Патриархи мира список

Сколько патриархатов в православной церкви?

Русская православная церковь решила разорвать отношения с Константинополем. Вселенский патриархат, базирующийся в современном Стамбуле, ранее решил предоставить автокефалию, то есть самостоятельность, Украинской православной церкви и отменил решение от 1686 года, когда Киевскую митрополию передали под крыло Москвы. То есть сейчас произошел полный разрыв отношений между двумя патриархатами, и теперь прихожане РПЦ, к примеру, больше не смогут участвовать в таинствах в церквях Константинопольского патриархата — то есть молиться, причащаться и прочее.

Сколько всего патриархатов?

Сначала нужно сказать, что канонические православные церкви бывают двух видов — автокефальные и автономные. По сути, практически все из них представляют патриархат — это когда глава церкви носит титул патриарх, а отличие заключается в том, что в автономных церквях глав утверждает материнская церковь. Например, Украинская православная церковь Московского патриархата — автономная. Автономной церковь чаще всего считается, если ее признали не все автокефальные церкви. Хотя разницу между двумя этими видами церкви заметить сложно.

Всего в мире насчитывается 14 автокефальных церквей согласно диптиху Константинопольского патриархата и 15 — согласно Московскому патриархату (плюс Православная церковь в Америке). Патриархатом являются лишь 9 из 15 церквей: Вселенский Константинопольский патриархат, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Сербский, Румынский, Болгарский и Грузинский — в этих церквях во главе стоят патриархи. Остальные официально называются Кипрская православная церковь, Греческая, Польская, Албанская, Чехословацкая и Православная церковь Америки — здесь главные архиепископы-митрополиты. Отличие патриархов от митрополитов заключается в том, что патриарх — по сути, тот же митрополит, только главнее — в его подчинение входят все митрополии поместной церкви. Митрополит же — это епископ, стоящий во главе церкви определенного региона, например, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Зачем патриарх ездил в Минск? Подробнее

ТИМОФЕЙ I АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Тимофей I (+ 385), архиепископ Александрийский, святитель.

Память 13 февраля.

Был учеником святого Афанасия Великого и братом Петра Александрийского, после которого был избран на Александрийскую кафедру в 380 году. О жизни его известно очень мало. Он был участником II Вселенского Собора, проповедником единосущия Святой Троицы и защитником православного учения о Святом Духе. Святитель Тимофей преуспевал в борьбе с арианством и отличился благотворительностью.

Труды

Вследствие его учености разные епископы обращались к нему за разъяснением недоуменных вопросов. 18 его ответов на вопросы о причащении и о нравственной чистоте 2 правилом VI Вселенского Собора приобрели каноническую силу.

  • Александр (Милеант), еп. Буэнос-Айресский, общ. ред., Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями Епископа Никодима (Милоша), (издание исправленное и дополненное) 2004, Свято-Троицкая Православная Миссия, «Канонические Ответы Святейшего Тимофея Александрийского»:

Также сохранилось его письмо к Диодору Тарсийскому, изданное Галландом в VII томе «Bibliotheca veterum patrum». Святителю Тимофею приписывают также «Жития честных монахов» — свод житий преподобных святых. В армянском переводе V века сохранились составленное им житие святого Афанасия и два слова о Пресвятой Деве.

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Александрийской Православной Церкви:
  • Статья Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона:
  • Александр (Милеант), еп. Буэнос-Айресский, общ. ред., Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями Епископа Никодима (Милоша), (издание исправленное и дополненное) 2004, Свято-Троицкая Православная Миссия, «Канонические Ответы Святейшего Тимофея Александрийского»:

ТИМОФЕЙ III Салофакиол (т.е. Тимофей Белая Шапка или Тимофей Шаткая Шапка) – Александрийский патриарх с июня 460 г. по декабрь 475 г. и повторно с сентября 477 г. по июнь 482 г. Пишут, что он был человеком мягкого характера и по своим убеждениям высоко поднимался над средним уровнем своего века. Хорошо понимая трудность своего положения, Тимофей III Салофакиол знал и то, что при участии военной силы нельзя успокоить Александрийскую церковь и в затруднительных случаях всегда прибегал к нравственному воздействию на свою паству. Он был человеком такого беспристрастия и благочестия, что сумел примирить со своей личностью даже рьяных монофизитов. Его собственные клирики были недовольны тем, что он слишком мягко относился к отщепенцам и не позволял преследовать монофизитов. Рассказывают, что когда привели к нему женщину, которая несла крестить ребёнка в церковь, где удержались монофизиты, он обошёлся с ней кротко, дал холста для крещения ребёнка и отпустил. Говорят, что народ встречал его на улицах Александрии возгласами: «Хотя мы не имеем церковного общения с тобой, но мы тебя любим». После смерти Тимофея III Салофакиола монофизиты наметили ему в преемники Петра III Монга (477, 482–489 гг.). Вопрос о его преемнике закончился разрывом общения между Римской церковью и восточными церквами (484–519 гг.). В Константинополь православные отправили посольство во главе с архипресвитером Александрийской церкви Иоанном Талайёй. Оказалось, что в это время в Константинополе готовилось свержение императора Зинона (474–491 гг.), и александрийское посольство подпало под влияние этой революционной партии. Дело кончилось тем, что посольство было отпущено без положительных результатов, причём с Талайи было взято клятвенное обещание, что он сам не вступит на Александрийскую кафедру, хотя православные избрали преемником Тимофея Салофакиола именно его. Тот, конечно, не отказался. Вскоре было отправлено посольство в Константинополь с грамотой, где Иоанн Талайя оправдывал нарушение им клятвы тем, что против своей воли был избран народом и не мог противиться народной воле. Как бы то ни было, но бывший эконом церкви св. Иоанна Александрийского, Иоанн I Талайя (июнь – декабрь 482 г.), стал папой Александрии. Однако его доверенное лицо, явившись в Константинополь, сделало самую невозможную ошибку. Обычай того времени требовал, чтобы новые епископы в городах рассылали свои синдики в качестве известительных посланий о своём поставлении. Они назывались «синодиками», потому что избравший нового епископа Собор подписывал их, удостоверяя тем самым своё единомыслие в вере с новоизбранным епископом. По обычаю, эта грамота должна была быть вручена Константинопольскому патриарху Акакию (471–488 гг.). И хотя константинопольские епископы были самыми неприятными лицами для Александрии, церемония соблюдалась. Секретная инструкция, которой снабдили послов, гласила, что они должны руководствоваться указаниями сановника Илла, стоявшего во главе заговора против Зинона. Но когда послы прибыли в Константинополь, то оказалось, что Илл получил назначение на пост главнокомандующего на Востоке и был уже в Антиохии. Послы Талайи были настолько тупоумными, что, явившись в Константинополь, не вручили Акакию грамоты, а отправились в Антиохию к Иллу за инструкциями. Тем самым Константинополю было нанесено оскорбление: явились послы и не представили грамоты. В Риме уже было известно о смерти Тимофея Салофакиола, но его преемник ещё не был известен. Акакий был поставлен в нелепое положение: зная о поставлении Иоанна Талайи, он не мог официально сообщить об этом, т.к. не получал синодика от послов. Между тем у Петра Монга в Константинополе была сильная партия, которая распространяла слухи, что Талайе не по плечу поддерживать согласие в Александрии, и что его управление будет таким же безрезультатным, как и Тимофея Салофакиола, а лучше утвердить такого человека, как любимый александрийцами Пётр Монг. При этом говорилось, что он не противник Халкидонского собора и согласен пойти на компромиссы. Так появился «Энотикон» Зинона, который составил не Зинон, а (по мнению исследователей) Акакий, которому потом ставили в вину это «соединительное послание» в Египет. Когда из Рима, куда бежал Иоанн Талайя, последовал запрос к Акакию о его отношении к Петру Монгу, то Акакий сказал, что его православие в Риме известно и что с такими еретиками, как Пётр Гнафей, он в общение не входил. Между тем в Риме были в ходу такие аргументы: «Если предположить, что единственный монофизит – Пётр Графей Антиохийский, то и Пётр Монг, имеющий с ним общение, усвоил язвы монофизитства. Акакий, не имеющий сношений с Петром Гнафеем, но находясь в общении с Петром Монгом, тоже монофизит». Так появилась «акакианская схизма», которая была попыткой Римского епископа судить епископа Константинопольского.

Патриархи Московские и всея Руси (18 фото)

Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов (1589-1605) главной целью своей деятельности считал укрепление в России Православия. По инициативе Патриарха были проведены ряд преобразований в Русской Церкви: учреждены новые епархии, основаны десятки монастырей, начато печатание богослужебных книг. В 1605 году отказался присягать Лжедмитрию и был низложен бунтовщиками.

Патриаршество священномученика Гермогена (1606-1612) совпало с трудным периодом в русской истории – Смутным временем. Он открыто выступал против иноземных захватчиков, против возведения на русский престол польского королевича. Во время голода, начавшегося в Москве, Патриарх приказал открыть для голодающих монастырские житницы. При осаде Москвы войсками Минина и Пожарского святитель Гермоген был низложен поляками и заключен в Чудовом монастыре под стражу, где умер от голода и жажды.


Федор Никитич Романов-Юрский, после смерти царя Федора, был одним из законных претендентов на Русский трон, так как являлся племянником Иоанна Грозного. Попав в опалу при Борисе Годунове, Федор Ромнов-Юрский был пострижен в монашество с именем Филарет. В Смутное время Лжедмитрий II захватил митрополита Филарета в плен, где он пробыл до 1619 года. Земский Собор 1613 года избрал на русское царство Михаила Романова, сына митрополита Филарета, утвердив за последним титул Патриарха. Патриарх Филарет (1619-1633) стал ближайшим советником и фактическим соправителем царя Михаила.

Своим преемником Патриарх Филарет назначил архиепископа Псковского и Великолукского Иоасафа (1634-1640). Патриарх Иоасаф произвел большую работу по исправлению богослужебных книг, за шесть лет его правления было выпущено 23 книги, из которых многие были напечатаны впервые. За его короткое правление было основано три монастыря и восстановлено пять прежних, закрывшихся ранее.

В своей деятельности Патриарх Иосиф (1642-1652) большое внимание уделял делу духовного просвещения. По его благословению в 1648 году в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре – «Ртищевское братство». Именно благодаря Патриарху Иосифу удалось сделать первые шаги к воссоединению Украины (Малороссии) с Россией.

Патриарх Никон (1652-1666) отличался глубокой аскетичностью, духовностью, обширными знаниями и получил особое расположение царя Алексея Михайловича. При активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией, затем и Белоруссии. Особо проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор: при нем было заменено двуперстное крестное знамение на троеперстное, исправлены богослужебные книги по греческим образцам.

Седьмым Патриархом Всея Руси был избран архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Иоасаф (1667-1672). В своей деятельности Патриарх Иоасаф II стремился реализовать и утвердить реформы Патриарха Никона. Он продолжил начатое Патриархом Никоном исправление и издание богослужебных книг. При нем были просвещены народности на северо-восточных окраинах России; на Амуре, на границе с Китаем, был основан Спасский монастырь.

Правление Патриарха Питирима (1672-1673) длилось всего 10 месяцев. Был приближенным Патриарха Никона, и после его низложения, Питирим был одним из претендентов на Патриарший престол. Однако его избрали только после смерти Патриарха Иоасафа II. Известно, что Патриарх Питирим в 1672 году крестил в Чудовом монастыре будущего императора Российского Петра I. В 1673 году по благословению Патриарха Питирима был основан Тверской Осташковский женский монастырь.

Правление Патриарха Иоакима (1674-1690) пришлось на трудные для государства и Церкви годы. Усилия Патриарха Иоакима были направлены на борьбу против иностранного влияния на русское общество. Проявил себя Патрирах Иоаким и в области государственного управления: он выступил посредником между противоборствующими сторонами во время возникшей смуты в вопросе о престолонаследии в 1682 году и принял меры для прекращения стрелецкого восстания.
Патриарх Адриан (1690-1700) был 10-м, последним в досинодальный период, Патриархом Московским и Всея Руси. Деятельность Патриарха Адриана связана в основном с соблюдением церковных канонов и охране Церкви от ереси. Расположенный к старине и неохотно отзывавшийся на реформы Петра I, Патриарх Адриан все же поддерживал важные начинания царя – строительство флота, военные и социально-экономические преобразования.
После 200-летнего Синодального периода (1721-1917) Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. На Патриарший престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (1917-1925). Новому Патриарху пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, враждебно относящимся к Церкви в условиях революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.
В 1925 году Заместителем Патриаршего Местоблюстителя стал митрополит Сергий Нижегородский. Во время Великой Отечественной войны митрополитом Сергием был организован Фонд обороны, благодаря которому была построена танковая колонна имени Дмитрия Донского, также собирались средства на сооружение самолетов, на содержание раненых, детей-сирот. В 1943 году митрополит Сергий единогласно был избран Патриархом Московским и Всея Руси(1943-1944).
Патриарх Алексий I (1945-1970) был избран на Патриарший престол в феврале 1945 года. Его Предстоятельство совпало с окончанием Великой Отечественной войны и последующая деятельность была связана с восстановлением разрушенных войной храмов, восстановлением связей с Православными братскими Церквами, было положено начало контактам с Римско-Католической Церковью. Установились активные связи с древними нехалкидонскими Церквами Востока, а также с протестантским миром.
В своем Первосвятительском служении Патриарх Пимен (1971-1990) был продолжателем церковного делания Патриархов Тихона, Сергия, Алексия I. Одной из важнейших сторон деятельности Патриарха Пимена было укрепление отношений между Православными Церквами разных стран, развитие межправославных отношений. В июне 1988 года Патриарх Пимен возглавил торжества, посвященные Тысячелетию Крещения Руси, и Поместный Собор Русской Православной Церкви.
С предстоятельством Алексия II (1990-2008) связано время возрождения и духовного расцвета Русской Православной Церкви: открылись тысячи храмов и монастырей, в том числе Храм Христа Спасителя; началась активная подготовка кадров священнослужителей, открылись новые учебные заведения. 17 мая 2007 года произошло эпохальное событие в истории Русской Церкви — был подписан Акт о каноническом общении между Русской Православной Церковью московского патриархата и Русской Православной Церковью Загрaницей.
27 января 2009 года на Поместном Соборе Русской Православной церкви избран 16-ый патриарх Московский и Всея Руси. Им стал митрополит Кирилл.

Список православных церквей

Автокефальные и автономные православные церкви

Автокефальные церкви

Четыре древних православных церкви: Царьград | Александрия | Антиохия | Иерусалим
Русь | Грузия | Сербия | Румыния | Болгария | Кипр | Греция | Польша | Албания | Чехия и словакия | США и Канада*

Автономные церкви

Синай | Финляндия | Эстония* | Япония* | Китай* | Украина* | Македония *

* — статус церкви не признан какими-либо независимыми православными церквями.

Канонические церкви подразделяются на два вида: автокефальные и автономные церкви. Такие церкви имеет собственное самоуправление, отличие же состоит в том, что предстоятели автономных церквей утверждаются управляющим органом матери-церкви.

Такие церкви существуют в полном каноническом согласии с другими церквами при отсутствии явного письменного соглашения, какие из церквей признавать автономными, а какие автокефальными. Однако, есть церкви, канонический статус которых был признаны не всеми независимыми церквами, в частности, большинство из дочерних к РПЦ церквей не были признаны некоторыми древними церквами. У всех церквей существует так называемый список поминовения, в который заносятся предстоятели признанных ею церквей.

Автокефальные церкви

  • Вселенский Константинопольский патриархат
  • Александрийский патриархат
  • Антиохийский патриархат
  • Иерусалимский патриархат
  • Московский патриархат
  • Сербский патриархат
  • Румынский патриархат
  • Болгарский патриархат
  • Грузинский патриархат
  • Кипрская православная церковь
  • Греческая православная церковь
  • Польская православная церковь
  • Албанская православная церковь
  • Чехословацкая православная церковь
  • Православная церковь Америки (автокефалия признали только РПЦ, БПЦ, ГПЦ, ППЦ, ЧПЦ)

Автономные церкви

  • Синайская православная церковь ИП
  • Финская православная церковь КП
  • Эстонская православная церковь КП (автономию признала только КПЦ)
  • Японская православная церковь МП (автономию признала только РПЦ)
  • Китайская православная церковь МП (автономию признала только РПЦ)
  • Украинская православная церковь МП (автономию признала только РПЦ)
  • Охридская архиепископия СП (автономию признала только СПЦ)

Ранее независимые церкви

Сии церкви ранее были либо автокефальными, либо автономными, но в настоящее время исчезли или стали неправославными.

  • Карфагенская церковь
  • Латвийская церковь
  • Литовская церковь
  • Римская церковь

Непризнанные независимые церкви

Следующие церкви непризнаны основными церквами в качестве независимых или канонических.

  • Украинская православная церковь Киевского патриархата
  • Белорусская православная автокефальная церковь
  • Македонская православная церковь
  • Черногорская православная церковь
  • Украинская автокефальная православная церковь

Следует заметить, что в диптихах РПЦ и других дочерних церквей, ранжир четырёх, следующих за Московским патриархом, церквей отличается. За московский патриархом следует грузинский, затем сербский, румынский и, наконец, болгарский.

Смотри также

  • Автокефалия
  • Автономия
  • Список патриархов