От святого духа

Прежде чем принести Себя в жертву, Христос стремился даровать Своим последователям самый важный и совершенный дар, который сделает для них доступными неисчерпаемые сокровища благодати. «Я умолю Отца, – сказал Он ученикам на последней вечере, – и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами, приду к вам».

Дух Божий и до этого был в мире, непрестанно влияя на сердца людей. Но пока Христос был на Земле, ученики не нуждались в другом Помощнике. Только после того, как лишились Его видимого присутствия, они почувствовали нужду в Духе.

Святой Дух – это представитель Христа, не имеющий человеческого облика и потому независимый. Ограниченный человеческим естеством, Христос не мог Сам присутствовать повсюду. Через Духа Спаситель оказался доступен для всех, и в этом смысле Он стал для людей ближе, чем во время Своего пребывания на Земле.

Также Иисус говорил: «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю Его и явлюсь Ему Сам». В любое время и в любом месте, во всех печалях и во всех страданиях, когда будущее кажется мрачным и неопределенным, когда мы чувствуем себя беспомощными и одинокими, нам будет послан Утешитель в ответ на молитву веры. И где бы мы ни были, и куда бы мы ни шли, Он всегда одесную нас, чтобы помогать, поддерживать, подкреплять и ободрять.

Христос сказал, что посредством Духа явит Себя ученикам: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему». Ученикам надлежало свидетельствовать о жизни и служении Христа. Через них Он намеревался говорить со всеми людьми Земли. Но унижение и смерть Христа готовили им великое испытание и разочарование. Иисус обещал им, что Утешитель «напомнит вам все, что Я говорил вам», чтобы после всех переживаний, апостолы могли излагать истину ясно и правильно.

«Еще многое имею сказать вам, – продолжал Он, – но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам».
Утешитель назван «Духом истины». Его задача – определять истину и оберегать ее. Именно в истине есть утешение и мир, чего нет во лжи. Посредством ложных теорий и преданий сатана овладевает умом человека. Через Писание Святой Дух обращается к разуму и запечатлевает истину в сердце. Так Он разоблачает и изгоняет заблуждение. Посредством Духа истины, действующего через Слово Божье, Христос привлекает к Себе Своих чад.

На протяжении многих веков влияние зла увеличивается. И поразительно, с какой покорностью люди отдаются в рабство сатане. Греху можно противостоять только благодаря могущественному влиянию Третьей Личности Божества – Святого Духа. Христос даровал нам Свой Дух как Божественную силу для победы над всеми унаследованными и приобретенными наклонностями ко злу. Тем самым Он запечатлел Себя в Своей Церкви.

Иисус сказал о Духе: «Он прославит Меня». Спаситель пришел, чтобы прославить Отца, явив Его любовь. Так и Дух должен прославить Христа, являя Его благодать миру. Образ Божий должен быть восстановлен в человечестве, а прославляет Бога и Христа совершенство детей Божьих.

Христос обещал Своей Церкви дар Святого Духа, и это обетование относится к нам так же, как и к первым Его ученикам. Но дано оно, как и всякое обетование, на определенных условиях. Дар Святого Духа нельзя получить, не вверяя себя Божественной силе, не желая подчиниться Богу. Дух дается только тем, кто смиренно ждет милости от Бога, кто ищет Его водительства. Люди должны проявить готовность просить и получать силу Божью, тогда они будут иметь ее. Это обещанное благословение дается по богатству благодати Христовой, и Он готов даровать его каждой душе по мере ее способности принимать.

Подготовила И. Беднякова

Евангелие от Иоанна 14:16-18, 21, 26; 15:26, 27; 16:1-15

Святой СветПравить

Святой Свет
Последователи Люди, Дворфы, Отрекшиеся
Мировоззрение Законопослушный-добрый
Божества

Святой Свет — религия. Последователи Святого Света ходят в церкви не для поклонения богам. Это философия, обучающая ее последователей искать совершенствование в самих себе, способ жить, который обеспечивает духовную силу и руководит поступками тех, кто следует его правилам. Принятие и понимание Святого Света проводится в активной практике, а не в пассивном поклонении. Те, кто ознакомился к Светом достаточно близко, получают духовное понимание и моральное право обучать других. Фундаментальная концепция Святого Света заключается в том, что чувства — как эмоциональные, так и физические ощущения — являются свидетельством связи между вами и вселенной. Если вы способны испытывать эмоции, вы знаете, что существуете, что где-то внутри вас есть сила, из которой эти эмоции проистекают. Вы также знаете, что существует и мир вокруг вас. Он влияет на вас и изменяет ваши ощущения. Влияя на свои ощущения, вы, в свою очередь, можете изменить мир. Отрицать важность самого себя или мира — значит жить неполноценной жизнью. Святой Свет учит, что как только вы признаете существование связи между вами и остальным миром, вы также должны признать, что ваше здоровье и счастье связаны со здоровьем и счастьем мира. Если вы хотите быть счастливы, вы должны попытаться сделать счастливым мир; если вы открываете себя красоте этого мира, вы также высвобождаете собственную внутреннюю красоту. Но если вы предаёте себя, отчаявшись, став жадными или несчастными, то наносите вред всему сущему. Святой Свет — это энергия души, освещающая мир вокруг, прославление вселенной, размышления над душой и самооценкой. Последователи Святого Света состоят главным образом из людей. Раньше многие высшие эльфы и дворфы также следовали Свету, но их количество в последние годы сильно уменьшилось. Многие высшие эльфы уступили темноте своей тайной магической склонности и отказались от Святого Света, став эльфами крови. Дворфы Стальгорна заменили веру в Свет исследованием их прародителей, титанов, одержимые поиском новых истин. Ночные эльфы плохо знакомы с этой верой, к тому же у них есть своя вера в Элуну и других богов. Орки, тролли и таурены также верят в своих духов, а потому те, кто хотя бы принимает ценности Святого Света, не говоря уже о вере, среди них крайне редки. Отрекшиеся знают пути Святого Света, ведь будучи живыми, они следовали ему. Теперь у них нет веры в Святой свет, однако его знание великолепно используется их жрецами, хоть и направлено в совсем другую сторону, нежели у людей.

Три ДобродетелиПравить

Те, кто исповедует Свет, сосредотачивают свои усилия на развитие в себе трёх достоинств, иначе — трёх добродетелей: уважения, упорства и сострадания. Каждое достоинство далее разделяется на принципы и уроки.

Первое достоинство — уважение. Каждое существо, которое способно чувствовать, имеет такую же связь между собой и миром, как и вы. Если вы разрушаете счастье другого, вы уменьшаете счастье мира — и, в конечном счете, ваше собственное тоже. Исповедующие Святой Свет не наивны, они понимают, что конфликты, страдания и война неизбежны, но они стремятся свести к минимуму несчастье других.

Второе достоинство — упорство. Хотя и отдельная личность, и мир — равнозначно важны для любого верующего, философия Святого Света всё же признает, что мир намного больше, чем отдельная личность. События мира могут смести вас и изменить за один день, а чтобы изменить мир, необходимы годы. Но даже если так, вы неизбежно изменяете мир. Связь между вами и миром означает, что вы не можете не влиять на мир, даже если это изменение очень мало. Вы можете также вдохновлять усилия других, каждый делает маленькие изменения в мире, которые соединяются с вкладом других, и так до тех пор, пока не случаются существенные перемены. Поскольку мир связан с вами, а вы изменяетесь, то изменения в мире, долженствующие соответствовать изменениям в личности, неизбежны. Многие новички сталкиваются с сложностями на этом этапе, так как они теряют надежду и истинное понимание Святого Света, когда понимают, что требуется целая жизнь, чтобы служить философии.

Первые два понятия приводят к третьему, самому сложному и важному — состраданию. Вы имеете только одну связь с миром, сильную, но только одну, которая ограничивает эффект, с помощью которого действуете на мир. Помогая другому и служа добру, вы приносите счастье и себе, и другому. Эффект на мир удваиваться. В то же время, вы становитесь сильнее, что позволяет ещё больше помогать окружающим. Ваша способность изменять мир растет. Сострадание должно реализовываться тщательно и внимательно, оно на самом деле далеко не простое дело. Нетерпеливые последователи веры могут переусердствовать и оказать непрошеную помощь там, где она не нужна, мешая другим развивать упорство и собственную силу. Неуклюжие помощники оказывают дурную помощь, причиняя вред вместо пользы, и лишь прибавляют в мире страдания. По-настоящему мудрые и сострадательные личности вначале узнают истинные потребности других, а затем предоставляют поддержку, которая нужна другим, но не решают за них полностью их проблемы, позволяя преодолевать трудности своими силами. Именно поэтому сострадание в перечне достоинств идёт последним.

Отрекшиеся чтят два первых достоинства, а третье заменяют ненавистью, тем самым пытаясь принести страдания в этот мир. Для них страдания и боль — привычно и нормально, и они хотят поделиться этим «даром» с другими. Бывшие живые, воскреснув, теряют большую часть своей силы, но сохраняют навыки и знания, и могут снова, уже будучи мёртвыми, стать воинами, магами, ворами, колдунами и — да, как бы странно это не звучало — жрецами. Они больше не верят в Свет, но они его знают, и поэтому у нежити, как и у людей, могут быть собственные жрецы (жрецы ведь тоже умирают). Лишь паладины, благодаря своей строгой дисциплине, которой недостает священникам, не могут восстать как нежить с помощью обычных ритуалов поднятия.

Принципы и уроки Трёх ДобродетелейПравить

  • Принцип уважения Всё в этом мире взаимосвязано
  • Урок уважения Не навредите тому, что берегли бы, будь оно вашим
  • Принцип упорства Мир слишком велик, чтоб изменить его за день
  • Урок упорства Настойчивость порождает силу
  • Принцип сострадания Помогая другим, достигаешь большего
  • Урок сострадания Помогай ближнему своему, но знай меру в помощи

Гедонизм и альтруизмПравить

Полюса учения Святого Света — это отрицание себя или отрицание мира. Хотя философия вроде бы позволяет верующему вести богатую, неумеренную жизнь, поиск личных наслаждений отвлекает внимание от вселенной и мешает менять мир к лучшему. С другой стороны, альтруистичный стиль жизни, несомненно делающий окружающий мир лучше, мешает сосредоточиться на себе, самопознании, самосовершенствовании, а значит, ослабляет связь между личностью и миром и противоречит принципам Света. Святой Свет — золотая середина, уравновешивающая гедонизм, побуждающий всё забрать, и альтруизм, призывающий всё отдать. Полное самоотречение допускается только в одном случае, а именно когда жрец Света испытывает собственную веру. В обычной повседневной жизни необходимо соблюдать баланс, что понимает любой жрец или паладин.

ВероисповеданиеПравить

Церковь Света имела огромное влияние в Лордероне и Кель’Таласе, а Рыцари Серебряной Длани были самыми верными её сторонниками. Но пред неудержимой мощью Плети эти земли пали. Теперь Церковь Света сохранила прежние позиции только в землях Штормграда, но в Калимдоре это немногое значит. Те, кто выжили в новом мире, вынуждены придерживаться своей веры без явной поддержки церкви. Некоторые — включая паладинов Серебряной Длани — усердно трудятся над созданием новой церкви на Калимдоре, но процесс протекает очень медленно.

Последователи Света всячески поощряют различные философские диспуты, поскольку они проясняют и углубляют учение, и разрушенная церковь в Лордероне напоминала не храм, а библиотеку, заполненную плотно написанными текстами, разъясняющими различные стороны этического аспекта веры и взаимодействия трёх достоинств. К сожалению, большинство текстов было утрачено в годы войны. Книги были уничтожены вместе с церковью, многие трактаты сожжены, другие похоронены под руинами городов. Учёным достались лишь немногие книги, которые были увезены во время исхода людей под руководством Джайны Прадмур в Калимдор. Тексты по Святому Свету теперь переписываются и изучаются, стимулируя традицию философской мысли. Но всё это происходит без контроля и регулирования церкви. Вместо изучения и анализа тёмных уголков давно устоявшихся трактатов в поисках зерна оригинальности, свежие умы развивают этические идеи в новых направлениях, в тексте появляются много свежих идей по философии взамен старых неясных. Доходит дело до того, что некоторые части текстов начинают уже противоречить друг другу. Ряд радикальных мыслителей открыто осуждает и критикует реставрацию старых записей, называя эту философию то устарелой, то упрощенной, то новомодной, то излишне сложной. Многие представили новые концепции, большинство коих основывается на сложных системах предсказания и принятия этического решения. Всё это наделало много шума в академических кругах и создало напряжённость в кругах церкви. Более молодые священники также чувствуют, что Третья Война дала Святому Свету шанс возродить в новом качестве сущность учения, подобно тому, как Альянс обрёл новую жизнь на Калимдоре, в то время как другие требуют держаться старых традиций. Но это слабо влияет на мирян Калимдора. Большинство предпочитает идти старым путём Святого Света, которым они следовали в течение многих лет, ведь для людей, потерявших все, единственной постоянной в жизни теперь является вера.

[Магия] Святой Свет

Что такое Святой Свет?

Первое, что нужно сказать: Свет — не религия и не поклонение богу или богам. Скорее, это некая философия, напрямую влияющая на жизнь каждого существа во Вселенной. Как и почему это происходит, не знает никто, однако известно, что частичка Света присутствует во всех живых созданиях, рождённых естественным путём. Благодаря этому все существа взаимосвязаны, и поступки одного не могут не оказывать влияния на жизни остальных. Философия Света учит, что если существо признаёт свою связь с окружающим миром, оно должно понять, что его счастье и благоденствие зависит от счастья и благоденствия мира. Совершенствуя мир вокруг, существо совершенствуется само. А, к примеру, такое чёрное деяние, как убийство создания, несущего в себе искру Света, не только необратимо лишает мир этой искры, но и приносит горе тем, кто его любил.
Но Священный Свет — это не только философия. Это ещё и сила, вполне материальная энергия, способная как исцелять, так и карать. Удивительно, но Свет на самом деле даёт своим последователям способность причинять боль врагам, даже несущим в себе частицы Света.

Три добродетели

Концепция Священного Света логична, но довольно запутанна. Поэтому священниками были выведены три добродетели, иначе — достоинств, достижение которых является идеалом для любого последователя Света. Ими являются уважение, упорство и сострадание. У каждой добродетели есть свой принцип и свой урок.
Уважение. С первой добродетелью, пожалуй, проще всего. Как мы знаем, каждое существо наделено искрой Света и связано с окружающим миром, в том числе и с Вами. Кроме того, это связь так же ценна для мира, как и Ваша. Разрушая эту связь, Вы причиняете страдание миру и, в конце концов, самому себе. Последователи Света обязаны уважать права других существ, наделённых искрой Света — право на ошибку, на жизнь, на прощение, на собственное мнение.
Принцип: Всё в этом мире взаимосвязано.
Урок: Никогда не делайте другим то, чего не желаете себе.
Упорство. Да, мир велик, и деяния отдельного существа не оказывают на него большого влияния. Послушники-новички часто разочаровываются, узнав о том, что за день ничего не изменишь, и часто даже жизни не хватает, чтобы хоть как-то повлиять на мир вокруг. Тогда мудрые наставники напоминают им об этой добродетели. Связь, существующая между миром и Вами, означает, что Вы неизбежно изменяете мир своими поступками, пусть это изменение очень мало. Кроме того, Вы можете влиять на поступки других, и тогда они тоже начнут менять мир к лучшему. Так, добрые дела постепенно приводят к малому свершению. А из малого составляется великое.
Принцип: Мир слишком велик, чтобы изменить его за один день.
Урок: Настойчивость порождает силу.
Сострадание. К этой добродетели сводятся две предыдущие. Вы имеете очень сильную связь с миром, но только одну, и это ограничивает Вас. Когда Вы оказываете кому-то помощь, доброе влияние на мир удваивается, счастливыми становитесь и Вы, и тот, кому Вы помогли. Однако зачастую оказывается так, что Ваша помощь была не к месту. Здесь очень важно понять грань, когда требуется помощь, а когда ближний обязан справиться с трудностью сам, и Вы лишь помешаете ему развивать духовную силу и упорство. Не стоит спешить помогать всем подряд. Если Вы не уверены — лучше понаблюдайте за ближним и поймите, действительно ли он не сможет справиться сам.
Принцип: Помогая другим, достигаешь большего.
Урок: Помогай ближнему своему, но знай меру в помощи.

Направления

Разные существа следуют Священному Свету по-разному. Даже среди людей кроме классической Церкви существует несколько направлений, на которые я обращаю Ваше внимание.
Серебряная Длань.Орден паладинов и священников, ярые приверженцы Света, однако, не являющиеся фанатиками. Длань была основана великим архиепископом (тогда ещё обычным епископом) Алонсусом Фаолом во время вторжения Орды в Азерот. После падения Штормграда Фаол осознал, что одной лишь веры недостаточно для защиты Азерота. Он выбрал для помазания нескольких наиболее благочестивых рыцарей, и в их числе — Утера Светоносного, который и стал первым паладином и лидером Серебряной Длани. Во время Второй Войны, по сути, именно этот Орден принёс Альянсу победу, сыграв ключевую роль. Вторая Война помогла распространить учение Света среди простых людей, которые видели своими глазами превосходство паладинов над их врагами-орками.
Однако с Плетью паладины Длани справиться не смогли. Принц Лордерона Артас Менетил, бывший учеником Утера и подающим надежды паладином, поддался искушению Короля-Лича и, став его верным Рыцарем Смерти, лично убил Утера и уничтожил почти весь Орден. Лордерон пал, а выжившие бежали на юг, в Штормград, где Серебряная Длань возродилась тенью от былого величия и могущества. Многие вступили в ряды Алого Ордена и Серебряного Рассвета, речь о которых пойдёт ниже.
Паладины Серебряной Длани являлись приверженцами классической философии Священного Света. Они чтили три добродетели и следовали им. Однако осознание превосходства над простыми людьми ослепляло многих, даже самых благородных паладинов. «Где совершилось падение, там прежде всего водворялась гордость, ибо гордость есть предвозвестница падения». Рыцари Длани не стали исключением, и падение некогда великого Ордена было неизбежно.
Серебряный Рассвет. Настолько не похож на Длань, насколько только может брат быть не похож на родную сестру. Члены Ордена Серебряного Рассвета, ведомые лордом Максвеллом Тироссом, ставят перед собой единственную задачу, перед которой блекнут все остальные, — полное уничтожение приверженцев Тьмы, будь то Плеть или Пылающий Легион. Они одинаково относятся (или пытаются относиться) к Альянсу и Орде, к людям и оркам, к тауренам и Отрёкшимся. В рядах Рассвета найдётся место всякому, у кого есть желание защищать родной мир от порождений Тьмы.
О прошлом Ордена известно немногое. Или он был сформирован совсем недавно, или недавно выступил в открытую. В их рядах есть несколько бывших членов Серебряной Длани, несколько Алых Крестоносцев, покинувших Алый Орден, и даже несколько магов Кирин-Тора, совместно с паладинами и священниками изучающих проблему Плети. Лидеры Серебряного Рассвета изо всех сил стараются не повторить ошибок предшественников, в том числе паладинов Длани, чтобы дело Рассвета жило. «Самое тёмное время суток — перед рассветом», говорят они.
Сейчас Орден из последних сил удерживает Часовню Последней Надежды и Лагерь Промозглого Ветра в Чумных Землях, противостоя ордам нежити, и с радостью примет любую помощь от путников.
Алый Орден. Яркий пример того, что происходит с великими паладинами, если им не хватает мудрости использовать свою силу во благо. Члены Алого Ордена в своём фанатизме дошли до крайности, видя агента Плети во всяком, кто не является Алым. Сами Алые не признают, что в других расах может присутствовать искра Света, и готовы на любое злодеяние, лишь бы предотвратить большее (как они считают) зло. Удивительно, но, несмотря на мировоззрение Алых, казалось бы, несовместимое с философией Священного Света, Свет продолжает служить им лишь потому, что они сами верят в свою праведность и праведность своих деяний. Несмотря на общие с Серебряным Рассветом цели, Алый Орден с презрением смотрит на бывших собратьев, якшающихся с отродьем вроде орков или Отрёкшихся. «Доверять можно только людям» — их девиз.
Дренеи. Взгляд на Свет у этой расы в корне отличается от философии Священного Света людей. Вера в Свет пронизывает все стороны жизни дренеев. Они не просто верят, они знают, что во Вселенной существуют существа, называемые наару, которые являются носителями этого великого дара. Среди дренеев практически нет неверующих в Свет, а среди верующих нет тех, кто не был бы предан Свету до самого конца.
В конечном итоге вера в Свет дренеев упирается в великую армию существ, которую наару называют Армией Света. Это воинство сил добра, которое должно противостоять Пылающему Легиону Саргераса и когда-нибудь сойтись с демонами Легиона в смертельной битве. Несмотря на то, что дренеи убегали от Саргераса и оставляли целые миры ему на растерзание без какого-либо сопротивления, они точно знали, что поступают правильно, ведь конечная цель гораздо важнее.
Подробнее о философии и жизни дренеев смотрите статью в FAQ, которая будет написана немного позже
Церковь Священного Света. Огромная единая организация, объединяющая всех придерживающихся философии Священного Света существ в Азероте, кроме, разумеется, эльфов Крови и дренеев, а также членов Серебряного Рассвета и Алого Ордена. Церковь возглавляет Архиепископ, а в регионах — епископы, которые составляют Совет епископов. Совет избирает главу Церкви и затем поддерживает его. Хоть Свет и не является религией, существуют многочисленные храмы, в которых прихожане во время служб ощущают настоящее единство со Светом и с окружающим миром. В храмах читаются и проповеди, поскольку философия Света строится на нравоучениях священника и беседах его с обычными людьми.

Проповеди

Проповедь исповедницы Серебряного авангарда Пэйлтресс чемпионам Авангарда.

Скрытый текст
Проповедь великого анахорета Алмонена воздаятелям дренеев.
Скрытый текст
Наставления Алого ордена мирянам.
Скрытый текст
Ссылки
http://eu.battle.net…topic/999251330 Из этой темы взято многое. На мой взгляд, великолепный гайд.

Плоды Святого Духа

  • Плоды и дары Святого Духа еп. Александр Семенов-Тянь-Шанский

Плоды́ Ду́ха Свято́го (добродетели) – результат воздействия на человека спасительной благодати Святого Духа (Гал.5:22-23).

Плоды Духа Святого суть те действия благодати, которые являются неотъемлемой частью индивидуальной духовной жизни христианина. Дар Святого Духа, данный человеку в Таинстве Миропомазания, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен, раскрыт. Святой Дух в нас должен принести плоды: христианин вступает в подвиг борьбы со страстями и жизнь согласно евангельским заповедям. В духовном подвиге через союз благодати и свободной воли в христианском подвижнике формируются христианские добродетели. В них и раскрывается ощутимое пребывание Божественной благодати в человеке. Поэтому плоды Духа Святого являются синонимами христианских добродетелей, складывающихся из человеческих усилий и благодатных действий, преображающих человеческое естество. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).

Плоды Духа Святого принято отличать от Даров Духа Святого, представляющих действия благодати, направленные на созидание Церкви через различные виды служения.

Плоды Духа Святого
Епископ Иларион (Алфеев)

В праздник Пятидесятницы мы вспоминаем событие, которым завершилось домостроительство спасения рода человеческого. В этот день Господь послал на Своих учеников Святого Духа, сошедшего на них в виде разделяющихся языков: под действием Святого Духа представители разных национальностей, собравшиеся в Иерусалиме на праздник и говорившие на разных наречиях, начали понимать слова апостолов. Мы не знаем, говорили ли апостолы на разных языках или каждый из присутствующих слышал их говорящим на его языке, но смысл произошедшего заключается в том, что каждый слышал то, что он должен был услышать, на том языке, который он понимал. И с того момента, когда Господь послал Святого Духа на Своих учеников, тайна Пятидесятницы пребывает в Церкви, давая людям возможность слышать дыхание Духа Божия и воспринимать евангельскую весть в тех понятиях и представлениях, в которых эта весть ему доступна.

Господь говорит: Дух дышит, где хочет… а не знаешь, откуда приходит и куда уходит (Ин. 3:8). Нам не дано знать, почему Он приходит и почему уходит. Но есть в каждом из нас некое внутреннее чувство, которое помогает нам распознавать дыхание Духа Божия, как это было с пророком Илией, который почувствовал, что не в ветре… не в землетрясении… не в огне Господь, но в веянии тихого ветра (3Цар. 19, 11…12). Мы ощущаем это таинственное дуновение, словно веяние тихого ветра, когда Святой Дух приходит к нам. Он приходит, чтобы преобразить нашу жизнь, изменить нас изнутри и изменить все вокруг нас. Когда Святой Дух приходит, мы начинаем видеть мир другими глазами и оживаем, подобно тому, как весной после долгой зимы оживает природа, появляются цветы, травы и дыхание жизни возвращается ко всему живому.
Прикосновение Духа Святого преображает жизнь человека на всех ее уровнях – не только на духовном, но и на душевном и телесном. Дух Святой проявляет Себя не только в церковной, но и в семейной и профессиональной нашей жизни. Именно потому перед началом всякого дела мы обращаемся к Духу Святому с молитвой, которую мы сегодня, в праздник Пятидесятницы, слышали неоднократно: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй… Мы исповедуем, что Дух Святой присутствует везде и наполняет Собою все, и просим Его о том, чтобы мы не оказались вне Его спасительного присутствия, вне Его благодатного действия. Мы просим, чтобы Святой Дух пришел и вселился в нас, чтобы Он очистил нас от всякой скверны, от всякого греха, от всего того, что мешает нам приблизиться к Богу, от того, что мешает нам увидеть мир таким, каков он есть на самом деле. Мы просим Святого Духа, чтобы на всяком нашем деле было Его благословение. Только тогда наша жизнь будет подлинно христианской, когда мы будем жить Духом Святым, когда вся наша жизнь будет нацелена на то, что святой Серафим Саровский называл «стяжанием Духа Святого».
Каковы плоды действия Духа Святого? Мы видим эти плоды в святых, например, в преподобном Серафиме. Когда Мотовилов однажды спросил святого старца, что такое Дух Святой и что значит «стяжание благодати Духа Святого», тот не ответил ему словами, но Мотовилов вдруг увидел, что лицо святого просияло подобно солнцу и старец на его глазах преобразился. Мотовилов ощутил необычайное благоухание, почувствовал необычайную радость, неземную теплоту. Так действует Дух Святой – таинственно и непостижимо, и Его действие превосходит всякое человеческое понимание и всякое человеческое слово.
«Святым Духом всяка душа живится», – говорится в церковной песни. И поистине Дух Святой «везде сый и вся исполняяй». Но наша задача заключается в том, чтобы не пропустить те минуты, те мгновения, когда дуновение Духа касается нас. Мы должны учиться распознавать присутствие Духа и в самих себе, и в Церкви Божией, и в людях, и в окружающем мире. Тогда и мы сможем – в той степени, в какой каждый из нас способен вместить, – приобщиться к Святому Духу, как приобщились к нему святые апостолы, которых Святой Дух превратил из простых, безграмотных рыбаков в великих проповедников Евангелия, так что поистине во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их. Если мы будем жить в Духе Святом, то и нам Господь даст такой дар языков, что на наше слово будет откликаться сердце всякого слушателя вне зависимости от его национальности, возраста, социального положения и даже вероисповедания. Такую силу дает Господь тем людям, которые взыскали благодать Святого Духа. Будем искать этой благодати, будем просить Святого Духа, Царя Небесного и Утешителя, чтобы Он пришел и вселился в нас, чтобы Он никогда не оставлял нас, и чтобы каждая наша мысль, каждое слово и дело были пронизаны Его животворным и благодатным присутствием.

Слова прп. Симеона Нового Богослова.
Том 1, Слово сорок шестое

Чрез возрождение в божественном Крещении души верующих опять оживляются и, прияв Духа Святого, как душу души, приносят плоды Духа жизни. Которые же плодоприносят зло, осуждаются вместе с некрещеными.
Окрещенный божественным Крещением называется просвещенным, а того, кто хотя уверовал во Христа Господа и в таинство воплощенного домостроительства Его, но еще пребывает в чине оглашенных, ученики и учители Евангелия Христова называют непросвещенным и творят о нем общие молитвы, прося Господа огласить его словом истины веры во Христа и открыть ему Евангелие правды; по какой причине диакон и возглашает в церкви к верным: вернии, о оглашенных помолимся, и прочее. Ибо оглашенный хотя уверовал уже во Христа Господа, но верным еще не сделался. Верным собственно называется уже тот, кому вверяется Божественная благодать и кто приемлет ее; соделывается же он верным, когда бывает просвещен, а просвещен, бывает, когда приемлет божественное Крещение. Ибо что слышал он, когда был оглашаем, в том просвещается паче слова, приемля при троекратном погружении Духа Святого и весь преисполняясь божественным светом. Притом, соделываясь в сем таинстве причастником смерти Христа Господа, он делается причастником и Его Воскресения, как говорит божественный Павел. И как Христос, воскресши, уже не умирает, смерть Им уже не обладает, так и тот, кто вышел из купели богорождения, то есть святого Крещения (которая животворит или, лучше сказать, боготворит того, кто окрестился), не умирает более душевною смертию, грех им более не обладает. Кто окрещен Духом Святым, тот еще от чрева матери своей, то есть святой купели, есть уже безсмертен, потому что душа его прияла истинную жизнь, то есть благодать Святого Духа, и он не может более согрешать, как рожденный от Бога. Святой Апостол Павел говорит о сем так: в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении (Кол. 2:11). Сие ведяще, яко ветхий наш человек с Ним распятся, да упразднится тело греховное, яко ктому не работати нам греху … Еже бо умре, греху умре единою; а еже живет, Богови живет. Такожде и вы помышляйте себе мертвых убо быти греху, живых же Богови о Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:10-11). Елицы бо во Христа крестихомся, в смерть Его крестихомся (Рим. 6:3). Таким образом, что для Христа Господа были крест и гроб, то для нас есть Крещение; и как Христос умер плотию и воскрес, так и мы умираем греху и воскресаем для добродетели силою Божиею: дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6:4). Итак, хотя, возможно, чтобы по возрождении в Крещении грешил и верный, но, если согрешит когда-либо верный, то он (уже перестает быть верным) изгоняется из Церкви и отлучается от общения с христианами; и (если желает снова войти в нее) подвергнется церковному наказанию, то есть исповеданию греха, с постыжением, безчестием, слезами и воздыханиями не о том только, что согрешил, но паче о том, что, согрешивши, удалил от себя Божественную благодать, которая опять не так легко возвратиться к нему, как была дарована во святом Крещении.
Два есть светила, светящее нам: Бог – умное Солнце, Который дает свет умным очам души, да видит мысленно невидимую тварь, и чувственное солнце, которое дает свет чувственным очам, да видят тварь чувственную. Как никто не видит, какие места ровны и какие неровны, какие дорожки чисты и какие засорены, если не взойдет и не засветит чувственное солнце, так никто не видит, где рвы греха и где ровные стези правды, если не воссияет ему умное Солнце. Итак, если найдется христианин, который ходит стезями греха, или всеми, или некоторыми, то такой – не христианин, ибо христианин есть и именуется просвещенным; всякий же, ходящий во свете, видит рвы и стремнины (и не позволяет себе падать в них). Если же не видит их и падает, значит, не имеет света, и потому, как же он будет христианин? Если и говорит он, что видит, но грешит, будучи, обольщаем диаволом, то лжет. Не видит он добре, но видит, как видят и непросвещенные, то есть неверные. Ибо и они видят и различают доброе и злое, и, однако ж, не уклоняются от злого, потому что не видят чисто, что есть главным образом добро и что есть главным образом зло. Итак, христианин, который не видит зла чисто, глазами не засоренными, еще не христианин, и надлежит ему подвизаться, воздыханиями и слезами, постами и молитвами войти в тот истинный и совершенный свет, который просвещает всякого человека, грядущего в мир. Христос Господь затем и пришел в мир, чтобы верующим в Него даровать очищение и избавление от грехов. Очищение грехов дарует Он чрез святое Крещение, а избавление от греха дарует чрез святое причащение Пречистого Тела и Пречистой Крови Своей. Ибо Сам говорит: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6:56). Кто же пребывает со Христом, тот творит плоды добродетелей, а не плоды греха и беззакония. Почему, кто после Крещения и причащения Тела и Крови Христовых не приносит добрых плодов, тот посекается, как безплодное дерево, и бросается в огонь.
Страшному подлежит осуждению не только тот, кто недостойно, при нечистоте плоти и духа, причащается Тела и Крови Господа (ибо делается за сие повинным Телу и Крови Господа), но и тот достойно осуждается и наказуется, кто причащается без плода и пользы. По двум причинам осуждается таковой за свое безплодие: первая та, что он это таинство, столь спасительное и благотворное, показывает безплодным и безполезным в самом себе, не делая ничего доброго (будто в укор ему); вторая та, что причащается неблагодарно, так как после того не являет никакого благодарения Богу чрез исполнение заповедей Его. Если Христос Господь не оставил ненаказанными тех, которые праздное произносят слово, не тем ли паче осудит Он того, кто столь великое таинство являет безплодным (праздным) в себе самом? Кто причащается Тела и Крови Христовых в воспоминание Христа Господа, что Он умер и воскрес нашего ради спасения, тому надлежит не только быть чистым от всякой скверны плоти и духа, чтоб не вкушать Тела и не пить Крови Господа в осуждение себе, но должно еще делом показать, что действительно воспоминает Христа Господа, умершего и воскресшего за нас, именно тем, чтоб являть себя мертвым греху, миру и себе и живым Богу, о Христе Иисусе, Господе нашем. Но кто после причащения не приносит добрых плодов, а напротив, творит грехи и неправды, тому место с неверными, нечестивыми и некрещеными, как видно из слов блаженного Павла: сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен (Евр. 10:29). Видишь, что есть освящение? Кто освящен, тот приносит плоды Духа Святого. Но кто верует во Христа и, однако ж, еще обладается страстями греховными, тот пусть поспешит одуматься и всякою возревновать ревностию освободиться от тиранства сих страстей, чтоб потом начать приносить плоды добродетели. Ибо прежде надобно очистить поле души от всех терний и потом посеять на нем доброе семя, чтоб его приняла в себя чистая и добрая земля и принесла обильные плоды. Если же не сделает он этого, но оставит терния расти по-прежнему и заглушать плод, то какого еще ждет он времени, чтобы совершить сие? Спеши сделать сие, пока есть день жизни; придет ночь смерти, когда никто уже не может делати.
Нам же да дарует Господь очиститься от всякой скверны душевной и телесной и принесть достойные плоды Духа Святого, во Христе Иисусе, Коему слава во веки. Аминь.

См. ПОДВИЖНИЧЕСТВО, БЛАГОДАТЬ, СИНЕРГИЯ, ДОБРОДЕТЕЛЬ.

Читаем Апостол. 5 декабря. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание

Аудио

Святой Церковью читается Послание к Галатам. Глава 5, ст. 22–6, ст. 2.

5:22. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,

5:23. кротость, воздержание. На таковых нет закона.

5:24. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

5:25. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

5:26. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

6:1. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

6:2. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

(Гал. 5, 22 – 6, 2)

Этот отрывок, дорогие братья и сестры, хорошо знаком всем, кто достаточно регулярно посещает богослужения, потому что именно он читается на память преподобных. Преподобными мы называем святых, например: преподобный Сергий, преподобный Серафим Саровский. Этот отрывок также читается в день памяти святого князя Александра Невского, святых благоверных князей Петра и Февронии, поскольку все они закончили жизнь уже в монашестве, даже с другими именами, их можно почитать как преподобных.

Практически всегда читается данный отрывок в память преподобных, и это закономерно, потому что они явили собой именно путь развития духовной жизни. Как правило, это аскеты, подвижники, молитвенники. Все остальные святые ничем не хуже и не лучше: мученики, святители, благоверные князья, но чаще всего человек, который ищет духовной жизни, духовного восхождения, равняется на преподобных. Это были люди, которые часто пребывали в молчании, в молитве, в каких-то трудах, то есть это были действительно, как говорят, бескровные мученики, борцы со своими страстями, со своим ветхим эгоистичным человеком.

В Послании к Галатам, которое мы в основном прочитали (поскольку сегодня суббота, то Церковь напоминает нам некоторые мысли этого замечательного Послания), до сегодняшнего отрывка апостол Павел говорит о том, каковы есть дела плоти, греховного «ветхого» человека. С 22-го стиха Павел говорит о плодах Духа в жизни «нового» человека, обновленного в Духе Святом.

Сразу надо отметить, что, как мы уже говорили, во многих посланиях есть неточность перевода: часто слово дух пишется с маленькой буквы, а в подавляющем числе случаев надо бы писать с большой, потому что имеется в виду Дух Святой. В церковнославянском языке вообще нет такого понятия, как заглавная буквы для каких-то особых слов, скажем, Бог, Дух, Богородица (для этого используются особые слова под титлом, но это отдельная тема). Получается, что русский перевод иногда оставляет с маленькой буквы те слова, которые с точки зрения современного русского языка должны писаться с большой буквы как слова, связанные с Божественной, сакральной темой. Поскольку имеется в виду Дух Святой, то в начале 22-го стиха Плод же духа слово дух должно быть с большой буквы, как имеющее отношение к Духу Святому. Так же и в 25-м стихе: Если мы живем духом (Духом Святым), то по духу (Духу Святому) и поступать должны.

Какие же плоды Духа перечисляет апостол Павел? Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Мы видим традиционно христианские добродетели и качества, первые из которых любовь, радость и мир. Возможно, у апостола Павла не было специального умысла писать эти добродетели именно в таком порядке. На мой взгляд, любовь, радость и мир – действительно фундамент христианского бытия и отношения к жизни. Христианин – это тот, кто в первую очередь всегда любит, поскольку Бог есть Любовь, и это главное послание христианства. Христианин всегда сохраняет радость в Духе Святом, радость о Господе, несмотря на любые испытания, выпадающие на его долю; он никогда не ропщет, всегда благодарит, поэтому всегда пребывает в радости. Также христианина отличает внутренний мир, внутренний покой, который не колеблется никакими внешними факторами.

На таковых нет закона. Эту мысль апостол Павел тоже постоянно проводит, в особенности в наиболее ранних традиционных посланиях: к Галатам, к Римлянам, к Коринфянам. Христианином невозможно стать по приказу, невозможно и собственными силами заставить себя возгреть в своем сердце эти плоды Духа. Я уже обращал внимание на это, напомню и еще раз: когда речь идет о плоти, то есть о грехе, или даже о каких-то делах закона, но совершаемых еще в ветхом состоянии, тогда апостол Павел употребляет слова дела плоти, дела закона. То есть человек – субъект деятельности, человек сам делает что-то, плохо или хорошо, но участвует его «Я», его эго. Когда речь идет о действии благодати Святого Духа, то апостол Павел не говорит «дела Духа», он говорит плоды Духа. То есть человек является уже не собственно субъектом, а почвой, на которой вырастают плоды. Выращивает эти плоды не сам человек, а Сам Дух Святой. Поэтому человек по собственному желанию не может встать утром и сказать себе: «Я сегодня решил стать христианином, поэтому буду всех любить» или «буду всегда радоваться», «буду сохранять мир» и так далее.

Христианство – это вера, это отношения с Богом. В нем никакого законничества; христианство – это путь, который следует пройти со своими падениями, своими ошибками, своими заблуждениями. Научиться моментально, возгреть в себе плоды Духа как по закону или приказу – невозможно. Нужно постоянно следить за «почвой» и стараться наибольшим образом открыться действию благодати Святого Духа. Поэтому, перечисляя эти плоды Духа, апостол Павел говорит: на все эти плоды нет закона, закон не может ни заставить человека вести себя таким образом, ни запретить. Действие Святого Духа ставит человека как бы над законом, ведь говорится, что Христос избавляет человека от греха, смерти и бремени закона. В отношениях с Богом через действие Духа Святого у человека наступает совсем другая стадия, другое отношение, другой уровень, другой горизонт. Человек уже не просто раб Божий, как говорит апостол Павел, но через Христа Иисуса он ребенок, чадо Божие, следовательно, это отношения совсем иного уровня. В отношениях между отцом и сыном в большей степени всегда действует любовь, сострадание, забота, а в отношениях господина и раба действует закон, система наказаний, поощрений, и любовь совсем не обязательна. Это важнейшая мысль, которая есть в этом отрывке, как и во всем богословии спасения апостола Павла.

Об этом небольшом отрывке можно говорить много, но обратим внимание на последний стих: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Относитесь друг ко другу со снисхождением, не пытайтесь «задавить» своего ближнего каким-то осуждением, обличением, излишним бременем закона. Носите бремена друг друга, то есть будьте человеколюбивы, поддерживайте друг друга, и в этом вы найдете способ как исполнить закон Христов. Слово закон, как говорят многие толкователи, в некотором смысле находится в кавычках, потому что, повторю, нельзя стать христианином через дела закона. Об этом говорит все богословие апостола Павла. Поэтому здесь закон Христов – это принцип, который дал нам Спаситель – любите друг друга. В чем эта любовь заключается? Принимайте друг друга в вашем отличии друг от друга. Если человек от тебя отличается, может быть, он даже греховный (а может быть, тебе кажется, что он такой, а на самом деле он ближе к истине, ближе к Богу), ты его прими, не обличай, не дави, не уничтожай, понеси его бремя. Тем самым ты будешь выполнять тот единственный и главный принцип, который оставил нам Христос, заповедь да любите друг друга так, как Он нас возлюбил.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Дом Святого Духа

Великий праздник Пятидесятницы напоминает нам о природе Церкви. Иногда люди внешние называют Церковь «общественной организацией». С таким же успехом человека можно назвать «белковым телом». С какой-то стороны, это так, но это упускает из вида самое важное. Жизнь. Церковь есть организм, тело, пронизанное сверхъестественной жизнью. Она таинственно созидается Святым Духом.

Сошествие Святого Духа (Евангелие Рабулы, VI век)

Кто такой Святой Дух? Прежде всего, отметим, что Святой Дух – это именно «Кто», Личность, а не безликая сила, как думали некоторые древние и современные еретики. В Писании, и особенно в Книге Деяний апостольских, мы видим, как Святой Дух дает повеления от Своего Имени, например: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13: 2). Святого Духа можно огорчить (см.: Еф. 4: 30); Святой Дух имеет мысли (см.: Рим. 8: 27); Святому Духу возможно солгать, причем солгать Ему – значит, солгать Богу (см.: Деян. 5: 3).

Итак, Святой Дух – Личность, и более того – Бог. О нем говорит Господь Иисус: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14: 16–17).

Мы видим здесь все Три Лица Троицы – Отца, Сына и Духа, действующих ради нашего спасения. Остановимся на деяниях Святого Духа. Что Он совершает ради нас?

Он свидетельствует об истине. Как говорит Господь: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам… Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 14: 26; 15: 26). Святой Дух дает нам внутреннюю уверенность в истине Евангелия. Когда христианин слышит (или читает) слово Божие, Святой Дух касается его сердца и свидетельствует: «это истина – и это истина по отношению к тебе лично». Как говорит апостол: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8: 16). Святой Дух успокаивает и утешает наше испуганное и недоверчивое сердце, побуждая нас довериться слову Божию.

Христианин – это не человек, которого «сагитировали» принять определенную систему воззрений. Это человек, которого коснулся Святой Дух. Это вызывает у нас, бедных грешников, трепет – и должно вызывать, – но это так. Мы не могли бы и веровать, если бы Святой Дух не давал нам этой веры. «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12: 3), – говорит святой апостол Павел. Если бы Святой Дух – кротко и в то же время могущественно – не побуждал бы нас к покаянию и вере, мы не могли бы ничего – ни каяться, ни молиться, ни уповать на Христа, ни хотя бы хотеть всего этого.

Святой Дух обличает нас в грехе. Это обличение иногда путают с чувством вины, но это, скорее, неверно: Святой Дух не внушает неопределенного тягостного чувства, а указывает на конкретные грехи, на те стороны нашей жизни, которые следует исправить.

Святой Дух возрождает нас к новой жизни. Всякий добрый порыв в нашем сердце, всякое желание повиноваться заповедям, всякое сердечное упование на Спасителя, всё, что только есть в нашей жизни доброго и спасительного, есть дар Святого Духа. Потому что Святой Дух не только свидетельствует об истине, Он, прежде всего через Таинства Церкви, ищет глубоко изменить нас изнутри. Апостол перечисляет плоды, которые производит Святой Дух в жизни верующего: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22–23).

Очень важно, что Святой Дух сходит в день Пятидесятницы – день, когда ветхозаветные верующие праздновали дарование Закона. Ветхозаветный Закон налагал ограничения на человеческий грех и подталкивал человека к добру снаружи – Святой Дух приходит, чтобы изменить сердце человеческое изнутри. Как говорится в пророчестве: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36: 26–27).

Святой Дух созидает Церковь. Святой апостол Павел описывает Церковь как единое тело, пронизанное сверхъестественной жизнью: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 2: 12–13). Пребывать в общении с Духом Святым – значит, пребывать в Церкви. Господь спасает не отдельно стоящих гордых одиночек, но Церковь, и любовь, которую Святой Дух созидает в сердце человека, – это прежде всего любовь к Церкви.

Подлинное присутствие Святого Духа проявляет себя в правой вере, согласной с апостольским возвещением, в жизни, которая исправляется в согласии с заповедями Божиими и общении с Церковью.

Святой Дух ведет нас по пути спасения – когда мы отзываемся на Его кроткий призыв и приходим в Церковь Христову.

В православии считается, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца. Как это понять профану? В чем разница с католическим «филиокве»?

Полина Круделис 10 4 года назад Студент СПбПУ, кафедра Теоретическая механика

Католическое богословие сейчас приходит к тому, что в позиции по «филиокве» нет существенной разницы с православным богословием, и скорее всего, исторически разница пошла из-за недопонимания друг друга западной и восточной традиции. Более того, традиционное «филиокве» понимается как исход от Отца через Сына. Парочка цитат, чтобы не быть голословной.

Известный богослов Карл Ранер в своей работе «Троица» пишет о том, что Бог — единственный несотворённый, Сын рождён от Отца, а Святой Дух, исхождение которого не есть рождение, есть Дух Отца и Сына. Кроме того, там же, он пишет: Святой Дух исходит от Отца через Сына.

Вальтер Каспер, бывший председатель Папского Совета по содействию христианскому единству, в книге «Бог Иисуса Христа» говорит про Троицу: Отец есть тот, кто дает и посылает. Таким образом, Он представляет собой безначальное начало любви, чистый источник, чистое самоизлияние. Сын принимает от Отца жизнь, славу, полномочие; но Он принимает не для того, чтобы присвоить их себе, обладать и наслаждаться ими, но для того, чтобы вновь отказаться от них (Флп 2:6–7) и раздать их. Любовь, которая ограничилась бы «одиночеством вдвоем» любящих и не изливалась бы самоотверженно за собственные пределы, была бы лишь другой формой эгоизма. Поэтому Сын есть посредник и чистое сообщение, чистое раздаривание. Наконец, в Духе верующие принимают дар Отца через Сына, чтобы стать причастниками этого дара. Дух существует не из себя самого, Он есть чистое принятие и чистый дар. Поскольку Он является выражением экстаза любви в Боге, Бог в Нем и через Него от вечности переходит свои пределы, представляет собой чистый избыток. Как дар в Боге Дух представляет собой эсхатологический дар Бога миру, его окончательное освящение и совершенствование.