Хант светоч мира

«Се, стою у двери и стучу»

Светоч мира. Художник: Уильям Холман Хант В 1854 году английский художник Уильям Холман Хант представил на суд публики картину «Светоч мира». Вы наверняка знакомы с ее сюжетом по многочисленным подражательным вариациям, год от году имеющим тенденцию становиться всё слащавее и слащавее. Лубочные подражания, как правило, называются «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3: 20). Собственно, на эту тему и написана картина, хотя названа иначе. На ней Христос ночью стучится в некие двери. Он – путник. Ему негде «главу приклонить», как и во дни земной жизни. На главе у Него венец из терния, на ногах сандалии, в руках – светильник. Ночь означает тот мысленный мрак, в котором мы живем привычно. Это «тьма века сего». Двери, в которые стучит Спаситель, давно не открывались. Очень давно. Свидетельство тому – густой бурьян, растущий у порога.

Зрители в год представления картины публике восприняли полотно враждебно и смысл его при этом не поняли. Им – протестантам или агностикам – почудилась в картине навязчивая стилистика католицизма. И нужно было, как это часто бывает, кому-то зрячему и внимательному рассказать о смысле полотна, расшифровать его, прочесть, как книгу. Таким умным толмачом оказался критик и поэт Джон Рёскин. Он объяснил, что полотно аллегорично; что Христос до сих пор удостоен такого же внимания, как и нищие, стучащиеся в двери; и что самое главное на картине – дом – это наше сердце, а двери ведут в ту глубину, где живет наше сокровенное «Я». В эти-то двери – в двери сердца – стучится Христос. Он не вламывается в них на правах Хозяина мира, не кричит: «А ну, открывай!» И стучит Он не кулаком, а фалангами пальцев, осторожно. Напомним, что кругом ночь… И мы не спешим открывать… И на главе Христа – венец из терний.

Отвлечемся теперь на минуту, чтобы сказать несколько слов о многочисленных подражаниях и вариациях на тему. О тех самых, которые вы, несомненно, видели. Они отличаются от оригинала тем, что, во-первых, убирают ночь. На них Христос стучит в двери дома (догадайтесь-ка, что это – сердце) днем. За Его спиной виден восточный пейзаж или облачное небо. Картинка радует глаз. По причине ненужности светильника в руке у Спасителя появляется посох Доброго Пастыря. С головы исчезает терновый венец (!). Двери, в которые Господь стучит, лишены уже тех красноречивых зарослей бурьяна, а значит, их открывают регулярно. Молочник или почтальон, видимо, стучат в них каждый день. И вообще домики имеют тенденцию становиться чистенькими и ухоженными – этакими буржуазными из канона «американской мечты». На некоторых изображениях Христос просто улыбается, словно пришел к другу, который Его ждет, или даже Он хочет подшутить над хозяевами: постучит и спрячется за угол. Как это часто бывает в подделках и стилизациях, трагическое и глубокое смысловое наполнение незаметно уступает место сентиментальному наигрышу, по сути – издевке над первоначальной темой. Но издевка проглатывается, и подмена не замечается.

Теперь к смыслу. Если Христос стучит в двери нашего дома, то не открываем мы Ему по двум причинам: либо мы просто не слышим стука, либо слышим и сознательно не открываем. Второй вариант рассматривать не будем. Он вне нашей компетенции, а значит, пусть существует до Страшного суда. Что же до первого варианта, то у глухоты есть много объяснений. Например, хозяин пьян. Его пушкой не разбудишь, не то что осторожным стуком нежданного Гостя. Или – внутри дома громко работает телевизор. Не беда, что двери заросли бурьяном, то есть давно не открывались. Кабель протянули через окно, и теперь футбольный чемпионат или социальное шоу гремят с экрана на всю катушку, делая хозяина глухим к остальным звукам. Ведь правда же, есть у каждого из нас такие звуки, слыша которые мы глохнем для всего остального. Это очень возможный и реалистичный вариант – если не для 1854 года (года написания картины), то для наших 2000-х. Еще вариант: хозяин просто умер. Нет его. Вернее, он есть, но он уже не откроет. Может быть такое? Может. Наше внутреннее «Я», подлинный хозяин таинственной хижины, может находиться в глубокой летаргии или в объятиях настоящей смерти. Кстати, прислушайтесь сейчас: не стучит ли кто в двери вашего дома? Если вы скажете, что у вас звонок на дверях есть и он работает, а значит, к вам звонят, а не стучат, то это лишь обличит вашу непонятливость. В двери сердца никто к вам не стучит? Прямо сейчас? Прислушайтесь.

Ну и последнее на сегодня. На дверях, в которые стучится Христос, нет наружной ручки. Это заметили все при первом осмотре картины и поставили художнику на вид. Но оказалось, что отсутствие дверной ручки – не ошибка, а сознательный ход. У сердечных дверей нет наружной ручки и наружного замка. Ручка есть только внутри, и только изнутри дверь может быть открыта. Когда К.С. Льюис говорил, что ад заперт изнутри, он, вероятно, отталкивался от мысли, заложенной в картину Ханта. Если человек заперт в аду, то он заперт там добровольно, как самоубийца в горящем доме, как старый алкоголик-холостяк в бедламе пустых бутылок, паутины и сигаретных окурков. И выход наружу, на стук, на голос Христа возможен только как внутренний волевой акт, как ответ на Божий призыв.

Картины – это книги. Их читать надо. Не только в случае полотен на евангельский сюжет или христианских аллегорий. В любом случае. Пейзаж ведь тоже текст. И портрет – текст. И умение читать не ограничивается умением разбирать слова в газете. Читать нужно учиться всю жизнь. О чем это говорит? О том, что работы у нас много, и жизнь наша должна быть творческой, и неосвоенные поля для деятельности давно заждались тружеников. Если вы согласны, то, может быть, мы расслышали стук?

Комментарии 0

«Се стою у двери и стучу. Если кто услышит

Мой голос и отворит дверь, войду к нему,

и буду вечерять с ним, и он со Мною»

Откровение Иоанна Богослова.

Уильям-Холман Хант. Светоч мира
В 1850-х годах в Европе все еще продолжалось противостояние сторонников старого академического искусства, считавших этот проверенный путь единственно возможным, и тех, кто не просто мечтал о новом искусстве, но не боялся творить по-новому. Среди таких «мечтателей» были молодые художники-символисты, назвавшие себя «Братством прерафаэлитов». Несмотря на критику, которую обрушивали на них «академики», непонимание и обвинения, прерафаэлиты продолжали выставлять картины, наполненные глубокой символикой, которая прежде всего была обращена к душе человека. Вот что писал о них историк искусства Рихард Мутер: «Прерафаэлиты были первыми в Европе, кто восстал против традиций, проник в природу формы и цвета, проявил свой личный взгляд на природу. Они — первые поборники свободы в современном искусстве».
В 1856 году на Выставке британского искусства в США художник-прерафаэлит Уильям Холман Хант представил свою картину «Светоч мира». Картина не соответствовала общепринятым стандартам, ее цвета были чересчур яркими, сюжет неканоническим — однако она сразу произвела впечатление и стала одной из самых любимых у зрителей. Правда, мало кто осмелился тогда признаться в этом…
Сюжет картины довольно прост. Глубокой ночью, когда все спят, Иисус со светильником в руке идет по миру и стучится в двери домов. Яркий свет светильника подчеркивает мрак и темноту окружающей ночи. «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит Мой голос и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерить с ним, и он со Мною» — Хант специально пишет на раме эти слова из Откровения Иоанна Богослова, чтобы каждый сумел «услышать» смысл его работы.
Позже художнику пришлось сделать увеличенную копию картины для собора Святого Петра в Лондоне (оригинал находится в Кебл-колледже в Оксфорде), а еще позже изображение Христа со светильником в руке, напечатанное на открытках и постерах, появилось повсюду…
Особое значение Хант вложил в светильник в руках Иисуса. Художник очень долго искал нужную форму, размеры, делал несколько макетов, экспериментировал на открытом воздухе при разном освещении и в конце концов нашел то, что нужно. Если приглядеться, то отверстия светильника разные, и каждое из них символически представляет одну из мировых религий. Отверстия разные — но их объединяет один Свет. Точно так же как множество религий и молитв, произносимых на разных языках, объединяет одно чувство Веры, одна связь — с Небом. Неслучайно именно с этим Светом Иисус приходит к людям.
В письме к своему другу Уильяму Беллу Скотту Хант писал: «Я был побужден к созданию этой картины некой божественной волей».
Наверное, не стоит задаваться вопросом, почему эту работу полюбили тысячи людей разного возраста, разных взглядов на жизнь. Некоторые восприняли ее просто как хорошо и грамотно написанное полотно с правильным расположением света и тени. Но для большинства она стала своим светочем в ночи, символом надежды на то, что, когда наступают темные времена, всегда есть те, кто продолжают нести свет веры и не устают стучать в двери спящих.
***
Какое счастье – Светоч Мира
постучался в запертую дверь!
Настал мой час –
Теперь:
Открыть своё нутро вовне,
Его пустить и растворить в себе.
Бурьян, заросший у порога
Мне колет руки в кровь,
И жжёт, и надрывает сердце:
Жаждой Бога… Оно, ж,
От покаяния растёт.
Светится нимб в ночи
Лучиной лунной
озарения,
И пламенем свечи
Трепещет в фонаре —
живым мерцанием
одоление.
То Светоч Мира у порога моего
Пришел, стучит – я чувствую его.
Как одинокий странник,
Его задумчив лик,
Он каждого избранник,
Он в каждый дом стучит.
Его Венец терновый –
Корона у Царя,
Он победил страданием
За всех и за меня.
Струится Свет надежды,
И счастьем бьёт слеза,
В Моём преодолении
Воскрес — Я спасена!
Мой дом наполнен светом,
Огнём горит Душа,
Какая радость в этом
Звучит, поёт Она!
Ольга Борисоглебская.
Татьяна Федотова.

Толкования Священного Писания

Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною

Итак, приимем Бога и Господа, истинного врача. Который, пришедши и много для нас потрудившись, один может уврачевать наши души. Ибо непрестанно ударяет Он в двери сердец наших, чтобы отверзли мы Ему, и Он взошел и почил в душах наших, а мы омыли и помазали ноги Его, и сотворил Он обитель у нас. И там укоряет Господь неомывшего ног Его (Лк. 7:44); и в другом еще месте говорит: «се стою при дверех: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему». Для того Он благоволил много пострадать, предав тело Свое на смерть, и искупив нас от рабства, чтобы, пришедши к душе нашей, сотворить в ней обитель. Потому и тем, которые поставлены будут ошуюю на суде Его, и которых пошлет с диаволом в геенну. Господь скажет: «странен бех, и не введосте Мене; взалкахся, и не дасте Ми ясти; возжадахся, и не напоисте Мене» (Мф. 25:42-43); ибо и пища, и питие, и одежда, и покров, и упокоение Его — в душах наших. Посему непрестанно ударяет в дверь, желая войти к нам. Приимем же Его и введем внутрь себя; потому что и для нас Он есть и пища, и жизнь, и питие, и жизнь вечная. И всякая душа, которая не прияла в себя, и не упокоила Его в себе ныне, или лучше сказать, сама не упокоилась в Нем, не имеет наследия со святыми в царстве небесном, и не может войти в небесный град.

Собрание рукописей типа II. Беседа 30.

Не будем похожи на дурных и неверных жен, которые, когда потрудившийся муж приходит домой отдохнуть, идут прочь со двора бродить где-то на стороне. Как жаждет отдохнуть в Своем доме, в телах и душах наших, добрый и единственный Муж Христос, много потрудившийся ради нас и искупивший нас собственной Своею кровью (Евр. 9:12)! Всегда стучится Он в двери сердец наших, чтобы мы открыли Ему и Он, войдя, отдохнул бы в душах наших и обитель у нас сотворил (Ин. 14:23), да не будет нам упрека, – как Господь упрекает не омывшего и не отершего ноги Его и не утешившего Его. А в другом месте говорит Господь: «Вот, стою у двери и стучу; если кто отворит мне, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». Но мы удаляемся от Него, не ища Его по-настоящему. А сам Он всегда близок к душам нашим, стуча и стремясь войти и успокоиться в нас. Для того Он и великие страдания претерпел, отдав Свое Тело на смерть и искупив нас от рабства тьмы, чтобы, войдя в каждую душу, сотворить в ней обитель для Себя (Ин. 14:23) и успокоиться в ней после великих перенесенных ради нее трудов. Таким было желание Его доброй воли, чтобы, еще пока мы в веке сем, Он вселился и обитал в нас, по Его обетованию (2 Кор. 6:16).

Собрание рукописей типа III. Поучение 16.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения tinarisha




С детства страстно желал стать художником, несмотря на запреты отца — кладовщика. Талантливый юноша получил допуск в Королевскую Академию с третьей попытки – зато сам, без какой-либо протекции.
Хант больше всех других членов Братства был занят именно духовными поисками. В сущности, его интересовал не столько стиль средневекового искусства, сколько его нравственная сторона. Именно поэтому в его полотнах редко встретишь персонажей средневековых легенд, зато гораздо более явно, чем в работах других прерафаэлитов, выражена моральная или религиозная сторона. Частый источник сюжета – Библия.
Для создания картины «Козел отпущения» на библейский сюжет Хант выехал на Ближний восток (в места, описанные в Ветхом завете), да еще и притащил на берег моря живого козла.
Хант был студентом Королевской академии художеств, где познакомился с Милле и Данте Габриэлем Россетти и вместе с ними основал «Братство прерафаэлитов» (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood).
Поначалу картины Ханта не были особенно популярны, но затем он приобретает известность. Проведя два года (1854-55) на Востоке, он написал одну из самых известных своих картин — «Свет мира», которая возбудила в художественной критике горячие споры. Холман Хант был единственным, кто до конца остался верен доктрине Братства прерафаэлитов и сохранил их живописные идеалы до самой смерти, однако в конце концов ему пришлось бросить живопись из-за все ухудшающегося зрения, и последняя картина — «Леди из Шалотта» (англ. The Lady of Shalott) — была закончена помощником, Эдвардом Хьюзом. Хант также является автором автобиографий «Прерафаэлитизм» (англ. Pre-Raphaelitism) и «Братство прерафаэлитов» (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood), цель которых — оставить точные сведения о происхождении Братства и его членах.
Хант женился дважды. После неудачного обручения со своей моделью Анни Миллер, он женился на Фанни Во, которая затем послужила моделью для Изабеллы. Фанни умерла при родах в Италии и была похоронена на Английском кладбище во Флоренции рядом с могилой Элизабет Браунинг. Вторая жена Ханта, Эдит, была сестрой Фанни. В те времена в Англии было незаконно жениться на сестре погибшей жены, и Хант был вынужден поехать для этого заграницу. Эта женитьба привела к серьёзной размолвке с остальными членами семьи, особенно с его бывшим коллегой-прерафаэлитом Томасом Вулнером, женатом на сестре Фанни и Эдит Алисе.http://ru.wikipedia.org


больше всех других членов Братства был занят именно духовными поисками. В сущности, его интересовал не столько стиль средневекового искусства, сколько его нравственная сторона. Именно поэтому в его полотнах редко встретишь персонажей средневековых легенд, зато гораздо более явно, чем в работах других прерафаэлитов, выражена моральная или религиозная сторона. Одной из первых его известных картин стало многофигурное полотно с длинным названием Обращенная семья бриттов спасает христианского миссионера от преследования друидов, выставленное в Академии в 1850 г. в паре с «Христом в родительском доме» Миллеса.
Это, пожалуй, самое «средневековое» произведение Ханта, где композиция, позы и деление на планы напоминают работы художников раннего итальянского Возрождения, да и сама изображенная эпоха – британская древность – близка к области интересов остальных прерафаэлитов.

Госпожа Шалотт. 1886-1905
«Госпожа Шалотта» – сюжет, взятый из очень известной поэмы Теннисона, которая вдохновляла многих художников и даже писателей (например, название новеллы Агаты Кристи «Зеркало треснуло» — тоже цитата из поэмы). Главная героиня – дама, хозяйка замка под названием Шалотт, над которой тяготело проклятье: она ни в коем случае не должна была смотреть в сторону замка Камелот. Поэтому она всю жизнь занимала себя тем, что ткала многоцветную ткань, а на мир смотрела через зеркало. Но однажды – и именно это мы видим на картине – она все-таки выглянула из окна, пораженная отражением рыцаря Ланселота. Тут зеркало треснуло, а ткань разлетелась на отдельные нитки: даме же ничего не оставалось, как умереть. Изгибающиеся линии этой картины, на которую у Ханта ушло целых двадцать лет, предвосхищают стиль модерн. Однако в истории английского искусства он так и остался художником, которого стремление к нравственному в искусстве в конце концов привело к отрицанию прекрасного в нем.

William Holman Hunt. The Scapegoat
Козёл отпущения, 1856 ,Галерея искусств Леди Левер, Порт Санлайт
Верный прерафаэлитскому духу реалистичности и близости к природе, в 1854 г. Хант отправился в Палестину, чтобы там с натуры писать пейзажи и типажи для своих библейских картин. В том же году он начинает свою, наверное, самую потрясающую картину, Козел отпущения. Здесь мы вообще не видим людей: перед нами только зловещая, ослепительно яркая, похожая на страшный сон соляная пустыня (в ее роли выступило Мертвое море, т.е., то место, где стояли Содом и Гоморра, — его Хант, естественно, писал с натуры, как и самого козла), и посреди нее измученный белый козел. Согласно Ветхому Завету, козел отпущения – это животное, которое выбирали для ритуала очищения общины: на него возлагались грехи всех людей общины, а потом его выгоняли в пустыню. Для Ханта это был символ Христа, понесшего грехи всех людей и умершего за них, и в выражении лица бессловесного козла просвечивают такие глубины трагического страдания, которых Ханту так и не удалось достичь в тех своих картинах, где собственно присутствует сам Христос и другие евангельские персонажи.
Здесь мы вообще не видим людей: перед нами только зловещая, ослепительно яркая, похожая на страшный сон соляная пустыня (в ее роли выступило Мертвое море, т.е., то место, где стояли Содом и Гоморра, — его Хант, естественно, писал с натуры, как и самого козла), и посреди нее измученный белый козел. Согласно Ветхому Завету, козел отпущения – это животное, которое выбирали для ритуала очищения общины: на него возлагались грехи всех людей общины, а потом его выгоняли в пустыню. Для Ханта это был символ Христа, понесшего грехи всех людей и умершего за них, и в выражении лица бессловесного козла просвечивают такие глубины трагического страдания, которых Ханту так и не удалось достичь в тех своих картинах, где собственно присутствует сам Христос и другие евангельские персонажи.

Уже следующая известная картина Ханта — Наемный пастух (1851) – показывает нам не отдаленную эпоху, а вполне современных людей, точнее, людей в современных костюмах. Эта картина отсылает зрителя к Евангелию, где Христос, добрый Пастырь, говорит: «А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.» (Ин. 10:12-13) Здесь наемник как раз и занят тем, что «нерадит об овцах», совершенно не обращая на них внимания, пока они разбредаются кто куда и заходят в поле, где им явно не место. Пастушка, с которой заигрывает пастух, тоже не верна своему долгу, потому что кормит ягненка зелеными яблоками. С точки зрения техники и детальной проработки картина не менее реалистична, чем, например, «Офелия»: пейзаж Хант полностью написал на пленэре, оставив пустые места для фигур.

Пробуждающаяся совесть (1853)
Эта необычная картина вызвала резкую волну критики в адрес автора, позволившего себе затронуть запретную тему проституции. Мужчины могут содержать любовниц, но какое право имеет художник сообщать об этом? Холман Хант описывает момент, когда содержанка, наигрывая на пианино мелодию невинной детской песенки, вдруг поняла глубину своего падения. Ее любовник, беззаботный молодой человек с роскошными бакенбардами времен королевы Виктории, удобно расположился в кресле, чувствуя свое полное мужское превосходство. Он полагает, что сделал девушку счастливой, создав для нее это уютное гнездышко с зеркалами, ковром, пианино и даже кошкой, но та вырывается из его объятий, скинув роскошную восточную шаль (признак проституток на таких картинах), ибо у нее проснулись воспоминания о более светлых временах. Хант в одном мгновении сумел передать целую жизненную драму.
Хант с раздражающим зрителя старанием перегружает картину подробностями, что было характерно для прерафаэлитов. Все мелочи на картине — и идиллический сад за окном, видимый как отражение в зеркале, и брошенная на пол перчатка, и печальные бронзовые нимфы, украшающие часы, и кот. охотящийся за птицей,— указывают на определенный моральный аспект и призваны привлечь наше внимание. Если нам покажется, что выражение лица женщины с широко раскрытыми глазами смущает и тревожит, то не грех вспомнить, что первый владелец картины буквально умолял художника смягчить выражение ее лица, что и было сделано художником.http://www.finearthistory.ru/

В «Свете мира» изображен Христос, который стучится в дверь, заросшую терниями и сорняками. Дверь – символ закрытой человеческой души, глухой к его призыву. Свет миру – это, конечно же, сам Христос («Я есмь Свет миру»). Светильник в его руке – символ совести и спасения, а вся картина иллюстрирует как уже приведенную библейскую цитату, так и другую, из Апокалипсиса: «Се, стою у двери и стучу».
Дверь символизирует «закрытое сердце», она наглухо заперта, давно не отворялась, заросла бурьяном. На двери нет ручки, и открыть её можно только изнутри. Особое внимание художник уделил изображению светильника. Он довольно сложен и причудлив: семь его граней символизируют семь Церквей Апокалипсиса, а отверстия разной формы — многообразие форм религии, объединённых общим светом.
Вся сцена иллюстрирует фрагмент из Откровения Иоанна Богослова: «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит Мой голос и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).
Как ни странно, все эти довольно-таки нехитрые аллегории не были поняты современниками: «Пробуждающуюся совесть» некоторые зрители приняли за сцену размолвки между братом и сестрой, а Джону Раскину пришлось писать письмо в «Таймс» с объяснениями символов в «Свете мира». Позже, однако, гравюры с этой картины стали очень популярны и украшали многие пастораты и воскресные школы.

Тень смерти (1870)
В этой картине юный Иисус, еще не вышедший на служение, потягивается, устав от плотницкой работы, а его тень, падая на полку с инструментами, создает зловещее подобие Распятия. Круглое окошко вокруг его головы кажется нимбом, а звездообразное напоминает о Вифлеемской звезде, возвестившей о рождении Спасителя, которому надлежит умереть за людей.

(1827 — 1910)
Чудо Святого Огня в церкви Гроба Господня
другое название — «Нисхождение благодатного огня»
Чудо Благодатного огня (1892-99)
картина Уильям Холман Хант на которой изображен греческий обряд православного Святого Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Хант считает, что огонь этот, благочестивое мошенничество, которое принесло христианству дурную славу.
Он намеревался,что картина будет сатирой в духе Уильяма Хогарта. Хант опубликовал разработки keyplate,где объяснил самобытность изображения различных символов.
Бьянка. 1869
Женщины из круга прерафаэлитов – отдельная тема. Одна журналистка писала о них так: «…женщины без кринолинов, с развевающимися волосами… необычные, как горячечный сон, в котором медленно движутся великолепные и фантастические образы». В чопорном викторианском царстве кринолинов и строгих причесок эти образы и впрямь выглядели оригинальными.
Прерафаэлиты были революционерами своего времени. Выступив против стандартности, навязываемой Королевской академией художеств, они смогли победить косность викторианского общества и создать совершенно новое и оригинальное направление в искусстве. Их стремление к знаниям о прошлом сродни нашему, они шли к ореолу романтики, окружавшему Средневековье и Возрождение, они «примеряли» их на себя, чтобы почувствовать прошлое таким, какое оно было.

Амариллис. 1884

Далекая нежность. 1866
Изабелла и горшок с базиликом.1868
Работу над картиной Хант начал во время путешествия по Италии со своей беременной женой Фанни Фо. Однако, его жена умерла после рождения ребенка в декабре 1866 года от лихорадки. Хант превратил картину в своего рода дань памяти о своей жене, используя черты её внешности в образе Изабеллы. Он работал над картиной в Италии ещё месяц, после чего вернулся в Англию и закончил картину в январе 1868 года. Картина была куплена и выставлена на обозрение .
Картина изображает Изабеллу, страдающую бессонницей. Изабелла одета в полупрозрачную ночную рубашку и только что встала с постели, которая видна на заднем плане. Она облокотилась на созданный для Лорензо инкрустированный аналой, над которым развешена богато украшенная скатерть. На ней горшок-майолика, украшенный черепами — в нём погребен череп Лорензо. Богато украшенные волосы Изабеллы лежат вокруг цветущего растения.
Китс, величайший английский поэт Викторианской эпохи, написал поэму об Изабелле, итальянской девушке, полюбившей юношу низкого происхождения. Ее братья убили возлюбленного Изабеллы и тайно захоронили его. Девушка раскопала могилу и спрятала голову любимого в цветочном горшке, посадив там куст базилика. Это грустная история, и Хант написал на эту тему грустную картину. На ней изображена цветущая молодая женщина, чья жизнь сосредоточилась на смерти. В изображении присутствует тревожащая нота, но невозможно не восхититься мастерством художника и силой, с которой Хант передает на полотне темный и болезненный фрейдистский мотив.

Анатолий Попудребко
2. Венец
3. Странник
4. Любовь Христа
5. На узком пути
6. Перед Тобой склоняюсь
7. Живи, Отец
8. Господь мій
9. Дороги
10. С чем сравнить твою любовь?
11. Ты шёл ко мне
12. Друзья! Окончилось общенье

&nbsp
1. К Тебе Иисус
К Тебе Иисус всем сердцем, всей душой, к Тебе Иисус желанием одним,
К Тебе иду и счастлив я Тобой, и я спасен, спасением Твоим.
Ты был со мной, и в пропасти глубокой, глаза открыл, омыв слезой Своей,
И там в пустыне дух мой одинокий, Ты нес к Отцу, молитвою Своей.

Припев:
Любовь Твоя покрыла мои раны, незримой, тихой нежностью Своей,
И были сняты всех сетей обманы, рукой любви и милости Твоей.
Иисус, Иисус как капелька живая, в земле иссохшей пала на уста,
И лишь с Тобой, с Тобой любовь святая, хочу я слиться ранами Христа.

Уроки чудные и трудные ступени, и тьма уныния в отчаянной борьбе,
Все позади! Упав к Твоим коленям мольбу хвалы я приношу к Тебе.
Прими ее, прими ее, Спаситель легко и сладко мне и страшно угасить,
Живую нить, мой дивный Утешитель не отпустить, Тебя не отпустить.

Припев 2 раза

2. Венец
Небеса ожидают меня,
Радость ждет неземная меня,
Будет встреча с Иисусом Христом,
Святым Духом, и Вечным Отцом.

Город там неземной красоты,
Всюду ангелы, всюду цветы,
Лица милых, родных и друзей.
И Спаситель стоит у дверей.

Будет встреча с Иоанном, Петром.
И святых без числа целый сонм,
Подойдут и обнимут меня.
Радость будет о там без конца.

Небеса ожидают меня,
Радость ждет неземная меня,
Будет встреча с Иисусом Христом,
Святым Духом, и Вечным Отцом.

3. Странник
Странник стоит у двери,
Тихо стучит: “Отвори”.
||:Посох в руке у Него,
Дальняя дорога Его. :|| 2 раза

Горько и грустно Ему,
Дверь не открылась в дому,
||:Видно в нем жители спят,
Иль не хотят отворять. :|| 2 раза

Он продолжает стучать,
Ты продолжаешь молчать.
||:Но не всегда для тебя,
Будет такая пора. :|| 2 раза

“Грех твой тебя усыпил,
Вечно со Мной разлучил.
||:Если ты любишь Меня,
Вновь подниму Я тебя. :|| 3 раза

4. Любовь Христа
Любовь Христа безмерно велика,
Начала нет и льется, как река,
И как волна лобзает берега,
И глубока, светла и широка.

Припев:
И если б не было любви,
Любви Христа, мы б не смогли
Иметь надежду вечно жить
И, как Спаситель, всех людей любить.

О, если б знал живущий на земле
Любовь Христа, лишь ею дышат все!
И если б Бог отнял любовь на миг,
То этот мир давно б уже погиб.

Он возлюбил тебя, меня давно.
Он возлюбил и тех, кто лишь одно
Твердили: “Нет!” И поднимали смех,
А Он с любовью призывает всех.
5. На узком пути
На узком тернистом пути, средь радости бури разлук.
Встречаю всегда я повсюду, тепло и покой Твоих рук.
В ладони Твои положу, всю жизни нужду и мечты.
И тяжкое бремя сложу, к рукам Твоим верным, А ты?

Ты отдал, Свою жизнь, дары дал с небес и с земли.
Я знаю тепло Твоих рук, Их силу и нежность и власть.
Они воскресили мой дух, Они не дают мне упасть.

Ты не постижимостью всей, Высокою светлой звездой
Сияешь над жизнью моей, и сердце зовешь за Собой
И дух мой летит от земли, и там на большой высоте
Смиренная тайна любви, сияет мне вновь на кресте.

Ты отдал, Свою жизнь, дары дал с небес и с земли.
Я знаю тепло Твоих рук, Их силу и нежность и власть.
Они воскресили мой дух, Они не дают мне упасть.

||:Я знаю что встречу Тебя, лишь там за чертою своей
Там нет уж больше меня, где крест Твой стал жизнью моей.
Лишь там где превыше всех благ, желанных сокровищ земных.
Душа будет ждать лишь Тебя, средь близких любимых родных :|| 2 раза

6. Перед Тобой склоняюсь
Когда перед Тобой склоняюсь я в тиши,
Ты сердце мне Собой наполняешь,
О! как минуты эти сладки для души.
Мой дорогой Иисус, Ты это знаешь,
Уходит все земное далеко,
И грудь поток любви Твоей вдыхает.
Ах, как с Тобой чудно и легко
Мне в этот тихий час бывает.

Мне хорошо с Тобой на едине,
Дышать Тобою, слушать голос чудный,
И слезы лить, открыть всю жизнь Тебе.
И видеть свод небес, Твоих лазурных
Уходит все земное далеко.
И грудь поток любви Твоей вдыхает,
Ах, как с Тобою чудно и легко,
Мне в этот тихий час бывает.

Когда перед Тобой, склоняюсь я в тиши?
Ты сердце мне Собой наполняешь,
О как минуты эти сладки для души.
Мой дорогой Иисус, Ты это знаешь
Уходит все земное далеко.
И грудь поток любви Твоей вдыхает,
О! как с Тобой чудно и легко,
Мне в это тихий час бывает.

7. Живи, Отец
По тропинке до боли знакомой,
Подхожу я к родному крыльцу
“Здравствуй папа!”, ты слышишь, я дома,
От порога я крикну отцу,

Только сердце вдруг горестно сжалось,
Я уже не увижу отца,
А давно и родной, мне казалось
Твоей жизни не будет конца.

Я цветы положил на могилу,
И шепчу одним словом “Прости”
Видно времени мне не хватило,
Их живому тебе принести.

Меня вывел ты к Божьему свету,
И тебя, я всем сердцем любил,
Как случилось, что раньше об этом,
Я так мало тебе говорил.

||:Живи, отец мой живи,
В вере моей и любви,
Силой горячей любви,
Там где Господь наш, живи :|| 2 раза

За советом твоим и защитой,
Приходил я в родительский дом.
Ты своей неустанной молитвой,
Охранял меня словно, крылом.

И теперь я человек, уже взрослый
Я иду головою склоняясь.
Я почувствовал горечь сиротства,
Когда ниточка любви оборвалась.

Я иду по особой тропинке,
В стороне от людей и от дел.
И невольно роняю слезинки,
И слова, что сказать не успел.

Мы так многое не успеваем,
И слова дорогие таим.
А поймем лишь когда, опоздаем.
Как нужны они нашим родным.

||:Живи, отец мой живи,
В вере моей и любви,
Силой горячей любви,
Там где Господь наш, живи :|| 3 раза
9. Дороги
Мне хочется задуматься о прошлом,
О днях которые давно ушли.
Когда осознаешь, что стал ты взрослым,
То, понимаешь легче быть детьми.
Ты смело шел держа родную руку,
А без нее? Споткнулся и упал
Но самому, подняться эта мука
Заплакав ты на помощь папу маму звал.

Припев:
Господь, мне крылья подари,
Чтоб над землей взлететь я мог.
Хочу увидеть с высоты,
Все нити жизненных дорог.
И сколько буду на земле,
Не оплатить мне никогда.
Что дали мне отец и мать,
За милости любовь Христа.

Мы спотыкались часто на пути,
И падали когда теряли силы.
Но встав на ноги сами как могли,
Мы дальше шли стремясь, к заветной цели.
Бывают в жизни все, победы и виденья,
Приходить радость а за нею грусть,
Забудь про все хотя бы на мгновенье,
И в свое детство попытайся заглянуть.

Спасибо мама, милая родная,
За ночи те, что мне ты отдала.
За всю заботу, за любовь без края,
За то что рядом ты всегда была.
Хочу, чтоб знал отец мой как тебя любил я,
Ведь лучше папы в мире не найти.
Тебя обнял бы я, к груди прижался,
Прошу родной за все меня прости.

Припев 2 раза

10. С чем сравнить твою любовь?
Господь, Твоя любовь святая
Коснулась сердца струн, звеня,
И, словно птица золотая,
Над миром подняла меня.
Преграды рушит, словно ветер,
И поднимает, как волна!
Нет ничего на целом свете,
Чего бы не смогла она.

Припев:
О, с чем могу сравнить, мой Боже,
Твою бессмертную любовь?
На все земное так похожа,
Но рассказать не хватит слов.
Она, как воздух, окружает,
И льется с неба светом дня,
Любовь в дорогу провожает,
И, словно страж, хранит меня.
И, словно страж, хранит, хранит, меня.

11. Ты шел ко Мне
Иисус Ты шел, ко мне с любовью.
Во тьме глубокой, снова звал меня.
Спасение нес, мне купленною кровью,
И сколько раз, спасал меня любя.

Припев:
Иисус я Твой, и счастье это Ты.
Души моей, разгаданная жажда.
Влекущий зов, с небесной высоты,
Ты Имя мне Свое, открыл однажды.

Ты шел ко мне, сквозь труд и испытание.
Сквозь пот кровавый, Гефсиманских мук.
И на кресте в агонии страдании,
Мне распахнул объятия, Своих рук.
12. Друзья! Окончилось общение
Друзья, окончилось общение,
Разлуки час нас в путь зовет
Долиной скорби и терпенья,
И нескончаемых забот.
Быть может, ночь в пути застанет,
И трудно будет нам идти
Господь в беде нас не оставит
Пойдет, как Пастырь, впереди.
Господь прибудь, Ты с нами
Господь всегда прибудь, Ты с нами 2 раза

Быть может, видимся сегодня
Друг с другом мы в последний раз,
Пусть вечная любовь Господня
Всегда соединяет нас.
Здесь на фаворе и в дороге,
Во всякий час, во всякий час.
Мы будем радоваться в Боге,
Он нас от вечной смерти спас.
Как ручейки стремятся в море,
Как облака плывут в лазурь,
Спешим мы в радости и в горе,
Укрыться в Нем от бед и бурь.
Мы будем Господу молиться,
Чтоб от греха нас сохранил,
Чтоб больше для Него трудиться,
И побеждать послал нам сил.

Слова печатала
Наташа (Натка)