Принятие франками христианства дата

Принятие христианства германскими племенами. Принятие христианства франками в эпоху Меровингов

В 486 году в результате франкского завоевания в Северной Галлии возникло Франкское государство, во главе которого стоял вождь салических франков Хлодвиг из рода Меровея, который был истинным основателем франкского королевства. Из трех германских королевств (бургундского, вестготского и франкского), самым сильным оказалось королевство франков. К середине VI века франкские короли завершили завоевание Аквитании и Бургундии и овладели почти всей Галлией — от низовьев Рейна до Гаронны, Севенн и Прованса.

Прочность власти обосновавшихся в Галлии германских племен зависела от того, насколько удастся им, не растворяясь полностью в массе прежнего римского населения, объединиться с их новыми подданными, с тем, чтобы образовать общее культурно-этническое единство. Успешно эту задачу решили франки, вестготы и бургунды потерпели неудачу. Причиной тому была не только разница в устойчивости и действенности их общинного уклада, но и в различии религиозной политики их королей. Расселяясь на римских землях, германцы принимали христианство, что приобщало их к наследию античной цивилизации. Но в христианстве того времени царил раскол: большинство староримского населения исповедовало католическую веру, признанную ортодоксальной вселенскими соборами, меньшинство — арианскую веру, официально осужденную как ересь. Вестготы и бургунды приняли христианство раньше, но в форме арианства. Франки в лице короля Хлодвига и его дружины, явившись в Галлию позднее, приняли христианство в форме католичества, что обеспечило им поддержку римской церкви против бургундов и готов за власть над Галлией.

Крещение франков не было процессом простым и быстрым. Хлодвиг долго не соглашался отречься от богов своих предков и его обращение в новую веру ярко показывает истинные мотивы, которыми руководствовались правители варваров, становясь христианами. Григорий Турский в «Истории франков» пишет, что «королева же непрестанно увещевала Хлодвига признать истинного бога и отказаться от языческих идолов. Но ничто не смогло склонить его к этой вере до тех пор, пока наконец однажды, во время войны с алеманнами, он не вынужден был признать то, что прежде охотно отвергал» Практикум по истории средних веков. Ч. I / Сост. Б. Н. Граков и др. — М., 1971.. За свое обращение Хлодвиг потребовал от Христа и его служителей немедленной победы в битве: Главным образом практические соображения и политические мотивы, а не какие-либо высокие духовные устремления побуждали варварских королей принимать крещение. В отличие от своих конкурентов вестготов, придерживавшихся арианства, Хлодвиг мог рассчитывать на поддержку местного римского населения, ранее подчиненного вестготами.

Понимая выгоды от союза с церковью, Хлодвиг жаловал католическому духовенству из владений фиска земли для основания монастырей. Эту практику поддерживали его сыновья. Во время завоеваний Хлодвиг распоряжался, чтобы имущество и рабы, захваченные у церкви и клириков во время военных конфликтов, были им возвращены. В ответ духовенство освящало власть королей, утверждая представление о короле как о законодателе и суверене, стоящем над подданными. Но король в глазах подданных должен быть их защитником.

Переход к христианству совершался в основном в городах, процесс охватывал все более широкие слои населения. В период правления Хлодвига, епископы появились почти во всех главных городах, а если их не было, то причиной тому был упадок города, вынуждавший его слиться с соседним. Епископы, обосновавшиеся в центрах провинций, требовали, чтобы метрополия отдавала им предпочтение перед прочими коллегами. Таким образом, установилась поддерживаемая императорской властью церковная иерархия, копировавшая порядки иерархии гражданской. Связи между той и другой устанавливаются самые тесные: обычно епископы подбирались из членов семей сенаторов и только в исключительных случаях были выходцами из курий. Следовательно, власть епископов во многих случаях заменяла слабеющую светскую, и некоторое время спустя церковь оказалась в положении силы поддержавшей легитимность светской власти.

Таким образом, городское население под духовным водительством священнослужителей, возглавляемых епископом, стало в эту эпоху воспринимать основные положения христианских догматов. Что касается сельского населения, то и здесь епископы стремились распространить новую веру за пределы родного города.

Но даже после обращения Хлодвига и его приближенных христианизация сельского населения шла медленнее. В течение всего VI века абсолютное большинство крестьянства оставалось языческим. Положение изменяется лишь в VII-VIII веках. Постоянная поддержка, оказывавшаяся франкскими королями христианской церкви, позволила ей постепенно укрепить свои позиции. Меровинги раздают им щедрые пожалования. Представители знатных родов создают в своих владениях новые церкви, содействуя проникновению христианства в отдаленные уголки страны. Увеличивается влияние епископов, назначавшихся королями. Облеченные также политической властью, они усердно насаждали новую религию, либо запрещая, либо христианизируя языческие обряды и обычаи. Кроме того, особенности социального и этнического развития наложили отпечаток и на характер распространения новой религии — число приверженцев христианства росло на юге значительно быстрее, чем на севере.

Ярким отражением изменяющегося мира в сознании людей эпохи франкского господства явилось искусство. По своему характеру оно сильно отличается от искусства периода господства на этой территории Рима. Почти полностью исчезла скульптура. Неузнаваемо изменилась живопись. Главная тема — человек — была забыта. Под влиянием церковной идеологии всячески подчеркивалось превосходство духа над плотью. Но не меньшее значение имела и специфика «варварского» видения мира. Лишь в VII веке начинается возрождение антропоморфного искусства. Изображение человекоподобного божества и библейских сюжетов стало доминирующими темами искусства.

Принятие христианства германскими племенами.

Франки приняли христианство в эпоху Меровингов, что стало результатом в 486 году франкского вторжения на территорию Северной Галлии и развития государства именуемого Франкским, на верху которого был поставлен вождь салических франков, выходец из рода Меровея по имени Хлодвиг. Это и есть основатель королевства франков. Существовало три королевства на территории Германии (бургундское, вестготское и франкское), сильнейшее – королевство франков. В VI веке франкскими королями окончено было присвоение Аквитании и Бургундии, соответственно, им удалось овладеть всей Галлией – низовья Рейна, Гаронны, Севен и Прованс.
На степень прочности власти германских племен, обосновавшихся в Галлии, непосредственное влияние имела их способность к не полному растворению в массе римского населения, объединению его с новыми подданными с целью образования единой культурно-этнической группы. К успешному решению данной задачи пришли франки, а неудача была на стороне вестготов и бургундов. Причина заключалась не только в разнице устойчивости и действенности общинного уклада, еще и в том, что были различны религиозные взгляды их королей.
В процессе расселения на римских землях, германское население принимало христианство, что способствовало приобщению их к наследственности античной цивилизации. Однако в период принятия христианства германскими племенами, когда в христианстве царил раскол: большинством старо римского социума исповедовалась католическая церковь, признанная ортодоксальной вселенскими соборами, меньшинством – арианская вера, осужденная как ересь. Вестготами и бургундами принято христианство было раньше в форме арианства. А вот франки, представителем которых король Хлодвиг и его супруга, приехали в Галлию позже, для принятия христианства в качестве католичества, это способствовало обеспечению им поддержки церкви римов против общества бургундов и готов к бою за властвование в Галлии.
Крещение франков нельзя назвать простым и быстрым процессом. Хлодвига на протяжении длительного периода времени не удавалось убедить отречься от богов собственных предков, а его обращение в иную веру яркое доказательство наличия истинных мотивов, которыми и руководствовались варварские правители, становясь христианами. Королева непрестанно увещевала Хлодвига о важности признания истинного бога и отказа от языческих идолов.
К этой вере ничто не способно было склонить вождя пока, наконец, однажды, во времена войны с алеманами, он вынуждено согласился с тем, что ранее яро отвергал. Хлодвиг за свое обращение потребовал от Христа незамедлительной победы в битве: варварских королей главным образом побуждали политические мотивы и практические соображения и не отнюдь не высокие духовные устремления принимать крещение. Конкуренты Хлодвига вестготы, придерживались арианства, и в отличие от них Хлодвиг теперь рассчитывал на поддержку римского населения, которое ранее находилось в подчинении вестготов.
Переход к христианству в основном совершался в городах, а самим процессом были охвачены широкие слои населения. Во времена правления Хлодвига, в главных городах появились епископы, а если они отсутствовали, то причиной этому был упадок города, который вынужденно сливался с соседним. Епископы, которые базировались в зонах провинций, высказывали требования, касающиеся их предпочтительности метрополией перед иными коллегами. Так была установлена церковная иерархия, поддерживаемая императорской властью, копировавшая порядки гражданской иерархии. Связи между ними установлены были самые тесные: обычно епископов подбирали из сенаторских семей.

Культура франков

На развалинах старого Рима (разрушен окончательно в 476 г.) возникли многиегосударства — Византия, ставшая наследницей Античности, и многочисленные варварские королевства: остготское (а затем Лангобардское) на Апеннинах,вест-готское на Пиренеях, англосаксонское в Британии, франкское на Рейнеи др. Из всех варварских государств наиболее крупным и сильным оказалось государство франков, основанное Хлодвигом, принявшим христианство, и расширившееся при его преемниках (династия Меровингов).

Искусство варваров несло на себе отпечаток времени — создаваемое в условиях позднеродового строя, оно совмещало собственно эстетические функции предмета с утилитарными. Так, большинство произведений являлось не только украшением оружия, сбруи, одежды в виде металлических пластин, пряжек, подвесок, но и играло роль амулетов. Мир для человека родового строя представлялся непрерывно длящейся схваткой духов, демонов, фантастических сил, и воин украшал свои доспехи изображениями таинственных врагов, обезвреженных, превращенных в игрушку, заставляя их таким образом служить себе. Эти произведения включают и изображения животных — как правило, могучих, стремительных, коварных и жестоких, оплетенных вязью растительного орнамента. И сам стиль в своем названии несет содержание произведений:тератологический — ужасный, звериный. В это время складывается так называемый и полихромный стиль: изделия из металла украшаются вставками из драгоценных камней, цветного стекла, эмали.

В это время начинается строительство церквей — первоначально небольших, грубых, но дублировавших план римских базилик (где прямоугольное здание, вытянутое в длину и в плане представляющее крест, делится на три, пять и больше продольных нефов, с входом в западной части и полукруглой апсидой с алтаремв восточной). Первые изображения христианских святых, погруженных в орнаментальную вязь из причудливых растений и фантастических животных, сначала были выполнены в «тератологической» манере, использующей элементы народного творчества: фольклорные мотивы, языческую фантастику, животный эпос, любовь к яркой узорности.

При Каролингах (VIII–IX вв.) монументальная архитектура и скульптура были представлены не так ярко, и главными памятниками становятся иллюстрированные рукописи, где встречаются миниатюры, воскрешающие эллинистическую традицию, — то с пластичными, живописными фигурами (Аахенское евангелие Карла Великого), то предельно экспрессивные по графической манере (в евангелии Эбо), то неожиданные, как миниатюры утрехтской псалтири.

Наивысшего расцвета раннефеодальная европейская культура достигла приКарле Великом, легендарном герое эпоса «Песнь о Роланде», устроившем при дворе школу, именуемую Академией, где он сам и его приближенные занимались «свободными науками» — упражнениями в риторике, грамматике, диалектике. Карл Великий мечтал восстановить связи с эллинистической культурой, поощряя художников, поэтов и ученых, однако сам оставался неграмотным. Отсутствие естественной преемственности с Античностью обусловило основные черты каролингского искусства, являвшегося неустойчивым соединением разнородных частей. Распад империи Карла и возникновение на его основе Франции, Германии, Италии означал начало новой эпохи и в развитии искусства Европы.

Франки — великие завоеватели

Франки являются древнегерманскими племенами, о которых впервые упоминает история еще в середине 3 века н.э. Это были могущественные воины, которые могли помериться силой даже с римлянами. Они были не только искусными воителями, но и создали великие государства с самобытной культурой.

История

Франки начали активно заселять территорию близ реки Рейн, считавшуюся перспективной и плодородной. Однако они натолкнулись на мощный отпор римлян и понесли серьезные потери. Франков, однако, это не остановило, и уже в следующем веке они предприняли новую попытку сразиться с римлянами за территорию современной Германии. Ряд побед привел их к закреплению на территории провинции, что в дальнейшем способствовало распаду на две группы: рейнскую (рипуарскую) и салическую. Салические франки не сумели сохранить единство, разбившись на множество племен, а рейнские организовали единое государство и объявили своей столицей Кельн. Салические франки сумели обрести единство только к концу 5 века. Благодаря королю Хлодвигу они покорили Галлию и построили на ее месте обширное государство. Именно оно становится государством франков.
Хлодвиг был объявлен королем франков в 46 лет. Его воинами были покорены многие племена и разбиты армии римлян. У короля родилось четверо сыновей, которые разделили государство на территории. При царствовании 4 королей франки сумели продолжить завоевания и одновременно терпели междоусобицы.
Братья сражались друг с другом, что сильно обостряло ситуацию в жизни народа. Гражданские войны длились десятилетиями, но это никак не мешало франкам развивать военное дело. С приходом к власти Карла Мартелла начинается расцвет государства. В 8 веке он не только сумел объединить людей, но и отразил атаку арабов, которые стремились завоевать Западную Европу. Мартеллу принадлежит инициатива создания тяжелой конницы, в будущем прозванной рыцарской. Его сын Пипин Короткий способствовал становлению католической церкви и вел войну против лангобардов в пользу Папы Римского.
Множество историков полагает, что самым значимым периодом для франков становится приход к власти одного из сыновей Пипина Короткого — Карла Великого.
Титул Великий король получил благодаря укреплению военной мощи и налаживанию связей с церковью. Заняв трон, он быстро начинает подготавливать армию к походам, чтобы пойти войной против саксов. Война длилась больше 30 лет. Ее результатом стала победа над врагами. Параллельно франки побеждают лангобардов, что укрепляет связь с Папой Римским. К концу 8 века н.э. франки присоединяют Баварию. Результатом массовых завоеваний становится расширение территорий Франкии до Испании и Австрии. Соответственно, в нее входили территории современной Франции и Германии. Понимая важность укреплении власти, Карл Великий приказывал строить города, дороги и каналы. Мощь Франкии стала настолько велика, что ее боялась даже Византия. Папа Римский объявил Карла римским императором. Он стал первым правителем, власть которого считалась абсолютной. После смерти императора вновь происходит разделение между сыновьями, которые в будущем создадут Францию и священную Римскую империю.

Жизнь

Во многом жизнь франков была зависима от решений императора. Карл Великий повлиял на франкское государство положительно, создав свод законов на основе уже существующих норм. Его называли Салической правдой.
Главным занятием франков стало скотоводство. Франки были хорошими земледельцами, умели готовить хлеб, выращивать лен, вести садоводство. Дома представляли собой деревянные конструкции с земляными полами.
Важно, что земля не являлась товаром, поэтому с ней нельзя было проводить сделок. Весомую роль в жизни общества играли общины, которые тем не менее отличались от привычных в понимании истории. Дело в том, что население Франкии всегда было неоднородным. Поселения имели вид хутора, однако главы маленьких общин управляли стадами, следили за соблюдением ответственности и решали, как поступить с преступниками.
На смену протообщинам пришли вотчины, характерной особенностью которых стал феодализм.
Салическая правда закрепляла ответственность за убийство свободного человека. Например, жизнь простого мужчины оплачивалась 200 солидами. За смерть дружинника было положено платить 600 солидов. Рабы же не имели цены, и даже в случае получения воли они обязаны были платить повинности. Полусвободные литы имели цену в 100 солидов.

Культура

Культуру франков можно разделить на несколько периодов, а самым ярким из них является Каролингское возрождение. Для него характерно укрепление позиций церкви, появление школ, распространение грамот, позволяющих людям участвовать в работе государственного аппарата. Это было напрямую связано с укреплением роли церкви в жизни государства.
В это время начинают появляться учебные пособия, которые пусть отличались примитивным исполнением в форме диалогов, позволяли получать ценную информацию с учетом того времени. Литература каролингского периода была наиболее близка к христианским канонам.

Письменная реформа позволила регламентировать написание букв, которые послужили основой для создания латиницы.
Именно в тот период появляется уникальная профессия — переписчик. Эти специалисты занимались созданием миниатюр (маленьких картинок) и переписывали произведения античных авторов.
Карл Великий требовал отстраивать дворцы и соборы, поэтому столица франкского государства Ахен характеризовалась эффектной архитектурой. Во многом архитекторы копировали византийский стиль. На территории современного Парижа было возведено 29 церквей, а в провинциальном Бордо — целых 12. При Карле возникло много монастырей. За время его правления было построено свыше 230. Удивительно, но техника, используемая при строительстве франками, характеризовалась несовершенством. Тем не менее удалось построить сооружения, которые сумели сохраниться до наших дней.
Значимым вкладом франков в мировую культуру стали поэмы. Одной из самых знаменитых является «Песнь о Роланде», прославляющая борьбу с врагами и феодализмом. Франки любили сочинять песни, сатиры, рассказывать былины. Даже при усилившейся церкви оставались язычники, верные старым обрядам.
Отметим, что церковь критиковала музыку и поэзию народа, считая ее языческой. Деятели всячески старались перекроить произведения на христианский лад. Актеры и певцы открыто выступали против феодализма, что наносило ущерб господствующим. Императорская власть боролась с такими проявлениями, поскольку должна была поддерживать правящие классы. Впрочем, это не помешало народу продолжать активную борьбу.

Фольклор

До христианства франки были язычниками. Они устанавливали алтари в местах поклонения. Вне этих мест поклоняться богам запрещалось, ведь они не могли услышать молящегося. Таким образом, боги являлись чисто мирскими. Самым важным богом для франков являлся Аллафадир . Ему поклонялись исключительно в Священной роще, там же приносили человеческие жертвы. Аллафадир считается прообразом бога Одина.
Пантеон богов франков в целом стал основой для германских племен, которые поклонялись Тору и другим скандинавским богам. Историки полагают, что праобразы богов франков использовались также древними римлянами.
Скотоводство считалось самым важным занятием, поэтому бык был возведен в культ и считался священным животным. Кража быка воспринималась так же, как конокрадство и сурово наказывалась.

Внешность

Римляне описывали франков, как сильных и рослых людей. Как и у германских племен, характерной особенностью франков были длинные волосы и бороды. Такое могли позволить себе только свободные мужчины. Женщины, если были незамужними, распускали волосы. Те же, что были замужем, закрывали их сеткой или собирали в хвост.

Одежда

Франки носили простую одежду из грубых тканей. Она напоминала накидки или туники. Даже с наступлением холодов мужчины и женщины не переставали носить рубашки с короткими рукавами, так как были очень закаленными. В целом отношение к одежде у франков было довольна житейское. Они считали, что одеяния должны быть практичными и не стеснять движений.
В бою большинство воинов не использовало доспехов. Некоторые надевали шлемы, а основным средством защиты служил щит.

Оружие

В жизни франков значительную роль играло ратное дело. Византийский писец Агафий рассказывал, что франки редко пользуются лошадьми. Как воины, они проявляли себя в пешем бою, причем приемом ведения боя франки обучали своих детей с юных лет. Меч держали на бедре, а щит — в левой руке.
Основным оружием служил ангон и обоюдоострый топор. Ангон представлял собой среднее по длине копье, которое иногда применяли в качестве метательного оружия. Ангоны почти полностью состояли из железа, а сам наконечник выполнялся с зазубринами, что не давало беспрепятственно вытащить вонзившееся в тело копье. Ранения, наносимые ангоном, могли не привести к летальном исходу, однако раны были настолько серьезны, что их оказывалось невозможно залечить. Часто ангоном франки пробивали щиты, что в результате мешало пользоваться ими в бою. Копье в буквальном смысле повисало на щите, тащась по земле.

  1. Отрубить ангон было практически невозможно из-за железа, покрывавшего его практически полностью.
  2. Использование оружия подобным образом позволяло применить хитрый прием: франкский воин мог наступить на повисшее копье, создав дополнительную нагрузку, поэтому вражескому воину держать щит оказывалось невероятно трудно.
  3. Оружие, применяемое франками, использовали аламанны, однако именно франки достигли совершенства в овладении франциской и ангоном. Топор они могли использовать в рукопашном бою и, по аналогии с копьем, в качестве метательного орудия.и Франциску использовали более 200 лет. Именно благодаря возможности метать оружие воины могли наносить существенный урон противникам еще до того, когда они приближались к ним.

Образование

Помимо военного дела, при Карле Великом народ франков начинает вести активную образовательную деятельность. Основными образовательными институтами становятся монастыри и церкви, которые передают религиозные знания и культуру. Большое значение уделялось начальному образованию, которое давалось при школах, разделяющихся на несколько типов:

  • Высшей школой считалась академия в Ахене. Она была предназначена для подготовки элиты в политических и церковных кругах. Именно эти специалисты отвечали за развитие латыни;
  • Не менее важными считались епископальные школы, поступить в которые могли лишь те дети, чьи родители отдали земли в пользование монастырям;
  • В сельских школах готовили священников, давая соответствующее воспитание.

По приказу Карла, в каждом епископстве и аббатстве появлялась собственная школа, в которой начинали изучать латинский язык. Важными в изучении долгое время оставались геометрия, арифметика, риторика и грамматика. Христиане понимали, что данные науки не связаны с религией, однако считали их необходимыми для становления личности религиозного деятеля.

История показывает франков как великих завоевателей, деятелей культуры, хранителей традиций. Их влияние прослеживается в культуре других народов, а Каролингское возрождение считается примером резкого скачка развития. Во многом франки опирались на церковь, однако с ее помощью они смогли увеличить свои владения и сделать влияние абсолютным. До сих пор мы можем видеть достижения архитектуры франков, памятники архитектуры которой находятся в Сен-Рикье и Сен-Галл. Наследие этого народа будет восхищать еще многие поколения.

Чтобы лучше узнать франков, необходимо ознакомиться с их главным вдохновителем и самым влиятельным правителем — Карлом Великим. Именно период его правления стал важнейшим в истории народа. В этом видео изложена подробноизложен вклад Карла как короля франков в развитие государства и создание европейской цивилизации в целом.

>Хлодвиг I – основатель Франкского государства

Суассонская чаша

Одной из самых известных легенд, связанных с Хлодвигом, является рассказ о Суассонской чаше. После того, как франки захватили богатую область римской Галлии, одержав победу у Суассона, настало время делить добычу. По франкской традиции у вождя не было особых преимуществ перед своими воинами, и все завоеванное должно было делиться поровну между всеми. Но среди добычи оказалась невероятной красоты чаша из какой-то церкви, которая была очень ценной. Тогда, по преданию, Реймский архиепископ Ремигий попросил у Хлодвига отдать эту чашу ему. Хлодвиг и франки были язычниками, но население Галлии преимущественно было христианским. Франкский король, как мудрый правитель, старался наладить добрые отношения с владыками городов — епископами. Хлодвиг согласился на просьбу Ремигия, однако должен был получить согласие от своих воинов на то, чтобы взять чашу сверх своей доли. Войско не стало перечить королю, но внезапно один из воинов, возмущенный такой просьбой, нарушающей нормы военной демократии, да еще и ради христиан, схватил чашу и разрубил ее со словами: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию». Хлодвиг передал епископу обломки реликвии.

Воин разрубает чашу на глазах у Хлодвига. Источник: Pinterest

Король проявил терпение, поскольку понимал формальную правоту и пыл своего воина, но случай не забыл. Через год он проводил смотр своего войска и увидел этого воина. Король придрался к плохому состоянию оружия и секирой пополам разрубил голову бедолаге, воскликнув: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне!». Подобный шаг дал понять всему войску, что король не потерпит пререканий, и Хлодвига стали бояться. Духовенство, в свою очередь, оценило добрую волю короля франков, а Ремигий признал его в качестве администратора римской провинции.

Военные победы

Хлодвиг стал королем западных (салических) франков в 15-летнем возрасте. Тогда его народ владел небольшой территорией, на которая включала в себя современную Бельгию и части соседних Германии и Голландии. Центр современной Франции он присоединил после победы над римским наместником Сиагрием в бою в 486 году. Правда присоединение земель Сиагрия затянулось, поскольку многие города держали франкскую осаду. Но в итоге Хлодвиг покорил их все. После этого область франков постепенно стала превращаться в сильное германское королевство. Хлодвиг заключил династический союз с бургундским королем, что усилило его позиции. Он начал войну с алеманнами и сумел одержать победу. Около 500 года король франков вмешался в дела Бургундии и даже обязал короля Гундобальда платить дань.

Карта Галлии Источник: Pinterest

Через шесть лет он пошел на вестготов и вторгся в Южную Галлию. Он преподносил это как религиозный поход против еретиков-ариан. Православные жители Галлии встали на сторону Хлодвига, тот же в свою очередь запретил солдатам грабить их. Хлодвиг в единоборстве убил короля вестготов Алариха II и присоединил себе почти всю Аквитанию к Франкскому королевству. Он едва не начал войну с остготами за Прованс, но спор разрешился мирно. Византийский император и враг остготов заключил с Хлодвигом союз и назначил его консулом. Хлодвиг был очень горд и польщен. Кроме того, для христианского населения Франкского государства это было еще одним подтверждением легитимности власти короля. После войны с вестготами Хлодвиг приехал в Париж и сделала его своей резиденцией. Франкское государство достигло огромных размеров и силы. Хлодвиг стал объединять вокруг себя другие ветви франков и постепенно собрал и сплотил весь соплеменный ему народ.

Христианская жена

К 30 годам Хлодвиг уже имел большой авторитет среди германских королей. Король остготов даже взял сестру Хлодвига в жены. Сам же Хлодвиг жил с какой-то женщиной, которая даже родила ему сына, но женат не был. В жены он взял себе дочь бургундского короля Хильперика Клотильду. Тогда в Бургундии правили четыре брата, один из них, Гундобад, убил Хильперика и его жену, а их двух дочерей изгнал. Хлодвиг же часто направлял в Бургундию послов, где те и встретили молодую Клотильду. Хлодвиг отметил ее красоту и ум, а узнав, что она королевской крови, попросил у Гундобада ее руки. Тот не смел отказать.

Статуя Святой Клотильды. Источник: Pinterest

Королевский дом Бургундии исповедовал арианство, однако Клотильда под влиянием матери успела перейти в ортодоксально-никейскую веру. Хлодвиг же был язычником, хоть жена после свадьбы всячески и пыталась его склонить к принятию христианства. После рождения первенца Ингомера Клотильда решила крестить сына. Однако вскоре после обряда младенец умер прямо в крестильных одеждах. Хлодвиг был в ярости, он обвинял во всем веру своей супруги. Королева родила второго сына и вновь упросила мужа его крестить. После этого мальчик заболел, и Хлодвиг сказал, что его ожидает судьба брата: «крещённый во имя вашего Христа, он скоро умрёт». Однако Клотильда стала усердно молиться и постепенно мальчик поправился. Однако, несмотря на исцеление и постоянные просьбы жены, Хлодвиг каждый раз отказывался отречься от язычества, утверждая, что «ее бог никак не явил своей силы».

Крещение Хлодвига

Хлодвиг хоть и был язычником, но прекрасно понимал, что религия может быть отличным политическим инструментом. Большинство германцев и их королей, поделивших остатки Западной Римской империи, тогда исповедовали арианство. Однако жители-римляне предпочитали православие в противовес «арианской ереси». Религиозная рознь особенно росла среди покоренных жителей Италии, Южной Галлии и Испании. Принятие православия помогло бы устранить различие между франками и подвластным им населением. Религиозное единство укрепляло власть и делало Хлодвига легитимным в их глазах. Кроме того, такой шаг помог бы расширению территории франков и усилению их влияния, особенно в войне с вестготами. Хлодвиг принял крещение по православному обряду. Это событие стало одним из важнейших в годы его правления.

Крещение Хлодвига Источник: Pinterest

Крещение Хлодвига окутано легендами и ореолом таинственности. До сих пор нельзя точно установить его дату. Согласно легенде, в войне Хлодвига с алеманнами положение франков постоянно колебалось. Когда противники стали побеждать, Хлодвиг обратился к Иисусу Христу: «Если Ты даруешь мне победу над моими врагами и я испытаю силу Твою, которую испытал, как он утверждает, освящённый Твоим именем народ, уверую в Тебя и крещусь во имя Твоё». И в это же мгновение король алеманнов был сражен, а его войско бежало. Вернувшись домой, король франков все рассказал жене. Клотильда вызвала к себе епископа Ремигия, и вместе они смогли убедить Хлодвига в необходимости принятия христианства. Король заявил, что должен получить согласие у своего народа на отречение от старых богов, франки по преданию ответили, что готовы следовать за королем и «за бессмертным богом».

Считается, что обряд прошел на Рождество, 25 декабря 496 года в Реймсе и был проведен Ремигием. Вслед за королем крестилась и его 6-тысячная дружина и его сестра. Во время крещения, согласно легенде, святому Ремигию явился ангел в виде голубя и принес сосуд с миррой. Позднее почти все короли Франции были помазаны на царство миррой из этого флакона, а сосуд получил название Святой Стеклянницы и стал важнейшей французской реликвией. Считается, что Стеклянницу разбили во время Французской Революции, как символ монархии. Также по преданию, Хлодвиг после крещения выбрал своим символом очищения лилию, после этого цветок стал геральдическим символом французских королей.

Коварство и расчет

Примечательно, что Хлодвиг, несмотря на то, какую роль он сыграл в крещении франков, так и не был канонизирован, в отличие от своей жены. Считается, что это связано с личными качествами правителя. Хлодвиг был прагматичен до цинизма, поэтому его крещение вряд ли было связано с нравственным переворотом. Принятие христианства не помешало королю продолжать расправляться со своими оппонентами. Так, он натравил на короля рипуарских франков Сигиберта Хромого собственного сына. Когда Хлодерих избавился от отца, Хлодвиг послал своих людей убить наследника. Земли Сигиберта он присоединил к Франкскому королевству и заявил о своей полной непричастности к произошедшим смертям.

Жестоко Хлодвиг обошелся и с вождем салических франков в низовьях Рейна — Харарихом. Он захватил его и его наследника в плен и остриг им волосы, объявив отца священником, а сына дьяконом. Тем самым Харарих и его наследник лишались права королевского наследования. Тогда в сердцах сын Харариха заявил, что их семейное древо еще не засохло и пожелал быстрой гибели Хлодвигу. Король франков узнал об этом и приказал обезглавить пленников.

Хлодвиг и его семья Источник: Pinterest

Также Хлодвиг замыслил отнять земли у своего родственника Рагнахара. Он подкупил дружинников своего союзника, послав им золотые запястья и перевязи. После этого он выступил против Рагнахара. Воины изменили своему вождю, схватили Рагнахара и его брата Рихара и выдали Хлодвигу. Хлодвиг сказал ему: «Зачем ты унизил наш род тем, что позволил себя связать? Лучше тебе было бы умереть». Секирой он рассек Рагнахару голову, а затем и его брату, обвинив того, что он не спас вождя от плена. После казни вождя и его брата дружинники узнали, что золото Хлодвига было искусной подделкой. Хлодвиг сказал им: «По заслугам получает такое золото тот, кто по своей воле предаёт своего господина смерти». Спустя время в Ле-Мане был убит еще один брат Рагнахара — Ригномер. Хлодвиг избавился от всех вождей и присоединил к своим землям область салических франков с центром в Камбре.

Каково значение принятия христианства франками?

Ответ:

В 486 году в результате франкского завоевания в Северной Галлии возникло Франкское государство, во главе которого стоял вождь салических франков Хлодвиг из рода Меровея, который был истинным основателем франкского королевства. Из трех германских королевств (бургундского, вестготского и франкского) , самым сильным оказалось королевство франков. К середине VI века франкские короли завершили завоевание Аквитании и Бургундии и овладели почти всей Галлией – от низовьев Рейна до Гаронны, Севенн и Прованса.

Прочность власти обосновавшихся в Галлии германских племен зависела от того, насколько удастся им, не растворяясь полностью в массе прежнего римского населения, объединиться с их новыми подданными, с тем, чтобы образовать общее культурно-этническое единство. Успешно эту задачу решили франки, вестготы и бургунды потерпели неудачу. Причиной тому была не только разница в устойчивости и действенности их общинного уклада, но и в различии религиозной политики их королей. Расселяясь на римских землях, германцы принимали христианство, что приобщало их к наследию античной цивилизации. Но в христианстве того времени царил раскол: большинство староримского населения исповедовало католическую веру, признанную ортодоксальной вселенскими соборами, меньшинство – арианскую веру, официально осужденную как ересь. Вестготы и бургунды приняли христианство раньше, но в форме арианства. Франки в лице короля Хлодвига и его дружины, явившись в Галлию позднее, приняли христианство в форме католичества, что обеспечило им поддержку римской церкви против бургундов и готов за власть над Галлией.