Поклон почему о

О ПОКЛОНАХ И КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ

Поклоны при молитве являются внешним выражением чувств кающегося человека. Поклоны помогают молящемуся настроится на молитву, они пробуждают дух покаяния, смирения, душевного сокрушения, укорения себя и покорности воле Божией, как благой и совершенной.

Поклоны бывают земными, когда молящийся становится на колени и касается головой земли, и поясные, наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о видах поклонов:

«Устав и исконные обычаи нашей Восточной Православной Церкви вообще не знают таких «коленопреклонений», как они теперь у нас в большинстве случаев практикуются, а только — поклоны, великие и малые, или иначе — земные и поясные. Земной поклон это — не стояние на коленях с поднятой кверху головой, а «падение ниц» с головой, прикасающейся к земле. Такие земные поклоны совершенно отменяются каноническими правилами нашей Святой Православной Церкви в воскресные дни, Господские праздники, в период между Рождеством Христовым и Богоявлением и от праздника Пасхи до Пятидесятницы, а при входе в храм и прикладывании к святыням отменяются также и во все остальные праздничные дни, когда бывает всенощное бдение, полиелей или хотя бы одно великое славословие на утрени, в дни предпразднеств и заменяются поясными.

Земные поклоны за Божественной литургией, когда они допускаются по уставу, положены: при окончании пения «Тебе поем» (в момент пресуществления Святых Даров), при окончании пения «Достойно есть», в самом начале пения «Отче наш», во время явления Св. Даров при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите» и во время вторичного явления Св. Даров перед отнесением их на жертвенник при возгласе «Всегда, ныне и присно и во веки веков».

Есть ещё обычай (который не всеми принимается) полагать земной поклон в начале евхаристического канона — тотчас по возгласе «Благодарим Господа» и при возгласе «Святая Святым».

Всякие другие поклоны, а тем более несвойственное духу Святого Православия стояние на коленях во время Божественной литургии является произволом, не имеющим для себя основания в предании и священных установлениях нашей святой Церкви».

Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Поклоны следует совершать с внутренним благоговением и с внешним благообразием, не спеша и не торопясь, и, если вы в храме, — одновременно с другими молящимися. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, а потом делать поклон.

Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом. Самочинные и несвоевременные поклоны в храме обличают нашу духовную неопытность, мешают молящимся возле нас и служат нашему тщеславию. И напротив, поклоны, сотворённые нами по мудро установленным Церковью правилам, окрыляют нашу молитву.

Святитель Филарет, митрополит Московский, по этому поводу говорит:

«Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный Устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф. 6, 6)».

Уставом Церкви не положены земные поклоны в воскресные дни, в дни великих двунадесятых праздников, от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о том, что христианам следует соблюдать Правила Святой Церкви:

«К сожалению, в наше время действительно мало кто знает о церковных правилах, касающихся коленопреклонений, а также и о том, что в воскресные дни (так же как и во дни великих Господских праздников и во всю Пятидесятницу — от праздника св. Пасхи до дня св. Троицы) — коленопреклонения отменяются. Об этой отмене коленопреклонений говорит целый ряд церковно-канонических правил».

Так 20-е правило Первого Вселенского Собора гласит:

«Понеже суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень (т. е. воскресение), и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях всё одинаково было, угодно Святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу».

Шестой Вселенский Собор в своём 90-м правиле нашёл нужным ещё раз решительно подтвердить это запрещение преклонять колена в воскресные дни, причём обосновал это запрещение тем, что этого требует «честь воскресения Христова» то-есть, что поклоны, как выражение чувства покаянной скорби, несовместимы с праздничным торжеством в честь такого радостного события, как воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Вот это правило:

«От Богоносных Отец наших канонически предано нам, не преклоните колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею Воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем Воскресение».

В этом правиле особенно характерно выражение: «Да не пребываем в неведении». Очевидно святые Богоносные Отцы наши не считали вопрос преклонения или непреклонения колен в день воскресный несущественным или маловажным, как это ныне многие, к сожалению, считают, игнорируя это правило: они сочли нужным особым каноническим правилом совершенно точно указать, с какого именно момента богослужения недопустимо преклонение колен и с какого оно вновь разрешается. Согласно этому правилу коленопреклонения отменяются с так называемого «вечернего входа» на вечерне в субботу и до вечернего входа на вечерне в воскресение. Вот почему нет ничего удивительного в том, что на вечерне в первый день Святой Троицы, хотя он всегда бывает в воскресение, читаются три молитвы святителя Василия Великого с коленопреклонением. Эти молитвы и читаются, как раз после вечернего входа на вечерне, что вполне согласно с требованием вышеизложенного 90-го правила VI Вселенского Собора.

Святитель Петр, архиепископ Александрийский и мученик, пострадавший за Христа в 311 году (правила которого включены в общеобязательный для всех верующих церковный канон и содержатся в «Книге Правил», наряду с другими правилами св. отцев) в своём 15-м правиле, объясняя, почему христиане постятся в среду и пяток, говорит:

«Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшего в оный: в сей день и колена преклоняти мы не прияли».

Великий вселенский учитель и святитель Василий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской, живший в IV веке, правила которого в количестве 92-х также включены в «Книгу Правил» и пользовались всегда особенным авторитетом и уважением, в 91-м правиле, заимствованном из 27-й главы его книги о Св. Духе, «К Амфилехию», весьма глубоко и, можно сказать, исчерпывающе объясняет всё значение отмены коленопреклонений в дни, когда мы празднуем воскресение Христово. Вот полностью его глубоко назидательное разъяснение этого древнего церковного обычая:

«Стоя молитвы творим во едину от суббот (то-есть в воскресение), но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горнего, стоянием во время молитвы, в день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемого века. Почему яко начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но единым. И бысть, глаголет, вечер, и бысть утро, день един (Быт. 1, 5): аки бы един и тот же день многократно круговращался. И так единый, который есть купно и осмый, означает оный существенно единый и истинный осьмый день, о котором и Псалмопевец упоминает в некоторых написаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий, невечерний, безпреемственный, нескончаемый, оный и нестареющий век. Итак основательно Церковь научает питомцев своих бывающие в оный день молитвы в стоянии совершати дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставили в небрежении напутствия к оному преставлению. Но и вся пятьдесятница есть напоминание Воскресения, ожидаемого в будущем веке. Ибо единый и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя пятьдесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко человеколюбием Создавшего нас, паки воззваны на небо. Но не достанет мне времени повествовати о неписаных Таинствах Церковных».

При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, класть два поклона перед целованием и один после целования святыни, поклоны надо совершать по дню — земные или глубокие поясные, касаясь рукой земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, целуем ногу, а при поясном изображении — руку, или ризу, к иконам Божией Матери и святых — руку или ризу; к иконе Нерукотворенного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — целуем власы.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но при стечении молящихся целовать икону полагается один раз, дабы не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме. Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

Святитель Афанасий Сахаров об этом писал следующее:
«Ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа» (Гал. 4,7).
«Все водимые Духом Божиим суть сыны Божий, потому что мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу» (Рим. 8, 14-17).
Соответственно сим и приведенным в предшествующем примечании словам святого апостола Православная Церковь заповедует своим сынам во все воскресные дни и в великие Господские праздники во время молитвы, как на общественном богослужении, так и на домашнем, келейном правиле, совсем не преклонять своих колен, ибо коленопреклонение знаменует рабское состояние и наше падение. В воскресные же дни и в великие праздники мы славим Господа за наше спасение и, как бы забывая о грехе, отчудившем нас от Бога, с сыновним дерзновением, стоя прямо, открытым лицом взирая на Него, вопием: «Авва, Отче!»
Указание об отмене коленопреклонений в воскресные дни восходит к глубокой, первохристианской древности. Уже 1-й Вселенский Собор 20-м правилом своим постановляет: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, УГОДНО СВЯТОМУ СОБОРУ да стояще приносят молитвы Богу». И 6-й Вселенский Собор, 90-м правилом своим подтверждая отмену коленопреклонении в воскресные дни, провозглашает: От БОГОНОСНЫХ ОТЕЦ НАШИХ КАНОНИЧЕСКИ ПРЕДАНО не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова. А святой Василий Великий в 91-м правиле говорит: «ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВЫ научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы».
К сожалению, у нас почти забыты церковные правила о коленопреклонениях и соборные и отеческие постановления по этому поводу. Наши богомольцы в большинстве, как бы совсем забыв о своем сыновстве, о том, что мы уже не рабы, а искупленные кровью Христовою от рабства сыны Божий, вопреки наставлению Василия Великого, ПРЕДПОЧИТАЮТ во время молитвы коленопреклонение, не считаясь ни с торжественностью совершаемых Церковью праздников, ни с содержанием молитвословий. Обычно чаще всего становятся на колени и совершают поклоны во время наиболее знакомых молитвословий, хотя бы то были хвалебные полиелейные псалмы или торжественное Великое славословие.
ВОПРОС:
Хотя существует общее правило, что земные поклоны в воскресные и праздничные дни отменяются, но многие считают необходимым совершать на литургии земные поклоны в следующие моменты:
а) при освящении Св. Даров, в конце пения «Тебе поем»;
б) при вынесении Св. Даров для причастия (в особенности для тех, кто приступает к ним)
в) при последнем явлении Св. Даров в конце литургии.
Допустимы ли эти земные поклоны?
ОТВЕТ архиепископа Аверкия (Таушева): НЕДОПУСТИМЫ.
Нельзя ставить своё собственное мудрование выше разума Церкви, выше авторитета Святых Отцев.
»Первый Вселенский Собор, своим 20-м правилом, и Шестой Вселенский Собор, своим 90-м правилом, ясно и определённо запрещают «преклонять колена» в «день Господень» (воскресенье) и «во дни Пятидесятницы» (от Пасхи до праздника Пятидесятницы в течение всего этого периода времени ежедневно), а такой высокий авторитет для нас, как великий вселенский учитель и святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадомйской, в своём 91-м каноническом правиле ясно и вразумительно объясняет причину этого, относя это к «таинствам церковным», а принятое всею Церковью каноническое правило священномученика Петра, Архиепископа Александрийского, прямо свидетельствует, что в воскресный день «и колена преклоняти мы не прияли».
Полностью правила Вселенских Соборов звучат таким образом —
«Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояше произносят молитвы Богу» (20-е правило I Вселенского Собора). Также VI Вселенский Собор определил: «От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение» (90-е правило).
Отсюда видно, что нельзя делать поклоны после вечернего входа, а не перед всенощным бдением, как это неверно понимают многие. Почему именно после вечернего входа? В древности основные службы точно соответствовали времени суток. Так как день в Церкви начинается с вечера, то первая служба суточного круга была вечерня. Началом нового дня считался вечерний вход, после которого пелось умилительное песнопение Свете тихий. По мнению выдающегося литургиста проф. М. Скабалановича, эта «песнь заключает в себе вызываемое появление вечернего света и благодарность за дожитие до него, прославление через Христа Святой Троицы и Его Самого… Свете тихий рядом с великим славословием и Сподоби Господи – древнейшая христианская песнь. Она приводится в Александрийском кодексе Библии V века. Это типичная христология I–II веков» (Толковый Типикон. К., 1913. Вып. 2. С. 132–133). Затем произносится Сугубая ектения, а потом Сподоби Господи – молитва с просьбой провести безгрешно наступивший вечер (следовательно, и новый день). Затем идет Просительная ектения, с которой собственно и начинается вечернее моление: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви.
Значение этих правил подробно разъясняет св. Василий Великий в 91 каноническом правиле, взятом из творения его «О Святом Духе». Он говорит: «В первый день седмицы , совершаем молитвы стоя прямо, но не все знаем тому причину. Ибо не только, как воскресшие со Христом и обязанные искать высших, в воскресный день прямым положением тела во время молитвы напоминаем себе о дарованной нам благодати; но и потому cиe делаем, что этот день, по-видимому, есть как бы образ ожидаемого нами века. Посему, будучи началом дней, у Моисея назван он не первым, но единым. Ибо сказано: и бысть вечер, и бысть утро, день един; потому что один и тот же день возвращается многократно. Посему он же есть и единый и осьмый, изображающей собою действительно единый и воистину осьмой день, о котором псалмопевец упомянул в некоторых надписаниях Псалмов (Псал. VI и XI), то есть оное состояние, которое последует за теперешним временем, оный не прекращающийся, невечерний, не сменяющийся день, оный нескончаемый и нестареющийся век. Посему Церковь по необходимости научает питомцев своих совершать в сей день молитвы стоя, чтобы при частом напоминании о нескончаемой жизни не вознерадели мы снабдить себя напутствиями к преставлению в оную.
Стояние без земных поклонов, таким образом, по изъяснению св. Василия Великого, есть символ будущего века, когда сыны Церкви окончательно, с помощию Божией победившие грех, уподобятся ангелам, про которых Церковь поёт, что они на зло пребывают недвижимы, т.е. не поддаются никаким соблазнам, будут вечно пребывать в праведном блаженном состоянии, будут неподвижно стоять в истине. Стояние без земных поклонов есть знамение полной победы Христовой над диаволом, той победы, которая особенно ярко показана в воскресении Господнем, а ещё полнее будет показана после всеобщего воскресения. В день воскресения Церковь празднует эту победу и призывает нас не только прославлять её словесной молитвой, но и исповедовать её самым образом стояния в храме. Поэтому класть земные поклоны в эти дни так же противоречит всему духу праздника, как если бы кто на свадьбе присутствовал в трауре.
Так же 24 правило («Приношение современному монашеству», глава «Правила») св.Игнатия Брянчанинова запрещает поклоны в этот день. » Когда при чтении кафизм поется, а при окончании их, равно как и при окончании шестопсалмия, произносится троекратно аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже, полагается по три поясных поклона, кроме воскресных и праздничных дней, суббот и полиелеев, в которые эти поклоны оставляются»
При таком единомыслии св.Отцов нашей Церкви по данному вопросу у нас нет никаких оснований сомневаться в истинности данного постановления.

Пойте хвалу

А вы – род избранный, царственное священство, святой народ, люди, принадлежащие Богу, призванные возвещать о Его великих делах. Он призвал вас из тьмы в Свой чудесный свет.

1 ПЕТРА 2:9 (с выделением)

Поклоняться — выражать Богу почтение путем проявления уважения, благоговения и преданности.

За что вы благодарны? Когда у нас все хорошо, мы обычно принимаем как должное то, что у нас есть еда и кров, здоровье и нас окружают близкие. Но исследования показывают, что если мы осознанно благодарим за то, что у нас есть, это делает нашу жизнь лучше.1

Возможно, вы уже выражаете благодарность. А вы понимаете, откуда к вам приходят блага? Апостол Павел напоминает своему другу Тимофею о том, что Бог дает нам все необходимое, чтобы мы могли наслаждаться жизнью (1 Тимофею 6:17). Как же нам реагировать на эту истину?

Воздайте славу имени Господа, поклонитесь Господу в красоте Его святости.

ПСАЛТИРЬ 28:2

Подумайте вот о чем: Бог создал Свою собственную вселенную. Он сотворил одну из Своих планет с такой атмосферой, которая могла бы поддерживать жизнь, где Он поселил людей… и дал им все необходимое. И затем, несмотря на наши недостатки и промахи (а на самом деле, из-за них) Он пригласил нас присоединиться к Своей семье, принимая нас как Своих дочерей и сыновей. Вот почему нам стоит почтить Его!

Господи, наш Владыка, как величественно имя Твое на всей земле! Слава Твоя превыше небес… Когда я смотрю на Твои небеса, работу Твоих рук, на луну и на звезды, которые Ты поставил, то думаю: «Кто такой человек, что Ты переживаешь о нем? Кто такой сын человеческий, что Ты заботишься о нем?» Ты немногим умалил его перед Богом… Ты поставил его владыкой над делами Своих рук, Ты все подчинил под ноги его.

ПСАЛТИРЬ 8:2-7

Вот 3 практических способа поклонения Богу:

Иаков говорит, что когда все идет хорошо, нам нужно петь хвалу Богу. Не знаете ни одной песни, которые вы можете Ему спеть? Вы получите настоящее наслаждение от поиска песни среди тысяч, которые могут помочь вам прославить Бога. Вы точно найдете то самое поклонение в своем любимом стиле музыки.

Совет: В поиске наберите «поклонение», «хвала», «христианская музыка» с любого устройства, имеющего доступ в интернет. Поиск стоит того, чтобы потратить на него время.

Благодарите Его в молитве

Когда Иисус учил Своих учеников о том, как молиться, Он говорил им начать, например, так: «Отец наш на Небесах, пусть прославится Твое имя.» Это нормально просить Бога о чем-то, но настоящие взаимоотношения заключаются в том, чтобы как получать, так и давать. Но что мы можем предложить Богу? Наше почтение, уважение и благодарность.

Совет: По крайней мере один раз в день в течение следующей недели, обратитесь к Богу в молитве и поблагодарите Его за то, что Он сделал для вас и не просите Его ни о чем.

Поделитесь своей историей

Автор Послания к Евреям воодушевляет нас почтить Бога провозглашая преданность Ему. Бог всегда работает на благо для любящих Его. Не правда ли, это восхитительно, что Бог избрал вас для определенной цели для Своего царства? Распространяете ли вы активно благую весть о Божьей милости?

Совет: На этой неделе, в разговорах со своими друзьями, ищите возможность поделиться тем, что Бог делает в вашей жизни.

Вот несколько способов, как начать общаться близко с Богом ежедневно. Вы можете изучить другие способы, как начать поклоняться Богу, с помощью одного из планов, указанных ниже.

Найти планы

Поделиться в Facebook

Поделиться в Twitter

Поделиться по электронной почте

Воскликни Господу, вся земля! Служите Господу с радостью, с песнопением приходите к Нему. Знайте, что Господь – Бог! Он сотворил нас, и мы принадлежим Ему; мы – народ Его и овцы Его стада. Входите в ворота Его с благодарением
и во дворы Его с хвалою; благодарите Его и благословляйте имя Его. Ведь Господь благ, милость Его навеки, и верность Его из поколения в поколение.

ПСАЛТИРЬ 99:1-5

Заметки

1 Подсчет благословений вместо бремени: Экспериментальное исследование благодарности и субъективного благосостояния в повседневной жизни.

This post is also available in: английский Африкаанс Индонезийский язык Немецкий Испанский Филиппинский (тагальский) Французский Итальянский Нидерландский португальский (Бразилия) Румынский Японский Китайский (упрощенный) Китайский (традиционный) Корейский

Как правильно поклоняться Богу?

Вопрос: Как правильно поклоняться Богу?
Ответ: Поклонение можно определить как акт почитания и любви божества, идола или человека «самоотверженным» способом. Акт поклонения означает полностью предаваться славословию, благодарению и почитанию, обращенному к божеству, человеку или материальному объекту. Это не делается равнодушно, и, чтобы дать ответ на данный вопрос, нам следует определить, что является и что не является поклонением. Истинное, библейское поклонение было определено теологом Артуром Пинком (1886-1952) в его исследовании Евангелия от Иоанна: «Это – искупленное сердце, заполненное Богом и выражающееся в обожании и благодарности». Эйден Тозер, некогда считавшийся пророком ХХ века, говорил точно так же: «Истинное поклонение должно быть настолько личной и всепоглощающей влюбленностью в Бога, чтобы даже отдаленно не было мысли о переносе этой любви».
Таким образом, истинное поклонение Богу отличается по следующим критериям: во-первых, оно исходит от искупленного сердца человека, который верой был оправдан перед Богом и который доверился Господу Иисусу Христу для прощения грехов. Как человек может поклоняться Богу неба, если его грех не был удален? Никогда не может быть принято поклонение, исходящее из невозрожденного сердца, в котором господствуют сатана, плоть и мир (2 Тимофею 2:26; 1 Иоанна 2:15). Любое поклонение, кроме исходящего из «омытого» сердца, тщетно.

Во-вторых, истинное поклонение Богу исходит из сердца, стремящегося лишь к Нему. Именно в этом допустили ошибку самаритяне – они стремились поклоняться Богу и идолам (4 Царств 17:28-41), и это было подтверждено Иисусом, когда Он беседовал об истинном поклонении с самаритянкой, пришедшей набрать воду из колодца: «Вы не знаете, чему поклоняетесь» (Иоанна 4:22; тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Эти люди не отдавали себя полностью в поклонении Богу, потому что их почитание не было сосредоточено лишь на Нем. Даже истинные верующие могут допускать такую ошибку. Мы не обязательно должны поклоняться физическим идолам, как это делали самаритяне, но что поглощает нашу волю, время и ресурсы больше всего? Является ли это карьера, материальные ценности, деньги, здоровье или даже наши семьи? Давайте восклицать, как царь Давид в Псалме 62:6: «Словно сытные яства вкусила душа, и уста, ликуя, славят Тебя!». Ничто иное, кроме Бога, не должно удовлетворять сердце возрожденного человека, и его реакция на это божественное удовлетворение, сравнимое с лучшей в мире пищей, выражается устами, воспевающими Богу славу (Евреям 13:15).
В-третьих, истинное поклонение является желанием развивать наше познание Бога. Как часто мы теряем это желание! Помимо Библии, которую мы должны читать ежедневно, нам также следует пополнять свои знания, читая другие полезные книги. Нам нужно постоянно наполнять свой разум мыслями о Боге; Бог всегда должен быть в центре нашего внимания, и все, что мы делаем, должно прославлять Его (Колоссянам 3:17; 1 Коринфянам 10:31). Интересно, что греческое слово, переведенное как «служение» в Римлянам 12:1, может также означать «поклонение». Это значит, что наша повседневная жизнь должна рассматриваться как поклонение. Каждый день мы должны приносить себя в жертву живую, святую, благоугодную Богу.
Давайте очищать свои сердца, если мы на самом деле хотим поклоняться Триединому Богу в духе и истине. Наш Бог свят, мы не можем направлять свою любовь еще на что-то другое. В самом деле, Бог, в Своей святости, не примет этого. Мы были созданы для поклонения Ему, но грехопадение искалечило и разрушило нас. Поклонение является самой естественной вещью для человека, но, пока мы не восстановим свои отношения с Богом через жертву Его возлюбленного Сына, все наше поклонение тщетно. Это как «чуждый огонь» на алтаре (Левит 10:1). English

Вернуться на русскую стартовую страницу
Как правильно поклоняться Богу?

Можно ли делать земные поклоны в воскресные дни?

В воскресный день, на Литургии, когда священник в алтаре делал земной поклон перед престолом, я тоже сделал земной поклон. Когда вынесли Чашу к Причастию – ещё один земной поклон. После чего мне сделали замечание, что в воскресенье земных поклонов делать нельзя. Да я и сам слышал… Так как же будет правильно?

Здравствуйте, Олег!

Действительно, существует традиция не делать земных поклонов в воскресные и праздничные дни, а также в период от Пасхи до Пятидесятницы и от Рождества Христова до Богоявления. Эта традиция восходит к ряду канонических правил, например, 20-е правило Первого Вселенского Собора: «Поскольку есть некоторые преклоняющие колена в день Господень (воскресенье), и во дни Пятидесятницы, то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно Святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу».

Однако здесь не все так однозначно, поскольку речь напрямую идет не о земных поклонах, а о коленопреклонении при молитве, т.е. стоянии на коленях во время чтения ектений и молитв, что было распространено в Церкви в первом тысячелетии. Именно этого не одобряет Собор, предписывая стоя произносить молитвы в указанные дни. Но постепенно стояние на коленях при молитве на Православном Востоке вообще сошло на нет, и все Типиконы второго тысячелетия практически не упоминают о необходимости вставать на колени при чтении каких-либо молитв (по сути ныне действующий у нас Иерусалимский Типикон знает в качестве молитв на коленях только молитвы на великой вечерне в день Пятидесятницы (Святой Троицы) и пение «Да исправится молитва моя» на Литургиях Преждеосвященных Даров). Это привело к тому, что стояние на коленях во время молитв стало восприниматься чуть ли не как исключительно римо-католическая практика (известно, что в Русской Церкви в XVIII-XIX веках под западным влиянием вновь распространился критикуемый некоторыми ревнителями обычай стоять на коленях в определенные моменты богослужения, например, при пении 13 кондака акафиста, при молитве в конце молебна и т.д.).

Но как бы то ни было, нельзя ставить знак равенства между коленопреклонными молитвами и земным поклоном перед той или иной святыней (святыми мощами и чудотворными иконами — так, св. патриарх Константинопольский Никифор в IX веке писал, что перед святыми иконами кланяются до земли и в воскресные дни) или перед Пресвятыми Тайнами Тела и Крови Христовых — упомянутые Вами поклоны перед ними после преложения Святых Даров во время пения «Тебе поем» и при выносе Святой Чаши к народу: во многих храмах их делают всегда, а не только в будние дни, а в других не делают — в зависимости от местной традиции (к примеру, праведный Иоанн Кронштадтский учил, что независимо от дня совершения Литургии священнику нужно делать три поклона в течение службы: после входных молитв перед Престолом, при преложении Святых Даров и перед Причащением). Так что на сегодняшний день это определяется традициями той или иной местности или даже конкретного храма, а не общецерковными нормами.

Вы вполне правильно поступили, совершив земной поклон тогда, когда увидели, что священник в алтаре его совершает (не будем забывать, что священник, возглавляющий Евхаристическое собрание — это именно «Предстоятель», то есть тот, кто стоит впереди всей общины и возглавляет ее общую молитву, а собравшийся народ — это активный участник богослужения, это сослужители по отношению к предстоятелю, а не пассивные зрители). И печально, что в момент, когда по призыву Церкви мы должны «горе (ввысь) устремить сердца» и «достойным и праведным образом благодарить Господа», кто-то занимается раздачей советов стоящим рядом, можно или нельзя им кланяться до земли… Впрочем, будем, во-первых, стараться со смирением принимать замечания, даже если они не всегда справедливы, а также не будем противопоставлять себя и свое личное благочестие тем традициям, которые сложились в данной конкретной общине верных.

Вернуться к списку вопросов Найти ответ Задать свой вопрос