Монастыри в вологде

Содержание

Спасо-Прилуцкий монастырь

Один из самых древних и крупных монастырей Русского Севера. Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь основан в 1371 году в излучине реки Вологды учеником Сергия Радонежского святым Димитрием Прилуцким.

Спасо-Прилуцкий монастырь пользовался большим уважением со стороны великих князей Иоанна III, Василия III и Иоанна IV. Иоанн III брал из монастыря икону Димитрия Прилуцкого, написанную Дионисием, когда шел в поход на Казань в 1503 году. После похода он украсил икону золотом и серебром. В монастыре хранится современная копия этой иконы. Василий III с женой Еленой Глинской посетили Спасо-Прилуцкий монастырь в 1528 году во время паломничества по русским монастырям. Иоанн IV брал в поход на Казань в 1552 году Киликиевский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря. Крест запрестольный деревянный, высотой 140 см, восьмиконечный, украшенный многими резными изображениями из белой кости, покрытый серебряной позолоченной басмой. Историки связывали его происхождение с древней Киликией (Малая Азия). Крест сейчас хранится в Вологодском музее-заповеднике.

Монастырь является комплексом памятников архитектуры XVI—XVIII веков, среди которых пятиглавый Спасский собор (1537—1542 годы) и Успенская церковь, перенесённая из Александро-Куштского монастыря — древнейшая сохранившаяся деревянная шатровая церковь в России (1-я четверть XVI века).

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь в Вологде

«Красота обители преподобного Димитрия сразу входит в сердце!» – сказал известный московский священник, церковный писатель и пламенный проповедник протоиерей Артемий Владимиров, побывав в вологодском Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре.

Вечер в Прилуках Фото: Марина Никифорова / 35photo.ru

Обитель была основана в конце XIV века преподобным Димитрием Прилуцким, сомолитвенником и другом преподобного Сергия Радонежского – игумена всея Руси. Чудеса по молитвам у гробницы святого Димитрия совершаются уже больше 600 лет.

Удивительно гармоничный архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря сохранился полностью и сейчас находится в отличном состоянии.

Главный храм обители – собор в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня (1537–1542). На территории монастыря (она занимает около 3 гектаров) расположены другие храмы, жилые и хозяйственные постройки XVII–XVIII веков. Окружает обитель мощная стена длиной около 1 километра с пятью величественными башнями. Необычная окраска стены – не современные выдумки; примерно так выглядел монастырь в конце XIX – начале XX века.

Во время Отечественной войны 1812 года Спасо-Прилуцкий монастырь принимал святыни и сокровища Патриаршей ризницы, а также ризниц Троице-Сергиевой Лавры и крупных московских храмов. Почти три месяца пребывали они в соборе Всемилостивого Спаса, а потом возвратились в Москву.

Святыни

Фото: иеромонах Иларион (Бережных) / vologda-mitropolia.ru

Нижний храм Спасского собора освящен во имя святого основателя обители – преподобного Димитрия Прилуцкого. Здесь под спудом почивают его мощи. Рядом погребены мощи еще двух святых – преподобного Игнатия (в миру князя Иоанна Угличского) и его младшего брата Димитрия, местно почитаемого в лике святых.

У раки преподобного Димитрия – вериги, по преданию, принадлежавшие основателю Прилуцкой обители, и игуменский посох. Здесь же установлен образ преподобного Димитрия в житии – это копия с иконы, написанной знаменитым иконописцем Дионисием, оригинал хранится в Вологодском музее-заповеднике.

Еще одна реликвия, связанная с именем святого основателя монастыря, – колодец, который, по преданию, ископал преподобный Димитрий. Он находится у алтаря собора, над ним поставлена часовня.

Крестные ходы

Несколько раз в год братия монастыря, многочисленные прихожане и клирики вологодских храмов совместно совершают крестные ходы вокруг монастыря с образом преподобного Димитрия. Ближайший из таких ходов будет совершен 1/14 августа – в празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, Происхождение (изнесение) честных древ Креста Господня. Это храмовый праздник обители.

В храмовый праздник обители – 1/14 августа – совершается большой крестный ход

Торжественным крестным ходом вокруг обители отмечается другой монастырский праздник – день сретения чудотворного образа преподобного Димитрия – 3/16 июня.

Богослужение

Прилуки. Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко) / Expo.Pravoslavie.Ru

По будним дням: в 5:00 – утреня, в 7:00–7:30 – Божественная литургия (исповедь начинается на Часах, перед Литургией, в левой половине храма); в 17:00 – вечерня, затем молебен преподобному Димитрию Прилуцкому;

по воскресеньям и в праздники: накануне в 17:00 – всенощное бдение, после вечерни – молебен с акафистом преподобному Димитрию Прилуцкому; в 9:00 – Божественная литургия.

Достопримечательности

Фото: ipetersburg.ru

На территории монастыря находится замечательный памятник русского деревянного зодчества – Успенская церковь, древнейший в России сохранившийся шатровый храм (1-я четв. XVI в.), вывезенный в 1962 году из закрытого Александро-Куштского монастыря, расположенного неподалеку от Кубенского озера.

Рядом с храмом – могила русского поэта XIX века Константина Батюшкова.

В Димитриевой обители располагается епархиальное древлехранилище; о том, как оно работает и когда его можно посетить, паломникам расскажет привратник.

Как добраться

До Вологды

Татьяна Юшманова. Вологда

Из Москвы в Вологду идет несколько поездов, среди них – фирменные. Через Вологду проходят поезда, следующие до Архангельска, Мурманска, Воркуты, Сыктывкара, Череповца, Сосногорска, Екатеринбурга.

Из Санкт-Петербурга идут поезда на Вологду и Череповец, есть и проходящие составы – на Екатеринбург и Тюмень, Новокузнецк, Челябинск, Кострому.

Автомобилем можно доехать до Вологды по отличной трассе М-8, это 408 километров.

Путешествия до Вологды из Москвы стоимостью от 500 до 1000 рублей предлагает https://beepcar.ru.

Автобусные маршруты тоже есть, стоимость от 900 рублей, выбрать подходящий можно на rasp.yandex.ru.

До монастыря

Вид с башни Прилуцкого монастыря. Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко) / Expo.Pravoslavie.Ru Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь находится на берегу реки Вологды на северной окраине города.

Адрес монастыря: 160901, г. Вологда, Прилуки, улица Монастырская, 2.

Телефон, по которому можно договориться об экскурсии и размещении паломников: (8172) 55 92 24.

От авто- и железнодорожного вокзалов до монастыря можно добраться на автобусах:

№ 14 и 28 – отправляются от остановки городского транспорта у здания автовокзала;

№ 414 – отправляется с платформы автовокзала по расписанию:

6:30, 7:30, 8:00, 8:25, 9:15, 9:40, 10:40, 11:10, 12:15, 12:50, 13:30, 14:05, 14:50, 15:30, 16:00, 17:10, 17:45, 18:15, 18:45, 19:10, 20:10 (по субботам и воскресеньям рейсы 8:25, 11:10, 12:50 и 18:15 отменяются).

Ехать следует до остановки «Прилуки». Подъезжая к ней, вы увидите монастырские стены и башни. От площади имени И.В. Бабушкина, где расположены вокзалы, до монастыря автобус идет примерно 40 минут.

Монастырь открыт для посещения во время богослужений, в остальное время по обители можно пройти с экскурсией.

В обители есть монастырская хлебная лавка, где можно купить выпеченные здесь хлеб и пирожки. Работает иконная лавка, где продаются православные книги, в том числе и рассказывающие о Спасо-Прилуцком монастыре, а также различные сувениры.

Паломники могут остановиться в монастырской гостинице – странноприимном доме.

Музеи Вологды

Софийская площадь г. Вологды. Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко) / Expo.Pravoslavie.Ru

Основная экспозиция Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника находится в Вологодском кремле – это самый центр города; колокольня Софийского собора видна отовсюду. Собственно, это не кремль, а архиерейский дом, но вологжане привыкли так называть. В художественном отделе собраны замечательные иконы. Интересны экспозиции во всех филиалах музея-заповедника, их несколько, в том числе – Музей кружева и Музей вологодской ссылки, Дом-музей Петра I и Архитектурно-этнографический музей «Семёнково»… И это еще не всё!

Подробнее можно узнать на сайте: http://www.vologdamuseum.ru/.

Адрес музея: 160000, г. Вологда, ул. С. Орлова, д. 15.

Директор музея-заповедника – Юлия Владимировна Евсеева: 8 (8172) 72-22-83; museum.admin@vologda.ru.

Телефон и e-mail экскурсионно-просветительского отдела: 8 (8172) 72-25-11; excursion@vologdamuseum.ru.

Официальный сайт монастыря: http://spas-priluki.ru.

Страничка в «ВКонтакте»: https://vk.com/spdmon.

Страничка в Фейсбуке: https://www.facebook.com/pages/Спасо-Прилуцкий-монастырь/689660611055209?fref=ts.

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь

Спасо-Прилуцкий монастырь — одна из наиболее известных, крупных и почитаемых православных обителей на территории Русского Севера. Располагается на северной окраине Вологды, в бывшем селе Прилуки, которое сейчас является городским микрорайоном.

Считается, что монастырь основал Димитрий Прилуцкий, один из учеников Сергия Радонежского

Одной из особенностей православной обители является ее практически полное соответствие первоначальному облику — с сохранением исторического ансамбля и его стиля. Именно за счет этого монастырь привлекает массу поклонников древнерусской культуры, а также остается важным паломническим центром, поскольку на территории одного из соборов находится православная святыня — мощи Димитрия Прилуцкого.

© Sonic_off

Расписание богослужений в Спасо-Прилуцком монастыре

В будни литургия совершается в 7:00 — 7:30, вечерняя служба — в 17:00. В воскресенье и праздничные дни начало литургии — в 9:00, вечером накануне — всенощная в 17:00.

Узнать точное время службы в Спасо-Прилуцком монастыре можно в разделе для паломников на официальном сайте Спасо-Прилуцкого монастыря либо в группе ВКонтакте (на ближайшую неделю).

Архитектура и внутреннее устройство

Инфраструктура современного Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря включает в себя:

  • Спасский собор с колокольней. Нынешний собор был возведен в середине XVI века, на месте сгоревшего деревянного собора. Пятиглавый храм отражает традиции московского зодчества того времени. Единственное яркое отличие — скупо обработанные фасады, как сейчас сказали бы «минималистичные».
  • Введенскую церковь и трапезную. Квадратное здание с одной луковичной главкой было построено в начале XVII века. В 20-е годы купол разобрали, а в помещении церкви устроили киноклуб и буфет. С западной стороны располагается палата, предназначенная для трапез. Наверху располагалась обеденная комната для монахов, а в нижних этажах — подвалы и хозяйственные склады.
  • Екатерининскую церковь. Храм был построен как семейная усыпальница для дворянского рода Волоцких. Это небольшая постройка в виде ротонды в стиле ампир.
  • Успенскую церковь. Постройка была перевезена из другого монастыря, как музейный экспонат — она считается древнейшей деревянной шатровой церковью.
  • Церковь Всех Святых. Изначально была построена как больничный храм, но позднее ее функции изменились и здание подверглось перестройке.
  • Кладовые монастыря. Постройка находится у северо-западной стены. Двухъярусная галерея была возведена до 1675 года.
  • Монашеские кельи. Всего на территории монастыря 4 вида келий: летние и зимние настоятельские кельи, древненастоятельские и братские.
  • Часовню. Небольшая деревянная часовенка построена над колодцем, который, по легенде, выкопал сам Димитрий. Вода из колодца освящается.
  • Крепостные сооружения: башни, ворота, стены. 5 башен монастыря образуют многоугольник трапециевидной формы. Общая протяженность — 950 метров. Въезд в монастырь осуществляется через Святые ворота в западной стене.

Спасский собор, © Sonic_off

Из современной инфраструктуры в монастыре действуют хлебная лавка и столярная мастерская. Паломническая служба Спасо-Прилуцкого монастыря предлагает остановиться в Доме паломника, расположенном неподалеку — в селе Юношеское, у Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря.

Успенская церковь, © Sonic_off

Экскурсии

Экскурсии по Спасо-Прилуцкому монастырю в Вологде проводятся за фиксированное пожертвование (можно оставить больше):

  • Взрослые — 100 рублей.
  • Иностранцы — 200 рублей.
  • Дети, пенсионеры, студенты — 50 рублей.
  • Группы до 10 человек — 1000 рублей.
  • Иностранные группы до 10 человек — 2000 рублей.

Экскурсии проводятся ежедневно. С понедельника по субботу экскурсионное сопровождение возможно с 10:00 до 17:00 (перерыв с 13:00 на полчаса). По воскресеньям — с 12:30 до 17:00. На период христианских праздников график экскурсий необходимо уточнять на официальном сайте Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде или вконтакте.

Южная башня, © Ирина

История Спасо-Прилуцкого монастыря

Православный монастырь в Прилуках основан в 1371 году. На протяжении следующих столетий обители и ее заступнику святому Димитрию Прилуцкому приписывались чудеса спасения от эпидемии, наказания разграбивших город и обитель от вятичей, помощи в защите Вологды.

Большая часть строений монастыря возводилась в XVI и XVII веках. Например, деревянная Успенская церковь построена в 1519 году. Позднее возведены Спасский собор, Вознесенская и Введенская церкви, а также другие объекты.

Спасо-Прилуцкий монастырь и его узники — отдельная глава в истории. Среди самых известных исторических личностей — сыновья князя Углича Андрея, Иван и Дмитрий, которых сослал за мощные крепостные стены монастыря Иван III.

Пик процветания монастыря пришелся на конец XVII — начало XVIII века, когда он вошел в число богатейших обителей Русского Севера, имел несколько вотчин в Вологодчине. К этому периоду принадлежат сохранившиеся на территории комплекса хозяйственные постройки.

В 1918 году красноармейцы обыскали монастырь и составили опись его имущества. В годы Гражданской войны на его территории находился склад взрывчатых боеприпасов, памятник чудом уцелел — однажды начавшийся пожар быстро потушили.

Введенская церковь с трапезной, © Sonic_off

Комплекс отреставрировали в 1950-е годы, а количество хозяйственных и социальных объектов стало постепенно сокращаться. Филиалом Вологодского музея-заповедника монастырь стал в 1979 году.

Монахи вернулись в монастырь только в 1990-е годы, уже после распада Советского Союза. С тех пор Спасо-Прилуцкий мужской монастырь успешно функционирует и снова является одним из региональных центров православия Вологодской области, где прихожане и местные монахи имеют возможность развиваться и совершенствоваться духовно.

На территории также находится кладбище с могилой поэта Батюшкова, на которую в юбилейные годы приходят поклонники его творчества. В городе функционирует и музей Батюшкова.

Онлайн-экскурсия по Спасо-Прилуцкому монастырю на панорамах Google Maps

Как добраться до Спасо-Прилуцкого мужского монастыря

Основной транспорт до монастыря — городские автобусы до остановки «Прилуки». Подходящие рейсы от ж/д и автовокзала — № 14, 28. Эти же автобусы и рейс № 22 подойдут для туристов с Торговой площади.

Поездка на автобусе из центра Вологды в среднем займет 25–30 минут.

В сезон навигации альтернатива автобусам — круизные кораблике по реке Вологде, отправляющиеся от Кремлевской площади до монастыря. Этот маршрут популярен у туристов — с реки открываются весьма живописные виды.

Кроме того, посетить монастырь можно с организованными экскурсиями и турами.

Поездка на такси обойдется от 200 рублей. В Вологде вызвать такси можно через приложения Maxim, Такси Везёт, Яндекс. Такси.

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь на видео: обзор с высоты, история

>Вологодская область

Россия

>Православие в Вологодской области

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

>Населённые пункты

Вологда

Великий Устюг

Кириллов

Святыни Вологодской области

В Вологодском кафедральном соборе почивают святые мощи преподобного Иоасафа Каменского. Чудотворения от его мощей начались сразу же, во время похорон. На остров съехалось множество народа, больные касались гроба и исцелялись. На протяжении веков над его ракой исцелялись от лихорадки, слепоты, немоты, бесноватости и других недугов.

Месторасположение храма: г. Вологда.

Святые мощи преподобного Павла Обнорского, келейника преподобного Сергия Радонежского, основателя Свято-Троицкого Павло-Обнорского мужского монастыря, покоятся в этом, основанном им, монастыре. В монастыре почивают святые мощи преподобномучеников Обнорских: Ефрема, Иеронима, Исаакия, Дионисия и Митрофана. В монастыре находится кладезь, выкопанный преподобным Павлом Обнорским.

Адрес монастыря: 162010, Вологодская обл., Грязовецкий р-н, с. Юношеское.

Святые мощи преподобного Корнилия Комельского почивают под спудом в бывшей Комельской обители. Его имя среди вологодских святых ранее почиталось в одном ряду с именами преподобных Кирилла Белозерского и Димитрия Прилуцкого. Скончался преподобный в возрасте 82 лет 19 мая 1537 года. Сразу же по кончине Господь прославил Своего угодника. От гроба покойного стали происходить многочисленные исцеления, увеличившие почитателей святого. Преподобные Кассиан Комельский, Вологодский, и Лаврентий Комельский были учениками преподобного Корнилия Комельского. Их святые мощи также покоились в этой обители.

Известность монастырю снискали не только многоцелебные мощи великого подвижника, но и святые источники преподобного Корнилия, минеральная вода из которых по своим целебным свойствам славилась на всю Россию. На источниках были сооружены даже больницы с ваннами для лечения целебными водами, которые особенно помогали при кожных заболеваниях, при цинге, при параличе. Хотя больница, как и сам монастырь, разрушена, источник преподобного Корнилия сохранился, и сегодня из толстой трубы под мощным напором вырывается вода.

Месторасположение захоронений и источника: Вологодская обл., Грязовецкий р-н, д. Корнильево, быв. Корнилиево-Комельский монастырь.

Святые мощи преподобного Феодосия Тотемского почивают в Троицком соборе г. Тотьмы Вологодской области. При гробе преподобного совершались чудеса. В 1796 году при перестройке Вознесенской церкви его мощи были обретены нетленными. Как отметил жизнеописатель, «всех чудес преподобного Феодосия в монастырской книге записано 146, и записывать их давно уже перестали…». Возвращение и перенесение святых мощей, изъятых при советской власти, в Тотьму совершилось 14 сентября 1994 года.

Месторасположение храма: Вологодская обл., г. Тотьма.

Святые мощи блаженного Андрея Тотемского находятся в г. Тотьме под Успенским храмом. Блаженный Андрей зимой и летом ходил босой, в рваной одежде, питаясь только хлебом и водой и то в таком малом количестве, чтобы только не умереть с голода, и молился день и ночь. За свои подвиги и труды блаженный Андрей удостоился дара чудотворений. У гроба блаженного засвидетельствованы многие исцеления.

Месторасположение храма: Вологодская обл., г. Тотьма.

В Максимовском храме г. Тотьмы под спудом покоятся святые мощи праведного Максима, иерея Тотемского, который некоторое время был в городе священником Воскресенской церкви, где и был погребен. В течение сорока лет он проходил тяжелый подвиг юродства Христа ради, постоянно находясь в посте и молитве. Скончался блаженный Максим в глубокой старости 16 января 1650 года. Местное почитание святого началось в 1715 году в связи с многочисленными чудесами, происходившими при его гробе.

Месторасположение храма: Вологодская обл., г. Тотьма.

Под Благовещенской приходской церковью покоятся под спудом святые мощи преподобного Вассиана Тиксненского. Почитание преподобного началось в 1647 году, когда во время моровой язвы у места его погребения многие немощные получили исцеление.

Месторасположение церкви: Вологодская обл., Тотьминский р-н, д. Погорел ово.

Святые мощи праведного Прокопия покоятся в храме во имя святого Прокопия уже почти 700 лет. Будущий святой был немецким купцом, торговавшим в Новгороде. Пленившись благолепием и красотою храмов Божиих, набожностью русского народа, он принял Православие, вступил в обитель преподобного Варлаама Хутынского, а затем, избегая известности, удалился в г. Устюг, избрал здесь «буйственное и юродственное, еже по апостолу, жительство» и был первым мирским юродивым на Руси (ранее его живший праведный Исаакий юродствовал в монастыре). Своими молитвами он спас Устюг от угрожавшей этому городу за грехи его жителей каменной тучи, появление которой он сам и предсказал. Туча, миновав Устюг, разразилась раскаленными камнями над необитаемым местом, называемым Колотово.

В советское время богоборцы пытались изъять мощи из земли. Тогда из могилы вырвался пламень, и мощи опустились еще глубже.

Паломниками и местными жителями почитаются в Колотово два места, связанные с чудом святого Прокопия: «ближняя туча» и «дальняя туча». На месте «ближней» устроена часовня, вокруг множество оплавленных камней.

Месторасположение храма: Вологодская обл., г. Великий Устюг.

Святые мощи преподобных Авраамия и Коприя. Преподобные Авраамий и Коприй Печенгские основали в 1492 году Спасскую пустынь на реке Печенге. Обитель упразднена в 1764 году. В бывшей монастырской церкви, ныне приходской, почивают святые мощи преподобных Авраамия и Коприя.

Месторасположение церкви: Вологодская обл., Грязовецкий р-н.

Святые мощи преподобных Авксентия и Онуфрия. Преподобные Авксентий и Онуфрий основали в 1499 году церковь и пустынь во имя Святой Троицы. Пустынь была упразднена в 1764 году. На ее месте — приходская церковь, в которой покоятся святые мощи преподобных.

Месторасположение церкви: Вологодская обл., Грязовецкий р-н.

Святые мощи преподобного Леонида Устьнедумского в церкви в честь Введения Божией Матери во храм в с. Озерская. В эти места преподобный пришел после явления ему Божией Матери.

Для осушения болот подвижник выкопал три канала длиной около двух километров. Во время этих тяжелых работ его ужалила ядовитая змея. Предав себя воле Божией, преподобный Леонид решил не предпринимать никаких мер для лечения и не думать о последствиях — и остался здоров. В благодарность Господу за милосердие он назвал канал Недумою-рекой, а обитель свою — Устьнедумского.

Избранник Божий заслужил почитание как один из первых просветителей этих глухих земель. Скончался преподобный Леонид на сотом году жизни в 1654 году и был погребен в монастырской Введенской церкви (сейчас храм возобновлен как приходской).

На реке Лузе оборудована «купальня» — дощатый мостик на берегу довольно широкой канавы, тянущейся по болотистому лугу. Вода здесь чудотворная, о чем свидетельствуют многочисленные исцеления. Исцелялись паломники не только от воды, но и от раки преподобного, и от его власяницы. Поток паломников и богомольцев до сих пор не иссяк, ныне на водосвятные молебны приходит более ста человек.

Месторасположение храма: Вологодская обл., с. Озерская.

Местные жители много рассказывают об исцелениях, об обретении пропаж, о всплывавших по молитве к подвижнику благочестия Иоанникию, утопленниках. В знак благодарности за многочисленные исцеления поставлен крест на повороте тропы от Мезени к могиле праведника.

Месторасположение: Вологодская обл., Удорский р-н, д. Латьюга.

Почитаемая могила старца Максима

Могила подвижника благочестия, старца Максима Погоредовского до наших дней почитается православными, и поток паломников к его могиле не уменьшается.

Старец Максим своим учителем и наставником называл игумена Иоасафа, ученика и келейника преподобного Серафима Саровского. Старца почитали не только жители Великого Устюга, но и далеко за его пределами, ему было открыто о судьбе последнего царя Николая II. Не раз он близким говорил о мученической кончине православного императора за пятнадцать лет до этого.

По своему предсказанию 13 декабря 1906 года мирно отошел к Господу. Сразу же в день похорон начались исцеления. Множество людей получило благодатную помощь от Господа. Старец Максим завещал приходить к нему на могилку всем болящим и страждущим. Просил все ему высказывать на могиле и обещал помощь и заступничество. Над могилой сооружена часовня.

Месторасположение: Вологодская обл., Красавинский р-н, погост Пятницкой церкви.

Мироточивая икона архангела Рафаила

В Покровской церкви Кирилловского района Вологодской области 2 октября 1993 года на воскресной всенощной начала мироточить икона архангела Рафаила в алтаре. Икона была изнесена для поклонения. Капли, похожие на смолу, источали едва заметное благоухание и были настолько густыми, что было невозможно собрать их или пропитать ими ткань. Мироточение продолжалось до дня святителя Николая Чудотворца. Епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан засвидетельствовал это чудо.

Месторасположение церкви: Вологодская обл., Кирилловский р-н.

Святой колодец, оставшийся от праведного Феодосия Тотемского, находится в г. Тотьма Вологодской области возле бывшего Суморина монастыря на окраине городка, на возвышенности, в излучине речек Кодвы и Песье. В Вологодской области почитается также святой источник возле Богоявленского храма в г. Туровец.

Воронежская и Борисоглебская епархия учреждена в 1682 году. Объединяет приходы и монастыри на территории Воронежской области. Кафедральный город — Воронеж. Кафедральные соборы — Покровский (Воронеж), Благовещенский (Воронеж, строится).

Святой источник преподобного Вассиана Тиксненского (Биряково)

Монастыри Вологодской области

Все монастыри Вологодской области

Воскресенский Горицкий монастырь

Адрес: 161107, Вологодская область, Кирилловский район, село Горицы, Воскресенский Горицкий монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь

Адрес: Кириллов, Вологодская обл., 161100

Телефон: 8 (817) 573-17-35

Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь

Адрес: Россия, Вологодская область, Грязовецкий район, с. Юношеское, Павло-Обнорский монастырь

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь

Адрес: 160901 г. Вологда, Прилуки, ул. Монастырская, 2

Телефоны:Секретарь наместника: (8172)559861

Привратная (заказ экскурсий): (8172)559224

Бухгалтерия: (8172)559275;

Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь»

Адрес: 161120, Вологодская область, Кирилловский р-н, с. Ферапонтово, ул. Каргопольская, д. 8

Телефон: (81757) 49-261

Проезд: Автобусами: г. Вологда — с. Липин Бор, г. Вологда — г. Вытегра, г. Кириллов — с. Ферапонтово, г. Череповец — с. Липин Бор, г. Череповец — г. Вытегра

Режим работы:* Ежедневно с 1 сентября по 31 мая — с 9.00 до 17.00, с 1 июня по 31 августа — с 9.00 до 18.00. Выходной день: с 1 октября по 30 апреля — понедельник, с 1 мая по Внимание: только экскурсионное обслуживание по предварительной договоренности

Храмы Вологодской области

Храм Входа Господня в Иерусалим (Тотьма)

Церковь Входа Господня в Иерусалим, например, была возведена в 1774-1794 гг. на средства, предоставленные купцами – братьями Григорием и Петром Пановыми, которые занимались торговлей с «Русской Америкой».

После революции 1917 года храм был закрыт. С 1947 по 1985 год в нем находился ликеро-водочный завод.

В настоящее время церковь Входа Господня в Иерусалим полностью восстановлена и открыта для прихожан, богослужения проводятся регулярно.

Также в храме размещён музей мореплавателей.

Адрес: Россия, Вологодская область, г.Тотьма, ул.Кирова, 1

Телефон: (239) 2-2337

Собор Воскресения Христова (Устье)

Кафедральный собор Прокопия Устюжского (Великий Устюг)

Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких

Спасо-Преображенский собор (Белозерск)

>Где остановиться

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Фото

Раздел нуждается в заполнении. Вы можете помочь в этом.

Вологда (Вологодская область.)

Вологда — город в России, основан в 1147 году, административный, культурный и научный центр Вологодской области (с 23 сентября 1937 года)

Выгодное положение города Вологды на перекрёстке водных путей сделало город в XIII-XV веках местом междоусобных войн Новгорода и Москвы. Лишь в конце XIV века Московский князь Василий Дмитриевич присоединил Вологду к своим владениям и с этого времени город — удел московских князей.

В ту пору Вологда видела Галицкого князя Дмитрия Шемяку, великих князей Василия Тёмного, Ивана III, Василия III. Из дерева строились городские укрепления и мосты, жилища и церкви, торговые и производственные помещения. Ленивая площадка с церковью Воскресенья оставалась центром древнего города почти пять веков. В 1565 году Иван Грозный начал строить на Нижнем Посаде каменный город — Вологодский кремль с Софийским собором.

С правлением Ивана IV Грозного связан значительный период расцвета и укрепления Вологды. Прежде всего, город становится одним из важнейших транзитных центров во внешней торговле России с Англией, Голландией и другими западными странами по Беломорскому пути и в торговле с Сибирью по Сухоне и Вычегде. В Вологде был построен государев кладовой двор на берегу реки. Англичане открыли в городе свою торговую контору.

Торговый агент Гасс в 1554 году писал о Вологде, что это большой город в центре России, окружённый многими и хорошими городами; здесь изобилие хлеба и нет города в России, который бы не торговал с Вологдой.

Иван Грозный неоднократно наведывался в Вологду. Чувствуя себя здесь в большей безопасности, он решил создать здесь свою новую резиденцию. Существует легенда, что Иван Грозный хотел превратить Вологду в столицу Руси, но этому помешал якобы упавший с потолка недостроенного Софийского собора осколок кирпича «как из своду туповатова упадала плинфа красная», который чуть-чуть не пришиб царя. Но это легенда, историки же утверждают, что Иван IV горел желанием превратить Вологду в столицу опричнины. Последовавшая вскоре ликвидация опричнины, очевидно, изменила замыслы Грозного в отношении Вологды.

В Смутное время Вологда и её окрестности подверглись сильному опустошению. В 1605 году город охватила эпидемия чумы. В феврале 1609 года из Вологды вышло народное ополчение под руководством Никиты Вышеславцева, освободившее от интервентов и их союзников Романов и Ярославль. 22 сентября 1612 года город был взят поляками и литовцами, которые уничтожили практически всё его население. Как свидетельствовал вологодский архиепископ Сильвестр: «22 сентября, за час до восхождения солнца, разорители православной веры пришли на Вологду безвестно изгоном, город взяли, людей всяких посекли, церкви божии поругали, город и посады выжгли до основания».

С воцарением на престоле династии Романовых Вологда испытывает новый подъем. По указу царя Михаила Фёдоровича возрождается и укрепляется деревянная городская крепость.

С середины XVI до конца XVIII века город располагался по обоим берегам реки Вологды на протяжении пяти километров. Состоял он из кремля (укрепления шли в пределах современных улиц Мира, Октябрьской, Ленинградской) и трёх посадов: Верхнего, Нижнего и Заречного. Кремль являлся военным, административным и торговым центром города и уезда.

Вологда XVII — начала XVIII веков не только административный центр, но и город через который шла внешняя торговля Московского государства с Западными странами. Это был один из главных рынков торговли хлебом, солью, продуктами животноводства. Развивались здесь: переработка льна, кожевенное производство, переработка древесины, кузнечное дело.

При Петре I Вологда становится одной из главных государственных военных баз страны. Здесь хранилось военное и техническое снаряжение для строящихся крепостей, военных кораблей. В городе строились суда для доставки припасов в Архангельск.

Указом Екатерины II Вологда в 1780 году становится центром Вологодского наместничества и Вологодской губернии. Вологда застраивается по плану губернского города, утверждённому в 1781 году.

В XIX веке Вологда получила тот исторический облик, который характерен для города и сегодня. Каменные и деревянные особняки, административные здания, построенные в позапрошлом столетии, по сей день украшают город.

В декабре 1917 года в городе установлена Советская власть.

В годы Великой Отечественной войны в городе было введено военное положение. Промышленные предприятия перешли на военное производство. Паровозоремонтный завод выпускал бронепоезда, миномёты и санитарные поезда. Судоремонтные мастерские производили мины и автоматы.

Осенью 1941 года фронт подошёл к границе Вологодской области, с 7 октября бои шли на её территории в Оштинском районе (ныне Вытегорский). Вологда стала прифронтовым городом. Её жители участвовали в строительстве оборонительных рубежей.

25 октября создан городской комитет обороны, в ноябре — Вологодский ударный батальон, который участвовал в Тихвинской наступательной операции. Через железнодорожный узел Вологды шло снабжение фронта и Ленинграда, эвакуация оборудования и людей, только в июле 1941 в городе и области было размещено 500 тысяч человек. Вологда являлась крупным госпитальным центром.

За годы войны доноры Вологды сдали 35 тонн крови. Жители города уже к сентябрю 1941 собрали в Фонд обороны 2,7 миллиона рублей, 1 килограмм золота, 36,7 килограмм серебра, на средства трудящихся города и области построены танк, колонна «Вологодский колхозник» и авиасоединение «Героическому Ленинграду».

В августе 1942 в Вологде сформирован партизанский отряд, действовавший затем в Карелии.

В 1968 в городе сооружён обелиск воинской Славы вологжан — Героев Советского Союза, открыт памятник вологжанам, погибшим в войну, и зажжён Вечный огонь.

В 1982 году город награждён орденом Октябрьской Революции.

В России Вологда широко известна благодаря Вологодскому маслу, кружевам, льну. Рецепт приготовления сливочного масла используется в производстве Учебно-Испытательной лаборатории при ВГМХА им. Верещагина, пос. Молочное.

После распада СССР в Вологде начался спад численности населения. По официальным данным, численность жителей снизилась за последние годы до 293 тысяч человек.

Значительную часть населения города составляют чиновники разных уровней — по разным оценкам, их численность доходит до 50 тысяч человек. Это связано с тем, что Вологда, кроме того, что она самостоятельное муниципальное образование, является одновременно областным и районным центром. Кроме того, в Вологде расположен Арбитражный апелляционный суд Северо-Западного федерального округа.

Вологда входит в число российских городов, обладающих особо ценным историческим наследием. Он — один из наиболее сохранившихся крупных городов России, существующий исторический облик которого сформировало гармоничное сочетание памятников каменного и деревянного зодчества.

В Вологде насчитывается 193 памятника архитектуры и истории федерального значения. Наиболее известные из них: Вологодский кремль, Софийский собор, Спасо-Прилуцкий монастырь, ансамбль Владимирских церквей, церковь Константина и Елены, церкви с фресками Иоанна Предтечи в Рощенье, Дмитрия Прилуцкого и Покрова на Козлёне, архитектурные ансамбли Каменного моста и площади Революции.

Особо следует выделить памятники деревянной архитектуры. Из 115 исторических городов России (перечень утверждён Министерством культуры РСФСР в 1970 году) лишь 16 имеют памятники деревянного зодчества. Среди них выделяют Томск, Арзамас, Вологду

История

Спасо-Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году, к северу от Вологды, по дороге в Белоозеро, на левом берегу реки, у села Выпрягово.

Основал его Димитрий Прилуцкий, игумен Никольского монастыря в г. Переславле-Залесском, прославленный русский святой, небесный покровитель Вологды. Он построил в монастыре деревянную церковь и около нее деревянные келлии для иноков. Крестьяне, владевшие этими землями, «благонарочитый муж Илья и Исидор Выпряг, с радостью отдали оное Преподобному».

Спасо-Прилуцкий монастырь пользовался большим уважением со стороны великих князей Иоанна III, Василия III и Иоанна IV.

Иоанн III брал из монастыря икону Димитрия Прилуцкого, написанную Дионисием, когда шел в поход на Казань в 1503 году. После похода он украсил икону золотом и серебром. В монастыре хранится современная копия этой иконы.

Василий III с женой Еленой Глинской посетили Спасо-Прилуцкий монастырь в 1528 году во время паломничества по русским монастырям.

Иоанн IV брал в поход на Казань в 1552 году Киликиевский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря. Крест запрестольный деревянный, высотой 140 см, восьмиконечный, украшенный многими резными изображениями из белой кости, покрытый серебряной позолоченной басмой. Историки связывали его происхождение с древней Киликией (Малая Азия). Крест сейчас хранится в Вологодском музее.

Спасский собор

Спасский собор и его колокольня расположены в центре монастыря. Это первый каменный храм в Вологде. Чтобы строительство могло осуществляться как можно скорее, Иван Грозный даже повелел освободить монастырь от всяких пошлин. Собор построен в 1537–1542 годах. В 1542 году Иоанн IV посетил Спасо-Прилуцкий монастырь и вновь построенный собор.

Спасский собор возведен по типу московских. Это двухэтажный храм кубической формы, четырехстолпный, трехапсидный. Собор увенчан пятью шлемовидными главами, расположенными на круглых барабанах. У основания глав, на барабанах, – карниз, украшенный орнаментальной прорезью. Первый этаж со сводчатым перекрытием, крестовидные своды верхнего храма поддерживаются четырьмя пилястрами, карнизы пилястр поддерживают три полукруглые закомары. Западная паперть пристроена к собору до XVII века. Северная и южная паперти пристроены позднее, между 1654–1672 годами.

Крыльцо западной паперти устроено из двух каменных кувшинообразных столпов и двух полустолпов. Столпы поддерживают по две арки, висящие с каждой стороны. Сопряжение арки заканчивается гирькой. Западная сторона крыльца имеет фронтон, карниз которого между осями столпов вырезан. На гладкой стороне фронтонов выписана фреска.

Собор доминирует среди окружающих его строений и выделяется своим величавым обликом. Монументальный кубический объем его, поставленный на высокий подклет, выглядит еще более внушительным. С трех сторон собор окружен галереей, а с восточной стороны к нему примыкают три массивных апсиды. Венчают здание пять широко расставленных мощных глав, придающих большую устойчивость его облику. Каждая стена храма разделена широкими плоскими лопатками на три прясла. Над стенами возвышаются два яруса крупных полуциркульных закомар с небольшим килем посредине.

В архитектуре собора Спасо-Прилуцкого монастыря ощутимо влияние столицы, но в отличие от московских церквей храм исполнен той подчеркнутой скромности, которая присуща северному зодчеству. Декоративное решение фасадов чрезвычайно лаконично. Небольшим разнообразием отличается убранство барабанов, состоящее из поясков бегунца, нишек, арочек и поребрика. 17 сентября 1811 года от забытой внутри собора свечки случился пожар. Сгорело все внутреннее убранство. Обгорели некоторые главы.

В 1812 году, при вторжении французов в столицу, в обгоревшем соборе хранились вывезенные из Москвы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой Лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились здесь до освобождения Москвы.

В 1811-1813 годах провели работы по восстановлению собора. При исправлении поврежденных глав им была придана кувшинообразная форма. Восстановили обгоревшие стены. Ярославский мастер Иван Баранов с восьмью товарищами оштукатурил стены внутри собора. В 1841 году вологодский крестьянин Михаиле Горин сделал на соборе новую главу с крестами и новый шпиль на колокольне. Ныне собору и колокольне придан первоначальный вид.

В нижнем этаже собора помещались гробницы Димитрия Прилуцкого и князей угличских: Иоанна и Димитрия, сосланных Иоанном III на заточение в Вологду. Иоанн принял в монастыре постриг с именем Игнатий. Гробницы святых преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких восстановлены – это святыни монастыря, благоговейно почитаемые братией и паломниками.

В верхнем храме в начале XX века было три престола: Всемилостивого Спаса и Происхождения Четных Древ Животворящего Креста – в средней части; Преображения Господня – в пристроенной южной паперти; Благоверного великого князя Александра Невского – в северной паперти.

В нижнем храме, было, пять престолов: Преподобного Димитрия и благоверного князя Игнатия; Преподобного Сергия Радонежского чудотворца; Сретения Господня; Богоявления Господня; Успения святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Колокольня

Колокольня была построена одновременно с собором в 1537–1542 годах. Примыкала она к северо-западному углу. Эту колокольню вскоре разобрали. Новая, ныне существующая, была построена между 1639 и 1654 годами. В 1736 году на новой колокольне было восемнадцать колоколов. Большой колокол, весом 357 пудов 30 фунтов, и вестовой колокол, весом 55 пудов, с изображением князей Димитрия и Иоанна Угличских, отлиты в 1736–1738 годах белозерским посадским человеком Иоанном Калиновичем Коркуцким. В верхнем восьмерике, над звоном, были установлены большие колесные боевые часы.

Помещения мощного нижнего четверика были отданы под келлии и церковь. Над звоном были сооружены два последовательно уменьшающихся восьмерика с главкой в завершении. Килевидные арки и узорные карнизы колокольни находят отклик в декоративных поясках монастырских церквей.

Крытыми переходами Спасский собор связан с комплексом построек, одной из которых является Введенская церковь. Церковь одноглавая, двухэтажная, с примыкающей к ней трапезой. Время постройки точно неизвестно: в монастырской описи 1623 года она значится уже каменной. В нижнем этаже прежде был храм, который ныне не существует. В 1876 году в трапезе этой церкви был встроен придел во имя святой великомученицы Варвары.

Сразу же можно отметить, что своим завершением в виде трех ярусов кокошников и декором она созвучна Спасскому собору и надвратной Вознесенской церкви. Кокошники и декоративные пояски из нишек, балясинок и поребрика придают церкви более нарядный облик.

Надвратная церковь Вознесения Господня

Главные ворота Спасо-Прилуцкого монастыря, надвратная церковь над ними и часть каменной стены были построены вскоре после возведения собора Всемилостивого Спаса. Они оформляют въезд в монастырь со стороны дороги на Архангельск, Кириллов и Белозерск. Надвратная церковь была освящена в 1590 году во имя Феодора Стратилата, а в 1844 году переименована во имя Вознесения Господня.

По монастырским описям XVII века значится, что подле надвратной церкви была приделана каменная часовня с четырьмя окнами, в которых висели колокола. На часовне были установлены часы колесные, с боем. Возможно, что их перенесли с соборной колокольни.

В 1729–1730 годах эта часовня была переделана в небольшую шатровую колокольню. Сохранился четверик с четырьмя окнами, на него был надстроен восьмерик звона с шатром. В 1914 году на шатровой колокольне висел один вестовой колокол весом 52 пуда, отлитый мастером Чартышниковым из старой колокольной меди в 1876 году.

Убранство здания состоит в основном из поясков, арочек, нишек, поребрика и бегунца на стенах и барабане. Подобный декор, в котором прослеживается новгородское и московское влияние, характерен для многих северных каменных храмов XV–XVI веков. Стены церкви расчленены на два прясла одной лопаткой, что является не просто декоративным приемом, но отражает внутреннюю конструкцию храма. Здесь мы встречаемся с двустолпием, характерным в основном для северной архитектуры.

Церковь Всех святых

Церковь Всех святых называлась «больничною», потому что она ранее примыкала к больничному корпусу. Одноэтажная, одноглавая, двухсветная. Построена в 1731 году и освящена во имя Трех Святителей. Позднее, в 1781 году, переименована во имя Всех святых.

Екатерининская церковь

В десяти метрах к востоку от Введенской церкви стоит небольшая каменная церковь во имя вмц. Екатерины и св. равноапостольного великого князя Владимира. Построена она в 1830 году усердием вологодского помещика Владимира Волоцкого над могилами его родственников, погребенных в этом месте.

Успенская церковь

На территории монастыря сейчас находится деревянная Успенская церковь первой половины XVI века. Она перевезена из Александро-Куштского монастыря близ села Устья на берегу реки Кушты, в трех километрах от Кубенского озера. Церковь – один из древнейших памятников деревянного зодчества на русском Севере. В ее архитектуре сильно подчеркнуто динамичное устремление всех форм ввысь. Над крестообразным в плане объемом в центре возвышается больших размеров восьмерик, который имеет расширение в верхней части, именуемой «повалом». Восьмерик увенчан стройным высоким шатром с небольшой главкой. Боковые пониженные части завершены красиво изогнутыми бочечными кровлями. Серебристый цвет лемеха (отдельных деревянных дощечек), покрывающего шатер и кровли, гармонично сочетается с мягким бархатистым коричневым тоном бревен. Все формы церкви неразделимо связаны друг с другом, образуя неповторимо цельный и пропорциональный объем.

Хозяйственные постройки

В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь несколько раз подвергался разорению. Так 18 декабря 1618 года отряды поляков-литовцев, гетмана Шелководского и казацкого атамана Баловня сожгли в трапезной 59 монахов, а всего погибло более двухсот человек. Три дня хозяйничали литовцы и поляки в монастыре. Разграбили имущество и сожгли монастырский архив.

В следующем году монастырь вновь подвергся разорению от сибирского царевича Арслана Алеевича, прибывшего для «оберегання» монастыря с татарами и казаками. Другой «сберегатель» – Барай Мураза с татарами стоял в монастыре девять дней. В 1618 году отряд литовцев сжег трапезную со службами и треть монастырских зданий. Угнали монастырский скот, ограбили имущество, сожгли вотчины, села, деревни, убили много монастырских крестьян.

В 1645 году в Спасо-Прилуцком монастыре взамен сожженных литовцами деревянных келлий с трапезной был построен одноэтажный каменный корпус монашеских келлий с братской трапезной. Для постройки келлий были приглашены мастера-каменщики из Спасо-Ярославского монастыря: Иван Сергеев сын, по прозвищу Сено, и Тит Иванов сын, по прозвищу Балаш. Позже в Прилуцкой слободе из подручных монастырских людей вышли каменщики-мастера, и у многих жителей Прилук специальность каменщика стала родовой, переходящей из поколения в поколение.

Древненастоятельские келлии – это каменное здание в два этажа, перекрытое кирпичными сводами. На втором этаже находились настоятельские жилые палаты, на первом – погреба. Северный фасад настоятельских покоев обращен к выходу в собор. Жилые настоятельские келлии соединяются с церковью Введения крытым переходом.

В 1718 году западнее Надвратной церкви построено каменное здание сушила, которое вскоре было перестроено в двухэтажный корпус зимних настоятельских келлий, а позднее – под гостиницу для приезжающих.В 1720 году восточнее Надвратной церкви достроен двухэтажный каменный келарский корпус, в котором позднее были устроены монастырские кладовые.

Вдоль северной стены тянется жилой братский корпус, завершенный с востока церковью Всех святых. Он строился в XVII–XVIII веках, фасад был оформлен в 1790 году. В нем находятся монашеские келлии.

Стены и башни

В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь окружала с трех сторон деревянная ограда. Каменными были только главные ворота с Надвратной церковью и часть стены, примыкающей к ним. Это и послужило одной из причин разорения монастыря в 1612–1619 годах.

В 1656 году Спасо-Прилуцкий монастырь закончил постройку каменных стен и башен. Возведены они были по всем правилам строительства крепости середины XVII века. В плане крепостные стены монастыря имеют конфигурацию неправильного четырехугольника, на углах которого сооружены шестнадцатигранные башни, соединенные между собой высокими крепостными стенами. Северная стена с главными каменными воротами и Надвратной церковью, как уже было сказано, возведена раньше, в XVI веке. На западной – построена прямоугольная Водяная башня с воротами к реке Вологде. В южной стене устроены третьи, малые ворота, которые сейчас заложены кирпичной кладкой.

Угловые башни выдвинуты из плоскости стен и приспособлены к круговой обороне. В наружной стене башен поярусно устроены бойницы с машикулями (навесными бо

йницами). Внутри угловых башен посредине проходят каменные столбы, которые являются одновременно опорами стропил шатра, межъярусными связями и основанием для смотровых вышек. Балки перекрытий заделаны радиально одним концом в столб, другим – в наружную стену башни. По балкам был настлан деревянный пол, между ярусами устроены деревянные лестницы.

В северной и южной угловых башнях в каменных столбах были устроены поярусно внутренние помещения, так называемые «каменные мешки». В башнях хранились пушки, ядра; порох. Пушек было 30, ядер – более 150, 22 фунта пуль и дроби.

Стены имеют устройства для ведения нижнего и верхнего боев. Вдоль всех стен с внутренней стороны на каменных арках или на утолщении стены устроена площадка верхнего боя. Эта площадка служит ходом вокруг всех стен. Стена и круговой ход имеют общее деревянное или железное покрытие. Длина стен – 830 метров, высота – 7,5 метра, толщина – 2 метра. Со стороны реки Вологды перед западной стеной устроен земляной вал.

В монастыре находится могила известного русского поэта Константина Николаевича Батюшкова (1787 – 1855).

Современность

1918 год начался в монастыре обыском и описью имущества; часть зданий были заняты красноармейцами и складами. Однако еще нескольких лет после этого в Спасском соборе совершались богослужения, действовала часовня в селе Прилуки. Чтобы избежать осквернения национализированных храмов, расхищения богослужебной утвари, книг и святых икон, настоятель организовал при монастыре церковную общину из местных жителей. В 1919 году началось изъятие из монастырских храмов церковной утвари и убранства икон для сдачи в Госфонд, в помощь голодающим Поволжья, продолжавшееся до 1923 года. В один из дней вывезли более двух пудов серебра. Вскоре уездный исполком принимает решение о выселении из монастыря архимандрита Нифонта (Курсина), семи монахов и восьми послушников. Начавшееся закрытие монастыря вызвало протест прихожан, некоторые из них были арестованы и заключены в тюрьму. В августе 1924 года монастырь был закрыт, договор с общиной расторгнут, храмы и колокольни опечатаны. Церковное имущество передали в Вологодский музей, а все остальное – различным учреждениям. С середины 20-х гг. ХХ века все монастырские храмы пребывали в запустении, во Введенской церкви после разборки купола, в 1927–1928 годах, был устроен кино-клуб, буфет, разыгрывались спектакли. Жилые и хозяйственные здания занимали дом инвалидов, пересыльная тюрьма, военные склады и филиал Вологодского музея.

За годы гонений на Православную Церковь не угасла вера вологжан в помощь преподобного Димитрия Прилуцкого. Предваряя открытие монастыря, жители Вологды 16 июня 1990 года, в день праздника Сретения иконы святого Димитрия, совершили Крестный ход по городу до Лазаревского кладбищенского храма – первый после долгого перерыва. Уже в августе 1990 года были переданы церковной общине надвратная Вознесенская церковь, в 1991 году открыт мужской епархиальный монастырь. В день памяти преподобного Димитрия, 24 февраля 1992 года, Русской Православной Церкви возвращен весь монастырь. В 1992 году отмечалось 600-летие преставления преподобного Димитрия Прилуцкого.

В последнее десятилетие ХХ века молитвами преподобного Димитрия Прилуцкого после проведенных ремонтов обитель начала благоукрашаться. В храмах устроены иконостасы, освящены надвратная церковь в честь Вознесения Господня, придел в честь преподобного Сергия Радонежского в нижнем храме, верхний соборный храм в честь Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. На древних постройках монастыря и крепостных стенах и башнях сделали медные и железные кровли.

В обители сохраняются многовековые традиции монастырских церковных служб: ежедневно совершается полный круг. С 1992 года в обители 24 февраля совершается празднование памяти преподобного Димитрия Прилуцкого и 1 июня – благоверного князя Иоанна Андреевича Угличского, в монашестве Игнатия Прилуцкого.

В обители располагаются ставленническое отделение Вологодской Духовной Семинарии, подготавливающее будущих священнослужителей Вологодской епархии. Ежегодно в стенах обители проходят Димитриевские образовательные чтения, которые собирают духовенство и работников просвещения для обсуждения возникающих в этой сфере проблем.

Милостью Божией архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого монастыря полностью сохранился. В 1950–1990 годах были проведены реставрационные работы, и обитель вновь обрела внешнее благообразие и известность одного из красивейших монастырских ансамблей Русского Севера. Мощные стены длиною около 950 метров с пятью башнями огромных размеров окружают территорию площадью около 3 гектаров, на которой расположены храмы, а также жилые и хозяйственнее здания, возведенные в XVII–XVIII веках. Центр обители – собор Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, построенный в 1537–1542 годах по благословению митрополита Московского Даниила на месте деревянной церкви. Монументальный пятиглавый собор с тремя апсидами, на высокой подклети с трех сторон окружен закрытыми двухэтажными папертями.

В 1642 году в подклети собора был устроен храм во имя святого основателя монастыря, в котором пребывают главные святыни монастыря – под спудом мощи преподобного Димитрия и Игнатия Прилуцких, а также ковчег с частицами Ризы Господней, мощей святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, Сорока мучеников Севастийских, преподобного Иоанна Дамаскина. Особенно почитаема в обители икона Божией Матери «Скоропослушница» – список чудотворного афонского образа, который был создан иконописцами на Святой Горе и привезен в обитель в 1910 году. Каждую пятницу перед этой иконой братия совершает молебен Пресвятой Богородице.

В верхнем этаже (до устройства церкви в подклети) в алтарных апсидах находились, кроме главного, храмы во имя преподобного Димитрия Прилуцкого и св. апостола Иоанна Богослова, с 1782 года – Преображения Господа Иисуса Христа; в XVIII–XIX веках имелись храмы в папертях – св. благоверного князя Александра Невского и мучеников Платона и Романа. Древнее убранство собора погибло при пожаре 1811 года, а созданные после ремонта ампирный иконостас и стенная роспись XIX века – после закрытия монастыря. Высокое крыльцо и ризничная палатка, примыкающая к собору с северо-восточной стороны, дошли до нас в перестроенном виде. Близ алтаря собора находится колодец, по преданию ископанный преподобным Димитрием с часовней над ним. Из него берут воду для водосвятных молебнов, которую как цельбоносную святыню увозят прихожане и паломники.

Большая монастырская колокольня, стоящая на соборной площади, построена в середине XVII века. После разборки шатрового завершения она была надстроена и увенчана луковичной главкой (1720-е годы). При этом была утрачена большая часть первой соборной колокольни, примыкающей к северо-западному углу паперти. На обеих колокольнях под ярусами звона прежде были устроены церкви – во имя святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и св. Алексия, человека Божия.

На юго-западной стороне соборной площади расположен трапезный комплекс, состоящий из нескольких зданий на высоких подклетях. К одностолпной трапезной палате примыкает небольшая трапезная церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, келарские келлии и так называемая Белая палата (1675 г.). В подклетях располагались хозяйственные монастырские службы (хлебная, стороженная) и погреба. Трапезная палата соединена со Спасским собором каменным двухэтажным переходом.

Церковь св. великомученика Феодора Стратилата построена мастером Тимофеем над главным входом в монастырь – Святыми вратами (1588–1590). Она имеет необычную двухстолпную конструкцию; завершение надвратного, как и трапезного храма, ярусами килевидных кокошников и орнаментальные пояса повторяют мотивы архитектуры собора Всемилостивого Спаса. После пожара 1815 года и реставрации 1990-х годов надвратная церковь освящена в честь Вознесения Господня. Колокольня ее с шатровым завершением переделана в 1729–1730 годах из часовни, на которой имелись колесные часы и колокола (конец XVII в.).

На северной стороне от собора Всемилостивого Спаса находится так называемая больничная церковь, которая замыкает с востока двухэтажное здание братско-настоятельских келлий. Она была сооружена на месте больничных келлий в 1721 году и освящена в честь святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова; в конце XIX века перестроена и освящена в честь Всех Святых.

Деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (I половина XVI в.) перевезенная в 1962 г. из Свято-Успенского Александро-Куштского монастыря, сохраняется в Спасо-Прилуцком монастыре как один из самых древних памятников шатровой архитектуры Вологодского края.

Рассказывая о прошлом и настоящем Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря, вспомним слова Святейшего Патриарха Алексия II: «Мир приходит к стенам обителей, пытаясь найти там духовную поддержку, и монастыри наши своим молитвенным подвигом и доброделанием исцеляют душу народа. Дай Бог, чтобы возрождались святые обители по всему лицу земли нашей, ведь «молитвами иноков Господь содержит мир сей».

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

Спасо-Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году, к северу от Вологды, по дороге в Белоозеро, на левом берегу реки, у села Выпрягово. Основал его Димитрий Прилуцкий, игумен Никольского монастыря в г.Переславле-Залесском, прославленный русский святой, небесный покровитель Вологды. Он построил в монастыре деревянную церковь и около нее деревянные келлии для иноков. Крестьяне, владевшие этими землями, «благонарочитый муж Илья и Исидор Выпряг, с радостью отдали оное Преподобному».

Спасо-Прилуцкий монастырь пользовался большим уважением со стороны великих князей Иоанна III, Василия III и Иоанна IV.

Иоанн III брал из монастыря икону Димитрия Прилуцкого, написанную Дионисием, когда шел в поход на Казань в 1503 году. После похода он украсил икону золотом и серебром. В монастыре хранится современная копия этой иконы. Василий III с женой Еленой Глинской посетили Спасо-Прилуцкий монастырь в 1528 году во время паломничества по русским монастырям.

Иоанн IV брал в поход на Казань в 1552 году Киликиевский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря. Крест запрестольный деревянный, высотой 140 см, восьмиконечный, украшенный многими резными изображениями из белой кости, покрытый серебряной позолоченной басмой. Историки связывали его происхождение с древней Киликией (Малая Азия). Крест сейчас хранится в Вологодском музее.

Как указывает историк С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен», Димитрий Прилуцкий построил свою обитель «на многих путях, которые шли от Вологды до Северного океана». Уже в XVI веке Спасо-Прилуцкий монастырь становится одним из богатых и известных монастырей на Севере России.

1918 год начался в монастыре обыском и описью имущества; часть зданий были заняты красноармейцами и складами. Однако еще нескольких лет после этого в Спасском соборе совершались богослужения, действовала часовня в селе Прилуки. Чтобы избежать осквернения национализированных храмов, расхищения богослужебной утвари, книг и святых икон, настоятель организовал при монастыре церковную общину из местных жителей. В 1919 году началось изъятие из монастырских храмов церковной утвари и убранства икон для сдачи в Госфонд, в помощь голодающим Поволжья, продолжавшееся до 1923 года. В августе 1924 года монастырь был закрыт, договор с общиной расторгнут, храмы и колокольни опечатаны. Церковное имущество передали в Вологодский музей, а все остальное – различным учреждениям. С середины 20-х гг. ХХ века все монастырские храмы пребывали в запустении, во Введенской церкви после разборки купола, в 1927–1928 годах, был устроен кино-клуб, буфет, разыгрывались спектакли. Жилые и хозяйственные здания занимали дом инвалидов, пересыльная тюрьма, военные склады и филиал Вологодского музея.

В день памяти преподобного Димитрия, 24 февраля 1992 года, Русской Православной Церкви возвращен весь монастырь. В 1992 году отмечалось 600-летие преставления преподобного Димитрия Прилуцкого. 13–14 августа Прилуцкий монастырь посетил и возглавил торжество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На престольный праздник Всемилостивого Спаса Святейший совершил Всенощное Бдение и Божественную Литургию в нижнем храме Спасского собора, водосвятный молебен на реке Вологде, возглавил Крестный ход вокруг обители, после чего был освящен первый большой колокол на монастырской колокольне.

В последнее десятилетие ХХ века молитвами преподобного Димитрия после проведенных ремонтов обитель начала благоукрашаться. В храмах устроены иконостасы, освящены надвратная церковь в честь Вознесения Господня, придел в честь преподобного Сергия Радонежского в нижнем храме, верхний соборный храм в честь Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. На древних постройках монастыря и крепостных стенах и башнях сделали медные и железные кровли, началось восстановление и реставрация монастырского подворья в Вологде – храма преподобного Димитрия Прилуцкого на Наволоке (ул.Набережная VI армии, 121).

Рассказывая о прошлом и настоящем Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря, вспомним слова Святейшего Патриарха Алексия II: «Мир приходит к стенам обителей, пытаясь найти там духовную поддержку, и монастыри наши своим молитвенным подвигом и доброделанием исцеляют душу народа. Дай Бог, чтобы возрождались святые обители по всему лицу земли нашей, ведь «молитвами иноков Господь содержит мир сей».