Путь святого Иакова

Содержание

С 4 по 8 декабря 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия (ОЦАД) состоялись Курсы повышения квалификации для руководителей епархиальных структур по взаимодействию с казачеством «Организационные основы работы епархиального отдела по взаимодействию с казачеством».

Курсы организованы ОЦАД и Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством в рамках подписанного в 2015 году соглашения о сотрудничестве.

Это третий совместный опыт организации и проведения курсов повышения квалификации. В 2015 году для получения дополнительных знаний и обмена положительным опытом в области духовного окормления казачества в Москву прибыли 36 представителей епархий Русской Православной Церкви, в 2016 году — 24, в этом году в курсах повышения квалификации участвует 39 человек.

Основная задача образовательной программы — в сжатые сроки повысить уровень компетенции руководителей профильных епархиальных структур в различных сферах деятельности — в вопросах взаимодействия с органами государственной власти, войсковыми казачьими обществами, казачьими образовательными организациями, средствами массовой информации.

Первый день занятий курсов повышения квалификации совпал с двунадесятым праздником Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Руководители епархиальных отделов, сотрудники Синодального комитета и ОЦАД молились за Божественной литургией в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Черниговского Патриаршего подворья. Богослужение возглавил иеромонах Иоанн Копейкин, проректор по учебной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. Ему сослужили: иерей Тимофей Чайкин, ответственный секретарь Синодального комитета; иерей Иоанн Малков, специалист отдела по взаимодействию с епархиями и органами государственной власти; духовенство храма.

По окончании службы к слушателям курсов обратился иеромонах Иоанн Копейкин. Он поздравил всех присутствующих с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы, напомнил о знаменательной дате — столетии со дня восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, и пожелал успешной и плодотворной работы участникам и организаторам курсов, высоко оценив сотрудничество Синодального комитета и Общецерковной аспирантуры.

С ответным словом выступил ответственный секретарь Комитета иерей Тимофей Чайкин:

«Сегодня, в великий праздник двунадесятый Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии мне бы хотелось сердечно поблагодарить в вашем лице, дорогой отец Иоанн, митрополита Волоколамского Илариона, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, за ту возможность, которую мы сегодня имеем, в первую очередь — за совершение Божественной литургии, за возможность общей молитвы у престола Божия в сегодняшний светлый и праздничный день, который еще и ознаменован столетием восшествия на престол святителя Тихона, Патриарха Всероссийского», — сказал отец Тимофей.

«Самая главная задача нас, собравшихся здесь сегодня на курсы повышения квалификации, поговорить не только о каких-то аспектах государственной политики в отношении российского казачества, не только о координации деятельности окормляющего казачество духовенства — но уделить внимание спасительному пути казачества в Церкви Божией», — добавил ответственный секретарь Синодального комитета.

Иерей Тимофей Чайкин прочитал первую лекцию, которая была посвящена теме «Основные направления взаимодействия епархий Русской Православной Церкви с войсковыми казачьими обществами и общественными организациями казачества». Слушатели получили исчерпывающие представления об организации работы направлений в Комитете, о применении в работе епархиального отдела по взаимодействию с казачеством разработанных комитетом документов: Концепции Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества, Положения о войсковом казачьем священнике, Положения о епархиальном отделе по взаимодействию с казачеством, Соглашения о сотрудничестве отдельного казачьего общества и прихода Русской Православной Церкви. Отец Тимофей рассказал о прошедшем в 2017 году в Севастополе II Евразийском форуме казачьей молодежи «Казачье единство — 2017», передал присутствующим фильм об этом событии и анонсировал III Евразийский форум казачьей молодежи, который планируется в июне 2018 года в Москве. Также были даны исчерпывающие рекомендации по предоставлению ежеквартальных отчетов по внедренной в прошлом году форме отчетности.

По традиции на курсах своим опытом служения поделились войсковые священники ВКО. В 2015 году перед представителями епархий выступал войсковой священник ВКО «Терское казачье войско» протоиерей Павел Самойленко, в 2016 — войсковой священник ВКО «Кубанское казачье войско» протоиерей Иоанн Гармаш, в нынешнем — войсковой священник ВКО «Всевеликое войско Донское» протоиерей Сергий Маштанов. Отец Сергий, в частности, отметил: «Воспитанию лучших нравственных, патриотических и эстетических качеств казачьей молодежи служит и учебный предмет «Основы православной культуры», который включен в основное расписание всех казачьих кадетских учебных заведений отдельным предметом. В общеобразовательных учебных заведениях Ростовской области, имеющих статус казачьих, аналогичный курс читается в качестве факультативного предмета. Большую роль в духовно-нравственном воспитании детей и подростков играют священники, которые окормляют казачьи образовательные учреждения. Они принимают активное участие в духовно-просветительских проектах, культурных, патриотических, духовно-воспитательных мероприятиях, православных праздниках. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания кадеты образовательных организаций являются участниками большинства мероприятий, проводимых по инициативе отдела религиозного образования и катехизации Донской митрополии».

С большим интересом были выслушаны доклады руководителя отдела по взаимодействию с казачеством Московской областной епархии протоиерея Марка Ермолаева и руководителя отдела по взаимодействию с казачеством Калужской епархии протоиерея Сергия Соскова. Рассказывая пастырям о программах православного воспитания учащихся, протоиерей Сергий Сосков обратил внимание на то, что решением одной из задач оптимизации процесса воспитания духовно-нравственных качеств кадет в контексте православных казачьих традиций стала авторская подпрограмма духовно-нравственного воспитания «Православные традиции Российского казачества — источник духовно-нравственного воспитания и социализации», реализуемая в кадетском казачьем корпусе или образовательном учреждении казачьей направленности.

«Данная подпрограмма рассчитана на учащихся 7-8 классов и представляет собой курс введения обучаемых в православные традиции казачества и через усвоение их к обретению навыков нравственных дел и поступков, — рассказал отец Сергий. — Созерцание гармоничных законов мира и общества помогают обучаемым ощущать себя частичкой мироздания как творческой и созидательной. Раскрываемая по принципу от простого к сложному, данная подпрограмма, на основе системы православных базовых казачьих ценностей, гармонично сочетает и объединяет в себе духовно-нравственное, социально-воспитательное и культурно-образовательное пространства развития личности, что благоприятно отражается на процессе воспитания духовно-нравственных качеств личности обучаемых. Подпрограмма использует богатый педагогический духовно-нравственный потенциал казачьей культуры, позволяет сформировать и внедрить инновационные педагогические условия в образовательном пространстве в кадетском казачьем корпусе или образовательном учреждении казачьей направленности».

Священники получили обновленную информацию о документах, регулирующих государственную политику Российской Федерации в отношении российского казачества.

Руководитель Управления по общественным связям и протоколу Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия Мигель Паласио предложил слушателям тему «Деловой этикет и протокол». Он рассказал руководителям епархиальных структур по взаимодействию с казачеством о правильном взаимодействии с региональными органами власти, представителями сферы культуры, образования, бизнес-сообщества. Также он ответил на многочисленные вопросы слушателей и представил список литературы для самостоятельного изучения.

С лекцией о требованиях к современному спичрайтингу в Русской Православной Церкви выступил руководитель Референтуры Московской Патриархии протоиерей Олег Корытко.

Впервые на курсах повышения квалификации, организованных Синодальным комитетом и ОЦАД, прозвучала лекция верховного атамана «Союза казаков-воинов России и зарубежья», депутата Государственной Думы Российской Федерации В.П. Водолацкого. Казак станицы Азовская Ростовской области, атаман ВКО «Всевеликое войско Донское» (2000-2013 гг.), ныне депутат и атаман общественной организации поделился своим большим опытом руководства казачьими обществами и соработничества с Русской Православной Церковью, в том числе с Синодальным комитетом, а также взглядами на актуальные проблемы современной российской политики.

Также впервые на курсах выступила с лекцией ректор МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) В.Н. Иванова. Она рассказала о программах подготовки квалифицированных специалистов для перерабатывающих отраслей отечественной экономики, о системе повышения квалификации для атаманов и казаков ВКО, а также ответила на многочисленные вопросы, в частности, касающиеся порядка поступления абитуриентов-казаков по квоте целевого набора для представителей ВКО.

Руководители направлений Синодального комитета также выступили на курсах. Руководитель отдела И.А. Котина прочитала несколько лекций. В частности, она рассказала священникам о методической основе построения системы повышения квалификации сотрудников епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством, технологиях организации региональных, межрегиональных и международных конференций по духовному окормлению казачества, проживающего в России и за рубежом.

Руководитель пресс-службы Синодального комитета Н.А. Селиванова в докладе «Основы контентной стратегии: понятие, этапы, принципы планирования для интернет-сайта, онлайн-медиа» подробно остановилась на технологиях создания новостей, обращая внимание на необходимость планирования деятельности руководителя епархиального отдела. Ею были отмены несколько тезисов: «Главное требование современных публичных процессов — это скорость, оперативность появления факта, изображения, иллюстрации события; короткий текст, комментарий официального лица (медийной фигуры)».

Среди рекомендаций, которые были даны руководителем пресс-службы Синодального комитета руководителям епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством, был совет начинать рабочий день с мониторинга православных интернет-сайтов: сайтов Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, Московской Патриархии, Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ; сайтов телекомпаний «Союз» и «Спас», радио «Вера», портала «Православие.ru». Н.А. Селиванова порекомендовала ввести еженедельное планирование своей деятельности для формирования информационных поводов и поиска возможностей их реализации вместе с помощниками и волонтерами, а также регулярно направлять качественные новости в Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством.

О документообороте в работе епархиального отдела по взаимодействию с казачеством и правилах деловой переписки с Синодальным комитетом рассказал руководитель отдела делопроизводства Синодального комитета Д.Б. Ананьев.

Доктор философских наук, профессор, ведущий консультант Управления мониторинга, анализа и прогноза ФАДН В.Д. Лаза в своем докладе «Духовная безопасность в среде современного казачества» выразила обеспокоенность в связи с тем, что православный сегмент в социальных сетях остается незначительным. «Молодое поколение уже давно обитает в соцсетях, и если пастыри полагают, что у них нет времени на работу в виртуальном пространстве, то такую позицию надо срочно корректировать. Молодежь должна получить разъяснение, предостережение, наконец, помощь от священника, который через Слово Божие оградит от шага в неоязычество либо в неправовое поле, а, быть может, и спасет совсем молодого человека от физической гибели».

В ходе курсов повышения квалификации состоялись и другие выступления. Кроме того, для закрепления навыков и полученных знаний Синодальным комитетом были проведены круглый стол, анкетирование и собеседование с руководителями епархиальных отделов.

Прозвучавшие доклады, дополнительная литература и презентации в электронном виде были переданы слушателям.

Участники курсов получили в подарок от Комитета литературу, призванную помочь в деятельности по окормлению казачества: Концепцию Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества, Сборник чинопоследований войсковых казачьих обществ, изданные Синодальным комитетом молитвословы православного казака. Также слушатели получили книгу митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение» с личным автографом.

На церемонии вручения удостоверений о повышении квалификации ОЦАД и сертификатов МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), которая завершила лекционный день 8 декабря, ответственный секретарь Синодального комитета иерей Тимофей Чайкин, в частности, сказал: «Духовное окормление казачества — это очень многогранный процесс… Главное, что мы должны трудиться сообща, с любовью и помощью друг к другу. На многие вопросы вы в течение этой недели получили квалифицированные ответы. Есть проблематика, которая требует дополнительного обучения, и мы постараемся нарастить тот объем сведений, понимания, порядка действий, который сработает во благо. Благодарю всех участников нашего общего дела за большие труды для успешного проведения занятий, за сердечность и теплоту по отношению друг к другу в нашем общении».

Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством/Патриархия.ru

Большая инструкция по пути Сантьяго: где жить, что есть и как одеваться

Путь Сантьяго (Путь Иакова) — путь к гробнице апостола Иакова в городе Сантьяго-де-Компостела (Испания). В средневековье христианские паломники выходили из дома и шли удобной дорогой. Путь очищал от грехов, наделял правом получить прощение. Индульгенцию от епископа выдавали служащие кафедрального собора Сантьяго. В нынешние времена путешественники отправляются не за прощением. Они хотят познакомиться с историей и архитектурой Испании, познать себя. Иногда цель Пути — испытание веры.

К собору в Сантьяго-де-Компостела ведёт множество дорог — теперь это официальные маршруты. Они проходят по территориям Франции, Португалии, Германии, Бельгии, Голландии, Германии и прочих стран. Паломники выбирают Путь самостоятельно и, нацепив на рюкзак символ пилигрима — ракушку, идут от 100 до 1050 км.

По легенде, ракушки выдавались пилигримам, которые прошли Путь и дошли до Сантьяго. Позднее вместо них ввели Компостелу (специальное свидетельство — прим. Сравни.ру), а ракушка осталась отличительным знаком пилигрима. Ракушка имеет много смыслов. Нам по душе пришёлся такой: существует много Путей пилигрима, все они начинаются в разных местах, но ведут в одну точку — в Сантьяго-де-Компостела (совсем как в жизни).

Сначала мы хотели найти ракушки в Порту, и нам, конечно же, хотелось пройти весь путь с ними на рюкзаках. Но нам не попалось ни одной, и мы решили, что это знак: мы должны их заслужить, и наши ракушки ждут нас в конце нашего пути — в Сантьяго. Так и вышло.

Осенний Камино. Источник фото: .com

Маршруты до Сантьяго-де-Компостела

Въезд в европейские города со стартовыми точками Пути — по шенгенской визе. Если вы оформляете новый шенген, обращайтесь в консульство Испании: почти всю поездку предстоит провести там. При условии, что у вас нет иных планов на другие страны Европы.

Маршруты до Сантьяго-де-Компостела:

  • Французский путь. От Сен-Жан-Пье-де-Поль 780 км. Многолюдные тропы с развитой инфраструктурой.
  • Португальский путь. От Порту 240 км. Много приютов и кафе. От Лиссабона около 700 км. Участок Лиссабон-Порту плохо размечен и пустынен.
  • Путь к Фистерре. Начинается в любой точке, заканчивается на «краю земли» в деревнях Фистерра и Мушия.
  • Северный путь. От Байонна 860 км. Мало альберге (ночлег для пилигримов), между ними большое расстояние. Холодный путь, проходит по побережью океана.
  • Изначальный путь. От Овьедо 315 км через горы. Самый сложный путь.
  • Серебряный путь. От Севильи 1050 км. Дорога красивая, но здесь большие переходы. Непопулярный маршрут.
  • Английский путь. Из Феролле 120 км. Уединённый маршрут. На сегодняшний день самый размеченный.
  • Другие маршруты.

Любой маршрут Сантьяго можно пройти за 3–4 дня, если начать его за 100 км от цели. Максимальное время в Пути — 40–50 дней — это Серебряный или Северный маршруты. В среднем путешественники проходят маршруты за 10–20 дней. Всё зависит от длительности отпуска и точки старта.

Путь к Фестерре. Источник фото: .com

В какое время года лучше идти по маршрутам

Погода отличается в разных регионах страны и неодинакова на маршрутах. Так, Северный маршрут — холодный. Летним днём яркое солнце и +35°, ночью температура падает до 1–3°. В то же время на Португальском пути всегда солнечно и ветрено.

Рекомендации такие:

  • Май, июнь, сентябрь — лучшие месяцы по погоде и для размещения. Приюты полупустые.
  • Июль и август — жарко, минимум дождей, много пилигримов. Они стартуют в первых числах каждого месяца, прибывают в 20–30 числах. Одновременно на маршруты выходят более 1000 человек, альберге переполнены.
  • Октябрь-апрель — холодно, сыро, сильные ветра. На дорогах грязь, идти тяжело даже с палками. Приюты пустые или закрыты.

Перед выездом в Испанию проверьте погоду на местном сайте.

Как получить паспорт пилигрима (креденсиаль)

Паспорт пилигрима (креденсиаль) — документ, подтверждающий, что вы прошли Путь. Креденсиали продают в туристических офисах, кафе, газетных киосках и альберге. В официальных точках продаж паспорт стоит 1–2 € или бесплатно, в частных альберге цена достигает 10–12 €. Есть возможность купить креденсиаль у перекупов за 4–6 €.

Паспорт паломника даёт право селиться в муниципальных и церковных альберге — общежитиях для паломников, получать скидку на обед и билеты в некоторые музеи (стоимость билетов 1–3 € вместо 5–10 €).

Его также можно предъявить в официальном офисе паломников в Сантьяго-де-Компостела по адресу Rúa das Carretas 33, чтобы бесплатно получить компостелу (грамоту об отпущении грехов). Её выдают при условии, что цель Пути — духовная или религиозная.

Если цель спортивная, положен сертификат дистанции. Его продают за 3 €, в том числе тем, кто получил грамоту. Будьте готовы, что ваши данные по пройденному пути не совпадут с данными сотрудников. Они считают километраж по сводным таблицам маршрутов, «сворачивание с дороги» их не интересует. Чтобы не смять документы, купите тубу за 2 €.

Компостелу можно принять за человека, который не смог пройти Путь сам. Тогда в грамоте делают приписку с его фамилией. На усмотрение работников офиса детям отпускают личную компостелу или вписывают их в родительскую.

Внешний вид паспортов неодинаковый: типографии Португалии, Франции и Испании не пришли к единому мнению о макетах. Убедитесь, что креденсиаль действителен и на нём стоит уведомление об одобрении и утверждении макета епископом Сантьяго.

В основном креденсиали продаются с такими обложками, «внутренности» могут отличаться. Источник фото: oficinadelperegrino.com

По ходу движения собирайте в паспорт штампы о посещении городов на Пути. Их бесплатно ставят в альберге, соборах или кафе. При отсутствии рядом со штампом даты получения, впишите её сами. Когда место в креденсиале закончится, что неминуемо на длинном маршруте, купите второй и вложите его в первый. Паспорта действительны всю жизнь. Если вы не прошли Путь с первого раза, вернитесь в любое время и продолжите с точки окончания с тем же креденсиалем.

Заполненный паспорт пилигрима, октябрь 2019. Фото путешественницы Сони Митиной

Лайфхак: паспорт пригодится, чтобы получить шенгенскую визу через консульство Франции или Испании. Вместо броней на отели, приложите к пакету документов незаконченный креденсиаль и сообщите, что цель визита — прохождение Пути. Проверять это, конечно же, никто не будет.

Альберге и другие варианты проживания

Муниципальные альберге — бюджетные общежития (приюты) для паломников. Стоимость — 5–6 € либо добровольное пожертвование в произвольном размере. На популярных маршрутах их 2–3 в каждой деревне, на непопулярных — один на 30–35 км.

Муниципальные и церковные приюты одинаковы по цене и устройству. Заселяют с 13 до 17 по паспорту пилигрима. В первый день Пути реально заселиться без креденсиаля: в сезон их раскупают, и в альберге не успевают пополнять запасы. Зимой многие пристанища закрыты, поэтому приобрести паспорт тоже нельзя. Нужно идти до следующего пристанища с блокнотом и собирать штампы в него: после блокнот достаточно вложить в паспорт, чтобы «активировать» отметки.

Забронировать койко-место в альберге невозможно. Оно достанется вам по прибытии в спальне на 10–40 одно- или двухъярусных кроватей. Служащие выдадут одноразовое постельное белье. В зависимости от условий приюта бесплатное или за 1–2 €. Действует правило очерёдности: сначала заселяют пожилых людей и инвалидов, после — молодежь и велосипедистов. Нижнюю койку двухэтажных кроватей принято уступать пожилым пилигримам.

При отсутствии койко-мест возможно постелить матрас на пол в спальне или летнем домике. Если есть палатка, разрешается разбить её на территории за 3 €. Туалет и душ в этом случае входит в стоимость.

Муниципальный альберге в г. Понтеведре, сентябрь 2019. Фото путешественницы Сони Митиной

В альберге имеются раздельные душевые с горячей водой. Банных принадлежностей нет, и купить их на ресепшен нельзя. Стиральные машины не во всех приютах, а в тех, где есть — платные. Одна загрузка — 2,5 €. Столько же стоит сушка вещей. Обычно пилигримы скидываются по несколько центов и стирают вместе. В комнатах розетки, по запросу выдают тройники. Можно заказать завтрак за 3–4 € и воспользоваться общим компьютером за 2 € в час.

Альберге работают по режиму. В 22:00 гасят свет, а в 8–9 утра просят освободить помещение для уборки. Как правило, комната забивается к 17 часам. Хорошим тоном считается собрать вещи с вечера и не шуршать пакетиками при подъёме.

Мы ночевали в муниципальных альберге. Во-первых, они дешевле. Во-вторых, хотелось почувствовать себя на одной волне с пилигримами. Места в приютах всегда были. Но как-то раз — два последних (в Кальдас-де-Рейес). Дело в низком сезоне (октябрь), летом, говорят, не прорваться. А мы в 7 вечера приходили, и ничего.

Не было такого, чтобы в альберге нас что-то сильно раздражало. Мы ко всему были готовы: к храпу, тесноте, общему душу. Но по условиям конкретных альберге были замечания. В одном не было горячей воды и одноразовых простыней, в другом — посуды на кухне — даже чайника! С утра хотелось взбодриться горячим чаем, но облом. Так что да, такие мелочи слегка огорчали.

Пару раз всё-таки приходилось ночевать в частных приютах, в маленьких деревнях муниципальных просто нет.

Если вы не успели заселиться в муниципальный альберге, высматривайте на воротах частных домов изображение ракушки. Это знак, что вас примут на ночь в семью. При наличии палатки остановитесь в кемпинге за 6–8 €.

Для комфортного путешествия подойдут частные альберге. Их цена — до 25 €. В комнате меньше людей, вас кормят ужином и завтраком, дают возможность задержаться утром и без ограничений пользоваться Wi-Fi. В отелях и апартаментах цены от 45 €. В путеводителях указаны предпочтительные и дорогие варианты: не останавливайтесь в них, когда хотите сэкономить. Пройдите до менее раскрученного места и снимите гостиницу на 5–10 € дешевле.

Частный альберге Inturjoven Sierra Nevada, Источник фото: tripadvisor.ru

В сезон желательно бронировать жильё. Однако часто Путь сам решает, где закончится день. Поэтому составлять маршрут за несколько месяцев бессмысленно. Купите испанскую сим-карту и резервируйте гостиницы с привычных приложений утром или вечером перед выходом.

Мы планировали остановку в конкретных альберге буквально пару дней пути. Дальше — по самочувствию. Именно поэтому оказывались в глухих деревнях. Потому что, например, от города до города всего 18 км: нам казалось это небольшим расстоянием, и мы шли дальше.

Вдоль тропы висят рекламки близлежащих альберге: можно сориентироваться, до какого хочешь дойти.

Что и где кушать

Дешевле готовить самостоятельно. Правда, не во всех муниципальных альберге есть кухня и тем более посуда. Поэтому либо берите скарб (домашнюю утварь) с собой, либо придётся потратиться на кафе. Кстати, насчет скарба: во многих приютах нет чайников и стаканов. Воду подогревают в микроволновке, так что лучше иметь с собой стакан, который не расплавится в ней.

Продукты берите в магазинах или на местных рынках. Последние проходят по определённым дням и не афишируются в интернете. Если посчастливится встретить супермаркет Lidl или Froiz, закупайтесь впрок. В небольших поселениях маловероятно купить что-то съестное. Слишком специфический у магазинов график работы: то сиеста, то ещё закрыты, то уже. Также пилигримы с удовольствием идут на складчину и готовят общий ужин в альберге.

В небольших деревеньках рынок — настоящее средневековое приключение. Источник фото: .com

Цены на продукты на 2019:

  • вода 0,5 л — 0,7 €;
  • йогурт — 1 €;
  • молоко —1,5–2 €;
  • макароны —0,5–3 €;
  • фрукты и овощи — до 2 € за кг;
  • хлеб — 1 €;
  • более или менее хорошее вино — от 3 € за бутылку.

Лайфхак: вам понадобится много воды при переходах. Не выбрасывайте первую купленную бутылку и набирайте воду в родниках на Пути. Так удастся сэкономить.

Кафе и ресторанов на Пути достаточно. Предъявите паспорт паломника и получите комплексное меню «Menú del Peregrino». В сумму 8–10 € входят три блюда и напиток. Это вино, пиво или вода на выбор. Бизнес-ланчи стоят 12–15 €. Заурядное меню — от 20 € до бесконечности.

Caldo gallego — галисийский суп из кудрявой капусты с картошкой и морковью. Входит в меню пилигрима. Источник фото: .com

Брать бутерброды и печенье в Путь — святое. Испания — вечная сиеста и расслабление. Вероятно, что во время прохождения очередной деревушки вы не найдёте работающего кафе — перерыв с 16:00 до 20:00 — обычное дело.

Пинчос — традиционная испанская закуска. Рекомендуется для перекусов в дороге. Источник фото: .com

Язык, деньги, связь и другие пилигримы

Вы не заплутаете на любом из маршрутов без знания английского и испанского. Во-первых, в последние годы по Пути проходит много русских туристов — скучно не будет. Во-вторых, испанцы (французы и португальцы) в деревнях изъясняются на своём языке. На английском и других языках общаются только в альберге. Приюты с мультиязычным персоналом отмечены в путеводителе флагами.

Думать, что вы сможете оплатить чек картой или с экрана телефона, самонадеянно. Даже в больших городах стоимость покупки по карте начинается от 10 €, что говорить про маленькие — там терминалы — моветон. Запаситесь евро в России или снимите с любого банкомата в точке старта.

Мобильная сеть есть на всех маршрутах. Отправляйтесь в Путь со своей сим-картой, если у вас выгодный роуминг, или купите симку в Испании. Звонки здесь дорогие, поэтому смотрите на интернет-пакеты. Есть такие варианты для туристов:

  • Orange — 10 Гб трафика за 15 €;
  • Vodaphone — 15 Гб за 20 €;
  • Three — пакет 12 Гб за 25 €, раздавать интернет на другие устройства нельзя.

Обратите внимание: в крупных городах есть бесплатный Wi-Fi. Он обозначен синими знаками.

Рядом с такими знаками зона бесплатного интернета. Источник фото: ditisbarcelona.nl

Путь проходят пилигримы разных возрастов. Много немецких, французских, австрийских пенсионеров. Китайцы приезжают организованными группами и передвигаются на автобусах. Они живут в гостиницах и не станут конкурировать с вами за альберге. Всё чаще встречаются семьи с детьми, в том числе до 5 лет. Путешествовать в одиночку не страшно: вы будете встречать на маршруте других пилигримов, которые пригласят присоединиться за компанию. Ночной маршрут не опасней обычного, если не идти через промзоны. Последние дни Пути вы пройдёте в толпе: в Сантьяго-де-Компостела финишируют все туристы.

Чтобы почувствовать дух Пути ещё больше, повесьте на рюкзак ракушку — символ пилигрима. Продаётся в любой сувенирной лавке за 2–3 €.

Отличительный знак паломника — ракушка. Фото Карины Скрыпник

Как подготовиться к пути

За неделю до поездки проходите 10–15 км ежедневно. Тогда в первый день Пути вы почувствуете себя не загнанной лошадью, а приличным человеком. Если не подготовились дома, первые три маршрутных дня разогрейте мышцы на небольших перевалах — 7–15 км достаточно.

Экипировка — половина успеха вашего паломнического Пути. Что нужно купить:

1. Обувь

Стоимость: от 1599–3999 ₽ (здесь и далее цены из «Спортмастера»: он есть в большинстве городов России).

Выбирайте обувь, которую умеете носить. Первый день в трекинговых ботинках станет последним, если вы надели их первый раз — кровавые мозоли обеспечены. К тому же для пути Сантьяго они неудобны. На жёсткой подошве больно ходить по асфальту, а он встретится на доброй половине маршрута.

Не рекомендуется ехать в ботинках с мембраной: она мешает обуви высохнуть, а намокание во влажном испанском климате неизбежно. Предпочтительнее мягкие походные ботинки или кроссовки с хорошим протектором. Так ноги не устанут, вы не будете скользить на влажной почве.

Перед поездкой походите в обуви пару недель, чтобы разносить.

Подходящие варианты женской и мужской обуви Outventure

2. Носки

Стоимость: от 500 ₽

Купите 2–3 пары трекинговых носков. Они отличаются от обычных тем, что плотно прилегают к ногам и предупреждают трение, защищают сухожилия от нагрузки, отводят влагу. Это убережёт от мозолей. Стоимость пары — от 1300 ₽, можно найти варианты со скидками за 500–700 ₽.

Льняные и шерстяные носочки тоже возьмите — первые подойдут для городских прогулок, вторые — для сна. В альберге редко бывает отопление.

3. Рюкзак

Стоимость: от 6 999 ₽

Если вы идёте в одиночку, хватит рюкзака на 30 л для девушки и на 35–40 для мужчины. Литраж связан с комфортным весом, который несёт представитель каждого пола — 5–8 кг. Берите рюкзак, в котором вес распределяется между плечами и тазом. У него есть лямки, застегивающиеся на поясе и груди. Из дополнительных радостей: крепление для спального мешка и перекрестные шнурки. На них вешают не досохшие после стирки вещи. Прикрепите их прищепкой к шнурку — всё высохнет на воздухе.

Не экономьте на рюкзаке: от его удобства зависит здоровье — повредить спину и шею под нагрузкой очень просто.

Неплохой рюкзак для пеших походов: боковые стяжки помогают правильно распределять вес

4. Спальный мешок

Стоимость: от 2 399 ₽

Спальный мешок нужен вместо постельного белья. В альберге его либо нет, либо оно одноразовое и к утру скатывается в комок на скользких подушках из кожзама. В сезон кровати или матрасы сдвигают: так служащие высвобождают место для других пилигримов. Спальный мешок позволит чувствовать себя обособленно.

Многие путешественники предпочитают брать самый лёгкий спальный мешок, но всё же присмотритесь к моделям до 0 градусов. Погода в Испании непредсказуемая, может статься, что мешок станет вашим единственным островком тепла.

Хороший вариант, хотя есть модели полегче. Мешок подходит для нулевой температуры

5. Головной убор, крем от солнца и дождевик

Стоимость: от 949 ₽

Откажитесь от кепки в пользу шляпы с широкими полями. Испанское солнце даёт жару: незащищённые шея и плечи буквально превратятся в уголёк. Самый дешёвый вариант — 400 ₽.

Возьмите крем с защитой от 30 SPF (от 150 ₽ за тюбик). Если летите с ручной кладью, купите крем в Испании, так как на борт вас не пропустят с ёмкостью больше 100 мл. Меньшего количества крема не хватит даже на неделю. Или берите несколько туб. Толстым слоем предстоит мазать все открытые участки тела.

Дождевик пригодится всегда. Надеяться на прогноз погоды не приходится, моросить может начать в любой момент. Предпочтите длинный дождевик-пончо из толстого материала: так вы накроете себя и рюкзак. Если у вас дождевик-плащ, купите герметичный мешок на рюкзак. Также захватите пачку презервативов (250–400 рублей за 12 шт.) — нет ничего лучше для хранения техники и документов в ливень. Гермомешки протекают, а завязанные презервативы — нет.

Такой дождевик переживет всю поездку, в отличие от дождевиков за 100 рублей

6. Одежда

Стоимость: от 4346–4896 ₽

В испанском климате подойдёт одежда из синтетики: она лёгкая и быстро сохнет. Из тёплой — флис.

Рассмотрим бюджетные наборы одежды, например, марку Outventure.

Бюджетный набор из «Спортмастера» для мужчин Outventure — 4896 ₽

Бюджетный набор из «Спортмастера» для женщин Outventure — 4346 ₽

Термобелье лучше брать дорогое. В отличие от дешёвых моделей оно плотно облегает тело, хорошо сохраняет тепло. Можно рассмотреть марку Helly Hansen — верх и низ продаётся отдельно, собрать комплект реально за 5000 ₽ со скидкой.

Что ещё взять в дорогу

Много отзывов, что по Пути негде купить маленькие флаконы мыльно-рыльных составов. Можно взять их с собой в специальных баночках. Их продают на «Алиэкспресс».

Цена флакона — 80–140 ₽ на «Алиэкспресс»

Полотенце купите абсорбирующее. Оно мало весит, мгновенно высыхает. Цена на марку Joss — от 650 ₽ за полотенце 120*60 см.

Захватите солнцезащитные очки и перчатки в осеннее время. В аптечку положите эластичный бинт на случай растяжений и при условии, что вы умеете его накладывать. Возьмите мазь от мозолей и вазелин. Последним смазывайте ноги перед каждым выходом: это не даст коже загрубеть. Для поддержания чистоты рук подойдёт гель с содержанием спирта от 60%.

При желании возьмите одну трекинговую палку (пара — от 1000 ₽). Она должна складываться, иначе вам не разрешат взять её в ручную кладь самолёта. Однако палка помогает в основном при подъёме в гору, поэтому проще найти палку от дерева на месте. Их там достаточно.

Также нужны гермомешки (от 500 ₽ за 1 шт). Туда стоит поставить обувь — внутрь некоторых альберге пускают только в сменке, основная обувь остаётся ночевать на улице. Неприятно обнаружить её утром мокрой. Возьмите поясную сумку или небольшой тряпичный рюкзак. Их удобно брать в приютский душ и на городские прогулки.

Другие вещи:

  • зарядки и powerbank;
  • беруши;
  • фонарик и батарейки;
  • медицинская страховка, паспорта, карты;
  • лёгкие тапочки для душа.

Особенности прохождения пути пешком, на велосипеде, лошади и лодке

Все маршруты описаны в путеводителях. Их бесплатно дают в туристическом центре города или продают за 7–25 €. Платные путеводители хороши тем, что отражают рельеф местности: вы всегда будете знать, когда предстоит подъём или спуск.

Преодолевать Путь допускается пешком, на велосипеде, лошади или лодке. Впрочем, ничего не мешает проехать маршрут на такси или общественном транспорте. Тогда для получения компостелы нужно выполнить условия:

  • 100 последних километров преодолеть пешком или верхом;
  • 200 последних километров проехать на велосипеде, 160 км на лодке, а остаток пути от ближайшей водной точки — пешком.

Для пеших туристов есть лайфхак: если вы устали идти с поклажей, закажите для неё такси в альберге. Стоимость — от 4 € (с вашим багажом едет поклажа других пилигримов). Пока вы налегке наслаждаетесь видами, вещи ожидают в следующем приюте.

Путь Иакова на байках. Источник фото: flickr.com

Для велосипедистов предусмотрены отдельные ровные дороги, поэтому тип велосипеда неважен. Подойдёт горный и обычный. Захватите шлем, наколенники, ремонтный набор и перчатки.

В день вы проедете 50–100 км. В альберге всегда есть место для хранения байка, так же как и стоянки у кафе и магазинов.

Велосипед можно привезти свой. Стоимость негабаритного груза — от 50 €, но не все авиакомпании соглашаются брать железного коня. При желании купите велик на месте, стоить это будет примерно 1000–1500 €. Искать б/у варианты вряд ли будет время.

Байк можно арендовать на сайтах:

  • bikeiberia.com;
  • tournride.com;
  • bicigrino.info.

Прохождение пути на лошади и лодке пока непопулярно. Очевидно, что проще купить маршрут туром. Французские и испанские туристические агентства разрабатывают индивидуальные прайсы и высылают их по запросам.

Мы собирались идти в Камино с собакой, поэтому заранее искали информацию на эту тему. В муниципальных альберге с собаками пускают редко, а чаще вообще не пускают. Решили не рисковать и забронировали все места проживания через booking и airbnb.

До Порту собака летела в мягкой складной переноске, которую потом положили в рюкзак. Из Питера взяли корм. Собака ела много, так как на дорогу ей требовалось много сил. Обязательно нужно позаботиться о воде для собаки. Нас спасал специальный рюкзак для переноски собак К9 Sportsack: у собаки короткие лапки, и весь день она бежать не могла. Каждый день надо давать собаке время на восстановление и отдых.

В целом идти в Камино с собакой здорово! Все обращают внимание, фотографируют. Благодаря собаке мы познакомились со многими пилигримами. У собаки был свой личный паспорт пилигрима, куда мы ставили печати за неё. Это также всех умиляло.

Собаке тоже понравилось, насколько мы могли судить. Она любит океан и природу, для неё уехать из Питера и провести две недели в любимых стихиях было только в радость. Вообще, путь нас сблизил, собака прошла его, как настоящий пилигрим, и заслужила свою маленькую ракушку.

Путешествие с собакой, май 2019. Фото Карины Скрыпник

Резюме по поездке

Посчитаем приблизительный бюджет на человека из расчёта 10 ночей. По условию вы останавливаетесь в муниципальном альберге, кушаете в кафе и покупаете перекусы. Берём самые низкие цены с учётом личного опыта путешественников. Не считаем визы, страховку, перелёты.

Сколько стоит пройти Путь Сантьяго

Траты Количество дней Стоимость за сутки Итоговая сумма
Паспорт пилигрима Одноразово 2 €
Сертификат дистанции Одноразово 3 €
Туба Одноразово 2 €
Муниципальные альберге 10 5 € 50 €
Постельное белье 10 1 € 10 €
Стирка и сушка 2 5 € 10 €
Меню Пилигрима 10 10 € 100 €
Продукты и вода 10 10 € 100 €
Vodaphone 15 Гб Одноразово 20 €
Ракушка Одноразово 2 €
Обувь Одноразово 50 €
Трекинговые носки — 2 пары Одноразово 35 €
Рюкзак Одноразово 80 €
Спальный мешок Одноразово 35 €
Головной убор, крем от солнца, презервативы Одноразово 12 €
Набор одежды Одноразово 65 €
Термобельё Одноразово 70 €
Прочие вещи Одноразово 65 €
Путеводитель Одноразово 10 €

Итого десять дней путешествия и экипировка обойдутся в 721 €. Если есть обувь и одежда — в 364 €. Стоит отложить пару сотен на «всякий пожарный»: можно придерживаться таксы 200 € на человека — как раз столько стоит билет почти из любой страны Европы в Москву.

Подготовиться к путешествию по Пути Сантьяго

Купить страховку для выезда за границу

Путь Святого Иакова – паломничество в Испании

Сантьяго де Компостела – один из красивейших городов Испании. В каждой узенькой улочке, вымощенной брусчаткой, на каждой древней площади незримо витает дух истории. Перед глазами встают картины из прошлого, наполненного самыми невероятными событиями. История Сантьяго-де-Компостела берет свое начало в IX веке, когда было обнаружено захоронение святого Иакова (святого Якова, или Сантьяго).

Святой Иаков Старший – первый апостол-великомученик, жизнь и смерть которого породили множество легенд. Тот, кого согласно христианской традиции называют этим именем, был сыном Зебедео и Саломеи. Его брат Иоанн тоже был апостолом и евангелистом. Несмотря на то что в Новом Завете мы не найдем описания личности святого Иакова, считается, что он, как и брат, был человеком вспыльчивым, целеустремленным и бесстрашным. Неслучайно Иисус называл обоих братьев «сыновьями грома».

Святой Иаков считается первым апостолом-великомучеником: точно не известна дата его смерти, но мы знаем, что он был обезглавлен в Палестине по приказу царя иудеев Ирода в возрасте 41–44 лет. Ирод ужесточил пытки и экзекуции представителей первых христианских общин, добиваясь расположения Рима.

Легенды и предания о могиле святого Иакова

Как известно, апостолы шли по миру, неся с собой новую религию. По одной из легенд Сантьяго Старший отправился в Испанию, проповедуя без особого успеха в Астурии, Галисии, Кастилье и Арагоне. И однажды на реке Эбро ему будто бы явилась Святая Дева, стоящая на колонне, и повелела возвести на этом месте храм.

В другой легенде, не исключающей первую, говорится о том, как после мученической смерти тело святого Иакова с божьей помощью было доставлено на лодке из Палестины в деревню Ирия Флавия, в 15 километрах южнее Сантьяго, провинции Ла-Корунья. В этом месте легенда превращается в сказку и повествует о том, как, преодолев множество трудностей на своем пути, пересекая Испанию с востока на запад, ученики святого Иакова получили наконец разрешение захоронить его тело. И едва они положили тело Учителя на огромный камень, как последний вдруг стал таять, пока не превратился в саркофаг.

Захоронение апостола оставалось забытым почти 800 лет. В 813 году в лесу Либредон какие-то таинственные огоньки привлекли внимание отшельника Пелайо. Этот человек позвал епископа из деревни Ирия Флавия, который, обнаружив захоронение святого Иакова, доложил об этом королю Астурийскому Альфонсо II. Монарх лично отправился к месту обнаружения останков и приказал построить там часовню, а на прилегающих землях – монастырь. Так и родился город Сантьяго-де-Компостела. Название «Компостела» происходит от латинского Campus Stellae («звездное поле»), данное городу в честь таинственных огоньков, которые указали отшельнику Пелайо на захоронение святого Иакова.

О городе Сантьяго-де-Компостела

Исторический центр Сантьяго в прошлые века был окружен защитной стеной. Преобладающий материал, из которого построены здания в городе, – гранит, в изобилии наличествующий в Галисии. Город необыкновенно красив и загадочен, при внешней схожести каждая улочка имеет свой неповторимый характер. Прогулка по городу позволит вам окунуться в прошлое, почувствовать себя частью вечности. Музыканты со всего мира, ищущие вдохновение на улочках Сантьяго, подарят вам минуты наслаждения волшебной музыкой. Бродячие артисты-мимы развлекут яркими и красочными представлениями. В уютных ресторанчиках, которыми изобилуют улицы старого города, можно попробовать вкуснейшие блюда галисийской кухни, насладиться изысканными винами и десертами.

Сантьяго-де-Компостела является столицей Галисийской автономии. Население города невелико для столицы, всего 95 тысяч человек, но в течение учебного года увеличивается до 120 тысяч благодаря студентам. Университет в Сантьяго-де-Компостела – один из старейших в Испании (второй после университета в Саламанке). Он был основан в 1495 году и является одним из самых престижных испанских вузов.

Собор Сантьяго-де-Компостела

Главной достопримечательностью города является Собор Святого Иакова, куда стекаются паломники со всех стран мира. Этот величественный храм достраивался в разное время и поэтому имеет четыре разных по архитектуре фасада.

  • Центральный фасад собора носит название El Obradoiro, то же, что и площадь, на которую он выходит. Построенный в стиле барокко в XVIII веке архитектором Фернандо де Кассас-и-Новоа, он включает в себя черты различных эпох.
  • Северный фасад Собора Святого Иакова, Azabacheria, был построен во второй половине XVIII века. В его архитектуре четко отразился переход от эпохи барокко к неоклассицизму.
  • Восточный фасад носит название Quintana, так же по названию площади, на которую выходит. Он был окончательно достроен во второй половине XVII века в стиле барокко, но с эстетической точки зрения очень пострадал от постоянных модификаций с XII по XVII век.
  • Южный фасад Platerias был построен в 1075 году в романском стиле и является старейшим из фасадов Собора Святого Якова.

Паломничество в Сантьяго-де-Компостела и Путь Святого Иакова (Камино де Сантьяго)

Паломничество в Сантьяго получило дополнительный импульс, когда в 1119 году ему была дарована привилегия «jubileo» – привилегия священного года, заключающаяся в полном отпущении грехов, Прощении. В булле («Bula Regis») Папы римского Александра III, изданной в XII веке, говорится об отпущении всех грехов, вне зависимости от их тяжести, через «jubileo». Это особая милость, дарованная Богом паломникам, пришедшим в Cобор Святого Иакова в священный год, который случается каждые 6, 5, 6 и 11 лет, когда 25 июля, день великомученика святого Иакова, выпадает на воскресенье.

Вопреки расхожему мнению, совсем необязательно преодолевать пешком нелегкий и долгий путь пилигрима для получения Прощения. Его может получить любой добравшийся сюда на поезде или машине посетитель Собора Святого Иакова, как для себя, так и для умершего родственника. Тем не менее многие истинно верующие предпочитают пройти путь пилигрима пешком. В священные годы по дорогам Северной Испании под палящим солнцем и проливными дождями, а порой и по снегу бредут люди с огромными рюкзаками и посохами, направляясь в Сантьяго-де-Компостела за Прощением.

Чтобы получить Прощение всех своих грехов, необходимо:

1) посетить Собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела в священный год;

2) исповедаться и причаститься. Таинства исповеди и причастия можно совершить заранее в любом другом храме, но не более чем за 15 дней до посещения Собора Святого Якова;

3) прочитать молитвы («Отче наш», «Аве Мария» и др.).

Рекомендуется, но не является обязательным:

  • принять участие в церковной Службе пилигримов;
  • зайти в собор через дверь Прощения, которая открывается только в священный год;
  • посетить надгробие святого Иакова.

Туризм в Сантьяго-де-Компостела

Сантьяго-де-Компостела – это не только живая история и религиозная святыня. Это еще и процветающий современный город, в котором расположены парламент и правительство Галисии, откуда вещает телевидение автономии. Непрерывно строятся новые комфортабельные отели, готовые принять огромное количество туристов. В городе проводятся различные культурные мероприятия, приезжают с концертами такие звезды как Стинг, группы «Пласебо» и «Роллинг Стоунз», Пласидо Доминго, Хоакин Кортес. Город имеет великолепно развитую коммуникационную инфраструктуру: автобусную станцию, железнодорожный вокзал и международный аэропорт.

Сантьяго-де-Компостела не является местом традиционного туризма, более ориентированного на море, пляж и солнце. Однако этот сказочный город является одной из важнейших достопримечательностей Испании и заслуживает посещения, может быть, не один раз.

Подробнее о городе и как до него добраться, читайте в специальной статье.

Если вы хотите совершить паломничество или просто пройтись туристом по Камино де Сантьяго или его части – пишите нам или звоните, мы с радостью поможем!

Святой Апостол Иаков Зеведеев. Русская икона.


Апостол от Двенадцати Иаков Зеведеев (+ 44) был братом Апостола Иоанна Богослова.
Происходя из дома зажиточного рыбака, он слушал проповедь Иоанна Крестителя в пустыне и был одним из первых призван Христом к Апостольству вместе со своим братом Иоанном Богословом (Мф. 4, 21; Мк. 1, 19-20).
Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца Зеведея, также, по сообщению Евангелиста Марка (Мк 3,17), Иисус назвал братьев Воанергес (дословно «сыновья грома»), очевидно за порывистый характер. В литературе Иакова Зеведеева также часто называют Иаковом Старшим, чтобы отличить его от Апостола Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня или Иакова Младшего.
Святым Апостолам Иакову, Иоанну и Петру Господь преимущественно открывал Божественные тайны: при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37-42; Лк. 8, 51-55), на Фаворской горе, где они видели Его Преображение (Мф. 17, 1-9; Мк. 9, 2-9; Лк.9, 28-36), и в Гефсиманском саду (Мф. 26, 37-46; Мк. 14, 32-42; Лк. 22, 39-45).
После Сошествия Святого Духа Святой Апостол Иаков, по преданию, проповедовал в Испании и других странах мира. Затем возвратился в Иерусалим, где открыто учил об Иисусе Христе, что Он истинный Мессия, Спаситель мира, обличал фарисеев и книжников в жестокосердии и неверии. Иудеи были не в состоянии противостоять Апостольскому слову и за деньги наняли философа-волхва (жреца) Гермогена, чтобы тот вступил в диспут с Апостолом и опроверг его доводы о Христе как о пришедшем на землю обетованном Мессии. Волхв послал ко Святому Апостолу своего ученика Филита, но тот уверовал в Господа Иисуса Христа. Вскоре и сам Гермоген убедился в силе Божией, сжег свои волшебные книги, принял святое Крещение и сделался истинным последователем Христовым.
Тогда иудеи убедили царя Ирода Агриппу (40-44 гг.) схватить Апостола Иакова и осудить его на смерть. Святой Иаков, спокойно выслушав смертный приговор, продолжал свидетельствовать о Христе. Один из доносчиков на Апостола по имени Иосия был поражен мужеством Св. Иакова. Он уверовал в истину слов о пришествии Христа Мессии. Когда Апостола повели на казнь, Иосия пал к его ногам, покаялся в своем грехе и молил о прощении. Апостол обнял, поцеловал его и сказал: «Мир тебе и прощение». Иосия исповедал всенародно веру во Христа и был обезглавлен вместе со Св. Иаковом в 44 г. в Иерусалиме.
О смерти Апостола сообщается в Деяниях (12, 1-2), согласно этому сообщению, царь Ирод Агриппа «убил Иакова, брата Иоанна, мечом». Судя по дальнейшему тексту, это произошло в 44 г. Апостол Иаков — единственный Апостол от Двенадцати, чья смерть описана на страницах Нового Завета.
Согласно преданию, мощи Апостола были перенесены в Испанию, в город Сантьяго-де-Компостела. Вторичное обретение мощей святого произошло в 813 году. Вероятно, к этому же времени восходит предание Западной Церкви о проповеди самого Иакова на Пиренейском полуострове.
В честь Апостола Иакова названа также столица Чили — Сантьяго.

  • Основная статья: Квесты (Skyrim)

Возвращение сумерек (ориг. Darkness Returns) — квест фракции Гильдия воров в игре The Elder Scrolls V: Skyrim.

Возвращение сумерек
Очки:
10
Выполнить задание «Возвращение сумерек»

Прохождение Править

Чтобы возобновить связь Гильдии с Ноктюрнал, необходимо вернуть ей Скелетный Ключ. Для этого Довакину придётся отправиться в Сумеречную гробницу. Там ему встретится Соловей-страж, который окажется Галлом. Примечательно, что Галл не сразу вспомнит своё имя. Ничего полезного он не сообщит, но посоветует забрать дневник некоего Нистрома. В его дневнике описаны сложности прохождения Пути Паломника, но описано это загадками. Единственное, что указано точно — на пути Паломника героя ожидает пять этапов.

  • «Тени самих себя, часовые тьмы. Они ходят поныне и несут смерть нечестивым». — На первом этапе героя ждут тени стражей, нападающие с безумными криками. Сражаться с ними не обязательно, при достаточном уровне скрытности проскользнуть не составит труда.
  • «Превыше всего они стоят, вечно зоркие. Обязанные тьме, но враждебные к свету». — На следующем этапе — необычная комната, где только и нужно, что идти в тенях и не выходить на свет, потому что на свету здоровье будет стремительно убавляться. Также стоит смотреть под ноги — попадаются растяжки.

Примечание: здоровье будет убавляться даже если использовать консольную команду tgm.

  • «Дай ей то, чего Она больше всего хочет, но отвергни материю. Ибо её наибольшее желание нельзя ни увидеть, ни почувствовать, ни принести». — После комнаты с «теневой дорожкой» будет коридор, в конце которого стоит статуя Ноктюрнал. Чтобы пройти дальше, следует дёрнуть цепи, спрятанные за каменными светильниками по бокам статуи, которые погасят светильники и откроют дверь.
  • «Прямо, но и не прямо. Путь к спасению, дорога хитрости, где судьба предает глупцов». — Задача пройти через коридор с ловушками, но если перед этим оглядеться, можно заметить, что слева от него есть обходной путь, закрытый на дверь уровня «Мастер» (так как у героя с собой Скелетный ключ, открыть её не составит большого труда). На столе в зале с фонтаном, неподалёку от входа в Святилище, лежит учебник «Основы конструирования замков» (навык «Взлом»). Проход охраняется двумя Соловьями-стражами.
  • «Путь завершен, объятья Императрицы ожидают павших. Не медли, если хочешь даровать ей вечную преданность». — Наконец, добравшись до колодца, надо прыгнуть. Внизу будет лежать труп Андерса — друга Нистрома. На его теле можно найти записку, в которой рассказывается о том, как Андерс предал Нистрома. Буквально через несколько секунд пол отреагирует на близость ключа и дальнейший путь будет открыт.

После прохождения пути Паломника герою предстоит возвратить ключ на место, выслушать похвалу Ноктюрнал и поговорить с появившейся Карлией, а затем, наконец, можно будет выбрать подарочную способность, наступив на одну из плит. Варианты:

  1. Один раз в день герой становится невидимым во время подкрадывания на 120 секунд («Поборник тени»/узкий серп);
  2. Поглощать 100 единиц здоровья («Поборник раздора»/полная луна);
  3. Обманом делать так, чтобы враги в течение 30 секунд сражались друг с другом («Поборник обмана»/полумесяц).

После выполнения этого квеста у героя появится возможность вернуть Гильдии былую славу.

Примечания Править

  1. На деле талант работает бесконечно, пока протагонист не начнёт с чем-либо взаимодействовать.

Стадии квеста Править

Чтобы перейти к определённому этапу выполнения квеста, введите в консоли:

setstage TG09 stage

где параметр stage — число, этап квеста (все этапы перечислены ниже).

Возвращение сумерек (ID: TG09)
Этап Запись в дневнике
10 Теперь, когда Скелетный ключ Ноктюрнал у меня, я направляюсь в Сумеречную гробницу, чтобы вернуть его в надлежащее место.
(Задание обновлено): Войти в Сумеречную гробницу
20 (Задание обновлено):Поговорить с Соловьем-стражем
30 В Сумеречной гробнице мне повстречался дух Галла, Соловья, убитого Мерсером Фреем. Он сказал, что когда ключ забрали из места упокоения, духи Соловьев озлобились, стали враждебны и очень кровожадны.
(Задание обновлено):Пройти Путь паломника
40 (Задание обновлено):Вернуть Скелетный ключ в Черное озеро
50 (Задание обновлено):Выслушать Ноктюрнал
60 (Задание обновлено):Поговорить с Карлией
70 (Задание обновлено):Выбрать одну из ролей Соловья
200 Мне удалось вернуть Скелетный ключ на место, в Сумеречную гробницу, и повстречаться с самой Ноктюрнал. В награду за все, мною совершенное, она сделала меня истинным Соловьем-стражем и наделила подобающими способностями.
Неизвестен (Задание обновлено):(Дополнительно) Забрать дневник Нистрома
Стадия, обозначенная зелёным, соответствует успешному завершению квеста, а красным — его провалу.

Следующие стадии были опущены, так как не имеют описания и значения: 0, 45.

Примечания

  • Не все стадии квеста могут отображаться в журнале заданий. Какие из них появятся, а какие нет, зависит от способов прохождения квеста.
  • Стадии не всегда отображаются последовательно. Как правило, такое случается, если квест имеет несколько возможных концовок, а также в том случае, если некоторые из этапов квеста могут быть выполнены в произвольном порядке.
  • Если стадия отмечена зелёным, то есть как завершающая квест, то это означает, что квест исчезает из списка активных заданий в журнале, но новые записи, связанные с квестом, всё ещё могут отобразиться в журнале заданий.

Видеопрохождение Править

Skyrim — 39 (Гильдия воров — квест Возвращение сумерек)

Гильдия воров — квест «Возвращение сумерек»

Квесты Гильдии воров

Основной сюжет

Случайная встреча • Надёжная крыша • Ясность • Неправильный мёд • Каприз негодяя • Разговор с тишиной • Трудные ответы • Преследование • Возрождённая триада • Ослепление • Возвращение сумерек

Задания Векс

Кража • Подброс • Уборка • Грабёж

Задания Делвина

Чёс • Рыбалка • Цифры

Городские задания

Амнистия вручную • Серебряная заготовка • Саммерсетские тени • Привередливый слоад

Прочие задания

Заглянуть под каждый камень • Воровские приключения • Просьба Тониллы

Квесты Даэдрических Принцев

Чёрная звезда (Азура) • Зов Боэтии (Боэтия) • Ходячий кошмар (Вермина) • Собака — друг даэдра (Клавикус Вайл)

Проклятое племя (Малакат) • Рассветная заря (Меридия) • Дверь, которая шепчет (Мефала)

Осколки былой славы (Мерунес Дагон) • Дом ужасов (Молаг Бал) • Вкус смерти (Намира)

Возвращение сумерек (Ноктюрнал) • Единственное лекарство (Периайт) • Незабываемая ночка (Сангвин)

За гранью обыденного (Хермеус Мора) • Зов луны (Хирсин) • Безумный ум (Шеогорат)