Христианская мудрость вконтакте

Буддийские мудры в христианстве

Многие, кто сталкивался и интересовался историей религий (глубже, чем традиционный уровень), знает, что некоторые обряды, традиции, символика и праздники в религиях пересекаются и зачастую похожи. Есть даже радикальные мнения, что, например, христианство и ислам вышли (или были созданы) из более древнего иудаизма или даже из египетских культов. Ни в коем случае не хочу обидеть чувства верующих. Но такие факты (а для кого-то это просто совпадения) имеются.

Попался интересный материал на эту тему: изображения буддийских мудр у святых на православных иконах. Не подумайте, что я впал в мистицизм или проникся одной из религиозных конфессий. Лишь факты. Хотя, не вижу ничего плохого в том, что когда-то будет вполне научное обоснование этим практикам, непонятному символизму. Но это будет тогда, когда наука действительно начнет изучать неизученные явления, как это делали ученые-одиночки в 19в. и начале 20в., а не пилить гранты.

]]>Мудра]]> (санскр. «печать, знак») — в индуизме и буддизме — символическое, ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов.
Йога-мудры обычно рассматриваются как компонент хатха-йоги. Они состоят из набора жестов рук, выполняемых во время медитации.

Т.е. это некие символы. При определенном расположении пальцев, кистей и рук – получается некий тайный смысл, который доносит изображенный монах. А в нашем случае – христианский святой. Изображения христианских святых взяты из византийских росписей, икон и дошедших до нас их изображений.

Не буду расписывать весь тонкоматериальный смысл мудр, какие чакры они активируют, куда и как идут энергии, прана и т.д. Пусть это останется для тех, кто практикует подобное. К этому можно относится по-разному. Не будем отвергать, просто опустим.

1. Притхви Мудра
Принтви (Земля) Мудра выполняется путем касания кончика безымянного пальца кончиком большого пальца. В буддизме мудра эффективна для укрепления и заживления тела. Способствует ощущению стабильности и уверенности в себе.

2. Прана Мудра
Прана Мудра называется Мудрой Жизни. В йогической практике она может исцелить более сотни различных заболеваний и состояний здоровья. Способствует стабильности, спокойствию и уверенности в себе.
Прана (Жизненная энергия) Мудра образована прикосновением кончиков пальца и мизинца кончиком пальца.

3. Апана Мудра (и ее вариация Карана Мудра)
Апана (нисходящая жизненная энергия) Мудра образуется при касании кончиков безымянного пальца и среднего пальца кончиком большого пальца. Мудра регулирует выделительные системы организма. Очищает организм, а также помогает в пищеварении.

Вариант Апаны Мудра называется Карана Мудра, в котором скользящий палец и средний палец складываются, но их кончики не касаются кончика большого пальца. Иногда большой палец может удерживать средний и безымянный палец.Считается, что Карана Мудра рассеивает негативность и препятствия и отвращает сглаз.
Мудра по-прежнему пользуется популярностью у католиков, где ее называют Корной (фонетически очень похожей на Карану). Корна имеет ту же функцию, что и Карана Мудра.
В некоторых СМИ Корна иногда интерпретируется как «сатанинский символ».

4. Шуни Мудра или Акаша Мудра
Шуни (Сатурн) Мудра или Акаша Мудра выполняется, касаясь кончика среднего пальца кончиком пальца. Мудра порождает осознание нашего внутреннего божественного «я» и способствует жизни в настоящий момент. Он также поощряет сострадание, понимание и терпение по отношению к другим.

5. Дхьяна Мудра
Мудра Дхьяны (Медитация) выполняется, сидя в и кладя руки на колени, один поверх другого, так что пальцы касаются кончика. Эта мудра успокаивает ум и помогает построить однонаправленный фокус, необходимый для медитации.

6. Сурья Мудра (Агни Мудра)
Surya Mudra / Agni Mudra выполняют, складывая безымянный палец и нажимая вторую фалангу с основанием большого пальца. Эта мудра оказывает терапевтическое воздействие на расстройства пищеварения

7. Анджали Мудра
Анджали-мудра — это жест «Намасте». Он образован путем сближения ладоней перед сундуком, так что большие пальцы слегка прижаты к грудине. Мудра объединяет левое и правое полушарие мозга. Это освобождает стресс и отпускает беспокойство.

8. Абхая Мудра
Абхая Мудра выполняется, поднимая руку ладонью, обращенной наружу. Эта мудра исполняется божествами и духовными мастерами, чтобы развеять страх и обеспечить божественную защиту преданным.

9. Варада Мудра
Варада-мудра выполняется, протягивая руку ладонью, обращенной наружу, пальцами, направленными вниз. Это приносящий благо, жест и символизирует акт дарования благословений и милосердия. Подобно мудре Абхая, эта мудра исполняется божествами и духовными учителями, чьи божественные энергии направлены наружу через открытые ладони.

10. Ардхапатака Мудра
В этой мудре безымянный палец и мизинец сгибаются, а остальные держатся в вертикальном положении. Считается, что выполнение мудры позволяет людям освободиться от неприятностей в их жизни.

Большинство византийских православных икон были созданы с VI века н.э. до падения Константинополя до его захвата османами в 1453 году. Поэтому знание этих йога-мудр, возможно, сохранилось в пределах Православной Церкви до 15-го века нашей эры. В настоящее время, однако, большинство историков, похоже, не знают, что эти жесты рук — это йога-мудры и вместо этого относятся к ним в целом как к признакам благословения.

]]>Источник]]>

]]>25 основных мудр]]>

Отдельный вопрос – откуда эти буддийские знания и практики появились в христианстве. Есть мнения, что раньше буддизм был хорошо известен в Европе, в Византии, в Египте. И кое-что религия взяла от восточных практик. Упоминания об этом есть ]]>]]> (используйте переводчик).
Мое мнение: в прошлом были более общие знания, не было выделения духовных практик в отдельные религии. Со временем каждое направление со своими служителями, святыми все больше выделялось и отдалялось от первоисточника. Играло свою роль территориальная изоляция, разграничения на страны и империи. Но они сохранили уже непонятные для самих религий старые первоосновы.

Остановимся на двух мудрах и убедимся, что патриархи, проводя церковные реформы, знали что они делают:

11. Мудра жизни.
Выполнение этой мудры, выравнивает энергетический потенциал всего организма, способствует усилению его жизненных сил. Повышает работоспособность, даёт бодрость, выносливость, улучшает общее самочувствие.

12. Мудра Кубера
Кубера (санскр. — «имеющий уродливое тело») — бог богатства в индуизме.Мудра Кубера помогает вступить в контакт с богом Кубера и получить его благословение на богатство, новые каналы и источники дохода.

Сложение пальцев при крестном знамении в православии

Существует «Янтра, или графическая схема мира Куберы – очень мощное, священное геометрическое изображение на медной пластине. Она служит для того, чтобы призвать Господа Куберу. Она благословляет человека внезапной удачей, богатством и процветанием.
Эта янтра используется как инструмент для привлечения космической энергии, богатства, накопления богатства, потока наличности, увеличения жилища и т.д. Янтра открывает каналы новых источников дохода. Янтра помогает успеху в бизнесе, карьере и профессии, так же как и в увеличении личного дохода и изобилия.
Вот, оказывается, откуда иудеи «заимствовали» и присвоили этот символ!

Реформы XVII в Никона в христианской Руси изменили обряды, в частности «перстосложение при крестном знамении», послужившее одной из причин Раскола в Церкви. Т.е. мудру жизни заменили на мудру Кубера. Для чего это было сделано?

Можно, конечно, как наши историки, всё объяснить «меркантильными хотелками» реформатора. Однако, ничего в мире просто так не происходит, во всём есть и более глубокий смысл. Оказывается, что перстосложения на христианских иконах точно совпадают, с так называемыми «мудрами» индусов (не поэтому ли старцев называли мудрецами?). Возможно, прослеживается и связь с санскритом.

Что же получается? А то, что при Никоне поменяли перстосложение, мудру жизни заменили на троеперстие, которое совпадает с мудрой Кубера. И всех христиан Руси энергетически привязали не к духовности , а к материальному эгрегору денег.

И вот, на протяжении почти 360 лет миллионы христиан, стоя в церквях, совершают крестное знамение мудрой Куберы, тем самым ежедневно подпитывают эгрегор христианской церкви в ее стремлении к богатству.

И опять, ни в коем случае не хочу обидеть чувства верующих христиан. Это лишь наблюдение, причем не я первый это заметил.

Мудры в христианстве — Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.

  • Интернет-Магазин
    • Пищевые добавки
    • Товары гигиены
    • Благовония
    • Индийские специи
    • Косметика
    • Массажные и лечебные масла
    • Медиа
    • Сувениры
    • Товары для массажа
  • Аюрведа
    • Миссия
    • История
    • Философия
    • Основы аюрведы
    • Карма и Дхарма
    • Священные тексты
    • Разделы
      • Терапия
      • Хирургия
      • Педиатрия
      • Психиатрия
      • Омоложение
      • Токсикология
      • Урология и гинекология
      • Лечение органов головы
    • Методы
      • Аюрведический массаж
      • Диагностика
      • Диета и режим дня
      • Другие методы
      • Марматерапия
      • Панчакарма
    • Препараты
      • Фиторецептуры
      • Травы
      • Масла
      • Косметология
      • Средства гигиены
    • Рекомендации
    • Люди Аюрведы
    • Аюр-видеотека
    • Клинические исследования
    • Доша-тест
  • Йога
    • Философия йоги
    • Асаны
    • Пранаямы
    • Мудры и бандхи
    • Очистительные крийи
    • Усмирение ума
    • Концентрация
    • Медитация
    • Кундалини йога
    • Йога сна
    • Разная йога
    • йога-видиотека
  • Человек
    • Теории создания
    • Строение
    • Пять элементов тела
    • Энергетические центры
    • Доша-типы
  • Земля
    • Теории возникновения
    • Вода
    • Камни и минералы
    • Растительный мир
    • Насекомые и простейшие
    • Животный мир
    • Мир людей
    • Ноосфера
    • Тайны природы
    • Разное
  • Вселенная
    • Первоэлементы
      • Пространство (Звук)
    • Космология
    • Джйотиш
    • Теории создания
  • Здоровье
    • Для души
      • Молитвы
      • Мантры
      • Янтры и Мандалы
      • Наставления святых
      • Пение
      • Видео
      • Путешествия
      • Пчеловодство
    • Для ума
      • Память
      • Концентрация
      • Медитация
      • Практика внимательности
      • Болезни и ум
      • Психология
      • Смехотерапия
      • Воспитание характера
      • Управление событиями
      • Ум и органы чувств
      • Настрои
    • Для тела
      • Баня
      • Сон
      • Гигиена
      • Гимнастика, закаливание
      • Питание
      • Общение
      • Сауна
      • Работа
      • Отдых
      • Фитнесс
      • Дыхание
      • Очищение
      • Массаж и самомассаж
      • Болезни и исцеление
        • Советы врача
        • Ароматерапия
        • Лечебные травы
        • Народные средства
        • Профилактика
        • Стрессы и депрессии
        • Терапия
        • Разное
      • Биоритмология
      • Здрава
      • Оздоровительные системы
  • Экология
    • Новости
    • Экосистемы
    • Экоэнергетика
    • Экотранспорт
    • Экопоселения
    • Экология быта
    • Экология питания
    • Экологическая этика
    • Разные эко-новинки
  • Питание
    • Этика питания
    • Системы питания
      • Сыроедение
      • Раздельное питание
      • Ведическая кулинария
      • Вегетарианское питание
    • Заготовки на зиму
    • Кулинарные рецепты
    • Рецепты к праздникам
    • Психология питания
    • Разное
    • Разновидности диет
      • Лечебные диеты
      • Диеты для похудения
    • Советы по здоровому питанию
    • Продукты питания
      • Вода
      • Ягоды
      • Чаи, напитки
      • Разные продукты
      • Продукты коровы
      • Продукты пчеловодства
      • Пряности, травы, растения
  • Семья
    • Мамам
    • Папам
    • Детям
      • Всякие всячины
      • Загадки
      • Истории и легенды
      • Колыбельные
      • Мультфильмы
      • Сказки
      • Школьникам
    • Психология супружества
    • Зачатие и рождение
    • Воспитание детей
    • Отношения в роду
    • Рекомендации
    • Творим с детьми
  • Дом
    • Васту и фен-шуй
    • Интерьерный дизайн
    • Ландшафтный дизайн
    • Домашние питомцы
    • Комнатные цветы
    • Полезные советы
    • Сад, огород
  • Отдых
    • Кафе
    • Кино
    • Театры
    • Фестивали
    • Развлечения
    • Акции
    • Телевидение
    • Новости
    • Путешествия
      • Новости
      • Острова
      • Места силы
      • Эко-туризм
      • Горы и пещеры
      • Города и страны
      • Памятники культуры
      • Места паломничества
      • Реки, озёра, водопады
      • Оздоровительный туризм
      • Видеотека путешествий
      • Советы путешественникам
      • Заповедники
    • Книги
    • Юмор
  • Спорт
    • Спортсменам
      • Любителям
      • Начинающим
      • Чемпионам
      • Ветеранам
    • Врачам
    • Тренерам
    • Адаптация
    • Подготовка
      • Психологическая
      • Физиологическая
      • Астробиоритмология
    • Соревнования
    • Реабилитация
    • Галерея славы
    • Мероприятия
    • Обучение
    • Для всех и каждого
  • Наука
    • Исследования
    • Древние науки
      • Астрология
        • Что такое астрология?
        • Виды астрологии
        • Основы Астрологии
        • Джйотиш
        • Астромедицина
        • Астроминерология
        • Астрологическая педагогика
        • Профориентация
        • Прогнозы, рекомендации
        • Астрологические услуги
      • Хиромантия
      • Фен-шуй
      • И-дзин
      • Йога
      • Васту
      • Таро
      • Философия
    • Наука и духовность
    • Современные науки
    • Философия
    • Новости
  • Учёба
    • Новости
    • Государственное обучение
    • Мастер-классы
    • Видео записи обучения
  • Красота
    • Красота тела
    • Красота рук
    • Красота ног
    • Красота лица
    • Красота волос
    • Имидж и стиль
    • Полезные советы
    • Авторский курс» ВОЛШЕБСТВО НАТУРАЛЬНОГО УХОДА»
  • Культура
    • Духовная философия
    • Древняя культура
      • Приметы
      • Мифология
      • Обычаи и обряды
      • Образы и символы
    • Библиотека
      • Притчи
      • Легенды
      • Жизнеописание святых
    • Духовная этика
    • Образование
    • Русский язык
    • Люди культуры
    • Мероприятия
      • Анонс мероприятий
      • Архив мероприятий
    • Праздники
    • Интервью
    • Видео-культуротека
    • Новости
    • Разное
    • Музеи
  • ВедКультура
    • ФилософияВеданты
    • Боги и святые
    • Священные Писания
    • Истории о сиддхах
    • Ведическая Русь
    • Разное ведическое
    • Праздники ведические
    • Интервью
    • Веда-видеотека
  • Творчество
    • Литературное
      • Поэзия
      • Проза
    • Музыкальное
      • Детское
      • Духовное
      • Классическое
        • Великие Классики
        • Нео-Классика
        • Разное
      • Народное
      • Нью-Эйдж
      • Славянское
      • Этно. Фолк
    • Прикладное
      • Изделия из бисера
      • Изделия из шерсти
      • Куклы
      • Народные костюмы
      • Народные ремесла
      • Разное
      • Украшения
    • Театральное
    • Художественное
      • Иконопись
        • Буддистская
        • Индийская
        • Православная
      • Графика
      • Живопись
      • Мозаика, витраж
      • Скульптура
    • Великие творцы
    • Ландшафтный дизайн
    • Мультимедиа
    • Юмор
    • Фото
    • Кино
      • Духовное
      • Художественное
      • Научно-исследовательское
    • Танцевальное
  • Издательство
    • Об издательстве
      • Журналы
      • Газета «Астроведа»
      • Места распространения
    • Магазин книг
      • Книги издательства
      • Книги других издательств
    • Авторы
      • Наши авторы
      • Новым авторам
    • Партнеры
    • Новости Святослава
    • Реклама в изданиях
    • Контакты
  • Центр «Расаяна»
    • Консультации врача
    • Услуги косметологов
    • Консультации астролога
    • Массаж
    • Акция! Аюрведические процедуры — скидка 30%
    • Прайс услуг Аюрведического массажа
    • Прайс услуг косметологов
    • Панчакарма
    • Диагностика
    • Контакты
  • Наши друзья
    • Персоны
    • Сайты
    • Сообщества
    • Организации
    • Компании
    • Группы
  • Викиведия
    • Викиведия
  • Услуги
    • Реклама и сотрудничество
    • Частным лицам
      • Консультации астролога
      • Консультации специалиста по васту
      • Косметология
      • Массажи
      • Процедуры
    • Организациям и компаниям
      • Предложения по закупкам
      • Прогнозы астролога
    • Объявления
  • О нас
    • Миссия
      • Миссия Движения
      • Миссия Компании
    • Мероприятия
    • Наши партнеры
    • Видео
    • Фото
    • История
    • Документация
    • Контакты
  • Другое
  • Магазин розничной торговли

>Сокровищница духовной мудрости

Антология святоотеческой мысли

От издателей

Предисловие

Введение

Агиология Ад Ангелы Антихрист Антропология Апологетика Бдение Бедность Бедствия Безбожие Безмолвие Беседы Беснование Беспечность Беспристрастие Бесстрастие Бесстрашие Бесстыдство Бесчестие Бесчувствие Блага земные Блага истинные Благоговение Благодарение Благодать Благоденствие Благоразумие Благость Божия Благотворительность Благочестие Блаженство Ближний Блуд Богатство Боговедение Боговидение Боговоплощение Богоединение Богоискание Богомыслие Богопочитание Источники Богообщение Богооставленность Богоотступничество Богопознание Богородица Богословие Богосозерцание Богоугождение Богоуподобление Бодрствование Болезни Брак Брань духовная Вдовство Ведение Вера Ви´дение Виде´ние Винопитие Власть Вожделение Воздаяние Воздержание Война Воля Божия Воля человеческая Воображение Воровство Ворожба Воскресение Вражда Вспыльчивость Высокоумие Высокомерие Источники Гадание Гнев Гнев Божий Гомилетика Гонения Гордость Гостеприимство Грех Дары Божии Девство Дела Демоны Источники Дерзновение Дерзость Диаконы Доброделание Добродетель Догматы Долготерпение Божие Дружба Дух Святый Духовная жизнь Душа Епископ Епитимии Ересь Женщина Жертва Богу Жестокость Жизнь вечная Жизнь загробная Жизнь земная Жизнь истинная Забвение Источники Заботы Зависть Закон Закон Ветхозаветный Заповеди Здоровье Зло Злопамятство Злорадство Злословие Злоупотребления Знание Зрелища Зрение Идолопоклонство Иконопочитание Искушения Исповедничество Исповедь Исправление Испытания Истина Исцеления Клевета Клятва Корыстолюбие Космология Кощунство Красота Крест Крещение Кротость Леность Лесть Лицемерие Ложь Лукавство Любовь Любовь Божия Любовь к ближнему Любовь к Богу Любовь к врагам Любовь плотская Любомудрие Любопытство Любостяжание Источники Малодушие Медицина Месть Мечтательность Милосердие Милосердие Божие Милостыня Мирность сердца Миролюбие Миротворчество Многословие Молитва Сущность молитвы Молитвенный настрой Истоки молитвы Степени молитвы Чистота сердца Трезвение в молитве Умная молитва Сердечная молитва Чистая молитва Созерцание в молитве Непрестанная молитва Иисусова молитва Молитва Господня Церковная молитва Покаянная молитва Слезная молитва Просительная молитва Дерзновение в молитве Ночная молитва Сила молитвы Польза молитвы Плоды молитвы Молитвенное правило Искушения в молитве Чувства в молитве Рассеянная молитва Прелесть в молитве Молитва о ближних Молитва о врагах Молитва об усопших Молчание Монашество Мощи Мудрость Мужество Мученичество Мучения вечные Мысли Мытарства Награда Надежда Надменность Наказание Наслаждения Насмешки Наставления Начальство Неверие Незлобие Немощи Ненависть Неплодство Нерадение Нестяжательность Нечестие Нищета Нищета духовная Источники Обет Обетования Божии Обиды Обличения Общение Одежда Осквернение Оскорбление Осуждение Откровение о Творце Отречение от мира Отчаяние Отшельничество Охлаждение Очищение Падения Память Память Божия Паства Пастырь Сущность пастырства Образ пастыря Попечение о пастве Пастырские искушения Обязанности пастыря Ответственность пастыря Пастырство ложное Пастырское служение Педагогика Печаль Писания Святых Отцев Пища Плач Плоть Подвиги Покаяние Сущность покаяния Покаяние как добродетель Необходимость покаяния Степени покаяния Действенность покаяния Истинное покаяние Слезное покаяние Дела покаяния Плоды покаяния Истинность покаяния Время покаяния Духовная епитимия Поклоны Покой души Источники Помощь Божия Помыслы Причины возникновения помыслов Последствия воздействия помыслов Борьба с помыслами Откровение помыслов Помыслы хульные Блуждание помыслов Чистота помыслов Поношение Попечения Порок Послушание Пост Что такое пост Цель поста Подготовка к посту Мера поста Истинный пост Духовный пост Плоды поста Польза поста Мнимый пост Отвержение поста Похвала Похоть Правда Праведность Праздники Празднословие Праздность Превозношение Прелесть Прелюбодеяние Пресыщение Привычка Пример Примирение Пристрастие Причащение Причащение – дар Божий Значение причащения Приготовление ко причащению Плоды причащения Искушения перед причащением Как часто нужно причащаться Недостойное причащение Произволение Промысл Пророчества Прославление Бога Простота Прошения Прощение Псалмопение Пьянство Источники Рабство Рабство телесное Рабство духовное Равнодушие Радость Раздор Раздражительность Разум Рай Раскаяние Раскол Рассеянность Рассудительность Ревность Решимость Родители Ропот Роскошь Самовоспитание Самоисправление Самоконтроль Самолюбие Самомнение Самонадеянность Самообладание Самооправдание Самоосуждение Самоотречение Самопознание Самоубийство Самоукорение Самоуничижение Свобода Своеволие Свойства Божии Святотатство Священное Писание Благодатность Священного Писания Толкование и изучение Священного Писания Понимание Священного Писания Чтение Священного Писания Ложное и дерзновенное толкование Священного Писания Нерадение о Священном Писании Священство Величие служения священства Образ священника Служение священника Обязанности священника Ответственность священника Недостойное священство Осуждение священства Искушения священства Сердце Сквернословие Скорби Неизбежность скорбей Причины скорбей Польза скорбей Перенесение скорбей Утешения в скорбях Благодарение за скорби Воздаяния за скорби Скорби праведных Скромность Слава истинная Славолюбие Сладострастие Сластолюбие Слезы Служение Богу Слух Источники Смерть Сущность смерти Смерть – начало вечности Неизбежность смерти Смерть – конец грехам и страданиям Смерть грешников и нераскаянных Смерть младенцев Смерть душевная Страх смерти Памятование о смерти Приготовление к смерти Искушения в смертный час Состояние души после смерти Скорбь об умерших Смех Смирение Смирение – великая добродетель Признаки истинного смирения Виды смирения Смиренный настрой Как приобрести смирение Плоды смирения Ложное смирение Снисходительность Соблазн Совершенство Совесть Совет Созерцание Сокрушение Сомнение Сострадание Сотериология Путь ко спасению Спасение только в Боге Признаки спасения Начало спасения – осознание своей греховности Спасение грешников Скорби на пути ко спасению Спасение не от добрых дел, а от покаяния Спасение ближних Сплетни Спорливость Справедливость Сребролюбие Ссоры Страдания Страннолюбие Источники Страсти Страсти – воздействие стихии греха Причины страстей Степени и виды страстей Последствия действия страстей Ненависть к страстям Борьба со страстями Услаждение страстями Путь к бесстрастию Господь исцеляет от страстей Страх Божий Страх человеческий Стыд Суд Страшный Суеверие Суета Суждение Счастье Таинства Тело Теология Терпение Тление Трапеза Трезвение Троица Труд Тщеславие Источники Убийство Удовольствия Уединение Украшения Ум Умеренность Умиление Уничижение Уныние Упование Усердие Утешение Фарисейство Храм Христианин Христология Божественность Иисуса Христа Воплощение Рождение Крещение Страдание Крестная смерть Воскресение Вознесение Искупление Спасение Единение естеств Хула Царство Небесное Целомудрие Цель жизни Чародейство Человекоугодие Честолюбие Честь Чистота Чревоугодие Чтение Чувства Чудеса Шеол Шутки Щедрость Экклесиология Эсхатология Юность Язык Язычество Ярость Источники Биографические сведения о святых отцах

От издателей

Историю появления на свет «Сокровищницы духовной мудрости» издателям удалось узнать непосредственно от составителей сборника. В 1973 году над созданием книги начали работать протоиерей Михаил Нейгум (†2001) вместе со своим однокурсником Георгием Пономаревым (ныне архиепископ Венский и будапештский Павел), а затем к ним присоединились иеромонах Ростислав (Оборотов) (†1982) и протоиерей Иоанн Киевский. Будучи студентами Московской Духовной Академии и Семинарии, они в течение семи лет делали выписки из творений святых отцов, пользуясь фондами академической библиотеки, Всего было выбрано более шестидесяти тысяч цитат. Это был кропотливый подвижнический труд: цитаты выписывались на карточки, затем систематизировались по разделам.

В 80-е годы собранный материал удалось подготовить в машинописном варианте, но в полном объеме антология до сих пор так и не была выпущена в свет. Сокращенный однотомный сборник, в котором цитаты расположены но дням богослужебного годичного круга, подготовленный протоиереем Михаилом Нейгумом, был издан в 2000 году издательствами «Русь» и Троице-Сергиевой Лаврой.

В нынешнем издании читателю предлагается исправленный и выверенный по первоисточникам первоначальный вариант «Сокровищницы духовной мудрости».

Издание не имеет аналогов по богатству материала и удобству пользования и может послужить прекрасным пособием в первую очередь проповеднику, но думается, что и для любого человека станет книгой духовных советов. Желаем нашим читателям духовного преуспеяния и спасения души.

Предисловие

Всякому земному сокровищу присуще исчезать, рассеиваться и гибнуть. Где богатства, некогда хранившиеся в сокровищницах египетских фараонов, персидских царей, римских и византийских императоров? Где сокровища Соломона, Креза и им подобных? Земные богатства – субстанция текучая, изменчивая, преходящая и тленная, как и земная красота. По словам святого Василия Великого, «свойство богатства – текучесть. Быстрее потока протекает оно мимо владеющих им и обыкновенно переменяет их одно за другим. Как река, стремящаяся с высоты, приближается к стоящим на берегу, но вдруг коснулась и в ту же минуту удалилась: так и выгоды богатства весьма быстро появляются и ускользают, имея обычай переходить от одного к другому. Это поле сегодня принадлежит одному, завтра будет принадлежать другому, а через несколько времени еще новому владельцу… И золото, постоянно утекая из рук владеющего им, переходит к другому, а от другого к третьему. Скорее можешь удержать воду, сжатую в руке, нежели надолго сохранить у себя богатство. Посему прекрасно сказано: богатство аще течет, не прилагайте сердца. Не пристращайся к нему душою своею, но извлекай из него пользу; не люби его чрез меру, и как одному из благ не дивись ему, но употребляй его в служение как орудие»1.

Упование на земные богатства подобно желанию утолить жажду в знойный полдень соленой водой. И, тем не менее, значительная часть человечества упорно стремится утолить духовную жажду этой соленой водой, испытывая муки при каждом глотке, но теша себя безумной надеждой на то, что следующий глоток, может быть, принесет облегчение.

Редко осознаем мы, что Сам Господь претерпел позорнейшую и мучительнейшую смерть на Кресте, чтобы мы смогли осуществить такое предуготовление и достойными гражданами Горнего Иерусалима войти в Царство Небесное. А для этого Он и заповедал нам: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 19–21). И среди этих небесных сокровищ, которые, по заповеди Господней, мы должны собирать, одними из наиболее ценных являются сокровища святоотеческой мудрости.

Священное Писание и творения святых отцов, являются основой всего православного миросозерцания и всего православного жития. Как сказал некогда преосвященный Филарет (Гумилевский): «Церковь Христова есть царство истины и святости, основанное Христом Господом и силою Святаго Духа, действующего чрез избранных своих, всегда живое в членах своих… а высокая честь быть избранными орудиями Духа Божия предоставлена отцам Церкви»2. Поэтому в сочинениях святых отцов обретается если не все, то, по крайней мере, многое из того, что жизненно необходимо для каждого православного человека. Не случайно святитель Игнатий писал: «Учение святых Отцов Восточной Церкви – верно: оно – учение Святаго Духа. Умоляю вас: держитесь этого учения! Оно будет руководить вас к блаженной вечности»3. В них встречаются и возвышеннейшие полеты преисполненной благодати богословской мысли, воспаряющие к самым вершинам Боговедения, и глубокие нравственные назидания, позволяющие нам ориентироваться в сложных перипетиях земного жития, и руководственные начала для той духовной брани, которая неотделима от этого земного жития.

Святые отцы жили и творили в самые различные эпохи и в самых различных странах. От святого Игнатия Богоносца, который жил в I – начале II в. в Сирии и которого, по Преданию, еще малюткой держал на руках Сам Господь, до святителя Игнатия Брянчанинова, почти нашего современника, протекло два тысячелетия, сменилось много поколений, но, читая творения этих двух святых отцов, забываешь о времени – они кажутся написанными людьми одной эпохи. Изысканный эллин по рождению и воспитанию, святитель Григорий Богослов должен был бы, если мыслить только в категориях земного бытия, отделен непроходимой пропастью от почти незнакомого с эллинской культурой и языком копта преподобного Антония Великого или сирийца аввы Исаака Сирина. Однако, одинаково водимые здесь, на земле, Духом Святым и сподобившиеся после своей блаженной кончины быть гражданами Небесного Иерусалима и причисленными «к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» (Евр. 12, 23), они все являются как бы современниками. Более того, они суть наши современники, и довольно часто куда более близки нам, чем те, которые живут с нами в одном и том же «хронологическом разрезе», но которые по духу столь далеки от нас, сколь далеки были, например, от преподобного Макария Египетского, подвизающегося в Скиту, александрийцы IV века, заполняющие ипподромы, проводящие жизнь в пирах и пустых утехах и поклоняющиеся языческим богам. Будучи как бы нашими современниками, святые отцы выводят нас из круговорота суетного времени и делают причастниками того времени, которое нераздельно сопряжено с вечностью, устремлено к ней и увенчивается ею. Если наша греховная и немощная мысль удостаивается хоть чуть-чуть соприкоснуться с мыслью святоотеческой, то радость обретения и смысла человеческой жизни, и смысла всего бытия своим осиянием наполняет душу. Тогда имамы сокровище сие в скудельных сосудех (2Кор. 4, 7), и это для того, чтобы «в действовании нашем ничего нашего не было видно, чтобы ничто наше не бросалось в глаза, а все было относимо к силе Божией»4.

Великую силу имеет святоотеческое слово. Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечал, что все писания святых отцов составлены по внушению или под влиянием Святаго Духа и что руководствующийся ими, без сомнения, имеет руководителем Святаго Духа. «Усвой себе мысли и дух святых отцов чтением их писаний… Как единомысленный и единодушный святым отцам, ты спасешься»5, – писал он.

«…Чтение отеческих писаний окружает дух стеною, очищает совесть, изгоняет низкие страсти, насаждает добродетель, делает помысл возвышенным, не допускает погружаться в неожиданные обстоятельства, ставит выше диавольских стрел, переселяет на самое небо, освобождает душу от уз тела, дает легкие крылья и все хорошее, что кто бы ни назвал, поселяет в душе слушателей»6, – утверждает святитель Иоанн Златоуст.

Жизнь по учению святых отцов открывает для нас путь к смирению, которое вместе со страхом Господним есть «начало премудрости» (Пс. 110, 10). Это смирение, в том числе – и смирение ума, не только просвещает нашу душу и тело, но и созидает постепенно в нас тот «верующий разум». Он был присущ всем отцам Церкви, которые и должны здесь быть нашими ориентирами. А поэтому, «проникнувшись искренне и глубоко духом церковным, воспринявши его в благодатных дарах, живущих в Церкви: в молитве, в богослужении, в таинствах, в вероучении и в жизневоплощении всей этой совокупности церковного сознания и ощущения, станем вполне способными к правильному восприятию и усвоению и той глубокой мудрости, которой полны святоотеческие творения»7.

А. И. Сидоров, профессор Московской Духовной Академии, доктор церковной истории.

Введение

…Как пчелы приготовляют свои соты из многих и различных веществ, но придают им один вкус, так и мы будем пользоваться и медом отцов, собранным в различное время, но содержащим одну и ту же благодать и одно духовное учение (свт. Иоанн Златоуст, 50, 844).

* * *

Если на случайную дорогу, не изведанную делом, едва ли кто решится вступить без верного проводника, если в море никто не пустится без искусного кормчего, если какую-нибудь науку или искусство никто не возьмется без знающего дела учителя, – то кто дерзнет приступить к изучению делом искусства искусств и науки наук, вступить на таинственную стезю, ведущую к Богу, и пуститься в беспредельное море… Поистине таковый, кто бы он ни был, прельщает себя, и прежде вступления на путь уже заблудился, как незаконно подвизающийся: как напротив, и шага не сделав, достиг конца тот, кто подчиняет себя отеческим уставам. Ибо откуда иначе имеем мы узнать, как ополчиться против плоти или как вооружиться против страстей и бесов? Как без них научимся отличать доброе от недоброго, когда к добродетелям прицепляются худые страсти и всегда стоят некако при дверях их? Как без них умудримся обуздывать чувства телесные и, как струны на гуслях, согласно настраивать силы душевные? Особенно же как без них можно будет нам различать гласы, откровения, внушения, видения божественные и козни, прелести и призраки бесовские? Одним словом, как сподобимся достигнуть единения с Богом и научимся богодейственным священнодействиям и таинствам без посвящения в них тайноводителем истинным и просвещенным (патр. Каллист и ин. Игнатий, 89, 349).

Внимай же всякий чтению, потому что словеса святых суть словеса Божии, а не человеческие; влагай их в сердце и блюди добре, потому что словеса Божии суть словеса жизни, и тот, кто имеет их в себе и хранит, имеет живот вечный (прп. Симеон Новый Богослов, 75, 283).

<Одни святые> отцы с намерением писали просто, соображаясь со временем и людьми, к которым писали… <Другие писали высоко>, ибо ежели бы все писали просто, то никто из высоких (ученых) не получил бы пользы, и считал бы написанное за ничто по простоте слова; но также и из простых никто не получил бы пользы, если бы все писали высоко, потому что не понимал бы силы сказанного (сщмч. Петр Дамаскин, 73, 109–111).

Господь наш в Священных книгах раскрыл жизнь (святых), чтобы не только, слушая в них, мы похваляли, но чтобы и поревновали подражать их жизни (свт. Иоанн Златоуст, 50, 348).

…Мы хотим предостеречь читателя как этих собеседований, так и прежних писаний, чтобы, если по качеству своего состояния и намерения или но общему житию, может быть, что-нибудь в них почтет невозможным и суровым, судил бы о них не по мерке своей способности, а по достоинству и совершенству говорящих, прежде понял их ревность и намерение, по которому они, истинно умерши для этой мирской жизни, не связывались никаким пристрастием к плотским родителям, никакими узами мирских дел. Потом должны обратить внимание и на качество тех мест, в которых они пребывали, потому что, находясь в обширнейшей пустыне, отделившись от сообщения со всеми смертными и через это получив просвещение чувств, они созерцают и высказывают то, что неопытным и неученым покажется, может быть, невозможным. Впрочем, если кто захочет произнести истинное мнение об этом, может ли быть исполнено, пусть пожелает испытать на деле, поспешит прежде предпринять их намерение с подобным усердием и образом жизни и тогда наконец поймет, что то, что казалось выше способности человека, не только возможно, но и весьма приятно (прп. Иоанн Кассиан, 57, 166).

…Бывает, что сегодня тот же (святой) о том же деле говорит одно, а завтра другое, и это не есть разногласие, если только слушатель имеет ведение или опытность. И опять один говорит одно, а другой другое о том же самом изречении Писания Божественного, ибо часто и то и другое внушила Божественная благодать сообразно с временем и состоянием людей (сщмч. Петр Дамаскин, 73, 107).

Святые, если говорят о естественной вещи, то по рассмотрению, т. е. по ведению естественному, от видении существующих творений, происходящего вследствие чистоты ума, говорят с полнейшей точностью о намерении Божием и испытывают Писания (Ин. 5, 39)… Когда же превыше естества представляется чувственная или умственная вещь, или написанное изречение, то святые познают его по прозрению или по откровению, если дается им ведение о сем от Святого Духа. Если же и не дается, но для пользы остается им это неоткрытым, то они не стыдятся сказать истину и сознаться в человеческой немощи, говоря: не знаю, Бог ведает… (сщмч. Петр Дамаскин, 73, 107.

…Беседа и знакомство со святыми сообщает святость (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 112).

Писания отцов соединяются все в Евангелии; все клонятся к тому, чтоб научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа; всех их и источник и конец – святое Евангелие (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 113).

Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 113).

Чтение отеческих писаний, по умалении духоносных наставников, сделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 113).

…Книги святых отцов подобны богатому собранию врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачевство (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 113).

Книги святых отцов… подобны зеркалу: смотрясь в них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 113).

Каждый избери себе чтение отцов, соответствующее своему образу жизни… Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях отцов (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 114).

В чтении отеческих писаний нужно наблюсти постепенность, и никак не читать их поспешно (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 51).

…Если мы действительно хотим самим делом достигнуть истинного совершенства добродетелей, то должны ввериться тем учителям и руководителям, которые не суесловным рассуждением бредят о нем, но делом и опытом понимая, могут и нас научить, направить к нему и верно указать и путь к достижению его, и которые свидетельствовали, что они достигли его больше верою, нежели заслугами трудов. Приобретенная ими чистота сердца доставляла им ту особенно пользу, что сознавали, что они более и более удручаются грехами. Потому сокрушение о грехах столько каждый день умножалось в них, сколько чистота сердца усовершалась; и они непрестанно от искреннего сердца воздыхали, потому что сознавали, что они никак не могут избежать нечистоты и срама грехов, которые запятнали их через многоразличные помыслы. И потому объявляли, что они надеются получить награды в будущей жизни не по заслугам трудов, а по милосердию Господа, не присвояя себе никакого преимущества по сравнению с другими из-за такой осмотрительности сердца; потому что эту самую (осмотрительность) они приписывали не своей тщательности, а благодати Божией; не обольщают себя высоким мнением о себе при виде нерадения низших и холодных (людей), а больше рассматривают тех, о которых знали, что они действительно не имели греха, и в Царстве Небесном уже наслаждаются вечным блаженством, – приобретали постоянное смирение и таким образом этим рассматриванием вместе избегали падения от возношения, и всегда находили то, к чему стремились или о чем сетовали, понимали, что при препятствии от тяжести плоти они сами собой не могут достигнуть желаемой чистоты сердца (прп. Иоанн Кассиан, 57, 151).

Бог создал церковь, и она принадлежит Ему.
Сегодня я хочу поговорить о мудрости и о страхе Господнем. Страх Господень – начало мудрости. Мудрость – это ценное качество, которое должно быть в нашей жизни. В Библии в книге Притчей Соломоновых большой акцент Бог делает на мудрости. Места в Писании, говорящие о мудрости захватывают сердце, мы понимаем, какое благословение есть в мудрости.

Притчи 3:13-18
13 стих: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрёл разум». Вот где наши благословения. Счастлив такой человек.
14 стих: «потому что приобретение её лучше приобретения серебра, и прибыли от неё больше, чем от золота». Иногда мы молимся и просим, «Господь, благослови меня финансами и другими вещами». И мы забываем, что если у нас будет мудрость, то будет всё, потому что это – самое лучшее приобретение, которое только может быть у нас.
15 стих: » она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобой не сравнится с ней». Подумай о том, чего ты желаешь. Написано, что ничто из желаемого не сравнится с ней. Самое лучшее, что у нас может быть – это Божья мудрость. Что приносит Божья мудрость?
16 стих: » Долгоденствие – в её правой руке». Долгоденствие означает, что у тебя будет хорошее здоровье. Мудрость, оказывается, влияет на наше здоровье.
17-18 стихи: «а в левой у неё – богатство и слава; её пути – пути приятные, и все её пути – мирные. Она – дерево жизни для тех, которые приобретают её, – и блаженны, которые сохраняют её!» Вот за что нам нужно молиться и просить у Господа. Потому что Господь дает мудрость, она приходит свыше, от Господа. Эту мудрость нельзя купить, заработать. Её можно только получить по вере. Бог ободряет всех, кому не хватает – просить мудрости. Мудрость – это удивительное качество.

Притчи 24: 3-4 «Мудростью устрояется дом и разумом утверждается, и с уменьем его внутренности наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом».
Прит.14:1 «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками».

Мудрость может создавать, благословлять, творить. А глупость разрушительна. Иногда мы думаем, «глупый я человек, не хватает чего-то у меня», относимся к ней легкомысленно. Не считаем, что глупость – это враг, что это проблема. Но в Библии написано, что мудрость устрояет, а глупость разрушает своими руками. Поэтому, если у нас есть мудрость, мы правильно устрояем свою жизнь, свой дом, свою семью, правильно воспитываем своих детей, можем правильно служить Господу. Потому что способность, качество мудрости – созидать, строить. А глупость – всё разрушает, приносит проблемы, неудачи, поражение, неуспех. Вот почему Бог нас ободряет – «ищи мудрости, проси, взывай о ней». В Притчах написано, что сама мудрость нас зовет, только не все хотят ее слушать, искать её. Думаю, что сегодня мы сильно захотим искать мудрость.

Притчи 24:5 «Мудрый человек силён, и разумный человек укрепляет свою силу». Мудрость дает тебе силу. Мудрость – это не образование. Это то, что приходит от Бога в твой дух, и потом это влияет на твой интеллект. Есть много образованных, но глупых людей, к сожалению. Образование дает знания, но не прибавляет тебе мудрости.

Посмотри на историю, было много известных, образованных людей. Ты еще помнишь Карла Маркса? Его портреты висели повсюду. Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Ленин. Их иконостас был в каждом классе, в каждой школе. Они были образованными людьми, очень умными. Однако, Слово Божье говорит, что глупец, или безумец, сказал в сердце своем, что нет Бога (Пс13:1). Образование не помогло им. Своей мудростью они не смогли познать Бога. Но Бог дает нам другую мудрость, которая приходит свыше и помогает нам познавать Бога. Бог дает мудрость, которая помогает нам жить на этой земле.

По-еврейски, слово мудрость означает «проницательность». Ты можешь видеть ситуации насквозь. Ты можешь видеть людей и понимать их. Из-за недостатка мудрости многие люди совершили большие ошибки в своей жизни. Из-за недостатка мудрости многие люди не разбираются в людях, принимают неправильные решения, неправильно женятся, выходят замуж, неправильно выбирают себе работу, служение и т.д. Очень важно иметь мудрость. Потому что мудрость показывает тебе в самом начале, что будет потом. Это и есть слово «проницательность», способность видеть будущее. Поэтому, Бог говорит, что она самое драгоценное, что может быть здесь. Мудрость дороже золота и драгоценных камней, и эту мудрость нельзя купить, можно получить только по вере.

Удивительно, что мудрость должна быть в основании, в начале всякого дела. Прежде чем мы сделаем что-то важное в своей жизни, нам необходима мудрость, чтобы нам не ошибиться, не потеряться, не заблудиться, чтобы нам потом не было мучительно больно за свои глупости, за свои ошибки. Бог говорит, «ищи, проси, и Я дам тебе мудрость».

Притчи 8:22-25 «Господь имел меня началом Своего пути, прежде Своих созданий, от вечности; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда ещё не существовали бездны, когда ещё не было источников, обильных водой. Я родилась прежде, чем водружены были горы, прежде холмов». Сам Господь имел мудрость «началом пути Своего». Даже Богу нужна мудрость. Он показывает нам, что в начале каждого нового пути, каждого важного решения, мы должны руководствоваться Божьей мудростью. Мудрость помогает тебе принять правильное решение, сделать правильное начало, чтобы у тебя был правильный финал. Мудрость имеет способность видеть.

Притчи 8:30 «тогда я была при Нём художницей, и была радостью всякий день, веселясь перед Его лицом во всё время, веселясь на Его земном кругу, и моя радость была с народами земли». Мудрость она ещё и художница. Она позволяет тебе творить, видеть невидимое, видеть планы и цели Божьи. Мудрость сама творит Божьи планы и показывает их нам. Она всегда была вместе с Богом. Бог и есть наша мудрость. Чтобы видеть невидимое, рисовать картины будущего, познавать Бога, нам нужна Его мудрость.
Мудрость связана с радостью. Глупость всегда говорит: «у меня ничего не получится, я обречен, я неудачник». Но мудрость видит то, что приготовил для тебя Бог и она радуется, потому что, это — что-то замечательное и удивительное. Ты этого не видишь, но мудрость видит и рисует тебе эти прекрасные картины. Когда ты видишь эти прекрасные Божьи образы и планы, это радует и вдохновляет тебя, и ты живешь в соответствии с волей Божьей. Как говорится, «и жизнь хороша, и жить хорошо, а хорошо жить ещё лучше».

Это не те картины, которые рисует тебе дьявол – страхи, неудачи и гнусности. Не такой наш Господь, Он есть свет, в Нем нет никакой тьмы. Поэтому Божья мудрость открывает тебе свет истины, перспективы Божьи. Это радует и вдохновляет тебя. Это входит в твое сердце, и ты говоришь: «Господь, теперь я вижу невидимое, я могу называть несуществующее, как существующее». Прежде, чем молиться, мы должны это увидеть. Мудрость помогает тебе увидеть невидимое, нарисовать не абстрактные, а Божьи картины. Ты берешь Божье обетование, и рисуешь себя, свою семью, своих детей в нем. Мудрость, как художница, помогает тебе нарисовать эти образы.

У мудрости есть два крыла – она помогает тебе увидеть, чтобы исполнить. «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1). Мудрость помогает тебе это увидеть, понять, нарисовать.

Бог говорит нам – ищите мудрость. Мудрость тоже нас ищет. В Притчах написано, что она стоит и взывает: «обратитесь ко мне, придите ко мне!» Просто многие из нас почему-то ее игнорируют, проходят мимо, ищут какие-то другие пути и возможности. Но мудрость хочет сделать тебя благословенным.

Слово Божье говорит, что «начало мудрости – страх Господень». Прежде чем молиться за мудрость, нужно обратиться к самому началу. У мудрости тоже есть начало, и оно называется – страх Господень. Нам не нравится слово «страх», оно имеет негативный оттенок, вызывает не позитивные ассоциации. Страх – это что-то мучительное, пугающее, не хорошее. Но страх Господень – это благоговение перед Богом, глубокое почитание и уважение Бога.

Немного поговорим о страхах, чтобы разобраться какой страх нам нужен, а какой не нужен. Есть разные страхи: страхи которые нам нужны, и естественный страх, который нас защищает. Если у тебя есть такой страх, то ты не выйдешь из окна девятого этажа и не пойдешь прогуляться с балкона. Это полезный страх, который защищает тебя, когда ты переходишь дорогу. Нам нужен этот страх, иначе мы бы погибли.

Есть страх, который нам не нужен – это демонический страх. Он мучает и угнетает человека. Иногда он появляется беспричинно, непонятно откуда. Человек даже не понимает, почему он чего-то боится, беспокоится, почему его что-то гнетет. Демонический страх – это мучительный страх. От этого страха Бог хочет нас освободить. О таком страхе написано: «Я не дал вам такого духа страха, который мучает и угнетает» (2Тим.1:7).

Есть еще религиозный страх, когда люди сами себя пугают. Этот страх с фарисейским уклоном: «не ту пуговицу застегнул, пробор неправильный на голове». Он делает упор на внешние вещи, на всякие мелочи. Такой страх тоже нам не нужен, он не приближает тебя к Богу, не дает духовной свободы, но угнетает, осуждает, контролирует.

Еще один очень опасный страх – страх перед людьми, когда мнение людей мы ставим выше, чем мнение Бога. Мы думаем, что о нас скажут люди, подумают соседи, будут говорить на работе, и мы боимся евангелизировать, говорить о Боге. Библия говорит, что страх перед человеком – это ловушка для нас, это опасность, потому что тогда люди для нас главней, чем Бог. Мы начинаем бояться людей, слушать их, и не слушаем мнение Бога. Нам такой страх не нужен. Царь Саул потерял царство, потому что людей боялся больше, чем Бога, хотел угодить людям, а не Богу.

Страх Господень несет благословение, свободу и радость, поэтому, я хочу поподробнее поговорить о страхе Господнем, чтобы мы все захотели бояться Бога.
Исайи 11:1-3 «И произойдёт отрасль от корня Иессея, и ветвь произрастёт от его корня; и почиёт на нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду Своих глаз и не по слуху Своих ушей решать дела». Мы видим, что Господь дает нам мудрость, разум, совет, крепость, ведение, благочестие и страхом Господним исполняет. Здесь говорится об Иисусе Христе, о Том, Который Сам есть свет. Если Самому Иисусу Христу это нужно было, насколько больше это нужно нам. Через страх Господень Бог дает тебе мудрость, особенную проницательность. Иногда мы ошибаемся, видим и не понимаем сущности вопроса, проблемы, ситуации, человека, потому что встречаем по одежке. Страх Господень дает тебе способность быть проницательным и видеть невидимое.

3 стих: «И будет судить не по взгляду Своих глаз и не по слуху Своих ушей решать дела». Так важно это понимать. К нам, как к людям верующим очень часто обращаются неверующие, ищут совета и хотят услышать правильный, мудрый ответ. Но, как мы можем дать им правильный совет, если у нас нет страха Господня, нет мудрости, тогда мы будем просто отталкиваться от того, как мы понимаем и представляем. Но наше представление ошибочно. Бог хочет, чтобы мы исполнились Его мудростью, которая приходит через страх Господень, чтобы мы и для себя могли видеть, и другим людям дать правильный, мудрый совет и наставление.

Ты можешь читать и провозглашать на себя: «и почиёт на мне Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнюсь я, и буду судить не по взгляду Своих глаз и не по слуху Своих ушей решать дела». Да, это говорится об Иисусе Христе. Но сейчас мы во Христе. Это слово также и для нас, потому что мы христиане, Божьи помазанники. Дух Святой хочет помазать нас, действовать через нас, поэтому, мы должны увидеть себя в этом Слове Божьем.

Основание страха Господня – это провозглашение: «не моя воля, но Твоя воля да будет!». Бог – твой высший авторитет, твоя высшая власть, первая заповедь для тебя. Бог – на первом месте в твоей жизни. В этом глубокое почитание и поклонение перед Богом. И это дает нам способность быть мудрыми, принимать правильные решения.

Евреям 5:7 Иисус «был услышан за Своё благоговение». Почему молитвы Иисуса были отвечены? Написано, «он был услышан за Своё благоговение». Благоговение – это страх Божий. Иисус исполнился страхом Божьим, пребывал в страхе Божьем и молился в страхе Господнем. Что значит молиться в страхе Господнем?
Евреям 11:6 «приходящий к Богу должен веровать, что Он есть». Иногда мы молимся, но до конца не отдаем себе отчета Кому мы молимся. Мы что-то просим, но не представляем себе к Кому обращаемся. Мы должны видеть, должны представить себе к какой Личности мы обращаемся, какой Личности мы молимся. Это и есть благоговение, это и есть вера.

Иисус молился в страхе Божьем, в благоговении, в вере, поэтому Его молитвы были услышаны. Если ты будешь молиться в благоговении, твои молитвы будут отвечены. Иисус был услышан за Своё благоговение, за почитание Бога, за поклонение, за истинную веру. Когда Иисус говорил, «дела, которые Я творю, и вы будете творить», это означает также для нас и страх Божий, и благоговение перед Богом, и почитание Бога.

Зачем нам нужен страх Божий? Скажите лидеры ячеек, служений, вы хотите, чтобы ваши ячейки и служения росли и умножались? Вы хотите, чтобы Царство Божье росло и умножалось?.

Деяния 9:31 «Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались». Церкви были в покое. Это не значит, что они ничего не делали. Библия говорит, «войди в покой веры». Когда веришь Богу, ты доверяешь Ему, тогда ты не суетишься, не дергаешься, не нервничаешь и у тебя нет стрессов.

Церкви были в покое, потому что знали Кому молились. У них был шалом, они «были в покое, назидаясь» — возрастая в вере, становясь духовно сильными, ходя в страхе Господнем. Это не было редкое явление – это было их естественное состояние почитания Бога. Они ходили в страхе Господнем. Это был стиль их жизни. Они действительно знали в Кого уверовали, видели Кому молятся, перед Кем ходят прежде всего. Люди грешат, думая, что их никто не видит, и забывая, что их видит Бог. Это значит, что у них нет страха Господня, потому что страх Господень говорит: «Я живу пред Тобой, я думаю пред Тобой, Ты знаешь мое сердце, мои мысли». Эти церкви были церквями святости. Слово Божье говорит, что без святости никто Бога не увидит. Он — святой Бог. Страх Господень и святость всегда вместе. Бог и святость неразделимы.

Исайя 6:1-3, когда Исайя увидел Господа, то слышал только одно: «свят, свят, свят Господь Саваоф». Серафимы не говорили – «любовь, любовь, любовь, или – хороший, хороший, хороший, добрый, добрый, добрый!» Нет, они говорили: «свят, свят, свят Господь Саваоф». Это самое сильное качество Бога. Мы бы хотели, чтобы самым сильным качеством была любовь, «люби меня, Господи», но на Небесах говорится о святости. Господь говорит, «Я свят и вы будьте святы»( 1Пет.1:16). Первые церкви ходили в святости, в страхе Господнем, при утешении Святого Духа. Дух Святой утешает тебя, ободряет, вдохновляет тебя, когда ты живешь в святости. Не забывайте, что Он Святой Дух. Поэтому, когда ты живешь в святости, Дух Святой всегда тебя ободряет, вдохновляет жить в святости, ходить в святости. Потому что святость делает тебя другим человеком. Мы должны быть другими, должны отличаться от этого мира. Мы отличаемся святостью, потому что мы отделены для Бога. Мы перешли из смерти в жизнь. Мы были во тьме, но теперь мы во свете. Свет и святость идут вместе.

Церковь, ячейка, служение будут расти и умножаться, когда будут находиться в покое, назидаясь, и ходя в страхе Господнем при утешении Святого Духа. Господь будет умножать их. Бог не хочет умножать грязь, тьму. Он хочет умножать подобных Себе, святых детей, святой Божий народ.
Ефесянам 5:21. «Повинуясь друг другу в страхе Божьем». Эта глава говорит о семейных ценностях. В зале есть семейные люди? Ты живешь в семье, у тебя будет семья, это план Божий, чтобы у тебя была семья.
22 стих: » Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу». Может быть женам не нравится этот стих. Женщины прочитайте. Далее читают мужчины.
25 стих, «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь». Повинуйтесь друг другу в страхе Божьем. У нас не может быть хороших отношений, если не будет страха Божьего. Мы не сможем послушаться и повиноваться друг другу, потому что, если мы не почитаем Бога, мы вообще никого почитать не будем. Если мы хотим построить отношения в семье, то должны понять, что вначале лежит – страх Божий. Если в нас есть страх Божий, то мы можем послушаться, повиноваться, уважать, любить, служить друг другу. Если в нас нет страха Божьего, может мы и будем напрягаться и делать какие-то попытки, но у нас ничего не получится. Страх Божий -это ключевая, основная часть отношений между людьми. Первая Божья заповедь – любить Бога, вторая — любить людей. Надо уважать и бояться Бога, тогда мы сможем уважать других людей, и у нас будет успех в наших семьях, в наших домах, в наших служениях.

Псалом 2:11: «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом». Это значит, что когда ты служишь, ты действительно служишь для Господа, не для человека. Такое служение приносит радость. Если ты служишь, и у тебя нет радости, а только ропот, значит, ты еще не понял, что такое страх Божий, значит, ты еще не уважаешь Бога. Можно сказать: «служите Ему с уважением, с почитанием, с благоговением, любовью и радостью». Посмотрите сколько благословений, преимуществ дает нам страх Божий.

Псалом 18:10: «Страх Господень чист, пребывает вовек». В этом мире очень много грязи. Она лезет на нас со всех сторон: с экрана телевизора, из радиоприемников, из газет, журналов, от окружающих людей. Страх Господень защищает тебя, чтобы ты был чистым. Он показывает тебе: что не надо смотреть и слушать, чему не надо открываться. Страх Господень чист. Он — прекрасен. Пребывая в страхе Господнем ты не оскверняешься грехом, не загрязняешься, ты тоже чист. Когда ты живешь в страхе Господнем, он удерживает тебя от загрязнения ценностями этого мира. Эта грязь хочет уничтожить твою духовную моральность, втоптать тебя в грязь, чтобы от тебя не осталось ничего чистого и святого. Но страх Господень дает тебе чистоту.

Псалом 33:12 «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас». Бог говорит, «придите ко Мне, и Я научу вас». Нам нужно учиться, учиться и еще раз учиться. Иисус всегда говорил, чтобы мы сами были учениками и делали учеников: «Будете Моими учениками, будете учить других, у вас будет 12 учеников». Это было сказано нам: «Если вы хотите идти за Мной, вы должны быть Моими учениками». Мы – дети Божьи, поэтому мы должны учиться.
Псалом 33:13-15: «Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай свой язык от зла и свои уста от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним». Страх Господень удерживает твой язык от зла, чтобы ты не сказал ничего лишнего, плохого. Нам нужно уклоняться от зла.

Мы недавно были на Филиппинах. Там много машин, и на правила никто не обращает внимания. Мы хотели перейти дорогу, и долго не могли это сделать. Если стоять на светофору по правилам, можно день простоять. Поэтому мы поняли, что нужно просто уклоняться от машин. Когда я уклонялся от машин, подумал, что зло тоже направлено на нас, чтобы задавить. Враг посылает свои проблемы, обстоятельства, чтобы они сбили тебя с толку, чтобы ты погиб в катастрофе, но страх Господень помогает тебе уклоняться от всего этого. Ты уклоняешься, потому что ты видишь. Если ты идешь, как слепой, конечно, ничего не заметишь. Страх Господень дает тебе способность видеть. Уклоняясь от зла, делай добро! Мы должны побеждать зло добром. Есть желание добра – делай! Делай добро, ищи мира и следуй за ним. Это то, чему Господь хочет нас научить.

Посмотрим на людей, которые не избрали страха Господня.
Притчи 1:29-33 «За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли моего совета, презрели все мои обличения; за то и будут они вкушать от плодов своих путей и насыщаться от их помыслов. Потому что упорство невежд убьёт их, и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла». Страх Господень – это твой выбор. Демонический страх приходит сам, но страх Господень нужно выбирать. Люди, которые не выбрали, не избрали для себя страха Господня, погибли.

Прит. 8:13 «Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста Я ненавижу». Ты не можешь заигрывать с грехом. Ты не можешь говорить снисходительно: «ну, ничего, он же такой маленький грешок, грешочек мой». У тебя должно быть отвращение к греху. Почему многие люди не могут расстаться со грехом – они его еще любят, они еще заигрывают с ним. Но, если ты что-то ненавидишь, если что-то у тебя вызывает отвращение, то не будешь это терпеть. Многие женщины боятся крыс. Если бы я достал сейчас из кармана крысу и бросил в зал? Тот, кто любит крыс, сказал бы: «моя хорошая крыска!». Но, среди тех, кто крыс не любит началась бы паника, смятение. Потому что это мерзко и отвратительно, мы ненавидим это, не хотим иметь с этим ничего общего. А если мы любим: «ой, ты моя крысочка, какие у тебя зубки, какой хвостик, шкурка!» Страх Господень – ненавидеть зло. Поэтому страх Господень никогда не будет иметь компромиссов с грехом, он всегда будет с грехом в оппозиции.

Притчи 14:26-27 «В страхе перед Господом – твёрдая надежда, и Своим детям Он прибежище». Это наше убежище, это наша защита, надежда.
27 стих: «Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти». Он охраняет нас.
Псалом 127:1-4 «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий Его путями!». Если ты любишь Господа, почитаешь Его, то будешь ходить Его путями.
2-4 стихи:»Ты будешь есть от трудов твоих рук: блажен ты, и благо тебе!». «Твоя жена, как плодовитая лоза, в твоём доме; твои сыновья, как масличные ветви, вокруг твоей трапезы: так благословится человек, боящийся Господа!». Сколько раз употребляется здесь слово блажен! Прекрасная картина. Ты уже захотел избрать для себя страх Божий, почитание и уважение Бога.

Мы просим, «Бог благослови меня здесь и там», но благословения приходят от почитания Бога, когда Он действительно для нас является Богом Всевышним! Верховным авторитетом нашей жизни! Он — наш источник! Он — наше богатство, наша радость, наша жизнь! Тогда человек благословен, его дом и его семья: жена, дети — благословлены! То, что он делает, благословлено! Люди, которые не избрали страх Господень, имели очень печальную жизнь. Но у людей, которые избирают страх Божий, жизнь изменяется.

Еще раз напомню – начало мудрости – страх Господень. Мы хотим иметь мудрость, проницательность? Мудрость строит, а глупость разрушает. Никто не хочет иметь глупых детей, мы хотим, чтобы наши дети были умные, благоразумные. Наш Небесный Отец хочет того же самого, поэтому говорит, «дети, придите ко Мне».

Молитва

Господь, мы так благодарны Тебе, что мы – Твои дети, Твой народ, что Ты любишь нас, заботишься, учишь нас. Мы все – Твои ученики, мы хотим учиться. Учи нас, Господь, страху Божьему, мудрости. Мы благодарим Тебя, хотим каждый день избирать страх Божий, глубокое уважение, почтение Тебя, нашего Творца, Создателя, Спасителя! Пусть каждый из нас изберет страх Господень, ищет мудрости, исполнит Твою волю. Твоя воля для каждого Твоего ребенка, чтобы каждый Твой сын, дочь были в страхе Божьем, наполнены мудростью, которая приходит свыше. Аминь.

МУДРОСТЬ БОЖИЯ

Притча 1:1-10

1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского,

2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума;

3 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты;

4 простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность;

5 послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы;

6 чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.

7 Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.

8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,

9 потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

10 Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся;

à Мудрость нужна всем, всегда, во всём… Жить, действовать, даже говорить, без мудрости приводит к плаченному результату…

(C:1) — О мудрости Соломона. (Как он её получил, от Кого. Её результаты….).

(С:2-5) — Несколько аспектов мудрости (практичная мудрость):

2 чтобы познать мудрость и наставление (доктрина или учение) (сначала мудрость и потом наставление или обучение, акцент в котором делается на дисциплину – нужно познать мудрость для того, чтобы познать учение Бога или быть правильно наставлен в Боге),

понять изречения разума (понимание, которое дает распознание между добром и злом (3-я Царств 3:9) «даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?».);

3 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты (благоразумие и практичная мудрость; благоразумие — это очень сильное слово по значению);

4 простым дать смышленость (проницательность, прозорливость (Притча 22:3) «Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются».),

юноше — знание (разум, ум, рассудок, — это знать, знать истину и познать Бога)

и рассудительность (дискретность и размышление — раздумье, обдумывание, т.е. умение планировать, организовать);

5 послушает мудрый — и умножит познания (знание, которое человек обретает, отсюда ученичество),

и разумный найдет мудрые советы (убеждения или убежденность, умение или мастерство, и наставления или инструкция)

(С:6) – Мудрость передает свое ценное богатство в форме: притчи, пословицы, загадки, образцы, максимы, афоризмы и т.д.

(С:7) – Основная тема мудрости – страх Господень.

«Человек должен прежде всего научиться почитать Господа и повиноваться Ему, а затем придёт истинное знание. Но глупцы отрицают мудрость и дисциплину». (современный перевод)

Кто-то написал следующие слова: «Начало мудрости — страх Господень»: доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу — начало разумения.

Страх Божий — это основа и интегрирующий принцип всех аспектов мудрости.

Этот страх есть взаимоотношения с Богом, благоговение пред Ним и уважение к Нему, которые проявляются в послушании Ему, доверии к Нему и в том, что человек бежит от зла.

(Притчи 3:7) «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла». Говоря по-другому: «Не полагайся на свою мудрость, но почитай Господа и будь далёк от зла».

à Библия предупреждает нас о фальшивой мудрости. Вот ещё 2 стиха: (Притча 26:5 и 12) «но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих». «Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него».

(С:8-10) – Важно обратить внимание. Мы видим, что первые наставления или выговоры мудрости – это те, которые передают родители своим детям.

Библия призывает нас к мудрости. Есть большая благость для нас в ней. Некоторые стихи:

Притча 3:35 «Мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие».

Притча 9:12 «если ты мудр, то мудр для себя; и если буен, то один потерпишь».

Притча 11:2 «Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость».

Притча 12:15 «Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр».

Притча 14:1 «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками».

Притча 15:20 «Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою».

Притча 29:15 «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери».

Подлинная мудрость: (Иаков 3:13-18) (речь идёт о практичной мудрости, как жить, поступать, вести себя, говорить, думать и т.д.)

style=»margin: 0cm; margin-bottom: .0001pt; text-align: justify; background: white;»> Пример мудрости в жизни и христианской ходьбе:

(К Филиппийцам 4:4-9)

4

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

5

Кротость (дух всепрощения, нежность, любезность) ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.

(«Пусть о вашем духе всепрощения станет известно всем. Господь близок».) (современный перевод)

6

Не заботьтесь (не беспокойтесь) ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,

7

и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

8

Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

9

Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами.