Распутин и Александра Федоровна отношения

«В молитве Александра Федоровна общалась с душой Григория»

Беседа Ф. Ф. Юсупова и Е. А. Нарышкиной. 1926 г. Записал внук Нарышкиной Николай.

«Елизавета Алексеевна сказала Юсупову:

— Я попросила моего внука присутствовать при нашем разговоре. В дискретности Николая вы можете быть уверены — он никому не скажет ни слова об этом. Из вашего письма я не совсем поняла, о чем вы хотите меня спросить?

— Мне очень важно знать — кроме вас, никто этого сказать не может — простила ли меня императрица Александра Федоровна, вернее, поняла ли она те мотивы, которые руководили мной в трагедии с Григорием Распутиным? Или она до конца проклинала меня? Или она и ее близкие поняли, что я тогда действовал исключительно из патриотических побуждений? Ведь, кроме всего прочего, для самого Григория лучше оказалось, что так сразу все закончилось. Проживи он еще два с половиной месяца до революции, что бы было? Сперва крепость, издевательства, потом, после Октября, мучили бы, всячески оттягивая смерть?

— Насколько я помню, в те тяжелые дни никто вас не проклинал и о вашем поступке не говорили, во всяком случае, не при мне. Императрица так была подавлена всем, что свалилось на нее после 16 декабря, что как бы замкнулась в себе и, вероятно, большую часть времени проводила в молитвах. Когда же начались грозные волнения и от нее стали требовать каких-то энергичных решений, — она временно перестала понимать серьезность того, что вокруг происходило. Потом заболели дети. И вдруг, как гром с неба, она узнала об отречении. Ощущала ли она вашу ответственность за все, что произошло, не могу ничего сказать. Думаю, что в эти первые месяцы она стала постепенно осознавать себя искупительной жертвой, нужной для таинственного Высшего предначертания. Она иногда говорила, что заточение, издевательства над ее семьей и Аней Вырубовой послужат для будущего спасения и величия России. На вопрос одной из дочерей, почему все так произошло, она ответила двумя словами: «Божья воля».

— Не можете ли вы сказать подробнее, в чем заключалась эта внутренняя перемена? И что еще говорилось о событиях в Александровском дворце?

— Никто об этом не говорил. Все привыкли смотреть на все глазами императрицы. Как вы знаете, она всех невольно подавляла, невольно гипнотизировала своей волей, своей idee fixe… У нее были две навязчивые идеи, которые сводились к одному. Во-первых, она считала, что Бог послал ее в Россию помочь государю, ее праведному, но слабовольному супругу. Если бы она оказалась около него в вагоне на станции Дно, она внушила бы ему не отрекаться. И та ужасная бумага не была бы подписана. Так, когда-то она настояла, чтобы после манифеста 1905 года в молитвах о государе сохранилось бы наименование «самодержавнейший». Он был власть, она была силой. Без силы никакая власть не может удержаться, особенно в той, тогдашней России, где накопилось столько нечисти, где темные силы ненавидят православие, совершают убийства из-за угла и изливают потоки лжи и клеветы на лучших преданнейших царю людей.

Тут Елизавета Алексеевна остановилась, вероятно, подумав, что ее слушатель сможет принять последние слова на свой счет. Но он, немного помолчав, спросил только, о какой второй навязчивой идее она недоговорила.

— Да, может быть, это не совсем еще ясно. Если первая идея касалась государя, то вторая относилась к ее сыну, цесаревичу Алексею. Этой весной ей иногда казалось, что не все кончено для Алексея, что ему, Божьим произволением и согласно предсказанию известного лица, еще предстоит счастливое царствование и великая слава. Надо знать, что жизнь в Александровском дворце текла довольно спокойно, своим чередом. По вечерам кто-нибудь читал вслух Чехова. Девочки очень смеялись над «Свадьбой с генералом», а я думала, что в этих рассказах уже чувствуется революция: разночинцы начали захватывать места культурных людей на руководящих постах. Уже давно все стало разлагаться, и сама церковь ничего не могла поделать. Государыня считала, что Господь Бог предназначил ее, а также ее сестру, смиренную монахиню Елизавету Федоровну, послужить для спасения России и даже, может быть, для всего христианского мира. Высшая евангельская правда открылась для обеих сестер в православии, а не в лютеранстве, в котором они родились и были воспитаны. И может быть, через них свет православия проникнет в Англию, Америку и даже в Азию. Об этом нашептывал не Григорий, а кто-то другой, может быть, доктор Бадмаев. В тибетских монастырях будто бы об этом знают и ждут. Это произойдет в следующем поколении. Никакое отречение помешать не может, все в руках Божиих. В молитве — не в спиритизме — Александра Федоровна общалась с душой Григория, принявшего за них мученическую смерть, и тогда ей казалось, что она получает поддержку и «покров угрюмой нощи» временами исчезает. И что Григорий, как и прежде, не оставляет своими попечениями наследника, который без той защиты не смог бы прожить ни одного дня.

— Думаете ли вы, — спросил Юсупов, — что государыня в какой-то степени страдала психическим расстройством, душевной болезнью?

— Я этого не думаю, ни сейчас, ни раньше никогда так не думала. Она была очень умна. Будучи женщиной наблюдательной, она, начиная с 1915 года, понимала, что армия не та, что была раньше. В результате страшных потерь на полях сражений дух армии пошатнулся еще до революции и «Приказа № 1». Об этом она писала в Могилев: «Убит преображенец Амбразанцев и многие из лучших, на кого мы раньше могли опираться». Я только думаю, что когда ум человека в течение многих лет направлен только в одну точку и настойчиво принимает за истину то, что большинству людей кажется фантазией, то тут происходит опасность некоторой неуравновешенности. Всякий знает, что упрямство — опасное свойство, и от него особенно трудно избавиться, когда одна фантазия сменяется другой, подобной прежней. В том случае, о котором мы говорим, настойчивый упор был связан с некоторой романтической фантастикой. Настоящая религиозность православия, на мой взгляд, не фантастична, она скорей зиждется на здравом смысле, что видно из Священного Писания и из житий Святых. Кто-то указал ей на то, что в наши святцы включен Будда, под именем царевича Иосафата, то есть Бодисатвы; об этом она говорила еще до войны. Также говорила и писала всем, кому доверяла, писала даже в Англию, о том, что русский крестьянин обладает силой мистической религиозности. В этом, как ни странно, она совпадала с мнением Толстого. Многие видят в этом истину, недоступную ученым богословам. Но, конечно, ничего преувеличивать не следует. С Григорием я не встречалась, видела его мимоходом, кажется, Герард мне указал на него в Федоровском соборе. Иногда мне представляется, что за всеми его озорствами была не только искренность, но и некая мужицкая правда. Когда императрица не хотела видеть у себя какого-нибудь архиерея, или министра, или светскую даму, она объясняла свое нежелание так: «Что понимает он или она в крестьянском православии?» Думаю, что это могло бы отнестись и к вам, особенно после той трагедии, о которой вы пришли говорить. Так вот, я думаю, я ответила на ваш вопрос, как относилась к вам императрица. А тебя, Кот, попрошу ничего об этом не рассказывать, пока не пройдет сорок лет после моей смерти (она умерла в следующем году, немного не дожив до 90 лет). Ничего особенно нового и интересного для истории во всем этом нет, но все же прошу до поры до времени держать это в тайне»

Источник: Нарышкина Е. А. Мои воспоминания. Под властью трех царей / Елизавета Алексеевна Нарышкина. М., 2014, с. 565−568.

Фото для анонса материала на главной странице и для лида — Wikipedia.org

Любовник? Шаман? Сектант? Топ-5 мифов о Григории Распутине

19 июля 1914 года, приближённый к семье Романовых и лично к Николаю II, Григорий Распутин пришёл в себя после попытки покушения.

Покушение на «старца» совершилось 29 июня (12 июля) 1914 года в селе Покровском. Распутина ударила ножом в живот и ранила Хиония Гусева, но он выжил благодаря стараниям врачей тюменской больницы. Во главе антираспутинского заговора стояли внук Николая I Николай Николаевич и русский политический деятель Михаил Родзянко. Из-за влияния на императорский дом против Распутина плелось много заговоров, которые впоследствии породили самые популярные мифы о нём.

Распутин и связь с императрицей Александрой Фёдоровной

В 1912 году бывший иеромонах Илиодор начал распространять через СМИ письма Александры Фёдоровны к Распутину провокационного характера. Появился слух о связи «старца» с царицей. Тем более слух подкреплялся многочисленными историями об успехе Распутина у женщин.

Так или иначе, подлинных доказательств этому вымыслу нет, и многие историки сходятся во мнении, что письма были подделкой. В том же году депутат Александр Гучков опубликовал письма царицы, которые говорят только о духовной привязанности Александры Фёдоровны: «Я только тогда душой покойна, отдыхаю, когда ты, учитель, сидишь около меня, а я целую руки твои и голову свою склоняю на твои блаженные плечи».

Распутин был монахом, священником

В 1893 году Распутин путешествовал по святым местам России и мира, общался с представителями духовенства, монахами и странниками. В 1903 году он приехал в Петербург, где также продолжил общение с представителями духовенства, и уже к 1904 году весь город проникся к нему: «Его считали если не святым, то, во всяком случае, великим подвижником. Кто создал ему такую славу и вывез из Сибири, я не знаю», – пишет князь Николай Жевахов.

Однако он никогда не имел церковного сана. Его дочь в 1919 году рассказывала, что Распутин хотел уйти в монастырь, но в итоге от этой мысли отказался: «Он говорил, что ему не по душе монастырская жизнь, что монахи не блюдут нравственности и что лучше спасаться в мире». Также председатель Госдумы Михаил Родзянко постоянно указывал Николаю II, что Распутин носит иерейский крест священника, хотя не имеет сана.

Распутин обладал сверхъестественными способностями

Сближение с императорской семьёй и лично с царицей произошло во многом из-за того, что Распутин помогал Александре Фёдоровне заботиться о сыне, страдавшем гемофилией.

Многие исследователи считают, что Распутин просто внушал мысль о выздоровлении как цесаревичу, так и его родным. Генетик Джон Холдейн отмечает, что с помощью гипнотических приёмов можно снять стресс у пациента и впоследствии вызвать сужение мелких сосудов, которое приведёт к уменьшению кровотечения.

Профессор Александр Коцюбинский считает, что Григорий Распутин постоянно говорил с цесаревичем Алексеем об улучшении состояния и успокаивал императорскую семью, чем и помогал преодолеть кризис.

Распутин входил в секту

«Старцу» приписывали членство в секте хлыстов, которые не признавали церковную обрядность, служили ночью с помощью самобичеваний и кружений, доводя себя до экстаза. Также члены секты проповедовали идею спасения через грех.

Сам Распутин отвергал связи с сектой: «Какой же я хлыст? Упаси господи. В церковь хожу, признаю все догматы, молюсь». В 1903 году Тобольская духовная консистория поручила расследовать сектантскую деятельность Распутина, но 29 ноября 1912 года дело было закрыто, поскольку доказательств о причастности к хлыстам за 9 лет так и не нашли.

Распутин был убит в результате английского заговора

В 2004 году BBC выпустила документальный фильм «Кто убил Распутина?», в котором авторство замысла убийства приписывается Великобритании. В картине отмечается, что из-за влияния Григория Распутина на Николая II и предложений заключить сепаратный мир с Германией разведывательная служба МИ 6 разработала план, который исполнили российские заговорщики.

Григорий Распутин был убит в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года во дворце князя Юсупова. По некоторым данным, в числе заговорщиков был офицер британской разведки Освальд Рейнер и именно он произвёл последний выстрел из револьвера Webley.

Но сам Рейнер был в первую очередь другом Феликса Юсупова. Возможно, он был во дворце князя в ту ночь, но доказательств тому нет. Более того, вскрытие тела Григория Распутина в результате дало только одну пулю, и она не принадлежала револьверу Webley.

Вопрос:

Разрешите мои сомнения: царица Александра Федоровна канонизирована наравне с великой княгиней Елисаветой Федоровной, которая и жизнью и смертью являет собой пример для всех нас. Прижизненные деяния Александры Федоровны имеют, мягко говоря, очень спорный характер: отношение к Распутину, вмешательство в управление страной, даже отношение к родной сестре. Неужели мученическая кончина ровняет их?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Мученичество как полнота жертвенного подражания Иисусу Христу, очищая и освящая человека, действительно, соединяет людей в едином сонме святых, хотя жизненный путь нередко бывает не одинаков. Св. мученик Трифон с самого юного возраста блистал внутренней чистотой. Вонифатий же до своего святого мученичество прошел через серьезные нравственные искушения. Можно привести немало и других примеров.

В конкретном случае надо решительно удержаться от духовно-нравственного противопоставления великой княгини Елизаветы и царицы Александры. При жизни Александра Федоровна всегда отличалась высоким личным благочестием. Когда мы представляем в отрицательных чертах ее жизнь до начала мученичества, то значит, что еще находимся в плену ложных искаженных мнений, которые нам оставили в наследство люди, десятилетиями разрушавшие христианскую государственность в России. Сейчас, когда открыты архивные документы и опубликовано немало исследований, технология лжи и дискредитации хорошо известна. К сожалению, многие верующие (не имею ввиду автора письма) не взяли на себя труд очистить сознание от ложных штампов и фальшивых стереотипов. Трудно избавиться от чувства боли: так все залито ложью. Многим ли известно высокое благочестие Государыни, сострадательность, ее добрые дела? Императрица много сил и времени посвятила делам милосердия. В многочисленных публикациях, принадлежащих людям расцерковленным, чуждым христианских ценностей об этой важней стороне деятельности православно царицы хранится полное молчание. Она руководила Попечительством о Домах Трудолюбия и Работных Домах, Всероссийским Попечительством по охране материнства и младенчества. По инициативе и при содействии императрицы Александры Фёдоровны в 1906 г. был освящен Дом призрения увечных воинов. Она деятельно покровительствовала Женскому Патриотическому обществу, Братству во имя Царицы Небесной, при котором существовал приют для 120 детей-инвалидов, Обществу Трудовая помощь и другим. Будучи искусной рукодельницей, она любила делать пожертвования в храмы от своих рук. В церкви св. Марии Магдалины в Дармштадте сохранились вышитые ею иконы. Когда в 1913 г. было прославление священномученика Гермогена, царица вышила для облачения на куколе Патриарха золотого серафима тонкой работы. Известно ли, что с началом войны 1914 г. она окончила курсы медсестер и организовала в Царском Селе, Павловске, Петергофе, Луге, Саблине и др. местах эвакуационный пункт, в который входило 85 лазаретов. Они обслуживали 20 санитарных поездов. Сама она как операционная сестра стояла рядом с хирургом и подавала стерилизованные инструменты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренозные раны, стойко перенося тяжелые запахи и ужасные картины военного госпиталя. Ложилась иногда в 2 часа ночи, вставала рано, а уже в 9 часов каждый день бывала в храме Знамения Божией Матери. Прикладывалась к чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери и ехала на дежурство в лазарет, откуда возвращалась очень поздно в приподнятом и радостном настроении. Она оказывала очень благотворное действие на раненых. Поэтому больные «ожидали ее прихода, старались дотронуться до ее серого сестринского платья; умирающие просили ее посидеть возле кровати, подержать им руку или голову, и она, невзирая на усталось, успокаивала их целыми часами» (А.А. Вырубова. Страницы моей жизни, М., 1993, с.249). До нас дошли воспоминания одного раненного: «Меня вносят в перевязочную. Поражает необыкновенная чистота… Задыхаюсь от тяжелого запаха собственного гноя…Пожилая женщина-врач в вязаном чепце с красным крестом осторожно режет бинты. Рядом стоит высокая женщина и так ласково улыбается. Вот она сама промывает рану. Напротив, две молодые сестрицы с любопытством смотрят на грязные кровавые отверстия моей раны… Где я видел эти лица?.. Меня охватывает сильнейшее волнение…Неужели они?.. Императрица…Ольга…Татьяна… <…> Императрица любила работу. Гедройц уверяла, что у нее большие способности к хирургии. По собственному опыту знаю, что ее повязки держались дольше и крепче других» (И.В.Степанов. «Милосердия двери». –Царственные мученики в воспоминаниях верноподданных», М.,1999, с 312-315). Позже в заточении бывшая царица будет очень скучать по этим трудам. «Так странно раненных не видеть, быть без этой работы. 15-го августа было три года, как работали в лазарете, но наша отставка это испортила. Но мне всегда хочется надеяться, что вдруг, если много работы будет и не хватит рук, опять вернут на место. Что почувствуют старые раненные, если их опять привезут и старых сестер найдут?» (Письма святых царственных мучеников из заточения, СПб., 1998, с. 96). Привыкшая делать людям добро, она и в ссылке старается не упустить малейшую возможность. Больная, изнемогшая от испытаний, Александра Федоровна в преддверии Рождества Христова для своих охранников сделала ёлку, трапезу и подарила каждому по Евангелию с закладками, которые она изготовила и разрисовала.

Вся сравнительно недолгая жизнь этой необыкновенно трудолюбивой женщины прошла в трудах. Много сил и времени было посвящено семье. Царица воспитала чистых и целомудренных детей. Атмосфера в семье была проникнута духом христианской любви. Она писала: «Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь не так. Дом – это место тепла и нежности. Говорить в доме надо с любовью». Она несла тяжелый материнский крест – болезнь наследника. Дошедшие до нас свидетельства говорят о большой ее любви и жертвенности. Из письма Царя к матери Марии Феодоровне (20 октября 1912 г.) узнаем: «Дни от 6-го до 10 октября были самые тяжелые. Несчастный мальчик страдал ужасно, боли схватывали его спазмами и повторялись почти каждые четверть часа. От высокой температуры он бредил и днем и ночью, садился в постели, а от движения тотчас начиналась боль. Спать он почти он не мог, плакать тоже, только стонал и говорил «Господи помилуй». Я с трудом оставался в комнате, но должен был сменять Аликс при нем, потому что она, понятно, уставала, проводя целые дни у его кровати». (Цесаревич. Документы. Воспоминания. Фотографии, М., 1998, с.49). Может ли хоть одна мать, знающая, что такое болезнь детей, упрекнуть царицу за то, что она прибегала к помощи человека, который неоднократно выводил наследника из состояния, которое считалось безнадежным. Причем делал он это не с помощь гипноза, магнетизма, магии или заклинаний, а молитвой и крестным знаменем. Вот одно такое свидетельство. «В 1915 году, когда Государь стал во главе армии, он уехал в Ставку, взяв Алексея Николаевича с собой. В расстоянии нескольких часов от Царского Села у Алексея Николаевича началось кровоизлияние носом. Доктор Деревенко, который постоянно сопровождал, старался остановить кровь, но ничего не помогало, и положение становилось настолько грозным, что Деревенко решился просить Государя вернуть поезд обратно, так как Алексей Николаевич истекает кровью, Какие мучительные часы провела императрица, ожидая их возвращения, так как подобного кровоизлияния больше всего опасались <…> Профессор Феодоров и доктор Деревенко возились около него, но кровь не унималась <…> Императрица стояла на коленях около кровати, ломая себе голову, что дальше предпринять. Вернувшись домой, я получила от нее записку с приказанием вызвать Григория Ефимовича. Он приехал во дворец и с родителями прошел к Алексею Николаевичу. По их рассказам, он, подойдя к кровати, перекрестил наследника, сказав родителям, что серьезного ничего нет и им нечего беспокоиться, повернулся и ушел. Кровотечение прекратилось. Государь на следующий день уехал в Ставку. Доктора говорили, что они совершенно не понимают, как это произошло. Но это – факт. Поняв душевное состояние родителей, можно понять и отношение их к Распутину» (А.А. Вырубова. Страницы моей жизни, М., 1993, с.281). Уверен, что люди любящие ставить в упрек дружбу с Г.Распутины, не смогут ясно и доказательно обосновать, почему нельзя было приглашать его к тяжелобольному наследнику и питать чувства благодарности? Я не называю его святым старцем, не предлагаю его канонизировать, но считаю нужным обратить внимание, что он не был ни буддистом, ни еретиком, ни сектантом, ни колдуном (никто ни разу не привел таких фактов), а был членом Церкви: крещен и воспитан в православии. Регулярно приступал к святым Тайнам. Немногие знают, что он несколько лет ходил по святым местам. Дойдя до Верхотурья, он по молитвам св. праведного Сименона получил исцеление от бессонницы. Затем пешком ходил в Киев, к Святой горе Афон; позднее – в Иерусалим. Самая документированная книга о нем написана православным американцем Ричардом (Фомой) Бэттсом: Пшеница и плевелы. Беспристрастно о Г.Е.Распутине, М., 1997. Вот что автор пишет: «Тщательно исследуя внушительный объем документов о Распутине, найденных в российских, американских и европейских архивах и библиотеках, а также во время поездки в Тобольск и на родину Распутина — в село Покровское в Западной Сибири, — я предпринял попытку отделить, так сказать, пшеницу от плевел. Эта книга является плодом пятилетнего труда и основывается на свидетельствах тех, кто лично знал Распутина. Использованы преимущественно эти прямые свидетельства, комментарии добавлены только там, где это было, на мой взгляд, необходимо; позволено, таким образом, людям самим говорить за себя и своих близких» (с.4-5). Какому же выводу пришел объективный исследователь: «Образ Распутина был настолько искажен за годы, минувшие после его смерти, что разглядеть за ним настоящего человека теперь нелегко. В то время как большинство авторов рисует мрачную картину его жизни, некоторые доходят до невероятной крайности в оправдании его. Многие настолько укрепились в своем негативном отношении к Распутину, что даже умеренный, непредвзятый взгляд рассматривается ими как попытка обелить его репутацию. Это прискорбно, ибо причина того не в самом Распутине, а в нашей собственной неспособности беспристрастно судить о человеке. Конечно, нужно отвергать какие бы то ни было попытки обеливания. Но, с другой стороны, почему никто не протестует против бесконечного очернения, которое уже давным-давно следовало бы тщательным образом рассмотреть? Очень трудно рассчитывать на непредвзятое отношение к этому человеку после всех тех сплетен и заведомой клеветы, которые преднамеренно распространялись с целью дискредитации Распутина, а с ним и Царской Семьи. Эта кампания не оставила невредимым практически никого из сочувствующих Монархии. Такое предвзятое мнение сохраняется в литературе до сих пор» (с.3-4).

В приведенном письме-вопросе звучит еще один упрек: вмешательство в управление страной. Это — миф, который родился в годы войны 1914 г. У сочинителей был простой расчет. Александра Федоровна по происхождению немка. Поэтому сеяли ложные слухи о ее германофильской позиции. Разговоры о вмешательстве в управление страной имели цель доказать, что таким правителям нельзя доверять власть. Их надо устранить. Флигель-адъютант А.Мордвинов пишет: «Мне лично, имевшему радость находиться довольно часто и подолгу в интимной обстанов­ке Царской Семьи, ни разу не приходилось слышать, чтобы Ее Величество «диктовала свою волю» Государю, и, наоборот, я не раз бывал свидетелем того, что, несмотря на многократ­ные просьбы и настояния Императрицы, по со­вершенно незначительным делам, далеким от государственных и исполнить которые было легко, Его Величество оставался тверд в при­нятых решениях. Вспоминаю, как незадолго до революции, когда по убеждению всех «никог­да влияние Императрицы не было так сильно», Ее Величество, на основании ходатайства чи­нов ее санитарного поезда просила Государя дать разрешение всем гражданским чинам, со­прикасавшимся с военной обстановкой, «лишь доносить» их походное обмундирование, пре­вращенное ими совершенно в форму офицеров действующей армии, что вызывало давно не только недоразумения, но и естественное не­годование в войсках. Я помню, что Государыня днем и в течение вечера несколько раз обращалась к Его Величе­ству с этой очень настойчивой просьбой, ссы­лаясь на многие доводы, но Государь, со все возраставшей категоричностью, наотрез откло­нил все Ее настояния. Появившиеся в иностранной печати интим­ные письма Императрицы к Государю не разби­вают, а скорее, подтверждают сложившееся у меня в этом отношении убеждение. В них сказывается не «всесильная госпожа воли Государя», не «властная соправительница Императора», а лишь беспредельно любящая мать и жена, силящаяся, по мере возможнос­ти, помочь своему мужу в повседневных трудах, предупреждая о кажущихся ей интригах и опас­ностях, волнующаяся, как и всякая русская женщина, за исход войны и за судьбу своей, хотя и второй, но крепко любимой родины. В своих печалованиях и опасениях она, как самый близкий человек, естественно, не может удержаться и от советов, кажущихся ей наибо­лее благоразумными и необходимыми, но во скольких письмах чувствуется и горечь, что ее предупреждений обыкновенно не слушались, и высказывается опасение, что ее советам не бу­дут следовать и впредь» (Царственные мученики в воспоминаниях верноподданных», М.,1999, с. 66).

Что касается отношений царицы с сестрой Елизаветой – это область общения очень близких и любящих людей. Нам, не стоящим на их духовно-нравственной высоте, не должно входить в нее с оценками, чтобы не ошибиться.

Отправляясь в Тобольск на место ссылки, Александра Феодоровна взяла с собой Библию, Молитвослов, Лествицу преподобного Иоанна (изд. 1901 г.; на книге собственноручная надпись: А.Ф. Ц , март 1906 г.) и книгу «О терпении скорбей по учению святых отцов. Составитель – епископ Игнатий (Брянчанинов)» (изд. 1893 г.). Места, которые были созвучны ее душевным переживаниям, она подчеркивала. На странице 80 выделены слова преподобного Марка Подвижника: «Во всяком времени, месте и деле будем твердо держаться одной цели, чтобы нам, подвергаясь различным обидам от человеков, радоваться, а не скорбеть, — радоваться не просто, не бессмысленно: радоваться на том основании, что обретаем благоприятный случай к получению прощения в наших согрешениях, прощая ближнему. В этом заключается разум истины». Последние два слова подчеркнуты дважды. От писем царицы-узницы веет благородством и чистотою истинно христианского духа: «Господь Бог дал нам неожиданную радость и утешение, допустив нам приобщиться Св. Христовых Таин, для очищения грехов и жизни вечной. Светлое ликование и любовь наполняют душу» (13(26) марта 1918 г. Тобольск).

Какими чувствами жила царица узница, открывает нам ее духовный дневник 1917 года (Дневниковые записи. Переписка, М., 1998):

—Радость спасения рождается из скорби раскаяния. Пепел великих бедствий удобряет почву жизней человеческих, и добродетели произрастают на ней в изобилии. После великой скорби жизнь для вас становится в тысячу раз важнее. И плодами вашей любви кормятся многие другие (с.401).

—Только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь (с.402).

—Никогда не падайте духом и не давайте падать духом другим (с.403).

—Нужно в человеке видеть лучшее, что в нем есть, и уметь находить красоту и добро в жизни каждого, если мы хотим вдохновлять людей на развитие лучших их качеств (с.404).

—То укрепит нашу веру и поможет нам верить во время страданий и испытаний, если поймем, что нет ничего бесцельного, нет ничего случайного, ничего, созданного нам во вред, а все задумано, чтобы помочь нам стать благороднее и жить более полной, более счастливой жизнью (с.405).

—В одной вещи мы всегда должны быть уверены – в том, что Бог посылает нам страдания, потому что любит нас (с.405).

Остается сказать о чудесах и знамениях от икон царственных мучеников. Это подтвержденный факт. Протоиерей Александр, настоятель храма Рождества Христова в Краснодаре недавно вручил мне изображение царственных мучеников, чудесно отобразившееся на внутренней стороне стекла киота, в котором находилась икона царской семьи. Икона была направлена в комиссию по описанию чудесных знамений при Московской Патриархии. Около года она исследовалась в Москве в: Институте криминалистики ФСБ РФ, Экспертно-криминалистическом центре МВД РФ, Лаборатории Института общей физики АН РФ с применением современного оборудования и новейших методов. Ученые факт изображения подтвердили, но объяснить не смогли. Есть и другие примеры чудес.

Протоиерей Александр Шаргунов — Новая слава Христова в Церкви

17 июля – 95 лет со дня убиения святых Царственных страстотерпцев

Есть замечательная книга «Царственные мученики в воспоминаниях верноподданных» — свидетельства очевидцев. Свидетельство всегда ценно, тем более если оно — свидетельство любящих людей, которые были верны до конца и были готовы пойти на мученичество.

Как тогда, с одной стороны, были «измена, трусость и обман», а с другой — преданность до смерти, так и теперь. Обычно о людях бывают разноречивые свидетельства. Здесь много свидетельств, и они совпадают. И это очень важно, потому что много клевет было на царя. Клевета — страшная вещь. «Избави мя от клеветы человеческия, — говорит псалом, — и сохраню заповеди Твоя». Диавол — клеветник. Сам диавол и все слуги его участвовали в этой работе. Как «раскручивали» накануне революции тогдашние СМИ тему Распутина, как старались царя в народе дискредитировать и как стараются до сегодняшнего дня!

Эта книга как пощечина клеветникам. Клеветники должны замолкнуть раз и навсегда. Правда торжествует.

Поразительно, как свидетельства-воспоминания согласуются со свидетельствами чудес, явленных Богом людям, которые никогда не видели и не могли видеть царя и его семью. И это, может быть, самое большое чудо, потому что события говорят сами за себя. И никакие чудеса не в состоянии лучше передать истину в сравнении с потрясающим значением фактов.

В воспоминаниях, напечатанных в этой книге — в своё время это был материал для канонизации, — почти нет никаких чудес в обычном понимании слова, но в них есть нечто иное. Они сообщают нам очень важную истину о том, что внешность царя была не обманчива. Облик царя и всех царственных страстотерпцев вырисовывается здесь таким, каким мы его знали по фотографиям и портретам. Я помню, какое впечатление произвели на меня фотографии царя, когда я впервые их увидел. Я понял, что это человек высшего порядка. В нём есть что-то такое хорошее, как бы природное, как воздух, как вода, благодатно-спокойное, именно оттого что он — царь, что он дан, что он как стихия. Он как бы не зависим от нас данным ему от Бога даром и в то же время близкий, родной, как будто я всегда его знал. Позже я понял, что так мы воспринимаем Самого Христа и всех Его святых. Он — человек, Богом отмеченный, и в нём удивительная естественность. Таким и должен быть царь. Царь как будто приближен к Богу, он между своими подданными и Богом. У него лицо человека, который знает самое главное и потому исполнен покоя. Такой покой в нём, что на него можно положиться, и мы пред ним как дети. Многие наши интуитивные мысли находят подтверждение, начиная от описания бытовых мелочей и заканчивая крупными событиями.

Святость обретает плоть. Святые — это не значит безгрешные, без недостатков. Перед нами люди со всеми особенностями их характеров, со всеми искушениями. Но откуда это сокровенное признание: «Знакомство с этими людьми составляет величайшее счастье моей жизни», «Я благодарю Бога, что Он послал мне таких друзей»? Их семья очаровывала тех, кто приближался к ней и понимал, что это за явление. Благоговение перед этой семьёй было естественным — как перед существами высшего порядка.

Итак, первое, что бросается в глаза при чтении, — это были люди, предназначенные к высочайшему подвигу с самого своего рождения. В них — избранничество от Бога с младенчества, как это было у святителя Николая, у преподобного Сергия, возгласившего во чреве матери, у преподобного Серафима. Когда супруга Александра II Мария Александровна приехала в Дармштадт, принцесса Алиса Гессенская показала всех детей, в том числе грудного младенца Алису, будущую императрицу. И тогда императрица Мария Александровна сказала своей фрейлине по-французски: «Вот ваша будущая императрица». В контексте повествования это воспринимается не как предсказание, что ребёнок будет особым образом облагодатствован земной судьбой, а как указание на христианское служение, которое ему предназначено свыше. С той же мыслью апостол Павел говорит: кто епископства желает, доброго дела желает (1 Тим. 3, 1), имея в виду каждодневную готовность к принятию мученичества.

В чём же ещё удивительный подвиг Царственных страстотерпцев? Это было время, когда в высшем обществе России началось разложение, которое всё более захватывало и низшие слои. А они, находясь на самом верху российской жизни, являли образец, именно образец противоположного — в своём личном христианском и общественном служении.

Это были люди необыкновенные ещё до своего мученичества — вот что мы снова и снова должны подчеркнуть. Не так, как сегодня некоторые видят их святость только в мученичестве, говоря, что прежняя их жизнь не даёт никаких оснований для прославления. Мы можем проследить, как постепенно вызревает подвиг страстотерпчества и мученичества. Таков духовный закон: праведность всегда вызывает вражду у тех, чьи дела злы. «Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас», — говорит апостол любви Иоанн Богослов. Причина заключается в том, что добрый человек — обличение злому. Даже если он ни слова не говорит, его жизнь является молчаливым выявлением тьмы беззаконных. В Книге премудрости Соломона ярко выражено это отношение злых людей к доброму человеку: Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим. Он пред нами — обличение помыслов наших. Тяжело нам смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его. Он удаляется от путей наших как от нечистот, ублажает кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога. Увидим, истинны ли слова его и испытаем, какой будет исход его. Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его, осудим его на беззаконную смерть, ибо по словам его о нем попечение будет (Прем. 2, 12— 26).

Именно эта глубина жизни и мученического подвига государя должна быть положена в основание составителями его жития: где бы ни находился христианин, даже если он не говорит ни слова, он действует как совесть общества, и по этой причине мир будет ненавидеть его. Ненависть мира к христианину — один из главных феноменов судьбы царя, и он объясняется тем, что люди от мира видят в христианине осуждение себя. Они видят в христианине то, чем они сами не являются и чем (в глубине сердца они знают это) они должны быть. И оттого что они не хотят покаяться, не желают меняться, они стараются уничтожить человека, который напоминает им об их потерянном добре и мешает им жить спокойно и свободно.

Следует отметить ещё одну существенную черту: для Николая II не было разницы между исполнением личного христианского долга и служением государя. Он не просто христианин — он православный царь, помазанник Божий, и власть, основанная на христианских принципах, имеющая благодатную помощь свыше, более всего ненавистна злу, потому что она постоянно ставит пределы его вольному греховному развитию. Мир не остановится ни перед чем, чтобы устранить это препятствие.

Слово «мир» в православной аскетике означает совокупность страстей, но это также — человеческое общество, организующее себя без Бога. Мы видим, что зло не только делается всё более наглым и открытым, оно становится всё более организованным, и это есть первый признак близкого присутствия антихриста. В этих условиях Церковь не может ограничиться одним призывом христиан к личному благочестию. На неё ложится ответственность обеспечить на всех духовных фронтах организованное сопротивление организованному злу. Прославление царственных страстотерпцев через осознание того, что произошло и происходит сегодня с Россией, может стать не только косвенным участием в тайне «удерживающего» (2 Сол. 2, 7), но и непосредственно в их мученичестве.

Напряжение сил зла вокруг государя накануне революции так же, как и сегодня, достигало предела, ибо речь шла о судьбе Православия и России, а значит, и всего человечества. И потому страдания и смерть Царственных страстотерпцев — не поражение, а победа. Худшее, что люди могли сделать царю, было попущено Богом, но всё их самое худшее не могло его победить! Крест — не конец, за ним следует Воскресение. Слава Воскресения изменила все. Но прежде своего креста и причастия славе Христова Воскресения государь имел благодать сказать: «Передайте всем, что зло, которое в мире, будет ещё сильнее, но не зло победит, а любовь».

Вера в Бога и вера в свой народ оказалась сильнее всего, и эту веру не могло поколебать никакое человеческое предательство. В свидетельствах о чудесном заступничестве Царственных страстотерпцев обращает на себя внимание то, что во многих случаях благодатную помощь получали люди, которые до этого были равнодушны к судьбе царя и даже участвовали в клевете на него — будь это вчерашняя коммунистическая ложь или сегодняшний «демократический» обман. Плохие люди, ставшие благодаря заступничеству царя пред Богом хорошими, — новая слава Христова в Церкви. Это свидетельство, что Христос действует через царственных мучеников, освящая их жертву.

Бог избрал самое лучшее. В жертву за Россию был принесён её цвет: вначале государь с семьёй, а потом — все верные Богу, царю и Отечеству. Возможно ли было любить Россию чище, возвышеннее, преданнее, чем они? Они действительно любили её, даже до крови. В этом было глубокое мистическое понимание роли России во всём мире как православной державы и значения единения братских славянских народов. Когда государь вынужден был подписать приказ о вступлении в войну с Болгарией, связавшей себя с Австро-Венгрией, у него дрожали руки.

Значение этой книги в том, что откровение, богословие о православном монархе-мученике богопросвещённых умов и сердец совпадают со свидетельством очевидцев. «Император и императрица, — пишет неподкупный иностранец Жильяр, — думали, что они умирают за Отчизну. Они умерли за всё человечество. Их истинное величие не в императорском достоинстве (хотя, как мы видели, это имело и имеет значение. — Авт.), но в достижении высших человеческих добродетелей, до которых они постепенно возвысились. Они стали духовно совершенны; это дало им не земную преходящую силу, но чудесную твёрдость и ясность души древнехристианских светочей, против которых безсильны людская злоба и которые торжествуют в самой смерти».

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ

  • «Блинный дом»
  • «Золотая черепаха»
  • «Статистическая записка о Москве»
  • «Фрикадельки»
  • instagram
  • twitter
  • youtube
  • Абрамцево
  • Авангардная фотография
  • Австрия
  • Авто
  • Актриса
  • Акула
  • Александров
  • Александровская Слобода
  • Александровский сад
  • Алкмар
  • Алкоголизм
  • Алма-Ата
  • Алмере
  • Алтай
  • Альта
  • Амстердам
  • Английский
  • Английский клуб
  • Андалусия
  • Андрей Рублев
  • Анси
  • Апарт-отель «Комфорт»
  • Аптекарский сад
  • Арбат
  • Арбатская площадь
  • Ароматные наполнители
  • Арсений Морозов
  • Архангельский переулок
  • Архангельское
  • Архитектурный словарь
  • Аукцион
  • Бавария
  • Базель
  • Бал
  • Бальзак
  • Барселона
  • Барсук
  • Барсук из шерсти
  • Батарейки
  • Бахрушин
  • Бегемот
  • Бегемот из шерсти
  • Беларусь
  • Белка
  • Белый медведь игрушка
  • Белый медведь из шерсти
  • Берлин
  • Берн
  • Биоградская гора
  • Биркенау
  • Битца
  • Бо
  • Бобр
  • Большая Дмитровка
  • Большие Вяземы
  • Борисоглебский монастырь
  • Бородино
  • Ботанический сад
  • Ботанический сад МГУ
  • Бремен
  • Брест
  • Бусы из шерсти
  • ВДНХ
  • ВДНХ. Игрушки
  • ВОВ
  • Вайнхайм
  • Валентинка
  • Вальхалла
  • Варварка
  • Варенье
  • Великий Новгород
  • Величка
  • Вело
  • Вена
  • Венгрия
  • Венеция
  • Вещий Олег
  • Викинги
  • Виндсерфинг
  • Винный путь
  • Вискача
  • Вискача из шерсти
  • Вискаша
  • Вкусные экскурсии
  • Владимирская область
  • Вогезы
  • Военно-Морской музей
  • Воерден
  • Воинский мемориал
  • Войлочная Выдра
  • Войлочная Овца
  • Войлочная вискача
  • Войлочная вискаша. Вискача игрушка
  • Войлочная игрушка
  • Войлочная игрушка Песец
  • Войлочная лиса
  • Войлочная манта
  • Войлочная панда
  • Войлочная собака
  • Войлочная сова
  • Войлочные бусы
  • Войлочные игрушки
  • Войлочные кольца
  • Войлочные серьги
  • Войлочные украшения
  • Войлочный Барсук
  • Войлочный Волк
  • Войлочный Енот
  • Войлочный Кролик
  • Войлочный Лемур
  • Войлочный Мопс
  • Войлочный барсук
  • Войлочный бегемот
  • Войлочный заяц
  • Войлочный киви
  • Войлочный кот
  • Войлочный котенок
  • Войлочный крот
  • Войлочный мак
  • Войлочный медведь
  • Войлочный песец
  • Войлочный хомяк
  • Войлочный шарф
  • Волк
  • Вомбат
  • Вомбат игрушка
  • Вомбат из шерсти
  • Вормс
  • Воробьевы горы
  • Востряков
  • Вроцлав
  • Врубель
  • Выдра
  • Выдра из шерсти
  • Выкса
  • Выпускной
  • Выставка
  • Выставка «Зодчество-2009»
  • Выставка кроликов
  • Выставка самураев
  • Вышивка
  • ГУМ
  • Галерея игрушек
  • Гамбург
  • Гейдельберг
  • Георгий Победоносец
  • Германия
  • Гессен
  • Ги де Мопассан
  • Гоголевский бульвар
  • Голицын
  • Голландия
  • Горностай
  • Горные лыжи
  • Городецкое гульбище
  • Готика
  • Граффити
  • Грейхаунд
  • Гронинген
  • Гуцульская кухня
  • Дания
  • Дачное
  • Дворец Дожей
  • Дворец Строганова
  • День рождения
  • Детский мир
  • Дмитров
  • Дни недели
  • Доломиты
  • Дом в лесу
  • Дом кино
  • Домбург
  • Дороги
  • Дрезден
  • Дурмитор
  • Дюссельдорф
  • Еда
  • Еда-второе
  • Еда-выпечка
  • Еда-десерт
  • Еда-напитки
  • Еда-салат
  • Еда-суп
  • Еж
  • Еж из шерсти
  • Енот
  • Енот из шерсти
  • ЖЖ
  • Жекино творчество
  • Желтый цвет
  • Женщина
  • Животные в Подмосковье
  • Животные из приюта
  • Жизненные истории
  • Зависимости
  • Зальбург
  • Замок
  • Замок Dilsberg
  • Замок Hinterburg
  • Замок Mespelbrunn
  • Замок Miltenburg
  • Замок Глубока
  • Замок Звиков
  • Замок Шенонсо
  • Записки экскурсовода
  • Зарядье
  • Захарово
  • Зачем нужны мастер-классы
  • Заяц
  • Заяц из шерсти
  • Заячий остров
  • Звенигород
  • Здоровье
  • Зоологический музей
  • Зоомагазин
  • Зоопарк
  • Иван Грозный
  • Ивановская горка
  • Игрушка Барсук
  • Игрушка Бегемот
  • Игрушка Белый медведь
  • Игрушка Бобр
  • Игрушка Волк
  • Игрушка Грейхаунд
  • Игрушка Еж
  • Игрушка Енот
  • Игрушка Кабан
  • Игрушка Капибара
  • Игрушка Кашалот
  • Игрушка Киви
  • Игрушка Кит
  • Игрушка Кот
  • Игрушка Котенок
  • Игрушка Крот
  • Игрушка Лев
  • Игрушка Лиса
  • Игрушка Лось
  • Игрушка Манта
  • Игрушка Медведь
  • Игрушка Морская свинка
  • Игрушка Овца
  • Игрушка Олень
  • Игрушка Панда
  • Игрушка Песец
  • Игрушка Пингвин
  • Игрушка Собака
  • Игрушка Сова
  • Игрушка Такса
  • Игрушка Тапир
  • Игрушка Хомяк
  • Игрушка Шиншилла
  • Игрушка заяц
  • Игрушка из шерсти
  • Игрушка капибара
  • Игрушка кролик
  • Игрушка лис
  • Игрушка сова
  • Игрушки
  • Игрушки из шерсти
  • Идеальный бюджет
  • Изборск
  • Измайловский парк
  • Инсбрук
  • Ирисковые поля МГУ
  • Исландия
  • Испания
  • Испанская кухня
  • Италия
  • Их нравы
  • Кабан
  • Кабан из шерсти
  • Казанский вокзал
  • Казанский собор
  • Как брать интервью
  • Как быть креативным
  • Как выбирать подарки
  • Как делать открытки
  • Как критиковать творческие работы
  • Как не надо делать
  • Как писать статьи
  • Как покупать работы других мастеров
  • Как продавать свои работы
  • Как создавать свои работы
  • Как стать экскурсоводом
  • Как фотографировать свои работы
  • Как я стала мастером войлочных игрушек
  • Калязин
  • Камчатка
  • Канада
  • Каникулы в Москве
  • Капибара
  • Карашок
  • Карелия
  • Карпаты
  • Карточные клубы
  • Карты
  • Касимов
  • Катальный павильон
  • Каток
  • Кашалот
  • Кельн
  • Кельнский собор
  • Киви
  • Киви из шерсти
  • Киев
  • Киевские кафе
  • Кит
  • Кит из шерсти
  • Книги
  • Книги по войлоку
  • Коала
  • Коллекции музеев
  • Коломенское
  • Коломна
  • Кольмар
  • Комарово
  • Комсомольская площадь
  • Конкурс
  • Концлагерь «Дора»
  • Кострома
  • Кот
  • Котенок из шерсти
  • Кофе
  • Кошки
  • Краков
  • Красная площадь
  • Красногорск
  • Креветка
  • Кремлевский некрополь
  • Кремль
  • Кролик
  • Кролик из шерсти
  • Кронштадт
  • Крот
  • Крылатские холмы
  • Кубинка
  • Кудова Здруй
  • Кузьминки
  • Кунсткамера
  • Купеческий клуб
  • Купечество
  • Кусково
  • Кёкенхоф
  • Лавкрафт
  • Ладенбург
  • Ладога
  • Лев
  • Лекции
  • Лелистад
  • Ленинградка
  • Ленинградская область
  • Ленинградский вокзал
  • Леонтьвский пер.
  • Лефортово
  • Липно
  • Лиса
  • Лиса игрушка
  • Лодзь
  • Ломбардия
  • Лось
  • Лось из шерсти
  • Лофотенские острова
  • Лошади
  • Лошади. Кошки
  • Любек
  • Люцерн
  • М. Гнездниковский
  • Маврокордато
  • Магазин ткани
  • Мак из войлока
  • Малышева Горка
  • Манежная площадь
  • Манта
  • Мануал по ж/д билетам
  • Маркетинг для индивидуального бизнеса
  • Марфо-Мариинская обитель
  • Массаж
  • Мастер-класс
  • Мастер-класс по фотографии
  • Мастер-классы других авторов
  • Мастерам
  • Матрешка
  • Медведь
  • Медведь из шерсти
  • Медвежонок
  • Медитация
  • Медицина
  • Медуза
  • Меньшикова башня
  • Методика проведения экскурсий
  • Метро
  • Метро Смоленская
  • Метрополь
  • Милан
  • Минск
  • Миттельшнауцер
  • Мифология
  • Михайловское
  • Миядзаки
  • Модерн
  • Мое творчество
  • Мои выставки
  • Мои работы в коллекциях на ЯМ
  • Мокрое валяние
  • Монастырь
  • Мопс
  • Морозов
  • Морская свинка
  • Морской мир
  • Москва
  • Москва-река
  • Московская область
  • Московские ресторанчики
  • Мосфильм
  • Мотивация
  • Мох
  • Музеи
  • Музей Арктики
  • Музей Левши
  • Музей артиллерии
  • Музей воды
  • Музей истории Петербурга
  • Музей космонавтики
  • Музей кофе
  • Музей кочевой культуры
  • Музей лапши
  • Музей обороны
  • Музей религии
  • Музей связи
  • Музей танка Т-34
  • Музей танковой техники
  • Музей хлеба
  • Музеон
  • Музыка
  • Мультфильм
  • Муми-тролли
  • Муми-тролль
  • Мусор
  • Мышь
  • Мюнхен
  • НГ
  • НКВД
  • Нащокинский переулок
  • Невроз
  • Некаргемюнд
  • Немецкая кухня
  • Нескучный сад
  • Никитский бульвар
  • Ниппония
  • Новгородская область
  • Новогодний Петербург
  • Новодевичий монастырь
  • Новодел
  • Новый Иерусалим
  • Новый год
  • Нойшванштайн
  • Норвегия
  • Норвежский лесной кот
  • Носорог
  • Ночной транспорт
  • Ночь в музее
  • Нюрнберг
  • Оберсдорф
  • Обо мне
  • Обрядовая кукла
  • Обряды
  • Общественный транспорт
  • Объяснительная записка
  • Овца из шерсти
  • Овцы
  • Одежда
  • Одежда для игрушек из флиса
  • Океанариум
  • Олень
  • Олень из шерсти
  • Олимпиада
  • Оптина Пустынь
  • Оранжереи
  • Ораниенбаум
  • Организация своего дела
  • Освенцим
  • Осознанное внимание
  • Останкино
  • Остановки
  • Остров музеев
  • Осьминог
  • Отдохнуть на природе
  • Отель «Веста»
  • Отель «Матейко»
  • Отель «Эрмитаж»
  • Открытка
  • Павловск
  • Павловский Посад
  • Палантин
  • Панда
  • Панда из шерсти
  • Париж
  • Парк Горького
  • Парк Победы
  • Парк камней
  • Парки Москвы
  • Пенсия
  • Переезд
  • Переезд в Германию
  • Персональный брендинг
  • Перуж
  • Песец
  • Песец из шерсти
  • Петровский переулок
  • Петропавловка
  • Пингвин
  • Пионовые поля МГУ
  • Писек
  • Питер
  • Питерские каникулы
  • Питерские ресторанчики
  • Площадь Никитские ворота
  • Поезд
  • Пожар
  • Поклонная гора
  • Покровская церковь
  • Полезный магазин
  • Полезный сайт
  • Польша
  • Полярная сова
  • Последний звонок
  • Почта России
  • Прага
  • Праздник
  • Про возраст
  • Про выставку. Про работу
  • Про город
  • Про детей
  • Про друзей
  • Про женщин
  • Про людей
  • Про медицину
  • Про образование
  • Про секс
  • Про семью
  • Про собирание вещей
  • Про страну
  • Про страх
  • Про толстых
  • Про туризм
  • Прованс
  • Провиантские склады
  • Прогулка
  • Психо
  • Псковская область
  • Путеводители
  • Путешествия
  • Пылва
  • Работа с заказами
  • Работы других мастеров
  • Рабочее
  • Регенсбург
  • Рейнланд-Пфальц
  • Рейхстаг
  • Речные прогулки
  • Ржев
  • Рованиеми
  • Рождественский монастырь
  • Рождественский рынок
  • Ронда
  • Российская государственная библиотека
  • Ротенбург-на-Таубере
  • Рурский регион
  • Русские девушки
  • Ручные звери
  • Рыбинск
  • Саарланд
  • Савва Мамонтов
  • Сад «Эрмитаж»
  • Сан Марко
  • Сардиния
  • Свадьба
  • Село Медное
  • Сергиев Посад
  • Сестрорецк
  • Сиреневый бульвар
  • Скандинавские орнаменты
  • Скат
  • Склиф
  • Скотч-терьер
  • Словакия
  • Словения
  • Смешарики
  • Смог
  • Смоленская область
  • Смольный собор
  • Собака
  • Собака из шерсти
  • Собор Василия Блаженного
  • Сова
  • Сова игрушка
  • Сова из шерсти
  • Советские гостиницы
  • Созависимость
  • Соцмедиа
  • Спасо-Влахернский монастырь
  • Сретенский монастырь
  • Сретенье
  • Старая Ладога
  • Староконюшенный переулок
  • Стахеев
  • Стимпанк
  • Страдания
  • Страсбург
  • Стресс
  • Судеты
  • Суздаль
  • Счастье
  • Такса
  • Такса из шерсти
  • Таллин
  • Таможня
  • Танцы
  • Тапир
  • Тапир из шерсти
  • Тарту
  • Тверская
  • Тверская область
  • Тверской бульвар
  • Тверь
  • Театральная площадь
  • Тилбург
  • Тоторо
  • Транспорт
  • Тревожность
  • Тренировочное
  • Троицкий собор
  • Тромсё
  • Тронхейм
  • Туве Янссон
  • Углич
  • Украина
  • Украшения из шерсти
  • Ундер дер Лиден
  • Упаковка
  • Утрехт
  • Феодоровская икона
  • Фестиваль
  • Фильмы
  • Финдус
  • Финляндия
  • Флисовая одежда для игрушек
  • Фото
  • Фотостудия
  • Франкфурт
  • Франция
  • Французский
  • Французский бульдог
  • Фудзи
  • Фуэнжирола
  • Хамовники
  • Хельсинки
  • Хильверсум
  • Хитровка
  • Холодное дыхание кризиса
  • Хомяк
  • Хомяк из шерсти
  • Храм Василия Блаженного
  • Храм Николая Стрелецкого
  • Храм Николы в Пыжах
  • Храм Пресвятой Богородицы в Печатниках
  • Храм Спаса на крови
  • Храм Тихвинской иконы
  • Храм Христа Спасителя
  • Ценообразование
  • Центр
  • Церковь Климента на Варварке
  • Церковь в Хамовниках
  • Чай
  • Часовня Николая Можайского
  • Черепаха
  • Черногория
  • Чехия
  • Чувство вины
  • Швабский Альб
  • Шварцвальд
  • Швейцария
  • Швеция
  • Шереметьево
  • Шибори
  • Шизофрения
  • Шиншилла
  • Шиншилла из шерсти
  • Шпайер
  • Шрисхайм
  • Экотуризм
  • Экскурсии
  • Экскурсия на коньячный завод
  • Экскурсия на молочную ферму
  • Эльзас
  • Эмден
  • Эрмитаж. Исаакий
  • Эстония
  • Яблоко
  • Япония
  • Яремче
  • Ярмарка
  • Ярмарка Мастеров
  • Яромерж
  • Ярославская область
  • Ярославский вокзал
  • вокзал
  • отель «Stony Island»
  • отель «У золотого колодца»
  • отель Motel One
  • пансион «У Лили»
  • театр Корша