Иподиакон патриарха Кирилла

Выборы и интронизация патриарха Кирилла: вспоминаем, как это было

10 лет назад, 1 февраля 2009 года, состоялась интронизация (возведение на Патриарший престол) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Вопрос об избрании 16-го Предстоятеля встал после кончины 5 декабря 2008 года приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, возглавлявшего Русскую Православную Церковь более 18 лет.

– Святейший Владыка принял Церковь, ослабленную десятилетиями гонений и притеснений… И сегодня Святейший Патриарх, предстоя лицу Божию, может сказать, что он оставил нам совсем другую Церковь. Это больше не немощная, не слабая Церковь… потому что Церковь – вместе со своим народом, потому что духовное проросло сквозь материальное, потому что миллионы людей осознали, что без Бога и правды Его не может быть и человеческой правды, – сказал в те дни будущий патриарх Кирилл, а тогда – митрополит Смоленский и Калининградский.

Заседание Священного Синода в Переделкине 6 декабря 2008 г. Избрание митрополита Кирилла местоблюстителем Патриаршего престола

Именно митрополит Кирилл был избран Местоблюстителем Патриаршего престола на заседании Священного Синода под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира 6 декабря 2008 года в Патриаршей резиденции в Переделкине.

10 декабря в Даниловом монастыре Москвы под председательством владыки Кирилла состоялось заседание Синода, на котором были определены даты проведения Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви, а также создана комиссия по подготовке Поместного Собора во главе с Местоблюстителем.

После этого, вплоть до начала Архиерейского Собора, митрополит Кирилл посетил множество храмов, монастырей и духовных школ, где совершал богослужения, произносил проповеди и общался с верующими.

Передача Гознаком бланков бюллетеней для голосования на Поместном соборе, 23 января 2009 г.

22 и 23 января состоялись заседание комиссии по подготовке Поместного Собора и последнее перед Собором заседание Священного Синода. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси избирается Поместным Собором, которому обязательно должен предшествовать Архиерейский Собор.

Последний начал свою работу 25 января. Все его участники получили бюллетени с именами 145 архиереев, имевших право быть избранным на Патриарший престол. Каждый из голосовавших должен был отметить 1 имя. По результатам голосования, в котором приняли участие 198 архиереев, больше всего голосов – 97 – было отдано за митрополита Кирилла.

Открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви 27 января 2009 г.

В тоже время были определены 3 кандидата, чьи имена Архиерейский Собор должен был предложить Поместному Собору, ими стали митрополит Кирилл, а также митрополиты Калужский и Боровский Климент и Минский и Слуцкий Филарет.

Поместный Собор Русской Православной Церкви открылся 27 января 2009 года в столичном храме Христа Спасителя. В его работе приняли участие 707 делегатов из более чем 60 стран мира.

Председатель Собора – местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл

– Нам предстоит избрать шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси… Мы призваны поразмыслить и о том, какой должна быть наша Церковь в ближайшем будущем, – сказал в тот день митрополит Кирилл.

Говоря о нерешенных задачах, он, в частности, обратил внимание на преподавание Основ православной культуры в школах, необходимость укреплять взаимодействие Церкви с научным и культурным сообществами.

Когда встал вопрос о том, как будет избираться новый Предстоятель Церкви, члены Собора высказались за тайное голосование. При этом митрополит Минский и Слуцкий Филарет снял свою кандидатуру в пользу Патриаршего Местоблюстителя, отметив, что Церковь должна объединиться вокруг единого кандидата.

Таким образом, в результате голосования, в котором приняли участие 700 делегатов Собора, митрополит Кирилл получил 508 голосов, а митрополит Климент – 169. 23 бюллетеня были признаны недействительными.

В дни Собора и позже отмечалось, что избрание 16-го Патриарха Московского и всея Руси прошло в атмосфере беспрецедентной открытости.

Тайное голосование участников Поместного собора

В Поместном соборе участвуют не только священнослужители, но и монашествующие и миряне

У иконы “Семистрельная”, замироточившей в дни собора

Объявление итогов голосования председателем счётной комиссии митрополитом Исидором Екатеринодарским и Кубанским

По традиции избранному Патриархом задают вопрос: “Принимаешь ли ты избрание?”

Митрополит Минский Филарет зачитывает акт об избрании

Слово избранного Патриархом Московским и всея Руси Кирилла после оглашения итогов голосования

– Со смирением и полным пониманием ответственности воспринимаю я жребий Божий, через который вручается мне Патриаршее служение. Оно велико. Оно ответственно. Но в центре этого служения – Крест Господень, Крест таких размеров, каковые познать и прочувствовать может только тот, кто его несет… Предстоятели Церкви несут , хотя он не по силам одному человеку. Они его несут потому, что вместе с ними его несут архипастыри, пастыри, народ Божий. Сама Церковь несет этот Крест вместе с Патриархом, – сказал 27 января 2009 года новоизбранный Святейший Патриарх Кирилл. 30 и 31 января он посетил Троице-Сергиеву лавру, Донской монастырь и Богоявленский собор Москвы, где молился у гробниц патриархов – святителя Тихона, Сергия, Алексия I, Пимена и Алексия II.

Поздравления избранного Патриархом митрополита Кирилла

Второй заключительный день работы Поместного собора. Подписание членами собора грамоты и акта избрания нового Предстоятеля Церкви

Встреча митрополита Кирилла в день интронизации в Храме Христа Спасителя, 1 февраля 2009 г.

1 февраля 2009 года в переполненном храме Христа Спасителя, в присутствии делегаций Поместных Православных Церквей, состоялась интронизация (возведение на Патриарший престол) митрополита Кирилла.

Великий параман – особенность облачения Патриарха

– Нет и не может быть в жизни Патриарха ничего личного, частного: он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу и Церкви, его сердце болит о народе Божием, особенно же о тех, кто отпал от церковного единства и кто еще не обрел веру, – сказал в своей первой речи Святейший.

Первосвятитель особо подчеркнул, что «Патриарх – хранитель внутреннего единства Церкви и вместе с собратьями по епископату блюститель чистоты веры», а его главная задача – «не допускать перерастания разномыслий, которым по слову апостола «надлежит быть» (1 Кор 11:19), в расколы, нестроения и лжеучения».

После окончания Литургии Патриарха впервые облачат в зеленую мантию и куколь

“Божественная благодать, немощная врачующи, оскудевающая восполняющи и промышление всегда творящи о святых своих Православных Церквах, посаждает на престоле святых первосвятителей Российских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Отца нашего Тихона, Святейшаго Патриарха великаго града Москвы и всея России, во имя Отца. Аминь” (из Чина интронизации)

Вручение Патриарху Кириллу посоха митрополита Московского Петра

Встреча Патриарха Кирилла в Успенском соборе Московского Кремля. Благодарственный молебен, 2 февраля 2009 г.

Благодарственный молебен, 2 февраля 2009 г.

На Патриаршем месте в Успенском соборе

С участниками Поместного собора и интронизации Патриарха на Соборной площади Кремля

Примеры употребления слова интронизация в литературе.

Получив постановление о низложении, он пришел в ярость и отослал Дидье полное упреков послание с требованием добиться от императора интронизации Гильдебранда, вопреки постановлению собора.

Прибыв в Рим, Генрих пятый добился интронизации старого архиепископа Мориса, принявшего имя Григория восьмого.

После него папой стал англичанин, принявший при интронизации имя Адриана четвертого.

Через несколько дней после его интронизации к нему явились сенаторы с просьбой возвратить Риму его старинные вольности.

Сразу же после интронизации он потребовал от священной коллегии оформить постановление об отречении Целестина.

Тотчас же после церемонии интронизации он созвал членов святой коллегии обсудить срочные меры против растущего зла.

Как только закончилась церемония интронизации, Павел четвертый вообразил, что на него возложена миссия сделаться великим инквизитором всего католического мира.

Ну, смотрите, — решительно сказал ему митрополит Никодим, — если из-за Вас не состоится общеправославное богослужение при интронизации, это будет иметь самые серьезные последствия для отношений между нашими Церквами и вообще для православного единства!

Они должны были представлять Русскую Православную Церковь на торжествах интронизации митрополита Варшавского Василия.

За шесть лет, протекших со дня его вторичной интронизации на престоле византийских патриархов, содеяно было немало.

В день интронизации в Рамосе собрался совет по устранению дерини из всякой государственной службы и мерам против их тайного проникновения в дела Гвинедда.

Иннокентий после интронизации, — это призвал к крестовому походу для спасения франкских владений в Сирии.

Через неделю после интронизации он отплыл в Палестину, набрал там солдат из евреев и наемников и вместе с римскими отрядами двинулся против Антигона-Маттафии.

Император торжественно въехал в город, а 30 июня состоялась интронизация Пасхалия в храме святого Петра.

Нам предстояло с ним еще встретиться с двумя константинопольскими митрополитами, закончить с ними разговор о завтрашнем сослужении при интронизации.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Что такое интронизация?

  • Термин интронизация относится к делам церковным и означает процесс возведения новоизбранного Патриарха, Митрополита или Епископа на кафедру. Совершается божественная литургия во время которой Патриарх облачается в одежду, соответствующую его чину, и ему вручается патриарший посох.

    В католических церквях подобное событие называется Папской интронизационной мессой.

  • Это означает, что президент, поздравил патриарха не с чем иным, как с восходом, его на престол в качестве главного служителя церкви.

    По сути, это та же инаугурация, только эта процедура касается церкви и считается более трепетной, так как предполагается, что является более духовной, а от того возвышенной. Кроме того, люди верят, что происходит она, под влиянием бога.

  • Интронизация (греч. ) либо настолование (славянская копия с греческого) праздничное богомолье, это упущено которого совершается построение новоизбранного церковного предстоятеля дух святейшество кафедру. Возведение совершается во время литургии с облачением новоизбранного иерарха в одежды согласно сана.

    В Православной церкви интронизацией дух кафедры строятся никак не лишь патриархи, однако и головы поместных либо самостоятельных церквей имеющие чин митрополита либо архиепископа. В Церковной церкви есть лишь папская возведение.

  • Интронизация — это возведение патриарха на так скажем трон, на почетное избрание главы церкви (в качестве примера, по сути, можно привести инаугурацию президента, но в данном случае интронизация Патриарха).

  • Интронизацией называется процесс торжественного общественного богослужения, во время которого возводят новоизбранного иерарха на его кафедру. Интронизация обязательно проводится во время литургии, а избранный церковный предстоятель облачается в богослужебные одежды, которые должны соответствовать его сану.

    Современная Православная Церковь проводит интронизацию патриархов, митрополитов и епископов, а Католическая — только пап.

    Интронизация Святейшего Патриарха Кирилла:

  • Термин интронизация означает церемонию торжественного богослужения во время которого как правило совершается возведение новоизбранного патриарха на патриаршую кафедру, совершается данное действо во время литургии с облачением новоизбранного патриарха в патриаршие одежды и вручением ему патриаршего посоха.

  • Под таким понятием как quot;интронизацияquot; подразумевается ничто иное как торжественное богослужение, в ходе которого происходит возведение только что избранного нового предстоятеля церкви. если речь ведтся о православных, то это интронизация Патриарха, а вот у католиков это уже будет папская интронизация.

  • Интронизация — это торжественное богослужение, когда совершается возведение вновь избранного предстоятеля церкви. Примерно тоже самое как иннаугурация президента. У Католиков это папская интронизация. В Православии интронизация Патриарха.

  • Игумен
  • Игумен
  • Игумения
  • Игумения
  • Идеал
  • Идеал
  • Идол
  • Идол
  • Идолопоклонство
  • Идолопоклонство
  • Иегова
  • Иегова
  • Иерарх
  • Иерарх
  • Иерархия
  • Иерархия
  • Иерей
  • Иерей
  • Иеродиакон
  • Иеродиакон
  • Иеромонах
  • Иеромонах
  • Иерусалим
  • Иерусалим
  • Иерусалимский Храм
  • Иерусалимский Храм
  • Избиение младенцев
  • Избиение младенцев
  • Известие учительное
  • Известие учительное
  • Извод
  • Извод
  • Изобразительны
  • Изобразительны
  • Израиль
  • Израиль
  • Иисус Христос
  • Иисус Христос
  • Икона
  • Икона
  • Иконография
  • Иконография
  • Икономия
  • Икономия
  • Иконопочитание
  • Иконопочитание
  • Иконостас
  • Иконостас
  • Икос
  • Икос
  • Илитон
  • Илитон
  • Имена Божии
  • Имена Божии
  • Именины. Христианские имена
  • Именины. Христианские имена
  • Имманентность Бога
  • Имманентность Бога
  • Имя
  • Имя
  • Индиктион, индикт
  • Индиктион, индикт
  • Инквизиция
  • Инквизиция
  • Инок
  • Инок
  • Инославие
  • Инославие
  • Инстинкт
  • Инстинкт
  • Интронизация
  • Интронизация
  • Информация
  • Информация
  • Иордань
  • Иордань
  • Ипакои
  • Ипакои
  • Иподиакон
  • Иподиакон
  • Ипостасное соединение
  • Ипостасное соединение
  • Ипостасные свойства
  • Ипостасные свойства
  • Ипостась
  • Ипостась
  • Ирмологий
  • Ирмологий
  • Ирмос
  • Ирмос
  • Исагогика
  • Исагогика
  • Исихазм
  • Исихазм
  • Искажения христианства*
  • Искажения христианства*
  • Искренность
  • Искренность
  • Искупление
  • Искупление
  • Искус монашеский
  • Искус монашеский
  • Искусство церковное
  • Искусство церковное
  • Искушение
  • Искушение
  • Исповедание веры
  • Исповедание веры
  • Исповедник
  • Исповедник
  • Исповедь
  • Исповедь
  • Исполины
  • Исполины
  • Истина
  • Истина
  • История Церкви
  • История Церкви
  • Иуда Искариот
  • Иуда Искариот

Личный секретарь митрополита Тверского и Кашинского обвиняется в педофилии

Обвинение в педофилии выдвинуто против иеромонаха Иакова (Степкина), личного секретаря митрополита Тверского и Кашинского РПЦ МП Виктора (Олейника), передает корреспондент “Портала-Credo.Ru” 6 мая. Об этом сообщил в своем блоге протодиакон Андрей Кураев. В Тверской епархии иеромонах Иаков (Степкин) занимает также пост председателя Отдела религиозного образования и катехизации и является настоятелем храма Воскресения Христова (Трех Исповедников) г. Тверь. Во время управления Смоленской епархией нынешним Патриархом РПЦ МП Кириллом (Гундяевым), тогда митрополитом Смоленским и Калининградским, обвиняемый иеромонах был его иподиаконом, а также секретарем епархии и ректором Смоленского межъепархиального духовного училища.

Фото из блога протодиакона Андрея Кураева

1 мая на имя начальника УМВД России по Тверской области Андреева В.Л. поступило заявление, в котором иеромонах Иаков (Павел Владимирович Степкин) обвиняется в действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетнего подростка.

“Сообщаю Вам, что в период июня-июля 2013 года я проживал совместно со Степкиным Павлом Владимировичем, настоятелем церкви Воскресения Христова (Трех исповедников) в Твери. В данный момент я являлся несовершеннолетним и не осознавал действий сексуального характера, которые совершал Степкин в отношении меня… Степкин требовал в его присутствии ходить без одежды, демонстрируя внешние половые органы, обнимал меня и понуждал…”, – опуская подробности, приводит текст заявления о. Андрей Кураев.

Обвинения в педофилии в адрес иеромонаха Иакова звучали и раньше. По жалобам прихожан РПЦ МП, факты нравственной распущенности и неподобающего поведения священнослужителя приводились в целом ряде публикаций смоленских и тверских СМИ.

“В Твери настоятелем храма Трёх исповедников стал приехавший из Смоленска иеромонах Иаков (Стёпкин), который и стал основным источником конфликта. Смоленский “смиренный” монах умудрился в короткий срок подраться со старостой (Еленой Губановой), делопроизводителем (Татьяной Дёминой) и работницей церковной лавки (Галиной Абшилава). Затем он без объяснения причин уволил этих женщин, работавших в храме. При этом уволенным женщинам не отдали личные вещи, лежавшие на работе, трудовые книжки и т.д. В результате бывшие сотрудницы церкви обратились в УМВД по Тверской области, и написали заявление о том, что смоленский монах о. Иаков украл их вещи. Некоторые прихожане также утверждают, что монах Степкин хотел изнасиловать мальчика Гошу, которого чудом удалось спасти от рук смоленского священнослужителя”, – сообщала “Смоленская народная газета” в конце февраля.

Тверские издания “Е-Тверь” и “Караван+я” уделяли внимание личности Степкина в целом ряде статей, начиная с 2013 г. В частности, на фоне публичных обвинений в педофилии журналисты указывали на факт занимаемой иеромонахом Иаковом должности председателя Отдела религиозного образования и катехизации, которая предполагает непосредственный контакт с несовершеннолетними.

Отсутствие реакции на сигналы прихожан и СМИ со стороны органов МВД и руководства Московской патриархии журналисты объясняли покровительством, которое оказывают Степкину высокопоставленные иерархи РПЦ МП, в частности, его непосредственный церковный начальник митрополит Тверской и Кашинский Виктор. О принадлежности последнего к так называемому патриархийному “гей-лобби” также многократно сообщалось в СМИ и социальных сетях.

5 мая протодиакон Андрей Кураев сообщил, что заявление в отношении иеромонаха Иакова (Степкина) с обвинением в педофилии передано из МВД в Следственный комитет.

>Что может делать иподиакон?

Иподиакон — в Православной Церкви высшая степень церковнослужителя, непосредственно примыкающая к иерархии священнослужителей.

В Древней Церкви

В древности Иподиакона несли различные служения в храмах, выступая в качестве помощников диакона. По мнению современных исследователей, обязанности иподиакона определялись постепенно, в процессе роста общин и развития иерархии (Faivre. 1977). Поскольку в некоторых древних Церквах существовало представление о том, что в одном городе не может быть более 7 диаконов, их помощники (ср.: Euseb. Hist. eccl. VI 43. 11) в составе клира заняли следующую за диаконской, более низкую степень (Const. Ap. VIII 28. 7−8; 31. 2). На Востоке эта степень так и не была включена в состав священных, а на латинском Западе (особенно в Риме), где правило не более чем о 7 диаконах в одном городе сохранялось весьма долго, иподиаконы фактически стали дополнительными диаконами и были включены в состав священной иерархии.

В древности на христианском Востоке в обязанности иподиакона входили охрана дверей храма, через которые входят мужчины (Const. Ap. VIII 11. 11), возлияние воды на руки епископа во время совершения литургии (Ibid. VIII 11. 12) и проч. При этом иподиакону было запрещено касаться священных сосудов (Лаодик. 21) и совершать каких-либо священнодействия (в частности, крестить — Const. Ap. III 11. 1).

В последующую эпоху эти обязанности были несколько скорректированы: иподиакон должен был охранять вход в алтарь от недостойных, расставлять и убирать священные сосуды (только если в них нет Св. Даров — Алф. Синт. Буква V, гл. 4; Вениамин. Новая скрижаль. Ч. 3. Гл. 2. § 4), выводить оглашенных из храма в положенный момент, нести крест впереди процессии клириков, приготовлять трикирий и дикирий для архиерея (Sym. Thessal. Dial. 132 (194)) и т. д. В штат константинопольского храма Святой Софии (который в древнюю эпоху скорее всего совершал богослужение во всех немонастырских церквах города) входили несколько десятков иподиаконов (Novell. Just. 3. 1: 90 И.; Novell. Heracl. 22: 70 И.).

В современной практике

В современной практике Русской Православной Церкви и Поместных Церквей, ориентирующихся на русскую практику иподиакон в первую очередь является прислужником архиерея. У каждого архиерея, как правило, имеется свой штат из нескольких иподиаконов (большинство из них, впрочем, обычно не посвящены во иподиаконы, оставаясь мирянами). Это объясняется тем, что в русской традиции архиерейского богослужения уставное совершение службы архиереем без участия иподиаконов крайне затруднено. Кроме того, иподиакона иногда исполняют при архиерее функции секретарей.

В грекоязычных Церквах иподиаконские обязанности обычно распределены между священнослужителями (напр., архиерея облачают к литургии священники), поэтому служение иподиакона не столь распространено.

Канонические правила об иподиаконах

Трул. 15 определяет, что 20 лет — минимальный возраст поставляемого во иподиаконы (ср.: Sym. Thessal. Dial. 129 (191)).

Иподиакону запрещается вступать в брак после принятия сана (Ап. 26; Трул. 6; ср.: CJ. 1. 3. 44 (45) 1; Novell. Just. 123. 14).

В современной русской традиции лицам, имеющим поставление во иподиаконский чин, дозволяется прикасаться к святому престолу и священным сосудам. Каноническое требование до хиротесии вступить в брак или же избрать путь девства приводит к тому, что большинство иподиаконов в Русской Церкви не имеют поставления и являются фактически алтарниками, поскольку после обустройства семейной жизни эти непосвященные иподиакона в большинстве случаев рукополагаются сразу во диаконы и священники и направляются на приходы.

Известна практика служения иподиаконами молодых клириков, уже рукоположенных во диаконы (т. н. иподиакон в сане диакона).

Ткаченко А. А.,
член Синодальной Библейско-Богословской комиссии, заведующий редакцией Богослужения и литургики ЦНЦ «Православная энциклопедия», преподаватель кафедры Литургического богословия Свято-Тихоновсокго Университета и кафедры Библеистики Московской Духовной Акакдемии.

Рипиды

  • НОВОЕ
  • Распродажа
  • РИЗНИЦА (на пошив)
    • Архиерейские облачения
      • Архиерейские облачения белые/золото
      • Архиерейские облачения белые/серебро
      • Архиерейские облачения бордо/золото
      • Архиерейские облачения жёлтые/золото
      • Архиерейские облачения зелёные/золото
      • Архиерейские облачения красные/золото
      • Архиерейские облачения синие/золото
      • Архиерейские облачения синие/серебро
      • Архиерейские облачения фиолетовые/золото
      • Архиерейские облачения фиолетовые/серебро
      • Архиерейские облачения чёрные/золото
      • Архиерейские облачения чёрные/серебро
      • Малые омофоры
      • Разное
    • Головные уборы
      • Камилавки и клобуки
      • Скуфьи
    • Дьяконские облачения
      • Дьяконские облачения белые/золото
      • Дьяконские облачения белые/серебро
      • Дьяконские облачения бордо/золото
      • Дьяконские облачения жёлтые/золото
      • Дьяконские облачения зелёные/золото
      • Дьяконские облачения красные/золото
      • Дьяконские облачения синие/золото
      • Дьяконские облачения синие/серебро
      • Дьяконские облачения фиолетовые/золото
      • Дьяконские облачения фиолетовые/серебро
      • Дьяконские облачения чёрные/золото
      • Дьяконские облачения чёрные/серебро
      • Орари
    • Иерейские русские облачения
      • Иерейские русские облачения белые/золото
      • Иерейские русские облачения белые/серебро
      • Иерейские русские облачения бордо/золото
      • Иерейские русские облачения жёлтые/золото
      • Иерейские русские облачения зелёные/золото
      • Иерейские русские облачения красные/золото
      • Иерейские русские облачения синие/золото
      • Иерейские русские облачения синие/серебро
      • Иерейские русские облачения фиолетовые/золото
      • Иерейские русские облачения фиолетовые/серебро
      • Иерейские русские облачения чёрные/золото
      • Иерейские русские облачения чёрные/серебро
    • Иерейские греческие облачения
      • Иерейские греческие облачения белые/золото
      • Иерейские греческие облачения белые/серебро
      • Иерейские греческие облачения бордо/золото
      • Иерейские греческие облачения жёлтые/золото
      • Иерейские греческие облачения зелёные/золото
      • Иерейские греческие облачения красные/золото
      • Иерейские греческие облачения синие/золото
      • Иерейские греческие облачения синие/серебро
      • Иерейские греческие облачения фиолетовые/золото
      • Иерейские греческие облачения фиолетовые/серебро
      • Иерейские греческие облачения чёрные/золото
      • Иерейские греческие облачения чёрные/серебро
    • Иерейские старообрядческие облачения
    • Требные комплекты
      • Требные комплекты белые/золото
      • Требные комплекты белые/серебро
      • Требные комплекты бордо/золото
      • Требные комплекты жёлтые/золото
      • Требные комплекты зелёные/золото
      • Требные комплекты красные/золото
      • Требные комплекты синие/золото
      • Требные комплекты синие/серебро
      • Требные комплекты фиолетовые/золото
      • Требные комплекты фиолетовые/серебро
      • Требные комплекты чёрные/золото
      • Требные комплекты чёрные/серебро
    • Иподьяконские облачения
      • Иподьяконские облачения белые/золото
      • Иподьяконские облачения белые/серебро
      • Иподьяконские облачения бордо/золото
      • Иподьяконские облачения жёлтые/золото
      • Иподьяконские облачения зелёные/золото
      • Иподьяконские облачения красные/золото
      • Иподьяконские облачения синие/золото
      • Иподьяконские облачения синие/серебро
      • Иподьяконские облачения фиолетовые/золото
      • Иподьяконские облачения фиолетовые/серебро
      • Иподьяконские облачения чёрные/золото
      • Иподьяконские облачения чёрные/серебро
    • Мантии одежда
    • Монашеский обиход
    • Облачения на жертвенник
      • Облачения на жертвенник белые/золото
      • Облачения на жертвенник белые/серебро
      • Облачения на жертвенник бордо/золото
      • Облачения на жертвенник зелёные/золото
      • Облачения на жертвенник красные/золото
      • Облачения на жертвенник синие/золото
      • Облачения на жертвенник синие/серебро
      • Облачения на жертвенник фиолетовые/золото
      • Облачения на жертвенник фиолетовые/серебро
      • Облачения на жертвенник жёлтые/золото
      • Облачения на жертвенник чёрные/золото
      • Облачения на жертвенник чёрные/серебро
    • Облачения на престол
      • Облачения на престол белые/золото
      • Облачения на престол белые/серебро
      • Облачения на престол бордо/золото
      • Облачения на престол зелёные/золото
      • Облачения на престол красные/золото
      • Облачения на престол синие/золото
      • Облачения на престол синие/серебро
      • Облачения на престол фиолетовые/золото
      • Облачения на престол фиолетовые/серебро
      • Облачения на престол жёлтые/золото
      • Облачения на престол чёрные/золото
      • Облачения на престол чёрные/серебро
    • Пелены
      • Пелены белые/золото
      • Пелены белые/серебро
      • Пелены бордо/золото
      • Пелены зелёные/золото
      • Пелены красные/золото
      • Пелены синие/золото
      • Пелены синие/серебро
      • Пелены фиолетовые/золото
      • Пелены фиолетовые/серебро
      • Пелены жёлтые/золото
      • Пелены чёрные/золото
      • Пелены чёрные/серебро
    • Подризники
    • Подрясники и рясы
    • Покровцы
    • Пояса
    • Стихари алтарников
      • Стихари алтарников белые/золото
      • Стихари алтарников белые/серебро
      • Стихари алтарников бордо/золото
      • Стихари алтарников жёлтые/золото
      • Стихари алтарников зелёные/золото
      • Стихари алтарников красные/золото
      • Стихари алтарников синие/золото
      • Стихари алтарников синие/серебро
      • Стихари алтарников фиолетовые/золото
      • Стихари алтарников фиолетовые/серебро
      • Стихари алтарников чёрные/золото
      • Стихари алтарников чёрные/серебро
    • Стихари детские
      • Стихари детские белые/золото
      • Стихари детские белые/серебро
      • Стихари детские бордо/золото
      • Стихари детские жёлтые/золото
      • Стихари детские зелёные/золото
      • Стихари детские красные/золото
      • Стихари детские синие/золото
      • Стихари детские синие/серебро
      • Стихари детские фиолетовые/золото
      • Стихари детские фиолетовые/серебро
      • Стихари детские чёрные/золото
      • Стихари детские чёрные/серебро
    • Стихари клириков
      • Стихари клириков белые/золото
      • Стихари клириков белые/серебро
      • Стихари клириков бордо/золото
      • Стихари клириков жёлтые/золото
      • Стихари клириков зелёные/золото
      • Стихари клириков красные/золото
      • Стихари клириков синие/золото
      • Стихари клириков синие/серебро
      • Стихари клириков фиолетовые/золото
      • Стихари клириков фиолетовые/серебро
      • Стихари клириков чёрные/золото
      • Стихари клириков чёрные/серебро
  • Видеофильмы
  • Вышивка
  • Гребни церковные
  • Дарохранительницы
  • Дикирий и трикирий
  • Изделия из кожи
  • Иконные полки
  • Иконы
    • Иконы Спасителя
    • Иконы Пресв. Богородицы
    • Иконы Св. Ангелов
    • Иконы праздников
    • Иконы венчальные
    • Иконы святых
    • Иконы на металле
    • Разные иконы
    • Ювелирные иконы
    • Иконы и кресты запрестольные
  • Кадила
  • Киоты
  • Книги
  • Крестильные комплекты
  • Кресты наперсные
  • Кресты напрестольные
  • Кресты нательные
  • Ладан и благовония
  • Лампады и кронштейны
    • Лампады настенные
    • Лампады настольные
    • Лампады подвесные
    • Лампады ювелирные
    • Кронштейны для лампад
    • Стаканчики для лампад
  • Лампадные стаканчики
  • Материалы для облачений
    • Бахрома
    • Вышитые аппликации
    • Галуны
    • Кисти
    • Наборы крестов для облачений
      • Кресты машинной вышивки
      • Кресты ручной вышивки
    • Пуговицы
    • Тесьма
    • Шнуры
  • Митры и кресты на них
  • Народные промыслы
    • Рушники
    • Шкатулки
  • Нательные образки
  • Одежда
  • Оклады богосл. книг
  • Панагии
  • Паникадила и хоросы
  • Печати для просфор
  • Платья для девочек
  • Плащаницы
  • Подарки
  • Подсвечники
    • Пасхальные трёхсвечники
    • Подсвечники напольные
    • Подсвечники настольные
    • Подсвечники ручные
    • Подсвечники сувенирные
  • Посохи и жезлы
  • Потиры
  • Распятия и голгофы
  • Свечи церковные
  • Семисвечники
  • Хоругви
  • Церковная мебель
    • Аналои
    • Жертвенники
    • Литийные столики
    • Панихидные столики
    • Престолы
    • Скамьи
    • Седалища
  • Церковная утварь
    • Венцы
    • Водосвятные чаши
    • Всенощные блюда
    • Дискосы
    • Звездицы
    • Кисти для помазания
    • Ковшики
    • Копие
    • Крестильные ящики
    • Кропила
    • Лжицы
    • Мощевики
    • Рипиды
    • Сосуды
    • Тарелочки
    • Фонари выносные
  • Церковные бра
  • Церковные ткани
    • Бархат
    • Китайский шелк
    • Парча
      • Парча белая/золото
      • Парча белая/серебро
      • Парча бордовая/золото
      • Парча жёлтая/золото
      • Парча зелёная/золото
      • Парча красная/золото
      • Парча синяя/золото
      • Парча синяя/серебро
      • Парча фиолетовая/золото
      • Парча фиолетовая/серебро
      • Парча чёрная/золото
      • Парча чёрная/серебро
    • Шелк
      • Шёлк белый/золото
      • Шёлк белый/серебро
      • Шёлк бордовый/золото
      • Шёлк жёлтый/золото
      • Шёлк зелёный/золото
      • Шёлк красный/золото
      • Шёлк синий/золото
      • Шёлк синий/серебро
      • Шёлк фиолетовый/золото
      • Шёлк фиолетовый/серебро
      • Шёлк чёрный/золото
      • Шёлк чёрный/серебро
  • Чётки
  • Ювелирные изделия
    • Подсвечники

Крест Предстоятеля: К 72-летию Святейшего Патриарха Кирилла

«Из чего складывается крест Первосвятительского служения? Из крестов всей Церкви – епископата, духовенства, монашествующих и мирян», — эти слова, обратив их к Святейшему Патриарху Кириллу, несколько лет назад произнес митрополит Калужский и Боровский Климент. В тот день Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Свято-Никольском Черноостровском монастыре Малоярославца, одной из самых почитаемых святынь Калужской земли. После чего владыка Климент очень точно сформулировал то, что должно стать основой отношения каждого из нас к предстоятельскому служению:

Очень важно, что сегодня народ, духовенство, монашествующие смогли молиться вместе с Вами, предстоять перед Богом в этом храме. Верующие почувствовали подвиг Предстоятеля Церкви, почувствовали крест Предстоятеля, который Вы несете.

К сожалению, очень часто даже воцерковленные люди воспринимают архипастырский крест как привилегию, забывая, что за торжественностью богослужений и блеском облачений скрывается поистине титанический труд и ответственность, даже не снившаяся ни одному из светских руководителей. То самое апостольское служение, которое начиналось на заре христианской эпохи с мученической крови учеников Спасителя и их последователей – первых епископов Церкви Христовой.

Большинство архипастырей первых веков христианства пали жертвами иудейских и языческих гонений. Но и впоследствии, даже в относительно спокойные для Церкви годы, каждый из священнослужителей должен был понимать, что не сегодня – завтра может наступить время, когда его свидетельство о Христе станет приговором к мученической кончине. Так, по словам первоверховного апостола Павла, призвание каждого из христиан – свидетельское:

Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением…

Фото: www.patriarchia.ru

Исповеднический выбор семьи Гундяевых

Часто ли Вас лично спрашивали о Вашем уповании? Приходилось ли увиливать в духе: «ну да, ну я как бы верующий, но не мракобес»? Смущались ли совершить крестное знамение в общественном месте? Ответить на эти вопросы нужно в первую очередь самому себе. А потом вспомнить новейшую историю России, времена, которые прекрасно помнят старшие поколения наших современников. Те самые годы, которые по количеству пролитой мученической крови превзошли даже самые лютые раннехристианские гонения. И только еще более страшная трагедия нашего народа, Великая Отечественная война, остановила это кроваво-красное колесо.

В числе миллионов детей советского послевоенного «бэби-бума» – младенец Владимир Гундяев, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, родившийся 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье главного механика Машиностроительного завода Михаила Гундяева. Человека, который спустя считанные месяцы сделает христианский, подлинно исповеднический выбор, казалось бы, совершенно неожиданный для советского служащего. В 1947 году Михаил Васильевич примет священнический сан, прекрасно осознавая (несмотря на кратковременную «сталинскую оттепель»), к чему этот шаг может привести. Важно отметить, что Михаил Гундяев к тому времени уже познал ужасы лагерной жизни, а его отец, дед будущего Патриарха, Василий Степанович, в те самые годы находился в заключении.

1960-е годы. священник Василий и протоиерей Михаил Гундяевы. Фото: архив СПбДА

Спустя несколько лет христианский выбор сделает и сам Василий Степанович, который в преклонных годах также примет священнический сан. Не страшась ничего, ведь за его плечами уже были и Соловки с их Секирной горой (страшным соловецким карцером, где практически никто не выживал), а в общей сложности – 18 лет заключения, 46 тюрем и лагерей и 7 ссылок. Господь дарует отцу Василию долгий путь, он отойдет ко Господу в октябре 1969-го, на 91-м году земной жизни. Когда оба его внука — Николай и Владимир (в монашеском постриге – Кирилл) — также уже станут священнослужителями. Отец Василий наставлял внуков поистине исповеднически:

Никогда ничего не бойтесь. В этом мире нет ничего такого, чего следовало бы по-настоящему бояться. Нужно бояться только Бога.

1934 год. М.В. Гундяев — отец Святейшего Патриарха Кирилла. Тюремная фотография. Фото: архив СПбДА

Церковный 1946-й: тяжелый год надежд

А между тем для Русской Православной Церкви 1946 год стал годом надежд. В послевоенной разрухе и крайней нужде в нашем народе возрождались ростки веры, едва не погубленные в годы безбожных, а по сути – богоборческих пятилеток 1920-30-х годов. Большевистское правительство, не отказавшись от атеистического курса, значительно ослабило давление на Церковь. В стране были разрешены колокольный звон и крестные ходы. Именно в 1946 году были вновь открыты Троице-Сергиева лавра, Московская и Ленинградская духовные академии, потерпел окончательный крах обновленческий раскол, многие клирики вышли из тюрем и лагерей.

Эта «сталинская оттепель» длилась недолго. Уже два года спустя советская власть вновь усилила антицерковное давление, хотя вплоть до начала хрущевских гонений сохраняла в этом деле относительную умеренность. Разумеется, с жестким контролем над Церковью, но под руководством бывшего семинариста Георгия Карпова. Председатель Совета по делам Русской православной церкви генерал-майор госбезопасности Карпов был всецело причастен к кровавым репрессиям 1930-х, однако после войны у него сложились с Патриархом Алексием (Симанским) по-настоящему дружеские отношения. Было ли в этом нечто покаянное – Бог весть, но в деле восстановления Церкви роль этого человека не стоит недооценивать.

Сам же Патриарх Алексий в канун нового 1947 года и Рождества Христова на страницах декабрьского номера «Журнала Московской Патриархии» очень ярко и образно высказал надежды, связанные с уходящим годом, особенно подчеркнув, что это был первый год без войны – самой страшной в истории нашего народа и всего человечества:

После военной грозы, пронесшейся над миром и особенно тяжело над нашим Отечеством, минувший год прошел в благословенном мире, и мы, пережившие ужасы войны, с особым чувством произносим это слово «мир». Невероятно тягостно было человечеству на протяжении стольких лет отсутствие этого мира и отрадно, что окончилось это тяжкое время… Своим усердием, своим честным трудом на благо Церкви и Родины нашей каждый на своем деле постараемся заслужить, чтобы и в новом лете Господь послал Свою благодатную помощь и Церкви нашей, и всем народам нашей обширной Страны, несущим великие труды по восстановлению разрушенных врагом богатств и красот нашего Отечества.

А в детской кроватке в простой ленинградской коммуналке в эти же самые дни уходящего 1946 года лежал будущий Предстоятель возрождающейся Русской Православной Церкви. Пройдет несколько десятилетий, и он станет одним из творцов нового церковного возрождения, которое некоторые православные публицисты назовут «Вторым Крещением Руси». И возглавит нашу Поместную Церковь, самую многочисленную и влиятельную в семье Православных Церквей, в годы, когда нахлынет новая антицерковная волна, уже не коммунистическая, а либеральная, но оттого не менее опасная.

Фото: www.patriarchia.ru

Путь Предстоятеля: жизненные вехи Святейшего Патриарха Кирилла

Путь к Патриаршеству

Конец 1960-х годов. Хрущев уже отстранен от власти, но его антицерковная политика сильно подорвала положение Церкви. Конечно, все уже понимают, никакого «последнего попа» ни к 1980 году, ни много позже коммунисты не покажут. Но атеистическая пропаганда делала свое дело: в 1965 году Советский Союз поставил абсолютный трагический рекорд в 5,6 миллионов (!) абортов. И в том же самом году юный Володя Гундяев поступает в Ленинградскую духовную семинарию. Да, сын и внук священника, но при этом вполне самостоятельный молодой человек, уже научившийся зарабатывать себе на жизнь. Но и его выбор, как и исповеднический выбор отца и деда – не в пользу светской карьеры.

1960-е годы. Будущий Святейший Патриарх Кирилл — иподиакон у митрополита Ленинградского Никодима (Ротова). Фото: Архив СПбДА

Его Святейшество неоднократно вспоминал такой эпизод. Слова преподавателя Ленинградской Академии протоиерея Евгения Амбарцумова, сына священномученика Владимира Амбарцумова, обращенные к семинаристу Владимиру Гундяеву. Как известно, для выпускников семинарии, стремящихся к священническому служению, есть два пути к рукоположению – создать семью или принять монашеский постриг. Владимир склонялся к последнему и даже подал прошение о постриге. Узнав об этом, отец Евгений спросил ученика:

Володя, ты отдаешь себе отчет, что ты сделал? Ты же решил судьбу, не только за себя, двадцатидвухлетнего мальчика. Ты сказал «да» и за тридцати- и сорока- и пятидесятилетнего мужчину. И за шестидесятилетнего, и семидесятилетнего старика. Ты за всех за них сказал «да». А не может получиться так, что вот этот семидесяти-, шестидесятипятилетний потом плеваться на тебя будет?

И тем не менее выбор был сделан. 3 апреля 1969 года Владимир Гундяев пострижен в монашество с наречением имени Кирилл, 7 апреля рукоположен во иеродиакона, а 1 июня того же года – во иеромонаха. Своим другим учителем – митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым), одним из самых ярких фигур в церковной истории второй половины XX века. Именно владыка Никодим во многом предопределит путь служения и будущего Патриарха Кирилла, и многих других архиереев, которым будет суждено возрождать Русскую Церковь после крушения советской системы.

1970-е годы. С иностранной делегацией в академическом храме апостола Иоанна Богослова. Фото: Архив СПбДА

Путь же будущего Патриарха к Первосвятительству сначала был стремительным. 1970 год: 23-летний иеромонах Кирилл – кандидат богословия, личный секретарь митрополита Никодима. 1971 год: 24-летний архимандрит Кирилл – представитель Московского Патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве. Декабрь 1974 года: в возрасте 28 лет становится ректором Ленинградских духовных академии и семинарии, а чуть более года спустя, 14 марта 1976 года, 29-летним рукополагается в епископский сан. В 1977 году 30-летний владыка Кирилл уже архиепископ, а на следующий год – заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, фактически – замминистра церковных иностранных дел.

Однако в первой половине 1980-х – перелом в карьере: за отказ проголосовать против резолюции ЦК Всемирного совета церквей, осудившей ввод советских войск в Афганистан, архиепископ Кирилл был смещен с должности ректора ленинградских духовных школ и отправляется в «ссылку» в Смоленск, где начинает активно возрождать приходскую жизнь. Вскоре Смоленская епархия дополняется Русской Балтикой – Калининградской областью, где церковная жизнь была «на нуле». За два десятилетия владыка Кирилл ее даже не возродил, а фактически создал заново.

Опала была относительно недолгой. Уже в 1989 году архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл был назначен председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, а вскоре становится митрополитом. Эту высокую церковную должность владыка занимал вплоть до избрания Патриархом. Получив за эти десятилетия широкую известность, в том числе и как популярный телеведущий (субботнюю передачу «Слово пастыря» смотрели и смотрят миллионы). В эти годы будущий Патриарх начал работу по достижению важнейшей цели: сделать Русскую Православную Церковь ведущей социальной силой в стране и укрепить международный авторитет Церкви.

1970-е годы. Пасха Христова в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Фото: Архив СПбДА

Так, именно митрополит Кирилл сделал все, чтобы в российских школах появились уроки Основ православной культуры. Именно он подготовил воссоединение Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью. Именно он начал налаживать братские отношения со старообрядцами, а также укреплять единоверческие приходы нашей Церкви. Под его руководством были разработаны церковные «Основы социальной концепции». Наконец, Русская Церковь стала активно формировать собственную повестку дня, подчеркивая в ней важнейшие духовно-нравственные аспекты.

И когда на рубеже 2008-2009 годов после кончины Святейшего Патриарха Алексия II именно митрополит Кирилл стал Местоблюстителем Патриаршего Престола, практически ни у кого не осталось сомнений: следующим Предстоятелем станет именно он. Уверенности придало то, что «старые митрополиты», святители, ставшие архипастырями Русской Церкви еще в 1960-х годах, горячо поддержали кандидатуру владыки Кирилла. Все они прекрасно знали его учителя, митрополита Никодима, и видели в его ученике приверженца идеи сильной независимой Церкви, умеющей находить точки соработничества со светской властью, и в то же время – максимально открытой к светским структурам и активной в делах просветительских. Несмотря на какое бы то ни было внешнее давление. И это давление началось практически с первого дня Предстоятельства.

1988 год. Смоленск. Празднование 1000-летия Крещения Руси. Фото: архив Смоленской епархии

История продолжается

Буквально через два с небольшим месяца Русская Православная Церковь отпразднует десятилетие Предстоятельского служения Святейшего Патриарха Кирилла. К этому времени Телеканал «Царьград» подготовит отдельный материал, где будут подведены подробные итоги прошедших 10 лет. Но уже сегодня очевидно: Его Святейшеству достались очень непростые годы Патриаршества. Годы, когда антицерковные гонения возобновились, хотя и не со стороны государства.

Ситуация очень напоминает начало XX века, когда «прогрессивные силы» – от либералов «умеренных», встроенных в бюрократическую систему, до либеральной богемы и крайних леворадикалов (всевозможных эсеров и эсдеков), несмотря на идеологические различия, были едины в ненависти к самодержавию и Православию. И если в 1990-е враги русской цивилизации делали все, чтобы демонтировать Государство Российское, но не преуспели в этом, а в «нулевые» в значительной степени пытались адаптироваться к новым условиям существования, то «десятые» начались с информационной атаки на духовную основу нашей цивилизации – Русскую Церковь. Атаки, которая с каждым годом набирает новые обороты.

1990-е годы. Смоленск. Божественная Литургия в Смоленском кафедральном соборе. Фото: архив Смоленской епархии, диакон Иоанн Сирота

«Самым утешительным было наблюдать, как Святейший молился»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Фото: С. Власов

Диакон Илия Кокин – клирик храма-часовни в честь Казанской иконы Божией Матери при МВД, религиовед и культуролог, преподаватель курса «Основы религиозной культуры», автор учебного пособия «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа», соразработчик других мультимедийных пособий.

Более пяти лет – в годы учебы в Московской духовной семинарии, а потом в академии – он нес служение иподиакона Святейшего Патриарха Алексия II. О том, чему научило его это послушание, об уроках Святейшего – беседа с ним.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Чиновник держит иподиакон Илья Кокин

– Отец Илия, более пяти лет вы были иподиаконом Святейшего Патриарха Алексия II. Как вы им стали? Как вообще проходил отбор в патриаршие иподиаконы?

– Я учился в Московской духовной семинарии, и вот, в самом начале третьего класса, когда семинаристу кажется, что он уже во всех подробностях знает, как сложится его дальнейшая судьба, жизнь кардинально изменилась. Мне дали новое ответственное послушание – быть иподиаконом у Святейшего Патриарха Алексия II. В тот год иподиаконский состав покинуло сразу несколько ребят, и руководству семинарии было поручено найти им замену.

Каковы были критерии? Могу лишь предположить. Человек должен неплохо учиться – это имеет практическое значение. Во-первых, иподиакону приходится часто пропускать учебу – фактически мы становились заочниками, и нужно было как-то умудряться наверстывать пропущенное. Во-вторых, и это, наверное, самое, важное: иподиакон не должен «тормозить» на Патриаршей службе, особенно на Пасху и Рождество, когда богослужение транслируется на всю страну. Еще один важный навык: нужно уметь петь, потому что в некоторые моменты на Патриаршей службе песнопения должно петь духовенство. Бывали даже случаи, когда иподиаконы вместо хора пели всю службу.

– С каким чувством вы восприняли известие о своем новом послушании?

– Наверное, нечто подобное почувствовал Юрий Гагарин, когда ему сказали, что он полетит в космос. Хотя это неудачный пример: Гагарин к полету в космос долго готовился, а я к иподиаконству у Патриарха – нет.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Фото: В.Ходаков / Expo.Pravoslavie.Ru – Иподиаконы есть у каждого архиерея, а в чем специфика несения иподиаконского служения при Предстоятеле Церкви?

– Каждый архиерей, продолжая дело святых апостолов, много путешествует. Епархиальный архиерей – в границах епархии, а Первосвятитель – по всей стране и даже по всему миру. Мне посчастливилось сопровождать Святейшего в такие страны, в которые я бы вряд ли когда-нибудь выбрался сам, например в Японию. Это одно из положительных отличий. Но есть и вполне очевидные отрицательные моменты: если ты допускаешь ошибку на Патриаршей службе, ее увидит намного больше глаз, чем на службе у епархиального архиерея.

– Что было для вас самым трудным и самым легким в вашем служении?

– Так уж вышло, что я по натуре не самый дисциплинированный человек, но при Патриархе разгильдяйство недопустимо, он и сам был человеком железной самодисциплины. Постоянное чувство ответственности заставляло держать себя в тонусе. Это была достойная школа, сопоставимая, наверное, с армией. А самым легким, или, лучше сказать, самым утешительным было наблюдать, как Святейший молился. Три года из пяти я был книгодержцем: моей обязанностью было держать Чиновник – книгу, по которой Святейший читал молитвы за богослужением, то есть каждую службу я на расстоянии одного шага мог наблюдать, как Первосвятитель молился, – это тоже потрясающая школа, но уже не дисциплины, а молитвы.

– Насколько Святейший Патриарх участвовал в вашей жизни и в жизни ваших сослужителей? Знал ли он о ваших трудностях и радостях?

Патриарх стал молиться за девушку. И когда та пришла на обследование перед операцией, признаков болезни у нее не обнаружили

– Кстати, вот пример того, какой была молитва Святейшего. У одного иподиакона тяжело заболела сестра, она прошла обследование, и ей предстояла серьезная операция. Иподиакон рассказал об этом Патриарху, и он стал молиться за девушку. А когда та пришла на последнее обследование перед операцией, врачи, к своему великому удивлению, ничего не обнаружили. Когда подобные вещи рассказывают о каких-нибудь «знакомых знакомых», верится с трудом, но героев этой истории я знаю лично.

А вот пример уже из моей жизни. По прошествии нескольких лет после диаконской хиротонии я столкнулся с очень непростой жизненной проблемой. Есть немало мудрых и опытных священников, но тут дело касалось канонов, поэтому я подумал, что самым правильным будет взять благословение у Первосвятителя, ведь он, кроме всего прочего, еще и Московский епископ. Он принял меня, по-отечески выслушал и дал весьма ценный совет, которым я затем воспользовался. А было это буквально за три недели до кончины Святейшего. Я благодарен Богу за то, что мне была дана возможность повидаться с Патриархом на прощание.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С водосвятной чашей в руках иподиакон Илья Кокин

– Вы можете вспомнить какую-нибудь необычную или поучительную историю, связанную с вашим служением?

Меня поразило удивительное смирение: он, Предстоятель Церкви, спрашивает разрешение у послушника

– Таких историй было немало, но некоторые из них мне особенно дороги. Как-то мне довелось сопровождать Патриарха во время его визита на Валаам. В какой-то момент наместник монастыря привел Патриарха к себе в покои, а сам ненадолго отлучился, чтобы дать необходимые распоряжения. В его кабинете остался только Святейший, я и келейник наместника – молодой послушник. В кабинете стоял большой аквариум, а надо сказать, что Патриарх очень любил животных, при его резиденции в Переделкине даже был небольшой скотный двор, и Святейший любил проводить там свободное время, общаясь со своими питомцами. Так вот, Патриарх увидел рыбок и стал внимательно их разглядывать, потом начал расспрашивать послушника о том, как он за ними ухаживает. И когда выяснилось, что в этот день послушник еще не кормил рыбок, Святейший изменился в лице и как-то совершенно по-детски спросил: «А можно я их покормлю?» Меня тогда поразила не столько эта детская непосредственность Патриарха, сколько удивительное смирение: он, Предстоятель Церкви (!), спрашивает разрешение у послушника.

– Как часто менялись иподиаконы у Патриарха? Знаете ли вы, где служат сейчас ваши сослужители, поддерживаете ли с ними связь?

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Фото: В.Корнюшин / Expo.Pravoslavie.Ru – По-разному бывало, но в среднем иподиаконское послушание продолжалось лет 5–7, пока шла учеба в семинарии и академии. Сейчас ребята служат в разных местах, кто-то, как я, остался в Москве, кто-то отправился проходить свое служение на родине – не все иподиаконы были москвичами; а некоторые сейчас служат далеко от дома, например в Германии или даже в ЮАР. Конечно же, не все ребята, теперь уже – отцы, до сих пор тесно общаются, но лично у меня самые близкие друзья – бывшие иподиаконы Святейшего. Мы с ними регулярно видимся и еще чаще созваниваемся. А с остальными мы тоже регулярно видимся, когда собираемся в Богоявленском соборе на панихиде по Святейшему Патриарху. Такие панихиды совершаются несколько раз в году – на именины (25 февраля), в день интронизации (10 июня) и в день кончины (5 декабря) Первосвятителя.

Святейший часто говорил на проповеди о том, что молитва не знает расстояния, искренняя молитва моментально способна соединить человека с Богом, а если мы молимся за другого человека, то и с этим человеком. Это всегда чувствуется, когда мы молитвенно поминаем почившего Патриарха.