Игумен киприан ященко

Дата рождения: 10 июля 1953
День ангела: 15 октября (священномученик Киприан)
Дата хиротонии: 9 февраля 2003
Юрисдикция: Русская Православная Церковь

Игумен Киприан (Ященко) родился в Хабаровске. По признанию самого батюшки, его родители были атеистами и тяжело переживали приход сына к вере. Мать была партийным работником, но все же пришла к Богу после посещения с сыном нескольких монастырей и беседы со старцем Иоанном Крестьянкиным (+2006).

В 1974 окончил Харабовский педагогический институт, после которого работал учителем в местной средней школе, а также был директором. Со степенью кандидата педагогических наук в 1987 окончил аспирантуру в Москве. В столице остался жить и работать.

Под влиянием своего духовника, известного старца архимандрита Кирилла (Павлова), в 1994 принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В 2001 был рукоположен во иеродиакона, а в 2003-м – во священника (иеромонаха). Через 5 лет возведен в сан игумена.

Вся жизнь отца Киприана связана с научной, и в частности, педагогической деятельностью. В 1996 он был назначен на должность заведующего каф-й педагогики Свято-Тихоновского унив-та, а с 1998 – декана его педагогического фак-та. С 1997 — работник Учеб. комитета РПЦ и главред общегосударственного просветительского журнала «Покров». С 1999 в Московской семинарии читает лекции по предмету «Педагогика». Также является проректором Высших богословских курсов при МДА. В 2001 выбран главой Центра педагогических исследований «Покров».

Стоит упомянуть и том, что отец Киприан – автор нескольких фильмов об святом Паисии Святогорце, канонизированном в 2015, и которого сам лично очень почитает. Во время паломничества на Афон отец-игумен получил совет и благословение на занятие этим делом от ученика святого Паисия.

Игумен Киприан (Ященко) — автор около полусотни научных публикаций и двух десятков книг, среди которых, «Рождественский подарок для детей», «Православная семья», «Афонские старцы. Ответы на сложные вопросы».

Периодически участвует в конференциях и телепрограммах «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз».

За многолетние труды на благо Церкви был награжден несколькими орденами РПЦ, в частности, преподобного Сергия Радонежского.

Игумен Киприан (Ященко): Для монашествующих нужна особая образовательная среда

В последнее время много говорится о необходимости богословского образования для монашествующих. О том, что людям, избравшим этот путь, хорошо бы иметь хотя бы начальное духовное образование, не раз говорил Святейший Патриарх. Это пожелание закреплено в определении Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви».

Как могла бы выглядеть система богословского образования для насельников монастырей? Своим мнением на этот счет поделился гость Валаамского монастыря – игумен Киприан (Ященко). Он заведует педагогическим кабинетом Московской православной духовной академии, а также является проректором Высших богословских курсов при МПДА.

Игумен Киприан (Ященко)

— Требование, конечно справедливое: среди монашествующих часто встречаются люди, которые даже духовного училища не оканчивали. Их приход к Богу мог быть достаточно драматичным — от жизни не совсем благочестивой, греховной. С другой стороны, попадая в правильно устроенный монастырь, человек уже получает практическое духовное образование — через участие в Литургии, слушание житийной и святоотеческой литературы на трапезе, через откровение помыслов и общение с опытными монахами. Но есть еще и образование книжное, приводящее сложившийся опыт в некоторую мировоззренческую систему, которая позволяет целостно смотреть на мир, различать искушения и распознавать переполняющие наш мир подмены, распространенные и в духовной среде. Иными словами, это помогает не терять верную тропу. Думаю, целесообразно скорректировать духовное образование с учетом специфики монашеского жития — с точки зрения духовных источников, углубления в отдельные предметы (патрологию, христианскую антропологию, изучение монашеских уставов и истории монашества, современных традиций Афона).

— Кому такое образование необходимо в первую очередь?

— В идеале богословские знания в том или ином виде должен иметь всякий монах. Но особенно важно это для священномонахов, а также тех, кто только встает на иноческий путь. Полезно было бы ставить условие: окончи семинарию — а уж потом приходи в монастырь. Ведь тот, кто ищет монашеского звания, должен знать, что его ждет. В Троице-Сергиевой лавре долгие годы так и делали: принимали лишь тех, кто прошел школу семинарии или МДА. Да и до революции в России существовали монастыри, где даже в послушники не записывали, не удостоверившись, что человек знает хотя бы близко к тексту Евангелие и Псалтирь. Пожалуй, имеет смысл потихоньку вводить подобные базовые требования к современным послушникам.

— Насколько доступно сегодня монашествующим богословское образование?

— Теоретически любого монаха, который изъявляет желание поступить в духовную школу, должны отпускать на учебу. Но иногда человек исполняет такое послушание, что его некем заменить. Возникает необходимость эффективно использовать дистанционные формы образования. Чтобы монах мог, не покидая монастыря, прослушать курс лекций, проконсультироваться онлайн со специалистами.

Для монашествующих нужна особая образовательная среда. И преподавателями здесь должны быть не «пиджачники», а те, кто имеет личный опыт монашеской жизни и непосредственно знает, что необходимо монахам. Существуют электронные университеты, в которых обучается огромное количество людей, вплоть до нескольких миллионов человек. И техника позволяет держать каждого студента под прозрачным контролем — что он делает, что читает, каковы плоды постижения тех или иных знаний. Имеет смысл и нам создать аналогичную систему — подведомственную не только Санкт-Петербургской духовной академии, но и другим духовным школам, совместно с мужскими и женскими монастырями и даже, может быть, отдельными отшельниками. Недавно на Афоне мы встречались с русскими монахами, которые там живут и хотели бы, не спускаясь со Святой горы, получить богословское образование. Они очень интересовались тем, как это будет выглядеть: чистая схоластика, натаскивание на тексты или живая попытка приобретения опыта рассуждения по важнейшим проблемам свободы и необходимости.

Нужно направленное создание такой виртуальной системы, чтобы можно было получить не только элементарные основы богословия, а приобрести специализацию, повысить свой уровень или пройти переквалификацию. По сути, речь о системе непрерывного монашеского образования в течение всей жизни. Чтобы можно было, например, поучаться у старцев, которых в мире не так уж много, проводить международные семинары и обсуждать важнейшие проблемы духовной жизни, обмениваться опытом.

Монашествующие бывают разные: от новоначальных — послушников и кафтанников до людей, которые давно живут высокой духовной жизнью, но формально не имеют соответствующего образования. Старец Паисий Афонский, как известно, окончил всего два класса школы, но за благословением и советом к нему ездили и профессора богословия. Это свидетельствует о том, что личный опыт евангельской жизни может оказаться не только равносильным, но и даже более ценным, чем изучение теории по книгам. Не уверен, что стоит понуждать таких людей заканчивать семинарию. Может быть, для них нужен некий комплексный экзамен, собеседование, позволяющее им подтвердить высоту, широту и правильность своих богословских знаний.

— Что уже делается для создания такой системы духовного образования?

— В Московской, Санкт-Петербургской и Киевской духовных академиях, на Высших богословских курсах при МДА начали разрабатывать учебные пособия. Организовать дистанционное обучение возможно на базе Сретенской семинарии, которая и создавалась для монашествующих (на практике все сложилось не совсем так, но и семинария, и сам Сретенский монастырь все же играют роль некоего флагмана духовного просвещения). На последних Рождественских чтениях был остро поставлен вопрос о создании общей электронной библиотеки духовной литературы. По отдельности ни одно церковное образовательное учреждение, ни один синодальный отдел эту работу не осилят. Наполнение такого хранилища — задача всех заинтересованных структур, а координатором могла бы выступить Российская государственная библиотека. Конечно, в этом электронном собрании должны быть и учебники, и книги о монашеском делании и о различных традициях монашества — чтобы инок мог ознакомиться с многообразием путей, а уже затем углубиться в тот, которого придерживаются в конкретной обители. Надо сказать, что далеко не все монастыри, особенно женские, имеют правильный уклад. Кое-где ситуация совсем сложная. В таких обителях возникает впечатление, что «ключ» к истинно евангельской жизни потерян: все духовные проблемы пытаются разрешить через послушание игумену или игуменье, которые сами, может быть, не совсем личностно восприняли христианскую и монашескую традицию. Это настоящая беда — насельники находятся в положении «спасайся, кто как может», получают духовные ожоги и травмы. Наверное, было бы полезно, если бы Синодальная комиссия по монастырям выработала рекомендации о том, как монашествующим найти некий «царский путь», дабы духовное образование действительно послужило их просвещению.

Опубликованные недавно рассказы жизни в женских монастырях РПЦ (книги «Плач третьей птицы» монахини N, «Исповедь бывшей послушницы» Марии Кикоть и им подобные http://www.mk.ru/social/2017/02/02/monakhin-obvinyali-v-lesbiyskikh-naklonnostyakh-poslushnicam-ustroili-ad-v-monastyre.html ) ничего не говорят о мужских монастырях и даже создают впечатление, что проблема только в женском монашестве. Публикацией следующих трёх постов мы хотим показать, что болезнь монашества носит глобальный характер, и в мужских монастырях происходит всё то же самое, что и в женских. Описываемые ниже события произошли в начале «нулевых» годов, но ситуация в целом никак не изменилась. Аналогичные истории происходят и по сей день. Некоторые имена и даты заменены буквой N.

Его Преосвященству
Преосвященнейшему Феогносту,
епископу Сергиева Посада,
Наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
чтеца N

Обращаюсь к Вам, Ваше Преосвященство, я, N, 19NN г. рождения. В 19NN году окончил Ленинградское Нахимовское военно-морское училище, в 19NN году окончил Калининградское высшее военно-морское училище, четыре года служил на кораблях Черноморского ВМФ. Желая всецело посвятить себя служению Церкви, в 19NN году я уволился из Вооруженных Сил СССР в звании старшего лейтенанта и два года нес послушание алтарника и просфорника при храме Всех святых в г. Севастополе. В19NN году окончил Московскую Духовную Семинарию, в 20NN году – Московскую Духовную Академию. С 19NN по 20NN год нес послушание дежурного помощника проректора МДА.
С декабря 1991 года находился под духовным руководством игумена Киприана (Цибульского).

13 сентября 200N года, когда я был преподавателем Калужской Духовной семинарии, по благословению о. Киприана состоялось мое венчание с NN, 198N года рождения (15 лет). О предстоящем моем венчании и о том, с кем я буду венчан, я узнал от о. Киприана менее, чем за сутки. Срочность венчания о. Киприан объяснял тем, что есть на это воля Божия. Мои возражения против этого венчания были сломлены угрозой о. Киприана «расстаться» со мной, если я откажусь от венчания. А в Калуге, куда я был направлен Учебным комитетом, меня, по словам о. Киприана, ждут «ряса с крестами, наградами, и пропитое, блудливое лицо». Моей будущей жене NN о предстоящем её венчании сказали в 6.00 в день венчания. Из-за малолетства моей жены наш брак был зарегистрирован в ЗАГСе только в апреле 200N года.
Моим родителям о. Киприан позволил сообщить о случившемся после венчания. Мне известны еще три семейные пары, которым о. Киприан благословил жениться и сообщить о своем браке родителям уже после случившегося.
15 сентября 200N года мы вместе с женой прибыли в Калугу, где архиепископ Климент сказал мне, что на 9 октября 200N года Советом Калужской Духовной семинарии была назначена моя хиротония во диакона, но вторым браком я лишил себя принятия сана священника, должности старшего помощника и преподавателя в Калужской Духовной семинарии и Духовном училище. Однако в день моего венчания о. Киприан сказал, что первого брака у меня якобы не было и чтобы я готовился к принятию диаконского сана.
17 сентября 200N года я вернулся из Калуги в дом моей новой родни, в пос. Семхоз (ул. N, N). 18 сентября 200N года, возвращаясь из г. Сергиева Посада со своей супругой, я опоздал к назначенному о. Киприаном времени в пос. Семхоз. За это мне и моей жене о. Киприан назначил епитимью «жить раздельно до постройки новых пристроек к дому» моей родни. С 18 сентября 200N года по лето 200N года главным моим занятием по благословению о. Киприана было строительство этих пристроек. С марта 200N года по благословению о. Киприана я стал работать в цветочном бизнесе в ООО «Летний сад» водителем-курьером. На мое смущение, почему, я выпускник МДА, не занимаюсь преподавательской или иной церковной деятельностью о. Киприан отвечал «ты внутренне не созрел… нужно быть верным в малом… пользы ты сейчас никакой не принесешь, а будешь действовать разрушительно для Церкви».
В доме моей родни, в Семхозе, постоянно проживало 15–20 человек, не считая гостей в выходные и праздники. Мужчины, в том числе и я, проживали отдельно от женщин в деревянном флигеле без удобств. Летом 200N года на моё желание сходить в храм о. Киприан отвечал, что я якобы хочу себя выгулять, что у меня нет покаяния, а только ропот, и в храм идти не благословил. Я и другие проживающие в этом доме не ходили в храм по 2–3 месяца.
На мои смущения по поводу неопределённости моей жизни во втором браке о. Киприан говорил так: «Тебя тяготят семейные узы? Развод тут не уместен. Хочешь, я помолюсь, и N, твоя жена, умрёт и будет молиться за нас? А ты тогда принимай монашество, сан, и посмотрим, что из этого выйдет».
О. Киприан всегда говорил, что он против моего намерения жить самостоятельно вне общины, т. к. это не спасительно. Но в конце сентября 200N года я твердо решил жить самостоятельно и снимать дом. Еще утром 25 сентября моя жена говорила мне: «Куда Вы, туда и я». Однако вечером этого дня после разговора её с о. Киприаном и её матерью стала говорить мне: «Если Вы не с батюшкой в Семхозе, то я не с Вами; и, чтобы не травмировать друг друга, нужно прервать все отношения. Всё счастье – от батюшки, и, если бы не он, то мы бы никогда не поженились. Сейчас у нас счастье, а за гробом мы будем жариться на одной сковородке…». Через некоторое время мы стали жить самостоятельно, снимая часть дома на ул. N, N в г. Сергиевом Посаде.
По благословению о. Киприана обучение в средней школе моей жены и её сестры N было прекращено в 10-летнем возрасте, якобы из-за их «скудоумия и слабости здоровья».
В феврале 200N года под влиянием духовного авторитета о. Киприана я вынужден был бесплатно оформить на него принадлежащую мне квартиру, чтобы мне, по его словам, не было, куда уйти из общины. 24.10.200N по его благословению я должен был выписаться из этой квартиры, чтобы он мог передать её другим своим чадам, но я отказался участвовать в этой сделке. В 14.00 24.10.200N я расстался с женой и уехал в Москву. Около 20.00 того же дня мне позвонила жена и сказала, что она находится в Семхозе и моё общение с ней будет только через о. Киприана. Приехав домой, я не обнаружил и вещей жены, а на столе лежала записка: «N, я выбрала батюшку. N» Однако, в Таинстве венчания нас сочетал Бог, поэтому по благословению о. Киприана моя жена вынуждена была сделать выбор между Богом и духовником в пользу последнего. Я сообщил о. Киприану о своем желании видеть жену, на что он ответил: «Сегодня время уже позднее». Моя жена находилась тогда на 4-ом месяце беременности. Я предупредил о. Киприана, что за похищение моей беременной жены обманным путем он будет отвечать перед законом и об этом будет сообщено Владыке Наместнику ТСЛ и в Патриархию.
25.10.200N попытка вернуть мою жену из дома её родни была безуспешна, т. к. ко мне применили даже физическую силу. Мать моей жены заявила мне: «Брака вашего, из-за твоих дел, не было». В последующие дни мать моей жены шантажировала меня, угрожая возбуждением уголовного дела по факту якобы нанесения мной телесных повреждений жене, если я не выпишусь из квартиры, которую о. Киприан решил отдать другим чадам.
События, связанные с присвоением игуменом Киприаном моей квартиры, похищение обманным путем моей жены открыли мне глаза на все мои последние десять лет жизни, когда духовник благословлял делать то, что противоречит нормам христианской и даже гражданской жизни. Так мой первый брак 199N года с дочерью священника был разрушен, когда семья о. NN отошла от о. Киприана, а я во всех своих действиях стал руководствоваться наставлениями о. Киприана. Потом он стал говорить, чтобы я прервал все отношения со своими родителями, родной сестрой и другими родственниками, ибо они питают мои страсти. По его наставлению я это исполнял практически.
В ноябре 200N года о. Киприан благословил мне принять диаконский сан. Я прошел ставленическую исповедь, принял диаконскую присягу. Однако мое рукоположение было временно отложено из-за конфликта с первой женой. В феврале 200N года по благословению о. Киприана я развелся со своей первой женой.
В июне 200N года, за неделю до моего выпуска из МДА, он благословил мне принять монашество. 12 сентября 200N г. о. Киприан совершенно ошеломил меня, когда сказал мне, что завтра у меня венчание. А позже стал говорить, что «мое желание служить Церкви является разрушительным для Церкви и гибельным для меня, т. к. я не могу понести жизнь в Семхозе в доме моей новой родни».
Осенью 1998 года о. Киприану оторвало взрывным устройством несколько фаланг пальцев левой руки. В его келии в Лавре милиция произвела обыск, но ничего не нашла. Позже он мне сказал, что милиция не там искала.
Летом 1999 года по благословению о. Киприана мы вместе с его духовными чадами в г. Александрове разбирали якобы заброшенный хозяйственный комплекс и увозили строительные материалы в Семхоз на грузовике ГАЗ-66, принадлежащем о. Киприану. Однако на следующий день прибыли владельцы этих строений, и грабеж был со скандалом остановлен. Это для нас едва не закончилось трагически.
Зимой 2000 года по благословению о. Киприана мы вместе с его духовными чадами похищали печные изразцы в якобы заброшенном доме по ул. Пионерской, 8 в г. Сергиевом Посаде. Сам о. Киприан находился рядом и сторожил нас.
Весной 2002 года о. Киприан благословил меня похитить у моего товарища газовый пистолет «Вальтер» и номерное холодное оружие и принести ему, что и было мною совершено.
Осенью 2002 года о. Киприан благословил мне побить камнями все окна в кафе «Риза» на ул. Пионерской 15, т. к. музыка и шум из кафе мешали ему отдыхать. Это кафе находилось в квартире, соседней с принадлежащей о. Киприану. В самый последний момент погром был отложен.
В 2003 году я был очевидцем осуществления благословения о. Киприана по борьбе с рекламой металлических дверей, ибо эта фирма поставила ему на квартиру некачественные двери. Его чада (мать моей жены NN и один семинарист) заправляли куриные яйца тушью и затем забрасывали ими рекламные щиты. И сегодня еще можно видеть в Сергиевом Посаде эти залитые тушью щиты.
Я был свидетелем практики телесных наказаний, осуществляемых самим о. Киприаном или по его благословению. Скакалкой человека били по спине. Мне духовник благословлял бить мою жену, и бывало, что я бил её почти каждый день. И сама жена по благословению о. Киприана просила меня, чтобы я побил её. Я был свидетелем, как в Семхозе, в доме моей родни, родители бьют младенцев, начиная с возраста одного года. И меня мать моей жены, по благословению о. Киприана, неоднократно била скакалкой по спине.
Летом 200N года в дом моей родни в пос. Семхоз через открытые ворота вошел незнакомец кавказской национальности. Он стал предлагать купить у него электроинструмент. Через некоторое время после его ухода в Семхоз приехал о. Киприан. Духовник стал говорить мне и другим своим чадам, что на кавказца «надо было спустить собак, избить, а кости этого человека выбросить в канаву».
26 сентября 200N года, желая меня очернить перед женой, о. Киприан стал говорить в её присутствии, что в сентябре, когда он был в гостях у своего сокурсника о. Олега Холюты в г. Севастополе, он якобы беседовал с ним о моем возможном трудоустройстве при храме. О. Олег якобы сказал, что я уже имел беседу с ним и запросил зарплату гораздо большую, чем у второго священника, и что я якобы стал хуже относиться к храму. Однако позднее о. Олег сказал мне по телефону, что у него не было такого разговора с о. Киприаном и что это ложь.
Меня смутил и такой факт. В сентябре 200N года я должен был получить денежную премию на работе в ООО «Летний сад». Но директор фирмы, чадо о. Киприана, сказала мне, что по его благословению премию и зарплату я теперь не буду получать, а мои заработанные деньги она будет отдавать матери моей жены, что и было исполнено.
Личность о. Киприана характеризует и следующее событие. В 2001 году, когда о. Киприан нес послушание дежурного помощника проректора МДА по воспитательной работе, он вместе со своими чадами составил оскорбительный пасквиль против проректора МДА по учебной работе профессора М. С. Иванова. По благословению о. Киприана я доставил этот пасквиль в редакцию газеты «Русский вестник», где он и был опубликован (№ 5–6, 2001 г.). Целый ряд других оскорбительных публикаций в «Русском вестнике» против председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Кирилла, Владыки Ректора МДАиС архиепископа Евгения, профессора А. И. Осипова, диакона Андрея Кураева я, будучи дежурным помощником проректора МДА, распространял в стенах Лавры и МДА по благословению о. Киприана.
Ваше Преосвященство, Вашему вниманию представлена деятельность игумена Киприана, основанная на лжи и насилии, которая показывает, что общество людей, находящихся под его духовным руководством, правомочно назвать тоталитарной сектой, где руководитель обладает неограниченной деспотической властью, а члены находятся в полном духовном и телесном порабощении.

P.S. От себя добавим, что иг. Киприан (Цибульский) хвастался, что имеет свою духовную «Школу», с непрекращающейся традицией от «глинских старцев» и прп. Паисия Величковского. Он был духовником инспектора Семинарии иг. Саввы и многих других лиц, занимавших высокие посты. Вот так духовность!
Дисклеймер: владелец данного журнала не несёт никакой ответственности и не предоставляет никаких гарантий в связи с публикацией фактов, данных, результатов и любой другой информации. Все суждения носят оценочный характер. Все персонажи, имена и названия являются вымышленными, и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно.

Будущий пастырь и педагог родился в 1953 году в Хабаровске. Там же он закончил педагогический институт в 1974 году. Тринадцать лет спустя была защищена кандидатская диссертация на тему педагогических обоснований выбора профессии.

Отъезд в Москву для дальнейшей учебы в аспирантуре можно считать судьбоносным: теперь столица станет родным городом. Из кратких биографических справок сложно понять, в какой период времени отец Киприан пришел осознанно к вере в Бога. Известно, что постриг в монашество состоялся в Троице-Сергиевой лавре в 1994 году.

Духовным отцом монаха стал известный старец, отец Кирилл (Павлов). Именно он посоветовал не зарывать в землю те таланты, которые дал его духовному сыну Господь. Так, находясь в обители, отец Киприан стал трудиться в качестве педагога на церковной ниве. Известно, что многое он делает для возрождения нравственности и культуры и в светской среде.

Игумен Киприан (Ященко) удостоен нескольких церковных наград, среди которых орден прп. Сергия Радонежского III степени и орден прп. Иннокентия Московского III степени. Он преподает в Московской Духовной академии, заседает в оргкомитете солидного православного кинофестиваля «Лучезарный Ангел», является главным редактором журнала «Покров», пишет книги на тему воспитания молодого поколения. Интересен его взгляд на то, как не отвратить ребенка от веры. Статьи игумена Киприана часто можно увидеть на известных православных ресурсах.

При всей своей учености, сам отец Киприан очень ценит простоту. Наверно, по этой причине, его очень заинтересовало предложение снять документальное кино о Паисии Святогорце. Несмотря на то, что это был кинематографический дебют, вышла замечательная серия фильмов о преподобном.

См. также: Поездка на Святки. Повесть, Уроки о воспитании, Семейные тупики и перекрестки. А есть ли выход?

Юность, как правило, мечтательна. Молодость, напротив, прагматична и нацелена на обустройство земной жизни. Продолжаем публикацию цикла бесед «От зачатия до гроба» кандидата педагогических наук, руководителя Педагогического кабинета Московской духовной академии игумена Киприана (Ященко).

Посадить дерево, построить дом, родить ребенка

Бог благословил земную жизнь человека. Следовательно, должно быть время, преимущественно посвященное обустройству земной жизни, мирским заботам – устройству на работу, созданию семьи, своего дома. Молодость – это время основного благоустроения земной жизни.

В следующий возрастной период – зрелости – после 30 лет, когда земная жизнь обустроена, все упомянутые проблемы в основном решены, у человека появляются духовные потребности. Но пока этого нет – человек как будто заряжен материальным – ему надо посадить дерево, построить дом, создать семью, родить ребенка. В этом земном поле, в этих проблемах он и вращается. Исключение составляют люди, выбравшие монашеский путь, – они уже живут для вечности, имеют другие приоритеты. Считается, что 25 лет – наиболее подходящий возраст для принятия решения о постриге, – такой общецерковный опыт есть и у нас, и в других церквях. До 25 лет подобные решения, как правило, не благословляются – у человека еще слишком много энергии, кровь играет, ему нужно решить все свои житейские проблемы, просто созреть.

Ведущая деятельность в молодости – профессиональная. Происходит выбор профессии, идет совершенствование. Человек уже может достигнуть достаточно высокого уровня мастерства и объективного признания.

Создать семью. Посадить дерево. Построить дом

Надо отметить, что люди, прошедшие в молодости через банковские, коммерческие структуры, часто носят в себе болезни и духовные и физические. Точно так же все бывшие великие спортсмены после своей карьеры изувечены, искалечены, у них множество травм – физических и психических, как у солдат после войны. Если человек был на войне, то четыре года он не должен был причащаться. Он прошел страшное испытание, искалечен, ему нужна реабилитация – четыре года.

И сегодня мы имеем дело с такой молодежью, которая играет в эти игры – спортивные, коммерческие. Люди живут сумасшедшей жизнью, по четыре часа спят, у них нет ни субботы, ни воскресенья, времени на восстановление. Эти системы пользуются энергетикой молодости.

Как бы то ни было, постепенно, вместе с мастерством появляется чувство профессиональной компетентности. Чрезвычайно важно для личностного развития в молодости, чтобы выбранная профессия соответствовала призванию. Да, бывают трагедии – попробовал одно, другое, третье – тридцати еще нет, а он уже пять мест сменил, причем в разных профессиональных сферах. Это своего рода профессиональный блуд, человек заблудился – что очень опасно в молодом возрасте.

Это в юности можно поблуждать, а в тридцать пора определиться и идти по определенным рельсам, не сворачивая. А если уж стукнулся лбом о стенку, попробовать переквалифицироваться.

Мечтать вредно

В молодости обнаруживается стремление к самовыражению. В выборе профессии, в карьере вырабатывается индивидуальный жизненный стиль. Происходит выстраивание системы личных, нравственных, культурных и духовных ценностей, то есть формируется зрелая, полноценная личность. К концу периода молодости возникает устойчивое отношение к самому себе, к своим семейным, профессиональным, социальным обязанностям. Молодой человек или девушка определяют для себя, на что способны, а что, вероятно, никогда не сумеют сделать.

Это фаза жизни, в которой человек – в зависимости от индивидуальных свойств личности – более всего является материалистом. Юность, мы говорили, мечтательна. А молодость – прагматична. Если молодой человек продолжает мечтать – а кем я буду? – и это занимает довольно много времени в его жизни, он серьезно к этому относится – то он пребывает не в молодости, а в юности. Психологически он еще не созрел.

Основными возрастными задачами молодости называют включения во все виды социальной и профессиональной жизни, освоение многообразия социальных межличностных ролей. Молодость проявляется во всех жизненных сферах. Очень скоро эти люди будут представлять народ. Если они станут болтать, спиваться, развратничать, не возникнет евангельского смысла в их жизни, то это будет потерянное поколение.

Для представителей этого поколения очень важен результат, позиция, социальный статус, проявление независимости, наличие дипломов. Кто я в этом мире? Какова моя ниша? С одним из руководителей нашей страны мне приходилось несколько раз общаться, и самое поразительное, что он сам себя ощущает еще молодым человеком. Вообще молодость, как мы уже говорили, – это не возраст, это такой дух. Дух молодости, энергичности присущ и духовным старцам.

В молодости могут возникнуть и некоторые перекосы: гипертрофированное честолюбие, стремление к престижу, смещение акцента с содержания на форму, отказ от той деятельности, в которой нет скорых результатов. Возрастная особенность – это такая зацикленность на результате – все сразу и сейчас. Обращенность на результат может привести к нетерпимости, нечуткости, чрезмерному прагматизму.

Евангельская свобода в семье

Семейная линия наряду с профессиональной – главная, ведущая в становлении личности в этом возрасте. В идеале: человек – профессионал, у него есть семья.

Бог благословил земную жизнь человека

Выстраивание семейных отношений предполагает решение задач традиционного иерархического уклада домашней церкви. Формируется соборное мировоззренческое пространство, которое вместе с тем не должно разрушать индивидуальную сферу жизни человека. Задача каждой семьи – жить вместе и в то же время сохранять свободу личности супруга, супруги, не давить. Какая типичная ошибка мужей? Только молодых повенчали, а он заявляет супруге: «Ты кто такая? Я глава семьи, епископ малой церкви, давай слушайся!» Но таких послушниц, которые безропотно бы все выполняли, как в монастыре, сейчас днем с огнем не сыщешь. Их и в монастыре не найдешь. Нарушается свобода воли, и начинаются конфликты. Отношения надо выстраивать бережно, аккуратно, к семейной иерархии надо идти постепенно, без тяжелых волевых действий, полюбовно.

В церковном плане создание семьи является рождением новой духовной общины, которая учитывает свободное отречение от греха атеизма ее создателей. Механическое копирование существующих идеалов семьи – родительских и общественных – уводит человека от решения личных задач. Действительно, идет создание малой церкви как ячейки общества, некое обособление. Каждая семья, как говорят, несчастна по-своему, у каждой семейное общины свой неповторимый путь в Царство Небесное.

В физиологическом плане супружеские отношения также требуют взаимного приспособления и внутренней работы каждого. Для христианских браков определяющими являются слова апостола Павла: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7:4). В этом плане у супругов могут быть разные совершенно потребности, и часто это является источником конфликтов, измен и разводов. Здесь, конечно, особая деликатность нужна – верующие, церковные люди должны жить по Евангелию, а не по своему удовольствию, не так, как хочется.

Энергию молодости – в мирное русло

Что касается духовного развития – в Церкви принято считать, что возраст 21 год означает уже некую ступень зрелости. До революции в этом возрасте молодых супругов могли венчать без благословения родителей. В этом возрасте возможно также рукоположение. Можно быть уже не просто служителем, а духовным служителем.

Пасторская работа с молодежью заключается в том, чтобы не ждать, когда они придут в храм, а идти навстречу, за ограду храма, предложить интересные программы и проекты. Можно использовать неутомимость молодых людей в реализации программ социального служения – посещении больниц, детских домов, домов престарелых.

Игумен Киприан на Святом острове Афон

Есть такая общественная организация «Отказники», которая работает с брошенными детьми. Началась она с того, что одна женщина лежала с ребенком в больнице и услышала, что в соседней палате все время плачет маленький мальчик. Оказалось, что младенец – ничей, он никому не нужен. Она его пожалела, потом в другом отделении нашла такую же девочку. Кроме больницы их поместить было некуда – потому что дети были больные. Она одному ребенку помогла, к другому малышу соседа своего привлекла, и возникло мощное общественное движение «Отказники», появился одноименный сайт (Отказники.ру).

За четыре года к ним пришло работать около 10 тысяч молодых ребят, все трудятся добровольно – от руководителя до программиста. Это огромная команда, которая работает круглосуточно по всей стране, в основном в движении молодежь. Я узнал это через свою прихожанку – молодую девушку, которая все время была занята, оказалось, что она входит в эту организацию.

С молодыми людьми необходимо вести систематическую духовно-просветительную работу, беседы о семье, целомудрии. Мне один молодой человек как-то рассказал: «На Преображенке выхожу, ко мне подходят люди, приглашают в храм: «Заходи к нам, у нас молодежный клуб, будет весело». Зашел – на гармошке играют, пляшут, поют. У них – посиделки в русских традициях молодежных сходок. Действительно, было весело, интересно!»

Для молодежи важно, чтобы все было «по-молодежному». Мы как-то были на Кипре, нас принимали банкиры, у них – дочка, молодая девушка. Она говорит: «Что мне с вами, стариками, за столом сидеть? Мне неинтересно. Если бы компания была молодежная, мы бы пообщались».

Поэтому молодежную среду важно формировать на каком-то интересном деле, и в основе этого дела должен стоять верующий человек, который передавал бы людям свою веру, традицию. А какое дело, не столь важно, главное – чтобы оно не было безнравственным. Святой Паисий пишет: «У молодых есть идеалы, но им не с кого взять пример. Их стоит пожалеть. Поэтому нужно, чтобы кто-то «задел» их любо¬честие, тронул их своей простотой».

Помните, я рассказывал о молодежном клубе «Самовар»? Молодые люди ставят самовар, заваривают чай, предварительно приглашают какого-нибудь интересного человека. И идет беседа, неспешный разговор может затягиваться до полуночи. Создана благоприятная среда, куда попадает молодежь, оторванная от родителей, порой побывавшая в криминале, под наркотиками. Эти люди приходят, и у них возникает некая связь с храмом.

Найти общий язык

В 2010 г. в свет вышел фильм «Настоятель» режиссера Армена Назикяна. Я познакомился с исполнителем главной роли Егором Пазенко, мы с ним даже подружились. (Фильм «Настоятель» рассказывает о зверском убийстве священника – отца Михаила из некоего провинциального городка. На его место назначают другого батюшку – отца Андрея, при этом оказывается, что в недавнем прошлом он – криминальный авторитет Петербурга. Трагические события жизни, помощь убитого отца Михаила направляют его на путь к Богу. Теперь же отцу Андрею предстоит противостоять богатому бизнесмену и наркоторговцу Агафонову, который держит в страхе весь город. – Ред.) Так вот Егор рассказал, что ему пишут письма бандиты, которые посмотрели этот фильм, и что-то у них в сердце екнуло, перевернулось, и они оставили свою страшную преступную жизнь.

С молодежью надо говорить на том языке, который она воспринимает.

Помню, мы были на Кипре в одном очень строгом, древнем монастыре Махерас, где когда-то явилась Матерь Божия. В этой обители я познакомился с отшельниками, которые живут довольно аскетично. Игумен у них епископ – молодой, энергичный. Мы с ним оказались коллегами, он когда-то был педагогом, как и я, окончил пединститут, пять лет преподавал в школе, потом ушел в монастырь. И он тоже увидел, что разные поколения говорят на разных языках и что мы с детьми, с молодежью пытаемся беседовать на языке церковном.

Насельники монастыря – человек 30 – пишут, рисуют для детей разного возраста комиксы. В этом жанре рассказывают, что такое монашество, обитель, духовная жизнь, молитва. В одной из книжек, например, представлена простенькая история: в монастырь приехали папа и мама с дочкой и сыночком, увидели дедушку – монаха – и обратились к нему: «Что ты здесь делаешь?» – «Я здесь молюсь. Пойдемте, я вам покажу все».

А наместник этого монастыря – митрополит Лимассольский Афанасий. И все эти комиксы, рисунки делаются по благословению митрополита. Это пример миссионерского движения, учитывающий возрастные особенности.

Как апостол Павел – для всех был всем, чтобы спасти хотя бы некоторых.