Псалом 3 6

Известный праведник и пророк царь Давид был венчан на царствование самим Господом, однако путь к престолу был труден и долог. Давиду пришлось пройти много испытаний и трудностей, в то время он написал немало песен, среди которых и псалом 53. В трудное время только помощь Бога спасала будущего царя.

Текст молитвы псалом 53

На русском языке

В конец, в песнех разума Давиду, внегда приити Зифеем, и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас;

1 Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми.

2 Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.

3 Яко чуждии восташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою.

4 Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей.

5 Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их.

6 Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи,

7 яко благо, яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое.

На церковнославянском языке

К исполнению, по образу гимнов. Учение Асафа. Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «Вот, не Давид ли скрылся у нас?»

1 Боже, именем Твоим спаси меня и силою Твоею суди меня.

2 Боже, услышь молитву мою, вникни в слова уст моих.

3 Ибо чужие восстали на меня, и сильные искали душу мою, и не представили Бога пред собою.

4 Но вот, Бог помогает мне, и Господь – заступник души моей.

5 Обратит Он зло на врагов моих: истиною Твоею истреби их.

6 Я усердно принесу жертву Тебе, прославлю имя Твоё, Господи,

7 ибо оно благо, ибо от всякой скорби Ты избавил меня, и на врагов моих смотрело око моё.

История написания

В молодости Давид был простым пастухом, но Господь венчал его на царствование. Правивший в те времена царь Саул не желал отдавать власть, поэтому пытался убить праведника и посылал разбойников на его поиски. Давид никогда не стремился стать царем и оставался верен Саулу, однако был вынужден бежать в страхе смерти.

Текст псалма 53 посвящен событиям, происходившим в то время. Господь предупредил Давида о надвигающейся опасности, и тот бежал в пустыню Зиф, чтобы скрыться от царя. Зифляне не хотели враждовать с Саулом, который привел целое войско. Они хотели выдать праведника, скрывавшегося в скалистых горах. Когда конец был близок, прискакал гонец, который сообщил царю Саулу о нападении филистимлян. Войско спешно возвращалось, а Давид был спасен благодаря милости Господа.

В минуты отчаяния и уныния, когда поражение казалось неизбежным, Давид не оставлял веры и продолжал молиться Богу. Его искренние просьбы были услышаны Господом, который не оставляет в беде нуждающихся. Псалом 53 – одна из песен Псалтири, посвященных тем страшным минутам, в которых Бог оставался единственной надеждой и спасением.

Для чего читают псалом 53?

Ряд псалмов царя Давида объединены особым молитвенным правилом, их читают в дни скорби. Рекомендуют использовать такие песни частично, выбирать только те слова, которые отражают просьбу верующего и читать их искренне и смиренно. Псалом 53 читают для борьбы с болезнями и трудностями, в отчаянии и унынии. Даже в самые трудные времена нельзя забывать о вере, нужно продолжать обращаться к Господу и просить Его о помощи и помиловании, как делал это царь Давид. Суд Господа справедлив, невиновный никогда не будет страдать, а его обидчики не останутся безнаказанными.

Для прочтения молитвы не обязательно посещать храм, читать псалом 53 на русском языке разрешается дома. Лучше обращаться к Богу перед иконой, чтобы сосредоточиться на своей просьбе. Следует соблюдать обряд таинства и не отвлекаться на посторонние мысли и заботы.

Толкование

В тексте песни повествуется не просто старая история, а вечная борьба и зла, вопрос храбрости и страха. Псалом 53 читают в разных ситуациях, но чтобы молитва была услышана, она должна быть искренней.

Для толкования псалма 53 следует обратиться к отдельным стихам:

  • Подпись к песне несет особый смысл, в этих строках отражено лицемерие зифлян и предательство, которое они совершили, выдав Давида царю Саулу.
  • Стих 1 – в минуты смертельной опасности Давид видел в Господе единственное спасение и защиту, он отдал себя на суд Бога.
  • Стихи 2-3 – отчаянная мольба к Господу о спасении и защите от врагов. Здесь же Давид говорит о том, что его враги отступили от Бога, предали Его и Его законы.
  • Стихи 4-5 – к Давиду возвращается надежда, он не оставил веру и видит, что Господь не отвернулся от него. Бог не опаздывает с помощью, не оставляет праведника в беде.
  • Стихи 6-7 – благодарность Давида Господу за чудесное спасение. Псалмопевец обещает впредь восхвалять Бога и добровольно вверить себя Божьей воле.

Псалом 53

Надписание псалма указывает во-первых, на способ исполнения («на струнных орудиях»), во-вторых, на характер содержания («учение»), представляющего размышление Давида по поводу случившегося с ним, и в-третьих, на повод написания – предательство зифеев. Псалом написан тогда, когда Давид скрывался в пустыне Зиф на одной горе от преследовавшего его Саула. Последнему зифеи, с целью выслужиться пред ним, указали местопребывание Давида, куда и пошел Саул, а Давид принужден был бежать в пустыню Маон, отделявшуюся от войск Саула одним холмом. В это время Давид написал и известный нам Пс.21.

Господи! Спаси меня Твоею силою от врагов, ищущих моей жизни (3–5). Я верю, что Он защитит меня невинного (6–7) и за дарованное спасение я прославлю Его (8–9).

Пс.53:3. Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня.

«Именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди». Преследования Давида Саулом, как известно, были незаслуженны: Саул преследовал Давида за то, что видел в нем честолюбивого и счастливого соперника в искании престола, тогда как Давид таких замыслов не питал, а назначение на престол Еврейского царства получил от Бога. В силу последнего Давид и не предпринимает никаких средств борьбы с Саулом, но предоставляет свою жизнь воле Бога. Молитва Давида к Богу в данном случае имеет следующий смысл: спаси меня, Господи, так как моя гибель, как Твоего избранника, будет унижением Твоего имени, которое велико в глазах людей. «Суди Твоею силою» – прояви Твою силу сейчас, когда опасность велика и положение Твоего избранника кажется безвыходным.

Пс.53:5. ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою.

«Чужие восстали… и сильные ищут души моей». – Поступок зифеев по отношению к Давиду отличался такой ненавистью, которая равняла их с чужими; т. е. с язычниками, врагами евреев; «сильные» – это воины Саула, с которыми он стоял недалеко от Давида. «Душу мою» – мою жизнь; враги стремились погубить Давида. – «Не имеют Бога пред собою». Враги Давида не думали о том, согласно ли с волей Бога такое преследование, право ли оно и заслуженно ли Давидом, а руководились посторонними и корыстными расчетами – желанием выслужиться пред Саулом.

Пс.53:7. Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их.

«Он воздаст за зло врагам». Давид верит, что Господь то зло, которое готовят ему враги, отвратит от него и пошлет его на врагов. – «Истиною Твоею истреби их» – так как Ты, Господи, любишь истину, а пред Тобою я прав, то, как покровитель истины, истреби врагов.

Пс.53:8. Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо,

Пс.53:9. ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.

«Прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо» – буду восхвалять Тебя, конечно, в молитвах и псалмах за ниспосланное мне добро. – «На врагов моих смотрело око мое». Простая помощь была оказана Давиду, так как Саул узнал о нападении на южные пределы своего государства филистимлян, вышел навстречу им и Давид мог не бежать от врагов, а смотреть, как они от него удаляются.

3

Пс.3:1. Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего.

Так гласит надписание, предпоставленное псалму. Ибо псалом говорит о том, что лик пророков терпит гонение от народа еврейского. «Давид», толкуется вожделенный, а таков лик пророков. А посему, как Авессалом замыслил возмущение против отца своего, то есть, Давида; так и иудеи восставали против отцев своих пророков, не приемля Божиих повелений, но противясь им.

Пс.3:2. Господи, что ся умножиша стужающии ми?

Речение «что» употреблено вместо «весьма».

Пс.3:3. Несть спасения ему в Бозе его,

то есть, Бог его не спасет его. Ибо смотрели только на соделанный им грех, не зная покаяния его. А это ясно показывает, что псалом говорится о Давиде. Ибо восставать собственно говорится о тех, которые прежде были в подданстве, а потом предприняли войну.

Пс.3:4. Ты же, Господи, заступник мой еси.

Слова приличные вере пророка, который непоколебимо переносит столько несчастий, и уповает, что не будет оставлен, напротив же того, обретет себе помощь, вознесется и восприимет царство. Ибо это, по толкованию некоторых, значит: «возносяй главу». Посему, слава праведника – Бог, на Которого уповал он; а кому слава – Бог, тот вознесет главу.

Пс.3:5. Гласом моим ко Господу воззвах.

Это изречение учит, что в трудных обстоятельствах должно прибегать не к кому иному, как только к Богу. Сперва поместил молитву, потом, после диапсалмы, благодарение за получение просимого. Теперь же обращает лице к нам, повествует, как молился и был услышан, и говорит: «гласом моиме ко Господу воззвах». Под «гласом» разуметь должно мысленное прошение ума к Богу всяческих. Ибо говорит не о вопиянии, а о молитве изрекаемой умом. Слова же: «услыша мя от горы» – сказаны согласно с общепринятым образом представления. Ибо думали, что Бог обитает в скинии, потому что оттуда даваемы были пророчественные ответы иереям. Или: «от горы святыя» – значит: с неба, каковой смысл имеют и выражения: «во святую гору Твою» (Пс. 14, 1), и: «приближитеся горам вечным» (Мих. 2, 9). Гора Божия святая может означать ту гору, с которой внемлет молящимся Бог, Единородный Божий, и о которой сказано: «будет в последния дни явлена гора Господня» (Ис. 2, 2); потому что этим изречением означается явление Господа в пришествие Его при скончании веков. Или: «от горы святыя», с небеси. И гора Божия святая есть сверхъестественное ведение Бога.

Диапсалмою называется или перемена музыкального лада, или оборот в мысли и силе слова.

Пс.3:6. Аз уснух и спах.

Говорит о сне ума, от которого впал и в грех. А сказанное: «востах», значит: сподобившись Божия пременения, стал я лучше от постигших меня зол.

Пс.3:8. Яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе.

Порази, сокруши, или поразишь. Молит Бога о скорейшем возстании или отмщении врагам. «Всуе» имеет врагов, кто не подает повода к ненависти. Зубами же грешников называет или крепость согрешающих против него, или злословие их и хулы. Или зубы грешников суть неразумные помыслы, неестественно в нас появляющиеся; потому что помыслами как зубами пользуясь, противники нередко приближаются к нам, чтобы поядать плоти наши, то есть, порождаемое плотию. Ибо «явлена … суть дела плотская», говорит божественный Апостол (Гал. 5, 19). Говорит же Псалмопевец о зубах в переносном смысле, взяв образ с зверей, у которых крепость состоит наипаче в зубах, так что по сокрушении зубов делаются они неопасными. Ибо и убийцы и кровопийцы хуже самых кровожадных зверей, или им уподобляются.

Пс.3:9. Господне есть спасение.

«Спаси мя, Господи», – говорит Давид (Пс.3:8). Но умоляю, чтобы простерлось это и на весь народ. Должно же знать, что и весь псалом можно относить к человеческому роду, согрешившему и за это самое преданному мысленным врагам, но воззвавшему в скорби и услышанному Богом и спасенному воскресением Его из мертвых и поражением враждующих нам демонов. Ибо Он есть «членовныя львов» сокрушивший Господь (Пс. 57, 7); Он, или от Него, есть спасение. Не возлагаю надежды на человека, говорит Давид, но от Тебя ожидаем спасения и я, и народ Твой, вместе со мною боримый врагами.

В жизни царя Давида было много тяжелых испытаний и горя, но предательство родного сына стало самым мучительным временем для Давида. Именно в те минуты отчаяния и уныния он написал текст псалма 3, в котором возлагает надежды на спасение и избавления на Господа.

Текст молитвы псалом 3

Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего

1 Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя,

2 мнози глаголют души моей: несть спасения eму в Бозе eго.

3 Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою.

4 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.

5 Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя.

6 Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя.

7 Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси.

8 Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.

1 Господи, почему умножились теснящие меня?

2 Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его.

3 Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь главу мою.

4 Гласом моим я ко Господу воззвал, и Он услышал меня со святой горы Своей.

5 Я уснул и спал; пробудился, ибо Господь защитит меня.

6 Не убоюсь множеств людей, кругом нападающих на меня.

7 Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой, ибо Ты поразил всех враждующих против меня тщетно, зубы грешников Ты сокрушил.

8 От Господа спасение и к народу Твоему – благословение Твоё.

Трудности встречаются в жизни каждого, но жизнь царя Давида за 1000 лет до Рождества Христова была полна смертельно опасных испытаний. Родного сына царя Авессалома переманили на свою сторону предатели и враги. Этот удар был для Давида неожиданным, подкосил и без того больного царя. Ему пришлось бежать из города с небольшим количество верных людей, в то время как сын, заручившись поддержкой большей части войска, преследовал царя. В подписи к тексту псалма 3 указано, что именно об этом периоде жизни и писал Давид.

Молитва пропитана тоской и унынием, страхом за жизнь и искренней надеждой в поддержку и защиту Господа. Третий псалом относится и к псалмам-плачам, и к хвалебным песням. Если вначале описываются страдания Давида, то к концу молитва преображается, наполняется силой и твердой верой в силу Господа, в светлое будущее, которое обреет праведник.

Когда читать псалом 3?

Текст песни входит в состав Шестопсалмия, которое используется в православных вечерних службах. Разрешается читать псалом 3 на русском языке дома, но желательно вечером и в полумраке, например, при зажженных свечах перед иконами. Приглушенный свет здесь играет свою роль, олицетворяет смятение человека, оказавшегося на перепутье, молитвой он взывает к Господу, который дарует ему свет – путь к спасению.

История, которая описывается в тексте песни, приведена во второй книге Царств, в главе 12. Псалом 3 отличается эмоционально насыщенным изложением, которое не просто повествует о событиях прошлого, но и описывает чувства царя Давида, силу его веры и преданности Богу.

Песни Псалтири состоят из стихов, разбор которых открывает общее толкование псалма 3:

  • Стих 1-3 – царь Давид говорит о своих горестях и врагах. Он был предан близкими людьми, большинство ополчилось на него, но он не оставлял веру, которую не все хотели признавать. Люди забыли о Боге, а потому перестали верить в то, что Давид Господом избран на царствование. И всё же царь не оставлял надежды и искал защиты только у Бога.
  • Стих 4-5 – просьбы и молитвы Давида были услышаны, Господь защищал и оберегал его беспрестанно. Печаль и скорбь лишали сил, но Бог был помощником, а вера — источником силы даже в трудные времена.
  • Стих 6 – дух Давида окреп, царь обрел уверенность в будущем, которую принесла ему надежда. Уповая на Господа, Давид перестал бояться врагов и расправы, здесь понимаются не только конкретные люди, но и все преграды, даже внутренняя борьба, которые встают на пути праведного.
  • Стих 7-8 – автор признает и восхваляет силу Господа. Давид возлагает надежду на свое спасение Богу, так как Он защищает весь свой народ, каждого верующего.

Толкование псалма 3 открывает главную мысль песни – даже в скорби и отчаянии нужно верить и надеяться в Господа, так как в нём единственное спасение человека.

В трудные минуты человек обращается к Господу с мольбой и просьбами, так как не видит других источников спасения. Бог всегда слышит обращения верующих и не оставляет их в беде. Псалом 101 словно крик души взывает к Господу, наполненная страданиями и отчаянием молитва обращена к единственному Спасителю и Защитнику.

Текст молитвы псалом 101

Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое

1 Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет.

2 Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя.

3 Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася.

4 Уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой.

5 От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей.

6 Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи.

7 Бдех и бых яко птица особящаяся на зде.

8 Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся.

9 Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях.

10 От лица гнева Твоего и ярости Твоея: яко вознес низвергл мя еси.

11 Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох.

12 Ты же, Господи, во век пребываеши, и память Твоя в род и род.

13 Ты воскрес ущедриши Сиона, яко время ущедрити eго, яко прииде время.

14 Яко благоволиша раби Твои камение eго, и персть eго ущедрят.

15 И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея.

16 Яко созиждет Господь Сиона, и явится во славе Своей.

17 Призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их.

18 Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа.

19 Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с Небесе на землю призре,

20 услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных,

21 возвестити в Сионе Имя Господне, и хвалу Его во Иерусалиме.

22 Внегда собратися людем вкупе, и царем, еже работати Господеви.

23 Отвеща eму на пути крепости eго: умаление дней моих возвести ми.

24 Не возведи мене в преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя.

25 В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса.

26 Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я и изменятся.

27 Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют.

28 Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится.

Молитва нищего, когда он унывает и изливает пред Господом моление своё.

1 Господи, услышь молитву мою, и вопль мой к Тебе да придёт.

2 Не отврати лица Твоего от меня, в день, когда я скорблю, склони ко мне ухо Твоё, в день, когда призову Тебя, скоро услышь меня.

3 Ибо исчезли как дым дни мои, и кости мои, как хворост, высохли.

4 Я был подсечён, как трава, и иссохло сердце моё, так что забыл я съесть хлеб мой.

5 От гласа стенания моего пристали кости мои к плоти моей.

6 Я уподобился пеликану в пустыне, я стал как филин на развалинах.

7 Не спал и стал как птичка, сидящая одиноко на кровле.

8 Весь день поносили меня враги мои, и хвалящие меня мною клялись.

9 Ибо пепел, как хлеб, я ел, и питьё моё слезами растворял

10 от гнева Твоего и ярости Твоей, ибо, подняв, Ты низверг меня.

11 Дни мои склонились как тень, и, как трава, я иссох.

12 Но Ты, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе – в род и род.

13 Ты, восстав, смилуешься над Сионом, ибо время помиловать его, ибо пришло время,

14 ибо возлюбили рабы Твои камни его и о прахе его жалеют.

15 И убоятся народы имени Господня и все цари земные – славы Твоей,

16 ибо построит Господь Сион и явится во славе Своей.

17 Он призрел на молитву смиренных и не пренебрёг молением их.

18 Да напишут это для рода иного, и народ созидаемый восхвалит Господа,

19 ибо склонился Он с высоты святой Своей, Господь с небес на землю призрел,

20 чтобы услышать стенания узников, освободить сыновей умерщвлённых,

21 возвестить на Сионе имя Господне и хвалу Ему в Иерусалиме,

22 когда соберутся народы вместе, и цари – для служения Господу.

23 Обратился он к Нему на пути, в дни крепости своей: «О немногих днях моих возвести мне;

24 не похить меня на половине дней моих: в роде родов – годы Твои».

25 В начале Ты, Господи, землю основал, и дело рук Твоих – небеса;

26 они погибнут, а Ты пребудешь, и все, как одежда, обветшают, и, как одеяние, Ты свернёшь их, и изменятся.

27 Но Ты – тот же, и годы Твои не кончатся.

28 Сыны рабов Твоих найдут приют, и семя их навек устроится.

Точной информации об авторстве псалма 101 нет, мнения специалистов разделились на два лагеря. Анализ других текстов Священного Писания и песен Псалтири показал противоречивые результаты. Одни склоняются к тому, что песнь была написана царем Давидом в период восстания его родного сына Авессалома, который не только склонил на свою сторону многих придворных, но и преследовал отца. Предательство сына стало страшным ударом для Давида, от него отвернулись многие вельможи, даже армия подчинилась Авессалому, желавшего свергнуть отца. Одинокий, преданный, вынужденный прятаться Давид был разбит и сломлен, он молил Господа о помощи и защите, не находя спасения ни в чем другом.

Другая часть теологов полагает, что текст псалма 101 относится к событиям вавилонского пленения евреев. Авторство песни они приписывают пророкам Даниилу или Неемии, но даже здесь нет точности.

Когда читать псалом 101?

Для лучшего понимания дома разрешается читать псалом 101 на русском языке, во время церковных служб песни исполняются в старославянском варианте. Обращаться к тексту следует в следующих ситуациях:

  • в трудное время, когда одолевает отчаяние и уныние;
  • при потере желания жить, разочаровании в жизни;
  • когда нет уверенности в будущем и надежды в лучшее;
  • при бедах и трудностях, когда кажется, что нет решения проблемы.

Читать псалом 101 рекомендуется перед иконами, можно зажечь свечу или лампаду. Важно понимать, что эта молитва состоит не из жалости к себе и утешений, а мольбы о помощи и раскаянии.

Толкование псалма 101

Для разбора песни, толкования псалма 101, следует обратиться к каждому стиху по отдельности.

В первых стихах описывается прискорбное положение автора, при этом не следует забывать и о подписи к тексту псалма 101, из которого становится ясно, что трудности в жизни бывают у всех, и у царя, и у пастуха. Бедствия и несчастья, описанные в этих строках, показывают отчаянное положение псалмопевца, его уныние и бессилие перед лицом врага. Автор говорит о себе, как о чем-то высохшем и обгоревшем, что от нечаянного касания или дуновения ветра может обратиться прахом. Так же следует сравнение с пеликаном, обитателем полноводных мест, оказавшимся в пустыне. Эти строки подходят как к истории еврейского народа, оторванного от дома и лишенного будущего, так и к жизнеописанию царя Давида, покинутого всеми и преследуемого сыном.

Истинное раскаяние прослеживается в стихах, автор признает свою вину перед Господом и Его всемогущество. И всё же не утихает мольба о прощении, о милости Божьей, которая является единственным спасением, как для человека, так и целого народа.

В стихах 17-24 псалма 101 у автора появляется надежда и уверенность в будущем. Говорится о том, что Господь услышит молитвы, освободит от бед и проклятий верующих и покарает грешных за их преступления. В последних стихах воздается хвала Господу, как Создателю и Защитнику. Бог вечен, поэтому только в нём найдут спасение и утешение праведные.

Читаем Псалтирь. Псалом 3

Аудио

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.
– Сегодня мы продолжаем разговор о Псалтири – книге, которая в свое время была чрезвычайно популярна в России. Как говорит отец Алексий, тогда, пожалуй, не было ни одного православного верующего человека, который бы не знал Псалтирь наизусть. Как же наши предки умудрялись запомнить всю Псалтирь наизусть?

– Это было излюбленное чтение. Была сосредоточенная, углубленная жизнь в молитве, и не было таких внешних отвлекающих моментов, которые есть сегодня. Сегодня, к сожалению, человек не может сосредоточиться внутри себя. Это одна из задач врага рода человеческого – таким образом похитить человека. Потому что самое главное в нашей жизни – мы должны знать себя. Святые отцы так и говорили: познай себя – и хватит с тебя. А мы не можем не только познать себя, но даже внутренне не можем сосредоточиться на молитве. Мы рассеянны, мы всегда живем каким-то другим миром: миром мыльных сериалов, каких-то историй, рассказов, концертов, ток-шоу. Мы переживаем за других, но не за свою душу. Новости (от криминальных до политических) будоражат внутреннее состояние человека. Постоянно работает телевизор, радио. Поэтому человек, к сожалению, сейчас полностью рассеян и становится легкой добычей врага рода человеческого – у него много интересов, разных развлечений в жизни.

А человек того времени не имел фактора, отвлекающего его от Бога и от внутреннего созерцания. Он имел перед собой саму природу, этот замечательный, красивый мир, который также открывал ему Бога. Человек был глубоко верующим, сосредоточенным, и сам внешний мир, сама природа (девственная, естественная, натуральная), которая его окружала, помогала и способствовала тому, чтобы он сосредоточенно обращался к Богу. Почему люди уходили в тишину на природу? Потому что сама природа помогала общаться с Богом.

И, конечно, люди были внимательны, прислушивались к каждому слову Псалтири, и если не могли объяснить смысл словами, то сердцем они уясняли Псалтирь очень глубоко, придавая значение каждому слову, каждому акценту, каждой мысли. Они видели не только буквальный смысл, но и таинственный; понимали, что пророк хотел сказать что-то очень важное, глубокое, что открывало человеку не только тайну человеческих отношений, искушений, испытаний, но и Самого Господа, Который пришел в этот мир, Которого человечество ждало и о Котором говорил псалмопевец Давид.

Вся эта глубина способствовала изучению Псалтири и открытию для себя некоей внутренней тайны Божественного Промысла, Божественного замысла и тайны домостроительства Божьего. Поэтому каждое слово Псалтири легко ложилось на сердце и усваивалось не рассеянным, а сосредоточенным умом. Поэтому Псалтирь легко запоминалась, и те, кто стремился к этому, знали Псалтирь наизусть.

Были и соответствующие требования: во многие монастыри было невозможно поступить, если человек не знал Псалтирь наизусть. Чем тогда ты будешь заниматься? Даже не каждый умеющий читать знал Псалтирь наизусть. Вот как любима была Псалтирь и как легко она усваивалась народом!

А многие в настоящее время не понимают Псалтирь лишь только потому, что она требует внутреннего напряжения, внутренней сосредоточенности, тишины. Если нет тишины, тяжело молиться, тяжело размышлять, тяжело рассуждать, усваивать саму Псалтирь. А у нас везде шум, если не вызывающий, то отвлекающий. Действительно, невозможно человеку выдавать мудрость, если он не имеет сосредоточенности. Столько шумов, столько отвлечений, столько различных наушников и плееров – все это для того, чтобы увести человека от того, чтобы он мог остановиться, послушать себя и сделать мудрые шаги и поступки.

Задача Псалтири – противостоять всему этому. И любовь к Псалтири – это как раз показатель того, что человек отошел от этого шума, от этой отвлеченности и приступил к самому главному делу своей жизни – к богомыслию. Тот, кто любит читать Псалтирь, если не вступил в богомыслие, то стоит на пороге к богомыслию.

– Прекрасные слова, батюшка.

– Сегодня у нас третий псалом замечательной Давидовой Псалтири. Мы говорили о том, что первые псалмы больше всего посвящены внутренним переживаниям Давида, которые были очень сильные. Мы знаем, что Давид согрешил, и грех вошел в его семью через великие переживания, трудности, с которыми он столкнулся в своем доме через грех своего сына Авессалома. Конечно, Давид очень сильно переживал; он не мог понять, почему именно близкие восстали на него.

Третий псалом начинается такими словами: Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя. Понятно, что когда восстает враг внешний, он всегда желает некоей боли, пораженности человека. Соперники во внешней жизни (например, политической) никогда не желают добра своему сопернику, а желают поражения. Соперник не относится к сопернику с радостью, доброжелательно. Это мы видим в современном мире, в современной политике, когда между странами есть дипломатия, но нет любви; есть толерантность, но нет подлинного, настоящего христианского отношения. Почему, например, Церковь выступает против толерантности? Почему мы ее не принимаем? Потому, что толерантность подразумевает некую терпимость, то есть я человека терплю, но при этом ненавижу. И эта терпимость – это некое внешнее сдерживание, но не внутреннее изменение самого человека.

– Такая внутренняя ложь.

– Да, самообман. И при каких-то удачных обстоятельствах эта ненависть, которую человек в себе сдерживает, прорывается – она не может постоянно сидеть внутри и не выйти наружу. Почему? Потому, что всякий нарыв выходит наружу. И мы видим, как эта толерантность, которая проповедуется, или дипломатия, которая есть между странами и государствами, прорывается иногда через некое соперничество. Соперничество, когда кто-то побеждает, показывает, насколько люди ненавидят друг друга. И сразу пропадает толерантность, когда нужно кого-то уязвить, уколоть и показать свое превосходство. Об этом псалмопевец Давид и говорит.

Он говорит: «Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя». Мы понимаем, что «стужающие» – это те, кто желает ему зла. А кто это? Восстали на него именно его подданные, те, ради которых он живет, проявляя великую заботу о них. Это современное понимание власти другое, а раньше власть всегда заботилась о своем народе, всегда делала то, чтобы укрепить свой дом. Потому что царь – это пророк, это хозяин земли, а все его подданные – его дети. И в этом государстве (или царстве) все делалось для того, чтобы его укрепить, сделать своих подданных более счастливыми, богатыми, удовлетворенными. То есть царь всегда жил не ради себя, потому что никогда не был временщиком, он был постоянным и готовил свой дом для передачи своему сыну.

Каждый из нас знает, что мы делаем для своих детей. Мы всё делаем для них, стараемся, чтобы они имели полноту в этой жизни, чтобы у них был полный достаток, хотим им что-то оставить после своей смерти, чтобы они не испытывали хотя бы первоначальных трудностей. Таким же было отношение царя: как хозяина.

Только демократия дает неких временщиков, которые приходят на время (их нанимают на работу), и, естественно, это время они используют ради собственной выгоды, чтобы впоследствии у них все было так, как они хотели бы жить. Хоть эта власть и дается им временно, часто они пытаются ее узурпировать, чтобы она была постоянной. И редко кто рассматривает власть как некую возможность принести благо своему народу и собственной стране. Хотя и в наше время среди таких людей встречаются любящие свое Отечество, свой народ и имеющие некие патриотические чувства.

Поэтому Давид и говорит: «Это мой дом, я забочусь о вас – почему же вы восстаете на меня?» Почему многие восстали, пошли за Авессаломом, а Давида оставили и предали? И сам сын его предал, восстал против него, что неестественно. Потому, что Давид ему желал блага, он простил его грех. С таким порывом Давид обращается к Богу и говорит: Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его.

Зная такую набожность псалмопевца Давида, его сильную религиозность, молитвенное горение, многие говорят: «Если он находится в таком состоянии, значит, Господь оставил его, не хочет больше его покрывать»? А другие даже доходили до того, что начали говорить: «Если он в таком состоянии, значит, нет Бога, в Которого он верит».

Такое очень часто бывает и в нашей жизни. Когда верующие находятся в каких-то трудностях, испытаниях или гонениях, им говорят: «Где Бог ваш?» Об этом говорили и Христу: «Ты говоришь, что Ты Царь, тогда сойди с Креста, и мы уверуем в Тебя».

Люди подходят к этому с человеческой меркой, забывая о том, что в каждом случае нашей жизни есть еще и некая духовная составляющая, есть Божественная десница, которая воспитывает тебя в терпении, смирении, во внутреннем изменении. Дальше мы будем говорить о том, что скажет на все это сам псалмопевец Давид. А он будет раскрывать некую духовную глубину и богатство именно такого состояния, когда на тебя восстали близкие, когда ты находишься в таких затруднительных обстоятельствах, которые могут тебя ввергнуть в отчаяние и уныние. Но ты не отчаиваешься, не унываешь, потому что с тобой Бог, ты чувствуешь десницу Божию.

Здесь он говорит: «мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его». То есть и Господь оставил, а другие даже смеются: «Где твой Бог, Который должен тебе помогать, Которому ты так молишься и так кланяешься?» И Господь здесь испытывает, насколько же человек остается верен Ему в трудностях и испытаниях.

В радости, когда полный дом, есть полный достаток, легко быть с Богом. Хотя некоторые умудряются забывать о Боге и уйти от Него, говорят: «Это я такой успешный, такой умный, это я создал целую империю». Но мы видим, как все это изменяется в нашей жизни. Псалмопевец здесь проявляет некую стойкость.

В то же время мы говорим о том, что Псалтирь имеет не только земные и буквальные смыслы, но есть в ней и таинственный, духовный смысл. Святые отцы обращают внимание на то, что кроме всего прочего на нас еще восстает враг рода человеческого через помыслы, внутренние переживания, через поиск правильного пути в такой ситуации. Поэтому не нужно забывать, что псалмопевец говорит о том, что и враг рода человеческого восстает на тебя либо через помыслы, либо через людей. И тогда нужно духовно противостоять этим испытаниям и искушениям.

Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Здесь псалмопевец Давид, невзирая на испытания и искушения, прямо обращается к Богу. Он говорит: «Невзирая на все это, я понимаю и осознаю, что заступление мое – только в Боге моем, и я не отступлюсь от Бога даже в таких обстоятельствах, но буду взывать к Нему гласом моим, и Господь услышит меня и вознесет главу мою». То есть Господь защитит его в этих трудных обстояниях. Как защитит и любого человека, который в этих обстоятельствах не поддастся никаким бесовским страхованиям, а будет молиться Богу. И тогда Господь поразит врага рода человеческого, который восстает на человека либо через какие-то мысли, либо через смущения, либо через видимых врагов, желающих тебе злого.

Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Псалмопевец Давид говорит о том, что он из глубины души взывает к Богу. Здесь очень важно понимание того, что молитва не должна быть поверхностной, она должна быть очень сильной, крепкой; она не может быть связана с какими-то большими славословиями, она не заключается в продолжительности, в количестве молитвенного правила. Некоторые думают, что чем больше будут говорить слов Богу, тем быстрее достигнут результата.

Псалмопевец как раз говорит о том, что голос должен исходить из глубины сердца, как будто ты не только языком говоришь слова, но всем своим существом, и сердце вторит словам, которые произносят уста. Господь слышит человека, когда молитва внутренняя, сердечная, сильная; каждое слово должно проходить через сердце, только тогда оно будет доходить до Бога. И услышит Господь от горы святые Своея. Здесь говорится о горе Сион, которая являлась символом присутствия Бога на земле, самым святым, видимым местом пребывания Бога. Мы можем говорить о том, что Господь пребывает на всяком месте, но сугубо Господь пребывает в Церкви. Если псалмопевец Давид указывает на определенное место пребывания Бога на земле, то для нас Сионом, святой горой, является каждый храм, в котором совершается Евхаристия и молитва. И если Господь сугубо слышит человека, то слышит на молитве, которая совершается в храме Божием.

Вне Церкви нет спасения. Святые отцы так и говорят: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». Многие сейчас говорят: «Я верю в душе, я могу помолиться везде». Но когда мы так молимся, Господь нас не слышит. Надо и веровать правильно, и молиться там, где есть особые силы и присутствие Божие. А это присутствие Божие есть в храме Господнем. «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них», – говорит Господь.

Если говорить о горе как о месте, то это некая высота: гора возвышается над землей. Когда мы хотим видеть высокого человека, ему предоставляется некий постамент, указывающий на его особое положение. Так и Господь восходил на возвышенное место. Так и архиереи становятся на специальном месте, которое называется кафедра – это возвышенное место, которое ставится посредине храма. И, естественно, если мы говорим о святой горе, то можем говорить и о небе, потому что это именно та высота, где пребывает Бог; небо является Престолом Самого Бога.

Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. В этих словах глубочайший двойной смысл. Один смысл – земное состояние, в котором находится человек и в котором находился псалмопевец Давид. Он, конечно, находился в тяжелейшем состоянии: аз уснух, и спах. Из этого тяжелого состояния никто не может вывести. И только когда он восстал, Господь защитил его. Святые отцы говорят, что это состояние пророк не принимает на самого себя, но говорит именно о будущем воскресении. Почему мы и говорим, что Псалтирь очень много говорит о воскресении Господа, в ней очень много мест о Христе, мессианских мест. Это место как раз мессианское. Здесь, конечно, говорится о воскресении, о Самом Господе, о Его крестных страданиях, что Он уснул, спал, восстал.

Так и Давида Господь спасет. Он говорит о своем будущем, что придет время, когда Господь воскресит и его, и все мы восстанем от того сна, в котором находимся. В то же время здесь имеется в виду духовный сон нашей земной жизни, потому что все мы пребываем в жизни как во сне.

Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Давид говорит именно о том состоянии, в котором находится: многие люди оставили Давида, изменили ему. Кто окрест нападает на человека со всех сторон: и спереди, и сзади, и по бокам; везде искушает? Конечно, это враг рода человеческого. Здесь святые отцы говорят, что если человек живет с Богом, то он не убоится людей «окрест нападающих»; и не только людей, но и врага рода человеческого.

И дальше опять идет сильнейшее мессианское место, в котором псалмопевец Давид еще за несколько тысячелетий до Пришествия Христа восклицает: Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси.

– Многие часто спрашивают, что означает «зубы грешников сокрушил еси». Почему такое четкое указание на зубы?

– В толкованиях говорится, что сокрушить зубы у животных – значит, убрать их силу. Потому что у животного сила в зубах; когтями он не может побороть человека или любого своего врага, а победить или причинить боль может только за счет зубов. Когда нет зубов, то нет и силы. Господь сокрушит зубы грешников – это такое аллегорическое сравнение: не будет у них силы, Он уберет у них ту силу, на которую они опирались.

Когда мы говорили такое толкование бабушкам, они отвечали: «Батюшка, сейчас не страшно сокрушить зубы грешников – вставят новые и дальше пойдут». А раньше было тяжело, потому что человек ничего не мог поесть. Человек, у которого нет зубов, ест протертую пищу, в которой уже нет того вкуса, или одну кашу. Действительно, когда ты не имеешь зубов, то не имеешь ни вида, ни доброты, не имеешь красоты и радости жизни в земном понимании. То есть Господь, поразив врага, забирает у него силу.

– То есть это все-таки метафора, аллегория, и не надо понимать это в прямом смысле.

– Конечно.

Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Господь дает спасение людям верующим, дает благословение в их земной жизни. И этими словами псалмопевец Давид заканчивает третий псалом. Он говорит: если вы хотите иметь благословение Божие, счастье, достаток, спокойствие в своей жизни, то должны быть Божиими людьми, всегда уповать на Господа, невзирая на то, что жизнь может преподносить разные испытания, разные искушения. Господь даст возможность Своею благодатью преодолеть эти трудности, а затем даст такое благословение, что в достатке почувствуешь благодать, мир, тишину этой жизни и отголосок Царствия Небесного еще здесь, на земле, а потом и в вечности приобщишься к нему.

Ведущая Любовь Акелина

Записала Елена Кузоро