Иконы божией матери знамение

Появление на Руси ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мой «Зна­ме­ние», относится к 11-12 векам, а название свое она получила в честь чуда, явленного при обороне Великого Новгорода от объединенных войск удельных князей под предводительством суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году.

История иконы

День празднования: 10 декабря

Вот какова история иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы. Когда превосходящие силы врагов осадили город, новгородцы, уповая лишь на милость Божью, денно и нощно молились о спасении. На третью ночь архиепископу было с небес повеление вынести на крепостную стену образ Богоматери, находившийся в церк­ви Спа­са Пре­об­ра­же­ния. Икону понесли крестным ходом, и в это время противник выпустил тучу стрел, одна из которых вонзилась в лик Богоматери. Из Ее глаз заструились слезы, а на врагов напал такой ужас и смятение, что они вступили в схватку друг с другом. Новгородцы, воодушевленные знамением, явленным Пресвятой Богородицей, бросились в атаку и одержали победу.

В честь этого чудесного избавления архиепископом Новгородским сразу же был установлено празднование в честь Знамения Царицы Небесной, а сама икона получила название икона Пресвятой Богородицы «Знамение». В 1356 году икону перенесли в специально выстроенный для нее в Новгороде храм Зна­ме­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

И поныне православные отмечают церковный праздник иконы Божией Матери, именуемой «Знамение».

История чудесного знамения стала также популярным сюжетом в иконописи.

Еще одно чудо явила икона «Знамение» в Великом Новгороде в 1611 году, когда вошедшие в город шведские войска попытались захватить Знаменский собор, где шло богослужение: раз за разом их отбрасывала невидимая сила, и в конце концов они покинули город.

Значение иконы Божией Матери «Знамение»

Прежде чем говорить о значении иконы Богородицы «Знамение», следует разобраться, что означает само это слово. Слово «знамение» по происхождению тесно связано со знаменем, то есть знаком чего-либо. Крестное знамение, которое мы творим перед иконами, служит видимым знаком (знаменем) верующего.

Явила такое знамение икона Божией Матери, что означает знак милости и заступничества с Ее стороны. Таким образом, знамение можно понимать как некий пророческий знак, а также явленное чудо, как это случилось в Новгороде при истечении слез из иконы.

Говоря об иконе «Знамение», необходимо учитывать, что явленное ею чудо произошло во времена кровавой и, по сути, братоубийственной междоусобной распри между раздробленными русскими княжествами, ослаблявшей Русь и сделавшей ее легкой добычей для монгольского завоевания, причем все князья были православными и молились одному и тому же Богу.

Поэтому Знаменская икона Божией Матери плакала не только о горестной судьбе, ожидавшей Новгород, но и оплакивала судьбу Руси, впавшей в грех братоубийственной войны.

Описание иконы

Рассматривая, как выглядит икона «Знамение», нельзя не вспомнить самые древние иконописные образа Богоматери, получившие название Оранта, то есть Молящаяся. На Знаменской иконе Богоматерь изображается по пояс или в полный рост. Руки Ее подняты в молитвенном жесте; на Ее груди круг в виде щита или сферы, в котором заключен образ Спаса-Эммануила (то есть здесь Иисус представлен не Младенцем, но Отроком). В левой руке Он держит свиток со Священным Писанием, а персты правой сложены в благословении.

В чем помогает икона «Знамение» Пресвятой Богородицы

Со времен чуда, явленного иконой Богоматери «Знамение» в Новгороде, она стала считаться заступницей от вражеских нашествий. Но и помимо того она прославилась многими чудесами в храмах, где были ее списки.

Молитва перед ней помогает в избавлении от междоусобных распрей, стихийных бедствий, эпидемий, пожаров, а также в примирении враждующих. По молитве происходит исцеление недугов, особенно связанных с поражением глаз и слепотой.

Помогает она и в защите от воровства, козней злоумышленников и завистников. Молятся ей также о сохранении мира в семье.

Рекомендуем прочитать: Царскосельская икона Божией Матери «Знамение»

Молитва перед иконой

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия. Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Икона Божией Матери «Знамение»: история, молитвы

Икона Божией Матери «Знамение» — почитаемое Русской Православной Церковью 10 декабря изображение Богородицы с Божественным Младенцем. Подробности в статье!

Икона Божией Матери «Знамение»

Эта икона изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.

История иконы Божией Матери «Знамение»

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI — XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцы молились, прося Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.

Владимирская икона Божией Матери

Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес.

Иконография

Казанская икона Божией Матери

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Чтимые чудотворные списки с иконы

«Знамение» Абалацкое (1637) – празднование 20 июля/2 августа и 27 ноября/10 декабря

«Знамение» Курская-Коренная (1295)– празднование 8/21 сентября, 27 ноября/10 декабря (1295) и в 9-ю пятницу по Пасхе, 8/21 марта (список 1898 года).

«Знамение» Серафимо-Понетаевское (1879) – празднование 27 ноября/10 декабря.

«Знамение» Царскосельское (XVII в.) — празднование 27 ноября/10 декабря.

Вы прочитали статью Икона Божией Матери «Знамение»: молитвы и чудеса. Читайте также:

  • Икона Богоматери «О тебе радуется»
  • Иерусалимская икона Божией Матери

Православная иконография Богородицы

Икона «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 образов Богородицы». Конец XVIII — начало XIX века. (Богоявленский собор в Елохове, Москва)
См. также: Католическая иконография Богородицы

Правосла́вная иконогра́фия Богома́тери — совокупность типов изображения Богородицы (греч. Θεοτόκος) в иконописи, стенописи (мозаиках и фресках) и система их изучения.

Культ почитания Богородицы официально установлен на III Вселенском соборе в Эфесе в 431 году. Внешний вид Богородицы, кроме древнейших изображений, известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и других авторов.

Образ Богородицы

Лицо Богородицы овальной формы, нос удлинен, рот маленький, миндалевидные глаза широко открыты, брови дугообразные

Богородица традиционно изображается облеченная в фиолетовый омофор или тёмно-красный, тёмно-вишнёвый, багряный мафорий (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи). Мафорий украшают три золотые восьмиконечные звезды — на челе и плечах (символ Пресвятой Троицы, в ином толковании: символ «Трёх Девств Марии — до Рождества, в Рождестве Христа и по Рождестве»). Мафорий часто имеет золотую кайму. В ранних (доиконоборческих) изображениях на челе Богородицы изображена не звезда, а точечный крест. Впоследствии благодаря диагональным лучам крест превратился в восьмиконечную звезду.

Под мафорием Богородица носит длинную до пят тунику с узкими рукавами голубого или синего цвета. Из под мафория на голове Богородицы также может быть виден синий чепец. Озерянская икона изображает Богоматерь в красном хитоне и голубом мафории.

На новгородской иконе Успения начала XIII века изображены красные туфли Богородицы.

Надпись на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΗΡ ΘΥ или ΜΡ ΘΥ (Матерь Божия).

Младенец на руках Богородицы одет в белый (красный или охристый) хитон и охристый (зелёный) гиматий

История

Первые иконы Божией Матери предание приписывает евангелисту Луке. Древнейшие дошедшие до нас изображения Богородицы обнаружены в катакомбах Прискиллы и относятся исследователями ко II веку. Мария представлена чаще всего сидящей с Младенцем Христом на руках (обычно в сценах поклонения волхвов), либо в позе Оранты (катакомбы Агнии).

С 439 года упоминается Влахернская икона, которая была перенесена со Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией. Иконой Salus Populi Romani римский папа Григорий Двоеслов избавил Рим от эпидемии чумы в 590 году. По преданию, в 626 году благодаря иконе Богородицы Константинополь был спасен от нашествия аваров. В 732 году была явлена Византийская икона Божией Матери. С эпохой VIII века связана икона Троеручица, связанная с жизнью Иоанна Дамаскина. С 1204 года известна перемещенная в Венецию икона Никопея.

Первые византийские иконы, главным образом столичного, константинопольского письма, попадали на Русь в период правления византийской императорской династии Комнинов (XI—XII в.). Например, самая известная и почитаемая Богоматерь Владимирская, а также Богоматерь «Живоносный источник», Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская), Богоматерь Кипрская, Богоматерь Одигон, Богоматерь Пирогощая, Богоматерь Тихвинская, Богоматерь Торопецкая и многие другие. Последующие записи и списки, выполняемые русскими мастерами, придавали иконам национальное своеобразие (особенности плави, прорисей, редкое использование ассиста, замена золотого фона на охристый, позём). Так византийская Елеуса превратилась в русское Умиление, например Богоматерь Умиление Белозерская из Русского музея в Санкт-Петербурге.

В 1688 году прославилась икона Всех Скорбящих Радость. С 1878 года известна Неупиваемая Чаша.

В 1903 году явилась Порт-Артурская икона Божией Матери. В 1914 году на фронте Первой мировой войны было видение Богородицы, в результате которого была написана Августовская икона Божией Матери. Уже в 1945 году появляется Равенсбрюкская икона. В 1981 году афонский монах написал Монреальскую икону Богородицы.

Типы икон Богородицы

Тип икон Ранние упоминания Описание Примеры Пример изображения
1 Оранта / Знамение IV век Стоящая Богородица с двумя поднятыми и раскинутыми в молитве руками. Младенец изображен в медальоне на груди. Знамение, Неупиваемая Чаша, Премудрость созда Себе дом, Абалакская, Курская .
2 Одигитрия V век Богородица держит на руках Младенца, который благословляет правой рукой, а в левой держит свиток. Борколабовская, Валанасская, Великоустюжская, Влахернская, Волынская, Гербовецкая, Иверская, Казанская, Макарьевская, Озерянская, Полонская, Рязанская, Смоленская, Тихвинская, Ченстоховская, Душеспасительница, Вразумившая экклисиарха, Троеручица
3 Благовещение V век Богородица изображается без Младенца рядом с Архангелом Гавриилом Устюжское Благовещение
4 Елеуса (Умиление) IX век Богородица изображается с Младенцем, который прижался щекой к её щеке Владимирская, Галичская, Дегтярёвская, Донская, Жировицкая, Игоревская, Касперовская, Корсунская, Подкубенская, Почаевская, Псково-Печерская, Феодоровская, Хиландарская, Взыскание погибших
5 Панахранта XI век Богородица с Младенцем на коленях восседает на троне Всецарица, Державная, Экономисса, Гора Нерукосечная, Богоматерь с младенцем (Врубель), О Тебе радуется.
6 Млекопитательница VII век Богородица кормит Младенца правой грудью Блаженное чрево
7 Деисус VII век Богородица слава от взрослого Иисуса Христа, обратив к нему две согнутые в локтях руки. Справа от Иисуса изображен Иоанн Предтеча. Деисус из церкви Николы от Кожи, Оплечный Деисус, Предста Царица
8 Успение VI век Богородица лежит на одре, а по разные стороны от нее склонились святые: Двенадцать апостолов. Выше изображен Иисус Христос, который держит в руках спеленутого младенца Далматская икона, Псково-Печерская икона Успения, Облачное Успение, Успение Богоматери
9 Одиночная Богородица VIII век Богородица изображена портретно Андрониковская, Боголюбская, Калужская, Остробрамская, Семистрельная, Филермская, Икона Божией Матери Богоматерь чудес, Нерушимая Стена, Умягчение злых сердец, Агиосоритисса

Многие изводы православных икон Богородицы следовали не только византийским оригиналам, но и появлялись под влиянием литургических текстов, например Богоматерь Смоленская-Шуйская или «Премудрость созда Себе дом». Иконография фиксировалась в толковых и лицевых подлинниках, синаксариях, минеях, лицевых святцах и менологиях.

В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 800 наименований икон. Для большинства икон установлены отдельные дни празднования, им написаны молитвы, тропари, кондаки, иногда акафисты. Другие изводы, главным образом в XVII—XVIII веках, складывались под западноевропейским влиянием, например тип Богоматери Вертоград, Богоматери Виленской, Балыкинской, Богоматери Платитеры. Еще один иконографический источник — западноевропейские гравюры, в частности собрания Киево-Могилянской академии и типографии Киево-Печерской лавры.

Иконописные изводы не только по характеру письма, но и по иконографии делят по школам: киевская, или приднепровская, владимиро-суздальская, псковская, новгородская, смоленская, московская, северные письма.

Чудеса от икон Богородицы

  • Явление во сне
  • Говорение
  • Дарование невидимости
  • Отвращение несчастий: пожары, нашествия)
  • Исцеления (бесплодия, паралича, слепоты)
  • Мироточение
  • Наказание за глумление над иконой Богородицы: слепота, безумие и смерть

Почитаемые иконы Богородицы

Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
Икона Богородицы «Неопалимая Купина»
Икона Богородицы «Умягчение злых сердец»
> См. также

  • Иконография Спасителя
  • Иконография Святой Троицы
  • Иконография жития Богородицы

Примечания

  1. 1 2 Богоматерь с Младенцем (на престоле)
  2. ОМОФОР
  3. 1 2 3 Читаем икону Елеуса — Милующая
  4. 1 2 Мафорий Богородицы. Сакральные смыслы
  5. 1 2 Тайны канонической иконы. Богословие одежды
  6. Покров (амафор) Богородицы — что это такое?
  7. Знаки приснодевства Богоматери
  8. Труд иконописца
  9. 1 2 Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса
  10. 1 2 Успение
  11. 1 2 Успение Пресвятой Богородицы
  12. 1 2 3 Богородица «Усердная Заступница» ( «Фовера Простасия» или «Всемилостивая Заступница»)
  13. Иларион (Алфеев). РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ. ФРЕСКИ РИМСКИХ КАТАКОМБ
  14. Власов В. Г.. Богоматери иконография // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004 . — С. 224—256
  15. 1 2 3 4 Никольская Т.М. СИМВОЛИКА И СЕМАНТИКА ИКОНОПИСНОГО ОБРАЗА
  16. Иконография праздника Благовещения Пресвятой Богородицы
  17. Богородица Млекопитательница
  18. Власов В. Г.. Сравнительная иконография Богоматери в западноевропейском и древнерусском искусстве // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 1.- C. 196—237
  19. Энциклопедия православной святости: В 2-х т.. — М.: Изд-во Московской патриархии — Лик-Пресс, 1997. — Т. 1. — С. 5-9.
  20. 1 2 Кукузелисса
  21. Богородица Услышательница («Эпакуса»)
  22. Икона Богородицы «Пиросотира» (Пожароспасительница)
  23. Богородица Скоропослушница (Горгоэпикоос)
  24. Богородица Акафистная или Приветствие Богородицы
  25. Богородица Закланная (Ватопед)
  26. Богородица Закланная
  27. Богородица Пироволифиса (Простреленная)

Литература

  • Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. — Репринт. изд. — Elibron Classics, 2003.
  • Снессорева С. И. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. — М.: Терирем, 2011. — 640 с.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Православная иконография Богородицы
  • Квливидзе Н.В. Иконография Пресвятой Богородицы
  • Список наименований икон Богородицы
  • Список чудотворных и чтимых икон Божией Матери с датами празднования
  • Сборник икон Богородицы с кратким описанием и молитвами
  • Иконы Пресвятой Богородицы

ИКОНОПИСЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Изобразительное искусство Древней Руси XI-XIII веков, создававшееся в рамках православной церкви.

Общие положения

Русская икона органически связана нитями преемственности с византийским искусством. С принятием христианства в конце X века образцы византийской иконописи начали попадать на Русь и становились не только предметом поклонения, но и предметом подражания. Однако отсюда еще не следует, что русская иконопись была простым ответвлением византийской. Долгое время она находилась в орбите ее притяжения, но уже с XII века начался процесс ее эмансипации. Веками накапливаемые местные черты перешли постепенно в новое качество, отмеченное печатью национального своеобразия. Это был длительный процесс, и очень трудно четко обозначить его хронологические границы.

В Киевскую Русь завозилось много греческих икон, служивших образцами для русских иконописцев. К сожалению, сохранился лишь один памятник константинопольского письма, происходящий из Киева. Это знаменитая икона Владимирской Богоматери, ныне хранящаяся в Третьяковской галерее. Согласно свидетельству летописи она была привезена в Киев из Константинополя и увезена в 1155 году Андреем Боголюбским во Владимир, где хранилась в Успенском соборе. В 1395 году ее отправили в Москву, и здесь она вскоре превратилась в своеобразный палладиум Русского государства. Эта икона, исключительная по своему художественному качеству, наглядно свидетельствует, что Древняя Русь была знакома с самыми выдающимися образцами византийской иконописи.

Иконы XI–XIII веков очень трудно группировать по школам, столько в них общего. Здесь помогают только тщательный стилистический анализ и установленное место происхождения икон, поскольку даты основания церквей либо монастырей нередко служат солидной точкой опоры не только для уточнения датировок, но и для определения той школы, из которой эти иконы вышли.

По своей иконографии иконы XI–XIII веков мало чем отличаются от византийских икон этого же времени. Очень близки они к ним и по стилю. Их довольно темный, скорее сумрачный колорит восходит к византийской палитре. К традициям византийской иконописи восходит и относительно объемная, особенно по сравнению с иконами XV века, трактовка формы. В частности, в лицах переходы от затененных частей к освещенным носят постепенный характер; нередко нос, губы и глаза очерчиваются красными линиями, подчеркивающими рельеф лица. В разработке одеяний широко применяются золотые линии, золотыми линиями членятся и пряди волос. Все это сближает ранние русские иконы с византийскими. Но им присуща и одна оригинальная черта. Они гораздо монументальнее византийских икон, что выражается не только в том, что они намного превосходят их своими размерами, но и в особом художественном строе — более обобщенном и лаконичном. Русский мастер уже на этом раннем этапе подвергает византийские образцы переработке, правда не радикальной, как это было позднее, а едва приметной, сказывающейся в упрощении силуэта и в известном оплощении формы.

Созданию икон большого размера содействовало обилие на Руси огромных лесных массивов, позволявших изготовлять монументальные образа, заменявшие дорогую мозаику. Почти все ранние русские иконы, которые до нас дошли, не имеют прямого отношения к алтарной преграде и, если судить по их большим размерам, были, скорее всего, либо настенными, либо настолпными образами.

Иконы XI–XIII веков выделяются и своей особой торжественностью. Фигуры даются в спокойных, неподвижных позах, лица строгие, фоны гладкие, золотые либо серебряные, иератическая «иконность» образа всячески подчеркнута. Эти иконы писались по заказу князей либо высшего духовенства и украшали большие храмы, где они прославляли того или иного святого либо тот праздник, которым данный храм был посвящен. Чаще всего это были образы Христа и Богоматери. Но широко распространены были также иконы, соименные заказчику, иначе говоря, изображавшие его патрона. В княжеской среде такого рода иконы были особенно чтимы.

Основные памятники

Из-за неоднократного разграбления Киева и Чернигова до нас не дошли ранние южнорусские иконы. В гораздо лучшем положении был расположенный на севере Новгород, оставшийся в стороне от татарского нашествия. Поэтому не случайно именно из Новгорода происходят древнейшие русские иконы. Культурные связи с Киевом были весьма оживленными, и, вероятно, немало икон привозилось с юга в Новгород, где они служили предметом изучения и подражания для местных мастеров. Так были заложены основы для новгородской школы иконописи, из которой вышел ряд первоклассных работ.

По мере рассредоточения культуры, в связи с ростом феодальной раздробленности, отдельные города Владимиро-Суздальской земли начали играть в XII-XIII веках все
большую роль. В этих городах стали складываться свои местные мастерские, расцвет которых был пресечен татарским нашествием. Они меньше считались с унаследованными от Византии канонами, шире использовали народные традиции, благодаря чему их искусство обнаруживает порою большую свежесть и непосредственность выражения.

Новгород

-Икона «Апостолы Петр и Павел» (середина XI века. 2,36×1,47. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород)

-Икона «Георгий» (30–40-е годы XII века. 230×142. Третьяковская галерея, Москва)

-Двусторонняя икона «Георгий» (около 1170 года. 174×122. Успенский собор в Московском Кремле)

-Икона «Устюжское Благовещение» (вторая половина XII века. 229×144. Третьяковская галерея, Москва)

-Двусторонняя выносная икона «Спас Нерукотворный» (вторая половина XII века. 77×71. Третьяковская галерея, Москва)

-Икона «Ангел Златые власы» (вторая половина XII века. 48,8×39. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

-Икона «Богоматерь Умиление» (начало XIII века. 56×42. Успенский собор в Московском Кремле)

-Икона «Николай Чудотворец» (начало XIII века. 145×94. Третьяковская галерея, Москва)

-Двусторонняя икона «Богоматерь Знамение» (до 1169 года. 59×52,7. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород)

-Икона «Николай Чудотворец» (середина XIII века. 67,6×52,5. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

Владимир

-Икона «Богоматерь Боголюбская» (ок. 1158–1174 гг. 185 × 105 см. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный заповедник, Владимир)

-Икона «Дмитрий Солунский» (конец XII в. 156 × 108 см. Третьяковская галерея, Москва)

-Икона «Богоматерь Максимовская» (ок. 1299–1305 гг. 165 × 66.3 см. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный заповедник, Владимир)

Ярославль

-Икона «Богоматерь Великая Панагия» (первая треть XIII в. 193.2 × 120.5 см. Третьяковская галерея, Москва)

-Икона «Спас» (середина XIII в. 44.5 × 37 см. Ярославский художественный музей, Ярославль)

-Икона «Архангел Михаил» (конец XIII в. 154 × 90 см. Третьяковская галерея, Москва)

Знаменитые русские иконы веками оберегали русскую землю от вражеских завоеваний, исцеляли, помогали верующим. Русская православная икона – одно из высочайших общепризнанных достижений человеческого духа. В доме православного человека иконы всегда занимают видное место. На Руси человек рождался и умирал, вступал в брак или начинал любое важное дело – его всегда сопровождал иконописный образ.

“Божья матерь Владимирская”. Фрагмент

Россия, восприняв некогда крещение от греков (Византия), вошла в великую историю христианского мира. Икона предназначена быть посредником между миром Божественным и земным во время молитвы или в ходе богослужений.

Образ по-гречески звучит “ейкон”, отсюда происходит русское слово “икона”, поэтому в русском просторечии сохранилось название иконы как “образа” Божьего. В статье собраны 10 знаменитых святынь России, начать необходимо с двух великих образов – Владимирской Богоматери и Святой Троицы. Разделение по значимости в статье конечно условны.

1. Богоматерь Владимирская

Богоматерь Владимирская была привезена из Византии. Икона создана в первой половине XII века. Сейчас хранится в ее Храме Святителя Николая в Толмачах (Москва), который является филиалом Третьяковской галереи. По преданию икона переписана с несохранившегося образа, написанного евангелистом Лукой.

Икона Богоматери Владимирской – редчайший по глубине замысла и совершенству живописи памятник византийского искусства. Долгое время находилась в главном храме Владимира – Успенском соборе, отсюда происходит ее название. С момента переноса ее из Византии на Русь она признана символом, оберегающим князей Владимиро-Суздальских.

В момент нашествия Тамерлана икона была принесена в Москву для защиты города от завоевания. На месте встречи (сретения) москвичами Владимирской иконы, при въезде в Москву, был основан Сретенский монастырь, существующий по сей день.

Факт, что войска Тамерлана, не дойдя до Москвы, без видимых причин повернули от Ельца обратно, был расценен как заступничество Богородицы. Позднее икона неоднократно переносилась во Владимир и в иные города. Богоматерь Владимирская оберегала русское войско во время знаменитого Стояния на Угре и в других важнейших противостояниях русских войск захватчикам. В Третьяковской галерее икона находится с 1930 года.

2. Икона “Троица” Андрея Рублева

Икона Троица была написана Андреем Рублевым для Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры в начале XV века. В настоящее время знаменитая икона находится в Третьяковской галерее (г. Москва). Икона Святой Троицы является несомненным шедевром древнерусской живописи и величайшей ценностью русской культуры. С именем Андрея Рублева связан период великого расцвета русской духовной живописи. Какое чудо, что до нас дошла не просто безымянная икона, а икона, соединенная с именем мастера, написавшего ее.

Андрей Рублев в одноименном фильме Андрея Тарковского

Андрей Рублев был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. В то время, когда Московское княжество стало центром объединения русского народа для борьбы с игом, средоточием русской культуры стали монастыри. Искусство Рублева стало противовесом не только борьбе с завоеванием Руси, но и способствовало окончанию междоусобным розням русских князей между собой.

Художник написал “Троицу” уже будучи зрелым мастером. Практически всегда до Рублева “Троицу” писали по-другому, здесь же минимум деталей. Рублев переосмыслил философское содержание иконы, сосредоточил все внимание только на изображении Троицы, ибо само понятие Святая Троица есть единство, неделимость.

“Святая Троица” Андрея Рублева. Фрагмент

На иконе изображены три ангела, которые, согласно Библии, явились праотцу Аврааму, приняв вид странников. Ангелы сидят за столом в неспешной беседе, на столе — жертвенная чаша, на заднем плане — здание, дерево, гора. Фигуры Авраама и Сары отсутствуют.

Образ чаши в композиции “Святой Троицы” Андрея Рублева

Очертания фигур ангелов “Святой Троицы” между собой образовывают чашу, которая находится в центре композиции иконы. Чаша знаменует жертву. Лишь одна фигура ангела оказывается внутри этой чаши, это центральная фигура Христа, Сына Божьего.

Икона поступила в Третьяковскую галерею в 1929 году и покидала ее стены только в 1941 году во время эвакуации в Новосибирск.

Иконописцы Андрей Рублев и Феофан Грек в фильме Андрея Тарковского “Андрей Рублев”

Начиная с 1997 года ежегодно на праздник Троицы икона очень бережно, на руках, переносится в храм-музей при Третьяковской галерее, где ей обеспечен надлежащий музейный температурно-влажностный режим. Там икона находится в специальной витрине.

Звенигородский чин

3. Звенигородский чин

Чин называется Звенигородским по месту своего открытия — все три иконы найдены реставраторами в 1918 году в сарае при Успенском соборе на Городке в Звенигороде под грудой дров. После обнаружения Звенигородского чина были предприняты поиски недостающих икон, но поиски успехом не увенчались.

Звенигородский чин был создан в начале XV века, сейчас хранится в Третьяковской галерее (Москва).

Архангел Михаил в Звенигородском чине. Фрагмент

Звенигородский чин состоит из трех икон большого размера с изображением Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла. Кроткий, совершенный в своем человечестве Спас, исполненный тонкого лиризма архангел Михаил, углубленный в себя апостол Павел – все они образы глубокие, одухотворенные, возвышенные, изящные, безупречные по пропорциям и ритму.

Спас Звенигородского чина. Фрагмент

В начале XX века иконы были приписаны кисти Андрея Рублева, однако в июне 2017 года произошел скандал. Экспертный совет Третьяковской галереи объявил, что атрибуция этих икон кисти Андрея Рублева отведена, их автором является другой неизвестный мастер.

Андрей Рублев в одноименном фильме Андрея Тарковского

Специалисты отмечают, исходя из размера икон Звенигородского чина, он предназначался для весьма большой неизвестной церкви и, это ни Успенский собор на Городке, ни собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, близ которых иконы были обнаружены. Однако, согласно описи Успенского собора на Городке 1693 года, в местном ряду иконостаса XVII века и по столпам находилась часть икон некого древнего деисусного чина.

Икона “Спас Нерукотворный”

4. Икона “Спас Нерукотворный”

“Спас Нерукотворный” – новгородская икона XII века из собрания Третьяковской галереи. Это — двусторонняя выносная икона, на лицевой стороне которой написан образ Иисуса в виде Спаса, а на обороте — сцена Прославление креста. Произведение написано для деревянной церкви Святого Образа в Великом Новгороде, возведённой в 1191 году! посадником (руководителем) города с удивительным именем Внезд Нездинич.

Софийский собор в Великом Новгороде. Древнейших храм старинного Новгорода

Почитание иконы “Спас Нерукотворный” было особо учреждено и во Владимиро-Суздальской земле Андреем Боголюбским (XII век) в подражание обычаю, установленному при дворе византийского императора. “Спас Нерукотворный” олицетворял союз между императором Византии и князем Владимирской земли.

Лик Христа с Туринской плащаницы

Существует предание, которое объясняет, как возник образ Спаса. Благочестивая еврейка по имени Вероника сопровождала Христа в крестном пути на Голгофу. Она подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая “плат Вероники”, хранится в соборе Святого Петра (Рим, Ватикан). Попытки исследовать изображение установили, что изображение было нанесено не краской и не какими-либо известными органическими материалами. В данное время учёные намерены продолжать исследования.

Битва новгородцев с суздальцами

5. “Битва новгородцев с суздальцами”

Разглядывая древние иконы, можно с интересом заглядывать в историю средневековой Руси, созданную одновременно с событиями. Необычная “Битва новгородцев с суздальцами” произошла в 1170 году под стенами Великого Новгорода. Суздальский князь Мстислав Андреевич напал на Великий Новгород. Он руководил войсками, в которые входили не только суздальцы, но и силы владимирской, смоленской, муромской, рязанской и полоцких земель. Они осадили Великий Новгород.

Битва суздальцев с новгородцами. Фрагмент иконы

Композиционно икона состоит из трёх расположенных одна под другой частей. В верхней части изображение новгородцев, молящихся перед образом Богоматерь “Знамение” у церкви Спаса Преображения и затем переносящих его. В средней части послы новгородцев и суздальцев, съехавшиеся перед битвой, ведут переговоры о мире и затем начинаются боевые действия, суздальцы мечут стрелы в икону Богоматерь “Знамение”. В нижней, заключительной части изображено выступающее из крепостных ворот новгородское войско (слева) и разбитое смятенное войско суздальцев (справа).

Актер Юрий Назаров в роли князя, приведшего на Русь монгол для решения междоусобных вопросов. Фильм “Андрей Рублев” Андрея Тарковского

“Битва новгородцев с суздальцами” – рассказывает о войне – событии, которое должны были запечатлеть историки, а не иконописцы. Мы видим изображение высоких крепостных стен Новгорода и развевающиеся флаги, враждующие войска и летящие стрелы, скачущих коней и острые копья. Кажется, как же этот раздор мог изображаться на иконе? Но древнерусская история переплетена с духовностью: осажденные новгородцы взмолились к образу Пресвятой Богородицы “Знамение”, и им было даровано чудо. Рассказ, изображенный на иконе, посвящался не битве, а чуду образа Богоматери, спасшего Новгород от неминуемого поражения.

В память о чудесном избавлении Новгорода, установлен праздник Знамения Божией Матери 10 декабря (27 ноября).

Кремль Великого Новгорода в наши дни. Вид со стороны реки Волхов

Данная икона создана в середине XV века мастером Новгородской школы. Икона большая по размерам – 121 х 126 см. хранится в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике.

В настоящее время существует три похожие большие иконы XV века на данный сюжет. Они находятся в музее Великого Новгорода, в Третьяковской галерее, в Русском музее Санкт-Петербурга.

6. Икона “Ангел Златые власы”

“Ангел Златые власы” – древнейшая икона из собрания Русского музея в Санкт-Петербурге. Большинство специалистов относят её к новгородской иконописной школе 1220-х годов. Икона была найдена в 1864 году на складе старых икон колокольни Ивана Великого в Московском Кремле, ее сразу передали в Румянцевский музей (располагался в Доме Пашкова) в качестве работы XVII века Симона Ушакова “Архангел Гавриил”.

Икона “Ангел Златые власы – “лицо” Русского музея в Санкт-Петербурге

Это одно из прекраснейших произведений древнерусской живописи, работа выдающегося неизвестного мастера, который использовал в рисунке волос золотые пряди. Со времен античности золотые волосы служили символом божественной власти. Такой прием русские мастера усвоили от своих наставников – придворных художников Константинополя. Золотые волосы выполнены с использованием сусального золота. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего его волосы сияют небесным божественным светом, поскольку золото также символизирует на иконе неземное, божественное начало. В 1934 году икона была направлена в Русский музей.

Это самая древняя икона собрания музея. Она выглядит монументально, хоть и невелика по размеру 48х39 см. Голова ангела с широко раскрытыми глазами занимает все пространство изображения.

Икона “Ангел Златые власы”. Фрагмент

В 2017 году образ оказался в центре скандала, связанного с просьбами православного бизнесмена Шмакова передать икону в церковь Михайловского замка, на что петербургский Русский музей ответил в итоге отказом. Бизнесмен предлагал на время религиозных праздников перемещать икону возрастом 800 лет в церковь замка.

В начале октября 2017 года сотрудник древнерусского отдела Русского музея Ирина Шалина рассказала нескольким СМИ, что бизнесмен Сергей Шмаков хочет за свои деньги отреставрировать церковь в Михайловском замке (филиал Русского музея) и за это просит на время церковных праздников привозить туда икону “Ангел Златые власы”. Эта инициатива вызвала возмущение у сотрудников музея, так как в 2009 году данный бизнесмен при поддержке министерства культуры из музея уже вывез другую древнюю икону – “Торопецкую икону Божьей Матери” XIV века.

Икона “Ангел Златые власы” в зале Русского музея

Формально министерство распорядилось отдать ее на хранение в Реставрационный центр имени Грабаря в Москве, но фактически икона до сих пор содержится в церкви Александра Невского в элитном подмосковном поселке “Княжье озеро” на Новой Риге.

Будем надеяться, что “Ангел Златые власы” останется в Русском музее. Будем следить за развитием событий.

Донская икона Божией Матери

7. Донская икона Божией Матери

“Донская икона Божьей Матери” – двусторонняя по своему типу, на ее обороте изображено “Успение Богоматери”. Автором иконы считают Феофана Грека. С данной святыней связана легенда о том, что икона была принесена в дар Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой в 1380 году.

Еще одна легенда гласит, что перед Донской иконой в 1552 году молился Иван Грозный до своего знаменитого похода на Казань. Царь и Великий князь взял её с собой в поход, а после победы поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Донская икона Божией Матери

Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы Гирея II в 1591 году. Когда его войско стояло на высотах Воробьевых гор, москвичи совершили крестный ход с иконой вокруг городских стен. На следующий день 19 августа русскими войсками была одержана победа. В память об этом был основан знаменитый Донской монастырь, а также установлено празднование в честь иконы.

К вопросу о просвещенности европейских людей, которую нам часто ставят в пример, во время захвата Москвы войсками Наполеона икона лишилась драгоценных камней с оклада. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее и покидает музейные залы раз в год 1 сентября (19 августа по старому стилю). В этот день образ перевозят в Донской монастырь для свершения праздничного богослужения.

8. Икона Дионисия “Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)”

Икона кисти Дионисия “Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)” была написана в 1482 году. Долгое время образ хранился в Вознесенском монастыре Московского кремля. Сейчас икона – часть коллекции Третьяковской Галереи.

Дионисия “Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)”. Фрагмент.

Она происходит из собора Вознесения Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Летописец времен Ивана III Великого сообщает, что при пожаре 1482 года знаменитая икона греческого письма утратила свой красочный слой и оклад, и лишь доска ее сохранилась. Тогда иконописцу Дионисию было поручено написать на той же доске икону “в тот же образ“.

Московский Кремль. Вознесенский монастырь

Восстановленная Дионисием икона уцелела во время страшного пожара 1547 года во времена правления Ивана Грозного: “Вознесенский монастырь… весь выгоре, 10 стариц в нем згореша, и церковь Вознесение выгоре, образы и посуды церковные и животы людцкие многие, токъмо един образ Пречистые протопоп вынес”. Спасибо протопопу, что сохранил этот образ.

Икона “Святой Георгий” из Успенского собора Московского Кремля

9. Икона “Святой Георгий” из Успенского собора Московского Кремля

Одна из старейших домонгольских икон России “Святой Георгий” как и многие древнейшие иконы из нашего списка двусторонняя. Необходимо отметить большие размеры произведения – 174х122 см. Написана икона была в 1220-ые годы, а значит возраст ее приближается к 800 годам!

Успенский собор Московского Кремля

Уже в начале XIV века московские князья, в борьбе за верховенство в политической власти на Руси, начали планомерно вывозить из Владимира в соборы Москвы все значимые иконы. Таким образом московские князья почитали иконы святынями, подтверждающими преемственность московских правителей, как единственно законных наследников власти великих князей Владимирских. Одной из первых увезли в Москву большую икону с образом “Святого Георгия” – изображение святого патрона московского князя Юрия Даниловича. Икона из Владимира (есть мнения, что ее вывезли из Великого Новгорода) вскоре стала почитаемой святыней в Москве.

Интерьер Успенского собора Московского Кремля. Слева внизу виден большой образ “Святого Георгия”

Она обрела свое новое место в главном, Успенском соборе Московского Кремля. Со второй стороны – на иконе находится образ “Богоматери Одигитрии (Путеводительницы)”. Византийские императоры чтили икону “Богоматери Одигитрии” как сопутствующую успеху в военных походах. Святой Георгий же предстает в образе отважного воина, он- триумфатор, и потому его плечи покрыты алым плащом с золотым узором, золочением поблескивает панцирь.

Интерьер Успенского собора Московского Кремля. Икона “Богоматери Одигитрии” со второй стороны образа “Святого Георгия”

Георгий выставляет напоказ рукоять опущенного в знак мира меча. Святой считался на Руси верным помощником всем несправедливо обиженным и борющимся со злом. На иконе его голову окружает нимб, граница которого выявлена мелким жемчугом на черном фоне. Глаза святого изображены большими и пристально смотрят на зрителя.

Икона Богородицы “Умиление” кисти Симона Ушакова

10. Икона Богородицы “Умиление” кисти Симона Ушакова

Иконописец Симон Ушаков был любимым художником царя Алексея Михайловича (отца Петра I). Он был непревзойденным мастером рисунка и цвета. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон. В отличие от иконописцев прошлого, Ушаков подписывал свои иконы как художник, чего не было до XVII века в изобразительном искусстве на Руси.

“Богоматерь Умиление” Симона Ушакова. Фрагмент

На первый взгляд ничтожная деталь в сущности обозначает серьезнейший перелом в общественном сознании того времени – если раньше считалось, что рукой иконописца водит сам Господь – и хотя бы поэтому мастер не имеет морального права подписывать свою работу – то теперь ситуация меняется на полностью противоположную и даже религиозное искусство приобретает светские черты.

Однако общий замысел иконописи сохранился сквозь века до нашего времени ведь икона направляет наше внимание к Первообразу. Почитание иконы есть поклонение Первообразу, молитва перед иконой есть предстояние Непостижимому и Живому Богу. Икона только знак Его присутствия. Великий ученый Павел Флоренский назвал “православное богослужение синтезом искусств; здесь все – архитектура, живопись, пение, проповедь, театральность действа, – работает на создание единого образа иного мира, преображенного, в котором царствует Бог”.

Оранта

Оранта. 1470 г. Софийский собор в Апсиде (Киев).

Ора́нта (от лат. orans — «молящаяся») — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображения Богородицы Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконоборческий период. Так, в церкви Неа в Константинополе, сооружённой при Василии I в период с 867 по 886 г. (не сохранилась) было изображение Оранты в конхе апсиды. Верхний регистр росписей апсиды становится традиционным местом для мозаичного или фрескового изображения Богородицы Оранты. В апсиде Софийского собора в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаичных изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемых данному изображению — «Нерушимая Стена».

От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству. В и́конописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.

В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (с нами Бог (евр.) — одно из пророческих имён Бога-Сына, употреблённое в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-Отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери. В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование — «Зна́мение». Основной смысл икон «Знамение» переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение — это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.

На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться в полный рост, как, к примеру, на Ярославской Оранте (Великой Панагии — от греч. Παναγία — Всесвятая) и Мирожской иконе, либо по пояс, как на Новгородской иконе «Знамение» и Курской Коренной иконе.

Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.

  • Оранта (римские катакомбы, первая половина IV в.)

  • Оранта. Мозаика. Киев. XI в.

  • Расположение Оранты в конхе апсиды Софийского собора.

  • Икона Божией Матери «Знамение». Новгород Великий. Первая половина XII в.

  • Неупиваемая Чаша. Серпухов. XIX в.

> См. также

В Викисловаре есть статья «]»

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Оранта

Это заготовка статьи по иконописи. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Одним из древнейших образов Богоматери считается икона Божией Матери «Оранта» (Молящаяся). Нередко встречается и другое название – икона Божией Матери «Панагия» (Всесвятая). По иконографическому типу икона «Великая Панагия» восходит к знаменитой Влахернской иконе Матери Божьей из Константинополя.

В России наиболее древним таким образом является икона «Ярославская Оранта» («Великая Панагия»), которую написал по преданию первый русский иконописец преподобный Алипий, монах Печерского монастыря в Киеве.

Традиционно на иконе Божией Матери «Оранта» изображается Богоматерь с воздетыми и раскинутыми в стороны руками, с Христом Эммануилом в круге на груди, также раскинувшем руки в благословляющем жесте, что является редкостью: как правило, на иконах Богоматери Младенец или Отрок Христос благословляют одной рукой.

Имя «Эммануил» носит любое изображение Спасителя в отроческом возрасте, в том числе и на иконах Богоматери. Его взгляд исполнен недетской серьезности, а взгляд Богоматери – кротости и смирения перед Волей Божьей.

Впоследствии такой же тип иконографии стал характерен для икон Богородицы «Знамение», «Живоносный источник» и «Неупиваемая чаша».

К несколько иному иконографическому типу относится икона «Панагия Сумела», которая также причисляется к типу «Оранта» («Панагия»). Это поясное изображение Богоматери с Иисусом на коленях.

У этой иконы своя драматическая история. Предание гласит, что этот лик написал сам святой Лука. Чудесным образом икона оказалась на голом уступе скалы, и сама Богоматерь повелела двум греческим монахам возвести здесь православный монастырь, получивший название Сумела. Это произошло в IV веке, и с тех пор он приобрел широкую известность как обитель Богородицы Черной горы.

Значение иконы Божией Матери «Оранта»

В иконографии каждый элемент изображения имеет свое значение. Так, на иконе «Богородица Оранта» воздетые вверх руки Богоматери обращены ладонями к Небесам, что символизирует ее заступничество перед Создателем за каждую, даже грешную, душу.

На рукавах у Богоматери поручи в виде широких лент со шнурами, которые стягивают рукава у запястья.

Этот элемент богослужебного облачения священников символизирует покровительство и служение Православной Церкви

В представлении православных икона «Панагия» выражает основные христианские догматы, к которым относятся непорочное зачатие и две сути Иисуса Христа – Божественная и Человеческая. Здесь Христос Эммануил олицетворяет Евхаристию – главное церковное таинство приобщения к Телу и Крови Христовым.

В чем помогают иконы «Оранта» («Панагия»)

Богородица всегда была Небесной Заступницей, Покровительницей, за этим к Ней и обращаются, молясь о спасении души, об исцелении физических и душевных недугов, о поддержке в минуты тяжких жизненных испытаний, и она действительно помогает.

Иконы «Оранта»-«Панагия» обладают неимоверной силой воздействия: они помогают обрести ясное понимание пути истинного, даруют духовное просветление, защищают от злых помыслов недругов. Сила иконы «Оранта» настолько велика, что способна защищать целые страны от вражеского нападения, недаром Царица Небесная предстает на ней во всем Своем величии и могуществе.

Молитва иконе

О, прославленная заступница наша, Богородица Пресвятая! К Тебе молитвы свои возносим! На Тебя лишь надежда наша! Приди на помощь нам, грешникам, помоги справиться с горестью и печалями! Убереги от зла, защити родину от врагов и не дай нам пасть духом, о Святая Дева! Наставь на путь праведный, наполни души наши светом! Изгони тьму из сердец наших, и демонов, что поселились в наших телах! Ты одна защитница наша! В Тебе наше спасение! Помолись перед Господом за грехи наши, подари нам покаяние и прощение Свое! Будь рядом и не покидай нас, ибо восславим мы имя Твое, Царица Небесная! Да будет на все воля Божия. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.