Отец Тимофей остаев

«Боевой» батюшка

Несколько лет назад в штат Российской армии вновь введена должность военного священника. Отец Тимофей — настоятель строящегося во Владикавказе храма Иоанна Воинапервый в XXI веке священнослужитель, утвержденный на эту должность в Осетии. Он не из тех, о ком говорят — коснулся лишь краем рясы, хорошо знает все особенности военной жизни. Сам служил в армии, а прозвище Капеллан получил еще в 20-летнем возрасте, когда стоял рядом с защитниками Осетии в конфликте 92-го года. Среди его наград — медали «Во Славу Осетии», «За боевое содружество».

В интервью «Слово» Отец Тимофей (Остаев) рассказал, что такое «боевой» батюшка, какие задачи перед ним стоят и насколько армия стала ближе к Богу.

— Всегда интересно через личность постичь, как человек приходит к Богу. Расскажите, каков Ваш пуп,, что привело не просто к глубокой вере, а к служению?

— Сам крестился в первом классе, мама привела в церковь. И это был достаточно смелый для нее поступок, в то время в стране была одна официальная религия — атеизм. Люди могли лишиться партийного билета, если их видели в церкви. В храме всегда чувствовал себя по-особенному, тянуло. В Ильинской церкви литургии рано начинались, бежал на службу до уроков. Конечно, для многих увидеть в церкви ребенка с ранцем и со значком октябренка на груди было немного странно. Но в то время необычно было все, что касалось веры.

Уже учась в старших классах, встав перед выбором вуза, отшучивался, когда предложили поступать в мед -лечить надо душу. У каждого возраста свое осознание веры, после армии уже четко знал, что мой жизненный путь будет связан с храмом, верой, служением Богу. Теперь Божьим промыслом я нахожусь в храме, рядом с которым покоятся люди, которых я знал лично — настоящие Герои, их имена — гордость Аллеи Славы.

— Официально священники в Российской армии служат четвертый год, но традиция военного священства и на Руси, и в Осетии имеет более глубокие корни…

— Сейчас священник в воинской части уже не в диковинку, как и век назад. Военные батюшки бывали во всех осадах, походах и сражениях, в которых принимала участие Русская армия. Учили солдат не страшиться и не роптать в опасности и беде. Моисей Коцоев, Стефан Мамитов — известные осетинские священнослужители, принимавшие непосредственное участие в первой мировой войне. Стефан Мамитов — священник осетинской бригады основал большую братскую церковь, некогда находившуюся на пересечении улиц Кирова и Миллера. Он был удостоен высшей награды — Креста на Георгиевской Ленте. Этот Крест вручал лично император. Священника с такой наградой приветствовали высшие и средние чины. Но не это главное. Главная награда — когда находясь с воинством, видишь, как поднимается дух армии, и благодаря твоим, в том числе, стараниям. Когда видишь духовный рост тех ребят, которые защищают Родину.

— Так ли уж востребован священник в армии, вообще насколько батюшка как штатная единица необходим военной части? И здесь же хотелось бы спросить: приходилось ли сталкиваться с откровенным скепсисом и даже больше — убежденным атеизмом в армейских рядах?

— Во всех кавказских войнах и военных конфликтах работали миротворческие силы, которые не обходились без взаимодействия с церковью. Церковнослужители выезжали на переговоры в горячие точки и уже тогда сроднились с армией. Поэтому, когда официально ввели статус военного священника, уже был накоплен определенный опыт. С 2013 года я назначен штатным священником 19-й мотострелковой бригады 58-й Армии. Если вначале с сомнением относились к появлению батюшки в военной части, то сейчас скептиков практически не осталось — польза, которую приносят армии священники, очевидна. Я часто слышу: «Батюшка, а мы вас так ждали», люди говорят это искренне. Церковь не насильно вводят в армию — она там востребована.

Убежденных атеистов в армии практически нет. А если говорить о солдатах срочной службы и контрактниках, то я бы сказал, что у них просто духовный голод. Священнослужитель обладает мощным духовным потенциалом и не только просвещает, но и пытается изменить сами нравственные понятия в воинских коллективах.

— А вот интересно, военный священник живет по военному уставу? Бели да, то с какой целью — увеличить область доверия?

— По военному Уставу может быть и не живет, но солдатской жизнью — точно. Воинский коллектив существует в особом режиме, тут все открыто. Если ты будешь лукавить, если не будешь жить с коллективом, то просто не сможешь в нем находиться. И поэтому батюшки именно живут жизнью солдат — участвуют в походах наравне со всеми; при исполнении задач учебных и боевых находятся в тех же условиях, что и солдат. Военным священником невозможно стать теоретически, тебе просто не будут доверять.

В воинской жизни сталкиваешься с тем, чего сегодня не увидишь в гражданской. Я помню еще время, когда в 80-е годы люди шли в церковь, и это был настоящий подвиг, потому что на церковь были гонения. Сейчас мы утеряли это трепетное отношение к вере, если среди мирян придут на причастие 20-30 человек — уже радость. Но в армии это особое отношение есть. На причастие приходит тысяча-полторы тысячи человек с трепетом, с глубоким чувством.

И командующий состав, и боевые офицеры рассказывают, что Господь сохранял жизнь в разных ситуациях. Один офицер, воевавший в Чечне, писал, что в дни Великой Пасхи был случай, когда боевое подразделение попало в окружение. Кольцо сужалось, надежды на то, что удастся отбиться уже не было, все вокруг кричали бранными словами, как вдруг кто-то крикнул: «Иисус Воскресе!» И пошли на прорыв, прорвались. Были раненые, но ни одного убитого.

— Отец Тимофей, часто ли приходится крестить военнослужащих?

— Креститься многие идут. Проблема сейчас в другом — большое количество исконных православных, которые не ходят в церковь. Есть среди военнослужащих те, которые просто не ощущают себя верующими, не «слышат» своей веры. И то, как с ними работать, должен подсказать священнику его пастырский опыт. Вот я наблюдал не раз, приходят родители с солдатами срочниками, около часовни пробегут, остановятся на пару секунд, сделают популярное сегодня селфи и идут дальше. Но в храм молиться не заходят. Так вот, проблема в том, что исконно православных приходится учить буквально азам веры, религиозной культуре.

— Если говорить о верующих людях в рядах вооруженных сил нашей страны, то, как показывает статистика -большинство из них христиане. Но есть же представители и других вер. Как взаимодействуют между собой православный священник и, скажем, мусульманский имам?

— Когда люди говорят о межконфессиональных, меж-религиозных диалогах, то военное духовенство яркий пример, независимо от религиозной убежденности, мы прекрасно знаем, что находимся в одной армии, в одной связке. У нас общие идеи, мы прекрасно дополняем друг друга. Есть жесткая позиция: в армии не должно быть дискриминации по религиозному признаку. Попытки сделать из православного солдата мусульманина и наоборот — исключены. Священник — духовный воспитатель не только для солдат, но и для офицеров. Его задача — внести нравственную составляющую в работу с личным составом. И не важно, кто этим занимается, православный батюшка или мусульманский имам. У нас нет задач провести какое-то определенное количество душеспасительных бесед, отслужить определенное количество служб за месяц. Мы поддерживаем воинство, молимся за него и находимся рядом. Священнослужитель не берет в руки оружие, но поднимает моральный дух. Он понимает душу человека, особенно молодого, ищущего. Находит подход как к верующему, так и к маловерующему сердцу.

БЕСЕДОВАЛА МИЛЕНА САБАНОВА

Владыка Зосима: «Я поразился: три пирога, чаша… Можно сказать, литургия!»

В интервью «15-му Региону» архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима рассказал о том, что его больше всего удивило в Осетии и о конфликте полуторагодовалой давности.

— Создание Аланской епархии называют исторически событием. Можете ли сказать, насколько это было нужно и как отразилось на церковной жизни?

— Воссоздание Аланской епархии — событие поистине историческое для всей Осетии.

Не так давно Северная Осетия была частью огромной Ставропольской епархии, которая простиралась от Карачаево-Черкесии до Каспия. Но управлять такой огромной епархией невозможно просто физически. В результате Осетия неизбежно оказывалась на заднем плане, архиерей приезжал сюда лишь время от времени.

Конечно, владыка Феофан потрудился очень много, но епархия таких размеров, по сути, трудноуправляема, ибо епископ должен быть рядом с народом, помогать священникам, а в огромной епархии это практически невозможно.

Чем меньше епархия, тем легче она управляется, что дает больше возможностей просвещать народ; а от уменьшения епархии никто ничего не теряет — мы остаемся в лоне единой Православной Церкви.

С созданием Владикавказской и Махачкалинской епархии, мы начали активно поддерживать труды по переводу богослужебных текстов на осетинский язык, внимательнее и бережнее относиться к нашей осетинской культуре и традициям.

Управляя вновь созданной Владикавказской и Махачкалинской епархией, я понимал, что Осетия нуждается в возобновлении Аланской епархиальной традиции. Поэтому 8 октября прошлого года я попросил Святейшего Патриарха Кирилла рассмотреть вопрос о воссоздании Аланской епархии и об образовании Махачкалинской.

И я рад тому, что проводимое в Осетии церковное строительство получило столь яркое и совершенно необходимое обществу одобрение Святейшего Патриарха и священного синода.

Как верно отметил профессор Руслан Бзаров, возрождение Аланской епархии имеет глубокое символическое значение, восстанавливая прерванную традицию, врачуя раны, нанесенные духовной памяти народа.

Сегодня в многовековой истории Аланской епархии наступил новый этап, и то, каким он будет, зависит, в том числе от молитв и трудов каждого из нас.

— Есть информация, что руководство Аланской епархии предложило разделить ее на две части, выделив отдельную епархию в Моздокском районе. Возможно ли такое разделение?

— Нет, о разделении Владикавказской епархии речь не идет.

— Столкнулись ли вы здесь с какими-то сложностями, связанными с тем, что, помимо традиционных православия и ислама, в Северной Осетии присутствуют и так называемые традиционалисты?

— Я человек очень мирный и спокойный, и добрые отношения сложились у меня со всеми конфессиями. Я встречался и с духовным главой буддистов, и с Папой Римским Бенедиктом XVI. Недавно меня познакомили с новым главой Католической Церкви Франциском I. Мое сердце открыто для всех. Мы всегда приходим на помощь, если у кого-то случается беда. Вот недавно мы собрали деньги и помогли семье убитого Ибрагима Дударова, заместителя муфтия Северной Осетии. Мы всегда разделяем с другими скорби и радости, и ждем, чтобы и все остальные религии точно так же относились к нам.

— Но в то же время известны и случаи актов вандализма в святилище, расположенном недалеко от мужского монастыря…

— Это не ново — воевать с беззащитными иконами. Мы это уже проходили и знаем, что подобные деяния не останутся без наказания Божия. К сожалению, часовня в Куртатинском ущелье, получив статус памятника регионального значения, пока не передана тем, кто в состоянии ее сохранить для будущих поколений. Конечно, это не могут быть вандалы, которые выбрасывают иконы и разбивают памятные плиты.

Мы уже дали оценку случившемуся — это варварство и вандализм; и совершенно неважно, в отношении какой религии подобное совершается. Вот если бы кто-то принес и оставил в православном храме Коран — разве мы бы его выбросили? Конечно, нет! Мы пришли бы к мусульманам и сказали: «братья, заберите — это наше православное место». Итак, мы настаиваем на необходимости поддерживать мир, потому что если в епархии начнется передел, то последствия могут быть самые серьезные, а этого допустить никак нельзя.

— Что вы подразумеваете под переделом?

— То, что произошло, — попытку захвата святыни одной религии представителями другой религии. Вот если бы это место было священным для мусульман, то, очевидно, мог последовать гораздо более жесткий ответ. Мы же намерены рассмотреть юридическую сторону вопроса и вместе с тем достучаться до сердец людей и объяснить, что так поступать в любом случае нельзя.

— Можно ли говорить о каких-то особенностях православия в Осетии?

— Осетинское христианство какими-то своими гранями не похоже на то, что мы наблюдаем в других местах. В том, что касается христианской веры и учения, православные осетины полностью вписываются в их рамки. Но, как и у любого народа, вступившего в христианскую семью, здесь есть свои особенности. Признаться, когда я ехал сюда, я мало знал об этих особенностях. Знал только, что есть такой народ на Кавказе. И все. Но теперь я хорошо понимаю, что осетинское православие имеет глубочайшие, гораздо более древние корни, чем русское.

Обычно в храме, когда священник выходит на проповедь, часть прихожан его слушает, а остальные занимаются своими делами. Но здесь, как только священник начинает проповедовать, все моментально направляются к амвону и внимательно слушают. Такого я нигде больше не видел — ни в Москве, ни в Ставрополе…

Приятная особенность и в том, что здесь в церковь приходит много мужчин, особенно молодых парней. А сколько детей приводят в храм! Вера наших прихожан — не формальная, она в душе; и люди хотят понимать свою веру.

А осетинское застолье меня и вовсе поразило. Все не так, как обычно для других народов. Я поразился — эти три пирога, эта чаша… Можно сказать, литургия! И главное, застолье проходит не с песнями и плясками, а начинается, продолжается и заканчивается молитвами. Разумеется, ввиду трагичной истории этого края многое было забыто, многое утеряно, но корень-то остался! И как бы кто ни пытался это замылить, связь с христианством очевидная.

— Сейчас многие утверждают, что застольная традиция осетин превращается в обычную формальность…

— Не думаю. И мне бы очень хотелось, чтобы сюда приезжало больше людей из разных концов России, чтобы они могли своими глазами увидеть эту замечательную традицию… Хотя, конечно, любое, даже самое доброе и светлое дело можно превратить в формальность.

И не надо говорить, что христианство что-то навязывает. Напротив, оно впитывает культуру и традиции каждого народа, к которому приходит; и в каждой стране христианство имеет свое лицо. Не понимаю, когда говорят, что русские принесли свою веру и навязывают ее в Осетии. Здесь этого не чувствуется. Напротив, христианство появилось здесь гораздо раньше, чем на Руси. Просто посмотрите на древние храмы, которые здесь сохранились, — к ним нужно организовывать паломничество на всероссийском, а может, и на международном уровне.

— Сейчас стало заметно, что растет число молодежи, которая переходит в ислам. По меркам Осетии, в которой основная религия — христианство, это очень много, хотя, если смотреть в общем, цифры небольшие.

— В этом вопросе присутствует не только религиозный момент. Есть социальная неустроенность, коррупция, и находятся люди, которые заявляют, что наведут порядок. Ведется массированная промывка мозгов, и представители радикального ислама заявляют, будто кругом все заблудились и только они могут повести в правильном направлении.

Не укорененная в вере молодежь, не имеющая подлинных знаний, уподобляется тростинке, колеблемой ветром. Многие выезжают за рубеж, чтобы учиться в исламских университетах, а ведь в той же Саудовской Аравии ваххабизм — государственная идеология. Поэтому правильно сказал Рамазан Абдулатипов, что нужно воспитывать наших людей на нашей земле. Об этом говорил и мой друг Талгат Таджуддин (верховный муфтий России — прим. «15»). А настоящий ислам не делит людей, а призывает делиться кровом и едой со всеми, как, например, поступали в том же Казахстане, где я вырос, местные мусульмане. Они не смотрели, немец ты, ингуш или калмык, а делились последним. Поэтому тогда и выживали репрессированные народы.

В то же время отмечу, что люди не только уходят из православия в ислам — очень многие приходят и оттуда к нам.

— Несколько лет уже идут разговоры о праздновании 1100-летия крещения Алании. Но в последнее время кажется, что они сошли на нет. Празднование отменено?

— Нет. Но праздник надо сделать общецерковным, с участием Святейшего Патриарха Кирилла, а для этого нужно еще подготовиться. Так, у нас еще не расписан собор святого Георгия; запланировано строительство огромного храма Александра Невского и целый ряд других важнейших задач. Думаю, когда эти задачи будут выполнены, тогда и можно будет приглашать Святейшего Патриарха Кирилла.

— Собор Александра Невского все еще не заложен.

— Не все так быстро делается. Нужны средства, нужна документация, нужны согласования. Это очень хлопотное дело. Храм будет самым большим на Кавказе; по всей России только четыре таких — на севере, востоке, западе и у нас, на юге.

— Финансирует строительство УГМК?

— Да, в основном.

— Раз уж мы заговорили об этой структуре, то как вы относитесь к противостоянию женского монастыря с холдингом? Монахини борются против строительства в Алагире цементного завода и карьера, который по плану будет расположен в 300 м от обители.

— Я на стороне прогресса и на стороне экологии. А монахи — это особые люди, тем более осетинские монахини, которые любят свою землю как мать родную. Мы все видели, какая там природа, какие леса. Если будет строиться завод, то есть опасность, что все это придет в плачевное состояние, а ведь рядом еще и детский реабилитационный центр…

Конечно, прогресс требует жертв, в пещеры возвращаться никто не хочет, и поэтому конфликт с «зелеными» неизбежен. Но нужно делать так, чтобы прогресс не вредил экологии. Завод нужен, это рабочие места, но надо думать и о том, чтобы не нарушать экологию, ведь Бог создал человека хозяином земли, соработником Себе. Матушка Нонна и монахини, исходя из заботы о родной земле, проявили ревность — может быть, излишнюю. Но они там живут и видят, что происходит.

/p>

— То есть конфликта с монастырем у вас нет?

— У меня конфликта нет ни с кем. Нужно искать пути, которые устраивали бы всех. Если же предприятия придут туда как хищники, то матушка Нонна со своей ревностью будет совершенно права.

— Вопрос с сектами сейчас стоит очень остро, и наиболее выпукло его можно наблюдать в южной части Осетии. С учетом того, что епархия называется Аланской, как вы относитесь к этой проблеме?

— Церковная ситуация на юге была запущена, вот сектанты туда и слетелись. Формально Южная Осетия не входит в границы нашей епархии, но, при поддержке российского руководства, в Цхинвале начинается строительство храма, а Святейший Патриарх Кирилл направляет отца Савву (Гаглоева — прим. «15»), чтобы он курировал эту работу. Отец Савва и отец Тимофей (Остаев — прим. «15») регулярно бывают на юге, и народ уже почувствовал, что со стороны севера Церковь проявляет заботу.

— А что с сектантами на севере Осетии?

— За 2000 лет Православная Церковь накопила огромный потенциал. Достаточно вспомнить великих отцов: Василий Великий, Григорий Богослов — всех и не перечислишь. У них можно найти ответы на все вопросы, волнующие человека.

У сектантов всё гораздо проще — то, что им не нужно или не вписывается в их идеологию, просто отметается. И если Православная Церковь восходит к Самому Христу, то секты начинают появляться в основном с XVI века, и процесс этот продолжается вплоть до нашего времени. Вот, к примеру, «свидетели Иеговы». О чем они могут свидетельствовать?..

Сейчас самое главное, чем должна заниматься Церковь, — это просвещение. Православие дает ответы на все вопросы, в этом нет никакого сомнения.

— А как обстоят дела с колыбелью аланского православия — Зругским храмом, который находится в крайне плачевном состоянии?

— Зругский храм, как и другие древние храмы, не забыт. Мы делаем все возможное, чтобы сохранить все дошедшие до нас храмы на территории Осетии. Например, благодаря главе Владикавказа Сергею Дзантиеву восстановлен храм святого Георгия в Наре.

Капитальная реконструкция Зругского храма стоит больших денег, и мы надеемся на помощь со стороны. Это ведь не только свидетель аланского православия, но и памятник культуры уровня Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы рассматриваем сейчас все источники финансирования. Мы будем просить предпринимателей о помощи в этом деле.

— Давайте вернемся к событиям полуторагодовой давности — истории вокруг отца Антония. Вы тогда говорили, что это было для вас испытанием…

— Ужасным…

— Сейчас вы что-нибудь изменили бы?

— Нет, ничего не изменил бы. Отца Антония я знаю очень давно, когда он еще был мальчиком и служил при владыке Ставропольском Антонии. Когда я приехал сюда, мы с ним беседовали и сошлись на том, что нам предстоит большая работа. И у меня до сих пор остается вопрос: по какому праву, за что и почему со мной так поступили? Я никому не хотел зла. Отец Антоний и сейчас стремится стать епископом. Теперь епископская кафедра есть в Махачкале.

Никого снимать или убирать я не собирался. Отец Антоний хотел быть епископом, но во время тех событий он заявил, что возлюбил паству и никуда не поедет. Ну ради Бога, любовь — это святое. Ты любишь паству, паства тебя любит — живи, люби, неси послушание. Но через какое-то время он пишет прошение о том, что не может служить по болезни, что ему назначена операция и он хочет уйти на покой, затем еще одно. А потом вдруг появляется исцеленный в Архызе…

Я до сих пор желаю ему самого лучшего и самого доброго и благодарю за многолетнее служение. Я все простил.

— Есть мнение, что выкрики в ваш адрес раздались после того, как люди встали на колени, а вы прошли мимо них. Более того, назвали нелицеприятными словами.

— Неправда. Я постоял с ними, послушал, сказал, что выдвигаю отца Антония на епископское служение и пожелал доброй ночи. Более того, я даже сам хотел встать перед ними на колени. Это было бы правильно, но, наверное, похоже на спектакль. Но никаких дурных слов в их адрес я не говорил. Я никогда никого не оскорбляю.

— Можно ли сказать, что тот конфликт сейчас уже никак не отражается на взаимоотношениях с паствой?

— В моем сердце нет никакого зла. Я простил всех. Все, кто пришел к нам, — все наши, а за тех, кто ушел, я молюсь.

— То есть раскола нет?

— Раскола нет.

Архиепископ Зосима (Зотик Иоасафович Еремеев, родился в 1947 г.)

Архиерей Русской Православной старообрядческой Церкви. С 2004 года — управляющий Донской епархией c титулом епископ Донской и Кавказский (с января 2016 года — архиепископ).

Зотик Еремеев родился в большой семье потомственных старообрядцев Белокриницкого согласия в селении Сы́рково (Се́рково) Рези́нского района (Молдавия). Обладая природным острым умом и трудолюбием, с 5 лет научился церковной грамоте — чтению, а затем и церковному знаменному пению. Воспитывался в строгости, в трудностях, в ревности к Богу. Любил церковную службу, стояние на молитве в домашних условиях.

После окончания неполной средней школы закончил профтехучилище (январь 1965 — июнь 1967 гг.) с одновременным окончанием курса вечерней школы рабочей молодежи. По окончании училища работал 1 год электриком на хлебокомбинате. Затем был принят в то же училище на должность мастера производственного обучения, где проработал 3 года и сделал 3 выпуска электромонтеров. Далее Комитет профтехобразования направил Зотика в Орехово-Зуевский индустриально-педагогический техникум (на дневное отделение) для получения специального образования по этой специальности. Окончив техникум в 1973 году с отличием (поступил в 1970 году) получил свободное распределение на работу, но на работу не пошел, а поступил в 1973 году в Московскую духовную семинарию (окончил ее в 1977 году). Поступить в семинарию Зотика подвигла жажда духовных знаний, так как в Молдавии таких учебных заведений не было. По окончании духовной семинарии был направлен на работу в Кишиневскую епархию РПЦ, где был устроен в качестве помощника секретаря и по совместительству должен был участвовать в хоре кафедрального собора Кишинёва. Как указывается в «Обращении прихожан РПСЦ к местоблюстителю престола Митрополита Московского и всея Руси архиепископу Иоанну (Витушкину) и Собору», «Принял эти предложения с целью последующего совершенствования знаний в духовной академии».

Нужно отметить, что Зотику, как грамотному и отличному выпускнику духовной семинарии, много раз предлагалось принять священный сан в РПЦ, однако он всякий раз от него отказывался, твердо зная цель своего временного пребывания в учреждениях РПЦ. За время обучения Зотик воочию увидел еретичность новообрядческой церкви в её учении и практической деятельности и глубже утвердился в истинности древлеправославия. Благодаря знанию молдавского языка он многим помог обрести истинную веру и обратить к старообрядчеству. В новообрядческой Церкви узнали о такой деятельности работника Кишиневской Епархии Зотика, после чего он был вынужден уволиться и расстаться с желанием о поступлении в духовную академию.

Начало своего служения Христовой Церкви будущий епископ положил в селении Губино Орехово-Зуевского района Московской области, куда он был направлен уставщиком (прослужил 8 лет). В 1991 году его рукоположили священником РПСЦ, а в 1992 г. Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви избрал отца Зотика Еремеева во епископа Кишиневского и всея Молдавии. В то время духовным отцом семьи о. Зотика был священноинок Севастиан (Озерский). Он убедил и благословил о. Зотика согласиться на определение Собора. Также и супругу его Тамару убедил мирно расстаться и принять иночество, что и было в скором времени исполнено. О. Зотик стал священноиноком Зосимой, а бывшая супруга — инокиней Таисией (позднее она стала игуменией монастыря в с. Белая Криница, Украина). В мае 1993 г. священноинока Зосиму митрополит Алимпий (Гусев) в сослужении с епископом Силуяном (Килиным) и епископом Иоанном (Витушкиным) рукоположил во епископа Кишиневского и всея Молдавии.

Став управляющим Кишиневской епархией в 1993 г., епископ Зосима всецело и активно включился в пастырскую деятельность, направленную на укрепление древнего православного благочестия и соблюдения церковного Предания в старообрядческих общинах Молдавии. Владыка Зосима начал свою деятельность с установления в храмах епархии канонической дисциплины и единообразия в церковном пении и чтении, для чего им были изданы книги: Обедница, Обиход, Ирмосы, Праздничная певчая, Служба Пресвятой Богородице «Неопалимая Купина», Служба на святую Пятидесятницу, правда, малым тиражом — для удовлетворения нужд приходов епархии. Также им была издана брошюра «Правила благочестивого поведения в доме Божиим» (Кишинев, 2001 г.), а с 2000 г. — епархиальный Церковный календарь с материалами на актуальные темы.

Параллельно с этой деятельностью им велась работа по ремонту, восстановлению и новому строительству. Благодаря его неустанному попечению и поддержке в приходах Кишиневской епархии сделано много полезного. Практически все приходы были оснащены необходимой утварью. В приходе г. Оргеев произведен ремонт крыши храма, заменены купола и кресты. В приходе г. Теленешты осуществлен ремонт здания церкви, произведены земляные работы по отводу грунтовых вод. В селе Покровка построено каменное ограждение, заменены купола и кресты храма. В селе Егоровка начато строительство нового большого здания церкви, на что Епархия выделила значительные средства. Последствия землетрясения 1987 г. для Кишиневского старообрядческого храма были весьма печальны. Произведён сложный и дорогостоящий наружный капитальный ремонт здания, позже построено два притвора, заменены купола и кресты. В начале текущего тысячелетия построено здание Духовного Центра, в котором размещены воскресная школа, библиотека, трапезная, иконописная мастерская, архиерейские покои и другое. Здесь же было организовано и обучение крюковому пению. С 2000 года в Епархии было налажено производство свечей, в том числе из чистого воска, и приходы, нуждающиеся в свечах, обеспечивались Епархией. Информация в церковной прессе, устные воззвания о помощи на восстановление когда-то прекрасной архитектуры храма в городе Кагуле возымели свое действие — здание этого храма отреставрировано, был восстановлен иконостас, написано 20 новых икон, и совершено великое освящение храма.

Значительным достижением в духовной жизни старообрядцев Молдавии является восстановление женского монастыря в селе Кунича. Сегодня он является единственным местом в Епархии, где совершается ежедневная полная служба. Думается, что нет особой необходимости объяснять, какое значение для духовной жизни, для сохранения и распространения веры имели и имеют монастыри. Епископ Зосима проявлял серьезное внимание к подрастающему поколению, то есть к будущему Церкви: в летний период при монастыре была организована воскресная школа, где обучали церковному чтению и пению, молодежь приобщалась к духовным ценностям и традициям предков. Здесь же было организовано обучение церковному уставу и пению приходских уставщиков. О высокой компетенции епископа Зосимы можно судить и по тому, что он немало времени уделяет приходящим извне Церкви Христовой для увещания и разъяснения истин христианской веры.

Возникшие в Русской Православной старообрядческой Церкви проблемы, повлекшие за собой резкое ухудшение с руководством Церкви, вынудили написать обращение к Белокриницкой Митрополии (21 октября 2003 года) с просьбой принять в клир. За это был запрещен в священнослужении единолично (что является неканоничным действием) указом митрополита Алимпия (Гусева) от 23 октября 2003 года.

27 октября 2003 года Освященный Собор РПСЦ в Румынии, состоявшийся в старообрядческой митрополии в городе Браила, заслушав «устное и письменное от 21 октября 2003 года обращение епископа Зосимы», постановил:

  1. Принять в церковное общение епископа Зосиму (Еремеева) с 21 октября 2003 года (нов. ст.).

Это дело епископа Зосимы было детально рассмотрено на Освященном Соборе РПСЦ в Москве, состоявшемся 9–11 февраля 2004 года. Указ митрополита Алимпия о единоличном запрещении епископа Зосимы был отменён «как противоречащий канонам Церкви». 11 февраля 2004 года Освященный Собор постановил:

  • 2.1. Принять к сведению прошение епископа Зосимы о возвращении в юрисдикцию Московской митрополии РПСЦ, поступившее 11 февраля 2004 года.
  • 2.3. Суждение о месте временного служения епископа Зосимы предоставить митрополиту Андриану (Четвергову) после предоставления епископом Зосимой отпускной грамоты от Митрополита Белокриницкого Леонтия.
  • 2.4. Суждение об определении места постоянного служения епископа Зосимы иметь на очередном Освященном Соборе.

Освященный Собор РПсЦ, состоявшийся 19-22 октября 2004 года, постановил:

  • Избрать епископа Зосиму правящим архиереем Донской и Кавказской епархии.

С 22 октября 2004 года и по сегодняшний день епископ Зосима (с января 2016 года — архиепископ) находится на кафедре Донской и Кавказской епархии.

После смерти митрополита Андриана (Четвергова) рассматривался как его возможный преемник. Пресс-секретарь Московской митрополии РПСЦ Сергей Вургафт в связи с этим отметил, что епископ Зосима «фундаменталистскими взглядами, авторитарностью, видит Церковь гораздо более закрытой и строгой к своим членам структурой», «На мой взгляд, епископ Зосима менее, чем все другие архиереи, будет склонен к продолжению политики открытости».

В октябре 2005 года участвовал в выборах предстоятеля РПсЦ, набрав в первом туре 23 из 245 голосов и заняв третье место.

12 января 2016 года в Покровском храме г. Ростова-на-Дону во время Божественной литургии в память священномученика Зотика и в честь 70-летнего юбилея Владыки Зосимы, митрополит Корнилий (Титов) возвел владыку Зосиму в сан архиепископа.

Поздравления с 70-летним юбилеем

Иерей Иоанн Севастьянов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Ростове-на-Дону

«Владыка Зосима служит в нашей епархии уже 13-й год. Для нашей Общины и всей епархии это целая эпоха. Никакой Донской и Кавказский епископ не служил так долго на нашей кафедре. Никогда в истории Покровского Собора не совершалась так часто архиерейская служба. Господь прислал нам епископа Зосиму в очень важный, переломный момент истории нашей Общины, в момент смены поколений. И владыка смог безболезненно провести нашу общину через этот опасный период. За это время мы все к нему очень привыкли. Чтим его как епископа и отца. Мы чтим и уважаем владыку за то, что он, несмотря на все перипетии своей земной жизни, по-прежнему тверд в своих убеждениях. И хотя ему приходилось страдать за свои взгляды, он неукоснительно держится их. Мы научились понимать владыку с полуслова, полувзгляда, а он научился терпеть наши несовершенства. Дай Бог, чтобы наше совместное служение и дальше продолжалось во славу Исуса Христа и Его Святой Церкви».

Дмитрий Латышев, прихожанин общины г. Краснодара

«12 сентября 2016 г. епископ Зосима освящал в нашем городе строительство будущего древлеправославного храма. И я имел честь впервые в жизни беседовать с епископом Зосимой, хотя знаю его с 90-х годов. С его именем тесно связано мое родное русское старообрядческое село Покровка, что в Молдавии. Владыка Зосима восемь лет окормлял Покровку, будучи епископом Кишиневским и всея Молдавии. В те не столь далекие годы, после смерти о. Тимофея Щербакова, Община осталась без священника. Владыка большую часть времени отдавал службе именно в Покровской церкви. Служба, работа и офицерские погоны не позволяли мне часто бывать на моей маленькой родине, но все же посещение сельской церкви, рассказы моего отца Латышева Ивана Xаритоновича (в ту пору он в течение 10-ти лет был Председателем ревизионной комиссии Общины), моего дяди Латышева Павла Родионовича (в то время Председатель Общины) позволяют мне хотя бы немного на примере одной Общины (1300 человек) показать, насколько разнообразной и полезной была деятельность владыки.

Как бывший офицер скажу: епископ Зосима был и есть настоящий полководец нашей Церкви. Строг и требователен не только к прихожанам, но и к себе. В те трудные, «демократические» годы, когда в обществе был разброд и шатание, смятение в умах и душах людей, он начал с наведения в епархии порядка и дисциплины. Прихожанки начали единообразно надевать платки, у мужчин появились более окладистые бороды, на кладбище был наведен идеальный порядок. Начал обустраиваться келейно-трапезный комплекс на 200 человек, благоустраиваться прилегающая территория. И важно, что служба стала вестись строго по канонам Церкви и была духовно насыщена.

К концу 90-х годов в храме остались одни старики. Владыка все поменял. Ручеек молодежи начал возрастать. По благословению епископа Зосимы при Общине начала действовать воскресная школа, которую возглавила инокиня Таисия (ныне игумения Белокриницкого монастыря). Из нее вышли хорошие чтецы, хористы клиросов. Среди них духовный воспитанник владыки Зосимы Настоятель Кишиневского храма о. Андрей Вознюк, матушка Татиана, дьяк Покровской церкви Никола Захаров и другие.

Благодаря преемственности, заботе о знаменном пении, в Покровке удивительным образом сохраняется и сейчас старинная форма пения. В этом немалая заслуга епископа. Надо отметить, что владыка был очень требователен ко всем, не взирая на чины и ранги. Помню один из храмовых праздников села Покрова Пресвятой Богородицы. На храм в церковь пришли руководители района, директора хозяйств. Они немало помогли приходу в подготовке торжества. Как правило, их пропустили в первый ряд, вместе с ними и я принял посильное участие в организации праздника, поэтому был рядом. В конце службы владыка поблагодарил нас за помощь, но подверг хорошей критике за редкое посещение службы. Таким он был во многом. Да и сейчас, во время нашей последней встречи, он не преминул покритиковать меня за недостатки в книге «Вера и жизнь», за щетину. «Хоронить тебя должны во-от с такой длинной бородой», — его пожелание для меня. Как тут обижаться? Пусть жестко, но он направляет на праведный путь. Не лучше же ласково, но в яму.

Так же твердо он отстаивал позиции нашей Церкви от разного рода политиков и покусителей на ее устои в начале 2000-х годов. Он и сегодня строг, справедлив и требователен — не поменялся, разве, чуть поседел. А в душе он очень чувствителен и раним. Как он переживает, когда спрашивает о тех стариках и старушках, с которыми когда-то служил или которых просто знал.

Это моя маленькая толика воспоминаний о нашем владыке. Но дела Церкви, служба, заботы о вере не дают ему времени и права расслабляться. У него впереди еще немало творческих дел: строительство новых храмов, их открытие и окормление, подготовка и обучение молодых прихожан, выпуск богословской литературы, просто руководство всей большой епархией.

Здравия, терпения, долголетия и Божией благодати ти, Владыко!

От редакции. При составлении биографии использованы открытые источники, а также вестник Ростовской н/д общины «Издревле» № 1. Достоверность биографических данных лично утвердил архиепископ Зосима.

ЗОСИМА (ОСТАПЕНКО)

Архиепископ Зосима (Остапенко)

Зосима (Остапенко) (род. 1950), архиепископ Соликамский и Чусовской (Пермская митрополия), священноархимандрит Троицкого мужского монастыря города Соликамска Пермского края

В миру Остапенко Владимир Михайлович, родился 12 июля 1950 года в селе Новочеркасском Целиноградской области Казахстана в семье служащих.

В 1964 году остался сиротой.

В 1968 году окончил среднюю школу-интернат, после чего, с 1968 по 1970 год служил в советской армии в Брянске.

В 1970 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1974 году. В эти годы служил псаломщиком в храме села Дмитровского Одинцовского района Московской области.

Назначен назначен штатным псаломщиком в храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Махачкале.

13 декабря 1981 года рукоположен во диакона епископом Ставропольским и Бакинским Антонием, а 27 декабря — во иерея и назначен вторым священником храма Архангела Михаила города Грозного.

В 1984 году назначен в Крестовоздвиженский храм села Приютного в Калмыкии, а в феврале 1985 года — настоятелем Крестовоздвиженского храма в городе Элисте.

21 августа 1987 года пострижен в монашество с именем в честь преподобного Зосимы Соловецкого, митрополитом Ставропольским Гедеоном возведён в сан игумена и назначен благочинным приходов Калмыкии. Состоял членом епархиального совета.

6 октября 1995 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Элистинским и Калмыцким.

7 октября того же года возведён в сан архимандрита патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры.

Зосима (Остапенко), архиепископ Элистинский и Калмыцкий

23 декабря 1995 года в Богоявленском кафедральном соборе в Москве состоялось наречение, а 24 декабря в том же соборе за Божественной литургией — архиерейская хиротония, которую возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ему сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), архиепископы Одинцовский Иов (Тывонюк), Солнечногорский Сергий (Фомин), епископы Истиринский Арсений (Епифанов), Дмитровский Иннокентий (Васильев), Астраханский и Енотаевский Иона (Карпухин), Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко), Верейский Евгений (Решетников) и Орехово-Зуевский Алексий (Фролов).

24 февраля 2006 года возведён в сан архиепископа патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

22 марта 2011 года назначен на Владикавказскую и Махачкалинскую кафедру .

5 октября 2011 года утверждён в должности священноархимандрита Аланского Успенского мужского монастыря селения Хидикус .

26 декабря 2012 года в связи с выделением Махачкалинской епархии титул изменён на Владикавказского и Аланского .

4 февраля 2016 года, в связи с болезнью, ему в помощь был назначен временно управляющий Владикавказской епархией — владыка Пятигорский Феофилакт (Курьянов) .

3 июня 2016 года был почислен на покой по состоянию здоровья, с назначением местопребывания в городе Москве .

21 октября того же года назначен архиепископом Соликамским и Чусовским Пермской митрополии .

4 мая 2017 года утверждён священноархимандритом Троицкого мужского монастыря города Соликамска Пермского края .

Награды

Церковные:

  • палица
  • орден прп. Сергия Радонежского II степени
  • орден блгв. кн. Даниила Московского II степени
  • крест ап. Павла (Элладская Православная Церковь)

Светские:

  • орден Дружбы (Россия)

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте Русской Православной Церкви:

По другим данным — 24 декабря.

Журнал № 13 заседания Священного Синода от 22 марта 2011 года:

Журнал № 127 заседания Священного Синода от 5-6 октября 2011 года:

Журнал № 126 заседания Священного Синода от 25-26 декабря 2012 года:

«Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт назначен временно управляющим Владикавказской епархией», официальный сайт Владикавказской епархии — «Православная Осетия», 4 февраля 2016,

«Журнал № 36», ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 3 июня 2016 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 3 июня 2016,

«Журналы заседания Священного Синода от 21 октября 2016 года, Журнал № 82», сайт Московского Патриархата, 21 октября 2016,

«Журналы заседания Священного Синода от 4 мая 2017 года. Журнал № 43», сайт Московского Патриархата, 4 мая 2017,

  • > Главная
  • > О термине «Секта»
  • > Об авторах
  • > Секты и культы
    • > Справочники по сектам
      • > Религии и секты в современной России
      • > Секты, ереси и расколы
      • > Материалы о современных российских сектах
      • > Секта С.Пеуновой
      • > Тяньши
      • > Секта «Рикла»
      • > Lightworker («Работники света»)
      • > «Школа расширения сознания» Влада Клевцова
      • > Материалы о сектах разных авторов
      • > Учение Жданова ч1
      • > Учение Жданова ч2
      • > «Универсология» Виталия Полякова
    • > Список сект
  • > Секты в регионах РФ
    • > Секты в Архангельске и Архангельской области
    • > Секты в республике Алтай
    • > Секты в Астрахани и Астраханской области
    • > Секты в Благовещенске и Амурской области
    • > Секты в Брянске и Брянской области
    • > Секты во Владимире и Владимирской области
    • > Секты в Волгограде и Волгоградской области
    • > Секты в Вологде и Вологодской области
    • > Секты в Воронеже и Воронежской области
    • > Секты в Иваново и Ивановской области
    • > Секты в Иркутске и Иркутской области
    • > Секты в Калининграде и Калининградской области
    • > Секты в Калуге и Калужской области
    • > Секты в Кирове и Кировской области
    • > Секты в Курске и Курской области
    • > Секты в Липецке и Липецкой области
    • > Секты в Орле и Орловской области
    • > Секты в Пензе и Пензенской области
    • > Секты в Пскове и Псковской области
    • > Секты в Самаре и Самарской области
    • > Секты в Смоленске и Смоленской области
    • > Секты в Тамбове и Тамбовской области
    • > Секты в Татарстане
    • > Секты в Твери и Тверской области
    • > Секты в Тюмени и Тюменской области
    • > Секты в Ростове-на-Дону и Ростовской области
  • > Секты в Туле и области
    • > Секты и оккультизм в Туле
      • > Полный перечень сект Тулы (2010г.)
      • > Секта адвентистов седьмого дня
      • > Секта баптистов-инициативников (МСЦ ЕХБ) в Туле
      • > Секта баптистов «Благодать»
      • > Секта баптистов БНЦ ЕХБ
      • > Секта баптистов «Благовещение»
      • > Секта «Новоапостольская церковь»
      • > Секта «Свидетели Иеговы»
      • > Секта сайентологов («Дианетика»)
      • > Секта «Церковь Святой Троицы»
      • > Секта «Лучезарная»
      • > Секта «Лоза»
      • > Секта пятидесятников-федотовцев
      • > Секта «Иисус Господь»
      • > Секта «Тульский христианский центр»
      • > Секта «Слово Жизни»
      • > Секта «ИСХОД»
      • > Секта «Библейский центр «Слово Жизни»
      • > Секта «Вефиль»
      • > Секта «Благая Весть»
      • > Секта Пановых
      • > Бранхамиты (бранхамовцы)
      • > Бранхамиты (бранхамовцы) «харьковские»
      • > Секта «Краеугольный Камень»
      • > Секта «Дом горшечника»
      • > Секта «Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней» (мормоны)
      • > Секта «Церковь Объединения» — муниты
      • > Секта кришнаитов
      • > Секта Сахаджа Йога
      • > Секта Шри Чинмоя
      • > Секта «Сант Мат»
      • > Секта «Искусство жизни»
      • > Секта «ЗНО» (Кундалини йога) в Туле
      • > Секта «Тульский Буддийский Центр» (Карма Кагью)
      • > Дзогчен-община г.Тулы
      • > «Центр ментального фитнеса» Татьяны Поповой
      • > «Восьмиступенная йога Патанджали в Туле»
      • > «Своя Йога» П.Шишкина
      • > Студия йоги «Ореол»
      • > «Пространство йоги Юлии Никифоровой»
      • > Тайский йога-массаж в Туле
      • > «Линия Добра»
      • > Поющие чаши в Туле
      • > Группа «Триединство»
      • > «Динамическая медитация «Хоровод»
      • > ЗАО «Воссоединение» («Системология»)
      • > Пеуновцы в Туле (партия «Воля»)
      • > Парапсихология в Туле
      • > «Центр парапсихологии им.Анатолия Козочкина»
      • > «Центр экстренной парапсихологической помощи Хельга»
      • > Тульское региональное отделение Общероссийского Общественного Движения содействия духовному развитию населения «За Государственность и Духовное возрождение Святой Руси»
      • > Анастасийцы в Туле («Звенящие кедры России»)
      • > Секта «Алла (Эллэ) Аят» в Туле
      • > «Церковь Вселенская и Торжествующая» («Братство фиолетового пламени») в Туле
      • > Норбековцы в Туле (Курсы Норбекова)
      • > Секта «Радастея» («Ритмология»)
      • > «Профессионеальный центр психологической помощи» Елены Боград
      • > «Мастерская психолога ПРИРОДНЫХ взаимоотношений Владимира Гололобова»
      • > «Путь Единого Сердца»
      • > «Работники света»
      • > ПК «Глобус»
      • > Критериология Геннадия Мира
      • > «АТО» Игоря Тютюкина
      • > Центр «12 месяцев»
      • > Центр «СоЗнание»
      • > «Школа йоги гуру Ар Сантэма» в Туле
      • > «Хатха-йога» в Туле
      • > «Организмика» А.Тюняева
      • > «Универсология» в Туле
      • > Секта «ДЭИР»
      • > «Эйса»
      • > Секта «Рикла»
      • > «Психология 3000 Тула»
      • > «Школа расширения сознания» в Туле
      • > Центр интегративной психологии «Просвещение»
      • > Тульский Центр Взаимоотношений
      • > «Центр изучения духовного наследия Айванхова»
      • > «Русская Истинно-Православная Церковь» (РИПЦ) «лазаревская ветвь»
      • > «Российская Православная Автономная Церковь» (РПАЦ)
      • > «Российская Православная Церковь (Дамаскина)» (РосПЦ (Д))
      • > Секта «архиепископа» Сергия Журавлева
      • > «Истинно-Православная Церковь (Рафаила)»
      • > Секта «Российская православная кафолическая церковь»
      • > Оккультная группа Бордашевой Т.С.
      • > «Катакомбная Православная Церковь» в Туле
      • > Движение «Воскрешающая Русь»
      • > Лжесвященник Алексей Мяснов
      • > Лжемиссионерство Игнатия Лапкина
      • > Викентий Чекалин «епископ Яснополянский»
      • > Псевдоправославие в Туле и области
      • > Тульское городское Рериховское общество
      • > Тульские «лжерериховцы»
      • > Семейное поселение с вальдорфской школой «Ясная Слобода»
      • > NSP в Туле
      • > Секта петровцев («КПЕ»)
      • > Секта «Даждьбожьи внуки»
      • > Секта «Перуница»
      • > Секта «Руница»
      • > Секта «Здравица»
      • > Славяно-горицкая борьба
      • > Объединение неоязычников «Круг вятичей»
      • > Секта «Крыница»
      • > Неоязыческая секта А.Соколова
      • > Секта «Тульская ведическая община»
      • > Секта «ССО СРВ»
      • > Астро-психолог Сергей Федонин
      • > «Парапсихолог» Роман Гор
      • > «Психолог-эзотерик» Дмитрий Михайлов
      • > Дмитрий и Алевтина Сабанцевы
      • > Андрей Тюняев
      • > «Астролог» Анжела Харитонова
      • > Псевдоцелитель Владимир Гололобов
      • > Любослав (А.В.Субботин)
      • > «Всеясвета» Токмачевой
      • > Оккультные проекты Алексея Захарова
    • > Секты в Тульской области
      • > Секты в г.Алексин
      • > Секты в п.Арсеньево
      • > Секты в г.Белев
      • > Секты в Богородицке и Богородицком районе
      • > Секты в г.Венев и Веневском районе
      • > Секты в п.Дубна
      • > Секты в г.Ефремов
      • > Секты в п.Заокский
      • > Секты в г.Киреевск и Киреевском районе
      • > Секты в г.Кимовск и Кимовском районе
      • > Секты в п.Ленинский и Ленинском районе
      • > Секты в г.Узловой
      • > Секты г.Ясногорск и Ясногорского района
    • > Сектантские объединения в Туле и Тульской области
      • > Объединение сект «Тульский Поместный Совет Пресвитерианских Церквей»
      • > Сектантское объединение «Международное Христианское Межконфессиональное Движение ХХI века» в Туле
      • > «Содружество протестантских церквей Тульской области
      • > Молодежная сектантская группа «По сути» в Туле
    • > Наиболее активные секты в Тульской области
      • > Секта «Христианская Пресвитерианская Церковь «Преображение»
    • > История сектантсва на Тульской земле
      • > Адвентисты седьмого дня на тульской земле
      • > «Крещение» у тульских баптистов
      • > Раскол баптистов в СССР 1961 года
      • > Пятидесятники-сионисты
      • > Княгиня Гагарина и пашковство
  • > Сектозащита
    • > Московская Хельсинкская Группа
    • > Славянский правовой центр
    • > Центр «Сова»
  • > Кабинет психолога
    • > Психологический консультарий
    • > Психологические аспекты сектантства
    • > Контроль сознания и манипулирование
    • > Защита от манипуляций
    • > Почему люди попадают в секты: факторы риска
    • > Психологические последствия сектозависимости
    • > Оккультные поражения
    • > Конкретные примеры психологического воздействия
  • > Наследие проф.Ф.В.Кондратьева
    • > Молитва
    • > Биография 1
    • > Биография 2
    • > Биография 3
    • > ФЕДОР ВИКТОРОВИЧ КОНДРАТЬЕВ (К 85-летию со дня рождения)
    • > «Правозащитное» злоупотребление психиатрией
      • > Предисловие
      • > Об авторе
      • > Засилье «правозащитных» инсинуаций и
      • > Перед началом
      • > Началось…
      • > «Мягкая шизофрения». Первый этап первого периода истории советской психиатрии
      • > Второй этап первого периода истории советской психиатрии
      • > Большевицкий покров на советской науке
      • > Советская психиатрия второго (пост сталинского) периода ее истории
      • > Картинка из личной жизни: мое вхождение в психиатрию
      • > Образование и наука в пост сталинский период советской психиатрии. Кадры
      • > Материально-техническое обеспечение советской психиатрии
      • > Лечение в специальных психиатрических больницах
      • > Другие аспекты советской психиатрии второго этапа
      • > Внеплановая консультативная работа
      • > Макросоциальная ситуация в пост сталинский период
      • > Картинка из личной жизни: диссидент – священник Дмитрий Сергеевич Дудко
      • > Начало новых связок политики с психиатрией
      • > Как возникло «правозащитное» злоупотребление психиатрией
      • > Экспертизы по «диссидентским» (70 и 190-1) статьям УК РСФСР. Реальности «карательной» психиатрии
      • > Экспертизы по «диссидентским» статьям
      • > Проблемы шизофрении – корм «правозащитных» хулителей советской психиатрии
      • > Что же показали миру «правозащитники»-хулители советской психиатрии?
      • > По персоналиям: А.П. Подрабинек – фактов нет, но шума много
      • > А.С. Прокопенко – факты есть, но их интерпретация предвзято искажена
      • > Образцовый переподпевальщик Robert van Voren и иже с ним
      • > А.И. Коротенко и Н. Аликина – исполнители заказного проекта «Диссиденты»
      • > Независимая» психиатрическая ассоциация как организация «правозащитников»-хулителей отечественной психиатрии
      • > Григоренко – ось «правозащитно-хулительной» карусели
      • > Печальные итоги «правозащитного» хуления советской психиатрии
      • > «Правозащитники»-хулители психиатрии в постсоветский период
      • > «Правозащитники» хулят психиатрию за подавление свободы совести
      • > Институт им. Сербского как «Инструмент репрессивной психиатрии»
      • > Последняя картинка из личной жизни
      • > Итоги, что есть Зло? И, по нашей традиции: «Кто виноват? и что делать?»
      • > Послесловие
      • > P.S.
    • > Пасха души
    • > Молитва со-бытия с Господом
    • > У последней черты
    • > Педофилизм как орудие сатаны
    • > Религиозность психически больного — методологические проблемы её понимания
    • > Религиозная духовность в понимании психиатра
    • > Религиозная духовность в понимании психиатра Часть 2
    • > Клинико-политическое представление истории российской психиатрии. Журнал «Психическое здоровье»
    • > журнал «Психическое здоровье» публикаця часть 1
    • > журнал «Психическое здоровье» часть 1.1
    • > журнал «Психическое здоровье» часть 2
    • > журнал «Психическое здоровье» часть 2.1
    • > журнал «Психическое здоровье» часть 3
    • > журнал «Психическое здоровье» часть 3.1
    • > Болеет душа. Дух исцеляет
    • > Секты не менее опасны, чем наркотики
    • > Психолого-психиатрическое исследование деятельности организации «Фонд Новой Святой Руси» (Богородичный Центр)
    • > Психолого-психиатрическое и медицинское экспертное заключение по исследованию деятельности «Гуманитарного Центра Хаббарда» и «Саентологической Церкви»
    • > Cатанизм как реальность и «сатанизм» как психическое расстройство Часть 1
    • > Cатанизм как реальность и «сатанизм» как психическое расстройство Часть 2
    • > Cатанизм как реальность и «сатанизм» как психическое расстройство Часть 3
    • > Cатанизм как реальность и «сатанизм» как психическое расстройство Часть 4
    • > Cатанизм как реальность и «сатанизм» как психическое расстройство Часть 5
    • > Психолого-психиатрические аспекты проблемы сектантства
    • > Духовность как корректор душевных расстройств
    • > Значение религиозности для психического здоровья
    • > Концепция многофакторного анализа социального поведения психически больных
    • > Шизофрения – «королева психиатрии», больные шизофренией – изгои общества и его бремя
    • > Судебно-психиатрические аспекты криминальной агрессивности сатанистов
    • > Судебно-психиатрические аспекты криминальной агрессивности сатанистов 2
    • > Политические вмешательства в судьбы больных шизофренией
    • > Политические вмешательства в судьбы больных шизофренией 2
    • > «Одержимость бесами» как особый феномен психического расстройства
    • > Сатанизм – реалии наших дней
    • > Корни современного сатанизма и его криминогенная роль в опасном поведении лиц с психической патологией
    • > Социально-психиатрические последствия религиозного сектантства 2
    • > Социально-психиатрические последствия религиозного сектантства
    • > Проблемы социальной психиатрии и религиозность населения
    • > Проблемы социальной психиатрии и религиозность населения 2
    • > Шизофрения в психиатрических аспектах проблемы культовых новообразований («сект»)
    • > Шизофрения в психиатрических аспектах проблемы культовых новообразований («сект») 2
    • > Шизофрения, сверхспособности и точка принятия решения
    • > Религиозность и психопатология. Аспекты взаимовлияния
    • > Религиозность и психопатология. Аспекты взаимовлияния 2
    • > О деле проф. А.Дворкина: тянет на уголовщину
    • > «Независимые» моськи вновь лают на Слона (о нападках на проф. А.Л. Дворкина)
    • > Савенко под крышей Подрабинека. Актуальное интервью проф. Ф. Кондратьева
    • > Ю.Савенко – хулитель российской психиатрии
    • > О сектах, методах их воздействия и далеко не безобидных последствиях их влияния на человека …
    • > О сектах, методах их воздействия и далеко не безобидных последствиях их влияния на человека …2
    • > Эксперт по преступным душам
    • > Старость должна стать светлым этапом жизни
    • > Неисповедимы пути Господни. Укрепление со-бытия с Господом
    • > Судьбы инвалидов Великой Отечественной войны. Свидетельства очевидца
  • > Документы
  • > Библиотека