Монофизиты и монофелиты

«Папа Римский Франциск пал жертвой эпидемии коронавируса!» — такая паническая запись стала распространяться по соцсетям со скоростью эпидемии. А далее — комментаторы разжигали, кто во что горазд. Кто-то говорил, что «чума-2020», возникшая в китайской провинции Хубэй три месяца назад, приводит к смерти в основном лиц преклонного возраста (а Понтифику — 83 года). Кто-то — что в Италии эта болезнь и впрямь приняла угрожающие масштабы, число погибших перевалило за два десятка.

Другие напоминали, что глава Ватикана действительно уже несколько дней не выходит в люди, а последние его фотографии на публике — с носовым платком: насморк, простуда?

Но эта сногсшибательная новость, похоже, является фейком (как и такое же сообщение, будто «в Испании из-за коронавируса посадили на карантин целый публичный дом вместе с работницами и клиентами»).

Поделиться видео </> xHTML-код

Коронавирус парализовал север Италии.По числу заболевших Италия поставила печальный рекорд и вышла на первое место в Европе

Итак, первоисточником «Папы с вирусом» является сайт MCM News — никому не известный ресурс, очень похожий на сайт фейковых новостей. В римских СМИ, наоборот, ни о чём подобном не пишут (хотя такая тема была бы здесь новостью №1).

— Психоз вокруг распространения коронавируса в Италии все нарастает. На этот раз журналисты «заразили» Папу Римского. Действительно, Франциск уже несколько дней простужен и даже отменил молебен в одной из римских церквей в четверг. Как сообщают в Пресс-службе Святого престола, это всего лишь легкое недомогание, и Папа продолжает выполнять обязанности в своей ватиканской резиденции. Какие-либо подозрения на коронавирус у главы католической церкви отрицаются, — сообщает собственный корреспондент «КП» в Италии Иван Сысоев.

— Официальная версия — простудился. Но что на самом деле, никто не знает… Ватикан — отдельное и весьма закрытое государство, — сообщил «КП» другой источник, хорошо осведомлённый о внутренней политике в Риме.

Впрочем, другие сообщения о том, что под угрозой эпидемии оказываются даже первые лица — увы, правда.

Так, в иранском парламенте (Меджлисе) сразу пять депутатов заразились «чумой-2020». Также в Тегеране от той же болезни умер экс-посол Исламской Республики в Ватикане и Египте — Хади Хосроушахи. И это ещё не всё. В числе заболевших — вице-президент Ирана по делам женщин и семьи — Масуме Эбтекар, а также замминистра здравоохранения — Ираджа Харирчи.

Президент Монголии Халтмаагийн Баттулга после однодневного визита в Китай помещён в двухнедельный карантин как потенциальный «коронавирусник». Вместе со всей делегаций, включая министров и генералов, побывавших в той же поездке.

На сегодняшний день от коронавируса погибли 2942 человека, заболевшие есть на всех континентах, кроме Антарктиды.

Поделиться видео </> xHTML-код

«Как на войне»: медики против коронавируса.В Китае от коронавируса умерли уже более 170 человек. Среди них и врачи, сражающиеся с инфекцией… Причём медики умирают не только из-за 2019-nCoV

«Проститутка в Валенсии заразила клиентов коронавирусом»: В сети гуляет история для неверных мужей

Пока весь Китай, а также пол-Европы охвачены паникой по поводу эпидемии, которая уже унесла более 2800 жизней, кто-то смеется над ситуацией (подробности)

Акт вероотступничества Франциска

В интернете появилась петиция против «кощунственных и суеверных действий» папы Римского Франциска, допущенных им на октябрьском заседании Синода римско-католической церкви по проблемам Амазонии. Подписи под ней поставили свыше 100 представителей католического духовенства и светских ученых, сообщает «Интерфакс».

Авторы петиции призывают понтифика «публично и однозначно покаяться в этих грехах и всех публичных преступлениях, совершенных им против Бога и истинной религии».

В документе указаны шесть главных святотатств, которые были совершены Франциском на «амазонском» Синоде. Среди них — присутствие на акте поклонения языческой богине Пачамаме (церемония проводилась в Ватиканских садах, «оскверняя тем самым окрестности могил мучеников и церковь апостола Петра»). Кроме того, Франциск принял участие в акте идолопоклонства, благословив идола. Изображение Пачамамы разместили перед главным алтарем собора Святого Петра, а затем процессией перенесли в зал Синода, причем понтифик, произнеся молитвы, присоединился к процессии. Когда деревянные статуэтки идола были вынесены возмущенными католиками из церкви Святой Марии и брошены в Тибр, папа извинился за это, и в церкви установили другой деревянный образ Пачамамы. Наконец, во время заключительной мессы Синода он принял чашу, использованную в идолопоклоннической церемонии, и поставил ее на алтарь.

Статуэтки были подарены прихожанкой папе Франциску во время церемонии высадки деревьев накануне Синода по проблемам Амазонии. По мнению женщины, это были статуи Девы Марии, однако фотоагентство, разместившее снимки подарка в интернете, пометило их как изображения богини Пачамамы — южноамериканского языческого идола. В конце октября в интернете появился видеозапись того, как неизвестный выносит деревянные статуи из церкви Санта-Мария-ин-Траспонтина в Риме и выкидывает их в Тибр. Позднее выяснилось, что статуи выкинул 26-летний австрийский католик Александр Цуггель.

Тем временем, Missio, пастырское агентство Итальянской епископской конференции, издало молитву Пачамаме («Пачамама» означает буквально «Мать мира»: «пача»— мир, пространство, время, вселенная; «мама» — мать на языке индейцев кечуа) по более ранней публикации, обнародованной в апреле 2019 года и посвященной Специальной Ассамблее Синода Епископов по Амазонии, сообщает Сибирская католическая газета со ссылкой на информационное агентство Седмица и Catholic World News.

Молитва, описываемая как «Молитва к Матери-Земле народов инков», гласит: «Пачамама из этих мест, пей и ешь это приношение по желанию, чтобы эта земля была плодотворной. Пачамама, добрая мама, будь благосклонна! Будь благосклонна! Сделай так, чтобы волы ходили хорошо, и чтобы они не уставали. Сделай так, чтобы семя хорошо росла, чтобы с ней не случилось ничего плохого, чтобы холод не разрушил ее, чтобы она получала хорошую пищу. Мы просим тебя об этом: дай нам всё. Будь благосклонна! Будь благосклонна!»

Молитва к Пачамаме — одна из трех молитв, включенных в публикацию Итальянской епископской конференции. Две другие молитвы были опубликованы без сопроводительного описания. Первая — это молитва Единому и Триединому Богу, которой Франциск завершил свою энциклику Laudato si (2015 года). Вторая молитва — это текст, начинающийся со слов «Возьми улыбку» (в течение многих лет различные итальянские веб-сайты характеризовали этот текст как стихотворение Махатмы Ганди).

Изображения голых беременных женщин, которые 25 октября Франциск описал как «статуи Пачамамы», вызвали много споров в ходе завершившегося 27 октября Синода епископов по проблемам Амазонского региона. 4 октября, на особом экуменическом богослужении в Ватиканских садах, на котором Франциск посвятил начинавшийся тогда Синод святому Франциску Ассизскому, 15 человек, включая францисканского монаха, встали на колени вокруг принесенных на место проведения богослужения изображений Пачамамы и склонили головы к земле.

В последнюю неделю работы Синода двое неизвестных, проникнув в римскую церковь Санта-Мария-ин-Траспонтина, забрали оттуда привезенные участниками Синода статуэтки Пачамамы и бросили их в Тибр. Этот поступок был осужден в Ватикане, а его акторов назвали «новыми иконоборцами». Выброшенные в реку фигурки были найдены, и их выставили в Зале Синода 26 октября, в последний день синодальных дискуссий.

Идолопоклоннические увлечения папы Римского Франциска прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:

Прочтение молитвы богине Пачамаме во время официальной ассамблеи епископов является без преувеличения актом вероотступничества. Папа Франциск произнес молитвы языческой богине, пойдя на неслыханный акт синкретизма, посмев смешивать христианского Бога единого в Святой Троице поклоняемого с богиней Земли, уравняв Подателя всех благ с языческим идолом.

Сама новость у настоящего христианина ничего, кроме тошноты, вызвать не может. Тысячи и тысячи христианских мучеников Запада и Востока проливали свою кровь, горели живьем, лишь бы не поклониться перед идолами. А теперь Pontifex maximus — великий понтифик — предает миллионы своих единоверцев, живых и усопших. Он оскорбил мертвых и живых. На этом фоне никакие контакты с Римом более невозможны.

Поступок папы Франциска ничем не лучше венчания гомосексуальных пар. Те, кто призывает к какому-либо объединению с «церковью-сестрой», по сути дела, призывают нас к объединению с папой-идолопоклонником.

Рим воочию показал свое лицо — гнилой труп, с которым нельзя соприкасаться, чтобы не заразиться трупной болезнью. Как сказано в Писании: «Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее…» (Отк.18:2).

Конечно, стоит принести соболезнования тысячам простодушных верующих католиков, которых предал Франциск, и пригласить их в нашу родную Православную Церковь, где они найдут то, что искали в течение всей своей жизни.

Монофелиты

Монофелиты

Христианство
Портал:Христианство

· ‎

Библия
Ветхий Завет · Новый Завет
Апокрифы
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь

Троица
Бог Отец
Бог Сын (Иисус Христос)
Святой Дух

История христианства
Хронология христианства
Раннее христианство
Апостолы
Вселенские соборы
Великий раскол
Крестовые походы
Реформация

Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Богослужение
Добродетели · Таинства

Ветви христианства
Католицизм · Православие
Протестантизм
Антитринитарии

Монофели́тство (от греч. μόνος — одна, единственная + θέλημα — воля) — христологическая доктрина, искусственно созданная в VII веке в Византии с целью объединить на основе общей веры противоборствующие во Вселенской церкви партии миафизитов (антихалкидонитов) и диофизитов (халкидонитов). Монофелитство исповедовало во Христе единую волю при двух природах.

Это был своеобразный компромисс, соединяющий халкидонское исповедание двух природ во Христе с признанием единой воли Богочеловека, исповедуемой противниками халкидонского богословия. Как всякое искусственное создание, монофелитская доктрина не смогла закрепиться в церкви. При видимом в начале успехе монофелитства, объединение церкви так и не состоялось. С победой в Византии диофелитства и осуждением монофелитства как христологической ереси на Шестом Вселенском соборе, разделение в церкви усугубилось, и от монофелитства отказались все церкви, готовые с ним смириться ради общего мира.

Существует не богословское мнение, что монофелитство признавая одну волю во Христе, относило эту волю к Божеству, отрицая во Христе человеческую волю, поскольку та, якобы, исчезала в результате поглощения её божественной волей. Такое ошибочное мнение является следствием не понимания дохалкидонского богословия, согласно которому воля понимается как атрибут ипостаси, а не природы. На самом деле, монофелитство не умаляло полноценного человечества Иисуса Христа, но считая субъектом воления самого единого Христа, а не Его две природы, соответственно исповедовало и единую Богочеловеческую волю.

Проблема количества воль во Христе, непосредственно вытекала из общих христологических проблем, в частности из споров относительно количества во Христе действий (греч. энергий). В дохалкидонском богословии действие субъекта относилось к его ипостаси, и при исповедании единой ипостаси Христа, признавалось одно богочеловеческое действие (моноэнергизм). Освященный Халкидонским собором томос папы Льва I, ввел в христологию доктрину природных действий (диоэнергизм), согласно которой две природы действовали во Христе, каждая своими свойствами. Возникновение диоэнергизма породило в церкви противостояние, которое к седьмому веку переросло в вопрос о количестве во Христе воль.

История монофелитства

Создание монофелитства, через доктринальное обоснование моноэнергизма возводится к деятельности Константинопольского патриарха Сергия I, сторонника миафизитской дохалкидонской христологии, искавшего пути к компромиссу со сторонниками Халкидонского собора, для объединения пасомой им церкви. Идея единства церкви поддерживалась императором Ираклием, желавшим на основе религиозного единства подданных, укрепить и политическое единство империи, а так же обрести союзников среди восточных христианских народов, пред лицом военных угроз со стороны Персии.

В 633 году, на соборе в Александрии, усилиями патриарха Кира, была заключена уния между двумя противоборствующими партиями Александрийского патриархата. В основу соглашения легли 9 пунктов, важнейший из которых гласил: «Один и тот же Христос и Сын совершает Божеское и человеческое единым богомужным действием» . Собор был завершен торжественной литургией и общим причастием, и о результатах достигнутого объединения было сообщено императору и патриарху Сергию. Естественно, как у всякого компромисса, у моноэнергистской унии были и свои противники с обоих сторон. Радикальные миафизиты возражали против исповедания двух природ, а радикальные диоэнергисты возражали против единого действия.

На сторону патриарха Сергия встал и Римский папа Гонорий I. В своем послании патриарху, он писал: «Единую волю исповедуем Господа Иисуса Христа». И постепенно к единому вероисповеданию стали присоединяться все больше кафедр во всех регионах империи.

С предложением к объединению в вере, император Ираклий обратился и к Армянской апостольской церкви послав католикосу Езру свое «Изложение веры». Католикос Езр обратился к армянским богословам под руководством митрополита Сюнийского Матусаги с предложением, чтобы они изучив документ вынесли о нем свое суждение. Ими было высказано мнение, что в общем и в целом исповедание приемлемо, если убрать из него упоминание Халкидонского собора. На поместном Каринском соборе ААЦ 633 года, император Ираклий и патриарх Сергий предложили армянской стороне новый документ, которые и был принят к общему согласию, что было подкреплено общей литургией и причастием.

Однако всеобщего признания универсальной доктрины достичь было сложно по причине противодействия Иерусалимского патриарха Софрония, который стоя на позициях томоса Льва, резко выступил против моноэнергизма. Он писал: «Он (Иисус Христос) познается нераздельно в двух природах и действует натурально по двум Своим естествам». И только после смерти Софрония в 638 году, император Ираклий издал свой Экфесис (Изложение веры), в основе которого лежало послание патриарха Сергия: «Совершенно нечестиво признавать во Христе двух, противоположно волящих. Если Несторий не осмеливался говорить о двух волях, а на против указывал на тождество воли, то, каким образом, возможно для православных признавать во Христе две воли? Нужно строго держаться церковного учения и признавать во Христе воплотившемся только единую волю».

Таким образом, усилиями императора и патриарха, при поддержке папы, исповедание во Христе двух природ при единой воле, стало единой верой практически всей Вселенской церкви. Но последующие после Гонория папы отказались исповедания Экфесиса и вернулись к вере в природные действия, согласно томоса Льва, что естественно породило трения между Римом и Константинополем. С проповедью учения монаха Максима Исповедника, при поддержке папы Римского Мартина I, стало распространяться диофелитское учение. Смысл учения Максима Исповедника состоял в том, что воля не есть категория ипостаси (лица), но именно природы, а стало быть во Христе при двух природах должно быть и две воли.

Монофелитство было осуждено как ересь папой Мартином I на Латеранском соборе в 649 году, за что сам папа был арестован и сослан императором Констансом. Был арестован и осужден скрывающийся в Риме от гнева императора и Максим Исповедник, который за проповедь диофелитства был объявлен в Византии еретиком.

С приходом к власти в 668 году проримского императора Константина Погоната, сторонника диофелитства, двусубъектная христология приобрела последователей и в Византии. Монофелитство было объявлено христологической ересью и осуждено церковью Византии в 680—681 на Третьем Константинопольском соборе (Шестом Вселенском). После этого и в Византийской церкви, как и в Римской утвердилось учение о двух природах и двух волях Христа.

В свою очередь, Древневосточными православными церквями, диофелитство рассматривается, как радикальная христологическая ересь. Монофелитство же, утратив смысл объединительного компромисса, и будучи разновидностью халкидонского диофизитства, тоже было отвергнуто ими. И, поскольку монофелитство, как название доктрины, прочно ассоциируется с предлагаемым императором Ираклием диофизитским веропределением, Древневосточными миафизитскими церквями оно по отношению к себе не принимается. При исповедании учения о единой природе и единой богочеловеческой воле во Христе, во избежание смешения понятий, их христологическое учение о волях принято называть «миафелитством».

См. Также

  • Диофелитство
  • Монофизитство
  • Миафизитство
  • Шамбезийские соглашения

Примечания

Ссылки

  • Карташев А. В. Император Юстиниан I Великий (527—565 гг.) и V Вселенский собор
  • Карташев А. В. Вселенские Соборы. VI Вселенский собор (680—681 гг.)

МОНОФЕЛИТСТВО

Монофелитство (от μόνον и θέλημα — единоволие) – ересь, которая была сформулирована папой Гонорием в VII в. в ответном послании к Константинопольскому патриарху и заменила собой моноэнергизм. «Признавая Воплотившегося Бога-Слово, «действующего многообразно» и по-Божески, и по-человечески, Гонорий, однако, признает единое хотение, то есть волю» . Монофелиты исходили из представления о том, что 2 воли во Христе должны быть противоположно направлены; что человечекая воля – седалище греха, которому не подвержен Спаситель. Из их учения следовало, «что воля есть атрибут не природы, а Лица, тогда как, согласно учению о Пресвятой Троице, воля в Боге является атрибутом не Божественных Лиц, но общей Им природы» . Признание личной единой воли Христа рассекает Троицу на трех богов, делает человеческую природу пассивной, превращая ее в абстракцию. Наличие 2-х воль с очевидностью указывается в евангельском тексте (Лк.22, 42). Ответом на монофелитство явилось учение о 2-х волях человека прп. Максима Исповедника: «природной (θελημα φυσικον) и гномической, то есть избирательной, или воле суждения (θελημα γνωμικον)» , означающей «личностный или ипостасный выбор» . Не искаженная грехом, природная воля, имевшаяся у Спасителя, всегда направлена к добру, а воли колеблющейся, гномической у Христа, не имеющего человеческой ипостаси, нет.

Ересь монофелитства осуждена на VI Вселенском соборе (680-681 гг.).

Иерей Олег Давыденков. Катехизис. М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. С.150.

Протопр. Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном богословии. М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. С.167.