Песьеглавец святой христофор

Кинокефалы — люди с собачьими головами. Где, по мнению римских историков, жили эти существа и что о них писали древние персы, индусы и египтяне? (8 фото)

Кинокефалы, которых еще называют киноцефалами, песьими главами, псоглавцами, являются зооморфными персонажами, присутствующими в культуре разных народов. Их изображают с человеческим телом, но с головой собаки, иногда волка, гиены или шакала. Рассказы о них встречаются уже начиная с IV в. до н. э.

Человек с головой собаки

Описания кинокефалов от источника к источнику претерпевали изменения. В одних говорится, что они не владели человеческим языком, а только выли и лаяли. Другие сообщают, что они все же пытались изъясняться, как люди, но давалось им это с трудом.

Внешне эти существа имели тело, полностью напоминающее человеческое, но с головой собаки. В некоторых случаях говорилось о бычьих ногах. Об этих персонажах известно, что они использовали и оружие, например, луки, и инструменты. А также ходили они не голыми, а, как и люди, носили одежду.

Этот момент давал возможность теологам Средневековья говорить о том, что эти особи не лишены души. Ведь, раз они прикрывают срам, значит, испытывают чувство стыда, который является одним из свойств души, дарованной Господом Богом.

Их «расселяли» в самых разных местах

О народе псоглавцев, упоминали, в частности, античные писатели, среди которых Гесиод, Геродот, Ктесия, Мегасфен, Плиний Старший и другие. Согласно их описаниям, кинокефалы обитали в Индии, Эфиопии, Ливии, Скифии. То есть на границах ойкумены — части мира, известной древним грекам, центр которой находился в Элладе.

Упоминания об этих странных существах встречались и у других авторов. Это индийские, персидские, египетские, китайские и зулусские писатели. В более позднее время псоглавцы «переместились» из византийских источников в древнерусские сказания.

Когда в эпоху Великих географических открытий были обнаружены новые земли, кинокефалов «переселили» в Индонезию, Молуккские острова, а также в Америку. Так, Христофор Колумб слышал рассказы о каннибальском племени с собачьими головами. Как выяснилось позже, речь шла о караибах, группе индейских воинствующих племен в Южной Америке.

Иногда кинокефалов «поселяли» в Скандинавии, иногда — на Руси, а точнее на «северо-востоке Московии, в области Colmogora». Последние описания относятся к XVIII веку.

Одно из первых описаний кинокефалов дано Плинием Старшим в «Естественной истории»:

В многочисленных же горах там обитает народ, имеющий собачьи головы, они одеваются в шкуры диких зверей. Вместо речи они лают; вооружены когтями и живут охотой на зверей и ловлей птиц.

Римский писатель Солин в книге «Собрании достопримечательностей» писал:

В индийских горах живут люди с собачьими головами, которые вооружены когтями, а одеты в шкуры. Голос у них нечеловеческий, и объясняются они лишь лаем и рычанием.

У древнегреческого философа Симмия есть подобное описание:

И увидел я знаменитое племя людей-полупсов, у коих поверх крепких плеч выросла песья голова с наисильнейшими челюстями; у них, как и у псов, лай. И вовсе не знают они славную именем речь других смертных.

Известные собакоголовые персонажи

Среди них мы обнаруживаем:

  1. Анубиса — древнеегипетского зооморфного бога.
  2. Святого Христофора — христианского святого. По одной из житийных версий, он принадлежал к собакоголовому племени. Согласно другой, собачью голову ему даровал Бог, услышав его молитвы, чтобы бороться с искушениями.
  3. Полкана — русского богатыря, представленного в былинах в виде кентавра, иногда изображенного с песьей головой.
  4. Аралезов — армянских богов-псоглавцев, имевших способность к возвращению к жизни павших в бою воинов посредством вылизывания ран.
  5. Святых Ахракаса и Аугани. О них говорится в Житии Меркурия Абу-Сефейна, коптского святого. Он рассказывает о двух святых, имевших собачьи головы и верно служивших ему, сопровождая повсюду. Они изображены на одной из икон, относящихся к XVIII веку, которая находится в Коптском музее.

Что же думают ученые о кинокефалах?

«Обезьянья» версия

Кто же были эти загадочные существа? Древние авторы, которые давали многочисленные описания людей-псов, тем не менее не пытались давать объяснения их природы. Вероятнее всего, это связано стем, что в те далекие времена наука находилась в таком состоянии, когда данные проблемы не рассматривались. Поэтому факт нахождения звериной головы на человеческом теле, скорее, мог пугать, вызывать пренебрежение, отвращение, нежели удивлять.

Современные ученые пришли к выводу, что истории о кинокефалах в своей основе имеют фольклорное происхождение. А существа, которые описываются как люди с собачьими головами и которых наблюдали многочисленные путешественники, не кто иной, как обезьяны — павианы, бабуины или гамадрилы.

Слово «кинокефал» (κυνοκεφάλοι) имеет древнегреческое происхождение и переводится, как «собакоголовый». Однако первоначально так называли именно указанные выше разновидности обезьян.

Например, Аристотель в своей «Истории животных» говорит о кинокефалах, упоминая их в ряду обезьян. Исследователи трактуют этот момент как описание павианов. Интересно, что современное научное название бабуина на латыни пишется не иначе, как Papio cynocephalus ursinus.

Мученик Христофор — самый необычный святой в христианстве (21 фото)

Среди большого количества святых, почитаемых христианами, есть и мученик Христофор, который на иконах изображен в довольно необычном образе. Этого святого традиционно изображают с головой собаки или лошади, однако, встречается он довольно редко и православным христианам практически не известен.

Далее слова автора:
РОГОЖСКАЯ РИЗНИЦА Святой мученик Христофор.
г. Ветка. Конец XVIII в. Дерево, левкас, темпера. 44,9х37,6 см. На тыльной стороне надпись киноварью: «В домъ Алезандра Дими/трiева Шышкина».
Мученик Христофор представлен псоглавым, по пояс, в повороте влево. На левом плече тонкое красное копье, которое он придерживает левой рукой, правая рука поднята в двуперстии. Человеческие глаза смотрят на зрителя, коричневые волосы длинными локонами ниспадают на плечи. Доспех, застежка плаща и наконечник копья золотые, с черневым рисунком по тому же листовому золоту, которое покрывает также нимб святого, фон и поля иконы. Личное письмо исполнено обычным санкирным приемом: на светло-коричневую подложку кладется более светлое красноватое охрение с последующими высветлениями. В результате передается смуглый цвет кожи. Мастеру удается придать звериной личине благостное умильно-доверчивое выражение. В моделировке тканей ощутима зависимость от стилистики барокко и рококо. На плаще рисунок и притенения складок коричнево-малиновые, завершающие высветления исполнены золотопробельным приемом. В верхней части средника надпись: «С(ВЯ)ТЫЙ МУ(ЧЕНИК) ХРИСТОФОРЪ».
Колорит иконы строится на сочетании малинового тона плаща с голубым тоном рубахи святого и с коричневым тоном личного. Плотное желтое золото служит их объединению и созданию условной глубины. Работа мастера цветом, приемы моделировки формы, а также цвет и ритм полосок, составляющих обрамление средника и всей иконы, характерны для иконописи Ветки конца XVIII в. // В.М. Сорокатый.
Редкий кадр
При входе в Покровский храм имеется еще одна практически неизвестная икона с образом св. Христофора.

Святой мученик Христофор изображён в числе мучеников



Последним веским аргументом к организации исследования оказалось письмо читателя сайта «Старове»:
«Вечер добрый! Был сегодня в магазине церковной утвари и икон “Софрино” РПЦ МП. Хотел заказать образ мученика Христофора древнего письма (с пёсьей головой). Мне говорят: “Изображение не каноническое. Запрещено Святейшим Синодом в XVIII веке. Не всё, что есть в интернете, правильно. Истинное изображение – такое…” (и показывают мне на своём компьютере мученика Христофора в образе человека, несущего на плечах Богомладенца). Я отвечаю: “Собор 1971 г. отменил все клятвы на старые обряды, каноны, иконы и снял анафемы со старообрядцев. Подобное написание Христофора до сих пор используется во многих поместных Православных Церквях”. Мне отвечают: “Это не наше дело. Духовник завода запретил изготавливать. То, что Вы хотите – кощунство. Не знаем, где и как Вы будете такую икону заказывать, кто Вам её будет делать, но истинное изображение только у нас”.
Вот так вот… “Яко не бывшими” стали не клятвы, а постановления Собора 1971 г. и всех последующих Соборов РПЦ. Речь идёт о магазине художественно-производственного предприятия “Софрино” РПЦ МП. В Москве два фирменных магазина: 1) на Кропоткинской (центральный); 2) в Сокольниках (на территории Храма Воскресения Христова), где я и пытался сделать заказ.»
Никоново-Петровские “новины” в действии: “исправленный” образ св. мученика Христофора поверх древней фрески в Ярославле

В основу данной заметки легло научное исследование С.К. Черновой – ведущего специалиста Череповецкого музейного объединения.
В Череповце также хранится изображение св. мученика Христофора Псеглавца, датированное 17 веком, однако это не единственное место, где заинтересовались историей необычного образа. Блогер carabaas делится историей появления образа св. мученика Христофора с собачьей головой из коллекции икон Ростовского музея:
В Ростовском музее эта икона эта находится изначально, и попала туда по распоряжению новообрядческого Архиепископа Ионафана (благословением которого был создан сам музей в 1883 г.). Предыстория появления иконы была описана в Епархиальных Ведомостях так:
“При обозрении в августе 1880 г. епархиальных церквей Его Высокопреосвященством в церкви села “Богородского в Осеку” усмотрена была между прочим икона мученика Христофора, в рост человека, с головой животного, а именно песьей. Владыка заметил причту все неприличие в храме таковой иконы и приказал оную вынесть из храма”…
Христофор – святой мученик, почитаемый Православной и Католической церквями, живший, по преданию, в 3 веке н.э. Житие святого Христофора, распространявшееся на Кипре и позднее на Руси, гласит, что святой был очень красив, но, дабы избежать соблазна, упросил Господа обезобразить его внешность. Этой версии придерживаются и современные богословы, а также Рогожские старожилы, подчеркивая изначальную обычность святого и в то же время «примиряясь с внедрившимся в столетия мифологизированным русским обликом святого». (цитата из Энциклопедии «Мифы народов мира». М., 1982. Т. 2, С. 604).
Примеры традиционного изображения св. муч. Христофора

Восточная традиция почитания св. мч. Христофора
Предание восточной традиции гласит (см.: Жития святых, на русском языке. С. 290; Минея – Май. Ч. 1, С. 363), что в годы правления императора Деция Траяна, человек, носивший имя Репрев, был захвачен во время боя с племенами в восточном Египте. Это был человек огромного роста, киноцефал (т.е. с пёсьей головой), как и все представители его племени.
Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. Император Деций прислал за ним 200 воинов. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел, по молитве его умножились хлеба, подобно умножению хлебов Спасителем в пустыне.
Святой Христофор. Греческая икона. Константинополь

Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом Вавилой. После крещения Репрев получил имя «Христофор». Когда Христофор был приведен к императору, тот призвал двух женщин-блудниц и приказал им склонить святого отречься от Христа, но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами. Деций приговорил Христофора к казни, и после жестоких истязаний мученику остекли голову. (см.: Жития святых, на русском языке. С.290). Одним из чудеммученико было то, что он остался невредимым после того, как император приказал поместить его в раскалённый медный ящик.
Святой Христофор. Греческая икона. 18 век
В Антиохии память мученика начали почитать не сразу после кончины, но некоторое время спустя, так что даже его подлинное имя забылось и было заменено почетным званием Христоносец (Christophoros). Это вполне понятно, так как святой не был членом местной Церкви, но был иноземцем, служившим в специальной когорте римской армии в Сирии. Тем более, что Христофора крестил не антиохийский епископ, а находившийся в изгнании александрийский пресвитер Петр, который после казни выкупил тело святого и переправил на родину.В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (фрески Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе в Гереме, Турция, Х – XI вв.), в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.).
Святой Христофор. Греческая икона
Икона из Егорьевского историко-художественного музея
Святые Христофор и Георгий поражают змей. Терракота. Виника. Македония. 6-7 вв
Святой Христофор и Ярославские чудотворцы. Русская икона. 18 век. ГИМ
Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Современный образ св.Христофора, созданный под влиянием католических легенд

Старообрядческая житийная икона святого Христофора
Святой Христофор с волчьей головой. Лубочная картинка
Поздние варианты написания главы св. мученика Христофора на Руси
Святые Флор, Лавр и Христофор. Пермская икона.1888
Современная икона св. Христофора Псеглавца
В России же почитание Святого Христофора не столь распространенное, и на иконах, продающихся в церковных лавках РПЦ МП можно встретить лишь изображение Святого в человеческом обличье с Божественным Младенцем на плечах. Образ Христофора-Киноцефал в неизменном виде почитается лишь в среде старообрядческой Церкви и остался лишь на тех редких иконах и храмовых росписях, которые не успели «отмодерировать» новообрядцы.
Отсюда: 1, 2

Святой Христофор

Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». Но было бы наивным предполагать, что данная фигура появилась «по ошибке»…

Это самый загадочный из всех святых, а иконы с его изображением до сих пор в опале у церкви. На них святой Христофор изображен с собачьей головой. Это может кому-то показаться богохульством. Но греки, создавая эти иконы, и не думали осквернять святые чувства. Именно таких людей описывал святой апостол Андрей Первозванный после своего миссионерского путешествия по землям, где сейчас располагается пакистано-иранская граница.

О житии этого необычного святого с головой собаки можно найти немало упоминаний в церковной литературе. Согласно им, святой Христофор на вид был столь свиреп, что римский император Деций Траян, правивший в 250-е годы, впервые увидев его, от страха упал со своего трона. Георгий Александру, греческий писатель, собирая факты о житии святого апостола Андрея Первозванного, о котором он написал книгу «Воздвигший Крест во льдах», отыскал немало упоминаний о киноцефалах, племени, к которому мог принадлежать святой Христофор.

Как уверяет писатель, апостол Андрей побывал на северо-востоке Пакистана. Там он и встретил людей с непривычной и даже ужасающей внешностью. Об этих же племенах упоминал и путешественник Марко Поло. Это он назвал их киноцефалами. Описывая этих существ, он говорил, что они похожи на собак породы мастиф. Устрашающей внешности они якобы добивались тем, что рассекали себе щеки, заостряли зубы и уши. Младенцам они стягивали черепа таким образом, чтобы те обретали вытянутую форму. И все это для того, чтобы устрашать врагов.

Существуют разные версии, как Христофор с песьей головой стал святым. Вот что гласит легенда. Во времена императора Деция Траяна он был воином и разбойником гигантского роста, наводившим ужас на всю Палестину. Христофор говорил, что согласится служить тому, кто страшней и могущественней его. Затем он понял, что на свете нет никого ужасней дьявола, и решил ему поклониться. Однако, узнав, что дьявол боится Иисуса и бежит от знака креста, он покинул его и стал ревностным служителем Божьим, обратив в христианство множество народа.

По другой же версии великан Христофор согласился перенести через реку Христа и удивился его тяжести, а тот сказал, что несет на себе все тяготы мира. Чем и убедил Христофора, что могущественней Христа нет никого на свете!

Пытаясь крестить население Ликии, Христофор встретил яростное сопротивление и погиб. Церковь чтит его как великомученика. Правда, в 1722 году Священный синод постановил не рисовать святого Христофора с песьей головой…

Впрочем, согласия по поводу места рождения святого Христофора среди историков, как древних, так и нынешних, нет.

Средневековый летописец Павел Диакон писал, что германское племя лангобардов, которое знаменито по первым крестовым походам, имело дружеские отношения с киноцефалами. Почему же собакоголовых боялись? Говорят, будто, убивая, они с жадностью припадали к ранам врагов и пили кровь.

Исследователь Адам Бременский излагает предание, что киноцефалы – это дети амазонок, отцами которых были какие-то неизвестные чудовища, обитавшие на Севере. О них осталось много легенд, часть из которых поэт Низами пересказал в поэме «Искандер-Наме».

В ней говорится, что племена русов, воевавшие с армией Александра Великого, выпустили в бой чудовище, которое отрывало воинам врага руки и головы и даже боевому слону оттяпало хобот. Монстр, по словам Низами, ничем не отличался от обычного рослого человека. Из общей массы его выделяли лишь рог на лбу и огромная сила. Родиной монстров Низами называет горы на пути к вечной тьме – полярной ночи. Не исключено, что это современный Приполярный Урал.

Север России вплоть до XVIII века был заповедником для существ, известных всему остальному миру лишь по легендам и мифам. Николай Карамзин упоминал, будто о таинственных горах на берегу океана любили потолковать в Москве в XVI веке. Причем среди обитателей Полярного Севера москвичи упоминали людей с собачьими головами. Да и путешественник Герберштейн, оставивший свои свидетельства в русском дорожнике XVII века, писал, что в верховьях реки Оби жили люди с собачьими головами.

В ХХ веке река Обь упоминается французским философом Рене Геноном. К тому же свидетели, видевшие псеглавцев, называли их жителями высокогорья. Но эти края считаются и местом обитания снежного человека. Правда, описывая его, говорят, что он больше похож на обезьяну и, в частности, на павиана. А между тем павианов в Египте называли киноцефалами, то есть псеглавцами, из-за сходства их голов с головами крупных собак. Так стало быть, племя, из которого вышел святой Христофор, могло быть племенем снежных людей?

Но есть у Христофора еще один близнецовый образ – египетский Анубис, бог смерти и возрождения всего живого, по сути, нормальный крестьянский бог весны. Анубис тоже собакоголов, а главное, в его руках, так же, как у Христофора, зацветающий посох. Это – и есть победа весны над зимой, а жизни над смертью, которое каждый год наблюдают все землепашцы. Зерно – сухое и мертвое, будучи похороненным в сырую землю, воскресает так же, как и посох Анубиса, или как посох Репрева, Офферо или Христофора. С идеей Воскресения Иисуса эти аллегории связаны чрезвычайно тесно.

Остается выяснить, при чем здесь собаки, и в Евразии ответа не найти: собака табурована крупнейшими религиями, как один из обликов Нечистого. Ответ сохранился у ацтеков. Собака с их точки зрения – отличный проводник на тот свет, и пока вылетевшая из тела душа трепещет, не понимая, что делать, собака ведет ее точно в пещеру предков. Поэтому индейцы всегда убивали и клали в захоронение собаку.

Здесь особенно хорошо видны общие корни культур. Под обличием цивилизованного Христофора кроется несколько более древний Харон, затем еще более древний Анубис*, а если скрести интенсивнее, то начнет проглядывать обычный индейский пес, коего клали в могилу каждому ушедшему родичу.

* В христианстве день почитания Христофора Псеглавца – 25 июля – день «вне времени» по майянскому календарю, день перехода из одного временного отрезка в другой, начало Нового года, по сути, — Врата Перехода. В Египте хранителем подобных Врат Перехода является Анубис

Голова Христофора, кстати, хранится в одном из храмов Франции. В том случае, если голова эта собачья, реликвия должна быть старой, до реформы 17-18 веков.

]]>]]> ]]>]]>

КОЕ-ЧТО О ПСАХ ПРАВЕДНЫХ

Сакральный смысл собаки все «настоящие» церкви отлично осознавали. Доминиканцы (Domini canis – псы Господни) татуировали на запястьях собачью голову с факелом в зубах – так, по крайней мере, считают. На мой взгляд, в зубах у пса была распустившаяся весенняя ветвь – символ воскрешения, символ новой жизни, просыпающейся в руках Анубиса каждую весну, а в церкви Иисуса – каждое вербное воскресенье.

Та же символика и у опричников: собачья голова и метла – на самом деле, пучок, вязанка прутьев с листвой, заодно и символ единства. И удивляться тому, что гяур и христианин – синонимы, а псы-рыцари – именно псы, не надо. Думаю, и термин «легавый» не на пустом месте вырос. По крайней мере, святым покровителем людей с рисковыми профессиями, в том числе, милиционеров, является как раз собакоголовый Христофор.

]]>

Псоглавцы

Псоглавцы Икона Св. Христофора

Кинокефалы, киноцефалы (греч. κῠνοκέφᾰλοι), псоглавцы, песьи главы, песьеглавцы, песиголовцы — люди с собачьими, волчьими, шакальими либо гиеньими головами.

Свидетельства

Рассказы о народе псоглавцев встречаются у античных писателей: Гесиода, Геродота, Ктесия, Мегасфена, Плиния Старшего и др. Согласно им, кинокефалы жили в Индии, Ливии, Эфиопии, Скифии — на границах тогдашней ойкумены.

И увидел я знаменитое племя людей-полупсов, у коих поверх крепких плеч выросла песья голова с наисильнейшими челюстями; у них, как и у псов, лай, и вовсе не знают они славную именем речь других смертных. (Симмий, «Аполлон»)

Войска Александра Македонского борются с псоглавцами. Индийская миниатюра

Согласно свидетельствам, хотя голова у них была собачья, все остальное тело было целиком человекоподбно. Они пользовались инструментами и оружием, а также носили одежду — что дало возможность средневековым теологам утверждать, что душа у них есть, ведь стыд — это результат дарованной господом души.

Встречаются упоминания о них у индийских, персидских, египетских, и даже китайских и зулусских авторов. Из византийских источников псоглавцы перешли в древнерусские сказания. В средневековье о них писали Блаженный Августин, Плано Карпини, Порденоне и Марко Поло. Области, отмеченные как «населенные псоглавцами», присутствовали на средневековых картах.

С расширением границ мира в эпоху Великих географических открытий кинокефалы «перекочевали» на Молуккские острова, в Индонезию и в Америку — Христофору Колумбу, в частности, рассказывали о племени каннибалов с песьими головами (это оказались караибы). Последние свидетельства очевидцев относятся к XVIII в.

«Кинокефалов, или песьеглавцев первоначально помещали в Африке, позднее на картах XII — XIII вв. они перемещаются на север Азии. На Севере кинокефалы впервые помещаются в контексте эсхатологических пророчеств Псевдо-Мефодия Патарского. Они составляют одно из подразделений апокалиптического войска Гога и Магога (т. н. яфетические солдаты). На карте Генриха Майнцского читаем легенду: «Рифейские горы — граница Азии и Европы; река Танаис. Здесь живут мерзкие люди Грифа, кинокефалы». На Эбсторфской карте мира песьеглавец вооружен луком и стрелой, рядом значится легенда: «Кинокефалы зовутся так, потому что у них песьи головы и личина; одеждой им служат звериные шкуры, а голос их – собачий лай». На карте мира 1550 г. просвещённого французского картографа Пьера Деселье (Дьепская картографическая школа) на северо-востоке «Московии» в области «Colmogora» помещена миниатюра русского охотника-промысловика (или эсхатологического бойца Гога и Магога), одетого в шкуры, вместо лука и стрел в руках у него уже ружье, но вместо лица по-прежнему пёсья морда. В англо-нормандской картографической традиции песьеглавцы перемещаются с северо-востока в Индию и в Африку».

На «Херефордовской карте мира» (ок. 1300) псоглавцы поселенены в Скандинавии

Объяснения

— * павианы, бабуины и другие собакоголовые обезьяны —

Известные собакоголовые персонажи

  • Анубис — древнеегипетский зооморфный бог
  • Святой Христофор — христианский святой, согласно одной из версий жития, принадлежал к подобному собакоголовому племени, жившему на границах империи. Согласно другой — собачья голова была дарована ему Богом в ответ на молитвы, чтобы противостоять искушениям. (Подробнее см. статью).
  • Полкан, русский богатырь, обладал песьей головой.
  • Аралезы — армянские боги-псоглавцы, которые могли лизанием ран павших в бою возвращать их к жизни.

См.также

  • Киноиды
  • «Псоглавцы» — исторический роман Алоиса Ирасека, к.XVII — н. XVIII вв. о ходах-казаках — чешских порубежниках, называемых этим прозвищем за их огромных охотничьих псов.
  • «Псоглавцы» — к/ф, Чехословакия, 1955.
  • «Псоглавцы» — опера Коваржовица
  • Кино(с)кефалия — долина в Этолии, (см. Битва при Киноскефалах).

Литература

  • David Gordon White, «Myths of the Dog-Man».

Сноски

  1. Игорь Фоменко. Карта мира: Эсхатологический ландшафт Средневековья

Ссылки

  • статья в Брокгаузе и Эфроне
  • Псоглавцы в аналитическом сводном каталоге фольклорных сюжетов
  • Псоглавцы в журнале «Лучшие компьютерные игры»
  • Средневековые изображения
  • Армянские изображения
  • Англ. статья с латинскими выдержками

Кинокефалы — правда или вымысел?

Люди с собачьими головами — кинокефалы — герои мифов и древних легенд, скажете вы. А вот и нет. Судя по многочисленным и, в общем-то, авторитетным источникам, кинокефалов встречали в разных частях света многие образованные люди с четвертого века до нашей эры и вплоть до XVIII столетия.
СКАЗКА ИЛИ БЫЛЬ?
Казалось бы, полнейшая глупость — человек с головой собаки. Такая же сказка, как и истории про кентавров, минотавров и русалок. Но если рассказы о полулюдях-полулошадях или, например, о человеке с головой быка из греческого фольклора и за рамки мифов обычно не выходят, то с кинокефалами совершенно другая история.
Уже с IV века до н. э. в исторических хрониках, книгах и рассказах можно найти свидетельства встреч людей со странными существами. В разных источниках их описания немного отличаются: в одних — это создания с телом человека и головой собаки, которые не знали человеческого языка и общались между собой при помощи лая и воя. Другие к описанию внешности прибавляли бычьи ноги, третьи уточняли, что эти существа все-таки способны были изъясняться на человеческом языке, но давалось им это с трудом, и основным средством общения для них оставался язык собак. В общем-то, описания достаточно разнообразны, что, впрочем, и не удивительно.


Кинокефалы. Миниатюра из «Книги о разнообразии мира» Марко Поло. Париж, XV век
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ
Если посмотреть на географию обитания этих «племен варваров» (как называют их в некоторых древних источниках), то мы увидим, что распространены кинокефалы были достаточно широко. В первых упоминаниях о них говорится об Индии, Африке, Северной Азии. С началом эпохи Великих географических открытий видевшие странных «людей» называют в качестве мест их обитания Индонезию и Америку. Также к ним причисляют Ливию, Скифию, Скандинавию и даже Русь, а точнее «северо-восток Московии, область Colmogora». О кинокефалах писали древние персы, индусы, египетские и зулусские авторы. В эпоху освоения и покорения мира области обитания людей-собак наносились на карты, и именно благодаря этим сохранившимся артефактам мы можем сегодня судить о том. где жили эти «племена-стаи».

Одним из первых кинокефалов описал Плиний Старший в своей «Естественной истории»: «В многочисленных же горах там обитает народ, имеющий собачьи головы, они одеваются в шкуры диких зверей. Вместо речи они лают; вооружены когтями и живут охотой на зверей и ловлей птиц». Солин в «Собрании достопримечательностей» пишет: «В индийских горах живут люди с собачьими головами, которые вооружены когтями, а одеты в шкуры. Голос у них нечеловеческий, и объясняются они лишь лаем и рычанием». Симмий подтверждает эти слова; «И увидел я знаменитое племя людей-полупсов, у коих поверх крепких плеч выросла песья голова с наисильнейшими челюстями; у них, как и у псов, лай. и вовсе не знают они славную именем речь других смертных» («Аполлон»).

Иисус Христос среди кинокефалов. Иллюстрация к двадцать первому псалму Киевской Псалтири, XIV век
Кроме них, о подобных народах упоминают Гесиод, Геродот, Марко Поло. Блаженный Августин и многие другие.
Фактическое единодушие в описании этих странных существ, многочисленность свидетельств, ареал обитания не могут не удивить. Но возникает естественный вопрос: кто же они, кинокефа-лы? Откуда они взялись?
Древние авторы, в большом количестве описывающие людей-псов, не берутся объяснять природу их происхождения. Возможно, это связано с тем, что в древние времена люди были плохо знакомы с антропологией, поэтому тот факт, что на человеческом теле располагалась собачья голова, их, безусловно, пугал, вызывал отвращение и пренебрежение, но никак не удивлял.
«ОБЕЗЬЯНЬЯ» ВЕРСИЯ
Современные ученые сходятся во мнении, что истории о кинокефалах в большинстве своем являются фольклором, а существа, которых видели многочисленные путешественники, были всего-навсего собакоголовыми обезьянами — павианами, бабуинами или гамадрилами. Но вот незадача: ареал обитания этих обезьян ограничен, встречаются они только на одном континенте — в Африке, между тем как первым местом обитания кинокефалов называется Индия.
«Обезьянья» версия вызывает сомнения, и если мы прочтем свидетельства Адама Бременского: «Говорят, где-то на берегах Балтийского моря обитают амазонки, их страну называют теперь раем женщин. Иные рассказывают, что амазонки становятся беременными, выпив воды. Другие говорят, что они зачинают либо от проезжающих купцов, либо от тех, кого берут в плен, либо, наконец, от чудовищ, которые в этих землях не редкость. Последнее, полагаем, наиболее вероятно. Когда же дело доходит до родов, то оказывается, что если плод мужского пола — это киноцефал, а если женского — то совершенно особая женщина. Кинокефалы — те, которые носят на плечах песью голову. Их часто берут в плен в Руссии, а говорят они, мешая слова и лай».

Еще один собакоголовый — египетский бог загробного мира Анубис
Против версии о бабуинах еще говорит тот факт, что в большинстве упоминаний подчеркиваются обнаженность их тела, прикрытого лишь шкурами и мехами, использование ими ручного труда, лука и стрел, скотоводство и земледелие как способ выживания- Что касается гастрономических пристрастий кинокефа-лов, отмечено, что питаются они преимущественно вяленым мясом. Не правда ли, сложно представить себе обезьяну, стреляющую из лука и занимающуюся скотоводством?..

СВЯТОЙ ХРИСТОФОР
Зачастую, если наука и здравый смысл не могут найти ответа на какие-либо вопросы, это с успехом делает религия. Наиболее других в плане описания кинокефалов преуспело христианство — пожалуй, именно потому, что одним из самых известных представителей собакоголовых является святой великомученик Христофор. Да-да, христианский святой — получеловек-полусобака — жил в III веке нашей эры.

Икона святого Христофора с собачьей головой
Историю его описывают по-разному. По одной версии, Христофор был высоким и крепким красавцем юношей, который помогал путникам переправляться через реку. Однажды его попросил о переправе на другой берег маленький мальчик. Когда Христофор посадил его себе на плечи, то почувствовал необыкновенную тяжесть. На это мальчик сказал ему, что он — Христос и несет с собой все тяготы мира. Когда юноша перенес Христа через реку, тот сказал, что готов выполнить любое его желание. Христофор, будучи праведным христианином, попросил превратить свой прекрасный лик в безобразный, дабы избежать соблазна со стороны неравнодушных к нему женщин. Так он получил собачью голову и имя Христофор, в переводе с греческого означающее «несущий Христа». Через несколько лет он принял мученическую смерть после того, как обратил многих людей в христианскую веру.
По другой версии, великан и силач с безобразной внешностью носил имя Репрев (буквально «дурной», «отверженный»). Император Деций, прознав о его необычайной силе, попросил доставить его к себе. Двести воинов, которым было поручено доставить Репре-ва, уверовали во Христа после того, как он сотворил на их глазах чудеса: в его руке расцвел жезл, по молитве силача умножилось количество хлеба, которого недоставало у воинов. После тщетных попыток зловредного императора хитростью обратить Репрева в язычество он приказал убить упрямца. Но вера Репрева была так сильна, что его не могли одолеть ни огонь, ни пытки. После долгих мук Репрев умер, сохранив в своем сердце веру, которую нес людям всю свою жизнь.
Безусловно, вторая версия жития святого кажется более правдоподобной, несмотря на то, что само существование кинокефалов кажется невозможным. Но стоит ли настолько критично относиться к людям-собакам, если в исторических анналах существует столько подтверждений древним легендам? И, возможно, такие герои мифологии, как Анубис, Христофор и Полкан, — вовсе не плод людской фантазии? Мария МИЛЯЕВА Тайны ХХ века №48, ноябрь 2012