Митрополит Хабаровский и приамурский

Русская Православная Церковь

Артемий, митрополит Хабаровский и Приамурский (Снигур Александр Николаевич)

Дата рождения: 5 сентября 1962 г.

Дата хиротонии: 10 апреля 2011 г. Дата пострига: 31 марта 1996 г. День ангела: 6 июля

Страна: Россия Биография:

Родился 5 сентября 1962 г. в г. Днепродзержинске.

В 1984 г. окончил Санкт-Петербургский военно-транспортный университет и направлен в г. Алма-Ату. В 1992 г. уволен в запас в звании капитана по сокращению штатов.

В 1992-1995 гг. трудился на строительстве храма в честь Рождества Христова г. Алма-Аты. В 1995 г. стал послушником Николо-Шартомского мужского монастыря с. Введенье Шуйского района Ивановской области.

17 декабря 1995 г. в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием рукоположен во диакона.

11 февраля 1996 г. в Благовещенском храме г. Кинешмы архиепископом Амвросием рукоположен во иерея.

31 марта 1996 г. в Казанском храме Николо-Шартомского мужского монастыря с. Введенье Шуйского района Ивановской области архиепископом Амвросием пострижен в монашество с наречением имени Артемий в честь праведного Артемия Веркольского (пам. 23 июня /6 июля).

4 ноября 1996 г. командирован в Новосибирскую епархию для активизации миссионерского служения и укрепления монашества в сибирском регионе.

20 марта 1997 г. назначен инспектором по храмовому строительству Новосибирской епархии. 17 июля 1997 г. утвержден наместником новообразованного Михаило-Архангельского мужского монастыря в с. Малоирменка Ордынского района Новосибирской области (в 1998 г. монастырь переведен в с. Козиха Ордынского района Новосибирской области).

19 февраля 2004 г. назначен председателем архитектурного отдела Новосибирской епархии.

В 2004 г. окончил Московскую духовную семинарию (заочно). В 2008 г. окончил Московскую духовную академию (заочно).

Нес послушания помощника управляющего епархией по общим вопросам; руководителя епархиального отдела по архитектуре, строительству и земельным вопросам; наместника мужского монастыря во имя Архистратига Михаила с. Козиха Ордынского района Новосибирской области.

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 15) избран епископом Петропавловским и Камчатским.

3 апреля 2011 г. возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 8 апреля 2011 г. в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. Хиротонисан 10 апреля за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. (журнал № 163) утвержден в должности священноархимандрита Пантелеимонова мужского монастыря г. Петропавловска-Камчатского.

1 февраля 2016 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал № 107) назначен Преосвященным Хабаровским и Приамурским, главой Приамурской митрополии, с освобождением от управления Петропавловской епархией.

3 января 2019 г. за Литургией в Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. (журнал № 16) назначен и.о. ректора Хабаровской духовной семинарии.

Образование:

1984 г. — Санкт-Петербургский военно-транспортный университет.

2004 г. — Московская духовная семинария (заочно).

2008 г. — Московская духовная академия (заочно).

Место работы: Приамурская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Хабаровская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Артемия (Снигура) при наречении во епископа Петропавловского и Камчатского.

Награды:

Церковные:

  • 2012 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.

Митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий

Здравствуйте! Сегодня я открываю цикл статей об интересных православных верующих людях. Они разного возраста, различных взглядов и профессий. Что меня привлекло в них, так это их твердая жизненная позиция, умение найти своё место в жизни, дарить людям свет и тепло своей души.

Первым в этом списке будет Митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий. Он был молодым ученым физиком и не думал стать монахом, но судьба распорядилась иначе.

Прослеживая судьбу этого, можно сказать легендарного человека, удивляешься его неутомимого познания самого себя, природы, материи, физики, и того, как он в непростой обстановке того времени нашел свой тернистый путь в православие, свою веру в Бога.

Cлужение в миру и на церковной ниве

Митрополит Игнатий, в миру — Сергей Геннадьевич Пологрудов; родился 25 марта 1956 года. В 1978 году окончил физический факультет Иркутского государственного университета. В 1978—1980 годах служил в звании лейтенанта в Вооружённых силах в Прибалтийском военном округе.

В 1980—1983 годах работал инженером электронно-вычислительного центра Восточно-Сибирского энергетического института (г. Иркутск), с 1983 по 1990 год — заведовал лабораторией медицинской кибернетики во Всесоюзном научном центре хирургии.

Внизу видео 2017 года из программы телеканала “Спас”

Церковное служение

В 1988 году принял крещение в озере Байкал; пришёл к православной вере под влиянием архиепископа Хризостома, тогдашнего иркутского правящего архиерея.

В 1990 году, после перевода владыки Хризостома на Виленскую кафедру, переехал в Литву и поступил в братию Свято-Духова монастыря города Вильнюса.

Выполнял послушания библиотекаря, попечителя и духовника школы-интерната в Вильнюсе. 27 сентября 1990 года рукоположен в сан диакона. В 1991—1993 годах учился в Московской духовной семинарии по сектору заочного обучения.

13 апреля 1992 года был пострижен в монашество с именем Игнатий-в честь своего любимого святого, святителя Игнатия Брянчанинова.

10 мая 1992 года рукоположен во иеромонаха. С октября 1992 года — благочинный Свято-Духова монастыря. 2 ноября 1997 года указом Святейшего Патриарха Алексия II возведен в сан игумена.

26 февраля 1998 года на заседании Священного Синода по рекомендации владыки Хризостома определен на Петропавловскую кафедру. 1 марта 1998 года в Успенском соборе Московского кремля возведён в сан архимандрита.

На Петропавловской кафедре

29 марта 1998 года в Богоявленском кафедральном соборе рукоположен во епископа Петропавловского и Камчатского.

В том же году в составе экипажа атомного подводного крейсера «Томск» совершил переход подо льдами Северного Ледовитого океана, являясь духовником и корабельным священником (это уникальный случай в истории современного российского флота).

Во время управления владыкой Игнатием Петропавловской епархией в ней была учреждена первая в российских Военно-морских силах корабельная церковь на корабле «Камчатка» (посёлок Завойко).

Заключено соглашение между епархией и командованием войсками и силами Северо-Востока России «О совместной работе по укреплению морально-психологического состояния личного состава войск и сил северо-востока России.

Возрождению Российской духовности и традиций самоотверженного служения Отечеству, упрочению духовно-нравственных качеств в жизни воинских коллективов».

Были созданы филиал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, духовно-просветительский центр, музей истории православия на Камчатке и в Русской Америке.

В 2000 году епископ Игнатий стал председателем попечительского совета по строительству кафедрального Свято-Троицкого собора в Петропавловске-Камчатском. Возведение храма началось в 2002 году, строительные работы планировалось завершить к 2010 году.

В 2004 году в недостроенном храме состоялась первая воскресная литургия, весной 2007 года был установлен центральный 13-тонный купол. Свято-Троицкий собор уже стал архитектурной доминантой города. По словам владыки, собор «как воин стоит на рубежах Отечества».

В сентябре 2003 года участвовал в подводном переходе из Приморья на Камчатку в составе экипажа атомного подводного крейсера стратегического назначения К-433 «Святой Георгий Победоносец».

Перед походом Владыка прошел всю необходимую подготовку и был включен в экипаж специальным приказом Главкома ВМФ России. Во время перехода 11 моряков подводников приняли православное крещение.

Экспертный совет Русского биографического института присудил владыке Игнатию премию «Человек года — 2005» в номинации «Религия».

25 февраля 2007 года возведен в сан архиепископа. В том же году окончил факультет теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

5 апреля 2008 года архиепископ Игнатий совершил Божественную литургию на Северном полюсе; он входил в состав полярной экспедиции, маршрут которой проходил из Мурманска через полярную станцию «Барнео».

Во время литургии был рукоположен во иерея диакон Роман Никитин, на месте служения литургии установлен Поклонный крест. Кроме того, было совершено крещение мэра города Петропавловска-Камчатского Владислава Скворцова.

На Хабаровской кафедре

22 марта 2011 года назначен архиепископом Хабаровским и Приамурским. В интервью архиепископ отметил, что перевод в Хабаровск стал для него неожиданностью:»Конечно, жаль покидать Камчатку.

Но Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу виднее, где я больше смогу сделать на благо православия. С 6 октября 2011 года — глава новообразованной Приамурской митрополии, в связи с чем 8 октября возведен в сан митрополита.

27 ноября 2014 г. в Московском городском психолого-педагогическом университете митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий защитил диссертацию на соискание ученой степени «кандидат психологических наук».

Название темы диссертации, представленной к защите: «Модель акмеологического развития пастыря». Научный руководитель: Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО.

Общественная деятельность

В феврале 2004 года вместе с другими дальневосточными архиереями подписал обращение к президенту России В. В. Путину, где был выражен протест против возможной передачи Японии островов Малой Курильской гряды.

8 февраля 2008 года первым из действующих архиереев Русской Православной Церкви создал персональный блог. Является убеждённым сторонником использования новых средств и форм миссионерской проповеди.

«Миссия, как известно, требует использования самых различных и самых современных методов. В том числе, конечно же, и интернета. Миссия имеет не только разные средства, но и разные формы.

Это и проповедь, и диалог, и конференция, и богослужение — это, как оказалось, ещё и возможность поделиться с многочисленными слушателями и читателями своими размышлениями, рассуждениями — то, что на современном языке называется блогом. Мой опыт может оказаться полезным многим из тех, кто сейчас приходит к вере.

С другой стороны, многие люди хотят личного общения. А один из главных принципов православного пастырства — это беседа лицом к лицу, душа к душе. Интернет как раз даёт такую возможность.

Пусть я не могу видеть глаза, лицо человека, но по его словам можно почувствовать его настроение, характер, понять, что им движет, какие проблемы его заботят, что у него на душе.

Даже по печатной форме. Появляется возможность одновременной беседы с огромным количеством читателей, что может содействовать их воцерковлению.»

Награды

Светские: Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (28 декабря 2000) — за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций.

Церковные: Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II ст. (2006) Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (2010)

Вывод

  • Дорогие друзья, православные верующие! Это первая ласточка, так можно сказать,- из цикла рассказов об интересных людях. Здесь было рассказано об интересном пастыре, который трудится не покладая рук для укрепления православия не только в России, но и за ее пределами.

    Свыше 4-х лет возглавляет Южно-Американскую и Аргентинскую Епархию. Более подробную информацию можно найти из других источников и из интернета http://www.pstbi.ru/news/show/517-Mitropolit-Argentin. Приятного Вам просмотра. До свидания. До новых встреч!

    Если у вас возникли какие-то вопросы по заметке, или вы хотите чем-то своим поделиться об этом человеке, с которым возможно свела вас судьба, или была интересная встреча, то буду безмерно благодарен вам за ваш комментарий. Всего вам самого доброго! Крепкой вам веры, здоровья и благополучия!

  • «Из жизни молодых…» (осторожно
  • (повтор для новеньких)
  • (це ще добре
  • 22 листопада
  • better late than never
  • pr master class
  • rehftd
  • Америка
  • Антоний Сурожский (ну
  • Беларусь
  • Беларусь курс
  • Боже
  • Боже храни Америку!
  • ВВП
  • Выборы-2004
  • Выборы-2010
  • Выборы-2026
  • Горжусь Украиной
  • Горжусь Украиной!
  • Гренландия
  • Грузия
  • Египет
  • Иран
  • Казахстан
  • Канада
  • Киргизия
  • Китай
  • Крещение Руси
  • Крим
  • Крым
  • Кумедне Ведмежа
  • Кураев
  • Львов
  • Мазепистика
  • Молдова
  • Мордор
  • НАТО же!
  • НАТо же!
  • Николай Второй
  • Осипов
  • Польша
  • Путин
  • Пушкин жив!
  • Российское ТВ
  • Россия
  • Росся
  • Румыния
  • Русский мир
  • СМИ
  • Сверхпутин
  • Срана рашка
  • Такое не должно повториться!
  • Турция
  • УНСО
  • Юля
  • акулы природа
  • анекдоты
  • антималевич
  • афигеть
  • без тэга
  • боян!)
  • буддизм
  • в рай
  • в цвете
  • вата
  • вата дурнувата
  • ваяние из мозгов
  • вера
  • война
  • вспомнилось
  • выборы-2004
  • выборы-2010
  • ге
  • госидея
  • гривня
  • грузия
  • гыгы
  • даже и не знаю
  • делохизация
  • дети
  • диархия
  • дипломатия
  • для новых френдов
  • для общего и прикладного развития
  • доколе?!
  • дрожи
  • дрожи!
  • душевное переселенье
  • если кому-то баян
  • жертвы Цхинвали
  • жесть
  • живность
  • жизненные планы
  • жизнь
  • жисть
  • жульё
  • жути
  • жуть
  • занимательная экономика
  • защита своих граждан
  • зомбёж
  • зэки и вера
  • и паки гусли
  • из лучших жж
  • инет
  • интересности
  • история
  • история-с
  • их нравы
  • к ответственности
  • каляки-маляки
  • каноничный кандидат
  • кино
  • классика
  • клоуны
  • книги
  • коллайдер
  • колом
  • конец света
  • кормление протопрезидента
  • красота
  • криза просувається! криза просувається!
  • любвецид
  • любимые сказки
  • любовь
  • мазепистика
  • мало букв
  • маразмики
  • матрица
  • мегапозитив
  • межконфессиональное
  • милитаризьм
  • милиция
  • мирные жители
  • миссиофобия
  • миссия
  • молодцы!!!
  • мрази
  • музыка
  • мультики
  • накумарилось
  • наука
  • не новости
  • независимая Абхазия
  • нетленка
  • ни дня без бояна
  • ностальджи
  • нравится..)
  • о любви
  • о сегодняшнем дне
  • оборотни
  • они самые
  • освободительный поход
  • отчужденность
  • песни
  • песни-притчи
  • песня
  • пиарствую
  • победобесие
  • повтор
  • поддержка агрессоров
  • позитив
  • политдуховность
  • политика
  • полититдуховность
  • помощь
  • понравилось
  • послесмертие
  • православная цивилизация
  • православный юмор
  • праздник
  • праздники
  • приикол
  • прикол
  • простите
  • разное
  • реклама
  • религия
  • российские СМИ
  • российское ТВ
  • русины
  • сдувая с пергамента пыль…
  • семейные мемуары
  • слава мне
  • спорт
  • стих
  • страна огромная
  • супер
  • творение мира
  • тест
  • тьфу
  • ужасы киберкулинарии
  • умности
  • упасть и не отжаться
  • учёба на чужих описках
  • файлы
  • феерия
  • филологичное
  • филология
  • фильм
  • форелепчелоцид
  • фото
  • фотодела
  • френдлента
  • футбол
  • хаус
  • хвильмы
  • хи!
  • хозяйке на заметку
  • храни Америку!
  • хумор
  • целительство
  • церковно
  • церковное
  • церковь
  • цяці
  • читать до конца
  • читать не обязательно
  • чтение
  • чудо
  • що не кажана)
  • эпидемия
  • японское
  • і де я?

Игнатий, епископ Выборгский и Приозерский (Пунин Игорь Иванович)

Дата рождения: 17 апреля 1973 г.

Дата хиротонии: 7 июля 2005 г. Дата пострига: 23 марта 1998 г. День ангела: 11 февраля

Страна: Россия Биография:

Родился 17 апреля 1973 г. в Брянске в семье рабочих.

В 1990 г. окончил среднюю школу № 46 г. Брянска и поступил на I курс Смоленского межъепархиального духовного училища (впоследствии — Смоленская духовная семинария), которое окончил в 1995 г. по первому разряду.

С ноября 1993 г. работал в должности референта председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. За время работы в ОВЦС неоднократно входил в состав официальных делегаций, направлявшихся в Грецию, Иран, Литву, Польшу, Германию, Израиль, Италию, Испанию, на Кубу, в Канаду.

23 марта 1998 г. митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом пострижен в иночество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца.

7 апреля 1998 г. митрополитом Смоленским Кириллом в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска рукоположен во диакона, 7 апреля 1999 г. — во пресвитера.

С 1 января 1999 г. — секретарь Смоленско-Калининградской епархии.

В сентябре 1999 г. был назначен настоятелем восстанавливающегося храма Иоанна Предтечи при Смоленском духовном училище; 28 ноября в связи с освящением вышеупомянутого храма за труды, понесенные при его восстановлении, Святейшим Патриархом Алексием II награжден правом ношения наперсного креста.

23 мая 2001 г. назначен настоятелем строящегося в Смоленске храма Новомучеников и исповедников Российских; 25 сентября в связи с освящением упомянутого храма Предстоятелем Церкви награжден благословенной Патриаршей грамотой.

С 2002 г. — руководитель Духовного православного центра на базе прихода храма Новомучеников и исповедников Российских, включающего в себя воскресные школы для детей и взрослых, детей-инвалидов, библиотеку, спортивный комплекс и компьютерный класс.

К празднику Святой Пасхи 2003 г. Святейшим Патриархом Алексием II удостоен сана игумена.

В 2004 г. в связи с окончанием строительных работ нижнего храма Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня прихода церкви Новомучеников и исповедников Российских Святейшим Патриархом Алексием II награжден правом ношения палицы.

Решением Священного Синода от 20 апреля 2005 г. (журнал № 31) избран епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии.

2 мая 2005 г. митрополитом Смоленским Кириллом в Успенском кафедральном соборе Смоленска возведен в сан архимандрита.

Архиерейская хиротония состоялась 7 июля 2005 г. в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 23) назначен епископом Бронницким, викарием Патриарха Московского и всея Руси.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Решением Священного Синода от 6 октября 2010 г. (журнал № 98) назначен председателем Синодального отдела по делам молодежи.

В декабре 2010 г. поручено окормление приходских храмов на территории Западного административного округа г. Москвы (Михайловское благочиние).

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. назначен управляющим Западным викариатством в границах Западного административного округа г. Москвы и временно Восточным викариатством в границах Восточного административного округа г. Москвы.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 16) назначен на новообразованную Выборгскую кафедру с сохранением должности председателя Синодального отдела по делам молодежи.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 16 марта 2013 г. освобожден от управления Восточным викариатством г. Москвы с сохранением должности временного управляющего Западным викариатством.

Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. (журнал № 163) утвержден в должности священноархимандрита Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря на острове Коневец.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 28 октября 2015 г. освобожден от должности настоятеля храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и назначен настоятелем храмов Патриаршего подворья в Крутицах г. Москвы.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 29 октября 2015 г. освобожден от временного управления Западным викариатством г. Москвы.

Решением Священного Синода от 4 мая 2017 г. (журнал № 30) освобожден от должности председателя Синодального отдела по делам молодежи.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 22 мая 2017 г. освобожден от обязанностей настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы — Патриаршего подворья на Крутицах г. Москвы.

В 2011-2017 гг. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Епархия: Выборгская епархия (Правящий архиерей)

В интервью Аналитическому центру свт. Василия Великого митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий рассказал о своём архипастырском служении в далёкой Америке. Как Господь устрояет пути человеческие? Как использовать интернет для церковных дел? Почему латиноамериканцы интересуются Православием? Как греческая диаспора относится к действиям патриарха Варфоломея? Что мы можем сделать для поддержки Православия в Южной Америке? Об этом и не только с Высокопреосвященнейшим Игнатием беседовал Евгений Иванов.

«Всё предыдущее – подготовка к последующему»

— Здравствуйте, Ваше Высокопреосвященство, владыка Игнатий! Вы уже более двух лет служите в Южной Америке. Для вас как архипастыря, как православного человека какими открытиями в духовном и житейском плане ознаменован этот период? Какие главные трудности, приобретения и, быть может, потери?

— Когда мы говорим об открытиях и потерях подразумевается что-то неожиданное. Вот не ожидал, не ожидал – и вдруг на тебе; готовился к хорошему – а тут плохое; ожидал плохого – а тут хорошее.

У меня ничего такого не было. Южная Америка – очередной этап моей монашеской, пастырской, архиерейской, в общем, православной жизни. К каждому из которых меня готовил Господь. И Церковь.

Поясню. В миру я занимался музыкой, спортом, литературой, живописью, психологией, философией. Работал долгое время в одном НИИ, на ЭВМ (тогда это так называлось). Так вот, все эти светские увлечения, с Церковью вроде бы и не связанные, тем не менее, готовили меня к жизни церковной. Допустим, психология. Всегда интересовался вопросами – кто я такой? для чего существую? чем должен заниматься? что должен делать? где могу найти свое применение? Конечно, все они духовные, церковные. Но тогда в миру я не знал ни Бога, ни Церкви, и через психологию пытался найти путь к их решению. И нашел.

Митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий.

Или философия. Она дисциплинирует и развивает мышление. В монастыре это помогло правильно, грамотно сформулировать проблемы внутренней жизни. Святоотеческая литература необозрима, необходимо четко их понимать. Не читать святых отцов вообще, а искать то, что касается тебя лично. В миру у меня уже был опыт самоисследования, самонаблюдения, самоподготовки. Я знал, какие имею недостатки. Это и помогло найти эти самые конкретные ответы.

Занятия музыкой помогли быстро освоить знаменный распев. В монастыре, с братьями, организовали хор знаменного пения. Пели от души!

Затем следующий этап – архиерейское служение на Камчатке. И к этому Господь меня готовил. Занятия спортом, к примеру. Казалось бы, как они могли помочь мне в этом послушании? А вот, помогли, да еще как! Я познакомился с двумя ассоциациями, одна – рукопашного боя, другая – сетокан-карате. Не занимался единоборствами никогда, но что значит быть спортсменом знал. Потому быстро нашел с ними контакт. Их очень заинтересовало Православие, духовная подготовка. Так возникла большая – в 500 человек – организация, «Дружина», где в каждой секции был свой духовный наставник, священник. Все участники исповедовались, причащались, молились, изучали основы своей, православной веры. Через год совместной работы мы выбрали пятерых ребят и отправили их в Сергиев Посад, на Всероссийские соревнования. Из пятерых человек четверо заняли первые места в своих возрастных категориях.

И потом, спорт – это здоровье, выносливость, что для миссионера просто необходимо. Камчатка – огромный регион, где почти отсутствуют дороги и транспорт. Потому приходилось много путешествовать и на кораблях, и на вертолетах, и пешком, и на оленях, и на собаках.

— Помните, как писал апостол Павел: «в пустынях скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных» (Евр. 11:38)…

— И это было тоже. В пропасти, к счастью, не падал, но «пешешествовал» много и постоянно. А для этого тоже необходимо здоровье. И занятия спортом оказали мне в этом неоценимую услугу.

Опять же о музыке. В монастыре пели знаменным распевом, и здесь я занялся тем же самым: в Аргентине организовал хор знаменного пения. Поют аргентинцы, на испанском языке. Каждую субботнюю литургию транслируем через фейсбук на всю Южную Америку.

Приход храма св. ап. Иоанна Богослова в г. Кампина-Дас-Мисойс (Бразилия).

Опыт монастырской жизни помог создать два монастыря на Камчатке. И здесь мы организуем два монастыря: в Бразилии мужской (уже есть благотворители, которые готовы помочь) и в Аргентине женский.

Уже не говорю об иконографии, о занятиях литературой. Пользуясь этой мирской базой, организовывал много различных мероприятий. В Петропавловске-Камчатском, скажем, читал в Университете лекции по духовным основам русской литературы. Зная аскетическою традицию, раскрывал студентам и преподавателям православные аспекты русской словесности. Было очень интересно и мне, и слушателям. То же самое делаю здесь. Встречаюсь со студентами местных университетов, с преподавателями и всегда стараюсь показать им духовное богатство русской иконописи, русской литературы. Огромный интерес вызывает.

В миру работал на ЭВМ, теперь вот, широко миссионерствуем в интернете. Общаюсь с огромной аудиторией – это целый континент, 12 стран. И Центральная Америка входит в состав нашей епархии. На своей странице в фейсбуке имею более полутора тысяч активных участников, постоянно контактируем. Интернет для нас – единственная возможность личных встреч, бесед, инициирования и координации многих проектов.

Так что, повторю, ничего неожиданного не было. Ни восторга, ни разочарования. Все предыдущее – очередной этап, подготовка к последующему. Сейчас это – Южная Америка.

Жизнь – это решение проблем

— Я почему-то после ваших слов ощутил такой покой на сердце и вспомнил слова святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за всё!» Наверное, так христианину и надлежит жить: что бы ни происходило, где бы, куда бы Господь не посылал – слава Богу за всё!

Владыка, мы знаем, и исповедаем в Символе веры, что наша Церковь святая, соборная, апостольская, она обладает свойством кафоличности: она одна и та же и в Москве, и в Буэнос-Айресе, в Токио, в Тиране. И вместе с тем в каждой стране, у каждого народа, который приобщается к роднику Православия, возникают свои особые традиции. Можно ли сказать, что у православных приходов в Южной Америке формируется или есть какой-то свой особый дух, какие-то особенности православной культуры именно Латинской Америки? В чём это проявляется?

— Можно, конечно. Начнем с того факта, что в Южной Америке живёт очень много этнически православных россиян. Они приехали из России в разные годы. Каждый со своей болью. Многие покидали Родину и приезжали в совершенно другую страну, с чуждыми нравами, на пустое место. И наша епархия Московского Патриархата возникла здесь далеко не сразу. Потому долгое время россияне были лишены возможности пребывать в ней. Многое было упущено. Подавляющее большинство детей наших иммигрантов уже не говорит на русском языке. Теперь их родной язык – испанский и португальский. Поэтому первая особенность в том, что большую часть богослужений совершаем на этих языках. Бывает, на двух: местном и церковнославянском, чтобы все могли участвовать.

Во время онлайн-собрания духовенства обширной епархии.

Вторая особенность связана с особым видом миссии, переводами. Мы с вами имеем церковнославянский язык, который создавался десятилетиями, великими Кириллом и Мефодием. Он богодухновенен, каждое его слово несёт дух, жизнь. Он уже сам по себе учит, просвещает, возвышает. А вот как это осуществить на современном испанском и португальском? Кто будет переводить? Проблема. Так что, не имея церковнославянского аналога русского богослужения, пользуемся тем языком, на котором говорят здесь и сейчас. Современным, светским, обмирщенным.

Далее: нужно знать и учитывать местный менталитет. Скажем, отсутствие пунктуальности. Если, к примеру, латиноамериканец скажет «в 9 часов я приду на богослужение» – это вовсе не значит, что он так и сделает. Пастырю нужно быть готовым к тому, что он придёт, к завершению литургии, или вообще не придет. При этом очень важно понять одну вещь: такая манера поведения вовсе не забывчивость или способ выразить пренебрежение. Просто у латиноамериканцев не принято отказывать, они предпочтут сказать «да», и не сделать, чем сказать «нет».

Мы с вами имеем церковнославянский язык, который создавался десятилетиями, великими Кириллом и Мефодием. Он богодухновенен, каждое его слово несёт дух, жизнь. Он уже сам по себе учит, просвещает, возвышает.

Также: русский классический православный храм – это храмовая архитектура, иконостас, росписи. Здесь создавать храмы, как в России, возможно далеко не всегда. Особенно, когда только начинаем организовывать общины. Тогда служим, проповедуем, беседуем в бытовых или служебных помещениях, в патио (внутренний дворик). Без алтаря, иконостаса, паникадил и больших икон в напольных кивотах.

А когда появляется храм, появляются и вопросы (или, скорее, проблемы): как, скажем, возводить иконостас, если прихожане-латиноамериканцы уже привыкли молиться, видя священника, когда ничто не разделяет храм и алтарь? Когда они уже ощущают себя в некоем единстве с тем, что происходит у престола, участвуют в этом единстве.

Так что есть особенности, связанные с местным колоритом. Не всегда русский человек, который приезжает в гости, в туристическую поездку, заходя в храм может увидеть храм и богослужение в полном, в российском понимании этого слова.

— Думаю, что есть храмы и с иконостасами, правильно?

— Да, безусловно, такие храмы есть. Они построены нашими эмигрантами, а один, в Мар дель Плата (Аргентина), по благословению и при участии Святейшего Патриарха Кирилла. Там все канонично, как в России.
Однако, их немного. И, поскольку мы занимаемся миссионерской деятельностью, очень часто в поездках по всему континенту организуем новые общины. На пустом месте. И вот тогда уже возникают озвученные выше вопросы. Но это нормально, они – признак роста, развития церковной жизни; слава Богу, что они есть. Жизнь – это решение проблем. Нет вопросов – нет и жизни.

Храм в Мар дель Плата (Аргентина) выполнен в псковских традициях церковного зодчества.

«Мы делимся своим опытом переживания Православия»

— Владыка, в прошлом году в России прошёл чемпионат мира по футболу, и огромное количество латиноамериканцев посетили нашу страну, естественно, Москву. И я сам много времени проводил в центре Москвы, в том числе дежуря в одном из храмов. Довелось общаться с иностранцами, в том числе аргентинцами, колумбийцами, костариканцами. И вот что интересно: многие заходили в храм и с огромным интересом спрашивали, узнавали – что такое Православие, чем оно отличается от римо-католицизма. Мне показалось из общения с теми людьми, что у них как бы сердце неким образом приготовлено. Как вы считаете – существуют ли предпосылки для того, чтобы Православие в Латинской Америке стало, так скажем, более массовым? Мы уже имеем примеры в Африке, в Кении, в некоторых других странах, когда уже там сотни тысяч людей стали православными. Мы имеем примеры уже в некоторых странах Азии, на Филиппинах, ещё где-то, где десятки общин возникают. В Южной Америке пока ещё очень мало православных общин, можно легко сосчитать. Как вы считаете: есть ли предпосылки, чтобы православная вера, православные общины росли в этом регионе?

— Никогда не ставил себе цель увеличить Церковь. Как можно большим количеством людей заполнить приход. Моя цель другая: делать все, чтобы слово Божие, весть о православной Церкви, знание о Православии, внутреннее соприкосновение с Православием дошло до людей. А дальше – выбирай сам. И неси ответственность за свой выбор.

А предпосылки для того, чтобы обращали внимание на Православие, в Южной Америке, конечно, есть. Скажем, засилье неопротестантских сект, которые являются ничем иным, как маркетинговыми системами по выкачиванию денег. Когда люди осознают их мелкую, коммерческую суть и уходят туда, они продолжают свои духовные поиски. У меня на «Фейсбуке» более полутора тысяч постоянных посетителей. Большинство из них ищут в Православии ответы на свои вопросы, потерянную истину. А мы свидетельствуем. Делимся своим опытом переживания Православия. Так, как Христос поступал: говорил, рассказывал, объяснял, ну а дальше полагал человека на его волю.

Православные верующие Колумбии.

— Мне вспомнились при Ваших словах мысли первого нашего миссионера в Корее епископа Хрисанфа (Щетковского): «корейцы принимают веру по разным мирским, практическим соображениям и не для спасения своей души, а для обогащения и спасения своего тела (…). Нам таких христиан не нужно, и если бы мы стремились побольше накрестить, то за три года своего существования в Корее мы могли бы накрестить десятки тысяч (…). Лучше не иметь ни одного христианина, чем иметь много и вести их к погибели».

Владыка, один из ваших предшественников – приснопоминаемый епископ Буэнос-Айресский и Южноамериканский Александр (Милеант) –был одним из пионеров в использовании интернета в деле миссии. И до сих пор мы пользуемся наследием владыки Александра. Понятно, что ничто не заменит непосредственного живого общения, но в то же время в наш век невозможно игнорировать эти электронные технологии. Как, на Ваш взгляд, следует развивать православную миссию, православное присутствие в интернете? Какие методы использовать? И есть ли какие-то полезные наработки у вас в Латинской Америке, которые могли бы быть апробированы в других регионах?

— Нельзя игнорировать возможности интернета. Мы обязаны их использовать, особенно в России. Территории у нас большие, во многих епархиях приходы разделены огромными расстояниями. Архиерей и священники не часто, могут их посещать. Здесь та же ситуация, и интернет может стать верным и эффективным союзником. Для наших зрителей, к примеру, нет большой разницы, откуда я с ними говорю: из Южной Америки или Москвы. Главное, что они меня видят и слышат.

Хотел бы назвать несколько приёмов, методов, которые используем.

Во-первых, каждую субботу собираемся со всеми священниками и активными членами приходов на «скайп»-конференцию. Подводим итоги предыдущей недели, обсуждаем проблемы, рассматриваем документы Патриархии, планируем деятельность на следующую неделю. Спорим, доказываем, ищем правильные решения. Вот такая форма взаимодействия, общение между архиереем и священниками. Попробуйте предложить другую, столь же действенную.

Почти еженедельно, беседую с каждым священником. О его личных и приходских проблемах. Опять же, по интернету.

Во-вторых. Необходимо познакомить с Православием тех, у кого возник интерес. А как? Не можем же мы ходить, как иеговисты, по домам, звонить, навязываться… И вот наши клирики и некоторые прихожане открыли свои страницы в фейсбуке. Только на моем ресурсе уже более полутора тысяч «друзей». Активных. Каждый день, где-то с 12 до 2 часов ночи общаюсь с теми, кто хочет лично побеседовать. Спектр вопросов самый разнообразный: от мировых проблем, до исповеди.

Владыка Игнатий с православными Бразилии.

Так вот, постоянных собеседников уже настолько много, что мы решили организовали богословский регулярный интернет-курс из четырех предметов: Священное Писание, история церкви, катехизис и основы духовной жизни. На испанском языке. Четыре раза в неделю, по часу проводим он-лайн занятия. Наши студенты приходят с работы, учебы; покушали, помылись, разместились возле экранов своих компьютеров, и началась беседа. Именно беседа: каждое занятие – не только передача знаний, но, прежде всего, общение. Опытного священника-преподавателя, наставника с учеником, который ищет истину. Так прошел год. Набралась ещё одна группа, а та, которая завершила курс, попросила продолжить его – так им было интересно. Через год, возникла ещё одна – уже португалоязычных, бразильцев. Теперь у нас три группы, каждая, в среднем, по 20 человек. И чем дальше, тем больше. Как снежный ком. Это в-третьих.

В-четвертых (и не в-последних). Потребовалось создать базу данных, где была бы собрана вся литература о Православии на испанском, португальском языке. Её много. Епископ Александр (Милеант) (Царство ему Небесное!) в своё время огромное количество переводов сделал. Сейчас и мы пытаемся переводить что-то новое. Так вот, разрабатываем большущий портал, где собрали всю литературу в электронном формате о Православии. Испанская часть уже готова.

Я бы не стал говорить о чудесах. Конечно, они есть. Но не на них должна строиться вера, а на Христе. Он – самое главное наше чудо, самая главная наша радость.

— Как называется портал?

— «Ортодоксия» (http://ortodoxia.pravorg.ru/). Там есть хорошо рубрифицированная библиотека, большое подспорье для студентов нашего теологического курса. Но зайти и пользоваться может каждый. Создали свой «Youtube»-канал. Каждый приход, периодически помещает там ролики о своих наиболее интересных событиях. Ещё есть рубрика «Задай вопрос батюшке» на испанском языке.

На самом деле, современные средства предоставляют огромные возможности. В частности, для проповеди.

— Да, и мы их очень мало в масштабах Церкви используем.

— Почти не используем.

Христос – главная наша радость

— Владыка, могли бы Вы поделиться каким-то интересным примером прихода латиноамериканца к Православию? Может быть, даже связанным с каким-то чудом.

— Я бы не стал говорить о чудесах. Конечно, они есть. Но не на них должна строиться вера, а на Христе. Он – самое главное наше чудо, самая главная наша радость. А вот об обращении в Православие расскажу. Таких случаев у нас много. Есть даже священники латиноамериканцы. Есть монахи. Есть кто готовится к монашеству и священству.

Итак. Где-то год назад у меня на «Фейсбуке» появился один подписчик – молодой парень, из неопротестантской семьи. Мама – активный член своей организации. И он уже учился в протестантской семинарии, готовился стать пастором. И стал бы им, наверное, если б Господь не посетил его Своею скорбью (личный вопрос, говорить не буду). Он часто спрашивал себя: почему такое произошло? Именно со мной? И не мог найти ответ. Но как-то случайно (конечно, не случайно, а по воле Божией) прочел небольшую выдержку из книги святого Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» на португальском языке (он бразилец). Это так его поразило, что он начал искать другую информацию об этом нашем святом, нашел мою страницу. Познакомились.

Рукоположение одного из бразильских православных во диакона.

Потом начали общаться по интернету. Беседовали еженедельно. Через некоторое время я предложил ему поступить на наши курсы, а через полгода он попросил крестить его. Выразил желание стать священником. Очень настоятельно. Пришлось объяснить, что нужно будет ехать в Москву, а для этого серьезно готовиться – ответил, что на всё готов. Уже полгода самостоятельно изучает русский язык.

Недавно я был в Бразилии, в его городе, и совершил крещение. По его просьбе, по-бразильски темпераментной, нарек имя Иоанн (в честь Иоанна Кронштадтского). При крещении присутствовали оба его родителя – и мама, и отец. Я спрашивал их: «Вы не против?» Ответили: «Нет, пусть крестится». «Знаете, что он собирается священником православным стать. Согласны?» – «Согласны». Там же присутствовали 10-15 человек его друзей, некоторые уже тоже хотят креститься.

Другой пример: тоже с бразильцем (мама – католичка, папа – не практикующий католик). Где-то нашел статью о молитве Иисусовой (таких переводов на португальский крайне мало). Прочитал. Заинтересовало. Нашёл меня и давай дознаваться: что это за молитва, как ей заниматься? И с ним мы начали, беседовать по вечерам. Сейчас он углубленно изучает святых отцов.

По мере того, как собирались мои подписчики, возникала необходимость совместной молитвы. Теперь каждую неделю, по средам, в девять часов по Буэнос-Айресу встречаемся по скайпу и совершаем совместные богослужения. Служим молебны, панихиды, молимся за каждого, за их родственников и знакомых. Транслируем через фейсбук. Так что, вся Южная и Центральная Америка могут участвовать.

— Да, это и есть настоящие чудеса. Владыка, у нас приближается замечательная годовщина в Русской Церкви — 150-летие основания Православного миссионерского общества. В конце 1869 года государь-император Александр Второй утвердил обновленный устав Общества, в начале 1870 года прошло первое собрание, торжественное богослужение. И вот благодаря святителю Иннокентию (Вениаминову) пошла эта серьёзная работа. За последние десятилетия у нас и благодаря Святейшему Патриарху, и благодаря отдельным подвижникам, таким как отец Даниил Сысоев, дело миссии продвигается. В то же время, на мой субъективный взгляд, у нас пока ещё низкое осознание значения этой миссии и того, что Церковь призвана нести евангельскую весть в другие страны, к другим народам. На Ваш взгляд, что можно было бы сделать в нашей общецерковной работе, чтобы развивать благое дело православной миссии?

— Не стал бы давать каких-то конкретных советов. Каждый регион имеет свои специфические особенности, и то, что у нас невозможно, в другом регионе нормально. Скажем, по интернету можно миссионерствовать там, где он есть. В Африке, к примеру, в центральной её части, как будешь проповедовать?..

— …там только на «Ленд Ровере».

— Или на вездеходе…

Всё просто: нужно идти и нести слово Божие. Это самая последняя, а, значит, самая важная заповедь Христа нам, христианам. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19-20).

И как только начинаешь это делать – тут же Господь рядом становится. Помогает, вразумляет, даёт всё, что необходимо.

Сейчас у нас служат несколько молодых священников из России. В Бразилии, Панаме Аргентине, Перу… Будучи ещё в своих епархиях, через интернет познакомились со мной, узнали о нашей деятельности. А затем приехали сюда и начали свою миссию. И, по-моему, нашли своё призвание. Надо идти, положась на волю Божию, и ничего не бояться, и делать то, что ты можешь, а дальше Господь направит, наставит, укрепит и поможет. А кое-что за тебя сделает.

Нужно идти и нести слово Божие. Это самая последняя, а, значит, самая важная заповедь Христа нам, христианам. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19-20). И как только начинаешь это делать – тут же Господь рядом становится. Помогает, вразумляет, даёт всё, что необходимо.

Миссионерам нужно, необходимо общаться. У нас есть много возможностей для этого. Наши Международные Московские Рождественские чтения, например. В прошлом году мы провели замечательную секцию в Храме Христа Спасителя. Собрались миссионеры из разных уголков нашей планеты – Китая, Японии, Сербии, Южной Америки. Говорили, слушали, делились опытом. Миссионер из Сербии предложил замечательную идею, которую сам и осуществил: испаноязычная апологетическая страница на платформе «Андроид», очень удобно.

Так что, идти и трудиться. Ничего нового. Как апостолы. Ну и связь держать между собой. Ведь у нас интернет, можем взаимодействовать не только духовно, но и информационно.

Митрополит Игнатий на конференции соотечественников Латиноамериканского и Тихоокеанского регионов «Будущее русского зарубежья».

«Нужна поддержка нашей миссии»

— Владыка, не могу не задать вопрос «на злобу дня», связанный с Фанаром, Константинополем. У Вас там в американском «далёко» как-то сказывается вся эта ситуация?

— Заявления и поступки, которые совершает этот человек, называющий себя вселенским патриархом, лживые и политически ангажированные. А их основа – желание быть «папой Востока», иными словами, властолюбие. Не думаю, что он настолько наивен (если не сказать точнее), чтобы не понимать, какой удар по Православию наносит, какой раскол Православной Церкви учиняет. Понимает прекрасно. И, тем не менее, осознанно идет на тягчайшее преступление: каноническое, архипастырское, моральное. Отсюда вопрос, который, думаю, не требует ответа, в силу очевидности последнего: может ли этот человек далее исполнять роль координатора вселенского Православия? Далеко не все священники-латиноамериканцы константинопольского патриархата, с которыми я знаком, разделяют позицию своего патриарха. Понимают её антиканоничность и преступность.

Заявления и поступки, которые совершает этот человек, называющий себя вселенским патриархом, лживые и политически ангажированные. Он осознанно идёт на тягчайшее преступление. Отсюда вопрос, который, думаю, не требует ответа, в силу очевидности последнего: может ли этот человек далее исполнять роль координатора вселенского Православия?

— Думаю, если всё так будет продолжаться, рано или поздно, исходя даже из действия совести, может появиться какое-то желание выбора. Вполне возможно, что и диаспора греческая к Элладской Церкви перейдёт, кто знает…

— Если человек будет следовать своей совести, то рано или поздно Господь ему покажет, где ему быть и с кем.

— Спасибо за Ваше мнение. Последнее самое моё вопрошание: могли бы Вы напоследок дать духовное наставление, духовный совет нашим зрителям и читателям.

— Духовных наставлений давать не стану. Наши православные имеют своих архиереев, под омофором которых они находятся и которые могут дать духовный совет не хуже, чем я. Они имеют своих духовников, исповедников. Духовные наставления, думаю, лучше всего испрашивать у своих духовных наставников.

Так что, духовных наставлений давать не стану, но с просьбой обращусь. Нужна поддержка нашей миссии. Не столько материальная, сколько организационная, в том числе, по работе в интернете, в социальных сетях. Нужны поддержка и участие хороших администраторов, модераторов, разработчиков. Нужны переводчики на испанский и португальский языки, а также молодые ребята и девушки, которые могли бы на наших ресурсах общаться со своими сверстниками-латиноамериканцами. И не только молодые. Ждем содействия и участия тех, кто трудился и трудится в Латинской Америке, хорошо знает ее и ее жителей. Давайте будем знакомиться, искать и осуществлять совместные проекты. Добро пожаловать, Южноамериканский континент открыт. Здесь живут очень интересные люди, которые могут быть хорошими друзьями. Нам только нужно не остаться в стороне.

— Да, как всегда – жатвы много, а делателей мало. Спасибо Вам, владыка, за содержательную беседу. Желаем Вам помощи Божией в архипастырских трудах. Думаю, даже эта связь за многие тысячи километров тоже подчёркивает кафоличность нашей Церкви. В меру наших скромных сил постараемся поддержать Ваш призыв.

— Божией помощи, Ангела-Хранителя. И отсюда, из Южной Америки, передаю Вам своё архипастырское благословение: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!

Примечания:

Сайт Аргентинской и Южноамериканской епархии: http://southamerica.cerkov.ru/

Образовательный портал Аргентинской и Южноамериканской епархии: http://ortodoxia.pravorg.ru/

Страница митрополита Аргентинского и Южноамериканского Игнатия в социальной сети «Фейсбук»: https://www.facebook.com/profile.php?id=100009310736392

При оформлении интервью использованы материалы сайта Аргентинской и Южноамериканской епархии и открытых источников интернета.

Митрополит Ловчанский Гавриил: «Екатеринбургская трагедия не вполне осмыслена большей частью наших современников»

Митрополит Видинский Даниил: под угрозой находится единство и соборность Православной Церкви

Священник Георгий Максимов: «давайте делиться вестью о Христе»