Господи сил с нами буди текст

Содержание

Для души…( То, что помогает Вам жить)

Господи Сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника
в скорбех не имамы, Господи Сил, помилуй нас.

Хвалите Бога во Святых Его,
хвалите Его во утвержении силы Его.

Господи Сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника
в скорбех не имамы, Господи Сил, помилуй нас.

Хвалите Его на силах Его,
хвалите Его по множеству величествия Его.

Господи Сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника
в скорбех не имамы, Господи Сил, помилуй нас.

Хвалите Его во гласе трубнем.
Хвалите Его во псалтири и гуслех

Господи Сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника
в скорбех не имамы, Господи Сил, помилуй нас.

Хвалите Его в тимпане и лице,
хвалите Его во струнах и органе

Господи Сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника
в скорбех не имамы, Господи Сил, помилуй нас.

Хвалите Его в кимвалех доброгласных,
хвалите Его в кимвалех восклицания:
всякое дыхание да хвалит Господа

Господи Сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника
в скорбех не имамы, Господи Сил, помилуй нас.

Хвалите Бога во Святых Его,
хвалите Его во утвержении силы Его

Господи Сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника
в скорбех не имамы, Господи Сил, помилуй нас.

Оригинальный текст и слова песни Господи сил, с нами буди:

Хор Московского Сретенского монастыря.

Господи сил, с нами буди

Господи сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы: Господи сил, помилуй нас.

Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его. Господи сил, с нами буди

Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его. Господи сил, с нами буди

Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех. Господи сил, с нами буди

Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе. Господи сил, с нами буди

Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания: всякое дыхание да хвалит Господа. Господи сил, с нами буди

Таже оба лика вкупе: Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его. Господи сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы: Господи сил, помилуй нас.

Слава: Господи, аще не быхом святыя Твоя имели молитвенники, и благостыню Твою милующую нас: како смели быхом Спасе, пети Тя, Егоже славословят непрестанно ангели? Сердцеведче, пощади души наша.

И ныне: Многая множества моих Богородице прегрешений, к Тебе прибегох Чистая, спасения требуя. Посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога нашего, дати ми оставление, яже содеях лютых, едина Благословенная.

Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не ввери мя: но Сама заступи, и помилуй мя.

Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.

Перевод на русский или английский язык текста песни — Господи сил, с нами буди исполнителя Великий Пост:

The choir of the Moscow Sretensky Monastery.

God forces us wake

God forces us wake, other bo unless you mate in sorrow not imams: O Lord of hosts, have mercy on us.

Praise God in His saints, praise Him in His authorized strength. God forces us wake

Praise Him in His power; praise him according to his Majesty. God forces us wake

Praise him in the voice of the trumpet; praise Him in the psaltery and gusleh. God forces us wake

Praise Him in the face of the tympanum and praise him in the strings and organ. God forces us wake

Великопостное богослужение

Литургию Преждеосвященных Даров принято совершать в среду и пятницу каждой седмицы Великого поста, а также в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.

Кроме того, по уставу, литургию Преждеосвященных Даров полагается совершать: 1) в четверг 5-й седмицы Великого поста («стояние Марии Египетской»); 2) в день Первого и Второго Обретения главы св. Иоанна Предтечи (24 февраля); 3) в день памяти сев. 40 мучеников Севастийских (9 марта); 4) в день храмового праздника15.

Святые Дары16 для литургии Преждеосвященных Даров освящаются в предшествующее воскресенье на литургии святителя Василия Великого или святителя Иоанна Златоуста.

На 9-м часе, во время молитвы Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш… священнослужители читают пред Царскими вратами входные молитвы17, и затем входят в алтарь. В алтаре они трижды поклоняются пред святым престолом, целуют, по обычаю, святой престол, напрестольный крест и святое Евангелие и облачаются во все священные одежды, но при этом не читают молитвы на облачение, а только «назнаменуя» (благословляя) каждую одежду, целуют ее и тихо произносят: Господу помолимся. Господи, помилуй.

Во время пения Во Царствии Твоем… отверзается завеса Царских врат. После чтения изобразительных священник произносит на амвоне, при закрытых Царских вратах, малый отпуст.

Облачившись, священник и диакон трижды благоговейно поклоняются перед святым престолом со словами: Боже, очисти мя, грешного. Священник целует святое Евангелие, а диакон – святой престол. Получив у священника благословение и поклонившись ему, диакон выходит через северную дверь на солею, становится на амвоне и, помолившись, возглашает: Благослови, владыко.

Священник, творя святым Евангелием знамение креста над антиминсом, возглашает: Благословено царство… после чего полагает святое Евангелие на антиминсе.

Хор: Аминь.

Священник во время чтения 103-го псалма тайно читает пред закрытыми Царскими вратами светильничные молитвы, начиная с 4-й (первые три читаются на малых ектениях), после чего уходит в алтарь.

Диакон произносит великую ектению.

Священник по окончании ектении возглашает: Яко подобает…

Хор: Аминь.

Чтец читает 1-ю «Славу» 18-й кафизмы18.

Во время чтения 1-й «Славы» священник полагает Святой Агнец на дискос следующим образом. Поклонившись пред святым престолом, священник берет святое Евангелие, лежащее на антиминсе, ставит его справа от дарохранительницы (ковчега), раскрывает антиминс, полагает губку в сторону и ставит дискос с лжицею и копием на середину антиминса. Положив (вместе с диаконом) два земных поклона, священник «с благоговением многим» с помощью лжицы и копия взимает из дарохранительницы преждеосвященный Святой Агнец, полагает его на дискос, после чего отирает губкой копие и лжицу над дарохранительницей. Затем священнослужители делают земной поклон перед Святыми Дарами.

Диакон по окончании 1-й «Славы» произносит малую ектению.

Священник, тайно прочитав молитву Господи щедрый и милостивый…

возглашает: Яко Твоя держава…

Хор: Аминь.

Чтец читает 2-ю «Славу» 18-й кафизмы.

Священник и диакон по возгласе Яко Твоя держава… дважды земно кланяются перед Святыми Дарами. Затем священник берет кадило и в сопровождении диакона, держащего свечу, совершает троекратное каждение вокруг святого престола19. По окончании каждения оба священнослужителя делают земной поклон перед Святыми Дарами.

Диакон по окончании 2-й «Славы» произносит малую ектению.

Священник, тайно прочитав молитву Господи, да не яростию Твоею…

возглашает: Яко благ и человеколюбец…

Хор: Аминь.

Чтец читает 3-ю «Славу» 18-й кафизмы. Во время чтения 3-й «Славы» священник, положив вместе с диаконом два земных поклона перед Святыми

Дарами, ставит дискос себе на главу (в этот момент алтарник или пономарь звонит в колокол20, и все молящиеся падают ниц) и, держа его обеими руками, переносит на жертвенник, проходя между престолом и горним местом. Священнику предшествует диакон, держащий свечу в левой руке и совершающий каждение Святых Даров. С благоговением поставив дискос на жертвенник (в этот момент алтарник или пономарь вновь ударяет в колокол, и все встают), священник вливает в чашу вино и воду. Затем он берет звездицу и, покадив ее, ставит на дискос над Святым Агнцем; взяв один покровец и покадив его, он покрывает им дискос, а другим покровцом (предварительно покадив его) – чашу; покадив воздух, он покрывает им дискос и чашу вместе21. Диакон ставит перед Святыми Дарами свечу. Священник кадит Святые Дары и произносит: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас, после чего священнослужители делают земной поклон. Священник отходит к престолу, складывает антиминс и полагает на него Евангелие.

Диакон по окончании 3-й «Славы» произносит малую ектению.

Священник, тайно прочитав Господи Боже наш, помяни нас… по окончании ектении возглашает: Яко Ты еси Бог наш…

Хор: Аминь. Господи, воззвах… во глас стихир Триоди, стихиры на 10 (из Триоди и Минеи) и Богородичен.

Диакон в это время совершает каждение храма. При пении Богородична Минеи священнослужители совершают вечерний вход с кадилом или со святым Евангелием (если положено евангельское чтение, а также при архиерейском служении).

Диакон, начертав кадилом пред Царскими вратами знамение креста, возглашает: Премудрость, прости.

Хор: Свете тихий…

Священник целует икону Спасителя, благословляет свещеносца, затем целует икону Божией Матери, входит в алтарь, целует святой престол и становится на горнем месте (с правой стороны святого престола).

Диакон: Вонмем. Священник: Мир всем. Хор: И духови твоему. Диакон: Премудрость.

Чтец: Прокимен, глас (название гласа) и произносит прокимен Триоди. Хор поет прокимен.

Диакон: Премудрость.

Чтец: Бытия чтение.

Диакон произносит: Вонмем и закрывает Царские врата. Чтец читает 1-ю паремию22.

Диакон по окончании 1-й паремии произносит: Вонмем и отверзает Царские врата.

Чтец: Прокимен, глас (название гласа) и произносит прокимен Триоди. Хор: поет прокимен.

Диакон, обращаясь к священнику, возглашает: Повелите23.

Алтарник звонит в колокол, и все молящиеся падают ниц.

Священник, стоя лицом к престолу и взяв в руки кадило и возжженную свечу, начертывает знамение креста и возглашает: Премудрость, прости. Затем, обратясь на запад, к молящимся, крестообразно осеняет их, произнося: Свет Христов просвещает всех. (В это время алтарник вновь звонит в колокол, и все встают.)

Чтец: Притчей чтение.

Диакон произносит: Вонмем и закрывает Царские врата. Чтец читает 2-ю паремию.

По окончании 2-й паремии отверзаются Царские врата. Священник, стоя в Царских вратах, благословляет чтеца: Мир ти. Чтец (тихо): И духови твоему.

Диакон: Премудрость. (Алтарник ударяет в колокол, стоящие в храме опускаются на колени.)

Канонарх или певчие, став напротив Царских врат, поют прокимен (избранные стихи 140-го псалма) Да исправится молитва моя…

Священник, не снимая камилавку24, стоит перед святым престолом и совершает каждение. Во время пения 3-го стиха Не уклони сердце мое… священник переходит к жертвеннику и кадит Святые Дары.

Диакон тоже переходит к жертвеннику и становится на колени рядом со священником.

Священник, когда поется в последний раз Да исправится… сделав поясной поклон, отдает кадило диакону, который продолжает кадить Святые Дары, а сам идет к престолу и повергается ниц25. По окончании пения алтарник ударяет в колокол, и все встают.

Священник перед престолом произносит молитву святого Ефрема Сирина с 3-мя земными поклонами.

Молитвой святого Ефрема Сирина заканчивается вечерня и начинается литургия Преждеосвященных Даров26.

Диакон произносит сугубую ектению.

Священник во время ектении тайно молится словами прилежной молитвы Господи Боже наш, прилежное сие моление… после чего (во время чтения Еще молимся о Великом Господине…) ставит Евангелие справа от дарохранительницы, раскрывает антиминс с трех сторон и по окончании сугубой ектении возглашает: Яко милостив…

Хор: Аминь.

Царские врата закрываются.

Диакон произносит ектению об оглашенных: Помолитеся, оглашеннии, Господеви…

Священник в это время читает молитву об оглашенных и при словах Открыет им Евангелие правды разворачивает антиминс полностью. По окончании ектении священник произносит: Да и тии с нами славят… При этом возгласе он начертывает на антиминсе знамение креста губкой, целует ее и полагает на правой стороне антиминса.

Хор: Аминь.

Диакон произносит Елицы оглашеннии, изыдите…27 и малую ектению Паки и паки…

Священник читает 1-ю молитву верных Боже великий и хвальный… и возглашает: Яко подобает…

Хор: Аминь.

Диакон произносит малую ектению: Паки и паки…

Священник тайно читает 2-ю молитву верных Владыко святый, преблагий… после чего возглашает: По дару Христа Твоего… и снимает камилавку.

Хор:

Аминь. Ныне силы небесныя…

Диакон входит в алтарь северными дверями, открывает Царские врата, берет кадило и кадит алтарь и священника, тайно читая 50-й псалом28, а по окончании каждения становится у престола рядом со священником.

Священник и диакон кладут 3 малых поклона перед престолом с молитвой

Боже, очисти мя, грешнаго…

Священник (с воздетыми горе руками) произносит: Ныне силы небесныя…

(трижды).

Диакон каждый раз читает окончание молитвы… верою и любовию приступим… Затем священнослужители трижды поклоняются святому престолу. Священник целует антиминс и святой престол, а диакон – святой престол, и оба они идут к жертвеннику29.

Здесь они совершают 3 малых поклона со словами Боже, очисти мя, грешнаго, затем священник трижды кадит Святые Дары и, отдав кадило диакону, возлагает на его плечо большой воздух30, сам же берет дискос правою рукою, поставляет его на своей голове, а левой берет чашу («при персех несет»). Через северные двери священник исходит из алтаря. В это время алтарник звонит в колокол, и все молящиеся падают ниц.

Диакон идет, обратясь лицом к Святому Агнцу, перед священником, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, и кадит по возможности часто Святой Агнец.

Священник, входя в Царские врата, вполголоса произносит: Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем.

Хор: Верою и любовию приступим… Аллилуия (трижды).

Священник, войдя со Святыми Дарами в алтарь, ставит сначала на святой престол (на антиминс) святую чашу, а затем обеими руками снимает с головы дискос (в это время алтарник звонит в колокол, и все встают), снимает с дискоса и чаши покровцы, берет с плеча диакона воздух и, покадив его, покрывает воздухом Святые Дары, кадит их, по обычаю, но при этом ничего не произносит и затем молча благословляет диакона.

Священник по окончании пения Верою и любовию приступим… в алтаре произносит молитву святого Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего… с 3 земными поклонами.

Царские врата закрываются, и завеса задергивается наполовину.

Диакон на амвоне произносит просительную ектению: Исполним вечернюю молитву…

Священник в это время читает тайную молитву Иже неизреченных таин…

и возглашает: И сподоби нас, Владыко…

Хор: Отче наш…

Священник: Яко Твое есть царство…

Хор: Аминь. Священник: Мир всем. Хор: И духови твоему.

Диакон: Главы наша Господеви приклоним.

Хор: Тебе, Господи.

Священник, наклонив голову, читает тайную молитву Боже единый и благий… и возглашает: Благодатию и щедротами…

Хор: Аминь.

Священник читает тайную молитву Вонми, Господи… После этой молитвы священник в алтаре, а диакон на амвоне поклоняются трижды, тайно произнося: Боже, очисти мя, грешнаго.

Диакон: Вонмем (завеса закрывается до конца).

Священник, благоговейно прикасаясь рукой к Святому Агнцу, возглашает:

Преждеосвященная святая святым и отлагает воздух и звездицу.

Хор поет Един свят… и причастен Вкусите и видите…

Диакон входит в алтарь и, став около священника, тихо произносит:

Раздроби, владыко, Святый Хлеб.

Священник раздробляет Святой Хлеб на четыре части, произнося: Раздробляется и разделяется… и влагает частицу с надписью «IС» в святую чашу, ничего не произнося. Диакон вливает в чашу теплоту. Священник при этом ничего не произносит. Затем священник раздробляет частицу с надписью «ХС», по числу служащих.

Священник, обращаясь к диакону, говорит: Диаконе, приступи.

Диакон поклоняется, тихо произносит: Се прихожду к безсмертному Царю… и целует святой престол.

Священник преподает ему половину частицы с надписью «ХС» со словами:

Священнодиакону (имя рек) преподается…

Диакон целует руку священника и становится у престола, приклонив голову. Священник берет вторую половину частицы с надписью «ХС», произносит: Честное и пресвятое тело и кровь Господа и Бога… и, приклонив голову, молится: Верую, Господи, и исповедую… Затем священнослужители причащаются «со страхом и всяцем утверждением».

Священник, взяв губку, отирает руку, произносит Слава Тебе, Боже (трижды) и полагает губку на антиминсе, затем берет святую чашу с платом обеими руками и пьет из нее, ничего не произнося (если служит один священник, то он не пьет из чаши, не принимает антидор с теплотой и не замывает уста до потребления Святых Даров), отирает платом уста и чашу и поставляет ее на престол, после этого принимает антидор с теплотой, умывает руки и уста и, став немного в стороне, читает благодарственную молитву: Благодарим Тя, Спаса всех Бога… (Диакон пьет из чаши только после потребления Святых Даров после заамвонной молитвы).

Священник, раздробив частицы с надписью «НИ» и «КА», полагает их в чашу, ничего не произнося, и покрывает чашу покровцом.

Диакон: Со страхом Божиим…

Хор:

Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих.

Священник на амвоне читает молитву Верую, Господи, и исповедую… и причащает мирян31.

Хор:

Тело Христово приимите…

Священник по причащении возглашает: Спаси, Боже, люди Твоя…

Хор:

Хлеб небесный и чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь.

Аллилуия (трижды).

Священник трижды кадит Святые Дары, затем отдает кадило диакону, и, взяв дискос, поставляет его на голову диакону. Диакон с благоговением принимает дискос и, по- вернувшись к Царским вратам, молча отходит к святому жертвеннику и поставляет на него дискос.

Священник, помолившись и взяв святую чашу, творит чашей крест над антиминсом, тайно произнося: Благословен Бог наш… затем идет к Царским вратам и, обратясь к молящимся, в Царских вратах возглашает: Всегда, ныне и присно… и относит на жертвенник святую чашу.

Хор:

Аминь. Да исполнятся уста наша…

Священник трижды кадит Святые Дары.

Диакон выходит северными дверями на амвон и произносит: Прости, приимше…

Священник складывает антиминс и, творя крестное знамение Евангелием над антиминсом, возглашает: Яко Ты еси освящение наше…

Хор: Аминь.

Священник: С миром изыдем.

Хор: О имени Господни. Диакон: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй.

Священник читает заамвонную молитву (особую для Преждеосвященной литургии): Владыко Вседержителю, Иже всю тварь…

Хор: Аминь32. Буди имя Господне… (трижды).

Чтец произносит: Слава, и ныне и читает 33-й псалом «Благословлю Господа…»

Священник читает молитву перед потреблением Святых Даров: Господи Боже наш… Диакон с благоговением слушает молитву и затем потребляет Святые Дары.

Священник (по окончании чтения псалма): Благословение Господне на вас…

Хор: Аминь.

Священник:

Слава Тебе, Христе Боже наш, упование наше, слава Тебе.

Хор: Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови.

Священник произносит полный отпуст: Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою честнаго и животворящаго креста, святаго (имя рек, его же есть храм и его же есть день), иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римского, святых и праведных богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец.

Хор поет многолетие.

Чтец читает благодарственные молитвы по святом причащении.

Службы Великого поста в 2020 году

Великий пост – время покаяния и подготовки к встрече главного христианского праздника – Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Особенности великопостного времени в Церкви выражаются в первую очередь в богослужебной традиции. Великопостные службы помогают нам сосредоточится на нашем покаянии, напоминают о событиях, предшествовавших Воскресению Иисуса Христа. В материале “Фомы” мы собрали те богослужения, которые совершаются только Великим постом, или связаны с праздниками, приходящимися на Великий пост.

Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК и в качестве информационного приходского листа. Вы можете скачать и распечатать его в формате А4.

Вечерня с Чином прощения

Вечером Прощеного воскресенья, накануне первого дня Великого поста, служится богослужение, во время которого священнослужители и миряне просят друг у друга прощения.

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского:

Самый древний и длинный канон, написанный преподобным Андреем Критским в VII веке. В первую неделю поста канон читается по частям с понедельника по четверг на великом повечерии. Полностью канон прочитывается на 5-й неделе Великого поста в среду (Стояние Марии Египетской).

Стояние Марии Египетской, 1 апреля

5-я неделя Великого поста. На утрене четверга (в среду вечером) читается житие Марии Египетской и Великий покаянный канон Андрея Критского целиком.

Литургия Преждеосвященных Даров

Богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде на полной литургии (Преждеосвященные). Совершается во время Великого поста в будние дни.

В марте: 4, 6, 11, 13, 18, 20, 25, 27-го числа

В апреле: 1, 2, 3, 8, 10, 13, 14, 15-го числа

Литургия св. Василия Великого

Чинопоследование литургии византийского обряда, составленное святителем Василием Великим.

Служится 10 раз в году, 7 из которых — в Великий пост: с 1 по 5-е воскресенья Великого поста, а также в Великий Четверг и в Великую субботу.

В марте: 8, 15, 22, 29-го числа

В апреле: 5, 11, 16, 18- го числа

Пассия

Вечерняя служба с акафистом Страстям Христовым (страданиям). Как правило, служится 4 воскресенья Великого поста подряд, начиная со второго.

Молебное пение святому великомученику Феодору Тирону, 6 марта

Молебен совершается в день накануне дня памяти святого Феодора Тирона после литургии Преждеосвященных Даров, затем читается молитва над коливом (вареная пшеница с медом). В сам праздник (7 марта) служится литургия свт. Иоанна Златоуста.

Поминальные службы родительских суббот: 14, 21, 28 марта

Накануне на всенощном бдении служится парастас — последование Великой панихиды по всем усопшим православным христианам. Утром совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Чин Торжества Православия, 8 марта.

Первое воскресение Великого поста. После литургии Василия Великого служится особый чин Торжества Православия.

Богослужение Крестопоклонной недели, 21 марта

Накануне третьего воскресенья (21 марта, суббота) на всенощном бдении из алтаря торжественно выносится Крест для поклонения.

Также поклонение Кресту совершается еще на богослужениях в среду утром и пятницу утром, после чего он заносится обратно.

Служба Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля

Обычно в праздник Благовещения накануне вечером служится Всенощное бдение, а утром – Литургия Иоанна Златоуста.

Акафист Пресвятой Богородице, 3 апреля

В честь праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (4 апреля, суббота) в пятницу вечером поется акафист Пресвятой Богородице. В сам праздник служится литургия свт. Иоанна Златоуста.

Богослужение Вербного воскресенья, 12 апреля

Вход Господень в Иерусалим. Всенощное бдение накануне вечером и литургия свт. Иоанна Златоуста. Накануне вечером на всенощном бдении и утром после литургии совершается освящение ветвей вербы.

Богослужения Великого Четверга, 16 апреля

Воспоминание Тайной Вечери и установления таинства Евхаристии Иисусом Христом.

Утром служится вечерня с литургией свт. Василия Великого и заготавливаются запасные Дары для причащения больных. По ее окончании при архиерейском богослужении совершается чин Омовения ног.

Вечером служится утреня с чтением 12 отрывков из Евангелий, посвященные Страстям (страданиям) Господним. Есть старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения.

Богослужения Великой Пятницы, 17 апреля

Утром совершается последование часов Великого Пятка с изобразительными, литургия не служится.

После полудня — вечерня с выносом плащаницы, в конце службы поется канон «Плач Пресвятой Богородицы».

Вечером в пятницу или в ночь на субботу служится утреня с чином Погребения плащаницы Спасителя.

Богослужения Великой Субботы, 18 апреля

Служится литургия свт. Василия Великого, которая соединяется с вечерней. Читается 15 паремий (избранные фрагменты Ветхого Завета), в которых собраны прообразы и пророчества о Страданиях и Воскресении Христа. После литургии — освящение пасхальных яств.

Вечером перед пасхальной службой в храме читаются Деяния святых апостолов.

Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга читается молитва преподобного Ефрема Сирина:

Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

На заставке фрагмент фото spda/www.flickr.com

Тропaрь Богородице, глас 4-й

Аудио:

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м, гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м, в покая́нии зову́ще из глубины́ души́: Влады́чице, помози́, на ны́ милосе́рдовавши, потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний, не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи́, Тя́ бо и еди́ну наде́жду и́мамы. (Дважды)

Перевод: К Богородице ныне усердно прибегнем мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем, в покаянии взывая из глубины души: «Владычица, помоги, над нами сжалившись, поспеши, мы погибаем от множества согрешений! Не отпусти Твоих рабов ни с чем: ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!»

Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков, аминь.

Богородичен

Не умолчи́м никогда́, Богоро́дице, си́лы Твоя́ глаго́лати, недосто́йнии: а́ще бо Ты́ не бы предстоя́ла моля́щи, кто́ бы на́с избaвил от толи́ких бе́д, кто́ же бы сохрани́л до ны́не свобо́дны? Не отсту́пим, Влады́чице, от Тебе́: Твоя́ бо рабы́ спаса́еши при́сно от вся́ких лю́тых.

Не прекратим никогда, мы, недостойные, возвещать о могуществе Твоем, Богородица, ибо если бы Ты не защищала нас Своими молитвами, кто бы нас избавил от стольких бед, кто бы сохранил нас доныне свободными? Не отступим, Владычица, от Тебя, ибо Ты всегда спасаешь рабов Твоих от всяких бедствий.

Псалом 50

Поми́луй мя́, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя́ от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя́; я́ко беззако́ние мое́ а́з зна́ю, и гре́х мо́й предо мно́ю е́сть вы́ну. Тебе́ еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х; я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти́. Се́ бо, в беззако́ниих зача́т е́смь, и во гресе́х ро́ди мя́ ма́ти моя́. Се́ бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми́ еси́. Окропи́ши мя́ иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя́, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от гре́х мои́х и вся́ беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне́, Бо́же, и ду́х пра́в обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми́ ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя́. Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя́ от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мо́й пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, да́л бы́х у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу ду́х сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бо́г не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожига́емая; тогда́ возложа́т на олта́рь Тво́й тельцы́.

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость . Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Канон. Творение Феостирикта монаха. Глас 8-й.1

Пе́снь 1.

Аудио:

Ирмо́с: Во́ду проше́д я́ко су́шу, и еги́петскаго зла́ избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.

По воде пройдя, как по суше, и египетского развращения избежав, израильтянин взывал: «Избавителю и Богу нашему воспоем!»

Припе́в: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.2

Мно́гими содержи́мь напа́стьми, к Тебе́ прибега́ю, спасе́ния иски́й: о Ма́ти Сло́ва и Де́во, от тя́жких и лю́тых мя́ спаси́.

Множеством искушений томимый, к Тебе прибегаю, спасения ища. О Матерь Слова и Дева, от бед и несчастий меня спаси!

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Страсте́й мя́ смуща́ют прило́зи, мно́гаго уны́ния испо́лнити мою́ ду́шу; умири́, Отрокови́це, тишино́ю Сы́на и Бо́га Твоего́, Всенепоро́чная.

Страстей нападения меня смущают, сильным унынием наполняя мою душу. Умиротвори ее, Отроковица, тишиною Сына Твоего и Бога, Всенепорочная.

Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Спа́са ро́ждшую Тя́ и Бо́га, молю́, Де́во, изба́витися ми́ лю́тых; к Тебе́ бо ны́не прибега́я, простира́ю и ду́шу и помышле́ние.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Тебя, родившую Спасителя и Бога, умоляю об избавлении меня от бедствий; ибо к Тебе, Дева, ныне прибегая, простираю и душу, и помышление.

И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Неду́гующа те́лом и душе́ю, посеще́ния Боже́ственнаго и промышле́ния от Тебе́ сподо́би, еди́на Богома́ти, я́ко блага́я, Блага́го же Роди́тельница.

И ныне, и всегда, и во веки веков, аминь. Меня, болящего телом и душою, удостой божественного посещения и попечения Твоего, единственная Богоматерь, как благая и Благого Родительница.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Небе́снаго кру́га Верхотво́рче Го́споди, и Це́ркве Зижди́телю, Ты́ мене́ утверди́ в любви́ Твое́й, жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние, еди́не Человеколю́бче.

Небесного свода Создатель, Господи, и Церкви Строитель, Ты меня утверди в любви к Тебе, предел желаний, верных утверждение, единый Человеколюбец.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Предста́тельство и покро́в жи́зни моея́ полага́ю Тя́, Богороди́тельнице Де́во: Ты́ мя́ окорми́ ко приста́нищу Твоему́, благи́х вино́вна, ве́рных Утвержде́ние, еди́на Всепе́тая.

Защитою и покровом жизни моей считаю я Тебя, Божия Родительница, Дева. Ты меня направь, как кормчий, к пристани Твоей, Виновница благ, верных утверждение, одна всеми воспеваемая.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Молю́, Де́во, душе́вное смуще́ние и печа́ли моея́ бу́рю разори́ти: Ты́ бо, Богоневе́стная, Нача́льника тишины́ Христа́ родила́ еси́, еди́на Пречи́стая.

Умоляю, Дева, смятение души и бурю моего уныния рассеять, – Ты, ведь, Божия Невеста, зачала Начальника тишины Христа, единая всечистая.

Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Благоде́теля ро́ждши до́брых вино́внаго, благодея́ния бога́тство все́м источи́: вся́ бо мо́жеши, я́ко си́льнаго в кре́пости Христа́ ро́ждши, Богоблаже́нная.

Благодетеля родившая, благ Виновника, благодеяния богатство всем источи, ибо Ты всё можешь, как мощного силою Христа родившая, в Боге блаженная.

И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Лю́тыми неду́ги и боле́зненными страстьми́ истяза́ему, Де́во, Ты́ ми́ помози́: исцеле́ний бо неоску́дное Тя́ зна́ю Сокро́вище, Пренепоро́чная, неиждива́емое.

Тяжкими недугами и болезненными страданиями испытуемому, Ты, Дева, мне помоги, ибо знаю я Тебя, Всенепорочная, как исцелений сокровищницу неистощимую, неоскудевающую.

Спаси́ от бед рабы́ Твоя́, Богоро́дице, я́ко вси по Бо́зе к Тебе́ прибега́ем, я́ко неруши́мей стене́ и предста́тельству.

Спаси от бед рабов Твоих, Богородица, ибо все мы после Бога к Тебе прибегаем, как к нерушимой Стене и Заступнице.

При́зри благосе́рдием, всепе́тая Богоро́дице, на мое́ лю́тое телесе́ озлобле́ние, и исцели́ души́ моея́ боле́знь.

Воззри благосклонно, Всехвальная Богородица, на тяжкое тела моего страдание и исцели души моей скорбь.

Тропа́рь, гла́с 2-й.

Моле́ние те́плое, и стена́ необори́мая, ми́лости исто́чниче, ми́рови прибе́жище, приле́жно вопие́м Ти́: Богоро́дице Влады́чице, предвари́, и от бе́д изба́ви на́с, еди́на вско́ре предста́тельствующая.

Горячее Ходатайство и Стена неприступная, милости Источник, мiру Прибежище! Мы усердно взываем к Тебе: «Богородица Владычица, поспеши и от бед избавь нас, единственная скорая Заступница!»

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́, и просла́вих Твое́ Божество́.

Услышал я, Господи, о таинстве Твоего промысла, уразумел дела Твои, и прославил Твоё Божество.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Страсте́й мои́х смуще́ние, Ко́рмчию ро́ждшая Го́спода, и бу́рю утиши́ мои́х прегреше́ний, Богоневе́стная.

Успокой страстей моих волнение, Кормчего – Господа родившая, и бурю моих согрешений, Божия Невеста.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Милосе́рдия Твоего́ бе́здну призыва́ющу пода́ждь ми́, Я́же Благосе́рдаго ро́ждшая, и Спа́са все́х пою́щих Тя́.

Милосердия Твоего подай бездну мне, о помощи взывающему, Милосердного Родившая и Спасителя всех, воспевающих Тебя.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Наслажда́ющеся, Пречи́стая, Твои́х дарова́ний, благода́рственное воспева́ем пе́ние, ве́дуще Тя́ Богома́терь.

Наслаждаясь, Всечистая, Твоими дарами, мы воспеваем благодарственную песнь, зная Тебя, Богоматерь.

Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. На одре́ боле́зни моея́ и не́мощи низлежа́щу ми́, я́ко Боголюби́ва, помози́, Богоро́дице, еди́на Присноде́во.

На одре болезни моей и немощи лежащему, помоги мне, Богородица, как любящая добро, единственная вечно девственная.

И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Наде́жду и утвержде́ние, и спасе́ния сте́ну недви́жиму, иму́ще Тя́, Всепе́тая, неудо́бства вся́каго избавля́емся.

Как надежду, и утверждение, и спасения стену непоколебимую, имея Тебя, всепрославленная, мы от всякого затруднения избавляемся.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Просвети́ на́с повеле́нии Твои́ми, Го́споди, и мы́шцею Твое́ю высо́кою Тво́й ми́р пода́ждь на́м, Человеколю́бче.

Просвети нас повелениями Твоими, Господи, и рукою Твоею вознесенною Твой мир подай нам, Человеколюбец.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Испо́лни, Чи́стая, весе́лия се́рдце мое́, Твою́ нетле́нную даю́щи ра́дость, весе́лия ро́ждшая Вино́внаго.

Исполни, Чистая, весельем сердце моё, Твою неомраченную давая радость, родившая веселья Виновника.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Изба́ви на́с от бе́д, Богоро́дице Чи́стая, ве́чное ро́ждши Избавле́ние, и Ми́р, вся́к у́м преиму́щий.

Избавь нас от бед, Богородица чистая, родившая вечное избавление и мир, всякий ум превосходящий.

Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Разреши́ мглу́ прегреше́ний мои́х, Богоневе́сто, просвеще́нием Твоея́ све́тлости, Све́т ро́ждшая Боже́ственный и преве́чный.

Рассей согрешений моих мглу, Божия Невеста, светом Твоего сияния, Свет родившая божественный и предвечный.

И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Исцели́, Чи́стая, души́ моея́ неможе́ние, посеще́ния Твоего́ сподо́бльшая, и здра́вие моли́твами Твои́ми пода́ждь ми́.

Исцели, Чистая, души моей немощь, удостоив Твоего посещения, и здравие ходатайством Твоим подай мне.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Моли́тву пролию́ ко Го́споду, и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися, и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя́.

Я пролью молитву к Господу и Ему возвещу печали мои, ибо зол душа моя преисполнилась и жизнь моя ко аду приблизилась, и молюсь я, как Иона: «От погибели, Боже, изведи меня!»

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Сме́рти и тли́ я́ко спа́сл е́сть, Са́м Ся́ изда́в сме́рти, тле́нием и сме́ртию мое́ естество́ я́то бы́вшее, Де́во, моли́ Го́спода и Сы́на Твоего́, враго́в злоде́йствия мя́ изба́вити.

Того, Кто спас от смерти и тления, Самого Себя предав на смерть, естество моё, смертью и тлением объятое, – Господа и Сына Твоего, – Дева, умоли от злодейства врагов меня избавить.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Предста́тельницу Тя́ живота́ ве́м, и Храни́тельницу тве́рду, Де́во, и напа́стей реша́щу молвы́, и нало́ги бесо́в отгоня́ющу; и молю́ся всегда́, от тли́ страсте́й мои́х изба́вити мя́.

Как Защитницу жизни я знаю Тебя, и охрану вернейшую, Дева, и рассеивающую искушений множество, и злобу демонов прогоняющую, и молю Тебя всегда от пагубных страстей моих избавить меня.

Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Я́ко сте́ну прибе́жища стяжа́хом, и ду́ш всесоверше́нное спасе́ние, и простра́нство в ско́рбех, Отрокови́це, и просвеще́нием Твои́м при́сно ра́дуемся: о Влады́чице, и ны́не на́с от страсте́й и бе́д спаси́.

Мы Тебя как стену убежища имеем, и душ всецелое спасение, и простор в скорбях, Отроковица, и во свете Твоём ликуем всегда. И ныне нас, о Владычица, от страстей и бед спаси.

И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. На одре́ ны́не немощству́яй лежу́, и не́сть исцеле́ния пло́ти мое́й; но Бо́га и Спа́са ми́ру, и Изба́вителя неду́гов ро́ждшая, Тебе́ молю́ся Благо́й: от тли́ неду́г возста́ви мя́.

На одре ныне в немощи лежу, и нет исцеления плоти моей; но Бога, и Спасителя мира, и Избавителя от недугов родившая, Тебя, благую, молю: от гибельных болезней (меня) воздвигни!

Конда́к, гла́с 6-й.

Предста́тельство христиа́н непосты́дное, Хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь на́с, ве́рно зову́щих Ти́: ускори́ на моли́тву, и потщи́ся на умоле́ние, предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя́.

Защита христиан надежная, Ходатайство ко Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!»

Другой кондак, (глас тот же)

Не и́мамы ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози́, на Тебе надеемся, и Тобою хва́лимся, Твои́ бо есмы́ раб́и, да не постыди́мся.

Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица, Ты нам помоги, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, ибо мы – Твои рабы; да не постыдимся!

Стихира, (глас тот же)

Не вве́ри мя человеческому предстательству, Пресвята́я Влады́чице, но приими́ моле́ние раба́ Твоего (рабы́ Твоей); скорбь бо обдержи́т мя. Терпе́ти не могу́ де́монскаго стреля́ния, покро́ва не и́мам, ниже́ где прибе́гну окая́нный, всегда побежда́ем, и утеше́ния не и́мам, разве Тебе, Влады́чице мира, упова́ние и предста́тельство ве́рных, не пре́зри моле́ние мое́, поле́зно сотвори́.

Не вверяй меня человеческому заступлению, Пресвятая Владычица, но прими моление раба Твоего: ибо скорбь объяла меня, не могу выносить стрел, демонами пущенных; защиты нет у меня и некуда прибегнуть мне несчастному, со всех сторон боримому и не имеющего утешения, кроме Тебя. Владычица мiра, надежда и Заступница верных, не презри моления моего, полезное мне сотвори!

Пе́снь 7.

Ирмо́с: От Иуде́и доше́дше о́троцы, в Вавило́не иногда́, ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша, пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Из Иудеи пришедшие юноши в Вавилоне некогда верою в Троицу попрали пламя печи, воспевая: «Боже отцов наших, благословен Ты!»

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

На́ше спасе́ние я́коже восхоте́л еси́, Спа́се, устро́ити, во утро́бу Де́выя всели́лся еси́, Ю́же ми́ру Предста́тельницу показа́л еси́: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Наше спасение восхотев устроить, Ты, Спаситель, вселился во чрево Девы, Которую Защитницей мiра явил. Боже отцов наших, благословен Ты!

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Воли́теля ми́лости, Его́же родила́ еси́, Ма́ти Чи́стая, умоли́ изба́витися от прегреше́ний и душе́вных скве́рн ве́рою зову́щим: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Любящего милосердие, рожденного Тобою, Матерь чистая, умоли, да избавимся от согрешений и душевных скверн мы, с верою взывающие: «Боже отцов наших, благословен Ты!»

Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Сокро́вище спасе́ния и исто́чник нетле́ния, Тя́ ро́ждшую, и сто́лп утвержде́ния, и две́рь покая́ния, зову́щим показа́л еси́: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Сокровищницей спасения и источником бессмертия явил Ты Тебя Родившую, и твердыней безопасной, и дверью покаяния для взывающих: «Боже отцов наших, благословен Ты!»

И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Теле́сныя сла́бости и душе́вныя неду́ги, Богороди́тельнице, любо́вию приступа́ющих к кро́ву Твоему́, Де́во, исцели́ти сподо́би, Спа́са Христа́ на́м ро́ждшая.

Телесные немощи и душевные недуги, Божия Родительница, с любовью приходящих к покрову Твоему божественному, исцелить благоволи, Спасителя Христа нам родившая.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Царя́ Небе́снаго, Его́же пою́т во́и а́нгельстии, хвали́те и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Царя небесного, Которого воспевают воинства Ангелов, воспевайте и превозносите во все века.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

По́мощи я́же от Тебе́ тре́бующия не пре́зри, Де́во, пою́щия и превознося́щия Тя́ во ве́ки.

Помощи у Тебя просящих не презри, Дева-Отроковица, поющих и превозносящих Тебя вовеки.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Неможе́ние души́ моея́ исцеля́еши, и теле́сныя боле́зни, Де́во, да Тя́ просла́влю, Чи́стая, во ве́ки.

Немощи души моей Ты врачуешь, и телесные страдания, Дева, чтобы я прославлял Тебя, благодатную, (вовеки).

Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Исцеле́ний бога́тство излива́еши ве́рно пою́щим Тя́, Де́во, и превознося́щим неизрече́нное Твое́ Рождество́.

Исцеления Ты обильно изливаешь с верою воспевающим Тебя, Дева, и превозносящих непостижимое рождение Тобою Христа.

И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Напа́стей Ты́ прило́ги отгоня́еши, и страсте́й нахо́ды, Де́во: те́мже Тя́ пое́м во вся́ ве́ки.

Искушений приступы Ты отражаешь и страстей нападения, Дева, потому мы воспеваем Тебя во все века.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Вои́стинну Богоро́дицу Тя́ испове́дуем, спасе́ннии Тобо́ю, Де́во Чи́стая, с безпло́тными ли́ки Тя́ велича́юще.

Истинно Богородицей Тебя исповедуем мы, спасенные Тобою, Дева чистая, с сонмами бесплотных Тебя величая.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

То́ка сле́з мои́х не отврати́ся, Я́же от вся́каго лица́ вся́ку сле́зу отъе́мшаго, Де́во, Христа́ ро́ждшая.

Слез моих потока не отвергни, Дева, родившая Христа, со всякого лица всякую слезу отершего.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Ра́дости мое́ се́рдце испо́лни, Де́во, Я́же ра́дости прие́мшая исполне́ние, грехо́вную печа́ль потребля́ющи.

Радостью моё сердце исполни, Дева, радости полноту принявшая, печаль же греха истребившая.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Приста́нище и предста́тельство к Тебе́ прибега́ющих бу́ди, Де́во, и стена́ неруши́мая, прибе́жище же и покро́в и весе́лие.

Пристанищем и защитой соделайся, к Тебе прибегающим, Дева, и стеною непоколебимой, и убежищем, и покровом, и радостью.

Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Све́та Твоего́ заря́ми просвети́, Де́во, мра́к неве́дения отгоня́ющи, благове́рно Богоро́дицу Тя́ испове́дающих.

Света Твоего лучами озари, Дева, мрак неведения прогоняя, благоговейно Богородицей Тебя исповедующих.

И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. На ме́сте озлобле́ния не́мощи, смири́вшагося, Де́во, исцели́, из нездра́вия во здра́вие претворя́ющи.

На месте страдания от болезни смирившегося, Дева, исцели, из немощи во здравие претворяя.

Стихиры, глас 2-й

Высшую небес и чистшую светлостей солнечных, избaвльшую нас от клятвы, Владычицу мира песньми почтим.

Высочайшую небес и чистейшую сияний солнечных, избавившую нас от проклятия Владычицу мiра песнопениями почтим.

От многих моих грехов немощствует тело, немощствует и душа моя; к Тебе прибегaю, Благодaтней, надеждо ненадежных, Ты ми помози.

От многих грехов в немощи мое тело немощна и душа моя. К Тебе прибегаю, Благодатной: Надежда безнадежных, Ты мне помоги!

Владычице и Мaти Избaвителя, приими моление недостойных раб Твоих, да ходaтайствуеши к Рождшемуся от Тебе; о, Владычице мира, буди Ходaтаица!

Владычица и Матерь Искупителя! Прими прошения недостойных рабов Твоих о Твоем перед Рожденным от Тебя за нас ходатайстве. О Владычица мира, стань между нами Посредницей!

Поем прилежно Тебе песнь ныне, всепетой Богородице, рaдостно: со Предтечею и всеми святыми моли, Богородице, еже ущедрити ны.

Поем усердно ныне песнь Тебе, всехвальной Богородице, радостно: с Предтечей и всеми святыми моли, Богородица, о милости к нам.

Вся Ангелов воинства, Предтече Господень, апостолов двоенадесятице, святии вси с Богородицею, сотворите молитву, во еже спастися нам.

Все Ангелов воинства, Предтеча Господень, двенадцать Апостолов, святые все с Богородицею сотворите ходатайство о спасении нашем!

Моли́тва ко Пресвято́й Богоро́дице

Цари́це моя́ преблага́я, Наде́ждо моя́ Богоро́дице, Прия́телище си́рых, и стра́нных Предста́тельнице, скорбя́щих Ра́досте, оби́димых Покрови́тельнице! Зри́ши мою́ беду́, зри́ши мою́ ско́рбь, помози́ ми́ я́ко не́мощну, окорми́ мя́ я́ко стра́нна. Оби́ду мою́ ве́си, разреши́ ту́, я́ко во́лиши: я́ко не и́мам ины́я по́мощи ра́зве Тебе́, ни ины́я Предста́тельницы, ни благи́я Уте́шительницы, то́кмо Тебе́, о Богома́ти; я́ко да сохрани́ши мя́ и покры́еши во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Царица моя преблагая, Надежда моя, Богородица, приют сирот и странников защитница, скорбящих радость, обиженных покровительница! Видишь мою беду, видишь мою скорбь; помоги мне, как немощному, направь меня, как странника. Обиду мою знаешь: разреши ее по Своей воле. Ибо не имею я иной помощи, кроме Тебя, ни иной Защитницы, ни благой Утешительницы – только Тебя, о Богоматерь: да сохранишь меня и защитишь во веки веков. Аминь.

Моли́тва ина́я ко Пресвято́й Богоро́дице

К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч мо́й и воздыха́ние мое́ прии́мет, а́ще не Ты́, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище на́м гре́шным? Кто́ па́че Тебе́ в напа́стех защити́т? Услы́ши у́бо стена́ние мое́, и приклони́ у́хо Твое́ ко мне́, Влады́чице Ма́ти Бо́га моего́, и не пре́зри мене́, тре́бующаго Твоея́ по́мощи, и не отри́ни мене́ гре́шнаго. Вразуми́ и научи́ мя́, Цари́це Небе́сная; не отступи́ от мене́, раба́ Твоего́, Влады́чице, за ропта́ние мое́, но бу́ди мне́ Ма́ти и Засту́пница. Вруча́ю себе́ ми́лостивому покро́ву Твоему́: приведи́ мя́ гре́шнаго к ти́хой и безмяте́жней жи́зни, да пла́чуся о гресе́х мои́х. К кому́ бо прибе́гну пови́нный а́з, а́ще не к Тебе́, упова́нию и прибе́жищу гре́шных, наде́ждою на неизрече́нную ми́лость Твою́ и щедро́ты Твоя́ окриля́емь? О Влады́чице Цари́це Небе́сная! Ты́ мне́ упова́ние и прибе́жище, покро́в и заступле́ние и по́мощь. Цари́це моя́ преблага́я и ско́рая Засту́пнице! Покры́й Твои́м хода́тайством моя́ прегреше́ния, защити́ мене́ от вра́г ви́димых и неви́димых, умягчи́ сердца́ злы́х челове́к, возстаю́щих на мя́. О Ма́ти Го́спода моего́ Творца́! Ты́ еси́ ко́рень де́вства и неувяда́емый цве́т чистоты́. О Богороди́тельнице! Ты́ пода́ждь ми́ по́мощь немощству́ющему плотски́ми страстьми́ и боле́знующему се́рдцем: еди́но бо Твое́ и с Тобо́ю Твоего́ Сы́на и Бо́га на́шего и́мам заступле́ние, и Твои́м пречу́дным заступле́нием да изба́влюся от вся́кия беды́ и напа́сти, о пренепоро́чная и пресла́вная Бо́жия Ма́ти Мари́е. Те́мже со упова́нием глаго́лю и вопию́: ра́дуйся, Благода́тная, ра́дуйся, Обра́дованная, ра́дуйся, Преблагослове́нная, Госпо́дь с Тобо́ю.

К кому воззову, Владычица? К кому прибегну в горести моей, если не к Тебе, Царица небесная? Кто плач мой и воздыхание мое благосклонно примет, если не Ты, Пренепорочная, надежда христиан и прибежище нам, грешным? Кто лучше Тебя в напастях защитит? Услышь же стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычица, Матерь Бога моего; и не презри меня, нуждающегося в Твоей помощи, и не отринь меня, грешного. Вразуми и научи меня, Царица Небесная; не отступи от меня, раба Твоего, Владычица, за ропот мой, но будь мне Матерью и Заступницей. Вручаю себя милостивому покровительству Твоему: приведи меня, грешного, к тихой и безмятежной жизни, дабы я плакал о грехах моих. Ибо к кому прибегну я, виновный, если не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждой на неизреченную милость Твою и щедроты Твои окрыляясь? О Владычица, Царица Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление, и помощь. Царица моя преблагая и скорая Заступница! Покрой Твоим ходатайством мои согрешения, защити меня от врагов видимых и невидимых; смягчи сердца злых людей, восстающих на меня. О Матерь Господа, моего Творца! Ты – корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Божия Родительница! Ты подай мне помощь, немощному от плотских страстей и болезнующему сердцем, ибо имею я одну Твою и с Тобою Сына Твоего защиту; и да избавлюсь я Твоим пречудным заступлением от всякой беды и напасти, о пренепорочная и преславная Божия Матерь Мария. Потому с надеждою возглашаю и взываю: «Радуйся, Благодатная! Радуйся обрадованная! Радуйся, преблагословенная, Господь с Тобою!»

1Канонник или полный молитвослов.

2 В канонах припев как молитвенное воззвание произносится перед первым и вторым (и третьим, когда оно есть) тропарем каждой песни, но не читается перед тропарями, начинающимся со «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».