Митрополит

Чем митрополит отличается от патриарха?

15 декабря во время Объединительного собора в Киеве был избран первый предстоятель украинской поместной православной церкви. Им стал митрополит УПЦ КП Епифаний (Думенко), которого называют правой рукой патриарха Филарета. Несмотря на то, что новая церковь будет автокефальной и независимой, ее председатель не получит статус Патриарха, а будет называться Митрополитом Киевским.

По словам председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды, несмотря на избрание статус Епифания будет неканоническим, поскольку на Украине уже есть митрополит Онуфрий. «Митрополит Онуфрий как был, так и остается, и могу сказать, что на Украине сегодня один митрополит, как и должно быть по церковным канонам, а откуда взялся новый товарищ, пусть объясняет патриарх Варфоломей поместным Церквям», — заявил Легойда в интервью ТАСС.

Между тем в письме Вселенского патриарха Варфоломея для УПЦ МП говорится, после собора Онуфрий не сможет «ни экклезиологически, ни канонически» носить титул митрополита Киевского, который носит в нарушение официальных документов 1686 года. Ранее Московский патриархат отказался участвовать в Объединительном соборе и решил не вести переговоры с экзархами (посланниками) Константинополя о создании на Украине поместной церкви.

В чем отличие двух церковных санов?

И патриарх, и митрополит — епископы. Просто патриарх (для некоторых поместных церквей) главнее — в его подчинение входят все митрополии поместной церкви. Митрополит же — это епископ, стоящий во главе церкви определенного региона, например, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. В РПЦ над ним стоит патриарх Кирилл.

Согласно иерархии в православной церкви патриархом называют главного епископа в поместной церкви, а митрополитом — епископа-руководителя митрополии. До раскола христианской церкви титул патриарха присваивался шести епископам Вселенской Церкви (Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому, Иерусалимскому и Болгарскому). Только они обладают правами высшей церковно-правительственной юрисдикции в возглавляемых ими церквах и избираются Поместным собором или Архиерейским собором.

Иерархия епископов: митрополиты и патриархи

Часть 1. Организация имперской Церкви. Епископ, его Церковь, город

Поместные Церкви — это Церкви одной провинции или совокупности нескольких провинций, и именно на этом уровне будут осуществлены самые значительные преобразования.

Епархии и митрополии

Святейший Патриарх Алексий II и митрополит Лавр, 2007 г. Фото: В. Корнюшин / Православие.Ru

Никейский собор, упорядочивая существовавшую ранее практику, постановил (4-е и 5-е правила), что епископы одной провинции (или епархии) должны собираться два раза в год у митрополита (титул епископа, занимающего кафедру столицы провинции). Власть митрополита над другими епископами епархии, подчиняющимися ему (его «суффраганы»), таким образом усиливается, особенно в вопросе о выборе и поставлении новых епископов. Уже на этом уровне Церковное деление приспосабливается к государственному, и когда создаются новые провинции, организация Церкви обычно учитывает их. В VI в. иногда вспыхивают раздоры.

Система имеет свои исключения. В Египте митрополиты не обладают реальным значением, поскольку епископ Александрии сам рукополагает епископов в провинциях. В заново отвоеванной (при Юстиниане) Италии подобным образом складываются особые права Рима в отношении окрестных («περὶ τὴν Ρώμην») областей (provinciae suburbicariae). С другой стороны, в некоторых провинциях, помимо полноценных митрополий, существуют также митрополии без подчиняющихся им епископий, обладатели которых иногда именуются автокефальными архиепископами.

Эти почетные митрополиты наряду с патриархами и теми, кто занимает кафедры настоящих митрополий, носят титул архиепископа. Иногда они пытались установить свою власть над другими кафедрами и стать полноправными митрополитами. В двух случаях епархия была поделена на две: в Памфилии, где город Сида с 458 г. подчинил себе половину городов этой провинции, подчинявшихся ранее Перге (главный город Памфилии, расположенный на р. Кастрос); и в Евфратисии (Евфратской Сирии), где город Сергиуполь (Эр-Русафа), ставший митрополией, приобрел себе определенное количество епископов-суффраганов. Но в этом случае имеются в виду новосозданные епископии.

Халкидонский собор обязал епископов каждой провинции собираться два раза в год, однако Юстиниан не требует более одного ежегодного собрания. Областной собор решает общие вопросы: споры между епископами, исследует их дела согласно поданным апелляциям. С другой стороны, митрополит исполняет важные гражданские функции: губернатор провинции приносит в присутствии митрополита присягу при вступлении в должность; в 569 г. Юстин II, обобщая одно из положений Прагматической санкции 554 г., постановил, что митрополит участвует в выборе кандидатов на пост губернатора.

Формирование патриаршей системы

Организация Церкви менее ясна при описании уровня церковного управления, высшего, чем митрополичий. С появлением патриархатов в IV и V вв. наблюдается существенный прогресс, но столкновения, характерные для церковной истории того времени, происходят по большей части в результате соперничества между крупнейшими кафедрами.

Никейский собор, усиливший власть митрополитов, обращает свое внимание и на высшие инстанции, способные разрешать столкновения между различными епархиями или трудные ситуации, в которых оказывается митрополит. 6-м правилом Собор утвердил положение, уже реально существовавшее: Александрийский епископ, по образцу епископа Рима, имеет власть (ἐξουσία) над Египтом и Ливией; подтверждаются преимущества (πρεσβεία) Антиохии «и иных областей». Иерусалимский епископ получает особые почести, при этом оставаясь в зависимости от Кесарийского митрополита. В Восточной империи существует четко организованная церковная единица — будущий диоцез Египта, где Александрийский архиепископ обладает властью над епископами.

Ситуация с Антиохией и диоцезом Востока менее ясна. Никакая другая власть, возвышающаяся над митрополией, не упоминается. Для того, чтобы пересмотреть решение областного собора (например, запрет епископа), предусматривается, что митрополит может обратиться к епископам соседних областей или вынести данную проблему на обсуждение «большего собора».

Второй Вселенский собор (первый Константинопольский, 381 г.) 3-м правилом устанавливает положение Константинопольской кафедры и уделяет ей второе почетное место после Ветхого Рима, поскольку Константинополь — это Новый Рим. Этот же собор устанавливает как непреложный принцип, что епископам не подобает вмешиваться в дела Церквей, которые им не принадлежат, и определяет различные округа: епископ Александрии управляет Египтом; епископы Востока — только Востоком, преимущества Антиохии, как и на Никейском соборе, сохранены; епископы Асии управляют Асией, то же самое имеет силу для Понта и Фракии. Таким образом, принимаются во внимание пять восточных диоцезов, в то время как диоцезы Иллирика, которые недавно присоединились к Константинополю в гражданском отношении, в церковных вопросах продолжают находиться в косвенной зависимости от Рима. И на этом этапе организация Церкви формируется, хотя и несовершенно, по образцу административного устройства империи.

На деле воплощение данных принципов продолжает развиваться. В Константинополе деятельные епископы расширяют привилегии своей кафедры. Ефесский собор не принимает новые решения, но на нем ощущается умаление Антиохийской кафедры: Кипрским епископам удается, по крайней мере предварительно, добиться признания независимости своей Церкви от Антиохии. Ювеналий Иерусалимский, в свою очередь, намеревается стать независимым от Антиохии, собрав Церкви Палестины под своей властью. Осуждение Нестория на первом Эфесском соборе и способ проведения второго Эфесского собора, казалось, знаменуют умаление Константинополя и победу Александрии. Однако эта тенденция была изменена на IV Вселенском соборе.

Действительно, на Халкидоне уменьшается роль Александрии, епископ которой Диоскор был низложен, и подтверждается значительность Константинополя . Правила 9-е и 17-е устанавливают право апелляции к Константинополю о епископах трех диоцезов: Асии, Понта и Фракии. Константинополь возвышается главным образом благодаря «28-му правилу», которое предоставляет ему права, равные правам Старого Рима, и устанавливает его юрисдикцию.

Это правило Халкидона имеет особое институционное значение. Его первая часть посвящена привилегиям Константинополя, равным тем, которые получал Старый Рим как столица империи, поскольку Константинополь является местом нахождения императора и сената. Вторая часть определяет юрисдикционное содержание этих преимуществ. Правило не будет принято Римом, который не только озабочен претензиями Константинополя, но также, исходя из своих «апостольских» привилегий (связь с апостолом Петром), не может принять политические аргументы, используемые Халкидонскими отцами для определения уровня кафедр.

Наконец, Собор определяет положение Иерусалима, решив, что три области в Палестине, изъятые из ведения Антиохии, будут находиться в юрисдикции Иерусалима. Так начала вырисовываться система пяти патриархатов: Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии, Иерусалима — «пентархия» Юстиниановой эпохи, управляющая имперской Церковью. Титул патриарха при этом войдет в употребление постепенно, в период после Халкидона. Однако пять патриархатов никогда не поделят между собой всю имперскую Церковь, поскольку Кипр и Церковь отвоеванной Африки не зависят ни от одного из глав названных патриархатов.

При переводе был сделан ряд кратких добавлений, необходимых по смыслу, которые поставлены в круглые скобки. Ссылки на литературу, указанную в конце, приводятся в квадратных скобках.

Во франц. тексте: имеет статус отчасти.

Переведено игуменом Дионисием (Шленовым) совместно с П.В. Кузенковым

Напишите их обязанности…

Ты́сяцкий — должностное лицо в Киевской, Новгородской и Московской Руси, первоначально военный начальник городского ополчения («тысячи»), в дальнейшем помимо военной функции тысяцкий приобретает и функции управителя городского округа. Первое упоминание в летописях о тысяцких относится к 1089 году.В отличие от других древнерусских городов в Великом Новгороде в XII – XIII веках деятельность тысяцких в первую очередь связана с представительством от житьих (меньших бояр) и черных людей (низшего, непривилегированного слоя жителей Новгорода). В функции тысяцкого также входят торговый суд (в компетенцию торгового суда входили тяжбы по торговым делам, а также все споры русских с иностранцами в Новгороде) и организация наблюдения над торговыми мерами. Тысяцкие являются непременными участниками торговых договоров Новгорода, участвуют в переговорах с иностранными государствами и в посольствах к русским князьям. Поса́дник — глава города, «посаженый» (назначенный) князем (первоначально, затем вечем), в землях, входивших в состав Древнерусского государства. Впервые термин посадник упоминается в «Повести временных лет», запись датируется 977 годом. Посадники избирались на вече из представителей знатных боярских семей. В Новгороде по реформе Онцифора Лукинича (1354) вместо одного посадника было введено шесть, правивших пожизненно («старые» посадники), из среды которых ежегодно избирался «степенный» посадник. Реформой 1416—1417 число посадников было увеличено втрое, а «степенные» посадники стали избираться на полгода. О происхождении названия степенной, учёный и митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов) в 1831 году писал:»Посадники степенные, так названные вероятно потому, что при збрании на Вече возводили и сажали их на возвышенное место со степенями, с коего они и суд производили. Сиё можно заключить из двух случаев, упоминаемых в Псковской летописи: «…Псковичи будучи недовольны своим Князем… на Вече спихнули его со Степени и выгнали… Присланный в Псков от Великого Князя Московского дъяк…не Вече объявив Указ Велико-Княжеский сел на Степени». Традиционно титул архиепископа присваевается епископу, являющемуся старшим в данной поместной церкви; следовательно, как правило, архиепископ — правящий архиерей стольного города. Титул появился в конце IV века. В современной русской православной церкви архиепископ — почётный титул епархиального епископа, жалуемый указом Патриарх Московский и всея Руси за заслуги, и не является отдельной иерархической степенью. Однако епархии, имеющие в своем составе викариаты, практически всегда возглавляются только архиепископами и, таким образом, являются полноценными архиепископиями. В Новгородской земле новгородский архиепископ (первый по времени в Русской Православной Церкви) до присоединения Новгородской земли к Московскому княжеству в 1478 году избирался по жребию, иногда с участием веча. Архиепи́скоп (от греч. ἀρχή — «начало» и ἐπίσκοπος — «блюститель») — старший (начальствующий) епископ. В исторических церквах — почётный титул епископа (архиерея); в некоторых поместных православных церквях — титул предстоятеля данной церкви.
Ответить

Митрополит

Кто такой митрополит? Какое место он занимает в церковной иерархии? Какую роль митрополиты сыграли в истории Русской Православной Церкви?

Разобраться в Церковной иерархии непросто. Тем более, что многое в Церкви постоянно менялось. Изначально в христианстве, маленькой иудейской секте, не было никаких церковных званий. Когда-то существовал только Христос и Его ученики. Мы попробуем разобраться в том, чем занимаются в современной Церкви митрополиты.

Кто такой митрополит

Митрополит — это епископский титул в Русской Православной Церкви. Такой духовный сан относится к высшему рангу. Слово «митрополит» происходит от слова «метрополия», митрополит в переводе с греческого — столичный человек. Первое официальное упоминание этого звания относится к документа I Вселенского Собора (325 год). В конце 4-го правила написано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту».

Митрополит Иларион (Алфеев): Всем в своей жизни я обязан Церкви

Митрополит не только имел право созывать поместные Соборы, но и оказался наделен другими важными церковными полномочиями.

  • право надзора за церковными делами всей области. Это значило, что без разрешения митрополита епископы не принимали значимые решения.
  • право давать общительные грамоты лицам из клира, отлучающимся из своих епархий (litters formatas);
  • право принимать апелляции на епископов от пресвитеров и клириков;
  • право утверждать и посвящать, при участии других двух или трех епископов, вновь избранных на епископство.

Митрополитами считали городских епископов, но возглавлять он мог и большую провинцию или целую область. Это — почетное звание. Главой митрополита в Русской Церкви считается только Патриарх. На митрополите лежит большая ответственность. Конечно, этот титул существовал не всегда.

Церковная иерархия

Вся Церковная иерархия появилась не сразу. Церковь — это живой организм, и все развивалось по своим законам. В «младенчестве» Церкви не было никаких званий. Это не удивительно. Все ждали скорого Пришествия Христа. О Нем говорили так, словно Он скоро явится снова, и это точно известно.

В те далекие времена в христианской Церкви существовали только миряне и апостолы. Вопрос о Церковной иерархии не стоял остро, потому что христиан преследовали, их было мало, и все они подвергались гонениям. Апостолы были учениками Христа, но апостол — это не епископ и звание апостола не имеет отношения к иерархии в Церкви. Позже появились ученики учеников Христа, и.т.д. Это заняло некоторое время. Назрела необходимость изменений в устройстве Церкви. Число последователей Христа росло и множилось. Церковь тоже менялась.

Книга Деяний говорит о том, что раздав свое имущество (а так делали многие в те времена), несколько вдовиц стали презираемы. Так впервые внутри Церкви, а не от внешних гонителей, возник беспорядок. Именно тогда Церкви понадобились диаконы — посвященные богобоязненные люди, которые должны были навести порядок, объяснить пастве, как должна сосуществовать община. Именно так зародилась Церковная иерархия. В дальнейшем она претерпевала многие изменения и в современном мире кажется очень сложной.

Иерархия в Церкви сейчас выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

Сразу стать митрополитом или епископом нельзя. Необходимо пройти весь путь, начиная с диакона. Звание митрополита получают за особые заслуги. Это — не только большая честь, но и серьезные обязательства.

Первый митрополит на Руси

Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю.

Точных данных о том, кто был первым Киевским митрополитом не сохранилось. С XVI века принято считать, что им стал Михаил I Сириянин (возможно, он был родом из Сирии или из Болгарии). Его прислали для крещения князя Владимира. В Киеве он крестил местных жителей. Мощи митрополита Михаила хранились в Десятинной Церкви, но потом были перенесены в Великую Церковь Лавры.

Среди наших соотечественников первым митрополитом в 1051 году стал митрополит Илларион (Русин). Церковь прославила его как святителя. Он стал автором знаменитой книги «Слова о Законе и Благодати».

Митрополиты сегодня

Сегодня митрополиты продолжают решать важные вопросы Церкви. Выше митрополита в церковной иерархии стоит только Патриарх. Митрополит носит голубую мантию и белый клобук с крестом, духовенство менее высокого ранга носит черные клобуки.

Митрополиты возглавляют митрополии, это звание также носят архиереи самоуправляемых Церквей.

Среди современных митрополитов одним из самых известных иерархов стал митрополит Иларион (Алфеев) — богослов, церковный историк, композитор и педагог, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, постоянный член Священного синода, автор труда «Иисус Христос. Жизнь и Учение».

Митрополия

Не следует путать с термином Метрополия.

Митропо́лия в христианстве — область, находящаяся в канонической власти митрополита; обычно подразумевает несколько епархий, объединенных в так называемый митрополичий округ. В древней Церкви именовалась ἤ ἐπαρχία.

В истории Русской церкви

Основные статьи: Киевская митрополия до 1458 года, Литовская митрополия, Галицкая митрополия, Киевская митрополия, Московская митрополия

Трёхступенчатая структура организации управления Поместной церквью: Патриархат — митрополия — епархия, с древности существует во многих Православных церквах.

Православные митрополии на Руси существовали в юрисдикции Константинопольской православной церкви начиная с учреждения Киевской митрополии в конце X века после крещения Руси.

Эпизодические попытки местных князей иметь обособленную митрополию происходили в XI—XII веках, и в XIV веке привели к временному выделению Литовской и Галицкой митрополий. С 1458 года до 1470 года Киевская митрополия, пребывала во Флорентийской унии. Затем в 1596—1620 годах Киевская митрополия вновь пребывала в Брестской унии. После возобновления она существовала в структуре Константинопольской церкви вплоть до присоединения к Московскому Патриархату в 1687 году.

С 1461 года была выделена Московская митрополия, просуществовавшая до 1589 года — времени получения автокефалии от Константинопольской церкви и образования Московского патриархата.

После получения автокефалии в Русской православной церкви данная структура была утрачена — образованный в 1589 году Московский патриархат не включал в себя митрополии как объединения нескольких самостоятельных епархий.

Вопрос о создании митрополий в Русской Церкви поднимался на русских церковных соборах XVII века, однако тогда не был разрешён. В начале XX века этот вопрос вновь стал обсуждаться епархиальными епископами, духовенством, церковными учеными и общественностью. По итогам глубоких дискуссий был разработан проект, представленный на рассмотрение Поместного собора Православной российской церкви 1917—1918 годов.

7 сентября 1918 года Собор вынес определение, в котором было сказано: «Священный Собор, руководствуясь священными канонами, определяет: учредить в Российской Церкви церковные округа, а установление числа округов и распределение по ним епархий поручить Высшему Церковному Совету…».

На рубеже 1920-1930-х годов заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и временным при нем Синодом во исполнение постановления Поместного Собора были образованы церковные области (округа) и принято Положение о полномочиях областного архиерея. Однако в связи с массовым закрытием храмов, монастырей и епархий в результате обрушившихся на Русскую церковь коммунистических репрессий эта структура была утрачена, и ей не было позволено возродиться во второй половине 1940-х годов, после «конкордата» Сталина и Московской Патриархии.

В 2011 году Патриарх Кирилл (Гундяев) начал реформу епархиального устройства Русской православной церкви: 5—6 октября 2011 года было утверждено «Положение о Митрополиях Русской Православной Церкви», и в результате в Московском патриархате, как и в других Поместных церквах, будет введена трёхступенчатая структура организации епархиального управления: Патриархат — митрополия — епархия.

В результате реформы постепенно на территории России могут возникнуть около 80-ти митрополий, границы каждой из которых чаще всего должны совпадать с границами одного из 83-х субъектов Российской Федерации. А епархии соответственно со временем приобретут чаще всего районное значение и их границы должны совпадать с границами нескольких районов входящих в состав республик, краёв и областей Российской Федерации.

Отличие митрополии от митрополичьего округа заключается в организации органов управления. Высшая церковная власть в митрополичьем округе принадлежит синоду под председательством главы митрополичьего округа. Синод округа состоит из епархиальных и викарных архиереев округа. В митрополиях действуют не синоды, а архиерейские советы, на которых решаются координационные вопросы деятельности епархий, входящих в митрополии.

В современной Католической церкви

Также Провинция — объединение нескольких диоцезов и архидиоцезов, возглавляемое архиепископом — митрополитом. В состав митрополии обязательно должен входить как минимум один архидиоцез (возможно и больше). Центр митрополии обязательно совпадает с центром архидиоцеза. Три архиепископа — митрополита в латинском обряде Католической церкви исторически носят титул Патриарха (Патриарх Венеции, Патриарх Лиссабона и Патриарх Иерусалима).

См. также

В Википедии есть портал
«Православие»
  • Епархия
  • Митрополичий округ
  • Русская православная церковь
  • Епархии Русской православной церкви

Примечания

Ссылки

  • Антон Карташев. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ, Том первый, Церковное управление в киевский период

Католические территориальные единицы

Ординарные

Епархия / Диоцез · Архиепархия · Митрополия

Особые

Апостольская администратура · Военный ординариат · Территориальная прелатура · Территориальное аббатство

Миссионерские

Миссия Sui iuris · Апостольская префектура · Апостольский викариат