Икона три святых

Содержание

Собор трёх святителей

См. также: Собор (праздник) Запрос «Три святителя» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Собор вселенских учителей и святителей

Тип

Православный праздник

Установлен

в память святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Отмечается

в Православной церкви

Дата

30 января (12 февраля)

Медиафайлы на Викискладе

Собо́р вселе́нских учи́телей и святи́телей (др.-греч. Οι Τρείς Ιεράρχες — «три иерарха») — соборный праздник Православной церкви, посвящённый памяти великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, которые почитаются как вселенские учители, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации, и богослужения Церкви. Торжество совершается 30 января (12 февраля).

История установления праздника относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина, когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих Отцов церкви. По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом:

Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство.

На сюжете этого видения в XIV веке возникла иконография «Видение Иоанна Мавропода» (изображение Иоанна Евхаитского перед тремя святителями, сидящими на престолах).

С первой половины XII века в греческих богослужебных книгах появляется служба трём святителям. Самый ранний пример — Устав константинопольского монастыря Пантократора (1136 год), содержащий правила освящения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома».

Древнерусская литература

Подробнее по этой теме см. Беседа трёх святителей.Три святителя, икона XVII века

В древнерусской литературе была распространена «Беседа трёх святителей», состоящая из вопросов и ответов, написанных от имени Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Древнейшие русские списки Беседы относятся к XV веку, известен южнославянский пергаменный список XIV века.

«Беседа» была включена в индексы «ложных» книг сразу же после своего появления. Самый ранний индекс, в котором она упоминается, датируется 30—40 годами XV века («Что глаголано о Василии Кесарийском, и о Григории Богослове, и о Иоанне Златоустем, что въпроси и ответи о всем по ряду лгано», ГИМ, Чудовское собрание, № 269); этот индекс связывают с митрополитами Киприаном (1390—1406) и Зосимой (1490—1494). Считают, что основа составлена Киприаном, а Зосима лишь дополнил список, но точный объём добавлений не известен, поскольку индекс Киприана не сохранился. Однако известно, что он существовал, поскольку в списке Зосимы указано: «А се писано из молитвеника митрополита Киприана всеа Руси».

См. также

Собор трёх святителей:

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Великие каппадокийцы
  • Три Святителя (броненосец)
  • Трёхсвятительская церковь

Примечания

  1. Полное название праздника в богослужебных церковнославянских книгах: Иˇ и᾿же во с҃ты́хъ ѻтє́цъ нáшихъ, и᾿ вели́кихъ їерáрхωвъ, васίлїа вели́кагω, григо́рїа б҃гсло́ва и᾿ їωáнна златоýстагω. В греческих: др.-греч. Μνήμη τῶν ἐν Ἁγίοις Πατέρων ἡμῶν καὶ Οἰκουμενικῶν Διδασκάλων Βασιλείου τοῦ Μεγάλου, Γρηγορίου τοῦ Θεολόγου καὶ Ἰωάννου τοῦ Χρυσοστόμου — «Память во святых отец наших и Вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста».
  2. Собор святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
  3. Никифорова А. К истории почитания Трех Святителей и происхождения их праздника
  4. «Беседа трех святителей» (Институт русской литературы (Пушкинского Дома) РАН)
  5. Бабалык, Марина Геннадьевна. Апокриф «Беседа трех святителей» в русской рукописной книжности XV-XX веков, введение диссертации на соискание степени кандидата филологических наук, Петрозаводск, 2011 г.

История и иконы Трех Святителей — Значение

Икона изображает трех великих проповедников, последователей Христа и прославлявших Его Великое учение. Это Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий. В христианском мире они именуются Отцами Церкви.

Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий — величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования: возлюбленный ученик Христа, святой евангелист Иоанн, святой Григорий и святой Симеон Новый, живший в XI в.)— боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели догматиста; Златоуст — золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного.

Три Святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в Византии: учения Трех Святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной борьбы с современными им ересями IV века актуален и в церковной ситуации ХXI в. По праву Трем Святителям был установлен Православный праздник, сочинены каноны, стихотворные эпиграммы.

До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых — анафоры (Евхаристический канон) – составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле.

  • Артикул: 44093
  • Материал: Золото 585 «зеленое»
  • Высота: 42 мм.
  • Ширина: 20 мм.

Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий – святые, известные как Отцы Церкви и ее вероучительные столпы. Три Святителя почитаются в христианском мире как мудрые духовные наставники, низложащие еретические распри. На оборотной стороне иконы — образ процветшего креста. По торцу — слова акафиста трем Святителям. € 1 650

Святой Григорий Богослов

Святой Григорий Богослов (326—389 гг.) был сын Григория (впоследствии епископа Назианского) и Нонны, женщины высоких нравственных правил, которая еще до рождения сына обещала посвятить его Богу и употребила все старания, чтобы склонить его волю на служение Господу. Воспитание, данное ему матерью, святитель Григорий почитал самым для себя важным. В возрасте 26 лет святой Григорий принял крещение. При выдающихся способностях, святой Григорий получил прекрасное образование: он учился в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека, собранная мучеником Памфилом в Александрии, где изучал творения Оригена, и, наконец, в Афинах.

Св. Григорий был близким другом св. Василия Великого, дружбу с которым считал полезнее самой высшей школы. У святых друзей в Афинах была одна комната, один образ жизни; им были знакомы только две дороги: одна вела в храм Божий, другая в училище. В Афинах святой Григорий познакомился с Юлианом (по прозванию «Отступник», который, став императором, отрекся от христианства и пытался, было, возродить язычество в Римской империи (361—363 гг.), и оставил живое изображение этого злого и коварного врага Церкви.

  • Артикул: 44274
  • Материал: Золото 585 «зеленое»
  • Высота: 34 мм.
  • Ширина: 16 мм.

На небольшой нательной иконе в праздничном окладе образ святого священномученика Василия, пресвитера Анкирского. Святой Василий происходил из провинции Галатия в Малой Азии, где первоначально был врачом. В 336 году он становится епископом Анкиры, после чего следующие годы посвящает борьбе с еретическим арианством. Святой принял мученическую кончину за исповедование православной веры. На оборотной стороне иконы под процветшим крестом молитва, возносимая ко святому. € 895

Размышление о Боге, молитва, чтение слова Божия, писание вдохновенных слов и песней и служение престарелым родителям были его занятием. Некоторое временя он провел с другом своим Василием в его пустыне и это время почитал самым счастливым в жизни. Отец его, бывший уже епископом, нуждаясь в помощнике, вызвал его из Васильевой пустыни в Назианз и рукоположил в пресвитера. Уже этот сан так устрашил Григория высотой и тяжестью сопряженных с ним обязанностей, что он удалился в уединение пустыни. Успокоив там волнение духа, он вернулся к отцу и принял на себя священническое служение, утешаясь, что он, служа Богу, помогает и престарелому родителю в его заботах о пастве.

За свои замечательные богословские творения святой Григорий получил от Церкви почетное наименование Богослова и вселенского учителя, а за способность проникать мыслью до самых глубоких тайн веры и выражать непостижимые ее истины с прозрачной ясностью и строгой точностью Церковь в одной из молитв называет его умом самым высоким. Проповеди его насыщены такой поэзией, что многие фразы из них были использованы (святым Иоанном Дамаскиным и другими) для праздничных песнопений. Нетленные частицы мощей святого Григория до сих пор источают дивное благоухание.

30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

  • Артикул: 44277
  • Материал: Золото 585 «зеленое»
  • Высота: 23 мм.
  • Ширина: 12 мм.

Подвес выполнен в виде Ангела со крестом, держащего в руках икону святого священномученика Василия, пресвитера Анкирского – христианского богослова и писателя, жившего в IV веке. Василий Анкирский обличал еретическое арианство, за что подвергался постоянным гонениям. После обличения в ереси императора Юлиана Отступника, он был предан жесточайшим пыткам, в результате чего погиб как священномученик. Святой Василий является основателем и сторонником духоборчества. € 430

Память иже во святых отец наших триех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста совершается 12 февраля (30 января по старому стилю). Три великих святителя почитаются как вселенские учители, оставившие нам великое богословское наследие.

Почитание трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

История установления памяти трех Вселенских святителей относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина (1056/1057 — 1118 гг.), когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих Отцов церкви. По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну (ок. 1000 — ок. 1070 гг.) явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом.

30 января 1084 года (ст. ст.) было установлено отдельное празднование, посвященное трем вселенским учителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. С первой половины XII века в греческих богослужебных книгах зафиксирована служба трем святителям. Самый ранний пример — Устав константинопольского монастыря Пантократора (1136 год), который содержит правила освящения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома». В древнерусской литературе была распространена «Беседа трех святителей» в форме вопрос-ответ, написанных от имени Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Древнейшие русские списки Беседы относятся к XV веку, известен южнославянский пергаменный список XIV века. «Беседа» была включена в индексы ложных книг сразу же после своего появления. Самый ранний индекс, в котором она упоминается, датируется 30-40 годами XV века («Что глаголано о Василии Кесарийском, и о Григории Богослове, и о Иоанне Златоустем, что въпроси и ответи о всем по ряду лгано», ГИМ, Чудовское собрание, № 269); этот индекс связывают с митрополитами Киприаном (1390-1406 гг.) и Зосимой (1490-1494 гг.). Считают, что основа составлена Киприаном, а Зосима лишь дополнил список, но точный объем добавлений не известен, поскольку индекс Киприана не сохранился. Однако известно, что он существовал, поскольку в списке Зосимы указано: «А се писано из молитвеника митрополита Киприана всеа Руси».

Три вселенских святителя Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Тропарь и кондак

Тропaрь џбщіи, тріeмъ с™лемъ. глaсъ, д7.

Ћко апcлwмъ є3динонрaвніи, и3 вселeннэй ўчи1теліе, вLце всёхъ моли1тесz, ми1ръ вселeннэй даровaти, и3 дш7sмъ нaшимъ вeлію млcть.

Кондак, гласъ, в7.

Сщ7eнныz и3 бговэщaнныz проповёдателz, вeрхъ ўчи1телей гDи, пріsтъ в8 наслаждeніе бlги1хъ твои1хъ пок0z. труды2 бо и4хъ и3 болёзни пріsтъ, пaче всsкагw приношeніz, є3ди1не прославлszи с™hхъ свои1хъ.

Библиотека Русской веры
Канон трем святителям: Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту →

Читать онлайн

Три вселенских святителя Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Иконы

Иконописные изображения трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста известны с XI-XII вв. Икона трех святителей упоминается в Уставе монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного императрицей Ириной Дукеней в XII веке в Константинополе. Первое из сохранившихся изображений трех святителей находится в Псалтыри, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Феодором в 1066 г. (ныне находится в Британском музее). Изображения трех святителей встречаются в святительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора Константина Мономаха (1042-1055 гг.) в церкви Софии Охридской, в Палатинской капелле в Палермо.

Икона Вселенские учители. Византия, XIV в. Византийский музей, Афины

В Древней Руси иконописные изображения трех святителей известны с конца XIV в. Первые изображения — псковская икона три Святителя с святой Параскевой (XV в.). Святители изображаются в рост со свитком или книгой в левой руке, а правая рука — в благословляющем жесте.

Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Икона-таблетка. Новгород. Конец XV в. Из Софийского собора. Новгородский музей

Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Икона, XVII век

Икона Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Псков, середина XVI в. Москва, ГИМ

Святители Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст. XIX в. Невьянск

Храмы на Руси в честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго

В честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста освящен храм в Спасо-Елеазаровском монастыре (Псковская область). Монастырь был основан в 1425 году преподобным Ефросином Псковским (в миру Елеазар; 1386-1481 гг.).

Спасо-Елеазаров монастырь

В честь трех вселенских святителей освящен храм в Кулишках в Москве. В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домовой церковью во имя святого равноапостольного князя Владимира. Неподалеку были разбиты княжеские сады, а рядом с ними расположены конюшни. На конном дворе была сооружена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра. По соседству был пристроен домовый митрополичий храм во имя трех святителей вселенских. В XVI веке великокняжеская усадьба была перенесена в село Рубцово-Покровское в связи с тем, что юго-восточная часть Белого города стала активно заселяться. Церкви, располагавшиеся ранее в резиденциях, стали приходскими, при них образовались погосты. В 1674 году был построен каменный трехсвятительский храм.

Храм трех святителей на Кулишках в Москве. Современный вид

В честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго был освящен придел Спасо-Преображенского собора Спасо-Каменного Преображенского монастыря на о. Каменный в Вологодской области. Более двухсот лет строения на острове были только деревянными. После большого пожара, уничтожившего все монастырские постройки, в 1478 году приступили к строительству первого каменного храма на всем русском Севере — Спасо-Преображенского собора, который был освящен в 1481 году. В своем первоначальном виде Спасо-Преображенский собор представлял собой четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм на невысоком подклете. В завершении были три яруса кокошников и две главы: большая — в центре и маленькая — над юго-восточным углом, где находился придел. Обильный декор, покрывавший стены, апсиды и барабаны глав, состоял из керамических рельефных плиток, поребрика, бегунца и нишек. В 1925 году в монастырских помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались уже по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван и Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства.

Спасо-Каменный монастырь в 1909 г.

В честь трех святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, был освящен придел церкви Богоявления с Запсковья (г. Псков). Храм впервые упоминается в 1397 году; нынешний храм поставлен в 1495 г. на месте раннего, как главный храм Богоявленского конца на Запсковье. Интерьер церкви четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками. Северный придел имел бесстолпную конструкцию перекрытия. Фасады храма членятся лопатками, завершаются лопастными арками, апсиды и барабан украшены традиционными, красиво выложенными рядами «псковского ожерелья»: «поребрик — бегунок — поребрик».

Церковь Богоявления с Запсковья

О старообрядческих храмах во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго информации нет.

Как появились смесоипостасные иконы и почему их запретили

В истории иконописи было немало странных икон. Например, адописные иконы, где под ликами святых прятались изображения чертей. Не менее необычны и смесоипостасные иконы, небольшая часть которых сохранилась до наших дней.

В XIII–XVI веках такие иконы были весьма распространены и не вызывали сильного удивления. Но после XVI века их начали уничтожать по всей Европе, в том числе и в России.

Икона «Троица»

Как появились смесоипостасные иконы

Первым известным иконописцем в истории принято считать одного из учеников Иисуса Христа — Луку. Он создал икону Пресвятой Богородицы, а после — икону святых Апостолов Петра и Павла. На протяжении многих лет после этого шло формирование канонов иконописи. Так возникла регламентированная система изображений — иконография Иисуса Христа и других святых. Отступление от канонов не приветствовалось церковью, но всё-таки происходило.

В X веке в западной Европе особое распространение получили иконы Святой Троицы, написанной в виде трёх идентичных друг другу фигур с ликом Христа. На некоторых иконах Троица имела одно туловище, но три головы с одинаковыми ликами. Это было связано с появлением в католицизме термина «филиокве». Он означал, что Святой Дух исходит одновременно и от Бога Отца, и от Бога Сына. С филиокве были несогласны многие, из-за этого даже произошёл раскол католической церкви. Позднее многие иконы с изображением Святой Троицы в виде трёх одинаковых фигур с идентичными ликами уничтожили. А им на смену пришли смесоипостасные иконы.

Какими были смесоипостасные иконы

Чтобы лучше понять замысел авторов смесоипостасных икон, нужно разобраться в том, что такое ипостась. В христианстве под ипостасью подразумевают сущность бытия, а Восточная православная церковь утверждает, что Иисус Христос «сугуб естеством, но не ипостасью». Так, Бог Отец является первой ипостасью Святой Троицы, Бог Сын — второй, а Святой Дух — третьей. Единство ипостасей Бога и было отражено на смесоипостасных средневековых иконах весьма оригинальным способом.

На иконе «Смесоипостасная троица» три одинаковых лика Бога располагались на одной голове. Выходило так, что у трёхликого лица было четыре глаза (два глаза среднего лика были глазами и боковых), три носа и три рта. Тело же на изображении было одно. Таким образом неизвестный иконописец хотел отразить то, что Святая Троица является единой и неделимой. Примечательно, что на протяжении нескольких веков такое изображение Святой Троицы считалось церковниками самым правильным. Однако оно не находило понимания у простых прихожан. Многие просто не понимали причин, по которым смесоипостасные иконы объединяли в себе три лика Бога. Разумеется, это порождало множество кривотолков и домыслов.

Икона «Смесоипостасная троица»

Иконы смесоипостасной Троицы получили большое распространение среди католиков Западной Европы в XIII–XVI веках. Но и в России смесоипостасные иконы тоже были. Особенно известна смесоипостасная икона «Троица» неизвестного тобольского мастера, датированная 1729 годом. Трёхликое изображение Троицы несколько десятилетий занимало почётное место над воротами главного тюменского собора — Благовещенского. Кстати, этот собор был первым каменным зданием, построенным в Тюмени.

Позднее икону «Троица» сняли с врат и переместили в Ново-Тихвинский женский монастырь. А сегодня она находится в краеведческом музее Свердловска, правда, без оклада. За давностью лет он был утрачен. Утраченными для истории оказались и многие другие русские смесоипостасные иконы из-за запретов церкви.

Почему запретили смесоипостасные иконы

В Европе смесоипостасные иконы оказались под запретом в начале XVI века. Такое решение приняли на Тридентском соборе. В 1628 году указом Папы Римского Урбана VIII практика написания смесоипостасных икон Троицы была запрещена вновь. Все подобные иконы объявили кощунственными и еретическими. После этого практически все смесоипостасные иконы в Европе сожгли. А те, что каким-то чудом сохранились, сегодня можно увидеть в музеях. Например, в австрийском музее народного искусства в Тироле или над входом в одну небольшую церковь в Румынии. В России запрет на смесоипостасные иконы ввели в 1764 году Священным синодом Русской православной церкви.

Священный синод также признал необычные иконы Святой Троицы еретическими. В указе предписывалось, чтобы «в иконных изображениях все нелепые и странные непристойности все пресечены были». Из-за этого указа смесоипостасная икона Святой Троицы, которую церковь назвала «подобием еллинских (эллинских) богов» сняли с врат Благовещенского собора в Тюмени.

Несмотря на указ Священного синода, эту запрещённую икону не уничтожили. Как не уничтожили и некоторые другие смесоипостасные иконы, находившиеся в отдалённых от столицы церквях. Похожая участь постигла и трёхликие иконы, написанные по уникальной технологии.

Уникальная технология изготовления икон

Трёхликая икона «Благовещение. Господь Саваоф»

Единство Святой Троицы нашло и ещё одно интересное отражение в иконографии. Так, в музее-заповеднике «Александровская слобода» во Владимирской области раньше можно было увидеть одну весьма необычную икону «Благовещение. Господь Саваоф», датированную 1791 годом. При смене положения смотрящего относительно иконы происходила и смена изображения на ней. Неизвестный художник изобразил три лика на 16 тонких деревянных дощечках, вертикально закреплённых в раме. И для этого ему пришлось немало потрудиться.

Иконописец нанёс изображения на тонкие загрунтованные пластины и прижал их друг к другу так, что они образовали единую плоскость. После на одной стороне он написал один лик, а на другой — второй. Третий же лик художник написал непосредственно на деревянном холсте. Дощечки с двумя другими ликами мастер установил в специальные пазы на раме, строго соблюдая расстояние между ними. Похожую технологию сегодня можно встретить на некоторых рекламных щитах, где при движении трёхгранных пластин сменяется изображение.

Необычные трёхликие иконы

Изображения на трёхликой иконе в «Александровской слободе» были не совсем типичными для такого вида икон. Человек, стоящий справа от иконы на небольшом отдалении, видел лик Богоматери в сине-сером покрывале. Стоящий слева же наблюдал архангела Гавриила — юношу в голубом одеянии, держащего в руке красный цветок. Стоя по центру, можно было увидеть лик Саваофа — седовласого старца. Из его уст в образе белого голубя в белом сиянии исходил Святой Дух. Получается, что трёхликие иконы в некоторой мере тоже можно считать смесоипостасными, поскольку они отражают триединство Бога. К сожалению, в 1997 году эту уникальную и необычную икону украли из музея, а воров до сих пор не нашли.

Зато в храме Живоначальной Троицы в нижегородском селе Шершово любой желающий может увидеть трёхликую икону. На ней изображены лики Бога Отца, Бога Сына и Саваофа в образе белого голубя. Похожая икона есть и в Свято-Вознесенском соборе, находящемся в Луганской области в Украине. К тому же, в московском Музее древнерусского искусства тоже есть трёхликая икона «Иисус в темнице», но сохранившая только один лик. Деревянные пластинки, на которых были два других изображения, потерялись. Известно, что и в петербургском Музее истории религии тоже есть трёхликие иконы, но они не входят в основную экспозицию и хранятся в запасниках.

Трёхликая икона в селе Шершово

Читайте также: Подпольное изготовление икон для староверов

Собор вселенских учителей и святителей Васи́лия Великого, Григо́рия Богослова и Иоа́нна Златоустого

Кондак 1

Избраннии светильницы Церкви Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, ученьми вашими мир просветившии и вся шатания ересей и хульных смущения угасившии; яко ходатаи спасения нашего суще, молитвами вашими сохраните ны от всяких бед и вечных мук, да с радостию благодаряще вопием вам:

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.

Икос 1

Ангели земнии и человецы Небеснии, святителие Христовы и отцы треблаженнии, поборницы Живоначальныя Троицы, от Нея светом трисолнечным осияваемии и молящиися непрестанно у престола Триипостаснаго Божества о душах наших, услышите ны от сердца к вам взывающия:

Радуйтеся, имущии дерзновение вопити о нас ко Господу;

радуйтеся, велицыи угодницы Святыя Троицы.

Радуйтеся, дарованьми единочестнии;

радуйтеся, апостолом единонравнии.

Радуйтеся, яко вашими ученьми дивно просия благодать Христова;

радуйтеся, разум свой в послушание веры пленившии.

Радуйтеся, блазии делателие винограда Христова;

радуйтеся, от юности Богом благословеннии.

Радуйтеся, скорби жития сего добре претерпевшии и данный вам талант приумножившии;

радуйтеся, волю Божию сильным мира сего со многим дерзновением благовестившии.

Радуйтеся, тьму нечестия отгнавшии;

радуйтеся, всю подсолнечную зарями догматов просветившии.

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.

Кондак 2

Видя еретичествуюших лютая стремления, меч острейший противу сетей лжеучений и огнь, плевелы суемудрия поядаяй, святый Василии явися и, яко пастырь изряднейший, обличив лесть идольскую своим богодухновенным вещанием. Научи ны почитати Святую Троицу, разделену убо Ипостасьми, соединену же Существом, и вопити Ей: Аллилуиа.

Икос 2

Разум озарен благодатию Христовою имуще, яко апостолом единонравнии, православных догматов учения уяснисте и трие велицыи светильницы Триипостаснаго Божества явистеся; вашими бо вдохновенными писаньми озаряема, Церковь Христова светло красуется, и верная чада ея в меру возраста исполнения Христова восходят. Темже взирающе на богатство благодати Христовы, вам дарованныя, яко просветители наша восхваляем вы, вопиюще таковая:

Радуйтеся, богоноснии небеснии таинницы;

радуйтеся, покаяния немолчнии проповедницы.

Радуйтеся, сосуди избраннии;

радуйтеся, премудрии учителие вселенныя.

Радуйтеся, в Божественных учениих Христовых люди наставившии;

радуйтеся, в повелениих Господних всегда усердно ходившии.

Радуйтеся, многоразличных добродетелей обряды в вашем житии явившии;

радуйтеся, столпи непоколебимии, веру Христову Божественными догматы утвердившии.

Радуйтеся, словесное стадо Христово мудре упасшии;

радуйтеся, православия изряднейшии богослови.

Радуйтеся, светила, вся концы земли просвещающая;

радуйтеся, свирель и цевнице сладкозвучная.

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.

Кондак 3

Сила молений отчих понуди святаго Григория Понт оставити и в Назианз ко отцу своему, помощи ради ему, преселитися, идеже славу Божию ученьми и делы вещаше и ересь арианскую посрамляше. Темже и нас, великий святителю Григорие, Божественнаго рая нетленныя проходя пажити, поминай у престола Святыя Троицы, да со умилением взываем Ей: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще в сердцах светоносную благодать Святыя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы, трие богопроповедницы, разделеннии телесы и совокупленнии духом, благочестно яве проповедаша Троицу Едину непременную, Существо же и Божество, и сию проповедь страданьми запечатлеша. Темже и мы, подражающе вере их, вопием таковая:

Радуйтеся, сильнии и непреборимии Церкве Христовы споборницы;

радуйтеся, истины Христовы усерднии ревнители.

Радуйтеся, ко Пресвятей Троице молитвенницы теплии;

радуйтеся, Церкве Христовы пастырие добрии.

Радуйтеся, Ариа низложившии и православныя утвердившии;

радуйтеся, Троицу Едину Непременную, Существо и Божество, деяньми и ученьми прославившии.

Радуйтеся, Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицы Ипостаси, дивно уяснившии;

радуйтеся, Трисиятельнаго ради и Единаго Божества величайшия скорби и гонения претерпевшии.

Радуйтеся, тяготу дневную до скончания своего жития неослабно понесшии;

радуйтеся, нощь мрачную злочестивых ересей лучами богомудрых догматов отгнавшии.

Радуйтеся, души верных благодатно напитавшии;

радуйтеся, Царствия Вечнаго наследницы быти сподобившиися.

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.

Кондак 4

Бурю ярости и гнева воздвигоша, о Златоусте, безумнии людие, клевещуще на тя и изгнати от царствующего града повелевающе. Ты же, Златослове, на камени веры Христовы непоколебимо пребывая и благодатию Святаго Духа укрепляем, бурю гонений и мучений мужественно претерпел еси и страданьми венец нетленный на Небесех себе уготовал еси, научая всех в терпении нести Крест Христов и взывати Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще богодухновенная словеса ваша, запечатленная многими подвиги и страданьми, жаждущии глаголов жизни вечныя издалеча к вам прихождаху, и нетленную пищу от вас приемше и Божественнаго пития почерпше, взываху вам сицевая:

Радуйтеся, глубины слова Божия добре испытавшии;

радуйтеся, непрестанным рачением Бога взыскавшии.

Радуйтеся, алчущих правды питателие;

радуйтеся, нищих духом утешителие.

Радуйтеся, облацы, источающии росу учений благочестивых и напаяющии вселенную;

радуйтеся, приснотекущия реки духовныя, напаяющия верных чад Церкве Христовы.

Радуйтеся, Божественных Таин хранителие и словесные трубы Божия;

радуйтеся, правыя веры и благочестия христианскаго насадителие.

Радуйтеся, чудесы многими верныя озаряющии;

радуйтеся, реки врачеваний нам проливающии.

Радуйтеся, усердно притекающия к вам от искушений и напастей молитвами вашими охраняющии;

радуйтеся, всего рода христианскаго похвало.

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.

Кондак 5

Боготечную звезду Христос миру показа тя, великий во иерарсех Василие; стяжав бо ведение Божественных Таин и озарение свыше от Престола благодати Божия, умы и сердца верных богодухновенными словесы дивно просветил еси, любовию же к Богу одушевляем, гонения и страдания за Христа добре претерпел еси и сего ради сподобился еси на Небесех молитвеннаго дерзновения у Престола Царя Славы, образ быв верным словом, житием, духом, любовию, верою и чистотою, да вси со умилением вопиют Пресвятей Троице: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще вас, святителие Христовы, Небесным ликостоянием присно спребывающия и Престолу Божию всегда предстоящия, со умилением воспеваем возвеличившую вас Живоначальную Троицу, Юже словом и житием вашим прославили есте, вам же, молитвенником изряднейшим, от любве сердечныя вопием:

Радуйтеся, горним ликом совокуплении и святых ангел сожителие;

радуйтеся, Престолу Царя славы предстоящии присно со всеми избранными.

Радуйтеся, славою небесною украшеннии;

радуйтеся, плоть и мир возненавидевшии.

Радуйтеся, вся сокровища мира и житейския сласти Христа ради во уметы вменившии;

радуйтеся, на светозарную добродетелей колесницу возшедшии и Небеснаго Царствия достигшии.

Радуйтеся, и нам, грешным, образ добродетелей словом и житием явившии;

радуйтеся, многими скорбьми вшедшии в радость Господа своего.

Радуйтеся, теплии о нас пред Богом ходатаи;

радуйтеся, православнаго богословия светила изряднейшая.

Радуйтеся, веры христианския похвало;

радуйтеся, святителей славо и Церкве украшение.

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.

Кондак 6

Проповедуя истину боговещанными твоими глаголы, сокрушил еси, богослове Григорие, еллинская суемудрия и ересей соблазны, вселенней же всей немолчно проповедал еси в Троице славимаго Бога Единосущнаго, Отца и Сына и Духа Святаго, научая всех вопити Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиясте светом добродетельнаго жития и православныя веры исповеданием во всю вселенную и всем языком свет истиннаго богопознания уяснисте, якоже быти вам пастырем и учителем всея Церкве Христовы. Темже и по смерти не престаете призирати на ны, тепле вам молящияся и взывающия:

Радуйтеся, три светила великая, путеводящая нас ко спасению;

радуйтеся, просветителие седящих во тьме неведения.

Радуйтеся, недомысленныя Тайны Триипостаснаго Божества нам уясняющии;

радуйтеся, струями мудрых учений паству свою напаяющии.

Радуйтеся, пастырие изряднейшии, житие свое всякими добродетельми благоукрасившии;

радуйтеся, стадо свое от волков хищных соблюдшии.

Радуйтеся, светильницы трисолнечнаго света, умы и сердца верных дивно озаряющии;

радуйтеся, образы целомудрия, ревновати о стяжании сея добродетели нас научающии.

Радуйтеся, церковная кормила, путь православнаго боговедения ясно показующая;

радуйтеся, дванадесяти апостолом единонравнии.

Радуйтеся, ангельских ликов сожителие;

радуйтеся, купно со всеми святыми непрестанно молящиися о нас.

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.

Кондак 7

Хотя змий лукавый искусити тя, якоже Иова многострадальнаго, воздвиже бурю злобы нечестивых, изгнавших тя в заточение. Обаче благодатию Христовою укрепляем, всякая злострадания и болезни добре претерпел еси, отче Иоанне Златоусте, и блаженныя кончины сподобился еси. Ныне же пребывая в невечернем дни Царствия Христова, не престай молитися за ны у Престола Триипостаснаго Бога, да со умилением вопием: Аллилуиа.

Икос 7

Новии светильницы светозарнии и Церкве непоколебимии столпи явистеся, святителие велицыи: святостию бо жития вашего, еще во плоти суще на земли, бесте яко безплотни. Сего ради Церковь Христова, присно прославляющи вас, благодарственная пения восписует светодавцу Христу Богу, Егоже благодатию укрепляеми, велия болезни претерпесте и труды понесосте во благовестии Христове. Темже прославляюще Христа, непрестанно благодеющаго Церкви Своей Святей, восхваляем и вас, яко верных слуг Христовых и строителей Таин Божиих, вопиюще сицевая:

Радуйтеся, вернии Троицы поборницы;

радуйтеся, Православия непобедимии исповедницы.

Радуйтеся, иерархов священноначальницы;

радуйтеся, лучами богословия вашего ересей неистовство разрушившии.

Радуйтеся, пресветлии благочестия образи;

радуйтеся, верныя в боговедении утвердившии.

Радуйтеся, слова Божия богодухновеннии изъяснителие;

радуйтеся, Владыки Христа раби блазии и вернии.

Радуйтеся, кротость Моисееву и ревность Илиину в подвизех своих воплотившии;

радуйтеся, терпением скорбей и гонений древнему Иову подражавшии.

Радуйтеся, Иосифа целомудрием и чистотою украшеннии;

радуйтеся, Петрово исповедание и Иоанново богословие показавшии.

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.

Кондак 8

Странное чудо благодати дарованныя тебе, святителю Василие, уведе на себе Ефрем Сирианин, егда восхотевшу ему видети тя, отче, послал еси архидиакона своего привести его к тебе, и молитвою твоею Ефрем уразуме язык еллинский и, чудеси дивяся, прослави Бога, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Всю веру во Святую Троицу непорочну сохранисте и многи ко Христу приведосте, святителие Христовы, подвигом добрым подвизавшеся. Сего ради, взирающе на дивный подвиг ваш и на чистое житие ваше, со умилением вопием вам таковая:

Радуйтеся, Православия одеждою, свыше истканною, Церковь украсившии;

радуйтеся, еретическая суесловия ясно обличившии.

Радуйтеся, писаньми и словесы вашими духовное сокровище Церкви Христове собравшии;

радуйтеся, мудрость земную и вся красная мира Христа ради отвергшии.

Радуйтеся, сокровищ Небесных паче всего взыскавшии;

радуйтеся, Пастыреначальника Христа, яко служителие вернии, живоносным стопам последовавшии.

Радуйтеся, высокий образ добродетелей в житии вашем явившии;

радуйтеся, душевныя страсти, вкупе же и телесныя, духовным мечем посекшии.

Радуйтеся, Живоначальней Троице в жертву живу, святу и благоугодну себе самих принесшии;

радуйтеся, грешников предстателие.

Радуйтеся, нищих заступницы;

радуйтеся, пастырей учителие и образы.

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.

Кондак 9

Всею душею твоею возлюбив Бога, отче Григорие, боговидную чистоту и целомудрие паче всех избрал еси и богослов великий и таинник явился еси. Ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, испроси мирови мир, и спасение всем нам, восхваляющим тя и поющим Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийством богодухновенным триех вселенских святителей еретичестии соблазны престаша, православная же вера паче и паче превозможе. Сего ради от усердия нашего со умилением и любовию взываем к ним таковая:

Радуйтеся, любовию Православия все житие ваше озарившии;

радуйтеся, Единаго Бога в Триех Лицах чествовати научившии.

Радуйтеся, Ариево злочестие и хуления иных еретиков низложившии;

радуйтеся, лжеучителей пребеззаконная уста светлостию словес ваших заградившии.

Радуйтеся, небесныя трубы, проповедавшия мирови Христово Евангелие;

радуйтеся, во иерарсех светила три великая.

Радуйтеся, учителие кротости, воздержания, вкупе же и покаяния;

радуйтеся, монашествующих добрии учителие и наставницы.

Радуйтеся, Церкве ограждение и Православия поборницы;

радуйтеся, в труды Апостолов вшедшии и клас добраго исповедания пожавшии.

Радуйтеся, за веру и подвиги венцы нетленныя от Пастыреначальника Христа приемшии;

радуйтеся, великия труды и подвиги во благоустроении Церкве Христовы подъемшии.

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.

Кондак 10

Спаса Христа умоляти не престай о чтущих память твою, всехвальне Иоанне Златоусте: тебе бо дадеся благодать молитися за ны. Темже и мы, яко ко благоуханнаго мира сосуду, точащему исцеления всем с верою притекающим, со умилением и любовию припадающе, вопием прославльшему тя Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена есте необоримая празднующим святую память вашу и всем притекающим к молитвенному покрову вашему, непостыдная надежда и крепкое заступление. Темже и нам, святии трие святителие, со умилением припадающим к вам, испросите у Престола Святыя Троицы милость и благодать во благовременную помощь, да с радостию и благодарением взываем вам:

Радуйтеся, милость и утешение всем верным являющии;

радуйтеся, кающияся грешники от сетей диавола избавляющии.

Радуйтеся, благодатных даров усерднии раздаятелие;

радуйтеся, всех человек предстательство и покрове.

Радуйтеся, сирых отцы и вдов заступницы;

радуйтеся, убогих богатство и болящих исцеление.

Радуйтеся, милосердия ко страждущим немолчнии проповедницы и юных наставницы;

радуйтеся, старец питателие.

Радуйтеся, сущих в скорбех утешителие;

радуйтеся, странных сопутницы.

Радуйтеся, изнемогающим поможение;

радуйтеся, чтущим память вашу радость и спасение низпосылающии.

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.

Кондак 11

Пение Пресвятей Троице паче иных принесли есте, святителие Божии, умом, словом, делом и богословным витийством вашим сплетения риторская разрушили есте, наставляюще ны почитати Троицу во Единице и воспевати Ей: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарную троицу святых иерархов, Василиа, царствия тезоименитаго, Григориа, Богослова наименованнаго, Иоанна, Златоустаго учителя вселенныя, глубины Божия испытавших, восхваляюще и светлую память их благоговейно торжествующе, похвальная пения приносим таковая:

Радуйтеся, благознаменитыя трубы Божественных глаголов;

радуйтеся, цевницы богодухновенныя.

Радуйтеся, апостольских писаний богодухновеннии изъяснителие;

радуйтеся, апостольских преданий ревнителие.

Радуйтеся, дивная величия Божия всем земнородным поведающии;

радуйтеся, Славу Божию вашим житием и словом проповедавшии всей вселенней.

Радуйтеся, ко спасению добрии путеводителие и наставницы;

радуйтеся, растленных обычаев искоренителие, благих же нравов насадителие.

Радуйтеся, отрицатися плотских похотей и страстей научающии;

радуйтеся, врачеве премудрии недугов душевных и телесных.

Радуйтеся, церковная светила, от Трисолнечнаго Света возжженная;

радуйтеся, цветы благовоннии райскаго прозябения.

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.

Кондак 12

Благодать Божия обильно излияся во устах ваших, треблаженнии: вера православная вами укрепися, и мгла еретических шатаний и лжеучений светом ваших богодухновенных писаний отгнася. Темже, святителие, молитеся ко Христу Богу, да дух ревности вашея о вере и благочестии почиет и на нас, да сподобимся купно с вами пети Святей Троице: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще и светло празднующе священную память вашу, треблаженнии Василие Великий, Богослове Григорие и Златоустый Иоанне, смиренно молим вас, не престайте молитися Христу о всех, верою призывающих вас и с любовию вопиющих таковая:

Радуйтеся, православных догматов хранителие;

радуйтеся, богословия живоноснии источницы.

Радуйтеся, верных сердца Божественне веселящии;

радуйтеся, яко неослабными подвиги вашими Арий низложися.

Радуйтеся, яко огнем богодухновенных вещаний ваших Евномиева ересь попалися;

радуйтеся, яко вашими богодухновенными глаголы Савеллиа ересь отгнася.

Радуйтеся, яко мудрование Нестора вами упразднися;

радуйтеся, о мире молитвенницы изряднейшии.

Радуйтеся, к Царствию Небесному верныя возводящии;

радуйтеся, Божии гласи, пречудно нам возгремевшии.

Радуйтеся, пастырей Церкве достоподражательнии образи;

радуйтеся, по Апостолу всем вся бывшии.

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.

Кондак 13

О святителие Христовы и отцы треблаженнии, Василие Великий, церковное светило и столпе непоколебимый, Богослове Григорие, уме богопросвещенный, архиерею превеликий, вкупе же и Златоусте Иоанне, покаяния твердый проповедниче, небесным спребывающе ликом и ангельским совокупльшеся силам, нынешнее приемше малое моление наше, испросите нам у Всещедраго Бога вышняя мыслити и деяти, да вечныя муки избегше, небесную жизнь наследим с вами, вопиюще Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангели земнии…» и 1-й кондак «Избраннии светильницы…».

Молитва

О, пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии; припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагаете, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании его Церкви Святей: да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша: да соблюдет Церковь Свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола; да дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение; пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых; правителем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцем утешение, обидимым заступление, и всем вся ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити пресвятое и великолепое имя Отца, и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тайны канонической иконы. Богословие одежды

О чем говорят жесты на иконах?

Иконы, словно раскрытые книги, которые говорят лучше слов – надо только научиться читать их. И тогда любая, даже незаметная деталь иконы – бахрома, застежка плаща или нашитая на одежду полоска – раскроет перед нами глубокие богословские тайны, укрепит в вере и научит истинам Православия. Сестры-иконописцы Ново-Тихвинского монастыря рассказывают о том, что означают на иконах детали одежды.

Иконы Спасителя. Господь Иисус Христос, как Царь царей и Господь господей, традиционно изображается в одеждах, которые носили знатные сановники Римской Империи: хитоне, напоминающем длинную рубашку, и гиматии, верхней одежде (по сути, это прямоугольный отрезок ткани, наброшенный поверх хитона в качестве плаща). В хитоны и гиматии облачены на иконах многие святые ветхозаветных и евангельских времен, но одеяние Спасителя имеет некоторые особенности.

Господь — Вседержитель

На правой стороне хитона Господа Иисуса Христа изображается клав — нашивная вертикальная полоса, символ царской власти византийских императоров. В иконографии Спасителя клав – знак царственности, чистоты и совершенства человеческой природы Христа.

На иконах хитон Спасителя пишут обычно в красных тонах, а гиматий — в синих. Эти два цвета символизируют человеческую и Божественную природы Христа. Синий цвет, символ чистоты и непорочности, напоминает нам о Небе. Красный же — о крови, пролитой Господом ради нашего спасения. Одеяние такого цвета – это и указание на царственное достоинство Спасителя. В древности пурпурные, красновато-фиолетовые одежды, порфиры, могли носить только царственные особы. Это одеяние было окрашено чрезвычайно редким красящим веществом — пурпуром, который добывался из пурпурных желез морских моллюсков. Пурпур был настолько дорогим, что даже самые знатные римские граждане могли позволить себе только пурпурные полоски на своих одеждах. А когда изнашивалась царская порфира, окрашенная пурпуром, ее не уничтожали, а разрезали на небольшие лоскутки, которые раздавали как награду отличившимся государственным деятелям.

Иногда Спасителя изображают и в одеждах другого цвета, чтобы подчеркнуть Его Божественные свойства. Так, на иконе «Спас в Силах» Господь изображен в одеждах золотого цвета, напоминающих нам о сиянии Его небесной славы.

Преображение

На иконе «Преображения» Спаситель облачен в белые одежды, в соответствии с Евангельским описанием преображения Господня: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9, 3). Белый цвет, как и золотые лучи, символизирует нетварный Божественный свет.

Икона Пресвятой Богородицы из деисисного чина.

Иконы Богородицы. Пресвятую Богородицу принято изображать в мафории — четырехугольном плате или накидке, который носила Божия Матерь по обычаю замужних иудейских женщин того времени. Этот плат надевался поверх другой одежды и был так велик, что покрывал не только голову, но и почти все тело. Подлинный мафорий Пресвятой Богородицы с 474 года хранился во Влахернском храме в Константинополе. В иконографии тонa плата Богородицы темно-красные – в напоминание о царственном происхождении Пречистой и о перенесенных Ею страданиях. Кроме того, багряный «царский» цвет мафория знаменует, что Богородица — Матерь Царя Христа.

Икона Божией Матери «Знамение.

По краям мафорий отделан золотой каймой (лента с золотыми нитями) и бахромой. Такой цвет выбран не случайно: золотая кайма — знак прославления Царицы Небесной – символизирует пребывание Ее в Божественном свете и Ее причастность к славе Господней. Прикрытый мафорием голубой или синий цвет туники, нижней одежды, и чепца символизирует девство Богоматери, Ее небесную, совершенную чистоту.

Владимирская икона Божией Матери

Мафорий Пресвятой Богородицы на иконах украшается тремя символическими звездами — на челе (символ девства в момент рождества Спасителя), на правом плече (символ девства до рождества), на левом плече (символ девства после рождества). Вместе с тем три звезды являются еще и символом Пресвятой Троицы. На некоторых иконах фигура Богомладенца закрывает одну из этих звезд, знаменуя вочеловечение Сына Божия — Второй Ипостаси Пресвятой Троицы.

Есть в одеянии Божией Матери еще одна деталь, на первый взгляд незаметная, но также важная. Это поручи, которые символизируют сослужение Богородицы — а в Ее лице и всей Церкви — Главе Церкви, Первосвященнику Господу Иисусу Христу.

Сщмч. Иларион, архиепископ Верейский

Святители , то есть прославленные Церковью архиереи, например, святые Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий и другие, изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у святителей может быть митра — особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями. Архиерейская митра символизирует терновый венец Спасителя.

Святитель Тихон Задонский

Отличительная деталь облачения святителей – саккос, который знаменует собой багряницу Господа. На плечах у архиереев омофор — широкий лентообразный плат, украшенный крестами – обязательная часть облачения епископа: без него он не имеет права совершать богослужение. Например, святитель Тихон Задонский изображен на иконе в традиционном святительском облачении: саккосе, омофоре и митре. Омофор – символ заблудшей овцы, то есть каждого человека, а облаченный в омофор епископ изображает собой Христа, Доброго Пастыря, Который взял заблудшую овцу на плечи и отнес в дом Отца Небесного.

Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст

Иногда на иконах святители, например святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, изображаются не в саккосе, а в фелони – длинном и широком одеянии без рукавов, в которое в наше время облачаются при совершении богослужений иереи. Особенность этих фелоней в том, что они украшены множеством крестов, отчего и называются полиставрии (с греческого «многокрестие»). Дело в том, что в древности именно полиставрий был облачением архиереев, а саккос стал постепенно заменять его только в XV столетии, и поэтому архиереев, проводивших свою жизнь до этого времени, часто изображают в древнем одеянии.

Фрагмент иконы «Учители умного делания». Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Нередко встречаются изображения святителей и в архиерейской мантии. У плеч и спереди внизу на мантию нашивают скрижали – платы, на которых могут быть изображены кресты, херувимы, иконы Спасителя и Божией Матери, символические изображения евангелистов, вензель архиерея. Например, на иконе «Учители умного делания» на архиерейской мантии святителя Игнатия (Брянчанинова) внизу изображены скрижали с вензелем «Е» — епископ и «И» — Игнатий.

Сщмч. Петр, митрополит Крутицкий.

По традиции епископов и архиепископов изображают в мантиях лилового цвета, митрополитов – в голубых мантиях, а патриархов – в зеленых. Мантия, сама по себе символизирующая особое Божественное покровительство, имеет на себе еще один символ – так называемые источники, или струи. Три ряда красных и белых полос, во имя Святой Троицы, символизируют струи Божественной мудрости, припадая к которым церковный иерарх черпает мудрость и благодать Божию, чтобы передавать их своей пастве.

Вмчч. Димитрий Солунский и Георгий Победоносец. Фрагмент иконы.

Мученики и благоверные князья нередко изображаются на иконах в одеждах воинов, подобных тем, какие носили в Византии и Древней Руси. Хитон воины носили короткий, назывался он тельник, на него одевали латы, защищавшие воина от вражеского оружия. На иконах угодников Божиих латы напоминают о том, что благодать защищает воинов Небесного Царя от невидимых врагов. Латы бывают нескольких видов, но чаще всего на иконах изображают кольчуги – кольчатые «рубахи» с короткими рукавами и чеканным щитком на груди. Одеяние воинов на иконах полностью совпадает с древними одеждами. Например, если мученики изображены в рост, то на ногах у них обычно бывают ноговицы – они соответствуют современным брюкам, и кампаги – обувь византийских воинов, напоминающая сапоги.

В центре иконы — благоверный князь Александр Невский.

Кроме того, воины облачаются в плащ – в Римской Империи он назывался хламида или лацерна, а закрепляется он фибулой (она называется еще запона или аграф) – застежкой, украшенной орнаментом и драгоценными камнями. Увидев на плаще воина фибулу, каждый понимал, что ее обладатель служит царю – и на иконах эта небольшая деталь символизирует, что мученики и другие угодники Божии, изображаемые в воинских одеждах, принадлежат воинству небесному и служат своему Царю – Господу Иисусу Христу. Как победоносные воины, повергающие невидимых врагов, эти святые на иконах имеют оружие: меч, иногда – лук и колчан со стрелами и копье.

Вмц. Ирина Македонская

На иконах всегда можно узнать равноапостольных, мучеников, страстотерпцев, благоверных князей и княгинь, которые имели царское достоинство. На главе своей они имеют венец или корону, к которым у цариц и мучениц прикрепляются низанные украшения из жемчуга и камней – рясно.

Царственные Страстотерпцы

Далматика – длинная верхняя одежда, которую носили поверх туники, с широкими рукавами, имеет у царственных святых богато украшенные оплечье, передник и подольник. Далматика хорошо видна, например, на иконе Царственных Страстотерпцев у царевны Ольги и цесаревича Алексия.

Равноапостольная княгиня Ольга

Плащ царских особ напоминает императорскую багряницу. Все эти детали подчеркивают высокое достоинство царей – помазанников Божиих, которые благодаря своим добродетелям стали подражателями Господа-Вседержителя.

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобные имеют особенные одеяния — хитон, мантию, клобук. Эта монашеская одежда, непохожая на мирскую, символизирует новое одеяние правды и радования, нетления и чистоты – одеяние, сотканное из добродетелей, в которое облекается человек, отрекшийся от мира и всего, что в мире. Каждая из монашеских одежд имеет особое значение: хитон напоминает о терпении добровольной нищеты, тесноты и скорбей, за которыми следует неземная радость. Мантия, длинная без рукавов накидка, застегнутая на вороте, у первых христиан была символом отречения от идолопоклонничества, а затем стала облачением исключительно монашествующих.

Преподобный Серафим Саровский

Мантия знаменует обретение монахом Божия покровительства, напоминает о строгости и подвижничестве монашеской жизни, благоговении и смирении. Как мантия не имеет рукавов, так и у монаха «нет рук» для мирской суеты и греховных поступков, его руки и другие члены как бы мертвы для порока. По толкованию святого Германа, патриарха Константинопольского, монашеская мантия символизирует крылья ангелов – монах, как ангел, должен быть готов ко всякому Божьему делу. С этим толкованием согласны слова современного подвижника благочестия, молитвенника и исповедника архиепископа Антония (Голынского-Михайловского): «Люблю, чтоб все бегом, быстро. Монашество — это ангелы. Они должны летать!» Святые отцы сравнивают мантию еще и с воинским плащом. Как по плащу с легкостью можно было определить, что воин служит императору, так и мантия показывает, что монах служит и старается во всем уподобляться своему великому Царю-Христу.

Если мантия напоминает плащ, то клобук – шлем, тот самый, о котором апостол Павел говорит «И шлем спасения восприимите» (Еф. 6, 11). Клобук свидетельствует о смирении монахов, их нелицемерном послушании и о хранении своих глаз от всего греховного и суетного.

Икона «Учители умного делания»

Преподобные Нил Сорский, Василий Поляномерульский, Зосима Верховский изображены в кукуле и аналаве, называемом иначе схимой. Эти одеяния монахов, имеющих постриг в великую схиму, также глубоко символичны. Кукуль — остроконечный головной убор — напоминает одежду младенцев, потому что монашествующие должны уподобляться в смирении детям. К тому же кукуль напоминает о том, что благодать покрывает и согревает угодников Божиих, охраняя их чистоту и простоту от демонов так же, как шапочки греют головы младенцев. Кукуль обшит вокруг крестами, чтобы этим царственным знамением отгонять врагов спасения, отовсюду нападающих на нас. Аналав, четырехугольный плат, который надевается на плечи, украшен крестами и означает крестоношение, следование за Спасителем, совершенное умерщвление миру.

Вмц. Анастасия Узорешительница

Святые жены: мученицы, праведницы, жены-мироносицы на иконах изображаются с покрытой головой — в соответствии со словами апостола Павла о том, что молящейся женщине следует покрывать свою голову, ибо она должна иметь «знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11, 10). Таким образом, покрытая голова свидетельствует о их пребывании в молитве и о их душевном расположении к смирению.

Прп. Мария Египетская

Но иногда святых жен изображают и с непокрытой головой. Например, так пишут преподобную Марию Египетскую в напоминание о том, что она лишилась своих одежд за время долгого пребывания в пустыне — они истлели. Непокрытая голова – это знак полного отречения святой Марии не только от мирских удовольствий, но даже и от того, что необходимо для жизни, знак исключительной аскетически-покаянной жизни этой преподобной, восшедшей из глубины греха на непостижимую высоту святости.

Мц. Вера

Кроме того, с непокрытой головой изображают отроковиц и юных дев – например, мученицу Веру и младших Великих Княжон на иконе Царственных Страстотерпцев – Марию и Анастасию.

В следующих материалах вы узнаете об особенностях иконографии пророческого лика, а также ангельских чинов.

В иллюстрациях использованы фотографии икон, изготовленных в иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря.

Словарь «Правмира» — Икона

Икона «Собор трех святителей»

Каждая икона — это часть православной истории. Образ «Собор трех святителей» — один из наиболее важных предметов религиозного наследия. Эта икона должна быть дома, если вы хотите, чтобы в нем царил уют и покой.

Альтернативное название иконы — «Три иерарха», такое же, как и у праздника, которому посвящена сама икона. Многие путают ее со «Святой Троицей», но это совершенно другой образ.

История иконы

Эта икона очень важна для православия и христианства в целом, потому что на ней изображены три самых великих духовных наставника всех времен: святой Василий, Григорий Богослов и Иоанн Богослов, именуемый также Златоуст. Эти святители при жизни потратили огромное количество времени и сил на составление порядков богослужений в церкви, церковных календарей, молитв и прочих вещей.

Эти святые оставили после себя огромное наследие. Их трудами церковь пользуется до сих пор, поэтому сразу после смерти последнего из них было решено увековечить их в великих образах. Многие церкви считают их святыми, хотя некоторые конфессии и направления христианства это оспаривают. Все святые поплатились в той или иной мере за свою приверженность Христу и вере в Бога. Иоанн Златоуст, например, был сослан далеко за пределы Константинополя. Он умер в уединении, в изгнании. Конечно, этим людям не нужно было признание масс. Они действовали исходя из духовных побуждений, пытаясь сделать мир лучше. За это их увековечили в молитвах и иконах. Есть праздник, посвященный этим трем личностям, названный Собором трех святителей. Отмечается он каждый год в одно и то же время, то есть является непереходящим, — 12 февраля. Праздник был установлен и началось распространение икон в первой половине 12 века.

До сих пор эта икона, по мнению церковнослужителей, является лучшим помощником в обучении, в улучшении навыков красноречия. Это отличный оберег для всех, кто занимается интеллектуальным трудом, принимает важные решения, от которых зависят жизнь и благополучие других людей. Речь идет о врачах, учителях, преподавателях.

Описание иконы

Практически всегда святители изображены на иконе в полный рост. Иногда они изображаются по пояс. Иногда над их головами есть изображение Матушки Заступницы с младенцем Иисусом на руках. Это символизирует покровительство Девы Марии и Сына Божьего, их помощь в служении людям. Священники считают, что именно так с духовной точки зрения и проходят любые службы — Матушка Заступница смотрит на нас вместе с Иисусом Христом, а слова и эмоции священника олицетворяют их любовь к нам, к прихожанам.

В чем помогает икона

«Собор трех святителей» — это нечто вроде персонального храма дома. Эта икона создает правильный духовный настрой, потому что человек может представить себе, что перед ним находятся священники, которые учат его чему-то. Перед иконой просто приятно подумать о чем-то высоком, о духовной составляющей жизни. Абсолютно любые молитвы можно читать перед образом трех святителей. Это отличный оберег и источник силы для учащихся, для врачей, которые постоянно несут на себе бремя ответственности.

Молитва перед иконой «Собор трех святителей»

«Василий, Григорий и Иоанн, великие правды хранители и слова Божьего заступники, храните нас от дьявола и лести его. Помогите слово Божье услышать и в молитве быть честными. Молите Бога о нас, недостойных рабах Его. Да услышит Он и наши молитвы, которые исходят от сердца. Молите Бога о милосердии и о прощении грехов наших, вольных и невольных. Аминь».

Перед этой иконой молятся не только в день Собора трех святителей, но и в любой другой день. Эта икона поможет вам создать дома особую атмосферу, пригодную для чтения молитв благодарственных и других. Старайтесь вешать ее или ставить на видном месте, но не в центре комнаты, а где-то, где вы постоянно молитесь. Этой иконе точно нет места в коридоре или на кухне. Она несет в себе определенный смысл и функцию, так что не стоит расценивать ее как нечто универсальное.

Где находится икона

Если вы захотите посетить храм, где есть такая икона, то можно сделать это в Санкт -Петербурге. Там есть Храм Трех Святителей Вселенских, в котором есть этот образ. Такой же храм есть и в Москве. Он был построен в конце 17 века.

Несмотря на то, что 12 февраля — это не праздник двунадесятый, все равно в атмосфере витает особое настроение. Три святителя — это особая группа святых, на которую Господом было возложено стать учителями всем нам. Пусть этот день и эта икона станут для вас по-настоящему важными. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Троица, 10 икон Святой Троицы

Икона Святой Троицы — что на ней изображено? Об этом мы поговорим, рассмотрев вопрос на примере десяти самых известных икон, изображающих Святую Троицу.

Один из отцов-основателей античной философии, а вместе с ней и всей европейской цивилизации древнегреческий философ Аристотель сказал: «Философия начинается с удивления». То же можно сказать и о христианской догматике — она не может не вызвать удивления. Миры Толкиена, Энде и Льюиса со всеми их сказочными загадками не тянут даже на тень таинственного и парадоксального мира христианского богословия.

Христианство начинается с великой тайны Пресвятой Троицы — тайны Божией Любви, явленной в одном этом непостижимом единстве. В. Лосский писал, что в Троице мы видим то единство, в котором пребывает Церковь. Подобно тому, как Лица Троицы пребывают неслиянно, но составляют Единое, все мы собраны в единое Тело Христово — и это не метафора, не символ, а такая же реальность, как реальность Тела и Крови Христа в Евхаристии.

Как изобразить тайну? Только через другую тайну. Радостная тайна Боговоплощения позволила изображать Неизобразимое. Икона — символический текст о Боге и святости, явленной во времени и пространстве и пребывающей в вечности, подобно тому, как сказочный лес из «Бесконечной истории» Михаэля Энде, созданный в воображении главного героя, начинает существовать без конца и начала.

Постичь эту вечность мы можем благодаря еще одной, далеко не последней в мире христианского богословия тайне: Сам Бог просвещает каждого христианина вслед за Апостолами, даруя Самого Себя — Святого Духа. Дары Святого Духа мы получаем в Таинстве Миропомазания, Он же пронизывает весь мир, благодаря чему и существует этот мир.

Итак, Святой Дух приоткрывает нам тайну Троицы. И потому день Пятидесятницы — Сошествия Святого Духа на апостолов — мы называем «День Святой Троицы».

Икона Святой Троицы

Троица и «Гостеприимство Авраама» — сюжет иконы Живоначальной Троицы

Изобразить неизобразимое можно лишь в той мере, в какой оно нам раскрылось. На этом основании Церковь не разрешает изображение Бога Отца. А самым правильным изображением Троицы является иконографический канон «Гостеприимство Авраама», отсылающий зрителя в далекие ветхозаветные времена:

И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер , во время зноя дневного.

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите ; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.

И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал : поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.

И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.

И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

(Быт.18:1-8)

Сюжет о гостеприимном старце, узнавшем Бога в трех мужах, сам по себе трогателен и поучителен для любого верующего: служишь ближнему — служишь Господу. Изображение этого события мы встречаем очень рано.

Мозаика на триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре в Риме создана в V веке. Изображение визуально поделено на две части. В верхней Авраам выбегает навстречу трем мужам (один из них окружен сиянием, символизирующим славу Божества). В нижней — гости уже сидят за накрытым столом, а Авраам им прислуживает. Сарра стоит за спиной у Авраама. Художник передает движение, изобразив старца дважды: вот он дает указания жене, а вот он обернулся, чтобы подать на стол новое блюдо.

К XIV веку канон «Гостеприимство Авраама» уже вполне сложился. Икона «Троица Зырянская», принадлежавшая, по преданию, кисти свт. Стефана Пермского — несколько видоизмененный ее вариант. Три ангела восседают за столом, под ним лежит телец, а слева внизу стоят Авраам и Сарра. На заднем плане изображено строение с башенкой (дом Авраама) и дерево (Мамврийский дуб).

Икона Святой Троицы

Изображения могут меняться, но набор символов и персонажей остается прежним: три ангела, служащая им чета, внизу — телец (иногда с закалывающим его отроком), дуб, палаты Авраама. 1580 год, икона «Святая Троица в бытии», окруженная клеймами с изображениями событий, связанных с явлениями Троицы. Интересная деталь: Авраам и Сарра здесь не просто прислуживают за столом, но также за ним сидят. Икона расположена в Сольвычегодском историко-художественном музее:

Более типична, например, икона XVI века из Троице-Герасимовского храма в Вологде. Ангелы находятся в центре композиции, за ними — Авраам и Сарра.

Вершиной русской иконописи считается икона Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым. Минимум символов: три ангела (Троица), чаша (Искупительная жертва), стол (трапеза Господня, Евхаристия), обратная перспектива — «расширяющаяся» от зрителя (пространство иконы, описывающее мир горний, неизмеримо больше мира дольнего). Из узнаваемых реалий — дуб (Мамврийский), гора (тут и жертвоприношение Исаака, и Голгофа) и здание (дом Авраама? Церковь?..).

Это изображение станет для русской иконы классическим, хотя возможны некоторые разночтения в деталях. Например, иногда у среднего ангела на нимбе появляется крест — на иконах так изображают Христа.

Икона Святой Троицы, XVII век

Другой пример: Симон Ушаков более детально изображает трапезу.

XVII век

Канон «Гостеприимство Авраама» является оптимальным для изображения Пресвятой Троицы: в нем подчеркивается единство сущности (три ангела) и различие ипостасей (ангелы присутствуют в пространстве иконы «автономно» друг от друга).

Поэтому подобный же канон используется при изображении явления Троицы святым. Один из наиболее известных образов — явление Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому:

Неканоничные изображения

Однако были попытки изображать Бога в Троице и иначе.

Крайне редко в западно-европейской и русской храмовой живописи попадается изображение, использовавшееся в иконографии эпохи Ренессанса, где три лика объединены в одном теле. В церковной живописи оно не прижилось из-за явной еретичности (смешение Ипостасей), а в светской — из-за неэстетичности.

Изображение принадлежит кисти Иеронима Косидо, Испания, Наварра

Зато изображение «Троица Новозаветная» встречается часто, хотя в нем присутствует другая крайность — разделение Сущности Божества.

Наиболее известная икона данного канона — «Отечество» новогородской школы (XIV век). На троне восседает Отец в виде седовласого старца, на коленях у него — Отрок Иисус, держащий круг с изображением Святого Духа в виде голубя. Вокруг престола — серафимы и херувимы, ближе к раме — святые.

Не менее распространено изображение Новозаветной Троицы в виде Старца-Отца, по правую руку — Христа-Царя (либо Христа, держащего Крест), а в середине — Святого Духа также в виде голубя.

XVII в., Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева

Как появился канон «Новозаветной Троицы», если изображение Бога Отца, Которого никто не видел, соборно запрещено? Ответ прост: по ошибке. В книге пророка Даниила упоминается Ветхий Денми — Бог:

Воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна. (Дан.7:9).

Существовало мнение, что Даниил видел Отца. На самом деле, точно так же апостол Иоанн видел Христа:

Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег…

(Откр.1:12-14).

Изображение «Ветхий денми» существует само по себе, но является образом Спасителя, а не Троицы. Например, на фреске Дионисия в Ферапонтовом монастыре хорошо виден нимб с Крестом, с которым всегда изображается Спаситель.

Богородица на изображениях Троицы

Из Католической церкви пришли еще два интересных изображения «Новозаветной Троицы». Употребляются они редко, но также заслуживают внимания.

«Поклонение Святой Троице» Альбрехта Дюрера (картина хранится в венском музее истории искусств): в верхней части композиции изображен Отец, под Ним — Христос на Кресте, а над ними — Дух как голубь. Поклонение Троице оказывает Церковь Небесная (ангелы и все святые с Божией Матерью) и Земная — носители светской (император) и церковной (папа) власти, священники и миряне.

Изображение «Коронование Божией Матери» связано с богородичными догматами Католической Церкви, но вследствие глубокого почитания Пречистой Девы всеми христианами также получило распространение и в Православии.

Богородица на изображениях Троицы, Прадо, Мадрид

В центре композиции изображена Богородица, Отец и Сын держат над Ее головой корону, а над ними парит голубь, изображающий Святого Духа.

  • Словарь Правмира — Святая Троица
  • День Святой Троицы