Притча о работниках

Сборник притч на тему «Справедливость»

Притчи о главном

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Составитель студент IV курса

“Ангарского педагогического колледжа”

Алексеева Яна

Сборнику притч «Притчи о главном: Справедливость”

Справедливость – это ответ на поступки, когда человек получает то, что заслужил. Если человек совершает доброе дело – оно возвращается добром и хорошим отношением. Но если человек совершает плохой поступок, даже если о нём никто не узнает, то позже это все равно станет известно.

В сборник вошли пословицы, поговорки, стихи, притчи, сказки и рассказы классических и современных авторов для детей младшего школьного возраста о справедливости.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ………………5

Я ЛИШНИЙ (А. Барто)……………7

ДВА ПИРОЖНЫХ (Ю. Ермолаев)………8

МИТИНА ПАМЯТЬ (Э. Мошковская)…………………11

СПРАВЕДЛИВОСТЬ (притча)…………………………13

РАЗДЕЛИТЕ ТАК, КАК РАБОТУ ДЕЛИЛИ (В. Осеева)………14

ПЁРЫШКО (В. Осеева)……………………………………………17

ПРИТЧА О СПРАВЕДЛИВОСТИ………………………………..19

НЕТ НА СВЕТЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ (притча)……………….21

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О СПРАВЕДЛИВОСТИ

Без мудрости нет справедливости.

Бог даёт справедливому.

В правде Бог помогает, а в неправде карает.

Всяк про правду трубит, да не всяк правду любит.

Где нет справедливости, там нет счастья.

Горько терпеть не справедливость, а ещё горше – её творить.

Дело справедливости – искать правду.

За правого Бог и добрые дела.

За правое дело стой смело.

Как аукнется, так и откликнется.

Правда прямо идёт, а ни обойти её, ни объехать.

Поступай с людьми так, как хочешь чтобы они поступали с тобой.

Спокойствие страны – в справедливости.

Только правда может быть справедливой.

Что посеешь, то и пожмёшь.

Настоящий человек тот, у которого справедливость есть.

Справедливому нет наказания.

Где справедливость, там и правда.

Справедливый победит.

Сила дружбы в справедливости.

В чужом деле каждый любит справедливость.

Справедливое слово камень раздробит.

Справедливость у человека нигде не пропадет.

У несправедливого человека нет настоящих друзей.

Человек становится сильным и смелых, когда его дело справедливо.

А. Барто

Я лишний

Окапывали вишни.

Сергей сказал: — Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят —

Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

Сергей выходит в сад.

— Ну нет, теперь ты лишний!

Ребята говорят.

Ю. Ермолаев

Два пирожных

Мама вошла в комнату и сказала:

— Помогите-ка мне, дочки, вымыть посуду.

В это время старшая сестра Наташа читала книгу о путешествиях по Африке, а младшая, Оля, лепила из пластилина булочки и крендельки. Помогать маме им, конечно, не хотелось. Но Оля решила так: сначала помогу, а потом весь вечер лепить буду. И пошла в кухню.

— Я тоже сейчас приду, только главу дочитаю, — сказала ей вдогонку Наташа и добавила:

— Такая интересная книга, прямо не оторвёшься!

Немного погодя Оля вернулась в комнату за Наташей:

— Что же ты не идёшь, мы с мамой уже почти всю посуду перемыли.

А меня здесь нет, — не отрываясь от книги, проговорила Наташа. – Я путешествую сейчас в долине реки Конго. Вокруг меня пальмы, тропические лианы, попугаи. – И она перевернула страницу.

Постояла Оля около сестры, вздохнула и опять ушла на кухню одна. Минут через двадцать она принесла чистые тарелки, убрала в буфет и принялась за лепку.

— Ну вот я и дома, — закрывая книгу, проговорила Наташа и вдруг рассмеялась.

– Чем это ты губы вымазала?

— Кремом, — похвасталась Оля. – Я два пирожных съела. Одно за себя, а другое за тебя.

— Зачем же за меня? – нахмурилась Наташа.

— Мама велела. Она сказала, что ещё неизвестно, когда ты вернёшься из Африки: Африка – то далеко, а пирожное с кремом может испортиться.

  • О чем попросила мама дочек?

  • Что делали в это время девочки?

  • Что получила Оля от мамы после того, как она вымыла посуду?

  • Почему Наташа осталась без пирожного?

  • Как вы думаете, мама правильно поступила? Почему?

Э. Мошковская

Митина память

У Мити все было. Игрушки. Мама. Папа. Любимый дядя. Но не было у него памяти. Куда-то она делась. Он забывал почистить зубы. Он забывал помыть руки. Он все забывал! Это было так огорчительно, что Митина мама и Митин папа решили пойти и купить ему немного памяти. Но любимый Митин дядя сказал:
— Не надо. Не надо зря тратить деньги. Тем более, что память очень дорогая вещь. Я обещаю найти ее двадцать пятого числа.
— Но двадцать пятого числа у Мити день рождения! — сказала мама.
— Вот и прекрасно! — сказал дядя.
И вот пришло двадцать пятое число. Утром Митя, как всегда, забыл надеть правый башмак на правую ногу. И мама опустилась на колени перед Митей. И мама переобувала такого большого мальчика.
А потом пришли гости и принесли подарки. Дядя тоже пришел. Дядя сказал:
— Нашлась!
— Где она? — спросили сразу мама и папа.
— Погодите, — сказал дядя, — сначала я подарю трубу.
И он подарил очень хорошую трубу, которая так трубит, что все убегают из дому.
— Почему труба? — спросил Митя. — Ты забыл, что ты мне обещал? Ты еще в прошлом году обещал подарить мне велосипед! Да, да! Я помню, как ты мне обещал!
— Видите? — сказал дядя. — Вы видите?
— Видим! — закричали Митины мама и папа и все гости. Потому что они увидели Митину память.
Она стояла на паркете.
Она блестела.
У нее было целых три колеса и одно запасное!

Притча

Справедливость

Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.

И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.

Но все дело было в том, что дом не ее, а конура — Шарикова!

И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!

Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили — век доживать!

В. Осеева

Разделите так, как делили работу

Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя.
Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:
— Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве.

Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку. Она стояла в саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве висело игрушечное ведерко, маленькое и легкое как перышко, из него в жаркие дни учитель пил воду.

Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу; другой снял с дерева игрушечное ведерко и побежал за товарищем.

Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Учитель смотрел на них из окна. Над цветами кружились пчелы. В саду пахло медом. Мальчики весело разговаривали. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и вытирал со лба пот. Другой бежал с ним рядом, расплескивая воду в игрушечном ведерке.

Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчиков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним граненый стакан, также наполненный медом.

— Отнесите эти подарки своим матерям, — сказал учитель. — Пусть каждый из вас возьмет то, что заслужил.

Но ни один из мальчиков не протянул руки.

— Мы не можем разделить это, — смущенно сказали они.

— Разделите это так, как делили работу, — спокойно сказал учитель.

В. Осеева

Пёрышко

У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошёл к доске, Федя обменял своё перо на Мишино и стал писать новым. Миша это заметил и на переменке спросил:
– Зачем ты взял моё пёрышко?
– Подумаешь какая невидаль – пёрышко! – закричал Федя. – Нашёл чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать при несу.
– Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать! – рассердился Миша.

Вокруг Миши и Феди собрались ребята.
– Жалко пёрышка! Для своего же товарища! – кричал Федя. – Эх ты!
Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело:
– Да я не давал тебе… Ты сам взял… Ты обменял…
Но Федя не давал ему говорить. Он размахивал руками и кричал на весь класс:
– Эх ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!
– Да отдай ты ему это пёрышко, и дело с концом! – сказал кто-то из мальчиков.
– Конечно, отдай, раз он такой… – поддержали другие.
– Отдай! Не связывайся! Из-за одного пера крик подымает!
Миша вспыхнул. На глазах у него показались слёзы.
Федя поспешно схватил свою ручку, вытащил из неё Мишино перо и бросил его на парту.
– На, получай! Заплакал! Из-за одного пёрышка!
Ребята разошлись. Федя тоже ушёл. А Миша всё сидел и плакал.

Притча о справедливости

Часто старца Паисия спрашивали, что такое справедливость? Как поступать справедливо? Отец Паисий говорил:
— Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость.
— А что такое Божественная справедливость? — спрашивали его. Тогда старец приводил такой пример.

— Представь, что человек пришёл в гости к другу, и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо?
Нет, — дружно ответили все,- это несправедливо!
Отец Паисий продолжал:
— Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?
— Да, справедливо! — сказали все.
Но это — человеческая справедливость, — заметил отец Паисий. — Есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись, что другой очень любит сливы, сказал:
— Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! А я могу съесть только одну.
— Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость, — заключил свой рассказ старец.

Притча

Нет на свете справедливости

— Нет на свете справедливости! — жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.
— Доколе же неправду терпеть! — возмущённо крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.
— Житья нет от произвола! — промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.
— Успокойтесь, друзья! — сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе. — В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?
При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пёс присел на задние лапы.
— Справедливость, — продолжала сова, — это высший канон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому канону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живёт и трудится пчелиный рой.

Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчёл основная забота — сбор нектара с цветов, у других — работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчёлы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от неё ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчёлы бережно носят её на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, её ждёт неминуемая кара.
В природе всё мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.

Великомученица Анастаси́я Узорешительница, Римляныня, Иллирийская ДЕНЬ ПАМЯТИ 4 января ЖИТИЕ Святая великомученица Анастасия Узорешительница († ок. 304) пострадала во время правления римского императора Диоклитиана (284–305). Родилась в Риме, в семье сенатора Претекстата. Отец был язычник, мать Фавста – тайная христианка, которая поручила воспитание маленькой девочки известному своей ученостью святому Хрисогону († ок. 304 г.; память 22 декабря). Хрисогон учил Анастасию Священному Писанию и исполнению Закона Божия. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. Чтобы не нарушить обет девства и избежать супружеского ложа, Анастасия постоянно ссылалась на неизлечимую болезнь и сохраняла чистоту. В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, – умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Ее учитель и наставник два года томился в заключении. Встречаясь с ним, она назидалась его долготерпением и преданностью Спасителю. Муж святой Анастасии, Помплий, узнав об этом, жестоко избил ее, поместил в отдельной комнате и у дверей поставил стражу. Святая скорбела, что лишилась возможности помогать христианам. После смерти отца Анастасии Помплий, чтобы завладеть богатым наследством, постоянно истязал жену. Святая писала своему учителю: «Муж мой… томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою». В ответном письме святой Хрисогон утешал мученицу: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь». И предсказал скорую смерть ее мужа. Через некоторое время Помплия назначили послом к персидскому царю. По дороге в Персию он утонул во время внезапно начавшейся бури. Теперь святая вновь могла посещать томившихся в темницах христиан, полученное наследство она употребляла на одежду, пищу и лекарства для больных. Святого Хрисогона отправили в Аквилею (город в Верхней Италии) на суд к императору Диоклитиану, – Анастасия последовала за своим учителем. Тело святого Хрисогона после его мученической кончины по Божественному откровению было сокрыто пресвитером Зоилом. Через 30 дней после смерти святой Хрисогон явился Зоилу и предсказал о близкой кончине трех юных христианок, живших недалеко, – Агапии, Хионии и Ирины († 304; память 16 апреля). И повелел послать к ним святую Анастасию. Такое видение было и святой Анастасии. Она пошла к пресвитеру, помолилась у мощей святого Хрисогона, затем в духовной беседе укрепила мужество трех дев перед предстоящими им пытками. После кончины мучениц она сама похоронила их тела. Святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности, поэтому и названа Узорешительницей. В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая помогала ей в благочестивых трудах. Стало известно, что Анастасия – христианка, ее взяли под стражу и отвели к императору Диоклитиану. Расспросив Анастасию, Диоклитиан узнал, что она все свои средства истратила на помощь нуждающимся, а золотые, серебряные и медные статуэтки перелила на деньги и кормила многих голодных, одевала нагих, помогала немощным. Император приказал отвести святую к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор между богатыми дарами и орудиями пытки, положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему – Христу…» Прежде, чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался. Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией продолжала служить узникам. Вскоре святая Феодотия и три ее сына были преданы мученической смерти анфипатом (начальником области) Никитием в их родном городе Никее († ок. 304; память 29 июля и 22 декабря). Святую Анастасию вторично заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Каждую ночь мученице являлась святая Феодотия, одобряла и укрепляла в терпении. Видя, что голод не причинил святой вреда, игемон Иллирии приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками, среди которых был и гонимый за веру христиан Евтихиан († ок. 304; память 22 декабря). Воины посадили узников на корабль и вышли в открытое море. Далеко от берега они пересели в лодку, а в корабле сделали несколько пробоин, чтобы он затонул. Судно стало погружаться в воду, но узники увидели мученицу Феодотию, управлявшую парусами и направлявшую корабль к берегу. 120 человек, пораженные чудом, уверовали во Христа – святые Анастасия и Евтихиан крестили их. Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещеных. Святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами. Так окончила свой мученический подвиг святая Анастасия Узорешительница. Тело святой осталось невредимым, – похоронила его благочестивая христианка Аполлинария. По окончании гонений она построила над гробом святой великомученицы Анастасии церковь. МОЛИТВЫ Тропарь великомученице Анастасии Узорешительнице, глас 4 Победоно́снаго Воскресе́ния/ истинноимени́тая нарече́на еси́, му́ченице Христо́ва,/ побе́ды на враги́ поста́вила еси́ мук терпе́нием,/ Христа́ ра́ди, Жениха́ твоего́,/ Его́же возлюби́ла еси́./ Того́ моли́// спасти́ ду́ши на́ша. Кондак великомученице Анастасии Узорешительнице, глас 2 Во искуше́ниих и ско́рбех су́щии,/ к твоему́ хра́му притека́юще,/ прие́млют честна́я дарова́ния/ от живу́щия в тебе́ Боже́ственныя благода́ти, Анастаси́е:// ты бо при́сно ми́ру то́чиши исцеле́ния. Молитва великомученице Анастасии Узорешительнице О, многострада́льная и прему́драя великому́ченице Христо́ва Анастаси́е! Ты́ душе́ю на Небеси́ у Престо́ла Госпо́дня предстои́ши, на земли́ же да́нною тебе́ благода́тию разли́чная соверша́еши исцеле́ния; при́зри у́бо ми́лостивно на предстоя́щия лю́ди и моля́щияся пред ико́ною твое́ю, прося́щия твоея́ по́мощи, простри́ ко Го́споду святы́я моли́твы о на́с и испроси́ на́м оставле́ние согреше́ний на́ших, по́мощи в труда́х милосе́рдых, укрепле́ния ду́ха в служе́нии, кро́тости, смире́ния и послуша́ния, неду́жным исцеле́ние, скорбя́щим и во у́зах су́щим ско́рую по́мощь и заступле́ние, умоли́ Го́спода, да пода́ст все́м на́м христиа́нскую кончи́ну и до́брый отве́т на Стра́шнем Суди́щи Свое́м, да сподо́бимся и мы́ ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Тема: И последние станут первыми

Известная фраза, Евангелие от Матфея. Разумеется, выражение на слуху без того текста, к которому она относится. После «кто был ничем, тот станет всем» она также истолковывается превратно, в отрыве от заложенного в Евангелие смысла. Как сейчас понимается «и последние станут первыми…»? Понимается она в смысле нашего, современного понятия справедливости, напоминает, что все в жизни может перевернуться с ног на голову, с оттенком надежды тем, кто испытывает страдания и унижения: воздастся каждому по делам его. Человека, заслужившего блага, судьба вознесет, а «плохой», стоявший ранее выше, наоборот, будет низвергнут.
Теперь о первоисточнике: «и последние станут первыми» часть притчи о винограднике
Книга Библии: Новый Завет
Евангелие от Матфея, текст: глава 20, стихи 1 — 16
Сказал Господь такую притчу: Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию в день, послал их в виноградник свой.
Выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник свой, и, что следовать будет, дам вам. Они пошли.
Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и, что следовать будет, получите.
Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию, и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мной? Возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? ТАК БУДУТ ПОСЛЕДНИЕ ПЕРВЫМИ, И ПЕРВЫЕ ПОСЛЕДНИМИ, ИБО МНОГО ЗВАНЫХ, А МАЛО ИЗБРАННЫХ.
Итак, истинный смысл притчи? Не завидуй? Окажись в нужном месте в нужное время? Я хозяин своих денег — что хочу, то и делаю? Назло дам премию не работягам, а тем, кого и нанимать то никто не хотел? Бог подаст — держитесь Бога?

25 рядовое воскресенье (год А)

Проповедь на Евангелие от Матфея 20, 1-16a

В то время: Иисус сказал ученикам Своим следующую притчу: Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. И договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой. Выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно. И им сказал: «идите и вы в виноградник мой, и, что следовать будет, дам вам». Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашёл других, стоящих праздно, и говорит им: «что вы стоите здесь целый день праздно?». Они говорят ему: «никто нас не нанял». Он говорит им: «идите и вы в виноградник мой, и, что следовать будет, получите». Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: «позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых». И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили и они по динарию. И, получив, стали роптать на хозяина дома, и говорили: «эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенёсшими тягость дня и зной». Он же в ответ сказал одному из них: «друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своём делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» Так будут последние первыми, и первые последними. (Мф 20, 1-16a)

Отец Григорий Федосеев

Дорогие братья и сестры.

Сегодняшний входной антифон (прим. «Я — спасение людей, — говорит Господь. — В каких скорбях ни воззовут ко Мне, услышу их и буду их Господом вовеки») это обещание данное Самим Богом. Обещание, заключенное в том, что Он всегда рядом, всегда близко, всегда услышит. Оно должно вызвать в душе верующего человека утешение. Как бы эхо этого входного антифона — ответный псалом (Пс 144) с припевом «Близок Господь к взывающим Его». Близок. Близок.

Но стоит задуматься, а насколько Бог близок. То есть, близко — это как? Это где? Мы, живущие в пространство-времени, имеющие всегда какие-то ограничения, привыкли считать расстояния. Близко, далеко — это понятия растяжимые. Насколько близок Бог к нам?

Если посмотреть на творение, — на ту истину веры, которое мы исповедуем каждое воскресенье, когда говорим «Верую во единого Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого», — о чем мы говорим, когда повторяем эти слова? Мы говорим о том, что этот мир сотворен Богом. Но что значит сотворен Богом? Неужели Бог сотворил мир, а потом куда-то спрятался? Как Великий Часовщик, который сотворил некий механизм, запустил его, а потом удалился.

Если бы было так на самом деле, то Бог не был бы Богом. Почему? Потому что если бы Он мог удалиться, значит, Он принадлежал бы этой Вселенной, являлся бы ее частью. Но Он Творец в полном смысле этого слова. Он не мастер, не ремесленник, который взял что-то и из этого чего-то сделал что-то еще или придал форму некоему материалу. Бог мир сотворил, как говорится в богословии ex nihilo, из ничего. И то что мир до сих пор существует означает только одно — что каждую секунду, каждое мгновение Бог поддерживает существование этого мира. Каждую его частицу. Можно сказать, что в каждой капельке дождя, в каждом цветочке, в каждой клеточке всего живого и в каждой молекуле всего неживого присутствует великая Божья сила. Которая поддерживает существование. Без Бога этот мир существовать не может. И все мы пребываем в Боге.

Это значит, что Бог к нам настолько близко, что мы этого даже представить не можем. Куда не глянешь — везде. Можно сказать, этот мир насквозь пропитан Богом. Это важная истина, в которую стоит не только верить, то есть, произносить это каждое воскресение. Ведь множество наших трудностей возникает именно из-за того, что мы забываем, что Бог рядом. Что Он очень близко к каждому из нас.

И можно задаться вопросом: что же тогда значат слова пророка Исаии «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко» (Ис 55, 6)? То есть, бывают случаи, когда Бог не близко? Возникает такой парадокс: с одной стороны, Он очень близко, с другой, Он может быть очень далеко. Или лучше сказать, мы иногда далеко от Бога. Уже на духовном уровне.

В силу своей ограниченности, мы бывает сосредотачиваем свое внимание на чем-то и все остальное выпадает из поля зрения. Мы на время как бы забываем обо всем остальном. Ведь из-за этой сосредоточенности мы часто забываем о Боге. А когда совершаем грех, мы просто уходим от Бога. И я надеюсь, что хотя бы в храме мы пытаемся быть сосредоточеными на Боге.

С другим человеком принято общаться лицом к лицу. Когда мы отворачиваемся, мы тем самым отказываемся от общения с этим человеком, удаляемся от него. И что-то похожее происходит в наших отношениях с Богом. Когда мы сами удаляемся от Него. Получается странно. Он близок к нам, но мы, благодаря своей свободе, имеем возможность уйти от Него. Мы иногда как Адам и Ева, находящиеся в раю после грехопадения. Бог спрашивает: «Адам, где ты?». И он отвечает: «Голос Твой услышал я и скрылся. Потому что я убоялся. Потому что мне стало страшно» (ср. Быт 3, 9-10).

После грехопадения, к сожалению, весь мир поврежден. Та гармония, которую сотворил Бог, нарушена, испорчена. И мы по отношению к Богу пребываем в таком же состоянии поврежденности грехом. И нам нужно прилагать усилия, стараться повернуться к Нему лицом. Снова и снова, каждый день, каждое мгновение.

Не случайно в книге пророка Исаии сразу же после слов «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко» звучат слова о грехе «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу». Потому что беззаконие, нечестие, грех и всякое непотребство, это как раз та самая преграда, которая не дает нам видеть Бога, слышать Бога, чувствовать Бога. Того Бога, Который к нам настолько близко, что даже трудно представить.

Из этого состояния можно выбраться только через послушание. Оставить нечестивый путь свой. Оставить беззаконные помыслы свои. И вновь и вновь обращаться к Богу. Было падение — что делать… Не так страшно само падение, как его последствия. Потому что с падением приходит некий ложный стыд. Который мешает нам обратиться к Богу. Этот ложный стыд, который питает гордыня, мешает признать свой грех.

Уже в древности, еще до того, как была совершена искупительная жертва уже звучали слова покаянного пятидесятого псалма. Когда к царю Давиду после совершения им тяжелого греха приходит пророк Нафан и обличает его. И царь тут же раскаявшись говорит «Да, согрешил я пред Господом». И начинает сетовать и потом говорит «Я открыт Тебе грех мой. Ты снял с меня вину греха моего».

Эта открытость, это обращение к Богу уничтожает все преграды, какими бы большими они не были. И Бог, Который по сущности, по бытию очень близок к нам, становится близок нам по духу. Тогда у нас появляется способность видеть Его дела в своей жизни. Тогда уходит страх из сердца. Уходит страх настолько, что человек перестает бояться даже смерти.

Сегодняшнее Слово из Послания к филиппийцам для некоторых могло показаться странным. Когда Павел говорит: «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп 1, 21). Он про смерть говорит, как про что-то хорошее. Только соединившись с Богом в вере, только уподобившись Христу в своей жизни, мы можем увидеть, что для верующего человека смерть на самом деле не страшна. Если он не имеет преграды между собой и Богом. Преграды, имя которой — грех.

В притче сегодняшнего Евангелия можно увидеть одно искушение, которое может поразить верующих, так скажем, со стажем. Когда Господь рассказывает о Царстве Небесном, Он нередко использует форму притчи. Это некий образ, который помогает понять то, что невозможно выразить обычным человеческим языком. Господь говорит «Царство Небесное подобно…» и приводит разные примеры.

Сегодня Он говорит, что Царство Небесное подобно работе наемных работников в винограднике господина. Уже отсюда видно, что верующий — это человек, который последовал за Христом, который несет свой крест, который прилагает усилия. Это не человек, который постоянно ищет развлечений. Быть верующим означает трудиться в винограднике Господнем. Быть верующим означает жертвовать свои силы, средства, способности. То есть, каждый использует для жертвы тот дар, который получил. И Бог через апостола возвещает: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петр 4, 10).

Господь говорит еще об одной интересной детали. Есть работники, которые пришли с раннего утра, есть работники третьего часа, шестого часа, девятого и одиннадцатого часа. Здесь речь идет о людях, которые пришли в церковь в разное время. Можно сказать, что речь идет о людях, которые ответили на призыв Господа в разные периоды своей жизни. Потому что ни в коем случае нельзя говорить, что кого-то Бог призвал поздно. Нет. Бог призывает от начала, всегда и всех. Мы, к сожалению, часто отвечаем поздно. Но из этой притчи видно, что лучше поздно, чем никогда.

Господь говорит, что награда, которую мы потом получим, ее нельзя посчитать, ее нельзя разделить. Нельзя сказать «Ты с детства в церкви — ты больше получишь. Ты с юности — ты чуть поменьше. Ты в старости пришел — тебе вообще чуть-чуть останется». Нет, здесь только одна награда — жизнь вечная. Только одно спасение. В итоге каждый человек будет либо спасен, либо не спасен.

Но мы призваны к тому, чтобы служить . Через это служение, через это старание отдать свои силы, свои способности, мы получаем великий дар. Во-первых, мы получаем в дар другого человека, такого же верующего, как и я. И получаем в дар другой мир. То есть, другой человек тоже общается с Богом и может поделиться со мной, может обогатить меня. А я его. Когда мы тратим время на это служение, у нас не хватает времени, чтобы грешить. Тогда для нас меньше шансов вырастить барьер между собой и Богом, тем Богом, Который близко.

Если смотрим на эту награду — динарий за день. Это образ награды, которая дается за всю жизнь, за обращение. Стоит помнить, что это только образ, потому что это часть притчи. Какая награда? Это жизнь вечная, это бесконечность. Невозможно ее разделить по частям. Что больше, бесконечность разделенная на пять или бесконечность разделенная на тысячу? Математики подтвердят, что это одно и то же — бесконечность. Поэтому для нас одна награда.

И теперь про то тонкое искушение, которое входит в сердца христиан, скажем так, со стажем. «Я пришел раньше, я делаю больше, поэтому у меня должны быть какие-то привилегии. Меня тут все знают, а тут вот какой-то новый пришел. Да еще грешник и вообще недостойный». Это опасная мысль. Если у кого-то хотя бы начинает нечто подобное появляться, это надо в зародыше вырывать из своего сердца, выжигать каленым железом. Никакие средства, даже самые грубые не будут здесь лишними. Почему? Потому что, это тонкая отрава, которая со временем пропитывает сердце и выращивает такую гордыню, про которую говорят, что ее «трудно распознать и трудно искоренить». Про такого человека, который хорошо знает заповеди, который регулярно исповедуется, который много делает для церкви, но который допустил в своем сердце такое тонкое высокомерие по отношению к новым, говорят «он чистый, как ангел, но гордый, как бес».

С этим трудно бороться. Поэтому Господь говорит: «Так будут последние первыми, и первые последними». Даже к такому человеку Господь обращается со словом: «Друг! Я не обижаю тебя. Ты много потрудился — хорошо. Но почему ты свысока смотришь на брата своего, который, может быть, не по своей вине в течении своей жизни натворил много страшного. Но он наконец-то пришел, наконец-то услышал Мой голос, наконец-то уверовал. Прими его с любовью. Потому что он тоже брат твой. Он тоже сотворен по образу и подобию Моему». И об этом говорит тот Бог, Который близко.

Сегодняшняя основная мысль из пророка Исайи: «Ищите Господа, когда можно найти, когда Он близко». А когда Его можно найти? В первую очередь, в таинстве покаяния. Это то таинство, в котором больше всего чувствуется милосердие Божие. Потому что не познав ужаса греха, ты не можешь познать величия Его любви. Это то время, те минуты, в которые Бог близок к тебе по-особенному. Почему? Потому что Он ждет тебя. А ты нашел в себе силы, чтобы стать к Нему лицом.

Это так же место и время Божественной литургии. Когда в таинстве евхаристии мы видим Бога под видом хлеба и вина. Он так же близко каждый раз, когда мы становимся на личную молитву. Каждый раз, когда открываем Священное Писание, когда обращаемся к Нему на работе, когда пытаемся простить того человека, который причинил нам какую-то боль и страдания. Это все те моменты, в которые Бог ближе некуда.

И если возникает в сердце раздражение, возникает тоска или какое-то уныние, недовольство или что-то подобное… или приходит искушение — вспомните об этом слове. Во-первых, Бог очень близко к тебе. Во-вторых, если ты начнешь искать Его, то ты Его найдешь. Он откроется тебе. Ты увидишь Его, услышишь и почувствуешь.

Аминь.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский ПРИГОТОВЛЕНИЕ К СВ. ПРИЧАЩЕНИЮ* Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет 1Кор. 11, 28 Братия и сестры говеющие! Убоимся окамененного нечувствия грехов наших; убоимся гордости своей сердечной, которая говорит: не нуждаюсь я в прощении грехов, я не виноват, я не грешен; или: грехи у меня легкие, человеческие, – как будто нужно, чтобы были бесовские; или: мне не худо и во грехах моих жить. Это сатанинская гордость, и сам сатана в нашем сердце твердит те же слова. Восчувствуем глубоко, глубоко, всем сердцем, бесчисленные беззакония свои, будем воздыхать об них из глубины души, прольем об них слезы умиления и умилостивим разгневанного Владыку. Не станем нимало оправдывать себя, как фарисеи, лицемеры, «ибо не оправдится, – сказано, – пред Богом всяк живый» (Пс. 142, 2), а одним только искренним покаянием во грехах можем умилостивить Бога. Оставим равнодушие и холодность, будем духом горящим работать Господу; не станем забывать, что за долгий период беззаконной жизни мы пришли ныне умилостивлять Владыку живота нашего и праведного Судию нашего. Время ли тут холодности и равнодушию, не одобряемых и в общежитии при отношениях с людьми; не должна ли вся душа наша обратиться в огонь духовный и излиться в слезах чистосердечного раскаяния? О, Боже наш, Боже наш! наши беззакония в собственном смысле умножились паче влас главы нашей, паче числа песку морского, и мы их не чувствуем, мы равнодушны к ним, мы даже не перестаем любить их. Что, «если Ты все беззакония наши назриши, Господи?.. Кто тогда постоит пред Тобою, Господи?» (Пс. 129, 3) Даруй всем нам, Господи, дух сокрушенный и сердце смиренное, да принесем Тебе истинное покаяние. Аминь. <…>

>
LiveInternetLiveInternet

Притчи недели

Притчи-прогнозы на каждый день.

25.2.2014

34.7 30.3

Притча на Вторник.

Исполнение желаний.

Притча про исполнение желаний

Один человек путешествовал и неожиданно попал в рай. В Индии концепция рая — древо исполнения желаний. Как только сел под таким деревом, любое желание немедленно будет исполнено — нет никакой задержки, никакого временного промежутка между желанием и реализацией желаемого. Этот человек был уставшим, и он лег спать под таким деревом исполнения желаний. Когда он проснулся, то почувствовал сильный голод и подумал:

— Я чувствую голод. Я бы хотел добыть немного пищи откуда-нибудь.

И немедленно из ниоткуда появляется пища — прямо приплыла по воздуху, очень вкусная пища. Он был так голоден, что не стал думать, откуда она появилась — когда Вы голодны, Вы не раздумываете. Он сразу начал есть, а пища была так вкусна…

Потом, когда его голод прошел, он взглянул вокруг. Теперь он чувствовал удовлетворение. У него появилась другая мысль:

— Если бы только чего-нибудь выпить…

В раю нет запретов, немедленно появилось прекрасное вино. Лежа в тени дерева и спокойно попивая вино, обдуваемый прохладным ветерком рая, он начал удивляться:

— Что это творится? Что происходит? Может, я сплю? Или здесь есть несколько привидений, которые разыгрывают шутки со мной?

И привидения появились. Они были ужасны, жестоки и отвратительны — именно такие, какими он себе их представлял. Он задрожал и подумал:

— Сейчас они точно убьют меня.

И они его убили.

От Автора прогноза:

Все, о чем мы думаем.Рано или поздно притягивается в нашу жизнь. У нас есть желание,но потусторонние мысли эти желания могут убить.

26.2.2014

35.8 31.4

Притча Среды.

Свободный выбор.

Жил-был один Учитель. Этот странный человек всю свою жизнь оставался счастливым, улыбка ни на секунду не сходила с его лица! Вся его жизнь был словно бы исполнена ароматом праздника…

И даже на смертном одре он продолжал весело смеяться. Казалось, что он наслаждается приходом смерти! Его ученики сидели вокруг — озадаченные, растерянные — и недоумевали.

И наконец, один из них не вытерпел и спросил:

— Учитель, почему Вы смеетесь? Всю жизнь Вы смеялись. Но мы так и не решались спросить у Вас, как Вам это удается. А сейчас мы и вовсе растеряны. Умирая, Вы продолжаете смеяться! Но что же в этом смешного?!

И старик ответил:

— Много лет назад я пришел к моему Учителю. Я был тогда молод и глуп, как вы сейчас. Мне было всего семнадцать лет, а я уже был страдальцем — измученным и озлобленным на жизнь. Моему Учителю тогда было семьдесят, и он смеялся просто так, без всякой причины.

Я спросил его: «Как вам это удается?»

И он ответил: «Я свободен в своем выборе. И это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя: «Что ты выберешь сегодня — блаженство или страдание?»

И так получается, что с тех пор и я каждое утро выбираю блаженство. Но ведь это так естественно!

27.2.2014

36.9 32.5

Притча Четверга.

«Расстроенный инструмент»

— Сегодня ужасный день. Все, как будто сговорившись, заставляют меня нервничать, злиться и раздражаться, — сказал один человек другому.

— И не говори, — ответил его знакомый музыкант, — у меня подобные проблемы. Сегодня все, как назло, трогают мою скрипку. Из-за этого она расстраивается, после чего на ней невозможно играть.

— Так почему же ты не настроишь её как надо и не спрячешь в футляр, чтобы неумелые руки не расстраивали её и не издавали диссонирующих звуков, режущих твой чувствительный слух? Тебе не кажется, что в этом виноват только ты сам? Почему ты позволяешь, кому не лень играть на твоём инструменте?

— Я вижу, дорогой друг, что ты хорошо разбираешься в музыке. Так почему же ты сам не применишь эти знания к своему «инструменту»? Почему ты сам позволяешь всем подряд «играть» на чувствительных струнах твоей души то, что им вздумается? Почему, вместо того чтобы научиться играть песнь любви, терпения и прощения, ты играешь траурный марш обиды и похоронный марш злобы? Тебе не кажется, что в этом виноваты не люди, действующие тебе на нервы, а ты сам? Знай, ты можешь выбирать, играть ли самому или позволять играть другим. Выбор за тобой!

28.2.2014

37.10.1 33.6

Притча Пятницы.

Верить и Доверять.

Два ангела под видом путников остановились на ночлег в одном богатом доме. Семья была негостеприимной, хоть дом у них был просторным, путникам предложили устроиться на ночлег в холодном подвале. Когда они, голодные, укладывались спать, старший ангел увидел дырку в стене и починил её. Тогда младший ангел спросил его, зачем он чинит дом этим жадинам.

Старший ответил:

— Вещи не такие, какими кажутся на первый взгляд.

Утром ангелы оправились в путь и к вечеру остановились на ночлег в доме очень бедного, но гостеприимного человека и его жены. Супруги разделили с ангелами скудный ужин, и предложили ангелам свою кровать, чтобы те хорошо выспались. Утром ангелы, проснувшись, увидели, что хозяин и его жена сильно расстроены. Их единственная корова сдохла этой ночью в хлеву.

Младший ангел спросил старшего:

— Почему так происходит? Богач имел всё, а ты ему ещё и помог. Эти бедняки имели так мало, а ты допустил, чтобы у них умерла единственная корова. Почему?

— Вещи не такие, какими кажутся на первый взгляд, — ответил старший ангел. — Когда мы были в подвале у богача, в той стене, где была дыра, находился клад. Я отремонтировал стену, чтобы клад, не был найден. Когда мы спали в постели бедняков, пришёл ангел смерти за жизнью хозяина. По моей просьбе он забрал жизнь коровы, вместо человека. Вещи не такие, какими кажутся.

Мы никогда не знаем всего. И даже если имеешь веру, тебе надо ещё научиться Доверию, что во всём приходящем есть скрытый Смысл и Благо для тебя.

1.3.2014

11.2 9.9

Притча Субботы и месяца Март.

Настоящая мать. Притчи о царе Соломоне.

Однажды к царю Соломону, известному своей мудростью, пришли на суд две женщины. Они жили в одном доме и были соседями. Обе недавно родили ребенка.

Прошлой ночью одна из них задавила своего младенца и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить, каждая доказывала, что живой ребенок ее, а мертвый — соседки.

Так же спорили они и перед царем. Выслушав их, Соломон приказал принести меч.

Меч немедленно был принесен. Ни минуты не раздумывая, царь Соломон молвил:

— Пусть будут довольны обе. Рассеките живого ребенка пополам и отдайте каждой половину младенца.

Одна из женщин, услышав его слова, изменилась в лице и взмолилась:

— Отдайте ребенка моей соседке, она его мать, только не убивайте его!

Другая же, напротив, согласилась с решением царя.

— Рубите его, пусть не достанется ни ей, ни мне, — решительно сказала она.

Тут же царь Соломон изрек:

— Не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его настоящая мать.

от KeY-S

>Среда №9 ГРМ Оболенск>Описание

Среда №9 ГРМ Оболенск — Цена за упаковку 0,25 кг

Питательная среда №9 ГРМ Оболенск

Предназначена для выявления пигмента пиоцианина, образуемого синегнойной палочкой, при контроле микробной загрязненности нестерильных лекарственных средств, а также при проведении исследований в санитарной и клинической микробиологии.

Представляет собой мелкодисперсный гигроскопичный порошок светло-желтого цвета.

Приготовление питательной среды №9 ГРМ Оболенск

Питательную среду в количестве, указанном на этикетке, размешивают в 1 л дистиллированной воды. Добавляют 10 мл глицерина, кипятят 2 мин до полного расплавления агара. Фильтруют через ватно-марлевый фильтр, разливают в стерильные флаконы вместимостью 1 л и стерилизуют автоклавированием при температуре (120±1)°С в течение 15 мин. Среду охлаждают до температуры 45-50°С, разливают по (20±5) мл в стерильные чашки Петри и после застывания подсушивают в течение (40±5) мин.

Готовая среда плотная, от желтого до светло-коричневого цвета.

Готовую среду можно использовать в течение 14 дней при условии хранения в холодильнике.

Методика выявления и идентификации Pseudomonas aeruginosa при контроле микробной загрязненности нестерильных лекарственных средств c использованием питательной среды №9 ГРМ Оболенск изложена в ГосФармакопее СССР XI, вып. 2, с.198.

Питательная среда № 9 ГРМ обеспечивает рост штаммов Pseudomonas aeruginosa с окрашиванием среды вокруг колоний в сине-зеленый цвет через (45±3)ч инкубации при температуре (33±2)°С.

Питательную среду №9 ГРМ необходимо хранить в герметично закрытой упаковке в сухом защищенном от света месте при температуре от 2 до 30°С.

Срок годности — 2 года.

Скачать Инструкцию

Скачать РУ

Толкование Евангелия на каждый день года. Среда 9-й седмицы по Пятидесятнице

Мф., 80 зач., 20, 1–16

Сказал Господь такую притчу: Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Притча о работниках последнего часа – с точки зрения современного человека, в плане экономики или социальной справедливости – совершенно непонятна. Любой нормальный предприниматель скажет вам, что такое ведение хозяйства не может не привести к полному разорению. Любой нормальный рабочий потребует, чтобы оплата производилась согласно сделанной работе и возмутится произволом хозяина. Но все подобные суждения слишком поверхностны, чтобы быть истинными. Мы должны найти центральный смысл притчи, и тогда все подробности станут на свои места.

«Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». С самого начала мы предупреждены, что перед нами не поучение на социальную тему, но откровение Царства Небесного. В притче работники, трудившиеся в винограднике от третьего, шестого и девятого часа, заключили с хозяином определенный договор, но, видя то, что получили работники одиннадцатого часа, они неожиданно потребовали дополнительной платы. Но справедливое с социальной точки зрения требование может называться порой по-другому – как отстаивание своего и отсутствие любви к ближнему как к самому себе. В конце концов, ведь не работники одиннадцатого часа просили, чтобы их дольше трудившиеся товарищи получили больше!

Переведя притчу из области трудовых соглашений в духовную сферу, мы можем увидеть, что именно такие отношения нередко у нас бывают с Богом. Неужели обратившийся к Богу на смертном одре после беспутно прожитой безбожной жизни, может оказаться рядом со мной на небесах, или даже будет вознесен несравненно выше? Или наши посты и длинные церковные службы ничего не значили, в то время как он с безумными толпами спешил к своим зрелищам мимо храма? Нам трудно представить его в благодатной вечности, пусть даже если он и возвратился к Богу как блудный сын. Мы подобны тому старшему брату, исполненному праведного, как нам кажется, возмущения происходящим. Нам не нравится эта непостижимая щедрость Бога. Мы предпочли бы, чтобы Бог действовал согласно нашим законам. Мы могли бы позволить Ему любить никем не любимых на наших условиях, соблюдая установленный по нашим меркам порядок.

Это Евангелие провозглашает одну из главных истин нашей веры, о которой непрестанно повторяет апостол Павел: «Все согрешили, все лишены славы Божией, но оправданы даром Его благодати» (Рим. 3, 23–24). Этими вечно недовольными ропотниками в притче во времена земной жизни Спасителя были книжники и фарисеи, которые не переставали негодовать на Христа, за то, что Он собирал вокруг Себя мытарей, грешников и блудниц. Язычники, не знавшие ранее истинного Бога, входили в Церковь наравне с принявшими Христа иудеями. У Бога нет ни для кого привилегий. «Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» – говорит Христос.

Обратим внимание также на то, что искушение идеей справедливости относится не только к иудеям. Человечество непрестанно требует справедливости. В самом деле, жизнь должна быть более справедливой во всех отношениях. Однако не трудно заметить, что программы, основанные на идее справедливости, часто приводят к самой жестокой несправедливости. Опыт прошлых веков и особенно нашего времени показывает, что недостаточно одной справедливости, если она препятствует действию более глубинной жизненной силы, которая есть Христова любовь. Без этой силы, которая крепче греха и смерти, без того, чтобы она была положена в основание всего, невозможно устроение человеческой жизни. Но непреложно слово Христово, обращенное к верным: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36).

Эта притча могла бы дать великую надежду многим. И, может быть, прежде всего родителям, дети которых отошли от Церкви. Ничто навсегда не потеряно для Бога. Он будет звать до последней минуты. Пока жив человек, не бывает слишком поздно. И мы знаем, как Господь показал исполнение этой притчи в последний момент жизни разбойника благоразумного, распятого вместе с Ним. И мы должны постоянно помнить заключительные слова притчи: «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных». Каким бы усердным ни было наше христианское жительство, сколь бы активна ни была наша христианская деятельность, мы должны всегда считать себя рабами ни на что негодными. Но негодные не означает ничего не стоящие. В очах Божиих каждый из нас стоит того, чтобы за него можно было умереть. И это вовсе не теория. Христос умер за нас. И наше достоинство – в этом нашем причастном Его смерти и воскресению бытии, а не в том, что мы делаем. Что бы мы ни делали – это ничто, но мы должны стать подобными Христу смирением и полным отсутствием себялюбия. Многими трудами и скорбями можем мы обрести этот дар, и только с ним будет дана ни с чем не сравнимая радость узнать, что Божественная самоотдающая любовь обращена к нам. Потому что в Царстве Божественной справедливости работники одиннадцатого часа – это мы.

Притча о работниках в винограднике (толкование) Мф., XX, 1-16

прот. Павел Великанов

священник Стефан Домусчи

1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
11 и, получив, стали роптать на хозяина дома
12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;
15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?
16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Мы слышали замечательную притчу о работниках виноградника. В основе сюжета — обычная для Палестины ситуация, когда хозяин нанимает работников в период, когда идёт сбор урожая и собственных ресурсов может не хватать. Образ виноградника был прекрасно знаком слушателям — потому что евреи любили называть себя «виноградником Божиим» — тем самым подчёркивая свою исключительность по сравнению с другими народами. Хозяин — это Бог, Который призывает потрудиться в Свой виноградник разных людей, причём в разное время.

Проблема возникает в момент оплаты. Те, кто работал целый день и перенесли жару и сильно устали, предполагают, что получат гораздо больше, нежели чем трудившиеся всего лишь один час. Однако этого не происходит, и все получают одинаковое вознаграждение. С точки зрения хозяина, это его право решать, сколько заплатить — и он нисколько не погрешает против работников, поскольку выплачивает им сумму, изначально оговорённую. Но им хочется получить больше вовсе не потому, что они получили мало — здесь действует нечто иное. Что именно?
Для ответа давайте представим, если бы всё произошло именно так, как и думали про себя работники. Те, кто пришли раньше и работали целый день, получили в несколько раз больше, чем проработавшие всего лишь час. И что дальше? Теперь у работавших весь день есть все основания почувствовать себя эдакими «везунчиками» — ведь им повезло дважды: их с самого утра взяли на работу, и заплатили в итоге гораздо больше, чем договаривались. Причём заплатили не потому, что они сделали больше, чем требовалось — а потому, что появились эти неприкаянные и хозяин решил им заплатить полную сумму! То есть, по логике первых работников, оказав милость, хозяин неизбежно становится заложником собственной доброты — и обязан заплатить больше! Вот что им хочется ощутить — иррациональную уверенность в своём превосходстве над теми, кто работал лишь один час! Им жизненно необходим рядом неудачник, на фоне которого они бы ощущали себя успешными!

А тут хозяин одним мановением лишает их такой возможности! Они-то работали с предвкушением, как посмотрят на других, справедливо получающих свои копейки — и тут такое расстройство! Вместо радости — обида: какое право имел этот хозяин оказать милость тем, кто так мало потрудился? Ещё раз заметим: они расстроены не из-за недостаточной оплаты — а по причине режущей их глаз доброты хозяина! Окажись они на его месте — никогда бы так не поступили!

Через эту притчу Христос Спаситель вскрывает давний гнойник иудейских представлений о Боге. Они хотели бы видеть Бога не особо-то отличающимся от них самих. Также, как невеждам противно сидеть рядом с интеллектуалом — он одним своим видом «давит» на них. Или, например, в классе, где норма — распущенное поведение, скромная и целомудренная девочка неизбежно станет предметом издевательств и насмешек. Греховность человека находит своё проявление и в том, что мы не хотим, чтобы рядом с нами был кто-то, существенно превосходящий нас в чем бы то ни было — мы тотчас сжимаемся, съёживаемся, ощущаем своё несовершенство. Об этом — укор хозяина в притче: «или твой глаз дурной от того, что я — добрый?»

Вот почему очень важно наблюдать за тем, что именно нас выводит из себя, раздражает, смущает. Всё это — всего лишь индикаторы, указывающие на ту грязь, тот грех, который сидит где-то в глубинах нашей души — и надо приложить усилия, чтобы его увидеть, извлечь — и научиться быть счастливыми не на фоне остальных неудачников, а только потому, что обещанная Богом милость уже крепко зажата в нашем кулаке!

Комментирует священник Стефан Домусчи

Справедливость — понятие плотно вошедшие в нашу жизнь. Справедливо должны быть распределены ресурсы, справедливо должны быть награждены герои, справедливо наказаны преступники. Мы надеемся получать справедливую зарплату, надеемся на справедливо предоставленный на отдых. Иными словами, мы стремимся к тому, чтобы наша жизнь была справедливой.

Но что такое справедливость? Самое главное в ней — это равновесие, между поступком и его последствием. Что сделал — то и получил. Мы часто слышим, что и Бог так же справедлив, одних награждает, других милует.

Но так ли это?

Обратившись к текстам Священного Писания мы увидим, что когда в них говорится о том, что Бог справедлив — на самом деле по-еврейски подразумевается, что Бог праведен.

Но есть ли разница? Разница есть и она огромна! В первую очередь она в том, что Бог не слепая Фемида. Когда Он судит человеческую жизнь, Он не отстраняется от человека так, как будто у него завязаны глаза… Его решения не автоматические. Библейский Бог, каким мы Его узнаем ещё на страницах Ветхого Завета, исходит в своем решении не столько из закона, сколько из любви. Бывает, что Он наказывает грешника, но чаще проявляет милостивым… Он способен прощать, Он оказывается щедрым и скорым на помощь…

В сегодняшнем чтении мы видим рассказ о Царствии небесном. Бог в нем уподобляется хозяину нанимающему работников. Одних Он нанимает с самого утра, и они много работают, терпят зной… Есть другие, которые работают с середины дня… и те, которые наняты ближе к вечеру… Наконец, есть те, кому предстоит работать всего один час…

Когда же наступает окончание дня, все они получают поровну, что формально выглядит как несправедливость, т.к. работали они разное время, но у хозяина своя логика. Она может показаться несправедливой, но для него есть вещи, которые важнее справедливости.

Первый и наиболее очевидный смысл этой притчи в том, что работники пришедшие в разное время — это люди, которые обратились к Богу в разном возрасте. Один был верен Богу всю жизнь, другой пришел на смертном одре… Кажется, что тот, кто служит Богу всю жизнь должен получить больше чем тот, кто пришёл в последний час и раскаялся перед самой смертью… Но рассуждать так может только тот, кто видит в духовной жизни лишь мучения, а в Боге — счетовода, скрупулезно подсчитывающего подвиги.

Однако дело совсем не в наградах и наказаниях и уж тем более не в их объеме. Человек, который приходит к Богу в молодом возрасте не только трудиться выполняя правила, не просто зарабатывает награду… Через общую жизнь с Богом он оказывается просвещён Духом Святым. Он проживает счастливую жизнь потому что живет с надеждой на Бога, в Его присутствии в Его любви… Конечно, он трудится, он переживает скорби, но радость его оказывается несоизмеримо выше.

Напротив, тот, кто живет по своей воле и не знает воли Божьей, кто любит ближних, но поступает эгоистично… — не столько не получает награды Бога, сколько сам не берет ее, ведь награда Божья — это Сам Бог, это общение с Ним, которое оказывается ненужным. Внешне такой человек наслаждается жизнью, но в действительности она оказывается лишена подлинной глубины и радости. У него есть возможность все изменить, но она зависит от его свободного выбора.

Наконец, оба оказываются перед Творцом, который Сам и есть настоящая награда. И тому, кто жил с Ним много лет, и тому, кто обратился к Нему в смертный час. И все же, их поведение отличается. Некоторые из тех, кто дольше работали, то есть по смыслу притчи, кто больше находились с Богом, возмущены равной наградой, так как думали, что получат больше.

Какая страшная правда о человеке открывается в этом возмущении! Ведь перед нами люди, всю жизнь посвятившие Богу, но так и не узнавшие Его. Если бы они были искренни на этом пути, они стали бы такими же щедрым, таким же скорым на милость и любовь, каким является Бог. Но если они сами пришли к Нему для того, чтобы заработать награду, они оказываются разочарованы. Они говорят: мы столько работали, а эти не сделали практически ничего…

Но если для тебя жизнь с Богом была только трудом, если ты не радовался тому, что ты делаешь дело Божье, если ты все время завидовал тем, кто не трудится на этом поприще… значит твои труды не были искренними и остались напрасными… Значит сердце твое такое же нечистое, каким было до всех твоих подвигов. Напротив, тот, кто прожил счастливую жизнь с Богом не может завидовать, ни тому, кто пришел в последний час, ни тому, что он получил равную с ним награду… Он оказывается рад тому, что Бог такой, что щедр на все доброе и хочет каждого одарить своей любовью.