Кто такие рерихи на самом деле

LiveInternetLiveInternet

ал888 все записи автора Одним из основных признаков любой секты является запрет на вопросы по поводу ее главы.
Т.е., вокруг главы (глав) секты создается некая «легенда», которой адепты обязаны внимать с благоговением. Если же у адептов смеют появляться пусть и вполне логичные вопросы, то эти адепты тут же признаются «еретиками» и подвергаются натуральной травле и разборкам со стороны «старейшин»..
Точно такую же картину мы видим и в среде рериховцев. И это не смотря на то, что те ни в коем разе не хотят признавать себя сектой.
Вокруг Николая и Елены Рерихов в среде рериховцев создана настоящая легенда, которую они считают канонической и любое отступление от которой в их среде считается «вражеским».. Подобная позиция уже есть очень нехороший признак..
К тому же, легенда эта, подобно легенде про главу сайентологов Хаббарда является многоуровневой ( в данном случае двухуровневой). Так на первом уровне адептам говорят одно, а на более высоком уже нечто совсем противположное. И это тоже подпадает под классический признак секты.
Попытаемся очень кратко разобраться в основных моментах этой легенды и развенчать их.
Итак.
1. Кто такие Николай и Елена Рерихи?
Начнем с Н.К.Рериха.
Согласно распространенной в среде рериховцев легенде, для новоначальных они говорят. что Рерих — это «великий художник, ученый, философ, общественный деятель.»
Но уже эта фраза вызывает вопросы. По поводу художественного творчества Рериха спорить не будем. Как говорится : «На вкус и цвет товарищей нет». К тому же, он действительно в предреволюционную пору заслужил себе имя в среде художников-символистов Серебряного Века. Но при этом все же вспомним высказывания таких действительно маститых людей как Илья Репин и Александр Бенуа. Оба они называли Рериха — «недоучкой» и советовали ему не гнаться за славой, а еще поучиться живописи. К тому же и диплом Академии Художеств Рерих получил задним числом, что его последователи вспоминать не очень любят.
Рерих ученый? Простите, но в какой области? И где хотя бы один его фундаментальный научный труд? Больше того, в своих публицистических работах, видимо из желания еще больше уколоть ненавистное христианство, Николай Константинович допускал странные для выпускника Петербургской классической гимназии ошибки. Так он утверждал, что известный ересиарх Ориген Александрийский был … казнен инквизиторами.. Но увы и ах, во времена Оригена инквизиции не было. В те времена христиане сами были еще преследуемы.. Не знать этого для ученого очень странно..
Рерих философ? Опять же вопрос, где хотя бы один его общепризнанный философский труд?
О его общественной деятельность надо сказать особо. Вся его общественная деятельность, особенно деятельность в 20-е, 30-е годы сводилась к… саморекламе. Так его последователи в Европе и США, коих слава Богу, было немного, а сейчас и еще того меньше, с горящими глазами кричали «да воссияет имя Рериха!» Вопрос, зачем? Почему-то ни Репин, ни Грабарь, ни коллеги Рериха по «Миру Искусства» такие как Добужинский, Сомов и прочие, себя так не рекламировали! А тут какая-то настойчивая навязчивая самореклама через последователей. Это очень напоминает саморекламу лидеров секты..

По этому поводу Архиепископ Иоанн Сан-Францискский (Шаховской) писал Николаю Рериху в 30-е годы : «Ваша деятельность, Николай Константинович, не евангельская. Вы позволяете своим последователям делать из себя божка, что в Америке обращается естественно в деньги. Одумайтесь, пока не поздно».. В ответ последовала отповедь, в которой Владыка Иоанн был назван отсталым клерикалом и дикарем.. И это был ответ человеку, которого Рерих знал еще до революции. Хороша реакция проповедника так называемой «живой этики», нечего сказать… В свою очередь автор «живой этики» Елена Рерих в одном из писем написала :»какой идиот и дикарь посмел сравнить Н.К. (Рериха) с КАКИМ-ТО ДОСТОЕВСКИМ?» (думаю, это уже говорит само за себя..)
Но все точки над и расставляет информация о Николае Рерихе, которую выдают посвященным адептам второго уровня. Для того, чтобы лучше воспринять это «откровение» лучше сядьте или возьмитесь за какую-нибудь опору, чтобы не упасть. Итак, готовы?
Николай Константинович Рерих — это в своих прошлых жизнях — св. пророк Илия, древнегреческий скульптор Фидий, св.пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн и Леонардо да Винчи..» Думаю, после этого «послужного списка» вопросы уже излишни…
Тепреь о Елене Рерих.
Для посвященных первого уровня она великая ученая, философ и общественный деятель.
Но вот опять же не сходство. Ученая Елена Ивановна не имеет ни одного признанного научного труда. А после ее заявлений о том, что ее де обучали науке Галилей, Коперник, Ньютон и т.д., возникают справедливые сомнения в ее нормальности. Ведь если, допустим, соискатель степени придет защищать работу и заявит, что ему ее «надиктовал Ньютон», то ему скажут : «Батенька, да Вы не туда попали. Вон в следующем квартале дом желтого цвета, там и Ньютоны, и Наполеоны, а главное — хорошие врачи. Вам туда, а не к нам». Кстати же, доктор семьи Рерихов — Яловенко официально поставил Елене Рерих диагноз шизофрения. Но остальные члены семьи запрещали ее лечить, ибо это де «запретили учителя».
Елена Рерих — философ?
А где опять же, хоть один признанный философский труд?
Общественный деятель — это верно. Точнее сказать, координатор различных группировок, прославлявших ее мужа и занимавшихся пропагандой агни-йоги. Вот и вся общественная деятельность.
А на втором уровне про Е.Рерих сообщают вообще фантастику она … «матерь мира» — т.е, судя по всему, некая высшая женская богиня, уровня Изиды.. Тут вопросы тоже отпадают..
2. Второй немаловажный вопрос. Жизнь Рерихов с 1917 года и до конца их дней (Николай Рерих умер в 1947, а Елена Рерих в 1955 году.)
И самый главный вопрос. На какие средства они так широко жили?
Ведь очень многие белоэмигранты, в том числе офицеры и потомственные дворяне вынуждены были наниматься таксистами и таперами в кабаре, чтобы выжить. А тут — путешествия по всему миру, вилла в Индии, сыновья обучаются в престижнейших ВУЗах мира, основание своего так называемого «института», встречи с сильными мира сего по всему миру. На какие средства?
И здесь возникает несколько моментов, которые рериховцы опять же очень не любят.

Первый момент. Сотрудничество с разного рода неправительственными организациями. Оно было и началось в 1911 году еще в России, где Николай Рерих по рекомендации жены получил посвящение в одну из масонских лож. А эти господа, конечно не всесильны, но своих не бросают. Тем более тех своих, кого считают возможным раскрутить в своих целях.
Второй момент. Сотрудничество с различными спецслужбами и в том числе с ОГПУ. Не секрет, что в 1921 году Рерих встречался в Берлине с советским полпредом Красиным. А в 1926 году во время центральноазиатской экспедициии прибыл в Москву. Также не секрет, что из Москвы на Алтай,а затем на Тибет с Рерихами отбыл известный аферист и агент ОГПУ Блюмкин. Дело в том, что 20-е, 30-е годы были временем, когда на Лубянке активно работал отдел под руководством бывшего студента недоучки Глеба Бокия. Бокий плотно занимался разработкой Дальнего Востока, где желал произвести «мировую революцию». А «поиски шамбалы» и прочая рериховская утопия были хорошей ширмой для разведывательной работы.
И, нконец, третье. Сотрудничество с американскими неправительственными организациями и спецслужбами в 30-е годы. Именно благодаря этому сотрудничеству был и выход на самого Рузвельта и построение личного небоскреба в Нью-Йорке и т.п..
Но, как видно, к 1936 году американцы разочаровались в Рерихе, перестали его поддерживать, а небоскреб просто отобрали.
И именно с этого времени и до конца жизни деятельность Рерихов резко сворачивается. После войны они пытаются найти вновь выход на руководство СССР, но советским властям он уже просто не нужен и они не отвечают как на его письма, так и на письма Елены Рерих, которые один за другим умирают в 1947 и 1955 годах в Индии.
3. Кто такие «учителя шамбалы» и что такое «агни-йога»? Согласно агни-йоге и рериховской легенде — «учителя» руководят нашей планетой из так называемой шамбалы. Они были всегда и сам Спаситель всего лишь один из них. И больше того, на более высоком уровне рериховцам сообщают, что Спаситель де перед началом Своего Служения … «испугался» и в Его Тело вошел «гуру» Елены Рерих, так называемый «владыка Мория».
Но вот, что было на самом деле. Откроем книгу преданной американской рериховки Зинаиды Фосдик (кстати эта книга в рериховской среде анафемствована за то, что Фосдик посмела раскрыть правду) «Мои учителя». В ней черным по белому сказано, что так называемые «учителя» пришли к Елене Рерих во время… «спиритических сеансов» как «духи», а затем постоянно были с ней.
Т.е., придерживаясь православной традиции, можно сказать, что Е.Рерих была элементарно одержима духами, пришедшими к ней во время занятий спиритизмом. И все так называемое «учение агни-йоги», записанное под диктовку этих «духов» суть результат глубокой прелести.
Но это еще не все. Теперь подойдем к вопросу с медицинской точки зрения. Е.Рерих по ее собственным словам, еще с детства страдала истерическими припадками. Затем, когда она после 30 лет плотно занялась оккультизмом, эти припадки переросли в шизофрению, которую и диагностировал доктор Яловенко.
Т.е., так называемое «учение живой этики» суть, извините, бред шизофреника. И это, надо сказать, становится понятным, читая эти «священные тексты». В них абсолютно корявый с точки зрения стиля русский язык и к тому же, написаны они действительно в очень истеричном и ненормальном стиле..
Мы с вами развенчали только три момента из рериховской легенды. Но даже они позволяют прийти к выводу, что у рериховцев, если у них присутстсвует подобное, далеко не все чисто.. Но, надо отметить, что задавать им подобные вопросы бессмысленно. Вас сразу же назовут «церковным мракобесом», «инквизитором» и «борцом против культуры»…
А, повторюсь, такое жесткое неприятие вопросов суть уже показатель того, что перед нами типичная секта.

terrao

Имена Николая и Елены Рерих овеяны мистическими легендами. Вера в них в современной России стала почти безусловной. Их учениками считают себя крупные политики, академики, художники и артисты. В сознании последователей супруги предстают уже полубогами. Впрочем, и сами Рерихи называли себя космическими помазанниками и мечтали о создании новой расы людей. Питерский ученый Александр Андреев, изучив документальные источники, сделал скандальный вывод: мистическое учение Рерихов — миф, блеф и плод больного воображения. В своей книге «Гималайское братство. Теософский миф и его творцы» Андреев с профессиональной дотошностью опровергает известные факты из жизни Рерихов.
Первопричина — родовая травма?
Оккультные мифы о едином космическом правительстве создавала главным образом Елена Рерих. Ее муж Николай — выдающийся художник и философ — скорее всего, просто попал под обаяние личности своей жены. Она была женщиной очень красивой и увлекающейся. Об ее экзальтации и буйной фантазии знало все окружение, и некоторые из приближенных особ находили тому не только мистическое, но и чисто медицинское объяснение.
— Говоря научным языком, у нее была перинатальная, а проще говоря — родовая травма, — рассказывает Александр Андреев. — Ее мать пыталась вытравить плод. В этом Елена Ивановна однажды призналась своей ученице Эстер Лихман. Вы понимаете, какие могут быть последствия у такого ребенка? Я первый об этом пишу. Впрочем, Елена считала психическую болезнь… здоровьем. Мол, только это состояние дает доступ в так называемый тонкий мир. Она страшно страдала. Причем не только психически, но и физически.
В качестве доказательства не совсем адекватного восприятия мира Еленой Андреев приводит в пример ее дневниковые записи, в которых она рассказывает о том, как летала на Луну и Венеру, опускалась на дно Индийского океана, совершала астральные путешествия по Америке…
Но Елена Рерих слушалась не врачей, а Махатм — неких «космических учителей», которые спускаются с небес на землю, чтобы исправлять «ошибки человечества». Рерихи считали Махатмами и мифических гималайско-тибетских мудрецов, составляющих некую тайную общину под названием «Великое Белое Братство». По мнению Рерихов, Махатмы — истинные, хотя и незримые, правители нашего мира.

— Я долгое время жил в Индии, — рассказывает Андреев. — Но среди индийцев никто не знает, кто такие Махатмы, в том смысле, как их понимали Рерихи. В древнеиндийском эпосе «Махатма» — это только эпитет, которым называли индийских божеств.
Голос в голове
Но для Елены Рерих мнение ученых никогда не было авторитетным. Своим, уже земным, учителем она считала только Елену Блаватскую, создательницу теософского учения. Та утверждала, что живет одновременно в двух мирах — реальном и потустороннем. Вслед за Блаватской Елена Рерих в молодости увлеклась спиритизмом, да так успешно, что на одном из сеансов она якобы познакомилась с неким космическим гуру или гималайским учителем. После этой «встречи» у Елены Ивановны начались видения — в основном чьих-то горящих глаз. Затем женщина стала слышать голоса, которые диктовали ей тексты об идеальном мироустройстве. Как считала сама Елена, «космические учителя» выбрали ее в качестве земного помощника, эдакого передатчика информации. В результате голос надиктовал ей 12 книг — своего рода рериховскую «библию».
Елена Рерих начала издавать свои книги в 20-30-е годы прошлого века. Но популярностью они тогда не пользовались. В то время в стране процветала мода на спиритические сеансы. Эзотерики без устали писали свои брошюрки и пособия о «великих космических тайнах». Елена Рерих со своими «диктантами» тогда просто затерялась в числе многих других «избранников».
Рериховское учение, получившее название «Живая этика», обрело мощное признание только в 90-е годы, когда рухнула официальная коммунистическая идеология. И народ, заполняя образовавшийся душевный и интеллектуальный вакуум, ударился в религию и оккультизм. Современные рериховцы утверждают, что это учение нерелигиозное и полностью соответствует нашему времени.
— Это религия! — уверен Андреев. — Если человек верит в существование потусторонних сил, это уже религия. Ученики Рерихов весьма агрессивны и настойчиво хотят обратить окружающих в свою веру.
Кстати, диакон Андрей Кураев в оценках более категоричен. В своей книге «Сатанизм для интеллигенции» он написал о том, что считает, что учение Рерихов содержит в себе все признаки секты.
— Космические учителя без стеснения вмешивались в личную и даже интимную жизнь Рерихов, — говорит Андреев. — Так они расстроили женитьбу их старшего сына Юрия на его возлюбленной Марсели Манциарли. Махатмы решали, на ком жениться, а с кем прекратить всякие отношения. Сами Рерихи вспоминают, что космический учитель пенял им перед обедом: «А у Юрия плохо вымыты руки!» Для меня совершенно очевидно, что все это шло из головы Елены Рерих, больной женщины.
Индус всей жизни
Своего Махатму Елена Рерих якобы встречала в своей жизни дважды — в 1920 году в Лондоне и в 1924 году в Дарджилинге.
— Эта история не выдерживает никакой критики. Представьте себе: вы едете в Лондон и при входе в Гайд-парк встречаете бородатого индуса в тюрбане. Он пройдет мимо, но некий голос вам скажет: «Это Махатма! Это учитель!» Но Елена Ивановна так и утверждала! Когда она пришла домой и рассказала об этой «судьбоносной» встрече сыновьям и мужу, те смеялись над ней! Я думаю, что реакция была подлинной. Это потом, когда уже Николай Рерих всерьез увлекся теософией, он стал вслед за женой сочинять теории мирового братства и единой мировой религии.
Идея фикс Рерихов — создание новой расы людей, причем исключительно высокодуховных. Кстати, эта идея принадлежала еще Елене Блаватской, которая считала, что на смену пятой расе (то есть нам) должна прийти шестая.
— Но человека невозможно изменить! — восклицает Андреев. — За последние пять тысяч лет он нисколько не изменился в нравственном смысле. Есть только технологический и информационный прогресс. Но Рерихи считали, что можно ускорить эволюцию человека с помощью неких высших сил.
Махатма Ленин с приветом от Будды
Те же «космические учителя» предсказывали Елене Рерих будущее. К примеру, великий Махатма заявил Елене Рерих, что большевистский режим падет в 1921 году. Художнику и философу Николаю Рериху космические учителя (опять же был голос жене Елене) уготовили участь стать царем новой России. Но пророчествам сбыться было не суждено. Впрочем, супруги этому факту мало расстроились.
— Когда пророчество Махатмы не сбылось, Рерихи попытались воздействовать на руководство СССР идеологически, для этого необходимо было убедить советских вождей принять их учение, а потом начать его открытую пропаганду в стране, — рассказывает Александр Андреев.
Николай Рерих даже составил завещание, согласно которому все принадлежащее ему имущество (картины, литературные права) в случае его смерти должно было перейти в распоряжение жены, а после нее — Всесоюзной Коммунистической партии. Одним из распорядителей завещания он назначил Сталина.
Выступая в качестве посланца Белого Братства, Рерих также передал наркому Чичерину ларец со священной землей с места рождения Будды, якобы посланной Махатмами на могилу своего собрата «Махатмы Ленина» (стоит сказать, что Николай, не приняв революцию, несколько лет прожил в Америке и даже принимал участие в разработке дизайна долларовой банкноты).
Еще один рериховский миф — это рассказ Елены Рерих о посещении Шамбалы (гималайского братства). Она описывает научную лабораторию существ из тонкого мира, даже дает название новым наукам — астрохимия, психохимия…
— Человечеству нужна новая мифология, чтобы перекинуть мост через бездну нашего бессмысленного настоящего. Но учение Рерихов в этом плане даже не подпорка, оно рано или поздно рухнет, — убежден Андреев. — Люди должны дорожить своей свободой и не подчинять себя никаким поводырям из потустороннего мира.
Рерихи, конечно, были гениальными мистификаторами. Тысячи людей верят сегодня в космических учителей. В то, что с планеты Орион Рерихам был послан черный камень, который должен был способствовать возникновению нового общества и нового человека.
— Николай и Елена Рерихи создали прекрасную сказку, с помощью которой, как оказалось, можно влиять на воображение и сознание людей. Поэтому свою книгу я писал в жанре документального расследования, чтобы не было обвинений в клевете, — говорит Александр, который много лет занимается изучением Индии и Тибета. — Я с самого начала чувствовал, что вся эта история шита белыми нитками. Но большая часть людей утратила способность критически мыслить, поэтому верят этому откровенному бреду.

Ирина Молчанова
Кстати
В каждом крупном российском городе есть рериховское общество. Существует оно и в Петербурге. В Музее-институте семьи Рерихов на Васильевском острове о книге Александра Андреева знают, но еще ее не читали.
— Я держал ее в руках, только пролистывал, — говорит Петр Крылов, заведующий библиотечным фондом музея, известный питерский путешественник и знаток искусства Рерихов. — Поэтому не готов давать вам пока свой отзыв.
Источник – «Московский Комсомолец»
>Вопрос:

Сейчас некоторые проповедуют учение Рерихов, уча, что оно истинно. Я слышал, что это — лжеучение. Не могли бы вы пожалуйста разъяснить, почему это учение ложно.

Отвечает игумен Амвросий (Ермаков):

По словам диакона Андрея Кураева, Агни-Йога Рерихов выдает себя за чисто светскую идеологию, которая при этом ухитрилась вобрать в себя все лучшее, что только есть во всех религиях мира, но все равно осталась светской. Христиане же свидетельствуют, что во-первых, это религиозная, а не светская доктрина, во-вторых, это учение носит явно выраженный антихристианский характер. Сами Рерихи заверяли, что трактаты цикла Агни-Йоги они пишут не сами, а записывают «космический диктант». Это известный феномен автоматического письма, когда сам человек находится в медитативно-полубессознательном состоянии, а карандаш пишет сам по себе, исполняя волю некоего духа, вышедшего на контакт. Отличительной особенностью проповедников Агни-Йоги является недобросовестность их пропаганды. Объявляя невежественным и необразованным фанатиком любого человека, несогласного с их доктриной, считая зачастую, что между их адептами и оппонентами лежит расовая пропасть, они постоянно обвиняют в нетерпимости христиан, заявляя о себе как о носителях широкого взгляда на мир. Они никогда не признают права христианина оставаться просто христианами. Отказ христианина поклониться эзотерической доктрине, что невозможно для остающегося верным духу и букве учения Христа, они немедленно характеризуют как средневековую нетерпимость, фанатизм и т. п., уверяя, что подобного рода людям нет места в новом мировом порядке.

Учение Рерихов — это религиозная секта не только не совместимая с христианством, но и прямо ему враждебная. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с некоторыми постулатами их учения: «Когда колесница направлена ко благу, то возница не отвечает за раздавленных червей». Е. Рерих уточняет: «Конечно, изречение о колеснице оставьте для себя, иначе много соблазна может произойти…» О чем здесь идет речь? Здесь утверждается возможность убийства в целях, выгодных для распространения этой секты. Еще один пример: «Фундаментальные трактаты живой этики допускают необходимость убийства во имя торжества своих идеалов». (Трактат «Община» с. 146)

По мнению Рерихов, «Евангелие не соответствует истинному учению Махатмы Иисуса», а значит и Евангелие и вся христианская литература будут по их плану изъяты из библиотек. Предположения рерихианцев на будущее включают такие мероприятия как: уничтожение кладбищ, как рассадников эпидемий; отмена денежной милостыни; в новой общине нужно забыть о доброте, ибо доброта не есть благо; народности с их историей и культурой должны быть отменены. Клезовский, один из вождей Агни-Йоги, в числе предрассудков называет веру западного мира во Христа, как Единородного Сына Божия. «Неправы те, кто считает нашу общину молитвенным домом» — пишет Е. Рерих.

Новый мировой порядок, который предлагает живая этика (или Агни-Йога), в корне противоречит христинскому миропониманию. Поэтому Архиерейский Собор Русской Православной Церкви ясно определил Агни-Йогу как религиозное течение антихристианского характера.

Чем учение Рерихов не устраивает Церковь?

Принятое 25 августа Городской межведомственной комиссией по наименованию территориальных единиц, улиц, станций метрополитена, организаций и других объектов города Москвы решение назвать одну из безымянных улиц столицы именем Николая Рериха вызвало протесты православной общественности.

Директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора (ВРНС) Роман Силантьев заявил журналистам, что “идея назвать одну из улиц района Сокол именем художника Николая Рериха вызывает сомнения”, так как художник также был “и оккультистом, основавшим целую группу агрессивных антихристианских сект”.

Подобная позиция в отношении Рерихов в РПЦ (напомним, председателем ВРНС является Патриарх Московский и всея Руси) была ранее сформулирована и на официальном уровне.

— К несчастью, в наших странах… возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, — сказано в принятом в 1994 году Определении Архиерейского собора РПЦ “О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме”. — Усиленно пропагандируется учение “Живая этика”, введённое в оборот семьёй Рерихов и называемое также агни-йогой.

Никто эту позицию с тех пор не пересматривал, наоборот, её не раз подтверждали.

— Блаватская — проводник сатанизма, а также её последователи семейство Рерих с их агни-йогой. Их дух — природы преисподней, — недвусмысленно заявил 20 октября 2009 года в эфире телеканала “Спас” председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями (сейчас председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства) Московского патриархата протоиерей Димитрий Смирнов. — Церковь не благословляет (читать их книги. — Прим. Лайфа) — ибо как может врач рекомендовать пациенту лечиться цианистым калием? Церковь не может запретить, но мы предостерегаем .

Много цитат Блаватской (признаваемой Рерихами предыдущим пророком гималайских махатм, знание которых несли и они) в адрес Люцифера как источника “оккультной мудрости” и “духовного отца человечества” собрано вполне либеральным протодиаконом Андреем Кураевым, например, в главе “О сатанизме” в книге “Кто послал Блаватскую: теософия, Рерихи и православие” (2000). Но для православных не менее существенно содержание “Послания гималайских махатм Советскому правительству”, переданного в 1926 году Николаем Рерихом.

— На Гималаях мы знаем совершаемое вами, — говорится в этом послании “духовных вождей”, надиктовавших Елене Рерих (жене Николая) учение агни-йоги. — Вы упразднили Церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий… Мы признали своевременность вашего движения и посылаем вам всю нашу помощь… Привет вам, ищущим общего блага!

Нетрудно понять, что “наставники человечества”, поддерживавшие большевистские гонения на Церковь (не только православную, кстати), вряд ли вызывают у последней бурные симпатии. Равно как и отрицание Рерихами связи современного христианства с учением Христа.

— Вспоминается характерный случай, произошедший в наших краях, — пишет Елена Рерих 31 июля 1937 года. — Один мусульманин попросил дать ему Евангелие, чтобы ознакомиться с христианским учением. Прочтя его, он с удивлением сказал: “Я прочёл Евангелие внимательно, но не нашёл в них ничего, что бы отвечало современному христианству”. Вот именно это-то и следует иметь в виду тем, кто желает следовать истинному учению Иисуса Христа.

Впрочем, не стоит заблуждаться по поводу её позиции и по отношению к исламу.

— Мусульманство наложило на него печать тупой нетерпимости, и учёный явил себя в лагере невежественных фанатиков, — отмечала Елена Рерих 12 января 1949 года по поводу французского философа Рене Генона. — Ну Аллах с ним! Он сам себя угробит, ибо магометанство осуждено. Чудесное учение Магомета было совершенно искажено его последователями, фанатичными изуверами.

Но, может быть, хотя бы к последователям Будды у проповедников “новой универсальной религии”, часто позиционировавших себя как буддийская миссия, отношение было иным? Нет.

— Есть что-то суждённое в умирании старого Тибета, — отмечает в своём дневнике Николай Рерих в 1927 году из Лхасы, тибетской резиденции далай-ламы. — Колесо закона повернулось. Тайна ушла. Тибету некого охранять, и никто не хранит Тибет. Исключительность положения как хранителя буддизма более не принадлежит Тибету.

Откровенно излагал содержание бесед Николая Рериха участник Центральноазиатской экспедиции (1927—1928 годы) Николай Кордашевский.

— Н. К. Р. (Николай Константинович Рерих. — Прим. Лайфа) всегда подчёркивает разницу между истинным буддизмом и ламаизмом (тибетский буддизм, также распространённый у монголов, калмыков и бурят. — Прим. Лайфа), — пишет он. — Одно — прекрасное учение, данное благословенным Буддой, другое — тёмное суеверие и колдовство, в том виде, конечно, в каком ламаизм находится в настоящее время в Тибете… Вечером в беседе Н. К. Р. замечает, что величайшей ошибкой было бы считать Тибет оплотом истинного буддизма. Как и учения других великих Учителей, буддизм в своём чистом виде, и особенно в Тибете, больше не существует.

Вот так — буддисты “исказили истинное учение” Будды, и только Рерихи его знают (точно так же они заявляли в отношении христианства и ислама).

— Н. К. Р. говорит: “За всё своё пребывание в Тибете вижу только одно: страна погружается в сумерки своего заката”, — фиксирует его заявления в январе 1928-го Кордашевский. — Следует подчеркнуть, насколько мало детей видно в Тибете. Н. К. Р. указывает, что это несомненный признак вырождения уходящего с исторической сцены народа. О буддизме в Тибете. “Верчение ручных, ветряных и водяных колёс, уснащённых текстами, — разве не колдовство? Потерянный смысл служения в бормотании ламами молитв, которых они не понимают. Ложь, пороки, лицемерие — это отвратительные особенности ламаизма, которым мы были свидетелями. Высокое имя Учителя Будды не может больше унижаться среди невежества, суеверия и кощунства…”.

И далее, и далее всё в том же духе. Вот ещё записанное 20 марта 1928 года Кордашевским заявление Николая Рериха: “Как можно скорее должно быть отделено великое Учение от Тибета, а драгоценная жемчужина его изъята из своего захватанного и испачканного хранилища, на звание которого тупо и нагло претендует Тибет с тем ничтожеством во главе, которое изображает из себя жёлтый папа” (то есть далай-лама).

Кстати, 27 ноября 1927 года на некоем “съезде западных буддистов” (никому не известных) Рерих был избран в Нью-Йорке (!) далай-ламой, заявив о прекращении иерархии таковых в Тибете. Есть упоминания, что и позировал в одеянии духовного главы ламаистов (помимо просто любимых им буддийских костюмов, что плохо сочеталось с регулярными заявлениями о его православности).

— Наглости тибетцев раз и навсегда должен быть положен конец, тем более что на Западе уже избран свой глава западных буддистов, куда может примкнуть и Восток, — излагает Сергей Рябинин (ещё один участник рериховской экспедиции) слова представителей этой семьи. — Пусть Тибет сохранит для себя Далай-Ламу Тринадцатого и последнего.

Как отнесутся буддисты нашей страны, большинство из которых считает своим духовным вождём далай-ламу, к увековечиванию памяти отрицавшего существование иерархии таковых в Тибете и в целом считавшего тибетский буддизм “невежеством и колдовством” деятеля?

Можно возразить, что улица в столице России названа не в честь “реформатора всех религий” с целью слияния их в одну собственную, а художника Николая Рериха. Но, во-первых, как можно разделить эти понятия в одном человеке? Во-вторых, и официальные лидеры его последователей прямо указывают на подчинённую роль творчества Рериха к его религиозной доктрине.

— “Живая этика” — главный результат деятельности Рерихов, — писала в 1989 году в “Огоньке” Людмила Шапошникова, с этого года и бессменно до своей смерти генеральный директор общественного Музея имени Н. К. Рериха, Международного центра Рерихов и доверенное лицо его наследников. — “Гуру-гури Дхар”, “Тень Учителя”, “Сожжение тьмы”, “Сокровища гор”, “Стража Гималаев”, “Агни-йога” (она перечисляет названия картин Николая Рериха. — Прим. Лайфа). Те, кто был изображён на этих картинах, назывались Учителями, мудрецами и махатмами.

Иными словами, картины Рериха играли лишь иллюстративную роль к его религиозному учению. Которое, мягко говоря, вызывает вопросы в его отношении к традиционным религиям нашей страны, равно как и их зарубежным единоверцам, так что присвоение улице имени “синтезатора всех религий” может стать детонатором весьма громких скандалов.

Владислав Мальцев, Life.ru