Преследование христиан в современном мире

«Гонения на христиан» в современном мире

Елена Лосева в рамках программы «Наша точка зрения» поговорила с директором международного фонда «Христианская солидарность» Дмитрием Пахомовым о современных «гонениях на христиан» и их причинах.

Елена Лосева: Гонения на христиан, свидетелями которых мы сегодня являемся, поражают своими масштабами. И это происходит не только на Ближнем Востоке, но и в отдельных странах Западной Европы. На ваш взгляд, какие главные причины «гонения на христиан»?

Дмитрий Пахомов: Дело в том, что христианство — это религия, которая фактически сформировала нынешнюю цивилизацию, глобальную цивилизацию. И христианство лежит в основе всего того лучшего, что мы имеем. И те гонения на христиан, которые сейчас осуществляются, — в глобальных масштабах. На поверхности — это так называемые исламисты, ИГИЛ, международная террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации. Но за этим стоят некие глобальные силы. Мы можем назвать эти силы силами хаоса. Силами, желающими перевести в новый формат все человечество. Новое мышление, скажем так, запустить, ради достижения каких-то своих экономических целей.

То, что сейчас происходит в мире в отношении христиан, именно этот геноцид, мы можем, не давая даже конспирологию, четко назвать целенаправленным, планомерным, неслучайным явлением. Мы в 2012 году посетили Сирию, встречались с президентом Башаром Асадом, с патриархом Игнасием. В 2012 году мы посетили также город Маалюля, другие древние христианские города Сирии.

Сирия — это священная земля пророков и апостолов. Где христиан впервые в городе Антиохия назвали христианами. И на этой земле, где мирно на протяжении тысячелетий жили представители разных религий, христиане и мусульмане, сейчас появилось семя вражды. И мы общались с мусульманами, разных толков, которые живут на территории Сирии. И они прямо сказали, что мы всегда уважали христиан и те, кто христиан преследует, это вовсе не мусульмане. Они враги ислама, они искажают ислам. И то, что сейчас происходит, действительно, это некий план неких кукловодов. Условно их можно назвать мировым правительством, еще как-то. Но это правда. А пушечное мясо, исполнители — это ИГИЛ.

Е.Л.: Несмотря на это ни нынешний президент США, ни европейские политические элиты не признают, что сегодня есть гонения на христиан. И признают ли они когда-нибудь вообще это?

Д.П.: Сейчас ситуация такая в мире, что государств, которые являются по-настоящему христианскими, практически не осталось. Россия? Если хотите, это новый «Катехон», удерживающий. Мы являемся Третьим Римом. На нас ответственность цивилизационная и перед Господом Богом лежит. Чтобы защищать интересы христиан по всему миру. И собственно, признают это официальные власти Соединенных Штатов Америки, если Трамп не станет президентом, или не признают, если даже он станет президентом и ему не дадут это признать. Потому что мы прекрасно понимаем, что президент Америки — тоже не самостоятельная фигура.

Е.Л.: Не самостоятельная фигура, конечно.

Д.П.: Сейчас он в предвыборной кампании говорит одно, а потом будет говорить другое. Мы четко можем свидетельствовать, что, кроме России сейчас никто не может выступить гарантом безопасности христиан. И Россия, по сути, является Третьим Римом. Не то что старец Филофей в XVI веке это сказал. Тогда это была теория некая. Но сейчас это практика. И один из наших проектов — это Международный византийский клуб. Штаб-квартиру он имеет в Афинах. И этот Византийский клуб будет презентован широкой общественности в октябре этого года. В Афинах пройдет большая конференция. И на этой конференции, в которой, возможно, примет участие господин Ципрас, премьер-министр Греции, тема защиты христиан будет основной. И Россия будет выступать именно инициатором, именно мировой кампанией по защите христиан. Эта кампания не будет состоять только из того, о чем мы говорили. Чтобы и гуманитарная помощь собиралась. Чтобы все люди доброй воли на планете Земля понимали, что есть свет, что есть тьма.

Е.Л.: Это именно то, что нужно сделать, чтобы приостановить геноцид христиан?

Д.П.: Конечно. Потому что каждый человек, который может говорить, который имеет доступ в интернет, должен об этом писать, должен об этом говорить. Если будут молчать, то молчанием предается истина.

Е.Л.: Дмитрий Вячеславович, а есть ли место межконфессиональному миру в диалоге халифата?

Д.П.: Вы знаете, что касается межконфессионального мира как такового, то мир между христианами и мусульманами вполне возможен. Посмотрим на Египет. Во времена правления исламиста Мухаммеда Мурси — это организация «Эхван Муслими», которая, по сути, провозглашала уже политику террора в отношении христиан, — в Египте для христиан-коптов, которых там около 15 миллионов, были не лучшие времена. Сейчас, когда Абдель Фаттах Сиси пришел к власти, он является президентом, Рождество и Пасха являются государственными праздниками в Египте. Президент посещает Коптскую Патриархию, посещает православную Греческую Патриархию. И, собственно, в Египте сейчас такой напряженности уже нет. Межконфессиональный мир вполне возможен. Мы встречались в 2014 году с верховным шейхом университета Алязгар — это крупнейший богословский исламский вуз в мире. И великий шейх этого университета, авторитетнейшего в исламском мире, прямо сказал, что христиане с точки зрения Корана являются братьями для нас и людьми Писания. И такие призывы авторитетных исламских богословов должны звучать чаще. И в Египте это сработало, это сработает и в других странах.

Гонения на христиан

Гонения на христиан начались с первых дней утверждения новой веры и продолжаются до сих пор. Чтобы хоть как-то проследить их масштаб и историю — не хватит десятка статей, поэтому мы решили выделить из них лишь самые известные и знаковые.

ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В МИРЕ С ПЕРВЫХ ВЕКОВ ДО НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Римская империя

(I-IV века)

“Факелы Нерона” г. Семирадский, 1882 г.

Гонения в Риме шли с разной интенсивностью. Первый пик связан с императором Нероном (64–68 гг.), когда, среди прочих, были казнены апп. Петр и Павел. Но и в «спокойное» время исповедание Христа могло стоить жизни. Не помог даже Миланский эдикт императора Константина — начавший утверждение христианства в качестве государственной религии. Уже после него приняли смерть, например, знаменитые 40 севастийских мучеников. А следующий император — Юлиан (361–363 гг.), получивший имя Отступник — попытался реставрировать язычество и вновь прибег к гонениям.

Европа (VIII-IX века)

Утверждение христианства в варварских странах привелок к новой волне гонений. Особо сильными они были в Англии, где сторонники друидов убивали христиан, видя в них угрозу своей вере и образу жизни. Одновременно с этим началось завоевание арабами Испании, где также пролилась христианская кровь.

Европа (VIII-IX века)

Кельтский поклонный крест. Фото В. Ештокина

Утверждение христианства в варварских странах привелок к новой волне гонений. Особо сильными они были в Англии, где сторонники друидов убивали христиан, видя в них угрозу своей вере и образу жизни. Одновременно с этим началось завоевание арабами Испании, где также пролилась христианская кровь.

Европа и Ближний Восток (Х-XI века)

Сбитая мусульманами фреска, Каппадокия. Фото В. Ештокина

Средние века ассоциируются у нас с безраздельным господством христианской Церкви. Но и тогда в Европе продолжались преследования верующих. Особенно сильны они были опять же в Англии, куда в этот период вторглись язычники-датчане.

На тоже время пришлись и одни из самых сильных гонений в истории Ближнего Востока, их в 1009 году провел халиф аль-Хаким.

Балканы (XIV-XVI век)

Христианские страны Балканского полуострова подверглись нашествию турок. Все это обернулось репрессиями против верующих.

Япония (XVII век)

На фоне колониальных претензий Европы японские правители закрыли страну для всех внешних влияний. Одновременно были приняты указы о запрете миссии и исповедания христианства. До 50-х годов ХIХ века христиане составляли в стране гонимое меньшинство.

Ближний Восток

(XIX век)

Снова противостояние Востока и Запада привело к пролитию христианской крови. В 1870 году в Корее было казнено около 8000 христиан. В 1898-1901 годах в Китае случилось восстание «боксеров», входе которого националистами было убито около 30 тысяч христиан разных конфессий. В Русской Православной Церкви канонизировано 222 китайских мученика.

ГОНЕНИЯ НА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН В РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Цифры и даты:

По оценкам специалистов ПСТГУ, в России в XX веке за веру пострадали от 500 тысяч до 1 миллиона человек. На настоящий момент в Базе данных ПСТГУ собраны документы более чем на 34 тысячи репрессированных за веру. На 1 января 2012 года прославлены в чине новомучеников и исповедников российских 1774 человека. Пик гонений приходится на 1937 год: 162 500 арестов, 89 600 расстрелов. 7 февраля — Собор новомучеников российских.

Ресурсы в Интернете:

Фонд памяти мучеников и исповедников Русской Православной Церкви

База данных ПСТГУ “За Христа пострадавшие”

График гонений построен на основе базы данных ПСТГУ “За Христа пострадавшие”

ПРЕСЛЕДОВАНИЯ И ДИСКРИМИНАЦИЯ ХРИСТИАН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Христиане являются самым гонимым религиозным сообществом на планете. В настоящее время в разных странах мира подвергаются преследованиям около 100 миллионов христиан. Не менее 75% всех преследований по религиозному признаку в мире происходят по отношению к христианам. Каждые пять минут в мире за веру умирает христианин. Каждый год 100 тыс. христиан убивают за веру в результате межрелигиозных конфликтов (не считая жертв гражданских столкновений и войн). В той или иной степени христиане подвергаются преследованиям в 130 странах мира. Международная благотворительная правозащитная христианская организация «Open Doors» собирает информацию о преследованиях за веру и оценивает уровень опасности для христиан этих стран.

Основные причины усиления

гонений на христиан:

1 Экстремизм и идеология ненависти, прикрываемая религией в ряде мусульманских стран.

2 Агрессивное миссионерство евангелических церквей.

3 Комплекс политических и экономических причин, обуславливающих заинтересованность ряда государств в разжигании межрелигиозной вражды.

4 Отказ Европы от христианской идентичности.

5 Отождествление мусульманами искажений, допускаемых частью протестантского мира в вопросах нравственности и морали, с общехристианскими ценностями.

По материалам доклада председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на Международной конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан» (Москва, 30 ноября 2011 г.) и данным международной благотворительной правозащитной христианской организации «Open Doors», которая с 1978 года занимается мониторингом ситуации, связанной с положением христиан в мире.

Уровень опасности для христиан

Чем меньше цифра рейтинга, тем хуже отношение к христианам

Афганистан, 02

Религия: ислам

Население: 32,4 млн.

из них христиане: тысячи

Саудовская Аравия, 03

Религия: ислам

Население: 28 млн.

из них христиане: 1,25 млн.

Сомали, 04

Религия: ислам

Население: 9,6 млн.

из них христиане: несколько

Мальдивы, 06

Религия: ислам

Население: 320 тыс.

из них христиане:

несколько человек.
Йемен, 08

Религия: ислам

Население: 24,8 млн.

из них христиане: неск. тыс.

Ирак, 09

Религия: ислам

Население: 32,6 млн.

из них христиане: 300 тыс.

Пакистан, 10

Религия: ислам

Население: 177 млн.

из них христиане: 5,3 млн.

Эритрея, 11

Религия: ислам/Православие

Население: 5,4 млн.

из них христиане: 2,5 млн.

Лаос, 12

Религия: буддизм

Население: 6,3 млн.

из них христиане: 167 тыс.

Нигерия, 13

Религия: ислам

Население: 70 млн.

из них христиане: 27 млн.

Египет, 15

Религия: ислам

Население: 80,5 млн.

из них христиане: 10 млн.

Северный Судан, 16

Религия: ислам

Население: 33,4 млн.

из них христиане: неизв.

Катар, 22

Религия: ислам

Население: 1,8 млн.

из них христиане: 90 тыс.

Алжир, 23

Религия: ислам

Население: 35,9 млн.

из них христиане: 25 тыс.

Ливия, 26

Религия: ислам

Население:

нет данных.

Оман, 27

Религия: ислам

Население: 2,8 млн.

из них христиане: 35 тыс.

Кувейт, 30

Религия: ислам

Население: 2,8 млн.

из них христиане: 421 тыс.

Индия, 32

Религия: индуизм

Население: 1,2 млрд.

из них христиане: 71 млн.

Мьянма, 33

Религия: буддизм

Население: 48,3 млн.

из них христиане: 4,6 млн.

Тунис, 35

Религия: ислам

Население: 10,6 млн.

из них христиане: 23,5 тыс.

Сирия, 36

Религия: ислам

Население: 21 млн.

из них христиане: 1,9 млн.

Арабские эмираты, 37

Религия: ислам

Население: 7,9 млн.

из них христиане: 405 тыс.

Индонезия, 43

Религия: ислам

Население: 242 млн.

из них христиане: 37 млн.

Палестина, 44

Религия: ислам

Население: 4,2 млн.

из них христиане: 40 тыс.

Бангладеш, 49

Религия: ислам

Население: 150.5 млн.

из них христиане: 1.4 млн.

Малайзия, 50

Религия: ислам

Население: 28.9 млн.

из них христиане: 2.6 млн.

О современном положении христианства

Николай Арсеньев

О СОВРЕМЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ ХРИСТИАНСТВА

Арсеньев Н. О современном положении христианства / Путь.— 1927.— № 7 (апрель).— С. 99—106.

Нашу эпоху Н. А. Бердяев назвал назревающим «новым средневековьем». Я думаю, что еще правильнее было бы указать, что веяния первохристианства опять проносятся по миpy. Религиозное обновление начинается понемногу, мало заметным образом, в разных концах миpa. Всегда, не прерываясь, текли струи благодатной жизни, но многие пошли к ним теперь, которые их раньше чуждались. Опять упало зерно горчичное Евангелия в почву, взрыхленную войной и страшными мировыми потрясениями, и оно произрастает пока еще мало заметно, но уже действенным образом.

Все больше распространяется атмосфера религиозного напряжения — не экзальтации, а чувства близости Господа, не эсхатологической близости Господа грядущего во втором пришествии, (ибо, что можем мы знать о том?), а близости Господа, шествующего путем истории. «Посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве», говорил Господь Своим ученикам. Если и мы внимательно присмотримся, то увидим, что за декорациями политической авансцены назревает и готовится жатва Господня.

Те, кто пережили религиозные события в Советской Poccии, знают, что там во многих уже созревает, может быть, уже созрела эта жатва. Там опять раскрылось христианство, как победная сила, с такой яркостью, с какой оно, может быть, не раскрывалось со времен древней апостольской Церкви. Много отступников, много павших, много человечески недостойного, но среди этого раскрылась сила Божия, поддерживающая остающихся верными. Ощутилось, что Царство не от миpa сего сильнее Царства от миpa сего; что «безумие Христа ради», что «юродство проповеди» есть сила, захватывающая сердца; что слова: «Вот Я с вами во вся дни до скончания века» не слова только, а обетование, правда которого особенно ощутилась в муках гонения. «Нас угнетают, но мы степенны; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставляем; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в мертвенной плоти нашей». Эти парадоксальные слова, свидетельствующие о новой, о другой плоскости духовного бытия, написанные Павлом в послании к коринфянам 1870 лет тому назад, оказались правдой, жизненной правдой и теперь. Важно это осознать, важно понять, что христианство явилось во всеоружии опять, как победная сила, чтобы ощутить всю значительность нашего времени. Все слова апостола: «се ныне время благоприятнoe, се ныне день спасения», «Итак облечемся в орудие света», «День приблизился» — касались всех уверовавших всегда и повсюду ибо всегда он близко, при дверях:»Се стою у дверей сердца и стучу». Но есть времена, когда особенно явственно верующие могут слышать голос Божий, когда особенно настойчиво звучат слова апостола: «Облекитесь во всеоружие света».

Христианство не стыдится и теперь юродства проповеди: «ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих». Как для афинских философов на холме Ареопага, так и теперь главным камнем преткновения для мудрецов миpa сего является проповедь овоскресшем Христе, т. е. о Победителе над безжизненно-бездушными иконами миpa. Но в этом как раз и главная сила, в этом вся суть христианства, вся суть христианской проповеди: «ибо жизнь открылась, и мы видели, и свидетельствуем и возвещаем вам cию Вечную Жизнь, которая была у Отца и открылась

99

нам». «Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша… Но Христос воскрес, Первенец из умерших». В этом ведь и вся душа Православия.

Сокровище Вечной Жизни открылось миру. Но слишком часто мы забываем о нем и теперь человечество опять, как будто, приводится к нему. Правда, жизненная, реальная, победная правда Христова Воскресения с особой силой раскрылась нам среди мук и гонений советского строя. И для западного христианства все больше опять в центре жизни веры становится воскресший Христос. Поэтому их так тянет к духу Православия, полного радости о Воскресшем — тех многих глубоко верующих католиков и протестантов, не покидающих своей Церкви, но с радостью усматривающих, что с нами и с первохристианством все больше объединяются они в центральном и главном, в общем нашем наследии и сокровище, в радости о Воскресшем Господе. Так, один благочестивый католический монах (немецкий бенедиктинец) в письме к пишущему эти строки с восхищением приводит следующее место, случайно встретившееся ему в одном древнем житии: «Наступил день, исполнение времен, и венец года, праздников праздник, начало всеобщего воскресения (initium universalis resurrectionis), воскресение Христа Бога нашего, которому победную песнь поют небеса и земля («cui triumphalem hymnum canunt coeli et terra» vita S. Eutichii, Acta Sanctorum, VI April, t., I. 567).

В Журнале «Una Sancta» пастор Glinz (из Сев. Швейцарии) не устает подчеркиватьцентральность воскресения. Две замечательные святые личности в протестантизме недавнего времени, к посмертному голосу которых все больше стали прислушиваться многие верующие круги современного протестантизма, Blumhardt-ы, отец (1805-1880) и сын (1842-1919), ставят именно воскресшего Христа, чисто в духе апостольской проповеди, во главу угла. Blumhardt отец томится по «излучениям славы и благодати Иисуса Христа Воскресшего» (Ausstrahlungen der Herrlichkeit und Freundlichkeit Jesu Christi des Auferstandenen).*) Вся атмосфера, в которой он жил и умер, — пишет его биограф, — была атмосфера воскресения. *) Blumhardt сын все снова и снова говорит в своих проповедях об этом основном и важнейшем — о воскресении Господа. «Что есть центр, что есть основоположное в Царствии Божием, средоточие всего?» — спрашивает он и отвечает: «Воскресение! Откровение Божие в воскресении из мертвых». Что может в мире его смущать и угнетать, когда он знает, что Иисус есть Живый, Воскресший из мертвых? «Ни искушения, ни скорби, ни болезни не могут устрашить нас: Иисус жив и воскрес из мертвых». Только силе, открывшейся в воскресении, только Воскресшему принадлежат владычество над миром.**)

Христианский индусский мистик Сундар Синг, произведший большое впечатление особенно на многие протестантские круги Западного миpa, центром своей миссионерской проповеди сделал благовестие о Живом и Воскресшем Победителе смерти».***)

Католичество, которое переживает сейчас, особенно в Германии, период самоуглубления и нового цветения духовного ****)

________________________

*) ПриведеновкнигеЕ. Jackh-a Blumhardt Vater and Sohn, Berlin 1925, Furche-Verlag cтp. 41.

*) ПриведеноуЕ. Thurneysen-a, Christoph Blumhardt, Munchen Kaiser. 1926, стр. 39.

**) E. Jakh стр. 84.

100

в лице многих своих лучших представителей стремятся вернуться к психологии и миросозерцанию древней Церкви. В противовес схоластическим формулам, стройно слагающимся в логически разработанную систему (хотя и не отрицая формул), подчеркивают эти его представители то основное и коренное, чем были мистически захвачены души в проповеди раннего христианства и что доныне является основой миросозерцания Церкви. Это их особенно сближает с духом Православия. Из этого основного, из воплощения и воскресения Господа, уясняется взору и освещение жизни земной, и благодатная жизнь Церкви, и сила таинств, и преображение твари в Господе воскресшем.*)

Эти веяния, — чаяния преображения твари, вера в освящение телесности через Господа, приявшего тело, захватывает все больше широкие круги протестантизма. Бог не беднее миpa, а богаче; в Нем ничего не погибает, даже и материальное, ибо «вся тварь с надеждою ожидает откровения Славы сынов Божиих» и в этом — смысл воскресения Господа во плоти — такие слова, еще в протестантизме, как «либеральных богословов», так и догматиков (даже верующих) старой школы с их однобокой «Verinnerlichung» — субъективизацией религии, — не являются, однако, уже и в протестантизме гласом вопиющего в пустыне.

Пишущий эти строки не раз выступал перед протестантской и католической аудиторией в Германии с попыткой представить (без всякой полемики) дух Православия, который является продолжением духа первохристианства, духа древней Церкви, и встречал сочувствие не только у католиков, которые слышали в этом изложении глубоко родственные им тона, но и у протестантов, даже среди пасторов, и особенно среди молодежи, напр., студентов богословия. «DieLeiblichkeitistdasEndederWegeGottes», слова старого протестантского мистика Octinger-a (18-гo в.), не звучат для нынешнего времени уже дико.*) Религиозно мыслящие начинают ценить и тело и материю с точки зрения религиозной, с точки зрения христианского реализма. (А христианским реализмом как раз можно назвать и миросозерцание первохристианства и миpoсозерцание Православной Церкви). Ибо Господь воплотился — значит тело и материя в Нем освящены, и они примут участие в вечной жизни — в этом и смысл воскресения. Когда пришлось православному докладчику на философском съезде в Дармштадте, в сентябре 1924 года, говорить о силе Вечной Жизни, выразившейся в воскресении Христа плотию из мертвых, то корреспондентка газеты «Tag», написавшая туда отчет об этом съезде, изумлялась, как мог образованный человек так наивно и непосредственно говорит о воскресении во плоти. В книге Barth-a о воскресении («Die Auferstehung von den Toten», 1924, комментарии к 15-ой главе 1-го Послания к коринфянам) о воскресении говорится так осторожно и туманно, что впечатление, что это не факт, а лишь идея.**)

Но мы уже видели — не все так настроены в протестантизме. Христианский плоти реализм дышит и живет на каждой странице журнала «Una Sancta» — органа

__________________

*) Срв. особеннокниги Ildenfons-a Herwegen-a (аббатмонастыря Maria Laach) и Romano Guardini.

*) Их цитирует, как великую христианскую истину, и Jackh в своей книге о Блумхардтах и Ed. Thurneysen — одна из самых руководящих личностей в современном протестантизме — в своей книжке о Блумхардте сыне. Следует вообще отметить повышенный интерес и к Oetinger-y и к католику Баадеру и близким к ним по духу, выражающейся в переиздании их творений, в составлении хрестоматии из них. Так, в серии «Dom», изданы были избранные сочинения Баадера, теперь начато переиздание полного собрания его сочинений. У меня под руками сейчас хрестоматия из произведений F. Chr. Oetinger-a озаглавленная: «Die heilige philosophie», Munchcn 1923, Kaiser.

101

идей вселенского христианства, зародившегося, однако, в благочестивых евангелических кругах, стремящихся к полноте церковного миросозерцания и церковной жизни. Уже Блумхардты, отец и сын, не уставали повторять об освящении всего человечества, душою и телом, во всех обстоятельствах его жизни: «Господь хочет нашу душу, не только наш дух и не только наши мысли, — Он хочет все земное наше существо, как оно выражается в нашем дыхании, нашей еде и питье, и во всех телесных вещах», говорит Блумхардт — сын.*) Ибо «во Христе человеческое просветляется», пишет Блумхардт-отец.**) Здесь была связь с традицией Oetinger-a и других протестантских мистиков его школы.

Мало того, движение молодежи — Jugendbewegung — состоящее в Германии из самых различных струй и течений, в основе своей есть стремление вернуться к более широкой, более богатой внутренно, более содержательной, более кипучей и вдохновенной жизни, в противовес мещанству духовному. Эта Jugendbewegung захватывает, как религиозные, так и официально внешние, как будто, далекие от религии круги. Но в одном есть общая черта: идеализм, порыв, пафос возвращения к природе (известный Руссоизм), реабилитация природы. Где она осмысляется и просветляется религиозно — в протестантской или католической среде — получается благодарная почва для развития христианского реализма, для приятия веры в преображение и реабилитацию твари через воплощенного и воскресшего Сына Божия. Руководителем и представителем идеологии католической части этого молодого движения в Германии — der «Quickbornjugend» (названного так по месту их годовых собраний) — явился глубоко верующий и горящий духовно человек, профессор католического богословия Romano Guardini, сам человек молодой души и радостного внутреннего подъема, который в мистической жизни Церкви видит начало к преображению твари, продолжение спасительного и освятительного дела Христова. Все больше католики в этом усматривают суть и центр миросозерцания Церкви; тем самым близки по духу они нам, ибо преображение твари через силу воплотившегося и воскресшего Господа есть содержание христианской проповеди, есть содержание Православия.

Впрочем и для католиков это не новая истина; значительно лишь то, что сейчас она опять в сознании многих заняла, как ей и подобает, центральное, основоположное место, как суть христианского благовестия.

Это благовестие захватило — я сказал уже — и многие протестантские круги религиозно настроенной молодежи Германии. Отсюда, напр., то увлечение поэзией старого романтика Eichendorff-a, ее религиозным просветлением природы в некоторых студенческих и ученических кругах Германии (вновь возникшая во многих университетах студенческая организация («Gild Skuld»*) находится под сильным влиянием религиозной романтики Eichendorff-a.)

Идеи религиозного просветления миpa и жизни — в том числе и окружающей Природы — развиваются напр., и в журнале «Der Weisse Ritter», одном из органов движения молодежи. Мощное движение молодежи, религиозно обоснованное, характерно, не только для Германии, но и для других стран — напр. для Франции, отчасти для Польши, но в Германии оно нередко, так сказать, метафизично — более стремится к целостному, всеобъемлющему миросозерцанию.

В этом движении молодежи в Германии много, конечно, также и весьма дикого, странного, даже уродливого и безобразно-карикатурного. Но — мы видели — и оно, приведенное в границы, может явиться почвой для христианского отношения к миpy и жизни.

Глубоко укорененным в христианстве, более того — основоположным, решающим для христианства, является религиозный опыт, религиозное познание с новой силой пробуждающееся в сердцах и захватывающее и протестантский мир. Мирнеавтономен,инетолькочужд

______________________

**) Приведено там же, стр. 64.

*) «Союз (или Братство) Будущего» Skuld — Норма Будущего по Эдде.

102

Богу: он должен быть освящен, как и вся жизнь наша — частная и общественная — хотя мы и грешники, должны стремиться к освящению (в противоположность столь распространенному в лютеранстве, особенно немецком, и сейчас со стороны нетерпимо настроенных лютеран усиленно подчеркиваемому взгляду, что религия с общественной жизнью ничего общего не должна иметь, что общественная жизнь — в частности национальная жизнь в своих национальных задачах — вполне автономна.*) Нет, и моя жизнь, и жизнь семьи, и ежедневный наш быт, и жизнь моего народа и всякого народа вообще и цель, к которой мой народ и всякий другой народ стремится, и всякая тварь, и весь мир в своем конечном развитии должны быть освящены. Кто же освящает нас? Освящающий нас есть Дух Божий, данный нам, если мы верны Призвавшему нас. Но данный не каждому, взятому в отдельности, а данный общению всех в любви, — общению Тела Христова. Дух Святый, живущий в великом организме Тела Христова, становится опять живейшей реальностью — или как предмет искания, или как предмет опыта — для многих, забывавших о Нем, забывавших о силе Его, действующей в Церкви. Blumhandt-ы — и отец и сын — явились в немецком протестантизме 19-го века горящими провозвестниками Св. Духа. Blumhardt — отец возобновил, между прочим, в своей личной практике древнехристианскую практику молитвенного возложения рук, исчезнувшую в протестантизме.

Особенно теперь, после войны, когда пробудились с большой силой религиозные запросы и вместе с тем открылось, куда крайний индивидуализм завел протестантство (особенно же лютеранство), раскрываются глаза у многих и многих в протестантском миpe на значительность соборного начала: Дух Божий веет среди братьев, объединенных во Христе любовью. «Открытие заново послания к Ефесянам»— так называет Hans Ehrenberg**) это раскрытие глаз на учение апостола Павла о Церкви или вернее на мистический опыт Церкви, который стал было протестантизму совершенно чужд и непонятен.*) А теперь подлинная жажда Церкви, жажда церковности пробудилась в протестантском мире (и не только в протестантстве, а и во многих, что числились и жили в Церкви, но недостаточно знали ее). Пастор Glinz так характеризует эту жажду Церкви: «Das Wiederwachen der Kirche in den Seelen und die damit zusammen hängende Wendung beträchtlicher Teile der heutigen Christencheit zur Kirche» — «пробуждение Церкви в душах и в связи с тем обращение значительных частей нынешнего христианского миpa «назад» или вернее вперед — к познанию Церкви».**) Так, напр., с 24 по 28 мая 1926 г. происходил в Марбурге третий съезд «Союза евангелических преподавательниц Закона Божия» («Verband evangelischer Religions lehrerinnen») Три публичных доклада были посвящены одной основной теме: «Kirche zu suchen und sich verpflichtet zu fühlen, an ihrem Ban mitzuarbeiten» («Искать Церковь, и чувствовать свом долгом участие в ее строительстве»), и это наложило печать искания Церкви на весь съезд.***) А в органе этого союза, который одновременно является органом ряда других положительно-христианских педагогических союзов немецкого протестантизма, в журнале «Schule und Evangelium» читаем следующие значительные слова: «В наше время, особенно в христиански окрашенном движении молодежи живет глубокое томление по Церкви («lebt eine tiefe Sensucht nach Kirche»). По этому томлению становится нам ясным, в какой сильной степени мы утратили Церковь, и как мало знает наш евангелический христианский мир, что такое есть Церковь, и как

______________________

**) Статья в Журнале «Christliche Welt» 1925 г.

*) «DieKircheistfurunsProtestantenetwasNebensachliches», говорил, напр., не так еще давно Фридриху Heiler-yодин из руководящих либеральных богословов современного протестантства (приведено Heiler-ом в его статье в «EvangelischesHochkirchentum «UnaSancta», 1926. Heft I стр. 39).

**) Gost. Ad. Glinz. «Vom Wiederwachen der oekumenischen Kirche», в «Una Sancta» 1926, Heft I, стр. 32.

***) См. отчет об этом съезде в «UnaSancta» 1926, HeftIII, стр. 344.

103

мало руководится все наше мышление церковной точкой зрения.»*)

Не только жажда Церкви, но часто и определенное искание Церкви. Поэтому большое впечатление производит на многих протестантов Хомяков, когда они знакомятся с ним. Так в Берлине, в феврале 1926, года в серии из пяти лекций, устроенной протестантским «Ausschuss für innere Mission», была лекция о Хомякове, прочтенная русским докладчиком). Поэтому мог возникнуть «Hochkirchlich — Oekumenisher Bund» и орган его журнал «Una Sancta». Поэтому Heilеr (бывший католик, теперь протестант) мог написать: «В конце концов это одна идея, которая захватила теперь весь христианский мир, или вернее: не идея только, а божественная реальность, реальность Единой Церкви Христовой, которая есть Его создание, Его Тело, которая есть Он Сам». Но «нельзя на сей земле уметь общение с «Церковью невидимой» («Ecclesia invisibilis»), если «Церкви видимой» («ecclesia visibilis») сознательно поворачивать спину: ибо к тайне мистического тела Христова относится и то, что оно воспринимает осязательную форму… Современное протестантское учение о невидимости Церкви есть рационалистическая отвлеченность, еще rationalistische Verdünnung, которая упраздняет идею Церкви первого христианства. «Видимость Церкви обусловлена воплощением Сына Божия». Посему «нельзя быть христианином, не имея Церкви, и кто действительно имеет Церковь, тот имеет и Христа». И при том «полнотой истины никогда не обладает отдельный апостол, учитель, и святой или реформатор — ею обладает только вся Церковь, которая по словам ап. Павла и есть Полнота — Наполняющего все во всем». (Ефес. 1, 23).**)

Heiler в данном случае показателен: он, как человек с необычайно чуткой религиозной душой, угадывает, куда тянется душа современного религиозного ищущего человека: не к индивидуальному только блаженству в Боге, а к общению любви в Боге, к объединению с братьями в Боге, к организму Тела Христова.

Германский религиозный мир переживает глубоко эту потребность и старается теоретически ее осознать, обосновать, сделать ее неотъемлемой частью своего религиозного сознания. Определенно уже всходят в Германии — говорю, конечно, о протестантской среде — семена этой проповеди церковности. Молодежь, богословски заинтересованная, тянется в университетах, с одной стороны, к крайнему индивидуализму и к отрыву Бога от миpa в учении Barth-a, с другой стороны — именно к церковности, к идее общения во Христе. Отсюда симпатия к нашей Церкви, сочувствие ее страданиям, возмущение против гонений на нее, преклонение перед ее внутренней красотой, перед ее духом общения и свободы. Я, напр., получил письмо такого рода от одного, только что окончившего курс, молодого протестантского философа и богослова из Марбурга и другое, еще более трогательное, на ту же тему от одного пожилого уже судьи из Вюртсмберга. Предполагается даже создание православной общины западного обряда с немецким языком в Берлине. Пробудилось в протестантской Германии движение аналогичное Oxford Movement в английской Церкви и приближающееся все более по духу к Православию. И вместе с сознанием необходимости Церкви, вместе с пониманием пафоса, красоты, более того — душу покоряющей силы общения в организме тела Христова, пробуждается в протестантской и англиканской среде с особой силой мечта об объединении и сближении всех Церквей. Эта мечта живет и действенна отнюдь не в меньшей степени и в католическом миpe, что вполне понятно, но там она слишком часто окрашивалась в централистическую окраску — в стремление не только придти к единству исповедания, но и подчинить другие Церкви Риму.

Особенно много шагов в сторону сближения Церквей сделано именно за последнее время. И здесь, в этом деле любви, подвизались и подвизаются различные христианские церковные общества, различные деятели церковные, исполненные духа истинно христианского порыва. Покойный кардинал Мерсье, архиепископ Упсальский Натан Саберлом,*) руково-

______________________

*) Приведено в «Una Sancta» 1926, Heft III, стр. 345.

**) Friedriсh Heiler «Evangelisches Hochkirchentum», в «Una Sancta» 1926, Heft I стр. 40-45, 48.

*) См. сборник его статей по вопросу об единении Церквей, вышедший в немецком переводе под заглавием: «EinigungderChristenbeit», 1926.

104

дители старокатолического движения, только что скончавшийся престарелый епископ Herzog и еп. Kury (швейцарцы) и apxиепископ Кентерберийский и многие из епископов, клира и мирян английской и американской епископальных церквей, особенно Bishop Gore и Bishop Darlington в Америке, кальвинистский пастор Wilfrid Monod (француз), германские бенедиктинцы, Prof. Baumstark (католик) — один из лучших знатоков Восточной Церкви и большой друг Православия, Professor Martin (руководитель журнала «Une Sancta») и весь «Hocnkirchlich-Oekumennischer Bund», проф. H. Platzв Бонке (католик), проф. A. Deissmann в Берлине (протестант), проф. Heiler в Марбурге — вот лишь некоторые имена из числа тех, кто трудились и трудятся для этого великого дела. Очень хорошую opиентацию дает увлекательная книга Heiler-a «Evangelische Katholizität» (1926, Munchen, Verlag Ernzt Reinhardt), которая настолько интересна, что на ней стоит подробнее остановиться. Отмечу в ней особенно две в высшей степени значительные статьи: «Evangelisches Hochkirchentum», более теоретического характера и «Wege zur Einheit der Kikche Christi» — статья захватывающего интереса, дающая подробный обзор современных попыток, направленных к сближению Церквей вместе с рядом весьма ценных и замечательных суждений по существу. Трудно себе представить, что это пишет профессор протестантского богословского факультета (хотя Heiler не считает себя «протестантом», а «католиком», только не римским, а «евангелическим католиком»), когда напр., читаем: «один только есть путь для протестантов вернуться к традиции кафолической Церкви: именно, чтобы церковно наслоенные протестанты — миряне восприяли от кафолического епископа (старокатолического или православного) таинство миропомазания, а церковно настроенное протестантское духовенство восприяло от такого же епископа таинство священства» (стр. 306). Он считает за счастье, что недавние переговоры между епископальной английской Церковью и английскими крайними протестантами (нонкорформистами) не привели к объединению их, ибо могло бы это при данном состоянии вещей, случиться только ценою отказа английской епископальной Церкви от возродившихся в ней с такой силой традиций церковности, или по крайней мере ценою значительного ослабления их (стр. 276).

Поэтому и на съезде представителей Церквей протестантских, православных и Церквей западных епископальных, не подчиняющихся Риму, (т. е. англиканских и старокатолической), предполагаемом в Лозанне в августе 1927 года для обсуждения вопроса о воссоединении христианского миpa следует, по мнению Heiler-a, избегать всякой попытки создать искусственный minimum исповеданий, как базу внешнего единения между крайними протестантами, отрицающими фактически Церковь (а нередко и Сына Божия, пришедшего во плоти) и православным Востоком. Конечно, и не случись сего, благодаря стойкости православных (стр. 307). За то следует всеми силами содействовать сближению с Православием тех течений в Западном христианстве, которые исповедуют Церковь или стремятся к ней — англиканцев, старокатоликов и церковно-кафолически (hoch Kirchlich-Oekumenisch) настроенных протестантов, желающих полноты церковной жизни. Heiler дает очень интересный обзор уже сделанных в этом направлении попыток. Особенно значительные шаги были в сторону Православия предприняты англиканством (срв. особенно «Declaration of Faith» опубликованное «Английским Церковным Объединением» — «EnglishChurchUnion» 26 мая 1922 г., в «ChurchTimes», за подписью 3715 членов англиканского духовенства.*)

Но есть область, где христианский мир может уже теперь объединиться, независимо от соглашений об единстве церковной жизни — это область служения любви во имя Того, Кто открылся нам в Сыне любви Своей. Этим духом стремления послужить делу христианской любви была согрета конференция в Стокгольме — (август 1925 года), созванная для обсуждения вопросов практического христианства.

И далее есть указания, что и те преграды, которые пока разделяют христианский мир, не вечны. Жажда Церкви — еще нечто чуждое для многих в протестантском мире — распространяется, однако, как мы видели, там все больше и больше. С другой стороны и в среде католичества (наряду с внешне-завоевательными, внешне-юридическими тенденциями, прояв-

______________________

*) Текст приведен Heiler-ом стр. 282-3.

105

ляющимися весьма определенно, пробуждаются все больше течения, подчеркивающие всю важность восприятия Церкви, прежде всего, как великого мистического организма, в котором веет Дух Божий. Эти течения выразились, напр., в замечательном «Литургическом движении» в Германии, центром которого являются бенедиктинцы (я писал уже о нем в первой книжке «Пути»), в движении католической молодежи в Германии, и далее в таких произведениях, как книги и статьи Romano Guardini, К. Adam-a,*) Ildefons-a, Herwegen-a, A. Wintersig-a, Thomas-a, Michels-a H. Platz-a, Getzeny, Pribilla, Ernst-a, Michel-a и многих других. Очень показательно переиздание в прошлом году замечательного произведения великого католического богослова Mohler-a: «Единство в Церкви» («Die Einheit in der Kirche»), напечатанного впервые сто лет тому назад (в 1825 году). Оно глубоко сродственно по духу мистическому учению Хомякова о Церкви. Оно, как и «литургическое движение», стремится восходить к мироощущению первохристианства, к жизни Церкви первохристианства, в которой с особой силой и ощутительностью раскрывалось веяние Духа Божия.

«Пошлешь Духа Твоего и обновляешь лице земли». Может быть и теперь — в опасностях, борениях и гонениях обновляется внутренно христианский мир, возвращаясь к психологии и силе веры первой проповеди. Но не отвлеченная это проповедь, а связанная с делом любви. Поэтому не правы те, кто под видом проповеди веры и Церкви, уводят от дела любви, от подвига любви, отметая его. Для нас русских это особенно важно: не забывать об активном подвиге любви, вытекающем с необходимостью из нашей веры. «Как можешь ты любить Бога, которого не видел, если не любишь брата, которого видишь», говорил еще величайший мистик христианства, любимый апостол Иоанн.

Любовь к Церкви не исключает любви к братьям, любви к родине и подвига любви, а напротив, освящает его, болee того, — требует его. «По тому узнают, что вы — Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». «Он положил за нас душу Свою, поэтому и мы должны полагать душу за братьев». И «облекшись во всеоружие света», не подавая соблазна распрями ни друг другу, ни инославным братьям, которые так многого ждут и желают получить от нас, но бодро и трезвенно совершая служение свое и освящая его из Церкви, сможем тогда мы взывать вместе с любимым Его учеником: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» И весь христианский мир уже теперь объединен с нами в этой молитве: «Да святится имя Твое! Да приидет Царствие Твое! Да будет воля Твоя!»

Николай Арсеньев.

____________________

Христиане хранят веру в странах радикального ислама, отстаивают традиционные ценности в европейских странах, меняют политические реалии на постсоветском пространстве. Какие проблемы характерны для глобального христианства?

Христианство в современном мире — единоверцы повсюду

Ещё недавно христианство в Европе и США определяло мельчайшие нюансы жизни и политики – от взаимоотношений между странами до судьбы каждого человека. Сегодня на нём ставят крест, пророча великое будущее исламу. Однако всё меняется. В истории уже был период бурной мусульманской экспансии – вспомним Арабский халифат или расцвет Османской империи. Но позже захватчики теряли земли, их вытесняли на исконные территории проживания.

У каждой религии есть периоды расцвета и упадка, но христианству далеко до поражения. Оно глобально, его адепты присутствуют в правящих кругах многих стран, теологи спорят, храмы строятся.

На планете проживают около 2500 млрд. христиан разных конфессий, включая вынужденных скрывать свою веру в условиях враждебной политики.

О чём они молятся, за что тревожатся, чему противостоят в Западной Европе и Америке?

Либерализация — суицид нации

Основной проблемой Запада часто называют радикальный ислам и его носителей – восточных мигрантов. Но это явление следствие либерального выбора общества. Поощряются пороки и слабости государствообразующих наций, и в размягчённую аморфную среду вторгаются пришельцы – агрессивные, наглые, сплочённые.

С одной стороны – транссексуал на каблуках, клиент психотерапевта и косметолога, с другой – брутальный фанатик, готовый убивать и быть убитым. Итог встречи закономерен.

Но превращение любой европейской нации в амёбу – неестественно. Над этим трудятся политтехнологи и политики, загоняя людей в рамки новых представлений. Навязывают патологии как норму.

Христианство противостоит нездоровым тенденциям

Христианство в Англии

В Англии христиане снова обрели право носить крест на работе. Представьте себе, это было запрещено из соображений толерантности. К тому же многие работодатели принуждали сотрудниц надевать короткие юбки и являться на работу на каблуках – чтобы услаждать взоры начальства. Подобный дресс-код возмущал как религиозных людей, так и феминисток, считающих его потребительским отношение к женщине. Теперь ситуация изменится, обещает Правительство Британии.

Кстати, в этой стране не так уж много мусульман – пока 3%. Согласно последней переписи населения, 71-76% населения называют себя христианами. Они ведут активную общественную жизнь и занимаются благотворительностью. Например, служением бездомным, которое поддерживает и русскоязычная церковь в этой стране. «У нас в церкви есть проект, который так и называется – «Проект мечты». Мы записываем мечты и желания бездомных людей и размещаем эту информацию на сайте, чтобы найти возможность осуществить эти идеи в реальности», рассказывает русский пастор Ларри Тришкин (г.Лондон).

Несмотря на немногочисленность, английские мусульмане политически активны. Они устраивают акции под лозунгом «Главной религией мира будет ислам!», придираются в общественном транспорте к тем, кто носит крестик, считают оскорблением для себя государственную символику Британии, если там есть изображение святых или креста, как, например на флаге с Георгием Победоносцем, который когда-то украшал город Радсток.

Но 9 из 10 христиан в Англии чувствуют себя маргиналами не из-за пассионарности мусульман. В этом виноваты их соотечественники, такие же белые люди, и пресса, которая занимается пиаром извращений и вседозволенности.

С этим чувством перекликается вывод американского профессора социологии Джорджа Янси (Техас), который пишет: «Количественно уровень враждебности к христианам не увеличился, но враждебность обрела большую силу», в частности христиан реже берут на работу, что местные «левые» объясняют их глупостью. Проблемы с работой возникают и у христиан-англичан. Даже политики перестали открыто декларировать своё христианское вероисповедание, поскольку это не добавляет популярности.

3% священников в Англии неверующие. Это значит, что пастырское служение для них просто работа, чуждая душе.

Христианство в Германии

В Германии пока есть силы, способные отстаивать свою христианскую идентичность. Хотя эта страна изо всех сил доказывает свою толерантность к любым скандальным явлениям, это не позиция большинства. По рассказам моего знакомого, у которого есть немецкая родня, обычный немец – консерватор не меньше русского обывателя.

Иногда этот настрой прорывается в политику.

Новый глава МВД ФРГ Хорст Зеехофер заявил, что Германию сформировало христианство и его ключевые события и праздники: Пасха, Рождество, Пятидесятница. Он резко высказался против исламизации страны, хотя добавил, что «мусульманам, конечно, есть здесь место».

Накануне своего назначения Зеехофер пообещал усилить процесс депортации нелегальных мигрантов, и чаще давать отказы на просьбы о проживании в Германии.

А тем временем другой чиновник – премьер-министр немецкой федеральной земли Бавария Маркус Зедер объявил, что во всех государственных учреждениях региона на входе должны висеть христианские кресты. «Крест символизирует баварскую идентичность. Это не столько религиозный атрибут, сколько символ культурной идентичности страны», – отметил герр Зедер. Указ вступит в силу 1 июня 2018 года.

Что любопытно, порой просители убежища в Германии принимают христианство, чтобы склонить на свою сторону миграционную службу. Речь идёт о сирийцах, афганцах, иранцах. Крещение ради приюта в чужой стране не искренне, но, возможно, часть таких людей всё же станет частью европейской семьи народов. То же в значительных масштабах происходит в Финляндии.

Христианство в Австрии

В Австрии за 2017 год зарегистрировано большое число мигрантов, ставших христианами. 75% из числа совершеннолетних, принявших крещение. Представитель архиепископства Фредерике Досталь считает, что это не связано с получением австрийского гражданства. Подготовка к крещению, по её словам, серьёзный процесс, который занимает не менее года. В этот период претенденты ходят на религиозные занятия и церковные службы, следуют христианским нормам бытия и принимают участие в благотворительных мероприятиях. В том же, прошлом году в Австрии был принят запрет на ношение бурки и никаба, закрывающих лица мусульманок.

На Западе нарастает популярность так называемых евроскептиков – тех, кто выступает против приёма мигрантов и уступок им.

В Австрии христианское население преобладает – от 50% до 70% граждан верят в Иисуса. Не знаю, как это сочетается с гей-туризмом, который, по утверждению некоторых сайтов, развивается в этой стране. Но стоит отметить, что светские СМИ делают акцент на скандальных новостях и раздувают из мухи слона, чтобы привлечь читателя.

Не так порочен Запад, как его малюют в России заинтересованные лица

Кстати, недавно гражданин Австрии Том Нойерт (он же Кончита Вурст) заявил, что возвращается к нормальному облику, его мужское начало даёт о себе знать, он сомневается в правильности скандального имиджа бородатой женщины. Не поздновато ли? Оказалось, он ВИЧ-инфицирован.

Во Франции конфликт представителей традиционных конфессий выразился в открытом письме, направленном против Корана. На днях около 300 публичных личностей, включая такие солидные фигуры как бывший президент страны Николя Саркози, бывший премьер-министр Мануэль Вальс, известный актёр Жерар Депардье, бизнесмен Франсуа Пино, потребовали убрать из Корана аяты, призывающие к убийству христиан, евреев и атеистов. Тут же 30 имамов написали им ответ, где заявили, что Коран мусульмане считают Божественным откровением, поэтому изменение или удаление любой части текста – это кощунство.

Что только не приписывают Богу! Как только не толкуют основополагающие тексты любой религии, включая даже самые миролюбивые – христианские. Проблема в толкователях, а не в текстах.

Христианство в Америке

Америка, которая кажется со стороны флагманом всех свобод, живёт более консервативно, чем Европа. Речь идёт о большинстве граждан, а не о либеральных запевалах и буйных организациях ЛГБТ.

Недавно родители американских школьников объявили бойкот программе сексуального просвещения в государственных школах. Главную роль играют возмущённые мамы, движение возглавила Элизабет Джонстон из Северной Каролины. 23 апреля они провели акцию протеста «Бойкот сексуальному просвещению» с мероприятиями в США, Канаде и Австралии. Особенное неприятие у американских родителей вызывают иллюстрации порнографического характера, которые вынуждены рассматривать даже ученики начальных классов.

Видео на англ. языке.

Как уроки гендерного восприятия и секспросвета влияют на детей, может показать пример: в прошлом году преподаватель даже не школы, а детского сада провёл урок на тему трансгендеризма, после чего 5-летний мальчик заявил, что изменит пол. Естественно, его мать и отец были в шоке, как родители остальных детей.

Элизабет Джонстон заявляет: «За счёт налогоплательщиков детей на занятиях учат тому, как заниматься анальным и оральным сексом друг с другом. Мы сыты по горло! С нас хватит! Мы не собираемся позволять социальным марксистам сексуализировать наших детей в школьные часы».

На днях судья штата Калифорния вынес решение по делу о свадебном торте для однополой пары из города Бейкерсфилд. Кондитер-христианка Кэти Миллер отказалась его изготовить, чем возмутила лесбиянок, подавших на принципиальную даму в суд. Миллер ответила, что изготовление торта, – видимо, тематического, с фигурками двух невест или иной ЛГБТ символикой, – нарушит её свободу вероисповедания.

Она сказала: «Моя компания принадлежит Богу. Мы работаем на Господа, и мои убеждения и совесть не позволяют мне участвовать во многих вещах. Я отказывалась от многих заказов». Суд выступил на стороне Кэти – вынес вердикт, что её не могут принудить к изготовлению злосчастного лакомства.

17 мая Музей Библии в Вашингтоне подвёл итоги посещаемости за полгода и сделал вывод: его посетили более полумиллиона человек. Не многие музеи могут похвастаться таким успехом, позади остался даже Музей современного искусства, очень популярный в США.

Значит, Книга Книг вызывает интерес у американцев и гостей города. Кэри Саммерс, президент музея, отмечает: «Сейчас мы подходим к пику туристического сезона, и не сомневаемся, что поток посетителей еще увеличится, многие посетят его впервые и повторно, чтобы ознакомиться с историей возникновения, содержанием и воздействием на умы самой влиятельной книги в мировой истории».

Однако статистика не всегда радует. Христианами считают себя около 80% американских подростков, но свои религиозные убеждения многие теряют в юношеском возрасте. Социологи поясняют, что молодые люди мало знают о своей религии, поэтому не могут объяснить, во что верят, и легко отказываются от Бога. Как следствие – служба священника в США теряет популярность в молодёжной среде, и возраст среднестатистического пастора возрос на 11 лет. К 25-30 годам американцы нередко становятся равнодушны к религии. Поэтому доля христиан в составе совершеннолетнего населения страны снизилась с 83 процентов в 2003 году до 72 процентов в 2017 году.

О том, что религиозная неграмотность характерна и для российских христиан, я не раз упоминала в статьях. Значит, это проблема глобального характера.

Но будем надеяться, православная молодёжь из Америки не забудет веру предков.

Неоязычество атакует

Обсуждая проблемы христианства на Западе, большинство публицистов игнорируют тему неоязычества. А между тем в каждой стране есть и такие, якобы древние, верования.

К своим исконным прототипам они имеют мало отношения, тем не менее, повсюду процветают общины и движения тех, кто поклоняется «родным» богам.

На политическом поприще язычники могут придерживаться как «правых», так и «левых» взглядов. В Британии и США популярна викка или викканство. Это не попытка реанимировать язычество, а новодел 1920 года, вобравший в себя колдовские заклинания и ритуалы со всего мира. Викка декларирует свободу воли, секса, общения – как следствие её сторонники выступают на стороне «левых», а это ЛГБТ, аборты и т.п.

Викканство добралось до армии США, где его представители добились права проводить колдовские ритуалы, что возмущает здравомыслящих офицеров.

Рядом с Военно-воздушной академией в Колорадо оборудован мини-Стоунхендж для обрядов виккан и друидов. На военно-воздушной базе Лейкленд в Техасе администрация предоставляет зал для сборищ виккан, которые молятся Рогатому богу перед алтарём с мётлами и мечами.

В Британии неоязычество поощряет пресса, которая любит рассуждать про оригинальные культы и волшебство.

Неоязычники имеют статус седьмой религии Британии, что обеспечивает им налоговые льготы, полагающиеся признанным религиозным объединениям.

Кстати, викка родом из этой страны.

Повсюду язычники ищут государственного признания. В Литве сейм приступил к рассмотрению проекта, которым государство признает религиозную общину древних балтов Romuva. Это одна из самых быстрорастущих религиозных общин. Так, в ходе переписи населения 2001 года исповедующими религию балтов назвали себя 1,2 тыс. жителей, а в 2011 году таких было уже 5,1 тыс. После получения государственного признания объединение сможет заключать браки, начнёт вести уроки религии в школах по просьбе учеников или их родителей.

Литву вдохновляет пример Греции, где в апреле 2018 года неоязычники получили официальное признание.

Язычники «правых» убеждений склонны к национализму и чтят обычаи старины, но здесь другие «перегибы» – расизм, антисемитизм, немногие склонны просто «жить в мире с природой».

И любое язычество враждебно христианству в духовном смысле. Одни выкалывают на бицепсах красных дьяволят, а для других дьявол – враг. Одни служат двум господам, поклоняясь и добрым и злым силам, другие выбрали добро. Нет предпосылок к диалогу.

Дробление коренного населения Старого и Нового Света на религиозные группы «по интересам» делает его уязвимым перед исламистами и ниспровергателями морали.

Делаем выводы:

  • Исламизация – вторична по отношению к либерализму западного общества. Если страна унижает и отвергает свои символы, духовной капитуляцией пользуются мигранты.
  • Вседозволенность и пропаганда извращений – дитя либеральной прессы и распустившихся меньшинств. Западный гражданин готов жить по-христиански, но его клеймят как маргинала.
  • Там, где христианство отступает, развивается неоязычество и магические культы, способствуя разрушению нации и потере здоровых ориентиров.
  • Если христиане решительно выступают за свои ценности, это находит одобрение в обществе.

Гонения на христиан в XXI веке

Гонения на христиан — это, к сожалению, не только история прошлых веков. В ХХI веке наши единоверцы не менее, а то и более гонимы, чем христиане первых веков. В наши дни около 200 млн христиан терпят те или иные притеснения и остаются самой гонимой религиозной группой. Из тех, кого преследуют за религиозные убеждения, около 75% — христиане. Наиболее опасными для христиан странами являются Северная Корея, Сомали, Ирак, Сирия, Афганистан, Судан, Иран, Пакистан, Эритрея и Нигерия1. В топ-50 «христианофобских» государств попали и постсоветские страны: Узбекистан (15-е место), Туркмения (29-е), Казахстан (30-е), Таджикистан (45-е). В ареал гонений на христиан входят не только страны «третьего мира», но и мировые державы.

В ЧЕМ МОГУТ ВЫРАЖАТЬСЯ ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН?

  1. Штрафы, которые могут назначаться:
    • за демонстрацию христианской символики. В 2009 году в Италии одна из коммун запретила помещать христианский крест в общественных местах, включая кладбища. Это был один из самых резонансных случаев. И только в 2011 году Европейский суд по правам человека счел подобные запреты неправомерными.
      В ряде случаев христианину как частному лицу могут запретить носить крест. Такой запрет, подтвержденный судом, был введен в 2008 году в Великобритании компанией British Airways, указавшей, что ее сотрудники не имеют права носить крест на цепочке. На другие религиозные символы запрет не был распространен;
    • за отказ от исполнения требований или обслуживания людей, чье поведение не соответствует христианским нормам. В Швеции и нескольких штатах США были оштрафованы священники, которые отказались венчать однополые пары. В 2015 году в США семья пекарей, отказавшаяся испечь свадебный торт для гомосексуальной пары, была оштрафована на 136 тыс. долларов;
    • за публичное упоминание ценностей, противоречащих секулярным. В 2010 году в Испании на 100 тыс. евро была оштрафована христианская телекомпания за прокат серии рекламных роликов, пропагандирующих традиционную семью и осуждающих гомосексуализм.
  2. Дискриминация. Так, в Лаосе, где преобладают буддисты и язычники, христиане не могут занимать государственные посты. Также для них ограничена возможность поступать в институты и университеты.
  3. Тюремное заключение. Его могут назначить:
    • за хранение Библии дома. В Северной Корее хранение Библии карается отправлением в трудовые лагеря. В настоящее время в таких лагерях содержится примерно 50–70 тыс.2 христиан;
    • за проповедь Христа. В Алжире с 2006 года законодательно запрещена миссия среди мусульман. В 2015 году христианин Сиагх Кримо был приговорен к пяти годам заключения за то, что рассказал соседу о своей вере. В 2012 году суд в буддийской стране Бутан приговорил пастора Агьена Таши к трем годам заключения за показ фильма об Иисусе Христе;
    • за демонстрацию христианской символики. На Мальдивах, полностью запретивших христианство для своих граждан, тюремное заключение грозит и христианам-иностранцам.
  4. Принуждение к замужеству. Как отмечает в своем докладе митрополит Иларион (Алфеев), в год около 700 пакистанских девушек-христианок насильно выдаются замуж за мусульман и вынужденно принимают ислам3.
  5. Лишение жилища. Это происходит в связи со смутой в стране и приходом к власти экстремистов. Так, в Сирии беженцами стала 271 тыс. христиан, в Ираке — 60 тыс. В буддийской Мьянме около 3 тыс. сельских жителей народности карен, большинство которых христиане, были вынуждены покинуть свои жилища из-за столкновения с военными.
  6. Казни. Казни христиан происходят в 60 странах. Данные о числе убитых христиан расходятся: кто-то измеряет их тысячами, кто-то десятками тысяч4.

Терроризировать христиан могут:

  • государство. Прежде всего это мусульманские страны, в частности Пакистан, где принят закон о богохульстве. Этот закон фактически приравнивает к богохульству любое публичное заявление о том, что ты христианин, — как это произошло с Асией Биби. Несмотря на международную поддержку Биби, приговор ей подтвержден, правда, пока не приведен в исполнение. В 2011 году был убит Шабхаз Бхатти, единственный христианский политик в Пакистане, который добивался смягчения закона о богохульстве. Казнить христиан за веру могут и атеистические страны — например КНДР;
  • экстремисты. Они справедливо называются главными гонителями христиан. Такие экстремисты есть и в Индии, и, в меньшем количестве, в буддийских странах. Есть и боевики-атеисты: так, Армия народного освобождения в Колумбии терроризирует местных священников и казнит за проведение служб. Однако самые многочисленные и непримиримые гонители христиан — мусульманские экстремисты. Самыми известными группировками являются «Боко харам» в Нигерии и «Исламское государство» (запрещенное в России) в Ираке и Сирии. Последнее известно своими публичными казнями христиан, которые снимаются на видео и выкладываются в интернет. Мусульманские экстремисты начинают преследовать христиан либо после крушения государства (Ирак, Сирия, Египет), либо при его фактическом отсутствии (ЦАР, Сомали). Наиболее частые и жестокие убийства происходят в африканских странах, где христиане и мусульмане распределены равномерно или где есть христианское или мусульманское влиятельное меньшинство (Эритрея, Нигерия, Танзания). Подобная ситуация наблюдалась в странах бывшей Югославии (Босния). В Судане произошла кровопролитная гражданская война между мусульманами и христианами, в результате чего страна разделилась на Северный Судан (мусульмане) и Южный Судан (христиане). Проживание в стране христианского большинства не всегда предотвращает массовые гонения со стороны экстремистов: так, на христианских Филиппинах, на острове Минданао, активизировались мусульманские террористические группы. В результате за 2005–2015 годы погибли 120 тыс. человек;
  • мафия. Христиане становятся жертвами борьбы разных мафиозных кланов (Мексика) — либо из-за антиклерикализма мафиози, либо, что бывает чаще, из-за наличия в церкви денег.

КТО ЖЕ ЗАЩИЩАЕТ ХРИСТИАН?

Во-первых, они сами. Христианские церкви и сами защищают гонимых христиан, и создают конфессиональные правозащитные организации. Среди них — католическое агентство Agenzia Fides, протестантские организации фонд «Варнава» и «Международное христианское попечение» (International Christian Concern), межхристианские — «Открытые двери» (Open Doors), «Помощь Церкви в нужде» (Aid to the Church in Need), «Международная христианская солидарность» (Christian Solidarity International), «Обсерватория христианофобии» (Observatoire de la Christianophobie).

Во-вторых — международные структуры. К сожалению, их деятельность развернута в меньшей степени. Так, в 2015 году была принята резолюция ПАСЕ, в которой выражена озабоченность в связи с дискриминацией христиан в Европе; в 2016 году ПАСЕ признала христиан и другие меньшинства, пострадавшие от ИГ, запрещенного в России, жертвами геноцида.

В-третьих, в отдельных случаях христиан защищают иноверцы. В 2014 году авторитетные исламские ученые написали открытое письмо ИГ, где, в частности, указали, что казни христиан и принуждение их к смене веры противоречат исламскому вероучению.

В 2015 году в Кении экстремисты напали на автобус и разрешили мусульманам уйти, чтобы беспрепятственно расстрелять христиан. Мусульмане отказались покинуть автобус и заявили, что они готовы погибнуть вместе со всеми или же вместе со всеми беспрепятственно ехать дальше. В результате два мусульманина погибли5. Одного из них президент Кении наградил посмертно.

Несмотря на все усилия и христиан, и многих людей доброй воли, положение гонимых христиан остается тяжелым.