Петрушко Владислав Игоревич

Курс лекций по истории Русской Церкви

Об авторе

Период домонгольский (до 1237 г.) Лекция 1. Предание о св. Апостоле Андрее Первозванном. Христианство в Северном Причерноморье, Крыму и на Кавказе в I-Х в. Cлавяно-варяжские набеги на Византию. «Фотиево крещение» Руси. Образование епархии «Россия». Христианство на Руси при Олеге Вещем и Игоре Рюриковиче. Крещение св. княгини Ольги. Положение христиан при Святославе Игоревиче и его преемниках. Лекция 2. Языческий период деятельности князя Владимира. Попытка реформы язычества. Выбор веры князем Владимиром. Поход на Херсонес. Крещение князя. Крещение Руси при св. Владимире. Кто был митрополитом Руси при св. Владимире? Гипотеза Приселкова и Карташева о пребывании Русской Церкви в Болгарской юрисдикции при св. Владимире. Лекция 3. Учреждение епархий в Русской Церкви. Дальнейшее распространение христианства и проповедь на окраинах Руси. Подвиг свв. князей Бориса и Глеба. Начало княжения Ярослава Мудрого. Митрополит Иоанн I. Расцвет православной культуры на Руси при Ярославе Мудром. Митрополит Иларион. Лекция 4. Роль Киевских митрополитов в церковной и общественно-политической жизни Руси в XI–XII вв. Климент Смолятич. Попытка достижения независимости от Константинопольского Патриархата при князе Изяславе Мстиславиче. Отношение русских архиереев к этому вопросу. Церковная политика св. кн. Андрея Боголюбского. Епархии и епископы Русской Церкви в домонгольский период. Органы епархиального управления. Приходское духовенство. Начало русского монашества. Киево-Печерский монастырь и его преподобные. Другие обители домонгольского времени. Лекция 5. Борьба с ересями и полемика с инославными. Духовная литература домонгольского периода. Писатели Киевской Руси. Уставы св. Владимира и Ярослава, другие памятники канонического характера. Новые церковные праздники. Первые святые Русской Церкви. Почитание мощей. Церковное пение, гимнография. Особенности богослужения в домонгольский период. Студийский Устав. Период от татаро-монгольского нашествия до разделения митрополии 1237–1458 гг. Лекция 6. Духовно-нравственные причины кризиса Киевской Руси. Завоевание русских княжеств монголо-татарами. Монгольские завоевания в Азии и Европе. Битва на Калке. Нашествие Батыя на Русь. Мученики времени Батыева разорения. Образование Золотой Орды и зависимость от нее русских княжеств. Отношение монголов к Русской Православной Церкви, причины их веротерпимости. Лекция 7. Общая характеристика периода зависимости Руси от Золотой Орды. Князья-мученики периода монголо-татарского ига. Случаи обращения монголо-татар в Православие. Возрастание значения Русской Церкви в жизни народа Руси в годы монголо-татарской зависимости. Митрополит Кирилл, его церковная и общественная деятельность. Владимирский Собор 1274 г. Св. митрополит Максим, его деятельность. Перенесение митрополичьей резиденции из Киева во Владимир и последствия этого шага. Учреждение Галицкой митрополии. Лекция 8. Св. митрополит Петр. Его церковная и общественная деятельность. Переезд митрополита в Москву. Поддержка Русской Церковью объединительной линии Московских князей. Возвышение великого княжества Литовского и подчинение Западной Руси власти Литовских государей. Учреждение Литовской митрополии. Св. митрополит Феогност. Его деятельность по сохранению единства Русской Церкви. Причины роста церковного землевладения на Руси в период монгольского ига. Новые попытки разделения Киевской митрополии и возобновления митрополии Галицкой. Лекция 9. Начало духовного подъема на Руси во II половине XIV в. Св. митрополит Алексий, его церковная и государственная деятельность. Выдающаяся роль св. Алексия в деле объединения Руси вокруг Москвы. Новые попытки Ольгерда Литовского и Казимира III Польского изъять своих православных подданных из юрисдикции митрополитов всея Руси. Митрополиты Литовско-Русские Роман и Киприан. Митрополит Галицкий Антоний. Лекция 10. Вопрос о преемстве на митрополичьей кафедре после смерти св. Алексия. Нареченный митрополит Михаил-Митяй. Митрополиты Пимен, св. Дионисий и св. Киприан. Русская Церковь при св. Киприане. Ересь стригольников в Новгороде и Пскове. Положение православных в Литовской Руси и Польской Галиции при Витовте и Ягайле. Деятельность митрополита Киприана по упорядочению церковной жизни на Руси. Лекция 11. Русская Церковь при св. митрополите Фотии. Конфликт Фотия и Витовта Литовского. Митрополит Литовской Руси Григорий Цамвлак. Великий князь Литовский Свидригайло и митрополит Герасим. Поставление Исидора на митрополию всея Руси. Ферраро-Флорентийский собор и участие в нем митрополита Исидора. Отступничество греков и заключение Флорентийской унии. Св. Марк Эфесский. Возвращение Исидора на Русь и реакция Москвы на Флорентийскую унию. Осуждение унии и низложение Исидора. Значение Московского Собора 1441 г. для судеб Православия. Период от разделения митрополии до конца царствования Ивана Грозного (1458–1584 гг.) Лекция 12. Осмысление русскими последствий Флорентийской унии и отступничества греков. Поставление св. Ионы на митрополию всея Руси – начало автокефалии Русской Церкви. Русская Церковь при св. митрополите Ионе. Поставление Григория Болгарина униатским митрополитом Западной Руси и разделение Русской Церкви на две митрополии – Киево-Литовскую и Московскую. Попытки совращения западных русинов в католичество. Лекция 13. Устроение Русской Церкви в монгольский период. Русские митрополиты, их значение в жизни Церкви и государства. Митрополичья власть и епархиальные архиереи. Особенности положения Новгородского архиепископа. Епархии Русской Церкви. Приходское духовенство. Возрождение русского монашества в XIV столетии. Лекция 14. Преп. Сергий Радонежский и его ученики. Новые обители Северо-Восточной Руси. Другие русские преподобные II половины XIV–I половины XVI вв. и основанные ими монастыри. Монастырская колонизация Русского севера. Монастырское землевладение. Значение монастырей для русской культуры. Иконописание в XIV–XV вв. Феофан Грек, преп. Андрей Рублев и Даниил Черный. Лекция 15. Появление ереси «жидовствующих» в Новгороде. Деятельность Схарии и его соратников, совращение ряда видных представителей новгородского духовенства. Протопопы-еретики Денис и Алексей. Распространение ереси в Москве. Дьяк Феодор Курицын, архимандрит Зосима Симоновский, великая княгиня Елена Волошанка и др. адепты «жидовства». Обнаружение ереси в Новгороде. Розыск по делу о еретиках, предпринятый св. Геннадием, архиепископом Новгородским. Причины невнимания московских властей к делу «жидовствующих». Борьба св. Геннадия Новгородского с ересью. Лекция 16. Появление ереси «жидовствующих» в Новгороде. Деятельность Схарии и его соратников, совращение ряда видных представителей новгородского духовенства. Протопопы-еретики Денис и Алексей. Распространение ереси в Москве. Дьяк Феодор Курицын, архимандрит Зосима Симоновский, великая княгиня Елена Волошанка и др. адепты «жидовства». Обнаружение ереси в Новгороде. Розыск по делу о еретиках, предпринятый св. Геннадием, архиепископом Новгородским. Причины невнимания московских властей к делу «жидовствующих». Борьба св. Геннадия Новгородского с ересью. Лекция 17. Митрополит-еретик Зосима (Брадатый). Собор 1490 г. Первое осуждение и наказание «жидовствующих». Эсхатологические настроения и проблема пасхалии. Низложение Зосимы. Митрополит Симон. Деятельность преп. Иосифа Волоцкого. Книга «Просветитель». Собор 1504 г., окончательное осуждение и казни еретиков. Геннадиевская Библия. Собор 1503 г. и его решения. Споры о монастырском землевладении между сторонниками преп. Нила Сорского и преп. Иосифа В Лекция 19. Появление и оформление идеи «Москва – третий Рим». Ее духовный смысл и значение в государственном строительстве Российской державы. Осмысление преемственности Московской Руси от Империи Ромеев в конце XV– начале XVI вв. Идея преемства в «Извещении о Пасхалии…» митрополита Зосимы. Старец Филофей Спасо-Елеазаровский и его послания Василию III и Мисюрю Мунехину. Развитие идеи «Москва – Третий Рим» в творениях старца Филофея и ее пророческий смысл. Дальнейшее развитие идеи Третьего Рима в памятниках русской духовной литературы: «Повесть о белом клобуке», «Сказание о великих князьях Владимирских» и др. Влияние идеи «Москва – Третий Рим» на духовную и общественно-политическую жизнь России в XVI–XVII вв. Лекция 20. Преподобный Максим Грек, его происхождение, образование, деятельность в Италии и на Афоне. Переводческие труды преп. Максима на Руси. Взаимоотношения с митрополитом Варлаамом. Конфликт Максима Грека с митрополитом Даниилом. Суды над преп. Максимом в 1525 и 1531 гг. и его последующее заточение. Взаимоотношения преп. Максима и Вассиана Патрикеева. Литературные труды Максима Грека. Преп. Максим в период правления св. митрополита Макария. Митрополит Московский и всея Руси Иоасаф (Скрипицын). Продолжение боярской смуты. Низложение Иоасафа. Лекция 21. Митрополит Московский и всея Руси св. Макарий, его происхождение и начало церковной деятельности. Св. Макарий в бытность его Новгородским архиепископом. Поставление св. Макария на митрополию и его взаимоотношения с Шуйскими. Первые годы княжения Иоанна IV, влияние боярской смуты на его характер. Роль св. Макария в воспитании государя. Начало самостоятельного правления Иоанна IV, его венчание на царство. Начало преобразований в церковной жизни и государственно-политической системе. Протопоп Сильвестр и «Избранная Рада». Канонизационные Соборы 1547 и 1549 гг. Земский Собор 1550 г. Стоглавый Собор 1551 г. и его значение для церковной и государственной жизни. Окончание работы св. Макария над «Четьими-Минеями». Лекция 22. «Собор на еретиков» 1553–1554 гг. Обнаружение новой ереси. Дело Матвея Башкина. Осуждение старца Артемия, архимандрита Феодорита и проч. Феодосий Косой и его еретические убеждения. Дело дьяка Висковатого. Взятие Казани Иоанном Грозным. Собор 1555 г., образование Казанской архиепископии. Св. Гурий и Герман Казанские и св. Варсонофий Тверской, их миссионерские труды. Покорение Астрахани и ее христианизация. Русская духовная литература середины XVI в., Ермолай-Еразм, Зиновий Отенский, протопоп Сильвестр и др. Начало книгопечатания в Московском государстве. Диакон Иоанн Федоров и его ученики. Лекция 23. Причины перемен в характере царя Иоанна Грозного, обусловившие переход к тираническому правлению и массовому террору. Начало Опричнины. Русская Церковь во время опричного террора. Митрополит Афанасий. Попытка поставления св. Германа Казанского на митрополию. Подвиг святителя Филиппа (Колычева). Митрополит Кирилл III. Поход Иоанна Грозного на Новгород. Митрополит Антоний и Соборы 1573 и 1580 гг. по вопросу о церковном землевладении. Митрополит Дионисий. Кончина Иоанна Грозного и воцарение Феодора Иоанновича. Московские Патриархи Установление Патриаршества в Русской Церкви. Святой Патриарх Иов Святой Иов и Русская Церковь в период его Патриаршества Священномученик Ермоген и Русская Церковь в период его Патриаршества Русская Церковь после смуты, в период «Межпатриаршества» (1612–1619 гг.) Русская Церковь в Патриаршество Филарета (Романова) Патриарх Иоасаф I и Русская Церковь в период его Патриаршества Русская Церковь при Патриархе Иосифе. Часть I Русская Церковь при Патриархе Иосифе. Часть II Русская Церковь в период патриаршества Никона. Часть I Русская Церковь в период патриаршества Никона. Часть II Патриарх Никон. К 400-летию со дня рождения. Жизненный путь и Патриаршее служение Патриарх Никон. К 400-летию со дня рождения. Богослужебная реформа Русская Церковь в период Патриаршества Иоасафа II Из истории Западно-Русской Церкви Православие в Западной Руси после заключения Брестской унии Из истории утверждения унии на Западной Руси

Об авторе

Владислав Игоревич Петрушко родился 29 июля 1966. Церковный историк и журналист.

В 1989 г. окончил биологический факультет Львовского государственного университета (кафедра генетики). В 1989–1991 гг. – научный сотрудник Лаборатории биохимической генетики Львовского отделения Института биохимии им. А. Палладина Академии наук Украинской ССР. В 1991–1994 гг. аспирант НИИ Генетики и селекции промышленных микроорганизмов (Москва).

В 1995 г. окончил Богословско-пастырский факультет Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ). С 1995 г. – преподаватель ПСТБИ (ныне – Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет; ПСТГУ). В настоящее время – профессор кафедры Истории Русской Церкви ПСТГУ. С февраля 2002 г. по октябрь 2015 г. – шеф-редактор Интернет-портала «Седмица. Ru» при Церковно-научном центре «Православная Энциклопедия».

В 1997 году в ПСТБИ защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата богословия.

В 2006 году Российской академии государственной службы при Президенте РФ защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук.

В 2006 году в ПСТГУ защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора церковной истории. Автор нескольких монографий и нескольких десятков научных статей, участник многих российских и международных научных конференций.

Женат, имеет двоих детей.

Участник телеигр «Что? Где? Когда?». Обладатель «Хрустальной совы» и титула «бессмертный» (сезон 1989 г.).

Профессор Владислав Петрушко: «Украина находится на грани религиозной войны»

Украинский президент намерен обратиться к Константинопольскому Патриарху с официальной просьбой о признании автокефалии (независимости) «Украинской церкви». Подобные новости на протяжении последних десятилетий звучали уже не раз. Но сегодня это уже не похоже на политический пиар Кравчука или Ющенко: заявление последовало после личной встречи Петра Порошенко с Патриархом Варфоломеем на фоне крайнего обострения противостояния России и Запада. О том, к чему могут привести подобные инициативы русофобски настроенных политиков и религиозных деятелей, «Царьграду» рассказал профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор церковной истории Владислав Петрушко.

***

«Царьград»: Владислав Игоревич, насколько вчерашнее заявление Порошенко о том, что Украина якобы «как никогда близка» к созданию «незалежной от Москвы» церкви, отличается от прежних реляций украинских националистических политиков?

Профессор Петрушко: С одной стороны, действительно, подобное звучит далеко не в первый раз. И в этом смысле заявление Порошенко не представляет собой ничего нового. Однако, на мой взгляд, совершенно новым является контекст, в котором это звучит. Если прежде попытки создания «Украинской незалежной церкви» были лишь следствием развития проекта «Украина» (как противопоставления Украины России), а соответственно, привнесения идеологии украинского национализма в церковную жизнь, то сейчас это происходит на фоне крайнего обострения наших отношений.

Более того, эту ситуацию мы должны рассматривать в контексте всего, что происходит сегодня вокруг России, той тотальной идеологической войны, которая ведется против нас. Это звенья одной цепи: и то, что творилось с антидопинговым скандалом, и попытки сорвать чемпионат мира по футболу, и «дело Скрипалей», и многое другое, что происходит в мире сегодня. Поэтому заявление Порошенко следует рассматривать уже не только в контексте внутриукраинской политики, а именно как акцию, направленную против России. Ее реальная цель – не столько что-то сотворить в церковной жизни на Украине, а максимально ослабить Русскую Православную Церковь (частью которой является каноническая Украинская Православная Церковь – прим. ред.). И это, опять же, один из ударов по России.

«Ц.»: Получается, это не вопрос конфессиональной политики, как пытаются представить некоторые политики и эксперты, а самый настоящий инструмент геополитического противостояния?

Профессор Петрушко: Разумеется, здесь нужно понимать, что Украина как самостоятельный субъект международного права уже практически не существует. И в этом смысле я рассматриваю инициативу Порошенко не столько как его личную (как это было у Ющенко или Кравчука), а скорее, как то, что ему транслируется извне. И именно это вызывает гораздо большее опасение, чем прежде. Людей, которые планируют эту акцию, абсолютно не заботит, что произойдет с Украиной и украинцами. Итогом этого может быть полномасштабная религиозная война. И, думаю, тех, кто все это организует где-то далеко за океаном, последствия для Украины и украинцев совершенно не волнуют. И это особенно тревожно.

Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор церковной истории Владислав Петрушко. Фото: Телеканал «Царьград»

«Ц.»: Хотелось бы понять, какова роль Константинопольского Патриарха в происходящем?

Профессор Петрушко: Конечно, и со стороны Патриарха Варфоломея ситуация складывается иначе, чем прежде. Конечно, он десятки раз повторял, что признает только каноническую Украинскую Православную Церковь и Митрополита Онуфрия как ее Первоиерарха. Но не надо забывать, что мы имеем дело с крайне амбициозным религиозным лидером, который очень болезненно воспринял неудачу с Критским собором и обвиняет Русскую Церковь в том, что ее неучастие в этом Соборе фактически его сорвало, лишило его статуса Всеправославного, Всевеликого.

Бандеровцы в рясах

Думаю, что от обиды Варфоломей может начать действовать несколько иначе, чем прежде. Не говоря уже о том, что он тоже целиком зависим от тех же внешних сил, которые управляют и Порошенко. Он держится в Стамбуле только благодаря греческой диаспоре Соединенных Штатов, которая хорошо интегрирована в истеблишмент США. Мы знаем и директоров ЦРУ из греков, и иных крупных представителей американской элиты, которые, собственно, и управляют Греческой архиепископией, а через нее — и Константинопольской Патриархией. Поэтому происходящее надо рассматривать не как «надцатую» попытку явочным порядком государственным актом провозгласить какие-то очередные автокефалистские новообразования, как это было 1992 году, когда был создан «Киевский патриархат», ситуация разительно отличается. И это уже не столько внутриукраинский вопрос, сколько вопрос глобального противостояния России и Запада.

«Ц.»: Хотелось бы понять, кем являются не ключевые акторы происходящего, а те, чьими руками это планируется сделать. Ведь Порошенко уже заявил, что так называемый «Киевский патриархат» (КП) и «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ) полностью поддерживают его инициативу.

Профессор Петрушко: УАПЦ ведет свое начало еще от украинских самосвятов, возникших в послереволюционные годы. Как ни странно, к ее созданию приложили руку большевики, чтобы расколоть Русскую Церковь. Впоследствии она за ненадобностью прекратила свое существование, и те же большевики в 1930-е годы репрессировали ее лжеархиереев. Вторая генерация УАПЦ – это 1942 год, когда на оккупированной Украине при помощи немецких оккупационных властей епископ Поликарп (Сикорский) вторично организовал этот раскол, создав квазинезависимую, неканоническую, никем не признанную церковную структуру. Ее остатки сохранились в эмиграции, а в постперестроечный период были вновь экспортированы на Украину, где ее глава Мстислав (Скрипник) был провозглашен «патриархом», самозваным «патриархом Украины», положив начало уже третьей УАПЦ. Сам Скрипник уже был престарелым и совершенно оторванным от реалий Украины, от украинского «политикума» человеком. Поэтому УАПЦ выглядела реликтом, который в идеологическом плане, может, и имел небольшую ценность для украинских националистов, но в практической жизни был совершенно беспомощен.

И в этих условиях появился еще один персонаж, бывший митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко), который в 1990 году не был избран Патриархом Московским и Всея Руси, на что был страшно разобижен, и решил стать «патриархом» на Украине. Правда, когда он ушел в раскол и соединился с УАПЦ, там это воспринято было, конечно, тоже без особого энтузиазма: Филарет имел репутацию «агента КГБ», активно сотрудничал в свое время с тем же Кравчуком в его бытность секретарем ЦК Компартии Украины. Поэтому никто в искренность его преображения в националиста не верил.

И тем не менее, именно такая фигура, беспринципная и амбициозная, для того украинского истеблишмента, который начал складываться в начале 1990-х годов, была более привлекательна. Именно поэтому почти в приказном порядке УАПЦ было велено объединиться с Филаретом. И именно тогда и был создан так называемый «Киевский патриархат». Правда, впоследствии между ними (КП и УАПЦ) вновь произошло разделение, и в итоге именно Филарет возглавил «Киевский патриархат», облачившись в вожделенный белый куколь, сшитый по московскому образцу, что выдало его первоначальные амбиции.

С тех пор именно он стал самым активным партнером украинских властей, стремившихся к дальнейшему развитию проекта незалежной Украины. Но который, тем не менее, так и не добился признания законности своего «Киевского патриархата», который как был расколом, так расколом и остается.

«Ц.»: Но идеологически «Киевский патриархат» и УАПЦ – близнецы-братья?

Профессор Петрушко: Не совсем. УАПЦ – это, скорее, организация идейных националистов, в основном галичан, а также людей, связанных с украинской диаспорой. Это более аполитичная организация, пропагандистская, но не склонная к непосредственному участию в политической деятельности. Кроме того, УАПЦ в последние годы совершенно маргинализировалась. В отличие от «Киевского патриархата», структуры, тесно связанной с политическими силами. Это именно политический игрок, люди, которые оседлали националистическую идеологию по соображениям конформизма, выгоды.

Сам Филарет с трудом освоил украинский язык. Но УАПЦ, при всем ее идейном национализме, выглядит как более вегетарианская структура, чем «Киевский патриархат», который еще в 1990-е годы имел боевые структуры. С боевиками «Правого сектора» именно он тесно контактирует. Именно Киевский патриархат после событий на Майдане сильно укрепился. И сейчас выступает как политический партнер для самых радикальных деятелей на Украине.

Глава так называемого «Киевского патриархата» лжепатриарх Филарет (Денисенко). Фото: www.globallookpress.com

«Ц.»: И все-таки, на чем основано то, что за признанием автокефалии этих псевдоправославных структур украинские радикалы обращаются именно к Константинопольскому Патриарху. По той причине, что еще в XVII веке Киевская Митрополия вышла из его юрисдикции в подчинение Московскому Патриарху?

Профессор Петрушко: Да, Киевская Митрополия была возвращена в состав единой Русской Церкви в 80-е годы XVII века. Но Константинополь, к сожалению, оспаривает этот факт, несмотря на то, что исторические документы подтверждают передачу Киевской Митрополии именно в Московскую юрисдикцию. Но, как это часто бывает у греков, какие-то штрихи они все время оставляют, чтобы потом иметь основания это оспорить. Скажем, Константинопольский Патриарх Дионисий, который предоставлял Киевскую Митрополию в Москве, потом в одном из писем называл Московского Патриарха Иоакима «экзархом Константинопольского Патриархата». И цепляясь за подобные нюансы, Константинопольский Патриархат сейчас пытается доказать, что это была лишь временная передача в управление на правах экзархата, а не в постоянную юрисдикцию.

Украинские неонацисты «крышуют» раскольников

Но сейчас опаснее даже другое. Напомню, что при подготовке Всеправославного Собора на Крите, Поместные Православные Церкви договорились о том, что Константинопольский Патриархат отказывается от своего требования, что только с его одобрения может предоставляться автокефалия. Что все автокефалии будут предоставляться по согласованию между Церковью-матерью и той Церковью, которая обретает автокефалию при консенсусе всех православных церквей и с их общего одобрения. Однако неучастие Русской Церкви в Критском Соборе создает опасную ситуацию, когда Константинополь может сказать: раз вы не участвовали в этом Соборе, то это предварительно принятое решение аннигилируется как не утвержденное. И Константинопольский Патриархат опять может возвратиться к своей амбициозной линии. К тому, что только он, как первенствующая кафедра, предоставляет автокефалию.

И, собственно, именно такую позицию подтверждает прошлогоднее обращение Патриарха Варфоломея к украинцам по поводу годовщины Голодомора, в котором он называет их своею паствой и говорит, что Константинопольская Церковь – мать для Украинской Церкви. Ну, а раз так, то, соответственно, он может и распоряжаться ее судьбой, ее возможной автокефалией.

«Ц.»: Но если Константинопольский Патриарх подобное предпримет, это станет расколом всего Православного мира?

Профессор Петрушко: Безусловно. Это будет катастрофа всеправославного масштаба. Потому что она не решит проблемы Украинского Православия, где действительно страна расколота между националистическим Западом и близкими к России по духу Востоком и Югом. И я думаю, что не только целые приходы, но целые епархии не пожелают быть в лоне такой «автокефальной церкви». Для Украины это, конечно, будет религиозная война. И конечно, это будет разрыв между Константинополем и Москвой. И что тогда вообще будет представлять собой Мировое Православие – трудно себе представить.

Остается надеяться, что Патриарх Варфоломей, накануне недалекого, судя по его преклонному возрасту, ухода в вечность, отнесется к этому более ответственно и не станет жертвой давления со стороны заокеанских сил. Надежда исключительно на его добрую волю, разум и чувство ответственности за судьбы Мирового Православия.

Владислав Игоревич Петрушко

Владислав Игоревич Петрушко (род. 29 июля 1966, Новомосковск, Тульская область, СССР) — российский церковный историк и журналист, игрок телевизионной игры «Что? Где? Когда?». Кандидат исторических наук, кандидат богословия, доктор церковной истории, профессор.
В 1989 году окончил биологический факультет Львовского государственного университета (кафедра генетики). В 1989—1991 годах — научный сотрудник лаборатории биохимической генетики Львовского отделения Института биохимии имени Палладина Академии наук Украинской ССР. В 1991—1994 годах аспирант НИИ генетики и селекции промышленных микроорганизмов (Москва).

В 1995 году окончил богословско-пастырский факультет Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ). С 1995 года — преподаватель ПСТБИ (ныне — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; ПСТГУ). В настоящее время — профессор кафедры истории Русской церкви ПСТГУ.

В 1997 году в ПСТБИ защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата богословия.

С февраля 2002 по октябрь 2015 года — шеф-редактор интернет-портала «Седмица.ru» при Церковно-научном центре «Православная энциклопедия».

В 2006 году в Российской академии государственной службы при Президенте РФ под научным руководством доктора исторических наук, профессора Ольги Васильевой защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Проблема создания Киевского патриархата в украинской греко-католической церкви в XX столетии» (специальность 09.00.13 — религиоведение, философская антропология, философия культуры). Официальные оппоненты — доктор исторических наук, профессор Рудольф Пихоя и кандидат исторических наук Александр Степанов. Ведущая организация — Институт всеобщей истории РАН.

В 2006 году в ПСТГУ защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора церковной истории. Автор нескольких монографий и нескольких десятков научных статей, участник многих российских и международных научных конференций.

С 2014 г. — член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации.

Участник телеигр «Что? Где? Когда?», дебютировал 18 ноября 1989 года в составе команды Львовского городского клуба знатоков. Обладатель «Хрустальной совы» и титула «бессмертный» (сезон 1989 года).

Семья
Женат, имеет двоих детей. Жена — кандидат биологических наук, сотрудник Института биохимии имени А. Н. Баха РАН

Награды
Награждён орденами святого равноапостольного Князя Владимира (2-й степени), святого князя Ярослава Мудрого, преподобного Нестора Летописца (3-й степени), «1020-летие Крещения Руси» и «15-летие Харьковского собора» (все — Украинской православной церкви) и благословенными грамотами патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митрополита Киевского и всея Украины Владимира.

Круглый стол: “Семейные традиции народов России в современных условиях”

Александр Пашков:
Многонациональность Урала – важный фактор его устойчивости, как опорного края державы, поэтому в пресс-центре ИТАР-ТАСС-Урал мы собрали вместе с гостями кинофестиваля «В кругу семьи», представителей национальных культурных объединений и общественных организаций, занимающихся сохранением и укреплением семьи.
Анжела Тамбова:
Сегодня на первый план выходит общая для всех национальностей проблема – проблема утери семейных ценностей. Причин тому множество. Среди главных – отсутствие верности (измена становится нормой) и гендерные проблемы – мужчины перестают быть мужчинами, женщины – женщинами. Действительно ли это главные угрозы для российской семьи или есть еще более опасные проблемы? Давайте это обсудим.

Валерий Неталиев:
Я воспитывался в мусульманской семье, к сорока годам я принял православие. И в мусульманской, и православной традиции верность уважается и почитается. В Российской традиции, если происходит венчание, то мысли об измене даже не может допускаться. И в той, и в другой традиции во главе семьи должен стоять мужчина. Человеческое общество и семья – это сложный организм. Мужчина стоит во главе семьи, а женщина является помощницей, хранительницей очага, советницей. При этом женщина может быть умнее мужчины, но мудрая жена этого делать не будет. Сегодня люди перепутали ценности, забыли традиции, живут не тем, что нам оставили наши деды и прадеды, не чтят и не соблюдают заповедей, ставят во главу свои наслаждения – отсюда возникают проблемы.

Вячеслав Боровских:
Урал и Россия вообще – это многонациональное образование. В связи с этим, последнее время нам стало свойственно решать наши проблемы по пути наднационального выхода.
И это, на мой взгляд, ошибочный путь.
Семья является основой общества и государства. Если не будет семьи – то не будет народа и государства. Семья – это в принципе национальный продукт. Решение семейных проблем в масштабах государства или области наднациональной быть не может. Наоборот, мы должны уйти в национальное, то есть духовно-нравственное, религиозное измерение этих проблем. Потому что в каждой национальной культуре семья создавалась в той религиозной и духовно-нравственной обстановке, которая царила сотни лет у этого народа. Благодаря этому сам народ появился как явление природы.
Поэтому мы должны не нивелировать различия народов, а серьезно и глубоко изучать. Каждый должен изучать свою духовно-нравственную традицию и утверждаться в ней. Тогда у нас будут крепкие семьи, у каждого народа будет своя неповторимая семья со своими красивыми национальными обычаями.

Магомед Магомедов:
Семья – ячейка нашего государства. Все проблемы и беды, которые есть в обществе, постепенно внедряются в семью. Семья не изолирована от этого. Это открытое сообщество. Но с другой стороны, в семейных отношениях есть своя культура, свои традиции. Эта культура не замкнута. Если мы не будем сохранять и приумножать эти традиции и обычаи, то может произойти внедрение в институт семьи субкультуры. На сегодняшний день – это очень серьезная угроза для семьи. Наша задача заключается в выработке той идеологии, которая могла бы противостоять этой субкультуре. Для того, чтобы создать идеологию, нужно выработать определенные критерии – основополагающие, фундаментальные ценности.

Азиз Гасанов:
Для современного государства, для развития новой формы политики и экономики, пришедших в государство, очень важно в этот переходный этап задуматься над следующими вопросами: каким должен быть россиянин, каков его взгляд на будущее, как на сегодня мы формируем сознание подрастающего поколения, для того, чтобы сохранить все ценное и прогрессивно развивать народ.
Как профессиональный юрист, в прошлом сотрудник милиции, я очень близко знаком с проблемами воспитания подрастающего поколения. Сегодня мы с вами являемся свидетелями действий криминальных элеменотов, физического и нравственного разложения нашего общества. Мы удовлетворяем свои материальные и физические потребности, а наши дети подвергаются насилию.
Я считаю, что вопрос ответственности за подрастающее поколение – это главный вопрос общества. Государству, прежде всего, необходимо выработать механизмы воздействия на сознание взрослого населения, укрепление чувства ответственности за своих детей. Вопрос о ненадлежащем воспитании детей перед родителями иногда нужно ставить жестко, вплоть до уголовной ответственности.

Чеслава Петрушко:
Я родилась за две недели до начала Второй Мировой Войны в большой польской семье девятым ребенком. Моей старшей сестре было 22 года. Моя семья была почти вся уничтожена. Я попала в советский детский дом, где и воспитывалась в дальнейшем. Я хочу подчеркнуть важность семьи. То, что я получила в своей семье, мне хватило на все последующие годы. Хотя пресс детского дома был очень силен, я сохранила веру, я молилась на польском языке, у меня была тяга к знаниям. Прежде всего, очень важно сохранить семью. Я – это личность, а семья – государство. Отношение у поляков к государству, как в семье к браку: отец – это навсегда, если я поляк – то буду с ним всегда, и в горе, и в радости, пока смерть нас не разлучит. Но тогда и государство, как семья, будет всегда со мной.

Ольга Амельяненко:
Как психолог я хочу заявить о том, что ценности формируются в детстве. Ценность семьи сейчас утрачивается. Ко мне приходят клиенты, которые находятся в состоянии развода. Основная их проблема – это потеря ценностей семьи и безответственность. При разводе родители часто не обращают внимание на то, что в семье есть дети. В ситуации развода родителей страдают дети, которые также остаются без ценностей семьи.
Сегодня часто по отношению к семье проявляется инфантилизм, эгоизм – это важная тема сегодняшнего разговора.
На кинофестивале «В кругу семьи» я работаю с детским жюри. Знали бы вы, как дети смотрят фильмы, представленные на кинофестивале, как рассуждают они о семье. Слушая их, понимаешь, что и для современного ребенка ценности семьи по-прежнему являются самыми важными!

Тофик Шахвердиев:
Мне кажется, что вопросы, касающиеся семьи, зависят от того, в каком положении находимся мы, граждане, в своем государстве. Сейчас очень трудно найти сюжет как для игрового, так и не для игрового кино, потому что представители тех или иных форм жизни практически все опорочены. Предприниматель – это шустряк; демократ, либерал, правозащитник – это юродивые; политик – это жулик и преступник. Когда потеряны ориентиры, то трудно представить в каком качестве может сохраниться эта ячейка – семья. Все это – когда у людей нет возможности добиваться благополучия честным трудом, а только путем прикосновения к власти, должности, нефти, газу – разрушает представление о том, что такое настоящий мужчина, что такое настоящая женщина.
Я думаю, что пока не будет привязанности человека к какой-то личной частной собственности, пока человек не будет иметь уверенности, что это защищено государством, вот до тех пор будут коверкаться отношения личные: в семье, например, или дружеские отношения. Решение семейных проблем нельзя отрывать от той хозяйственной, политической, социальной атмосферы, в которой мы сегодня живем.

Александр Ковтунец:
На круглом столе, который проходил в храме на Крови, Ксения Алферова сказала о том, что с детства всегда знала то, что у нее будет один муж. Этот момент верности, любви и понимания того, что всю жизнь нужно прожить с одним человеком, действительно закладывается в детстве. Обратите внимание – ведь огромный процент разводов встречается среди тех людей, у которых в свое время развелись родители. Дети невольно поступают по заложенной схеме. То, что происходит в наше время – это катастрофа. Молодые люди, не получившие из-за тяжелейшей перестроечной ситуации достаточного родительского внимания и любви, выросшие на образцах фильмов и передач, в которых вообще не было каких-либо семейных ценностей, сейчас очень легко, не задумываясь, ведут такой же образ жизни. Их дети растут на этих примерах. Нужно каждому из нас делать тот максимум (и программа «В кругу семьи» направлена на это!) для того, чтобы позитивные образцы любви и верности донести в правильной и понятной форме для молодежи, чтобы помочь ей найти счастье в жизни. Потому что без любви и верности счастье получить нельзя.

Оксана Сташенко:
Я глубоко убеждена в том, что ребенок не имеет возможности отсеивать хорошее от плохого в силу отсутствия житейского опыта. Он воспринимает все как должное. Ребенок рождается в семье, и эта семья для него – Космос. Мама – Бог, папа – Бог. Как родители живут между собой, их отношение друг к другу – это является прямым показателем того, как ребенок в будущем будет строить свою семью. Он будет считать, что именно так правильно, у него нет опыта видения других семей. Родители же часто начинают обвинять церковь, государство, которые им «не помогают» в воспитании ребенка. Ответственность здесь в большей мере лежит на родителях.
Изначально молодежь не программируют на семью. Но она в этом не виновата, потому что двадцать лет о них забывали, родители, повторю мысль Тофика Шахвердиева, становились из предпринимателей – проходимцами, из депутатов, общественных деятелей – обманщиками. Ценности поменялись. Появилась проблема…свободы, а что это такое – люди не понимают. Важно правильное отношение к свободе взрослых. К примеру, сегодня человек свободен в выборе жениться и жить только с одной женщиной, свободен пойти честно работать, свободен отказаться воровать.
В основе Священного писания не случайно – притчи об истинных ценностях, о то, что хорошо, а что плохо. Человек из мусульманской семьи обращается к Корану – там тоже очень много притч. Почему сейчас народ бросился изучать и читать все разом, знакомиться со многими традициями? Потому что везде написано об одном и том же – о верности истинным ценностям.
Мы должны научить детей семейным ценностям на своих сказках, которые все основаны на этих притчевых историях, тогда наступит разрешение всех конфликтов и проблем, тогда у ребенка будет правильное представление о свободе и праве выбора.

Александр Папченко:
Мне все происходящее сегодня в обществе напоминает чесотку: куда дотягивается рука – это и чешется. Так и наше государство: проходит какая-то акция – мы чешем это место, какой-то аспект, разговариваем о нем. Таков подход и к проблеме семьи: он совершенно локален и вообще бессмысленен. Так проблему не решить. Ведь семья – это одновременно цель и средство существования в обществе. Нельзя говорить о семье и не говорить о гендерной политике. Например, где находились самые лучшие, смелые, ловкие, отчаянные в 1991 году? В Афганистане, в тюрьмах. Сначала, они все были перебиты на Отечественной войне, до этого – во время соцреволюции и сталинских зачисток. Я думаю, что сегодня чувство ответственности потеряли и художники, представители культуры, которые не находят героев. В 1990 г. произошел естественный переход от старой – советской – к новой идеологии. Старую идеологию мы просто «выключили». Согласно новой идеологии свободы без ответственности не существует. Это фикция. Родители детей, которые были рождены в период 1989-1992, занимались на тот период проблемами выживания семьи. Нам некогда было читать детям сказки на ночь – мы пристраивали ваучеры, чтобы накормить семьи. Мы многое потеряли за тот период. Без нравственного ориентира, за которым должны следить и религиозные организации, в том числе, существование семьи не возможно.

Розалия Ан:
Я рада, что вопрос сохранения семьи, воспитания детей в любви и верности поднят церковью. Я не православная, но как россиянка я приобщусь, найду дорогу к православной церкви. Сегодня поднят архиважный вопрос: народу стало невмоготу терпеть эти вещи. На кафедре мне говорят, чтобы я взялась за воспитательную работу студентов. А в каком духе я должна их воспитывать? Если быть России в завтрашнем дне, то у нее должна быть четко выработана идеология. Идеология, как свет, ведет к чему-то. Если будет идеология, то будут и устроители всего этого.

Марина Ягуткина:
Действительно, сегодня потеряны семейные ценности. Нужно заглянуть в глубину, для того чтобы понять, на каких ценностях строилась семья 100 лет назад и более. Социально-экономические и политические преобразования не лучшим образом сказались на наших семьях. В большем случае пострадали мужчины. Женщины решили, что мужчины перестали быть мужчинами. Я считаю, что женщины должны быть намного мудрее, а мужчины должны повысить свой авторитет. У меня есть пример, когда сохранились две семьи благодаря тому, что мы начали возрождать свои семейные традиции. Вот где находятся истоки сохранения семьи.

Борис Тепляков:
Я не согласен с тем, что голова – это мужчина. Я считаю, что мир и добро в семье может быть только тогда, когда партнеры равны между собой, когда они уважают друг друга, подчиняются друг другу. Приведу пример духовности: у моего деда по линии отца было 11 детей. Он был простой обходчик железнодорожных путей. Однажды он послал моего отца, своего сына, в Екатеринбург, для того, чтобы продать мед и купить на вырученные деньги обувку Машеньке, рубашку Арканьке и т.д. Отец пришел на рынок, продал этот мед, вдруг увидел группу людей, которые играли в карты. Эти люди начали его заманивать. Сначала ему дали выиграть, потом он все деньги проиграл и в итоге ничего не купил. Его отец выстроил в один ряд десять детей, перед ними поставил моего отца и перечислил все то, чего он лишил своих братьев и сестер. Этот поступок говорит о внутренней культуре человека, ведь он мог его избить, наказать, но он поступил духовно. Он на примере показал то, что нужно делать, чтобы не обидеть своего ближнего.
Я как психиатр-нарколог часто наблюдаю разводы. Я не собирал статистические данные, но мне кажется, что 2/3 разводов происходят только из-за пьянства.
Я считаю, что наша российская семья должна быть крепкой и духовно богатой, но она может быть такой только тогда, когда многонациональная культура нашего государства будет соответствовать всему ценному, что нам дало человечество, всемирный разум.
Меня мои младшие дети заставили креститься в шестьдесят лет. Но еще с детства я всегда обращался к Богу, тогда еще не осознавая, что вся религиозная культура базируется на самых лучших ценностях, выработанных человечеством.
До тех пор, пока мы в семьях не возродим нашу духовную культуру, какая бы она ни была: православная, мусульманская, буддистская, Россия не выйдет из духовно-нравственного кризиса.

Александр Пашков:
На сегодняшний день мы – нация, непомнящая своего родства. Это общегосударственная, общенациональная проблема. Все корни искореняло государство. Как без этого можно воспитывать семью? Я пытаюсь поднимать историю своего рода, обращаться в архивы, но никакой информации о предках дореволюционного периода нет.
Семья представляет собой несколько поколений. Исторический, духовный и культурный опыт передается из глубин. Сегодня для решения этих проблем нужна некая общенациональная программа, общая опора. Без исторической памяти ничего построить нельзя.

Оксана Сташенко:
Психологическая работа против нашей семьи идет именно из-за границы. За границей устанавливаются одни правила, а нам присылают совершенно другую продукцию, которая не позволительна для показа на «их» телевидении. Разрушение идет оттуда, от великих государств.

Анжела Тамбова:
Что в нынешней ситуации мы должны предпринять – что могут сделать законотворцы, исполнительная власть – федеральная и местная, бизнес и общественность? Что делаете Вы?

Валерий Неталиев:
Сейчас важно понять следующее: нравственность – условие выживания. Если мы нарушаем нравственный закон – появляются проблемы. В 2000 году Патриарх Всея Руси Алексий II сказал, что против нас идет информационная война. Запад поставляет нам продукцию растления. Идет бескровная, хорошо спланированная война против России. Поэтому мы сейчас должны выстроить хорошо спланированную оборону.
В Свердловской области есть замечательные примеры того, как в целях защиты духовности и нравственности наших детей, объединили свои усилия бизнес и общественность. С 2006 года здесь прошла серьезная акция по пресечению секс-просвета в свердловских школах. Мы закрыли муниципальный центр «Холис», который внедрял в школах области с пятого класса западные латинские программы сексуального просвещения детей. Два года назад в Екатеринбурге мы провели акцию «Награда за голову педофила»: мы платили по сто тысяч рублей людям, которые вступились за детей, задержали насильника. В итоге, мы заплатили больше миллиона, но при этом процент раскрываемости преступлений детского насилия в нашей области вырос до 92 %! Люди, бизнесмены, стали давать деньги. Народ подключился.
Уральский родительский комитет сделал двести рейдов для того, чтобы детям до 18 лет не продавали алкоголь. Раньше из десяти магазинов, в которые мы заходили, десять продавали спиртное несовершеннолетним. Сейчас шесть магазинов из десяти не продают! Сегодня мы работаем с наружной рекламой – боремся против сексизма в рекламе, добиваемся, чтобы женский образ не использовался рядом с диванами, машинами и т.д. вкупе с двусмысленными рекламными слоганами, чтобы женщина не воспринималась как товар.
Сейчас необходимо выстраивать четкие планы. Предприниматели, найдите социальную нишу, в которой есть проблемы, вкладывайте в решение этих проблем столько же идей, смекалки, как вы это делаете, когда стремитесь заработать деньги. Думайте как изменить к лучшему среду, в которой жить нашим детям!

Вячеслав Боровских:
Когда каждый человек, родившись на свет, достигает пятилетнего возраста, у него возникают первые духовные вопросы: кто я? и зачем я? Если ребенок вовремя не получает удовлетворительных ответов на свои первые духовные вопросы, то его жизнь не сложится и превратится в сплошные страдания. Также происходит и с государством: если оно не отвечает на вопросы: кто я, и зачем я, тогда это государство обречено. Обречено на вымирание и исчезновение с лица Земли и общество. Первое, с чего нужно начинать – это с ответов на эти вопросы: Кто мы? Зачем мы? Куда мы? Сегодня мы исповедуем «общечеловеческие ценности» и движемся в европейскую семью народов. Что это за ценности? И наш ли это путь?
Я – врач- психиатр, нарколог, психотерапевт. Сегодня силами специалистов духовно-просветительского центра «Петропавловский» мы разработали систему нравственно ориентированной психологии и психотерапии, которую используем и в нашем реабилитационном центре и в профилактической работе вообще. Уже десять лет мы работаем с учащейся молодежью, со школьниками, студентами, с их родителями и преподавателями. Прежде всего, мы рассказываем о том, что такое быть мужем и женой, что такое отец, мать, каковы нормальные взаимоотношения между родителями и детьми, что такое семья с точки зрения традиционных для нашего народа духовно-нравственных ценностей. Есть свойственные каждому народу ценности, которые нужно знать и укреплять.
Вопрос о том, что такое нормальная семья с точки зрения здоровой духовности и нравственности, очень востребован сейчас в школьной среде, среде родителей и учителей. Об этом уже давно никто ничего не говорит. То, что существует некая ИСТИНА, которая не зависит от мнения людей вообще, что она есть сама по себе, что человек может ей принадлежать или не принадлежать, вызывает радостную надежду у школьников и взрослых, которые присутствуют на наших занятиях.
Сейчас мы объединяем усилия нескольких общественных организаций в городе и создаем систему поэтапной опеки нашего подрастающего поколения, начиная с детского возраста, с профилактики наркотической зависимости, до его интеграции в обществе.

Борис Тепляков:
Важной проблемой остается финансирование социальнозначимых проектов. Этому должны уделить достойное внимание областная власть и бизнес. Глас вопиющего в пустыне – с 1986 года я руковожу наркологическим центром города, с этого же времени я бился за то, чтобы у нас был областной наркологический диспансер. Ратуя за создание наркологического диспансера, я хотел обязать врачей приезжать в глубинку (где сегодня один фельдшер на пять деревень!) и оказывать помощь сельчанам и жителям малых городов, которые продолжают спиваться.

Александр Ковтунец:
Федеральная программа «В кругу семьи» – это комплексное решение вопросов создания позитивного образа семьи через кино, телевидение и другие аудиовизуальные средства. Через восприятия молодые люди понимают то, каким образом надо заботиться о семье. Именно через кино и телевидение за последние 19 лет семья была почти разрушена. Поэтому и проходит IV международный кинофестиваль «В кругу семьи», который является не просто кинофестивалем, на котором показаны фильмы из 21 страны мира, но это и большое количество социальных мероприятий.
Мы впервые в 2006 году ввели понятие возрастного ценза, который необходим для детей, сейчас его нет, но принята рекомендация на уровне Госдумы о том, что этот ценз надо вернуть. Мы сделали соответствующее предложение в аппарат центрального Федерального округа – в итоге это привело к конкретному результату.
В 2003 году мы начали работу по созданию семейного праздника Петра и Февронии, получили благословение Патриарха Алексия II. Год семьи появился с создания нового праздника – Дня семьи, любви и верности. В 2009 году мы начали установку памятников Петра и Февронии Муромских в городах, куда проходит кинофестиваль. Потому что именно к этому памятнику люди могут приходить после бракосочетания. Так 16 апреля 2010 в Екатеринбурге планируется освещение открытия памятника с Патриархом Кириллом.
Вторая часть проекта «В кругу семьи» – создание храмов и часовен, где находились бы мощи святых Петра и Февронии.
Также сейчас мы идем по пути восстановления дворовых клубов, где дети могли бы находится, развиваться и воспитываться. Эту программу мы уже начали реализовывать. В Свердловской области она движется при мощной поддержке компании «ПЕНЕТРОН», которая осушает городские подвалы, ремонтирует их и делает пригодными для создания квартальных клубов.
Также мы создаем и сами фильмы. Например, уже создан ряд таких картин как «Казаки», «Рождественские истории». Мы помогли кинематографистке, лауреату нашего фестиваля найти финансирование на создание ее фильма. Находить финансирование на неокупаемое кино, поверьте, очень тяжело. У нас сейчас есть несколько проектов, рассчитанных на молодежную и детскую аудиторию.
Сегодня важно законодательно добиться того, чтобы на каждом телеканале в обязательном порядке было бы прописано, что, например, с 14 до 15 часов на всех телеканалах показывают только качественные детские программы, фильмы. В этом случае из детских передач зритель будет выбирать лучшую, а каналы, в свою очередь, будут стараться сделать хороший продукт. Аналогичное правило должно действовать в кинотеатрах, у которых обязательно должен быть и детский репертуар.
Современному телевидению необходима нравственная цензура. Какой ей быть – надо думать, но без нее нам не остановить разрушение семейных ценностей.
Сегодня проект «В кругу семьи» прилагает максимальные усилия, чтобы все это стало реальностью.

Тофик Шахвердиев:
Нравственность – это то, что выдумать и привить нельзя. Это условие оптимизации существования, условие жизни человека среди людей. При советской власти была комиссия, программы и идеология. Ориентация на Европу ведет нас к провалу. Пока общество будет существовать в искусственных формах, мы никогда ничего не добьемся.

Оксана Сташенко:
В Оренбурге, например, депутаты берут группу детского дома, называют это «квартирой» и активно занимаются этими детьми. Это, кстати, пошло от фестивального движения.
Ольга Амельяненко:
Очень важно, какие фильмы смотрят наши дети. Я автор проекта «Твоя волшебная сказка». В Екатеринбурге есть творческие чудаки, которые в свободное от работы время на свои деньги снимают сказки. Одна из сказок в декабре 2009 года завоевала национальную премию «Страна», нашу сказку будут показывать по всей стране. В сказке заложены общенациональные нравственные ценности: вера, любовь, ответственность. В наших сказках добро всегда побеждает зло, в них нет архитипических подмен, которыми грешат современные, особенно импортные, мультфильмы. В наших сказках мать никогда не будет злой ведьмой. Когда маленький ребенок наблюдает эту подмену, у него происходит смещение ценностей, и возникают внутренние сложные проблемы. Надо оказать поддержку студиям, производящим качественные – добрые и «правильные» детские сказки. Нужно делать такое кино, такие мультфильмы, чтобы они были значимы для детей.