Поют ангелы на афоне

dralexmd

вдруг от чего-то просыпаюсь, не помню было ли мне тревожно или нет, но я услышал за окнами какие-то непрерывные голоса издалека, несмотря на то, что у родителей на окнах стеклопакеты, и звукоизоляция довольно хорошая. Нужно сказать, что на дачном поселке у родителей, тогда мало, кто жил постоянно (зимой вообще только два дома), людей мало, и были много уголовных инцидентов, к примеру, предыдущему сторожу как-то угрожали уголовники, и грозились приехать ночью и расправиться с ним. И тут думаю, может и этот во что-то вляпался — кто его знает, времена неспокойные, место безлюдное, мало, кто шастается по лесопосадкам из близлежащих сел. Некоторое время я прислушивался — чьи-то голоса доносились непрестанно и не было понятно, то ли это ссора, то ли еще что, но явно было, что орали громко. Я быстро в темноте на скорую руку легко оделся. Вышел на улице в одной футболке.
Все-таки это наверное была осень, т.к. довольно было прохладно. Не помню, но кажется было ощущение, что царит какая-то необычная атмосфера — было светло, и, кажется, все словно затихло. На улицы голоса были слышны более явственно и это было пение, и раздавалось оно именно со стороны дачи соседей, где сторожем был Лилиян. Пение это уже не уголовные разборки, но все равно глубокой ночью это было как-то весьма странно, при этом пение было весьма необычным. Я простоял немного не в решительности, а потом все-таки потихоньку направился к воротам соседей.
Пение было очень протяжным и на высоких нот, а главное на одном дыхании и без пауз — такого я еще никогда не слышал, ничего похожего! Чем-то напоминало пустынное пение арабов или муэдзинов. Ощущение было, что поют ангелы, но памятуя о тех странностях, которые наблюдались последнее время за Лилияном, и что «сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор.11:14), стало несколько не по себе, хотя напоминал себе непрестанно, что я под защитой Богом. Это у католиков ангелочки такие милые пупсики, а православная традиция говорит о том, что встреча с ангелами не для слабонервных (еще бы — соприкосновение с другим миром), а если еще окажется, что это вовсе не ангелы, а бесовские козни, то вообще пиши пропало.
Насколько помню, пели не меньше двух ангелов, скорее всего четыре. Один начинал протяжно, за ним другой и это устремлялось вверх в бесконечность, ощущалось какое-то пространство. И в этом пении ощущалась жуткая тоска по Богу, словно вот они вынужденны исполнять свою миссию здесь на Земле, рядом с нами, но они стонут по той красоте, которую лицезреют там в небесах, они пели лишь одну фразу…
— Боже, хочу быть с тобой!
Это была непрестанная молитва. Но, в придачу к вышеописанным опасениям, меня смутила еще одна вещь, ангелы пели на… молдавском языке:
— Dumnezeul vreau sa fiu cu tine!
Как вам сказать… хоть я и стопроцентный молдаванин, и дома общаюсь на родном языке, но вращался всегда больше в русскоязычной среде и пишу только на русском (за редким исключением), поэтому для меня естественнее, слышать на русском, поэтому если это и ангелы, то они явно пришли к Лилияну, а не ко мне. Шутка, конечно, но ангелы это или бесы, и чем занимался в это время Лилиян мне знать явно не хотелось. Ситуация, как писал была стремная, тем более было холодно, а я вышел налегке, никто Лилияна не бьет — ну и Слава Богу. И тут… мне вдруг пришла мысль… я вспомнил, что этот кадр, последние дни включал на полную громкость радио, которое настраивал на волну сектантов «Micul samaritean» («Маленький самаритянин»), за не имением другой религиозной программы. И вот это радио на молдавском вещала через все огороды сектантскую проповедь и их христианскую эстраду. Конечно «пение ангелов» явно выбивалось из их репертуара, но была ночь, и может быть протестанты решили ради эксперимента выложить что-то и необычное, близкое в византийскому древнему пению (не секрет, что многие продвинутые протестанты любят православную музыку).

ПРАВОСЛАВИЕ

Сейчас в так называемом «православном самиздате» и в среде царебожников в ходу запись, которую ее анонимные авторы представляют как «великое чудо».

Суть басни в том, что некий паломник, посетивший Св. гору Афон, якобы услышал, как в одном из пустых храмов Ангелы поют Херувимскую песнь. И больше того, он не только это услышал, но и якобы записал на аудио, и эта аудиозапись представлена в фильме вместе с видами Афона.

Если задуматься:

По поводу этой записи есть целый ряд серьезных вопросов.

Если бы этот факт действительно имел место, то это было бы великое чудо, о котором активно говорили бы во всем православном мире. Но, увы, кроме этого анонимного фильма и даже скорее ролика, официальных отзывов об этом нет. Кстати же говоря, анонимность данного ролика тоже наводит на мысль, что здесь не все чисто.

2. Само записанное пение, выдаваемое за «Ангельские гласы», весьма и весьма некачественное.. Конечно, здесь можно сделать скидку на некачественность любительской аппаратуры, но тем не менее…

3. Те, кто выложили и пиарят данный ролик, похоже не знают о такой вещи как ПРЕЛЕСТЬ. А об этом говорил еще и Спаситель, и Апостолы и очень многие Отцы Церкви от древнейших до наших времен. Приведём один маленький пример из жития свт.Игнатия Брянчанинова. Однажды к святителю приехал за благословением монах с Афона, который говорил, что он «разговаривает с ангелами». Святитель ему сказал: «Очень хорошо, но пожалуйста, когда будешь выбирать себе место жительства, селись не выше первого этажа». Монах послушался,а через несколько дней, когда ему нужно было уже возвращаться в обитель, пришел к святителю и со слезами благодарил его за совет по поводу жилища. Оказалось, что так называемые «ангелы», с которыми он якобы «общался», его чуть не погубили: однажды вечером они ему явились и сказали: «Мы тебя доставим в твою обитель по воздуху. Ты только шагни в окно». Монах шагнул, и, не будь он на первом этаже, расшибся бы насмерть — он был в самой натуральной прелести.

Поэтому, есть очень большое подозрение, что и здесь тоже прелесть, либо желание пропиарить себя на выдуманном чуде.

Что было на самом деле?

На самом деле один регент записал это «пение» с однго из царебожнических ресурсов и прокрутил в замедленном воспроизведении. И что бы вы думали? Это пели старики-монахи в храме, а запись хора была сделана одним из паломников — любительская. Но, видимо, народу включить соображение слабо. Во-первых, с чего бы Ангелам петь в закрытом храме, когда в нём нет ни людей, ни священников, нет службы? Такие примеры известны науке? Кто переносит в таком случае Дары с жертвенника на престол, кому принимать эти Дары? Наконец, зачем небесному лику петь «всякое ныне житейское отложим попечение», для кого? …Или, может быть, «ангелы» репетировали? Настоящим Ангелам навряд ли нужна репетиция, а те «ангелы», которых записали незадачливые паломники, могли действительно репетировать, а храм на всякий случай, дабы их не беспокоили, затворить на засов изнутри!

А теперь о весьма серьёзном. Этот опус имеет недвусмысленную подоплёку: «ангелы»(то есть монахи) исполняют традиционный греческий распев. Митрополит Иларион Алфеев как известно, пишет духовную музыку. А так как, по словам царебожников, в его музыке присутствует «западный» партес (хотя сам митрополит за знаменный распев) — то он (ясен день-то!) «продался католическим жидам», «экуменист» и «секулярист». Эти материалы любят предоставлять администраторы царебожнического сайта Москва-третий Рим.

Будьте осторожны!

Не только в Вифлееме пели ангелы

Рождество Христово

Имя «ангел» значит «вестник», ибо ангелы возвещали людям волю Божию. Но ангелы – не только вестники, а еще и певцы, регенты мира небесного. Песнь – гармония звуков и слов, мыслей и чувств. Песнь – воскликновение из глубин сердечных. От избытка сердца говорят уста (Мф.12, 34), а от преизбытка сердца уста поют. У ангелов – преизбыток благ, полнота райской радости. И люди поют, когда радуются, либо когда хотят разогнать тоску, чтобы вернуть себе радость. Ангелы поют, потому что не могут не петь.

Пение ангелов – ликование Неба. Ангелы на небесах всегда видят лице Отца Небесного (Мф. 18, 10), Ангелы всегда с Богом, а разве может не ликовать тот, кто с Богом? И наши земные радости выражаются в пении. Но наше пение, даже самое вдохновенное, лишь слабая тень радости на Небесах.

В Ветхом Завете ангелы не пели. Точнее, Господь не сподоблял людей слышать ангельского пения. Ибо как услышит тот, кто духовно глух, как поймет гармонию Неба тот, кто привык лишь, по Лермонтову, к «скучным песням земли»?

Только праведному многострадальному Иову Сам Господь приоткрыл тайну: Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангели Мои (Иов. 38, 7) – радость жизни, радость бытия ангелы встретили чудным хором славословия Божия. Да еще пророк Исаия созерцал высший ангельский чин – серафимов, предстоявших величественному престолу Божию: Взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6, 3).

В Ветхом Завете Ангелы являли людям свое неприступное величие и превосходящую мощь. Херувим с пламенным мечом грозно охранял затворенный для людей Рай (Быт. 3, 24). Ангел Господень в одну ночь умертвил 185 тысяч ассирийцев, осаждавших Иерусалим (4 Цар. 19, 35). И даже поразивший немотой священника Захарию архангел Гавриил действовал по правилам Ветхого Завета – то было лишь преддверие Нового Завета.

И только когда родился Христос, когда ученые волхвы шли вслед за чудесной звездой, а простые пастухи стерегли стадо кротких овечек, ангельское пение озарило наш земной, дольний мир чудным славословием: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Бог стал человеком, Небо явилось на земле, и потому люди обретают родство с ангелами. Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Немного Ты умалил его пред ангелами: славой и честью увенчал его (Пс. 8, 5–6). Весь смысл христианской жизни в том, чтобы мы оказались там, где сейчас ангелы. Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 10). Вот почему в Новом Завете ангелы поют для чистых сердцем людей, а людям Господь дал возможность говорить ангельскими языками.

Но ангельское пение – принадлежность не только святых строк Писания. Священное Писание дано нам для жизни, и ангелы являют себя в жизни людей. Святой Игнатий Богоносец († 107) в видении созерцал ангельские хоры, воспевавшие в антифонах Пресвятую Троицу, и по подобию ангелов ввел антифонное пение в Антиохийской Церкви. В V веке во время землетрясения в Константинополе люди собрались для общего моления. Согласно преданию, один мальчик был невидимой силой поднят на небо, затем он вернулся и рассказал, что слышал, как ангелы пели: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный. Народ, повторив эту молитву, добавил: помилуй нас, – и землетрясение прекратилось.

Ангельское пение дается как утешение, как свидетельство того, что рядом с нами наши небесные покровители. Они – соучастники Божественных служб, и они певцы чудного Промысла Божия.

Вот какой случай произошел у нас в Николо-Угрешском монастыре, связанный с преподобным Пименом Угрешским. Собственно, и сам преподобный Пимен, приехав в обитель в 1834-м году, слышал в Успенском храме ангельское пение. Это отразилось в посвященном ему акафисте:

Радуйся, прибыв в Угрешскую обитель, ангельское пение услышавый.

Радуйся, сие пение, яко благодать, до кончины в сердце сохранивый.

В самом конце XX – начале XXI века насельники монастыря собирали сведения для канонизации архимандрита Пимена. А в одном из зданий обители, принадлежавших тогда городу, лежала сухонькая старушка. Звали ее Ольга Ивановна Жукова. Монастырь еще только наполнялся братией, здания передавали монастырю постепенно. Так получилось, что прямо за стенкой квартиры Ольги Ивановны располагалась келья игумена Варфоломея, ныне наместника Угрешской обители. Отца Варфоломея пригласили к Ольге Ивановне, он исповедовал ее и причастил. Она рассказала о своей жизни и поделилась воспоминаниями из раннего детства, которые затем повторила под аудиозапись. Эти данные оказались чрезвычайно важны для общецерковного прославления преподобного Пимена. Собственно говоря, Ольга Ивановна лишь в простоте передавала свои детские впечатления, которые врезались в ее память и сохранились на всю жизнь. Будучи маленьким ребенком, она часто приходила на могилу преподобного Пимена и слышала там чудное, изумительное, неземное пение, но в силу возраста не могла этого объяснить, рассказывала взрослым, а они отмахивались от нее. С тех пор прошло много десятилетий. Ольга Ивановна высохла как мумия, сама говорила: «Моя смерть заблудилась». Но как только она рассказала братии монастыря про ангельское пение на могиле преподобного Пимена, так вскоре умерла. Господь не давал ей перейти в вечность, пока она не передала свое свидетельство об ангельском пении тем, кто был способен принять.

Вот так получилось, что преподобный Пимен слышал пение ангелов, приехав в Николо-Угрешский монастырь, а на месте его собственного погребения слышали то же самое пение. Теперь там стоит посвященный преподобному Пимену храм – место, где ангелы незримо присутствуют и воспевают Бога.

Ангельское пение невозможно передать при помощи человеческих описаний, известного нам звукоряда и земной фонетики. Невозможно записать его на аудио, ибо пение ангелов – не действие голосовых связок, не колебание воздуха, которое улавливает диктофон, а духовный глас, являемый по воле Божией людям, да и то весьма редко. Остережемся фальсификаций, которых в Интернете пруд пруди.

Недавно на богословских курсах мы обсуждали тему, посвященную ангелам. Кто-то упомянул, что на Афоне якобы записали ангельское пение. Но при знакомстве с записью стало понятно, что к ангелам данное пение не имеет никакого отношения. В записи чувствуется человеческая страстность и резкость, на душе остается неприятное ощущение, разве могут звуки Небес быть такими?

Людям дается услышать ангельское пение, когда они этого специально не ждут. Если пение идет из Небесного Царства, то это не может оставить никого равнодушным или произвести неприятное впечатление. Рай влечет душу так, что угасают страсти и сама душа наполняется неземной гармонией, испытывает благодатную радость и утешение. А если кто-то бежит за диктофоном, то он лишается созерцания, потому что всё его внимание обращено к земному.

Когда мы обсуждали эту тему, одна из наших слушательниц, Елена, решила поделиться историей из своей жизни. Она не рассказывала об этом никому на протяжении многих лет, и только поднятая на лекции тема подвигла ее поведать, что с ней было. В 2008-м году она ездила вместе с тринадцатилетним сыном Никитой в паломническую поездку на Синай. Таких поездок-экскурсий в наши дни совершается множество, а целью ставится посещение, среди прочих святых мест, самой вершины Синая, где, по преданию, Бог явил Себя Моисею, а сейчас там находится храм Святой Троицы.

Бедуины, сопровождавшие группу, выделили для всех участников верблюдов, чтобы они поднимались на гору. Когда Елена села на своего верблюда, то у нее начался приступ аллергии. Она давно страдала аллергией, которая приобрела уже характер астматический. Другие участники группы, видя ее состояние, недовольно говорили: «Что же ты не взяла лекарства с собой?» Она оправдывалась: «Я же не знала, что у меня на верблюда аллергия начнется». Елена задыхалась и кашляла, ехать на верблюде становилось в принципе невозможно, и она решила добираться до вершины горы с сыном вдвоем пешком, тогда как остальная группа поехала на верблюдах по другой, подходящей для животных тропе.

Путь пролегал по тропинке ввысь, скоро стемнело, бездонное небо раскинуло свой широкий шатер. Но, словно вопреки всей этой красоте и тишине бескрайнего неба, аллергический приступ не проходил, Елена шла и мучилась. Вот они прошли половину пути, и Елена почувствовала, что больше не может. Она останавливалась, задыхалась, понимала, что наверх подняться уже не может, и сказала сыну: «Сынок, я больше не могу, иди дальше один, а я буду как-нибудь потихоньку вниз спускаться». Когда она совсем так смирилась, Никита вдруг сказал: «Мама, так мы же почти пришли, храм рядом, слышишь, пение раздается». Она прислушалась и тоже услышала. Это было пение, явно относящееся к Божественной службе, но какое-то совершенно особое, слов она впоследствии передать не могла. Пение влекло к себе, вселяло в душу тепло и покой. И еще, сердцу настолько хотелось быть там, где это пение, что Елена с сыном тут же поднялись и поспешили наверх, как будто и не было никакой усталости. Она уже и не заметила, как приступ аллергии исчез, словно его и не было. До храма оказалось не так близко, как они думали, но чудное пение влило в них силы, достаточно скоро они поднялись к храму, опередив группу, поднимавшуюся на верблюдах. Им так хотелось оказаться там, откуда шло это пение, что в храм они не просто вошли, а буквально ворвались – и поразились царившей там тишине, никакой службы не было, и пение больше не слышалось.

Не исцеление от приступа аллергии сохранилось в памяти Елены, а прежде всего райская песнь, в сравнении с которой блекнут земные утехи и наслаждения и которая свидетельствует только об одном: счастье человека лишь в Боге.

Почему кому-то дается знамение, а кому-то нет – вопрос трудноразрешимый. Но справедливо одно – в любом храме есть ангелы, они воспевают Бога и становятся близки смиренной душе. Когда мы вступаем в священные своды православного храма, вспомним, что и здесь ангелы поют: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение.

Воскресение Твое, Христе Спасе

Текст:

Воскресение Твое, Христе Спасе, / Ангели поют на небесех, / и нас на земли сподоби / чистым сердцем / тебе славити.

Перевод:

Твоё воскресение, Спаситель Христос, ангелы воспевают на небесах, и нас на земле удостой чистым сердцем славить Тебя.

Спасе – спаситель; ангели – ангелы, сподоби – удостой; славити – славить.

Смысл:

Стихира поётся в самом начале пасхальной утрени, перед крестным ходом. В Русской православной церкви было установлено начинать утреню ровно в полночь – точное время Воскресения Христова нигде не указано. Ровно в двенадцать часов по местному времени духовенство при закрытых царских вратах “тихим гласом” начинает петь стихиру, второй раз стихира поётся уже громко, открываются врата и третий раз священники поют ее до половины – песнопение подхватывает хор, а затем и народ.

Верующие с пением и колокольным звоном обходят храм и останавливаются у закрытых дверей входа – как некогда мироносицы у закрытого входа в пещеру, где лежало тело Христа.

“И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.” (Мк; 16, 2-6).

И символизируя Ангела, благовестившего жёнам о Воскресении Спасителя, священник встает перед дверями и возглашает: “Слава Святей, и Единосущней (существующей Единой), и Животворящей (творящей жизнь), и Нераздельней Троице всегда, ныне (сейчас) и присно (навсегда), и во веки веков”.

Возгласом благодарения Богу начинается сама светлая пасхальная служба.

“Воскресение Твое, Христе Спасе” – важнейшее песнопение, это первое небесное славословие воскресшего Спасителя:

“…К торжеству приступили мы песнею, в которой исповедали, что Воскресение Христово ангелы поют на небесах, потом и себе просили благодати славить оное чистым сердцем, и сия песнь вначале возглашена в затворенном алтаре, когда церковь еще молчала. Что значит сей чин? И здесь видно исследование событию. Ангелы узнали и прославили Воскресение Христово прежде человеков: ибо человеки узнали оное вначале от ангелов” (свт. Филарет Московский).

По традиции стихира исполняется на 6 глас (глас – мотив в богослужебном пении Православной Церкви, всего существует 8 гласов), по обиходному распеву.

Исполняет хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: