Сайт афона на русском

Русский Афон

Паломничество на Святую Гору Афон, в Удел Божией Матери – это всегда духовная радость и праздник для православного христианина. Сколько бы ты ни бывал на Святой Горе, каждый раз открываешь для себя что-то новое и новое.

А главное – во время пребывания на Святом Афоне ты каждый раз как бы заново духовно перерождаешься, усовершенствуешься. В этом сила и чудодейственность Афона и его благодатных святынь. Поэтому сколько бы ты ни приезжал на Святую Гору, она никогда не оставляет паломника без новых впечатлений и открытий. И никогда не покидает ощущение, будто каждый раз ты здесь впервые. Именно такие чувства неоднократно мне доводилось переживать при совершении паломничества на Афон.

Вот и на этот раз Святая Гора открылась мне как-то по-иному, по-новому.

Сразу замечу, что на Афоне я бывал уже много раз, посетил практически все его монастыри и скиты. Казалось бы, что нового можно еще вынести от посещения одних и тех же мест? Это действительно так, но только не на Святой Горе. Ведь Афон – это иной мир, иное измерение, где от человеческого взора сокрыты несметные духовные сокровища, одно лишь прикосновение к которым может целиком изменить твою жизнь.

Неоднократно бывая на Афоне, я всегда старался уделять больше внимания посещению греческих монастырей. Так мне когда-то посоветовали в одной турфирме. И я, следуя их совету, так и старался поступать, не уделяя особого внимания Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю.

Теперь, избороздив Святую Гору вдоль и поперек, я понимаю, как ошибался. Ведь русский Афонский монастырь – это настоящее духовное сокровище, нами недооцениваемое и забытое. Как и я, большинство паломников из России и Украины ошибочно надеются найти какую-то экзотику в греческих афонских монастырях, тем самым, по сути, отрекаясь от собственного тысячелетнего святогорского наследия. Мы обкрадываем самих себя, игнорируя древнюю русскую Афонскую обитель и отдавая предпочтение греческим монастырям. Во всяком случае, именно так происходило со мной, пока я не открыл для себя по-новому этот очаг древнерусского подвижничества на Святой Горе.

Наверное, так продолжалось бы и дальше, если бы я не обратил внимание на заинтересовавший меня паломнический маршрут — специальную восьмидневную программу паломничества на Святую Гору Афон с пребыванием в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре.

В стоимость этого тура входит страховка, заказ разрешения на посещение Афона, авиаперелёт в обе стороны, трансфер аэропорт – г. Урануполи – аэропорт, проживание и питание в первую и последнюю ночь в гостинице г. Урануполи, а также проживание в гостинице Афонского Пантелеимонова монастыря, экскурсия и т.д. Все вместе это стоит всего лишь около 500 евро.

Кроме того, здесь же можно заказать шенгенскую визу в Грецию. Срок ее оформления около 6 рабочих дней, стоимость – всего 60 евро.

В общем, заказав весь пакет, я остался доволен. И даже сэкономил деньги…

Весь тур рассчитан на 8 дней и 7 ночей. В первый день мы прилетели в аэропорт г. Салоники, где нас организованно встретили и обеспечили трансфер в Урануполи.

Здесь нас разместили в комфортабельном отеле. Наутро, позавтракав в гостинице, организованно получили демонитирионы (разрешение на пребывание на Афоне) и, купив билеты, в 9:45 отправились на пароме в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, где нас тепло встретил архондаричный – монах, ответственный за поселение паломников, который и разместил нас в монастырской гостинице.

Все было заранее договорено между паломническим центром и афонским монастырем св. Пантелеимона, поэтому никаких проблем не возникло.

Эта поездка и пребывание в Русском Афонском монастыре святого Пантелеимона оставили у нас неизгладимые впечатления. Я не раз уже бывал в Пантелеимоновом монастыре, но всегда как-то наскоком, без серьезного знакомства с его многочисленными святынями и замечательными насельниками.

Особенно нас поразили экскурсии по монастырю, во время которых мы могли беспрепятственно помолиться и приложиться к многочисленным чудотворным и целебным святыням обители.

Так в главном соборе русского Свято-Пантелеимонова монастыря, посвящённом в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона, мы приложились к честной главе этого великого святого, составляющей бесценное украшение и сокровище как храма и русской обители, так и всей Святой Горы Афонской.

Как известно, многочисленные паломники многократно получали и получают исцеления и чудотворения от главы святого Пантелеимона целителя. Помолиться и приложиться к ней здесь можно без каких-либо проблем или очередей.

Кроме того, в этом храме нам предоставили возможность приложиться и к другим чудотворным святыням, здесь хранящимся. В частности, к части Древа Креста Господня и св. мощей св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, главе св. преподобномученика Стефана Нового, главе святой преподобномученицы Параскевы, ребру св. великомученицы Марины, частице мощей святого Иосифа Обручника, святого Апостола Фомы, преподобного Симеона Столпника, святых мучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского и многих других.

Здесь же пребывает значительная часть от камня, отваленного от гроба Господня, из которого сделан седмисвещник.

Второй собор русского святогорского монастыря – Покрова Пресвятой Богородицы.

Здесь нам предоставили возможность приложиться к частям Животворящего Древа Креста Господня, частям мощей св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, св. Апостолов Петра, Андрея Первозванного, Матфея, Луки, Филлиппа, Фомы, Варфоломея, Варнавы, Иоакова Алфеева, Тимофея, Прохора, Фаддея, св. Анны – матери Пресвятой Богородицы, св. равноапостольной Марии Магдалины, св. первомученика Архидиакона Стефана, св. Архидиакона Лаврентия, св. праведного Иосифа Обручника, св. Дионисия Ареопагита, св. равноапост. царей Константина и Елены, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Афанасия Александрийского, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского, Амвросия Медиоланского, Иоанна Милостивого, Григория Паламы и многих других.

Всего в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре хранятся части мощей более 300 греческих, русских, грузинских святых, к большинству из которых за дни пребывания в обители мы смогли свободно приложиться, помолиться и испросить помощи.

Особо почитаемы хранящиеся здесь главы и части глав святого великомученика Пантелеимона Целителя, преподобного Силуана Афонского, верхняя часть главы святого апостола и евангелиста Луки, священномученика Анфима Никомидийского, преподобномученика Игнатия Афон­ского, Евфимия Афонского и Акакия Афонского, часть от левой ноги святого aпостола Андрея Первозванного в серебряном ковчеге, часть правой руки святого праведного Иоанна Русского и многие другие святыни.

Поэтому у этих святынь мы пытались провести как можно больше времени, что нам любезно позволили в обители.

Кроме того, в русском Афонском монастыре доступны для поклонения чудотворные образа: икона Матери Божией, именуемая «Иерусалимскою», икона Матери Божией «Ка­занская», икона Матери Божией «Игумения Святой Горы Афонской», икона святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеимона, икона святого священномученика Харалампия и другие.

Пред ними мы тоже молились все дни пребывания в обители.

Помимо Пантелеимонова и Покровского храмов, особо запомнился в русском монастыре древний храм во имя святителя Митрофана, а также параклис или меньший храм Успения Пресвятой Богородицы.

Кроме этого, на территории русского монастыря действует еще около 30 малых храмов (параклисов), в том числе и единственный в мире храм в честь Всех Святых Русских князей и царей.

Близ монастыря находится так называемая гробница с церковью во имя апостолов Петра и Павла, где упокаивается братия, и где по древней афонской традиции расположена костница с хранящимися там многочисленными главами подвижников русской святогорской обители.

Ночные богослужения в костнице, обставленной по всем сторонам стен от пола до потолка стеллажами с черепами святых иноков, оставляют особенно незабываемые впечатления.

Святыни и достопримечательности Русского Афона нам с большой любовью были показаны братией Пантелеимонова монастыря во время экскурсий, входивших в нашу паломническую программу.

Но что больше всего нас удивило, и чего я не видел ни в одном другом монастыре Афона – это организованная нам экскурсия по недавно открытому уникальному музейно-библиотечному комплексу монастыря, посвященному тысячелетнему наследию русского монашества на Афоне.

Честно говоря, музей монастыря меня просто поразил. Здесь собрана богатейшая коллекция экспонатов: древние рукописи, редкие книги, богослужебные облачения, церковная утварь, иконы, картины, статуэтки, механизмы, инструменты, предметы быта, фотографии и многое другое.

Все это так или иначе связано с историей и наследием Афона. Представлены здесь как экспонаты эпохи античности: времен греко-персидских войн, Александра Македонского и Римской империи, когда на Афоне располагались древнегреческие города-полисы, так и экспонаты времен Византийской империи и турецкого владычества.

Знакомство с музеем и его уникальной коллекцией позволяет паломникам воочию не только познакомиться, но и приобщиться к богатейшему наследию, культуре, духовности и истории как Святой Горы, так и Русского Афона.

Ничего подобного я больше не встречал ни в одном другом монастыре Афона. Здесь, в одном месте, представлена вся его история и все многовековое наследие Святой Горы, так что для их изучения, по сути, теперь нет надобности обращаться в каждый отдельный афонский монастырь или скит, коих на Афоне более сорока.

А главное – культурная программа, экскурсии и ознакомление с экспонатами и историей Афона, организовываемые специалистами монастырского музея, совмещены здесь с не менее ценным приобщением к величайшим святыням Русского Афона, его многочисленным целебным мощам святых и чудотворным иконам, совершением поклонения им, участием в богослужении и многим другим.

Все это вместе налагает неизгладимые впечатления, способствующие внутреннему переосмыслению и оздоровлению как духовно, так и телесно.

Приятно порадовала меня и возможность заказать в русском монастыре экскурсию по другим обителям Святого Афона. Для этого в Пантелеимоновом монастыре имеется комфортабельный автобус на 30 человек, который в сопровождении опытного гида с богословским образованием обеспечит путешествие паломнической группы по другим древним обителям Святой Горы.

И если раньше, чтобы заказать подобную услугу у греческих проводников, нужно было заплатить им несколько сот евро, то здесь, в русском монастыре, мне это обошлось всего лишь в 20 евро. Разница, как видно, существенная.

Было приятно столкнуться в Пантелеимоновом монастыре и с традиционным славянским гостеприимством, открытостью и радушием, а еще с родной русской речью, как в общении, так и на богослужении. На Афоне это ощущается особенно остро, поскольку практически во всех греческих монастырях на русских паломников, не владеющих греческим языком, смотрят как-то уж свысока и надменно. Это ощущается буквально во всем, особенно если с вами нет опытного переводчика.

В общем, в последнюю поездку я совершенно по-новому открыл для себя русский Афонский монастырь св. Пантелеимона. Причем, как ни странно, такое открытие сделал при помощи не российской, а греческой компании. К нашему стыду, большинство российских турагенств почему-то сознательно избегают направлять паломников в русский Афонским монастырь, рекомендуя, как правило, греческие монастыри Афона.

Ранее я это испытал на собственном примере. И чувствую теперь себя в какой-то степени обкраденным.

Ведь русский Афонский монастырь – это наше духовно-национальное сокровище, наша национальная гордость и наша духовно-культурная твердыня, хоть и нередко нами недооцениваемая в угоду моде на все иностранное.

Фото автора

Русские на Афоне

XI—XVIII века

Колокольня и главный храм Пантелеимонова монастыря

Присутствие русских иноков на Афоне достоверно относят к XI веку, ко времени царствования императора Алексея Комнина, — в обители «Ксилургу».

Согласно 2-й Кассиановской редакции Киево-Печерского Патерика, преподобный Антоний Печерский отправился на Афон ещё в княжение святого Владимира, то есть до 1015 года, и принял постриг в монастыре Эсфигмен.

15 августа 1169 года русским была передана «обитель Фессалоникийца» («Руссик»). С конца XV века московские князья и цари начали оказывать щедрую помощь русской обители и иным на Афоне, который попадает под московское покровительство. В XVII веке Руссик занимал 5-е место в афонском диптихе.

Существуют документальные свидетельства о том, что Руссик стоял в запустении в конце XVI века и в 1693 году. По рассказам, слышанным русским путешественником Василием Григоровичем-Барским в 1744 году, подобное запустение могло быть следствием следующего инцидента: «Повѣсть тамо ужасную слышахъ, от Сербовъ и Болгаровъ, и многолѣтнѣ живущыхъ Россовъ преданную, о чесомъ Греки слышати не хощутъ, глаголющи быти ложь. Иногда, древле, уже въ царствованіе Турецкое, Россійскымъ инокомъ въ монастири семъ владѣющимъ и инымъ тогожде язика, Греческимъ же подъ началомъ у ныхъ съжительствующымъ, обличиша Россы Грековъ за нѣкое творимое беззаконіе (о чесомъ не лѣтъ есть писати), оны же, больше числом сущи и не терпѣвши срамоти и обличенія, сице наущеніем дѣмонскимъ возяришася на нихъ, и сицеву брань велію сотворивши междоусобную, яко нечаянно на нихъ нападши, всѣхъ заклаша до едина, аще и отъ ныхъ многы заклашася. Прочіи же, иже осташа, боящися внѣшней казны, убѣгоша и оставиша монастирь празденъ, иже стояше пустъ чрезъ множество лѣтъ.» Далее Барский указывал, что в 1735 году «взяша его в власть свою Греки».

В XVIII веке произошёл резкий упадок как всего монашества на Афоне, так и русского в частности; к концу века Руссик, обременённый значительными долгами, практически прекратил существование.

ΧΙΧ век

В начале XIX века Руссик был заново отстроен на новом месте, на берегу моря; после греческого восстания 1821 года вновь пришёл в упадок.

В 1840-е начал заселяться паломниками из России Ильинский скит (на восточном берегу), основанный в 1757 году Паисием Величковским и до 1841 года пребывавший в полном упадке. Купцы Василий Толмачёв (в монашестве — Виссарион) и Василий Вавилов (Варсонофий) приобрели у Ватопедского монастыря келлию преподобного Антония Великого, которая в 1850 году сделалась русским Андреевским скитом с 300 исключительно русских иноков. Скит был назван в честь небесного покровителя Андрея Н. Муравьёва, немало содействовавшего устроению скита.

С половины XIX века, с развитием пароходного сообщения, начался массовый приток русского монашества на Афон, что было в значительной степени вызвано тем, что многие из российских паломников оставались на Афоне, чему Оттоманское правительство не чинило препятствий. Причём, с точки зрения российского правительства, такие насельники оставались подданными России, что обосновывалось ссылкой на 62-ю статью Берлинского трактата (1878): «право официального покровительства признаётся за дипломатическими и консульскими агентами держав в Турции» по отношению к «духовным лицам, паломникам и инокам всех наций». В 1875 году, с назначением игуменом монастыря архимандрита Макария (Сушкина), под контроль русских перешёл Пантелеимонов монастырь; однако, надежды русских монахов и правительства добиться статуса монастыря для Андреевского и Ильинского скитов не увенчались успехом; малоуспешной была и многолетняя тяжба российских грузин за права на Иверон.

А. Г. Стадницкий (впоследствии — митрополит Арсений) посетил Афон в 1885 году, будучи ещё студентом Киевской духовной академии. Впечатления о своих поездках он изложил в «Дневнике студента — паломника на Афон», который был удостоен Макарьевской премии.

Неодобрительно смотрел на массовое увлечение в России Афоном митрополит Московский Филарет (Дроздов): «О поддержании афонских монастырей забота едва ли нужна, и не обещает пользы. Сии монастыри много выносят из России денег посредством своих сборщиков. <…> И то, что русские идут на Афон иногда не по правильным побуждениям (как, например, потому, что там скорее можно получить монашество и священство) и влекут туда русские капиталы на покупку келлий и скитов и на своё содержание, не заслуживает поощрения.»

Преподобный Серафим Саровский также никого не благословлял отправляться на Афон: «Многие являлись к отцу Серафиму, просить благословение удалиться для спасения души на Афон, но старец никому благословения не давал, говоря, что там очень трудно, невыносимо скучно. Спасаться, по его мнению, всего удобнее в Православной России», говорил игумен Николо-Барковской пустыни Георгий, бывший гостинник Саровской пустыни.

14 мая 1896 года группа русских старцев-келлиотов основала «Братство русских обителей (келлий)», о чём они уведомили русского посла в Константинополе Нелидова. Объединение русских келлиотов для защиты своих интересов диктовалось, среди прочего, крайне негативной репутацией, которую они стяжали себе в России к концу XIX века (церковные и полицейские власти в России неоднократно возбуждали следствие по незаконному сбору средств афонцами и их поверенными); византист и знаток православного Востока Алексей Дмитриевский в начале XX века о злоупотребленях русских келлиотов говорил, в частности: «Среди афонских келлиотов известны имена настоящих хищников благосостояния русского народа и наглых эксплуататоров его глубокого религиозного чувства и исконного уважения к Афону. Такого рода келлиоты, хотя иногда и проживают на Афоне, но в одиночной келлии, обставляя себя всеми удобствами жизни и не выполняя ни одного из желаний своих „боголюбцев“, которых они засыпают письмами. Собираемые ими большие суммы денег отдаются нуждающимся монастырям за большие проценты, и лишь предметы церковной утвари уступаются монастырям, на землях которых они имеют келлии, чтобы последние благоволили им.»

XX век

Андреевский скит, а также иные русские поселения, в начале 1910-х был очагом имяславия и в 1913 году его насельники были с помощью русских войск выдворены в Одессу.

С переходом Афона в гражданскую юрисдикцию Греческого Королевства в ноябре 1912 года, бесконтрольному потоку русских на Афон был навсегда положен конец, что было не в последнюю очередь связано с планами российского правительства «нейтрализовать» (или аннексировать) полуостров (наряду с Константинополем) в ходе Первой мировой войны (Германия от имени Порты перекрылаДарданеллы 27 сентября 1914 года, что сделало невозможным морское сообщение с Россией).

Характерно, что в 1914—1915 годах 90 иноков Пантелеимонова монастыря были мобилизованы в армию, что породило подозрения среди греков, что русское правительство засылает на Афон под видом монахов солдат и шпионов. Официальный орган российского Святейшего Синода «Церковныя Вѣдомости» в январе 1917 года писал: «Телеграф сообщил о занятии Афона русско-французским отрядом.Оккупация эта вызвана образом действий некоторых греческих монастырей, снабжавших немецкие подводные лодки всем необходимым. 4 года и два месяца владели греки Афоном, и этот период оставил мрачные воспоминания среди русских насельников Святой Горы. Власть Эллады оказалась тяжелее власти Турции. <…> Была попытка со стороны элладского правительства уничтожить русскую почту, но попытка эта, равно как и попытка обложения русских монастырей податями, была предотвращена нашей дипломатией. Однако, провести телефон на лежащую близ Пантелеймоновского монастыря пристань Дафну греки так и не позволили русским. Особенно усилились притеснения русских монахов после того, как греки стали действовать заодно с болгарами. <…> С началом великой войны недавние враги объединились в деле притеснения русских.»

После окончания гражданской войны в России, приезд русских был практически запрещён как для лиц из СССР, так и из русской эмиграции вплоть до 1955 года. Замечательными исключением в данный период были Софроний (Сахаров) и В. А. Кривошеин (впоследствии архиепископ Московского Патриархата Василий). Последний проживал на Афоне с декабря 1925 года до сентября 1947 года, когда он был выдворен со Святой Горы гражданскими властями. Овладев греческим языком, Кривошеин сумел получить доступ к древним греческим манускриптам для их исследования.

В 1931 году Архиерейский Синод РПЦЗ создал Комитет помощи русским афонским инокам, в котором активно работал епископ Серафим (Соболев).

От 5.300 русских насельников из общего числа 12.000 в 1913 году к декабрю 1965 года осталось 62 русских монаха (все весьма преклонного возраста) из общего числа 1.491. В Андреевском скиту последний русский насельник (старец Сампсон) умер в 1972 году, после чего скит отшёл к Ватопедскому монастырю; в 1992 году там появились первые греческие монахи.

В 1960-х Московской Патриархии, благодаря усилиям председателя ОВЦС митрополита Никодима (Ротова), который, ещё будучи архимандритом, неофициально посетил Афон в феврале 1959 году, удалось добиться ограниченной отправки русских монахов в Пантелеимонов монастырь: в 1966 году прибыло 4 человека из Псково-Печерского монастыря, в 1969 году — 2 из Троице-Сергиевой Лавры.

В ноябре 1959 года Афон посетила группа участников церковных торжеств в Салониках в связи с 600-летием со дня преставления Григория Паламы (14 ноября) в составе: епископ Волоколамский Василий (Кривошеин), ректор МДА прот. К. И. Ружицкий и профессор ЛДА Н. Д. Успенский. Первая официальная делегация Московского Патриархата в составе архиепископа Никодима, архимандритаПитирима (Нечаева) и референта ОВЦС В. С. Алексеева прибыла на Афон в конце июня 1962 года. Игумен Пантелеимонова монастыря Илиан (Сорокин; † 1971) в письме от 19 сентября 1962 годаархиепископу Василию (Кривошеину), через которого Никодим поддерживал сношения и получал информацию от русской братии на Афоне, писал: «После посещения Высокопреосвященнейшего владыки Никодима греки, то есть греческое правительство, очень озлобились на нас. Все письма наши читают. Отец Давид совсем испугался, сидит и молчит, боится, что его могут арестовать.»

С начала 1970-х годов святогорское монашество стало возрождаться, а том числе русское присутствие на Афоне с 1970-х начало медленно восстанавливаться. Ситуация осложнялась тем, что значительная часть отправляемых на Афон кандидатов возвращалась в СССР по причинам нездоровья и неспособности переносить тяготы жизни в Пантелеимоновом монастыре.

В 1972 году Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен, что было первым в истории посещением Афона Всероссийским Патриархом.

Действует российское издательство «Пустынь Новая Фиваида» Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.

XXI век

Визит российского президента Владимира Путина на священную гору Афон. 9 сентября 2005 года

9 сентября 2005 года Президент России Владимир Путин посетил Афон.

28 мая 2016 года Афон во второй раз посетил президент Российской Федерации Владимир Путин. Это посещение стало частью двухдневного визита в Грецию. Вместе с ним на Афоне побывал также Патриарх Московский и всея Руси Кирилл для празднования тысячелетия присутствия русских монахов на Святой горе.

В России существует «Русское афонское общество», членами которого могут быть лица, «достигшие 18 лет, совершившие паломничество на Святую гору Афон, разделяющие уставные цели общества, ведущие достойный образ жизни». Членами общества являются многие сотрудники городской администрации Санкт-Петербурга, включая губернатора города Г.С. Полтавченко.

Русские сообщения об Афоне

Наиболее древнее описание русского паломничества по Афону, с рассказом о всех монастырях и святынях, рассказы в сопровождении рисунков, — это «Странствования Василия Григоровича-Барскаго по святым местам Востока и на Афон с 1723 по 1747 г». Самым полным описанием афонских обычаев и преданий считаются письма иеросхимонаха Сергия (Веснина) — «Письма святогорца» (1844-49 гг.). Инок Парфений (Агеев) в 1839-54 гг. жил на Афоне и написал «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Св. Земле…» — это произведение считается лучшим описанием Афона, а сам автор назван «афонским Гоголем». А. В. Дружинин писал об этой книге, как о «великой поэтической фантасмагории, переданной оригинальнейшим художником на оригинальном языке… Мы не видели ещё такого высокого таланта со времен Гоголя».

Информация взята с сайта http://ru.wikipedia.org/.

На главную