Лот и дочери

Грех Содома и Гоморры

В Торе (Пятикнижии Моисея) повествуется и рассказывается немало историй, когда Вс-шний покарал человечество за его грехи. Один из таких случаев и является грехопадение городов Содома и Гоморры, жители которых не отличались особой святостью и праведностью. Согласно библейским повествованиям, города Содом и Гоморра были уничтожены Б-гом за такие грехи, как идолопоклонство и распутство – самые тяжкие грехи, на которые Вс-шний обращает внимание в первую очередь. В прямом смысле слова, эти города были сожжены дотла. С неба снизошёл небесный огонь и сера и поглотил всех жителей этих городов. В Аггаде (часть Устного Закона, не входящего в Галаху, то есть не имеющая характера религиозно-юридической регламентации) сказано, что Содом служит воплощением и символом порочности. И даже такой праведник, как Авраам, не сумел спасти жителей этих городов, войдя в спор со Вс-шним, чтобы отвести Его гнев и не карать грешных вместе с праведниками. Но даже и десяти праведников не нашлось в Содоме и Гоморре.

Первое библейское упоминание об этих городах содержится в описании границ Ханаана (древняя страна на восточном побережье Средиземного моря; в Торе сказано, что это – Земля, Обещанная Б-гом Аврааму и его потомкам, текущая молоком и мёдом – Эрец-Исраэль). Об этих городах говорится, что они лежали к востоку от Бет-Эля в окрестностях реки Иордан. В другом источнике указано, что Содом и Гоморра располагались к западу от южной оконечности Мёртвого моря (хотя некоторые учёные полагают, что у северной оконечности), однако точное место сейчас неизвестно. Существует гипотеза о геологическом катаклизме, постигшем этот район. И что ныне руины Содома и Гоморры находятся на морском дне. Этимология названий этих городов происходит от еврейского слова ‏סְדוֹם‏‎‎‎ — Содом – что в переводе с иврита означает «горящий», и Гоморра — עֲמוֹרָה‏‎‎ — «погружение, потопление».

В Торе говорится, что накануне разрушения городов Авраам принимал Вс-шнего, который явился ему в виде трёх мужей у рощи Мамре. Узнав о готовящемся наказании, Авраам, у которого был племянник Лот (единственный праведник в этих городах), поселившийся в Содоме, просил Господа пощадить города ради праведников, которые там могли находиться, и получил обещание, что города эти будут помилованы, если в них найдутся хотя бы десять праведников. Но праведников, к сожалению, так и не оказалось.

С историей об этих двух городах связан один интересный случай с Лотом, который в те дни проживал на территории Содома и Гоморра вместе со своей женой и двумя дочерями. Ангелы указали Лоту и его семье спасаться в горах, однако Лот возразил им и предложил бежать в небольшой город Сигор, расположенный ближе гор. Бог согласился на предложение Лота и обещал не уничтожать этот город «в угодность» ему. Сразу после бегства Лота с семьей с небес полились огонь и сера, и все было сожжено. Бог сказал им не оглядываться на то, что происходит с городами, но жена Лота ослушалась запрета, оглянулась и превратилась в соляной столб. Кстати, недалеко от берега Мертвого находится скала, по форме напоминающая женщину, одетую в покрывало или длинный плащ. Возможно, это скала и есть жена Лота, превращенная в соляной столб…

Лот боялся жить в Сигоре, поэтому покинул город и стал жить в пещере вместе со своими дочерями. Дочери, оставшиеся без мужей, решили напоить своего отца и совокупиться с ним, чтобы родить от него потомков и восстановить своё племя. Сначала так поступила старшая, на следующий день — младшая; обе забеременели от своего отца. Старшая родила Моава, предка моавитян, а младшая — Бен-Амми, предка аммонитян.

Интересные факты:

  1. Выражение «содом» («содом и гоморра») иносказательно означает место разврата и блуда, где попираются моральные устои общества; реже — в значении «ужасный беспорядок». От названия города Содом происходят слова «содомия», «содомит», «содомский грех». В современном русском языке данные термины часто подразумевает половую связь между лицами одного пола (мужеложство). В других языках под содомией понимаются любые аморальные сексуальные практики. В современном русском разговорном языке «содомом» называется также шум, беспорядок, суматоха.
  2. Французский писатель и критик религии Лео Таксиль в своей книге «Забавная Библия» сравнивает библейское повествование о Лоте с античным мифом о Филимоне и Бавкиде, в которой Зевс и Гермес наказывают город за негостеприимство. Кроме того, автор приводит мнение философа Вольтера, который критикует поступок дочерей Лота, который никак не осуждается Библией, более того, по его мнению, он вознаграждается тем фактом, что они становятся матерями целых народов. Также философом проводится параллель с древнегреческой легендой о Мирре, родившей Адониса от своего отца Киниры, в которой девушка, в отличие от дочерей Лота, была наказана за свой грех.
  3. Йосиф Флавий – знаменитый еврейский историк и военачальник, в своих трудах пишет: «…область Содомская, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная… вследствие греховности ее жителей была уничтожена молнией. Возгордясь своим богатством и обилием имущества, содомитяне в это время стали относиться к людям свысока… перестали быть гостеприимными и начали бесцеремонно обходиться со всеми людьми. Разгневавшись, …Б-г решил наказать их за такую дерзость, разрушив их город и настолько опустошив их страну, чтобы из нее уже более не произрастало ни растения, ни плода… Господь поразил город огненными молниями, сжег его вместе с жителями и равным образом, опустошил всю область»
  4. В свод содомских законов входили такие положения:

    a. Любого чужеземца, обнаруженного в округе, разрешается грабить, а также издеваться над ним.

    b. Обязанность сдомского судьи — добиться того, чтобы всякий странник покидал страну без гроша в кармане.

    c. Всякий, кого видели дающим хлеб нищему, предается смерти.

    d. Со всякого, кто пригласит чужеземца на свадьбу, в наказание будет снята вся одежда.

История Содома и Гоморра показывает всему человечеству, что Творцу абсолютно небезразлично то, как живут люди на Земле, как они поступают по отношению друг к другу. Этот библейский сюжет является ярким примером того, как нельзя поступать.

Единственный праведник из Содома

Единственный праведник из Содома является не только племянником Авраама, которому «посчастливилось» жить в Содоме, но и наглядным примером многих наводящих вопросов о смысле жизни. Рассуждения этой статьи не библейские, а мирские и поэтому не все понятно непросвещенному. На страницах сайта уже писалось, что бывает выбор, но оба пути не достигают заветного результата.

Если взять тот же пример с Лотом, то сначала его «амнистируют» за «хорошее поведение», а после ничего практически ему не оставляют. Короткий пересказ этой библейской истории: «Соляной имидж» жены библейского Лота. Он конечно не виноват, что жена жадиной до имущества оказалась и соляной имидж стал ее судьбой. Но нервы-то пошатали…

От этого и в Сигоре (город по соседству) он не нашел приюта. Уйдя жить в горы, он не оставил дочкам шанса продолжить род, и отсюда новые грехи, поскольку каждая женская особь неосознанно стремится оставить после себя потомство — природой заложено. На всякий случай повторюсь, что рассуждения этой статьи мирские и автор ни в коем случае ничего не имеет против господнего чувства юмора типа сотворения утконоса. Ответ: Лот.

https://krosswordscanword.ru/otvety-na-krosswordy/edinstvennyj-pravednik-iz-sodoma.htmlЕдинственный праведник из Содома2016-02-17T12:57:45+00:00 adminОтветы на кроссвордыкроссвордЕдинственный праведник из Содома является не только племянником Авраама, которому ‘посчастливилось’ жить в Содоме, но и наглядным примером многих наводящих вопросов о смысле жизни. Рассуждения этой статьи не библейские, а мирские и поэтому не все понятно непросвещенному. На страницах сайта уже писалось, что бывает выбор, но оба пути не…admin smok128@yandex.ruAdministratorКроссворды, Сканворды

Лот (Библия)

Лот

Пол

мужской

Местность

  • Содом

Отец

Аран

Супруга

жена Лота

Дети

Моав и Аммон

Медиафайлы на Викискладе

Эта статья — о библейском персонаже. О соответствующем кораническом персонаже см. Лут. У этого термина существуют и другие значения, см. Лот.

Лот (др.-евр. לוט; «покров», «покрывало») — библейский ветхозаветный персонаж; в Книге Бытия племянник Авраама (сын его брата Арана).

За исключением авраамовой жены Сарры, Лот был единственным родственником, сопутствовавшим патриарху Аврааму при его переселении в землю Ханаанскую. Перед разрушением небесным огнем двух нечестивых городов, Содома и Гоморры, от общей гибели спаслось только Лотово семейство, которое из города вывели два ангела.

Ветхозаветное повествование

Для термина «Моав» см. также другие значения.

Бегство Лота из Содома
(художник Гюстав Доре)
Горное образование «Жена Лота»
(расположено близ Мёртвого моря)

В ветхозаветной Книге Бытия персонаж Лот — сын Арана и племянник родоначальника евреев Авраама. За исключением авраамовой жены Сарры, Лот был единственным родственником, сопровождавшим патриарха Авраама при его переселении из Ура Халдейского в Ханаанскую землю.

После того, как Авраам вышел из Египта, где, благодаря тому, что отдал свою жену фараону, приобрёл много рабов и скота, вместе они двинулись до Вефиля. У Лота тоже был мелкий и крупный скот, а также шатры. Их имущества было так много, что пастухи Авраама спорили с пастухами Лота. Авраам ему предложил: «…отделись же от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево» (13:9). И получилось, что «Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома» (13:12), то есть Лот ушёл на восток, а город Содом был одним из пяти городов в цветущей долине Сиддим, при устье реки Иордан.

Во время нападения Кедорлаомера и союзных ему царей на Содом Лот попал в плен, а имущество его было забрано. Однако Авраам напал ночью на противника и освободил Лота вместе со всем имуществом, а также женщинами и народом.

Когда Лот сидел у ворот Содома, к нему пришли два ангела, желавшие проверить, действительно ли в Содоме творится то, что о нём говорят. Лот приглашал ангелов к себе в дом, но они сказали, что будут спать на улице. Лот их сильно упрашивал и наконец упросил. Он сделал им угощение и испёк пресные хлебы. Однако не успели они ещё лечь спать, как жители всего города пришли к его дому с требованием вывести к ним гостей, чтобы содомляне «познали их». Лот вышел к содомлянам с отказом, предложив взамен двух своих девственных дочерей, чтобы те делали с ними, что им вздумается.

Лот с дочерьми
(Иоахим Эйтевал, 1600)
Лот и его дочери
(Хендрик Гольциус, 1616)

Жителям города это не понравилось и они стали проявлять агрессию по отношению к самому Лоту. Тогда ангелы ослепили содомлян, а Лоту и его родне велели покинуть город, поскольку он будет разрушен. Зятьям, которые брали за себя дочерей Лота, показалось, что это шутка, и из Содома вышел только Лот, его жена и две дочери. Ангелы велели бежать на гору, нигде не останавливаясь и не оборачиваясь, чтобы спасти душу. Но Лот заявил, что на горе спастись не сможет и укроется в городе Сигор, на что Бог согласился и оставил Сигор целым. По дороге прочь жена Лота нарушила указания и обернулась, в результате чего превратилась в соляной столб.

Сам Лот с дочерьми спасся в близлежащий город Сигор. Не чувствуя себя там в безопасности, он вместе с дочерьми поселился в пещере на ближней горе. Там произошло кровосмешение отца (Лот был невменяем) с дочерьми, которые полагали, что весь человеческий род погиб и только они трое остались в живых. У старшей дочери родился его сын Моав, будущий родоначальник моавитян, а у младшей — Аммон, или Бен-Амми, будущий родоначальник аммонитян. Затем о Лоте в Священном Писании больше не говорится.

> В изобразительном искусстве

Сюжет «Лот и его дочери» был популярен в живописи Возрождения и барокко.

В кинематографе

  • «Содом и Гоморра» — австрийский фильм режиссёра Михаэля Кёртица, снятый в 1922 году.
  • «Лот в Содоме» — экспериментальный звуковой фильм Джеймса Сибли Уотсона, снятый в 1933 году. Кадры из фильма «Лот в Содоме» также использованы в экспериментальной картине Барбары Хаммер «Нитратный Поцелуи», снятой в 1992 году.
  • «Содом и Гоморра» — фильм режиссёра Роберта Олдрича, который изображает уничтожение двух городов в наказание их упадка и человеческой жестокости. Фильм вышел на экраны в 1963 году.
  • «Древний Апокалипсис: Содом И Гоморра» (англ. Ancient Apocalypse: Sodom and Gomorrah) — документальный фильм, снятый BBC в 2001 году.
  • «Разгаданные тайны Библии. Содом и Гоморра» (англ. Biblical Mysteries Explained. Sodom and Gomorrah) — документальный фильм, снятый Discovery в 2009 году.

> См. также

  • Содом и Гоморра
  • Лут

Примечания

  1. 27 // Книга Бытия
  2. 37 // Книга Бытия
  3. Аммон, сын Лота // Энциклопедический словарь / под ред. И. Е. Андреевский — СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1890. — Т. Iа. — С. 661.
  4. Никифор (Бажанов) Лот // Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия в 4-х выпусках. Выпуск II — М.: 1892. — С. 184.
  5. 38 // Книга Бытия
  6. 1 2 Лот // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  7. 1 2 3 4 Лот // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  8. Быт. 11:27

    Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота.

  9. Книга «Бытие», глава 14.
  10. Быт. 19:26
  11. Столб соляной // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  12. Аммон (сын Лота) // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  13. Бен-Амми // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  14. Быт. 19:1—38

Литература

  • Лопухин А. П. Лот, в Библии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Calmet. «Dictionnaire historique et critique de la Bible» (1722).

Как Библия поражает IV гл. Лот и его дочери

Библия – это книга, в которой сосредоточено духовное Знание….для тех, кто хочет его достичь..
Если человек читает её только как сборник библейских историй, без любви к Богу… без «страха божьего»,
без понимания своей ограниченности и испорченности, ТО он многое будет воспринимать предвзято, согласно своему узкому пониманию всего, с чем он соприкасается…
Люди привыкли обо всём судить «по себе»…и по тому, как «принято» в обществе….
Например, кто-то глядя очередное ток-шоу с известной семидесятилетней актрисой, вышедшей в коротком платье и оголённой грудью, бравирующей своим молодым любовником и рассказывающей о том, сколько же их у неё было…, кто-то будет искренне радоваться за неё, воздавая ей славу, славу её обнажённому телу и «неувядаемой» сексапильности…, дерзая брать с неё пример в обращении к пластическим хирургам и всем видам модного и принятого в обществе драйва для души и тела…
Люди воспринимают сегодняшнее развращённое поведение своих кумиров, как норму…, как принцип жизни.., как нЕчто само собой разумеющееся….
Доходят до того, что жёны кумиров рассказывают многомиллионной ТВ аудитории, как и с кем изменяет им муж, а с кем — они….и даже на передаче присутствуют любовники, якобы, бывшие, которые рассыпаются в любви к своим подружкам и дружкам…
А вот если этот же человек, который только что аплодировал своим разгульным кумирам, прочтёт в Библии историю про Лота и его дочерей…., тут пределу возмущения и презрения не будет конца!……..
И чтО особенно возмутит этого критика, это тО, что Лот являлся праведником…………
Лот – племянник Авраама, который пошёл за своим дядей прочь от язычников в новые земли, туда , куда повёл Авраама Божий Глас……Лот верил в Единого Бога так же, как и Авраам и уже поэтому стоял на праведном пути……..
Представить тогдашнюю жизнь этих людей нам крайне трудно…это были совсем другие условия и обычаи жизни…другие трудности и проблемы….
Тяжелее всех приходилось тем, кто знал и верил в Единого Бога, жил в поклонении и послушании только Ему, а не идолам и божкам….Авраама и его родных окружали племена и народы языческие, варварские, жестокие и воинствующие….Но они ни с кем не воевали, жили мирно, пасли свои стада….
Однажды Авраам предложил Лоту отделиться по причине разрастания хозяйства … не хватало пастбищных земель для скота…подступали голодные времена… Авраам предложил Лоту выбрать землю для себя:
Бытие гл 13:
«10 Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская;
11 и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.
12 Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.»
Да, надо сказать, что Лот выбрал землю получше…наверняка считая, что он моложе Авраама и ему ещё предстоит увеличение семейства…а у Авраама детей «не намечалось»….
Часто люди стараются тоже выбирать себе что-то лучшее, надеясь что оно принесёт им счастье..
Например, кто-то выбирает лучшее учебное заведение в другой стране….но затем там попадает в какую-то недобрую переделку…компанию… и теряет всё……..
Кто-то выбирает лучшую клинику для операции, надеясь, что здесь-то уж обязательно помогут, но в результате там делают неудачную операцию (например, пластическую) , и они терпят урон…
А вот человек купил наилучшую модель автомобиля…и ..разбился на ней….
Девушка надела своё самое лучшее платье, чтобы быть самой обворожительной…и порвала его , неудачно упав прямо на глазах у всех…
Семья отправилась на самый лучший и престижный курорт…и разбилась на самолёте…
За всем этим есть духовная причина – желание быть первым… «гордость житейская»…
На примере Лота Бог хотел показать людям, что НЕ » всё золото, что блестит»…….
За красивой приманкой, зажигающей глаза гордости и самодовольства оказывается нЕчто пагубное…Почему? – Есть духовные законы….
(Библия. Притчи 16:18): «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность»
(Евангелие от Матфея 16:26): » какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?»
«Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям” (1Тим.6:8-10).
Притчи 28:20 «Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным».
Притчи 11:28 «Надеющийся на богатство свое упадёт; а праведники, как лист, будут зеленеть».
Псалом 36:16-17 «Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых, ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь».
Лот по вере своей быв праведником, всё же, как и многие из верующих, был недостаточно «обрезанным» в сердце своём…Бог трудился над его характером, вразумляя и наставляя через ошибки, как и многих тех, кто учится ходить перед Богом…
Праведным Лот так же назван и потому, что он НЕ участвовал в мерзостях Содома, о которых вскоре ему пришлось узнать…, ибо народ сей от праздности, пресыщения и богатства развратился до крайности…. упиваясь до бесчувствия вином, творил дела непотребные, занимаясь всеми видами сексуальных извращений и утех….
Господь видя, как необратимо и низко пал народ сей языческий, глумясь над всем святым и чистым, не веруя в Бога и Творца, но утоляя похоти свои перед идолами своими…воздал им по их мерзостям, дабы избавить землю от очага растления бесовского и показать пример иным нечестивцам, что суд грядёт!…..
Господь истребил Содом и Гоморру огнём и серою!…..
Но перед этим Ангелы пришли к Лоту, дабы вывести его и его семью из этого вертепа…
(Библия. 2 Петра 2: 7-8) : «а праведного Лота, утомлённого обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные )»….
Лот мучился среди беззаконных, но продолжал там жить…его держала привязанность к материальному…
Его праведность не была подобна праведности Моисея, который «лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почёл большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.» (Евреям 11:25-26
Лот не назван в Библии героем веры, или превосходным праведником…Его пример дан нам в назидание Богом, как пример того, что привязанность к материальному богатству всегда губительно сказывается на жизни и вере, создавая в характере нерешительность, томление, сомнения и несвободу….
Можно сказать, что Лот являлся праведником на грани падения…Если бы он ещё помедлил…если бы Бог не помог ему выйти из Содома…он бы погиб вместе со всеми….
Его пример – это пример тем, кто придя к Богу, пытается служить двум господам: Богу и маомоне…..Но Христос сказал: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.» (Матфея 6:24-25) — Рано или поздно те, кто продолжает дружить с миром, не отдав свою жизнь Господу, потерпит урон и развратится…упадёт…погибнет….
И чтобы убедиться в том, что Лот приближался к падению, достаточно узнать о том, что его жена уже была намертво привязана душой к Содому, ибо ей не хотелось покидать это злое, нечестивое место…— и хотя ангелы предупредили о том, что «уходя, уходи…и не оглядывайся…», она оглянулась…и превратилась в соляной столб…Лот потерял её навсегда….
Дочери Лота тоже, видимо, «набрались» «мудрости» Содомской….потому что решили совершить грех и спать со своим отцом ради продолжения рода….Есть и такая версия – они НЕ были родными дочерьми Лота, ибо жена Лота «гуляла» и родила от других….Лот это знал, но скрывал…и мучился…
Эту версию я не могу подтвердить или опровергнуть, потому что она может быть верной, так как жена Лота не хотела уходить из Содома…..
Тем ни менее, посмотрим, чтО дальше произошло с Лотом и дочерьми его…в каком он находился состоянии души…самочувствии?…— Понятно, что все последние события его потрясли….он потерял много «нажитого», в спешке покинув Содом прямо накануне извержения Вулкана…
Затем погибла его жена….Он остался «у разбитого корыта»….
Я завершаю своё повествование большой выдержкой из статьи Александра Дмуха : — «Заступаясь за праведника. Лот»
Быт. 19: Поначалу Лот побоялся бежать в горы (стих 19), и пошёл, вместо этого в Сигор (стих 22).
«Затем он » вышел из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его.» (стих 30)
Итак, что же… Лот удалился из города Сигор, полагая, что за «Хиросимой» последует «Нагасаки». Он боится, что гнев Божий вскоре может обрушится и на этот город. Опасения его были не напрасны.
Об этом знали и его две дочери. Вот рассуждения его дочерей: «И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли.» (Быт.19:31)
Взрослые дочери Лота, искренно думали, что на земле не осталось мужчин, кроме их отца. Они заботятся о продолжении рода человеческого. Вы скажите: «но ведь Бог сжёг не всю землю, а только несколько городов». А откуда им было это знать! Еще прибавьте сюда масштаб катастрофы… Они напуганы… У них была память о потопе во дни Ноя, когда остался Ной и его семья… А здесь похожая ситуация…. Только потоп — огненный.
Дочери торопятся: «отец наш стар». У них мысль о продолжении рода. От кого? ….. Из всех мужчин, по их мнению, остался только их отец…. Поэтому они и решаются на известный поступок, предварительно хорошенько напоив отца вином. Для чего? Потому, что трезвым, Лот этого явно бы не сделал….. Вы спросите: «а зачем он пил вино?» — можно догадаться – его удручённое состояние души на тот момент ..потеря жены, богатого дома…привычного уклада жизни и пр….привели его к потере здравости суждения и трезвению духа…он был подавлен…а дочери (причём, быть может, не родные) старались «утешить» его вином, чтобы он «забылся»….
Но этот грех этот имел далеко идущие последствия — От дочерей Лота родились Моав и Бен-Амми, от которых пошли Моавитяне и Аммонитяне – постоянные враги Израиля. Имя Моав созвучно (по-еврейски) фразе : «от отца», а Бен-Амми означает «сын кровного родственника». Эта этимология не давала Израилю забыть о постыдном происхождении их врагов.
Четыре главных мотива звучат 19 главе Бытия : скорый суд Божий над нечестивыми хананеями; привязанность Лота к материальным вещам; милосердное избавление его Богом от погибели, и «возрождение Содома» в пещере……
На этом повествование в книге Бытие о Лоте заканчивается. А потом его имя нам и не только нам напоминает Сам Иисус Христос. Когда Иисуса спросили: «какой признак Твоего пришествия и кончины века?», то Он по мимо прочего вспоминает два события из глубокой древности. Иисус напоминает события о которых знали все. Эти события: потоп во дни Ноя и сожжение Содома во дни Лота.
«И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:
ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;
но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лук.17:26-31).
Как в первом так и во втором случае наблюдается одна и та же картина. С одной стороны гибель грешников, с другой — спасение праведников. Для одних гнев, для других — милость. Одним — смерть, другим — жизнь. Разница лишь в том, что в первом случае Бог использует для наказания — воду, а во втором – огонь.
Иисус, в приведенных им примерах, уравнивает статус Ноя и Лота. Лот оказывается на одной, спасительной стороне рядом с праведным Ноем. Эти два благочестивых человека являются для всего мира учителями. Как Ною и Лоту Бог подарил жизнь, так и всем верующим в Иисуса Бог даст спасение и жизнь вечную. Как Бог покарал грешников в воде и огне, так все не уверовавшие в Евангелие пожнут смерть.
В заключении я дам один совет тем, кто решил критиковать грехи библейских героев…— Если вы решили обличить чей-то грех, и вам нужен живой пример из Библии. В этом случае в Писании достаточно персонажей из «черного списка». Критикуйте Каина, обличайте Илия и его сыновей, мойте кости Саулу. В Писании достаточно фигурантов, своей жизнью показавших, что так жить нельзя.
Не трогайте людей, которых Писание называет — праведниками. Неужели вы не видите разницы между ними. Она колоссальна!
И если праведник совершал грех, например как Давид, то Писание прямо и откровенно оценивает такой поступок, как – преступление. У Бога нет лицеприятия. Священное Писание — честная книга. Если же какой-то поступок святого, вам кажется не благовидным, то не торопитесь с выводами.
Если Писание прямо и недвусмысленно не осуждает, не осуждайте и вы. Не будьте пьяны эмоциями.
Прочитайте серьезные книги о культуре и обычаях того времени. …Поучитесь у Бога. Смотрите как рассуждает Судья всей земли, давая нам урок: «сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт.18:21)
В юриспруденции есть такое понятие как «презумпция невиновности». («Презюмпируется» – т.е предполагается.) Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным пока его виновность не будет доказана в суде. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Не спешите обвинять праведников, если их поступки пока вам не понятны. Если Писание (Бог) четко и недвусмысленно не осуждает, какой либо поступок, на первый взгляд кажущийся вам не хорошим, то не осуждайте и вы. Бог судья или вы?!
В противном случае, мы становимся умнее Бога…»

Лот

Лот, сын Арана, племянник Авраама вместе с дядей переселился в Землю Ханаанскую. У Авраама было много крупного и мелкого скота. И у Лота, который следовал за Авраамом, также имелся в изобилии мелкий и крупный скот. Их стада были так велики, что трудно стало пасти их на одном месте. Часто вспыхивали споры между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова. И сказал Аврам Лоту: «Да не будет раздора между мною и тобою, между пастухами твоими и моими; ибо мы родственники. Отделись же от меня: если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево». Лот избрал себе землю неподалёку от Мёртвого моря, близ городов Содома и Гоморры.

Вечером, после памятного разговора в дубраве Мамре, когда Господь не нашёл в Содоме и Гоморре даже десяти праведников, пришли два ангела Господних к воротам Содома, в то время когда Лот сидел там. Лот увидел ангелов и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли. И сказал Лот: «Государи мои! Зайдите в дом раба вашего, и переночуйте, и умойте ноги ваши. А поутру встанете и пойдёте своим путём». Они говорили: «Нет, мы ночуем на улице». Но он сильно упрашивал их. Ангелы пошли к нему, и пришли в его дом. Лот сделал им угощение, испёк также пресные хлеба, и они ели.

Не успели они лечь спать, как городские жители от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом, вызвали Лота и говорили ему: «Где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам; мы познаем их». Лот вышел к ним, запер за собой дверь и сказал: «Братья мои, не делайте зла. Есть у меня две дочери; лучше их выведу к вам, и делаете с ними, что угодно; только гостям моим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего». Но содомиты страшно рассердились, увидев упорство Лота, и подошли к дому, чтобы выломать дверь. Тогда ангелы ввели Лота в дом, а людей, бывших при входе, поразили слепотой от малого до большего, так что они измучились в поисках входа.

И сказали ангелы Лоту: «Кто у тебя ещё есть в этом городе? Зятья ли, сыновья ли твои, или дочери, кто бы ни был у тебя из близких, всех выведи из города. Ибо мы истребим это место, потому что велик вопль на жителей Содома к Господу, и Господь послал нас истребить его». Лот вышел и говорил с теми юношами, которые сватались за его дочерей. Он сказал им: «Встаньте, выйдите из города, ибо Господь истребит его». Но тем показалось, что Лот шутит, и они остались среди обречённых на смерть.

Когда взошла заря, ангелы стали торопить Лота, говоря: «Встань, возьми твою жену и двух дочерей, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города». И так как Лот медлил, то ангелы, по милости к нему Господа, взяли за руки его и жену его, и двух его дочерей, вывели их, и поставили за городской стеной. Один из них сказал: «Спасай свою душу — не оглядываясь назад и нигде не останавливаясь, беги на гору, чтобы тебе не погибнуть». Но Лот сказал: «Если побегу я на гору, то не успею укрыться там до восхода солнца. Позволь мне спастись в городке неподалёку отсюда». Ангел сказал: «В угоду тебе я пощажу город, о котором ты говоришь, но поспеши, так как я не могу сделать дела до тех пор, пока ты не придёшь туда».

На восходе Лот добрался до городка, о котором говорил и который назывался Сигор. В это время Господь пролил дождём на Содом и Гоморру серу и огонь. И уничтожил огонь оба города вместе с их жителями. Один только Лот спасся со своими дочерьми. Жена же Лотова оглянулась позади его на шум и обратилась в соляной столп. (Предание о Содоме и Гоморре имеет, по-видимому, исторически достоверные корни, отразив в памяти народа образ какого-то стихийного бедствия, случившегося в древние времена в районе Мёртвого моря. Местность эта, характеризуемая в Библии как некогда цветущая, ещё в библейские времена была затоплена водами Мёртвого моря. Его безжизненные южные берега, хранящие следы вулканической деятельности, изобилуют выходами и месторождениями серы, нефти и газа, вследствие воспламенения которых могла произойти описываемая в Библии катастрофа. Об этой катастрофе сообщают и некоторые античные авторы. Древнегреческий писатель Страбон в XV книге своей «Географии» приводит легенду, повествующую о том, что возле Массады, большой крепости на юго-западном берегу Мёртвого моря, тринадцать процветающих городов были разрушены в одночасье землетрясением, извержением смолы и серы и неожиданным наступлением моря, которое унесло с собой пытавшихся бежать жителей. О том же сообщает Иосиф Флавий в VI книге своих «Иудейских войн» и Тацит в V книге своей «Истории». На реальность существования Гоморры указывают клинописные тексты из открытого недавно города Эбла. На берегу Мёртвого моря туристам показывают высокий соляной столп, в который якобы превратилась жена Лота. Тот в самом деле очень напоминает женскую фигуру в сером фартуке, смотрящую назад.)

Лот вышел из Сигора и поселился на горе, ибо он боялся оставаться в городе. Он жил в пещере, и с ним две его дочери. И сказала старшая младшей: «Отец наш стар, и нет человека на земле, который бы вошёл к нам по обычаю всей земли; итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восстановим от отца нашего племя». Они напоили отца вином; и вошла старшая и спала с отцом своим в ту ночь; а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: «Вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты пойди, спи с ним, и восстановим от отца нашего племя». Так они и поступили. В эту ночь вошла к Лоту младшая дочь и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего. Старшая родила сына, и нарекла ему имя: Моав. От него произошли все моавитяне. Младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. От него произошли все аммонитяне.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Лот

ЛОТ (לוֹט), сын Харана, внук Тераха и племянник Авраама (Быт. 11:27).

После смерти Харана в Уре Халдейском, когда Терах вместе с Авраамом и Саррой отправился в Ханаан, он взял с собой и Лота. Терах умер на полпути — в Харане (Быт. 11:32), и Авраам принял Лота в лоно своей семьи. Лот сопровождал Авраама в его странствиях из Харана в Ханаан, из Ханаана в Египет и обратно в Ханаан. Затем в поисках пастбищ для скота, умножившегося в Египте, Авраам и Лот пересекли Негев и прибыли в гористую область южного Ханаана (в будущем — надел Биньямина). Когда между пастухами Авраама и Лота вспыхнула ссора, ибо «непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе» (Быт. 13:6), Авраам предложил Лоту отделиться, чтобы избежать раздоров между родственниками, и предоставил племяннику право первым выбрать себе кочевье, и тот, выбрав плодородную в то время часть долины Иордана, поселился возле Содома (см. Содом и Гоморра). Отсюда Лот был уведен в плен пришельцами из Месопотамии, но освобожден Авраамом (Быт. 14:12–16); здесь же его посетили два ангела, которых он, принимая за людей, защитил от посягательств грешных содомитов (Быт. 19:1–11).

Когда, согласно Библии, Бог решил разрушить Содом и Гоморру, Лот с семьей, предупрежденный ангелами, бежал из города. Его жена вопреки запрету оглянулась и была превращена в соляной столб (подобных столбов немало в окрестностях Мёртвого моря. Лот с двумя дочерьми нашел убежище в пещере. Полагая, что все остальные мужчины погибли, дочери, напоив Лота, сошлись с ним. От старшей дочери родился Моав, прародитель моавитян, а от младшей — Бен-‘Амми, прародитель аммонитян (см. Аммон; Быт. 19:31–38). Библейская история отражает мысль о превосходстве Израиля над этими двумя народами — плодом кровосмесительной связи. Согласно апокрифической арамейской версии книги Бытие, найденной среди Мёртвого моря свитков Лот не только сопровождал Авраама в Египет, но и приобрел там богатство и положение, женился, а затем построил себе дом в Содоме.