствует их темпераменту и возрасту. Так почему бы не попробовать и тут то же самое?

Ведь, вообще, у нас есть что выбрать. И большинство родителей как-то решают проблему с пребыванием детей в храме: выбирают детские приходы, лояльных настоятелей, регулируют время и количество. Любые способы привить детям интерес и любовь к церковной жизни имеют право на существование, потому что очень разные дети, разные родители и совсем уж разные обстоятельства жизни у каждого из нас.

Иногда нужно уйти, не стесняясь, иногда – пожаловаться, где-то попросить помощи, а где-то – помочь самим. Все, как в обычной жизни.

Но не нужно бояться что-то изменить, если вам с ребенком плохо, некомфортно и уныло.

Вопрос:

Мы недавно стали христианами и приняли крещение в баптистской церкви. Недавно у нас родился мальчик, и мы знаем, что в баптистских церквях принято осуществлять благословение детей. Мы хотим узнать больше о необходимости благословения, об его смысле, и о том, как оно осуществляется. Благодарю.

Я рад, что вы уверовали в Господа Иисуса Христа и решили стать Его учениками. Через факт того, что вы крестились, вы подтвердили ваш выбор и были посвящены в ученики Иисуса Христа, в соответствии с Его заповедью. Как раз вчера я спросил одну девушку, является ли она учеником Иисуса Христа, и она ответила мне утвердительно, однако, когда я спросил её, крещена ли она, она сказала, что откладывает крещение на потом, так как думает, что самое главное это покаяться, а крещение не играет такой важной роли. Я сказал ей, что если она не торопится принять крещение, значит и её покаяние не является настоящим и не действует, так как, тот, кто покаялся по-настоящему и прошёл через рождение свыше, поспешит подтвердить это через крещение, как и заповедовал Иисус Христос.

Кстати, если среди читателей этой статьи есть такие люди, сообщаю вам, что в следующее воскресенье, 13 сентября, в Церкви «Buna Vestire» в Кишинёве, пастором которой я являюсь, будет проведено новозаветное крещение, а в субботу, в 11:00, мы проведём беседу со всеми кандидатами на крещение. Для дополнительной информации свяжитесь с нами по телефону 069043143.

Что касается новорождённых младенцев, в баптистских церквях и в других евангельских церквях их не крестят, потому что этот обычай чужд Слову Божьему. Бог учит нас в Библии, что креститься может лишь человек, который верует в Господа Иисуса Христа и свидетельствует об этом своими устами.

Благословение детей является не обычаем баптистов, а заповедью, оставленной Богом в Священном Писании

В книге Чисел в Ветхом Завете Бог дал народу Израиля следующую заповедь через Моисея:

И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так бусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их. (Числа 6:22-27)

Я знаю, что кто-то мог бы сказать, что заповедь была дана только народу Израиля. Мы верим, что она действительна для всех людей, которые поклоняются Богу, и для всех детей, потому что все мы хотим иметь благословение Бога для нас и наших детей. Как вы видите из процитированного текста, формула этого благословения была дана Богом, и, как в баптистских церквях, так и в других церквях, которые хранят здоровое учение Священного Писания, когда осуществляется благословение, читается этот текст.

Сообщите пастору

Вместе с мужем выберите воскресенье для благословения ребёнка и сообщите пастору церкви о вашем желании, чтобы он запланировал это событие. Не будет проблемой, если вы приведёте ребёнка на благословение без того, чтобы сообщить об этом (по крайней мере, в церкви «Buna Vestire» это не было бы проблемой), но будет намного лучше, если вы сообщите заранее.

Пригласите гостей

Пригласите ваших родителей, родственников, друзей и любого, кто вам дорог, и вы хотите, чтобы он принял участие в этом событии, на служение в церковь, чтобы они приняли участие в благословении ребёнка, так как это один из самых важных моментов в его жизни, когда он привёден пред лицём Божьим, чтобы получить Его благословение.

Приготовьте праздничный стол

После осуществления благословения в церкви, пригласите всех гостей домой, чтобы порадоваться за вашего ребёнка, который был приведён пред лицё Божье и получил благословение. Не будьте как те, кто «слишком много экономит» (не будем называть их жадными) и даже стола не готовят по этому поводу. Что это за праздник без гостей и без стола, на который их пригласишь?

Пригласи служителя церкви

Пригласи за этот стол и пастора, который осуществил благословение вашего ребёнка. Может быть тебе кажется странным, что я пишу это, но существуют и люди, которые подумали, что пастор слишком занят, чтобы приглашать его к ним. У тебя есть как минимум две причины, чтобы его пригласить. Первая это то, что он осуществил благословение твоего ребёнка, а о второй причине в Библии написано так:

Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. (1 Фессалоникийцам 5:12-13)

Некоторые родители проявили свою любовь и уважение к своему пастору, который осуществил благословение их младенца, дав ему награду.

Позаботься о духовной пище

Люди с манерами заботятся, когда приглашают гостей, и готовят стол со вкусной едой. Так же важно приготовить и духовную пищу, которая будет дана гостям. Если ты не знаешь, как это делается, попроси совета у пастора, и он научит тебя. То время, когда вы будете сидеть за столом, прекрасная возможность для духовного роста всех остальных христиан и для евангелизации гостей нехристиан. Пусть эта трапеза будет трапезой любви, как это было принято у первых христиан. Убедись, чтобы за столом было и согласованное духовное сообщение, пения, свидетельства и стихотворения.

Чтобы Божье благословение осталось над вашим ребёнком

Важно, чтобы вы систематически и согласованно учили его Священному Писанию, ведь так учит Бог нас, всех родителей:

И да будут слова сии, которые я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. (Второзаконие 6:6-7)

В Новом Завете также написано:

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. (Эфесянам 6:4)

Первым и самым важным долгом родителей является учить детей Слову Божьему. Не игнорируйте этот долг. Учите их из Библии креативно, пока они дошкольного возраста, учите их читать Библию и, когда они научатся читать, используйте исключительные материалы для индуктивного изучения Библии для детей, которые могут быть куплены в Христианском Книжном Магазине «Наставление из Слова» в Кишинёве. Когда наши дети научились читать, мы изучали эти курсы на изучении Библии со всей семьёй. А если вы решили заниматься хоумскулингом с детьми, уделите внимание изучению Библии.

Показывайте детям красивый пример жизни христианина. Приложите усилия, чтобы и в поместной церкви, частью которой вы являетесь, была серьезная программа изучения Библии с детьми. Мотивируйте учителей быть подготовленными на самом высоком уровне. Если вы уже вовлечены в такую работу или хотите преподавать в воскресной школе, я приглашаю вас на факультет для учителей Религии и воскресной школы в составе Института Индуктивного Изучения Библии Молдовы. Следующая сессия этого факультета пройдёт в период с 2-14 января 2016 и будет преподана в церкви «Благодать» в Кишинёве.

«4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; 5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. 6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. 7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» — Втор.6:4-7 «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.» — Еф.6:4

Писание ясно учит о великом благословении для семьи — детях. Но оно также говорит о о важной ответственности родителей воспитывать своих детей в познании и любви Божьей (Втор.6:6-7, 11:19, Пс.33:11, 77:1-8, Прит.1:1-8б 3:1-10, 22:6, 1 Цар.2:1-4).

Следующие 7 утверждений помогут лучше понять важность и необходимость публичного акта благословения детей:

1. Молитва посвящения детей Богу основана на древней практике Божьего народа, еврейского народа, по причине которой Сам Младенец Иисус был принесен в Храм пред лицо Господне (Лук.2:22-35)

2. Также Писание учит о Божьем благословении, заботе и попечении о детях (Ис.54:13, Матф.18:1-5, 10, 19:13-15, Лук.18:15-17, Деян.2:39, 1 Иоан.2:12-13).

3. Посвящение в сущности совершается родителями. Это их публичное исповедание своего решения жить со Христом, Которому будем служить их семья (Ис.24:15). Молитва посвящения, которую мы совершаем на богослужении, является видимым выражением их решения и просьбы к Богу благословить их в этом этом деле.

4. Родители сознают, что дети является даром от Бога (Быт.33:5, Пс.126:3-5). Они являются благословением, привилегией и источником радости (Прит.23:24-25), а также огромной ответственностью. Они, будучи созданиями Бога небес, в действительности принадлежат Ему, и даны нам, как Божьим сотрудникам, чтобы мы воспитали их в учении и наставлении Господнем (Исх.13:2,12)

5. Родители посвящают себя жить достойно пред лицом Божьим, так чтобы быть добрыми представителями Бога и примером жизни со Христом для своих детей.

6. Служители и вся церковь принимают определенную ответственность в том, чтобы всячески поддерживать и помогать родителям в исполнении их обязательств и решения пред Господом.

7. Молитва посвящения не есть крещение детей, котором может совершаться только над сознательно уверовавшими людьми. Она также не представляет собой какой-либо мистический акт по манипулированию Богом, чтобы Он защищал, оберегал и спасал этого ребенка. Мы просим Бога благословить сие дитя и помочь родителям. И хотя благодать и сила Божия поддерживают нас, на нас лежит ответственность веровать и следовать за Господом в своей жизни и в воспитании своих детей. Мы также молим Бога, чтобы Он в Свое время дал спасительную веру и этим детям, за которых мы молимся.

Ольга Новикова

Многие родители, делающие первые шаги в храме, сталкиваются с трудностями. Им бы самим во всем разобраться, а вместо молитвы приходится успокаивать неугомонное чадо, которое, в отличие от мамы с папой, в церкви чувствует себя просто как дома. Но проходит время, дети вырастают и, случается, наотрез отказываются идти в храм, и родителям снова приходится ломать голову: «Что делать?»… За советом мы обратились к клирику саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» священнику Анатолию Конькову. Отец Анатолий пришел в Церковь после рождения дочери, и мы надеемся, что его ответы на «детские» вопросы помогут и другим родителям.

В храм с пеленок

Опять не слушается. То рвется задувать свечи, то, расталкивая людей, идет через весь храм за святой водой, то начинает «регентовать», забравшись на солею, а то вдруг ни с того ни с сего бросается на пол и начинает класть земные поклоны… Однажды и вовсе пытался пробраться в алтарь, а потом начал громко разговаривать во время проповеди. Пришлось снова выволакивать его из храма, за что получила выговор от подруги: «Что ты от него хочешь, он же еще маленький! Так ты совсем отобьешь у него охоту в храм ходить!». Может, и правда, нужно подождать, пока вырастет? Но в нашем храме так много родителей с грудными детьми…

— С какого возраста и как часто нужно приводить детей в храм?

— Приносить детей в храм нужно сразу же после крещения, а крестят малышей обычно на 40-й день. Можно, конечно, и раньше крестить, особенно если есть опасение за здоровье ребенка, в таких случаях священник приглашается прямо в больницу. Часто приходится крестить детей, которых врачи считают безнадежно больными, и после Таинства эти малыши выздоравливают.

Желательно приходить с детьми в храм каждое воскресенье и в праздничные дни. Естественно, что не каждый маленький ребенок может спокойно выстоять всю службу, поэтому разрешается приводить малышей только к Причастию. Но постепенно нужно приучать их и к более длительному пребыванию в храме.

Вполне естественно, что ребенок может «уставать» в храме, поэтому можно разрешить ему чем-то заниматься, например, задувать свечи, только чтобы это занятие не стало основным. Нужно постараться объяснить, что главное — это молитва, но полное понимание этого приходит со временем… И, конечно, необходимо следить, чтобы ребенок не баловался. Иногда дети берут свечку и без конца зажигают ее и тушат, чего нельзя допускать. Можно разрешить задувать коротенькие свечи и класть их в ящички для огарков, как это делают взрослые.

В большом храме всегда есть тихий уголочек, куда можно усадить ребенка и занять его чем-то интересным. Взять, к примеру, с собой в храм любимую игрушку малыша или карандаши, тетрадь для рисования. При этом нужно обязательно приучать ребенка вести себя тихо, объяснить, что люди пришли в храм молиться и нехорошо им мешать. Также можно рассказать, что происходит в алтаре во время богослужения, полистать вместе с ним книжку — сейчас выпускается много различных изданий Библии для детей с красивыми иллюстрациями. Можно вместе рассматривать иконы, объяснять, кто или что изображено на них — для взрослого это прекрасный повод самому вспомнить Священное Писание или перечитать житие… Однажды мы всей семьей были в Новгороде, в Софийском соборе, и дочка заинтересовалась фресками с библейскими сюжетами, которыми расписан храм. Пока я ходил по храму, моя супруга стала рассказывать о них, и позже, когда мы пришли в другую церковь, дочка, увидев подобную роспись, вспомнила: «Это Господь изгнал из Рая Адама и Еву, и поэтому они плачут».

— Что делать, если ребенок капризничает в храме?

— Во-первых, нужно выяснить причину этого, ведь просто так дети не будут плакать. Если капризничает грудничок, нужно посмотреть, не жарко ли ему, не мокрый ли он. Может, просто голоден? Грудных детей перед Причастием можно покормить (натощак приучать принимать Святое Тело и Кровь надо с 3–4 лет, а если ребенок в храме с рождения, то еще раньше).

Словом, нужно попытаться выяснить, что ему не нравится. Ребенок постарше сам может это объяснить. Если он устал стоять — можно посадить его на скамейку или выйти с ним на улицу, пусть побегает во дворе (например, если возле храма есть отгороженная территория). Ради ребенка родителям часто приходится прерывать молитву, но это естественно, ведь обязанность мамы и папы, прежде всего,— воспитание детей, забота о них. Ни в коем случае нельзя злиться, иначе ребенок решит: если в храме на меня кричат, лучше я вообще в храм ходить не буду. Зачем ходить туда, где мне плохо?

Бывает, что дети отказываются идти к Причастию. Родителям нужно постараться выяснить, что случилось. Я знаю малыша, у которого больные зубки, и он отворачивается от Чаши просто потому, что ему неприятно. Однако причастить ребенка в любом случае нужно обязательно. Мама может попросить кого-то помочь ей, потому что часто бывает, что и враг рода человеческого пытается помешать принять Святое Тело и Кровь. Обычно после Причастия маленькие дети сразу перестают плакать.

Естественно, священник и диакон и, в первую очередь, родители должны следить, чтобы ребенок проглотил все то, что ему дали в лжице, дать ему запить. А после Причастия можно и покормить, соску можно дать только после запивки. Бывает, что маленький ребенок срыгивает сразу же после Причастия. Если это произошло через час или полтора, то одежду надо отнести в храм на сожжение. Как бы ни было жалко, стирать и надевать эту вещь больше нельзя. Если священник или диакон посчитает возможным, то лишь вырежет участок, на который попала Кровь, в таком случае одеждой можно пользоваться.

— А с какого возраста надо объяснять детям, что такое Причастие? Иногда можно услышать, как мама говорит ребенку: «Сейчас тебе вкусняку дадут»…

— Лично я против того, чтобы детям и в повседневной жизни говорили про конфету: «Вот тебе вкусняшка» или про лошадь: «Вот иго-го идет». Это не иго-го! Это лошадь! Все надо называть своими именами. И Тело и Кровь Христовы тоже. Маленькому ребенку этого объяснения будет достаточно. Детям постарше, которые больше интересуются и задают много вопросов, можно попытаться объяснить, что такое Таинство Евхаристии.

Кризис «среднего» возраста

Каждое воскресное утро дома происходит маленькое сражение: сын не хочет идти в храм. Сначала долго уговариваю «по-хорошему», обещаю купить диск с новой игрой или сводить в парк на аттракционы. Когда уговоры не действуют, иду на шантаж, говорю, что не разрешу смотреть телевизор или играть в компьютер. В ответ слышу недовольное: «Как ты меня достала!». Но «победа» остается за мной: сын все-таки идет в храм, где, встретив своих «собратьев по несчастью», забивается в дальний угол и начинает бурно обсуждать что-то. Может, я что-то делаю не так? У других дети как дети, а мой…

— На одном православном форуме вычитала такой совет: нужно превращать каждый поход в храм в праздник, после Причастия давать ему какую-нибудь сладость, устраивать семейное торжество…

— Если ребенок ходит в храм раз в год — то пожалуйста. А если каждую неделю? Получая раз за разом подарки и конфеты, он будет ходить в храм только из-за них, как дрессированная собачка. Мы не дрессируем детей, мы воспитываем их духовно, пытаемся привести к Богу.

Кроме того, в православном календаре очень много праздников, которые можно праздновать дома всей семьей. Самые большие — Пасха и Рождество. Обязательно нужно отмечать именины ребенка, рассказывать ему о святом, имя которого он носит.

— Видна ли разница в поведении детей, которых часто водят в храм, и тех, кто бывает лишь изредка?

— Честно говоря, я не сравнивал детей по признаку: «храмовые» они или «не храмовые». Знаю детишек, которых еженедельно водят в храм, но они в силу своей подвижности или еще по каким-то причинам ведут себя не очень хорошо. И наоборот.

Поведение ребенка зачастую зависит от воспитания, от родителей, которым дети всегда подражают и которые должны быть примером для них, в том числе примером духовным. Ведь бывает, что мама малыша водит в храм, причащает, а сама не причащалась никогда или всего раз в год причащается. Мало только говорить с ребенком, объяснять ему заповеди — надо самому жить по ним, чтобы маленький человек понимал, что белое, а что черное. Если ребенок видит, что его родители причащаются, значит, в этом ничего плохого нет, и он будет стараться им подражать, делать, как они.

— Но бывает, что в семье только или мама, или папа ходит в храм…

— В этом случае нужно прийти к единому мнению. Если супруг, который не ходит в церковь, не против православного воспитания, нужно продолжать водить ребенка в храм. Если же придти к компромиссу не получается, то спорить, доводить до скандалов не надо. Лучше в присутствии этого члена семьи вообще избегать разговоров о Церкви. Нужно молиться — кроме Бога никто не поможет. И по возможности стараться все же бывать с ребенком в храме. Конечно, таким детям сложнее будет воцерковляться, но, по крайней мере, они будут видеть, что один из родителей все-таки горит этим.

— Для подростков храм зачастую становится клубом по интересам, куда они приходят пообщаться, порой разговаривают даже во время богослужения. Как быть в этом случае?

— Нужно толково объяснить ребенку, что такое богослужение. Никто не запрещает общаться в храме, но в первую очередь мы пришли сюда, чтобы помолиться. Поговорить можно после службы. Если ребенок уже взрослый, об этом с ним нужно вести беседы дома.

— А можно ли помочь ребенку готовиться к исповеди? Бывает, мамы сами пишут за детей листочки с грехами…

— Вот это самое неправильное, что может быть. К семи годам обычно все дети умеют читать и писать сами. Кроме того, сейчас очень много издается книг для подготовки к детской исповеди. Естественно, что в семь лет не может быть таких грехов, как у нас, взрослых. И притом свои грехи воспринимаются по-своему. Поэтому перечислять грехи за сына или дочь, говорить: «Ты вот это сделал тогда-то столько раз, столько-то раз обидел маму, папу, бабушку» ни в коем случае нельзя. Ребенок может сказать это на исповеди, но он не осознает, что это грех. Он не поймет, что тем, что он совершил, он оскорбил Бога или попытался Его обмануть и этим самым проявил свою нелюбовь к Нему. Ребенку можно просто назвать, какие грехи бывают, и посоветовать ему подумать о том, что из перечисленного «царапает» душу.

И конечно, нужно стараться, чтобы ребенок исповедовался чаще. Если он раз в неделю исповедуется, начиная с семи лет, то это очень хорошо. Гораздо легче вспомнить, что произошло за неделю, чем то, что было месяц назад.

— Обязательно ли ребенок и мама должны исповедоваться у одного духовника?

— Это не обязательно, но было бы неплохо. Когда вообще вся семья имеет одного духовника, это удобнее и для духовника, и для семьи, потому что этот священник знает каждого из членов семьи, знает, какие у них отношения между собой, кому что можно посоветовать и кому как можно помочь. Сегодня это большая редкость. Раньше на Руси было по-другому, тогда один район был приписан к какой-то церкви и все ходили к одному священнику, исповедовались у него, причащались, венчались, крестили детей. Сейчас каждый выбирает себе духовника по своему духовному состоянию, по своим духовным стремлениям и потребностям. Но если у всей семьи — один духовник, то это хорошо.

— А если ребенок категорично заявляет: «Всё, не хочу идти в храм»? Нужно ли заставлять его?

— Смотря сколько лет ему. Если подросток в 13–14 лет чего-то не хочет, то, скорее всего, его уже и не заставишь. В этом случае надо собираться и идти одной, по возможности избегая упреков и угроз. Вообще 13 лет — переломный возраст, когда ребенок начинает осознавать себя личностью, отдаляется от родителей, хочет быть независимым. Я думаю, что через это все проходят. Вспомните себя в этом возрасте! Возможно, спустя какое-то время он и поймет, что это было ошибкой, что он поступал неправильно в отношении своих родителей. Но чувство раскаяния придет позже. А пока — лучше не конфликтовать. Это самое неблагородное и неблагодарное дело. Главное, родителям нельзя оставлять молитвы за своего ребенка. Материнская молитва — самая сильная. Ведь сердце матери не может перестать любить свое чадо. И эту любовь нужно сохранять, именно с ее помощью можно победить то зло, которым привлечен ребенок. Он может отойти от церковной жизни, а потом, как осознавший свою неправоту блудный сын из евангельской притчи, вернуться. Он поймет, что все тленно и есть лишь одно Вечное и Неизменное — это Бог. Но для того, чтобы вернуться к Богу, человеку порой нужно пройти какой-то жизненный путь, обрести профессию, побывать в разных передрягах. И, возможно, вспомнив свои детские ощущения, то, как ему было хорошо в храме, он уже больше никогда не отойдет от Бога.

…Где-то пропадает ночами. Не отвечает на телефонные звонки. Приходит домой, только чтобы отоспаться и поесть. О том, чтобы вместе пойти в храм, боюсь даже и говорить. Всё забыл. Начинаю рассказывать, как хорошо у нас в храме,— хмурится в ответ. На все мои расспросы молчит или бросает со злобой: «Отстань от меня». И все равно молюсь, молюсь, не переставая, чтобы Господь сохранил его на всех путях. Только по вечерам, собираясь уходить куда-то, просит робко: «Перекрести меня, мама!». Торопливо крещу его и шепчу: «С Богом, сынок!».

Все чаще родители обращаются за помощью к священникам с вопросами о правильном воцерковлении детей. Как воспитать в ребенке любовь к Церкви и богослужению? Как вести себя в храме, чтобы дети не утомлялись и не отвлекали других прихожан от молитвы? Об этих и других моментах церковного воспитания рассказывает руководитель отдела образования и катехизации Уваровской епархии священник Дмитрий Овсянников.
— Батюшка, для начала поясните, какой опыт церковной жизни получают дети, «приводимые (приносимые)» к Причастию?
— Причастие ребенка — это тот опыт духовной жизни, который может защитить его от событий в жизни, влекущих за собой грех. Не случайно апостол Павел говорит: «Облекитесь во всеоружие Божие» (Еф. 6, 10-12). Мы должны иметь в себе это оружие: щит веры и меч, которым является слово Божие.
Родители обязаны приводить ребенка в храм с самого раннего возраста, если хотят, чтобы впоследствии он вырос хорошим, добрым христианином. Однако мамам и папам нужно помнить, что, если приносить ребенка на Причастие, и при этом самим не причащаться, то впоследствии он задастся вопросом: «А зачем мне это нужно, если мои родители не причащаются и не молятся?». Соответственно, чадо не почувствует веру и не воспылает любовью ко Христу. Поэтому очень важен родительский пример духовной жизни, это касается и поведения в храме.
Мы должны себя спросить: «А зачем я вожу ребенка в храм?». Приводить детей в храм следует в первую очередь для того, чтобы они научились любить Бога. То есть не просто, чтобы сын или дочь в дальнейшем подали стакан воды своим престарелым родителям, а именно для того, чтобы они в своем сердце почувствовали любовь к Богу.
Вспомните слова Господа нашего Иисуса Христа, Который сказал своим ученикам: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное» (Мф.19,14).
— Большинство детей непоседливые и шумные. Как объяснить ребенку, что в храме себя нужно вести тихо?
— Воспитание ребенка должно начинаться с самых азов. Сейчас многие ученые признают, что ребенок, находясь в утробе матери, слышит и понимает, что происходит во внешнем мире. И то, что мама во время беременности посещает богослужения, сказывается на самом ребенке. Если мы хотим, чтобы наш малыш вел себя тихо в храме, то надо приложить к этому усилия. Конечно, здесь сказывается и регулярность посещения богослужений. Как можно ожидать благоговейного поведения ребенка в храме, если он бывает там раз в год?
Начинать надо с малого. В церковной практике младенцев приносят непосредственно к Причастию. Затем время пребывания на богослужении постепенно увеличивается.
— Батюшка, но богослужения занимают длительное время. Даже воцерковленный ребенок, бывающий часто в храме, не может выстоять всю службу и начинает отвлекаться. Что делать в таком случае?
— В определенные моменты богослужения можно занять ребенка: приложиться к иконе, рассказать доступным языком о том, чье это изображение и почему мы к нему прикладываемся. Можно предложить ребенку потушить свечи, все дети это очень любят. Таким образом, малыш отвлечется на какое-то время. Но потом родителям снова необходимо вернуть его в русло богослужения. Оставлять детей без присмотра не нужно, следует всегда за ними наблюдать.
Нельзя ходить вместе с ребенком в самые ответственные моменты богослужения. Каждый такой момент Литургии ребенку надо объяснять.
— Мы говорим о более старших детях, а как быть с младенцами, которых приносят на Причастие. Часто они начинают плакать и капризничать. Но в таком возрасте ему ничего нельзя объяснить. Как быть?
— К сожалению, сейчас очень много препятствий создают сами прихожане. Здесь важно особое состояние приходской общины. Нужно понимание, что маме с ребенком тоже не очень просто находиться в храме. И не совсем корректно смотреть на нее как на женщину с другой планеты, которая пришла и нарушила покой в храме. Надо отнестись с пониманием. Приведу в пример нашу семью. Моя матушка поет на клиросе. Она не всегда может присмотреть за детьми, поэтому часто прихожане помогают ей в этом, чем очень облегчают пребывание детей в храме. Здесь главное понять, что такое отношение должно быть не только к детям священника, а ко всем детям, которых приводят в храм.
— Многие семьи сталкиваются с проблемой. Маленьких детей надо приводить (приносить) непосредственно к Причастию. Одновременно священники рекомендуют, чтобы взрослые, желающие причаститься, приходили к началу Литургии. Как быть родителям, которые и сами хотят причаститься и детей причастить?
— Причастие всей семьей необходимо. Поэтому проблему причастия семьи, в которой есть младенец, надо решать сообща. Например, в это воскресенье причастится папа, а мама придет с ребеночком перед Причастием, чтобы причастить его, а на следующей неделе они могут поменяться и тогда уже мама сможет причаститься. Когда ребенок подрастет, лучше посещать богослужения всем вместе. Это самый лучший способ привить ребенку любовь к Богу.
— Отдельный и немаловажный вопрос. Какие богослужения можно посещать с детьми кроме воскресной и праздничной Литургии?
— Можно прийти в Великий пост на канон Андрея Критского. Необязательно стоять все несколько часов. Можно прийти на несколько минут и помолиться вместе с ребенком. Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадский: «Лучше пять слов произнести от сердца, чем тысячу языком». Поэтому не стоит давать ребенку сразу всю полноту молитвенного правила, лучше приучать понемногу, но так, чтобы он понимал, зачем он это делает. Чтобы он осознавал, что с помощью молитвы он общается с Богом.
Еще можно привести ребенка на ночное Пасхальное богослужение. Конечно, не на всю Литургию, но какую-то часть необходимо посетить. Уверен, что для ребенка это будет очень большая радость, и он потом весь год будет вспоминать, как они всей семьей в храме встретили праздник Светлого Христова Воскресения. Это зерно добра, которое зародится в маленьком сердце ребеночка, останется с ним на всю жизнь. Святой Авва Дорофей говорил, что зерно добра, посеянное в сердце человека, неискоренимо. Прорастет оно или нет, это будет зависеть от многих условий, но заложить его в сердце маленького человека мы просто обязаны.
— Благодарим за беседу.