Гортанобесие

Содержание

«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

10 заповедей божьих и 7 смертных грехов считаются основными правилами христианства, которым нужно придерживаться в мире. Они были даны Богом святому Моисею еще в начале развития религии. Для того чтобы спасти человечество от грехопадения и предостеречь от опасности, ведь систематическое занятие ими приведет к разрушению бессмертных душ, которые попадают в ад. Давайте подробнее узнаем о том, какие грехи и заповеди выделены в православных традициях.

Прегрешение 7 смертных грехов

В христианстве по библии 7 грехов – это термин определяющий пороки, которые очень страшны, и сами по себе приводят к возникновению других прегрешений и несоблюдению заветов Господних.

История 7 смертных грехов началась с перечня восьми худших человеческих пороков. Его автором был Евграфий Понтийский в ӀV веке н.э. Он был писателем аскетического направления и христианским богословом. Далее его писание вдохновило некого монаха Иоанна Кассиана, он так же создал свой список. В 590 году Папа Римский Григорий Великий заменил 8 пороков Иоанна, на 7 смертных грехов, которые существуют в православии и по сей день.

Мы разобрались с вопросом, почему смертных грехов 7, но на самом деле, не важно, на сколько категорий делятся грехи. Намного важнее всегда помнить об опасности, которую несет любой грех, и стараться не попадаться в ловушки дьявола.

Список 7 смертных грехов в православии:

БЛОНДИНКА (обязательно прочтите до конца!) Отец Виталий отчаянно сигналил вот уже минут 10. Ему нужно было срочно уезжать на собрание благочиния, а какой-то громадный черный джип надежно «запер» его машину на парковке около дома. «Ну что за люди?! – мысленно возмÑ… Read more САМЫЙ БЕСТАКТНЫЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ ЗАДАЮТ ЖЕНЩИНАМ Писательница Надира Анжель выложила в своем блоге пронзительный пост о самом бестактном вопросе, который задают женщинам. Вот представьте, женщина, за 30 лет, детей нет. Окружающие спрашивают: «Как так, до сих пор нет… Read more «И ВООБЩЕ, Я НА ИСПОВЕДЬ ОПАЗДЫВАЮ…» самая христианская история Поехала я в один монастырь на всенощную и на исповедь. Приехала к началу, но очень хотела есть. А там, недалёко от входа, монастырский ларёк с выпечкой, чаем-кофе и всякими другими вкусностями. Заняла очередь, и когда она … Read more САМЫЙ ЛУЧШИЙ СВЯЩЕННИК Оные люди, особенно любящие, как любой СОБЕС, денежки в чужом кармане посчитать, не глядя в зеркало, спрашивают у меня и про часы Патриарха, и про жизнь клирошан, растягивая философски многозначительно, что «если бы да та… Read more

СИЛА РОДИТЕЛЬСКОГО СЛОВА Ругая ребенка (и взрослого!), то есть, более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она): „лентяй“, „трус“, „бестолочь“, „идиот“, „подлец“, мы это ВНУШАЕМ. Если говорить: „Ничего из тебя не выйдет!“, „Ты соверше… Read more
  • Гордыня. Слишком большая вера в себя считается не верованием в божественное.
  • Алчность. Сюда относят поступки, которые направлены на приумножение материального достатка, в ущерб духовному.
  • Зависть. Жажда чужого статуса, прямое нарушение предначертаний Господних.
  • Гнев. В этой группе находятся поступки, которые вместо любви, несут в себе разрушение.
  • Похоть. В эту категорию относят в себя действия, которые приводят к желанию излишнего удовольствия.
  • Чревоугодие. Нужда потреблять больше чем необходимо, так же относиться к прегрешению.
  • Уныние. Здесь находиться избегание физической и духовной работы над собой.

Христианство выделяет не только 7 смертных грехов, а и 7 добродетелей: целомудрие, умеренность, любовь, усердие, терпение, доброта, смирение. Они обозначают главные положительные черты человека, которые противопоставляются семи смертным грехам и приведут душу к спасению.

Заповеди Божьи

Господь хочет, чтобы человечество любило его, и люди на земле были счастливы, не навредили себе и другим, поэтому оставил нам десять заветов. В них говориться о духовных правилах, которые обучают, как правильно прожить жизнь и выстроить хорошие отношения с Создателем нашим и окружающими нас людьми. Как отец с матерью обучают ребенка своего, так и Всевышний дает наставления. Десять предписаний было дано еще в Ветхом Завете. Православные христиане, также обязаны придерживаться таким заповедям:

  • полюби Господа Бога своего;
  • не делай себе кумира и никакого идола; и не прислуживай им;
  • не вспоминай имени Господа Бога твоего напрасно;
  • работай шесть дней, а седьмой день — посвящай Всевышнему;
  • чти родителей, и обретешь благословение и долгую жизнь;
  • не убей;
  • не прелюбодействуй;
  • не укради;
  • не лжесвидетельствуй;
  • не пожелай чужого.

10 заповедей рассказывают о любви ко Всевышнему и к людям. Бог дал их Моисею в виде двух плит из камней для того, чтобы все люди придерживались его законов, и не гневили Бога плохими делами, чтобы он благословлял все пути наши, и не бросил людей наедине с дьяволом. Ибо всякий грех начинается с мысли, которой управляет Сатана, и она обязательно завладев разумом, будет стремиться к плохим деяниям через действия человека.

Но если человек, искренне уверует, и придет к истинной любви к Отцу Небесному и к людям, он не сможет отступать от заповедей Божьих, и не будет ему наказания за совершение одного из 7 грехов православия по Библии. Он будет награжден лучшей судьбой и в день Великого суда его душа навечно отправиться в рай. Именно к такой совершенной, чистой любви мы должны стремиться, и тогда на Земле будет вечно царить гармония, умиротворение и комфорт в отношениях с ближними.

Господь Бог любит Вас, и ждет когда Вы постучитесь в его сердце что открыть вам дверь в свою обитель.

Смотрите еще видео рассказ о смертных грехах:

7 смертных грехов по библии — православный список

Чтобы школа не навредила Я уверен, что сегодня главная забота верующих родителей должна заключаться не в том, чтобы их чадо ходило в школу и хорошо там училось, а в том, чтобы эта самая школа и учеба не принесли ему вреда. Услышьте в моем призÑ… Read more «У нас в классе тоже есть такой мальчик» Я не знаю, что на самом деле произошло в Керчи. Я не специалист по стрельбе и взрывам, поэтому не могу опровергать официальную версию. Да и надо ли? Факт: 18-летний парень убивал своих ровесников. Один он был или целый взвод… Read more ВЫПРОШЕННЫЙ КРЕСТ Как утверждали святые отцы, выпрошенный крест — самый тяжелый. Например, моя мама всегда мечтала, чтобы ей не приходилось мыть посуду и убирать… А моя подруга актриса и певица Люля мечтала эмигрировать («только бы выр… Read more Почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти? Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня — особо тяжелый период для души умершего, она идет по мытарствам, где познает все свои грехи. Наконец, в 40 день оканчив… Read more РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Жили в одном большом городе двое детей, брат с сестрой — Никита и Катя. Жили они в красивом светлом доме, у них была умная и добрая мама, а папа — самый лучший на свете! Была зима, весь город был запорошен снегом, стоял неб… Read more ЗНАЧЕНИЕ ИКОН. ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ! 1. «СЕМИСТРЕЛЬНАЯ» — это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком она находится, от злых, завистливых людей, от сглаза, порчи и проклятий. Примиряет враждующих, приносит мир, лад, её т… Read more БУЛОЧНИК И НИЩИЕ. Есть история об одном богатом булочнике, который попросил привести к нему детей из самых нищих семей в городке. Когда дети собрались, он сказал им: — В этой корзине лежит по буханке хлеба на каждого из вас. Возьмите кажд… Read more ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ! За несколько лет до второй мировой войны жила одна замечательная супружеская пара. Они очень любили друг друга. Муж при каждом возможном случае старался выразить жене свою любовь. А она была красива, чувствительна и обÐ… Read more ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Чтобы провести Великий пост с Господом, а не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты, следует придерживаться нескольких важных правил. 1. ВСЕГДА РАДУЙТЕСЬ! «Всегда радуйтесь, непрестанно молит… Read more

Метки:грех закон исповедь

Бегемот (мифология) – демон чревоугодия: описание

Подумать только – сколько всего вмещает в себя сознание человеческое! Люди верят в древние легенды и предания, в сказания и истории, покрытые пеплом веков. Следуют они и священным писаниям своего народа, где одновременно упоминаются ангелы и демоны, добродетельные пророки и жестокие чудовища. Сегодня мы познакомимся с одним из персонажей Библии. Тот, о ком идёт речь, – это Бегемот. Мифология Средневековья описывает его как демоническое существо, а что он представляет собой конкретно, будет в красках описано далее.

Бегемот в ветхозаветных преданиях

Кто такой Бегемот? Мифология знает его ещё с незапамятных времён. Он упоминается в книге Иова. По библейским преданиям, он приходится братом Левиафану, обитающему на морских глубинах и властвующему в водных просторах, и должен сразиться с ним в конце времён, то есть при наступлении Апокалипсиса.

Причём в смертельной схватке чудовища убьют друг друга, а их мясо станет пищей для верующих, добродетельных и порядочных праведников, которую предложит им за своим столом сам Мессия. При этом Бегемот – демон чревоугодия, плотских желаний и утех, а его брат – демон алчности. По иудейским легендам, Бегемот является царём зверей.

Кто и зачем породил демона?

Это может показаться удивительным, но Бегемот, плотские желания которого не знают утоления и распространяются за счет его силы на весь род человеческий, является порождением самого Господа Бога! Как же творец всего сущего, долженствующий выступать за доброе, светлое и правое начало, породил такое чудовище?

Зачем были созданы Левиафан и Бегемот? Мифология повествует, что они были приведены на свет Богом для того, чтобы показать Иову Его, Господню, силу и могущество. При этом существо названо «верхом путей Божьих», о котором говорится, что только сам Творец сможет приблизить к нему меч свой, когда это окажется необходимо.

Вместе с этим считается, что Бегемот с разрешения Господа имеет право пастись на Тысячегорье, где он каждый день съедает всю траву на земле, и каждый день она произрастает вновь. По некоторым сведениям, демон может даже пожирать животных, которые сосуществуют рядом с ним, а также одним глотком осушать самые крупные водоёмы. Чтобы этого не случилось, Бегемот пьет из глубокой реки Жубал, которая вытекает из Эдема, райского сада.

Чем ещё обладает детище Господа, Бегемот? Мифология рассказывает, что творец научил животное каждый день во время летнего солнцестояния вставать на задние лапы во весь свой громадный рост и издавать оглушительный страшный рык, который отбивает у каждой земной твари желание нападать на отары и стада человека. Как видно, несмотря на собственную противоречивую сущность, Бегемот способен проявлять и частичное милосердие.

Кстати, относительно взаимоотношений между Левиафаном и Бегемотом имеется также и другая версия, согласно которой они – не братья, а разделенные Божьей рукой возлюбленные (Левиафан здесь – существо женского пола). Господу необходимо было прибегнуть к такому шагу, чтобы уравновесить планету, ведь в противном случае оба чудовища просто повредили бы своим весом мир, столпы, на которых он покоится, и нарушили бы общую систему гармонии и баланса.

Этимология названия

Согласно исследованиям филологов, Бегемот – вариант древнееврейского слова «б’гемах», которое переводится как «скотина», или «животное». Оно несет в себе семантику многозначности, как если бы по отношению к одному животному использовали множественное число, чтобы подчеркнуть его огромные размеры и величие. По меткому замечанию Фрая Луиса де Леона в его пояснении к «Книге Иова», здесь речь идет о некоем подобии слона, который назван «скоты» – по силе и могуществу одно равно многим.

В переводе с английского языка behemoth означает нечто громадное, сравнимое с чудовищем. Вот уже в нескольких языках встречается сходная трактовка слова «бегемот». Гиппопотам же, то есть обычное млекопитающее из отряда парнокопытных, на английском будет hippopotamus.

Описания Пьера де Ланкра

Пьер де Ланкр, он же Пьер де Ростегю, жил в XVI веке и крайне интересовался неопознанными сущностями. Средневековая мифология вообще это дело любила, поэтому де Ланкр не остался в стороне и создал собственное описание демона. Согласно нему, Бегемот – животное, ужаснейшее из всех тварей, которое способно принимать форму любого крупного зверя, а также кота, собаки, лисицы, слона, волка.

Бегемот: описание в «Молоте ведьм», 1486 год

Описания де Ланкра – ещё не всё. Что же говорит нам средневековая демонология? Бегемот в известном трактате и настольной книге для любого инквизитора, «Молоте ведьм», – животное демонической природы, дающее людям «звериные наклонности». Он нападает на человека за счет использования обольщения сладострастия, ощущаемого в зоне чресл и пупа. Он способен провоцировать плотские желания и принимать женский образ, чтобы вводить в соблазн встретившихся ему неосторожных путников.

Что средневековые люди видели в Бегемоте?

Конечно, если существовало видение Бегемота только как демона, наивно будет полагать, что люди могли видеть в нем хоть какое-либо положительное начало. Так, свидетельства Средневековья гласят, что Бегемот рассматривался как самый грозный палач преисподней, перед зовом трубы которого трепетал каждый грешник. Бегемот также был известен собственным пением и умением вызывать землетрясения.

Согласно легендам, он был одним из участников эпидемии одержимости в Лудунском монастыре в XVII веке (Франция). Однажды демоны напали на эту божью обитель и подчинили себе его настоятельницу, монахиню Жанну дез Анж.

На службе у Сатаны

Такого демона, как Бегемот, мифология Средних веков рассматривала всё же отдельно от библейских представлений. Он считался слугой дьявола, любящим богохульствовать и сквернословить. При дворе своего подземного владыки Бегемот занимает должность главного хранителя кубка, устраивает пиры и руководит ими, а также по ночам сторожит ад от посягательств нежеланных гостей. Кстати, современные поклонники Люцифера классифицируют Бегемота как главного виночерпия.

Внешний облик

Что говорят средневековые сведения о том, как выглядел Бегемот? Мифология того времени рисует образ ковыляющего на двух слоновьих ногах чудовища с головой гиппопотама, круглым животом необъятных размеров и длинными когтистыми лапами. Вероятно, подобное представление тянется ещё с дохристианских времён, когда слово «бегемот» ассоциировалось у людей с огромным гиппопотамом, слоном и даже неясной помесью двух этих животных.

В Библии можно встретить совершенно иное описание. Здесь Бегемот – животное, которое поедает траву, подобно волу, достаточно спокойно обитающее в собственных владениях. Бегемот отдыхает, а среди них в лотосах, кедрах, тростниках, папоротниках и ивах веселятся и радуются жизни остальные животные.

Неизвестным, однако, остаётся то факт, как был создан Бегемот – ни в Библии, ни в средневековых источниках упоминаний об этом нет. Он мог появиться на свет из синтеза воды, света и праха либо же восстать из земли. Невыясненным остается и информация о том, была ли у него пара. Одни считали, что даже если и была, то зачать потомство эти создания всё равно не смогли бы, иначе нарушение баланса и перенаселение земли их отпрысками оказалось бы неминуемым. Другие, более приближенные к библейской теории, считали, что Господь заранее предусмотрел этот момент, создав Бегемота и, возможно, жену его неспособными к продолжению рода, чтобы они одни существовали в мире, и именно их плоти в конце дней смогли вкусить праведники.

С кем из животных имеет связь Бегемот? Гиппопотам, пожалуй, может быть назван ближайшим земным родственником этой неопределённой сущности, ведь в священных писаниях можно найти упоминание о том, как Бегемот истекает кровью. Удивительно, но подобное действительно встречается в природе: сальные железы гиппопотама выделяют красноватое маслянистое вещество, необходимое животному для повышения эластичности и водоотталкивающей способности кожного покрова. В лучах солнца эти капли на теле и создают видимость сочащейся крови, а, значит, прообразом Бегемота из Библии вполне могло быть млекопитающее, которое сегодня хорошо знакомо человеку.

Миниатюра французского апокалипсиса, XV век

Кроме этого, одна занимательная иллюстрация, созданная в XV веке, представляет человеку современности новую пищу для размышлений. На ней Бегемот выглядит как оседлавшее самого Левиафана существо с дополнительным лицом на груди. Подобное представление может быть отнесено к легенде о происхождении этого существа, согласно которой его потомками является раса, некогда обитавшая в Индии. Её представители не имели головы на плечах, но имели её в центре груди.

Упоминание в литературе

Бегемот как персонаж активно упоминался в художественной литературе. Так, он задействован в «Битве» Роберта Шекли, «Базилиусе» Роберта Силверберга, «Войне мага» Ника Перумова (здесь он именуется «бехемотом»), «Тиме Талере, или Проданном смехе» Джеймса Крюса, «Лесном царе» Мишеля Турнье.

Конечно, самой известной трансформацией Бегемота в отечественной литературе является его превращение в кота из повести М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Даже здесь проявляется демоническая сущность героя, видимо, заимствованная из неумирающих представлений людей о нем. Так, кот Бегемот – это оборотень и любимый шут Воланда, т.е. самого сатаны. У Булгакова Бегемот – это огромный по размерам представитель семейства кошачьих, способный разговаривать и передвигаться на двух лапах, подобно человеческому прямохождению. Он чёрный, как смола, чем подчеркивается его связь с нечистой силой. Примечательно то, что в начальной редакции кот Бегемот имел сходство со слоном. Так, в черновиках можно найти такую фразу: «На зов из черной пасти камина вылез черный кот на толстых, словно дутых лапах…». Ничего не напоминает?

Жизнь Бегемота в компьютерных играх

Есть ещё одна область, где это создание и легенды о нём проявили себя. Так, Бегемот в том или ином виде участвует в ряде известных игр Fallout: в третьей части он представляет собой самый большой и сложный для прохождения вид супермутанта, а в части Fallout Tactics он – уже сильнейший вид боевого робота.

В виртуальном мире Might and Magic VII: For Blood and Honor Бегемот является сразу в 3 ипостасях: здесь есть молодые чудища (Young Behemoths), обычные (behemoths) и древние (ancient behemoths). Все они – виды монстров, порожденные Инкубатором Бездны.

В игровой вселенной Castlevania Бегемот является в образе гигантского быка крайне страшного вида: его задние конечности и часть туловища отсутствуют, изгибающийся позвоночник торчит, а передвигается он на передних ногах, волоча тело по земле. Поистине ужасающее зрелище.

Всё это – лишь малая часть того, как предания о данной библейской, а для Средневековья – самой настоящей демонической сущности в настоящее время используются в современной культуре. Сегодня существует даже польская группа под названием Behemoth, участники которой исполняют музыку в стиле метал. Кстати, выглядят они не менее демонически, чем существо, вдохновившее их на название коллектива: бледная кожа контрастирует с длинными черными одеждами.

Видимо, тяга к неопознанному и пугающему ещё жива в сознании человека, а значит, в новой книге или компьютерной игре вполне можно будет увидеть новые трансформации Бегемота.

Гортанобесие

Гортанобесие — вид чревоугодия, гурманство (пристрастие к изысканной пище), страстное наслаждение пищей (неестественно долгое удержание пищи во рту с целью наслаждения вкусом, неумеренная еда с целью услаждения вкусом.

«Есть два вида чревоугодия: первый, когда человек ищет приятной пищи, и не всегда хочет есть много, но желает вкусного; второй, когда кого борет многоедение, – и он не желает хороших снедей, и не заботится о вкусе их, но хочет только есть и есть, не разбирая, каковы снеди, и заботясь только о том, чтоб наполнить чрево. Первый называется – гортанобесие, а второй – чревобесие. – Кто хочет восприять пост во очищение грехов своих, тот должен избегать обоих сих видов чревоугодия; ибо ими удовлетворяется не потребность тела, а страсть, и если кто предается им, то это вменяется ему в грех».
преподобный Авва Дорофей

«Стало принято употреблять в пищу соевые продукты, которые по химическому составу как бы «постные», а вкус имеют продуктов скоромных – масла, молока, майонеза и так далее. Не гортанобесие ли это? Думается, что да, в чистом виде! Посудите сами: эти продукты не имеют той питательной ценности, какую имеют продукты скоромные, а лишь имитируют их. Что же они питают, будучи «пустышками»? Только вкус, иными словами – страсть». игумен Никон (Головко)

  • Страсть гортанобесия прот. Сергий Филимонов
  • Мракобесие В.В. Виноградов
  • О страсти чревоугодия архим. Рафаил (Карелин)
  • Чревообъедение свящ. Павел Гумеров
  • О чревоугодии прот. Георгий Нейфах

Церковь учит нас, что тело человеческое – это храм Господень, а осквернять его означает выказывать неуважение к Богу. Именно поэтому на чрезмерное употребление пищи накладывается строгий запрет. О том, что означает грех чревоугодия и как с ним бороться, читайте ниже.

Что значит чревоугодие

Какой бы ни была пища, Церковь никогда не называет ее греховной. Грехом является неправильное отношение к ней: обжорство, создание культа еды, алкоголизм. Если человек придерживается здорового рациона, регулярно постится и соблюдает разумные ограничения, такое поведение только поощряется.

Священники не зря считают, что совместная трапеза после богослужений укрепляет дух. После Воскрешения Христа последователи Мессии каждый вечер собирались за столом, вспоминая Спасителя, а также размышляя о том, чему Он учил.

Определение чревоугодия в психологии

Четкое определение чревоугодию дал апостол Павел. Он говорил, что обжоры забывают о Боге, поклоняясь своему животу. Вознеся на первое место свои низменные желания, они совсем перестают заботиться о душе. При этом греховным считается:

  • переедание;
  • чрезмерное употребление алкоголя;
  • сокрытие принятия пищи;
  • нарушение говенья;
  • злоупотребление кондитерскими изделиями.

Православие не запрещает пить вино, однако его количество не должно превышать допустимых норм. Небольшое количество спиртного напитка полезно для пищеварения и настроения, а вот чрезмерные излияния практически всегда влекут за собой непотребное поведение.

Христианство делит грех обжорства на два вида:

  • чревобесие – характеризуется беспорядочным употреблением пищи только ради того, чтобы «набить живот»;
  • гортанобесие – непомерная любовь к кулинарным изыскам, возведение еды в культ, гурманство.

Проявление греха

Все страсти взаимосвязаны, и чревоугодие не исключение. Практически всегда оно идет бок о бок с гневом, который обжоры заедают вкусной пищей, замыкая тем самым порочный круг. Люди, любящие поесть, бывают скупы, так как боятся остаться без еды. Они начинают бесконтрольно накапливать продукты, иногда даже доедать за кем-то, что влечет за собой постоянный стыд. Самобичевание приводит к тому, что чревоугодники начинают есть втайне, стараясь не попасться кому-либо на глаза.

Грех проявляется следующим образом:

  • нарушение режима питания;
  • регулярное переедание;
  • количество пищи становится важнее ее качества;
  • быстрое заглатывание еды;
  • привычка есть перед телевизором или компьютером;
  • поздние ужины или слишком ранние завтраки;
  • сокрытие своей слабости от окружающих.

Человек, страдающий гортанобесием, может потратить последние деньги на изысканные продукты или дорогой ужин в ресторане.

Привычка есть перед телевизором или компьютером – проявление греха

Возможные последствия для души и тела

Официальная медицина полностью поддерживает Церковь в том, что обжорство – это действительно «смертный» грех. Проблемы со здоровьем, возникающие на фоне злоупотребления жирной, сладкой или острой пищей, могут быть серьезными:

  • ожирение;
  • сахарный диабет;
  • сердечно-сосудистые патологии;
  • заболевания желудочно-кишечного тракта.

Без должного лечения и соответствующей диеты все эти диагнозы могут привести к летальному исходу. Также существенно портится качество жизни, ведь человек вынужден постоянно терпеть физические неудобства, связанные с болезнями или излишней массой тела.

Не менее отрицательно чревоугодие влияет и на душу, ведь оно становится препятствием на пути к Богу. Вознеся свой живот на первое место, обжора забывает о духовности, мучается от гласа совести, не может найти успокоения. Внутренний дисбаланс приводит к расколу личности, ее разрушению. Это влечет за собой постоянные неудачи, неурядицы в семейной жизни и карьере.

Ожирение является последствием греха

Чревоугодник не может сконцентрироваться на молитве, так как разум его заполнен мыслями о еде. По этой же причине у него теряются творческие и интеллектуальные способности, развивается комплекс неполноценности. Образумившись, обжора пытается сесть на диету, но лень не позволяет довести начатое дело до конца. Несчастный срывается, начинает себя винить, затем заедает это чувство нездоровой едой и все повторяется.

Видео «Как побороть чревоугодие?»

В этом видеосюжете рассказывается, как бороться с грехом.

Как избавиться от греха чревоугодничества

Святое Писание говорит, что победить свои страсти можно только через молитву и строгий пост. С каждым грехом нужно бороться его противоположностью. Например, алкоголизм лечат трезвостью, распутство – соблюдением чистоты, а обжорство – говеньем.

Принципы достижения победы

В одиночку избавиться от чревоугодия бывает довольно сложно, поэтому священники советуют всем членам семьи соблюдать диету. Чтобы достичь результата, нужно перейти на здоровое питание:

  • минимизировать потребление острого, соленого, пряного;
  • убрать из рациона продукты, содержащие глутамат натрия;
  • отказаться от сахара, заменив его медом или стевией;
  • заместить жирную, жареную пищу постной, приготовленной на пару;
  • включить в рацион больше овощей и фруктов.

Во время трапезы нужно тщательно пережевывать еду, полностью концентрируясь на процессе. Есть нужно только на кухне, вдали от телевизора, ноутбука или книги. Чтобы не съесть лишнего, внимание не должно ни на что отвлекаться.

Добиться успехов поможет грамотно выстроенный режим питания. Основательно поесть можно три раза, а вот в промежутках допускаются перекусы в виде небольшого количества фруктов или орехов. Также необходимо соблюдать церковные посты, а во время трапезы произносить молитвы.

Не нужно пытаться наесться за один присест. Из-за стола лучше вставать немного голодным, это поможет натренировать силу воли. Совет автора

Пост

Люди, далекие от Церкви, часто путают пост с обычной диетой. Однако говенье значит не только отказ от животной пищи. Прежде всего человек постится духовно, усмиряя свои страсти путем воздержания. Поэтому просто заменив один продукт другим, невозможно победить чревоугодие.

Постящийся должен больше времени проводить в молитвах, посещать храм, исповедоваться и причащаться. Для грешника это настоящее испытание, но подходить к нему нужно с благодарностью, ведь Всевышний дает достаточно сил, чтобы пройти его. Господь смотрит не на тело, а на душу. Чтобы было легче, можно попросить помощи у священника или найти себе духовного наставника.

Сила молитвыПомощь духовного наставникаПостная пища

Молитва дает силу

Без помощи Небесных Сил борьба с обжорством, как и с другими грехами, обречена на провал. При первой мысли о еде и перед началом трапезы священники наказывают молиться Спасителю или Пресвятой Богородице. Также можно обращаться к разным святым:

  • Иоанну Кронштадтскому;
  • святому Алексию;
  • Игнатию Брянчанинову;
  • Ахиле Печерскому;
  • Матроне Московской;
  • блаженной Ксении Петербургской.

Молиться можно также в церкви во время воскресной службы. Делать это нужно про себя, не произнося речей вслух. Также хорошо после Литургии причаститься, поставить свечку за здравие, заказать требу.

Чревоугодие – смертный грех, который строго карается Господом Богом. Бороться со страстями всегда сложно, однако не стоит опускать руки. Даже если с первого раза не получилось усмирить свои страсти, нужно продолжать сражение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные грехи

Запрос «Семь смертных грехов» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Гла́вные грехи́, или коренны́е грехи́ (лат. peccata capitalia) — термин, которым в христианстве называют основные пороки, лежащие в основе множества других грехов. В католическом богословии к ним относятся: гордыня, скупость, зависть, гнев, похоть, обжорство, лень или уныние. В восточной христианской традиции их принято называть семью смертными грехами. В православной аскетике им соответствуют восемь главных греховных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Современные православные авторы иногда пишут о них как о восьми смертных грехах. В католицизме семь главных грехов, то есть те, которые порождают другие грехи, отличаются от отдельного теологического понятия смертного греха (лат. peccatum mortale, англ. mortal sin), которое введено для классификации грехов по степени тяжести и последствиям на тяжёлые и обыденные.

История учения о главных грехах

Восьмеричная схема на Востоке

Учение о восьми главных грехах сформировалось в монашеской среде, в восточной христианской аскетике. Перечень восьми главных грехов был широко распространён в ранней аскетической литературе. Ещё Киприан Карфагенский, умерший в 258 году, в сочинении «О смертности» (в «Патрологии Миня» — De mortalitate) упоминал восемь главных грехов. Иоанн Кассиан в начале V века в сочинении «Собеседования» (Collationes) говорит, что учение о восьми главных грехах принято повсюду. Однако первым христианским автором, в трудах которого точно и определённо излагается учение о восьми главных грехах, считается Евагрий Понтийский, который в конце IV века изложил это учение в сочинении «О восьми злых помыслах» (в Добротолюбии это — «О восьми помыслах к Анатолию», в «Патрологии Миня» — De octo vitiosis cogitationibus).

В этом сочинении Евагрия Понтийского суть учения о главных грехах сформулирована в самом начале следующими словами: «Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия, и после него — блуда, третий — сребролюбия, четвёртый — печали, пятый — гнева, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу, или не тревожили, это не зависит от нас, но чтоб они оставались в нас надолго или не оставались, чтоб приводили в движение страсти, или не приводили, — это зависит от нас».

Евагрий писал на греческом языке, и его перечень главных грехов выглядит так:

  1. Γαστριμαργία — дословно: чревоугодие (обжорство)
  2. Πορνεία — дословно: блуд (прелюбодеяние, половая распущенность)
  3. Φιλαργυρία — дословно: сребролюбие (алчность, корысть)
  4. Λύπη — дословно: скорбь (печаль)
  5. Ὀργή — гнев
  6. Ἀκηδία — уныние
  7. Κενοδοξία — дословно: тщеславие
  8. Ὑπερηφάνεια — дословно: высокомерие (гордыня, гордость)

После Евагрия появляются сочинения других христианских авторов, развивающих учение о восьми главных грехах, например, преподобных Нила Синайского, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника и других, из поздних православных святых — святителя Игнатия Брянчанинова. Отличием традиционной восьмеричной схемы главных грехов от списка Евагрия Понтийского является то, что гнев и печаль меняются местами: гнев ставится на четвёртое, а печаль — на пятое место. Восемь указанных грехов условно рассматриваются как «плотские» (чревоугодие и блуд) и «душевные» (сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость).

Восьмеричная схема на Западе

В западном христианстве учение о восьми главных грехах получило распространение благодаря трудам Иоанна Кассиана, который перенёс в западное монашество опыт аскетических традиций и практики, распространённых в Египте во второй половине IV в. В египетском монашестве Иоанн Кассиан испытал сильное влияние учения Евагрия Понтийского и, возможно, был знаком с Евагрием лично. Кассиан заимствует учение о восьми главных пороках (principalia vitia) или страстях (principales passiones), как принято в восточной христианской традиции, от Евагрия Понтийского. Отличием схемы Кассиана от схемы Евагрия является взаимное расположение страстей гнева и печали. О восьми главных грехах Иоанн писал в двух известных своих сочинениях: «О правилах общежительных монастырей» (De institutis coenobiorum) и «Собеседованиях» (Collationes) между 420 и 427 годами.

Иоанн Кассиан писал на латыни, и его перечень восьми страстей в переводе с латыни таков:

  1. Gula (чревоугодие)
  2. Fornicatio (блуд)
  3. Avaritia (сребролюбие)
  4. Ira (гнев)
  5. Tristitia (печаль)
  6. Acedia (уныние)
  7. Vanagloria (тщеславие)
  8. Superbia (гордость)

После Кассиана восемь главных грехов в западном христианской традиции различали некоторые другие авторы, такие как Колумбан и Алкуин.

Западная схема семи главных грехов

Изображение семи грехов в книге Иоанна Бузаеуса (лат. Johannes Busaeus). «Panarion, hoc est, Arca medica variis diuinae scripturae, priscorumque Patrum antidotis, aduersus animi morbos instructa et in gratiam confessariorum concionatorum, et religiosae vita cultorum». 1608.

Число семь, укрепившееся в католической традиции, для главных грехов в западном христианстве ввёл папа Григорий I Великий. Он перечислил семь главных грехов, которые затем включил в катехизис церкви, в сочинении под названием «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования» (Expositio in librum Iob sive Moralia). В восьмеричной схеме он объединил в один грех печаль с унынием и добавил зависть, но выделил гордость, поставив её началом других грехов. Он писал, что «гордость — это корень всего зла, о котором говорится, как свидетельствует Священное Писание. Гордость — это начало всех грехов. Но семь главных пороков, как её первое потомство, происходят, несомненно, из этого ядовитого корня». Он изменил также последовательность грехов, происходящих из гордости, поставив на первое место тщеславие, а затем другие «душевные» грехи, а «плотские» грехи поставив в конец. В результате список семи главных грехов, происходящих из гордости, составленный папой Григорием, получил следующий вид:

  1. Inanis gloria (тщеславие)
  2. Invidia (зависть)
  3. Ira (гнев)
  4. Tristitia (печаль, уныние)
  5. Avaritia (алчность)
  6. Gula (чревоугодие)
  7. Luxuria (похоть, блуд)

Поэт Данте Алигьери в поэме Божественная комедия (около 1307—1321), во второй её части, описывает семь кругов чистилища в порядке, соответствующем этому перечислению семи грехов папой Григорием I.

В Средние века большое влияние на развитие учения о семи главных грехах в католической теологии оказал святой Фома Аквинский, который занимался развитием этого учения в фундаментальном труде «Сумма теологии». Фома писал сочинения на латыни и в рассуждениях по этому поводу предпочитал употреблять термин vitium (англ. vice), подразумевающий в контексте порок, склад характера, склоняющий к совершению греха. Фома отличал это понятие от греха как неверного с моральной точки зрения действия. Он утверждал, что грех превосходит порок в зле.

Фома Аквинский определил главные пороки в качестве источника множества грехов следующим образом: «главный порок таков, что имеет чрезвычайно желанную цель, так что в её вожделении человек прибегает к совершению многих грехов, которые все берут начало в этом пороке как их главной причине». Фома рассматривал те же семь главных грехов, которые перечислил папа Григорий, но в несколько ином порядке. Тот же самый список главных грехов предоставлял святой Бонавентура в сочинении «Краткое изложение богословия» (Breviloquium). Тем не менее, в Сумме теологии мы можем встретить утверждение: «лень — это смертный грех» (acedia est peccatum mortale)

К XVIII веку учение о семи смертных грехах проникает и в русское православие. В частности, его активно использует Тихон Задонский:

  1. гордость — бесчинное желание власти и славы
  2. лакомство (сластолюбие) — безмерное желание внешних благ, желание иметь богатство и стяжание
  3. блуд
  4. обжорство или чревоугодие
  5. зависть
  6. гнев
  7. леность или уныние

  • Мозаики алтарной части крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция

  1. Катехизис Католической церкви, 1866
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 O’Neil A. C. Sin // The Catholic Encyclopedia. — New York: Robert Appleton Company, 1912. — Vol. 14.
  3. Катехизис католической церкви. 4 издание на русском языке 2001 года. — С. 442. Примечание.
  4. Восемь главных грехов // Жизнь во Христе. Нравственный катехизис. — Львов: Издательство Украинского Католического Университета, 2004. — С. 82—90.
  5. Cвященник Сергий Дергалев. Восемь главных страстей // Введение в православную аскетику
  6. Священник Павел Гумеров. Восемь смертных грехов и борьба с ними // Православие.Ру
  7. Катехизис Католической церкви, 1854—1863
  8. 1 2 Викентий Фрадински. Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского
  9. Cyprianus, De mortalitate, IV
  10. 1 2 Guy J.-C. Institutions // Sources chrétiennes. Vol. 109 / Texte latin revue, introd., trad. et notes par J.-C. Guy. Paris, 1965. P. 11; Уивер Р. Х. Божественная благодать и человеческое действие: исследование полупелагианских споров. М., 2006. С. 112
  11. Joannis Cassiani, Migne lat. s., t. 49, Collat V, cap. XVIII, col. 635 AB
  12. Авва Евагрий. О восьми помыслах Анатолию
  13. Evagrius Ponticus. «De octo vitiosis cogitationibus». Migne gr. s., t. 40, cap. I—IX, col. 1272—1276 AB
  14. Преподобный Нил Синайский. О восьми духах зла
  15. Преподобный Ефрем Сирин. О борьбе с восемью главными страстями
  16. Преподобный Иоанн Лествичник. О борьбе с восьмью главными страстями
  17. Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Том 1. Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями
  18. Иванов М. С. Грех // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. XII. — С. 330—345. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-X.
  19. 1 2 Фокин А. Р. Учение преподобного Иоанна Кассиана о делании и созерцании // Богослов.Ру. — 16.11.2010. Архивировано 25 мая 2012 года.
  20. Омэнн Д. Глава 4. Монашество на Западе // Христианская духовность в католической традиции / Пер. с англ.. — Минск, 1994.
  21. John Cassian. Institutes (Book V) (англ.)
  22. Полное изложение на русском языке: Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей (Книги 5 — 12) // Писания преподобнаго отца Иоанна Кассиана Римлянина / пер. с лат. епископа Петра. — Издание 2-е. Афонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря. — М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1892. — С. 7–27.
  23. John Cassian. Conference 5 (англ.)
  24. Святой Иоанн Кассиан Римлянин. Добротолюбие. Том второй. — Глава 5. Общее очертание страстей и борьбы с ними. — Глава 6. Борьба с восемью главнейшими страстями.
  25. Busaeus, Johannes (1543—1611), Jesuit
  26. Sanctus Gregorius Magnus. Expositio in librum Iob sive Moralia, XXXI, xvii (лат.)
  27. 1 2 St. Gregory the Great. Book 31. Chapter 87 // Morals on the Book of Job = Expositio in librum Iob sive Moralia. — London: Oxford, John henry Parker; J.G.F. and J. Rivinston, 1844. (англ.)
  28. Godsall-Myers Jean E. Speaking in the medieval world. — Brill, 2003. — P. 27. — ISBN 90-04-12955-3.
  29. Fr. William Saunders. What are Capital Sins? // Catholic Education Resource Center.
  30. Delany J. Vice // The Catholic Encyclopedia. — New York: Robert Appleton Company, 1912. — Vol. 15.
  31. St. Bonaventure. Breviloquium Архивная копия от 15 мая 2013 на Wayback Machine, III Архивная копия от 15 мая 2013 на Wayback Machine, 9.
  32. Фома Аквинский. Сумма теологии. secunda pars secundae partis a quaestione XXXV
  33. Должность священническая о семи святых Таинствах. О святом таинстве Покаяния

См. также

  • Сребролюбие, славолюбие, сластолюбие

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4185605-3 · LCCN: sh85036044

Главные грехи в христианстве

Восемь главных грехов в православии

Семь главных грехов в католицизме

  1. Перечислены в порядке следования, удобном для сравнения с последовательностью в католицизме
  2. Перечислены в порядке следования, указанном папой римским

Комментарии 0

Алкоголизм считается одним из самых страшных человеческих грехов. Но почему-то люди не задумываются о том, что переедание — грех, да еще и не меньший. А ведь этот порок имеет один корень с пьянством — пресыщение. Чем опасно переедать и как не «нагрешить едой»? Подробнее читайте в статье.

К чему приводит переедание?

Пища считается одной из базовых потребностей человека, она предназначена для поддержания наших физических сил.

Даже самые великие постники не отказывались от пищи насовсем. Но они всегда помнили о главном правиле: еда для человека, а не человек для еды. Если же мы переедаем, то вредим своему телесному и духовному здоровью.

Если вы придете к врачу, то он скажет, сколько сбоев в организме провоцирует переедание: еда не перетравливается, соответственно возникает нагрузка на желудок, поджелудочную, печень… Но есть и духовные последствия: переедание — грех, провоцирующий другие пороки. Какие?

Леность. После плотного обеда человеку хочется полежать, поспать, отпадает охота молиться. Вот почему многие святые советовали не становиться на молитву с полным желудком. Если человек регулярно переедает, то, как следствие, больше внимания уделяет сну, любит понежиться.

Блуд. Между пресыщением пищей и разжиганием телесной страсти существует прямая зависимость. Если почитать жития многих святых, страдавших от блудного греха, то все они использовали один и тот же метод борьбы: строгий пост.

Неумеренность в еде и переедание — грех, или Урок Адама и Евы

Почему Церковь всегда так строго относилась к вопросу о еде? Обязательно ли соблюдать посты?

Для начала надо вспомнить историю Адама и Евы. Чем они согрешили? Ева вкусила плод из запрещенного дерева и дала его отведать своему мужу. Прародители не были голодными, не нуждались в еде — Бог заботился обо всем. Они нарушили заповедь. Именно запретным плодом дьяволу удалось искусить человека впервые.

Грехи, связанные с едой

И до нашего времени лукавый подталкивает человека к порокам именно через еду. Переедание — не единственный грех в этом списке. Есть еще и другие:

  1. Тайноядение — человек любит есть тогда, когда никто не видит. Мотивы бывают разными: один стесняется своей склонности к перееданию, второй — жадный, поэтому не хочет делиться с близким.
  2. Лакомство — пристрастие к сладкому. Обычно к нему склонны дети и женщины. Если вы замечаете по себе, что ни дня не можете прожить без сладкого, то с вами что-то явно не так. Зависимости бывают разными, среди них и нездоровое пристрастие к шоколаду, конфетам, тортам, булочкам.
  3. Нарушение постов. У православных насчитывается четыре поста в году: Великий, Петров, Успенский и Рождественский. Великий пост готовит христианина к Пасхе, Рождественский — к рождению Спасителя, Петров и Успенский напоминают о подвиге апостолов и Богоматери. Также принято поститься в среду и пятницу — в память о предании Христа и крестной смерти Спасителя.
    Многие подвижники были великими постниками и могли жить только на хлебе и воде. Некоторые проводили время в полном затворе, только раз в неделю братия опускала им воду и хлеб. Если через неделю еда оставалась на месте, то становилось понятно: постник отошел к Богу.
    Современный человек не готов поститься так строго, да и многие не могут позволить себе отказываться от некоторых продуктов из-за состояния здоровья. В таких случаях надо соблюдать хотя бы главную рекомендацию: помните, что переедание — грех, поэтому старайтесь питаться разнообразно, но умеренно.
  4. Вкушение продуктов, содержащих кровь. В первую очередь это так называемая «кровянка». Чтобы у вас не возникало лишних вопросов, откройте Деяния Апостолов:

«Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян. 15:19-20).

Как не переедать? Советы подвижников

Что же рекомендуют святые для людей, страдающих от греха переедания?

  • Перед едой стоить помолиться и поблагодарить Господа за трапезу.
  • Во время приема пищи надо пережевывать еду и ограничивать себя от пресыщения.
  • Если есть возможность, советуют святые, лучше после трапезы остаться слегка голодным. Если не получается, хотя бы есть в меру, а не сверх.

Паисий Святогорец советуют на четверть сократить свою порцию. Со временем желудок привыкнет к новому количеству еды. Тогда можно попробовать еще раз на 25% уменьшить количество пищи. Конечно, эта рекомендация не подойдет людям, у которых есть серьезные проблемы со здоровьем. Помните: Бог не требует от нас подвигов не по силам.

Как справиться с грехом чревоугодия? Рассказывает протоиерей Дмитрий Смирнов: смотрите видео…