Клятва

Клятва верности флагу США

Перед клятвой верности в День флага в США. 1899 г.

Клятва верности американскому флагу — клятва американцев в верности своей стране, произносимая ими перед флагом США.

История

Дети дают клятву верности флагу США (1941 год) Современный вариант жеста при клятве верности флагу США

Была написана христианским социалистом Френсисом Беллами (англ. Francis Bellamy) в 1892 году к 400-летию открытия Америки. Впервые произнесена школьниками в государственных школах на юбилейных торжествах в День Колумба в октябре 1892 года во время церемонии поднятия государственного флага.

Первый текст имел вид:

Я клянусь в верности моему флагу и республике, которую он символизирует: единой неделимой нации со свободой и справедливостью для всех.

Хотя клятва была опубликована без подписи и авторским правом не защищена, автором текста клятвы был председатель Национального комитета, планировавшего юбилейные торжества, Френсис Беллами. Он работал в журнале для молодёжи, где и был напечатан текст клятвы с описанием сопровождающего жеста.

По сигналу руководителя ученики строятся в шеренги, руки по бокам внизу, равнение на флаг. По второму сигналу каждый ученик отдаёт честь в воинском приветствии — правая рука поднимается ладонью вниз к линии лба и касается его. Стоя таким образом, все медленно повторяют вместе: «Я клянусь в верности моему флагу и республике, которую он символизирует: единой неделимой нации со свободой и справедливостью для всех». При словах «моему флагу» правая рука изящно поднимается ладонью вверх, в сторону флага, и остаётся в этом жесте до конца клятвы, после чего все сразу же опускают руки по бокам вниз.

— The Youth’s Companion, 65 (1892): 446–447

Автором жеста был Джеймс Апхэм, работавший в издательстве, выпускавшем этот журнал. Ритуал клятвы стали называть салют Беллами.

В 1923 году нечёткое выражение «мой флаг» было заменено на более определённое: «флаг Соединённых Штатов», так как для вновь прибывающих иммигрантов оно приобретало двусмысленное значение и могло обозначать флаг той страны, откуда они приехали. В 1924 году эта фраза была ещё более уточнена: «флаг Соединённых Штатов Америки».

22 июня 1942 года клятва получила официальное признание Конгресса и была включена в Кодекс о флаге США, клятву флагу стали произносить положив правую руку ладонью на сердце.

В 1945 году она получила своё официальное название: «Клятва верности флагу».

В 1954 году в текст клятвы внесено последнее изменение: после слов «одна нация» по принятому Конгрессом закону добавлены слова «под Богом».

В 2002 году Апелляционный суд девятого округа США вынес решение о неконституционности текста клятвы на основании того, что упоминание Бога нарушает один из пунктов Первой поправки к Конституции США, запрещающий Конгрессу издавать законы, учреждающие государственную религию.

В 2004 году Верховный Суд США отменил это решение по процессуальным мотивам без рассмотрения конституционности текста клятвы.

В 2005 году Апелляционный суд девятого округа США после повторной подачи группового иска родителей вновь принял решение о неконституционности клятвы и постановил, что в школах, где учатся дети заявителей, «Клятву верности флагу» читать нельзя.

Текст клятвы

Я клянусь в верности флагу Соединённых Штатов Америки и республике, которую он символизирует, одной нации под Богом, неделимой, со свободой и справедливостью для всех.

Оригинальный текст (англ.) I pledge allegiance to the flag of the United States of America and to the Republic for which it stands, one Nation under God, indivisible, with liberty and justice for all.

Ритуал

Воинское приветствие для гражданских лиц было заменено жестом «рука у сердца»: перед клятвой ладонь правой руки тыльной стороной обращалась вниз на уровне груди. Начинали произносить текст клятвы. При словах «моему флагу» рука резко вскидывалась вверх и оставалась в таком положении до конца клятвы. Данный жест назывался «салютом Беллами».

В 1942 году в связи со сходством «салюта Беллами» с нацистским приветствием Конгресс принял решение впредь произносить клятву, положив правую руку ладонью на сердце.

Кодекс о флаге США установил также ритуал для мужчин в головных уборах (снимать головной убор правой рукой и, касаясь им левого плеча, держать правую руку на сердце), а также для военных (стоять лицом к флагу по стойке смирно и выполнять воинское приветствие).

Согласно Кодексу о флаге США, теперь любые изменения в тексте клятвы должны производиться с согласия президента.

Практика

Несмотря на то, что Верховный суд США в 1943 году постановил, что детей нельзя принуждать к прочтению клятвы, на практике школьникам и воспитанникам детских садов на всей территории США и поныне приходится произносить её каждое утро под руководством и при непосредственном участии учителей или воспитателей.

В то же время практика применения ритуала весьма разнообразна. Так, например, в штате Техас кроме клятвы верности американскому флагу произносится аналогичная клятва верности флагу штата Техас. В штате Миссури школьники произносят клятву не каждый день, а раз в неделю, а в штате Миссисипи — раз в месяц. Из пятидесяти американских штатов в тридцати трех клятва верности законодательно утверждена к произнесению, причём в одиннадцати из них произносится изначальный вариант клятвы, где Бог не упоминается. В шести штатах клятва к произнесению не рекомендована, а в остальных одиннадцати — администрация каждой школы решает этот вопрос самостоятельно.

Клятва верности также звучит на официальных мероприятиях и на церемониях получения гражданства США.

Клятва в культуре

  • В самом начале американского фильма «Правосудие для всех» (англ. …And Justice for All) детский голос произносит за кадром Клятву верности флагу США. На последних словах клятвы появляется название фильма, повторяющее последнюю строчку клятвы (для советского проката слово justice было переведено как «правосудие»). Фильм повествует о формализме и бездушии судебной системы США, работающей вопреки словам прочтённой клятвы, и о безуспешной борьбе главного героя, адвоката, за идеалы, провозглашённые в этой клятве.
  • Название четвёртого альбома группы Metallica цитирует последнюю строчку клятвы.
  • Песня «School Daze» американской рок-группы W.A.S.P. начинается с записи детей, скандирующих клятву. Центральные строчки песни — протест против лицемерного провозглашения клятвы …I pledge no allegiance and I bet, they gonna drive me crazy yet, I’m dying here and trying to be free.
  • В песне «One Nation» группы Soulfly вступлением и завершением служат голоса детей, скандирующих клятву.
  • В комиксе «Preacher» одна из глав, называется как последние слова верности флагу «И справедливость для всех».
  • В песне «Mosh» Eminem-a вступлением служат голоса детей, скандирующих клятву (не до конца).
  • В американском телесериале «Город хищниц» (второй сезон серия 17) главная героиня Джулс Кобб (Кортни Кокс) дважды делает ошибку при произношении Клятвы верности американскому флагу.
  • В одной из серии мультсериала «Гравити Фолз» (1 сезон 8 серия) в секретном документе правительства США было сказано, что тот «кто произнесёт клятву верности наоборот, получит магические способности».
  • В сериале «Все ненавидят Криса» не раз упоминается произнесение клятвы школьниками, в том числе в рэперском стиле.
  • В фильме «Неделимые» (англ. Indivisible, 2018) детские голоса за кадром произносят текст клятвы в самом начале фильма: текст клятвы перекликается с названием фильма.
  • В книге Гленна Гринвальда «With Liberty and Justice for Some: How the Law Is Used to Destroy Equality and Protect the Powerful» обыгрываются слова из клятвы верности флагу США с подмененой слов «для всех» на «для некоторых» (англ. for some).
  • В телесериале «Детство Шелдона» (2 сезон, 19 эпизод) Шелдон Купер, став президентом школы, пытается убрать из клятвы слова «под Богом».

Примечания

  • Пионерский салют
  • Зогистское приветствие
  • Рот Фронт

Как клятва верности изменила мою жизнь

Елена Шеина

Так случилось в моей жизни, что уже много лет я не могу забыть бывшего мужа, который ушёл к другой. Попытки новых отношений с мужчинами не увенчались успехом.

Думала ли я, что, исследуя в институте тему клятв, я выйду на дорожку, ведущую к этой проблеме.

Клятва в верности в XVI веке продолжает действовать и теперь. Разве можно в это поверить? После того, что случилось со мной после этого погружения в прошлую жизнь методом реинкарнационики, я в этом даже не сомневаюсь.

Клянусь любить вечно

Итак, XVI век, восточная страна, вечер, музыка, красивая девушка танцует на сцене танец живота перед публикой. Молодой мужчина не может отвести от неё взгляд и, затаив дыхание, наблюдает за каждым движением Зиты.

Я не сразу понимаю, какое отношение к ним имею я. Мне нравится девушка, я восхищаюсь ей, движением её тела. Первая мысль, что это я… Обращаю внимание на юношу и понимаю, что у меня повышается сердцебиение.

Этот молодой человек — я, зовут меня Питэр, я влюблён и каждый свободный вечер иду полюбоваться на свою красавицу.

Зита привыкла к обществу мужчин, её профессия заключается в том, чтобы доставлять мужчинам удовольствие своей красотой и танцем. Иногда, она позволяет мне пригласить её к себе домой. И эти моменты для меня самые прекрасные на свете.

Бонус читателям: Институт Реинкарнационики доказал: 9 женщин из 10 могут вспомнить свои прошлые жизни в течение 1 часа, если смогли они — сможете и вы! В конце статьи вы получите доступ к подготовительному курсу, который подготовит вас к первому путешествию в ваши прошлые жизни.

И вот в один из таких вечером я, стоя на коленях и глядя в глаза своей возлюбленной, произношу слова, которые повлияли на всю мою жизнь. Я клянусь Зите в том, что буду только с ней, и больше никогда не коснусь ни одной женщины, кроме неё. Она для меня единственная!

В моём сердце столько любви и нежности к ней, что я готов прощать ей всё, только бы она хотя бы иногда позволяла побыть с ней рядом, держать её тоненькую ручку , гладить шелковистые длинные волосы…

Она ничего не говорит в ответ, принимает мои ухаживания, нежно улыбается и смотрит на меня. Смотрит как-то по-особенному, как на брата. Я благодарен ей за этот незабываемый вечер.

Я мечтаю о нашей совместной жизни и предлагаю ей руку и сердце, на что она просит подождать и говорит, что не готова ответить сейчас.

Я не слышу её ответа, уверенный в том, что она сможет полюбить меня и придёт такой день, после которого мы уже не расстанемся никогда.

Но в жизни все складывается не всегда так, как нам хотелось бы. Я так и не узнал, что же произошло, но Зита пропала из города, уехала, не попрощавшись со мной.

Я слышал много разных историй, но моё сердце не переставало любить и ждать мою красавицу. Я верил, что она вернётся. Каждый вечер я надеялся, что она выйдет вновь на сцену, и я увижу её. Чуда не случилось.

Прошли годы… Прошла и моя одинокая жизнь. Ни одна женщина больше не узнала моей любви. Я жил в надежде, что увижу её, обниму и никогда больше не отпущу. Я часто представлял эту встречу, надеялся, что она оценит мою верность ей.

Я был горд, что выполнил обещание. Женщины перестали смотреть в мою сторону и обходили мой дом стороной. Отшельник — так меня называли горожане.

Какая связь между жизнями?

Досмотрев эту жизнь, мы поднимаемся в мир душ, где наставники раскрывают мне мою задачу. Оказывается, душа выбрала сама пройти этот урок и узнать опыт верности одной женщине.

Возникает вопрос, а каким образом это воплощение влияет на мою сегодняшнюю жизнь?

Бывший муж создал новую семью, а я всё ещё живу памятью о нём… Хочется новых отношений, но какая- то пустота внутри, отношения с мужчинами начинаются, но не имеют продолжения. Устала от одиночества, праздники не радуют.

От Наставников получаю ответ, что душа выбрала пройти тот же опыт только в женском теле. Я заявляю о своей готовности освободиться от этой клятвы.

Наставники дают мне два свитка с клятвами: один из прошлой жизни, другой — из этой. И как только я взяла их в руки, они превратились в белых голубей, которые взлетели в небо.

И душа освобождается от клятвы, которая ограничивала меня в настоящей жизни. Я чувствую всем телом, как та пустота внутри, наполнилась свободой и легкостью.

Набрав полные легкие свежего воздуха, я чувствую себя счастливой!

Спустя два месяца после сеанса в моей жизни появился мужчина, с которым у меня совершенно другие отношения, чем прежде, я чувствую серьёзность наших намерений, глубину и полноту чувств.

Оказывается многие ситуации, которые не дают нам покоя в этой жизни, имеют свои корни далеко в прошлом. И радостно, что проработав и, осознав их, мы можем изменить свою сегодняшнюю реальность в лучшую сторону благодаря Реинкарнационике.

Елена Шеина,
студентка 2-го курса
Института Реинкарнационики

P.S. А какие клятвы и обеты вы давали в прошлой жизни и как они повлияли на вашу нынешнюю жизнь? Поделитесь в комментариях.

Хотите научиться вспомнить прошлые жизни самостоятельно?

В этом вам поможет наш подготовительный курс, который подготовит вас к Первому Путешествию в Прошлые Жизни.

Всего за 10 уроков курса вы не только вспомните самые ранние периоды вашей жизни, но так же до-родовой период, когда были еще внутри мамы.

Подписывайтесь на наш Telegram , чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по и нажать кнопку Join.

Проект Института Реинкарнационики. Наша задача — на примерах из жизни рассказать, как воспоминания опыта души, накопленные в прошлых жизнях, могут улучшить нынешнюю жизнь.

Религиозная клятва

Примеры употребления слова обет в литературе.

И аббатисса специально следит за тем, чтобы эта женщина обязательно смогла присутствовать на ежегодной мессе, которую заказала еще до того, как дала обет.

И не было случая, чтобы австралиец когда-нибудь погрешил против этого обета или изменил своему приемному брату в минуту опасности.

Взбешенный и напуганный появлением близнецов, в которых он увидел претендентов на престол, Амулий приказал бросить новорожденных в воды Тибра, а мать их за нарушение обета зарыть в землю.

Потом народ и ареопаг поклялись общей клятвой исполнять их, а каждый из новоизбранных архонтов впредь приносил на площади особенный обет в том, что если он чем-нибудь преступит эти законы, то посвятит в Дельфы золотую человеческую статую в свой рост.

Город Легионов обладал и двумя выдающимися церквами, из которых одну, воздвигнутую во имя Юлия-мученика, премного украшала находившаяся при ней обитель для девушек, отданных по обету Господу, а другая, сооруженная во имя сподвижника Юлия святого Аарона и содержавшаяся на средства монастырей, вмещала в себе третье архиепископство британского государства.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Религиозная клятва.

Также слово является ответом на вопросы:

  • «Честное пионерское», данное Богу.
  • Торжественное обещание.
  • Клятва рыцаря.
  • Зарок при постриге.
  • Клятва безбрачия.
  • Что дают, вступая в монастырь?
  • Что такое схима?
  • Картина Вильяма Адольфа Бугро «… святой Анне».
  • … назорейства.
  • Торжественное обещание, обязательство.
  • Торжественное обещание, обязательство.
  • Монашеское отречение.
  • Обязательство, налагаемое на себя из религиозных побуждений.
  • Обещание.
  • Зарок, обещание.
  • Вид зарока больше не пить
  • Клятва рыцаря
  • Клятва, присяга, зарок, обещание, слово, посул, обязательство
  • Торжественное обещание, данное священником
  • Схима
  • Целибат
  • Клятва господу
  • Торжественное обещание
  • Зарок при постриге
  • «честное пионерское», данное Богу
  • Клятва безбрачия
  • Религиозная клятва
  • Посулы схимника
  • Торжественная клятва
  • Дать … безбрачия
  • Клятва монаха
  • Монашеская клятва
  • Монашеский зарок
  • Клятва будущего монаха
  • Клятвенное обещание
  • Обещание
  • «хранить … молчания»
  • Монастырская клятва
  • … молчания
  • Зарок пред ликом Всевышнего
  • Торжественное «ни за что на свете!»
  • Обещание самому себе
  • Посулы
  • Клятва Богу
  • Клятва
  • Обещание, данное Богу
  • … безбрачия монаха
  • «присяга» монаха
  • Клятва Всевышнему
  • Торжественное обязательство
  • … целомудрия монашки
  • Обязательство
  • Религиоз. клятва
  • Торжественный зарок монаха
  • Монах дает … безбрачия
  • «честное пионерское» Богу
  • Обещание Богу
  • Клятва самому себе
  • Клятва, данная Богу
  • Зарок от замужества
  • Обещание «завязать»
  • Клятва инока
  • Клятва, обещание
  • … безбрачия, даваемый монахом
  • … назорейства
  • Зарок инока
  • Клятва, зарок монаха
  • Монашеское обязательство
  • Принять … внебрачия
  • Зарок монаха
  • Обещание монаха
  • Зарок

дать клятву

Смотреть что такое «дать клятву» в других словарях:

  • дать обет — дать клятву, клятвенно обещать, клятвенно заверить, принести клятву, покляться, побожиться, клятвенно пообещать Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

  • дать — власть дать • обладание, каузация волю дать • действие время дать • обладание, каузация гарантии дать • действие дать бал • организация дать бой • действие дать большое интервью • действие, объект дать взятку • действие, каузация дать власть •… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • клятву — давать клятву • действие дать клятву • действие клятву давать • действие клятву дать • действие нарушить клятву • Neg, реализация … Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • принести клятву — побожиться, покляться, дать обет, дать клятву, клятвенно заверить, клятвенно пообещать, клятвенно обещать Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

  • ТРОЯ 16 ПАНДАР НАРУШАЕТ КЛЯТВУ. БИТВА — Когда Менелай с Парисом решили вступить в единоборство, бессмертные боги пировали в чертогах Зевса. Юная богиня Геба разливала нектар по кубкам. Пировали боги, глядя с высокого Олимпа на Трою. Зевс, издеваясь над Герой, стал говорить, что он… … Энциклопедия мифологии

  • давать — (не) давать повод • обладание, каузация (не) давать покоя • обладание, каузация (не) давать полного представления • обладание, каузация власть дать • обладание, каузация волю дать • действие время давать • обладание, каузация время дать •… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • действие — возыметь действие • действие действие кончилось • действие, субъект, окончание действие направить • действие действие начинается • действие, субъект, начало действие основано • касательство действие производить • действие действие происходит •… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • побожиться — покляться всеми святыми, зуб дать, поцеловать крест, клятвенно обещать, дать обет, ухо дать, покляться, покляться на кресте, клятвенно пообещать, клятвенно заверить, дать клятву, принести клятву Словарь русских синонимов. побожиться см.… … Словарь синонимов

  • Черниговские князья — О времени основания Чернигова мы нигде не находим известий. В первый раз он упоминается в летописях под 907 м годом, где говорится о мирном договоре Олега с греками и где Чернигов поставлен первым после Киева в числе городов, на которые Олег… … Большая биографическая энциклопедия

  • покляться — клятвенно обещать, поцеловать крест, покляться всеми святыми, покляться на кресте, дать зарок, клятвенно заверить, дать обет, зуб дать, клятвенно пообещать, принести клятву, дать голову на отрез, дать гарантию, дать клятву, дать слово, поручиться … Словарь синонимов

  • клятва — давать клятву • действие дать клятву • действие клятву давать • действие клятву дать • действие нарушить клятву • Neg, реализация … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Клятвопреступление

314. Чудесная помощь мученика Мины еврею, обманутому клятвопреступником христианином, побудившая еврея принять христианство

См. также: Обман; Помощь небесная.

В городе Александрии жили неподалеку друг от друга христианин и еврей-купец. Между ними была большая дружба. Однажды купец, отправляясь в дальний путь на торговлю, оставил христианину ковчег с золотом на хранение. Прошло довольно много времени, он возвратился домой и прежде всего, в благодарность за хранение золота, послал христианину дары. Тот дары принял, но про себя подумал: “Дары-то твои я возьму, а золота все-таки не отдам.” Затем посоветовался с женой, и оба они решились на обман, что, дескать, не брали у еврея золота. Рассудили, что если бы они христианина обокрали, тогда бы другое дело, а из-за жида в ответе перед Богом не будут. Когда утром купец пришел к христианину и потребовал свое золото, тот клятвенно уверял, что золота у него не брал. Долго они спорили между собой, наконец, еврей сказал: “Слышал я о святом мученике Мине, что он великие дела творит и наказывает неправедно клянущихся; пойдем же в его церковь и там поклянись мне, что не брал у меня золота.” Пошли. Дорогой купец опять стал уговаривать христианина: “Ну уж делать нечего, возьми себе сколько хочешь из моего золота, а остальное отдай мне, только не клянись.” Христианин сказал: “Ты, как жид, недостоин войти в церковь.” – “Если недостоин, я стану вне церкви, ты же, войдя внутрь, клянись мне.” И затем, преклонив колена, еврей воскликнул: “Боже, сподобивший меня подойти к церкви святого мученика Мины, Ты Сам будь свидетелем между мной и христианином в этот час. Святой Мина, рассуди между мной и христианином!” Христианин же произнес обещанную клятву в церкви, и после этого оба отправились в обратный путь. Вдруг, конь, на котором ехал христианин, чего-то испугался, сбросил с себя седока, и в это время у него выпал из кармана ключ от ковчега, в котором хранилось золото. Поднявшись с земли, христианин долго искал ключ, но не найдя его, сел опять на коня и поехал, думая: “Вот в том, что я упал с коня, и все мне наказание за ложную клятву.” Когда же они, продолжая путь, приехали в одно местечко, то остановились на торжище, купили пищи и стали есть. Тут еврей сказал: “Почему это я верю святому Мине, когда слышу о его чудесах, сам же я ни одного чуда от него не видел? Лучше бы мне не принуждать христианина к клятве, и он бы, может быть, понемногу золото мое возвратил. Впрочем, возложу надежду мою на Бога.” Когда они так сидели, вдруг появился раб христианина, держа в руках ковчег с золотом купца. Христианин ужаснулся и спросил раба: “Откуда ты явился и зачем принес сюда ковчег?” Раб отвечал: “Я послан к тебе от твоей жены исполнить то, что ты ей приказал.” – “Да что же я приказал?” Раб сказал: “Сегодня явился к твоей жене сидящий на коне неизвестный славный воин и, держа в руках ключ, спросил ее: “Знаешь ли ты этот ключ?” Она сказала: “Знаю.” – “Возьми его, ибо муж твой, умоляя, послал к тебе сказать, чтобы ты скорее передала ему ковчег, потому что он тяжко мучается в церкви святого.” Так, заключил раб, я исполнил, что ты велел. А если не веришь, то вот тебе и ключ, который дал воин моей госпоже.” Тогда купец, взяв свое золото, с радостью воскликнул: “Велик и Бог, и святой мученик Его Мина! Дивна вера христианская, и всякий надеющийся на Тебя, Господи, и на помощь Твою и силу святых Твоих не постыдится. С этого дня и я буду христианином.” Затем он отдал третью часть золота в церковь святого Мины и крестился со всем своим семейством. Христианин же в церковь святого Мины отдал половину своего имения, остался при этой церкви и до конца жизни оплакивал свои грехи. Скончался же он в покаянии, получив прощение грехов от святого мученика Мины. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 787).

315. За клевету человек был наказан слепотой

См. также: Исцеление; Наказание.

Однажды к святителю Евтихию, Патриарху Константинопольскому (†582 г.), пришел слепец. “Давно ослеп?” – спросил его Патриарх. “Уже год,” – ответил недужный. На вопрос, отчего случилась болезнь, слепец рассказал следующее: “Я судился с одним человеком и, чтобы выиграть дело, согрешил – подтвердил иск ложной присягой. Дело-то я выиграл, но зато вскоре после того ослеп. Помолись за меня, угодниче Божий!” Святой сжалился над несчастным, сотворил о нем молитву, и Господь послал слепцу прозрение. Настоящий случай с клятвопреступником да будет всем спасительным уроком: суд человеческий можно обмануть клятвопреступлением и лжесвидетельством, но Бога обмануть нельзя, и суд Божий строго наказывает призывающих всуе имя Божие. (Четьи-Минеи. Апрель).

316. Сребролюбивый клятвопреступник был предан бесам и признался, где спрятал присвоенное серебро

См. также: Наказание; Сребролюбие.

Два человека – Иоанн и Сергий – из великого города Киева дружили между собой. Однажды пришли они в Печерскую церковь, Богом нареченную, и увидели свет, ярче солнечного, на чудной иконе Богородицы и вступили в духовное братство. Спустя много лет разболелся Иоанн, а у него оставался пятилетний сын Захария. Вот больной призвал игумена и отдал ему все свое имущество для раздачи малоимущим, а сыновнюю часть, тысячу гривен серебра и сто гривен золота, дал Сергию, да и самого малолетнего сына своего, Захарию, отдал на попечение другу, как верному брату, и завещал: “Когда сын возмужает, отдай ему золото и серебро.” Когда исполнилось Захарии 15 лет, захотел он взять у Сергия отцовское наследство. Сергий же, уязвленный диаволом, задумал придержать богатство и жизнь с душой погубить. Он сказал юноше: “Отец твой все имение отдал Богу. У Него проси своего золота и серебра: Он тебе должен, может быть, и помилует. А я ни твоему отцу, ни тебе не должен ни одной златницы. Вот что сделал с тобой отец своим безумием! Все свое имущество он раздал в милостыню, а тебя оставил нищим и убогим.” Выслушав это, юноша затужил о своем лишении и стал молить Сергия, чтобы тот хотя бы половину отдал ему, а другую оставил бы себе. Сергий же жестокими словами укорял его отца и его самого. Захария просил третьей части, даже десятой. Наконец, видя, что он лишен всего, сказал Сергию: “Приди поклянись мне в Печерской церкви перед чудотворной иконой Богородицы, возле которой вы с отцом побратались.” Тот поклялся, что не брал тысячи гривен серебра и ста гривен золота, хотел поцеловать икону, но не мог приблизиться к ней. Пошел к двери и вдруг стал кричать: “Святые Антоний и Феодосий! Не велите убивать меня этому немилостивому и молитесь Госпоже Пресвятой Богородице, чтобы Она отогнала от меня это множество бесов, которым я предан. Пусть берут золото и серебро: оно запечатано в моей клети.” И страх напал на всех. С тех пор никому не разрешали клясться перед той иконой. Послали в дом к Сергию, взяли запечатанный сосуд и нашли в нем две тысячи гривен серебра и двести – золота: так удвоил Господь милостивым подателям. Захария же отдал все деньги игумену Иоанну, чтобы употребил их по своему усмотрению, сам же постригся в Печерском монастыре, где и закончил жизнь. (М. Викторова. Киево-Печерский патерик. С. 75).

317. Наказанный и раскаявшийся клятвопреступник

См. также: Богородица; Блуд; Венчание; Видение; Наказание; Обман.

Московский протоиерей Иван Григорьевич Виноградов, священствовавший при храме святой Параскевы Пятницы, что в Охотном ряду, из своей пастырской практики вспомнил такой случай. “В моем приходе, – говорил он, – жило благочестивое купеческое семейство, в котором был единственный сын, любимец отца и матери. Когда ему исполнилось двадцать лет, в семье одной благочестивой вдовы он познакомился с ее, тоже единственной, дочерью, имевшей среднее образование и отличавшейся редкостной красотой. Девушка была бедна состоянием, но богата благочестием и добрыми душевными качествами. Молодой человек стал у них бывать и, видимо, увлекся девицей. Первоначально его визиты были благородны, но со временем девушка стала жаловаться матери на то, что молодой человек, когда они остаются наедине, позволяет себе в обращении с ней разные нескромности. Благородная мать, охраняя достоинство своей дочери, при первом удобном случае высказала молодому человеку, что она свободного обращения со своей дочерью не потерпит, и просила его больше к ним не приходить. Молодой человек со слезами стал уверять мать, что он так привязан к ее дочери и сердце его полно такой любви, что он жить без нее не может и погибнет от отчаяния, если перед ним закроют двери их дома. Тогда мать сказала ему: “Коли моя дочь действительно нравится вам, я не против того, чтобы она была вашей женой. Но вы повенчайтесь!” Молодой человек, видимо, готов был исполнить желание матери и повенчаться. Но в то же время стал уверять, что он только через год может сочетаться с невестой церковным браком, в чем и дал матери честное и благородное слово. “Только ради Бога разрешите мне, – продолжал он, – бывать у вас, как жениху вашей дочери.” Мать подумала и ответила: “Я только тогда позволю вам бывать в нашем доме, когда вы в первый же воскресный день со мной вместе согласитесь пойти в кремлевский Успенский собор, где перед святой чудотворной Владимирской иконой Божией Матери дадите клятву исполнить свое обещание.” На это предложение он охотно согласился. И в первый же воскресный день, стоя на коленях перед чудотворным образом Богоматери, в присутствии вдовы дал следующую клятву: “Владычице, клянусь перед святым Твоим образом, как перед живой, что я через год исполню свое обещание свято и женюсь на девице, избранной мной. Если же я этого не исполню и окажусь клятвопреступником, тогда Ты, Матерь Божия, иссуши меня до основания.” После этой великой и страшной клятвы молодой человек стал бывать у вдовы, как родной, а через год молодая девица разрешилась от бремени мальчиком. В первое время молодой человек, будучи отцом ребенка, приходил каждый день, затем посещения его стали все реже и реже и, наконец, совсем прекратились. Мать и дочь были в неописуемом горе. В довершение своего ужаса и беспредельного несчастья, мать и дочь узнали, что юноша женится на другой. Его соблазнило чуть ли не миллионное приданое второй невесты. Думая составить себе земное счастье с богатой женой, он забыл самое главное: счастье не в деньгах, а в благословении и помощи Божией, которых он лишился через свое клятвопреступление и вероломство. В чаду своего призрачного, безумного счастья он мечтал, что жизнь его будет обеспечена до смерти. Но суд Божий стерег его. В день свадьбы молодой человек почувствовал себя нехорошо. У него появилась слабость, которая не покидала его. Он стал худеть не по дням, а по часам и постепенно сделался живым скелетом, слег в постель и буквально иссох. Ничто не могло его утешить. Душа его была полна неописуемой скорби и тоски. Находясь в такой беспредельной печали, однажды среди бела дня он видит, как в комнату входит величественная дивная Жена, исполненная великой славы. Вид Ее был строгим. Она подошла к нему и сказала: “Клятвопреступник, ты за свое безумие достоин этого наказания. Покайся и принеси плоды покаяния.” Своей рукой Она прикоснулась к его волосам, и они выпали на подушку, а Сама Жена стала невидимой. После того больной тотчас же пригласил к себе своего духовного отца, с великим плачем во всем покаялся ему, а затем к смертному одру позвал своих родителей. В их присутствии он подробно рассказал духовнику всю историю своего увлечения бедной девицей, о своей клятве перед Владимирской иконой Божией Матери и о явлении ему в этот день дивной и величественной Жены, в Которой он признал Царицу Небесную. В заключение он со слезами просил отца и мать, чтобы они проявили великое милосердие к обманутой им девушке, младенцу, рожденному от него, и вдове, обеспечили их на всю их жизнь. На другой день, утром, меня снова пригласили к нему. Больной был напутствован Таинствами Причащения и Елеосвящения. С каждой минутой он слабел. Прочитан был, наконец, Канон на исход души. Все молились и плакали. Вдруг больной воодушевился, силился приподняться и с чувством радости тихо-тихо, но ясно произнес: “Вижу Тебя, Владычице мира, грядущую ко мне, но взор Твой не строгий, а милостивый,” – и с этими словами скончался.” (Троицкие листки с луга духовного. С. 109).

>Вопрос:

Что такое клятва и почему нельзя клясться?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Клятва – уверение другого в истинности сказанного или сделанного. В еврейском тексте Библии употреблены два слова: шевуа (Быт.21:31) и ала (26:28). Клявшийся призывал Бога стать свидетелем того, что он говорил (Вт.10:1-22). Этот обычай был закреплен законом Моисея: «Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись» (Вт.10.20). Священные книги Ветхого Завета содержат немало примеров установления соглашений с помощью клятвы.

«И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа, и сказал: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку на стегно (бедро) мое и клянись, что ты окажешь мне милость…» (Быт.47:29)». «И клялся Моисей в тот день и сказал: «земля, по которой ходила нога твоя…» (Нав.14:9). «Давид клялся и говорил: отец твой хорошо знает…» (1Цар.20:3). «Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста, говорящие неправду» (Пс.62:12). Приведенных мест достаточно, чтобы увидеть, что сам по себе этот обычай произносить клятву не содержал ничего греховного. Спаситель в Нагорной проповеди отменил этот ветхозаветный обряд, потому что дал новый закон — духовный. Теперь свидетелем верности в исполнении сказанного является совесть (слав. со-весть, со-вестник) — голос Божий в человеке. По слову апостола: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом» (Рим.9.1). Приведем и другие места из Посланий св. ап. Павла: «Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас» (Рим.1.9), «Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф» (2Кор.1:23), «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу» (2Кор.11:31), «Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа» (Фил.1:8), «Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!» (1Фес.2:5). «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» (Откр.10:5-6). Иисус Христос словами «не клянитесь» отменил конкретный ветхозаветный обряд, ибо свидетелем верности слова или дела становится уже совесть.