Камо грядеши

Камо грядеши?

Рим времён императора Нерона, погрязший в преступлениях и разврате. К Петронию — писателю, эстету, ценителю роскоши и наслаждений, «арбитру изящества», приближённому Нерона — является племянник, молодой и прекрасный воин, патриций Марк Виниций. Юноша рассказывает, что, возвращаясь в Рим с войны против парфян, он повредил руку и его, раненого, взял к себе в дом седовласый полководец Авл Плавтий. Там Виниций пленился юной Лигией, похожей на хрупкую темноволосую голубоглазую нимфу. Она — дочь царя лигийцев, которые живут в далёких северных лесах, и звали её на родине Каллиной. Ребёнком попала она в Рим как заложница и выросла в доме благородного Авла и его верной, добродетельной жены Помпонии. Относясь к Лигии, как к родной дочери, они воспитали её чистой, целомудренной и ничуть не похожей на распутных римлянок. Говорят, сама моложавая, красивая, спокойная и печальная Помпония — христианка, но Петроний, например, в это не верит: всем известно, что христиане — страшные злодеи, Помпония же, лицо которой словно излучает свет, злодейкой быть никак не может.

Продолжение после рекламы:

В доме у Авла Виниций наговорил Лигии много пылких слов, и в сердце девушки вспыхнуло ответное чувство. Но она почему-то нарисовала на песке рыбу… Потерявший голову Виниций готов жениться на Лигии. Но Петроний рассказывает Нерону, что Виниций влюбился в худосочную заложницу-лигийку. Слова эти сразу отвращают самого императора от девушки — и он обещает Петронию забрать её во дворец и отдать Виницию.

Во дворец Лигию сопровождает великан и силач Урс, лигиец, попавший в Рим вместе с маленькой царевной и, как и она, ставший здесь христианином. Вечером трепещущую от страха девушку ведут на пир. К радости Лигии место рядом с ней занимает Виниций. Вскоре, опьянённый страстью и вином, он начинает пылко целовать красавицу, шепча, что завтра Нерон отдаст её ему. Подоспевший Урс отшвыривает Виниция и уносит испуганную девушку из пиршественной залы.

Брифли существует благодаря рекламе:

Лигия рыдает. Она не желает становиться наложницей Виниция. Лучше нищета, чем роскошь и бесчестье! Лигия решает бежать.

Узнав об исчезновении Лигии, Виниций в бешенстве убивает старого раба, вынянчившего его. Впервые в жизни кто-то посмел воспротивиться желаниям юного патриция! Обезумев от любви и отчаяния, Виниций разыскивает Лигию. Петроний, сочувствуя племяннику, готов подарить ему свою прекрасную рабыню, золотоволосую гречанку Эвнику. Но та столь страстно молит не отсылать её из дома, что изумлённый Петроний понимает: девушка влюблена в него самого! И преданность Эвники трогает его сердце. Эвника приводит хитрого грека Хилона — пьяницу и краснобая, мошенника, соглядатая и доносчика, который берётся найти Лигию. Узнав, что девушка рисовала на песке рыбу, человек этот, похожий на обезьяну и лису одновременно, отправляется на поиски.

Вскоре он выясняет, что рыба — тайный знак христиан. Прикинувшись христианином, Хилон проникает в их среду и встречает лекаря Главка, семью которого в своё время выдал разбойникам, а самого оставил умирать на дороге. Теперь Хилон боится, что Главк опознает его, и пытается натравить на лекаря другого христианина, простодушного силача Урбана, которому говорит, будто Главк — шпион императора. По тому, как вздрагивает гигант, когда Хилон случайно упоминает имя Лигии, хитрый грек понимает: Урбан — это Урс!

В Рим пребывает апостол Петр. На его ночную проповедь собираются все христиане города. Хилон ведёт туда Виниция, который надеется встретить там Лигию. Апостол Петр поражает юношу простотой и величием. Лицо старца светится такой силой убеждения, какая присуща одной лишь истине. Но проповедь Петра — это отрицание всей привычной Виницию жизни. Однако рассказ о распятии и воскресении Христа потрясает молодого патриция. И он вдруг понимает, что христианка Лигия никогда не станет его наложницей. Увидев Лигию в толпе, Виниций любуется одухотворённой красотой девушки и осознает, что против её веры вся его сила и отвага — ничто.

Отправившись после проповеди вслед за Лигией, Виниций врывается в её жилище и пытается унести девушку, но Урс обрушивает на голову патриция свой могучий кулак.

В бедной каморке Лигии лекарь Главк врачует Виниция. Сама Лигия нежно ухаживает за юношей. Тот счастлив; не желая покидать любимую, он решает остаться у христиан и посылает за Хилоном — единственным, кому известно, где сейчас Виниций. Увидев Хилона, Главк узнает в нем негодяя, погубившего всю его семью, а Урс — старца, который натравливал его на Главка. Хилон завывает от ужаса, но появившийся апостол Петр отпускает грека с миром: Главк и Урс прощают врага своего…

Потрясённый Виниций размышляет о доброте и милосердии христиан. Потом он впадает в забытье, и чудится ему, что Лигия ведёт его туда, где сияет солнце.

Через несколько дней Виниций чувствует, что страсть его сменяется глубокой истинной любовью. Но истерзавшаяся Лигия, не смея любить язычника с волчьим римским сердцем, решает расстаться с юношей.

Виниций возвращается в свой дом, но все вокруг кажется юноше пустым и ничтожным. Он тоскует по Лигии — и часто вспоминает об удивительном человеке, с которым познакомился у христиан, — о Павле из Тарса. «Каждое слово его превращает в прах все основы нашего мира», — думает юноша. Душа его меняется. Ему теперь отвратительно распутство римской знати, и на роскошном пиршестве он отвергает домогательства императрицы Поппеи. Та исчезает, зловеще смеясь. Виниций же мечтает о Лигии. Неожиданно к нему приходит оборванный Хилон и заявляет, что из горячей любви к христианам вновь выследил их всех. Разгневанный подлостью грека, Виниций велит его высечь; потом стонущий Хилон ведёт юношу к новому жилищу апостолов. Там Виниций просит у Петра и Павла руки Лигии и обещает, что постарается понять и принять учение Христа. Обрадованный Петр благословляет влюблённых.

А обезумевший Нерон грезит о великом пожаре — и вскоре приспешники императора поджигают Рим. Ища Лигию, Виниций в отчаянии мечется по объятому пламенем городу. С трудом выбравшись в тлеющей тунике из моря огня, юноша натыкается на Хилона, который советует ему искать Лигию и Петра в одной из подземных молелен христиан. Виниций спешит туда и видит множество отчаявшихся людей, которых успокаивает ласковым словом апостол Петр. Заметив ослабевшего от пережитых ужасов Виниция, Петр ведёт его к Лигии. Упав на колени, юноша горячо благодарит Господа, и Петр, которого полюбил Виниций всем необузданным сердцем своим, крестит молодого патриция в бедной хижине землекопа.

Народ клокочет от гнева. Чтобы спасти императора и себя, патриции пускают слух, будто город подожгли христиане. Карая «злодеев», Нерон собирается устроить для черни зрелище, которое будут вспоминать в веках. Поппея тайно приводит к императору Хилона; тот готов выдать всех христиан — и прежде всего Виниция с Лигией. О, Хилон страшно отомстит Виницию за порку!

Петроний предупреждает племянника о том, что готовятся гонения на христиан. С каким удовольствием расстроит «арбитр изящества» планы этой обезьяны-Нерона! Но Виниций не успевает спасти Лигию: девушку уводят в тюрьму. Петроний понимает: это месть Поппеи, которую Виниций отверг ради Лигии. Юношу же не схватили потому, что хотят насладиться его страданиями, истязая Лигию у него на глазах.

Чернь охвачена жаждой крови, брошенные в темницу христиане — жаждой мученичества. Страдания Виниция превышают силы человеческие. А святой Петр получает откровение: в сём граде сатаны хочет Христос основать столицу Свою!

С просветлёнными лицами идут христиане на смерть — ив страшных муках гибнут на арене. Хилон, сидящий в роскошных одеждах рядом с Нероном, шепчет: «Видят они воскресение своё!» — и падает без чувств. Казни продолжаются. Виниций, переодевшись могильщиком, проникает в страшную темницу и три дня проводит с больной Лигией. Души их уже очистились от всего земного. Виниций твёрдо решает после смерти Лигии признаться в том, что он христианин, и последовать за любимой.

Христиан сжигают на столбах, освещая сотнями живых факелов сады императора. С одного из столбов на поседевшего Хилона смотрит объятый пламенем Главк и хрипит: «Прощаю!» И потрясённый Хилон, превратившись из жалкого человечка в величественного старца, кричит: «Христиане невинны! Поджигатель — Нерон!» Слова эти мгновенно разносятся по всему Риму, а раскаявшегося в грехах своих Хилона крестит в тёмной аллее апостол Павел. Вскоре Хилона хватают, но никакие пытки не могут теперь заставить его отречься от своих слов. Ему вырывают язык и отдают на арене на растерзание медведю. Но зверь не трогает несчастного; с просветлённым лицом замученный Хилон испускает дух.

А император решает устроить Виницию «весёлую свадьбу». И вот белый как мел юноша видит, что на арену выталкивают Урса, а потом выпускают огромного тура, к рогам которого привязана обнажённая Лигия. Урс хватает тура за рога и сворачивает ему шею. Публика ревёт от восторга, и Нерон, испугавшись толпы, дарует Урсу и Лигии жизнь и свободу.

В доме Петрония Лигия и Виниций умоляют исстрадавшегося Петра покинуть Рим. «Надлежит мне идти вслед за стадом моим», — отвечает старец, но все же христианам удаётся убедить его, что должен он сеять семена истины в других городах и весях. И Петр уходит из Рима — но на Аппиевой дороге является ему Христос. «Quo vadis, Domine?» («Куда идёшь ты, Господи?» (лат.)) — вопрошает апостол и слышит в ответ: «Раз оставляешь ты народ мой, иду я в Рим, на новое распятие».

Потрясённый Петр возвращается в Рим. Вскоре апостолов бросают в темницу. Но когда ведут избитого Петра на казнь, шествует он как победитель и, окидывая взглядом Рим, шепчет: «Ты искуплен, ты мой!»

Столь же спокойно идёт в тот же день на казнь и Павел. Он знает, что посеянное им уже никогда не развеет вихрь злобы.

Виниций и супруга его Лигия мирно живут на Сицилии. Они любят друг друга, веруют — и безмерно счастливы.

Реклама:

А Петроний обречён. Нерон все глубже погружается в гнусное распутство, и «арбитр изящества» теперь лишь мешает императору. Он собирается послать Петронию смертный приговор, но тот решает сыграть с Нероном последнюю шутку. На роскошном пиру, в окружении друзей, под чарующую музыку он вскрывает себе вены. Вместе с ним умирает и прекрасная Эвника, отказавшаяся жить без любимого. Перед смертью Петроний посылает Нерону насмешливое письмо, в котором пишет, что готов простить императору все преступления и убийства, но глубоко презирает его за скверные стихи. Гости, глядя на прекрасные мраморно-белые тела бездыханных Петрония и Эвники, понимают: погибло единственное, что ещё оставалось у старого мира, — поэзия и красота.

Нерон лицедействует и безумствует. Кажется, мир превращается в сплошную кровавую и шутовскую оргию. Наконец взбунтовавшиеся легионы провозглашают императором Гальбу. Со словами: «Какой артист погибает!» Нерон приставляет себе к горлу нож, но трусит, и раб коротким ударом помогает господину своему уйти из жизни.

А из почвы, пропитанной кровью и слезами, тихо, но неуклонно подымаются всходы посеянных Петром семян…

Давно ушёл в прошлое Нерон, а базилика Петра на Ватиканском холме доныне царит над Римом и миром. Близ же древних Капенских ворот стоит небольшая часовня с полустёртой надписью: «Quo vadis, Domine?»

Камо грядеши (роман)

У этого термина существуют и другие значения, см. Камо грядеши (значения).

Камо грядеши

«Quo vadis»

Жанр

Исторический роман

Автор

Генрик Сенкевич

Язык оригинала

польский

Дата написания

1894 — 1896 год

Дата первой публикации

Медиафайлы на Викискладе

«Камо грядеши», «Quo vadis», «Куда идёшь» — исторический роман польского писателя Генрика Сенкевича. В русских переводах назывался также «Quo vadis» и «Куда идёшь» (в подлиннике лат. Quo vadis — «куда идёшь»).

Создание романа и его переводы

Картина «Смерть Петрония» написана Константином Маковским в 1904 году, под влиянием романа «Камо грядеши»

Роман был написан с 1894 по 1896 год, по мере завершения отдельных частей они публиковались в периодической печати (Gazeta Polska, Czas и Dziennik Poznański). В 1896 году роман вышел отдельным изданием.

В кратчайшие сроки он был переведён на все основные европейские языки и принёс писателю мировую славу. Громадный успех романа во многом способствовал присуждению Сенкевичу в 1905 году Нобелевской премии по литературе. Всего роман был переведён более чем на 50 языков, в том числе на арабский и японский. Для многих языков роман «Quo vadis» остаётся единственным переведённым произведением Сенкевича.

На русском языке роман вышел в том же 1896 году под именем «Quo vadis». В связи с тем, что в подлиннике роман носит не польское, а латинское название, некоторые русские переводчики озаглавливали роман «Камо грядеши» (церк.-слав. «Куда идёшь»).

Экранизации

Роман многократно экранизировался. Первая экранизация была предпринята уже в 1902 году. Наибольшую известность получили три фильма:

  • Экранизация 1951 года, США. Режиссёр Мервин Лерой. Главные роли — Роберт Тейлор (Виниций), Дебора Керр (Лигия), Лео Генн (Петроний), Питер Устинов (Нерон).
  • Экранизация 1985 года, Италия-Франция-Югославия. Режиссёр Франко Росси. Главные роли — Клаус Мария Брандауэр, Фредерик Форрест.
  • Экранизация 2001 года, Польша. Режиссёр Ежи Кавалерович. Главные роли — Павел Делонг (Виниций), Магдалена Мельцаж (Лигия), Богуслав Линда (Петроний).

«Камо грядеши» — единственный из исторических романов Сенкевича, специально не посвящённый истории Польши. Но даже в этом романе, действие которого относится к I веку н. э., фигурирует племя лигийцев, или лугиев, обитавшее на территории современной Польши, а также представители этого племени — Лигия и Урс. Действие романа развивается в Римской империи во время правления императора Нерона и охватывает период 64-68 гг.

Основная тема произведения — жизнь первых христиан римской общины и первые гонения на христиан в Римской империи.

Автор романа писал:

Вчитываясь в «Анналы», я не раз чувствовал, что во мне зреет мысль дать художественное противопоставление этих двух миров, один из которых являл собою всемогущую правящую силу административной машины, а другой представлял исключительно духовную силу.

Генрик Сенкевич сумел воссоздать картину Рима 60-х годов I века н. э. с большой исторической достоверностью. Кроме «Анналов» Тацита, источниками ему послужили произведения других античных авторов, а также труды историков. По словам писателя, при написании ни одного другого романа он столько не работал с историческими документами.

Почти всё действие романа проходит в Риме и его окрестностях. Подробно показан знаменитый римский пожар, который по преданию Нерон организовал сам, чтобы вызвать поэтическое вдохновение. Во время правления Нерона христиане впервые подверглись масштабному гонению, на них император возложил вину за пожар.

Бюст Сенкевича в церкви «Quo Vadis»

В это гонение мучениками стали апостолы Пётр и Павел, их смерть также описана в книге. Название романа писателю подсказало старинное предание: апостол Пётр после уничтожения почти всех христиан Рима тайно покидает город, за городом он встречает Христа и спрашивает у него: «Куда идешь, Господи?». Христос отвечает: «Раз ты оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие». После этого Пётр вернулся в Рим и принял мученическую смерть. Этому событию посвящена базилика Петра на Ватиканском холме, а также сохранившаяся до наших дней церковь-часовня «Quo vadis» на Виа Аппиа в Риме (вблизи древних Капенских ворот). В храме-часовне имеется бюст Сенкевича, поставленный польскими эмигрантами.

Отдельного внимания заслуживает личность Гая Петрония Арбитра, чья трагическая судьба также описана в книге. Будучи другом детства будущего императора Нерона и его ровесником, он не мог и предположить, во что в дальнейшем выльется правление этого безумного императора-комедианта. Нерон мнил себя выдающимся певцом, музыкантом и литератором, часто выступал на арене цирка и на многочисленных оргиях, при этом будучи не таким уж и талантливым, как сам мнил о себе. Петроний же, будучи человеком с тонкой душевной организацией, истинным ценителем настоящего искусства, не в силах был смотреть на то, как этот жалкий комедиант глумится над прекрасным. Его страшило даже то, что он был молод, и ему еще долгие годы предстояло притворяться, что он восхищается «талантами» своего друга. Видя истинное лицо того, кем дорожил в детстве, он предпочитает покончить с собой, чтобы только не видеть, как все прекрасное поругано и оплевано, и будучи не в силах вынести разочарований. Петроний собирает вокруг себя своих друзей и устраивает им последний прощальный пир, на котором под звуки пения музыкантов вскрывает себе вены. Сенкевич пишет, что вместе с ним ушла из жизни и его возлюбленная рабыня Эвника. Перед смертью Петроний зачитывает гостям прощальное письмо Нерону, в котором излагает причины ухода из жизни:

«О, прошу тебя, не подумай, будто мне мерзит то, что ты убил мать, жену и брата, что ты сжег Рим и отправил в Эреб всех порядочных людей в твоем государстве. Нет, любезный правнук Хроноса! Смерть — удел человеческого стада, а от тебя ничего иного и ожидать нельзя было. Но еще долгие, долгие годы терзать свои уши твоим пением, видеть твои домициевские тонкие ноги, дергающиеся в пиррейской пляске, слушать твою игру, твою декламацию и твои вирши, о жалкий провинциальный поэт — вот что стало мне невмоготу и пробудило желание умереть.» Вскоре Петроний и Эвника умирают от кровопотери.

Главные персонажи

Исторические

  • Гай Петроний — писатель, придворный Нерона
  • Нерон — римский император
  • Гай Софоний Тигеллин — префект претория, советник Нерона
  • Апостол Пётр — библейский персонаж
  • Апостол Павел — библейский персонаж
  • Поппея Сабина — вторая жена Нерона
  • Авл Плавтий — заслуженный военачальник
  • Помпония Грецина — жена Плавтия, в романе представлена как христианка (исторически это не подтверждено)

Вымышленные

  • Марк Виниций — молодой римский патриций, племянник Петрония
  • Лигия — возлюбленная Виниция, дочь царя племени лигийцев, обитавших на территории современной Польши.
  • Урс — обращенный римлянами в рабство воин-лигиец, феноменальный силач и великан
  • Хилон — бродячий философ-грек
  • Кротон — телохранитель, бывший гладиатор

Примечания

  • Текст романа
  • Оригинал романа на польском языке на pl.wikisource
  • Мемориальный сайт «Камо грядеши» Генрика Сенкевича

Прочитайте отрывок и укажите, о каком событие идет речь. Назовите имя князя, при котором произошли данные события .(3 балла за событие, 3 балла за князя.Всего 18 баллов)

1. Идолы были низвергнуты, изрублены и сожжены, а главный из них — идол Перун был с позором привязан к хвосту лошади и стащен к реке. По дороге его били палками, а потом сбросили в Днепр и течение его унесло. После этого князь объявил: «Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня».

2. Новгород, руководимый партией Барецких, заключил с Литовским князем и королем Польским Каземиром Михайловичем союзный договор, по которому король обязался защищать Новгород от Москвы. Когда в Москве узнали о переходе Новгорода к Литве, то взглянули на это как на измену не только великому князю, но и вере и русскому народу.

3. Поединок Челубея и Пересвета, которые оба погибли, положила начало битве …Затем монголо-татарская конница, сбив сторожевой и разгромив передовой полки, в течение трех часов пыталась прорвать центр и правое крыло русской рати. Русские полки понесли значительные потери. Был ранен и сам Дмитрий Иванович, сражавшийся в доспехах рядового воина.

Школьный этап

Всероссийской олимпиады школьников по истории – 7 класс

Учебный год.

(Ключи)

1. Определите пару исторических личностей, которые были современниками.(1 балл)

А)Дмитрий Донской и Сергий Радонежский

Б)Андрей Рублев и Александр Невский

В)Иван Калита и Ярослав Мудрый

Г)Владимир Мономах и хан Ахмат

2. Определите, какое событие произошло позже (2 балла)

А.стояние на реке Угре

Б.набегТохтамыша на Москву

В.Судебник Ивана III

Г.Куликовская битва

Назовите полководцев, которые участвовали в битве на р. Неве (2 балл)

А) Биргер, Александр Ярославич, Гаврило Олексич, СбыславЯкунович

Б) Мстислав Удалой, Даниил Романович, Субедей, Котян

В) Дмитрий Иванович Московский, Владимир Андреевич Серпуховский,

Мамай, Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский

Г) Игорь Святославич, Всеволод, Кончак, Юрий Кончакович

4.По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. (2 балла за каждый правильный ответ . Всего 6 баллов.)
1. Закупы, рядовичи, смерды.
2. 1478 г., 1485 г., 1514 г.
3. Алексей Басманов, Малюта Скуратов, Афанасий Вяземский

Зависимые категории людей в Древнерусском государстве

2) Завершение объединения русских земель: 1478 г. — присоединение Новгорода,
1485 г. – Твери, 1514 г. — возвращение Смоленска
3) Руководители опричнины

5 .Что или кто является лишним в ряду? (2 балла за ответ.2 балла за объяснение.Всего 16 баллов)
1.Древляне, бужане, вятичи, дреговичи, поляки, кривичи.
2. 1552 г., 1556 г., 1581 г., 1589 г.
3. Рюрик, Радим, Синеус, Трувор.

4. Русская Правда, Урочные лета, Заповедные лета, Судебник Ивана III

1) поляки
2) 1589 г.
3) Радим
4) Русская Правда

Назовите реформы и мероприятия, относящиеся к времени правления Ивана Грозного (5 баллов за полный ответ, 2 за неполный)

А) создание стрелецкого войска

Б) отмена кормлений

В) разгром церковных ересей в Москве и Новгороде

Г) присоединение Твери

Д) созыв Земского собора

АБД

7.Из приведенных слов составьте определения исторических понятий и запишите их. Напишите сами понятия. Слова не могут быть использованы дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по числам и падежам (2 балла за понятие, 2 –за определение.Максимальный балл – 12):

Руси, дань, в, размер, Древней, установленный._____урок______________________________________________________________

Князьям, ханская, право, грамота, княжествах, в, дававшая, своих, властвовать, русским. ______ярлык_________________________________________________________

Просмотр страниц рукописи

Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и 4 медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы и про которые невежды думают, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы, — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили его и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как и до сих пор зовется. Затем послал Владимир по всему городу со словами: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый или бедный, или нищий, или раб — да будет мне враг». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил стеная: «Увы,

Камо грядеши (фильм, 2001)

У этого термина существуют и другие значения, см. Камо грядеши (значения).

Камо грядеши

Quo vadis

Жанр

драма

Режиссёр

Ежи Кавалерович

Продюсер

Мирослав Словиньский
Ежи Фрыковски
Йозеф Ярош
Джеймс Ордонез

Автор
сценария

Ежи Кавалерович

В главных
ролях

Павел Делонг
Магдалена Мельцаж
Богуслав Линда

Оператор

Анджей Ярошевич

Композитор

Ян А.П. Качмарек

Кинокомпания

Chronos-Film, HBO,
Киностудия «Кадр»

Длительность

167 мин

Бюджет

18 млн долл.

Страна

США
Польша

Язык

польский

Год

IMDb

ID 0282108

«Ка́мо гряде́ши» (церк.-слав. куда идёшь?; оригинальное название лат. Quo vadis переводится так же) — кинофильм. Экранизация одноимённого романа польского писателя Генрика Сенкевича.

Сюжет

Действие фильма развивается в Римской империи в последние годы правления императора Нерона. После военной службы знатный римлянин Марк Виниций возвращается в Рим к своему дяде Гаю Петронию — поэту, любимцу императора.

Встретив в Риме прекрасную Лигию, Виниций влюбляется в неё и жаждет ею обладать. Лигия — приемная дочь отставного военачальника Плавтия, «заложница», отданная племенами лигийцев (так назывались народы, жившие на территории современной Польши), но любима как родная. Она со своей стороны не остается равнодушной к красавцу Виницию, но не может быть с ним, так как втайне следует учению Христа, как и все в доме Плавтия. Петроний, добродушно-насмешлив к страсти Виниция, он убеждает молодого человека в том, что не для того, мол, Рим привел к повиновению лигийцев, чтобы теперь патриции брали лигиек в законные жены, и добивается для Виниция разрешения Нерона сделать Лигию своей наложницей. Но планам этим не суждено сбыться — единоверцы похищают и прячут Лигию.

Виниций отчаянно ищет девушку, понимая, что это не просто каприз, страсть, но уже настоящая любовь. С помощью хитрого грека Хилона Хилонида он обнаруживает пристанище Лигии и предпринимает попытку её похищения, но его ранит слуга Лигии гигант Урс. Марк приходит в себя после ранения и с удивлением понимает, что его, оказавшегося во власти людей, против которых он злоумышлял, не только не добили, но выхаживают с заботой и терпением и не держат зла. Виниций понимает, что был неправ, решив взять Лигию в качестве наложницы, хочет жениться на ней и принимает христианство. Апостол Пётр крестит Виниция и благословляет молодых людей. Но в это время в Риме случается пожар, и Нерон винит в этом христиан — их ждут мучения и смерть. Схватили и Лигию, и, кажется, ей не миновать смерти на арене цирка. Зная о чувствах Марка к Лигии, Нерон хочет насладиться его мучениями и бессилием, когда Лигия будет растерзана на его глазах. Но Урс своей недюжинной силой спасает Лигию от разъяренного быка, голыми руками убивая его, а Виниций находит в себе мужество перед всеми просить о милости для девушки и Урса. Народ Рима неистовствует, восхищенный красотой Лигии, силой Урса и искренним порывом Виниция. Трусливый Нерон не решается пойти против Рима и дарует им жизнь. Виниций женится на Лигии и уезжает с ней в своё поместье.

Тем временем Петроний, осознавая, что своим нежеланием одобрять резню христиан, он настроил против себя Нерона и вчерашний покровитель ищет повод, чтобы разделаться с Петронием, сам решает свою судьбу — собрав друзей на прощальный пир он вскрывает себе вены и умирает вместе с любимой женщиной под пение и танцы. Перед этим Петроний пишет прощальное письмо, адресованное императору. В письме он с горечью повествует обо всей глубине разочарования в Нероне как в друге детства. Он пишет императору, что более не в силах сносить тех ужасов, в которые Нерон поверг Рим, убивая, поджигая и, главное, мучая римлян своими бездарными выступлениями. «Будь здоров, но не пой, убивай, но не пиши стихов, отравляй, но не пляши, поджигай, но не играй на кифаре» — такими были заключительные слова письма.

Нерон, узнав о том, что военачальники восстали на него, бежал из Рима. Недалеко от города, услышав стук копыт и подумав, что едут за ним, Нерон при помощи своего слуги кончает с собой. Апостолу Петру на выходе из Рима является Христос, он произносит «Камо грядеши, Господи?», на что Христос отвечает ему: «Раз ты оставляешь народ Мой, Я иду в Рим, чтобы Меня распяли второй раз». Тогда апостол Петр возвращается в Рим, где принимает мучительную смерть на кресте.

В ролях

Актёр Роль
Павел Делонг Марк Виниций
Магдалена Мельцаж Лигия (Каллина) возлюбленная Виниция
Богуслав Линда Гай Петроний дядя Виниция
Михал Байор Нерон
Агнешка Вагнер Поппея Сабина жена Нерона
Кшиштоф Майхжак Тигеллин
Рафал Кубацкий Урс
Ежи Треля Хилон Хилонид
Малгожата Форемняк Хризотемида
Пётр Гарлицкий Авл Плавтий
Ежи Новак Крисп
Мариан Глинка Касий
Ежи Рогальский Спорус
Францишек Печка Апостол Пётр
Збигнев Валерысь Апостол Павел

Награды и номинации

Картина удостоена трёх национальных кинопремий «Золотой орёл» (2002): за сценографию (Януш Сосновский), за работу художников по костюмам (Магдалена Теславска, Павел Грабарчик) и мужскую роль второго плана (Ежи Треля). Картина также участвовала, но не победила в номинациях «Золотого орла» за лучшую музыку и звук.