Протестанты это сектанты

>Протестантизм: история реформации

Протестантизм

Протестантизм — одна из трех основных христианских конфессий, наряду с православием и католичеством. Помимо консервативной ветви — лютеранство, насчитывает множество других. Баптисты, пятидесятники, кальвинисты — это тоже протестанты. Протестантизм — самая молодая из трех конфессий, появившаяся в XVI веке благодаря Мартину Лютеру.

Как возник протестантизм

Происхождение протестантизм неразрывно связано с Реформацией. Именно так называется движение, которое возникло в XVI веке в католической Церкви Германии. Лидером Реформации стал Мартин Лютер, католический монах, благодаря обучению в Виттенбергском университете, он обладал обширными знаниями в области теологии и других науке. Считается, что монашеский обет Лютер принял, попав под сильный ливень и грозу в поле. Упав на землю, он молился о спасении и пообещал посвятить свою жизнь Богу, если выживет. Будучи ревнителем веры, молодой Лютер был шокирован, свободными нравами, царившими в те Риме в 1511 году.

В костелах продавали индульгенции, поклонялись зачастую поддельным святыням, таким как «шип с тернового венца Спасителя». Все это стоило немалых денег. Священники вели себя распущенно, а паства не понимала и половины того, что происходит на богослужении. Вернувшись из Рима, пораженный Мартин Лютер решил взяться за изменение установленного порядка в католической Церкви. Он не задумывался о создании новой конфессии, но хотел реформировать старую, считая, что за нагромождением обрядов, Церковь отошла от своего истинного предназначения, и от слова Спасителя.

Долго думая о том, как исправить сложившуюся ситуацию, 31 октября 1517 года, Лютер по распространенной легенде, прибил на дверь Виттенбергской Церкви 95 тезисов, в которых изложил принципы Реформации. Лютер критиковал догмат о Чистилище, требовал отменить индульгенции и позволить мирянам читать Писание на немецком языке. Одним из трудов всей его жизни стал перевод Библии на немецкий. Читать Писание в те времена удавалось только тем, кто знал латынь.

Пока Лютер уединился, чтобы перевести Писание, в стране начались погромы католических храмов. Узнав об этом, Мартин Лютер, вышел, чтобы объявить — он хотел совсем другого. Его женой стала Катарина фон Бора — беглая монахиня (Лютер отверг идею монастырей, по его мнению Христос и апостолы не уходили из мира). Во время суда на Лютером, ему предлагали отказаться от принципов протестантизма. Недолго думая, Мартин Лютер заявил «на том стою и не могу иначе, да поможет мне Бог!». Приговор к нему не был суровым. Но католическая Церковь не приняла реформы. У Лютера к тому времени появились тысячи последователей. Результатом стало появление новой конфессии — протестантизма.

Католики и православные. Что мы думаем друг о друге?

Основные принципы (тезисы) протестантизма

Основные принципы протестантизма изложены в Аугсбургском исповедании — вероучительном документе лютеран.

  1. Между Богом и человеком существует глубокий разрыв, с помощью рационального мышления человек не способен понять и познать Бога.
  2. Бог Сам открывается человеку, осознавая его немощь.
  3. Только доверившись Иисусу Христу человек может избежать греха, заблуждения и вседозволенности перед лицом Бога.
  4. Библия является нормой и критерием истины для церковной проповеди. Слово Божие существует не только в проповедуемой вести, но проповедь также указывает на письменное Слово, то есть Библию.

Три главных Sola или принципа протестантизма:

  1. Sola Scriptura – «Только Писание» — протестанты не признают Церковного Предания и считают, что Слова Господа вполне достаточно для спасения. О богодухновенности других текстов человек судить не может, поэтому следует ориентироваться только на Священное Писание.
  2. Sola fide – «Только верой» — Спасение дается только по вере, а не по вере и делам и, тем более, не только по делам человека. Протестанты не отрицают, что вера без дел мертва, но с «технической» точки зрения человек спасается верой.
  3. Solus Christus – «Только Христос» — спасение для протестантов только во Христе, лютеране возносят молитвы только Богу и, не отрицая Богородицу и святых, считают, что нет необходимости в их особом «ходатайстве» перед Богом.

Существуют и другие принципы:

  1. Soli Deo gloria – «Только Богу слава» — Церковная иерархия является у протестантов формальной, а пастор это — просто человек, хорошо знающий и понимающий писание. Протестантизм не почитает иконы и святые мощи.
  2. Sola gratia – «Только благодатью» — эта доктрина говорит о том, что человек не может поспособствовать делу своего спасения и спасется лишь благодаря Божественной благодати.
  • Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде.
  • Протестанты признают авторитет лишь первых четырех Вселенских Соборов.
  • Одним из символов протестантизма является «Роза Лютера».

Протестантизм в современном мире

  • По количеству последователей в христианстве протестантизм уступает только католичеству. В 2010 году в мире было более 800 млн протестантов;
  • Протестанты составляли 37 % всех христиан и 11,6 % всего мирового населения.
  • В 92 странах мира протестантизм является крупнейшим направлением христианства, а в 49 странах большинство населения называли себя протестантами.
  • В ряде стран протестантские церкви имеют статус «государственных» или «официальных Церквей».

Молитва с инославными – когда жизнь сложнее правил

Протестантизм и православие: отличия

  • Православие, в отличие от протестантизма признает Церковное Предание.
  • В православии молятся за умерших, лютеране же считают, что посмертную участь человека решит Господь и молитвы уже не помогут душе человека.
  • Протестанты не признают ряд Таинств, считая их обрядами. При этом при Причастии протестанты консервативного направления (лютеранства) все же принимают Тело и Кровь Христа и считают Евхаристию Таинством.
  • Протестанты не молятся Богородице и святым.
  • У протестантов нет монашества и монастырей, но, человек по своей воле может принять целибат и не вступать в брак.
  • Протестантские кирхи обычно очень аскетичны, вместо куполов имеют шпиль, в кирхе стоят скамейке для прихожан, с которых принято вставать в определенные моменты службы.

Интересный факт о протестантизме

Считается, что Мартин Лютер, лидер Реформации, первым из священнослужителей похоронил самоубийцу на городском кладбище, а не за его пределами, как это было принято. Самоубийцей был мальчик-подросток, и Лютер хотел поддержать его убитых горем родителей. Когда его упрекнули в этом, Лютер ответил: «вы думаете, что этот человек убил себя? А я считаю, что его погубил дьявол».

Многие историки сомневаются в достоверности этого эпизода.

Протестантизм в России

Первые русские и украинские протестантские общины возникли во второй половине XIX века в нескольких регионах Российской империи: на юге Украины (в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях), на территории Закавказья, в Санкт-Петербурге и на территории Левобережной Украины (в Таврической губернии). К началу XX века конфессиональный состав протестантов в России был представлен имевшими государственное признание лютеранами, кальвинистами и меннонитами, а также баптистами и евангельскими христианами, которые на несколько лет получили относительную свободу действий после подписания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. и по Манифесту Николая II от 17 октября 1905 г. — Из Википедии.

К сожалению, в России также существовал ряд протестантских сект, таких, как «Свидетели Иеговы», презентовавших себя в качестве протестантских общин. Консервативные протестанты «лютеране» резко выступают против деструктивных христианских сект.

В богоборческие времена лютеранские пасторы также подвергались гонениям, а кирхи закрывали.

Что ж, пожалуй, воспринимать религию с комедийной точки зрения наше общество еще не готово, поэтому сегодняшнее произведение будет немного серьезнее, чем пилотный выпуск в этой категории.

Начать следует с небольшого исторического экскурса, поскольку Протестантство в голове сегодняшнего россиянина занимает весьма спорную позицию, хотя и существует на территории «третьего Рима» уже несколько столетий. Протестантские идеи зародились в шестнадцатом веке под давлением Реформации – европейского антикатолического движения. Родоначальником протестантских конфессий считается Мартин Лютер – один из инициаторов Реформации, первый человек, решившийся перевести библию на немецкий язык. В следствии этого перевода, Мартин обзавелся собственной группой почитателей, которые, в последствии, разделились на множество более мелких конфессий, пропорционально степени своей вовлеченности в религиозное мракобесие. К слову, в отличие от технологий, которые Россия-матушка обычно перенимает с запозданием, очередная религиозная идея была занесена к нам незамедлительно. Так, еще при Василии третьем (Руси объединителе, Татаро-Монголо прогонителе и тд) западные купцы основали несколько протестантских общин, которые, хоть и были гонимы начиная с православного церковного раскола (Времена отечественной «Охоты на ведьм») и до самой революции, тем не менее, сохраняли свою общность и целостность.

Пожалуй, хватит экскурсов в историю, а то я и так уже распугал большую часть аудитории. Это тебе не рассказики про котиков! Тут и слова сложные, и предложения распространенные, ну так вот… В нашем районе есть отличные советский концертный зал. В свое время там часто проходили мероприятия – новогодние елки, театральные постановки, я даже присутствовал на шоу Куклачева, когда он удосужился посетить нашу скромную обитель. В общем, зал хороший, многим в районе он и вправду очень нравился, но видимо в результате плохого руководства стал дотационным учреждением и вскоре был толи продан, толи отдан в бессрочную аренду «Группе сектантов», как выразилась бабуля в автобусе. В общем, от авторитетной группы моих соседей я был наслышан про «плохие штуки», которые творит данный кружок по интересам, но особого внимания к этому творческому объединению не проявлял.

Прошло несколько лет с тех пор, как сектанты поселились у нас под окнами. Это был теплый летний денек, вероятно Июнь месяц. На улице пели птички, цвели цветы, месили говно гастарбайтеры… Я возвращался после похода в одно злачное заведение местного характера. С утра я собирался написать про это самое заведение статеечку в местную газету, но после посещения понял, что у них, в плане интересных статей, мягко говоря ловить нечего. Погрустневший, я брел домой, как вдруг моя темная голова озарилась светлой мыслью – что может быть лучшим инфо-поводом, чем освещение деятельности коварных религиозных сектантов, приносящих в жертву младенцев и не платящих за это ни копеечки налогов в бюджет субъекта федерации.

Поднявшись по ступенькам и войдя в пустой просторный хол меня охватило привычное чувство смущения (я порой теряюсь в незнакомых местах и компаниях, чего уж греха таить). С видом таким, будто нахожусь на самом последнем этапе поиска двенадцатого стула, я начал внимательно изучать декорации церковной прихожей. Почти незамедлительно ко мне подбежал амбал охранник. О них ходила дурная слава. По слухам, эти верзилы чуть ли не калечат тех, кто приближается слишком близко к их мрачной цитадели.

Что и говорить, слухи оказались лютым враньем. Опыт показывает, что чем больше человек, тем мягче его характер. Так и тут, дяденька, явно не вовлеченный в местную религиозную деятельность, выслушал мои пожелания узнать побольше о церкви и позвал одного из местных пастырей. Пастырь у протестантов– это некий симбиоз из муллы, муэдзина, пророка, промоутера и аниматора в одном лице. Опустим имя этого паренька, скажу лишь, что он имел нежный голос, хорошо поставленную речь и мягкие восточные черты лица.

Мне показали помещение, провели экскурсию по всем частям сооружения. После обхода владений мою скромную персону завели в комнатку, абсолютно уникальную по своему дизайну. Она была похожа на гримерку современного театра, по бокам комнаты стояли «ПеКарни», а стены были богато украшены коллажами с фотографиями прихожан. По фотографиям было видно, что прихожане, в основном, молодежь от 22 и старше, увлекаются туризмом и экстремальными видами спорта. Пастырь усадил меня напротив себя, расспрашивал о моих мотивах, увлечениях, талантах. Религиозные вопросы были самой короткой частью нашей беседы, однако, я все же заметил, что пастырю не очень понравилось, когда я упомянул, что знаком с доктриной Лютера «О двух царствах». Итогом нашей беседы стало приглашение меня на открытое богослужение в большом зале этим же вечером.

Стоит ненадолго отойти от повествования и провести небольшой экскурс в догматику. Протестантство, несмотря на свою либеральную ориентировку, является куда более архаичным вероучением, чем Католицизм или Православие. В сущности, это учение основано напрямую на библии, а, следовательно, наросты культуры, будь то фетишизм по отношению к сушенным трупам и чулкам, ношение цацек, а также религиозное преклонение перед фигурами эпатажных персон прошлого, именуемых святыми, в Протестантстве отсутствует от слова совсем. Однако, потеряв образно-ритуальную часть вероучения они лишились и социокультурной функции религии. Так, например, у протестантов нет возможности получения путевки в «жизнь вечную» за хорошее поведение при жизни. Как и нет наказания в виде «геенны огненной» за злодеяния, ибо сказано: «Нет другого пути к спасению, кроме как через веру!». Иначе говоря, если ты протестант, то будучи серийным маньяком-педофилом-убийцей ты можешь попасть в рай, если твердо веришь Богу и в Бога (разные вещи), но работай ты хоть всю жизнь сестрой милосердия, без истовой веры, причем именно протестантской направленности – шиш тебе, а не рай. Гори в аду, тварь безбожная.

С другим аспектом их религиозных идей я столкнулся уже на службе. Служба представляла из себя некую смесь из абсолютно безвкусной музыки, поющей о любви к богу, и проповедей, звучащих между песнями. Суть проповедей примерно следующая: «Откройте свои глаза и впустите Иисуса в свое сердце, он станет частью вас и сделает вас счастливее, успешнее, добрее и бла,бла,бла…». После проповеди, тамада начинает выкрикивать фразочки, которые народонаселение хором за ним повторяет. Он говорит: «Иисус мы любим тебя» и зал отвечает ему тем же. Он говорит: «Иисус мы поклоняемся тебе» и снова отряд биозомби вторит ему. Ну прям «господи помилуй», от мира западных религий.

После такого круга все начинается вновь. Опять песенка, опять проповедь, опять сеанс промывки мозгов. Скучно, честное слово, не так скучно как в Православной церкви, да и присесть на стульчик можно, но тем не менее, тратить каждый раз по два часа своей жизни на подобные пертурбации для меня кажется дикостью. Да и сам процесс вызывает кучу вопросов — неужели никто из прихожан не пробует поставить себя на место бога, осознать, что ты, будучи богом, ни за что не пустил бы в рай толпу подобных лизоблюдов. Боже мой, да будь я Иисусом отверстие в моей еврейской попке было бы беспощадно пролизано насквозь еще до окончания таинства.

По поводу прихожан ничего особенного сказать не могу. Такая же молодежь, как и остальные. Ни внешне, ни в общении от обычных людей не отличишь, однако сам факт их существования стал для меня открытием – я был практически уверен, что подавляющая часть молодежи поголовно атеисты. Похоже, я ошибался. Мы видим подтверждение того, что фанатичная религиозность – это не только следствие ограниченного восприятия мира, вызванного невежеством отдельного верующего юнита, но еще и результат интеллектуальной изоляции в среде жесткой социокультурной дрессировки, которую, даже не смотря на доступ к интернету, без посторонней помощи у индивида преодолеть зачастую не получается.

Завершить свой текст я хотел бы организационной структурой рассмотренной сегодня секты. Протестанты полностью отвергают теории о том, что один человек может быть ближе к богу, чем другой, как следствие исчезают должности священников в прямом смысле этого слова – духовным отцом, пастырем, проповедником и т.д. становится любой прихожанин, получивший право голоса, а для получения этого самого права достаточно лишь подняться на трибуну. Отсутствие духовенства, как я считаю, является неоспоримым преимуществом протестантизма перед иерархическими течениями христианства, такими как Западного, так и Восточного толка.

В тоже время, община имеет свой собственный актив – группу фанатичных ребят, регулярно отдающих свое свободное время на организацию тех или иных религиозных (и не только) мероприятий. Финансовая структура организации весьма туманна – не до конца понятны расходные статьи бюджета прихода. Доходные же статьи это в первую очередь продажа религиозного мерча, а также добровольные пожертвования прихожан.

Подводя итог, хочу сказать, что был ужасно разочарован, когда узнал, что соседи-сектанты не купаются в ваннах из крови младенцев и не приносят в жертву девственниц. Могу с уверенностью заявить, что религиозное сооружение, украшенное в стиле модернизма, горизонтальная общественная организация, а также стойкое ощущение того, что находящихся в общине людей связывает не только примитивное культовое действо, но и общие увлечения, общественная деятельность, да в конце концов, творческий ход мысли, создает обстановку куда комфортнее, чем в традиционной Православной церкви. Однако, абсолютный транс в который прихожан погружают ведущие, а также просто невыносимый градус повального Иисусолюбия, вызванный просто фантасмагорическим культом личности последнего, вынуждают бежать из этого богом проклятого места со всех ног.

Что ж, похоже сегодня я не смог найти религиозную общину своей мечты. Буду надеяться, что вам понравилось это эссе и постараюсь в будущем сократить временные интервалы между публикациями.

Спишемся

Оригинал:

Ответвление протестантской церкви.

Другие ответы на вопросы

  • Чем покрывают долину туземцы одного африканского племени 7 букв
  • Вкусные ягоды из семейства Розовые, бывают двух разных видов. 8 букв
  • Как называется в простонародье деталь автомобиля на которую крепятся фары, радиатор, а также является соединителем лонжеронов. 9 букв
  • Этот предмет используют в-основном токари для нарезки внешней резьбы на различных стержнях. 6 букв
  • Существуют троллейбусы, которые могут ездить автономно на небольшие расстояния, а потом снова подключаются к токоведущим проводам. Как называется устройство для облегчения подключения троллейбуса к проводам после автономной езды. 7 букв
  • Раньше этот предмет висел во всех автобусах и троллейбусах до появления кондукторов. 9 букв
  • Как называются облака, которые расположены выше всех и преобладают на высоте 18 километров? 8 букв
  • Какой остров самый большой на Земле? 10 букв
  • В народе говорили: Соловей — птичка-невеличка, а заголосит — лес … Что должен делать лес, когда запоет соловей? 7 букв
  • Кому принадлежат слова: Странно, зачем новый год начинается в холодное время. Разве не лучше начинать светлой и ясной весной? 6 букв

ПРОТЕСТАНТИЗМ И ПРОТЕСТАНТСКИЕ СЕКТЫ

В начале XIX в. протестантское ответвление христианства представляло собой пеструю и многообразную картину. В дальнейшем эта пестрота возросла в большой степени как в результате дробления основных подразделений данного вероисповедания (лютеранство, кальвинизм и англиканство), так и в ходе появления новых деноминаций, обычно именуемых сектами адвентистов, «армии спасения», «христианской науки», «свидетелей Иеговы» и т. д.52

Сохранились и получили дальнейшее развитие старые протестантские секты: баптизм, меннонитство, методизм, квакерство и др. Некоторые из них, в особенности баптизм, подверглись в XIX и начале XX в. дроблению и почкованию. В данном случае нет оснований к тому, чтобы все эти дочерние религиозные организации рассматривать как «сектантские» в отличие от «церковных», ибо нет принципиально отличающих эти две группы признаков, которые оправдывали бы такое разделение.

Размежевание и дробление происходило прежде всего путем организации объединений, боровшихся между собой, причем яблоком раздора чаще всего служил вопрос о степени «либерализма», который можно допустить в толковании основных христианских догматов. В 1848 г. в Германии было организовано «Евангельское объединение», ставившее своей задачей охрану лютеранской ортодоксии. В противовес ему либералы основали «Союз протестантов», ориентирующийся на тактику маневрирования в вероисповедных вопросах. При всем этом проявлялись и объединительные тенденции. Проводились, например, общегерманские протестантские съезды-«синоды». Кальвинизм еще от прежних времен унаследовал разделение на реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм. Вероисповедных разногласий между ними нет, есть разница в церковной организации, в частности конгрегационалистские общины автономны и не составляют общей церкви. Тем не менее в 1891 г. был образован «Международный конгрегационалистский союз», который, правда, имеет значение лишь консультативного органа. Реформатские и пресвитерианские церкви создали в 1875 г. «Альянс реформатских церквей мира, придерживающихся пресвитерианской структуры», куда вошли соответствующие церкви многих стран. В вероисповедном отношении кальвинизм в рассматриваемый период не претерпел особых изменений.

Англиканская церковь сохранила свое значение государственной. По мере того как Великобритания захватывала все новые колонии в разных странах света, там насаждалось христианство в форме англиканского протестантизма. «Установленной», т. е. официальной, оставалась, однако, лишь островная церковь. Для координации действий англиканского духовенства во всех странах примерно каждые десять лет, начиная с 1866 г., стали собираться так называемые Ламбетские конференции, названные по дворцу в Лондоне, где они происходят. Ими руководит примас Англии архиепископ кентерберийский; их решения имеют лишь консультативное, а не обязательное значение.

Баптизм в XIX в. достиг такого широкого распространения и стал такой мощной религиозной организацией, что термин «секта» в отношении к нему совсем не подходит. Особенно он распространился в рассматриваемый период в Соединенных Штатах Америки, о чем свидетельствует численность баптистских организаций в этой стране. С начала XIX в. до 1890 г. количество баптистов в США возросло с 56 345 до 3 717 969 человек, т. е. более чем в 65 раз; население же страны выросло за это время только немногим более чем в 16 раз53. Успеху баптизма в большой степени способствовало его щедрое финансирование американской буржуазией. Капиталисты предоставляли огромные средства в распоряжение миссионерских организаций, занимавшихся проповедью баптизма. Особой щедростью отличался Джон Рокфеллер.

В течение XIX в. баптизм широко распространился по всему миру. Его приверженцами являлись видные политические деятели международной буржуазии. В 1905 г. в Лондоне был проведен Первый всемирный конгресс, положивший начало Всемирному союзу баптистов 54. Небезынтересно, что главную роль в руководстве конгрессом играл английский политический деятель Д. Ллойд-Джордж.

Из старых протестантских деноминаций наряду с баптизмом сохранил свое значение в рассматриваемый период и методизм. Как и баптизм, он распространен преимущественно в Соединенных Штатах Америки и вообще в англосаксонских странах. В 1881 г. методизм создал свою международную организацию — Всемирный методистский совет. Продолжали существовать в рассматриваемый период и такие старые деноминации, как меннонитство, квакерство, униатство. Наряду с ними в XIX в. возник ряд новых религиозных деноминаций, связанных с протестантизмом.

Вероучение адвентизма было провозглашено в 1833 г. американским баптистом В. Миллером. Содержание его концепции определено названием выпущенной им в том же году книги «Свидетельства из писания и истории о втором пришествии Христовом около 1843 г. и о его личном царстве в продолжение 1000 лет» 55. Второе пришествие Христа должно было состояться, как вычислил Миллер по библейской Книге Даниила, между 21 марта 1843 г. и 21 марта 1844 г. Десятки тысяч американских фермеров и городских мелких буржуа стали вместе с Миллером дожидаться осуществления его пророчества. После того как срок прошел, Миллер и его приближенные сделали уточнение, по которому он отодвигался на 22 октября 1844 г. В дальнейшем руководители движения стали отказываться от установления определенных сроков «пришествия», ограничиваясь лишь утверждением, что все произойдет в наше время, в близкие времена 56.

В той или иной мере актуально-эсхатологические чаяния присущи и баптизму, и другим ответвлениям христианства. Неудивительно, что при своем возникновении адвентизм не отделялся от баптизма и сам Миллер считал себя не кем иным, как баптистским пресвитером и проповедником, а завербованные им верующие подвергались крещению по баптистскому ритуалу и включались в состав баптистских общин.

Самодискредитация адвентистских пророчеств побудила баптистов отмежеваться от них и исключить адвентистов из своей среды. С 1845 г. стали существовать отдельные адвентистские общины, причем обнаружилось разногласие по вероисповедным вопросам, обусловившее быстрое распадение новой религиозной деноминации на ряд толков. В основном вероучение и культ адвентизма мало чем отличались от баптистских. Единственным отличием такого рода, если не считать актуальной эсхатологии, лежащей в основе всего движения, является признание субботы святым днем вместо воскресенья. Это относится лишь к одному, но главному ответвлению адвентизма — седьмого дня. Остальные толки данного протестантского вероисповедания составляют адвентизм первого дня и не отделяют себя по этому признаку от других христианских деноминаций.

В 60-х годах XIX в. адвентизм проник из Америки в Европу и, распространившись сначала в Швейцарии и Германии, вскоре обрел верующих во всех странах мира. Постепенно возникли объединения адвентистских общин в масштабе континентов, а потом и в глобальном масштабе. Объединения эти строятся лишь по отдельным толкам внутри адвентизма. Наиболее организованным подразделением является адвентизм седьмого дня: его «поля», «соединения» и «унионы» объединяются во всемирном масштабе в Генеральную конференцию адвентистов седьмого дня 57.

В 1872 г. в США от адвентизма отделилась группа верующих и руководителей, называющих себя «исследователями Библии». Ее глава, Ч. Рассел, развернул активную проповедническую деятельность в печати и в 1879 г. стал издавать журнал «Сторожевая башня», после чего название новой деноминации было уже связано с названием этого журнала: «Библейское и трактатное общество «Сторожевая башня»». Лишь в 1931 г. это вероисповедание получило название, под которым оно известно и в настоящее время, — свидетели Иеговы 58.

В отличие от католицизма протестантизм возник в качестве религии формировавшегося буржуазного общества. Поэтому ему не пришлось переживать процесс перехода от феодальных отношений к буржуазным. До середины XIX в. его социальные позиции практически оставались «спокойными». То, что капитализм развивался и завоевывал себе место под солнцем, протестантская религия рассматривала как угодный богу процесс.

В середине XIX в. положение резко изменилось. Почти одновременно возникло социально-христианское движение в немецком протестантизме и в англиканской церкви. Первыми его идеологами в Германии явились пастор Р. Тодт и придворный проповедник пастор А. Штеккер 59.

Тодт занимал весьма радикальные позиции в критике капитализма. Он соглашался с социал-демократами в тех обвинениях, которые они выдвигали против капиталистического строя. Больше того, Тодт утверждал, что основные идеи и требования социал-демократии были впервые сформулированы в Евангелиях. Лишь два, правда немаловажных, расхождения находил пастор между социал-демократическими взглядами и тем, чему учит христианство: во-первых, тот атеистический дух, которым проникнута программа социал-демократии, конечно, не может разделяться христианством, и, во-вторых, последнее не приемлет и предлагаемые социал-демократами средства преобразования общества. Классовая борьба, особенно в ее насильственной форме, полностью отвергалась Тодтом. Единственный путь, на котором он усматривал возможность организации нового общества, состоит в том, что христианское монархическое государство «при помощи имущих и неимущих, а также и церкви» проведет соответствующие реформаторские мероприятия 60.

Нужна немалая доза истинно религиозного лицемерия, чтобы убеждать людей в том, что император Вильгельм вместе с Бисмарком, да еще в сотрудничестве с «имущими» будут осуществлять программу социальных преобразований, рассчитанную на замену капитализма более прогрессивным общественным строем.

Примерно на тех же позициях «социальной монархии», или государственно-монархического «социализма», стоял и Штеккер. Красноречивый придворный проповедник стремился в своей пропаганде к улавливанию душ не только рабочих, но и мелких буржуа, лавочников. В расчете на них Штеккер прибегал к антисемитской агитации. Сплетение в один клубок националистически-шовинистических и социально-демагогических лозунгов, осуществлявшееся Штеккером, явилось через полстолетия образчиком для соответствующих построений фашизма.

Социальное христианство в англиканской церкви возникло несколько раньше, чем в Германии, что объясняется началом классовой борьбы, связанной с чартистским движением. Проповедниками социального христианства в Англии явились священники Ч. Кингсли, Ф. Морис, Д. Ладлоу, опубликовавшие ряд работ, в которых не только капитализм подвергался критике, но и церковь осуждалась за то, что она забыла евангельские заветы и в своей деятельности на протяжении веков руководствовалась по существу противоположными им установками. Разоблачались в своем «безбожии» и эксплуататоры, которым, конечно, трудно войти в царствие небесное, ибо они извлекают выгоду из нужды своих братьев, обогащаются за счет массы бедствующих. Но имущественные отношения, сложившиеся при капитализме, не вызывали у Кингсли и его единомышленников решительных возражений, ибо собственник, владея своим имуществом, состоит на службе у бога и людей, рабочие же должны соблюдать верность по отношению к предпринимателю и друг к другу.

А каким же способом можно осуществить евангельский идеал? Основным средством для этого является «полное нравственное перерождение» людей, «изменение взглядов», «извлечение зла из нашего сердца». В дополнение к этим пустым благочестивым пожеланиям предлагалось создание производственных ассоциаций. Несколько таких ассоциаций возникло в отраслях хозяйства, связанных с мелким ремесленным производством; вскоре они распались, и поприщем, на котором продолжалась деятельность социальных христиан в Англии, осталась проповедь нравственного самосовершенствования…

Из Англии социальное христианство проникло в США.

После окончания гражданской войны развитие капитализма в США приняло бурный характер. Вместе с ним стали с большой силой обостряться классовые противоречия между трудом и капиталом. И социальное христианство было взято на вооружение буржуазией и введено в духовный обиход американского общества. Главную роль в церковной жизни США играли протестантские церкви, поэтому социальное христианство обрело себе почву прежде всего в протестантизме.

Унитарии, конгрегационалисты, баптисты и другие протестантские деноминации США начали проповедь христианской этики в качестве панацеи от всех социальных бед. В церквах читались воскресные циклы лекций на тему «Рабочие и работодатели», в которых тех и других убеждали в том, что соблюдение евангельских заповедей братства и любви является верным средством к преодолению безработицы и классовой борьбы. В 1874 г. в Бостоне организуется Христианский рабочий союз, к которому помимо протестантских его учредителей примкнули и некоторые католические деятели. Наряду с пропагандой «этики братства» Союз занимался и практической деятельностью — организовывал в церковных приходах общества взаимопомощи и взаимного страхования.

По мере проникновения в США марксистского учения перед идеологами социального христианства встала задача противопоставить научному социализму свои бесплодные «реформаторские» идеи, основанные на христианстве. Возникло и оформилось учение так называемого социального евангелизма, видным представителем которого явился баптист У. Раушенбуш. Под его руководством в 1892 г. было создано «Братство царства божьего», поставившее перед собой задачу содействия осуществлению «царства божия» на земле. В начале XX в. идеология социального евангелизма, сформулированная в документах «Братства» и в сочинениях Раушенбуша, была официально признана многими протестантскими деноминациями США, прежде всего баптистскими61.

Демократическая фразеология, которой оперировали проповедники социального христианства в США, не мешала протестантским, и в особенности баптистским, церквам заниматься штрейкбрехерством в рабочем движении. Во время забастовок баптистские проповедники, среди которых особую известность своей деятельностью такого рода приобрел Б. Сэндей, стекались чуть ли не со всей страны на «пораженный участок» и развертывали широкую штрейкбрехерскую агитацию, соединенную с погромной травлей руководителей движения 62.

В общественной жизни США на протяжении всего рассматриваемого периода одним из самых острых был вопрос об отношениях между расами, связанный с проблемой рабства, а после отмены последнего — с проблемой расовой сегрегации. Баптистские церкви разделились по этому вопросу на два лагеря 63: одни выступали за сохранение рабства негров, другие — против, так же как в дальнейшем одни — за расовую дискриминацию, другие — против нее. В основном это разделение шло по той же географической линии Север — Юг, что и общеполитическое и военное разделение в стране. Религиозные доводы и соображения привлекались в подкрепление политических концепций, отношение к которым вытекало, конечно, вовсе не из смысла религиозного учения. При помощи Библии с одинаковым успехом доказывалась полная богоугодность рабства, при ее же помощи она убедительно и опровергалась.

Во всех своих ответвлениях американский протестантизм в XIX и начале XX в. стоял на страже интересов капитализма, чему ни в коей мере не мешало употребление социально-христианской фразеологии. Это же можно сказать и о различных направлениях протестантизма во всех капиталистических странах.

Примечания и ссылки на источники

1 Mirbt С. Quellen zur Geschichte des Papsttums und des iomischen Katholizismus. S. 244; Bullarium Romanum. T. XV. P. 603.

2 См.: Ранке JI. Римские папы в последние четыре столетия. Т. II СПб., 1874. С. 120–130, 410–418, 442–444.

3 См.: Михневич Д. Е. Очерки из истории католической реакции: (Иезуиты). М., 1955. С. 176.

4 См. там же. С. 188–223.

5 Подробнее об этом см.: Самарин Ю. Ф. Соч. Т. 6. М., 1887. С. 38–44, 49–51 и др.; Великович Л. Н. Черная гвардия Ватикана. М., 1985. С. 17–25.

6 Цит. по: Ранке Л. Указ. соч. Т. II. С. 440.

7 См. там же. С. 440–441.

8 Цит. по: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 361.

9 См.: Асмус В. Ф. Декарт. М., 1956. С. 121–124.

10 См.: История философии: В 4 т. T. I. М., 1957. С. 313.

11 См.: Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1964. С. 511–543; Т. 4. Ч. I. М., 1965. С. 457–466.

12 См.: Юм Д. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1965. С. 429–431, 561.

13 См.: Спиноза Б. Избр. произв.: В 2 т. T. I. М., 1957. С. 86, 89 168, 522.

14 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 189.

15 См.: Мелье Ж. Завещание. T. II. М., 1954. С. 41–52.

16 См: Вольтер. Бог и люди: Статьи, памфлеты, письма: В 2 т. T I. М, 1961. С 113–162.

17 См.: Астрюк Ж. Предположения о первоначальных источниках, которыми, видимо, пользовался Моисей…//Происхождение Библии: (Из истории библейской критики). Ветхий завет. М., 1964. С. 126–253.

18 См.: Дидро Д. Избр произв М.; Л., 1951. С. 265–291.

19 Pastor L. Geschichte der Papste seit der Ausgang des Mit-telalters. Bd XVI. T. 2. Freiburg im Breisgau, 1932. S. 320–321.

20 См.: Атеизм в борьбе с церковью в эпоху Великой французской революции: Сборник материалов. Ч. I М, 1933. С. 84.

21 Атеизм в борьбе с церковью в эпоху Великой французской революции: Сборник материалов. Ч. I. С. 73.

22 Там же. С. 68.

23 Там же. С. 76–77.

24 См. там же. С. 85, 86.

25 Там же. С. 154.

26 См. там же. С. 177.

27 Там же. С 110.

28 Цит. по: Там же. С. 20.

29 См. там же. С. 302, 218.

30 Там же. С. 198.

31 См.: Попов М. С Французская революция и религия. Пг., 1919. С. 316.

32 См.: Михайлов (Захер) Я. Великая французская революция и церковь. Т. I (1789–1793). Б. м, Б. г. С. 228–231.

33 Цит. по: Там же. Т. II (1793–1801). М., Л., 1931. С. 29.

34 Официальное издание постановлений Собора см.: Acta et decreta sacrosancti oecumenici consilii Vaticani. Roma, 1872; подробное освещение (с католических позиций) работы Собора см: Granderath Т. Geschichte des Vatikanischen Konzils. Bd 1–3. Freiburg im Breisgau, 1903–1906.

35 «Когда римский папа говорит ex catedro, т. e. всякий раз, когда он… в силу своего верховного апостольского авторитета определяет учения о вере и нравственности как обязательные для всей церкви… он обладает непогрешимостью… поэтому такие определения папы не подлежат изменению — не через согласие церкви, а сами по себе. Если кто-нибудь осмелится, от чего боже сохрани, противоречить этому нашему постановлению, да будет анафема» (Acta et decreta sacrosancti oecumenici consilii Vaticani. P. 172).

36 Acta Sanctae Sedis. Vol. VI. Roma, 1871. P. 142–147; Mirbt C. Op. cit. S. 367–368.

37 См.: Мэнхэттен А. Ватикан: Католическая церковь — оплот мировой реакции. М., 1948. С. 66–70.

38 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 423.

39 Цит. по: Лаврецкий И. Ватикан: Религия, финансы, политика. М, 1957. С. 119.

40 Текст Силлабуса см.: Acta Sanctae Sedis. Vol. 3. Roma, 1867 P. 161–167; русский перевод см.: Гладстон В Рим и папа перед судом совести и истории. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1903. С. 215–235.

41 Там же. С. 220.

42 Цит. по: Там же. С. 173–174.

44 Цит. по: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 129.

45 Там же

46 Цит. по: Лаврецкий И. Указ. соч. С. 118.

47 Lamennais Н. F. Paroles d’un croyant. P., 1834; Lamennais H. F. Oeuvres Completes. T. 1 — 12. P., 1836–1837.

48 Sanctissimi Domini Nostri Leonis XIII. Allocutiones, Epistolae, Constitutiones. P. 176–209.

49 См. там же. С. 184

50 См.: Шейнман М. М. Ватикан и католицизм в конце XIX — начале XX века. С 136–163.

51 См.: Мэнхэттен А. Указ. соч. С. 143–147.

52 Обзор этих деноминаций см.: Чанышев А. Н. Протестантизм. М., 1969. С. 132–177.

53 См.: Кислова А. А. Идеология и политика американской баптистской церкви: (1900–1917). М., 1969. С. 59.

54 См.: Митрохин Л. Н. Баптизм. М., 1974. С. 31–34.

55 См.: Бондарь С. Д. Адвентизм 7-го дня. СПб., 1911. С. 2–3.

56 См. там же. С. 4–5.

57 См. там же. С. 67.

58 См.: Бартошевич Э., Борисоглебский Е. Именем бога Иеговы. М., 1960. С. 6 и сл.; Москаленко А. Т. Секта иеговистов и ее реакционная сущность. М., 1961. С. 22–26.

59 См.: Шейнман М. М. Христианский социализм: История и идеология. М., 1969. С. 97—102.

60 См. там же. С. 98.

61 См.: Кислова А. А. Указ. соч. С. 89–91.

62 См. там же. С. 110.

63 См. там же. С. 56–57.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Глава IV. Секты протестантского типа

Религиозные секты, возникшие в Европе в XVII–XIX вв., представляли собой главным образом организации протестантского типа.

Протестантизм (от лат. protestans – публично заявляющий) – общее обозначение вероисповеданий и сект, связанных с Реформацией и образующих в совокупности третью важнейшую разновидность христианства – наряду с православием и католицизмом.

Наиболее ранним и влиятельным новообразованием, выросшим на почве протестантизма, стал баптизм. На почве баптизма в 1‑й трети XIX в. возникли адвентисты, которые разветвились на ряд сект, к одной из которых восходят иеговисты (конец XIX–начало XX вв.). В начале XX в. возникли пятидесятники.

Баптисты, адвентисты, иеговисты отличаются среди религиозного сектантства наибольшим распространением и наличием международных центров.

1. Баптисты

Название этой секты происходит от греческого слова «баптизо» (что значит погружать в воду), означавшего первоначальный способ крещения христиан.

Баптизм как самостоятельное религиозное течение оформился в Англии в начале XVII в. как оппозиция официальной англиканской церкви. Первая община баптистов в Англии появилась в 1612 г., в 1644 г. был опубликован манифест 7 баптистских общин Лондона. В Америке первая баптистская община была основана в 1639 г. Р. Уильямсом, в Германии – в 1834 г. В 1905 г. образовался «Всемирный союз баптистов», который объединил 7 млн. членов. В 1956 г. насчитывалось около 2‑2 млн. баптистов, из которых 19 млн. в Северной Америке, главным образом в США, и 1,2 млн. в Европе, из них в Англии – 340 тыс. Всемирный совет баптистов находится в Вашингтоне (США).

В России баптизм появился в 60‑х годах XIX в. и распространился на территории Южной Украины, Закавказья, Поволжья. В 1916 г. в России насчитывалось около 60 тыс. баптистов.

В 1944 г. баптисты объединились в один союз с евангельскими христианами. В последующие годы к союзу присоединилась часть пятидесятников и меннонитов. Организацию возглавил Всесоюзный совет евангельских христиан‑баптистов (ВСЕХБ), который стал членом Всемирного союза баптистов. В начале 60‑х годов от ВСЕХБ откололась группа, которая именует себя Советом церквей евангельских христиан‑баптистов (СЦЕХБ).

Основой своей веры баптисты признают Библию. Центральный пункт их вероучения – догмат о личной вере, возникшей под воздействием «Святого Духа». Девиз баптистов «Бог есть любовь» означает, что с Богом связано все, что в мире без Бога нет радости и счастья. Они говорят, что люди «во грехах зачинаются и рождаются», не способны ко всему доброму, «но способны и склонны ко всему злому», человека они считают греховным существом и утешение видят только в вере в Иисуса Христа.

Баптистские проповедники говорят верующим о том, что человеку уготованы две жизни – земная (временная, преходящая) и небесная (вечная). Земная жизнь – это жизнь во тьме, полная мучений и страданий. Единственное, что придает смысл жизни на земле – это вера в Бога, Бог – бесплотный Дух, он вездесущ, не связан никаким местом, рассеян везде. Рай для большинства последователей баптизма явлется местом отдыха, ад – местом мук совести. В основе баптистского фатализма лежит представление о «божественном провидении», по предначертаниям которого будто происходят, все события в природе и обществе: «У Бога ничего не делается стихийно или случайно, но все, что делается, есть его предопределение». «Бог назначает будущее человека еще до его рождения». Всякие непредвиденные, неожиданные события, несовместимые с основными религиозными принципами и потому необъяснимые как воля Божья, изображаются как «испытание Божье», как козни врага его – сатаны.

Особое значение баптистские проповедники придают спасительной миссии Христа, его Второму Пришествию для последнего, Страшного суда над человечеством. Христа они представляют единственным посредником между людьми и Богом, не признавая никаких святых, священников, монахов и других «ходатаев» и «заступников» перед Богом за души верующих. Человек, учат они, может спасти себя от грехов и от кары Божьей только верой в то, что Христос уже пострадал за него.

В проповедях, посвященных вопросам бытового поведения, проповедники делают упор на запреты употребления спиртных напитков, курения, хулиганства, разврата. Баптисты доказывают, что лишь на основе евангельской морали можно избавиться от этих пороков. Почему верующим надо воздерживаться? Потому, что это вредно для спасения души. «Тело не для блуда, а для Господа, разве вы не знаете, что вы храм Божий и дух Божий живет в вас? Те, кто употребляет алкогольные напитки, курит, совершают тяжелый грех и теряют возможность попасть в рай» (Братский вестник, 1972, п 2, с. 28).

Для спасения души человек должен отказывать себе во всем. Даже болезнь признавалась полезной. «Ибо, – заявляли баптистские проповедники, – она показывает человеческое бессилие… Появляется нужда в утешителе лучшем, чем люди. В немощи наша сила».

Центром религиозной жизни баптистов является община, во главе которой стоит пресвитер, избираемый верующими, и совет общины, который исполняет принятые на собрании верущих решения. В общину принимают по заявлению, после прохождения испытательного срока совершается водное крещение в естественных и искусственных водоемах. В общине ведется строгий учет верующих, каждый член общины имеет определенный участок работы: связь с соседними общинами, «укрепление в вере» колеблющихся, по молитвенному дому, сбор денежных пожертвований и т. д.

Испытательный срок обычно длится один‑два года, в ряде общин сокращен до шести месяцев. В течение этого периода вновь вступающий в общину проходит через три этапа: «покаяние», «обращение» и «возрождение свыше», после чего кандидата допускают к крещению. Евангельские христиане‑баптисты большое значение придают пению. Песни подразделяются на темы: «Призыв к вере и новой жизни», «Моления и прошения», «Чувства веры», «Мир Божий и христианская радость», «Плоды и подвиги веры», «Чаяния веры», «Песни на разные случаи жизни», «Детские песни». По выражению баптистских богословов, «Пение – это наша миссия. На кафедре выступают немногие, а через пение могут проповедовать сотни» (Братский вестник, 1969, п 5, с‑31).

Большое место на молитвенных собраниях и в повседневной жизни верующего занимают молитвы. На собрании молитву произносят вслух три‑четыре человека, а остальные стоят на коленях, опустив голову, закрыв глаза, и молча слушают. Индивидуальные молитвы совершаются преимущественно дома, хотя верующим рекомендуется также творить их «во всякое время и на каждом месте» (без принятия молитвенных поз).

Баптистские обряды рукоположения, бракосочетания и покаяния есть не что иное как переосмысленные и реформированные католические таинства священства, брака и исповеди. Рукоположение совершается только старшими пресвитерами, бракосочетание может осуществлять и рядовой пресвитер. Покаяние совершается не систематически, а производится «по мере надобности» – чаще всего в случаях появления у членов общины «оскудения веры», «чрезмерного внимания к греховной мирской жизни». Из общих христианских праздников баптисты признают лишь те, которые посвящены Христу. Кроме того, они отмечают День Нового Года, День Жатвы, День Единства и День Матери.

Богослужение проводится в обычных помещениях, комната заставлена рядами скамеек, посередине стоит трибуна и фисгармония. Над выходом надпись типа: «Идите и впредь не грешите». Баптисты не признают икон, отрицают крестное знамение, большинство церковных таинств, у них нет молитвенников. Для баптистов церковь – это не особое здание‑храм, не носительница особой божественной благодати, не посредница и т. д., а прежде всего коллектив верующих, «собрание возрожденных душ».

Scisne?

Пионером активной «христианизации не христианской России» на заре перестройки явилось сетевое протестантское движение «Христианская молодежь интернейшнл», инициированное группой американских фундаменталистов во главе с харизматическим лидером Бобом Вайнером.
На волне «гласности и перестройки», «открытости всему миру» было инициировано создание молодежного студенческого движения, целью которого было «христианское общение, изучение Библии и участие в духовном возрождении России». Главной деятельностью движения была организация тогда еще «всесоюзных» молодежных конференций, которые проводились в форме гигантских харизматических служений. На конференциях происходила рекрутизация и первичное обучение лидеров по созданию «ячеечных церквей».
Несколько тысяч молодых людей получали хорошую по тем временам заработную плату, участвуя в своих Вузах в организации сетевых молодежных христианских клубов, которые очень скоро были оформлены как местные религиозные харизматические организации.
Теологическая база движения бралась из интерпритаций харизматическими лидерами книги Деяния Святых Апостолов, где во 2-й главе описывалась «простота общения» и отсутствие иерархии у первых христиан. Одновременно с этим происходило обучение перспективных лидеров движения как в России, так и за рубежом.
Интересно, что священников в новой церкви не было, а руководители так и назывались «лидеры» (десятники, сотники, тысячники). Чуть позже выкристаллизовалось сословие пасторов.
В результате проведенной работы командой Боба Вайнера в течении нескольких лет с начала 90-х в СССР возникло более 2000 сетевых общин, многие из которых ведут свою деятельность до сих пор. Большинсто из них эволюционировало в зарегистрированные протестантские церковные организации, но со стопроцентно американо-протестантской идеологией. В большинстве случаев члены этих церквей — молодые, активные граждане России, представители интеллигенции, среднего и мелкого бизнеса.
Наиболее успешными в вышеописанном проекте можно назвать общины, созданные известными в Америке харизматами-фундаменталистами Кеннетом Хейгиным, Кеннетом Коуплендом, Риком Ренером и их более поздними эпигонами и учениками — Алексеем Ледяевым (крупнейшая сетевая структура с административным центром в Латвии), Сандеем Адаладжей (украинец нигерийского происхождения, создавший гигантскую сетевую церковь в Украине и странах бывшего СССР, которая принимала активное политическое участие в подготовке и проведении оранжевой революции в Украине).
Отличительной чертой этих проектов является пропаганда так называемой «теологии успеха» — позднекальвинистская идея о непосредственной взаимосвязи между спасением и успехом в земных делах, которая является составной и фундаментообразующей доктриной «американского образа жизни» с его делением общества на «успешных», то есть избранных Богом, и «лузеров».
В геополитическом смысле успешна, конечно же, Америка, а России оставляется место «лузера» (проклятого).
Проект Алексея Ледяева характеризовался разработкой особого учения, а вернее апробацией сетевого проникновения, «внедрения церкви во власть». Пастор Ледяев выпустил цикл лекций и специальную брошюру под общим названием «Новый мировой порядок и новое мышление», где призывал своих последователей внедряться во все эшелоны власти через проповедь государственным чиновникам и политикам и их обращение, готовить «пришествие Царства Божия на земле». В 2005 году российскими спецслужбами Ледяев был снят с борта самолёта Рига–Москва, а его виза в Россию аннулирована на ближайшие 5 лет. В настоящее время деятельность сети осуществляется через многочисленные и хорошо финансируемые структуры в России.
Вторым наиболее успешным сетевым проектом западной протестантской экспансии можно назвать экспортированное из Швеции движение «Церквей веры», возглавляемое лидером этого движения проповедником Ульфом Экманом, которого почитают в определенных кругах апостолом.
Ульф Экман в 1992 году объявил о том, что «Бог повелел ему потратить на Россию 40 млн шведских крон», чтобы создать «истинное движение веры». Проект был необычайно успешен во многом благодаря правильно организованному менеджменту и сетевой структуре. Главный упор делался на профессиональную подготовку лидерского состава, распространение литературы и сетевой активности путем организации постоянной чреды конференций, съездов, сетевых церковных мероприятий.
Сегодня в России существует не менее 800 общин церквей «Слово Жизни» движения Ульфа Экмана. Движение специализируется на «решении еврейского вопроса» и «подготовки Армагеддона» — глобальной битвы сил Света с войсками «Гога и Магога».
Помимо вышеперечисленных сетевых движений существуют и более мелкие, преимущественно умеренные организации, в своей теологии так или иначе ориентированные на западно-американскую теологическую и идеологическую модель, которые в 2003 году были формально объединены в «Объединенный союз христиан веры евангельской» с официальным статусом общероссийской централизованной религиозной организации.
Как определяет смысл существования структуры ее официальный лидер Сергей Ряховский, «РОСХВЕ — структура для защиты интересов протестантов в России и лоббирования ее интересов на самом высоком уровне и в конечном итоге победы протестантизма в этой стране».
Еще одной квазипротестантской сетевой структурой, заслуживающей внимания в рамках данного исследования, чья связь с западными спецслужбами весьма очевидна, является религиозный культ, известный как “Поместная церковь”, “Церковь свидетеля Ли” или “Живой поток”. Это иностранное религиозное объединение ведет начало от американца китайского происхождения Уитнесса Ли. Сравнительный религиоведческий анализ позволяет характеризовать данное вероучение как одно из новых (модернистских) направлений квазипротестантизма (псевдопротестантизма) харизматического типа с ярко выраженным специфическим “восточным” влиянием.
В настоящее время в Москве и других городах России также успешно действует квазипротестантская организация корейского происхождения. Это скандально известная “Церковь Унификации” Муна.
Специфическими чертами этого религиозного сетевого объединении являются: более низкая богословская и общекультурологическая подготовка лидеров даже в сравнении с модернистскими протестантскими религиозными культами, сильное влияние представлений восточных языческих религии в доктринах и практике деятельности.
Надо сказать, что модернистские культы восточного происхождения (основанные китайцами, корейцами и т.п.) появились сравнительно недавно. Эти страны издавна “осваивали” миссионеры римо-католичества и протестантизма. И в последние десятилетия, когда экономический уровень этих регионов резко возрос, они вышли на первое место в мире по числу зарождающихся там сект протестантского типа.
Массовое образование все новых и новых религиозных групп, сочетающих представления, заимствованные из протестантизма, элементы традиционных для этого региона буддизма различных направлений, даосизма, различных языческих культов и местных верований привело к “выходу” их на арену религиозной жизни в Америке, Европе, а теперь и в России. В вероучении и практике это влияние выражается: повышенной ролью лидера как отца-основателя; мистическим отношением к даже не столько вероучению, сколько телу лидера, стремлением выстроить вокруг лидера органическую общину, как некое продолжение его тела вовне; подчеркнутым патерналистским принципом построения организаций (по типу традиционных в этих регионах семейно-родовых, клановых и региональных мафий), жестким иерархизмом; значительно меньшим, в отличие от протестантизма западного типа, вниманием к личности, индивидуальности.
Главным инструментом деятельности сетевых протестантских структур стала так называемая «духовная конференция». В связи с этим следует иметь ввиду, что употребляемые проповедниками названия мероприятий — “конференция”, “студенческая конференция”, “лекция”, “занятие”, “семинар” не соответствуют действительности, не являются конференцией или семинаром в общепринятом смысле слова. Такое словоупотребление, очевидно, рассчитано на студенческую аудиторию, поскольку привычно для нее и позволяет не акцентировать поначалу религиозного характера собраний, чтобы не отпугнуть недавно привлеченных к ним.
Главными инструментами сетевого воздействия на личность в протестантских сектах следует выделить:
— индоктринацию (внушение) чувства вины с целью депривации личности так, что «сколько бы ты ни делал, этого все равно будет недостаточно»;
— помещение адепта в «логические тупики», заставив служить целям группы;
— Учитывая все выше сказанное — установление тотального контроля над сознанием адептов, включающее контроль над поведением, информацией (общением), мышлением и эмоциональной сферой личности;
— «размораживание» сознания, помещение в иллюзорную реальность (здесь применяется и запугивание, и лесть одновременно, у адепта формируется некритическое, нерациональное представление о собственной личности и мире вокруг; результат — отрыв личности новообращенного от привычных стереотипов и норм, принятых в обществе, от привычного окружения) «замораживание» личностных структур новообращенного адепта в соответствии с требованиями доктрины и лидеров культа.
Результат — полный контроль над личностью адепта. Средства — помещение адепта в систему жестких требований, полная “блокада” внешнего общения в специальной культовой группе (“жизненная группа”), тщательная индоктринация, контроль поведения адепта, контроль сознания.
В содержании проповедей и занятий явно просматривается желание иностранных лидеров создать организацию, которая включала бы студентов вузов различных направлений, специалистов, полностью подчиненных в психологическом плане лидерам культа и находящихся под их полным контролем.
Деятельность религиозных групп, руководимых лидерами иностранной религиозной организации “Поместная Церковь” на территории РФ противоречит действующему законодательству, является потенциально опасной в связи с содержащимися в вероучении признаками тоталитарного и деструктивного религиозного культа, формирует группы некритически преданных и полностью управляемых из-за рубежа адептов, тем самым представляя угрозу интересам национальной безопасности РФ.
Среди сетевых протестантских и квазипротестантских организаций следует выделить также так называемое «Бостонское движение» — сетевую структуру, оформленную в России и странах бывшего СССР как «Церковь Христа».
Адепты зачастую представляются «просто христианами», занимающимися благотворительной или просветительской деятельностью.
Москва «разбита» движением на регионы, которые, в свою очередь делятся на сектора. Всего в Москве 9 регионов, в которых 27 секторов.
Так, например, «Южный» разбит на сектора «Орехово», «Царицыно», «Коломенское». Общины «Церкви Христа» действуют в следующих городах России: Архангельск, Барнаул, Биробиджан, Благовещенск, Владивосток, Вологда и Вологодская область (Череповец), Волгоград, Воронеж, Екатеринбург (зарегистрированы две организации «Церковь Христа на Урале»), Иркутск, Йошкар-Ола, Казань, Киров, Красноярск, Магадан, Москва и Подмосковье (Люберцы), Мурманск, Новосибирск, Омск, Орел, Псков, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Сыктывкар и города Коми (Ухта, Печора, Усинск, Инта, Сосногорск и др.), Тамбов, Тверь, Томск, Хабаровск, Ульяновск, Ярославль и др. Количество адептов «Церкви Христа» в России составляет более 20 000 человек («учеников»).
Доктрина «Церкви Христа» сочетает крайне примитивное, буквалистическое (а, следовательно, и доходчивое) толкование христианства с очень агрессивными методами воздействия на личность, цель которых состоит в подавлении критического чувства и мыслительных способностей человека.
Целью сети является «при жизни одного поколения осуществить евангелизацию всей планеты, возрождение христианства в том виде, в каком оно было в первом веке».
Все члены МЦХ убеждены, что живут по Библии, они утверждают, что именно МЦХ призвана возродить «чистое» христианство — такое, каким оно было во времена апостолов.
[iКульт построен по пирамидальному принципу: у каждого «наставника» есть несколько «учеников», которые, в свою очередь, являются «наставниками» и имеют своих «учеников», и так далее. «Наставник» постоянно контролирует «учеников», принимает от них ежедневные отчеты обо всем, что с ними произошло за день.
«Ученики» ответственны перед «наставником» за каждый свой шаг. Этим достигается контроль каждого адепта культа и поддерживается строгая полувоенная дисциплина. Главная цель всего этого — создать атмосферу, в которой наставник всегда прав, его слово — окончательно, его власть — абсолютна. Тот же принцип соблюден в административном строении ЦХ: Бостонская церковь управляет двадцатью четырьмя столповыми церквами, которые, в свою очередь, основывают свои дочерние церкви в разных местах. В каждом регионе обязательно присутствует гражданин США, который контролирует ситуацию. Все лидеры выше руководителя региона не имеют официальной регистрации. В каждом городе есть ответственный по ЦХ администратор.
Иерархия роста карьеры адепта в Московской Церкви Христа»:
ученик, лидер беседы (привел в культ 2 человек), лидер семейной группы (привел 5 человек), руководитель сектора (15 человек). Для «быстрого роста в вере» необходимо скрупулезно соблюдать шесть приведенных в брошюре правил.
В частности, пункт №4 предписывает: «Делись об изученных уроках с более зрелыми учениками, которые смогут проверить, насколько глубокие убеждения ты берешь из них… С рвением следуй советам изменить что-то в себе».
Характерной особенностью МЦХ является детально проработанная система психологического давления на самих адептов культа и на всех, кто попадает в орбиту их миссионерской деятельности. Это давление носит как личный, так и групповой характер. Используются следующие методы: навязчивость, депривация (лишение) свободного времени, групповое давление, депривация сна, неадекватное питание, индоктринирование комплекса вины.
ЦХ прибегает к классическим методам вербовки, использующимся в большинстве деструктивных культов.
В «Московской Церкви Христа» существуют инструкции по вербовке, причем для каждого адепта определено количество тех, кого нужно «пригласить».
Вот образец листа записи приглашенных, даваемого каждому адепту МЦХ при инструктаже его перед рейдом по привлечению в культ новичков:
«Число, день, год. Центральный сектор Московской церкви Христа. Вам предлагается пригласить следующих людей: милиционер, юноша в джинсах, мужчина с дипломатом, женщина с зеленой сумкой, мужчина в спортивной форме, пожарник, дедушка с тростью, женщина в шляпе, девушка в платье в горошек, мужчина с собакой, солдат, женщина с ребенком, лысый мужчина, бородатый мужчина, продавец книг, музыкант, девушка с зонтом, необычные люди».
Причем необходимо не только отметить факт завязывания разговора с указанным человеком и приглашения его на свои богослужения, но и записать его фамилию, имя и телефон. В МЦХ оценку высшим лидерам давать не разрешается, и они не обязаны отчитываться.
Те, кто покинул МЦХ, для своих прежних лучших друзей как бы «исчезают». Зачастую к ним относятся как к умершим. Даже хуже: умерших часто поминают добрым словом, бывших членов МЦХ- очень редко.
Среди активных сетевых протестантских и квазипротестантских структур также следует выделить: церковь мормонов («Святых последних дней»), чьи представители официально были уличены в сборе разведданных на территории РФ в пользу западных спецслужб, «Церковь единения» Сен Муна, так называемых «Свидетелей Иеговы».
Интересно, что принципы построения сетевых квазипротестантских и протестантских русофобских структур строятся по тому же принципу, что и так называемый «сетевой маркетинг», который сам по себе является идеологической и экономической диверсией против России и ее экономики.
В какой-то мере подобные сетевые секты — форма бизнеса, которая помимо обогащения исключительно ее руководителей, создает предпосылки для глубочайшего вовлечения (экономического привязывания) адептов к секте.
В качестве примера можно выделить обязательные пожертвования и членские взносы, обязательный выкуп литературы с целью ее дальнейшего распространения, необходимость тратить на секту и большую часть своего свободного времени и необходимость привлекать все новых и новых адептов — покупателей сетевого продукта.
Сергей Кирюшатов