РПЦ

Епархии и приходы Русской Православной Церкви за рубежом

Епархии и приходы Русской Православной Церкви за рубежом
Недавно наткнулся на очень интересную страничку: интерактивная карта, на которой обозначены все приходы Русской Православной Церкви за рубежом. Сотни приходов по всему миру! Но самое интересное даже не то, что, отправляясь за границу, в любую страну, мы можем узнать, есть ли там родной русский храм, в который мы можем сходить. Самое замечательное в том, что, кликнув на карте по иконке храма, получаем всю информацию о храме. И ссылку на приходской сайт, если он есть.
Разве не интересно посмотреть фотографии богослужения, совершающегося где-нибудь в Индонезии? Почитать приходские новости храма из Сирии?
Вот ссылка на интерактивную карту: http://karta.patriarchia.ru/
Зашел на страничку прихода в Норвегии, прочитал о членстве в приходе св. Ирины…
О членстве в приходе
Приход святой великомученицы Ирины
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Членом прихода святой великомученицы Ирины может стать любой православный христианин, проживающий в Норвегии, заполнив заявление о членстве. Согласно законодательству Норвегии можно быть членом только одного религиозного объединения. Членство в приходе не налагает на Вас никаких обязанностей, но помогает Русской Православной Церкви дальше развивать свою деятельность в Норвегии: норвежские государственные и коммунальные власти выделяют всем религиозном объединениям дотации, размер которых прямо зависит от количества зарегистрированных членов.
На страничке прихода в Йоханнесбурге (ЮАР) посмотрел, как прихожане пекут блины и играют на Масленицу. Здесь, что Рождество, что Масленица, трава зеленая и тепло.

Здесь же познакомился с новостями. Прямо невероятно прочитать такие новости из Африки:
«В субботу 25 января священник Даниил Луговой совершил Божественную литургию в храме святого Рафаила в Кейптауне.
После богослужения в преддверии 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады была совершена заупокойная лития по всем погибшим жителям и воинам-защитникам.
В здании резиденции архиепископа Мыса Доброй Надежды Сергия, находящейся на территории храма, при совместном участии Россотрудничества и Консульства Российской Федерации в Кейптауне была устроена фотовыставка, посвященная 70-летию снятия блокады. Открывая экспозицию, консул Александр Горячев выступил перед собравшимися со словом, в котором рассказал об основных этапах обороны, героизме защитников, самоотверженном мужестве жителей северной столицы.
После этого состоялась совместное чаепитие и беседа о православной вере».
А вот несколько фотографий из жизни Сретенского прихода на острове Тенерифе, на Канарских островах:

Здесь совершается богослужение православной общины. Как я понимаю, это католический или протестантский храм. Просто община арендует храм на время богослужений.




Поднос с фруктами для освящения в день Преображения Господня.

А это стол, приготовленный для пасхального разговения прихожан. Конечно, приходы за рубежом маленькие, все друг друга знают и живут одной большой семьей. Практически во всех храмах после службы устраивается общая трапеза. Это прекрасная традиция, но в российских городских условиях практически неосуществимая…
А теперь перенесемся в Канаду. Просто посмотрим на храмы Русской Православной Церкви в Канаде…
Впрочем, не буду больше приводить материалы с различных сайтов православного мира, лучше сами пройдите по ссылке, которую я даю в начале этого очерка. А если найдете что-то особенно интересное, в комментарии к этой записи поделитесь с нами.

«Где нам теперь молиться?» Православные за рубежом обсуждают решение РПЦ

Image caption Храм Серафима Саровского в Салониках принадлежит Элладской православной церкви, но формально подчинен Вселенскому патриархату

Самодельную табличку «Разговоры о политике в здании просьба не вести» с двери Русского общества в Салониках сняли лишь недавно. Но, похоже, ее пора вешать вновь. Последние новости из мира православия вызывают в русскоязычной диаспоре горячие дискуссии.

«Я сама русская, муж — грек, дети здесь родились и крестились. Раньше мы всей семьей ходили в одну в церковь по воскресеньям. И не думали ни о чем. А теперь что нам делать?» — взволнованно спрашивает Елена. Свою фамилию она называть отказывается и вообще заметно нервничает от того, что говорит с журналистами Би-би-си.

«Во всем виновато ЦРУ. Это они заплатили Константинопольскому патриарху, чтобы устроить раскол», — вступает в разговор женщина, назвавшаяся Антониной.

И дискуссия тут же превращается в споры о геополитике.

Я вежливо интересуюсь у Антонины, почему она думает, что за Вселенским патриархом Варфоломеем стоят американские спецслужбы.

«Конечно, стоят! По телевизору вчера рассказывали про это, — не задумываясь отвечает женщина. — Мы смотрим российские каналы по спутниковой тарелке. Кстати, а Би-би-си же тоже американская компания?»

«Мы в замешательстве»

Image caption Решение РПЦ о разрыве с Константинополем вызвало массу вопросов среди русскоязычных православных, живущих за границей

15 октября Русская православная церковь заявила, что ее последователи больше не могут причащаться в храмах Константинопольской церкви.

Это произошло через четыре дня после того, как Вселенский патриархат Константинополя заявил о принятом решении даровать еще не созданной украинской православной церкви автокефалию (независимость).

Решение Синода РПЦ вызвало массу вопросов среди русскоязычных православных, живущих в Западной Европе и США. Во многих городах за пределами стран бывшего СССР нет храмов РПЦ, зато есть церкви Константинопольской патриархии.

Раньше люди, крестившиеся в храмах Московского патриархата, но переехавшие жить за рубеж, спокойно ходили на службы священников Вселенского патриархата.

Сейчас ситуация стала сложнее.

«Мы в замешательстве! Переехали из России в Грецию два года назад. Считаем себя чадами и Русской и Элладской православных церквей. А теперь, получается, нам надо сделать выбор?» — пытается разобраться одна из прихожанок церкви Серафима Саровского в Салониках.

Image caption Многие прихожане, считающие себя и вдали от родины связанными с Русской церковью, продолжают ждать разъяснений сложившейся ситуации от пастырей

Храм принадлежит Элладской православной церкви — автокефальной поместной церкви, имеющей в Греции государственный статус. Фессалоникийская митрополия на территории города Салоники, как и прочие епархии греческих так называемых Новых земель, хотя и управляется Элладской церковью, но формально подчинена Константинопольскому патриархату.

А значит, тем, кто считает себя принадлежащим РПЦ, причащаться и участвовать в иных церковных таинствах здесь уже нельзя.

  • Битва престолов. Как Москва и Киев ведут тайные переговоры об автокефалии
  • Автокефалия для Украины: что решил Константинополь
  • «Мы и без них проживем». Интервью митрополита Илариона после решений синода
  • Отделение церкви от (российского) государства. В одной стране это уже получилось

«Если будем причащаться у греков — нарушим решение Московского патриархата. Если не будем — останемся вообще без причастия, ибо храмов РПЦ нигде в округе нет», — сетует молодая женщина.

Настоятель храма — отец Лев (Эфремидис) пытается как может успокоить прихожан: «Да, мы находимся под духовным окормлением Константинопольского патриархата. Но мы-то принимаем и причащаем всех православных. У нас запретов нет, а за решение РПЦ мы не отвечаем».

Священник признает, что каждый день к нему обращаются за разъяснениями несколько человек.

Media playback is unsupported on your device «Хочется, чтобы это угомонилось»: прихожане греческой церкви о ссоре РПЦ и Константинополя

«Я бы посоветовал верующим не бояться высказывать свое мнение. Даже если это мнение может не совпадать с мнением властей», — продолжает он.

Прихожане храма со словами священника, кажется, согласны и охотно обсуждают тему перед началом литургии.

«Если Украина — это независимое государство, почему бы ей не иметь свою независимую церковь? Я очень доверяю нашему Вселенскому патриарху. Он мудрейший и умнейший человек. Я не верю, что он мог поступить неправильно или опрометчиво», — говорит, поправляя платок, Афродита Пеливаниду. В храм она ходит уже 16 лет.

Image caption «Мы принимаем и причащаем всех православных. У нас запретов нет, а за решение РПЦ мы не отвечаем», — говорит отец Лев

«Такие решения не принимаются одним только патриархом, хоть он и Вселенский. Так нельзя. Нужен собор, нужно обсуждение и согласие всех православных церквей», — вступает в беседу прихожанин по имени Георгий.

«Надеюсь, все же по промыслу Божию Вселенский патриарх пойдет на попятную» — добавляет он.

Впрочем, с началом службы дискуссия заканчивается, и многие из тех, кто в ней участвовал, после общей молитвы подходят к причастию.

В храм за 200 км?

Нет однозначного ответа на вопрос, по какому признаку определяется принадлежность к РПЦ для тех, кто постоянно проживает за ее каноническими пределами.

И это лишь добавляет вопросов, как мирянам, так и среди священникам.

«Минское постановление временно испугало тех, кто не совсем понимает принцип православного церковного единства и ее соборности. В остальном, народ идет в храм ко Христу, не задумываясь, какому патриархату принадлежит», — считает священник православной церкви Константинопольского патриархата в Тулузе Алексей Милютин.

Однако не все прихожане с такой позицией согласны. В этом же храме верующих часто исповедовал пожилой иеромонах, который долгое время служил в храме Московского патриархата в Париже, а затем вышел на пенсию и обосновался в Тулузе.

В прошедшее воскресенье он не пришел на литургию, следуя решению РПЦ.

Image caption Верующим, чувствующим духовную связь с РПЦ, теперь придется решать, можно ли не следовать решению московского духовенства

Во Франции зарегистрировано 22 прихода Московского патриархата. Но во многих из них богослужения проводятся лишь раз в месяц. Приходов Константинопольского патриархата русской традиции — более 50. При этом есть ряд городов, где существуют лишь «константинопольские» приходы.

Верующим, чувствующим духовную связь с РПЦ, теперь придется решать, можно ли не следовать решению московского духовенства или придется ездить в храмы Московского патриархата, иногда за несколько сотен километров.

«Если я хочу истинных молитвы и причастия, я пойду или поеду туда, где оно есть. Мы же не ходим к протестантам или мусульманам за причастием. Вот и к раскольникам нельзя» — говорит жительница Лиона Ольга Бойко.

«Если надо — и за 200 километров поедем, хотя это, конечно, очень непросто. Особенно с маленьким ребенком», — отмечает она.

Церковные перегородки

Image caption С началом литургии политические дискуссии прекращаются, чтобы снова возобновиться по ее окончании за общей трапезой

Представители Константинопольского патриархата заявили, что не разрывали и не собираются разрывать евхаристического общения с Москвой. Имя патриарха Кирилла продолжает поминаться на богослужениях, которые ведет Вселенский патриарх Варфоломей.

Представители РПЦ считают, что именно Константинополь спровоцировал нынешний конфликт.

«Некоторые пишут, что виноваты теперь во всех этих неудобствах церковные чиновники Русской церкви, что «Христос бы их не одобрил» и как последний и многими признанный аргумент — что на Небе нет «церковных перегородок». Неужели непонятно, что сейчас разрывает Хитон Господень именно Константинопольская церковь, разменявшая церковное благо на политические преференции?» — написал на своей странице в «Фейсбуке» священник и православный публицист Владимир Вигилянский.

Media playback is unsupported on your device Что думают люди в Москве и Киеве о разрыве отношений РПЦ с Константинополем

«И если возникают какие-либо претензии об «ущемлении прав», то они должны быть адресованы не к нам, а к тем, кто затеял эту бучу, нарушив десятки святых канонов Вселенских соборов», — добавил он.

Продолжая дискуссию о канонах и соборах, прихожане храма Серафима Саровского в Салониках накрывают в трапезной стол.

«Мне кажется, тут поссорились не две церкви. Тут поссорились администраторы, которые этими поместными церквями управляют», — говорит алтарник храма, выпускник Минской духовной семинарии Дмитрий Погребенко.

Image caption По словам иерархов РПЦ, храмы Константинопольского патриархата теперь можно посещать лишь с туристическими целями

«Те, на кого мы должны ориентироваться, забывают слова Христа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Понятно, что и братья иногда могут ссориться друг с другом. Но все равно все можно решать в духе братской любви» — добавляет он, выключая закипевший чайник.

И кажется, все в трапезной надеются, что конфликт между Константинополем и Москвой удастся погасить, словно огонь на газовой плите.

Русская Православная Церковь за границей

Оторванные от центрального церковного управления фронтом гражданской войны, юго-восточные части России должны были как-то урегулировать свое церковное управление.

С этой целью 6 мая 1919 года в Ставрополе Кавказском состоялся Южно-Русский Церковный Собор, который образовал Временное Высшее Церковное Управление на Юго-востоке России, объединившее под своим началом несколько епархий.

Постановления этого Церковного Управления получили впоследствии косвенное признание патриарха Тихона и органов его управления в различных проявлениях его власти:

в посвящении епископов (Серафим Лубенский, Андрей Мариупольский), в назначении епископов на кафедры (в Южной России, в Екатеринославе, в Европе и в Америке), в церковном суде над епископами (Сергий Лавров, Агапий Екатеринославский) в увольнении на покой (Иоанн Кубанский).

Решение Ставропольского Собора, возможно, натолкнуло патриарха Тихона на мысль позволить, в условиях разрушенных гражданской войной всех нормальных церковных связей, каждому епархиальному архиерею (или нескольким) управлять своими епархиями самостоятельно, независимо от центральной церковной власти потому что буквально вслед за Ставропольским Собором, 7/20 ноября 1919 года патриарх Тихон, Священный Синод и Высший Церковный Совет Православной Российской Церкви издают постановление за № 362, в котором говорилось:

“В случае, если епархия окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление во главе со св. Патриархом, почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти…, в случае невозможности этого, епархиальный архиерей принимает на себя всю полноту власти.”

Это постановление оказалось мудрым предвидением ближайших событий: в ходе гражданской войны огромные области и миллионы православных людей вначале были вне влияния советской власти на территории России, а вскоре, после поражения Белой Армии, оказались в чужих странах. Они требовали нормального духовного окормления, для чего необходимо было нормальное церковное устройство и управление.

После окончания гражданской войны, в конце 1920 года за границу выехало огромное количество русских беженцев (до двух миллионов) со своими епископами и священниками. Они нашли приют в разных странах и частично влились в прежние русские приходы, но главным образом начали составлять новые. Со временем русская православная паства оказалась не только во всех государствах Европы и Америки, но и в Китае, Корее, Персии, Палестине, Южной Америке, Австралии, Африке.

Потребность иметь централизованное церковное управление была очевидна. Поэтому в ноябре 1920 года, с благословения Вселенского Патриарха, русские архиереи созвали Первый Заграничный Архиерейский Собор, который, учитывая изменение ситуации, переименовал Временное Высшее Церковное Управление на Юге России в Высшее Русское Церковное Управление за границей.

Этот Собор составился на основе добровольного вхождения в него всего наличного состава русских архиереев за границей, причем, некоторые из них (Финляндский, Литовский, Харбинский и Пекинский) имели постоянные кафедры и автономное управление.

Личным или письменным согласием в Соборе участвовали 34 епископа: митроп. Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) (председатель Собора и Высшего Церковного Управления), епископ Алеутский Антоний, архиеп. Кишиневский Анастасий, архиеп. Северо-Американский Александр, епископ Адам, епископ Белгородский, управляющий Иерусалимской Миссией Апполинарий, епископ Белостокский Владимир, епископ Севастопольский Вениамин, епископ Челябинский Гавриил, епископ Екатеринославский, управляющий церковными делами в Греции, Африке и на о. Кипре Гермоген, епископ Царицынский, начальник пастырского Богословского училища Дамиан, архиеп. Литовский Елевферий, архиеп. Бруклинский Евфимий, митроп. Западно-Европейский Евлогий, архиеп. Пекинский Иннокентий, епископ Урмийский Map-Илья, епископ Тяньцзинский Иона, архиеп. Харбинский Мефодий, епископ Забайкальский Мелетий, епископ Александровский Михаил, епископ Владивостокский Михаил, епископ Камчатский Нестор, архиеп. Пинский Пантелеймон, митроп. Северо-Американский Платон, архиеп. Финляндский Серафим, епископ Лубенский, управляющий церковными делами в Болгарии Серафим, епископ Бельский Сергий, епископ Черноморский Сергий, архиеп. Японский Сергий, епископ Питсбургский Стефан, епископ Шанхайский Симон, архиеп. Полтавский Феофан, епископ Курский Феофан (архиеп. Иоанн Латвийский был лишен возможности участия в Соборе по местным политическим условиям).

Создавшееся на Соборе объединенное Управление приобрело всю полноту церковной власти над всей заграничной частью Русской Церкви до тех пор, когда она сможет влиться в состав Церкви на Родине.

ВРЦУ избрало Архиерейский Синод во главе с митрополитом Антонием (Храповицким), который явился исполнительным органом Собора в межсоборное время. В 1921 году, по приглашению Сербского патриарха Димитрия, Управление переехало в Югославию. По инициативе митрополита Антония здесь было решено созвать Всезаграничный Русский Церковный Собор. В “Положении о созыве Заграничного Собрания Русских Церквей,” принятом ВРЦУ 12/25 июля 1921 года, в частности, говорилось:

“В состав Собрания входят в качестве членов представители всех заграничных автономных Церквей, епархий, округов и миссий, пребывающих в подчинении святейшему Патриарху Всероссийскому…

Собрание признает над собою полную во всех отношениях архипастырскую власть Патриарха Московского… Собрание состоит из епископов, клириков и мирян… Выборы в Собрание производятся по следующим 15 округам и 15 районам.

Округи: Северная Америка, Япония, Китай, Финляндия, Эстляндия, Латвия, Литва, Польша, Германия, Франция, Италия, Сербия, Болгария, Турция и Дальний Восток.

Районы: Швеция, Дания, Нидерланды, Бельгия, Испания, Англия, Швейцария, Чехия, Венгрия, Австрия, Румыния, Палестина, Александрия, Греция, Бизерта.”

Собор состоялся с 8 по 20 ноября (ст. ст.) в Сремских Карловцах (Югославия). На Собор было приглашено 155 человек, которые за редким исключением и прибыли.

Почетным председателем Собора был избран патриарх Сербский Димитрий. Среди почетных членов были: председатель Совета Министров Югославии г. Пашич, Главнокомандующий Русской Армией генерал Врангель и другие. Председателем Собора был председатель ВРЦУ митроп. Антоний. Архиереи-члены Собора (они же – члены ВРЦУ):

митроп. Херсонский и Одесский Платон,

архиеп. Полтавский и Переяславский Феофан,

епископ Челябинский и Троицкий Гавриил,

епископ Александровский, управляющий Ставропольской епархией Михаил,

епископ Севастопольский и всего христолюбивого воинства, управляющий военным и морским духовенством Вениамин;

управляющие русскими православными общинами за границей: архиеп. Кишиневский и Хотинский Анастасий (от Константинопольского округа),

епископ Лубенский Серафим (от Болгарского округа),

архиеп. Волынский и Житомирский Евлогий (от Западной Европы);

пребывавшие за границей русские епископы:

Курский и Обоянский Феофан,

Белгородский Апполинарий,

Сухумский, временно управлявший Черноморской епархией Сергий,

Царицынский Дамиан,

Сумский Митрофан,

Аксайский Гермоген.

Среди членов Собора были: князь Васильчиков, Е. Ковалевский, протопресвитер Г. Шавельский, проф.-прот. А. Рождественский, князь Г. Трубецкой, А. Карташев, прот. Г. Ломако, граф П. Апраксин, прот. В. Востоков, граф Олсуфьев, граф М. Граббе, граф П. Граббе, граф Бобринский, проф. Погодин, генерал Юзефович, князь П. Путятин, проф. Новгородцев, проф. Троицкий, проф. Вернадский, князь А. Ширинский-Шахматов и многие другие выдающиеся церковные, военные, научные и политические деятели.

В “Наказе” этому Собору были очень важные пункты:

“Особые обязанности и главная ответственность пред Богом и Церковью лежат на епископах. Им священными канонами присвоены и преимущественные полномочия и особая власть, а потому епископы образуют Совещание Епископов Церковного Собрания…

Все решения Общего Церковного Собрания, Совета Собрания и Пресвитерского Совета восходят на утверждение Совещания Епископов и имеют силу лишь после подписания ими постановлений… В случае необходимости Епископское Совещание имеет право закрыть Церковное Собрание.”

Собрание (или, как его вскоре стали называть, Собор) открыл митроп. Антоний, охарактеризовавший положение Российской Православной Церкви в Советской России и за границей. Единогласно было решено послать приветственные телеграммы святейшему патриарху Тихону, святейшему Сербскому патриарху, Сербскому Королю, Государыне Императрице Марии Федоровне, Главнокомандующему Русской Армией генералу Врангелю и другим высоким лицам. Была заслушана масса приветствий.

На заседании 13/26 ноября архиеп. Анастасий выступил с речью по поводу голода в Поволжье. Он, в частности, сказал:

“Теперь позволю себе остановить Ваше внимание на вопросе о том, как помочь голодающему населению, нашим страждущим братьям в России. Просить, убеждать палачей оставить, прекратить мучения – это все равно, что желать, чтобы тигр выпустил из зубов свою жертву; обращаться с пожеланиями к самому страждущему населению, конечно, бесполезно; но у нас есть одно средство – обратиться с воззванием ко всему миру; он не должен допустить вымирания русского народа. Конечно, мы не можем сказать красноречивее того, что сказал св. патриарх Тихон в своем Послании, но мы должны и можем сказать сильнее то, чего не мог сказать он в своем положении: мы должны сказать, что бедствия, переживаемые русским народом, есть результат дикого, развратного, кровавого режима палачей России; англичане, например, уже узнали, что такое большевизм; Вашингтонская Конференция стремится к миру, но этого мира не будет до тех пор, пока не придет к миру Россия. Если бы мы были в состоянии, мы должны были бы разослать всюду миссии, которые, подобно Петру Амьенскому, обошли бы весь свет, открывая ему глаза на русские дела… Некоторые склонны идти на примирение с большевиками или по мягкосердию, или из карьеры, но мы должны решительно сказать: нон поссумус (не можем). Никто из нас не имеет права переступить порог советский для союза, ибо это уже не союз, а вражда против Бога. Мы должны противодействовать этому соблазну. Должны также мы установить моления в церквах за всех погибших за веру, царя и Отечество, начиная с Царя-мученика Николая II-го и замученных святителей.”

Были заслушаны также доклады о миссионерской работе, о путях к духовному возрождению России.

Среди многочисленных документов, посланий и резолюций, принятых Собором, особенное значение имели:

“Послание чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и

изгнании сущим” и

“Послание к мировой Конференции” (Генуэзской).

Собор, ставший известным под названием “Карловацкого,” вызвал бешеную злобу среди большевиков (в первую очередь, из-за обращения к Генуэзской конференции).

От патриарха Тихона они потребовали репрессий против заграничной Русской Церкви. Надеясь достигнуть уступкой ослабления гонений против всей Русской Церкви на Родине, патриарх издал 5 мая 1922 года указ о закрытии Высшего Церковного Управления за границей. В ответ на этот указ, 31 августа заграничный Архиерейский Собор постановил:

“Во исполнение Указа Патриарха и его Синода и Совета – Высшее Церковное Управление упразднить. На основании же постановления Патриарха и тех же органов управления при нем от 7(20) ноября 1920 года за № 362 – образовать Временный Священный Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей.”

По поводу образования Архиерейского Синода на новых канонических основаниях, ни патриарх, ни органы его управления никакой реакции не проявили.

С момента образования Архиерейский Синод проводил большую работу по объединению отдельных русских церквей в разных частях света. Особенно значительным явилось вхождение в Зарубежную Церковь русских православных дальневосточных епархий. Средоточием православных в тех областях был Пекин, где во главе Русской Духовной Миссии стоял архиепископ, затем митрополит, Иннокентий, и Харбин, где многочисленные русские приходы возглавлял архиепископ, затем тоже митрополит Мефодий. Их заместителями позднее явились архиепископ Симон, ранее викарий Шанхайский, и митроп. Мелетий.

В Пекине издавался “Китайский Благовестник,” в Харбине “Хлеб Небесный.” В Харбине же создался “Институт св. Владимира,” богословский факультет которого имел потом огромное значение для зарубежья. Духовенство и паства на Дальнем Востоке проявили особую стойкость в верности Архиерейскому Синоду.

Синоду подчинились и русские приходы в Южной Америке, из которых самым замечательным был в Буэнос-Айресе. Развивала свою деятельность Православная Миссия в Палестине, во главе которой стоял архиеп. Анастасий.

Высшее управление Русской Православной Церкви. по ныне действующему уставу от 9 июня 1988 г.

Поместному Собору принадлежит высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда – законодательная, исполнительная и судебная. Собор созывается Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, В его состав входят архиереи, клирики, монашествующие и миряне. Поместный Собор 1917–1918 гг. предусматривал в своих определениях трехлетний промежуток между очередными Поместными Соборами, а Положением 1945 г. сроки созыва Соборов вовсе не регламентировались.

Членами Собора являются правящие и викарные архиереи по своему статусу (в соответствии с Уставом Собора 1917–1918 гг. викарные архиереи не являлись его членами). Процедура избрания на Собор представителей от клира и мирян и их квота устанавливаются, согласно действующему Уставу, Священным Синодом.

На основании Устава 1988 г. Поместному Собору предоставляется право: истолковывать учение Церкви, сохраняя вероучительное и каноническое единство с другими Православными Церквами, решать канонические, богослужебные, пастырские вопросы; утверждать, изменять, отменять и разъяснять свои постановления. Собор канонизует святых, избирает Патриарха и устанавливает процедуру такого избрания; утверждает постановления Архиерейского Собора; оценивает деятельность Священного Синода и его учреждений; создает или упраздняет органы церковного управления; устанавливает процедуру для всех церковных судов; осуществляет церковный контроль за реализацией отношений между Церковью и государством; принимает решения по вопросам о взаимоотношениях с Православными Церквами и инославными исповеданиями; выражает озабоченность проблемами, волнующими страну и все человечество; учреждает общецерковные награды. Поместный Собор является последней инстанцией, которой подсуден Патриарх, а также для решения всех дел, предварительно рассмотренных Архиерейским Собором и переданных Собору.

Собор возглавляется председателем – Патриархом или, в его отсутствие, Местоблюстителем Патриаршего Престола. Кворум Собора составляют 23 делегатов, включая сюда 23 архиереев. Собор определяет регламент своей работы и избирает большинством голосов Президиум, Секретариат и рабочие органы. Президиум Собора состоит из Председателя и его заместителей в составе 8 лиц в архиерейском сане. В Президиум Собора, проходившего в 1917–1918 гг., входили также представители от клириков и мирян. Секретариат Собора возглавляется архиереем. Протоколы Собора подписывают Председатель, члены Президиума и Секретарь. Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей своих рабочих органов. Президиум, Секретарь и председатели рабочих органов составляют Соборный Совет, который является руководящим органом Собора.

Все архиереи – члены Собора – составляют Архиерейское Совещание. Оно созывается Председателем Собора, Советом Собора или по предложению 13 архиереев. В его задачу входит обсуждение тех постановлений, которые особенно важны и вызывают сомнение с догматической и канонической точки зрения. Если решение Собора отвергается 23 присутствующих архиереев, оно повторно выносится на соборное рассмотрение. Если же и после этого 23 архиереев его отвергнут, оно теряет силу.

Заседание Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из заместителей Председателя. В открытых заседаниях Собора могут участвовать гости, наблюдатели, специалисты-богословы. Избрание принимается большинством голосов, за исключением особых случаев. При равенстве голосов, голос Председателя дает перевес. Согласно ст. 20 (гл. II) Устава, постановления Собора вступают в силу сразу после их принятия297.

Согласно Уставу в состав Архиерейского Собора входят епархиальные архиереи и епископы, возглавляющие синодальные учреждения. В период между Поместными Соборами Архиерейский Собор обладает полнотой высшей церковной власти. В Уставе определена периодичность созывов Архиерейского Собора: не реже одного раза в два года. Соборы созываются также по мере необходимости.

В преддверии Поместного Собора Архиерейский Собор вносит предложения, касающиеся повестки дня, программы и регламента заседаний Поместного Собора, а также процедуры избрания Патриарха.

В обязанности Архиерейского Собора входит: хранение чистоты православного вероучения и норм христианской нравственности, решение принципиально важных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов; канонизация святых, создание и упразднение епархий, синодальных учреждений, а также духовных школ общецерковного значения.

Священный Синод подотчетен Архиерейскому Собору.

«Архиерейский Собор является первой инстанцией, правомочной рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности Патриарха»298. В качестве второй инстанции он рассматривает споры между архиереями, дела, связанные с каноническими проступками архиереев, а также все дела, переданные ему Священным Синодом для принятия окончательного решения.

Председателем Архиерейского Собора является Святейший Патриарх и Местоблюститель Патриаршего Престола. Президиум Архиерейского Собора составляет Священный Синод; секретарь Собора избирается из числа членов Синода. Решения Собора, за исключением случаев, особо оговоренных в регламенте Собора, принимаются большинством голосов; при равенстве голосов перевес дает голос Председателя. Как и постановления Поместного Собора, решения Архиерейского Собора вступают в силу сразу после их принятия, но право окончательного их утверждения принадлежит Поместному Собору.

Глава православной церкви — структура РПЦ

У каждой конфессии в мире есть предводитель, например, глава Православной Церкви – это Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Но помимо него церковь имеет и другую структуру руководства.

Оглавление:

  • Кто глава Русской Православной Церкви
  • Какова иерархия РПЦ среди священнослужителей
  • Структура РПЦ — схема и описание
  • Звания епископов
  • Звания иереев
  • Звания диаконов
  • Заключение

Кто глава Русской Православной Церкви

Патриарх Кирилл – это руководитель РПЦ.

Глава РПЦ Патриарх Кирилл

Он руководит церковной жизнью страны, а также Патриарх — начальник Троице-Сергиевой лавры и еще нескольких обителей.

Какова иерархия РПЦ среди священнослужителей

На самом деле церковь имеет довольно сложную структуру и иерархию. Каждый священнослужитель выполняет свою роль и занимает предписанное ему место в этой системе.

Схема православной церкви имеет три уровня, которые были созданы еще в самом начале зарождения христианской религии. Все служители делятся на такие категории:

  1. Диаконы.
  2. Священники.
  3. Епископы.

Помимо этого, они поделены на «черное» и «белое» духовенство. К «черному» относятся монахи, а к «белому» мирские священнослужители.

Структура РПЦ — схема и описание

В ввиду некоторой сложности церковной структуры, ее стоит рассмотреть более детально, для глубокого понимания алгоритмов работы священников.

Звания епископов

К ним относятся:

  1. Патриарх: пожизненное главное звание предводителя РПЦ, на данный момент на Руси это Кирилл.
  2. Викарий: правая рука епископа, его заместитель, но он не имеет своей епархии и не может управлять епархией архиерея.
  3. Митрополит: наместник, руководящий митрополиями, в том числе и за пределами Российской Федерации.
  4. Архиепископ: звание старшего епископа, считается почетным титулом.
  5. Епископ: третья ступень священства в православной иерархии, часто имеет звание архиерея, управляет епархией и назначается Священным синодом.

Звания иереев

Иереи делятся на «черных» и «белых».

Рассмотрим «черное» духовенство:

  1. Иеромонах: монах-священнослужитель, к нему принято обращаться словами: «Ваше Преподобие».
  2. Игумен: руководитель (настоятель) монастыря. До 2011 в России это звание являлось почетным и не обязательно соответствовало посту начальника какой-либо обители.
  3. Архимандрит: наивысшее звание для священнослужителя, принявшего монашеский постриг. Часто является настоятелем крупных монашеских обителей.

К «белым» чинам относят:

  1. Протопресвитер: высший чин РПЦ в его «белой» части. Дается как награда за особую выслугу в некоторых случаях и только по просьбе Священного синода.
  2. Протоиерей: старший священник, также может использоваться формулировка: старший иерей. Чаще всего протоиерей осуществляет руководство каким-либо храмом. Получить такую должность можно не ранее пяти лет верной службы по получении наперстного креста и не раньше десяти лет после хиротонии.
  3. Иерей: младший чин священнослужителей. Священник может быть женат. К такому человеку принято обращаться так: «Батюшка» или «Отец, …», где после отца идет имя священника.

Звания диаконов

Далее следует ступень диаконов, они тоже делятся на «черное» и «белое» духовенство.

Список «Черного» духовенства:

  1. Архидиакон: старший чин среди диаконов в монашеской обители. Его дают за особые заслуги и выслугу.
  2. Иеродиакон: священник-монах любого монастыря. Стать иеродиаконом можно после таинства хиротонии и пострига в монахи.

«Белое»:

  1. Протодиакон: основной епархиальный диакон, к нему, как и к архидиакону, принято обращаться со словами: «Ваше высокоблаговестие».
  2. Диакон: священник, который стоит на самой начальной ступени иерархии РПЦ. Это помощники для остальных, более высоких рангов священнослужителей.

РПЦ имеет одновременно сложную, но логичную организацию. Следует понимать основное правило: её устройство таково, что из «белого» духовенства невозможно попасть в «черное» без монашеского пострига, а также невозможно не будучи монахом занять многие высокие посты в иерархии православной церкви.

БОЖИЕЙ МИЛОСТЬЮ

епископ Анадырский и Чукотский Диомид
и архиепископ Севастопольский и Крымский Мартин
верным чадам Русской Православной Церкви в Отечестве и рассеянии сущим, благодать и милость Господа Иисуса Христа да будут с вами!
К великому сожалению, отдельные верующие прельстились лже-проповедью Александра Минских. Этот человек, обольстившись сам, в сатанинской гордыне объявил себя «Помазанником Божиим», «Царем-Батюшкой» и «Государем Александром». Как православные архиереи, имеем своей архипастырской обязанностью предупредить паству о погибельности веры этому обманщику и самозванцу.
Минских живет в Петропавловске-Камчатском. Одно время он был прихожанином прихода РПЦ МП, находившегося под омофором архиепископа Игнатия (Пологрудова) в селе Мильково Камчатского края. Поведение Минских было странным. Он упорно пытался собрать людей вокруг своей личности. В этом кругу Минских называли «православным гуру». В конце концов, деятельность Минских и привела его к открытой ереси, сектантству и самозванству.
Самозванцы были и прежде. Один из подобных – Георгий-Михаил (Юрий Худяков), лжепомазанный лже-митрополитом и еретиком Корнилием (Радченко). Однако существенное отличие Александра Минских состоит в том, что последний явно одержим антихристовым духом, силящимся уничтожить Христову Церковь, открыто враждуя против Нее.
Недавно Минских выпустил так называемое «Послание Царя-Батюшки Александра» (от 9 августа 2019 г.), в начале которого сообщил: «Я пришел упразднить церковный чин и все религии». Кроме того, одну из своих лже-проповедей (от 27 мая 2019 г.) Минских озаглавил так: «Послание Господа! «Детушки, церковь уже не спасительна, она перестала быть Церковью Истинной, когда утратила Живой Дух Отца»». Это свидетельствует не о чем ином, как о том, что Минских вознамерился упразднить Церковь Христову вместе с Ее богоустановленной иерархией, а также упразднить среди прочих религий саму Христианскую религию, чтобы вместо упраздненных религий создать свою. И в другой своей заметке от 20 июля 2019 года Минских вещает: «Путь церковного спасения Богу уже не угоден». Но тем самым этот богоборец попирает Символ Веры, согласно которого каждый православный свидетельствует Богу: «Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», о которой засвидетельствовал Сам Господь Иисус Христос, сказав: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 17, 18)!
Новое антихристианское учение Минских раскрыто в следующих словах его «Послания»: «Меня послал Отец Небесный сделать вас всех Божьими детьми и привести вас всех в Царство Небесное, в вечную радость со Отцом». Купиться на эти антихристианские слова может лишь тот, кто не верит в Господа нашего Иисуса Христа, и не принимает Его Божественных слов: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). По свидетельству Апостола об Иисусе Христе именно «в Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей» (Еф. 1, 11). Поэтому никакой человек отнюдь не взойдет к Отцу Небесному через Сашку Минских, силящегося, как антихрист местного значения, забраться на престол Самого Христа Бога.
При этом, назначение своего «пришествия» обольститель Минских преподносит в «Послании» так: «Я принёс вам возрождение душ, через рождение от Духа Святого, и обновление тела, дабы тела ваши стали подобны телу Адама». Но если Христос Бог обещает нам воскресение и Божественное обновление наших тел для соцарствия с Ним в Царстве Небесном, то Минских сулит нам истление и разложение плоти вслед за Адамом, как ныне телесно пребывает наш всеобщий праотец вследствие соделанного им первородного греха! Имеющий уши да слышит!
Антихристов дух Александра Минских обличается и теми многочисленными ересями, которые он проповедует в своих речах и посланиях. Вот, к примеру, некоторые из них. В указанном «Послании» Минских учит, что «ад служит Господу для очищения душ от грехов, и лишь после этого возвращает Он их к себе в Свой Отчий Небесный Дом». Это есть ни что иное, как одна из ересей, которую проповедовал Ориген. Сам Христос в Евангелии засвидетельствовал о вечности мук в аду. По слову Христа, тем, которые будут поставлены на Страшном Суде по левую сторону от Него, будет сказано: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41); «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 46).
Помимо этого, еретик Минских учит и другой ереси Оригена. В своей лже-проповеди «Возвращение в Отчий дом» от 6 февраля 2019 года Минских заявил: «Знаешь ли ты, мой друг, что ты, душа твоя, родилась на Небесах. Отец Небесный сотворил твою душу, Он родил тебя в любви и душа твоя жила в Небесном Иерусалиме. Она жила среди ангелов, херувимов и серафимов, она наслаждалась красотами рая, она блаженствовала, вдыхая благоухание разнообразных цветов и дивных плодов. Слушала пение ангелов, видела славу Творца».
Но приведенные ереси, проповедуемые ныне отступником Минских, осуждены Православной Церковью. Святой Император Юстиниан Великий составил следующие анафематизмы против указанных ересей Оригена, которые были рассмотрены на V Вселенском соборе:

«1) Кто говорит или думает, что души человеческие предсуществовали, что они были прежде умами и святыми силами, наслаждались полнотою божественного созерцания (…), тот да будет анафема.
(…)
9) Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после возстановление демонов и нечестивых людей, – да будет анафема.
10) Анафема и Оригену, прозванному адамантовым, изложившему это, вместе с его нечестивым, непотребным и преступным учением, и всякому, кто держится этих мыслей, или защищает их, или каким-нибудь образом когда-либо осмелится повторять их» (Деяния Вселенских Соборов. Изд. 6-е. Том 3. СПб.: «Воскресение», 2008. С. 536-537).
Святой Император Юстиниан в своей грамоте «К святому собору об Оригене и его единомышленниках», отмечает, что указанные ереси основаны на мыслях языческих философов и, в частности, на учении Платона. Император Юстиниан пишет: «Он тех, которые до конца вели жизнь, исполненную чистоты, соединил с беззаконниками и педерастами и признал, что как те, так и другие будут наслаждаться одинаковыми благами. Итак, Пифагор, Платон и Плотин и их последователи, как я сказал, единодушно признавая души безсмертными, говорили, что они существуют прежде тел» (Деяния Вселенских Соборов. Изд. 6-е. Том 3. СПб.: «Воскресение», 2008. С. 538).
В итоге V Вселенский собор постановил: «Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и Оригена, с нечестивыми их сочинениями, (…) и тех, которые мудрствовали или мудрствуют подобно вышесказанным еретикам, и пребыли в своем нечестии до смерти: тот да будет анафема» (Деяния Вселенских Соборов. Изд. 6-е. Том 3. СПб.: «Воскресение», 2008. С. 472). Затем, святые отцы VI-го Вселенского собора подтвердили эту анафему в своем 1-ом Правиле следующими словами: «…Признаем и научаем преемников признавать как-бы произнесенными от Духа благочестивые изречения 160-ти богоносных отцов, собиравшихся в сем царствующем городе при благочестивой памяти Юстиниане, бывшем нашем императоре, которые соборно анафематствовали и отреклись Феодора Мопсуестского, учителя Несториева, Оригена, Дидима и Евагрия, воспроизводивших языческие басни» (Деяния Вселенских Соборов. Изд. 6-е. Том 4. СПб.: «Воскресение», 2008. С. 273).
Под этой анафемой, произнесенной двумя Вселенскими соборами, находится ныне еретик-оригенист Минских. И так как Православная Церковь своими богооткровенными догматами очень мешает ему развернуться в его языческих бреднях, то он и враждует с Ней, не скрывая своей ненависти к Отцам Церкви, через которых Бог Троица открыл эти догматы и правила ко спасению верных чад Церкви. Проговариваясь, еретик Минских один из своих материалов (от 24 августа 2019 г.) так и назвал, делая соответствующее противопоставление: «Догматы, правила и Любовь Отца. Чего нас лишили церковники».
Следует сказать и о самозванстве Минских. Первые помазанники Божии и родоначальники царских династий цари Саул и Давид не сами себя объявили помазанниками Господними, но их избрание по воле Божией было засвидетельствовано иным лицом, которое имело признание и уважение у всего народа. Тогда таким лицом был пророк Божий Самуил. Даже Сам Христос – «Господь господствующих и Царь царей» (Откр. 17, 14) в единстве с Отцом и Духом изволил перед Собой послать для свидетельства о Себе уважаемого и признаваемого всем народом Израилевым пророка и Предтечу Иоанна Крестителя, которого почитали даже фарисеи, приходившие к нему креститься. Христос свидетельствует об этом в Евангелии: «Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине» (Ин. 5, 31-33). Так же и о Божественном избрании русского царя после Смутного времени из новой династии свидетельствовал не сам о себе богоизбранный Государь Михаил Федорович Романов, но духовенство Освященного Собора Поместной Русской Церкви вместе с признаваемыми всем народом лучшими избранными людьми изо всех городов Московского Государства, съехавшимися на Земский собор в Москву в 1613 году, чтобы вымолить у Бога православного царя на Московский Престол.
Однако 20 июля 2019 года самозванец Минских самолично начал свидетельствовать о себе: «Господь возложил на меня корону царскую и вручил жезл пасти чад Своих»; «Господь воздвиг вам меня, Царя вашего в Духе и Истине». Но его самоличное свидетельство, как сказал Христос в Евангелии, «не есть истинно» (Ин. 5, 31). А вместо надлежащего свидетельства от лица (либо многих лиц), признаваемого всем народом, Минских выкладывает в интернет бредни некой прельщенной бабы Марины, – своей соучастницы, о которой утверждает будто бы она вещает от Имени Бога. К примеру, Минских озаглавил запись беседы с ней (от 24 июля 2019 г.) «Мариночка, чадушко Божие, читает сказки, Отца Небесного, деточкам возлюбленным». И опять лжец Минских сам обличает свое богохульство и обман, ибо у Отца Небесного отнюдь нет никаких «сказок», но Сам Христос засвидетельствовал о Боге Отце в Своей молитве к Нему: «Слово Твое есть истина» (Ин. 17, 17). А прельщенная баба Марина, обманывая и себя, и других, беззаветно прославляет самозванца и склоняет своих слушателей признать Сашку Минских «Помазанником Божиим». Этот дуэт в точности соответствует двум персонажам одной известной басни, которым в заключении было сказано:
Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,
— Всё ваша музыка плоха!..
За что́ же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?
— За то, что хвалит он Кукушку.
Посему, узнав о названном либо о каком-нибудь ином обольстителе и самозванце, православные обязаны руководствоваться следующим наставлением Апостола: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей (…). Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1 Тим. 4, 1-7).
В Первой книге Царств сказано, что «собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: (…) поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. (…) Пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши. (…) И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя» (1Цар.8:4-22). Поэтому «Монархия Российская может быть восстановлена только волей народа – и больше ничем» (И.Л. Солоневич. Народная монархия, Мн., 1998, стр. 41.), «яко Бог не токмо царство, но и власть кому хочет, тому даст, и кого призовёт, того и прославит, на наши слёзы глядючи и даде нам праведного Государя».
Со своей стороны, дабы оградить верных от погибельного обмана, архиерейской властью, данной нам от пастыреначальника Господа Иисуса Христа, ОБЪЯВЛЯЕМ:
Еретику и отступнику Сашке Минских, последователю анафематствованного святыми Соборами Оригена и учащему яко души человек существовали прежде их тел живуще со ангелы в Царствии Небесном, и противу Евангелия учащему яко души скончавшихся грешников во аде очистятся от грех своих и по сем Бог возвратит их обратно в Царствие Небесное, богохульнику оному, рекшему Бога «сказочником», а Церковь – «не спасительной и утративший Живой Дух Отца» и что будто бы «путь церковного спасения Богу уже не угоден», сему лжецу и самозванцу, самого себя назвавшему «Царем-Батюшкой Государем Александром» – анафема! (Трижды).
+ Диомид, епископ Анадырский и Чукотский
+ Мартин, архиепископ Севастопольский и Крымский