Кто расписывал марфо мариинскую обитель?

Марфо-Мариинская обитель

У этого термина существуют и другие значения, см. Марфо-Мариинская обитель (значения).

Монастырь
Марфо-Мариинская обитель

Церковь Покрова в Марфо-Мариинской общине

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. №№: 771420329250006 и другие: (ЕГРОКН)
Страна Россия
Местоположение Москва, ЦАО, Якиманка, улица Большая Ордынка, 34
Конфессия Православие
Епархия Московская
Тип Женский
Архитектурный стиль модерн
Основатель Великая княгиня Елизавета Фёдоровна
Дата основания 1909 год
Здания
Храм Покрова Богородицы • Храм святых праведных сестёр Марфы и Марии
Настоятель игумения Елисавета (Позднякова)
Статус Охраняется государством
Состояние Действует
Сайт mmom.ru
Медиафайлы на Викискладе

Ма́рфо-Марии́нская оби́тель милосе́рдия — московский ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви с особым укладом жизни. Обитель основана в 1909 году княгиней Елизаветой Фёдоровной. Была закрыта в 1928-м, в 1992 году возвращена Московской патриархии.

История

Строительство

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, 1918 годХрам Марфы и Марии, 2016 год

Обитель была основана великой княгиней Елизаветой Фёдоровной. После смерти мужа, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, она отреклась от светской жизни и продала свои драгоценности, отдав часть из них в казну и родственникам. Вырученные средства пошли на создание Марфо-Мариинской обители.

По замыслу Елизаветы жившие в обители сёстры приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении времени могли создать семью и быть свободными от прежних обязательств. Подобно евангельской Марии, они обращались к духовной жизни, а по примеру Марфы оказывали деятельную благотворительную и медицинскую помощь всем нуждавшимся и обездоленным. Перед созданием данного устава обители княгиня ездила в монастыри, общалась со старцами и изучала древние писания. Некоторые члены Святейшего синода были настроены скептически, заподозрив в её действиях возрождение института диаконисс, обвинив в протестантизме и распространении западных ценностей. Николай II помог ускорить утверждение устава, однако Елизавете несколько раз пришлось его переделывать, чтобы удовлетворить все требования синода.

Для обустройства обители в 1909 году княгиня купила усадьбу с четырьмя домами и садом на улице Большой Ордынке. В двухэтажном здании разместили столовую, кухню, кладовую, больницу. Рядом находился дом настоятельницы, а также амбулаторный корпус с аптекой. В четвёртом сооружении, к которому была пристроена просфорня, располагались квартира для священника и классы для обучения. На территории обители действовала гостиница для паломниц. По проекту архитектора Леонида Стеженского помещение, служившее ранее зимним садом, преобразовали в больничный храм, который был освящён во имя Марфы и Марии. Его устроили так, чтобы пациенты сквозь открытые двери больницы могли видеть богослужение, не вставая с кровати.

Обитель начала работать с февраля 1909 года, на тот момент в ней значилось шесть сестёр. Через год епископ Трифон (Туркестанов) посвятил ещё 16 девушек и великую княгиню. В насельницы принимали физически здоровых православных женщин от 21 до 40 лет. В 1911-м на пожертвования купчихи Марии Морозовой и её наследников построили трёхэтажный дом в стиле неоклассицизм, в котором жили сёстры и была устроена рукодельня. Переходом он соединялся с амбулаторией и аптекой.

Строительство соборного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы было поручено архитектору Алексею Щусеву и художникам Михаилу Нестерову, Никифору Яковлевичу Тамонькину и Павлу Корину. Активное участие в строительстве принимал Владимир Фон Мекк, руководивший благотворительными учреждениями Елизаветы Фёдоровны.

После завершения возведения в 1910 году художник Нестеров приступил к росписи помещений. В алтарной апсиде храма он изобразил «Покров Богородицы» и «Литургию Ангелов». В храме была устроена также подземная усыпальница, расписанная Кориным сюжетом «Путь праведников ко Господу». В ней настоятельница завещала себя похоронить. Освящение собора состоялось 8 апреля 1912 года.

Деятельность

Николай II в покоях Елизаветы ФёдоровныЗдание аптеки и амбулатории, 2015 год

В обители осуществлялось три служения: попечительное, просветительное и деятельное. К первому относилось посещение сёстрами нуждающихся и забота о них вне обители, ко второму — воспитание девочек в приюте, работа в воскресной школе, к третьему — служение в больнице, аптеке, амбулатории. Все сёстры обучались духовному окормлению и основам медицины.

В бесплатной больнице на 22 кровати и операционной работали доктор медицины А. И. Никитин, хирурги Ф. И. Березкин и А. Ф. Иванов. Рядом, на Донской улице, до 1913 года находилось убежище для болеющих чахоткой. Затем корпус переделали в дешёвые квартиры для бедных девушек, работающих на фабриках. Их еженедельно посещал духовник обители для служения молебнов.

Сёстрам и больным была доступна библиотека, насчитывавшая до двух тысяч томов по четырём отделам: религиозно-нравственная литература, беллетристика и история, журналы, детская литература. Обитель выпускала брошюры и листовки, которые распространялись среди пациентов. Заботясь о повышении грамотности среди женщин, Елизавета Фёдоровна открыла воскресную школу, где проходили уроки под руководством священника Евгения Синадского. В обители также работала столовая для бедных, ежедневно готовившая от 100 до 300 обедов. Еду отпускали преимущественно многодетным женщинам и трудящимся на подённой работе.

По состоянию на 1913 год приют для девочек-сирот содержал 18 человек от 12 до 17 лет. Они проходили профессиональную подготовку по двум направлениям: прислуга и горничная или няня с навыками шитья. Для воспитания в людях чувства сострадания к обездоленным Елизавета Фёдоровна организовала программу «Детская лепта», действующую осенью и зимой. Желающие взрослые и дети собирались в Николаевском дворце и после молитвы шили одежду.

Особое внимание сёстры обители уделяли жителям Хитрова рынка — самого неблагополучного в то время района Москвы. Несмотря на предупреждения полицейского управления, Елизавета Фёдоровна с другими сёстрами посещали живших там нуждающихся. Княгиня уговаривала малоимущих родителей отдать детей ей на воспитание: мальчиков устраивали в общежития, а девочек определяли в закрытые учебные заведения или приюты.

Во время Первой мировой войны Елизавета Фёдоровна учредила боевой Всероссийский штаб милосердия. Она устроила склады пожертвований и отправляла собранные вещи на фронт, а также открыла двухмесячные курсы подготовки сестёр милосердия. Для сбора денег княгиня организовала несколько художественных выставок, концертов и спектаклей. В 1914 году была напечатана её книга «Под благодатным небом», средства от продаж которой пошли на нужды детей фронтовиков. В то же время в обители размещался госпиталь для тяжелораненых на 50 мест. В 1916—1917 годах по проекту архитектора Алексея Щусева рядом с общежитием была построена часовня.

Закрытие

Вход в Марфо-Мариинскую обитель, 2013 год

После революции 1917 года была учреждена Комиссия Моссовета по защите памятников искусства и старины. В Марфо-Мариинской обители охране подлежали внутреннее убранство Покровского храма, мозаики, иконы и росписи Нестерова. Однако в 1920-х годах их исключили из списка охраняемых объектов.

Елизавета Фёдоровна, связанная с родом Романовых, была арестована 7 мая 1918 года. Вместе с сёстрами обители Варварой Яковлевой и Екатериной Янышевой её выслали в Пермь, затем направили в Екатеринбург. Через два месяца их привезли в Алапаевск, где Екатерину отпустили на свободу, а княгиню с Варварой, пожелавшей разделить судьбу настоятельницы, в ночь на 18 июля 1918 года сбросили в шахту Новая Селимская в 18 километрах от города. В октябре того же года белогвардейцы забрали останки умерших и перевезли в Шанхай, откуда паромом их доставили в Иерусалим.

В феврале 1919 года церковное имущество было передано Марфо-Мариинской трудовой общине, в которую входили Валентина Сергеевна Гордеева, К. П. Гумилевская, Е. Н. Журило, М. А. Хаджи и другие. Через год приходской совет Покровского собора получил предписание церковного отдела Моссовета о закрытии храма святых Марфы и Марии. Его члены отправили письмо с просьбой оставить церковь открытой, так как в ней проходили службы зимой:

Покровский храм на Б. Ордынке является значительным памятником современного церковного искусства. Архитектура его принадлежит авторству известного архитектора академика Щусева. Стены храма расписаны художником Нестеровым, вся утварь также стильной художественной работы. Поэтому Главмузей просит подойти к ликвидации домовой церкви более осторожно, так как за её ликвидацией холодная Покровская церковь неминуемо будет приспособлена для богослужения и вопрос о фактической ликвидации будет решён за счёт холодного храма, причём сохранность его художественных ценностей подвергнется большому риску.

Храм не закрыли, но в 1922 году была конфискована значительная часть церковных ценностей. В августе 1923-го Гордееву обвинили в распространении слухов о скором падении советской власти и восстановлении монархии. Её заключили под стражу в Бутырскую тюрьму, однако в декабре того же года освободили за неимением доказательств.

В 1924 году Московская рабоче-крестьянская инспекция устроила проверку Марфо-Мариинской общины и подготовила указ о передаче больницы со всем имуществом в распоряжение Мосздравотдела. Однако на льготных условиях оно было выкуплено общиной, а аптеку передали Московскому государственному университету. Через год устав общины аннулировали и перерегистрировали её в «Марфо-Мариинскую артель сестёр милосердия» .

В октябре 1925 года в газете «Правда» опубликовали статью «Святые Марфа и Мария советские», в которой обитель обвиняли в хищении имущества и антисоветской деятельности. Несмотря на опровержение, написанное общиной, ревизующие органы предложили немедленно её распустить, привлечь к ответственности и взыскать 5258 руб. 92 коп. невыплаченной квартплаты. Было также предложено передать помещения комитету по созданию Института минерального сырья. По указу начальника 6-го отделения Секретно-оперативного управления Евгения Тучкова обитель решили ликвидировать и всех её членов выслать из Москвы. 12 января 1926 года после допроса сестёр было выдано постановление об обвинении по статье 68 Уголовного кодекса РСФСР (укрывательство и пособничество контрреволюционным преступлениям). Все помещения обители передали Замоскворецкому райсовету, некоторых сестёр выслали в Тверскую область, большинство — в Казахстан и Среднюю Азию.

В 1928 году в Покровском храме разместился клуб «Санпросвет», в котором посреди солеи установили статую Иосифа Сталина. Затем помещение занимали городской кинотеатр и клуб Вагонно-авторемонтного завода. В 1940-х Покровский собор находился под угрозой сноса, но на его защиту встала Академия архитектуры СССР в союзе с Евгением Лансере, Виктором Весниным, Игорем Грабарем, Михаилом Нестеровым, Верой Мухиной, Алексеем Щусевым, Александром Герасимовым. В годы Великой Отечественной войны храм использовался штабом Местной противовоздушной обороны. В 1945 году здание перешло в ведение Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской, а часовня была перестроена под проходную. В том же году начался капитальный ремонт: восстановили крышу, трубы, отопительную систему, укрепили росписи храма.

Марфо-Мариинская церковь была отдана амбулатории имени профессора Фёдора Рейна, её храмовую икону с изображением святых Жён-мироносиц передали в храм Святителя Николая в Кузнецах. Затем в ней находились лаборатория Всесоюзного института минерального сырья имени Федоро́вского и кабинет лечебной физкультуры.

Современность

Памятник Елизавете Фёдоровне скульптора Вячеслава Клыкова, 2010 год Памятный крест алапаевским мученикам, 2010 год

В 1990 году во дворе обители был установлен памятник Елизавете Фёдоровне работы скульптора Вячеслава Клыкова. Через два года постановлением городского правительства Марфо-Мариинскую обитель передали Московской патриархии. В храме святых Марии и Марфы богослужения начались в 1992-м, Покровский собор перешёл монастырю в 2006 году.

К 2008 году в Покровском храме отремонтировали стены, полы, купол и лепнины, восстановили иконостас. Проект реставрации лазарета с церковью Марфы и Марии осуществляла мастерская архитектора Александра Рыжова. В помещениях были воссоздано убранство. В покоях Елизаветы Фёдоровны открыли дом-музей, знакомящий с жизнью основательницы и историей обители. Были отреставрированы остальные постройки, благоустроена и озеленена территория, установлен крест в память об алапаевских мучениках. Реставратор Кирилл Кутырин описывал проделанную работу:

Здесь полностью сохранено все. Во многих деревянных конструкциях мы делали даже протезирование, как в стоматологии: ветхие, поражённые грибком балки заменялись на такие же, из тех же пород дерева (лиственница — на лиственницу, сосна — на сосну). Мы максимально пытались сохранить всё, как было. В покоях, где долгое время протекала крыша, пришлось угол здания перебрать заново, поскольку там даже протезирования не могло быть, все сгнило до основания. При этом замена делалась не из какого-то инородного материала: если весь сруб из деревянного бруса, то и здесь мы использовали деревянный брус.

После столетнего перерыва в 2011 году в обители возобновилась традиция празднования Дня белой ромашки, посвящённого борьбе с туберкулёзом. Собранные на празднике средства направляются на помощь нуждающимся: в богадельни, приюты, больницы. Через три года обитель преобразовали в ставропигиальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, игуменьей назначили Елисавету (Позднякову).

По состоянию на 2018 год в обители работают приют для девочек-сирот, благотворительная столовая, патронажная служба, Марфо-Мариинский медицинский центр «Милосердие», при котором действуют респис для тяжелобольных детей, развивающий центр для детей с детским церебральным параличом (ДЦП) «Елизаветинский сад», детская паллиативная выездная служба и другие социальные проекты. В 2018 году центр «Милосердие» открыл курсы бесплатной дошкольной подготовки для детей со средними и тяжёлыми формами ДЦП.

Архитектурный ансамбль

Домовая церковь святых Марфы и Марии, впервые освящённая в 1909 году, устроена в бывшей усадьбе постройки середины XIX века. В 1912-м в центре комплекса был возведён двухстолпный Покровский собор в неорусском стиле с двумя звонницами, каждая из которых увенчана вытянутой главой. Проект строительства разработал Алексей Щусев, скульптуры сделаны Никифором Тамонькиным, мозаика и роспись — Михаилом Нестеровым и Павлом Кориным. Пилоны по сторонам иконостаса были украшены сюжетом «Благовещение», северная сторона — фреской «Христос с Марфой и Марией», южная — изображением «Воскресение Христово». На главах церкви установлены четыре позолоченных креста. Звонница, устроенная Николаем Померанцевым, имеет двенадцать колоколов. Стены храма украшены рельефными клеймами, сделанными по проекту Сергея Конёнкова, и узкими окнами, закрытыми решётками с растительными мотивами. Под храмом находится церковь-усыпальница во имя Сил Небесных и всех Святых, расписанная Павлом Кориным. С южной стороны к собору примыкает ризница, с северной — притвор.

Вдоль северной границы обители стоит трёхэтажное здание общежития сестёр, соединённое с аптекой и амбулаторной. Ворота комплекса с резной деревянной решёткой, стилизованные под средневековые, были созданы Щусевым. На территории монастыря также разбит сад с двумя фонтанами и домом садовника, реконструированным в 2007—2008 годах.

  • Храм Покрова Богородицы
  • Украшение северного фасада, 2004 год

  • Украшение северного фасада, 2004 год

  • Резная деталь западного фасада, 2015 год

  • Апостол Матфей, фрагмент Образа Царских врат, 2013 год

Примечания

  1. 1 2 3 4 Марфо-Мариинская Обитель, 2006, с. 16—17.
  2. 1 2 3 4 5 Ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия. Русская Православная Церковь. Дата обращения 18 апреля 2018.
  3. Беляков, 2005, с. 152.
  4. Горинов, 2009, с. 99—101.
  5. 1 2 3 Марфо-Мариинская обитель милосердия. Энциклопедия «Всемирная история». Дата обращения 18 апреля 2018.
  6. Ковалевская О. Психология и отношение к больному человеку в медицине // Московский психотерапевтический журнал. — 1997. — № 4. — С. 43—55.
  7. 1 2 3 Христофоров В. О закрытии Марфо-Мариинской обители милосердия // Вестник церковной истории. — 2008. — № 1(9). — С. 130—152.
  8. 1 2 Горинов, 2009, с. 119—121.
  9. 1 2 3 Марфо-Мариинская обитель. Узнай Москву. Дата обращения 18 апреля 2018.
  10. Гавлин М. Л. Российские предприниматели и меценаты. — М.: Дрофа, 2009. — С. 428. — 432 с. — ISBN 978-5-358-06161-3.
  11. Горинов, 2009, с. 147.
  12. 1 2 3 Котова Е., Кунин Ю., Котов В. История и реконструкция Марфо-Мариинской обители // Вестник МГСУ. — 2013. — № 7. — С. 15—21.
  13. Беляков, 2005, с. 156.
  14. 1 2 Шафажинская Н. Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова и Марфо-Мариинская обитель милосердия: историко-культурное значение // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2009. — № 5(31). — С. 45—51.
  15. Беляков, 2005, с. 124.
  16. Бурак, 1998, с. 14.
  17. 1 2 Горинов, 2009, с. 126—128.
  18. 1 2 3 Беляков, 2005, с. 158—159.
  19. Овчинникова М. Помощь страждущим воинам: заповеди и уроки Великой княгини Елисаветы Феодоровны // Испытания и подвиг служения: Марфо-Мариинская обитель после ареста великой матушки. — 2009. — С. 43—55.
  20. Горинов, 2009, с. 194.
  21. Горинов, 2009, с. 435.
  22. 1 2 Переслегин Н. Марфо-Мариинская обитель милосердия в Москве в контексте охраны памятников культуры (1917-1991) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2014. — № 3(59). — С. 83—87.
  23. 1 2 Марфо-Мариинская обитель: святое место в центре мегаполиса. Аргументы и Факты (21 апреля 2015). Дата обращения 18 апреля 2018.
  24. 1 2 Горинов, 2009, с. 233.
  25. 1 2 Горинов, 2009, с. 246.
  26. Горинов, 2009, с. 266.
  27. 1 2 Горинов, 2009, с. 273—275.
  28. 1 2 Горинов, 2009, с. 302—310.
  29. Музей на сайте Марфо-Мариинской обители милосердия.
  30. Горинов, 2009, с. 407—408.
  31. Марфо-Мариинская обитель открывается после реконструкции. Interfax (15 сентября 2008). Дата обращения 18 апреля 2018.
  32. Горинов, 2009, с. 403.
  33. Радость о Белой ромашке. Сноб (18 мая 2017). Дата обращения 18 апреля 2018.
  34. https://www.miloserdie.ru/sluzhba/respis/
  35. Марфо-Мариинский медицинский центр «Милосердие». Марфо-Мариинская Обитель милосердия. Дата обращения 18 апреля 2018.
  36. РПЦ запустила в Москве бесплатные курсы подготовки к школе для детей с ДЦП. РИА Новости (18 февраля 2018). Дата обращения 18 апреля 2018.
  37. Арсеньев, 2014, с. 223—225.
  38. Горинов, 2009, с. 148.

Литература

  • Арсеньев Б. Неисчерпаемая Якиманка. В центре Москвы — в сердцевине истории. — М.: Центрполиграф, 2014. — 494 с. — ISBN 978-5-227-05087-8.
  • Бурак Е., Сапронова Т., Смолицкая Г. Названия московских храмов. — М.: Муравей, 1998. — 138 с.
  • Горинов М., Иванова Е., Шарипов А., Войтиков С. Марфо-Мариинская обитель милосердия. 1909-2009. К 100-летию создания Обители. — М.: Белый город, 2009. — 496 с. — ISBN 978-5-7228-0160-9.
  • Марфо-Мариинская Обитель Милосердия. — М.: Новоспасский монастырь, 2006. — 28 с.
  • Сёстры милосердия России / под ред. Н. Белякова. — СПб.: Лики России, 2005. — 392 с. — ISBN 5-87417-211-4.

Ссылки

  • Официальный сайт Марфо-Мариинской обители
  • Марфо-Мариинская обитель милосердия на сайте Патриархия.ru
  • Официальный сайт Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие»

Большой белоснежный собор виден через широкую арку с деревянными воротами в такой же белоснежной стене и напоминает средневековую крепость. Мы как будто переносимся на север, в Псков и Новгород. На самом деле возраст храма отнюдь не так велик, как кажется, зато над его созданием работали лучшие мастера своей эпохи. Его самого не существовало бы без воли родной сестры последней русской императрицы.

После убийства в 1905 году генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича его вдова, великая княгиня Елизавета Федоровна, продала часть своих драгоценностей. На полученные средства она приобрела обширную купеческую усадьбу на Большой Ордынке с четырьмя домами и большим садом. На этой основе великая княгиня начала создавать Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Она выбрала форму служения, близкую к монастырской жизни, но во многом от нее отличавшуюся. Так, сестры обители принимали на себя ряд обетов, однако не постригались в монашество, они могли со временем выйти из обители и обзавестись семьей. В первую очередь члены общины должны были вести благотворительную деятельность, причем не только в стенах обители, но и за её пределами. Сестер можно было видеть в самых криминальных уголках Москвы, в том числе на знаменитой Хитровке – везде они оказывали медицинскую и духовную помощь, обходили ночлежки, порою сопровождали беспризорных детей в приюты. На официальном открытии обители в 1909 году сестер было всего шесть, но со временем их количество возросло до тридцати.

В большом двухэтажном доме, выходящем на улицу, была устроена больница с палатами и операционной, в мезонине располагались комнаты сестер. Просторное помещение с большими окнами, которое до этого было зимним садом, преобразовали по проекту архитектора Л.В. Стеженского в больничный храм, освященный во имя Марфы и Марии – именно они стали небесными покровительницами новой обители.

Расположение церкви было выбрано таким образом, чтобы больные из своих палат могли видеть и слышать богослужение. В здании слева от больницы был устроен дом настоятельницы с моленной, а справа расположились амбулатория и аптека, в которой лекарства неимущим отпускались бесплатно. Наконец, в четвертом доме, находящемся во дворе, была отведена квартира для священника, исполнявшего обязанности духовника обители, а под нею, в нижних этажах, помещались школа и библиотека для воспитанниц приюта при обители. Со временем здесь же появилась воскресная школа для девушек и женщин, работающих на фабриках, безграмотных и полуграмотных. В 1911 году, когда число сестер увеличилось, архитектор Д.М. Челищев выстроил в стиле неоклассицизма трехэтажное здание для общежития, где также разместилась рукодельная.

Центром Марфо-Мариинской обители стал Покровский собор, строившийся в 1908-1912 годах по проекту знаменитого архитектора А.В. Щусева. Это уникальный образец неорусского стиля в храмовом зодчестве или «русского церковного модерна». Собор ориентируется на новгородские и псковские церкви XII-XIV веков, его стены совершенно белые, длинные и узкие окна закрыты решетками с растительными мотивами. На массивной алтарной апсиде сохранилась закладная доска, сообщающая когда и в чьем присутствии был заложен собор. Фасады украшены только рельефными клеймами, выполненными по проекту С.Т. Конёнкова: они изображают Распятие и Небесный Иерусалим. К основной части собора примыкает обширная трапезная, использовавшаяся не только для богослужений, но и для духовно-просветительских бесед. С запада находятся две звонницы с широкими арочными проемами, каждая из которых увенчана вытянутой главой. Также на западном фасаде расположена мозаичная икона Спаса Нерукотворного, выполненная М.В. Нестеровым. Он же расписал основную часть храма изнутри, создав несколько композиций, самая значительная из которых – «Путь ко Христу». Наконец, еще одним знаменитым создателем собора был П.Д. Корин, кисти которого принадлежат росписи в подземной церкви во имя Бесплотных сил и Всех Святых – предполагалось, что здесь будет усыпальница для сестер обители и для самой основательницы.

После революции и убийства в 1918 году великой княгини Елизаветы Федоровны в Алапаевске Марфо-Мариинская обитель просуществовала недолго. В 1920-х годах в Покровском соборе расположился дом санитарного просвещения, на смену которому пришли реставрационные мастерские. В больничном корпусе с церковью святых Марфы и Марии находилась амбулатория имени профессора Ф.А. Рейна.
Возрождение обители началось в 1990 году с открытия памятника великой княгине Елизавете Федоровне работы В.М. Клыкова во дворе обители. Полная передача всего комплекса новой общине происходила достаточно долго, богослужения были возобновлены не сразу (в храме святых Марфы и Марии в 1992 году, а в Покровском соборе – в 2008 году). Однако сегодня обитель живет новой жизнью и следует тому курсу, который был задан еще в дореволюционную эпоху.

Монастырь святых жен мироносиц Марфы и Марии

Одним из красивейших православных мест Молдавии считается женский монастырь Марфы и Марии (полное название монастырь святых жен мироносиц Марфы и Марии «Св. жен мироносиц Марты и Марии»).

Молдавия — благодатный и солнечный край, большая часть жителей которого — православные, свято чтущие христианские обычаи и традиции. Туристическому миру это южное государство с неповторимыми природными ландшафтами, известно как страна вина и мамалыги. Православные паломники приезжают в Молдавию с целью посещения многочисленных церквей и монастырей, многие из которых имеют многовековую историю.

Место расположения, как добраться, стоимость билетов

Монастырь «Св. жен мироносиц Марфы и Марии» находится в 70 километрах от столицы Молдавии — Кишинева и всего в 10 километрах от города Бендеры. Официально монастырь относится к селу Хаджимус Каушанского района, но на самом деле расположен в достаточном отдалении от населенного пункта.

Удобнее всего добираться на личном автотранспорте из Бендер, в этом случае поездка не отнимет больше 15-20 минут. Также можно воспользоваться общественным междугородним транспортом, для чего потребуется прийти на автовокзал в городе Бендеры и купить билет на любой автобус, следующий в направлении Каушан. Длительность поездки составит 30-35 минут, с учетом очереди на таможенно-пропускном пункте между Молдовой и Приднестровьем.
Очередной рейс отправляется в этом направлении в 10.30 по Московскому времени. Монастырь расположен вблизи трассы, потому обратно также можно уехать на автобусе. Указанный рейс проезжает мимо монастыря примерно в 12.45. Но надеяться попасть на него особо не стоит, поскольку автобусы ходят переполненные и останавливаются редко, проще воспользоваться автостопом. Водители останавливаются вполне охотно и за небольшую плату довозят паломников прямо к Бендерам. Стоимость билета Бендеры-Урсоя (именно это наименование значится в распечатанной квитанции) составляет 1 доллар. Обратно можно уехать по более низкой стоимости.

Из Кишинева отдельного маршрута не существует, но желающие могут воспользоваться услугами профессиональных экскурсоводов, либо отправиться в путешествие самостоятельно, купив билет на автобус Кишинев-Бендеры, либо Кишинев-Тирасполь.

Высадившись на остановке у главных монастырских ворот, придется пройти еще примерно метров 400-500 по широкой асфальтированной трассе, удобной для заезда на личном транспорте. По левую сторону трассы на много километров тянется дубовый лес, а по правую красуются молодые абрикосовые и черешневые деревья.

История основания монастыря Марфы и Марии

История возрождения монастырского строительства в Молдавии началась не так давно. Первое упоминание о монастыре святых жен мироносиц Марфы и Марии относится к 1997 году. Духовным наставником нового монастыря стал инспектор теологической школы в Ново-Нямецкой обители села Кицканы — протоиерей Андрей Котруце. Отец Андрей долгое время занимался духовным воспитанием мальчиков и девочек, посещавших приходскую школу и в будущем планировавших посвятить свою жизнь служению Богу. К сожалению, следовать своему пути, не покидая родной край, могли только мальчики, девушкам же приходилось уезжать и поселяться в отдаленных женских обителях.

Чтобы этого избежать отец Андрей предложил воспользоваться просторными угодьями бывшего пионерского лагеря близ села Хаджимус и возвести на его месте женский монастырь. Строительство новой обители были начато с благословения митрополита Кишинева и Всея Молдовы — Владимира. Изначально было отстроено всего несколько келий, в которых поселились первые монашки, была также открыта приходская школа в старом отремонтированном здании. Официальное открытие монастыря состоялось в июле 1998 года. Тогда же, при рубке деревьев, в стволе одного из них был найден образ креста, а родник, протекавший по территории пионерского лагеря, был признан животворящим и чудодейственным.

Название монастыря связано с деятельностью женщин, пришедших с миром к гробу Христа, чтобы совершить ритуальное омовение его тела. С двумя из пришедших женщина Христос был знаком лично в период своего нахождения в доме Лазаря из Вифании. В Новом Завете истории Марфы и Марии придается особая значимость. По легенде Марфа была деятельной и трудолюбивой женщиной, уделявшей мало времени духовному просветлению, Мария же наоборот более заботилась о духовном, нежели о мирском. Приход Иисуса в их дом взбудоражил сестер, Марфа принялась готовить еду и накрывать на стол, а Мария села у ног спасителя и стала его слушать. Такое поведение сестры возмутило Марфу, и она пожаловалась на сестру Иисусу, на что услышала не только похвальбу своему трудолюбию, но и укор в том, что мирские дела важнее для нее, нежели забота о собственной душе. История о Марфе и Марии учит терпимости и достижению равновесия между материальной и духовной составляющей человеческой жизни.

Что посмотреть

Приезжему паломнику, не владеющему молдавским языком, будет непросто понять, в какую сторону нужно направиться, прежде всего, поскольку практически все в монастыре говорят на молдавском. Первое, что бросается в глаза при входе на территорию монастыря — огромный храм в честь Св. Пантелеймона — покровителя всех путников. Храм находится на последней стадии строительства, но для его завершения потребуется еще не менее 3-4 месяцев.

Вокруг храма разбито множество клумб, высажены десятки декоративных и фруктовых деревьев, имеются весьма удобные для прогулок аллей. Любительницам каблуков в стенах монастыря будет весьма комфортно.
Вблизи храма находится вольер с павлинами и декоративными голубями, также здесь можно купить освещенные крестики, колечки, цепочки, ну и конечно иконы, календари, различные атрибуты для отправления христианских обрядов, по вполне приемлемой стоимости. Так, цена настенного календаря с видом храма и территории монастыря, отпечатанного на фотобумаге, не превышает 5 леев, что в переводе на доллары — не более 25 центов. Цена на иконы и прочую утварь самая разная, в зависимости от размера и художественной ценности. Имеются весьма красивые экземпляры, найти которые в каких-либо других церковных магазинах, совсем непросто. Также в магазине можно купить брелки, пирамидки с изображением святых, перекидные календари, книги, магниты и иные мелочи, которые можно прихватить на память.

Спустившись вниз от храма можно натолкнуться на толпу людей, спешащих к деревянной церквушке, выстроенной в молдавском стиле и расположенному рядом с ней целебному источнику.

Суеверные люди свято верят в то, что чудодейственный источник исполняет желания, потому наполняют его водой множество бутылок и забирают с собой, чтобы раздать родным и друзьям.

Территория монастыря находится в процессе реконструкции, потому паломникам приходится обходить огромные кучи с песком, глиной и сваленными деревьями. Монастырь находится у небольшой речки, на берегу которой сооружается нечто вроде запруды.

Интересные особенности монастыря Марфы и Марии

В выходной день туристов на территории обители немало, потому на них здесь практически никто не обращает внимания. В воскресенье в малом зале храма Св. Пантелеймона идет служба, монахини занимаются своими обычными делами, предоставляя приезжим делать все, что им вздумается.

Небольшое разочарование вызывает факт запрета на фото и видеосъемку на территории монастыря. Но, в принципе, на наличие телефоном здесь никто не обращает внимания, потому все снимают и фотографируют в свое удовольствие.
Также на территории монастыря запрещена съемка свадеб, потому ни одной подобной процессии здесь не увидеть, несмотря на то, что окружающая территория более чем этому способствует.

В целях приличия женщины, входящие на территорию обители должны надеть юбку и повязать платки, но дресс кода придерживаются далеко не все.

У монахинь имеется собственная пасека и приусадебное хозяйство, включающее виноградники и огороды. На холме, примерно в 300 метрах от монастыря виднеется ферма, скорее всего, там выращивают домашних животных.

Интересно, что на то, что ты делаешь и как себя ведешь мало кто обращает внимания, окружающие заняты попытками набрать святой воды, успокоить расшалившихся детей и просто отдохнуть, потому это место можно считать настоящим раем для всех, кто любит православные святыни, но терпеть не может скованности, возникающей под взглядами ярых сторонником канонов.
Для удобства приезжих на территории монастыря организованна огромная парковка, имеется возможность приобрести булочки и сладкую воду.

В 2013 году, монастырь Марфы и Марии был признан образцовым, и одним из лучших монастырей Молдавии.

Метки: КишиневМолдавиямонастырь

Обитель Марфы и Марии на горе Грабарке: история и чудеса польского православного монастыря

Гора Грабарка высоко чтится представителями всех христианских конфессий. Паломники стремятся попасть сюда на праздник Преображения, преодолевая все трудности и искушения. На этой горе находится женский монастырь – обитель Марфы и Марии. По поверью его нужно трижды обойти на коленях с крестом в руке, а после искренне помолиться. Именно тогда в жизни человека начинают происходить серьезные перемены к лучшему. Кроме того, новости по тематике религий (можно почитать здесь reltoday.com) часто сообщают о чудесах и исцелениях, происходящих в этом монастыре.

Первое чудо

Первые упоминания о Святой горе Грабарке были известны еще в 13 веке. Монахи здесь строили кельи, но единого монастыря еще не было. Первое большое чудо на этом месте произошло в 1710 году. В Польше в то время свирепствовала холера. Люди молились Богу о помощи, и один из местных жителей увидел сновидение, в котором голос велел ему сделать большой крест и установить его на горе Грабарке. Все заболевшие должны были попить воды из источника. Люди сделали так, как им было велено, и эпидемия отступила. Те же, кто выпил воды из источника, были полностью исцелены.

Основание монастыря

Обитель святых Марии и Марфы была основана в 1947 году силами православных монахинь из России, Украины, Литвы, Монастырь обустраивали постепенно: вначале у сестер даже не было собственных келий, им приходилось ночевать на чердаке храма. Со временем был возведен храм Всех Скорбящих Радость, рядом с которым появились кельи монахинь. На сегодняшний день в монастыре живут 13 сестер, помимо послушников.

В июле 1991 года произошел пожар. Мужчина, который безуспешно пытался угнать монастырский автомобиль, поджег храм. Деревянное строение полностью сгорело. Силами неравнодушных людей храм удалось восстановить через 8 лет. Сегодня на территории обители есть обустроенные кельи для монахинь, гостиница для паломников, иконописная мастерская и иконная лавка.

Целебный источник

У подножия горы Грабарки есть источник. После установления креста, люди обязательно пьют из него воду. Те, кто хотят избавиться от недуга, приносят с собой платок или покупают его в иконной лавке. Его окунают в воду и прикладывают к больным местам. После этого платки помещают в специальное ведерко. Каждый вечер монахини сжигают эти платки, в которых остается хворь. На сегодняшний день известны исцеления от нервных расстройств, паралича, а также чудодейственного пробуждения из комы.

Традиции паломничества

Верующие приходят сюда накануне праздника Преображения целыми семьями. Храм обходят три раза на коленях с крестом в руках. Один их членов семьи несет самый большой крест, остальные – маленькие. Их подносят к иконе Иверской Божией Матери. Затем кресты обвязывают лентами или полотенцами, и вкапывают их в землю. Все кресты должны оставаться на Святой горе, за ними ухаживают монахини и представители молодежного лагеря.

Обитель ежегодно посещают тысячи паломников, чтобы вознести свои искренние молитвы, получить долгожданное исцеление и попросить благоденствия для своей семьи. На сайте «Религия сегодня» можно почитать самые последние новости, касающиеся мировых религий, их влияние на государства.

Основные моменты

Марфо-Мариинская обитель

Сегодня в России и странах СНГ отрыто около двух десятков отделений, которые работают по уставу Марфо-Мариинской обители, оказывая помощь всем нуждающимся. Сестры, которые там трудятся, проходят стажировку в Москве.

С 2014 года обитель является ставропигиальным женским монастырем, то есть ее деятельность подчинена непосредственно патриарху. В церковных кругах такой статус считается самым высоким. В стенах монастыря живет 30 монахинь и настоятельница. Сестрам разрешено сохранять особый уклад жизни, которого придерживались монахини еще в начале прошлого века, при Елизавете Федоровне.

Верующие в монастыреВо время церковного праздника

С 2008 года в Марфо-Мариинской обители создан музей, рассказывающий о ее основательнице. Побывать в нем могут все желающие. Ежедневно в 11.00 и 15.00 по монастырю проводят экскурсии, которые начинаются в Покровском соборе. Посетители могут увидеть две отреставрированные комнаты, в которых в 1911 году жила Елизавета Федоровна. Здесь хранятся ее вышивка, принадлежавшие великой княгине иконы, рояль, сервиз с фамильным гербом, редкие фотографии и документы.

В музее монастыря

История Марфо-Мариинской обители

В 1905 году от бомбы революционера и террориста Ивана Каляева погиб великий князь и родной брат российского императора Сергей Александрович. Его вдова Елизавета Федоровна вскоре после смерти мужа продала принадлежавшие ей драгоценности и купила в центре Москвы большую усадьбу с четырьмя домами и просторным садом. С 1909 года здесь была создана Марфо-Мариинская обитель. Она не являлась обычным женским монастырем, так как жившие в обители сестры активно занимались благотворительностью и работали в госпиталях.

Памятная доска об основании обители

Елизавета Федоровна ратовала за то, чтобы в работе монастыря использовался не только отечественный, но и европейский опыт, и хотела возродить в стране чин диаконисс. Так называли женщин-священнослужительниц, которые при зарождении христианства имели право вести богослужения, крестить других женщин, давали начальное религиозное образование и помогали больным. Добиваясь возрождения института диаконисс, Елизавета Федоровна сумела заручиться поддержкой членов Священного синода. Однако, окончательное решение так и не было принято, так как против него возражал император Николай II.

Для обучения сестер Марфо-Мариинской обители были приглашены лучшие московские врачи, и их наставляли опытные священники. В отличие от обычных монастырей, после определенного срока сестры могли снять с себя монашеские обеты и вернуться к мирской жизни.

При монастыре работали больница, приют для детей, аптека и столовая, где бесплатно кормили неимущих. В обители проводили свои заседания члены Географического и Императорского Палестинского обществ, и сюда приходили, чтобы послушать духовные чтения.

Марфо-Мариинская обитель в начале XX века

Елизавета Федоровна жила при Марфо-Мариинской обители и являлась настоящей христианской подвижницей. Она молилась, работала сестрой милосердия, а в годы Первой мировой войны помогала раненым и собирала пожертвования. Из обители на фронт уходили поезда с продовольствием, лекарствами и подарками для солдат. В 1916 году при личном участии основательницы начали строить первый в стране протезный завод. Любопытно, что это предприятие по сей день занимается выпуском комплектующих частей для медицинских протезов.

В 1918 году большевики арестовали Елизавету Федоровну, выслали ее на Урал и убили, сбросив в выработанную шахту. Обитель продолжала работать до 1926 года, и в ней проживало 115 сестер. После закрытия монастыря еще два года больных принимала поликлиника, руководила которой княжна Голицына. Когда и ее арестовали, некоторых из сестер насильно выслали в Туркестан, а другие переехали в Тверскую область, где стали заниматься огородничеством.

Великая княгиня Елизавета Федоровна

После того, как Марфо-Мариинскую обитель ликвидировали, в храме Покрова Богородицы оборудовали кинотеатр, а позже организовали дом санитарного просвещения. В послевоенные годы в соборе размещались мастерские реставраторов, а в здании Марфо-Мариинской церкви была открыта амбулатория.

В 1992 году монастырская территория перешла в собственность церкви, а собор возвратили верующим в 2006 году, когда его освободили реставраторы.

Марфо-Мариинская обитель в наши дни

Сегодня в монастыре открыт детский дом и гимназия для девочек, столовая для неимущих и медицинский центр, где получают помощь дети, имеющие диагноз ДЦП. При Марфо-Мариинской обители работает патронажная служба, помогающая в военных госпиталях, на станции скорой помощи и в детском хосписе, где находятся неизлечимо больные дети.

Программа «Милосердие»

При монастыре также открыты курсы для беременных «Я не одна», группа для детей-инвалидов с дневным пребыванием, Школа милосердия и Школа приемных родителей. Сестры и приглашенные лекторы проводят занятия по церковной истории. Гости обители, при желании, могут побывать в мемориальном музее великой княгини Елизаветы Федоровны.

Такой большой объем работы не под силу только 30 монахиням, поэтому для каждого из благотворительных проектов Марфо-Мариинская обитель привлекает добровольцев. Всего в монастыре трудится около 250 человек.

Архитектурный комплекс монастыря

На территории Марфо-Мариинской обители можно увидеть два храма. Оба они действующие, и каждый день, утром и вечером, здесь проходят церковные службы.

Главный монастырский храм – Покровский собор. Он был выстроен в неорусском стиле по проекту архитектора Алексея Щусева с 1908 по 1912 годы. Талантливый архитектор возвел собор в традициях древних зодчих Новгорода и Пскова, наделив его популярными в начале прошлого века элементами модерна. По желанию Елизаветы Федоровны расписали храм известные российские художники – Михаил Нестеров и его ученик Павел Корин.

Покровский соборЛик Христа на храмеМонастырский сад Крест Голгофы на восточном фасадеКаменная резьба на входе в храм Памятник основательнице монастыря

На соборной звоннице установлено 12 колоколов, подобранных так, чтобы звучание напоминало знаменитые ростовские звоны. Покровский собор не очень большой и способен вместить одновременно до тысячи верующих.

Рядом стоит другая церковь, освященная в честь святых Марии и Марфы. Она была построена в 1909 году в качестве домового храма при больнице. Церковь устроена так, чтобы тяжелобольные могли слышать и видеть церковные службы, не вставая с кровати.

На территории Марфо-Мариинской обители находятся также небольшой одноэтажный домик садовника, сторожка с часовней Серафима Саровского и крохотная часовня Елизаветы Федоровны. С 1990 года в монастыре стоит памятник его основательнице.

Как добраться

Марфо-Мариинская обитель расположена в центре столицы, на ул. Большая Ордынка, 34. До нее нетрудно дойти пешком от станций метро «Полянка», «Третьяковская» или «Новокузнецкая». Если подъезжать на наземном транспорте, то стоит добираться на автобусе № М5 (остановка «Иверский переулок), автобусе № М6 и троллейбусе № 8 (остановка «Метро «Полянка»»).