Птицы в православии

Птицы как древние символы — что они означают?

Птицы — древний символ непреходящего, души, духа, божественного проявления, духов воздуха, духов мертвых, восхождения на Небо, возможности общаться с богами или входить в высшее состояние сознания, мысли, воображения.

Птицы как древний символ

Большие птицы как древний символ часто идентифицируются с солярными божествами, богами грома и ветра, а их языки рассматриваются как молнии.

Птицы являются частью символизма дерева: сила божества нисходит в дерево или на его символ — ствол.

Две птицы на дереве (иногда одна из них темная, а другая светлая) олицетворяют дуализм, тьму и свет, проявленное и неявленное, два полушария.

Птицы часто появляются на ветвях Древа Жизни со змеей у его основания; это сочетание символизирует союз воздуха и огня.

Птица и змея в конфликте олицетворяют солярные и хтонические силы, находящиеся в состоянии войны.

Легендарные птицы как древний символ часто олицетворяют небесные области и силы, противостоящие хтонической змее.

Часто птицы сопровождают героя в его подвигах или в поражении дракона, тайком подавая ему совет («маленькая птичка мне сказала»), и герой понимает язык птиц.

Эта способность предполагает сообщение с Небом или помощь небесных сил, таких как ангелы. Птица на столбе — единение духа и материи, или символ бога солнца. Стаи птиц являются магическими или сверхъестественными силами, связанными с богами и героями.

В христианстве птицы — крылатые души, все духовное, души в Раю. Младенец Христос часто изображается держащим в руках птицу. На Мировом Древе или Древе Жизни место птиц на его вершине.

В качестве птицы Мирового Древа в каждой конкретной традиции обычно выступает наиболее царственная птица — чаще всего орел, иногда обозначаемый как гром-птица, реже некий обобщенный образ большой («главной») птицы, в отдельных случаях с фантастическими чертами.

Птица как древний символ на Мировом Древе обозначает верх и в этом смысле противопоставлена животным классификаторам низа — хтоническим животным, прежде всего змее.

Многие мифологические и сказочные тексты, а также произведения изобразительного искусства изображают поединок птицы (орла) и змеи, в котором птица выступает как пернатый помощник бога (чаще бога грома) либо непосредственно противостоит змее.

Мотив подобного поединка нередко сохраняет еледы поединка бога и его противника, тем более, что птица вершины Мирового Древа в разных традициях соотносится с громовержцем:

Зевсом, Юпитером, Индрой, Перкунасом и др., но в реконструкции также увязывается с образом Мирового Древа.

Мистическое значение Птиц

В разных источниках, как уже говорилось, встречается образ двух птиц, сидящих на вершине или верхних ветвях Мирового Древа справа и слева от вертикали ствола.

В этих случаях вся схема (то есть Мировое Древо) может быть понята как род космологической модели. Вместе с тем в ритуальном плане эта пара птиц как древний символ воплощает собой идею плодородия, благополучия, богатства.

Птицы выступают здесь как своего рода стражи богатства и гаранты правильности совершения ритуала.

Трансформацией образа птицы на Мировом Древе является и сказочный мотив: в награду за спасение птенцов в гнезде на дереве (дубе) от Змея Орел, Ворон Воронович, Ноготь-птица и т. п. выносят героя из подземного царства, где он добыл живую воду, на землю.

Герой русских былин Вольга, охотясь на лебедей и уток, превращается в сокола.

Сказочные девицы после купания обращаются в лебедиц, утиц или голубок (иногда это связано с утратой своей одежды и облачением в птичью). В птиц (сов, сорок и т. п.) могут обращаться и ведьмы, колдуны, злые духи.

Понимание птичьего языка в мифологии и фольклоре приписывается обычно персонажам, которые особенно близки к природе, часто обладают магической властью над нею.

Птице отведена значительная роль в ритуалах. В восточнославянской традиции характерна связь птиц с вырием, заморской райской страной; поэтому производилось выпускание птиц на волю, печенье ритуальных «птиц» из теста («жаворонки») и т. п.

Что означают крылья и перья птиц

Крылья

Крылья как древний символ имеют солнечную символику и означают божество, духовную природу, подвижную, защищающую и всеохватную силу божества, способность выйти за пределы земного мира, не испытывать усталости, вездесущесть, воздух, ветер, мгновенное начало движения, полет времени, полет мысли, силу воли, разум, свободу, победу, быстроту.

Крылья-атрибуты быстро перемещающихся богов-посланников и означают способности к сношениям между людьми и богами.

Распростертые крылья — божественная защита или небесная пелена, предохраняющая от яростного жара солнца. «Тень крыльев» означает божественную защиту и доверие.

Оперенное солнце или диск — это древние символы неустанного путешествия солнца по небосводу, торжества света над тьмой, сошедшей с Небес силы, божества.

Крылатые божества — боги солнца или боги Эмпиреев, но есть и крылатые силы зла, и крылатые демоны. Шапочка, сандалии и кадуцей с крылышками указывают на посланца богов.

Крылатый конь — это солнечный символ, на нем ездят герои, либо это Космический Конь.

В христианстве ангелы крылаты как божественные посланники или как носители божественных качеств. Дьявола часто изображают с крыльями летучей мыши.

Перо

Означает истину, которая должна подняться; легкость, сухость, Небеса, высоту, скорость, простор, бегство в другие области мира, душу, элемент ветра и воздуха, противопоставленный принципу влажности.

Носить перья или оперенные прически — значит принять на себя силу птицы. Это позволяет носителю соприкоснуться со знанием птиц («маленькая птичка мне сказала»), с их знанием и магической силой.

Два пера символизируют свет и воздух, два полюса, воскресение.

Белое перо как древний символ символизирует облака, морскую пену и трусость, поскольку белое перо или перья в хвосте боевого петуха считались знаком плохой породы и, следовательно, некоторой робости.

Оперенная корона олицетворяет лучи солнца. В христианстве перо означает созерцание и веру.

Статьи журнала starfate » Приметы » Птицы как древние символы — что они означают?

Птицы – символы Китая

Когда мы смотрим на прекрасные работы китайских мастеров древнего и современного искусства, мы часто видим лишь внешний уровень и получаем эстетическое удовольствие. Но ведь в этих произведениях есть и скрытый, символический смысл, который может «считывать» лишь китаец, знакомый со знаковой системой и культурными традициями своей страны.

Навигация по статье

Китайские символы птиц – значение в искусстве и культуре

Тотемы птиц выделены в особую знаковую группу, одну из пяти – подробнее об этом читайте в статье «Символика Китая – животные тотемы в культуре и искусстве».

Феникс

В древности изображение феникса лишь отдаленно напоминало птицу, однако со временем образ осовременили и феникс приобрел традиционный (для нас, некитайцев) образ.

При этом, в отличии от известного нам легендарного феникса, который сгорает и воскресает, у китайского аналога нет непосредственной связи с качествами перерождения и бессмертия. Китайцы практичны и иерархичны по земному – символ феникса они связывают с императорским правлением, с качествами справедливости и верности.

Если на картине кроме Феникса присутствует ещё и Дракон, то это пара олицетворяет Императрицу и Императора.

Образ феникса в сопровождении маленьких птиц, на дереве, которое называется «китайский зонтик» – это мирное существование и доброе «летнее» правление.

Петух

Любимое и заслужившее славу существо в Китае, ведь он усердно работает – уничтожает насекомых-вредителей. Китайцы почитают петушков, и в отличии от кур их на мясо не пускают. Характер петушиного тотема описывается так: жестокий, мудрый, смелый, доброжелательный и лояльный.

Фигурки красных петушков устанавливали на крышах домов, они должны были приносить благоприятные энергии и счастье, отводить от дома пожары и демонов.

Петушок кукарекающий – позитивный образ, символизирует достижение. Петушиный гребешок – пожелание человеку получить назначение на пост чиновника, что было мечтой в старые времена.

Курица в Китае почтением не пользуется, если переводить на знакомые нам образы, то это аналог «синицы в руке», а также жаргонное название женщин «легкого поведения».

Журавль

Эта птица, полная изящества – довольно частый гость в китайском искусстве, при этом нужно знать, что журавль и аист имеют одинаковое название и символику. Если вы спросите у любого китайца – какая птица символ мудрости и долголетия? То услышите в ответ – конечно, журавль. Также в его образе обычно заключено такое послание, как пожелание мира и гармонии.

На одежде некоторых высших императорских чиновников были вышиты журавли как символ движения по иерархической лестнице и желание возвышения.

В символической системе конфуцианства, существует пять отношений, которые представляются пятью птицами: фениксом, журавлем, уткой, цаплей и трясогуской. В данной смысловой позиции, журавль означает ключевое отношение сына к отцу.

Традиционные пары или ситуации, в которых участвует журавль, это:

  • вместе с черепахой – долголетие;
  • с оленем – богатство и долголетие;
  • образ пары журавлей будет означать пожелание долгой и мирной семейной жизни, если они еще и находятся среди сосен – то символика эта усилена, пожелание звучит как: «состариться вместе, как будто весной»;
  • среди облаков летящий журавль – благородство;
  • два журавля, летящие в сторону Солнца – символизируют амбиции.

Также символ журавля может сопровождать королеву-мать Запада.

«Мальчик белого журавля» – мифологический посланник богов, которые помогали героям той или иной легенды.

Если фигура журавля участвовала в похоронной процессии, это означало пожелание Душе умершего восхождения в рай.

Ворон

В Китае ворона – достаточно позитивный образ. Исключением является примета: слышать её карканье при переговорах о сделке – плохое предзнаменование.

Трехногий ворон по легендам является солнечным символом, более того, сначала воронов было десять и они создавали так много огня и тепла, что божественный стрелок – лучник Хоуи сбил девять из них. Оставшийся стал называться небесным вороном и посланником королевы-матери Запада. Этот же красный ворон был эмблемой древней династии Чжоу.

Вороны считаются птицами с правильным социальным поведением, например:

  • они отдают дань уважения своим мертвым, по легенде – даже строят курганы для особо уважаемых людей;
  • эти птицы являются примером почитания детьми своих родителей, так как предпоследнее поколение птенцов помогает взрослым ухаживать на последним, новым выводком.

Голубь

Если вы думаете, что эта птица – символ любви, то вы мыслите по европейски.

Китайское значение голубиного тотема – верность и долгая жизнь, а также забота о детях.

Утка и гусь

Это изображение обычно связано с пожеланием счастья, особенно в сочетании с лотосом.

Гусь и утка-мандаринка символизирует верность. В основе этого мнение что утки сохраняют свои пары на всю жизнь, и если одна из них погибает, вторая также вскоре уходит из жизни. Если вы видите изображение, где одна уточка в клюве держит цветок лотоса, а вторая плод лотоса, то это – пожелание детей.

Утка вместе с бабочкой – означают неразделенную любовь, утка в камышах, в тростнике – хорошее пожелание перед экзаменами, удачи и успеха.

Дикие гуси – символ разделения с кем-то, ведь они улетают в теплые края.

Орел и ястреб

Сокол, орел, ястреб – не являются популярными в искусстве Китая, хотя этим образом обычно обозначают и подчеркивают силу, смелость и зоркость. Похоже, что эти птицы ассоциируются у местных жителей в том числе с иностранным влиянием, например с Англией.

Но основной смысл этих пернатых – сила. Изображение такой птицы на сосне – пожелание сил в почтенном возрасте, на скале – одинокая борьба.

Цапля

Цапля часто фигурирует в китайских стихах вместе с болотами и озерами, где она обитает. Её символика и значение – путь и способ его прохождения, классическое пожелание – доброго пути, хорошей дороги.

В паре с лотосом – доброго и чистого пути, самых благоприятных обстоятельств в продвижении.

Зимородок

Считается символом женской красоты из-за яркости и переливов своего оперения. Его имя и образ служит комплиментом, подчеркивающим восхищение чьей-то внешностью.

Сороки

Китайцы любят сорок, почитают эту птицу за ум и хитрость, считают за благо, если сорока построит свое гнездо рядом с домом, а также восхищаются ее способностью радоваться.

Изображения сорок часто помещают на зеркалах и это неспроста. Есть легенда, что ручное зеркало – должно быть двойное, одна часть у жены, вторая у мужа. Если кто-то из них не сохранял верность, то его часть зеркала превращалась в сороку и улетала к обманутому партнеру. Самая известная китайская легенда о сороках та, где они помогают двум любовникам встречаться на краткие мгновения среди звезд, это случается в 7-й день 7-го лунного месяца.

С сорокой связана китайская примета: если вы размышляете о чем то и в этот момент слышите сороку, то ваш план правильный.

Радость и её пожелание означает изображение сороки в сюжетах произведений искусства:

  • если сорок много – конечно же, это означает много добрых пожеланий – множественной радости;
  • если сорока изображена с бамбуком и сливой – семейных радостей;
  • если их пара, то конечно же это – пожелание двойного счастья и семейного блаженства.

Иволга

Поющая красиво, поэтому она может приносить лишь радость. Ассоциируется с радостью и дружбой.

Если она изображена вместе с пионами и цветками сливы, то означает пожелание радости и весеннего (молодого) настроения.

При всем при этом, иволга связана с молодой женской красотой, поэтому образ всплывает и в описаниях «работниц» борделей.

Сова

Вот еще один образ, который в отличие от европейского прочтения тотема, в китайском восприятии – сугубо отрицательный. С ним связаны дурные предзнаменования, потому что совьи глаза жителей Поднебесной пугали – считались демоническими.

Голос совы связывали с предзнаменованием чьей-то смерти – якобы «пора копать могилу».

Но при всем при этом, практичные китайцы использовали сов как талисман для отпугивания злых духов, фигурки этих птиц могли ставиться на крышах домов.

Попугай

Попугаев обычно держали в клетках как домашних любимцев. На фарфоре можно было встретить украшение в виде красочных изображений попугаев.

Чаще всего эта птица связана с женскими аспектами, например попугай с жемчужинкой в ключе – ассоциируется с прекрасной и мудрой Гуаньинь, буддийским божеством. Также попугай может означать молодую и незамужнюю девушку или свободную женщину.

Павлин

Это любимый китайцами символ красоты и достоинства, а также желания стать чиновником. Ведь в древние времена чиновники на своих шляпах носили перья павлина. И в зависимости от количества этих перьев, можно было судить о его месте в служебной иерархии.

Для женщины образ павлина будет означать пожелание выбрать идеального мужа, есть даже легенда об этом, связанная с участием прекрасной девы, рисунка павлина и Императора.

Королева-мать Запада нередко изображалась с перьями павлина в волосах или даже верхом на этой птице.

Пэн няо

Птица китайских легенд – кроме того что она огромна настолько, что затмевает гору, Пэн Няо также способна превращаться в рыбу. Может преодолевать тысячи миль.

Её символ означает быстрое продвижение благодаря скорости и размеру.

Фазан

Фазан считается настолько красивым, что может замещать птицу Феникса в качестве символа красоты и удачи. Также связан с Императрицей, является знаком императорского отличия, использовался для указания званий чиновников.

Перепел

Этот тотем имеет довольно широкий спектр значений. Самцы перепела очень драчливы, их использовали как и петухов, это называлось «перепелиные бои». Неудивительно, что с наличием таких боевых качеств, их символ – смелость и боевой дух. Это касается борьбы, а также научного поиска и труда.

Как птицы, которые остаются с одним партнером всю жизнь, могут означать и семейную верность. Девять перепелов с цветами хризантемы означают пожелание многим поколениям одной семьи жить в мире и всем вместе.

Ласточка

Раньше ласточки водились в Китае в большом количестве, Пекин даже называли «столицей ласточек».

Образ щебетания этой птички поэтически ассоциируется со звучанием нежного женского голоса.

Хрупкость их гнезд может являться метафорой мимолетности происходящего: чувств, событий.

Ласточка также означает братскую любовь, привязанность.

Так как ласточки исчезали на зиму, то их возвращение весной становилось радостной приметой – для семьи и её укрепления.

И вот наконец для вас – Китайская живопись Мир цветов и птиц (Zeng Xiao Lian):

Тема богатейшей китайской символики будет продолжаться – для этого рубрика «Символы Китая». Метки: Символы Китая

LiveInternetLiveInternet

Gabriela_Lizard все записи автора
ПТИЦА
Воплощение как человеческого, так и космического духа — символизм, определенный их легкостью и скоростью передвижения, свободным парением и предполагаемой способностью достичь небес. В Египте душа каждого человека изображалась в виде ястреба с человеческой головой, покидающего тело после смерти. Представление о птицах как о человеческих душах распространено по всему миру так же широко, как и мнение, что они — воплощенные божества предсказаний, бессмертия и радости, эта идея превосходно и точно выражена в пьесе Метерлинка «Синяя птица» (1908). В Меланезии считалось, что птицы переносят послания между землей и небесами.
В некоторых культурах птицы считаются предвестниками болезней — обычно это вороны или грифы. Однако более распространено мнение, что птицы — благоприятный знак, например, в индуизме они символизируют любовь богов, пославших эликсир бессмертия («soma») человечеству. В эпосе «Упанишады» птицы сидят на Космическом Древе, одна ест, другая ее сторожит: они символизируют индивидуальную и вселенскую души.
Во многих мифах птицы играют важную роль в создании мира или управляют природными силами, как, например, буревестник у индейцев Северной Америки или птица-молния в Южной Африке. Птица-змея Кецалькоатль в центральноамериканской мифологии сочетает в себе небесную и земную власть, часто разделенную в других мифах, где борьба птиц со змеями изображает фундаментальный конфликт между светом и тьмой, духом и плотью. Первобытные и древнеегипетские живописцы, изображая человека с головой птицы, символизировали этим духовную сторону человеческой природы и надежду на бессмертие.
Другая группа символов основана на идее, что птицы имеют контакт с божественными сферами, или, как Голубь Благовещения, доставляют послания оттуда. Кельты преклонялись перед птицами по этой причине. Шаманы украшали свою одежду перьями, надевали птичьи маски, стремясь «долететь» с их помощью до высших уровней знания. Птицы, таким образом, считались воплощением мудрости, интеллекта и молниеносности мысли (что довольно далеко от современного уничижительного выражения «птичьи мозги»). Древние римляне гадали по полету птиц и их пению, что было, возможно, попыткой расшифровать высшие знания, к которым птицы, как предполагалось, имеют доступ. Во многих мифах, сказаниях и просто сказках птицы приносят полезные сведения великим героям. Австралийские аборигены поэтому относятся к птицам с большой подозрительностью, опасаясь, что они могут выдать врагам их секреты. Выражение «птичка на хвосте принесла» основано именно на этом древнем поверье. В западном искусстве птица может символизировать воздух или прикосновение. Птицы в клетке (образ, который Платон считал метафорой ума) используются как атрибут аллегорической фигуры Весны. В Китае птица считается мужским символом (омоним слова «пенис»); тем не менее «дикая иволга» — идиоматическое выражение, обозначающее «девушку по вызову».
АИСТ : На Востоке — популярная эмблема долголетия, а в даосизме — бессмертия. Во многих культурах аист символизирует дочернюю и сыновнюю преданность из-за поверья, что аисты кормят своих родителей, как и своих детей. Эта традиция легла в основу бытующего на Западе поверья, что аисты приносят младенцев. В искусстве аисты часто изображаются запряженными в колесницу бога Гермеса (Меркурия), а также топчущими и убивающими змей.
АЛЬБАТРОС: Бремя вины; символ, впервые появившийся в «Сказании о старом мореходе» С. Т. Колриджа (1772-1834), в котором убийство альбатроса нарушает древнее морское табу. Традиционно считалось, что увидеть альбатроса — хороший знак; сила и выносливость альбатроса восхищали настолько, что в фольклоре он олицетворяет души умерших моряков.
ВОРОБЕЙ : Бойкая и плодовитая птица, которая в Китае ассоциировалась с пенисом (иногда воробьев ели, так как считалось, что они поддерживают потенцию). Сексуальный символизм воробья встречается также в Греции, где он был атрибутом богини Афродиты, и в западном искусстве, где блудницу представляли в виде женщины с воробьем в руках.
ВОРОН : В западноевропейской традиции, подобно своей близкой родственнице — вороне, — птица, связанная со смертью, утратой и войной, но в остальном мире — весьма почитаемая. В Европе на ее репутацию повлияла ассоциация с кельтскими богинями войны Морриган, Немаин и Бадб, а также с кровожадными викингами, их бога войны Одина всегда сопровождали два ворона — Хугин и Мунин. Символизм ворона в еврейской традиции также носит двойственный характер. Как пожиратель отбросов, ворон считался нечистой птицей, но также символизировал проницательность, так как, выпущенный Ноем из ковчега, летал, пока не нашел сухую землю.

В Китае трехногий ворон был эмблемой династии Шу и символизировал восход, зенит и заход солнца (на котором, как полагали, и жил этот легендарный ворон). И в Китае, и в Японии ворон — эмблема семейной любви. Синтоизм приписывает ворону роль посланца богов. В Африке и некоторых других местах ворон считается проводником, предупреждающим об опасности, а среди индейцев Северной Америки — героем многих сказок, хитрецом и обманщиком. Для канадских эскимосов ворон — Отец народа, бог-творец; убийство ворона может испортить погоду.
И американские и австралийские мифы объясняли черный цвет перьев ворона случайностью и не видели в этом никакого дурного знака. Широко распространено мнение, что ворон — помощник в путешествии или предсказатель, как, например, в Др.Греции, где он считался священным спутником бога Аполлона и богини Афины (о чем уже говорилось выше); в Др.Риме, где его крик напоминал латинское слово «крас» («завтра»), его связывали с надеждой.
ГОЛУБЬ: Мир, чистота, любовь, безмятежность, надежда. Христианская эмблема Духа Святого. Повсеместное почитание голубя как символа мира происходит, по всей видимости, не от его природы (скорее задиристой, чем миролюбивой), а от его внешней красоты и благодаря упоминаниям о нем в Библии. Общепринятый в западноазиатской традиции символизм этой белоснежной птицы как воплощения Божьего Духа.
В более широком смысле голубь представляет чистую душу, он часто изображается летящим изо рта святых мучеников. Голуби также могут представлять души в античной иконографии и в индийской мифологии. Голубь часто предстает как христианская эмблема целомудрия, несмотря на более древние и очевидные ассоциации с вожделением.
Пара голубей на протяжении многих лет считается символическим изображением сексуальной гармонии, может быть, поэтому голубка стала персонификацией внимательной и нежной жены. В Китае голубь является одним из многих символов долголетия, как и в Японии, где голубь с мечом считается также и эмблемой мира. Терминология международной политики, включающая «голубей» и «ястребов», хоть и является современной, основана на древних аналогиях.
ГРИФ : В наши дни метафора жадности, но в Др.Египте — защитный символ. В виде грифа представляли Нехбет, великую богиню Верхнего Египта. Она была защитником фараона, чья жена носила головной убор в виде головы грифа. В Риме они были посвящены богу Марсу и считалось, что они обладают даром предвидения. Их также связывали со старостью и поэтому — с Сатурном.
ГУСЬ : Бдительность, болтливость, любовь, счастье в браке, верность; солнечный символ, особенно в Египте. Знак свободы, просвещенности и, благодаря сезонным перелетам, символ осени и весны. Солнечный и благотворный символизм дикого гуся во многом совпадает с символизмом лебедя, и они, в сущности, взаимозаменяемы, особенно в кельтской традиции. Гуси, приносимые в жертву в день зимнего солнцестояния, символизировали возвращающееся Солнце. Дикий гусь был мужским, солнечным знаком в Китае, но в искусстве Китая и Японии более важным было значение гуся как лунной, осенней птицы. В представлении азиатских шаманов и индийских браминов гусь был «ездовым животным», на котором души стремились вырваться из непрерывного круга существования.
ДРОФА : Большая, но изворотливая нелетающая птица; в Африке символизирует плодовитость в полигамном браке, а также мятущуюся душу. Дрофа является символом взаимосвязи земли и воздуха.
ЖУРАВЛЬ : Бдительность, долголетие, мудрость, преданность, честь — символические значения, которыми журавли наделяются в Китае и Японии. Противоположный символизм присущ этой птице в Индии, где журавль — символ предательства, и в некоторых кельтских регионах, где эта птица считается предвестницей несчастий.
В Китае журавль был связан с бессмертием, в Африке — с даром речи, а также широко распространен во всем мире как символ общения с богами. Его весенние перелеты стали символом духовного и телесного возрождения. Этот символизм часто заимствует и христианское искусство. В Др.Греции крики журавля во время миграции возвещали время весеннего сева и начала уборки урожая. Эта птица являлась персонификацией бдительности, что, возможно, восходит к работам Аристотеля, который описал журавля, держащего в клюве камень таким образом, что, если им овладеет сон, камень упадет и разбудит его. В Китае изображение журавля, летящего к солнцу, — символ общественных устремлений, его белоснежное тело — чистоты, красная голова — огня жизни.
В Египте двухголовый журавль — символ процветания.
ЗИМОРОДОК : Преданность, мир — символ изящества, благородства и супружеской верности в Китае. В Греции его связывали с печальным спокойствием.
ИБИС : Мудрость. Священного ибиса в Др.Египте уважали как воплощение лунного божества Тота, бога-покровителя писцов и повелителя оккультных знаний. Религиозный символизм Ибиса был, вероятно, основан на его привычках: это любознательная болотная птица с изогнутым клювом, напоминающим серп луны.
ИНДЕЙКА: В Мексике — традиционное блюдо в День Благодарения — традиция, возникшая задолго до того, как это стало таковым в Массачусетсе. Индейцы Сев.Америки связывали ее с женской плодовитостью, а также с мужской потенцией.
КРАПИВНИК : В соответствии с уэльской традицией — маленький птичий король. В Ирландии крапивник был связан с пророческой властью друидов. Среди индейцев Северной Америки эта искусная певчая птица встречается в качестве эмблемы счастья.
КУКУШКА : Это символ нахлебника, бездельника; птица, связываемая в Европе с завистью и авантюризмом. Более распространен положительный символизм кукушки — предвестницы весны, лета или богатства.
КУРИЦА : В Африке — проводник в загробный мир; использовалась в качестве жертвы, чтобы вызвать духов. В Европе — символ суетливости, материнской заботы. Курица с цыплятами была в христианстве образом Божьего Провидения. Гораздо реже она представляет персонификацию милосердия.
КУРОПАТКА : Плодородие, любовь, женская красота. В Греции куропатка была связана с богиней Афродитой, в индоиранской традиции — с красотой и изяществом; народное суеверие приписывает ее мясу свойства афродизиака.
ЛАСТОЧКА : Традиционный вестник весны, а также символ воскрешения во многих культурных традициях. Эмблема деторождения. В Китае, где прилет ласточек совпадал с весенними ритуалами плодородия в дни мартовского равноденствия, считалось, что в доме, который они выберут для гнездования, вскоре случится свадьба и будет много детей. Ласточка считалась священной птицей богини Исиды в Др.Египте и богинь материнства в некоторых других культурах.

ЛЕБЕДЬ : Романтический, противоречивый символ света, смерти, преображения, поэзии, красоты и меланхолической страсти, особенно значимый в западной литературе, музыке и балете. Солнечный и мужской знак, эмблема света. Древнегр.поверье, что лебеди поют единственный раз в жизни перед смертью и песня эта неземной красоты, укрепило ассоциацию лебедя как с поэзией, так и со смертью. В финской легенде о лебеде он символизирует воды реки, текущей в загробном мире.
В кельтской традиции лебедя связывали с вдохновением бардов (правда, его иногда заменял гусь). В иконографии лебедь часто ассоциируется с арфой и потусторонними аспектами духовной жизни.
МАЛИНОВКА (ЗАРЯНКА) : Иногда заменяет щегла в легендарной истории о птице, которая вырвала шип из тернового венца Иисуса Христа и была обагрена его кровью. Это, возможно, привело к европейским суевериям, что малиновка предвещает смерть, а того, кто убьет ее, ожидают несчастья.
ОРЕЛ : Важнейший символ, эмблема всевидящих богов неба и солнца, правителей, а также воинов. Ассоциируется с величием, властью, господством, победой, отвагой, вдохновением, духовным подъемом. Орел — властелин воздуха — один из наиболее однозначных и универсальных символов, воплощающих мощь, скорость и другие признаки мира животных во всем своем величии. Он не только спутник всех великих богов, но часто их прямая персонификация. Орел, сражающийся со змеей, — символ преодоления.
Связь между орлом и богами неба имеет древнюю и прочную традицию и в древнеегипетской, индийской и восточных культурах. Орел с человеческими руками — древнесирийская эмблема солнцепоклонников. Орел часто был символом как шторма или грозы, так и солнца — то есть ассоциировался и со светом, и с плодородием. Гаруда, птица-человек, на которой летал ведический бог Вишну, часто изображается сражающейся со змеями, персонифицирующими зло. С другой стороны, совмещение символов орла и змеи представляет единство воздуха и земли (иногда змею заменяет лев, как, например, в алхимии, где коронованных орла и льва считают символическим изображением двойственного единства принципов изменчивости и неизменности).
В мифологии индейцев Сев.Америки орел предстает символом неба и солнца. Единство и противоположность небес и земли символизировали в Центр.Америке орел и ягуар.
Орел, одна из наиболее распространенных древних эмблем победы, в Др. Персии и в Др.Риме его полет воспринимался как предзнаменование военного успеха. Хетты использовали изображения двуглавого орла — свою эмблему, что было, вероятно, воспринято и турками-сельджуками во времена крестовых походов. После завоевания христианами Палестины двуглавый орел стал гербом Священной Римской империи, а позже Австрийской (Австро-Венгерской) и Российской империй. Белоголовый американский орел с распростертыми крыльями стал эмблемой США.
В искусстве орел может встречаться также в качестве атрибута аллегорического изображения Гордости.
ПАВЛИН : Сияющая слава, бессмертие, величие, неподкупность, гордость. Сверкающее великолепие хвоста самца павлина — причина сравнения его с бессмертными богами, а следовательно, с бессмертием. В древних культурах Индии и позже в Иране этот великолепный хвост стал символом всевидящего солнца и вечных космических циклов. В исламском декоративном искусстве единство противоположностей (солнце в зените рядом с полной луной) изображалось в виде двух павлинов под Мировым Древом.
В античном мире павлин считался священной птицей древнегреческой богини Геры (в римской мифологии Юноны), которая, согласно легенде, подарила ему тысячу глаз погибшего всевидящего Аргуса. Павлины широко известны как эмблема величия, королевских полномочий, духовного превосходства, идеального создания. В Др.Риме павлин считался эмблемой императрицы и ее дочерей, тогда как орел был птицей императора. Павлин сопровождает некоторых индуистских богов, например, Сарасвати (богиню мудрости, музыки и поэзии), Каму (богиню сексуальных желаний) и бога войны Сканда (который также мог превращать яд в эликсир бессмертия). Как буддийская эмблема Авалокитешвары* (Гуань-инь в Китае) павлин символизирует сострадательную предусмотрительность.
Сходное значение эта эмблема имеет в христианской церкви. Павлины иногда появляются в христианском искусстве в сценах Рождества или пьющими из кубка — в обоих случаях как символ вечной жизни. В западном искусстве павлин чаще всего является персонификацией Гордости. В других же культурах эта птица имеет позитивный символизм, особенно в Китае, где она служит эмблемой династии Минь.
ПЕЛИКАН : Жертвенная любовь. Символика основана на легенде, что пеликаны вырывают куски из своей груди, чтобы накормить птенцов (сейчас известно, что они достают запасы пищи из своего подклювного мешка). Именно поэтому пеликана иногда изображают в сценах распятия Христа. Он также является символом Милосердия в натюрмортах и сыновней преданности в геральдике. Он представляет человеческую природу Христа и составляет пару птице Феникс.
ПЕРЕПЕЛКА : Доброта, пылкость и храбрость — символика, основанная на рыжевато-коричневом цвете птицы, ее драчливом характере и возвращении с мест зимовки в числе первых перелетных птиц. Перепелка была связана с греческим островом Делос, мифическим местом рождения бога Солнца Аполлона и богини-охотницы Артемиды. Перепелка была эмблемой военной доблести и в Китае, и в Риме.
ПЕТУХ : Бдительность, храбрость, мужество, предвидение, надежность; вестник зари — символ солнца и духовного возрождения. Эти его качества распространены гораздо шире, чем гордыня, высокомерие, похоть, также ему присущие. Петух связан с зарей, солнцем, светом повсюду, исключая кельтские регионы и север Европы. Петух является символом пяти китайских добродетелей: достоинства в войне, благородства в мирное время, храбрости, надежности и великодушия (последнее — из замеченной привычки петуха предлагать найденную еду сначала курам и только потом есть самому).
Петух — священное животное в Японии. В западном искусстве петух может персонифицировать Похоть, но в христианской традиции символизм петуха в общем позитивен. Он является символом света и возрождения, противоборства тьме духовного невежества.
ПОПУГАЙ : Вестник, посредник между человеческим и потусторонним миром — символика, совершенно очевидно произошедшая от способности этой птицы имитировать речь человека. По этой же причине попугаев связывали с пророчеством; в Индии и Центральной Америке считали их способными вызывать дождь.

СОВА : В настоящее время — эмблема проницательности и книжной эрудиции, сова имела зловещий, даже ужасающий символизм в некоторых древних культурах, особенно в Китае. Ее считали птицей смерти в Древнем Египте, Индии, Центральной Америке, Северной Америке, Китае, и Японии, а в некоторых традициях сову почитали как покровителя ночи и посланца загробного мира, призванного провожать души в царство мертвых, например, в Индии. У равнинных индейцев Северной Америки перья совы в головном уборе имели по этой же причине защитное символическое значение.
Также сова относилась к символу «ян», имеющему скорее негативную, разрушительную окраску, сову связывали с громом и июньским солнцестоянием. Как существо, ведущее ночной образ жизни и вообще весьма загадочное, сова стала в христианстве символом нечисти и колдовства, ее изображения в христианской традиции — символ слепоты безверия. Мудрая сова — атрибут богини Афины. Сова также может встречаться в качестве атрибута аллегорических фигур Ночи и Сна.
СОКОЛ (ЯСТРЕБ) : Превосходство, сильное желание, дух, свет и свобода. Как и орел, солнечный символ победы. Сокол весьма похож на ястреба, но с более длинными крыльями и высоким полетом, поэтому в иконографии они почти не различаются и по этой причине рассматриваются в данной статье одновременно. В Перу сокол — солнечный символ, спутник или духовный брат бога Инки и также — прародитель людей.
В Др.Египте он почитался как царь птиц; многие боги изображались с телом или головой сокола, в том числе Pa — в виде сокола с диском вместо головы, символизирующим восходящее солнце. Согласно западной традиции, сокол — эмблема охоты, связанная с германским богом неба Воданом и его женой Фригой и со скандинавским богом-хитрецом Локи. Сокол с колпачком, надетым на голову, — символ надежды на свет и свободу. Сокол как символ агрессии встречается намного реже.
В настоящее время ястреб — символ милитаристских настроений.
СОЛОВЕЙ : Муки и экстаз любви. Символизм основан на красоте пения соловья во время брачного периода весной. Обычно песня соловья считается хорошим предзнаменованием; разные народы по-разному определяют причину виртуозного пения — любовь, потеря любимой, тоска о рае или, в Японии, пророчества святых духов. Согласно суеверию, съевший соловья приобретает красивый голос или красноречие.
СОРОКА : Радость, счастливый брак, сексуальный успех — счастливый знак в Китае, где крик сороки предвещал встречу с друзьями; однако в западной традиции сорока — птица, связанная со стяжательством, зловредной болтливостью и колдовством.. Знак принципа «ян» и священной птицы Манчуса, сорока часто появляется на китайских поздравительных открытках.
СТРАУС : Перо страуса было атрибутом Маат*, египетской богини правосудия и порядка, жены бога мудрости Тота. Это перо, согласно легенде, клали на чашу весов при взвешивании душ умерших, чтобы определить тяжесть их грехов.
УТКА : Брачный союз, счастье и преданность. Символизм, обязанный в основном мандариновым уткам и произошедший из наблюдений за синхронным плаваньем селезня и утки. Утка также может являться символом посредничества между небом и водой.
ФАЗАН : Имперская эмблема в Китае, в даосизме эмблема «ян». Из-за своего эффектного оперения и цвета фазан ассоциируется с солнцем, светом, достоинством, а также символизирует организаторские таланты высокопоставленных чиновников. Китайцы также считают, что фазаны связаны с громом, возможно, из-за громкого хлопанья их крыльев. Китайский фазан и индийский павлин, которые относятся к одному семейству, в древней Европе довольно долго считались экзотическими птицами, и их блестящее оперение, возможно, повлияло на художественное описание легендарной птицы Феникс.
ЦАПЛЯ : Любопытство. Обычно цапля несет хорошее предзнаменование, является символом утреннего солнца в Египте и прообразом птицы Бену (подобия Феникса), почитаемой как творец света. Цапля была символом предков в Китае и иногда встречается у христиан как аллегория верующих, возвышающихся над жизненными ненастьями подобно цапле, преодолевающей дождевые облака.

— Говорят, вы так пропитаны смолой, что после смерти можете лежать много лет, как мумия. Правда ли, это? – спросили птицы клёста.

— Давайте продолжим этот разговор через сто лет! – процокал в ответ остроумный клёст.

В этом шуточном диалоге скрыта глубокая истина. Ведь в самом деле, тело мертвого клёста очень долгое время не разлагается. Годами лежит без запаха такая пропитанная смолой, набальзамированная мумия птицы, даже пёрышки целы, не выпадают.

Особенности биологии клёста.


Птицы невиданной красы (Фото)

Науке известны случаи, когда мумии старых клёстов сохранялись в течение 15-20 лет без всяких признаков разложения.

А всё дело в том, что клёст, живущий в хвойных лесах, поедает огромное количество семян из шишек ели, пихты и других хвойных деревьев, в которых содержится много смолянистых веществ. С годами всё его тело до того просмаливается, что и после смерти птицы не подвергаются разложению.

Кроме того, они бьют рекорд в мире пернатых особенным устройством своего клюва. Концы его загнуты и торчат крест-накрест. Такое приспособление даёт птице возможность без труда отламывать крепкие чешуйки шишек и вытаскивать семена. Своими «щипцами» он сможет в течение каких-то двух-трёх минут вылущить всю шишку.

Птица (песня, мр3)

Коренастые фигурки клёстов, их потешные манеры и способ лазания по ветвям (с помощью клюва) очень роднят этих птиц с попугаями. А ведь фактически они совсем не родня.

Клёст – таёжная птица из отряда воробьиных. По поводу его клюва в одной из старинных легенд говорится, что, якобы, птица, выручая распятого Иисуса Христа, упорно пытался вытащить из креста гвозди. И старался до тех пор, пока от чрезмерных усилий конец клюва не загнулся крестообразно.

В награду за сострадание, говорится далее, Господь повелел, чтобы отныне на вечную память и в назидание потомству клюв у клёста так и остался загнутым. Тлен никогда не коснется его, и лес во всякое время года будет кормить птицу. Жестокий мороз ему будет не страшен, и в любую погоду – зимой ли, летом – он будет песни петь и растить детей.


Интернет облетела история о заботливой сове (+Фото)

Клёст: уникальные способы гнездования.

Так поэтично подметил народ особенности и повадки «крестовой птицы». Кстати, у наших «таёжных попугайчиков» действительно существует отмеченный легендой странный порядок гнездования. Пройдите зимой в лес. В самый лютый мороз видим мы самочку – красивую, зеленовато-жёлтую, чуть побольше воробья птичку, вьющую себе гнездо. Пристроилась на вершине ёлки и старательно подгоняет прутик к прутику, украшает мхом, приглаживает клювом. Сверху, как балдахином, гнездо прикрыто игольчатым сплетением ветвей. Снег не засыплет и зверь не достанет. Надёжное место. Вот подлетел нарядный, весь в вишнёвых тонах, самец и начал кормить из клюва занятую подругу. Такая особенность у этих птиц. Наперекор природе они выводят птенцов не только летом, но и зимой.

Закончив сооружение гнезда, самка сразу же несёт яички и начинает насиживать. Чтобы не остудить драгоценные яйца, она не слетает с гнезда в течение полумесяца, а цветастый кавалер прилежно кормит её и песнями развлекает. Правда, голосом клёст в певцы не вышел и лишь посвистывает да издаёт цокающие и скрипящие выкрики.


В США заметили самого старого альбатроса

Чем же объяснить, что эти птицы выводят птенцов зимой? Нам известно, что всякая птаха «подгоняет» гнездовой период к тому времени, когда легче всего добывать корм для малышей. Клёст же кормит их кашицей из размолотых семян хвойных деревьев. И вот к тому времени, когда окончательно вызревают семена ёлки или пихты и когда чешуйки шишек начинают понемногу растопыриваться, клёст и выводит птенцов. Чаще всего это происходит во второй половине зимы.

Также в зависимости от урожая шишек эти птицы то исчезают, то вновь появляются в тех или иных участках леса. В случае недостатка семян хвойных клёсты кормятся на тополях, клёнах и других деревьях и даже залетают полакомиться подсолнухом.

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку — ТОП интересных фактов и важных новостей со всего мира и о разных важных событиях вы можете найти там, где вам максимально удобно ВКонтакте или В Фейсбуке