Хеврон монастырь святой троицы

Святая Земля. Хеврон

Пещера Махпела

Пещера Махпела (ивр. מְעָרַת הַמַּכְפֵּלָה‎, Ме‘арат ха-махпела, «Двойная пещера»; араб. الحرم الإبراهيمي‎‎, Харам-ал-Халил) — склеп патриархов в древней части Хеврона, в котором, согласно Библии (Быт. 23; 49:29-32; 50:13), похоронены Авраам, Исаак и Иаков, а также их жёны Сарра, Ревекка и Лия. Авраам купил это место у хетта Ефрона за 400 шекелей серебра.

Почитается иудеями как второе по святости место (после Храмовой горы), а также христианами и мусульманами.

Название «Махпела» (от ивр. «двойная, парная») означает, как видно из контекста, «этаж» или «терраса» и прилагается то к пещере (Быт. 23:9; 25:9), то к полю, в котором находилась эта пещера (Быт. 23:19; 49:30; 50:13), тο ко всей местности (Быт. 23:17), но всегда в связи с местом, купленным Авраамом для фамильного склепа. Означает ли это слово, что пещера-гробница имела несколько ярусов или террасовидную местность вблизи Хеврона, трудно установить.

В еврейской традиции название в основном интерпретируется как указание на двойную пещеру или, как и название «Кирьят-Арба» (букв. город четырёх), соотносится с четырьмя парами, похороненными в пещере: Адам и Ева, Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Яков и Лия. Высказывалось также мнение, что погребённые в пещере пользуются двойной долей награды в загробной жизни, или потому, что она имела двойную цену в глазах тех, кто её видел.

Согласно Иосифу Флавию и некоторым апокрифическим источникам, там же похоронены сыновья Иакова (мусульмане считают, что возле Махпелы находится и могила Иосифа).

Пещера Махпела расположена в центре современного Хеврона. Над пещерой возвышается древнее монументальное строение со стенами высотой до 12 м. Кладка (тёсаные камни длиной до 7,5 м) характерна для эпохи Ирода, однако практиковалась и ранее.

Иосиф Флавий сообщает, что гробницы патриархов сделаны искусно, из прекрасного мрамора, однако не упоминает внешнюю стену. Согласно Талмуду (как и мусульманской традиции), гробницы Авраама и Сарры расположены в центре строения, Иакова и Лии — в северо-западной части (вероятно, у первоначального входа), Исаака и Ревекки — в юго-восточной части.

Изначально строение было, по всей вероятности, без крыши. В византийскую эпоху южная оконечность здания с гробницами Исаака и Ревекки была превращена в церковь, ставшую впоследствии мечетью. В полу мечети имеются два отверстия, ведущие в пещеру, одно — закрыто каменными плитами, другое — открыто; сюда, по мусульманскому обычаю, опускается неугасимая лампада.

Вид подземелий пещеры Махпела неизвестен, однако по записям путешественников можно заключить, что они представляют собой двойную пещеру, соединённую проходом; возможно, что имеется ещё одна, внутренняя пещера. О существовании входов в эти пещеры, кроме находящихся в мечети отверстий, неизвестно.

После Шестидневной войны (1967 г.) доступ евреев в пещеру Махпела был открыт вновь после 700-летнего перерыва. Она стала местом паломничества евреев, где они возносят молитвы у гробниц патриархов.

Монастырь Святой Троицы

Монастырь Святой Троицы или Подворье в честь Святых Праотцев — православный русский мужской монастырь, подворье Русской Духовной Миссии в Хевроне, в 3 км северо-западнее пещеры Махпела, на Западном берегу реки Иордан, в Палестинской автономии. Монастырь Святой Троицы находится в юрисдикции Русской Православной Церкви.

Монастырь Святой Троицы был основан на обширном участке земли приобретённом в XIX в. Русской Духовной Миссией в Иерусалиме. С 1922 г. принадлежал Русской зарубежной церкви. В 1997 г. при содействии Ясира Арафата передан Московскому патриархату.

Монастырский храм освящен 31 мая 1925 г. во имя святых Праотцев, правый придел во имя Пресвятой Троицы и левый придел во имя святителя Николая. Недалеко от храма выстроен двухэтажный дом для паломников.

На территории монастыря находится Мамврийский дуб, под которым по преданию Авраам принимал явившихся к нему трёх ангелов.

Мамврийский дуб

Мамврийский дуб — древнее дерево (возраст около 5 000 лет) в 2 км на юго-восток от Мамре, где, согласно книге Бытия, жил Авраам. Библия сообщает, что «явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр, во время зноя дневного» (Быт. 18:1). В тексте нигде не упоминается дуб, сказано лишь, что Авраам предложил трём ангелам, явившимся ему в образе путников: «отдохните под сим деревом» (Быт. 18:4).

Мамврийский дуб обнаружил начальник Русской духовной миссии в Палестине архимандрит Антонин (Капустин). Он исследовал окрестности Хеврона, сверял свои наблюдения с библейскими текстами и рассказами местных жителей. В 1868 г. он приобрёл участок земли, на котором произрастал дуб. Место стало привлекать русских паломников, и постепенно площадь владений Русской Церкви расширялась. В XX в. поблизости был выстроен монастырь Святой Троицы. После Октябрьской революции земля перешла во владение Русской православной церкви заграницей, с 1997 г. возвращена РПЦ.

Мамврийский дуб представляет собой засохшее дерево, ствол которого поддерживают металлические подпорки. Увядание началось в конце XIX в., последний зелёный лист на нём наблюдали в апреле 1996 г. Это связывают с ростом числа паломников, которые отрывают от дерева куски коры.

Хевронская касба и русский монастырь Святой Троицы (Палестинские территории)

Примерно год назад я публиковал отчет из еврейского анклава внутри крупного арабского города Хеврон (Халиль в арабской традиции). Речь шла о религиозной общине, воссоздавшей еврейское присутствие в историческом Хевроне в 1967 году, с захватом Израилем Западного берега. Помнится, многие израильтяне меня сурово критиковали за то, что сделал вывод, что человеческие жизни стоят больше, чем «священные камни». Сложная была поездка год назад: начинался Шабат, религиозные евреи недовольно косились на нас праздно гулющих по их кварталу, солдаты настоятельно хотели что бы мы оттуда скорее уехали, нас окружали полуразрушенные пустынные улицы, словно случилась ядерная война. Вдобавок моросил дождик, было недружелюбно, мрачно и серо. Итак, прошел год с лишним. И я снова вернулся в древний Хеврон. Только в его арабскую часть.

Как уже рассказывалость в статье про особенности путешествий по Палестинским территориям (), есть два вида дорог в этих местах: для израильтян и для палестинцев. Дороги, как правило, не пересекаются, а там где они встречаются физически — будет армейский пост, где вас скорее всего не пропустят. Нам повезло, поскольку без всяких проблем удалось свернуть с основной трассы №60 Иерусалим — Кирьят-Арба на боковую дорогу в арабскую деревню Хальхуль. Такие прорывы мы прозвали «Прыжок в зазеркалье», ведь стоит вам вырваться из периметра контролируемого израильской армией хотя бы раз, и вы попадаете в палестинские анклавы, внутри которых можете вполне свободно перемещаться, не опасаясь военных, способных испортить вам путешествие. Из Хальхуля мы довольно быстро выехали непосредственно в Хеврон.
Йа саиди, ду ю нид рашн чирч? Русский монастырь Святой Троицы
Cпросил нас палестинский полициейский, едва мы только вьехали в Хеврон, кивая на нашу вывеску «Russia Today». Да, ответили мы, нам конечно же надо в русский монастырь Святой Троицы. Полицейский объяснил как туда доехать и вскоре мы были на месте. Красивые позолоченные луковицы церкви видны издалека, поэтому не найти это место сложно. Монастырь расположен на семи гектарах земли, выкупленных Русской духовной миссией еще в 19 веке. С 1922 года монастырь перешел во владение зарубежной русской церкви, а с 1997 года стал частью Московского патриархата. В монастыре нет четких часов для посещений, как правило паломники согласовывают свой приезд заранее. На часах было половина шестого вечера и у нас были сильные подозрения, что монастырь будет закрыт.
К счастью, на массивных металлических воротах был номер телефона, мы предположили, что это связь с батюшкой. Позвонили. Ответил араб, не говоривший ни на каком языке, кроме арабского. К счастью, один из нас владеет арабским практически свободно. Вскоре появился дедушка-смотритель по имени Анвар. По его словам, он работает в этом монастыре уже 43(!) года. Старичок провел нас внутрь, представил батюшке Авраамию (в миру — Александр). Примечательно, что этот человек живет в монастыре еще со времен СССР. Было чрезвычайно интересно узнать, как сложилась его судьба, как он, в ту пору гражданин страны отрицающей религию, смог не просто выехать за границу, но еще и попасть в этот далекий форпост православия? Но задать эти вопросы мы посчитали бестактным и лишь поблагодарили его за возможность посмотреть церковь —





Приятный настрой от посещения монaстыря был немного «смазан» поведением араба-смотрителя, который вдруг стал настойчиво вымогать у нас деньги, ссылаясь на то, что «Из-за нас у него будут проблемы с отцом Авраамием, поскольку тот не разрешает впускать людей после 16:00, а сейчас 17:40». Друзья, мне не жаль пожертвовать деньги на благое дело. Я всегда скидываю сколько-то монет в церквях, синагогах и мечетях. И здесь мы уже скинули относительно немалую сумму в ящик для пожертвований монастыря. Араб-смотритель возжелал от нас 40 шекелей ($12). Мы устроили краткий совет, в ходе которого обсудили, послать вымогателя нафиг, либо дать ему пару монет. Было решено дать пару монет из уважания к отцу Авраамию. Араб долго возмущался, мол, такое святое место, а вы жадничаете на подать старому человеку.
Старинная касба Хеврона

Хеврон, безусловно, крайне интересный исторический город, чья история уходит в крайне древние времена. Назвать те времена «Библейскими» было бы неверно, поскольку город старше любого священного писания. Город считается вторым по святости для иудеев после Иерусалима и именно здесь расположена Пещера Патриархов, где согласно Библии, захоронены Авраам, Исаак и Иаков, плюс их жены Сара, Лия и Ревекка. Для общей информации, даю ниже фотографию упомянутой Пещеры Патриархов. Это фото сделано мной год с лишним назад из еврейской части —

Подробнее про еврейскую часть Хеврона можно почитать в моем первом отчете про этот город, а сейчас предлагаю посмотреть его арабскую часть, которая не менее интересна. Старый Хеврон это уникальный музей под открытым небом и оттоманская застройка, сохранившаяся практически нетронутой сквозь века —
Ниже граница между арабскими и еврейскими кварталами. Оцените, сколь вречатляюще выглядят все эти укрепления и сторожевые вышки. Признаюсь, солдаты весьма напряженно рассматривали меня, фотографирующего их укрепления, а мои спутники торопили, мол, пошли скорее, нехорошая здесь аура —
Где комфортнее туристу: в еврейской части, или арабской?
Допустим, что мы с вами далеки от политики. Нам неинтересно кто первый выстрелил и кто ему ответил. Мы исходим лишь из субъективных ощущений самостоятельного туриста, интересующегося историей и архитектурой. В таком случае, вам лучше отдать предпочтение арабской части Хеврона. Во-первых, после внушительных денежных вливаний от Евросоюза, старая часть арабского города выглядит намного живописнее, чем еврейская, где все брошено и разбито. Во-вторых, отношение к туристам со стороны арабов существенно отличается в лучшую сторону от отношения еврейских жителей Хеврона. Повторюсь, мое мнение абсолютно субъективно. Арабы Хеврона просто живут своей жизнью и с интересом рассматривают иностранных гостей, иногда с желанием продать вам втридорого сувенир, а иногда с интересом искренним.
Еврейские жители Хеврона абсолютно и безусловно политизированы и напряжены сверх всякой меры. На то есть свои причины, но мы же говорим о личном комфорте туриста, а не о политике, не так ли? Евреи Хеврона это глубоко религиозные люди, видящие мир иначе, чем мы. Они ни о чем не размышляют, ибо им все заведомо известно из Торы. Им ваш праздный интерес заморского гостя не нужен и во многом неприятен, по принципу «Чего приехали? Вам тут не зоопарк!». Кроме того, в еврейской части ощущается навязчивое присутствие армии и полиции. Вспоминаю, что всего лишь за час присутствия в еврейской части, мне дважды говорили «Здесь нельзя фотографировать» и трижды — «Сюда не нельзя ходить». Напоследок, кто-то из поселенцев с непонятной целью нажаловался на нас полиции, мол, ходят тут подозрительные личности. После чего возле нас затормозил джип и наши документы были досконально изучены с сопутствующими вопросами на тему цели приезда в Хеврон. Резюме такое — каждый волен сделать свой выбор.

Другие мои отчеты про Палестинские территории:
Наблус: османская касба, базары, гробница Иосифа, соборы
Сектор Газа глазами туриста
Международный аэропорт Газы: триумф, который не состоялся
Иерусалим и великая израильская стена безопасности
Хеврон — город ненависти
Самаритяне с горы Гризим
Заброшенный парк отдыха в лагере беженцев Аскар
Укрепленные монастыри Иудейской пустыни и Вифлеем
Укрепленная деревня Рас-Каркар

Хеврон (Hebron)

История Хеврона

Известно, что до 1300 года Хеврон был центром ханаанской культуры. Согласно Ветхому Завету, здесь жили рефаимы — гиганты, которые были детьми хананейских женщин и падших ангелов.

В XIII веке до н. э. город завоевали евреи и с тех пор непрерывно жили здесь до 1929 года.

В 950 г. до н. э. Хеврон стал первой столицей царя Давида. Здесь же Авессалом, сын Давида, провозгласил себя царем и поднял восстание против своего отца. При царе Ровоаме Хеврон был одним из важнейших городов на юге Иудейского царства.

С 597 по 539 год до н. э. значительная часть еврейского населения Иудеи была насильственно переселена в Вавилонию, после чего Хеврон заселили идумеи. При Александре Яннае город вошел в состав хасмонейского царства.

При Ироде Великом и его сыновьях Хеврон был частью Иудеи, после — частью римской провинции Иудея, позже переименованной в Палестину. В римский период Хеврон был небольшим городом и назывался Аврамиус.

Развитие Хеврона началось во времена византийского правления — город находился на пересечении дорог из Иерусалима в Египет и через Петру в Иорданию. При византийцах знаменитая пещера Махпела, священное место для иудеев, использовалась как церковь. Евреи же подвергались изгнанию и бежали из палестинских городов, в том числе и из Хеврона, в другие государства.

В 614 году Хеврон был занят персидской армией Хосрова II, но вскоре византийцы отвоевали город.

В 638 году Хеврон, как и всю Палестину, завоевали арабы. Город получил название Халиль аль-Рахман. Однако мусульмане были значительно лояльнее к евреям, и они стали возвращаться в город. Возле пещеры Махпела была построена синагога. Благодаря еврейским купцам активизировалась торговля с бедуинами и другими народами в зоне пустыни Негев.

В 1100−1187 годах Хеврон находился под властью крестоносцев, которые вновь стали изгонять евреев из палестинских городов, а тех, кто не желал уходить, убивали. Город получил новое название — Кастеллум. Мусульманскую мечеть крестоносцы превратили в церковь, а синагогу — в монастырь. К середине XII века в городе не осталось ни одного еврея.

В 1187 году мусульманские войска во главе с правителем Салах ад-Дином изгнали крестоносцев из Хеврона. Евреям вновь разрешено было селиться в палестинских городах.

В 1260 году мамлюки завоевали Палестину и превратили Хеврон во временную столицу своей провинции. Несмотря на то, что новые правители не были терпимыми к евреям, в городе стала возрождаться еврейская община. Тем временем захватчики издали закон, запрещающий евреям входить в священную пещеру Махпела — можно было подниматься только до седьмой ступени восточного входа в здание. Этот запрет действовал до Шестидневной войны.

В 1516 году территорию Палестины захватили войска Османской империи во главе с султаном Селимом I.

В 1517 году после нескольких сражений разбитая армия мамлюков окончательно покинула палестинские города. В Хеврон же стали приезжать евреи, изгнанные из Испании. Вскоре в городе появилась новая община, была построена новая синагога «Авраам Авину» — самая красивая в Палестине. В еврейском квартале, расположенном вокруг синагоги, жили многочисленные раввины и мудрецы Торы, написавшие известные книги по иудаизму. Также в Хеврон переселились некоторые каббалисты из Цфата, что оказало значительное влияние на духовную жизнь местной общины. Жизнь в еврейском квартале кипела: здесь были школы, иешивы, общественные учреждения, а также многочисленные торговые лавки и ремесленные мастерские. К концу XVII века в Хевроне, как и в других городах Палестины, почти не осталось мусульман.

В XVII-XVIII веках население еврейского квартала стремительно росло. Поскольку евреи не могли строить дома за пределами стен квартала, а места оставалось всё меньше, уже существующие дома надстраивались дополнительными этажами. Несмотря на то, что хевронская община была очень бедной, каждый паломник мог за ее счет остановиться на несколько дней в пансионе.

В начале XIX века в Хевроне поселились хасиды Хабада. Вскоре в городе появились новые общественные учреждения и иешивы. Многие евреи Хеврона получили возможность работать, что улучшило экономическое положение общины. К концу XIX века евреи составляли почти четверть населения города.

В это время турецкие власти ужесточили свое отношение к евреям. Появился запрет на покупку земли, денежные поборы постоянно росли. Во время Первой мировой войны евреи Хеврона вновь были подвергнуты гонениям.

После войны Палестина оказалась под британским мандатом. Арабские лидеры призывали уничтожить еврейскую общину в Хевроне, на что английские власти не обращали внимание. В 1929 году в городе произошел массовый погром. 67 евреев погибли, сотни были искалечены. Больница Бейт-Хадасса, в которой лечились все хевронские евреи, была разграблена и разрушена. В 1936 году еврейское население было эвакуировано из Хеврона.

С 1948 по 1967 год Хеврон был оккупирован Иорданией. В ходе Шестидневной войны 1967 года оказался под контролем Израиля.

В 1968 году инициативная группа во главе с раввином Моше Левингером решила возобновить еврейское присутствие в Хевроне. Появился крупный еврейский квартал “Авраам-Авину”.

В начале 1997 года, в соответствии с Хевронскими соглашениями, город был разделён на два сектора: H1 и H2. Сектор H1, который составляет около 80 % территории города, и в котором проживает 120 тыс. палестинцев, перешёл под контроль Палестинской администрации. Сектор H2, который населяют 30 тыс. палестинцев, остается под контролем израильской армии для защиты жителей еврейского квартала. Перейти из сектора в сектор можно через любой из 16 израильских контрольно-пропускных пунктов. В Хевроне зачастую происходят вооружённые столкновения между израильской армией, еврейскими поселенцами и арабами.

На сегодняшний день в Хевроне, несмотря на напряженную политическую обстановку, постоянно проживают около 1000 евреев.

«Хеврон – место, где можно погрузиться в живую ветхозаветную историю»

На праздник Святой Троицы ключарь подворья Русской Духовной Миссии в Хевроне совершает литургию у самого Мамврийского дуба, ставшего в 1868 году первым приобретением архимандрита Антонина (Капустина), незадолго перед этим назначенного начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

Время не властно над такими местами – напротив, перед их величием оно словно отступает. Об этом хорошо знает ключарь подворья в Хевроне, иеромонах Арсений (Елисеев), два года назад Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла направленный для служения на Святую Землю.

Иеромонах Алексий (Елисеев)

– Отец Алексий, расскажите, пожалуйста, об истории этого русского участка Святой Земли.

– История участка очень интересна. Это самое первое приобретение начальника Русской духовной миссии последней трети XIX века архимандрита Антонина (Капустина), к которому он очень стремился. Вместе с тем, к сожалению, это единственный русский участок, оформление которого в собственность миссии до сих пор не завершено.

Первое православное богослужение на этом участке – под открытым небом, близ дуба Мамврийского, – состоялось 140 лет назад: 22 мая 1872 года. Два года спустя отец Антонин воздвиг на участке для приема паломников двухэтажное здание, которое и сейчас нами используется, но уже как келейный корпус для насельников монастыря.

Исторически сложилось так, что на русском участке в Хевроне всегда жила братия. В других местах, например на Елеоне, мужской монастырь не получился, как архимандрит Антонин ни пытался его создать. Здесь же монашествующие прижились. Создание в Хевроне мужского монастыря – последний, завершающий труд жизни начальника РДМ архимандрита Леонида (Сенцова) и любимое детище его преемника в этой должности архимандрита Мелетия (Розова). Отец Мелетий считал своей обязанностью закончить дело отца Леонида, которое они вместе начинали. С 1914 года отец Мелетий курировал хевронский участок, и в ряде записей об этом упоминается.

В истории монастыря, на мой взгляд, просматриваются три этапа: первый – приобретение и обустройство участка, второй – собирание братии из числа монашествующих Русской Зарубежной Церкви, третий – становление и развитие обители под омофором Московского Патриарха. Мы, живущие здесь ныне, фактически являемся участниками этого процесса. Когда меня направляли сюда, в указе Святейшего Патриарха значилось, что я направлен не на подворье, а в Свято-Троицкий монастырь святых праотец Авраама и Сарры.

– Почему Свято-Троицкий монастырь в Хевроне стал называться монастырем святых праотцев Авраама и Сарры?

– Одно время он именовался монастырем Живоначальной Троицы, затем Свято-Троицким у Мамврийского дуба. В 1925 году при архимандрите Мелетии центральный придел храма на участке был освящен во имя святых праотцев. С этого же года за монастырем окончательно закрепилось его нынешнее название.

Уникальность русского участка в Хевроне в том, что это единственное принадлежащее Русской Православной Церкви место, которое связано с ветхозаветной историей, с явлением Бога человеку. Почему Господь является именно здесь? Почему именно Аврааму, а не кому-либо другому? На первый вопрос ответ нам дают строки из книги Бытия. Господь говорит Адаму: земля, из которой сотворен, в нее же отыдеши. Адам погребен в Хевроне в пещере Махпела, значит, и сотворен из красной глины этой земли; как нам всем известно, одно из переводов имени Адама означает «красный человек». Именно поэтому первый жертвенник, сооруженный Адамом, ставится в Хевроне. Именно поэтому позже сюда Господь призывает Авраама. Почему явление Троицы происходит под дубом, точнее – в тени дуба? Потому что в этот момент у человечества осталась только тень почитания Бога. Люди отошли от Бога, забыли о Нем, и единственный на земле, кто ищет Творца и общения с Ним, – это Аврам. И Господь с ним говорит, как говорил потом с Моисеем. Если внимательно почитать Священное Писание, то можно заметить очень интересную параллель: как Бог говорит с Авраамом, так Он говорит и с Моисеем. Это две личности, которые связываются с третьей личностью – Сыном Божиим Иисусом Христом.

Мамврийский дуб

Дуб Мамврийский – физический свидетель явления Святой Троицы. Участники события – мужчина, женщина и Троица. Прообразовательно повторяется творение, но творение духовного человека. Господь сотворил Адама, а затем в Адама плотского вдохнул жизнь, так и Авраму, человеку плотскому, подается сугубая благодать – стать родоначальником избранного народа, из которого произойдет Спаситель мира. Он перестает быть Аврамом и становится Авраамом, а его жена Сара становится Саррой.

К сожалению, в сознании многих современных людей имеется определенный перекос, и они сюда приходят поклоняться дубу, забывая, что основной участник события – это человек, Авраам, а не дуб. Господь является человеку, а не дубу. Почему в Священном Писании упоминается дуб? Потому же, почему упоминается гора Мориа или иные конкретные географические места, которые являются физическими свидетелями данного события, свидетельствуют о точности места. Ставить во главу угла дуб – это идолопоклонство! А от дуба до сих пор пытаются что-то отломать. Во время службы в прошлом году под дубом один маститый протоиерей (не буду называть его имени) пытался отломать кусок от дуба, а его сын «втихую» пытался использовать пилочку. Зачем? – Это же святыня. Но ложное стяжание святыни есть один из грехов. Зачем кусочек этого дерева хранить? Чтоб было?

У подножия засохшего Мамврийского дуба выросло два молодых дубка. Один из них является корневой порослью древнего дуба, второй вырос из желудя. Один наш гость-ученый предложил мне разрыть землю и доказать всем, что молодой дубок действительно растет из корней старого. Но это – стержневые корни. Представьте себе, что я буду их раскапывать и доказывать всем, что оба дерева связаны? Растение погибнет. И, главное, какова цель? Да, человек во все времена ищет физически осязаемых признаков духовных явлений. Вот видят, что дуб засох: все, скоро конец света! Говоришь им: вот же два ростка – от корней! В ответ: но сам-то дуб засох! Если человек чего-то не желает видеть, не желает что-то принять – ничем его не убедишь. Обратите внимание: в каждом ли доме есть икона Святой Троицы? Не в каждом, так же как и не в каждом доме есть крест. А ведь это очень важно. Намного важнее собирания эсхатологических слухов и домыслов. Это, увы, отличительная черта многих наших паломников. В прошлом году я был буквально в шоке: богослужение в праздник Преображения Господня на Фаворе, идет евхаристический канон, и вдруг весь народ начал кричать: «Смотрите: облачко сошло!» Неважно, что идет евхаристический канон, – главное, что облачко появилось! Неважно, что Господь присутствует в Дарах, – нам облачко нужно!

– Наверное, непросто сочетать миссионерскую работу и монашескую жизнь?

– Хочу напомнить, что, начиная со времен императрицы Елисаветы Петровны, в духовные миссии нашей Церкви начали направлять в основном благонадежных монашествующих. В Русской духовной миссии это наиболее заметно проявилось. Когда направляли сюда протоиереев, как-то так получалось, что все равно они потом постригались, принимали монашество или же возвращались домой окончательно.

Башня, служившая жилищем архимандриту Антонину

Архимандрит Антонин (Капустин) изначально создавал на русских участках в Святой Земле именно монастыри. Они так и назывались долгое время. Лишь относительно недавно их стали именовать подворьями; думаю, в угоду грекам. Уже упоминавшийся мной отец Мелетий еще в первой половине XX века писал о том, что греки делают все, чтобы у русских здесь не было мужского монастыря. Причем замечал: даже сами греки признают, что это делается не на благо Православию, а в угоду их национальным интересам, потому что они боятся большого присутствия русских. Вопрос, разумеется, не просто присутствия, а влияния. Почитайте документы XIX века: почти все здания, подворья и монастыри Иерусалимского Патриархата содержались на средства, присланные из России. Это и знаменитая Лавра преподобного Саввы Освященного, и Святогробский монастырь. При поддержке из России они воспряли, а ведь находились в ужасном состоянии. Архиерейская кафедра, например, в городе Благовещения – Назарете фактически отсутствовала на протяжении 200 лет. Митрополит Назаретский был титулярным: он только числился, но не жил там. Только благодаря притоку средств и паломников из России Назаретская кафедра возродилась. И сейчас это единственный нетитулярный митрополит Иерусалимского Патриархата, у которого, действительно, есть живые действующие приходы.

В здании паломнического приюта — портрет шейха Ибрагима Шелуди — владельца участка с Мамврийским дубом, продавшего чрез посредника землю Русской Духовной Миссии. Вскоре после продажи он был убит единоверцами

Монастырь – это не стены и здания, это живые люди, которые объединены одним желанием – служить Богу. У нас литургия совершается три раза в неделю. Все великопостные уставные богослужения у нас совершаются целиком. Это сложно, учитывая недостаточное количество братии и то, что я здесь единственный священник, но необходимо. Монастырь живет тогда, когда служится литургия, – меня так воспитывали.

Я считаю, что мы храним преемство с тем монастырем, который здесь был при РПЦЗ. Из двух его насельников, которые тогда остались здесь, один и сейчас подвизается в братии монастыря – это инок Авраам (Евсеев), – так что живая связь сохраняется. То, что произошло здесь в 1997 году, – передача участка и храма Московской Патриархии, произошедшая при активной помощи Палестинской Автономии, – исторический факт. Ему давались разные оценки; можно, конечно, сказать, что это произошло благодаря дружеским отношениям Ясира Арафата со Святейшим Патриархом Алексием, но считать именно эти обстоятельства решающими будет неправдой. Когда я слышу такие рассуждения, то невольно напрашивается вопрос: а Бог-то где? Если ничего не может произойти без воли Божией, значит, Ему было так угодно.

Многие спрашивают: как же вы молитесь, вокруг вас мусульмане, мечети? Мне вспоминается история про одного послушника, который пришел к старцу и спросил: «Как же Вы можете молиться? У Вас часы, они так громко тикают… Они же мешают. Как же можно Иисусовой молитвой заниматься?» Очень примечателен ответ старца: «Время скоротечно». Тикание часов этому святому мужу помогало хранить память смертную и настраивало на молитву. Если что-то извне тебя раздражает, значит, это непорядок в тебе. Если раздражает человек, который не так встал в храме на твоих глазах, не так молится, то есть повод задуматься о своем духовном состоянии. Какое тебе дело до этого человека? Так же и с мечетями. Призыв к намазу, звучащий пять раз в день, меня обличает, побуждает молиться самому. Мусульмане поклоняются Богу так, как они понимают. Это можно использовать в миссионерской работе.

– Русская духовная миссия сегодня живет в совершенно иных реалиях, чем полтора столетия назад. Изменились ли ее цели и задачи?

– Главное наше призвание остается прежним: помогать принимать паломников, приезжающих из России. Современные паломники, к сожалению, очень часто на деле праздношатающиеся. Они не осознают, зачем сюда приехали, и в отношении к миссии руководствуются потребительской позицией, воспринимая ее как организацию, долженствующую обеспечивать сервис и комфорт.

Крестный ход на Светлой седмице

Меня глубоко изумляет, например, стремление креститься или венчаться на Святой Земле. В канонах написано, что человек должен венчаться у себя дома, в своем приходе. Но это же модно, круто: «Я на Святой Земле венчался! Вау!» Пасху встречать нужно дома! В Страстную седмицу, когда такие службы, когда поют: «Да молчит всякая плоть человеческая», – ты дома должен быть! Когда сказано, что все дела уже оставляются на Страстной и Светлой седмицах. А у нас – самый пик паломничества! И монашествующие братия и сестры, которые должны в это время молиться, вынуждены путешествовать с паломниками. Все это происходит во многом от стремления, если так уместно выразится, ограничить Бога: мол, на Святой Земле все свято, а у нас дома как-то не так, не настолько. Бог не ограничен во времени и пространстве! Евхаристия – везде одна и та же: и в Иерусалиме, и в Урюпинске. Пасха – всемирна!

Паломник должен понимать, зачем ему паломничество. Какова цель? Будучи на горе Фавор, преобразился ли он нравственно? Оказавшись на Елеоне, вознесся ли он духовными очами к Богу? Если нет, был ли он тогда поклонником и посланником? Стал ли он свидетелем? Изменился ли его образ жизни?

Необходимо, чтобы люди осознали себя подлинными поклонниками, чтобы они – каждый на своем месте – могли стать свидетелями, благовестниками евангельских событий, происходивших в этих местах. Тогда это будет действительно паломничеством. Наши предки в большинстве своем совершали такое паломничество раз в жизни. Когда читаешь их записки, то видишь, что их жизнь была разделена своеобразной границей: до Иерусалима и после. Им важно было, что их жизнь преобразилась, они в сердце впустили Иерусалим, уже не позволяя вытеснить его оттуда ничему иному.

Кроме того, забывается, что паломничество – это подвиг, сопряженный с жертвой. В XIX столетии в России ежегодно проводился в Неделю ваий так называемый вербный сбор для Русской духовной миссии в Иерусалиме. Все здания и храмы Русской миссии в Палестине строились не на деньги владельцев крупных капиталов – их в действительности было не так уж много, – а на средства паломников. Отцу Антонину помогали самые простые люди, среди жертвователей очень редки представителя именитых, гремевших на всю Россию купцов-миллионщиков. Люди собирали по копеечке, ехали в Святую Землю, по дороге питаясь сухарями и кипятком: кипяток на пароходах был бесплатным, а все до копейки привозили и жертвовали в миссию, отдавали отцу Антонину. Почитайте его дневники, там так и написано: сегодня раба Божия такая-то принесла пять рублей, другая – три. Для нее это, возможно, было целое состояние, но она отдавала его миссии. Сегодня приезжающие паломники готовы отдавать сопоставимые суммы? Утрачено понятие благотворительности, стремления к жертве, а ведь оно должно проистекать из чувства благодарности Богу.

– Каким вам видится будущее русского участка в Хевроне?

– Только в создании полноценного мужского монастыря. Здесь могло бы жить, исходя из возможностей здания и участка, минимум восемь-двенадцать, максимум – пятнадцать-двадцать человек. Тогда можно будет наладить нормальную уставную монашескую жизнь, с ежедневным правилом, с келейным чтением и т.д. Это было бы самым лучшим. Количество земли позволяет: 9 гектаров все-таки сохранилось из прежних 11. Реально наладить полноценную хозяйственную деятельность, с тем чтобы в дальнейшем существовать за счет своих собственных ресурсов. Посадить оливы, виноград; может быть, со временем, можно будет делать свое вино.

Есть идея – разбить здесь ботанический сад библейских растений, разделенный на несколько секторов. Экскурсия по нему должна начинаться от дуба, не только потому, что он – свидетель явления Святой Троицы, но и потому, что это – единственное сохранившееся допотопное дерево. Это утверждение научно доказуемо. Вкратце скажу, что вредители и болезни, которые поразили это дерево, – уникальны, они встречаются только на нем и нигде больше. По виду древесины он тоже отличается от своих более молодых соседей.

Другое дерево, которое, как известно, первым покрыло послепотопную землю, – это олива, поэтому вокруг дуба будут расти оливковые деревья. На участке древесных растений будут также помещены сосна, ливанский кедр, кипарис.

Второй участок, с виноградником, будет расположен чуть выше по склону горы, рядом со зданием, которое мы называем винодельня. От него переход на третий участок – суккулентов. Там у нас должна произрастать иерихонская роза и другие подобные растения. Возле келейного корпуса предполагается разбить цветник, включающий лилии, розы и другие цветы, упоминаемые в Библии. Оттуда тропа паломника ведет к гробницам, где предполагается посадить растения, связанные со временем пророков и Исхода евреев из Египта. В основном там будут расти кустарники, потому что именно они упоминаются в этот период в Священном Писании чаще всего. Это будет целый ландшафтный проект, а растения распределены по зонам и частоте упоминания в Библии. Рядом с храмом я хочу посадить ячмень, пшеницу и рожь и устроить еще один виноградник. Это сочетание растений воплощает тему Евхаристии, совершаемой в храме. Там же будут растения, которые употреблялись при богослужении в ветхозаветном храме. Рядом будет расти дерево «ситтим», из которого был сделан ковчег Завета. Всего предполагается высадить более 120 наименований растений.

Современный Хеврон

Проект мы надеемся осуществлять совместно с Лесотехнической академией, где работают крупнейшие в России специалисты в области паркового хозяйства. Каждым участком будет ведать отдельный специалист академии, который будет проводить наблюдения за растениями, лечить болезни. Академия выделила аспирантку, которая будет заниматься только этой темой. Некоторые редкие растения мы, через Лесотехническую академию, будем заимствовать в местных ботанических садах. Академии никто не может отказать, потому что она входит в международную систему ботанических садов и университетов. Мы, в свою очередь, сделаем наш участок филиалом Ботанического сада Лесотехнической академии. Библейский сад будет иметь пространственное решение, гармонирующее с местным ландшафтом, с монастырем, с археологическими памятниками, и явится частью нашей миссионерской работы.

Когда я был насельником Валаамского монастыря, то начал там разводить китайскую стелющуюся розу. Многие не понимали: зачем мне это нужно? Представляете, Валаам с его климатом – и китайская роза. У нас был один монах, высокий крепкий человек, несколько грубоватый. Я думал, что он-то к моим занятиям относится снисходительно: мол, делать нечего, вот цветочками и занимается. Но как-то раз подхожу я к цветнику, а он рядом стоит, смотрит. Увидел меня и говорит: «Отче, я тебе такую хочу выразить благодарность! Каждый день смотрю на эти цветы и думаю о хрупкости нашей жизни, а она так красива».

Хеврон – место, где можно погрузиться в живую ветхозаветную историю, обращаясь к состоянию человека, когда он ходит пред Богом, и напомнить, что происходит с человеком, когда он оставляет Бога и отвергает Его. В этом миссионерство, в этом возможность побудить паломника задуматься, подвести его к тому, чтобы он начал духовно меняться, а это – самое важное.

Хеврон

Хеврон (связь, соединение) (Чис. XIII, 22) – город, названный так по имени сына Халева, был одним из древнейших городов в Иудее и первоначально назывался Кириаф-Арба, иначе городом Арба, так как он служил некогда резиденцией известного великана, из сынов Енаковых, носившего означенное название (Нав. XIV, 15). Моисей называет его Мамре (Быт. XXIII:19, XXXV:27).

Город лежал на возвышенности около 20 миль к ю. от Иерусалима и почти в 100 англ. милях от Назарета (Лк. I, 39) и доселе еще известен под названием цветущего города Хабрун, или Эль-Халиль, что значит друг или любимец Божий (так как Авраам в Свящ. Писании называется другом Божиим) (II Пар. XX, 7), и славится своими стеклянными изделиями. Хеврон, как мы уже заметили выше, один из древнейших городов в свете. Он построен семью годами ранее, чем Цоан в Египте (Чис. XIII, 23). Этот пограничный город Палестины и столица нагорной страны построен квадратом из дикого известкового камня. Дома не выше обычных двухэтажных и покрыты плоскими кровлями. Многие из них полуразрушены и необитаемы. Ворота находятся не только при входе в город, но и в разных частях внутри его; на ночь они обыкновенно запираются для лучшего сохранения порядка.

В городской мечети указывают гробницы Авраама, Исаака и Иакова, с их женами Саррою, Ревеккою и Лиею. Все они, по словам Библии, были похоронены в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской (Быт. XXIII, 19). Настоящий город лежит частью на склоне гор, частью в низменности долины. С городом Хевроном соединено несколько самых интересных воспоминаний из свящ. истории. Долина Есхол, как полагают, находилась вблизи его, и долина Хевронская в одно время служила местом пребывания Иакова (Быт. XXXVII, 14).

Здесь также жил Авраам (Быт. XIII, 18), и здесь погребено его семейство. По завоевании земли Ханаанской Хеврон был отдан Халеву, как часть его удела (Чис. XIII, 30, 31), хотя впоследствии он считался городом убежища и находился во владении священников (Нав. XX:7, XXI:11, 13).

Хеврон служил также резиденцией Давида, прежде чем Иерусалим сделался столицей (II Цар. II:1, V:4–9), и здесь он был помазан на царство над всем Израилем. После Вавилонского плена он был снова занят иудеями. Во времена христианские в Хевроне находилась епископская кафедра.

Хеврон особенно славится своими большими и превосходными виноградными деревьями. Здесь настоящий виноградный климат. Это тот исторический виноград, которого срезанную ветвь с одной кистью ягод двое несли на шесте, как наглядное доказательство плодородия Земли Обетованной (Чис. XIII, 24–28).

По западной стороне иерусалимской дороги в одной версте или около версты к с. от Хеврона лежит знаменитая теревинфовая роща Мамре, по-славянски дуб Мамрийский (Быт. XIII:18, XIV:13). В Свящ. Писании говорится, что дубрава Мамре находилась против Махпелы (Быт. XXIII, 17–19), и по преданию известно, что дуб существовал еще во времена Флавия и Иеронима и, несомненно, ранее их. Так от времен Авраама это место, ознаменованное славой Богоявления, доныне сохранилось и сохраняется в памяти народов Востока. Обитатели Палестины во все времена указывали его благоговейным поклонникам святых мест.

В настоящее время означенная местность с уцелевшим на ней деревом принадлежит России. «Каждая местность, – пишет г. Олесницкий, – имеет своего исполина, свидетеля древней народной жизни: Сирия имеет свои кедры, Месопотамия имеет прославленное Арабами дерево Атле, потомок висячих садов Вавилона, Мекка – свою священную смоковницу… Для Палестины же таким священным деревом служит издревле знаменитый ветхозаветный Русский дуб. Но он выше и Меккской смоковницы, и Атле, и кедров по связанным с оным преданиям. Местные Арабы считают его потомком первобытного Рая, бывшего, по их мнению, именно на этом месте». Невдалеке от свящ. дуба протекает прекрасный источник. Тут же построен прекрасный новый странноприимный дом для русских паломников, с террасы которого видна значительная часть Западной Палестины до Средиземного моря.

Из других древних памятников Хеврона путешественники упоминают о гробнице Авенира, также Иессея, отца Давидова и Халева. Но означенные места еще недостаточно исследованы.

В заключение можем прибавить, что глубочайшая древность означенной местности и удивительная производительность и богатство почвы, несмотря на продолжающееся с давних времен запущение и разрушение, поистине изумительны и невольно поражают ум и воображение. Тридцать три с половиной века прошло с того времени, как Моисей посылал соглядатаев для осмотра земли сей, с приказанием принести для образца плоды ее; тысяча восемьсот лет минуло с тех пор, как израильтяне уже изгнаны из земли этой, но и теперь в опустошенной этой стране местность Хеврона изобилует и виноградом, и гранатами, и фигами, и если не самый тогдашний дуб Авраама, то потомок оного продолжает свой род на том самом месте, где было Богоявление Аврааму;

б) (Исх. VI, 18) – один из левитов, потомков Каафа, сына Левиина, от него произошло поколение Хевроново;

в) (I Пар. II, 42–43) – сын Мареша, из потомства Халева.