Православие об астрологии

Нет сомнений, что в современном мире гороскопы превратились в ни к чему не обязывающее развлечение, их достоверность мало кем проверяется. Это просто элемент рынка, не более того. Но ведь так было не всегда. Изначально астрология – это именно наука, которая стремилась познать человека и Вселенную, законы, по которым они живут, ведь никто не будет спорить с тем, что зима отличается от осени, а весна от лета. Все эти природные факторы действуют на нас, от плохой погоды мы грустим и плохо себя чувствуем.

А все потому, что человек в своей телесной составляющей – это тоже часть природы. Что такого уж нелепого в мысли, что какие-то его природные свойства и даже черты характера могут зависеть от времени года и месяца его рождения? Ведь зависят они от наследственности, от генов… Вот и заметили еще древние наблюдатели, что люди, рожденные в одно и то же время, под одним и тем же знаком, обладают рядом похожих свойств и качеств. Тельцы, к примеру, упорные и целеустремленные, Овны – упрямые, Весы – гармоничные или стремящиеся к равновесию, Водолеи – добрые и т.п. Нет, все, конечно, понимают, что при общем гороскопе у каждого человека есть свои индивидуальные качества, в полную унификацию личности никто не верит и о ней не говорит. Но определенная зависимость и общность, безусловно, есть, это все замечали.

Вот, к примеру, моя мама, прежде чем сблизиться с человеком, подружиться с ним, всегда анализирует его знак зодиака. И даже по этому анализу уже многое может сказать о человеке и знает, чего от него ожидать, какой у него темперамент, какие наклонности могут проявиться. Разве это плохо? Предупрежден – значит, вооружен… И почти всегда ее астрологические выводы на практике подтверждались. Они, собственно, и берутся из практики – из отношений с людьми. На сайтах знакомств сегодня тоже модно в первую очередь интересоваться знаком зодиака. Если с человеком создавать семью, почему не попытаться узнать, чего от него ждать?

Когда мне говорят, что, к примеру, Весы плохо ладят с Овнами, это не становится поводом не общаться с этим человеком, но, по крайней мере, я могу быть готовой к каким-то подводным камням. Опять же, в чем минус? По-моему, один только плюс.

Некоторые еще пытаются составлять индивидуальные гороскопы, чтобы узнать, что им написано на роду. Я вот лично не знаю, как к этому относиться. С одной стороны – все в руках Божьих, для верующего человека это очевидно. И Церковь нас учит тому, что промысел Божий предугадать нельзя. Святые отцы говорят о том, что Бог всеведущ и знает наперед все наши действия и поступки и промышляет о нас, ведя нас к спасению. Может, индивидуальный гороскоп в силах отразить этот путь? Что думает об этом Церковь? Можно ли верующему человеку увлекаться гороскопами и где та грань, за которой это увлечение перерастает в зависимость, отдаляющую человека от Бога?

Оксана Федотова

Иеромонах Дорофей (Баранов): «Не поддавайтесь инъекциям астрологической чуши!»

Грех многолик, постоянно является в разных, в том числе интеллектуальных, обличиях. Если совратить на грубые плотские грехи уже недостаточно, то самый надежный способ удалить человека от Бога – сделать его умственным и душевным инвалидом. Искалечить разум человека вообще, а христианина в частности является мечтой и главным мотиватором действия зла в этом мире.

Одним из самых распространенных, пусть и не самым опасным, способом повредить разум является распространение лжи о взаимосвязи человека и космоса. Никто не спорит, что у нас возникает какая-то связь со всем, что мы видим. Вот идем мы по улице в толпе и вдруг глаза в глаза встречаемся с идущим навстречу человеком. Хотим мы того или нет, но уже произошло взаимное влияние, иногда едва заметное, а порой мы целый день не можем забыть этого другого взгляда. Что же говорить о звездном небе, в которое человечество уже тысячи лет напряженно всматривается. Как шутили когда-то программисты: если долго смотреть на «Виндоус», то скоро понимаешь, что «Виндоус» смотрит на тебя.

Что-то похожее произошло и с космосом. Люди слишком долго в него смотрят. Влияют ли на нас звезды, планеты и их взаимное расположение? Конечно, влияют, но дело в том, что совсем не так, как это описывается в гороскопах и всевозможных астрологических прогнозах. У Михаила Ломоносова есть такие строчки: «Открылась бездна, звезд полна; / Звездам числа нет, бездне дна». Именно в бездну заглядывает человек, обращая свой взор на небо. Страх перед этой бездной вынуждает закрыться от нее какими-то понятными земными образами. Так появились созвездия, названия планет и даже схожие с человеческими характеры небесных объектов. Но закрываться от бездны бессмысленно. Наоборот, созерцание этой величественной бесконечности дано нам потому, что она перекликается с той бездной человеческой души, которую мы в себе ощущаем. С каждым из нас хотя бы раз в жизни случается такая секунда, когда вдруг мы заглядываем в собственную глубину и буквально застываем от увиденного. Перед нами открывается наша собственная бездна, и встает задача наполнить эту бездну, то есть осмыслить свое место в мире. Астрология для решения этой задачи предлагает слишком примитивный и, самое главное, ложный путь.

Как известно, самая страшная и губительная ложь – та, в которой есть толика правды. Классическим примером такой лжи является лженаука астрология. У любой настоящей науки должны быть предмет и метод исследования. Ни того ни другого астрологи до сих пор внятно сформулировать не могут. Все выкладки астрологии основаны на видимом с Земли перемещении Солнца в течение года по зодиакальному поясу созвездий. На основании этого, в общем-то, не природного, а чисто визуального явления и строятся все «научные» выводы, основанные, как говорится, на кончике языка.

Ужас заключается в том, что безусловное влияние на нас Солнца, Луны, даже далеких звезд и вообще всего мироздания никому не интересно. Никто сейчас не вспоминает интереснейшее, хотя и небесспорное, учение Владимира Вернадского о ноосфере или актуальные, но совершенно забытые работы гениального Александра Чижевского о взаимосвязи космических и земных явлений. И вообще, пока лежит под спудом и ждет своих исследователей такое ярчайшее явление мировой философии, как русский космизм. Были среди космистов и псевдорелигизоные философы, и глубокие ученые-естественники, но всех их объединила общая идея русского космизма: взаимное влияние друг на друга космоса и человека. Не предмет для эзотерических гаданий, а область постижения человеком своего места в Космосе, который является единым домом, созданным для всего существующего.

Учитывая глубину и масштабность сформулированной русским космизмом задачи и оглядывая нашу унылую современность, остается только горячо сожалеть о том, что, по-видимому, безвозвратно ушло то время, когда каждая третья семья в СССР выписывала научно-популярный журнал «Природа», а каждая пятая – «Науку и жизнь». Какая же тоска находит, когда видишь в транспорте когда-то любознательнейший народ, уткнувшийся в шведские сканворды, американские комиксы и местного разлива гороскопы. Как же задешево мы продались…

Только совершенно умственно разленившийся человек, хотя бы только поверхностно ознакомившись с идеями космизма, не испытает отвращения к астрологическому интеллектуальному извращению. Что же до конкуренции между христианским мировоззрением и астрологией, то ее не может быть по одной простой причине: как можно сравнивать веру в Творца вселенной с верой в сотворенные Им небесные объекты? Слишком разный это масштаб…

Жалко, конечно, людей, которые не чувствуют опасности даже легкого увлечения астрологией, ссылаясь на развлекательный характер гороскопов. Их можно сравнить с теми, кто самоуверенно переходит опасный участок дороги на красный свет, внимательно посмотрев по сторонам и не увидев ни одной машины. Может быть, они не погибнут, но статистика погибших почему-то только увеличивается. Поэтому, когда меня спрашивают о моем христианским отношении к астрологии или знакам зодиака, я всегда с ехидным раздражением отвечаю, что не представляю, что бы с нами стало, если бы восстание декабристов произошло в августе, а не в декабре, и если бы Герцена разбудили августинцы. А отвечая на поставленный вначале вопрос, можно сказать, что Церковь не одобряет астрологию по одной очень веской причине: больно смотреть, как наш народ, и так уже сильно отравленный в 90-е разными блаватскими и рерихами, пытаются заколоть до смерти инъекциями астрологической чуши.

Газета «Саратовская панорама» № 33 (961)

Как убедить мужа в опасности занятий нумерологией?

Ответ священника:

Для тех читателей нашей рубрики, кто не знаком с нумерологией, для информации скажу, что нумерология – это псевдонаука, стоящая в одном ряду с астрологией и алхимией, корнями уходящая в глубокую древность. Её основание приписывают Пифагору. Позже, она разрабатывалась в кабалистике, где даже Бог превращался в числа. Нумерология — система эзотерических верований о мистических связях чисел с физическими объектами, процессами и жизнью людей и их сознанием, которые взаимосвязаны и влияют друг на друга. В современном научном мире произошло отделение астрономии от астрологии, химии от алхимии. Нумерология также, расценивается большинством ученых, как псевдонаука. Негативно к нумерологии относится и Церковь. Какими аргументами можно воспользоваться для опровержения нумерологии?

Во-первых, обратиться к проверке. Скептиками были проведены две научные проверки нумерологических принципов и методов, давшие отрицательные результаты. Одна — в Великобритании в 1993 году, и вторая — в 2012 году, в Израиле. В Израильском эксперименте принял участие профессиональный нумеролог и 200 участников. Эксперимент был повторен дважды и опять воспроизводил отрицательные результаты. http://ru.wikipedia.org/wiki/Нумерология

Во-вторых, нумерология входит в противоречие с опытом свободы воли, объективно переживаемым человечеством, даже той его частью (например, атеистами, астрологами) что теоретически его отрицают. Речь идет вот о чем. Люди ежедневно дают друг другу нравственную оценку: хвалят, или порицают поступки друг друга. В этом и выражается опыт свободной воли. Если бы действия человека предопределялись положением звёзд, или числами нумерологии, его поступки было бы бессмысленно оценивать с точки зрения нравственности: хвалить, или порицать, награждать, или наказывать. Например: лесной пожар может нанести серьёзный ущерб моему имуществу. Но предъявить нравственные претензии к нему я не могу, ибо лесной пожар не обладает самосознанием и свободой действий. Хулиган, разбивший моё окно, причиняет мне гораздо меньший вред, но ему я могу предъявить нравственные претензии потому, что он обладает объективной свободой: он сам является творцом своих поступков. Нумерология же, как и астрология, приводит к отрицанию в человеке этого опыта свободы и нравственной ответственности, переживаемого каждым из нас, вводя понятие предопределения, фатализма, иллюзорности свободного выбора. На основании опыта свободы и ответственности базируется наше общество с его правовыми механизмами в оценке человеческих поступков: одному, за спасение жизней вручают медаль, другого за кражу сажают в тюрьму. Но если особенности моего характера, мои поступки вытекают из, каким-то образом связанных с ними чисел, я – не свободен, мои действия предопределены. Следовательно, никаких нравственных претензий мне предъявить нельзя. Поэтому, оккультные псевдонауки, типа астрологии, нумерологии и проч., формируют фаталистическое мировоззрение, провоцируют человека искать причины своих неудач не в себе, а в ком-то, или в чем-то другом: виноваты окружающие, виноваты звёзды, числа, но не я…Таким образом, и последующая деятельность человека получает ложное направление.

Не будь козерогом, или о том, почему Церковь не одобряет астрологию

Как относятся друг к другу Церковь и астрология? Можно ли сочетать веру в Бога и веру в торжество планет? Подробнее об этом в нашей статье!

Церковь и астрология – можно ли их объединить?

Почему Церковь негативно относится к астрологии? Коротко сказать, потому что признание власти звезд над нашей жизнью противоречило бы двум важным истинам нашей веры — человеческой свободной воле и Божием промыслу. Подробно об этом — Сергей Худиев.

Недавно еще один известный человек — о котором, помимо прочего, было известно, что он православный — рассказал о своем знаке зодиака и том, как он влияет на его жизнь. Дело обычное — почти в каждой газете печатается гороскоп, чтоб овны, скорпионы и козероги могли узнать, что день грядущий им готовит. Знакомясь, люди спрашивают «а кто вы по знаку зодиака», (надеюсь, не овен — гороскоп не советует мне иметь дело с овнами!), а на экранах телевизоров время от времени являются загадочные личности, таинственными голосами возвещающие как бы некие пророчества — впрочем, пророчества не сбываются никогда, что не мешает загадочным личностям вещать дальше с тем же таинственным видом.

Реклама астрологов

Интересно, что астрологи процветают — и в состоянии оплачивать дорогую рекламу. Люди готовы не только прислушиваться к их советам — но готовы и платить за них. С другой стороны, многих огорчает, когда им говорят, что увлечение астрологией несовместимо с православной верой.

Давайте рассмотрим это немного подробнее. В древнем мире астрология пользовалась огромной популярностью. Это отчасти понятно — для людей, которые вели сельское хозяйство, было очень важно производить работы вовремя, сеять слишком рано или слишком поздно могло означать голодную смерть. Естественным календарем, с которым люди сверялись, были звезды — и им казалось очевидным, что раз такие важные решения, как сев и жатва, надо определять по звездам, то это нужно отнести и к другим важным действиям — вступлению в брак, военным походам и тому подобному. Казалось, что раз так важно сеять и пахать по звездам, за ними стоят какие-то могущественные божества, с волей которых надо сообразовать все свои дела.

При дворах восточных владык важное место занимали, как мы бы сейчас сказали, «эксперты», которые должны были определять благоприятные или неблагоприятные времена для тех или иных действий. Некоторые историки даже отмечают, что таким образом складывалось своего рода коллегиальное управление — опытные предвещатели могли удержать молодого и горячего царя от поспешных действий, ссылаясь на «неблагоприятные предзнаменования».

Библия о чародеях

Библия упоминает о таких «экспертах» и говорит об их пустоте и тщете. Пророк говорит о гибели Вавилона:

«Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома: огонь сожег их, — не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним. Такими стали для тебя те, с которыми ты трудилась, с которыми вела торговлю от юности твоей. Каждый побрел в свою сторону; никто не спасает тебя» (Ис. 47:12–15).

В наши дни астрология изменилась мало — разве что упор делается не на предсказаниях событий государственного масштаба, а на предоставление личных консультаций. Как Вам следует себя вести, если вы — овен? А если хотите взять человека на работу, что Вам может сказать дата его рождения? А в какой день лучше заключить сделку или лечь на операцию?

Почему же все это плохо с точки зрения Православия? Мы, православные люди, верим в две реальности, несовместимые с предсказаниями — в свободную волю человека и в промысл Божий. Начнем со свободной воли.

Читайте также — Целительницы и гадалки — почему люди идут к ним?

Свободная воля означает, что мы сами — авторы наших решений. Разумеется, мы сталкиваемся с различными влияниями, добрыми и дурными, мы обладаем определенными врожденными чертами — например, кто-то по натуре человек флегматичный, а кто-то, наоборот, темпераментный, но решения, которые мы принимаем перед лицом всех этих влияний, полностью наши. Они не предопределены чем-то еще — генами или звездами.

Труд или преступление, любовь или эгоизм

Человек сам выбирает свой путь в жизни — труд или преступление, любовь или эгоизм, усердие или лень, веру или противление. И то, к чему он придет в своей жизни — а главное, в вечности — определяется решениями, которые он принимает. Каким человеком он будет, какой характер в себе разовьет — тоже результат его решений.

Эти решения — а, стало быть, и их последствия — не определяются звездами, генами или социальным окружением. Со свободной волей связаны такие принципиальные для нашей веры понятия, как грех и покаяние. Когда мы каемся — а это абсолютно необходимо для нашего вечного спасения — мы признаем, что мы согрешили и нуждаемся в прощении. Это именно мы принимали неправильные решения и совершали неправильные поступки, не какая-то сила за нас, будь то звезды или что-то другое, привела нас в эту точку в нашей жизни. Мы согрешили, мы виновны, мы нуждаемся в том, чтобы принять прощение и помощь для того, чтобы исправить наши пути.

И мы можем принять решение их исправить — мы не вовсе не предопределены звездами, чтобы грешить дальше, мы можем в любой момент обратиться к Богу и взыскать Его прощения и помощи. Наша жизнь может измениться, мы можем резко развернуться и оставить все гороскопы в дураках.

Промысл Божий

Другая необходимая составляющая нашей веры — промысл Божий. Мы верим, что Бог направляет все происходящее к предначертанным Им целям, так что все, что происходит в мире — и в жизни конкретных людей — будет обращено к вечному благу и спасению верных. Это переживание Промысла Божия находит отражение, например, в 138 псалме:

«Господи! Ты испытал меня и знаешь.

Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали.

Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.

Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.

Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.

Дивно для меня ведение , — высоко, не могу постигнуть его!

Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.

Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было»

Бог обладает всеведением, то есть полным и безошибочным знанием обо всем, в том числе обо всех актах свободного произволения людей, ангелов или бесов. Бог знает — всегда знал — что я пишу эту статью, и что Вы ее читаете. Наши поступки определяются нами, а не Богом, они полностью свободны — но для Бога, находящегося вне времени, они уже совершены и включены в Его замысел.

В книге Деяний Апостольских рассказывается о том, как Апостолы, столкнувшись с враждебностью властей, обратились к Богу с такой молитвой:

«Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!

Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?

Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.

Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,

чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой»

(Деян.4:24–28).

Богопротивники, конечно, и не помышляют об исполнении воли Божией — Ирод и Пилат преследуют свои цели и, конечно, они преследуют их сами, Бог не вынуждает и не заставляет их поступать таким образом. Но в итоге они сделают именно то, «чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой».

Сбываются ли астрологические прогнозы

Астрология – это не просто учение о влиянии на нас далеких звезд, астрология – разновидность оккультизма со всеми его последствиями.

В древности волхв или маг совмещал в своем лице обязанности колдуна, астролога, гадателя, толкователя снов – в общем, был полноценным оккультистом. И в наши дни тот, кто мыслит окружающий мир в магических категориях, увлекается звездными гороскопами. Современный колдун для лучшего эффекта заклинания обязательно учитывает астрологическую ситуацию на данный момент. А простые смертные, наивно увлекшись «звездной мудростью», выслушивают прогноз на неделю, тем самым вверяя свою жизнь не Богу, а холодному расположению космических глыб.

Автор этих строк прекрасно помнит, как ведущие астрологи нашей страны супруги Глоба вдохновенно предсказывали необычайные события, которые должны ждать нас в 1990-х и начале 2000-х годов. В частности, Павел Глоба пророчествовал как о судьбоносных, так и о вполне прагматичных вещах: что Союз социалистических республик не развалится , что в середине 2000 года последует денежная реформа, от которой мы весьма пострадаем, что в 2004 году Россия станет духовным центром Земли, даст ей нового спасителя, которого якобы упоминали еще Христос и арийский пророк Заратустра, что президентом США станет Хиллари Клинтон, а на Украине Виктор Янукович не станет президентом никогда. Ничего не исполнилось, зато на протяжении всех этих лет сама эйфория слушателей астрологии стала основой привития оккультизма сотням тысяч людей.

Астрология говорит о влиянии на жизнь и судьбу человека небесных тел: Солнца, Луны, планет, в зависимости от их положения относительно зодиакальных созвездий. Если гадания, например, по картам сразу набрасывают тень на подобный способ как явно оккультный, то астрология претендует на роль особой учености, пусть и не совсем традиционной (для большего наукообразия при составлении гороскопов используются даже компьютерные технологии).

Можно ли сказать что-то по этому поводу, основываясь на Священном Писании? Кстати, сами астрологи иногда вспоминают евангельских волхвов с востока, увидевших звезду новорожденного Царя и пришедших поклониться Ему. Только вот звезда эта была не совсем обычная – движение ее по небосводу совершалось отличным от бездушных светил способом: И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец (Мф. 2: 9). Какая еще звезда могла бы так передвигаться (сначала явить себя на востоке, а затем двигаться от Иерусалима к Вифлеему) и стать над местом, где родился Христос? По словам Святых Отцов (таких как Иоанн Златоуст и Феофилакт Болгарский), это было особое знамение Ангелов об исполнении древних пророчеств – Рождении Спасителя мира Иисуса Христа. Подобно тому, как огненный столп предшествовал ветхозаветному Израилю на пути к Обетованной Земле, так и теперь чудесная звезда предшествует представителям язычества на их пути ко Спасителю.

Святитель Иоанн Златоуст, а за ним блаженный Феофилакт Болгарский в Толковании на святого Матфея Евангелиста говорят, что это было явление божественной и ангельской силы, приведшей восточных магов ко Христу, тем самым символически упразднившей магию. Как известно из предания, волхвы – Валтасар, Гаспар и Мельхиор – стали со временем христианами. Именно об этом поется в тропаре Рождества Христова: В нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, то есть служившие звездам посредством этой чудной звезды научились служить Христу, Солнцу Правды.

Но не только это можно извлечь из Писания касательно отношений людей и небесных тел. В Евангелии мы читаем о том, как после Преображения на горе Фавор к Спасителю подошел отец одержимого нечистой силой юноши с просьбой о помощи, поскольку ученики Христа не смогли его сына исцелить (см.: Мф. 17: 14–18). Причем в данном случае одержимость имела одну особенность – бес овладевал мальчиком в новолуние, так что он падал на землю, скрежетал зубами, испускал пену, бросался в огонь и в воду с каждым новым появлением Луны. Почему же подобные вещи происходили именно в новолуние? Согласно святоотеческому толкованию, демон пытался скрыть свои действия, так чтобы люди думали, будто виной страданий юноши была Луна – сотворенное Богом небесное тело (вспомним, что в повествовании о творении мира Библия особо замечает светило малое – Луну – см.: Быт. 1: 16). Исцеляя юношу, Господь запрещает мучить отрока не Луне, а демону, показывая, кто есть подлинный виновник человеческих мук и страданий. Нечистая сила старается и в наши дни использовать тот же самый прием – влиять на жизнь человека, по-видимому, соотнося случающиеся с ним события с расположением небесных тел.

Правда, читатель книги Бытия заметит, что светила были сотворены в том числе и для знамений. – И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов (Быт. 1: 14). Что же это за знамения? Яркий пример подобных знамений произошел во время крестных мук Спасителя, когда сделалась тьма по всей земле до часа девятого и померкло солнце (Лк. 23: 44–45). Поскольку на земле совершилось великое беззаконие – люди убили Того, Кто пришел даровать им свет вечной жизни, духовная тьма временно восторжествовала, и в знак этого земля покрылась на три часа тьмой. На Кресте умер Христос – Источник вечного света, Солнце правды, и в знамение этого померкло видимое нами солнце.

Знамения бывают и более низшего порядка. Преподобный Иоанн Дамаскин об этом писал: «Эллины говорят, что восхождением, захождением и сближением звезд, а также солнца и луны управляются все наши дела; этим и занимается астрология. Мы же, напротив, утверждаем, что ими даются предзнаменования дождя и бездождья, сырой и сухой погоды, а также ветров и подобное; но предзнаменованиями наших действий они никоим образом не бывают. В самом деле, мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы все делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби. Даже более того: раз все ведется и влечется необходимостью, то не будет ни управления Божия в мире, ни промышления Божия о творениях. Сверх того, и разум будет нам не нужен, ибо, раз мы не властны ни в одном действии, то нам нет нужды что-либо обдумывать. Между тем, разум нам, несомненно, дан для обдумывания наших действий, почему всякое разумное существо в то же время есть существо свободное. Поэтому мы утверждаем, что звезды не бывают причиною ничего совершающегося в мире – ни возникновения возникающего, ни гибели гибнущего, но скорее служат предзнаменованием дождей и перемены воздуха. Иные, может быть, скажут, что звезды являются если не причинами, то предзнаменованиями войн и что качество воздуха, зависящее от солнца, луны и звезд, различным образом производит различные темпераменты, навыки и расположения; но навыки относятся к тому, что находится в нашей воле, ибо они подчиняются разуму и изменяются под его руководством».

Есть, правда, в современной науке молодая отрасль – гелиобиология, открытая советским ученым, профессором Александром Леонидовичем Чижевским (1897–1964). Эта наука показывает, например, явную зависимость некоторых болезней и эпидемий от уровня солнечной активности. Некоторое влияние простирается даже на психическую сферу людей. Ученый, которого знают обычно по его изобретению, «лампе Чижевского», в 1915 году увлекся исследованиями солнечных пятен и обнаружил синхронность между максимальным количеством пятен, проходившим через центральный меридиан Солнца, и военными действиями на фронтах Первой мировой войны. Чижевский обратился за советом к К. Э. Циолковскому, который предложил накапливать материал для построения научной теории, что отчасти и было выполнено.

Смысл концепции А. Л. Чижевского сводится к тому, что циклы солнечной активности проявляют себя в биосфере, а именно, влияют на жизненные процессы, начиная от урожайности злаковых культур и кончая заболеваемостью и психической настроенностью человечества. Это сказывается даже на динамике исторических событий – войн, восстаний, революций, политико-экономических кризисов и т. д. Впрочем, Чижевский всегда пояснял, что состояние солнечной активности не является основополагающей причиной земных процессов, а лишь способствует более острому проявлению уже назревших на земле процессов (это, в частности, изложено в ключевой книге ученого: Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. – М.: «Мысль», 1976).

Иными словами, в гелиобиологии все объясняется не расположением светил и знаками зодиака, а физическим влиянием солнечной активности на растительную, биологическую и психическую жизнь. Приведем элементарный пример: если Солнце не будет светить в достаточной мере, цветок не вырастет, а если будет светить слишком сильно, то он завянет, и мистика тут не причем. Кстати, в некоторых ситуациях современные астрологи манипулируют данными метеорологии, а также другими научными данными о природных воздействиях на организм человека, например, влиянии фаз Луны на сердечно-сосудистую систему.

Проблема астрологии (равно как и хиромантии – гаданиям по линиям руки, а также нумерологии – гаданиям по числам, складывающимся, к примеру, из номеров года, месяца и дня рождения) во многом связана с сильнейшим соблазном человечества – верой в судьбу (поэтому решение этого вопроса вскрывает суть не только астрологии, но заодно хиромантии и нумерологии). Судьба и свобода – понятия, противоречащие друг другу. Свобода есть величайший дар Бога человеку. Астрология же побуждает перекладывать ответственность за собственные поступки на небесные светила, внушает мысль о предопределении. По сути, астрология превращает человека в игрушечный механизм, все действия и поступки которого прописаны звездными схемами.

Апологет II века Татиан Ассириец в своей «Речи против эллинов» писал: «Они (демоны), показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости, ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы; убийцы и убиваемые, богачи и бедняки – порождения той же судьбы, и всякое рождение, как на сцене, доставляет наслаждение тем, которые, как говорит Гомер, “смех несказанный воздвигли” (Илиад. 1: 599; Одисс. 8: 326)».

Что же плохого в том, что жизнь связывается с фатальным предначертанием судьбы?

Во-первых, это принижает достоинство человека, созданного по образу Божию, и значит, свободного, призванного разумно созидать свою жизнь.

Во-вторых, вера в судьбу заранее оправдывает все грехи и пороки, к которым человек способен скатиться.

В-третьих, судьба не способна освятить каким-либо возвышенным смыслом трагические обстоятельства человеческой жизни, например, внезапной инвалидности, преждевременной гибели, крушения жизненных надежд или смерти ребенка – так «на роду написано» и всё. Христианство же показывает, что все, даже самые скорбные события жизни, не являются только результатом слепого случая или чьего-то злого умысла, а вписаны в Божий Промысл, то есть Его живую заботу о нас, главной целью ставящую наше вечное спасение. Даже несчастный случай, неожиданно пресекающий жизнь, не есть предначертание судьбы, а промыслительная забота Бога о человеке. Апологет Татиан, кстати, далее говорит: «Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного; и, не подчиняясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей».

Замечена одна удивительная особенность – многие люди, далекие от теплой веры в Бога, считают, что астрологические прогнозы имеют к их жизни прямое отношение, что их характеры точно соответствуют прописанным по их поводу астрологическим характеристикам. Когда же человек обретает душой своей Бога и приходит к жизни церковной, то он вдруг прозревает, насколько его душа и характер независимы от звездных расписаний, что жизнь его уже не подчиняется астрологическим закономерностям, не сообразуется с расположением звезд, а направляется удивительным, милосердным и премудрым Промыслом Божиим. Суть этого феномена заключается в том, что суеверные люди сами в своем уме подгоняют под астрологический прогноз события своей жизни, которая у каждого человека настолько многообразна и глубока, что в этой палитре обязательно найдутся цвета, схожие с жалкими мазками гороскопа. Когда же человек освобождается от суеверия, он видит и чувствует, что подлинная жизнь отличается от гороскопов так же, как живое дитя отличается от куклы.

Блаженный Августин в толковании на книгу Бытия посвятил целую главу разбору учения астрологов: «Что касается их всевозможных разглагольствий о влиянии звезд и их мнимых опытов астрологической науки, то мы всемерно должны охранять от них чистоту своей веры». Блаженный Августин пишет, «что наши души по своей природе не подчинены небесным телам». Далее он объясняет всю нелепость влияния звезд на нашу жизнь: «Что может быть нелепее и бессмысленнее, если, убедившись этими примерами, они нам скажут, что роковое значение звезд имеет отношение к судьбе одних только людей? Да в этом они и сами убедятся на примере близнецов, которые весьма часто при рождении получают одни и те же созвездия, однако живут различно, различно бывают счастливы или несчастны и различно умирают. Ибо хотя уже при самом появлении из утробы матери между ними существует некоторое различие, однако различие между иными из них бывает настолько велико, что не может быть выведено из астрологических вычислений».

Известно, что в одной и той же катастрофе погибают люди, родившиеся под самыми разными созвездиями, с самыми различными астрологическими прогнозами. Напротив, двое близнецов, родившихся практически одновременно, часто имеют совершенно разные характеры и способности, кардинально противоположные судьбы, о чем и пишет блаженный Августин. Астрологи пытаются объяснить это тем, что два близнеца рождаются все же не одновременно. Но в таком случае составляемые на протяжении тысячелетий гороскопы уже не верны, ибо почти никогда неизвестна секунда рождения конкретного человека. Блаженный Августин дальше приводит пример из Ветхого Завета: «Рука младшего Иакова, при рождении, оказалась держащею за пяту старшего, так что они родились как бы один, надвое простершийся, младенец. Так называемые созвездия их не могли быть, конечно, различными. Что же может быть нелепее мысли, будто астролог, рассматривая эти созвездия, мог бы по одному и тому же гороскопу, по одной и той же Луне сказать, что один из них будет любим, а другой не любим матерью? Ибо если бы он сказал что-нибудь иное, то сказал бы очевидно ложь, а если бы сказал именно это, то хотя сказал бы правду, но несогласно с нелепыми предсказаниями своих книг».

Господь, призывая человека к возвышенной цели, имеет о нем Свой план. Заранее ведая глубины души и будущее произволение нашего сердца, Бог, конечно, может предуказывать человеку его дальнейший путь. Так, младшему сыну ветхозаветного патриарха Иакова святому Иосифу во снах было явлено его будущее возвышение перед братьями. Он в простоте сердца передавал сны семье, и когда братья из зависти решили его погубить, они сказали: Убьем его и увидим, что будет из его снов (Быт. 37: 20). Пытаясь разрушить намерение Божие о возвышении их младшего брата, они сами невольно способствовали исполнению воли Божией о нем – Иосиф попал в Египет, где через много лет стал высокопоставленным чиновником, а его братья приезжали к нему в голодное время с просьбой о помощи.

Однако подобные предуказания не являются неизбежным определением, как бы железным руслом, по которому должна пролегать излучина человеческой жизни. Бытие личности определяется не предопределением или созвучием небесных светил, а Божией заботой о людях. В этом отношении большое значение имеет, к чему добровольно склонится сердце человека. Горячая молитва и искреннее покаяние способны изменить даже Божие решение о людях. В Священном Писании мы читаем о том, как Бог повелел пророку Ионе идти в Ниневию и предвещать, что за нераскаянные грехи город вскоре будет разрушен. Иона ходил по городу и говорил: Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена (Ион. 3: 4). Далее в Писании приводятся интересные слова: И поверили ниневитяне Богу (Ион. 3: 5), то есть, они поверили, что вскоре Бог действительно накажет их за их грехи. Тогда они стали поститься, каяться, и Бог принял раскаяние людей, помиловал город, изменив Свое решение – разрушения не произошло. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел (Ион. 3: 10). На формирование истории общества и судеб отдельно взятых людей влияют самые разные факторы, в том числе и внутренние, например, свободное самоопределение человека.

У пророка Иеремии мы читаем: Так говорит Господь: не учитесь путям язычников, и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов – пустота (Иер. 10: 2–3). Еще раз повторим, что наша жизнь определяется не созвездиями, а Промыслом Божиим, который учитывает самоопределение каждой конкретной личности. В таком случае нет строгого шаблона жизни, в который должен неумолимо вписываться своими поступками человек. Значит, переживая о будущей участи своей или своих близких, нужно обращаться не к гороскопам, хиромантам, гадателям или прорицателям, а к Богу посредством личных молитв и участия в Таинствах Церкви, ибо что лучше устроит нашу жизнь, как не благодать Духа Святого, подаваемая посредством молитв и литургической жизни?

Павел Глоба. «Комсомольская правда», 27.03.91.

Павел Глоба. «АиФ» № 1-2. 01.98.

Павел Глоба. Газета «Нижегородский рабочий» за 21.03.91.

Павел Глоба. «Комсомольская Правда» за 17.01.08.

Газета «Факты» от 10. 07. 2009 г.

Иоанн Дамаскин, прп. О свете, огне, светилах, как о солнце, так о луне и звездах / Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 7.

Татиан. Речь против эллинов / Сочинения древних христианских апологетов. – М.: «Благовест» — Спб.: «Алетейя», 1999. С. 17.

Там же. С. 18 – 19.

Августин, блж. О книге Бытия / Творения. – М.: «Паломник», 1997. С. 201.

Там же. С. 201 – 202.

Астрология и Христианство

Единственным возможным ответом на этот вопрос может быть «да», но при этом необходимы некоторые уточнения. Каковы они, будет зависеть от того, что мы имеем в виду, когда говорим о христианстве и астрологии. Лишь в той степени, в которой наше понимание каждого из этих явлений разумно, мы сможем выявить различия между ними и найти истину, позволяющую эти противоречия примирить.
Безусловно, существует представление, которое отрицает возможность совместимости христианства с астрологией. Я убежден, что в этом случае имеет место плохая интерпретация либо христианства, либо астрологии, поскольку и в том, и в другом содержится истина, а истина не может противоречить самой себе. Тем не менее, каковы бы ни были метафизические объяснения, факт остается фактом: для многих умных, верных и честных людей примирение этих двух убеждений составляет источник глубокого личного страдания.
Ни одно человеческое существо в мире не способно адекватно воспроизвести другого человека. Поэтому единственно, чем я могу помочь, так это собственным опытом. Я укажу несколько причин, по которым я — католический священник, профессор философии и просто человек, изучающий астрологию, — не считаю эти три роли несовместимыми. Существует два вопроса, с которыми неизбежно сталкивается христианин в связи с астрологией. (Я опускаю проблему истинности астрологии, считая, что она доказана.) Эти два вопроса таковы: предполагают ли занятия астрологией приверженность другой религии, которая несовместима с христианским откровением в Вашем сердце; допускает ли трактовка астрологии, которой Вы придерживаетесь, свободу воли или она предполагает, что человеческая жизнь определяется звездным детерминизмом. Если хотя бы на один из этих вопросов Вы ответили «да», то это означает, что между астрологией и христианством для Вас существует неразрешимое противоречие. В противном случае ни в Священном Писании, ни в христианской традиции ничто не препятствует их мирному сосуществованию. Попробую это объяснить.
Астрология берет начало в дохристианские и даже в доиудейские времена. Она восходит к глубокой древности и связана с такими религиями, как магизм, который существовал за тысячелетия до Рождества Христова. Христианство никогда не считало древнейшие религиозные верования просто ложными. Напротив, Церковь неоднократно подчеркивала, что эти религии содержали элементы огромной ценности, хотя, естественно, всегда утверждала, что в них отсутствовала полнота, данная в Откровении Христа. В древнем Риме планеты Марс, Венера, Юпитер и т.д. сделались богами, объектами поклонения. Отцы Церкви осудили это как поклонение идолам, хотя и не отрицали воздействия планет на Землю и даже людей. Звезды, чем бы они в действительности ни являлись, не могут заменить Бога Отца, который сотворил их и все сущее в мире. Звезды суть творения, и, с точки зрения христианина, поклонение им — суеверие, ибо поклонение подобает лишь одному Богу. В этом вопросе Церковь никогда не шла и не могла пойти ни на какие компромиссы. Кстати, Отцы Церкви полностью следовали традиции ветхозаветных пророков, утверждавших, что Яхве един, Он превыше всех псевдобогов.
С представлением о трансцендентности Бога тесно связано и представление о трансцендентности человека, точнее, воплощенного в нем духа. Человек не есть лишь плоть, тело среди тел, подверженное естественным законам физической природы. Благодаря присутствию духа он выше всех предопределений и абсолютно свободен в том, чтобы следовать за Богом. Следовательно, любая астрологическая теория, которая отождествляет тело и дух таким образом, что оба становятся для нее зависимыми от движений небесных тел, несовместима с христианским учением о трансцендентной духовной природе человека. Вследствие грехопадения человек отпал от первозданной славы, оказался не столь духовным и, следовательно, свободным, но все же в принципе остался таковым. И если он не свободен сегодня, то должен стремиться к этому, и благодать Спасителя помогает ему стать тем, чем он должен быть. Богословы в целом признают, что люди следуют наклонностям, направляемым небесными и другими силами, но они, как и астролог Птолемей, неизменно подчеркивают, что мудрый человек управляет звездами.
Итак, главным для нас является различие между телом и духом. Человеческое тело является частью материальной природы и подвержено воздействию причинно-следственных сил, включая звезды и любые другие тела нашего мира. Если человек не развивается, то его духовная сила, хотя и реально существует, оказывается слаба, и не может самостоятельно подняться над потребностями тела. Поэтому натальная астрология достоверно характеризует нашу физическую внешность и даже характер, а также наследственность и окружение. Прогрессии и транзиты могут указать с большой вероятностью на то, что предпримет тот или иной человек в данных условиях, особенно если он духовно неразвитая личность. Но все эти указания не являются абсолютно достоверными. Человек в принципе свободен, но мы никогда не можем со всей определенностью утверждать, что в каждом конкретном случае он не окажется свободен фактически. Кстати, эти фундаментальные основы христианского вероучения, видимо, и легли в основу запретов на предсказания судьбы, существующих в гражданском праве Англии и США.
Каждый человек способен в разной мере реализовать свою потенциальную свободу воли. Одни люди склонны придавать ей первостепенное значение, другие сводят ее к минимуму. Однако для человека, который верит в то, что звезды не лишают человека свободы воли, астрология и христианство вполне совместимы. Мне всегда казалось, что знание того, какие воздействия человек будет испытывать, и есть самый верный путь увеличить свободу действий. Ведь тот, кто заранее предупрежден, заранее вооружен.
После изложения основных аргументов, позволяющих христианину примирить веру в Христа с астрологической практикой, я позволю себе обратиться к фрагментам работ признанных христианских авторитетов, в основном времен средневековья и Возрождения. Я делаю это по двум причинам. В то время христианская Церковь была более едина, чем сегодня. Поэтому мы можем не принимать во внимание различия между конфессиями. В тот период астрология пользовалась наибольшей популярностью в интеллектуальных кругах Европы. Поэтому для многих ученых того времени была важна проблема примирения их веры с астрологической практикой. Кроме того, оказывается, наши предки были более широко мыслящими людьми, чем мы сегодня.
Начну с Фомы Аквинского — наиболее известного и признанного из средневековых богословов. Несомненно, что он придерживался тех взглядов на астрологию, которые изложены мною выше. Например, в своей последней и наиболее известной работе «Сумма теологии» Фома Аквинский отвечает на два ключевых вопроса, относящихся к обсуждаемой проблеме. Первый вопрос таков: «Являются ли небесные тела причинами тех действий, которые происходят на Земле в земных телах?». Или более кратко: «Влияют ли звезды на движение земных тел?». Приведу суть его доводов, чтобы дать представление о ходе мысли, типичном для человека средневековья.
«В ответ должно быть сказано, что все многообразие исходит из единства, то, что неподвижно, имеет лишь одно положение, в то время как то, что подвижно, имеет много различных положений. Значит, надо принять, что в природе каждое движение происходит от того, что неподвижно. Следовательно, чем более неподвижными являются творения, тем более они служат причинами того, что более подвижно. Итак, небесные тела являются наиболее неподвижными (относительно) из всех физических тел, так как единственное движение, им присущее, ограничено их траекторией. Поэтому различные и многообразные движения земных тел могут быть сведены к движению небесных тел как их причине.»
Второй вопрос гласит: «Служат ли небесные тела причиной человеческих поступков?» Ответ Фомы Аквинского подчеркивает фундаментальное различие между телом, движение которого обусловлено, и духом, который свободен. При этом он также добавляет: «Следует, однако, знать, что небесные тела могут воздействовать на человеческий разум и волю косвенным и случайным образом. Это происходит в той мере, в какой ум и воля данного человека подвержены воздействию низших сил, связанных с его телом.» Фома Аквинский делает важное замечание: «Нужно сказать, что люди в основном следуют своим страстям, которые являются порывами их чувственных желаний, и находятся под влиянием небесных тел; лишь немногие истинно мудрые противостоят этим страстям. Поэтому астрологи могут в большинстве случаев правильно предсказать события, особенно для человечества в целом. Это гораздо сложнее сделать в предсказаниях относительно судьбы отдельного человека, ибо ничто не мешает ему противостоять страстям, проявляя свободу воли. Человек управляет звездами настолько, насколько он управляет своими страстями». («Summa Theologiae», р. 542-543).
Позвольте обратиться и к другим авторитетам того времени, которые дают представления об общей точке зрения на астрологию христианского Запада в период с XII по XVII вв. Большая часть приводимых мною материалов почерпнута из исследования Линна Торндайка «История магии и экспериментальной науки». Эта книга — лучший англоязычный источник по истории астрологии того периода.
Учителем Фомы Аквинского был Альберт Великий, суждения которого об астрологии выдержаны в духе, традиционном для тех времен. Пожалуй, он даже более привержен астрологии, чем его ученик, и заходит столь далеко, что признает присутствие в астрологических образах неких оккультных сил. Так, Торндайк отмечает: «Поскольку небесные сферы и звезды являются инструментами и средой, посредством которых Первопричина творения управляет миром сотворенных созданий, то четыре стихии создаются вследствие небесных перемещений и растения, камни, минералы, животные, короче, все прочее, что существует внизу в мире, обусловлено движением этих тел наверху. Этот общий закон, гласящий, что мир природы и жизни на Земле управляется движениями звезд, снова и снова упоминается в работах Альберта, а его истинность подчеркивается и того чаще.»
Существует также огромное число менее известных средневековых авторов, которые не считали несовместимыми астрологию и христианскую веру, но я приведу здесь лишь мнение Джона Данса Скотуса, умершего в начале XIV в. Скотус был главой францисканской школы богословия и пользовался не меньшим авторитетом, чем Фома Аквинский. Торндайк обобщает позитивные взгляды де Скотуса таким образом: «Более того, в трудах Данса Скотуса…мы встречаем концепцию, которая недвусмысленно признает ценность оккультных знаний… При этом астрология и алхимия прямо называются почтенными науками. Это отношение к астрологии и оккультным силам высказано в работах, подлинность которых не вызывает сомнений, а именно «Opus Oxonience» и «Reportata parisiensia». На вопрос, воздействует ли небо на дольний мир, Скотус отвечает утвердительно и почти одинаково в обеих работах… Более того, планеты воздействуют на смешанные тела, например, на испарения в воздухе, и на чистые и неодушевленные тела, такие как металлы, которые образуются в некоторых местах под воздействием небесных констелляций, имеющих отношение именно к этому, а не к иному месту на Земле, так как не Земля является активной силой, являющейся причиной этого многообразия». Скотус также пишет: «Я утверждаю, что они (звезды) воздействуют на одушевленные существа, изменяя качества смешанных тел таким образом, что они становятся послушны или несовместимы с душой, одухотворяющей данное тело. Таким образом, они действуют в сторону созидания или разрушения. Они могут также обострять или нарушать действие органов чувств, воздействуя на ум, и мы видим это в безумцах и лунатиках, чье воображение нарушено. Таким же образом и воля может быть поражена в известной мере. Звезды могут также изменять и чувство аппетита и вынуждать человека удовлетворять его вопреки указаниям разума, хотя воля человека при этом не может быть абсолютно подавлена и способна сопротивляться. Если бы не свобода воли, человеческой, ангельской, Божественной ли, то все происходило бы обусловленно и ничто не было бы случайным». Естественные для Скотуса законы природы и свобода воли суть единственные факторы, определяющие любое действие.
В работах авторов XII и XIII вв. астрология получает наивысшее распространение, будучи самой близкой к науке из всех магических дисциплин. Она претендует на изучение и открытие универсальных законов природы, посредством которых можно объяснить любое явление природы и оккультное влияние. И коль скоро эта концепция истинна, все прочие науки и магические дисциплины становятся как бы разделами одной высшей науки — астрономии, или астрологии.
Вот, пожалуй, и все, что я хотел сказать по поводу взаимоотношений между христианской верой и астрологией. Я не коснулся вопроса о свидетельствах астрологии в Священном Писании, и сделал это по двум причинам. Во-первых, данная тема слишком обширна и невозможно осветить ее в короткой статье. Во-вторых, я не являюсь специалистом в области современных исследований Писания. Сегодня вряд ли возможно представить убедительные доводы за и против по любому вопросу, подобрав несколько цитат из английского перевода Библии. Современная наука относится к этому достаточно осторожно. Процитированные средневековые авторы, разумеется, были знатоками Библии, но не испытывали трудностей, сочетая ее свидетельства с верой и астрологией.
Кроме того, может возникнуть вопрос, каково отношение современного образованного духовенства к астрологической теории и практике. Мой личный опыт в основном ограничен Римской католической церковью, но у меня есть основания считать, что он отражает мнение Запада в целом: очень немногие священники воспринимают астрологию всерьез.
В основном они придерживаются распространенного в современной академической среде мнения, что астрология — вышедший из моды средневековый миф. Среди них есть и те, кто отрицают астрологию не потому, что она оскорбляет их веру, но потому, что она входит в противоречие с тем, что они считают разумным мышлением. Я един с ними в вере и не согласен с их аргументацией, но это уже спор академический, а не богословский. Шесть лет я преподаю астрологию в колледже Св. Петра, и пока ни один человек не дерзнул предположить, что этим я гублю чьи-то души. Конечно, многие считают, что у меня «не все дома», но это совсем другая история. В этой связи нельзя не отметить с благодарностью приверженность колледжа принципу свободы, поскольку ни один человек не препятствовал мне преподавать «эту астрологическую чепуху» тем студентам (а их много), которые желают ее изучать. Мы действительно свободное сообщество ученых.
Мне кажется, что христианские астрологи должны заниматься именно разработкой доказательств истинности своей науки, которые придут из научных экспериментов и беспристрастных умозаключений. Что касается богословских проблем, то вопрос разрешается сам собой, ибо всякая истина имеет один источник и никогда не противоречит самой себе. Я хочу закончить статью высказыванием раннего христианского автора, приведенного позднее Фомой Аквинским: «Все, что есть истина, как бы оно ни было сказано, сказано Духом Святым».