Лекции монахини Нины

Монахиня Нина (Крыгина): «О деликатном надо говорить деликатно»

Задача воспитания подрастающего поколения в духе заповедей Божиих всегда находилась в центре внимания и попечения Русской Православной Церкви. В последние годы наметились определенные сдвиги и в церковно-государственных отношениях в области образования – тем более востребованы сегодня труды православных педагогов, законоучителей, катехизаторов, миссионеров: «Пусть слово ваше будет с благодатию, дабы вы знали, как отвечать каждому» (1 Пет. 3, 80). Сегодня много сделано в просветительской и образовательной деятельности Екатеринбургской епархии, православном просвещении детей в государственных учреждениях образования. И один из шагов – издание учебника «Нравственные основы семейной жизни. Культура семьи» для 10 класса общеобразовательной школы. Презентацию пособия провела на секции Учебного отдела Екатеринбургской епархии «Основы православной культуры» в свете государственных стандартов образования нового поколения» кандидат психологических наук насельница Среднеуральского женского монастыря в честь Иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов» монахиня Нина (Крыгина).

– Предмет «Нравственные основы семейной жизни» имеет свою специфику преподавания в школе: он предполагает особую доверительность. Я вспоминаю фразу одного ученого, который сказал: проблема нашей школы в том, что мы мудрость заменили знаниями, а знания – информацией. Вместо мудрости той культуры, в которой мы живем, очень часто школьникам просто транслируют информацию, а сердце на это не отзывается.

Так вот, в отношении этого предмета мы поставили задачу, чтобы это не была трансляция информации, а сформировать у детей традиционные для нашей культуры семейные ценности. А если мы работаем с ценностями, это означает: мы должны сработать так, чтобы у наших учеников отозвалось сердце – ценности это то, что человеку ценно, на что он ориентируется.

Чтобы понять, что ценно для ребенка, с которым мы начинаем работать, мы должны узнать его истинную точку зрения по всем вопросам, о которых мы будем говорить. Я 18 лет читала курс «Психология семейной жизни» и в школе, и в вузе, и сталкивалась с такой проблемой: когда начинаешь работать, нельзя говорить с молодыми людьми с позиции своего жизненного опыта, возраста и профессиональной подготовки. Если говорить именно с этих позиций: «как я понимаю, как правильно, как я считаю» – разговор пойдет «поверх голов» детей. Они будут сидеть в классе и думать о своем, а учитель будет говорить о своем.

Чтобы исправить ошибку очень многих учителей, которые начинают вести этот предмет, нужно выделить важный аспект. Человек – это не одна психика, у человека есть душа. И если ее не брать во внимание, результата мы не достигнем.

Чтобы выяснить жизненные приоритеты современной молодежи, мы разработали анкету. Предполагается, что в конце первого урока ребятам предлагается дома ответить на ее вопросы. Самое главное, чтобы ребята ответили искренне, и эта искренность – тоже особенность преподавания предмета.

Молодым людям нужно ответить на вопросы: что такое счастье, для чего человек живет, какая она – настоящая любовь, что ее разрушает и что помогает сохранить, что важнее – быть любимым или любить самому? Какими они представляют свою будущую жену или мужа, какие качества характера чаще встречаются у современных женщин и мужчин, кто из женщин и мужчин современности или истории для них идеал и пример подражания….

Ответы ребят учителю надо обрабатывать не одновременно, а по определенным темам программы. Анкетирование учащихся дает учителю реальную картину класса, с которым он работает, и в этой ситуации бывает очень много неожиданностей.

Расскажу, с какими неожиданностями столкнулась лично я. Например, тема «Ошибки добрачных отношений». Вопрос анкеты звучит так: «Считаете ли вы для себя допустимым пробный брак?» Когда дети отвечают на этот вопрос, обнаруживается интересная закономерность: 93% детей хотели бы иметь многодетную семью, а когда спрашиваешь: «Хотел бы ты вступить в пробный брак?», большинство отвечают: нет. Но 47% отвечают: да, это возможно. Это те ребята, с которыми в дальнейшем педагогу надо долго и серьезно работать.

Когда мы стали смотреть на эту проблему по признаку пола, оказалось, что на такой брак больше готовы идти девушки, а не юноши. Это означает, что девочки будут провоцировать парней на начало пробного брака, и потом эти же девочки будут плакать и обращаться к священникам и психологам за советом, как им выбраться из этой ситуации.

Эту анкету мы даем в самом начале, чтобы выяснить отношение детей к миру, к семье, а в конце года, когда мы пройдем весь курс, анкета запускается снова: посмотреть, изменились ли их взгляды на проблемы, по которым мы работали, или не изменились. И это становится своеобразным «мостиком» для преподавания курса на следующий год, в 11 классе.

Я использовала в работе и такой прием: перед уроком можно написать и передать мне записку с вопросом, о котором ребятам неудобно говорить перед всеми, на который я бы ответила или на уроке, или после него ученику лично. Был случай с девочкой-восьмиклассницей, которая задала мне такой вопрос: «Я живу с мужчиной и не испытываю оргазма. Что мне делать?» Вначале у меня был шок, но школьница задала учителю этот вопрос, поскольку мы договорились, что будем откровенны друг с другом.

Она откровенна, она задает вопрос, который ее интересует, но на каком языке с ней разговаривать – непонятно. Сказать, что неприлично такие вопросы задавать учителю? Но ведь сама просила, чтобы дети были искренни. Разговаривать с ней как с женщиной, которая уже имеет сексуальные отношения? Но она – ребенок. И какой выход?

Попросила ее рассказать немножко о своей семье. И выяснилось, что девочка живет в семье, где родители постоянно ссорятся; когда она хочет поговорить с мамой, та отправляет ее к отцу, а отец в свою очередь отправляет к матери. И она остается наедине со всеми своими проблемами. А потом приехал сосед, который пришел из армии и который стал ее выслушивать, а она стала ему выплакиваться. И когда этот зрелый мужчина стал ее провоцировать на близкие отношения, она, в благодарность ему, согласилась на это.

Анализируешь ситуацию и приходишь к выводу, что здесь виноваты и родители, которые спровоцировали ее на такой шаг; когда выясняешь причины раннего сексуального сожительства, в большинстве случаев это неблагоприятная обстановка в семье.

Формирование православного мировоззрения – нелегкая задача. Как складываются православные приоритеты в нашей культурной православной традиции? Нужно уметь ответить на вопрос, что можно, а что нет, что допустимо, а что – нет. Поэтому на уроках нужно говорить с детьми честно, но с позиций духовно здоровой матери и православных традиций. Это требование к преподаванию курса «Нравственные основы семейной жизни».

Основой нравственности межличностных отношений юношей и девушек должны стать христианские заповеди. Разговор с ребятами можно начать с обсуждения проблемы так называемого «пробного» брака, задав им такой вопрос: ты хочешь быть «пробной» женой или мужем для человека, которого любишь? Этот вопрос приводит их в какое-то замешательство и смущение. А дальше следующий вопрос: от этого пробного брака с любимым человеком могут родиться «пробные» дети или они рождаются настоящими?

По поводу пробного брака у молодежи имеется собственное объяснение: это нужно, чтобы лучше узнать человека, с которым они собираются создать семью. Если он «подходит», то можно и в брак вступать, а если нет – то люди просто «по-честному» расходятся.

Здесь мне хотелось бы обратиться к некоторым социологическим данным. Как известно, американцы – народ прагматичный: они всегда рассчитывают, насколько им выгодно то или иное дело, каков будет результат… Еще 15 лет назад американские социологи провели исследование, которое показало, что пробные браки не способствуют созданию надежной и прочной семьи. Сожительство в пробном браке приводит к возникновению конфликтов в семье и резко повышает риск разводов. Особый акцент мы делаем на то, что молодые люди должны пройти так называемую романтическую стадию развития любви. Она предполагает, что когда человек влюбляется в другого человека, его душа учится любить. А если человек эту стадию опускает и сразу переходит к сексуальным отношениям, не научившись душой любить и ценить другого человека, у него утрачивается способность любить – в дальнейшей жизни у него работают уже не сердце, не душа, а только физиология. И плата за такую жизнь – одиночество.

Эта стадия еще очень красива тем, что люди учатся дарить другому человеку счастье, радость. Важно, чтобы на этой стадии молодые люди научились взаимоотношению между собой. Мужчина – главный в семье, женщина – помощница ему. Мужчина должен научиться ухаживать и оберегать женщину, как немощный сосуд.
Как только начинаются сексуальные отношения, женщина чувствует более сильную зависимость от мужчины, а мужчина, если он не взял на себя семейные обязательства и ответственность за женщину, нередко теряет к ней интерес. Потому что ее тайна уже раскрыта – что здесь завоевывать, когда все уже доступно.

При ответе на вопрос анкеты: «Допускаешь ли ты пробный брак?» – одна девочка написала: «Нет, потому что использованная женщина никому не нужна».

Тревожит еще одна тенденция: когда брак заключается почти принудительно из-за беременности женщины. Это ненормально, это дико… Статистика доказывает, что более 50 % таких браков заканчивается разводом.

Когда мы выясняли, что побудило молодых людей вступить в добрачные отношения, на первом месте оказалось сильное влечение, на втором – желание почувствовать себя взрослым человеком, и только на третьем месте – любовь.

Конечно, мы не ставили целью как-то сильно воздействовать на психику подростков; вся информация дается им на уровне информации для размышления: «Я тебе скажу, а ты подумай, выбор ты сделаешь сам, выбор – за тобой, но тебе полезно об этом узнать». Вот когда с молодыми людьми и девушками разговариваешь так, они тебя слушают, понимают и принимают.

Очень сложная тема – иерархичность семьи. Когда мальчишки спокойно воспринимают главенство мужчины в семье, а современные эмансипированные девочки не могут смириться с отведенной им ролью помощницы мужа. Здесь мне хотелось бы обратиться к примеру американского ученого, который предложил сравнить семью с замком и ключом. У мужчины и женщины в семье разные по функции, но равные по значимости задачи. Что могут сделать два замка без ключей и два ключа без замков? Ничего. Только когда есть и замок, и ключ, тогда может получиться дело. Так вот, это касается и семьи. У мужчины и женщины разные задачи в семье, и только когда они будут вместе, может получиться дело.

Мужчина должен быть главой семьи, защитником, кормильцем, а женщина – хранительницей семейного очага, матерью, хозяйкой. Мужчина, который тратит немало усилий на содержание и пропитание семьи, вправе ожидать от женщины уважения и помощи. А если со стороны жены он этого не видит, если мать не обучает детей элементарной благодарности по отношению к отцу, мужчина чувствует свою ненужность в семье. Тогда он действительно ложится на диван и начинает смотреть телевизор. Это приводит к тому, что мужчина чувствует свою ущербность, женщина страдает от тяжести быта, а дети чувствуют себя заложниками, отверженными. Потому что когда семья строится на неправильных отношениях, когда в ней нарушена духовная иерархия, дети чувствуют себя привязанными к родительским проблемам.

А затем атмосферу семьи, где они выросли, они переносят в собственные семьи, повторяя ошибки своих родителей…

Материалы подготовила Лидия Ежкова

Нина Крыгина — кандидат психологических наук и, по совместительству, монахиня. Она читает лекции и ведет беседы на тему русской православной психологии, сравнивает современную жизнь общества с религиозными догмами и старается приблизить человека к духовности. Ее лекции можно обнаружить на многих информационных носителях. Она помогает советами людям, которые оказались в запутанной ситуации, наставляет их на правильный путь.

Детство Нины

О детстве монахини и православного психолога известно очень мало, так как нет источников, рассказывающих о ее биографии. О жизни и семье настоятельницы можно узнать лишь из личных бесед, в которых она приводит примеры из собственной жизни.

Происхождение и рождение

Будущая преподавательница и кандидат психологических наук, столь известная на сегодняшний день своими лекциями о праведной или правильной жизни, православный психолог монахиня Нина Крыгина появилась на свет в 1969 году в Свердловской области в обычной советской семье.

Семья

Родители ее были обыкновенными трудящимися, но особенность семьи заключалась в их праведности и в истинной вере в Бога. В те далекие советские времена было не принято говорить о душе и Боге, в стране, победившей капитализм, не ходили в церкви, если бы узнали об этом, то могли даже лишить партбилета. В СССР пропагандировался атеизм. Но несмотря на это, родители были исключительно верующими, молились, знали все обряды и православные традиции.

Матушка Нина не была единственным ребенком в семье. По ее лекциям известно, что у нее есть сестра-близнец Варвара. В беседах монахиня вскользь упомянула о том, что Варвара в детском возрасте перенесла серьезное заболевание, и спасла ее родительница постоянными молитвами к Богородице, где просила об исцелении для своего ребенка.

Юношеские годы и молодость

В школьные и студенческие годы матушка Нина была обыкновенным мирским человеком. Известно, что она стремилась получить достойное образование и построить, как и все, личную жизнь.

Получение высшего образования

Матушка Нина всегда была целеустремленна, начитана. Ее интересовала психология человека, она пыталась понять причины тех или иных поступков людей, их стремления и истинные желания. Именно поэтому, будучи еще молодой, она решила поступить на факультет психологии одного из Московских вузов.

Преподавательская деятельность

По окончанию столичного высшего учебного заведения, она вернулась на малую родину и стала преподавать психологию в Магнитогорском университете. Будучи преподавателем, она общалась со студентами, обсуждали многие проблемы современности, связанные с семейными ценностями. Именно тогда, работая в университете, она набиралась жизненного опыта и уже тогда начала размышлять о строении семьи, воспитании детей и о других вопросах, которые позже легли в основу ее лекций.

В Магнитогорском университете она стала профессором психологических наук и защитила кандидатскую диссертацию по психологии.

Личная жизнь

Монахиня несколько раз упомянула в своих беседах, что ранее, несмотря на неодобрение старших в отношении ее возлюбленного, все же вышла замуж за своего избранника. Муж не был столь религиозен и не поддерживал ее в стремлении быть ближе к Богу и к православной жизни по Божьим заповедям. В браке у них родился мальчик. Став взрослым, он, взвесив все аргументы, самостоятельно сделал выбор — уйти в монастырь. Таким образом, близкие проповедницы разделили с ней ее стремление жить во благо иных людей.

Зрелый возраст

Нина Крыгина проживала в миру, как и все, но уже в зрелом возрасте решила посвятить себя служению Господу и мирским людям.

Жизнь в монастыре

Она стала послушницей Среднеуральского женского монастыря, а позже стала насельницей. Этот монастырь занимается благотворительностью, помогает социально уязвимым слоям населения и лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: помогает одиноким пожилым людям, осиротевшим, обездоленным и неимущим, матерям, самостоятельно воспитывающим детей, беженцам, больным и инвалидам. Обитель поддерживает их как духовно, так и материально. Нина Крыгина, как насельница этого монастыря, вместе с родной сестрой Варварой Крыгиной, являющейся игуменией, и другими монахинями также оказывает всяческую поддержку нуждающимся, приходит к ним на помощь, когда надеяться остается только на Бога.

Чтение лекций

Современный человек в силу развитых технологии, эмансипации женщин, зависимости от денежных средств и ложной информации, заставляющих людей быть эгоистичными, утратили связь с Богом, потеряли дорогу к миру и внутренней гармонии. Монахиня в своих лекциях дает ответы на актуальные для всех вопросы семейных отношений, любви и взаимоотношений с другими. Действительно, в наш век происходит много разводов, ссор с близкими, проблем, связанных с взаимопониманием с окружающими и пониманием самой жизни. Проповедница в своих беседах максимально ясно и просто объясняет, откуда появляются эти моменты и как с ними можно справляться.

Проповеди и лекции Нины Крыгиной

На самом деле. у проповедницы достаточно много тем, с которыми она выступает. Однако их всех связывает одно — это семья: отношения между супругами, в частности, молодыми; воспитание детей; восприятие и взаимодействие с родственниками; и власть женщины.

Эти темы во многом близки каждому слушателю, так как споры и даже проблемы возникают практически у всех. Монахиня объясняет, откуда берут начало житейские споры, и что делать, чтобы их избежать и побороть и как создать счастливый брак.

В ее лекции «Тепло домашнего очага» она открывает тайну счастливого брака, которая заключается в умении прощать свою половину и в стремлении отдать все близкому, то есть в жертвенности. На этих двух столпах держится семья. Если муж и жена будут постоянно обижаться друг на друга и копить обиды, то вскоре они перерастут в ненависть и безразличие. Действительно, сегодня молодые юноши и девушки вырастают эгоистичными людьми. Все дело в том, что раньше в семьях было много детей, и они умели прощать и делиться со своими братьями и сестрами. В наше время детей в семьях мало, и они привыкают быть в центре всего мира. А образуя уже собственную семью, им трудно делить свое первенство со второй половиной. Еще в лекции говорится о жертвенности, о том, что супруги должны стремиться отдать свое время, заботу, энергию ради того, чтобы другому было комфортно. Подразумевается, что желание помочь должно исходить от обоих супругов.

В лекции «О воспитании девочек и мальчиков» автор говорит о воспитании детей в ракурсе православной традиции по гендерному отличию. Сегодня модно ругать «Домострой» за то, что женщин обязывали лишь воспитывать детей и ухаживать за мужем. Однако в век женской эмансипации, когда слабые девушки могут зарабатывать не меньше мужчин, роль добытчика делится поровну. А кто же воспитывает детей? Няни, детские сады и школы. Монахиня говорит о том, что нельзя девочек и мальчиков воспитывать одинаково. Мальчик должен понимать, что он — будущий кормилец и добытчик, он должен в будущем уметь и желать содержать семью, заботиться о благополучии собственных отпрысков. Сегодня же наблюдается иная тенденция, когда мужчины бросают детей, скрываются от алиментов, не желают содержать собственных сыновей и дочерей. Все потому, что им не дали должное воспитание. Девочек нужно воспитывать так, чтобы, когда они вырастут, умели слушать и уважать мужа, не быть эгоистичными и носиться за модой, как сегодня это принято, а стремиться все свое время отдавать семье.

В беседе «О деликатном надо говорить деликатно» автор размышляет о вопросе ранних сексуальных отношений между молодыми людьми, которые называет «пробным» браком. Монахиня говорит, что когда молодые люди начинают свою связь не с романтики и проявления заботы, уважения, восхищения и иных благодатных чувств, а именно со страсти и постели, то их душа не успевает научиться любить и отношения более получаются физиологическими, нежели духовными. Далее девушка беременеет, и молодые женятся, рождается младенец, а муж и жена даже не успели понять действительно ли они любят друг друга, подходят ли, возможна ли совместная жизнь. Их объединяло желание получить удовольствие и стать взрослыми. Поэтому «пробные» браки, то есть досвадебные отношения, сбивают человека от поиска того близкого по духу спутника и являются частыми причинами разводов.

В лекции «Женщинам, чьи мужья страдают от алкоголизма», монахиня говорит, что для настоящей России пьянство мужчин, отцов семейства стала настоящей трагедией. Ранее, в царское время, мужчины не вели себя таким образом. Всему виной стал советский матриархат, при котором мужчина потерял свой прежний авторитет в качестве единственного снабженца и добытчика. Теперь женщины тоже могут содержать свою семью, и в случае конфликтов происходят ссоры и разводы. Дети чаще остаются с матерями, а от отцов им нужно лишь содержание. Такое положение мужчины принимают как унижение и видят себя ненужными.

Автор обращается к женщинам и просит их уделить внимание пьющему мужу, а не считать его варваром, дать ему понять, что без него семье тяжело, не требовать, а возвысить его в собственных глазах, чтобы он понимал свою значимость для своих близких. Именно так можно избавить мужчин от стремления забыться в вине.

Также монахиня размышляет о женщинах вампирах, которые стремятся унизить мужчину, заставить его поверить в никчемность своей жизни. Такие женщины только расцветают оттого, чтобы мужья теряют жизненную силу. Нередко именно в таких случаях мужчины и начинают прикладываться к бутылке.

В лекции «О клинической смерти» Нина Крыгина исследовала данные разных ученых о состоянии души после смерти и о жизни людей после того, как по каким-то причинам душа вернулась в их тело.

В лекции «О моде» преподавательница рассказывает о неумении некоторых женщин правильно одеваться. Каждая представительница прекрасного пола стремится выглядеть красиво и ухоженно, но порой за красоту принимается излишняя сексуальность в виде слишком коротких юбок, невообразимо глубоких декольте и полупрозрачной одежды. Женщина не должна выглядеть доступно, и при выборе модной одежды не стоит увлекаться стандартными для времени или сезона вещами, которые будут кричать о сексе. Быть красивой и модной — не значит выглядеть доступной.

В беседе «Скорби и болезни» говорится о том, что чаще всего причинами наших болезней являются совершенные нами грехи. Совершив дурной поступок, человек переживает, испытывает муки совести, и его тело заболевает. Только покаявшись в своем проступке, пересмотрев прежнюю жизнь и поняв прежние ошибки, человек может излечиться.

Это перечень лишь части бесед и проповедей монахини, стремящейся помочь людям, оказавшимся в запутанных жизненных ситуациях. Также прослушивание ее бесед может помочь многое понять и, возможно, избежать в будущем сложностей.

Видео отрывок из лекции игуменьи

В этом видео вы увидите отрывок из лекции монахини, в котором рассматриваются самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей.

Православные истории

Случилось это 28 апреля 2005 года. Привела Ольгу в Среднеуральскиий женский монастырь родительница, поскольку у девушки был рак мозга, и её выписали из Онкологического центра Екатеринбурга, сказав, что она безнадежна. Тогда она не могла даже самостоятельно стоять на ногах, а потому мама поддерживала её со спины. А родная бабушка уже шила ей погребальные одежды, но работа отчего-то не ладилась. Женщина же всё не переставала удивляться: отчего не получается такое простое шитьё?! И только через год всем стало ясно, что не шилось за ненадобностью: той, кому предназначались эти погребальные одежды, суждено было уйти в вечность в Великой схиме, для чего и был дан ей этот удивительный год…
Когда Ольга пришла в обитель, её подвели к отцу Сергию, духовнику и строителю обители, и он сказал ей:
— Если хочешь жить, то оставайся в нашем монастыре.
И она поверила ему и осталась. Болезнь сопровождалась страшными головными болями, и она практически не могла есть. Но буквально с первых дней жизни в монастыре Ольга постепенно стала не только есть, но даже самостоятельно двигаться. Позже она поведала сёстрам, что, когда обучалась в Магнитогорском университете и ей объявили страшный диагноз, то первая мысль, возникшая тогда у девушки, была: значит, уйду в монастырь. Почему так, она сама не знала, а только очень этому удивилась. И потому, когда её подвели к отцу Сергию, и он предложил ей остаться и пожить в монастыре, она вспомнила ту свою мысль и сразу же согласилась.
Позже у Ольги появилось иное желание: если вылечится полностью, то останется в монастыре на всю оставшуюся жизнь. Об этом и просила она теперь в своих горячих молитвах Богородицу, дала Ей обет. Ведь и монастырь-то этот, ставший для девушки прибежищем в её скорбные дни, Богородичный.
Поведав об этом отцу Сергию, услышала в ответ:
— Деточка, ты должна понять, насколько серьёзные вещи ты сказала Богородице. Это ведь обет и его надо выполнять.
А дальше произошло то, что называется чудом исцеления. Девушка со страшным диагнозом, которой был вынесен врачами окончательный вердикт, а потому выписанная домой умирать, исцелилась в монастыре полностью.
Ещё недавно она переступила порог этой обители с опухолью мозга, которая выдавила ей левый глаз так, что вышла на лоб, а потому шишка была очень страшная. Теперь же всё выровнялось, лобик стал абсолютно ровным, глаз открывался.
Она была сама тишина, женственность и покой, вспоминают о ней сёстры. Никто никогда не слышал, чтобы она роптала, повышала на кого-то голос. Как часто бывает, что больной человек срывается от своей боли, любая неловкость так сильно ранит других людей. Ольга же никогда ни на кого – как бы ей не было больно – голоса не повышала и за все время, что прожила в монастыре, ни разу ни с кем не поссорилась.
Когда Ольга наконец излечилась, однокурсницы и подруги стали говорить ей о том, что она ещё молода и симпатична, надо сначала доучиться, создать семью, а уж потом, со временем, можно снова вернуться в монастырь. И девушка стала склоняться к этим помыслам, а потом подошла к отцу Сергию и призналась во всём. И тогда ей напомнили, что она давала обет, а это очень серьёзно.
— Давай просто помолимся, — предложил духовник, — и попросим Богородицу: как Она устроит, по какому пути тебе идти.
Так они помолились вместе, а через некоторое время опухоль стала расти с неимоверной скоростью, буквально на глазах. Но, что удивительно, именно в это время появилось ощущение, что Ольга стала очень быстро расти духовно. Она приняла свой крест, у неё не было никакого ропота. Девушка поняла, что болезнь дана ей Богом для её же спасения. И если бы она вернулась в мир, то наверняка произошло что-то, от чего могла бы погибнуть её душа. Приняв свою болезнь, она согласилась нести этот свой крест без ропота.
С наречением имени Евдокия её постригли в мантию. Тогда она ещё могла передвигаться, а потому постриг был в храме. Она, как и полагается, распиналась на ковре с Иисусовой молитвой, хотя идти самой ей было трудно, и её поддерживали с двух сторон матушка Варвара и благочинная, тоже Варвара, будущая настоятельница обители.
Прошло ещё немного времени и у неё началось благодарение: за этот крест, за данную ей Богом болезнь. Это было настолько удивительно!
— Я так благодарна Богу, — признавалась монахиня Нина, — что довелось увидеть это собственными глазами. Как-то зашла к ней в келью, а было это перед самым её постригом в Великую схиму.
Её постригли в повечерие Благовещения, когда стало понятно, что она должна отойти к Богу, настолько быстро развивалась болезнь. Но именно благодарение в болезни побудило отца Сергия обратиться к владыке с прошением о постриге в Великую схиму двадцатилетней монахини. И вот, перед этим событием, я зашла к ней в келью. У нас много людей к ней заходило, но так, чтобы не надоедать и с ней побыть немножко. Нередко же и для того, чтобы эти несколько минут, проведённые с ней – и это удивительно – дали силы самому человеку, пришедшему сейчас в эту келью. Потому как было ощущение света, который идёт изнутри.
И вот я подошла к ней, и спрашиваю о самочувствии. У неё в тот момент были очень сильные головные боли, а потому ставили капельницу. Её причащали каждый день, она и держалась-то от причастия к причастию. Но когда боль становилась невыносимой, она всё же просила и ей ставили капельницу. Помню, это было перед самой ночью. Так вот, на мой вопрос о её самочувствии она ответила:
— Какая я счастливая!
Мне показалось, что я ослышалась, а потому наклонилась к ней и говорю:
— Что ты сказала?
И вновь слышу в ответ:
— Какая я счастливая!
И было в этом столько тихой радости! Помню, мы говорили с ней тогда о вечности, причем, совершенно спокойно. Она не боялась смерти. Я свидетель: когда зашёл отец Сергий, она сложила ладони крестом и обратилась к нему со словами:
— Батюшка, благословите умереть!
А он, улыбаясь, отвечает ей:
— Ну, схимонахиня Анна, если все умрут, кто ж молиться будет? Давай, мы ещё поживём!
Через некоторое время она опять смиренно просит:
— Батюшка, благословите меня умереть! Я туда хочу.
И показывает вверх. Кровать-то в келье двухъярусная, вот он и пытается сейчас отшутиться:
— Куда ж, туда? Там Иринка наша клиросная.
А она ему:
— Нет, я не на второй ярус, я к Богородице хочу, я к Богу хочу!
И всё это было так тихо, так радостно! Словно просится человек к своим родным, к тем, кого так любит, так по ним соскучился, что больше сил нет находиться без них, вдали от них … я смотрела на них и думала, — неужели это происходит в моей жизни? Не в книгах каких-то, а вот тут, реально, рядом, сейчас… и ещё я видела, что это возможно: когда вот оно тело — исстрадавшееся, больное, которое отмирает у тебя на глазах, а душа — радуется! И это возможно, когда человеку всего двадцать лет! Когда идёт благодарение Богу за тот крест, который Он дал, и через это благодарение изливается благодать и радуется сердце. Как оказалось потом, она всё же получила благословение от отца Сергия, и они оба помолились Пресвятой Богородице, а там – как Пречистая определит…
Она мирно отошла ко Господу 21 апреля 2006 года на Страстной Седмице, в Великую Пятницу, в тот самый час, когда Господь висел на Кресте, но душа уже покинула Его.
Хоронили её в Пасху, со словами пасхальной радости, и отец Сергий восклицал:
— Христос Воскресе! Схимонахиня Анна, Христос Воскресе!
И у всех, кто был на её похоронах, было ощущение такой радости, такого света!
Монах Давид приезжал в монастырь за некоторое время до её мирной кончины, и когда с отцом Сергием зашёл к ней в келью, то был потрясён ощущением той силы, что «совершается в немощи» этой двадцатилетней девочки. Он долго и серьезно смотрел на неё, и тогда она (не будучи тогда ещё схимницей, а просто монахиней) задала ему вопрос:
— Почему вы так серьёзно смотрите на меня?
И услышала:
Просто я думаю, как тебе помочь.
Она же ответила монаху:
— А у меня всё хорошо!
И тогда он выбежал в коридор и там расплакался. Потом он сказал:
— Я буду просить на Афоне, чтобы молились за неё.
Когда же она отошла в вечность, позвонили с Афона и сказали, что трём старцам на Святой Горе было открыто, что душа её прошла без мытарств. И что она очень светла и находится у Престола Божия. А ещё поздравили монастырь с тем, что такая душа ушла отсюда вечность.
За тот недолгий срок, что был определён ей Господом, она испила и чашу скорби, и чашу милости Божией, с благодарностью приняв от Бога всё.

Пробный (гражданский) брак. Монахиня Нина (Крыгина) (ВИДЕО)

Если бы матушка Нина рассказывала мне это на едине,я бы послушал, но не долго.Однако она поучает Церковь с телеэкрана,а это уже словесная блевотина в её устах. Всё вроде гладко сказано, но не по чину. Да и гладкость эта, только видимость одна.Не нравится мне её лекция не потому,что она говорит о приоритете мужа в семье, а поэтому: 1. Жены в церкви да молчат. И этим можно было бы закончить. Но я разовью мысль.Трудно представить, что в Сионской Горнице, после Воскресения Христова, поучала бы верующих мужей(не говорю Апостолов), а кого-то из братий, Мария Магдалина. Хотя она и первой встретила Воскресшаго.
Где нас только не поучают женщины: в храмах, в каком месте нам надо стоять(и их поддерживают священники); на православных радио; на телеканале «Союз»; дома-в Малой Церкви. Про мiр я и не говорю, я про Тело Христово.
2. Нужно ли епископу помогать стать епископом?, он и так хиротонисан, и имеет власть и честь. Достоинство помазания в архиерейство так высоко, что даже если ставленник утаил при поставлении грехи,хотя бы и смертные(например убийство),то при помазании они изглаживаются. И мужику не надо женской рукой помогать стать главой семьи, он при венчании уже получил все обетования Божии и власть над домом, ему нужно её взять и разумно окормлять домашних. Да и какая жена может помочь мужу,кроме как исполняя свой чин, не став новой тварью во Христе. Нужно самому научаться благочестию и вести семью. Где каждый на своём месте, и служит. В наше время мужики просто соскакивают со своего поставления в домашней Церкви, по разным причинам, и текут не обременённые духовной бранью, а баба и хочет взять власть,но не может встать пред Господом — не по чину. Вот и страдает семья искажённым развитием, как маленькие дети заболевшие тяжёлым заболеванием. Вроде и растут(материально благополучны),а психика не в порядке(духовный паралич).
3. Матушка говорит о мужике — тряпке,сейчас таких немало, и о каких то реакциях таковых на беременность. Но причины массового появления таких мужчин не раскрывает. А интересно какие они? Спросите священника, может быть он вам ответит. Но я знаю, по Апостолу, что надо спрашивать своих мужей. А они без ответны. Мне мнится,что здесь не одна причина. Главная — не знание Бога современным народом Божиим.»Милости хочу, а не жертвы и боговедения паче всесожжений»(Ос.VI,6). Боговедение это не приобретение теоретических знаний, а достижение теснейшего общения с Богом, единения в любви.
Не мало важной причиной является феминизация общества. Многие десятилетия воспитанием сыновей в нашей стране занимаются матери: матери-одиночки,матери у которых мужья под каблуком и т.п. В детских садах,школах — женщины-педагоги,менталитет советский:»Девочки должны стоять впереди»;»Девочкам надо уступать». Вот и растёт такой сынок — защитник земли Русской,воин Христов. Я сам видел на улице, как мамаша вытаращив глаза,орала на очкатого паренька, лет 12-ти:»Куда ты пошёл,иди сюда!», и он бежал к ней без оглядки.Вот так вырастает целое поколение мужчин боящихся женского голоса. А когда мамаша стареет и сын приводит невестку домой, то плачет от нападок молодой и просит защиты у чада,но уже поздно пить «Боржоми» — он навык послушаться голосу жены ещё с детства. О, если б он знал и помнил слова Бога обращённые к согрешившему Адаму:»За то, что ты послушался голоса жены твоей…»