Марфа и Мария паломническая

Мария и Марфа — толкование

От Луки святое благовествование. Глава 10, стихи 38-42.
38 Впродолжение пути их, пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
Марфа и Мария – это две христианские церкви возникшие примерно в одно время.
Марфа – это христианская церковь, которая понимает закон Божий прямо по тексту, то есть неверно. Марфа – это все современные христианские конфессии, а также иудаизм и ислам, так как никаких существенных различий между ними нет. Все они молятся, постятся и неверно понимают закон Божий, то есть прямо по тексту.
Мария – это христианская церковь, которая существовала во времена первого пришествия Христа. Эта церковь правильно понимает закон Божий посредством его образного толкования. При этом людям открываются слова Святого Духа, который передает указания Бога. Таким образом, только посредством образного толкования закона Божиего человек верно понимает Бога и соединяется с Богом. Также «Мария» называется иногда в Новом Завете «Церковь Божия». Она снова возникнет при втором пришествии Христа в виде Святого Духа. То есть те, кто принимает мои образные толкования и научится сам образно толковать закон – те люди станут Церковью Божией на Земле и будут славить Бога «в духе и истине», как и велел Христос.
39 У ней была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
«села у ног Иисуса и слушала слово Его» — «слушала» — значит она образно толковала закон Божий. Иначе Христа не услышать. Поэтому и сказано в Библии 1000 раз, что люди «не видят» и «не слышат» Бога. Это не из-за того, что люди не хотят слышать Бога, а из-за того, что людям и в голову прийти не могло, что закон Божий нельзя понимать прямо по тексту, что это неверно. Откуда они могли знать, что закон Божий надо толковать образно? Об этом людям может сказать только Христос! Если внимательно и вдумчиво читать закон Божий, то можно найти массу подсказок от Самого Христа. Например, в таких выражениях как: «Дух летал над водой», «у Христа язык, как меч обоюдоострый», «лев как меч», «Христос шел с учениками засеянными полями», «когда опять пришел Христос, то Его приняли, потому что ждали» и т.д. То есть если поля «засеянные», то это время жатвы, а значит в Новом Завете речь о втором пришествии Христа, а не о первом! Если «опять» пришел Христос, значит это уже второй раз – то есть снова речь о втором пришествии Христа. «Вода» — это текст закона Божиего в прямом понимании, значит над водой – Святой Дух. То есть нельзя понимать закон Божий прямо по тексту, а надо его образно толковать, чтобы увидеть Святой Дух. «Меч» — это само образное толкование закона Божиего. Если толковать образно, то видно, что Сам Христос обличает все христианские конфессии в том, что они не понимают его язык. То есть «меч» карает неверных. А «лев» — как «меч». То есть где в Ветхом Завете сказано про «льва» — это то же что и о «мече», то есть об образном толковании закона Божиего. А значит и о Самом Христе. Потому что «Христос» – это учение об образном толковании закона Божиего. Только оно показывает нам волю Бога.
«села у ног Иисуса» — «ноги» это то, что ближе к земле, то чем ходят по земле, то чем стоят на земле. То есть сначала «ноги», с этого как бы начинается религия. А далее эта религия растет все выше и выше, как бы тянется к небу, к Богу. Так вот то с чего все начиналось – это первое пришествие Христа. То есть в те времена Сам Христос учил людей образному толкованию закона Божиего. Он не учил людей обрядам и построению земных храмов. То есть самое главное – это образное толкование закона Божиего, а при этом Святой Дух Сам научит людей всему остальному. Также этот Святой Дух – Дух истины «напомнит вам все, что Я говорил вам» (см. Евангелие от Иоанна, глава 14, стих 26). А вот то что было после первого пришествия Христа – это Вавилонский плен, плен обрядов и земных храмов, плен мощей и «святых отцов»-лжепророков, плен поклонений крестам, плен священных одежд и т.д. Вот это и есть большое угощение от Марфы.
40 Марфа же заботилась о большом угощении, и подошедши сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
«сестра моя одну меня оставила служить» — вот в чем дело. Мария верно понимала закон Божий посредством его образного толкования и поэтому не «служила» как Марфа. Марфа же неверно понимала закон Божий (прямо по тексту), поэтому она думала, что верно служит Богу разными обрядами, службами в земных храмах, постами и молитвами. Но это ошибка. Сам Христос свидетельствует об этом. Ему надо наше служение в «духе и истине», как делала Мария. То есть, прежде всего образное толкование закона Божиего, а дальше Дух истины научит нас всему.
41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42 А одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.
«одно только нужно» — образное толкование закона Божиего. Это самое главное, это «тесные врата», которыми нужно входить в Царствие Божие.

100. Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии

  • _Синопсис
  • До Рождества Христова
    • #1. Рождество Пресвятой Богородицы
    • #2. Введение во храм Пресвятой Богородицы
    • #3. Пресвятая Дева Мария у Иосифа
    • 1. Пролог. Предвечное рождение и воплощение Сына Божия
    • 2. Родословие Господа Иисуса Христа
    • 3. Благовестие Захарии о рождении Иоанна Предтечи
    • 4. Благовещение Пресвятой Богородицы
    • 5. Дева Мария в доме Елисаветы
    • 6. Рождество Иоанна Предтечи
    • 7. Откровение Иосифу Праведному о Боговоплощении
  • От Рождества Христова до начала служения
    • До Крещения Господня и Его искушения в пустыне
      • 8. Рождество Господа Иисуса Христа
      • 9. Поклонение пастырей
      • 10. Обрезание и наречение имени Иисус
      • 11. Сретение Господа в храме
      • 12. Поклонение волхвов
      • 13. Бегство в Египет; избиение младенцев
      • 14. Возвращение из Египта, поселение в Назарете. Отрок Иисус в храме
      • 15. Проповедь Иоанна Предтечи в пустыне; свидетельство об Иисусе Христе
      • 16. Крещение Господне
      • 17. Искушение Иисуса Христа в пустыне
    • В Иудее после искушения в пустыне до первой Пасхи
      • 18. Последующие свидетельства Иоанна Предтечи об Иисусе Христе
      • 19. Первые ученики
    • В Галилее по возвращении из Иудеи
      • 20. Чудо в Кане Галилейской; посещение Капернаума
  • От первой Пасхи до второй
    • В Иудее
      • 21. Изгнание торгующих из храма. Свидетельство о Богосыновстве
      • 22. Беседа с Никодимом
      • 23. Последнее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе
      • 24. Заключение Иоанна Предтечи в темницу
    • По пути из Иудеи в Галилею
      • 25. Возвращение в Галилею
      • 26. Беседа с самарянкой
    • В Галилее
      • 27. Приход в Кану Галилейскую и исцеление сына капернаумского царедворца
      • 28. Начало Евангельской проповеди
      • 29. Проповедь Господа Иисуса Христа в назаретской синагоге
      • 30. Поселение и проповедь в Капернауме
      • 31. Призвание к апостольству Петра, Андрея, Иакова и Иоанна
      • 32. Исцеление бесноватого в капернаумской синагоге
      • 33. Исцеление тещи Симона Петра
      • 34. Исцеление многих больных
      • 35. Благовестие в Галилее
      • 36. Исцеление прокаженного
      • 37. Исцеление расслабленного в Капернауме
      • 38. Призвание Левия-Матфея к апостольству
      • 39. Ответ ученикам Иоанна о посте
  • От второй Пасхи до третьей
    • В Иудее
      • 40. В Иерусалиме на второй Пасхе. Исцеление расслабленного при Овчей купели
      • 41. Откровение Иисуса Христа о Своем Богосыновстве
    • В Галилее
      • 42. О значении субботы; срывание колосьев
      • 43. Исцеление сухорукого в субботу
      • 44. Злоба фарисеев и стремление народа к Иисусу
      • 45. Избрание 12-ти Апостолов
      • 46. Нагорная проповедь
      • 47. Проповедь на месте равнем
      • 48. Исцеление слуги капернаумского сотника
      • 49. Воскрешение сына вдовы в Наине
      • 50. Свидетельство Господа Иисуса о Себе и об Иоанне Крестителе пред Иоанновыми учениками
      • 51. Призыв труждающихся и обремененных
      • 52. Прощение грешницы в доме фарисея Симона
      • 53. Исцеление бесноватого глухонемого слепца
      • 54. Изобличение хулы на Духа Святого
      • 55. Ответ Господа искавшим от Него знамения
      • 56. О внутреннем свете
      • 57. Похвала слушающим слово Божие
      • 58. Изобличение внешней праведности
      • 59. Учение о Царствии Божием в притчах
      • 60. О последовании за Иисусом
      • 61. Укрощение бури на пути через Геннисаретское озеро в Гадаринскую страну
      • 62. Исцеление бесноватых в Гадаринской стране
      • 63. Исцеление кровоточивой больной и воскрешение дочери Иаира
      • 64. Исцеление двух слепцов
      • 65. Исцеление бесноватого немого
      • 66. Проповедь в Назаретской синагоге
      • 67. Проповедь в окрестных городах и селениях
      • 68. Наставления 12-ти при послании их на проповедь
      • 69. Смерть Иоанна Крестителя
      • 70. Молва об Иисусе Христе, смятение Ирода
      • 71. Возвращение 12-ти с проповеди
    • В Галилее перед Пасхой
      • 72. Насыщение 5000 народа пятью хлебами и двумя рыбами
      • 73. Шествие Господа Иисуса Христа к ученикам по воде
      • 74. Исцеление больных в Геннисаретской стране
      • 75. Беседа Господа Иисуса Христа о небесном хлебе
  • От третьей Пасхи до четвертой — Пасхи Страданий
    • До праздника Кущей
      • 76. Обличение иудеев в лицемерном исполнении закона
      • 77. Путешествие Иисуса Христа в пределы Тира и Сидона, исцеление дочери хананеянки
      • 78. Исцеление глухонемого
      • 79. Исцеление множества народа у Геннисаретского озера
      • 80. Насыщение 4000 семью хлебами и несколькими рыбами
      • 81. Прибытие в страну Магдалинскую. Ответ фарисеям, просившим знамения с неба
      • 82. Предостережение ученикам от закваски фарисейской
      • 83. Исцеление слепого в Вифсаиде
      • 84. Исповедание Петра у Кесарии Филипповой
      • 85. Первое предсказание Иисуса Христа о крестных страданиях; наставление о несении креста
      • 86. Преображение Господне
      • 87. Второе предсказание Господа Иисуса Христа о крестных страданиях
      • 88. Исцеление бесноватого лунатика
      • 89. Третье предсказание Господа Иисуса Христа о крестных страданиях
      • 90. Последнее пребывание Господа Иисуса Христа в Капернауме; ответ Иисуса Христа о подати на храм
      • 91. Наставление о смирении
      • 92. Речь о спасении погибающих, притча о пропавшей овце
      • 93. Учение о прощении грехов ближнего, притча о немилосердном заимодавце
    • В Галилее перед праздником Кущей
      • 94. Отказ Иисуса Христа идти на праздник в Иерусалим
      • 95. Путешествие Иисуса Христа в Иерусалим
      • 96. Неприязненное отношение к Иисусу Христу самарийцев
      • 97. Ответ Господа Иисуса Христа пожелавшим следовать за Ним
      • 98. Послание 70-ти на проповедь; укор городам, не принявшим проповеди
      • 99. Вопрос законника о вечной жизни и о ближнем; притча о милосердном самарянине
      • 100. Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии
      • 101. Учение Господа Иисуса Христа о молитве
      • 102. Господь Иисус Христос на обеде у фарисея; обличение законников
      • 103. Наставления о правилах жизни Христовым последователям. Притча о неразумном богаче
    • В Иерусалиме на празднике Кущей
      • 104. Спор в народе о Христе
      • 105. О женщине, взятой в прелюбодеянии
      • 106. Обличение иудеев при сокровищнице храма
      • 107. Исцеление слепорожденного
      • 108. Беседа о «добром пастыре»
      • 109. Известия об избитых Пилатом галилеянах, наставление о покаянии
      • 110. Притча о бесплодной смоковнице
      • 111. Исцеление скорченной женщины в синагоге в субботу
      • 112. Учение Господа Иисуса Христа о Царствии Божием в притчах
      • 113. Беседа в праздник Обновления в притворе Соломоновом
      • 114. Уход Господа Иисуса Христа из Иерусалима в заиорданскую страну Перею
    • На обратном пути из заиорданской страны в Иерусалим
      • 115. Речь Господа Иисуса Христа о числе спасающихся
      • 116. Предсказания о страданиях в Иерусалиме
      • 117. Господь Иисус Христос на обеде у фарисея; исцеление больного водянкой; притча о званых на вечерю
      • 118. Самоотвержение последователей Христа
      • 119. Притчи о погибшей овце, потерянной драхме и блудном сыне
      • 120. Притча о неверном домоправителе
      • 121. Обличение фарисеев; притча о богаче и Лазаре
      • 122. Беседа о силе веры и об обязанности исполнять заповеди
      • 123. Исцеление десяти прокаженных
      • 124. Ответ фарисеям о пришествии Царствия Божия и о Втором пришествии Христовом
      • 125. Притча о несправедливом судье
      • 126. Притча о мытаре и фарисее
      • 127. Учение о браке
      • 128. Благословение детей
      • 129. Ответ богатому юноше
      • 130. Вопрос Петра о награде последователям Иисуса Христа
      • 131. Притча о нанятых в виноградник работниках
      • 132. Воскрешение Лазаря
      • 133. Заговор начальников иудейских против Иисуса Христа
      • 134. Предсказания Господа Иисуса Христа о крестных страданиях на пути в Иерусалим
      • 135. Просьба сынов Зеведеевых о месте в Царствии Иисуса Христа
      • 136. Иисус Христос в Иерихоне; исцеление слепцов
      • 137. Обращение Закхея
      • 138. Притча об ушедшем на войну и об умноживших таланты
      • 139. Господь Иисус Христос в Вифании, вечеря в доме Лазаря
      • 140. Вход Господень в Иерусалим; исцеление больных
  • Страстная седмица
    • Великий понедельник
      • 141. Бесплодная смоковница
      • 142. Изгнание торгующих из храма
    • Великий вторник
      • 143.1. Беседа в храме: ответ Господа старейшинам, кто дал Ему такую власть. Притча о двух сыновьях
      • 143.2. Притча о злых виноградарях
      • 143.3. Притча о званных на брачный пир царского сына
      • 143.4. Ответ Господа о подате кесарю. Посрамление саддукеев в вопросе о воскресении. Беседа о наибольшей заповеди в законе. О Божественном достоинстве Мессии-Христа
      • 143.5. Обличительная речь против книжников и фарисеев
      • 144. О жертве бедной вдовицы
      • 145. Речь Господа Иисуса Христа перед эллинами и иудеями
      • 146.1. Пророчества и притчи Господа иисуса Христа об Иерусалиме и о Втором пришествии. На горе Елеонской
      • 146.2. Пророчества и притчи Господа иисуса Христа об Иерусалиме и о Втором пришествии. Притча о десяти девах
      • 146.3. Пророчества и притчи Господа иисуса Христа об Иерусалиме и о Втором пришествии. Притча о талантах
      • 146.4. Пророчества и притчи Господа Иисуса Христа об Иерусалиме и о Втором пришествии. О страшном суде
    • Великая среда
      • 147. Господь Иисус Христос в Вифании
      • 148. Заговор иудеев, предательство Иуды
    • Великий четверг
      • 149. Пасхальная вечеря
      • 150. Моление о чаше
    • Великая пятница
      • 151. Взятие Иисуса Христа под стражу
      • 152. Допрос Иисуса Христа у Анны
      • 153. Суд Синедриона над Иисусом Христом у Каиафы
      • 154. Отречение Петра
      • 155. Приговор Синедриона
      • 156. Конец Иуды
      • 157. Иисус Христос на суде у Пилата, царя Ирода и последний суд над Иисусом Христом у Пилат
      • 158.1. Крестный путь и Голгофа
      • 158.2. Распятие и смерть Иисуса Христа
      • 159. Погребение Иисуса Христа
  • Воскресение Господа Иисуса Христа и последующие события
    • 160. Приход жен-мироносиц ко гробу и явление им Ангела
    • 163. Явление двум ученикам на пути в Эммаус
    • 164. Явление ученикам без Фомы
    • 165. Явление по прошествии восьми дней
    • 167. Восстановление Апостола Петра в апостольском достоинстве и предсказание его мученичества
    • 168. Явление Воскресшего Господа ученикам на горе в Галилее и благословение их на проповедь
    • 169. Вознесение Господне

Святые Мария и Марфа — Новый завет

Евангелие дало мировой культуре много ярких архетипических образов, которые были многократно осмыслены в различных музыкальных сочинениях, произведениях художественного искусства, не говоря уже о собственно религиозной рефлексии. Две такие фигуры — сестры Марфа и Мария, являются, наверное, наиболее узнаваемыми после Христа и Девы Марии. Об этих персонажах священной Новозаветной истории мы и поговорим в этой статье.

Образ сестер в Библии

В Новозаветном повествовании Мария и Марфа появляются дважды — один раз в Евангелии от Луки, второй раз — в Евангелии от Иоанна. Эти два отрывка описывают две различные истории. Но в обеих сестры представлены как ученицы Иисуса Христа и даже более того — вместе со своим братом Лазарем они предстают как его друзья, дом которых всегда был открыт для Спасителя.

Притча от Луки

Автор третьего Евангелия передает историю о сестрах, как поучительное наставление, ключевыми символическими фигурами в которой являются Марфа и Мария. Притча строится как рассказ о Христе, который пришел в гости к упомянутым женщинам и стал наставлять их в Божьей воле. Марфа между тем готовила угощение, чтобы оказать другу необходимое гостеприимство, а Мария сидела возле Иисуса и, ни на что не отвлекаясь, слушала его наставления. Хлебосольную сестру это обстоятельство вывело из себя, и она пожаловалась Христу, что Мария оставила ее одну на кухне заниматься трапезой, а сама предалась разговорам. Иисус отреагировал на это неожиданно — он осадил Марфу, заявив, что ее хлопоты — это житейская суета, не имеющая большого значения, тогда как Мария выбрала то, что действительно важно и необходимо человеку, а именно слушание Воли Божией. Он назвал поведение младшей сестры благой частью, добрым выбором.

Значение притчи

В целом экзегетика этого места в писании достаточно очевидна: существуют вечные ценности, которые всегда актуальны, и именно они должны занимать приоритетное место в жизни христианина. Что касается бытовых и других обязанностей, то, речь, конечно же, не идет о том, чтобы ничего не делать вовсе. Но в ситуации выбора этот отрывок Евангелия учит верующего избирать главное. Другими словами, Христос у Марфы и Марии не призывает категорически к отказу от повседневных забот, но говорит о необходимости четкого осознания вечного и временного, абсолютного и относительного. В каждом человеке, особенно среди последователей каких-либо религий, духовных учений и практик, есть на уровне субличностей своя Мария и своя Марфа. От того, чей голос более слышен и авторитетен человеку, зависит качество его жизни, осмысленность и внутреннее, духовное развитие. И при встрече со своим Христом, то есть, когда речь в жизни заходит о вечных, высших ценностях, необходимо отдавать себе отчет, правильный ли образ действия был избран, потому что, заботясь об «угощении», рискуешь сам остаться без того, что Иисус называет «хлебом вечной жизни».

Воскрешение Лазаря

В Евангелии от Иоанна Мария и Марфа предстают участницами другого, более важного события. Речь идет, ни много ни мало, о воскрешении из мертвых Лазаря, который приходился сестрам родным братом. Как гласит повествование, Лазарь тяжело заболел, но сестры, которые знали Иисуса и верили в его силу, послали позвать его, надеясь, что он придет и исцелит их больного брата. Христос узнал, что Лазарь болен, но не пошел в Вифанию, где он жил, сразу же. Вместо этого он дождался, пока Лазарь скончался, и лишь затем объявил ученикам, сопровождавшим его, что идет к нему домой. Мария и Марфа встретили учителя и обе выразили сожаление, что он не оказался рядом с Лазарем, когда тот был еще жив. Они твердо верили, что, если бы это было так, он бы не умер. В ответ Иисус ободрил их, сказав, что смерть Лазаря не к славе Божией, то есть она предусмотрена для того, чтобы Бог мог проявить себя среди народа, дабы уверовали сомневающиеся. Христос попросил отворить камень от гроба. В то время могилами служили пещеры, вырубленные в скале, вход в которые после похорон затворялся большим камнем. Мария и Марфа сначала возразили, сказав, что с момента погребения прошло уже четыре дня и тело покойного сильно смердит. Уступив настойчивости гостя и подчинившись его авторитету, камень все же отворили. Затем, как повествует евангелие, Иисус взмолился и, обращаясь к Лазарю, как к живому, приказал ему выйти из гроба. К удивлению всех собравшихся, тот действительно вышел живым, окутанный погребальными пеленами. Это чудо воскрешения из мертвых стало одним из самых популярных евангельских эпизодов. А сам Лазарь вместе со своими праведными сестрами вошел в историю, как Лазарь четверодневный.

Значение воскрешения Лазаря

Для последователей исторического христианства, то есть православия, католичества, а также протестантизма, событие воскрешения Лазаря, описанное в Евангелии, воспринимается буквально, то есть как имевшее место быть. Мы же, оставив вопрос о его историчности за скобками, обратимся к богословской рефлексии. Во-первых, сама по себе эта история говорит о том, что Христос был не просто человеком. В повествовании он называет себя «жизнью» и «воскресением» и утверждает, что тот, кто верит в него — не умрет. Это подчеркивает неотмирность его подлинной природы — христиане считают, что Иисус Христос — это сам Всевышний Господь Бог, воплотившийся в образе человека. Власть Христа над жизнью и смертью, описанная в Евангелии, иллюстрирует и подчеркивает эту мысль. Святая Мария и ее сестра Марфа демонстрируют веру во Христа и по вере своей получают желаемое — воскрешение своего брата. Далее, его намеренное ожидание смерти и утверждение, что это событие было для славы Господа, говорит о том, что Бог проявляется себя в истории мира, и у него имеется промысел о каждом человеке. В принципе, на основании тех или иных стихов из данного отрывка можно извлечь еще много теологических выводов, но эти два — главнейшие.

Марфа и Мария, как исторические лица

В принципе ничто не мешает предположить, что реальные персонажи, описанные в данных двух отрывках Нового Завета, реально существовали и были связаны с Иисусом и его общиной. Об этом говорит и то, что они упоминаются дважды в Евангелиях в совершенно разном контексте. С другой стороны, трудно сказать, насколько реальные прототипы соответствуют изображенным в Библии лицам, ведь к моменту написания этих текстов они были уже, вероятно, мертвы. Достоверных исторических свидетельств о позднейшей их жизни тоже не осталось. Католическая традиция утверждает, что Мария, сестра Марфы — это святая Мария Магдалина. Поэтому с нею связывается предание, согласно которому она проповедовала в Иерусалиме, Риме, а затем в Галлии — на территории нынешней Франции, где и скончалась. Это же касается и Марфы, ее сестры. В православии это отождествление считается лишь гипотезой, а потому никакой оформленной житийной традиции относительно Марии и Марфы нет.

Паломнические поездки

Если Вы зашли на наш сайт, то это означает, что Вам интересны паломнические туры и именно здесь можно найти то, что Вам нужно. Многие паломнические службы Москвы предлагают хорошие маршруты, называя свои программы «православным туризмом» и «христианским паломничеством». Но мы не используем подобные термины, для нас паломничество должно быть не просто христианским, оно должно быть православным. Туризм же в виде познавательно-развлекательных экскурсий, на наш взгляд, отвлекает человека от главной цели паломничества – «духовного делания». Именно оно отличает настоящий паломнический тур от так называемого «православного туризма».

Как известно из определений слова «паломник», с одной стороны это «пальмовник» — с пальмовой ветвью в руках ликует, приветствуя и восхваляя Бога, с другой стороны это «поклонник», преклоняющий колена перед величием Господа. В этом и есть главное отличие паломника от туриста. Как пост телесный ничего не стоит без поста духовного, так и развлекательная экскурсия в монастырь отличается от паломнической поездки. Мы же, как паломническая служба, призваны создавать все необходимые условия для поддержания того особого вдохновения для «величания» и «поклонения», максимально снижая дискомфорт и трудности путешествия в паломнической поездке.

Именно так мы видим главную составляющую своей работы — в поддержании особого внутреннего настроя человека, отправляющегося в паломничество. Ведь это не просто тур по святым местам, а особый духовный опыт: отстранение от мирских забот, погружение в молитву, чтение Священного Писания, размышления, встречи с духовными людьми и уникальное время в компании единомышленников. И, конечно, богослужения, венцом которых является божественная Евхаристия.
Означает ли это, что экскурсии не нужны? Безусловно, нужны, но главное их содержание направлено на укрепление веры, рассказ о святых и святынях, подвижниках благочестия, духовном подвиге насельников монастырей, исторических эпохах в жизни Православной Церкви и многом другом так, чтобы каждый паломник смог провести параллель от полученного духовного впечатления в свою собственную жизнь. И именно в этом состоит отличие экскурсионной программы паломнического тура от поездки для любопытствующих туристов с традиционной гонкой по «обязательным пунктам» программы.
С этой точки зрения особенно познавательны паломнические туры по России, в разработке которых мы сотрудничаем с паломническими службами епархий Русской Православной Церкви, что позволяет паломникам не только получать более полную и достоверную информацию о святынях из «первых рук». Пожертвования, сделанные нашими паломниками при оплате паломнических туров, идут на нужды обителей, восстановление и благоукрашение святынь. Среди самых популярных – паломнические туры в Оптину Пустынь, Дивеево, Псков, Валаам, Соловки и наше новое направление – паломнические туры к святыням Москвы и московского Кремля.
Особое место в наших программах занимают православные туры:

  • в Иерусалим,
  • на Святую Землю,
  • места евангельских событий,
  • а также поездки в исконно православные страны, такие как Греция, Грузия, Сербия.

Часто мы совмещаем паломнические туры с программой отдыха и экскурсиями для православных. Так построены паломнические туры в Крым, Италию, Абхазию. Особенной популярностью пользуются паломнические туры на Корфу, греческий остров, покровителем которого является святитель Спиридон Тримифунтский чудотворец. Ведь православному человеку очень важно провести свой отпуск в спокойной обстановке, вдали от увеселительных заведений, в православном окружении с возможностью посещения богослужений.
Каждый из нас отправляется в паломничество по сугубо личным мотивам, но в одном мы единодушны – мы едем испросить молитвенного заступничества у любимых святых в наших скорбях и нуждах. Совершить свой личный маленький подвиг в надежде на то, что наши прошения будут услышаны, жизненные ситуации разрешатся, а сердце наполнится божественной благодатью.
И мы все надеемся, как гласит благочестивое предание, что те святые, в честь которых мы совершали подвиг паломничества, кому мы поклонялись и молились сугубо, в наш смертный час встанут рядом с нами и помогут держать ответ.

Божие благословение да пребывает со всеми вами,
Ваши «Марфа и Мария»

Марфа или Мария: кем быть?

Однажды Господь пришел к Своему другу Лазарю, у которого были две сестры Марфа и Мария. Все семейство считало Господа своим Учителем, поэтому посещение их дома столь высоким гостем предполагало и соответствующее приготовление к встрече.

Как только Христос появился у них, Марфа тотчас начала заботиться об угощении и всячески суетиться по этому поводу.

Мария же, с того момента как пришел Христос, не отходила от Него ни на минуту, внимая Его спасительным речам.

Не успевая справиться с подготовкой кушаний, Марфа упрекает Марию в том, что она не помогает ей по кухне, и сказала с укором Спасителю: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне» (Лк. 10:40).

Марфа решила, что ее сестра бездельничает, в то время как она сбивается с ног, не успевая все организовать.

В человеческом, земном представлении все именно так и обстоит. Марфа труженица, а Мария бездельница.

Однако на самом деле, вопреки мирскому «здравому» смыслу, Мария выбрала «благую часть», как сказал об этом после Спаситель. Она, заботясь о своей душе, жадно вслушивается в каждое слово Христа, боясь пропустить драгоценный тайный смысл сказанного своим Божественным Учителем, ведь Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28).

Пример двух сестер наглядно показывает нам, как происходит встреча Христа в нашей жизни: одни начинают суетиться, отвлекаясь на второстепенное и неспасительное, другие бросают все и внемлют Христу, вслушиваются в Его голос в повседневной жизни, смотрят на все сквозь призму Его слов, ищут Его повсюду.

Христос Спаситель с любовью отвечает на укор Марфы: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10:41–42).

Христос не упрекает Марфу и не осуждает ее деятельность, а лишь говорит, что она чрезмерно суетится, в то время как Мария избирает для себя более важное: предпочитает земному духовное насыщение.

Он помогает ей правильно расставить акценты. Есть важное, а есть второстепенное.

Мы все с вами являемся марфами и мариями, и данная евангельская притча учит нас в любой ситуации искать главный смысл, в любом деле находить главную идею, в любых отношениях видеть главную основу, не отвлекаясь на незначимое. И этим главным вектором в нашей жизни всегда должен быть Христос. Выбирая между земным и духовным, мы должны всегда выбирать духовное, несмотря на явное преимущество и целесообразность мирской точки зрения.

Материальные заботы, безусловно, необходимы, но до тех пор, пока они не заслоняют Христа, не становятся смыслом земной жизни в ущерб духовной.

Порой заботясь о жизненных мелочах, мы упускаем главное из своей жизни, теряем дорогих людей, постоянно занимаясь выяснением отношений с ними, не желая при этом видеть душу ближнего, понять ее.

Суета мешает увидеть Бога. И мы снова и снова проходим мимо Христа. Чрезмерно углубляясь в земные дела, мы теряем связь со Спасителем и выпадаем из потока Его Божественной любви. И жизнь теряет смысл.

Суетливый ум не способен к молитве, созерцанию и тишине. Он все время копошится и роется в мыслях, перебирая их, перепрыгивая с одной на другую. В такой ум не может вместиться Христос, ему там нет места.

Суетливое сердце все время погружено в свои ощущения и переживания, захлебываясь в них, не имея возможности вынырнуть к свету и прочувствовать Христа.

Суетливый человек постоянно пребывает в смятении, он не может остановиться и оглядеться, делает огромное количество движений в минуту, наполняет хаосом свою жизнь. Такому человеку не до Христа, он слишком занят своими земными делами, у него нет времени заняться своей душой.

Правильно оценивать ситуацию и расставлять акценты – полезный навык. Именно к этому призывает Христос Своими словами, обращенными к Марфе и Марии.

Мы должны найти равновесие марфы и марии, чтобы в ущерб духовному не думать лишь о материальном, с одной стороны, а с другой – не забыть своих обязанностей перед своими близкими, быть ответственным на работе и в любом порученном деле.

Желаю, чтобы в грядущие дни Великого поста мы увидели главное в своей жизни, нашли утерянный смысл, сосредоточились на спасительном, не теряясь в суете мирской, засасывающей как болото. Желаю каждому найти посреди зыбкого мира твердую тропинку, ведущую к Богу.