Кому нельзя причащаться

Надолго отлучать от причастия священник не может

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Бывает чисто техническое недопущение до причащения, если человек действительно не подготовился. То есть это одна ситуация, когда человеку в принципе не возбраняется причащаться по его духовному состоянию и по каким-то каноническим причинам, и священник может сказать: «Слушай, ты сейчас не готов и поэтому не причащайся».

А собственно недопущение до причастия, запрет на причастие – это уже ситуация, когда человек находится в состоянии греха или совершил какой-то серьезный грех, который возбраняет ему причащаться определенное время.

С точки зрения применения канонов, священнику не разрешается надолго, более чем на год, отлучать человека от причащения. Хотя канонические нормы предписывают иногда очень продолжительное отлучение от причастия.

Изменить ситуацию

Чаще всего в современной практике отлучать от причастия приходится либо за блуд или прелюбодеяние, либо за аборт.

Нужно различать: если человек продолжает пребывать в грехе, то речь не идет об отлучении от причастия на какой-то срок. Если, допустим, человек живет в блуде и понимает, что это неправильно, приходит на исповедь, кается в этом, но ситуации не меняет. То есть покаяния как изменения не только ума, но и ситуации, не происходит. Такого человека священник, как правило, до причастия не допускает. И это не отлучение от причастия на какой-то срок, а до совершения покаяния. И это может быть продолжительно – человек может в грехе пребывать годами.

Бывают и сложные ситуации, когда, например, люди живут не расписанными много лет, возможно, уже есть ребенок, и вот, допустим, жена пришла к вере, готова вступить в официальный брак, а супруг не желает. Понятно, что в целом ситуация ненормальная, не случайно же, согласно переписи, замужних женщин гораздо больше, чем мужчин.

Но как будет действовать священник в каждой конкретной такой ситуации, зависит от нюансов. А их очень много – нюансов чувств, отношений. Очень часто люди совершенно неправильно понимают и себя, и свои чувства, и ту ситуацию, в которой они сами находятся. По большому счету, задача священника – не отлучить их от причастия, а попытаться помочь людям выбраться из этих неправильных обстоятельств.

Но если не получается, мне кажется, что в большинстве случаев для стороны, которая готова и расписаться, и обвенчаться, отлучения от причастия не будет. Хотя всё возможно. Иногда и в этой ситуации возможно отлучение от причастия.

В целом же действующего блудника или прелюбодея отлучают от причастия не на какой-то срок, а до исправления. Хотя возможно назначить испытательный срок. Например, два месяца. Если человек не выдержал, то не выдержал, значит, не будет пока причащаться. Если он срывается регулярно, он не будет причащаться.

Если грех давний

Если немолодая женщина делает первые шаги в Церкви и кается, что когда-то в молодости сделала аборт, ее не будут отлучать от причастия. Мне даже сложно себе представить это. Если факт прихода в Церковь говорит сам по себе о понесенном раскаянии, не только в этих грехах, а вообще по жизни, то никто ее не будет отлучать от причастия.

Самая распространенная епитимья в этой ситуации – чтение Покаянного канона или поклоны с молитвой: «Боже, милостив буди мне, грешной». И поклонов – тоже не триста и не три тысячи, а пять или десять. То есть сейчас настолько щадящие епитимьи назначают… Но такого рода епитимья может быть пожизненной, а не на какой-то срок. Священник говорит: «Знаешь, матушка, поскольку ты сделала пять абортов, вот тебе на всю жизнь по три поклона в день».

Средство вразумления

Отлучение от причастия как епитимью священник часто выбирает в качестве меры не наказания, а именно прочувствования, вразумления, что человек совершил тяжелый грех.

Например, приходит женщина и говорит, что сделала аборт недавно. К сожалению, часто женщины не понимают, что они совершили серьезный грех, и очень удивляются, когда их за это отлучают от причастия. Такое бывает. Чтобы человек это понял, прочувствовал, ему может быть предписано воздержание от причастия и что-то еще дополнительно. Например, чтение Покаянного канона или дополнительное пощение, или еще что-то, земные поклоны, может быть, дополнительные молитвы.

Никаких формальных «способов» отлучения от причастия нет. Человек исповедуется, на исповеди священник ему говорит: «Знаешь что, брат, я тебе запрещаю причащаться в течение ближайшего месяца». В некоторых ситуациях, если нет покаяния человека, то священник и не читает разрешительных молитв.

Чтобы запрещение было снято, человек должен снова прийти на исповедь и получить это разрешение к причастию. Чтобы снять запрещение, прочитывается специальная молитва.

Фото: Петр М./rp-c.ru

Кто снимет епитимью?

Если человек на исповеди получил запрещение причащаться, никакой другой священник не имеет права этого человека до причастия допустить, пока епитимья не будет снята. Запрещение может снять только тот, кто его наложил. Или архиерей.

Иногда здесь возникают трудности другого рода. Например, человек поехал в паломническую поездку, исповедовался в другом городе, священник ему сказал: «Давай ты сейчас покайся, не причащайся, а через полгодика ко мне приезжай, я молитву прочитаю, снимающую запрещение на причастие». Через полгода человек приезжает, а этого священника там уже в помине нет. Тогда – или священника этого разыскивать, или к архиерею обращаться. Потому что просто так нельзя – один священник запретил, другой разрешил, – это вообще бред с точки зрения устроения нормальной духовной жизни.

Так что правильнее исповедоваться у одного священника. Даже если у человека нет каких-то серьезных грехов, духовник так или иначе помогает ему выстроить духовную жизнь определенным образом. И серьезное вмешательство другого священника, который будет предлагать другие пути, другие лекарства, другие методы, может осложнить духовную жизнь человека. Поэтому всегда говорю, что если ты не едешь специально посоветоваться со старцем, а просто отправляешься в паломническую поездку, то исповедоваться там нужно так: «Прости, Господи, согрешил делом, словом, помышлением». А на вопрос священника: «Какие у вас еще серьезные грехи?» – мягко и аккуратно, чтобы не обидеть вопрошающего, сказать: «Знаете, я всё своему духовнику уже давно рассказал».

А то, бывает, человек приезжает куда-то и получает по голове так, что потом не знает, как ему жить дальше. И дома духовнику стоит больших и серьезных трудов вернуть человека в нормальное духовное русло.

Посмотрим документ

Сейчас как раз идет работа над документом Межсоборного присутствия о духовничестве. По епархиям разослали соответствующий опросник, который должен зафиксировать существующую духовническую практику в этом вопросе. И потом определить в том числе и по поводу отлучения от причастия – что, как и когда, в каких ситуациях.

Тем более сейчас какие-то новые грехи появились, которых нет в традиционных опросниках. И как раз мне кажется, что там могут быть определены нюансы, связанные с «гражданским браком».

Про колдунов

Итак, от причастия могут отлучить такие грехи – убийство, блуд или прелюбодеяние, обращение к колдунам, экстрасенсам, колдовство, всякая ворожба и прочее. Человек, опять же, может не понять, насколько плохо то, что он был у «бабушки». Отлучение от причастия на какое-то время дает возможность почувствовать это.

За то, что мы называем страстями, вроде сребролюбия, чревоугодия и гордыни, – только в каких-то очень редких индивидуальных случаях пастырской практики, когда какой-нибудь многоопытный священник, хорошо знающий человека, может такую хирургическую меру какому-то своему пасомому, наверное, применить.

Подготовила Оксана Головко

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.

Воскресные листки

Евхаристия, согласно евангельскому повествованию, была установлена Самим Христом. Она является главным таинством для всякого христианина, так как именно в ней человек соединяется с Богом зримым для нас образом. Однако со временем, в процессе формирования Церкви как института, совершение Евхаристии и участие в этом Таинстве стали регламентироваться различными правилами.

Древние канонические правила

Древние определения относительно участия христиан в Евхаристии были весьма строги, во многом – в силу малочисленности общин. Согласно 9-му Апостольскому правилу, всех, кто пребывает в Церкви и именует себя христианином, но при этом не причащается «подобает отлучать от общения церковного». Подобные меры предлагаются и в правилах VI Вселенского и Сардикийского Соборов, призывающих отлучать от Церкви тех, кто не причащался более трёх воскресений подряд.

Согласно древним соборным постановлениям, существует ряд ограничений для желающих приступить к причастию. Так, например, нельзя допускать к причастию того, кто имеет тяжкий нераскаянный грех или раскаивается в нём недостаточно, живущих в незаконном браке, некрещеных (95-е правило Трулльского и 7-е правило Лаодикийского Соборов). Также запрет на причащение прописан для несущих епитимию – то есть, наказание за грех для исправления, но если человек этот находится в смертельной опасности – Причастие дозволяется. С течением времени, примерно к IV веку, укрепилась традиция обязательного евхаристического поста, то есть полного воздержание от пищи и питья в день Причастия до момента принятия Таин. А позже, к XI–XII веку, в среде византийского монашества утвердился обычай особой многодневной подготовки к Евхаристии, которая включала в себя пост, молитвенное правило и откровенную исповедь перед духовником. Традиция эта стала распространяться вскоре и на мирян, и перешла затем в другие поместные Церкви. Так, например, она попала в указания русского Типикона, где семидневный пост перед причастием указывался как обязательный. Впрочем, это часто вело к тому, что многие христиане, вследствие «неподобающей» подготовки не могли причаститься довольно долгое время.

Современная практика РПЦ

Согласно церковным предписаниям, единственным на данный момент каноническим правилом подготовки к Таинству является требование принимать Причастие натощак (при этом речь не идёт о лекарствах, например). В канонических правилах Православной Церкви ничего нет об обязательном трёхдневном посте или определённом молитвенном правиле, как способу приготовления к Таинству – это традиция считается довольно поздней. На сегодняшний день единственным реальным препятствием для причащения является состояние вражды с кем-либо, наличие нераскаянных и неисповеданных смертных грехов, за которые, согласно канонам, полагается определённая епитимия. Однако, бывает так, что при отсутствии канонических причин к запрету, священник может не допустить до Причастия человека по своему усмотрению, исходя из традиций, принятых в конкретном приходе. Бытует мнение, будто бы к Причастию нельзя подходить, не исповедавшись, однако это не так. Исповедь и Причастие – это отдельные таинства, исторически и канонически не связанные друг с другом напрямую. Практика исповедаться перед каждым причащением (что воспринимается многими как «пропуск» к Чаше) сложилась поздно и исключительно в российском православии, нигде в церковных постановлениях требование это не закреплено. Также есть убеждение, что нельзя причащаться женщинам в период менструации, или так называемой «нечистоты». Существуют древние правила, подтверждающие этот запрет ( правила Тимофея и Дионисия Александрийских), которые имели под собой определённые исторические и культурные основания. Однако, на сегодняшний день многими священнослужителями признаётся тот факт, что запрет на причащение в период менструации — это, скорее, наследие древнего иудейского представления о «ритуальной нечистоте» женщины и не более, чем устоявшаяся и глубоко укоренившаяся в культуре традиция, догматически не связанная с христианским учением. Многие ссылаются на то, что пролитие крови в христианском храме недопустимо, однако современные средства гигиены позволяют избежать этого. Кроме того, менструация не зависит от воли женщины, происходит не по её вине, и потому не делает ее «греховной» или «нравственно нечистой» — это явление чисто физиологическое. Единственным же серьёзным препятствием к Причастию (помимо чисто технической невозможности его принять) является не какая –либо физическая, а сознательная нравственная нечистота.

Причастие

Каждый человек, который ходит в церковь, является верующим, принимает на себя причастие – одно из семи великих таинств в православии. Это ритуальное таинство, которое благословляет человека, давая ему вкусить «Душу и Тело Христово». Это самый важный и торжественный момент во всей литургии, который наступает под ее конец. Конечно, верующий должен приготовиться к такому великому и светлому таинству, и мы расскажем вам, что такое причастие, и как к нему подготовиться.

Литургии в церкви – это праздничное событие, даже в самый обычный будний день. А вот воскресные службы еще важнее, так как считается, что воскресенье – это маленькая Пасха, которую следует праздновать со всем размахом, если она только не припадает на большие посты. Каждая литургия, помимо некоторых дней. Заканчивается соблюдением великого и самого главного таинства – святого причастия. По легенде считается, что верующий употребляет «Тело и Кровь Бога нашего, Иисуса Христа». И с этого момента, частичка души Бога поселяется в вашем сердце, и ее необходимо беречь.

Само причастие делается из специальных компонентов. В первую очередь, используют кагор – красное полусладкое вино, как правило, освященное на великие православные праздники. Именно этот напиток и символизирует кровь Бога, а вот «тело» делается из специальных хлебцев, которые выпекают в храме. Эти хлебцы называются просфоры, и делаются по особому рецепту, который известен только богослужителям.

Но, самое главное, как сочетаются эти компоненты, ведь именно в этом и заключается великое таинство.

Таинство причастия

Таинство причастия является самым главным, и, в отличие от многих других, таких, как крещение, делается оно не один раз в жизни. Мы уже сказали вам, что в причастие входят два компонента – хлебцы – просфоры, и кагор, но, есть еще один, самый главный – это молитва, ритуал, с помощью которого свершается причастие. И мы расскажем вам, как проходит данный ритуал.

Итак, батюшка, который будет причащать, в первую очередь, сам должен быть очищен перед службой, и поэтому, он исповедуется другому священнику, и с чистой душой, он входит в алтарь на молитву. Кроме этого, он не должен принимать никакой пищи до вкушения причастия, в прочем, как и обычные прихожане. Просфоры тоже не берутся какие-нибудь, на них читается серьезная молитва за здравие. Люди, когда приходят в храм на службу, подают специальные записки с именами своих родственников, друзей, чтобы священник помолился за их здоровье. Также к этим запискам прилагаются просфоры, которые потом используются в причастии.

Священник читает сильные молитвы, вычитывая за здравие всех тех, чьи имена написаны в записках, и, специальным, ритуальным ножом достает частичку из просфоры, и добавляет ее в специальную чашу, из которой потом и подается причастие. Также, читается сильная молитва о спасении человечества, и добавляется кагор в чашу, смешивается все это специальными приборами, и с молитвой священник выносит перед людьми эту чашу.

При этом, читается специальная песня, которая дает благословление людям к принятию частички Бога, и воссоединения с ним. Читается он атак: «Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите». Человек подходит к чаше, складывает руки крестом, и вкушает немного святого причастия. После этого, он запивает священной водой, и заедает кусочком просфоры.

Считается, что после вкушения такой благодати нельзя плеваться, материться, ссориться и злиться. Старайтесь продержать Божью частичку в себе как можно дольше, хотя проступки постоянно будут попадаться на вашем пути, и стараться сделать так. Чтобы вы потеряли то благословение, которое получили.

История таинства причастия

История таинства причастия очень интересная, и началась она еще в дохристианские времена, во время язычества. Ведь вы наверняка знаете, что православие отчасти состоит из языческих обрядов, так вот, в язычестве был такой обряд, как вкушение бога. Они использовали многие элементы и помазания, и причастия. Некоторые мы используем до сих пор, не подразумевая, что это пришло к нам из языческой культуры. К примеру, символом бога солнца, бога Ра, был блин, да, обычный русский блин. Кроме того, считалось, что вкушение бога принесет счастье, удачу, любовь, крепкое здоровье, и поэтому, люди выпекали блины и кушали их, особенно на празднование масленицы, которая символизировала приход бога Ра на землю. Вот, собственно говоря, оттуда-то и пошло вкушение частички бога.

В православии данное таинство появилось в тайный четверг, накануне распятия господа Иисуса Христа. И именно он ввел это таинство за столом, вместе с апостолами. По легенде, Господь благословил хлеб и вино, смешав их в золотой чаше, и приняв частичку, и сказал, что после его распятия, эти частички обретут душу, и будет благословение всем тем, кто их скушает. И тогда Христос произнес молитву, которой до сих пор благословляют священники чащу с причастием, создавая, тем самым, великое таинство: «Примите тело мое, во оставление грехов, пейте из чаши этой, это кровь моя, которая прольется за вас и ваше спасение».

Вот такая интересная история появления таинства причастия, которое до сих пор происходит во всех православных храмах и монастырях.

Подготовка к причастию

Подготовка к причастию, это целый ритуал, который следует соблюдать каждому, кто действительно хочет вкусить тело и кровь Бога, а не хлеба попробовать с вином. Готовиться будет сложно, если вы ни разу этого не делали, но, тем не мене, желательно соблюдать все традиции, ведь именно через них идет очищение души и тела. Итак, давайте разберем, как правильно готовиться к таинству причастия:

  1. Конечно же, в первую очередь следует подготовиться морально, осознать, что вас ждет, и зачем вы это делаете. Только в таком случае вы действительно получите ту благодать, ради которой совершается таинство. Для того, чтобы это осознать, необходимо почитать молитвы, посетить богослужение, и принять решение решиться на соблюдение такого таинства.
  2. Теперь более к мирским заботам. За неделю до причастия желательно соблюдать пост. Он не обязательно должен быть слишком строгим, но, следует отказаться от алкоголя, мясных и молочных блюд, желательно – от рыбы. Если вам не по силам соблюдать такой пост, можете кушать рыбу, если и это сложно, то постарайтесь соблюдать пост хотя бы со среды – дня, когда Богу сказали о его распятии. Если же по состоянию здоровья вы не можете поститься, то следует поговорить об этом со священником, и он с большой вероятностью, если причина аргументирована, разрешит принять вам таинство и без поста.
  3. Конечно же, в подготовке самое главное – это молитва. Вы должны молиться не только в храме, но и подготовиться дома. За неделю вы должны вычитать правила ко причастию, которые есть в каждом молитвослове, а также читать утренние и вечерние молитвы. Кроме того, накануне причастия вы обязательно должны посетить вечернюю литургию в храме, исповедоваться и принять маслопомазание – еще одно важное таинство, которое очищает от забытых грехов.
  4. Воздержитесь за неделю до причастия веселых забав, гулянок, а также увеселительных мероприятий. Эту неделю следует провести максимально скромно, старайтесь нигде не встревать в неприятности, не гулять по клубам и ресторанам, не посещать театры, спектакли, концерты.
  5. С 12-ти часов ночи перед причастием начинается строжайший пост, который должен соблюдать каждый. Вы наверняка знаете, что дети могут не исповедоваться до 7-ми лет, но, с полуночи даже они должны соблюдать строгий пост. С этого момента, и до принятия самого таинства запрещено пить жидкость, а также что-либо кушать. Если вы курите, то также не следует этого делать, до тех пор, пока не примите святое причастие, да и вообще, в сам деть таинства следует воздержаться от курения и выпивки алкоголя.
  6. За день до таинства, супругам не рекомендуется телесный контакт, также, как и день, после причастия. Если есть такая возможность – воздержитесь.
  7. Обязательно, перед тем, как идти в храм, следует примириться со всеми, кого вы могли обидеть, не держать ни на кого зла, обиды, зависти и так далее. Постарайтесь очиститься от всего этого перед тем, как войдете в храм.
  8. Обязательно, перед таким великим и светлым таинством, следует исповедовать все свои грехи перед Богом священнику, который является свидетелем и «рукой Бога» на земле. Не стоит ничего скрывать, бояться, вы должны иметь искренние намерения избавиться от всех грехов и исправиться.
  9. После соблюдения причастия следует дождаться окончания литургии, и, поцеловав крест, дома или в храме прочитать благодарственные молитвы, и после этого можно считать, что вы действительно приняли частичку Бога в свое сердце и душу.

Соблюдая эти правила, вы сможете причаститься правильно, так, как полагается настоящему христианину.

Кому нельзя причащаться?

Есть категория людей, которые не могут принять данное таинство. Давайте разберем, кому нельзя причащаться.

  • Если вы не крещеный человек, то вы не можете соблюдать ни одно таинство, пока не примете крещение.
  • Если вы не носите нательный крест, вас также могут не допустить к причастию.
  • Если вы не соблюдали пост, то священник не разрешит приблизиться к чаше, но, вы, конечно, можете обмануть, но, поверьте, это причастие пойдет вам только во вред.
  • Если вы не исповедовались и не очистились перед таинством, если не получили разрешение священника причаститься, то также не следует подходить к чаше.
  • Если у вас к кому-то вражда, обида, ненависть, злость – то также не следует идти к алтарю за принятием таинства.
  • Если вы имеете анафему (отстранены от церкви), состоите в другом вероисповедании, имеете епитимию (наказание), то не стоит осквернять храм и появляться на светлом таинстве.
  • Если вы относитесь к какой-то секте, то вход в православный храм для вас открыт только для покаяния и принятия веры, но никак иначе.
  • Если человек занимается колдовством, гаданием, то причащаться ему запрещено.
  • Если у женщины период месячного очищения (менструация), то ей также запрещен вход в храм и причастие.
  • Также не стоит подходить к чаше с накрашенными губами, косметикой на лице, и, тем более, с непокрытой головой, или в вульгарной одежде.

Если вы будете соблюдать все правила, то таинство причастия станет для вас самым светлым и ярким, и вы сможете получить благословение божье в свое сердце, чего мы вам и желаем!